Сочинение по тексту больше всего на свете я любил музыку больше всех в ней скрябина

Тексты с егэ по русскому языку 2021 4 июнятекст 1. б.л. пастернак о музыкеисходный текст: больше всего на свете я

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (4 июня)

Текст 1. Б.Л. Пастернак о музыке

Исходный текст: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства…»

Примерный круг проблем:
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?  

Текст 2. Т. Скок про великодушие

Исходный текст: «В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир»…»

Примерный круг проблем:
1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?
2. Как проявляется величие духа?
3. Что значит быть истинно смелым?
4. Как стать великодушным?

Текст 3. Соловейчик о свободе и совести

Исходный текст: «Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения…»

Примерный круг проблем
1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»

Текст 4. К.М. Симонов о жизненных ценностях

Исходный текст: «Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева….»

Примерный круг проблем:
1. Как война раскрывает качества человека?
2. Какими должны быть жизненные цели человека?
3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?
4. Чем опасна алчность?
5. Как страх влияет на поступки человека?
6. Что важнее: материальное и духовное?
7. Чем опасно стремление к наживе?
8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?

Текст 5. Л.Н. Толстой о любви к человеку

Исходный текст: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?
2. Как нужно общаться с людьми?
3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?
4. Как полюбить человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?

Текст 6. Ю. Лотман о культурных ценностях

Исходный текст: «Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки».

Примерный круг проблем:
1. Что такое настоящие культурные ценности? 
2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?
3. Какую роль играет культура в жизни человека?
4. Есть ли незаменимые люди в культуре?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: «Что такое культурные ценности?»

Текст 7. И. Грекова о взрослении

Исходный текст: «Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет школа в жизни человека?
2. Какую роль играет школа в становлении личности?
3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?
4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?
 

Текст 8. О.К. Кожухова о детстве

Исходный текст: «Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься…»

Примерный круг проблем:

1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?
2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?
3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?
4. В чем проявляется родительская любовь?
5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?
6. Какое влияние на формирование человека оказывают впечатления, которые он получил в детстве?
7. Когда человек осознает любовь к Родине?
8. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
9. Какую роль играют родители в жизни человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: «В чем ценность воспоминаний о детстве?»

Текст 9. В.А. Солоухин о техническом прогрессе

Исходный текст: «Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней…»

Примерный круг проблем:
1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества
2. Экономил ли развитие технологий человеку время?
3. Сделала ли техника человека могущественней?

Текст 10. В.А. Солоухин об искусстве

Исходный текст: «До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека…»

Примерный круг проблем:

1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?

Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?»

Текст 11. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве

Исходный текст: «Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

Пример сочинения по тексту Ф.А. Абрамова: Какие качества должны быть воспитаны в человеке?

Текст 13. Л.Н. Толстой о любви к ближнему

Исходный текст: «Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я»

Примерный круг проблем:

1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?
2. В чем заключается радость самоотречения?
3. В чем заключается истинная доброта?
4. В чем проявляется истинное бескорыстие?
5. Чем опасен эгоизм?
6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?
7. Что представляет собой истинная любовь к людям?

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (3 июня)

Текст 1. К.Г. Паустовский «Лефортовские ночи» о войне.

Исходный текст: «Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается бесчеловечность войны? 
2. В чем заключался героизм людей в годы войны?
3. Что объединяло людей в годы войны?
4. В чем заключался главный ужас войны?
5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?
6. Как война повлияла на человека?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Что объединяло людей в годы войны?»

Текст 2. А.Н. Толстой «В кабинете редактора» (о прессе в военное время)

Исходный текст: В кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа» шло чрезвычайное редакционное заседание, и так как вчера законом спиртные напитки были запрещены, то к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется истинный патриотизм?/ Что может объединить людей перед лицом опасности?
2. Что способно объединить людей с разными взглядами?
3. В каких ситуациях особенно важно пойти на компромисс?
4. Какую роль играла/должна играть журналистика в военное время?

Текст 3. А.Н. Толстой о военной журналистике

Исходный текст: «Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио..»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играли средства массовой информации в годы войны?
2. Как война отразилась на журналистике?
3. В чем была особенность публицистики Великой Отечественной войны?
4. В чем проявлялось единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны?

Пример сочинения по тексту А.Н. Толстого «Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?»

Текст 4. Л.Н. Толстой о насилии и самосовершенствовании

Исходный текст: «Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше…»

Примерный круг проблем:
1. Чем опасно насилие?
2. Какие люди способны на насилие?
3. Что помогает сделать жизнь людей лучше?
4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему?
5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему?
6. Какова роль самосовершенствования в жизни человека?
7. Как общество может избавиться о пороков?
8. Почему насилие не способно изменить мир к лучшему?
9. В чем причины несчастий людей?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Как изменить жизнь людей к лучшему?»

Текст 5. Л.Н. Толстой о способности мыслить

Исходный текст: «Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым….»

Примерный круг проблем:
1. Что помогает человеку стать лучше?
2. Почему человеку важна способность мыслить?
3. Каково значение совести в жизни человека?
4. Как человек может познать истину?
5. Как человек может избавиться от пороков?
6. Что помогает человеку переносить трудности?
7. Почему важно самостоятельно мыслить?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?»

Текст 6. К.Г. Паустовский «Базарный Сызган…»

Исходный текст: «Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга…»

Примерный круг проблем:
1. Почему в тяжелые времена у человека обостряется любовь к родной земле?
2. Какую роль играет Родина/дом в жизни человека?
3. Как человек должен относиться к Родине?
4. Что составляет главное счастье в жизни человека?
5. Что означает/включает в себя «чувство родной страны»?
6. Как формируется любовь к родному краю?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Как человек должен относиться к Родине?»

Текст 7. В.Н. Афонин о детских воспоминаниях

Исходный текст: «Полуденный зной после сыроватой прохлады родительского дома показался даже приятным. Женька окинул взглядом опалённую солнцем безлюдную улицу.»

Примерный круг проблем:
1. Какова роль детских воспоминаний в жизни?
2. В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?
3. Чем отличается детское восприятие мира от восприятия мира взрослыми людьми? 

Пример сочинения по тексту В.Н. Афонина: «Какова роль воспоминаний о детстве?» 

Текст 8. Н.И. Батыгина об отзывчивости

Исходный текст: «На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается сила доброты?
2. Какую роль играют забота и поддержка в жизни людей?
3. Что помогает человеку пережить горе?/ сохранить силу духа?
4. Как проявляется истинная доброта?

Пример сочинения по тексту Н.И. Батыгиной: В чем проявляется доброта человека?

Текст 9. В.В. Корчагин о страхе и предательстве

Исходный текст: «Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю…»

Примерный круг проблем:
1. Как проявляется внутренний конфликт?
2. Как проявляется любовь человека к ближнему?
3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
4. Чем опасна трусость?
5. Почему люди проявляют эгоизм?
6. Что толкает человека на предательство?
7. Как страх влияет на поступки человека?
8. В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?

Пример сочинения по тексту В.В. Корчагина: «Как трудности раскрывают характер человека?»

Текст 10. Д.А. Гранин. Новый год на фронте

Исходный текст: Спустя двадцать пять лет я держал в руках письмо фронтового друга Волкова, написанное девушке по имени Женя.
«…Встречали мы Новый год 1-го января в той самой деревеньке, из которой я писал Вам первое свое письмо…»

Примерный круг проблем:
1. Какие чувства испытывает человек на войне?
2. Есть на войне место радости?
3. Какие воспоминания важны для человека?
4. В чем люди черпали силы в годы Великой Отечественной войны?

Текст 11. Ю.Я. Яковлев о силе материнской любви

Исходный текст: «У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют…»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется материнский подвиг?
2. В чем заключается сила материнской любви?
2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
3. Что такое честь?
4. В чем заключается истинная смелость?
5. В чем заключается нравственный выбор?
6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор

Пример сочинения по тексту Ю.Я. Яковлева: «В чем заключается сила материнской любви?»

Текст 12. Ю.П. Казаков об отчем доме

Исходный текст: «Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома! – Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке…»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играет Родина в жизни человека?
2. Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?

Пример сочинения по тексту Ю.П. Казакова «Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?»

Текст 13. Ю.М. Нагибин о воспоминаниях юности

Исходный текст: «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка…»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека?
2. Какую роль играет юность в жизни человека?
3. Каковы последствия упущенных возможностей?
4. Почему нужно ценить время? 

Текст 14. М.В. Глушко о горечи утраты

Исходный текст: «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту…»

Примерный круг проблем:

1. Как война повлияла на жизни людей?
2. Какую роль играла поддержка в годы Великой Отечественной войны?
3. Оправдана ли ложь во спасение?
4. В чем заключается ужас войны?
5. Для чего нужна спасительная ложь?

Пример сочинения по тексту М.В. Глушко «Для чего нужна утешительная ложь?»

Текст 15. В.М. Шукшин о Родине

Исходный текст: «Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда». 

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет Родина в жизни человека?
2. Почему человек всегда стремится вернуться на Родину?
3. Как характеризует человека его отношение к Родине?
4. Как человек должен относиться к Родине?
5. Что значит быть истинным патриотом?
6. Когда человек осознает любовь к Родине? 

Пример сочинения по тексту В.М. Шукшина: «Как проявляется любовь к Родине?»

Текст 16. К.М. Симонов о командире дивизии

Исходный текст: «Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами…»

Примерный круг проблем:
1. Что помогало людям преодолеть тяготы войны?
2. Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?
3. Какова цена ошибки на войне?
4. Почему нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?
5. Как военные действия влияли на душевное состояние людей?
6. В каких ситуациях человек с особой силой ощущает ценность жизни?
7. Какова была роль лидера в годы войны?

Пример сочинения по тексту К.М. Симонова «Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?»

Текст 17. Л.Н. Толстой о душе

Исходный текст: «Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других? – Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный»

Примерный круг проблем:
1. Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей?
2. Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело?
3. Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека?
4. Что такое совесть?
5. Какую роль играет совесть в жизни человека? /Для чего человеку нужна совесть?

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Тема: Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Цель урока: обучение учащихся написанию сочинения по картине;

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины, природы через произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации); восприятия картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Форма урока: урок развития речи.

Оборудование:

  1. Презентация Power Point;

  2. Раздаточный материал.

Ход урока:

п/п

Вид деятельности на уроке

Формирование универсальных

учебных

действий

I

Организация начала урока.

1.1.Эмоциональный настрой

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

-Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

1.2.Введение сказочного героя.

-Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто придёт к нам сегодня на урок.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)

Регулятивные: Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

II

Фонетический разбор слова «ёж».

-Молодцы, но ёжик к нам пришёл сегодня не просто так. Он хочет посмотреть как вы работаете на уроке развития речи.

Регулятивные:

планировать алгоритм действий.

III

Самоопределение темы и целей урока

1.

Актуализация знаний, постановка проблемы.

Учитель:

Весна в лесу

Отчаянные холода

Задерживают таянье.

Весна позднее, чем всегда,

Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,

И нет прохода курице.

Лицом поворотясь на юг,

Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,

Еще недели целые

Дороги сковывает лед

Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,

И снегом всё завалено.

Водою с солнцем пополам

Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху

Над грязной вешней жижицей

Застряло в сучьях наверху

И от жары не движется.

1956 Б. Пастернак

— Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок? (Ответы детей.)(Сл.1)

— Правильно, на уроке развития речи мы будем любоваться красотами родной природы; учиться наблюдать, сравнивать, переживать, передавать своё отношение к происходящим изменениям в природе; последовательно, грамотно излагать устную и письменную речь.(Сл.2)

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, планировать алгоритм действий.

Личностные: Ценить и понимать такие понятия, как «природа», «родина»…

Подготовка работы над новым материалом

1.

Знакомство с творчеством Константина Фёдоровича Юона .

Учитель: Я начала урок со стихотворения Бориса Пастернака «Весна в лесу».

Стихотворение Бориса Пастернака перекликается с картиной известного художника Константина Фёдоровича Юона (Сл.3).

Коммуникативные: Оформлять логически последовательно свои мысли, читать вслух художественные произведения, слушать и понимать других.

2.

Беседа по картинам К.Ф. Юона

Учитель: Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами репродукции картин, их электронный вариант. Картины – подлинники выставляются в музеях. Но я буду говорить именно о картинах.

-Ребята, как вы думаете, почему в картинах изображено одно и тоже время года?

-Какие краски преобладают? Каким настроением наполнены картины Юона?

(При рассматривании картины одновременно звучит музыкальная композиция.)

физминутка

Регулятивные: Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Личностные: Ценить и принимать такие понятия, как «природа», «родина»…Различать понятия «картина» — «репродукция картины».

Познавательные: Отвечать на вопросы учителя, опираясь на произведения искусств. Находить нужную информацию из собственных наблюдений. Уметь сравнивать картины, устанавливать закономерности.

IV

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.Полдень»

1.

Знакомство с репродукцией картины.

(Слайд 9 )

Учитель: запишите тему урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

(Слайд 10 – Работа над репродукцией картины)

Некоторые моменты из биографии живописца вам пригодятся при написании сочинения, внимательно послушайте.

Учитель: Итак, благодаря любви к родной природе родилась эта живописная композиция «Конец зимы. Полдень». Ребята, внимательно рассмотрите картину.

Регулятивные: соблюдать правильное оформление, запись в тетрадях.

Познавательные: Знакомиться с творчеством художника И.С. Остроухова.

Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки живописца. Уметь прослеживать связь между понятиями «природа» — «родина».

2.

Устная работа по картине.

Какую местность изобразил художник?

-Опишите подробнее, что изобразил художник?

— Как можно начать сочинение?

Как художник передал приближение весны?

— Какие краски преобладают в картине?

— Какое настроение вызывает картина?

-Что будете описывать и в какой

последовательности?

-Чем закончите сочинение?

Учитель: Ваша задача – объединить предложения и записать текст в определённой композиционной последовательности.

Регулятивные: Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Личностные: Ценить и принимать такие понятия, как «природа», «родина»…

Познавательные: Отвечать на вопросы учителя, ориентируясь на произведения искусств. Находить нужную информацию из собственных наблюдений. Ориентироваться и применять в своей речи такие понятия как «полотно, композиция, пейзаж», «цветовая гамма, оттенки цвета», «ощущение, чувство, настроение» и т.п. Уметь анализировать и составлять полные ответы на вопросы.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения об увиденном на картине.

3.

Устное составление учащимися сочинения – описания. Пересказ вслух.

Вариант сочинения:

«к.ф. Юон талантливый русский художник. В своём творчестве он любил писать зиму и весну. Много картин посвящены деревенской жизни. В своём сочинении мы буде описывать картину Юона «Конец зимы. Полдень»

Картина К.Ф. Юона переносит нас на окраину деревни. На переднем плане деревянный дом. На крыше его ещё лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора поленницы дров. Дом окружён высокими стройными берёзами. От стволов берёз на снег легли голубые тени. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик… Лыжники спешат покататься по последнему снегу.

Они остановились у забора и с интересом наблюдают за красивым петухом.

Всё залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искрится. От берёз протянулись длинные голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожки видны проталины. На крыше дома снег также подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое, светлое. Такое небо бывает ранней весной в полдень».

Познавательные: Извлекать информацию, представленную в таблице «Словарь настроений» и на картине, анализировать, сравнивать, описывать явления природы.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения об увиденном на картине.

4

Практическая работа.

Учитель: Итак, проба пера! Записываем сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» в тетрадь. По окончании работы возможна взаимопроверка в парах. Удачи вам!

(Учащиеся записывают сочинение в тетрадь)

Регулятивные: определять план выполнения задания, соблюдать алгоритм действий.

Познавательные: Уметь письменно передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Контролировать правильность и аккуратность записи.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

V

Рефлексия.

Учитель: Ребята, ёжик очень хочет узнать, понравился ли вам сегодняшний урок. У каждого из вас на столе лежит по 2 яблока. Красный цвет -понравился и вы довольны своей работой.

Жёлтый — урок для вас был не интересен, вам было скучно. Пройдите к доске и прикрепите яблоки ёжику на спину.

Коммуникативные: Понимать и воспринимать, адекватно оценивать свою работу и точку зрения другого.

VI

Итог урока. Чему учились на уроке развития речи? Что больше всего запомнилось? (Ответы учащихся) Да, мы любовались красотой нашей Родины, наступающей весной и поняли, что это время года бывает таким прекрасным и таким многообразным…

-Молодцы, спасибо за работу!

Регулятивные: уметь соотнести выполненное задание с поставленной задачей урока.

Личностные: ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства.

Раздаточный

материал

Индивидуальный прайс – лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)

Весна в лесу

Отчаянные холода

Задерживают таянье.

Весна позднее, чем всегда,

Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,

И нет прохода курице.

Лицом поворотясь на юг,

Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,

Еще недели целые

Дороги сковывает лед

Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,

И снегом всё завалено.

Водою с солнцем пополам

Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху

Над грязной вешней жижицей

Застряло в сучьях наверху

И от жары не движется.

1956 Б. Пастернак

Вариант сочинения:

«Картина К.Ф. Юона переносит нас на окраину деревни.

На переднем плане деревянный дом. На крыше его ещё лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора поленницы дров. Дом окружён высокими стройными берёзами. От стволов берёз на снег легли голубые тени. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик… Лыжники спешат покататься по последнему снегу.

Они остановились у забора и с интересом наблюдают за красивым петухом.

Всё залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искрится. От берёз протянулись длинные голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожки видны проталины. На крыше дома снег также подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое, светлое. Такое небо бывает ранней весной в полдень».

Словарная работа

Художник — известный, талантливый,

Зима — снежная, пушистая, сказочная,

Постройки — деревянные, жилые, скромные;

Снег — грязноватый, тяжёлый, рыхлый; прозрачные синие тени; блестит, переливается, поскрипывающий под ногами;

Деревья — высокие, тёмно-зелёные, дымка, окутывающая лесные дали; буро-зелёные ели; голые беспомощные берёзы,

Солнце — яркое, слепящее,

Лыжники — катающиеся на лыжах, готовящиеся к прогулке;

Куры — копающиеся в снегу, роющиеся в снегу, красный петух.

Индивидуальный прайс – лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?

Индивидуальный прайс – лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?

Индивидуальный прайс – лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?

Индивидуальный прайс – лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?


Подборка по базе: монтер пути 2р — 3р подготовка по новой программе соколов.doc, Итоги новой экономической политики. (1).pdf, Связнодисперсные системы. Образование кристаллизационно-конденса, 331 от 09.07.2021_о мерах по предупреждению распространения ново, Характеристика поведения и инвестиционных решений субъектов ЭЭР , Во что играть Для начала важно познакомить ребенка с новой игруш, конец 19 века, середина 20 века формирование новой концепции мир, Конституционное право_СВЕРИТЬ С НОВОЙ РЕДАКЦИЕЙ.pdf, «Астана — новая столица Республики Казахстан» — историческое зна, Концепция новой классификации запасов ТПИ с позиций недропользов


1   2   3   4   5   6   7

Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 5

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной — другое дело! Куда ни глянешь — море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц — счету нет! Так и заливаются на разные лады. в небе — ястребы. Да штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца — бух вниз, и зайцу

каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют. Будь у меня ружье — настрелял бы много. Не унести. Да я не охотник. Птиц страсть как люблю.
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Отглагольные существительные широко используются как термины в языке науки и техники.

2) Текст содержит лексику с ярко выраженной стилистической окраской. К данной группе относятся разговорные и просторечные слова (бух, каюк, шныряют, страсть)

3) Научные произведения требуют логичности в изложении. Поэтому в данном тексте преобладают интеллектуальные элементы языка: научная и техническая терминология.

4) Требование точности, стремление избежать неверных толкований текста приводит к тому, что в официально-деловой речи особую роль играют имена существительные (красота, море, цветы, птицы, небо и т.д.)

5) Текст относится к разговорному стилю, так как основной функцией разговорной речи является общение. Для такой речи свойственны непосредственность, неподготовленность, а также чувственно-конкретизированный характер общения.
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, которое должно стоять на месте пропуска в тринадцатом предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в

шестнадцатом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КАЮК, -а́, м.

1. КАЮК1устар. небольшая плоскодонная лодка с двумя вёслами. Лодки зовут каюками, похожи они на пироги — помните, у индейцев? — борт крутой, нос загнутый. Песков, Шаги по росе.

2. устар. одномачтовое парусно-гребное судно для перевоза грузов на реках. Накаюкебылинагруженытяжестиартиллерийскогоиинженерного парков; на нем же и на трех лодках были помещены 10 матросов, 6 стрелков и 6 сапер. Е. Саранчов, «Хивинская экспедиция 1873 года».

3. КАЮ́К2в знач. сказ. Прост. Конец, гибель. — Спрятаться мне некуда. А если бы и было куда, — нельзя. Сразу все поймут, и тебе — каюк, а с тобой и другим. Фадеев, Молодая гвардия.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

послАла откУпорил пломбИровать некролОг низведЁн
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.

На железной дороге действуют ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ тарифы на перевозку грузов.

ПОДПИСИ на документе поставили менеджер и покупатель.

На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.

В этой ГОРИСТОЙ местности прячутся глубокие тёмные пропасти.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять апельсинов пара носков ляжьте на пол свыше ста километров пара туфель
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с однородными членами 1) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, заслуживают уважения.
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью 2) Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить и уважать друзей.
В) ошибка в употреблении формы числительного 3) Меня спросили о том, что знаешь ли ты, какой вред никотин наносит окружающим.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Когда кошке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-то поспать.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 5) Этой пятёрке, полученной мною впервые в жизни, я обрадовался очень сильно.
6) Все, кто посетил вернисаж, был поражён картиной молодого художника.
7) Уже несколько часов все три всадника ехали молча.
8) Родители непременно должны понимать и сопереживать своим детям.
9) Трое первоклассниц весело бежали в школу.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная

чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) экзаменатор, парадоксальный, поласкать (кошку) 4) неприкосновенность, разбираться, заря

2) возгорание, сочетание, растение 5) офицерский, провинциальный, заморозить

3) филармония, реставрировать, безотлагательный
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)на..пись, пре..лог, по…жать 4) под..грать, под..тожить, без…нтересный

2)пр..способиться, пр..митивный, пр…большой 5)бе..дарно, бе..пристрастный, ра…писка

3)ра..ползаться, ра..шифровать, ра…валить
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)израсход..вать, пришёпт..вать 3) преодол..вать, черешн..вый

2) рассыпч..тый, (повернуть) влев.. 4) сиренев..тый, алюмини..вый 5)удоста..вать, милост..вый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) знач..щиеся по списку, выкач..нная (вода) 4) люб…щий, завис..щий

2) колыш..щегося (от ветра), (капли) брызж..т 5) вытерп..шь, рекоменду..мый

3) бумаги отыщ..тся, засвищ..т соловьи
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Многие рукописи (не)расшифрованы.

В почве (не)достает питательных веществ.

Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

(Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

Лишь на какую-то долю секунды можно было увидеть заросли можжевельника, едва (не) затопленные водой, и крупные листья осин.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ПРИ (ЧЁМ) тут Серёжа? (КАК) БУДТО никто, кроме него, не мог взять книгу!

(В) ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег – (НА) УТРО пришлось расчищать сугробы во дворе.

Вернер должен был настоять на том, ЧТО (БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО) ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.

Студентка выбрала эту тему реферата, ЧТО (БЫ) лучше узнать историю знаменитого собора, и (В) ТЕЧЕНИЕ месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы.

(НА) СЧЕТ предстоящей работы мы не говорили (ПО) ПРИЧИНЕ нехватки времени.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) По-разному на одном и том же языке говорят жители разных местностей и представители разных профессий и люди разного возраста.

2) Хозяйка дома украшала вышивкой обивку кресел и стульев и скатерти.

3) В лаборатории была разработана как основная методика так и инструментарий проведения эксперимента.

4) Осинник затушёван светлой зеленью и на его фоне бело-розовыми пятнами выделяются молодые берёзы.

5) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (1) классицизм (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в каждой стране (4) своими особенностями.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Космическая эра началась (1) может быть (2) тогда, когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что человек может полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу её полета (3) именно (4) К.Э. Циолковский.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ранним утром(1) когда все спали(2) я вышел на цыпочках из душной избы(3) и как будто не в палисаднике оказался(4) а вышел в тихую(5) неизъяснимой прозрачности воду.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Из конюшни каждый вечер звучали мелодические призывы(1) и мальчик стремился туда(2) где запах конюшни смешивался с ароматом сухой травы(3) и где лилась плавная мелодия.
21. Найдите предложения, в которых

двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Николай Сергеевич и его жена впервые в жизни приехали в Абхазию из Москвы и жили на летней даче художника Андрея Таркилова, который редко бывал здесь.

(2)Под крышами крестьянских домов, мимо которых они проходили к морю, лепились ласточкины гнёзда. (3)Странно, но под крышей дачи не было ни одного гнезда, хотя дом был выстроен более десяти лет назад. (4)Старый сельский учитель так объяснял это:

(5)- Андрей здесь редко бывает, а ласточки вьют гнёзда под крышей человеческого дома: они ищут у него защиты.

(6)И вот жена Николая Сергеевича как-то раз сказала, что для неё было бы счастьем проснуться под щебет ласточек. (7)И он вдруг ответил, что это можно устроить: надо попросить у старого учителя разрешения перенести одно ласточкино гнездо из-под крыши его дома к себе. (8)В глазах учителя мелькнул суеверный ужас, но он был очень патриархальным человеком: надо гостю подарить то, что просит. (По Ф. Искандеру.)
Прочитайте текст и выполните задания 22–275

(1)Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. (2)Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. (3)К его возвращенью я был учеником одного поныне здравствующего композитора. (4)Мне оставалось еще только пройти оркестровку. (5)Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно жизни вне музыки я себе не представлял. (6)Но у меня не было абсолютного слуха. (7)Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. (8)Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. (9)Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. (10)Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. (11)Но музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что было самого суеверного и самоотречённого во мне, и потому всякий раз, как за каким-нибудь вечерним вдохновеньем окрылялась моя воля, я утром спешил унизить её, вновь и вновь вспоминая о названном недостатке.

(12)Тем не менее у меня было несколько серьезных работ. (13)Теперь их предстояло показать моему кумиру. (14)Устройство встречи, столь естественной при нашем знакомстве домами, я воспринял с обычной крайностью. (15)Первую вещь я играл ещё с волнением, вторую — почти справясь с ним, третью — поддавшись напору нового и непредвиденного.(16) Случайно взгляд мой упал на слушавшего.

(17) Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом – брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменения мелодии неуловимыми изменениями улыбки, поплыл ко мне по её ритмической перспективе.

(18)Всё это ему нравилось. (19)Я поспешил кончить. (20)Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать своё слово. (21)В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлекший. (22)Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный.

(23)Полагаясь на превратность гаданья, я задумал надвое. (24)Если на признанье он возразит мне: «Боря, но ведь этого нет и у меня», тогда — хорошо, тогда, значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. (24)Если же речь в ответ зайдёт о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, — но я уже приступал к тревожному предмету и, перебитый на полуслове, уже глотал в ответ:

(25)»Абсолютный слух? (26)После всего, что я сказал вам? (27)А Вагнер? (28)А Чайковский? (29)А сотни настройщиков, которые наделены им?»

(30)Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать. (31)Он справился о моём образовании и, узнав, что я избрал юридический факультет за его легкость, посоветовал немедленно перевестись на философское отделение историко-филологического, что я на другой день и исполнил.

(32)Пока он говорил, я думал о происшедшем. (33)Сделки своей с судьбою я не нарушал. (34)О худом выходе загаданного помнил. (35)Развенчивала ли эта случайность моего кумира? (36)Нет, никогда, — с прежней высоты она подымала его на новую. (37)Отчего он отказал мне в том простейшем ответе, которого я так ждал? (38)Это его тайна. (39)Когда-нибудь, когда уже будет поздно, он подарит меня этим упущенным признаньем. (40)Как одолел он в юности свои сомненья? (41)Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту.

(42)Я шел переулками, чаще надобности переходя через дорогу. (43)Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. (44)Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой. (По Б.Л. Пастернаку*)
* Борис Леонидович Пастернак (1890 — 1960) – русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)После встречи с кумиром, который прослушал три вещи поэта, автор посвятил свою жизнь музыке.

2) Слушая Пастернака, наставник стал хвалить поэта, говоря, что ему «в музыке дано сказать своё слово».

3) Кумир говорил о том, что надо импровизировать, что надо посвятить себя музыке.

4)Наставник посоветовал Пастернаку перейти с философского отделения историко-филологического факультета на юридический факультет.

5) Мир музыки, который казался Пастернаку «навсегда прирождённым», изменился, растаял, и желание посвятить себя музыки постепенно ушло.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 5-6 представлено рассуждение.

2) В предложении 12-16 представлено описание.

3)В предложениях 15-16 представлено повествование.

4)В предложении 38 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 37.

5) Предложения 43-44 противопоставлены по содержанию предложению 42.
24. В предложениях 7-9 найдите фразеологизм и выпишите его.
25. Среди предложений 12–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия времени и личногоместоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. Своё рассуждение Б.Л.Пастернак начитает с такого стилистического приёма, как (А) ________ (предложение 1), что позволяет ему поделиться с читателем тем, что ему дорого. Однако музыка не была для писателя его судьбой, о чём свидетельствует лексическое средство (Б) _____ (предложение 9). В начале текста поэт говорит о вечернем занятии музыкой, а затем, уже в конце своего рассуждения, делится переживаниями после беседы с кумиром, используя троп (В) _________ («окрылялась моя воля» в предложении 11, «таял и надламывался мир» в предложении 42, «рву с музыкой» в предложении 44). Размышляя о происшедшем, Пастернак задаётся вопросами, ищет на них ответы. В этом ему помогает стилистический приём (Г) ________ (предложения 35-41)

Список терминов:

1)лексический повтор 4)метафора 7)перифраз
2)книжная высокая лексика 5) инверсия 8) риторическое восклицание
3) анафора 6) литота 9) вопросно-ответное единство

1   2   3   4   5   6   7

  • Сочинение по тексту астафьева одно желание было у бориса
  • Сочинение по тексту астафьева в клетке зоопарка токовал глухарь
  • Сочинение по рассказу сашка
  • Сочинение по рассказу свеча горела майк гелприн
  • Сочинение по рассказу светлана