Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайлович

12.11.21.д.з. выполните задания 1-26 тренировочного варианта егэ часть 1 . ответы пишите на двойных листах. работу выполняйте самостоятельно!!!! оценки

 12.11.21.

Д.з. Выполните задания 1-26 тренировочного варианта ЕГЭ (часть 1) . Ответы пишите  на двойных листах. РАБОТУ ВЫПОЛНЯЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!! Оценки в журнал ставиться не будут! 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Человек осуществляет себя и
утверждает делом. <…> выбор
дела — это выбор судьбы. Путь
к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в
одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что
должен сделать ты сам.

С младых лет должно усвоить, что
иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё,
что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий
вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

Работа имеет высший смысл — это путь
по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни.
Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его
отношения к труду.

(По Ю. В.
Бондареву)

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)Яркая экспрессия повелительного
наклонения позволяет привлечь внимание читателя, потому что повелительные формы
глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций:
не живите, делайте.

2) Парцелляция способствует акцентированию
внимания читателя на главном в изображаемом, усиливает эмоциональное
воздействие текста на него (например: Ибо
никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам).

3) В тексте использованы
фразеологизмы, устойчивые словосочетания, что служит выразительности речи, её
образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, автор придает
тексту эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. (например: за чужим столом, путь к величию человека,
свои возможности).

4) Основной функционально-смысловой
тип речи текста – повествование, которое помогает наглядно представить
действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

5) Публицистический стиль позволяет
автору прямо, открыто выразить свою мысль: труд составляет высший смысл
человеческой жизни.

2. Самостоятельно подберите наречие причины, которое должно стоять на
месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором
это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению
в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПУТЬ, -и,
путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, муж.

1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п.
Горные пути. Расчистить п.
(также перен., кому (чему): дать возможность
свободно действовать, развиваться). Куда
п. держите? (куда направляетесь?).

2. Место, линия в пространстве, где
происходит передвижение, сообщение. Воздушные
пути. Водные пути. Пути сообщения (железнодорожные, автомобильные, воздушные,
водные).

3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П.
открыт
(о соответствующем сигнале светофора, семафора).

4. То же, что дорога (во 2, 3 и 4
знач.). Жизненный п. (перен.: жизнь
человека). Сбиться с пути (также
перен.). В последний п. провожать кого-н.
(перен.: хоронить; высок.). Стоять
поперёк пути кому-н. или на пути у кого-н.
(также перен.: служить
препятствием, мешать кому-н.). Счастливого
пути! и счастливый п.!
(прощальное пожелание уезжающему, уходящему). Во время пути. В пути кто-н. (едет или
идёт, направляется куда-н.). Наш п. лежит
на север. Не ищет лёгких путей кто-н.
(перен.: не боится трудностей). Идти своим путём (также перен.: никому
не подражая, действуя самостоятельно). П.
развития. Направить на п. истины. Действовать мирным путём
.

5. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке
будет п.

6. путём, предл. с род. Посредством,
при помощи чего-н. Решить задачу путём
сложных вычислений. Добиться своего путём обмана.

7. только мн. Орган
в виде канала, в котором совершается какая-нибудь деятельность (спец.). Дыхательные пути. Пищеварительные пути.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите
это слово.

сверлИшь         снятА           бородАм               кровоточИла           премИровать

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.

1) Научный эксперимент начнётся
только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.

2) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе
оказывает благотворное влияние на человека.

3) После болезни у меня разыгрался
ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

4) Без современных оптических
приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и
СКРЫТНЫЙ зверь.

5) Венецианская штукатурка способна
передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение,
игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в
феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

7. В одном
из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку
и запишите слово правильно.

более красивый                   пара чулков                     менее семидесяти
пяти рублей      

                           поезжайте
завтра                                               лягте (на пол)

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении

предложения с деепричастным оборотом

1) Когда в сознании писателя рождается книга, он
испытал  чувство приближающегося
неизвестного счастья.

Б) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных форм

2) Книга не только имеет познавательную ценность, но и
большое воспитательное значение.

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Оставшись в одиночестве, наконец-то появилась
возможность собраться с мыслями.

Г) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом

4) Консул представил меня, и мы вошли в комнату,
расположенную справа от небольшой полутёмной прихожей.

Д) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

5) По завершении
эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

6) Многие из тех, кто знал
Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

7) Десять бойцов переплывало реку на надувной лодке.

8) Миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину.

9) Согласно приказа в больнице ввели карантин.

9. Укажите варианты ответов, в
которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся
гласная корня. Запишите номера ответов.

1) загорелый, расстелить, занять                          4) макать (хлеб), протирать,
собирать

2) этикетка, тревожиться, побледневший                     5) проявляющийся,
разуверять, сочетание

3) пожалеть, хранитель, действительный

10. Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.

1) нед..верчивый, пр…бабушка, п…дписать                             4) бе..ценный, не..гибаемый,
чере…чур

2) не..скусный, дез…нфекция, контр…гра                                 5) в..ются,
видеос..ёмка, в…юга

3) пр..воз, пр…думать, пр…школьный

11. Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.

1)  перекра..вающий,
подпрыг…вающий             3)  черешн..вый, ливн…вый

2)  удоста..вая,
локт…вой                4) 
дешёв..нький, син…ватый         5)
створч…тый, бревенч…тый

12. Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.

1) много знач..щий для меня, санки ещё
послуж..т     4) демонстранты маш..т
флагами, тащ..щий в гору

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны                                5) родители
науч..т, завис…щий

3) бормоч..щий во сне, колыш…щиеся
(деревья)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мои друзья (не)досыпали вместе со
мной, заканчивая сборку модели.

На уставших от зимы деревьях ещё (не)
распустились почки.

Долина, ещё (не)озаряемая солнцем,
лежит в дымке тумана.

В окна, (не)занавешенные шторами,
вливался холодный свет луны.

Такая речь, отнюдь (не)лишённая
смысла, озадачила Ивана.

14.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С) НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперёд, (ЧТО)
БЫ
не остаться во тьме.

(КАК) БЫ вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы
несколько раз остановитесь, (ЧТО) БЫ взглянуть на лес по ту сторону
реки.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне
лишь одному я пользы ожидаю, то. признаюсь, ЗА (ТО) охотнее берусь.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть присутствующим
предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В) СЛЕДСТВИЕ
наводнения.

ЧТО (БЫ) такое придумать, ЧТО (БЫ) не
пойти сегодня в школу?

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 60-70-е годы XVIII века в России
начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому
памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно
кричали коростели или какие-то другие птицы.

2) Шашку можно передвигать только
вперёд и только на одну клетку по диагонали.

3) Для праздничной иллюминации
использовались как электрические гирлянды так и фонари.

4) Приезжий сбросил на лавку потёртую
армейскую шинель и все узнали в солдате Митьку.

5) Оба слишком оживлённо и
естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда
(1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею
(4) слова.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как
известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё
богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил
начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые
.

Мне стало ясно(1)по каким тропинкам
бродит зверёк(2) куда он уходит (3) и чем промышляет.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые
.

Он [Жухрай] стоял прислушиваясь(1) и
(2)когда луна выскользнула из-за туч(3)и стала видна дорога(4)он оглядел её
внимательно (5) и обернулся к Павлу (Н. Островский).

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в
соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих
предложений
.

(1)Для всех странников, для всех
любителей природы: ветра, неба, душистых трав и бездонной воды – Паустовский
открыл страну со сказочно древним названием Мещера.

(2)Зимними вечерами, когда в окошко
стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе
подступят ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг:
падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева.
(3)Увидишь вдруг: стоят в поле копны сена, светятся на солнце болотные кочки с
крупной дробью созревших ландышей; луна, разбитая на осколки рыбьим хвостом,
отражается в реке; черного цвета озера, грибы с телячью голову, птицы, названия
которых не знаешь. (4)Тушишь лампу и даешь себе слово: вот как растает — сразу
туда…         (По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания
22–27

(1)На фотографии Иван Михайлович
кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану
Михайловичу.

(3)В пятиместной палате койка его
стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4) И если кто-либо обращал
внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как
говорится, одним больным на свете и поменьше…». (5)Сам он после операции мог
лежать в постели три-четыре дня. (6)Остальные проводил в заботах о соседях.
(7)Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой
повязке. (8)Ухаживал за ним, как нянечка. (9)И всем другим в палате помогал:
умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит,
грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. (10)Благодаря
Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. (11)Войду в палату — он теперь
улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (12)Раньше такой
общительности за ним не замечалось.

(13)Всё же пришел тот день, когда
долго не занятая в палате койка понадобилась. (14)На нее положили молодого
мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (15)Он куда-то
торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под
колесо. (16)Раздробленную голень пришлось ампутировать. Иван Михайлович весь
остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.

(17)— У нас пополнение… (18)Вот
Володя поступил, несчастье-то какое произошло… — нарушил тишину Иван
Михайлович.

(19)Повязка на лице Ивана Михайловича
сбилась, глаза выражали усталость. (20)Остальные лежали молча, уткнувшись
головой в подушку. (21)Алеша забыл поприветствовать меня. (22)А Володя словно
застыл. (23)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал.
(24)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.

(25)Я говорила слова утешения,
призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (26)Называла имена
известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней,
рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой
Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни.
(27)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (28)Еле слышно
ответил: «Что делать, на протезе ходить буду…»

(29)Теперь уже не могу вспомнить
точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя.
(30)Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили
ему. (31)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (32)Иван
Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (33)Глаза его с лукавой
хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». (34)Я смотрела и любовалась.
(35)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.

(36)Опираясь ладонями на край
накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой
(трогательный намек на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и
мудрые:

(37)— Что я Володе-то говорю.
(38)Живой остался, вот и ладно. (39)Парень молодой, собой пригожий,
специальность есть и морская, и земная. (40)Протезы ноне делают, паря, — от
здоровой ноги не отличишь. (41)Летом приедешь к нам в Устюг Великий.
(42)Отдохнуть у нас можно. (43)А невесты-то у нас до того хороши, что нигде
таких, паря, нету…

(44)— Иван Михайлович все верно
говорит. (45)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни… (46)А жениться к
Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь,
добавил Володя.

(47)Чтобы вот так улыбнулся он,
сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. Он поверил
в себя снова. (48)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей
оказаться рядом с Иваном Михайловичем.            (По Н.И. Батыгиной*)

*Надежда Ивановна Батыгина
(1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите
номера ответов.

1) Доброта Ивана Михайловича
проявляется в его поступках: основа её – в любви к людям.

2) Алёша заботился о соседях по
палате, словно они были его родными людьми, радовался, когда они
выздоравливали.

3) Рассказчица, наблюдая за
поступками Ивана Михайловича, приходит к выводу: он заставляет людей поверить в
себя.

4) Володя так и не смог справиться с
трагедией, произошедшей с ним: морально он был раздавлен.

5) Рассказчица старалась изменить
настроение Алёши, молодого моряка, после аварии: говорила слова утешения,
призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов.

1) В предложениях 8-9 представлено
повествование.

2) Предложения 23-24 поясняют
предложение 22.

3) В предложениях 36-43 представлено
описание.

4)В предложениях 25-27 перечислены
происходящие друг за другом события.

5) В предложениях 47-48 содержится
повествование.

24. Из предложений 3 — 6 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с
предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а)
этого(-их) предложения(-ий).

26. В
произведении Н.И.Батыгиной рассказывается об удивительном человеке – Иване
Михайловиче. Её добрые воспоминания о нём описаны с помощью тропа (А) _____ (предложение 2). Этот
отзывчивый человек не может пройти мимо чужой беды, помогая всем, кто вместе с
ним находится в больничной палате. О его заботе свидетельствует такой троп, как (Б)______ (предложение 8:
«ухаживал… как нянечка»), и синтаксическое
средство
(В) _______ (предложение 9). Используя троп (Г) _______ («восстановленного
покоя», «трогательный намёк»), автор
рисует изменения, которые произошли с Володей благодаря заботе Ивана
Михайловича.

Список терминов:

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (4 июня)

Текст 1. Б.Л. Пастернак о музыке

Исходный текст: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства…»

Примерный круг проблем:
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?  

Текст 2. Т. Скок про великодушие

Исходный текст: «В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир»…»

Примерный круг проблем:
1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?
2. Как проявляется величие духа?
3. Что значит быть истинно смелым?
4. Как стать великодушным?

Текст 3. Соловейчик о свободе и совести

Исходный текст: «Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения…»

Примерный круг проблем
1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»

Текст 4. К.М. Симонов о жизненных ценностях

Исходный текст: «Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева….»

Примерный круг проблем:
1. Как война раскрывает качества человека?
2. Какими должны быть жизненные цели человека?
3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?
4. Чем опасна алчность?
5. Как страх влияет на поступки человека?
6. Что важнее: материальное и духовное?
7. Чем опасно стремление к наживе?
8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?

Текст 5. Л.Н. Толстой о любви к человеку

Исходный текст: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?
2. Как нужно общаться с людьми?
3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?
4. Как полюбить человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?

Текст 6. Ю. Лотман о культурных ценностях

Исходный текст: «Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки».

Примерный круг проблем:
1. Что такое настоящие культурные ценности? 
2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?
3. Какую роль играет культура в жизни человека?
4. Есть ли незаменимые люди в культуре?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: «Что такое культурные ценности?»

Текст 7. И. Грекова о взрослении

Исходный текст: «Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет школа в жизни человека?
2. Какую роль играет школа в становлении личности?
3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?
4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?
 

Текст 8. О.К. Кожухова о детстве

Исходный текст: «Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься…»

Примерный круг проблем:

1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?
2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?
3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?
4. В чем проявляется родительская любовь?
5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?
6. Какое влияние на формирование человека оказывают впечатления, которые он получил в детстве?
7. Когда человек осознает любовь к Родине?
8. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
9. Какую роль играют родители в жизни человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: «В чем ценность воспоминаний о детстве?»

Текст 9. В.А. Солоухин о техническом прогрессе

Исходный текст: «Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней…»

Примерный круг проблем:
1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества
2. Экономил ли развитие технологий человеку время?
3. Сделала ли техника человека могущественней?

Текст 10. В.А. Солоухин об искусстве

Исходный текст: «До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека…»

Примерный круг проблем:

1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?

Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?»

Текст 11. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве

Исходный текст: «Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

Пример сочинения по тексту Ф.А. Абрамова: Какие качества должны быть воспитаны в человеке?

Текст 13. Л.Н. Толстой о любви к ближнему

Исходный текст: «Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я»

Примерный круг проблем:

1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?
2. В чем заключается радость самоотречения?
3. В чем заключается истинная доброта?
4. В чем проявляется истинное бескорыстие?
5. Чем опасен эгоизм?
6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?
7. Что представляет собой истинная любовь к людям?

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (3 июня)

Текст 1. К.Г. Паустовский «Лефортовские ночи» о войне.

Исходный текст: «Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается бесчеловечность войны? 
2. В чем заключался героизм людей в годы войны?
3. Что объединяло людей в годы войны?
4. В чем заключался главный ужас войны?
5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?
6. Как война повлияла на человека?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Что объединяло людей в годы войны?»

Текст 2. А.Н. Толстой «В кабинете редактора» (о прессе в военное время)

Исходный текст: В кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа» шло чрезвычайное редакционное заседание, и так как вчера законом спиртные напитки были запрещены, то к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется истинный патриотизм?/ Что может объединить людей перед лицом опасности?
2. Что способно объединить людей с разными взглядами?
3. В каких ситуациях особенно важно пойти на компромисс?
4. Какую роль играла/должна играть журналистика в военное время?

Текст 3. А.Н. Толстой о военной журналистике

Исходный текст: «Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио..»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играли средства массовой информации в годы войны?
2. Как война отразилась на журналистике?
3. В чем была особенность публицистики Великой Отечественной войны?
4. В чем проявлялось единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны?

Пример сочинения по тексту А.Н. Толстого «Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?»

Текст 4. Л.Н. Толстой о насилии и самосовершенствовании

Исходный текст: «Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше…»

Примерный круг проблем:
1. Чем опасно насилие?
2. Какие люди способны на насилие?
3. Что помогает сделать жизнь людей лучше?
4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему?
5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему?
6. Какова роль самосовершенствования в жизни человека?
7. Как общество может избавиться о пороков?
8. Почему насилие не способно изменить мир к лучшему?
9. В чем причины несчастий людей?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Как изменить жизнь людей к лучшему?»

Текст 5. Л.Н. Толстой о способности мыслить

Исходный текст: «Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым….»

Примерный круг проблем:
1. Что помогает человеку стать лучше?
2. Почему человеку важна способность мыслить?
3. Каково значение совести в жизни человека?
4. Как человек может познать истину?
5. Как человек может избавиться от пороков?
6. Что помогает человеку переносить трудности?
7. Почему важно самостоятельно мыслить?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?»

Текст 6. К.Г. Паустовский «Базарный Сызган…»

Исходный текст: «Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга…»

Примерный круг проблем:
1. Почему в тяжелые времена у человека обостряется любовь к родной земле?
2. Какую роль играет Родина/дом в жизни человека?
3. Как человек должен относиться к Родине?
4. Что составляет главное счастье в жизни человека?
5. Что означает/включает в себя «чувство родной страны»?
6. Как формируется любовь к родному краю?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Как человек должен относиться к Родине?»

Текст 7. В.Н. Афонин о детских воспоминаниях

Исходный текст: «Полуденный зной после сыроватой прохлады родительского дома показался даже приятным. Женька окинул взглядом опалённую солнцем безлюдную улицу.»

Примерный круг проблем:
1. Какова роль детских воспоминаний в жизни?
2. В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?
3. Чем отличается детское восприятие мира от восприятия мира взрослыми людьми? 

Пример сочинения по тексту В.Н. Афонина: «Какова роль воспоминаний о детстве?» 

Текст 8. Н.И. Батыгина об отзывчивости

Исходный текст: «На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается сила доброты?
2. Какую роль играют забота и поддержка в жизни людей?
3. Что помогает человеку пережить горе?/ сохранить силу духа?
4. Как проявляется истинная доброта?

Пример сочинения по тексту Н.И. Батыгиной: В чем проявляется доброта человека?

Текст 9. В.В. Корчагин о страхе и предательстве

Исходный текст: «Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю…»

Примерный круг проблем:
1. Как проявляется внутренний конфликт?
2. Как проявляется любовь человека к ближнему?
3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
4. Чем опасна трусость?
5. Почему люди проявляют эгоизм?
6. Что толкает человека на предательство?
7. Как страх влияет на поступки человека?
8. В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?

Пример сочинения по тексту В.В. Корчагина: «Как трудности раскрывают характер человека?»

Текст 10. Д.А. Гранин. Новый год на фронте

Исходный текст: Спустя двадцать пять лет я держал в руках письмо фронтового друга Волкова, написанное девушке по имени Женя.
«…Встречали мы Новый год 1-го января в той самой деревеньке, из которой я писал Вам первое свое письмо…»

Примерный круг проблем:
1. Какие чувства испытывает человек на войне?
2. Есть на войне место радости?
3. Какие воспоминания важны для человека?
4. В чем люди черпали силы в годы Великой Отечественной войны?

Текст 11. Ю.Я. Яковлев о силе материнской любви

Исходный текст: «У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют…»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется материнский подвиг?
2. В чем заключается сила материнской любви?
2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
3. Что такое честь?
4. В чем заключается истинная смелость?
5. В чем заключается нравственный выбор?
6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор

Пример сочинения по тексту Ю.Я. Яковлева: «В чем заключается сила материнской любви?»

Текст 12. Ю.П. Казаков об отчем доме

Исходный текст: «Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома! – Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке…»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играет Родина в жизни человека?
2. Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?

Пример сочинения по тексту Ю.П. Казакова «Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?»

Текст 13. Ю.М. Нагибин о воспоминаниях юности

Исходный текст: «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка…»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека?
2. Какую роль играет юность в жизни человека?
3. Каковы последствия упущенных возможностей?
4. Почему нужно ценить время? 

Текст 14. М.В. Глушко о горечи утраты

Исходный текст: «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту…»

Примерный круг проблем:

1. Как война повлияла на жизни людей?
2. Какую роль играла поддержка в годы Великой Отечественной войны?
3. Оправдана ли ложь во спасение?
4. В чем заключается ужас войны?
5. Для чего нужна спасительная ложь?

Пример сочинения по тексту М.В. Глушко «Для чего нужна утешительная ложь?»

Текст 15. В.М. Шукшин о Родине

Исходный текст: «Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда». 

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет Родина в жизни человека?
2. Почему человек всегда стремится вернуться на Родину?
3. Как характеризует человека его отношение к Родине?
4. Как человек должен относиться к Родине?
5. Что значит быть истинным патриотом?
6. Когда человек осознает любовь к Родине? 

Пример сочинения по тексту В.М. Шукшина: «Как проявляется любовь к Родине?»

Текст 16. К.М. Симонов о командире дивизии

Исходный текст: «Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами…»

Примерный круг проблем:
1. Что помогало людям преодолеть тяготы войны?
2. Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?
3. Какова цена ошибки на войне?
4. Почему нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?
5. Как военные действия влияли на душевное состояние людей?
6. В каких ситуациях человек с особой силой ощущает ценность жизни?
7. Какова была роль лидера в годы войны?

Пример сочинения по тексту К.М. Симонова «Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?»

Текст 17. Л.Н. Толстой о душе

Исходный текст: «Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других? – Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный»

Примерный круг проблем:
1. Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей?
2. Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело?
3. Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека?
4. Что такое совесть?
5. Какую роль играет совесть в жизни человека? /Для чего человеку нужна совесть?

Сведения о 52-м выпуске студентов Казанской Духовно Академии, воссозданной в 1846 г.
Источник: архивный документ ГБУ «НА РТ» 10-1-11082.

Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичАлексий (Лев Иванович Тарасенко) (иеродиакон – зачеркнуто), монах, сын дворянина Ивана Тарасенко из Харьковской губ., 32 г., р. 1879 г. 10 февраля.
Сочинение «Св. Ап. Павел как идеал пастыря – миссионера».
Посему на основании параграфов 137-140 и 81 лит. б. п. 10 Устава Православных Духовных Академий, удостоен Советом Академии звания Действительного студента утвержден в оном Высокопреосвященнейшим Иаковом, Архиепископом Казанским и Свияжским, 29 июня 1911 г.
Казань. 15 ноября 1911 Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичАнфим (Димов) иеродиакон, сын болгарина, жителя селения Домянова Петко Димова из Севлиевской околии (в Болгарии – зачеркнуто), 31 г., р. 1879 г. 4 октября.
Сочинение: «Рыльский монастырь и его значение для Болгарии».
Удостоен степени кандидата богословия. Без предоставление ему права преподавания в русских духовных учебных заведениях, как иностранному уроженцу, не принявшему присяги на русское подданство и отучившемуся в русской духовной академии в целях подготовления его к служению православной церкви, духовного просвящения на своей родине. (Указ Св.-Синода 17 июня 1905 г. № 6085). Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичАфанасьев Владимир Васильевич, сын священника Василия Афанасьева из Вятской губ., 26 л., р. 1885 г. 7 апреля.
Сочинение: «Нравственное учение, раскрываемое в Пятикнижии Моисея».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичАфонский Петр Васильевич, сын почетного гражданина Петра Афонского из Тверской губ., 24 г., р. 1887 г. 1 мая.
Сочинение: «Идея Мессии в Ветхом Завете (в период великих и малых пророков)».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичБеляев Александр Александрович, сын диакона Беляева Александра из Костромской губ., 25 л., р. 1886 г. 28 февраля.
Сочинение: «Значение религии в деле воспитания».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичБажинов Михаил Алексеевич, сын фельдфебеля Алексея Бажинова из Терской обл., 26 л., р. 1884 г. … февраля.
Сочинение: «Ктиторское право в древне русской церкви».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.
Разночтения. На выпускном фото в отличии от диплома указана фамилия Божинов. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичВасильев Анатолий Апполонович, сын псаломщика Аполлона Васильева Томской губ., 24 г., р. 1886 г. 3 ноября.
Сочинение: «Влияние Византии на церковную и гражданскую жизнь русского государства в домонгольский период».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичВеселовский Иван Петрович, сын священника Петра Веселовского из Олонецкой губ., 26 лет, р. 1885 г. 20 февраля.
Сочинение: «Пастырство по учению Св. Ап. Павла в его пастырских посланиях».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичВиноградов Александр Григорьевич, сын священника Григория Виноградова из Самарской губ., 23 г., р. 1887 г. 30 июля.
Сочинение: «Отношение правительства к материальному обеспечению духовенства в царствование Императора Александра II».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичГеоргиевский Федор Алексеевич, сын псаломщика Алексея Георгиевского Владимирской губ., 36 лет, р. 1875 г. 7 февраля.
Сочинение: «О судопроизводстве в русской церкви в XVIII веке».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичГерманов Михаил Иванович, сын священника Иаонна Германова из Воронежской губ., от роду 26 л., р. 1885 г. 9 ноября.
Сочинение: «Экзегетический анализ и систематизация изречений Пятикнижия и исторических книг в коих излагается учение о посте и молитвах». …
Посему на основании параграфов 137-140 и 81 лит. б. п. 10 Устава Православных Духовных Академий, удостоен Советом Академии звания Действительного студента, утвержден в оном Высокопреосвященнейшим Иаковом, Архиепископом Казанским и Свияжским, 29 июня 1911 г. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичГидаспов Федор Михайлович, священник, сын священника Михаила Гидаспова Самарской губ., 36 лет, р. 1875 г. 25 января.
Сочинение: «Западные влияния в русской церковно-гражданской жизни XVII и начала XVIII столетия».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичГолубов Николай Михайлович, священник, сын псаломщика Михаила Голубова из С-Петербургской губ., 41 г., р. 1870 г. 1 февраля.
Сочинение: «Аскетика Кесария Епископа Арелатского в связи с аскетикой западных и восточных отцов-аскетологов IV и V веков».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичГурьев Виктор Петрович, священник, сын священника Петра Гурьева из Казанской губ., 37 л., р. 1874 г. 8 января.
Сочинение: «Брачное законодательство в древней русской церкви».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичДоброхотов Александр Владимирович, сын священника Владимира Доброхотова из Симбирской губ., р. 24 г., 1886 г. 17 ноября.
Сочинение: «Постановления Синодов греко-восточной церкви после отделения от нее Западной».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичДьяконов Андрей Иванович, сын крестьянина Андрея Дьяконова из Саратовской губ., 26 л., р. 1885 г. 1 июля.
Сочинение: «Исторический очерк сектантства в пределах Астраханской епархии».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.
Дополнения см. ниже комментарий Татьяны Верещага Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичЕвсевий (Рождественский Евгений Петрович) иеродиакон, сын диакона Петра Рождественского из Тамбовской губ., 24 г. р. 1886 г. 22 декабря.
Сочинение: «Апокалипсис Св. Ап. Иоанна Богослова и его историческая судьба при свете древне-христианской письменности».
Удостоен ст. кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичЕршов Матвей Иванович, сын почетного гражданина Николая Ершова из Пензенской губ., 24 г., р. 1886 г. 1 августа.
Сочинение: «Проблема богопознания в философии Мальбранша».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичЗверев Александр Петрович, сын священника Петра Зверева из Тверской губ., 24 г. р. 1887 г. 30 апреля.
Сочинение: «Просветительская деятельность ученых в Москве в первой половине XVII века и отношение к ним московских просвещенных людей».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичКияновский Василий Петрович, священник, сын диакона Петра Кияновского из Херсонской губ., 32 г., р. 1878 г. 23 декабря.
Сочинение: «Русская литература по эсхатологии последнее столетие».
Удостоен звания действительного студента с правом получения степени кандидата богословия по сдаче дополнительного устного испытания.
12 ноября 1911 г. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичКлементьев Михаил Михайлович, сын священника Михаила Клементьева их Курской губ., 25 л., р. 1885 г. 12 июля.
Сочинение: «Религиозно-мистическое движение в высшем русском обществе в царствование императора Александра I».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичКосмин (он же Алексеев) Ермолай Алексеевич, сын крестьянина из чуваш Ермолая Космина из Казанской губ., 24 г., р. 1886 г. 19 июля.
Сочинение: «Государственное положение религии во Франции при Людовике XIV».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.
Разночтения. На выпускном фото в отличии от диплома указана фамилия Козьмин. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичЛавров Сергей Николаевич, сын священника Николая Лаврова из Владимирской губ., 24 г., р. 1886 г. 2 августа.
Сочинение: «Этические воззрения основателя русской субъективной социологии Н.К. Михайловского пред судом христианской философии».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичЛозовой Александр Емельянович, сын мещанина Емельяна Лозового из Терской обл., 24 г., р. 1886 г. 13 августа.
Сочинение: «Проблема нравственного воспитания у Гю… (изложение и богословско-философская оценка)».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичЛушников Алексей Егорович, сын мещанина Георгия Лушникова из Тамбовской губ., 25 л., р. 1886 г. 29 мая.
Сочинение: «Философ веры И.В. Киреевский».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичМорозов Петр Петрович, сын псаломщика Петра Морозова из Рязанской губ., 24 г., р. 1886 г. 13 декабря.
Сочинение: «Иноческий устав Препод. Иосифа Волоцкого, его происхождение и значение в истории Русского монашества».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичМотрохин Александр Иванович, сын священника Иоанна Мотрохина из Оренбургской губ., 25 л., р. 1886 г. 19 марта.
Сочинение: «Благотворительность в древней вселенской Церкви».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Назарий (Андреев Николай) иеромонах, сын св. Иоанна Андреева из Симбирской губ., 45 лет, р. 1865 г. 27 сентября.
Сочинение: «Православная миссия среди астраханских калмыков за последнее сороколетие».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.
Дополнения см. ниже комментарий Татьяны Верещага
Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайлович Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичПодольский Петр Евтихиевич, сын крестьянина Евтихия Подольского из Уфимской губ., 26 л., р. 1885 г. 24 июня.
Сочинение: «Воспитательное значение Богослужения Православной церкви»…
Посему на основании параграфов 137-140 и 81 лит.б.п. 10 Устава Православных Духовных Академий, удостоен Советом Академии звания Действительного студента утвержден в оном Высокопреосвященнейшим Иаковом, Архиепископом Казанским и Свияжским, 29 июня 1911 г.
Удостоены звания действительного студента с правом получения степени кандидата богословия по сдаче дополнительного устного испытания.
Казань 1 июля 1911 г. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичРыбаков Александр Константинович, сын крестьянина Константина Рыбакова из Пермской губ., 26 л., р. 1884 г. 23 августа.
Сочинение: «Античный мир и древне-христианское искусство».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичСавицкий Павел Олимпиевич, сын псаломщика Олимпия Савицкого из Гродненской губ., 29 л., 1882 г. 1 января.
Сочинение: «Западный элемент в русской иконографии».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.
Краткую биографию о. Павла Савицкого предоставил его внучатый племянник Дмитрий Ждан Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичСагацкий Леонид Иванович, священник, сын диакона Иоанна Сагацкого из Симбирской губ., 44 г., 1867 г. 18 июня.
Сочинение: «Св. Иоанн Дамаскин. Догматическое учение православной греко-восточной церкви и разности в вероучениях католиков и протестантов».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичСеврюк Пантелеимон Алексеевич, сын казака Алексея Севрюка из Терской обл., 23 г., р. 1887 г. 22 июля.
Сочинение: «Будда и Христос (против Зейделя и его единомышленников)».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичТрофименко Михаил Федорович, сын унтер-офицера Михаила Трофименко из Донской обл., 22 г., р. 1889 г. 12 января.
Сочинение: «Будизм Махаяны «Mahayas Sutras (Thenasacred Books of the East.vol. XLIX) и критический разбор его с христианской точки зрения».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичУспенский Петр Афанасьевич, сын св. Афанасия Успенского, из Костромской губ., 25 л., 1885 г. 3 октября.
Сочинение: «Учение св. Ап. Павла о … Иисуса Христа».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичШапошников Петр Петрович, священник, сын почетного гражданина Петра Шапошникова из Донской обл., 30 л., р. 1881 г. 22 февраля.
Соч: «Экзегетический анализ миссионерских пророчеств содержащихся в книге пророка Ф…- см фото
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии с правом преподавания в семинарии. Сочинение по тексту батыгиной на фотографии иван михайловичШергин Виктор Николаевич, сын диакона Николая Шергина из Вологодской губ., ныне от роду 24 г., р. 1887 г. 8 марта.
Сочинение «Церковные и земские соборы на Руси в XVI-XVII вв. и их взаимоотношение».
Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии

——————————–
Примечание
Не имела возможности подробно конспектировать содержания дипломов и аттестатов выпускников курса по причине ограничения времени занятия в архиве. Существенно это в отношении студентов, удостоенных звания действительный студент. Как правило причина сего в задолженностях по экзаменам, не сданных вовремя.
На общей выпускной фотографии курса имеются фото студентов Алмазов В.А., Закхеев В.Ф., чьи дипломы в деле отсутствуют.
Дополнения о Закхееве В.Ф. см. ниже комментарий Татьяны Верещага

  • Сочинение по тексту астафьева сперва договоримся о том что каждый человек неповторим на земле
  • Сочинение по тексту астафьева смеется заливается хохочет мальчик
  • Сочинение по тексту астафьева на задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок
  • Сочинение по тексту андреева из самовара пар валил
  • Сочинение по тексту амлинского все мы любили классного