Сочинение по тексту алексиевич у войны не женское лицо

не женская это доля убивать! устный журнал по книге с.алексиевич у войны не женское лицо оформление: в центе

«Не женская это доля – убивать!»

Устный журнал по книге С.Алексиевич «У
войны – не женское лицо»

Оформление:

В центе классной доски большой баннер,
изображающий стену Рейхстага с надписями: «Не женская это доля – убивать» , «Я
пришла в Берлин, чтобы убить войну!», в углу макет Вечного огня с гвоздиками,
символизирующий память о войне.

Музыкальное сопровождение: песни о женщине
на войне.

Цель:
показать содержание книги через ролевую актерскую игру; выяснить роль женщины в
Великой Отечественной войне; воспитывать чувство глубокой признательности и
уважения к героям и ветеранам войны.

                                                    
Ход мероприятия.

Учитель:

 Память о войне и наше о ней представление
– мужское. И это вполне объективно- ведь воевали – то в основном мужчины. Но
нельзя умалять и роль женщины в годы Великой Отечественной войны.

И сегодня все глубже и глубже мы постигаем
бессмертный подвиг женщины, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы!

Звучит песня «Не женщины придумали войну»
О.Резниченко

Учитель:

Сегодня я хочу провести вас по страницам
устного журнала, посвященного содержанию книги Светланы Алексиевич «У войны –
не женское лицо». Мне будут в этом помогать девушки, которые будут исполнять
роли главных героинь этой повести. Они расскажут о страшной войне и о том, что
пришлось вынести хрупким девушкам и женщинам в те годы.

Презентация
книги:

Страница
первая. «Идут по войне девчата, похожие на парней»

Выходит девушка в солдатской гимнастерке и
пилотке :

Я
, Ксения Сергеевна Осадчева.9 июня 1941 года мне исполнилось 18 лет. А меньше,
чем через две недели началась эта проклятая война. Со школьной скамьи мы пошли
на строительство железной дороги Гагра – Сухуми. Я запомнила, какой мы ели
хлеб. Он был словно ежик. В остюки и полову добавляли муку, чтоб слиплось, и,
как пчелиные соты, наполняли водой. Полежит этот хлеб на столе, и возле него
лужица водицы, мы слизывали ее языком.

В сорок втором году добровольно пошла в
эвакосортировочный госпиталь 3201-й. это был очень большой фронтовой госпиталь,
который входил в состав Закавказского и Северо-Кавказского фронтов и отдельной
Приморской армии. Бои шли очень жестокие. Меня поставили на раздачу питания-
эта должность круглосуточная.

30 мая 1943 года был массированный налет
на Краснодар. Я выскочила из здания, чтобы посмотреть, успели ли раненых
отправить с железнодорожного вокзала. Две бомбы угодили в сарай, где хранились
боеприпасы. Меня ураганной волной отбросило к кирпичной стенке. Потеряла
сознание…Когда пришла в себя, пошевелила головой, руками – вроде целы. Продрала
левый глаз и пошла в отделение, вся в крови. Быстро перевязала голову, в глазах
темнело, пот градом, но я встала на свое место и раздавала ужин. Так было
двадцать месяцев. Никто меня не подменял. Левая нога опухла до колена, руку
прооперировали, голова забинтована… В школьные годы я сдавала нормы ГТО,
наверное, потому и выстояла!

..Все у нас сейчас восстановлено, все
утопает в цветах, а я изнываю от болей, у меня сейчас не женское лицо. Я не
могу улыбаться, я ежедневно в стоне. За войну я так изменилась, что, когда
приехала домой, мама меня не узнала…

Станица
вторая «Мне навстречу  — те, кому помочь я должна спокойными руками…»

Звучит
песня «Вальс фронтовой медсестры»
Д.Тухманова

Выходит вторая девушка.

— Родилась я и выросла в Одесской области.
Зовут меня Мария Петровна Смирнова. В 41-ом году окончила 10 класс.. Когда
началась война, в первые же дни побежала в военкомат, отправили домой. Еще
дважды ходила туда и дважды получала отказ. 28 июля шли через нашу Слободку
отступающие части, и я с ними без всякой повестки ушла на фронт.

   Когда впервые увидела раненого, упала в
обморок. Потом прошло. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала
так, что, казалось, перекрывала грохот боя. Потом привыкла..Через десять дней
меня ранило, осколок вытащила сама, перевязалась сама.

  25 декабря 1942 года наша 303 дивизия
56-ой армии заняла высоту на подступах к Сталинграду. Немцы решили ее во что бы
то вернуть. Завязался бой. На нас пошли немецкие танки, но их остановила
артиллерия. Немцы откатились назад, на ничейной земле  остался раненый
лейтенант, Костя Худов. Санитаров, которые пытались вынести его, убило.
Поползли две овчарки-санитарки (я их там увидела впервые), ноих тоже убило. И
тогда я, сняв шапку, стала во весь рост, сначала тихо, а потом все громче
запела нашу любимую довоенную песню « Я на подвиг тебя провожала». Умолкло все
с обеих сторон – и с нашей, и с немецкой. Подошла к Косте, нагнулась, положила
на санки-волокуши и повезла к нашим. Иду, а сама думаю: « Только бы не в спину,
пусть лучше в голову стреляют». Но не раздалось ни одного выстрела, пока не
дошла до наших…

  Всего из-под огня я вынесла 481
раненого. Кто-то из журналистов посчитал: целый стрелковый батальон.

Страница
третья «Кто говорит, что на войне не страшно, — тот ничего не знает о войне!»

Звучит
песня «
Девушки в защитных
гимнастёрках»

Музыка  А. Мажукова

Выходит третья девушка:

Санинструктор
стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко. Никому не поверю, если скажет, что
страшно не было!

Вот немцы поднялись и идут, еще пять-
десять минут – и атака. Тебя начинает трясти..Но это до первого выстрела. А как
услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь.
И тебе не страшно. А вот на второй день ты уже не спишь, тебе уже страшно. Все
вспоминаешь, все подробности, и до твоего сознания доходит, что тебя могли
убить, и становится безумно страшно! Сразу после атаки лучше не смотреть на
лица, это какие-то совсем другие лица, не такие, как у людей. Я не могу
выразить, что это такое. Кажется, что все немножко ненормальные. На них
смотреть страшно…

  Страшно ли было умереть? Конечно, страшно.
Но мы и другое понимали, что умереть в такое время – тоже история. Вот у меня
такие чувства были. Я до сих пор не верю, что живая осталась. И раненая, и
контуженая, но живая! Глаза закрою, все снова перед собой вижу. Снаряд попал в
склад с боеприпасами, вспыхнул огонь. Солдат стоял рядом, охранял, его спалило.
Уже это был не человек, а черный кусок мяса…Он только подскакивает, а все
смотрят из окопчиков…и ничего..все растерялись. Схватила я простыню, побежала,
накрыла этого солдата и сразу легла на него. Он вот так покидался, пока
разорвалось сердце, и затих..

Разнервничалась, в крови вся. Кто-то из
старых солдат подошел, обнял, слышу, говорит: «Кончится война. И если она
останется жива, с нее человека все равно уже не будет, ей теперь все». Мол, что
я в таком ужасе, пережить его, да еще в таком молодом возрасте. Меня трясло,
как в припадке, отвели под руки в землянку..

  А тут снова бой начался…Под Севском
немцы атаковали нас по 7-8 раз в день. И я еще в этот день выносила раненых с
оружием. К последнему подползла, а у него рука совсем перебитая. Ему ж нужно
срочно отрезать руку и перевязать, иначе перевязку не сделаешь. А у меня нет ни
ножа, ни ножниц. Они из сумки выпали где-то. Что делать? И я зубами грызла эту
мякоть. Перегрызла, забинтовала, а раненый мне: « скорее, сестра, я еще
повоюю…» Весь в горячке..

Разве можно все это забыть?..

Страница
четвертая «На войне без шутки плохо…»

Звучит
песня «
Две подруги»

Музыка  И. Дунаевского

Выходит четвертая девушка:

— Вызвали нас в военкомат. И мы с подругой
попросились вместе в Ленинградскую область. Мы пришли необученные, кто в каком
звании – не понимали. И старшина нас все время учил, что теперь мы настоящие
солдаты, должны приветствовать любого выше нас по званию, ходить подтянутыми.
Шинель на застежках.

  Но солдаты, глядя, что мы такие молодые
девчонки, любили подшутить над нами. Послали меня однажды за чаем. Я прихожу к
повару. Он на меня смотрит:

— Чего пришла?

Я говорю:

— За ча-ем…

— Чай еще не готов..

— А почему?

— Повара в котлах моются. Сейчас помоются,
будем чай кипятить.

Я приняла это вполне серьезно, взяла свои
ведра, иду обратно. Встречаю врача.

— А чего ты пустая идешь?

Я отвечаю:

— Да повара в котлах моются. Чай еще не
готов.

Он за голову схватился:

— какие повара в котлах моются?..

 Вернул меня, выдал хорошенько этому
повару, налили мне два ведра чаю. Несу чай, а навстречу мне идут начальник
политотдела и командир бригады. Я тут же вспомнила, как нас учили, чтобы мы
приветствовали каждого, потому что мы рядовые бойцы. А они идут двое. Как же я
их двоих буду приветствовать? Иду и соображаю. Поравнялись, я ставлю ведра, обе
руки к козырьку и кланяюсьодному и второму. Они шли, меня не замечали, а тут
остолбенели от изумления:

— Кто тебя так учил честь отдавать?

— Старшина учил, он говорит, что каждого
надо приветствовать. И вы идете двое и вместе…

Вот такие шутки были на войне..

Учитель:

Вот как о войне, ребята, рассказали нам
героини повести Светланы Алексиевич.

Война – это страшно! На ней убивают,
теряют друзей, сыновей и отцов. Убивают матерей и дочерей. Не всем было суждено
прийти с этого ада. Память о них, о героях и рядовых, всегда в наших сердцах!

Услышанные сегодня рассказы женщин рисуют
облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат сегодня, в
неспокойное политическое время, как предостережение, как обвинение тем, кто
развязывает войну или готовится к ней. Войне говорят «Нет!» матери, жены,
сестры, дочери! Женщина отвергает смерть, ибо призвана любить и продолжать
Жизнь!

Звучит
песня «Гимн героизму русской
женщины» М. Исаковского

У войны не женское лицо

Автор: Сунцова Ольга Геннадьевна

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: Удмуртская Республика, п. Игра

Цель:

Совершенствование военно-патриотического, нравственного воспитания учащихся.

Задачи:

  1. Формирование объективной оценки исторических событий периода Великой Отечественной войны и гражданской ответственности за судьбу Отечества;
  2. Приобщение к знанию истории нашей страны, формирование чувства сопричастности к истории;
  3. Привлечение к чтению художественной литературы;
  4. Развитие творческих способностей, умения работать в коллективе, совершенствование навыков выразительного чтения стихов и прозы.

I ЧАСТЬ

У войны – не женское лицо.

Звенит будильник.

Монолог учителя: Утро. 600. Звенит будильник. Открыв глаза, смотрю в окно: какая погода сегодня? Иду на кухню и пью крепкий кофе, пытаюсь анализировать вчерашний день. А что вчера?

Тот же будильник, тот же кофе, шесть уроков в училище, телевизор, кухня. Жизнь по сценарию.

Стоп. Только сейчас до меня начинают доходить слова диктора с экрана телевизора.

Очередной теракт, убийство. Всё это стало в порядке вещей, машинально переключаюсь на другой канал. А что же будет завтра?

А вдруг ты завтра проснёшься не от будильника, а от звуков стрельбы, вдруг мирную жизнь перечеркнёт чёрной полосой автоматная очередь (фонограмма взрывов, стрельбы).

Нет, пусть лучше жизнь по сценарию, но без войны.

Выход ведущих.

1 ведущий: Прошли годы – 65 мирных лет. Мы живём в третьем тысячелетии, и невольно возникает тревожная мысль: «Если завтра война?» в третьей мировой войне, если её развяжут агрессоры, может погибнуть всё человечество. Поэтому тот, кто не желает помнить прошлое, ставит под угрозу будущее. Против войны надо бороться. Войны, даже маленькие, всегда великая трагедия.

2 ведущий: Вдумайтесь в эти цифры: во второй мировой войне общие людские потери превысили 50 миллионов человек. Особенно велики были утраты советского народа, который вынес на плечах все тяготы войны и сыграл решающую роль в разгроме фашизма.

Р.Рождественский «Подслушанный разговор»

(диалог матери с дочерью).

— Снова дрались во дворе?

— Ага. Мама, но я не плакала!

Вырасту – выучусь на моряка.

Я уже в ванной плавала.

— Боже, не девочка, а – беда!

Сил моих больше нету…

— Мама, а вырасту я когда?

— Вырастешь! Ешь котлету.

— Мама. Купим живого коня?

— Коня?! Да что же это делается!

— Мама, в лётчики примут меня?

— Примут. Куда они денутся?!

Ты же из каждого, сатана,

Душу сумеешь вытрясти!

— Мама, а правда, что будет война

и я не успею вырасти.

1 ведущий: Когда люди слышат слово «война», невольно вздрагивают. Сколько тяжёлого, трагичного связано с этим словом. На войне и от войны всем было горько, у всех она в памяти оставила чёрную отметину. Но особенно тяжело было женщине, женщина на войне – особая тема.

Поэтому нашу встречу сегодня в литературной гостиной мы назвали «У войны – не женское лицо».

2 ведущий: Мы привыкли сочетать слово «война» и «мужчины».

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Но сегодня мы всё больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, которая наравне с мужчинами добывала победу.

На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом.

В должности военнослужащих было призвано 490 тысяч женщин. Ещё полмиллиона находилось в армии на должностях гражданского персонала. Поэтому сегодня мы хотим рассказать о боевых и трудовых подвигах женщины в годы Великой Отечественной войны.

II часть

1 ведущий: Имена многих уроженцев Удмуртии вписаны в летопись Великой Отечественной войны. 105-и нашим землякам присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В славной плеяде героев три девушки:

  • Феодора Андреевна Пушина,
  • Татьяна Николаевна Барамзина,
  • Нина Захаровна Ульяненко.

Три сообщения. (Смотрите приложения №1;2;3).

1 сообщение — Феодора Андреевна Пушина

Феодора Пушина выросла в Тукмачах. Она окончила Иж-Забегаловскую школу, Большеошворцинскую семилетку, а затем Ижевскую фельдшерско-акушерскую школу. 5 апреля 1942 года Феодору Андреевну призвали в армию. Окончив краткосрочные курсы медсестёр, в августе 1943 года была направлена фельдшером в 520-й стрелковый полк 167-й Уральской стрелковой дивизии.

Ратный путь Феодоры Андреевны прошёл через Сумскую, Черниговскую, Киевскую области.

В феврале 1943года в боях у деревни пузачи Курской области Пушина вывела из-под огня противника 57 раненых бойцов и командиров, оказала им первую помощь. Быстро и чётко выполнила приказ об эвакуации медицинского пункта.

15 апреля 1943 года её наградили орденом Красной Звезды.

В дни боёв за освобождение Киева Феодору Пушину назначили старшей перевязочного пункта санитарной роты полка. Госпиталь располагался в селе Святошино (предместье Киева).утром 6 ноября 43 года над селом появилось более 60 фашистских бомбардировщиков. Одна из бомб попала в здание госпиталя. Вместе с врачами, сёстрами, санитарами Феодора выносила из огня тех, кто не мог двигаться.

Её ранило, но она продолжала спасать других. В тот день оказала помощь более ста бойцам, но у самой не хватило сил выбраться из горящего здания – она погибла. За мужество и отвагу лейтенанту медицинской службы Пушиной Феодоре Андреевне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В селе Святошино отважной санитарке установлен памятник. В 1988году в Ижевском медицинском училище была учреждена стипендия имени Пушиной. В письме из Махачкалы, присланном в редакцию Якшур-Бодьинской газеты «Рассвет» было написано: «Памяти не помеха ни время, ни расстояния, подвиг Феодоры Пушиной интернационален».

2 сообщение – Татьяна Николаевна Барамзина.

Родилась Татьяна в г. Глазове в 1919 году 12 декабря. Окончила 7 классов школы и Глазовское педагогическое училище. В 1940 году поступила в Пермский педагогический институт, одновременно начала работать воспитателем в детском саду.

С началом войны выучилась в школе медсестёр. В 1943году пошла служить в Красную Армию. В апреле 1944года, окончив Центральную школу снайперов, оказалась на фронте. В первых боях уничтожила 16 солдат противника, в дальнейшем из-за плохого зрения, её перевели в телефонистки.

22 23 июня1944года в боях у деревни Малое Морозовое, под сильным артиллерийским огнём 14 раз исправляла порванную телефонную связь.

5 июля 1944года Татьяна Барамзина в составе 3 стрелкового батальона 252-го стрелкового полка (3-й Белорусский фронт) была направлена в тыл противника для выполнения боевой задачи. На марше, возле деревни Пекалин, батальон столкнулся с превосходящими силами противника. В завязавшемся бою Татьяна из снайперской винтовки уничтожила 20 солдат противника, под огнём оказывала помощь раненым. В блиндаж, где находились раненые, ворвалась группа гитлеровцев. Татьяна отстреливалась до последнего патрона, но была схвачена в плен. Её долго пытали, но ничего не добившись, выкололи глаза и расстреляли из противотанкового ружья.

Похоронена Татьяна Барамзина в деревне Калита Смолевичского района Минской области. 24 марта 1945 года ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

3 сообщение – Нина Захаровна Ульяненко.

Нина Захаровна Ульяненко родилась 17 декабря 1923 года в городе Воткинске. Училась в Саратовском авиационном техникуме. С 1939года по 1940 год обучалась в аэроклубе при ДОСААФ. В мае 1942 года окончила курсы штурманов военной авиационной школы города Энгельса и тут же отправилась на фронт. 27 мая 1942 года – назначена штурманом экипажа звена эскадрильи ночного бомбардировочного авиаполка.

С декабря 1943 года по апрель 1944 – лётчик Гвардейского Таманского ночного бомбардировочного полка, с декабря 1944 – командир звена этого же полка. Воевала в Сталинградском небе, у берегов Волги, участвовала в -освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии, Польши и Восточной Пруссии. С боями дошла до Берлина.

К середине февраля 1945 года Нина Захаровна как штурман сделала 388 боевых вылетов, как лётчик – 530 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Ульяненко Нине Захаровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1945 году Нина Захаровна вышла в отставку, а в ноябре того же года стала слушательницей Московского Военного института иностранных языков. Работала в редакции газеты «Курская правда», в октябре 48 года переехала в Ижевск, работала в редакции «Удмуртская правда» литературным работником, находилась на партийной работе. С 1947 по 51 год депутат Верховного Совета РСФСР, с 53 по 55год – депутат Ижевского городского Совета. В 1955 году Нина Захаровна поступила в Удмуртский Государственный университет на исторический факультет, а в 57 –окончила педагогический институт. Работала воспитателем, учителем, директором школ города и Воткинского района. Работала начальником учебной части Республиканского аэроклуба ДОСААФ.

Все послевоенные годы вела большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи. После выхода на заслуженный отдых жила в столице Удмуртии – городе Ижевске. 24 октября 1996года удостоена звания «почётный гражданин Удмуртской Республики». Скончалась 31 августа 2005года на 82 году жизни.

III часть

1 ведущий: Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Её казнили. И только потом узнали, что это была московская комсомолка – Зоя Космодемьянская. Она посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. (Смотрите приложение №4;5)

В.Острижной «Зоя»

Женственною, хрупкою, но твёрдой

Героиня замерла в веках,

В партизанской стёганке потёртой,

В стоптанных солдатских башмаках.

Над винтовкой — небо голубое,

За спиною – яблони в цвету.

И сегодня рядом с нами Зоя

На бессменном бронзовом посту.

А вокруг – Тамбовщина, Россия,

Добрый взгляд родимой стороны,

Юные ровесники, живые,

Никогда не знавшие войны…

Власти нет над памятью людскою!

Сколько новых вёсен не пройдёт,

В тихом сквере к памятнику Зое

Юности тропа не зарастёт.

2 ведущий: В 1972 году одной из малых безымянных планет было присвоено имя «Зоя». Эта планета, являясь вечным «памятником» бесстрашной девушке, положила начало созданию космического мемориала героев Великой Отечественной войны, равного которому ещё не было в мировой истории. Сейчас в мемориале насчитывается более 130 планет – «памятников», названных в честь участников войны.

Показ отрывков из фильма «А зори здесь тихие».

IV часть

1 ведущий: Оружием становилось и слово.

Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Юлия Друнина. Их стихи знали, ждали.

Сообщение: Юлия Друнина в 1941 году ушла добровольцем на фронт и до конца войны служила санинструктором. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В 1948 году вышел её первый сборник стихов «В солдатской шинели».

Чтец: (стихотворение Ю.Друниной).

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не смогла сыскать.

V часть

1 ведущий: Мы не вправе забывать о тех, кто работал для фронта в тылу. Это тоже был фронт, только трудовой, тяжёлый, изнурительный. Действующую армию нужно было обеспечивать всем необходимым. Далеко от передовой женщины трудились в тылу: выращивали хлеб, стояли у станков, шили одежду. И ждали…

2 ведущий: К месту, в котором родился и живёшь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо. Некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновения, когда свой край видишь словно со стороны. Таким моментом в моей жизни стала поездка на поезде в город Ижевск. Я слышала разговор двух пожилых женщин. Они вспоминали, как строили эту дорогу в годы войны. А ведь раньше я никогда не задумывалась над тем, когда и как создавалось это железнодорожное полотно.

Сообщения «История железной дороги Ижевск — Балезино»

Карта Удмуртии. Красным цветом выделен участок ж/д. Ижевск – Балезино. (Смотрите приложение №6).

1 ведущий: Трудовым подвигом рабочих и колхозников Удмуртии в годы войны стало сооружение магистрали Ижевск – Балезино. Железная дорога была просто необходима. Она должна была связать заводы Северного Урала с регионами Поволжья и Юг. Было построено 165 километров вторых путей Пермской железной дороги и новая линия Ижевск – Балезино протяжённостью 150 километров.

В грозные декабрьские дни 1941 года начались строительные работы. Каждый метр пути был распределён между районами, бригадами, между каждым из строителей.

2 ведущий: Трасса прокладывалась в неимоверно трудных условиях. Нужно было рубить просеку, корчевать пни, преодолевать заболоченные места и реки, и всё это приходилось делать в условиях жестоких морозов. Пришлось переложить вручную миллионы кубометров земли, врезаясь в неё при помощи кирок, ломов, лопат, обогревая стылую землю кострами и слезами. И делалось всё это бесплатно, даже минимальная плата, положенная для строителей, отправлялась под видом добровольного фонда на фронт.

Основная тяжесть труда легла на плечи стариков, женщин, детей. Трудно представить, чтобы на такую работу можно было поставить детей.

1 ведущий: Строительство 150 километровой трассы началось в декабре 1941 года. Рабочее движение открыто 27 января 1943 года, с 1 марта 1945 года железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.

На трассе трудилось до 24 тысяч пеших и 7 тысяч 500 конных колхозников из 29 районов, которые выполнили более 3-х миллионов кубометров земляных работ.

Особенно трудным был участок «Кекоранский». В отдельных местах высота насыпи достигала 22 метров, а глубинные выемки 18 метров.

Казалось бы, человек не может всего этого выдержать. Но люди жили надеждой.

Частушки. (Смотрите приложение №7)

2 ведущий: За самоотверженный труд на строительстве дороги орденом Ленина награждены – 8 человек, орденом Трудового Красного Знамени – 25 человек, «Знак Почёта» — 45 человек, медалями «За трудовую доблесть» — 48 человек, за «Трудовое отличие» — 55 человек. За этими цифрами судьбы сотен тысяч людей.

Сообщение о Каракуловой Елене Ивановне

(Смотрите приложение №8)

М.Исаковский

Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила.

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла.

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым,

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

Рубила, возила, копала, —

Да разве же все перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла ,

Что будто отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё.

VI часть

Обзор книг библиотекаря

Символом трудового героизма стало сооружение железной дороги Ижевск – Балезино в годы войны. Об этом вы можете подробно узнать в книгах:

  1. История Удмуртии 20 век;
  2. Из истории Игринского района.

Тема войны занимает особое место в нашей литературе. Назову таких авторов, как:

  1. Б.Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие;
  2. В. Закруткин «Матерь человеческая»;
  3. В. Богомолов «Зося»;
  4. Д. Гранин «Клавдия Вилор»;
  5. А.Толстой «Нина»;
  6. Поэзия: А.Ахматова, Ольга Берггольц, М. Алигер, Ю. Друнина.

Сегодня я хочу предоставить слово участнице районного конкурса «Свет Победы», организованного газетой «Светлый путь» к 65-летию Победы, Соколовой Елене, учащейся группы №15.

Выступление Соколовой Елены по произведению С.Алексиевич «У войны – не женское лицо». (Смотрите приложение №9)

Соколова Елена: Существуют книги, которые недостаточно прочитать один раз. Для меня такой книгой стала повесть С.Алексиевич «У войны не женское лицо».

Перед нами предстают не вымышленные герои, а современники и участники войны. Рассказы героев, которым было 17-18 лет, близки мне.

Книга привлекает своей непосредственностью, искренностью и доверительностью. Чем дальше отодвигаются от нас грозные годы, тем большую ценность приобретают свидетельства непосредственных участников. Женщина даёт жизнь, оберегает её, женщина и жизнь – синонимы. Женщина, призванная любить и продолжать жизнь, отвергает смерть. Женщины, русские женщины, победившие войну и смерть! И каждая живёт во мне и тебе.

Обзор сочинений

Учитель: В нашем училище прошёл конкурс сочинений на тему «И помнит мир спасённый». (Смотрите приложение №10).

Учитель: Сегодня мы вам предлагаем узнать об участии ваших родных в годы войны и написать сочинение «История моей семьи в годы войны».

VII ЧАСТЬ

Заключение

Оформление: слева – 22 июня 1941 год (чёрная дата), справа – 9 мая 1945 год (красная дата).

Ведущий: Две странички календаря.

Два дня жизни планеты Земля.

Два дня истории человечества.

А между ними… женщина

(Выход девушек с иконой Божьей Матери).

Монолог учителя:

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться

И просто хорошо на свете жить.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Литература

  1. Дьяченко О. Не женское дело, журнал «Эхо планеты» №48,2009г.
  2. Из истории Игринского района, Игра, 1995г.
  3. Куликов К.И. История Удмуртии: 20 век Ижевск. УИИЯ УР РАН, 2005г.
  4. Муратшина Г.М. Дорогами Великой Отечественной Войны – журнал «Классный руководитель». №1, 2005г.
  5. Родионова И.Н. Научилась верности в бою – журнал «Читаем, учимся, играем» №9, 2009г.
  6. Рязанцева Л.М. Имя зажглось звездой — журнал «Читаем, учимся, играем» №12, 2005г.
  7. Титова М.И. Идут по войне девчата, похожие на парней – журнал «Классный руководитель». №8, 2004г.

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.doc.. 2,8 МБ

  2. file0.ppt.zip.. 1,6 МБ

Опубликовано: 08.11.2021

С. Алексиевич: «У войны не женское лицо»

С. Алексиевич: «У войны не женское лицо»Сегодняшняя публикация начинает объявленную в предыдущем номере эстафету книги о войне, в которой Свислочская центральная библиотека приглашала наших читателей высказать свои впечатления о прочитанной книге на страницах районной газеты.

«У войны не женское лицо» – одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу С. Алексиевич «Голоса утопии». Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. В основе книги – реальные рассказы фронтовичек, записанные на магнитофонную пленку и опубликованные практически без редактирования. Начиная вспоминать, все героини книги говорили тихо, а под конец почти кричали от боли пережитого… Это исповеди женщин, выживших в нечеловеческих условиях войны. Это – книга-крик, книга-мольба ко всем людям, всему человечеству: «Войны не должно быть!» Это – книга-поклон Женщине, которая прошла и выдержала пекло войны. 

Светлана Алексиевич хотела написать такую книгу о войне, чтобы от этой войны было плохо, чтобы сама мысль о ней была противна и безумна. И это у нее отлично получилось.

Название очень точно передает суть произведения. Женщина и война несовместимы. Самой природой женщине положено продлевать жизнь, рожать детей, которые станут будущим планеты. Но случилось так, что во время Великой Отечественной превыше всего для советских женщин стала священная борьба за освобождение родной земли, за победу над врагом – во имя того же будущего, во имя своих сыновей и дочерей. И они уходили на фронт, эти девочки, вчерашние школьницы, чтобы стать летчицами, артиллеристами, снайперами, саперами, санинструкторами. Им было страшнее, чем мужчинам, и о том, что пройдено, они не могут вспоминать без слез.

«После войны я несколько   лет не могла отделаться от запаха крови, он преследовал меня долго-долго.  Стану стирать белье – слышу этот запах, стану варить обед – опять слышу. Подарил мне кто-то красную блузочку.., но я ее не носила, потому что она красная. Вот этот  цвет  воспринимать уже была не способна. Не могла ходить в магазины за продуктами. В мясные отделы… Летом совсем не могла оставаться в городе… Как только лето, мне кажется, что сейчас начнется война. Когда солнце нагревало все: деревья, дома, асфальт, – все это запах имело, все пахло для меня кровью…»

Все в этой книге – правда о войне, рассказанная из первых уст, из уст женщин, воевавших на передовой и трудившихся на благо воюющих солдат. Война глазами женщины. Страшная война, страшная книга. Автор книги проделала огромный труд, разыскав фронтовичек, чтобы узнать обо всех ужасах войны именно от тех нежных созданий, которые не побоялись встать на защиту Родины.

«После боя, бывало, никого не оставалось… Котел каши, котел супа наваришь, а некому отдать…»

«Мы поднялись в атаку, а нас давай косить из пулемета. И батальона не стало. Все лежали. Они не были все убиты, много раненых. Немцы бьют, огня не прекращают. Совсем неожиданно для всех из траншеи выскакивает сначала одна девчонка, потом вторая, третья… Они стали перевязывать и оттаскивать раненых, даже немцы на какое-то время онемели от изумления…»

«Самое страшное, конечно, первый бой. Ну, потому, что еще ничего не знаешь… Небо гудит, земля гудит, кажется, сердце разорвется, кожа на тебе вот-вот лопнет. Не думала, что земля может трещать. Все трещало, все гремело. Колыхалось… Вся земля… Я просто не могла… Как мне все это пережить… Я думала, что не выдержу. Мне так сильно страшно стало, и вот я решила: чтобы не струсить, достала свой комсомольский билет, макнула в кровь раненого и положила себе в карманчик возле сердца, застегнула. И вот этим самым я дала себе клятву, что должна выдержать, самое главное – не струсить, потому что если струшу в первом бою, то уже дальше не ступлю и шага…»

«В рукопашной была… Это ужас… Это не для человека… Бьют, колют штыком, душат за горло друг друга. Ломают кости. Вой стоит, крик. Стон. И этот хруст! Его не забыть… Хруст костей… Ты слышишь, как череп трещит. Раскалывается…»

«Снаряд попал в склад с боеприпасами, вспыхнул огонь. Солдат стоял рядом, охранял, его опалило. Это уже был черный кусок мяса… Он только прыгает… Подскакивает на одном месте… А все смотрят из окопчиков, и никто с места не сдвинется, все растерялись. Схватила я простыню, подбежала, накрыла этого солдата и сразу легла на него. Прижала к земле. Земля холодная… Вот так… Он покидался, пока разорвалось сердце, и затих…»

Пронзительные и страшные истории, пронизывающие до костей холодом и ужасом войны. В двадцать лет девушки становились седыми, не жалели себя, работали из последних сил, вытаскивали раненых с поля боя, и не только своих, но и немецких. Хватало благородства и воспитания помогать даже врагам.

«…И проникая в пережитое, изведанное, прочувствованное и сохраненное ими, мы обретаем новое понимание добра, подвига, ненависти, жестокости и любви». Автор озвучила то главное, что я вынесла из этой книги.

Лучше один раз прочесть. Страшно? Страшно. Ком в горле и слезы на глазах? Бывало и такое. Читаешь – кровь в жилах стынет. Ужас до костей пробирает. Совершенно невозможно читать подобное, а не читать  – нельзя! Я точно знаю, что эту книгу нужно прочитать каждому. Чтобы помнили. Чтобы не допустили подобного. Чтобы знали, чего стоит мир на земле. Чего стоят наши жизни.

Елена РАБЧЕНКО,

заведующая отделом 

обслуживания и информации 

Свислочской центральной 

районной  библиотеки

Апр
14 2016

“У войны – не женское лицо” (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести «А зори здесь тихие…» нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть.
Пять юных девушек погибают, но ценой своих жизней останавливают передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что «у войны — не женское лицо», то есть женщины и война — понятия несовместимые.
Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого. Май 1942 года. 171-й разъезд. Именно здесь война соединила судьбы пятерых девушек-зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Комельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак.
Каждая из девушек помнит ту, другую, мирную жизнь. Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год родился сын, а еще через год началась война.
Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата. Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Какой же из нее солдат? Лиза Бричкина до войны жила в лесу.
Она тоже совсем не знала жизни. Мечтала о любви, городской жизни. Жила и не понимала, какой счастливой она была.
Спокойной и целеустремленной была жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь: сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, подаривший книжечку Блока. И в той жизни не было страха из-за того, что семья еврейская и живет в Минске. Теперь же солдат Гурвич могла надеяться только на чудо. Война не пощадила и красавицу Женю Комель-кову.
Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. И так было, пока не пришла война.
На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. И когда пришел ее час, «немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти.
Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…
» Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны!
Вот чему не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчеркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Басков: «Пока война — понятно. А потом, когда мир будет?
Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это &copy A L L S o c h. r u вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?
Что ж это вы со смертью их оженили, а сами — целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы. Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах».
Итак, война — явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Ле-гонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик.
Воевали, когда нас еще не было на свете… Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу… А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы…
» В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны — не женское лицо». «…Чтоб не было забыто, что было на войне» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…») Великая Отечественная война 1941—1945 годов знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв.
Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла двадцать миллионов человеческих жизней (по неофициальной версии намного больше). Двадцать миллионов1 Целая страна погибших: Смерть многих из них вошла в историю, чтобы быть примером для следующих поколений. О многих написаны книги, о ком-то еще предстоит Вспомнить. Теме связи поколений и вечной памяти тех, кто погиб, посвятил свою повесть «А зори здесь тихие…
» Б. Васильев. Повесть была написана в 1969 году, почти через двадцать пять лет после окончания войны, и прозвучала траурным гимном всем тем, кто совершил свой подвиг не на полях сражений, а просто честно выполняя свой солдатский долг. Возможно, этим и объясняется простота сюжета. Удаленная от фронта застава, где служат женщины-зенитчицы. Неожиданно они узнают о появлении немецких десантников.
Старшина Ва-сков вместе с пятью девушками отправляется на задержание немцев. Во время операции все девушки погибают, но раненый старшина все же берет десантников в плен. Однако именно эта простота и сделала повесть Б. Васильева одним из самых человечных произведений о войне. Собранная по воле случая небольшая группа людей оказывается единым сплоченным коллективом,, готовым на самоотверженные поступки во имя друг друга. Между ними всеми много общего: общая цель — победить немцев, отомстить за то горе, что они принесли каждому из них, за разрушенное и поруганное прошлое, в котором остались их мечты и желания.
Федот Васков опекает и заботится о каждой из девушек: о Лизе Бричкинрй и Соне Гурвич, о Гале Четвертак и Рите Осяниной, о красавице Жене Комельковой. Борис Васильев находит самые точные слова для выражения состояния своего героя. Острыми, лаконичными фразами он передает чувства людей, оказавшихся на нейтральной полосе между жизнью и смертью. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать.
Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство у него было, словно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют — значит, живы.
Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!» И они действительно держали до последнего вздоха.
Разной была их смерть: Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась привести подмогу; Галю Четвертак скосила автоматная очередь; Соню Гурвич убил десантник одним ударом ножа, когда она побежала за кисетом старшины; Женя Комелькова погибла, пытаясь увести немцев от смертельно раненной Риты Осяниной. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, ее ничего не ждет. Но при этом ее заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить.
И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все», становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала» .
Все кажется просто и естественно, как-то буднично, без пафоса и традиционных громких фраз: «За Родину! За Сталина!» Наверное, именно поэтому жизнь и смерть девушек выглядят так достоверно.
В них не просто веришь, а начинаешь осознавать, что патриотизм не просто красивое слово, а то чувство, которое скрыто внутри каждого из нас и которое проявляется в момент истины. Ведь нельзя обмануть ближнего в минуту смертельной опасности.- Кроме того, гибель этих девушек подчеркивает мысль Б. Васильева о том, что война — самое несправедливое и страшное зло на земле.
Недаром Васков размышляет о будущем, когда с каждого спросится: «Что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили?» Хотя и понятно, что не с Васкова спрос, а с тех, кто затеял эту страшную войну. Повесть Б. Васильева удивительно пронизана тонкой лирикой и чистотой, несмотря на кровь и смерть. Ее главное достоинство заключается в ее жизнеутверждающем начале.
Страницы: 1 2
Предыдущие Сочинения: Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Следующие Сочинения: Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » “У войны – не женское лицо” (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…») . Литературные сочинения!
Лучшие Темы сочинений:
Рецензия на повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (4)
«У войны не женское лицо…»
Рецензия на повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1
Я ВЕРЮ ЭТИМ ПИСАТЕЛЯМ (обзор произведений о Великой Отечественной войне)
Суровые будни войны
У войны не женское лицо… (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие”)
Героизм русских женщин (по повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Новые сочинения:
“Слово о погибели русской земли”
Салон шоколада
Скандинавский эпос
Дружба все победит
Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
День семьи

Многомудрый Литрекон предлагает Вам три варианта итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит» на тему: Почему тема войны не уходит из литературы? Он привел литературные аргументы из книг «У войны не женское лицо», «Блокадная книга», «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Девочки с Васильевского острова», «А зори здесь тихие», «Василий Теркин».

Вариант 1

(550 слов) Тему войны в искусстве многие называют «вечной», но не потому, что она всегда актуальна, или мы, читатели, очень любим воевать. Причина в том, что мы не вправе забыть о том, что пережил наш народ в 1941-1945 годах прошлого века. Мы не вправе забыть Афганские и Чеченские столкновения. Мы не вправе, ибо наши дети, не знающие об ужасах битв, захотят повторить их и будут горько сетовать на то, что мы не научили их самому главному — тому, что любая война — это величайшая подлость по отношению к человеку. Именно об этом говорят писатели, голос которых будет предостерегать наших потомков.

Например, авторы знаменитой «Блокадной книги», Д. Гранин и А. Адамович, тоже задавались вопросом, имеем ли мы право забыть о событиях 1941-1945? Может, правы те, кто говорят, что хватит уже писать о войне? На все эти вопросы они ответили отрицательно и аргументировали этот ответ многочисленными историями из жизни блокадного Ленинграда — города-героя, который выстоял 900 дней без еды, электричества и другого снабжения, но не сдался врагу. Говоря с ветеранами, читая дневники и письма фронтовиков и их семей, писатели вновь и вновь повторяют: нельзя забыть! Нельзя предать тех героев, которые доказали всему миру, что фашизм уязвим, что с ним можно и нужно бороться. Их пример воодушевлял людей по всему миру. Даже леди Черчилль читала дневник Тани Савичевой и плакала! Авторы проделали огромную работу и выпустили свою книгу в 1977 году. Казалось бы, на тот момент прошло уже более 30 лет со дня снятия блокады, кому это могло быть интересно? Но нет, произведение вызвало массу откликов, сотни писем и телеграмм, и даже сейчас его проходят в школах и вузах. Почему? Потому что литература увековечила подвиг советского народа и стало обвинительным приговором зверствам Гитлера и его армии. Благодаря таким книгам никто и никогда не пойдет по пути нацистской Германии. Они нужны нам, как щит против новых «тысячелетних рейхов».

Не менее впечатляющий пример не так давно удостоился Нобелевской премии по литературе. Светлана Алексиевич написала книгу «У войны не женское лицо» в 1983 году, а в 2015 году получила мировую награду за нее. Почему же людей до сих пор интересует тема войны в литературе? Почему она не уходит в прошлое? А потому что автору удалось привлечь внимание читателей к неизвестной стороне известного явления — к роли женщины на поле боя. Сегодня принято превозносить слабый пол, переписывать сюжеты известных фильмов, чтобы в главной роли была девушка. Но ведь есть исторически достоверные примеры мужества, героизма, отваги женщин, их не надо выдумывать. Светлана Алексиевич беседовала с настоящими артиллеристами, зенитчиками, снайперами, разведчиками, партизанами, саперами, медсестрами, военными прачками, обязанности которых легли на узкие женские плечи. В большинстве случаев даже опрошенные мужчины признавали, что со многими обязанностями на фронте девушки справлялись даже лучше мужчин. Писатель показал актуальную тему значимости и равенства полов в контексте исторического события и открыл нам незнакомую войну. «Мы знаем о войне много и мы знаем о войне мало» — писала Светлана Алексиевич. Как бы много времени ни прошло, как бы много ни было написано, мы еще не изучили все аспекты этого масштабного и трагического явления.

Таким образом, тема войны не уходит из литературы не только потому, что мы не имеем права забыть о ее жертвах и героях, злодеях и зачинщиках. Мы еще и не до конца изучили ее, не поняли и не узнали всего того, что произошло. Мы обязаны и дальше работать над сохранением исторической памяти. Это и есть наша благодарность предкам.

Вариант 2

(454 слова) Почему тема войны не уходит из литературы? Некоторые люди утверждают, что давно пора переключиться на более насущные вопросы, ведь о битвах сказано уже очень и очень много — всего не перечитаешь. Однако такое безразличие к подвигам предков является лучшим объяснением того, почему мы хотим писать, читать и думать о далеких от нас событиях. Нет ничего более актуального, чем забота о сохранении мира во всем мире. Но защитить человека будущего от вооруженных столкновений народов может только литературное предостережение — послание от предков с просьбой, требованием, криком: «Не надо воевать!». Посмотрим, что же говорят нам эти послания?

Итак, в рассказе Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» мы встречаем упоминание о Тане Савичевой — девочке, которая вела дневник в блокадном Ленинграде. Она погибла от истощения, а ее дневник дошел до наших дней и вдохновил автора на создание произведения. Перед нами Валя Зайцева — подруга Тани. Несмотря на то, что девочка родилась гораздо позже и уже не застала Таню в живых, она познакомилась с ее дневником и обнаружила, что жертва блокады была бы ее соседкой. История Тани произвела такое сильное впечатление на Валю, что она отправилась в то место, что пролегала «дорога жизни», и помогла строить памятник тем детям, которые не дождались спасения и не пережили осаду города. Значит, последствия войны, описанные в дневнике Савичевой, смогли мотивировать юную героиню совершить свой маленький подвиг и вложить свою лепту в создание мемориала. Описание подвигов наших предков волнует нас до сих пор и мотивирует на хорошие поступки. Это лучшее патриотическое воспитание, которое мы можем получить благодаря литературе.

Не менее вдохновляющим примером является поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор писал ее всю войну, и каждая глава попадала в окопы и госпитали, на передовую и в тыл. Приключения бравого солдата вдохновляли бойцов на подвиги, а их родственников — на терпение, трудолюбие, мужество. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. Люди заучивали эти строки наизусть и шли с ними в бой. Даже сегодня мы учим в школе текст главы «Переправа» и зачитываем его с не меньшим трепетом и энтузиазмом. По сюжету герой переправлялся через ледяную реку, чтобы передать командованию важные донесения. Его самоотверженность и сила духа потрясают читателя и мотивируют его быть стойким, патриотичным, целеустремленным и храбрым. Когда некоторые ученики читают этот текст вслух, они плачут и не могут продолжать. Как война может уйти из литературы, если в нашем сердце для нее остается место, если она вызывает такой отклик в душе каждого из нас? 

Таким образом, война никогда не уйдет из литературы, потому что воспоминание о ней не сотрется из народной памяти. Оно необходимо для патриотического воспитания новых поколений людей. Забвение в данном случае можно считать предательством наших прадедов, которые бились за наше мирное небо. Чтобы эта трагедия никогда больше не повторилась, мы должны сохранять память в литературе.

Вариант 3

(507 слов) Тема войны — одна из главных тем в литературе всех стран и народов. Даже если уже несколько поколений людей не видели боевых действий, они все равно думают и пишут о том, что происходило в прошлом. Почему? Причина в том, что любое вооруженное столкновение травмирует человечество, оставляя кровавый след в истории и искусстве. Этот след нужен для того, чтобы лишить образ войны лживого героизма и фальшивой красоты, чтобы потомки героев никогда не допустили повторения тех ужасных событий. Подтверждение этой мысли можно найти в литературе.

К примеру, Курт Воннегут в автобиографическом романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» описал свою поездку к фронтовому товарищу. Они вместе участвовали во Второй Мировой войне и бились против нацистов. Автор приехал к другу, сообщил о работе над книгой и заметил, что жена хозяина дома стала смотреть на него с осуждением. Он выяснил причину: женщина боялась, что он, как и многие писатели, покажет войну в розовом цвете. Она ненавидела кино и книги о тех событиях, ведь считала, что подобные приукрашивания действительности спровоцируют людей на повторение войны. Они тоже захотят славы и героизма. Но Курт Воннегут пообещал ей написать о том, что он пережил на самом деле, ничего не искажая. В романе нет и следа военного пафоса. Перед нами мальчишка, который настолько испугался снарядов, что не смог даже добежать до туалета. В первом же сражении он оторвался от своей части и блуждал в лесу — грязный, голодный, растерянный и совсем не сильный. Найденные им товарищи ожесточились и думали лишь о себе, никак не помогая ему справиться с болью и страхом. Война не возвысила, а унизила этих людей. Читая такие правдивые строки, человек уже не думает о медалях и красивой форме. Он убеждается в том, что война — это преступление против человечества, и повторять ее нельзя. Именно поэтому книга популярна и востребована по всему миру.

Не менее пронзительные описания войны-чудовища, войны-убийцы мы видим в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». В своем последнем интервью «Новой газете» в 2012 году он сказал: «Когда убивают женщину на войне — это выходит за рамки обычного представления, война с невероятно оскаленной мордой, лишается всякого флёра, героизма». Действительно, читатель ненавидит лозунг «Можем повторить!», относящийся к Великой Отечественной войне, когда узнает о судьбе молодых зенитчиц. Нельзя повторять такую трагедию! Героини пришли в «тихое место» проходить службу, но случайно напали на след вражеского десанта. Лиза, которая отправилась за помощью, утонула в болоте, и ее соратницам пришлось самостоятельно обезвреживать сильных и хорошо подготовленных противников. У девушек не были ни опыта, ни достаточного вооружения, ни способности убивать людей. Галя даже выронила оружие и упала на землю при виде врага. Поэтому все они погибли, выполняя задание. Выжил лишь старшина Васков, который завершил операцию, но лишился при этом руки. Такая литература никогда не устареет, потому что учит человечество ценить мирное небо над головой. Поэтому в 2015 году книгу экранизировали повторно.

Таким образом, война всегда будет занимать важное место в искусстве, потому что только творцы могут воспитывать в умах новых поколений ненависть к кровопролитию и гуманизм. Сила литературы заключается в том, что она сохраняет реальную историческую память и передает ее потомкам героев, которые научатся не повторять ошибки прошлого.

  • Сочинение по тексту адамовича так в чем же смысл человеческого существования
  • Сочинение по тексту алексина дома в котором жила бабушка уже нет
  • Сочинение по тексту агафонова счастье для всех даром
  • Сочинение по тексту аксенова пляж был пуст
  • Сочинение по творчеству ф м достоевского их воскресила любовь