Сочинение по тексту алексиевич о женщинах на войне

В рассказе м.а. шолохова судьба человека можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. главный герой рассказа андрей соколов отправляется

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны. 

Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак “Книжный вор”)

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель – девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

↑ Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой “Война и мир”, Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние») 

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ
Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

↑ Как дети переживали военные события? В чем заключалось их участие в борьбе с врагом? (Л. Кассиль и М. Поляновский “Улица младшего сына”)

Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» – обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя – обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других. 

↑ Как относились взрослые к участию детей в военных событиях? (В. Катаев “Сын полка”)

 Война – страшна и бесчеловечна, это не место для детей. На войне люди теряют близких, ожесточаются. Взрослые всеми силами пытаются оградить детей от ужасов войны, но, к сожалению, им не всегда это удается. Главный герой повести Валентина Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев теряет на войне всю свою семью, скитается по лесу, пытаясь пробраться сквозь линию фронта к «своим». Там ребенка находят разведчики и приводят его в лагерь к командиру. Мальчик счастлив, он выжил, пробился сквозь линию фронта, его вкусно накормили и уложили спать. Однако капитан Енакиев понимает, что ребенку не место в армии, он с грустью вспоминает своего сына и решает отправить Ваню детский приемник. По дороге Ваня сбегает, пытаясь вернуться в батарею. После неудачной попытки ему удается это сделать, и капитан вынужден смириться: он видит, как мальчик старается быть полезным, рвется в бой. Ваня хочет помочь общему делу: он проявляет инициативу и идет в разведку, в букваре рисует карту местности, но за этим занятием его ловят немцы. К счастью, в общей суматохе про ребенка забывают и ему удается бежать. Енакиев восхищается стремлением мальчика защитить свою страну, однако переживает за него. Чтобы спасти жизнь ребенку, командир отправляет Ваню с важным посланием подальше от места битвы. Весь расчет первого орудия погибает, а в письме, которое передал Енакиев, командир прощается с батареей и просит позаботиться о Ване Солнцеве.

↑ Проблема проявления человечности на войне, проявление сострадания, милосердия к пленному врагу. (Л. Толстой “Война и мир”)

Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

↑ Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны? (Е. Верейская “Три девочки”)

 В центре повести Елены Верейской «Три девочки» – подруги, из беззаботного детства шагнувших в страшное военное время. Подруги Наташа, Катя и Люся живут в коммунальной квартире в Ленинграде, вместе проводят время и ходят в обычную школу. Их ждет самое трудное испытание в жизни, ведь неожиданно начинается война. Школу разрушают, и подруги прекращают свою учебу, теперь они вынуждены учиться выживать. Девочки быстро взрослеют: веселая и легкомысленная Люся превращается в ответственную и организованную девушку, Наташа становится более вдумчивой, а Катя – уверенной в себе. Однако даже в такое время они остаются людьми и продолжают заботиться о близких, несмотря на тяжелые жизненные условия. Война не разобщила их, а сделала еще дружнее. Каждый из членов дружной «коммунальной семьи» в первую очередь думал о других. Очень трогателен эпизод в книге, где доктор отдает большую часть своего пайка маленькому мальчику. Рискуя умереть от голода, люди делятся всем, что у них есть, и это вселяет надежду и заставляет их верить в победу. Забота, любовь и поддержка могут творить чудеса, только благодаря таким отношениям, люди смогли пережить одни их самых тяжелых дней в истории нашей страны.

↑ Почему люди хранят память о войне? (О. Берггольц “Стихи о себе”)

Несмотря на тяжесть воспоминаний о войне, нужно хранить их. Матери, потерявшие детей, взрослые и дети, видевшие смерть близких, никогда не забудут эти страшные страницы в истории нашей страны, но и современники не должны забывать. Для этого существует огромное количество книг, песен, фильмов, призванных рассказать о страшном времени. Например, в «Стихах о себе» Ольга Берггольц призывает всегда помнить военное время, людей, сражавшихся на фронте и умиравших от голода в блокадном Ленинграде. Поэтесса обращается к людям, которые хотели бы сгладить «в робкой памяти людей» это, и уверяет их, что не даст забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Прошедшая всю войну и потерявшая в Ленинграде мужа Ольга Берггольц сдержала свое обещание, оставив после своей смерти множество стихотворений, очерков и дневниковых записей.

↑ Что помогает победить на войне? (Л.Толстой “Война и мир”)

 Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. Храбрость каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне.
Что объединяет людей в годы войны? (Л. Толстой “Война и мир”)
Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

↑ Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед? (Л. Толстой “Война и мир”)

Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей Болконский шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

↑ Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев “Сашка”)

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

↑ Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки – девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

↑ Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев “Солнце мертвых”)

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

↑ Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман “Авель”)

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

↑ Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев “Убиты под Москвой”)

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
УБИТЫ ПОД МОСКВОЙ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


11 вариантов

  1. Когда приходит война не имеет значение кто ты. Ты можешь быть женщиной, мужчиной ребенком. Война не щадит никого, поэтому в ней принимают участие все свои населения, а также люди всех возрастов. Женщина на войне играет не менее важную роль, чем мужчина. Женщина может быть не только медицинской сестрой или врачом. На ее плечи ложатся более широкие обязанности.
    История рассказывает нам о женщинах снайперах, о женщинах разведчиках, о женщинах участвующий в кавалерии. Женщине, конечно, на войне тяжелее. Ей приходится наравне мерзнуть в окопах, изучать расположение противника и обстреливать движущиеся танки. Кроме этого женщине приходится работать медсестрой, поваром, швеей, смотреть за детьми.
    Современные военные действия, которые проходят в мире, также не обходят женщин. Не всегда по собственному желанию приходится воевать. Иногда такой выбор обусловлен желанием защищать своих детей, свой дом, свой город и свое государство. В последнее время в войну втягиваются ни в чем неповинные люди. А очень часто судьба просто не оставляет женщине выбора и ей приходится отправляться в бой, защищать грудью своих детей и стариков, а иногда жертвовать собой, ради победы над врагом.
    Многие женщины способны на подвиги наравне с мужчинами. История знает немало рассказов со времен Второй мировой войны, когда женщины ценой собственной жизни расстреливали целые роты немцев, подбивали танки противников и вызволяли из плена советских солдат. Женщины хитростью, силой воли и с помощью жесткого характера побеждали противника, старались помочь своим и терпели не меньше мужчин боль, голод, холод и тяжелые условия.
    Пулеметчицы, автоматчицы, стрелки – это все женщины, которые готовы ценой собственной жизни защищать все то, что принадлежит им по праву. Многих женщин на войну заставила пойти тяжелая история. У многих погибли дети, мужья, родители, друзья, и ничего больше не оставалось, как вступать в ряды войск и отстаивать свои права и мстить за своих родных и близких. Это все больно и достаточно тяжело, но женщины справляются, они идут на риск и часто становятся героями, которых знают, помнят и гордятся.

  2. Женщина на войне – это чаще всего медицинский работник или связист. Конечно, во времена войны создавали и женские батальоны. Как бы то ни было, все равно представить в своем воображении женщину на войне не так уж и просто. Попробуем разобраться, почему некоторые женщины в то время выбирали такой тяжелый путь.
    Если мысленно вернуться во времена, когда была война, можно представить себе деревни и города, которые пропитаны грустью, пустотой, несчастьем и тоской по мужскому полу. По данным истории можно себе представить сожженные, отсутствие скота, попытки изнасилования женщин немцами и много страшных картин, о которых даже думать не хочется. Некоторые молодые девочки, которые потеряли во время войны всю свою семью,  мечтали только об одном – уйти на фронт и мстить за своих родных. Это встречалось довольно часто. И брали таких девочек и девушек практически всегда. Ведь люди на войне нужны, да и самим женщинам там было становилось не так тоскливо.
    Женщины на войне превращались практически в мужчин. Им приходилось пахать, как никогда. Приходилось рисковать собой ради спасения солдат, приходилось играть разные роли во время общения с немцами. Женщины на войне видели все. Трупы, бомбы, пленников, обожженные тела. Но в целом таким женщинам находиться там было комфортнее, чем дома. Ведь дома их уже никто не ждал.
    Много случаев бывало, когда воевали совсем молодые девочки, которых и женщинами назвать нельзя было. Это были почти дети, которые не успели ни влюбиться, ни насладиться жизнью, ни прочувствовать прелести своего возраста. Им приходилось убивать и быть на ровне с мужчинами.
    В свою очередь женщины на войне играли и другие роли. У мужчин появлялась возможность, глядя на этих женщин, вспомнить о своих матерях и сестрах. Женщины могли отдать частичку своего тепла и женского начала больным и раненым солдатам. Иногда между полами возникали чувства и даже любовь. Для кого-то эти женщины становились стимулами возврата с поля боя.
    В любом случае те дамы, которые тем или иным образом принимали участие в войне, заслуживают уважения. Это сильные и отчаянные люди, способные на поступки!

  3. Когда началась Великая Отечественная война, в которой решалась судьба многих людей, женщины, взяли в руки винтовки, одели шинели и встали рядом со своими мужьями, братьями и сыновьями.
    Женщина — это хрупкое и нежное создание, которое создано природой, чтобы оберегать мужчин, создавать уют в доме, ростить и воспитывать детей. Но когда приходит война, она не делит людей на женщин и мужчин, на стариков и детей. Война затрагивает всех без исключения. Но мне кажется, что особо место в такое время отводится именно женщине. Женщина, которая держит в руках винтовку или спасает жизни в госпиталях, или ждет сына, брата, мужа, отца., или та, которая пытается спасти своих детей от искр войны любой ценой. Женщина уже совсем не хрупкая. Она становится отчаянной, отважной, сильной.
    Русский писатель Павел Филиппович Нилин в своем тексте затрагивает проблему роли женщины на войне. Он считает, что в не близка позиция автора. На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого человека на эту проблему.
    Подвиг женщин запечатлен в произведениях художественной литературы. Разве можно без волнения читать повесть Бориса Васильева « А зори здесь тихие…» Со слезами на глазах мы узнает о судьбе девчонок, которые сражались против фашистов. 5 девушек и их боевой командир Васков получают задание обезвредить несколько фрицев, но идя на задание они еще не подозревали, что их ожидает. Девушки погибают. После смерти одной из героинь – Сони, командир Васков говорит: « Стихи писала, а главное, детишек могла нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка. А немцы по этой ниточке словно ножом. » Страшно ли было умирать девчонкам? Конечно страшно! Но они понимали: нельзя отступать, нельзя пропустить врага, за их спиной Родина!
    Теме « женщина на войне» так же посвящен сборник рассказов Светланы Алексиевич « У войны не женское лицо» Сборник состоит из реальных женских исповедей, тех женщин, кто прошел войну наравне с мужчинами. Не было никаких поблажек – на войне как на войне. Женщины в этой книге настолько мужественны, сильны и честны! Но при этом, они остаются женщинами, которым, прежде всего нужен мир. « Мне кажется, что я прожила две жизни: одну – женскую, вторую – мужскую…» Я искренне горжусь теми о ком эта книга…
    Война – дело не женское. Женщина – это продолжение человеческого рода, хранительница семьи и семейного счастья. Мы должны помнить о том, что войны для женщин всегда великое испытание, потому что женщина отвергает смерть, она призвана любить и продолжать жизнь.

  4. На войне присутствуют не только героические подвиги защитников Отчества. Немало бывает и доблестных защитниц Родины. Женщины часто на равные с мужчинами защищали свою родную землю, свой дом и своих детей.Они готовы отдать жизнь ради тех,кого любят,кто верит в них. Война заставляет женщин резко изменить свои взгляды на жизнь и окружающий мир. Как только возникает опасность для родных детей, женщины готовы защищаться до конца и ничего не пожалеть, даже жизнь.
    Известны многие примеры, когда женщины выступали в военные действия наравне с мужчинами. Особенно много примеров можно найти на страницах истроии, изучая Великую Отчественную Войну. В это тяжелейшее для нашей страны время, на защиту родной земли от фашистов поднялось не только все мужское население, но и женское. Многие молодые девушки и женщины с первых дней отправлялись на фронт в качестве медицинских сестер, чтобы ухаживать и возвращать в ряды армии раненых бойцов. Женщины по своей природе более заботливые, чем мужчины. Поэтому в госпиталях никак нельзя было обойтись без женской заботливой руки. При этом они так же рисовали своими жизнями, как и мужчины. Ведь нередко пункты медицинской помощи подвергались массированным бомбардировкам и обстрелам со стороны фашистов.
    Неоценим труд женщин и за пределами линии фронта. Труженицы в тылу работали не покладая рук, для того, чтобы обеспечить всем необходимым линию фронта и бойцов Красной Армии. Забыв о сне . собственном комфорте, женщины днями . ночами трудились на предприятиях, на которых должны были работать мужчины. Ведь труд часто был связан с тяжестями и различной техникой. Если бы не военное положение нашей страны,то женщин бы никогда не допустили бы на такие работы. При этом не стоит забывать и о тех нечеловеческих условия, которые царили на заводах. Цеха часто не отапливались, рабочей силы не хватало, поэтому приходилось работать по несколько смен подряд. При этом в зимние месяцы царили голод, болезни и холода. Но при этом женщины проявляли стойкость и выдержку. Благодаря их мужеству на фронт поставлялось все необходимое.
    Так же во время Великой Отечественной Войны были организованны различные партизанские отряды, в которых участвовали молодые девушки. Самый героичный поступок совершила партизанка Зоя Космодемьянская. Благодаря ее отряду были уничтожены сотни, а может и тысячи немецких фашистов. Попав в плен к ним, Зоя проявила удивительную стойкость и мужество. Она приняла свою смерть, как настоящий герой и даже надругательства фашистов не смогли сломить ее боевой дух.
    Женщинам на войне так же тяжело, как и мужчинам, а иногда и гораздо тяжелее. Но все же, без них победа в войнах невозможна. Женщины приносят равную долю в достижении победных действий.

  5. Автор данного текста, Валентин Петрович Ерашов, русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.
    Все привыкли к тому, что память о войне и представление о ней – мужские. Ведь воевали в основном мужчины. Женщина и война —  понятия несовместимые. Именно над этим и размышляет автор. Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь обращаются к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность, заставляющая нас возвращаться в эту тяжкую пору. Когда пришла Великая Отечественная война, в которой решалась судьба народов, многие женщин взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели. Обаяние женственности, незащищенности, чистоты и бесстрашия с необыкновенной заостренностью до комка в горле — обнажает всю несправедливую, нестерпимую, слепую жестокость войны.
    В своём рассказе В. Ерашов  описывает  боевой день молодой женщины – Кати, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни…. «Терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни». Катя выполнила свою боевую задачу, за что была награждена орденом и стала не матерью, не женой, не хранительницей домашнего очага, а командиром танка.
    Мне близка позиция автора. На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему: не женская это доля – убивать. Подвиг женщин запечатлён в произведениях художественной литературы. Разве можно без волнения читать повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»? Со слезами на глазах мы узнаём о девчонках, ещё не поживших, не познавших жизнь, сразившихся с вымуштрованными фашистскими головорезами. Когда погибает первая  из девушек — Соня, главный герой  говорит: «Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка. А они по этой ниточке ножом…» Страшно ли было им умирать? Конечно, страшно. Но они понимали: нельзя пропустить врага, за ними – народ, страна…
    Теме «женщина и война» посвящено стихотворение Ю.В. Друниной: «На ничьей земле пылают танки. Удалось дожить до темноты… Умоляю: «Летние портянки И белье сдавайте на бинты». Я стираю их в какой-то луже, Я о камни их со злостью тру, Потому как понимаю – нужно Это все мне будет поутру».
    Война – дело не женское. Изначальное  предназначение женщины —  продолжение человеческого рода, сохранение домашнего очага, воспитание детей.  Мы должны помнить о том, что войны, будь они даже маленькие, — для женщины всегда великие, потому что женщина отвергает смерть, она призвана любить и продолжать Жизнь.
    Валерия Гумовская ©

  6. «У войны не женское лицо» — этот тезис был верен на протяжении долгих столетий. Пережить огонь, ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость, чудовищность войны заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу встают и женщины, которые идут убивать и погибать. Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более женской природе. Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным.
    Женщина на войне – это неисчерпаемая тема. Именно этот мотив проходит через повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»
    Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих молодых девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель – защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких им людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых из них уничтожить врага означает выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.
    Рита Осянина, потерявшая в первые дни войны мужа, производила впечатление очень твердой, сильной и уверенной в себе женщины, «у нее была работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидить она научилась тихо и беспощадно» Война разрушила семью и Жени Комельковой, которая, « несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной» Но в её душе жила ненависть к фашистам, погубившим её семью и её саму. Молох войны пожирает все, не зная границ. Он разрушает жизнь людей. Но он может уничтожить и душу человека, разрушив, нереальный. Фантастический мир, живущий в ней. Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении». Этот созданный ею мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая.
    «Собственно, это была не ложь, а желание, выдаваемые за действительность». Но война, у которой» не женское лицо», не пощадила хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись в него и разрушив его. А разрушение его всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться молодая девушка. Страх же всегда преследует человека на войне: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Война пробуждает в душе человека не только страх -она обостряет все человеческие чувства. Женские сердца особенно чувственны и нежны. Рита Осянина внешне кажется очень твердой и строгой, но внутри это трепетный, любящий, переживающий человек. Её предсмертным желанием было позаботиться о сыне. «Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут,
    Альбертом. Мама очень больна, долго не проживет, а отец мой без вести пропал». Но добрые человеческие чувства теряют смысл. Война повсюду устанавливает свою извращённую логику. Здесь любовь, жалость, сочувствие, желание помочь могут принести смерть тому человеку, в чьей душе зарождаются эти чувства. Лиза Бричкина, ведомая любовью и желанием помочь людям, гибнет в болоте. Война всё расставляет по местам. Она изменяет законы жизни. То, что никогда не могло бы произойти в мирной жизни, случается на войне. Лиза Б., выросшая в лесу, знавшая и любившая природу, чувствовавшая себя в ней уверенно и комфортно, свой последний приют находит именно здесь. Её чистая душа, излучающая уют и тепло, тянущаяся к свету, скрывается от него навсегда. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Соня Гурвич, стремившаяся доставить человеку радость, ведомая лишь чистым порывом души, наталкивается на немецкий нож. Галя Четвертак рыдает над убитой подругой, когда нельзя плакать. Ее сердце переполнено лишь жалостью к ней. Именно так Васильев пытается подчеркнуть противоестественность и чудовищность войны. Девушке со своими пламенными и нежными сердцами сталкиваются с бесчеловечностью и нелогичностью войны «У войны не женское лицо». Эта мысль пронзительно звучит в повести, отдаваясь с невыносимой болью в каждом сердце.
    Бесчеловечность войны и противоестественность подчеркивается образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней «Положил ведь я вас, всех пятерых положил…». Васильев « убивает» девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в
    условиях войны.
    Женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей, они готовы отдать последние силы. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы». Они погибают, и теплота, любовь, таящаяся в их сердцах, навсегда ложатся в сырую землю:
    Мы не ждали посмертной славы,
    Не хотели со славой жить.
    Почему же в бинтах кровавых
    Светлокосый солдат лежит?
    (Ю. Друнина. «Зинка»)
    Предназначение женщины, дарованное ей природой, извращается в условиях войны. А женщина — это хранительница очага, продолжательница рода, которая является символом жизни, тепла и уюта. Рыжая Комелькова с волшебными зелеными глазами и удивительной женственностью, кажется, просто создана для продолжения рода. Лиза Б., символизирующая дом, очаг, создано для семейно жизни, но этому не суждено сбыться… Каждая из этих девушек « могла нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом». В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне
    Но мужчины, выжившие в войне на всегда останутся с вечным комплексом вины перед ними. Мужчины не смогли подарить им любовь, не смогли защитить их. Поэтому Васильев спрашивает, оправданы ли такие жертвы на войне, не слишком ли это дорогая цена победы, ведь утерянные ниточки женских жизней никогда больше не сольются с общей пряжей человечества? «Что же это вы, мужик мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие?» Вы повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» мы можем посмотреть на войну глазами женщины. Истинное восхищение вызывают подвиги женщин, которые становятся еще более значимыми, так как совершены хрупкими созданиями.
    Я читала воспоминания одной женщины, она рассказывала о том, что во время войны как-то вышла из дома, а когда вернулась, на его месте увидела лишь огромную яму-последствие сброшенной немецким самолетом бомбы. Погибли муж и дети. Не было смысла продолжать жить, и эта женщина пошла на фронт в штраф батальон, надеясь погибнуть. Но выжила. После войны у нее снова появилась семья, но наверняка ничто никогда не заглушит ту боль, которую причинила война. И, наверное, каждая женщина, пережившая войну, всю оставшуюся жизнь не сможет от нее освободиться. Часть ее души на всегда останется там…
    Женщины, сложив свои головы ради великого дела, сделали победу возможной, приблизили ее. Но гибель каждой женщины на войне это трагедия. Вечная слава и память им!

  7. Русская литература ХХ века особенно трепетно раскрывает перед читателем тему женщины на войне – ее роли и судьбы, испытаний, выпавших на женскую долю. Нельзя однозначно сказать, что больше стремятся подчеркнуть в данной теме авторы – героизм женщины, сумевшей найти в себе силы выживать и бороться за свою Родину наравне с мужчиной, или величие женской души, позволяющее оставаться ей матерью, женой, сохранить в своем сердце место для сострадания и человеколюбия.
    «Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем…», говорил Васильевский старшина Васков («А зори здесь тихие…»), и все же повесть писателя особенно пронзительно отражает ужасы войны – где нет по отдельности храбрых мужчин и домовитых женщин, но есть бойцы, долг которых един. Образ героини романа А. В. Закруткина «Матерь человеческая» более символичен, в нем ясно видится читателю патетически мужественный характер Марии. Душа простой русской женщины оказывается способной вынести самые страшные потери, пережить, выстрадать и возродиться, отдавая себя новой жизни.
    Б. Л. Васильев, принимавший участие в военных действиях, категоричен — «А зори здесь тихие…» повествуют о несовместимости двух понятий – «женщина» и «война». Но ведь женщина – тоже человек, выполняющий свой гражданский долг, вынужденная вступать в неравный бой. Жизнь ее не более и не менее ценна, чем жизнь мужчины-солдата. Но тем страшнее осознание того, что «…женщина – мать, в которой самой природой ненависть к убийству заложена» оказывается с оружием в руках, способная лишать жизни вместо того, чтобы производить ее на свет.
    Непринято говорить всей правды о женщинах на войне… И выжившие вчерашние девчонки возвращаются с войны женщинами с покалеченными душами. Ведь что для них смысл жизни – семья, любовь и дети. И даже в землянках и окопах, с оружием в руках, женщина не перестает быть женщиной, а после на нее возлагается самая важная миссия – продолжение рода, возрождение жизни своей Родины.
    В произведениях российских авторов, затрагивающих тему женщин на фронте, переплетается общественные, гражданские и личные, частные аспекты жизни. Нет ничего страшнее потери близких и родных – но когда мать и жена сама становится хладнокровным воином, меняется многое. Весь ужас, беспощадность и неоправданность войны, рассмотренной через призму жизни простых русских женщин, предстает в произведениях Б. Л. Васильева и А. В. Закруткина. И особенно страшно и фатально звучат слова старшины Васкова о том, что обрывая жизнь женщины, война обрывает еще одну «маленькую ниточку в бесконечной пряже человечества» («А зори здесь тихие…»).
    С уважением,
    руководитель проекта «Учись просто!»
    Вилкова Елена

    Чтобы оформить заказ или уточнить стоимость, заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:

  8. В войне нет ничего женского, кроме женского рода в слове «война». Кровь, смерть, грязь, насилие – все это никак не может стоять рядом с нежной и утонченной женщиной, заботливой мамой и хранительницей домашнего очага. Но, к сожалению, жестокая и всеразрушающая сила приравнивает всех: мужчин, женщин и даже детей.
    В книге собраны голоса разных женщин, которые рассказывают о своей судьбе, в которую нагло и без спроса постучалась война. Через всю книгу проходит мысль, что война – это в первую очередь убийство, а потом тяжелая работа и даже обычная жизнь. Да, женщинам приходилось существовать в условиях войны, любить, ждать с фронта и самим брать в руки оружие. Вместе с трагичными смертями, кровью и жестокостью, женщины вносят в войну легкость, песни и свою непосредственность.
    Но, в тоже время война – это самое страшное, что может случиться с женщиной. Ведь она мать, она дарит жизнь, а тут приходиться ее отнимать. Женщине намного труднее убить, нажать на курок и забрать жизнь. Это не женское дело. До боли в душе мне жалко ту женщину, которой приходилось убивать, а потом каждую ночь вспоминать и мучатся. То, что пережили наши бабушки и прабабушки на войне, они уже никогда не забудут. Это страшный сон, который, к сожалению, стал явью.
    Воспоминания о войне в рассказах Светланы Алексиевич искренние, честные, без смягчения. Эта книга не может никого оставить равнодушным, ведь она оголяет женскую душу, рассказывая самые большие тайны, которыми не очень то и хочется делиться. Книга получилась очень откровенной. Многие издательства отказывали Светлане в публикации, называя войну, описанную в книге, слишком страшной. А она не страшная, она такая, как есть.

  9. Министерство образования и науки РФ
    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    «Орловская средняя общеобразовательная школа»
    Хохольского района Воронежской области
    ЭССЕ
    «Война и женщина»
    Выполнил: обучающаяся11 класса
    МКОУ «Орловская СОШ»
    Грачева Светлана Михайловна
    Руководитель: учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
    Фомина Елена Николаевна
    Орловка-2014
    Землю жгли смертельные метели
    Небеса и те не знали сна…
    В серые солдатские шинели
    Наряжала девушек война.
    А.Жаров
    «Женщине не нужно воевать…» Самой природой ей назначено продолжать жизнь, хранить семейный очаг, любить и созидать… А если Родина в огне? А если автоматная очередь разрывает детский крик? А если воздушная тревога? Что тогда? Девушки 40-х годов знали ответ на этот вопрос…
    Несколько лет назад на каникулах мы всем классом побывали в гостях у ветерана Великой Отечественной войны Чернышовой Евдокии Митрофановны, нашей односельчанке. Нас встретила старая седая женщина, черты лица которой сохранили следы былой красоты.
    Евдокия Митрофановна принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтовых дорогах. 20-летней девушкой она, как и многие другие, добровольно ушла на фронт. Е.М. Чернышова вспоминает: «29 июня 1941г. мы, добровольцы, собрались в Петинском сельском совете. Всего 10 человек. Провожать нас пришли все жители с.Петино, п.Орловка, Опытной станции, с.Устье. Сплошное море людей и плача, который повис в воздухе, казалось, на бесконечное время…»
    Из наполненной светлыми мечтами юности девушка попала в огонь войны, из которой она возвратилась через годы с совершенно потерянным здоровьем, с тяжелыми воспоминаниями. Вот одно из них: «Под Грибановкой, где расположился наш госпиталь, шли бои, наши войска несли потери. Я была операционной сестрой. А это значит сутки напролет операции, без отдыха, без права на сон, без права на ошибку. Как сейчас помню страшные раны, море крови, стоны, мольбы о помощи… встречались такие раны, что не знали, как подступиться, с чего начать. Приходилось делать, что положено и не положено. Уставала так, что ног под собой не чувствовала, но попросить об отдыхе даже в ум не приходило. Это война – надо терпеть, выполнять свой долг, а жаловаться – стыдно.  Помню молодого лейтенанта с тяжелейшем ранением: весь левый бок был вырван, сердце наружу. Юноша ужасно кричал: даже слабое дуновение ветерка причиняло нечеловеческую боль. Я закладывала ему внутрь двухметровую марлю с мазью, туго перевязывала. И так каждые 5 минут. Он кричит, и я дрожу от страха…»
    Раненых с поля боя выносили на своих хрупких плечах девчонки ночью, порой под пулями, ежесекундно рискуя жизнью. Евдокия Митрофановна вспоминала, как однажды она 15 километров (именно такое расстояние приходилось преодолевать до госпиталя) тащила на себе очень тяжелого бойца. Была зима, мороз 40 градусов, на ней – шинелька легкая, но холода не чувствовалось, наоборот – пот катился градом. И как же было медсестричке обидно, когда он умер в пути, а она даже не поняла, что, выходит, тащила его труп…
    Евдокия Митрофановна всегда с любовью вспоминала своих подруг по госпиталю, с некоторыми она до самой смерти поддерживала отношения: переписывалась, созванивалась. На стареньких, пожелтевших от времени фотографиях, что и по сей день хранятся в доме Евдокии Митрофановны, красуются девчушки в военных формах, пилотках.
    Это их руки перевязывали страшные раны, поднимали раненых бойцов. Это их ласковый голос утешал, вселял надежду. Это их красивые юные лица навсегда запечалились в памяти бойцов. Это их вера в победу вселяла надежду и давала силы перенести нечеловеческие страдания тяжелораненых.
    Милосердие! Слово вещее,
    Ты и нам сияло во мгле,-
    Наклонялись над нами женщины
    Под огнем на ничьей земле
    (В. Шефнер «Милосердие»)
    Евдокия Митрофановна очень дорожила фронтовым письмом-стихотворением, адресованным ей и другим медицинским работникам госпиталя с.Грибановка старшиной Себовым и ст.сержантом орденоносцем Прочаткиным. Процитирую несколько строк:
    Не забыть нам кратковременную дружбу,
    Село Грибановку, товарищей своих.
    Не позабывать врачей Борщова, Баринштейна, Волковченко,
    Сестёр Безрукову, Бакланову, Калинину, Плохих…
    А вот дарственную надпись позволю себе процитировать полностью:
    «Дорогой Незабвенной сестричке Дусе Баклановой.
    Дорогая Дуся, запомни в своем горячем сердце своего отца по госпиталю Володю и брата Ваню. А мы запомним твое дорогое нам имя, твою заботу, твой ласковый уход за нами, твои нежные ручки, которые перевязывали, словно бархатом, наши мучительные раны. Память оставлена в день отъезда в бой, т.е. 11.03.1942г.
    Старшина Себов.
    Старший сержант орденоносец Прочаткин…»
    В тот же день, в бою, авторы этого трогательного послания погибли…
    Были и счастливые минуты во время войны (если узнавали об успешных боях для русских войск или поправлялся тяжелораненый боец). Тогда девчата из госпиталя с.Грибановка под гармошку или просто под аплодисменты с удовольствием отплясывали барыню или кружились в вальсе. Для таких случаев у Евдокии Митрофановны при себе в вещмешке имелись модные туфли на каблуках. А радоваться во время войны люди тоже умели! Туфли, прошедшие с хозяйкой всю войну – это тоже реликвия!
    Евдокия Митрофановна рассказывала, как однажды чуть не потеряла свои знаменитые туфли. Госпиталь эвакуировали. На платформе – шум, суета. Раненых размещали по вагонам, грузили боеприпасы. Словом, только успевай крутиться, тут не до себя. А когда поезд потихоньку начал трогаться, Евдокия Митрофановна обнаружила, что потеряла свой вещмешок. Бросилась искать – нигде нет! От досады расплакалась. Раненые бойцы, любившие весёлую и добрую медсестричку, забеспокоились: «Что случилось?» Она рассказала про свою «беду». Все подумали, что в вещмешке был её продовольственный паек, и стали  передавать ей хлеб, тушенку. «Вы ничего не понимаете! Там туфли!» – крикнула она в отчаянии. Тогда один парень спрыгнул на ходу и бросился искать на платформе вещмешок.  Евдокия Митрофановна испугалась за него (рана ещё не зажила) и спрыгнула тоже. Чудом удалось спасти туфли и не отстать от поезда. В знаменитых туфлях Евдокия Митрофановна долго потом отплясывала в вагоне под бурные аплодисменты.
    Документы войны, незатейливые безделушки, вещи, хранящиеся с тех далеких страшных лет…за ними – сложная и прекрасная судьба  «сестрички из госпиталя с.Грибановка»
    Раньше, когда я думала о войне,  мне представлялись бегущие и падающие солдаты, стонущая от ран земля. Теперь же слово «война» связано для меня ещё и с гражданским подвигом сестёр милосердия.

  10. Когда приходит война не имеет значение кто ты. Ты можешь быть женщиной, мужчиной ребенком. Война не щадит никого, поэтому в ней принимают участие все свои населения, а также люди всех возрастов. Женщина на войне играет не менее важную роль, чем мужчина. Женщина может быть не только медицинской сестрой или врачом. На ее плечи ложатся более широкие обязанности.
    История рассказывает нам о женщинах снайперах, о женщинах разведчиках, о женщинах участвующий в кавалерии. Женщине, конечно, на войне тяжелее. Ей приходится наравне мерзнуть в окопах, изучать расположение противника и обстреливать движущиеся танки. Кроме этого женщине приходится работать медсестрой, поваром, швеей, смотреть за детьми.
    Современные военные действия, которые проходят в мире, также не обходят женщин. Не всегда по собственному желанию приходится воевать. Иногда такой выбор обусловлен желанием защищать своих детей, свой дом, свой город и свое государство. В последнее время в войну втягиваются ни в чем неповинные люди. А очень часто судьба просто не оставляет женщине выбора и ей приходится отправляться в бой, защищать грудью своих детей и стариков, а иногда жертвовать собой, ради победы над врагом.
    Многие женщины способны на подвиги наравне с мужчинами. История знает немало рассказов со времен Второй мировой войны, когда женщины ценой собственной жизни расстреливали целые роты немцев, подбивали танки противников и вызволяли из плена советских солдат. Женщины хитростью, силой воли и с помощью жесткого характера побеждали противника, старались помочь своим и терпели не меньше мужчин боль, голод, холод и тяжелые условия.
    Пулеметчицы, автоматчицы, стрелки – это все женщины, которые готовы ценой собственной жизни защищать все то, что принадлежит им по праву. Многих женщин на войну заставила пойти тяжелая история. У многих погибли дети, мужья, родители, друзья, и ничего больше не оставалось, как вступать в ряды войск и отстаивать свои права и мстить за своих родных и близких. Это все больно и достаточно тяжело, но женщины справляются, они идут на риск и часто становятся героями, которых знают, помнят и гордятся.
    Многие женщины не жаловались во время войны, а переносили все трудности, понимая, что помощи ждать больше не от кого, что их жизнь только в их руках. Поэтому слава женщинам, которые столкнулись с войной несколько лет назад, а также тем, которым приходится сейчас принимать участие в военных действиях.

  11. Проза о событиях военного времени — это особая глава нашей отечественной литературы. Огромное количество выдающихся произведений было написано в рамках этой темы. В них описывается жизнь и борьба русского народа в годы Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками. Но так случилось, что образ мужчины-солдата мы чаще ассоциируем с войной, потому что воевали в основном мужчины. В связи с этим очень часто меркнет образ женщины на войне, хотя женщины сделали для победы не меньше мужчин. В годы Великой Отечественной войны женщины не только спасали и перевязывали раненых, но и воевали: стреляли из «снай- перки», летали на самолетах, подрывали мосты, ходили в разведку. Об этих женщинах-солдатах и рассказывает в своей повести Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо». В этой книге собраны воспоминания многих женщин-фронтовиков, в которых они рассказывают о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные военные годы. Это произведение об обыкновенных девушках, судьбы которых сложились так, что им пришлось доказать свою любовь к родине, защищая ее наравне с мужчинами. Рассказы, собранные вместе, рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. «Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова — сестра, жена, друг и самое высокое — мать… Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь — синонимы» — так пишет Светлана Алексиевич в своей книге. В нашем представлении женщина — это нежное, хрупкое, безобидное существо, которое само нуждается в защите. Но в те ужасные военные годы женщине пришлось стать солдатом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям.
    Когда читаешь книгу, то поражает мужество, отвага и самоотверженность женщин воевавших в годы Великой Отечественной войны. Здесь нет ничего необычного. Всякий раз, когда угроза нависала над Родиной, женщина вставала на ее защиту. Вспоминая историю нашей страны, мы найдем тысячи примеров подтверждению того, что в самые нелегкие моменты женщина вставала на защиту своей отчизны. Во все времена русская женщина не только провожала на битву мужа, сына, брата, горевала, ждала их, но в трудное время сама становилась рядом с ними. С незапамятных времен и до наших дней женщины доказывали свое мужество в борьбе за родную землю. Ярославна поднималась на крепостную стену и лила расплавленную смолу на головы врагов, помогая мужчинам защищать город. И в годы Великой Отечественной войны женщина стреляла, убивая врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее дом, ее детей, родственников и близких. Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера. «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю». И она была не одна, как можно убить человека? Многие из них не могли понять этого. Но постепенно образ врага, который захватывает их землю, все четче и четче вставал перед глазами. Не женское это дело — убивать. Но ведь фашисты беспощадно убивали и детей и взрослых, сжигали людей живьем, травили их газом. И раньше много говорили о зверствах фашистов, но то, что написано в этой книге, не оставляет равнодушным никого. Вот так описывает автор деяния фашистских солдат: «Подъехали машины-душегубки. Туда загнали всех больных и повезли. Ослабленных больных, которые не могли передвигаться, снесли и сложили в бане. Закрыли двери, всунули в окно трубу от машины и всех их отравили. Потом, прямо как дрова, эти трупы бросили в машину». И как можно было в то время думать о себе, о своей жизни, когда враг ходил по родной земле и так жестоко истреблял людей. Эти девушки, которым было по шестнадцать-семнадцать лет, смогли воспитать в себе беспощадность к врагу. Они были школьницами и студентками, которые не могли представить себе, что самые лучшие годы их жизни поглотит война, а у некоторых и отберет жизнь. Все они мечтали о светлом будущем, но на войне им пришлось защищать будущее нового поколения. В один день мир для них разделился на прошлое — то, что было еще вчера: последний школьный звонок, выпускной бал, первая любовь; и будущее — войну, которая разрушила все их мечты. Вот как началась война для медсестры Лилии Михайловны Будко: «Первый день войны… Мы на танцах вечером. Нам по шестнадцать лет. Мы ходили компанией, проводим вместе одного, потом другого… И вот уже через два дня этих ребят, курсантов танкового училища, которые нас провожали с танцев, привозили калеками, в бинтах. Это был ужас… И я сказала маме, что пойду на фронт». Другая девушка, Вера Даниловцева, мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война, и она ушла на фронт, где стала снайпером, кавалером двух орденов Славы. Таких историй об искалеченных жизнях тысячи. У каждой из этих женщин была своя дорога на фронт, но их объединяло одно — желание спасти Родину, защитить ее от немецких оккупантов и отомстить за смерть близких. «У нас у всех было одно желание: только в военкомат и только проситься на фронт», — вспоминает минчанка Татьяна Ефимовна Семенова. Война — это не женское дело, но эта война определила судьбу этих девушек, они были нужны на фронте. Каждая из них была готова к подвигу. Они проходили шестимесячные, а иногда и трехмесячные курсы, и имели удостоверения медсестер, зачислялись саперами, летчицами. У них уже были военные билеты, но солдатами они еще не были. О войне и о фронте у них были идеализированные, романтические представления. Поэтому в первые дни на фронте им было очень трудно. Тяжело было привыкнуть к постоянным бомбежкам, выстрелам, убитым и раненым. «Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню… У него был открытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически, что делать, но, когда я… это увидела, мне стало плохо», — так говорит Софья Константиновна Дубнякова, санинструктор, старший сержант. Еще вчера этих девочек оберегали и баловали, еще вчера к ним относились как к детям. Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого к бабушке, говорила, что еще маленькая, а через два месяца Светлана ушла на фронт, стала
    санинструктором. Потребовалось обуть кирзачи, надеть шинель, привыкнуть к форме, научиться ползать по- пластунски, копать окопы.
    Только благодаря участию в войне этих девочек, их храбрости и смелости мы смогли победить. Девчонки прошли через все трудности и испытания, чтобы спасти свою Родину и защитить жизнь будущего поколения. Для того чтобы мы жили не зная войны, шестьдесят лет назад шли в бой эти девушки.

В 2021 году почти каждую неделю на Полит.ру выходил текст с рекомендациями что почитать от разных интересных людей. Теперь, когда можно подвести статистику, оказалось, что чаще всего нам отвечали филологи: они нам давали свои советы 12 раз! Итак, что же предлагают читать филологи?

Филолог, старший научный сотрудник отдела литератур Европы и Америки новейшего времени Института мировой литературы имени Горького Александра Уракова читает, главным образом, американскую литературу XIX века, которой и занимается, а потому советуют автором именно той эпохи. Например, роман «Виллет» Шарлотты Бронте. Он возможно не понравится тем, кто любит «Джен Эйр», но совершенно гениален и читатель поймет, почему автор входит в число самых важных писателей XIX века.

Независимый исследователь и популяризатор науки Игорь Мокин интересуется Скандинавией и фантастикой и в первую очередь рекомендует прочесть книгу «Скандинавские мифы: от Тора и Локи до Толкина и «Игры престолов»» Кэролайн Ларрингтон. В начале автор рассказывает довольно подробно о том, каковы источники дошедшей до нас скандинавской мифологии. Далее основной текст разбит по темам: сначала автор рассказывает о скандинавских богах, об их свойствах и функциях, о создании мира и о том, как он устроен. Затем она рассказывает о героях.

Поэт и филолог Всеволод Зельченко порекомендовал книгу, которую сам прочел недавно: «Отделение Связи» Полины Барсковой. Это небольшая повесть, которая показывает читателю «беспощадную и бесконечно сострадательную анатомию горя, памяти, того диалога между ушедшими и оставшимися, который одинаково невозможно ни продолжать, ни прервать».

Член Ученого совета НИУ ВШЭ и заместительница главного редактора журнала «Вопросы образования» Елена Пенская посоветовала почитать серьезное исследование: «Ритуалы бедствия: антропологические очерки», под редакцией С.Б. Адоньевой. Социальные катастрофы порождают магические практики, корежат привычный обиход, поведение людей, культуру, меняют буквально все. Авторы посвятили много времени и сил исследованию этого феномена на территории российского северо-запада.

Доцент Высшей школы экономики Елена Островская предложила свести такие разные книги как «Возвращение в Брайдсхед» Ивлина Во и «Искупление» Иэна Макьюэна. Эти два романа отчасти показывают то, как за примерно полвека преобразуется английский усадебный роман. При этом ни «Возвращение в Брайдсхед», ни «Искупление» не являются классическими примерами этого жанра. Однако и то, и другое произведение отсылают читателя, с одной стороны, к миру усадьбы, а с другой стороны — к войне.

Медиевист и исследовательница творчества Михаила Бахтина Наталья Долгорукова предложила познакомиться с ним с работы «Проблема текста…» 1959/1960 гг.: чтобы «речевые жанры» и «междисциплинарность» стали не пустыми словами, чтобы научиться ощущать «запах контекстов», чтобы различать «одноголосые» и «двуголосые» слова и чтобы философский анализ перестал пугать.

Доцент Высшей школы экономики Николай Поселягин посоветовал прочитать книгу «Как лгать при помощи статистики» Даррелл Хафф. В ней представлено классическое исследование того, что бывает, когда люди слишком верят цифрам, в частности цифрам статистических данных. Ложь, вынесенная в название, — это не только и даже не столько сознательные манипуляции и обман (хотя и они тоже, разумеется), сколько в первую очередь некритическое, доверчивое отношение к информации, если она выражена наукообразно.

Специалист по творчеству Некрасова Михаил Макеев предлагает вернуться к русской классике и прочесть 8 том из «Полного собрания сочинений и писем. В 23-х томах» Николая Гоголя — в нем содержится второй том «Мертвых душ».

Председатель Пастернаковской комиссии РАН Анна Сергеева-Клятис советует прочесть «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни» Александра Солженицына. Прежде всего этот текст интересен тем, что он глубоко раскрывает личность автора, мнения о котором до сих пор крайне противоречивы. В этой книге Солженицын сам ставит себе цель объяснить некоторые свои поступки, выборы, рассказать о своих мыслях и чувствах в период выхода из подполья, публикации  «Ивана Денисовича» и последующих событий. Один из острых моментов в этой книге — это ее исповедальная интонация. 

Преподаватель Скандинавской школы в Санкт-Петербурге Диана Салихова посоветовала прочитать Эрика-Эмманюэля Шмитта, а точнее его роман «Женщина в зеркале». В книге рассказываются три истории, действие которых разворачивается в разных эпохах: XVII век, начало XX и наши дни. Это истории трех девушек, их не связывает родство или другие вещи, которые можно формально закрепить на бумаге, они живут в разных городах и разных условиях. Героинь объединяет внутреннее состояние, потерянность, они не понимают своей роли в обществе. 

Старший научный сотрудник ИМЛИ имени А.М. Горького РАН Анастасия Голубцова посоветовала нашим читателям, а особенно москвичам, сборник очерков Гиляровского «Москва и москвичи». Эту книгу называют «энциклопедией русской жизни», и если насчет «русской» звучит громковато, то московской — уж точно. Гиляровский, будучи московским журналистом и корреспондентом, обошел, объездил и облазил все закоулки города, все злачные места и самые опасные его уголки.

Филолог, поэт и прозаик Марина Алексеева посоветовала вернуться к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». «Прочитав в подростковом возрасте эту книгу, люблю ее всю жизнь. И потому что в свое время она для меня стала великим утешением, и потому, что я думаю, что в ней заключена сама суть русского характера — загадка, над которой Достоевский бился всю жизнь», — рассказала она нам.

  • Сочинение по творчеству достоевского по литературе
  • Сочинение по тебе моя комната
  • Сочинение по творчеству лермонтова любовная лирика
  • Сочинение по статье и маркина язык мой бедный друг мой
  • Сочинение по сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс по плану урок