Сочинение по стиху жуковского море

Урок 1. общая характеристика русской литературы первой половины xix в.урок 2. поэтические предшественники а. с. пушкина: г. р.

Урок № 1. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.

Урок № 2. Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков

УРОК 2
ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ А. С. ПУШКИНА:
Г. Р. ДЕРЖАВИН, В. А. ЖУКОВСКИЙ,
К. Н. БАТЮШКОВ

Цель:


углубить понятие о классицизме на примере литературного наследия Г. Р. Державина, о романтизме — на
примере творчества В. А. Жуковского; ознакомить учащихся с произведениями К. Н. Батюшкова; показать существование принципа преемственности в литературе;
совершенствовать навыки аналитического чтения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
воспитывать эстетический вкус и творческие способности.

Оборудование:
учебник; портреты Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова; тексты стихотворений; репродукция
картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».

Тип урока:
комбинированный урок; урок — устный журнал.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова; выразительно
читают и комментируют их стихотворения; принимают участие в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

(выборочно):
слушание нескольких «Программ изучения русской литературы в 10-м классе»

2. Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

• Раскройте основные черты романтизма как литературного направления.
Кого из представителей литературы романтизма вы знаете?
• Обоснуйте причины появления романтизма в русской литературе.
• Объясните, как вы понимаете, что такое реализм. Назовите известных вам писателей-реалистов. Какие произведения реалистической литературы вы уже читали?
• Расскажите об истоках русского реализма.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Годы Лицея — это годы формирования поэта Пушкина, протекавшие в обстановке расцвета лёгкой сентиментальной поэзии и отрицания классических
канонов. Пушкин избирает учителями К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, противостоявших традициям предшествовавшего века.

До поступления в Лицей Пушкин много читал, пользуясь библиотекой отца, в Лицее выделялся своей начитанностью и подготовленностью, о чём сохранились
свидетельства бывших лицеистов. Учебная программа предполагала знакомство с творчеством М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина.

И сегодня на уроке в центре нашего внимания — проблема преемственности литературного развития. Как повлияли на формирование творчества Александра Сергеевича
Пушкина поэтические традиции XVIII в.? Как проявилось их воздействие на различных этапах творческой эволюции Пушкина в 1810–1820-е гг.? Ответы на
эти вопросы мы найдём на сегодняшнем уроке.

IV. Работа над темой урока

1. Страница первая.
«Вступление»

У ч и т е л ь.

Вам, конечно, знакома репродукция известной картины И. Е. Репина, изображающая
экзамен в Царскосельском лицее
.
(Учитель демонстрирует репродукцию картины.)

Перед столом экзаменаторов юный Александр Пушкин читает стихи. Гавриил Романович Державин напряжённо слушает поэта. Через несколько лет в романе
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин вспомнит те незабываемые минуты:

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил…

Всё это будет в начале XIX в., когда Г. Р. Державина осыпят всеми возможными почестями: награждён многими орденами Российской империи, побывает министром
юстиции, на лицейский экзамен приглашён в качестве почётного гостя.

Державин связывает XVIII век, теряющийся в тумане «старины глубокой», с веком XIX, знакомым по многим именам. Ведь, с одной стороны, Г. Р. Державин
— младший современник М. Ю. Ломоносова, а с другой — тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина.

2. Страница вторая.
«Гавриил Романович Державин — “отец русских поэтов”»

1) Слушание «Литературной визитки» о творчестве Г. Р. Державина

1 — й  у ч е н и к.

Поэтическая судьба Гаврилы Романовича Державина необычна, как необычен и неординарен весь его жизненный путь.
Бравый, но безденежный армеец Преображенского полка, до двадцати девяти лет тянувший солдатскую лямку. Верноподданный служака, однако, смеющий оборвать на
полуслове саму императрицу Екатерину II. Министр юстиции, важный сановник и вельможа, владеющий полутора тысячами крепостных душ. Ничто, казалось, не
предвещало, что этот человек с простым грубоватым лицом, демократичной манерой общения, решительными жестами, резкой, но выразительной
речью станет на рубеже XVIII–XIX в. общепризнанным великим поэтом России.

Тематика поэзии Державина удивительно разнообразна. Он писал стихи, прославляющие победы русского оружия, восхвалял знаменитых полководцев,
(в первую очередь, А. В. Суворова), есть в его поэзии и философские мотивы.

Мы остановимся на стихотворениях Державина «Властителям и судиям»
и «Памятник», которые по праву считаются одними из лучших его
произведений гражданско-обличительного характера.

2 — й  у ч е н и к. В стихотворении «Властителям и судиям» звучит гневный
голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

Содержание стихотворения Державина, основанного на библейском тексте (стихотворном переложении 81-го псалма), связано с современной поэту
жизнью Российского государства. Он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла. Неудивительно,
что оду «Властителям и судиям» придворное окружение и сама Екатерина II, восприняла как революционную прокламацию. Ведь речь в ней идёт о том, что
неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, её неминуемо ждёт гнев Божий и падение.

3 — й  у ч е н и к. К гражданской лирике относится одно из поздних произведений Державина — «Памятник», вольное
подражание оде Горация «К Мельпомене». К этой оде Горация обращались в разное время М. В. Ломоносов,
А. С. Пушкин, В. Я. Брюсов. Идея этих стихотворений — право поэтов на бессмертие. Державин в «Памятнике» напоминает, что он первым рискнул
отказаться от торжественного, высокопарного стиля хвалебных од и написал «Фелицу» в забавном, шутливом «русском слоге», и,
обладая несомненной поэтической смелостью и гражданским мужеством, не побоялся «истину царям с улыбкой говорить».

И Державин, и Пушкин обращаются к своей музе. Державин призывает музу гордиться «заслугой справедливой» и презирать тех, кто её презирает и «чело
твоё зарёй бессмертия» венчать. Пушкин же хочет, чтобы его муза была послушна «веленью Божию», не боялась обиды и не требовала славы, не обращала
внимания на «хвалу и клевету», не спорила с глупцами.

2) Выразительное чтение
заранее подготовленными учащимися
стихотворений Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Памятник»

3) Аналитическая беседа

• Каков пафос стихотворения «Властителям и судиям»?
• Какова гражданско-нравственная позиция поэта, нашедшая отражение в этом произведении? Ответ аргументируйте.
• Какова тема стихотворения «Памятник»?
• В чём Г. Р. Державин видел своё право на бессмертие?

3. Страница третья.
«Василий Андреевич Жуковский — гражданин и патриот»

1) Слушание «Литературной визитки» о творчестве В. А. Жуковского

1 — й  у ч е н и к.

Его называли первым русским романтиком. Пушкин считал его своим учителем и другом… Велик его вклад в русскую литературу.
В. Г. Белинский писал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина… Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят»…

Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития русской литературы. Среди поэтов — своих
современников он выделялся силой и красотой художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабностью творчества и литературной авторитетностью.
На заре XIX в. В. А. Жуковский покорил читающую Россию «пленительной сладостью» стихотворений, которую так ценил А. С. Пушкин; открыл
в ней неведомый ранее мир чувств, настроений и признаний.

2 — й  у ч е н и к. В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г.,
однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, придающими стихотворению душевное тепло; делающими чувство любви к Родине не
абстрактным, а глубоко личным и понятным.

В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о жизни и стихиях, которые бушуют в
душе человека. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу,
к высокой чистоте и красоте.

В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения, вызывающие у читателя
сильное эмоциональное впечатление. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком. Человек в поэзии Жуковского —
обыкновенное, земное существо, но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам.

2) Выразительное чтение
заранее подготовленными учащимися отрывков (по выбору учителя) из
стихотворения «Певец во стане русских воинов»

3) Аналитическая беседа

• Какие строфы можно объединить единой темой, выраженной в словах стихотворения «Вам слава, наши деды!»?
• Какие сокровенные чувства в сердце каждого солдата пробуждают слова певца о природе, родном доме, детстве, жёнах, детях, друзьях, правителях страны в том числе?
• «Тебе сей кубок, русский царь!» Докажите, что певец видит в царе гаранта благополучия народа, целостности государства и верит в его объединяющую
роль.
• «Сей кубок ратным и вождям!» О каких качествах русских полководцев говорит певец в этой строфе? Что ценят в них солдаты, кого считают «нашими»?
• «Любви сей полный кубок в дар!» Как вы думаете, почему певец поднял кубок за дружбу и любовь? Как проявляются эти два чувства в годины несчастий и испытаний?

4. Страница четвёртая.
«Константин Николаевич Батюшков — глава русской “лёгкой поэзии”»

1) Слушание «Литературной визитки» о творчестве К. Н. Батюшкова

1 — й  у ч е н и к.

В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков были создателями русского романтизма и реформаторами стиха, подготовившими
появление А. С. Пушкина. В развитии русской литературы и русского романтизма творчество Константина Николаевича Батюшкова играет значительную роль.
Он — признанный глава русской «лёгкой поэзии».

«Лёгкая поэзия» — жанр, не имеющий строгих ограничений. По античной традиции «лёгкая поэзия» описывала самые разнообразные, порой мимолётные
впечатления, воспевала радости земной жизни.

2 — й  у ч е н и к. В отличие от Жуковского, поэзии которого были присущи неопределённость, тревожные предчувствия, туманные видения, Батюшков
воспевал радости человеческого бытия, праздничность жизни («Вакханка», «Весёлый час», «Мои Пенаты»). Для русской поэзии начала XIX в. это было новым,
неслыханным. «Лёгкая поэзия» внутренне как бы противостояла официальной государственной морали. Это была поэзия не подданного, а свободного
человека, поэзия радости, счастья, наслаждения.

Многие стихотворения Батюшкова написаны в форме дружеских посланий, обращённых к узкому кругу друзей, способных разделить его чувства и мысли
(«К Мальвине», «Весёлый час»). Гармоничность, лёгкость, изящество формы — результат художественного мастерства Батюшкова. «“Лёгкая поэзия” — самое
тяжёлое»,— полушутя писал он. Мотивы «лёгкой поэзии» нашли отражение
в творчестве многих поэтов первой половины XIX в., в том числе Е. А. Боратынского, П. А. Вяземского, юного А. С. Пушкина.

2) Выразительное чтение
заранее подготовленными учащимися
стихотворения К. Н. Батюшкова «К другу»

3) Аналитическая беседа

• Стихотворение обращено к П. А. Вяземскому — поэту, одному из близких друзей К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина. Какое настроение вызывает это
стихотворение?
• Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?
• Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?
• Каковы языковые и стилевые особенности стихотворения? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• Считается, что Г. Р. Державин совершил настоящий «бунт» в царстве жанров. В чём суть этого «бунта»?

• Какие настроения вызвали у вас стихотворения К. Н. Батюшкова? Чем, по-вашему, они похожи на лирику В. А. Жуковского и чем от неё отличаются?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Как я познакомился с поэзией А. С. Пушкина и что ценю в ней?».

2. Опережающее задание
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. С. Пушкина (6 учащихся):
«Детство и юность Пушкина (1799–1817)»,
«После Лицея (1817–1820)»,
«Южная ссылка (1820–1824)»,
«Михайловское (1824–1826)»,
«Годы странствий (1826–1830)», «Последние годы жизни (1831–1837)».

Следующий урок: Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути >>>

Ниже приводится школьное сочинение «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Волшебный край»», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

План

1. История создания (год, биография, прототип).

2. Тема (о чём).

3. Лирический герой, его чувства.

4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.

5. Ключевые образы (предметный мир).

6. Художественные средства; размер.

7. Идея (основная мысль).

Стихотворение «Волшебный край» является заключительной частью поэмы «Бахчисарайский фонтан» и было написано А. С. Пушкиным примерно в 1823 году. Произведение было создано под впечатлением о посещении Крыму во время так называемой южной ссылки, в которую поэт был отправлен в 1820 году за эпиграммы на первых лиц государства.

Если главная тема всей поэмы – настоящая любовь, то в заключительной части на переднем плане восторг от красот природы.

Лирический герой – путник, который восхищается открывающимся ему живописным пейзажам Крыма.

В первой строке стихотворения поэт высказывает свой восторг: «Волшебный край! очей отрада!». Затем следует описание красот природы: упоминаются холмы, леса, виноград, тополя, горы, море. В последних строках описывается утренняя поездка путника на коне по горной дороге. Поэт передает читателю ощущение полной гармонии с природой.

Среди использованных выразительных средств – многочисленные эпитетов («волшебный край», «приютная краса», «час утра безмятежный», «привычный конь», «зеленеющая влага»), метафоры («янтарь и яхонт винограда», «всё живо там: холмы, леса», «чувство путника манит»), амплификация (эмоциональное усиление: «и блещет, и шумит»), перифраза («зеленеющая влага» для обозначения морской воды). Восклицания подчеркивают восторг поэта. Произведение написано ямбом с различными видами рифмовки.

Я думаю, в этом стихотворении поэт хотел передать восторженное настроение лирического героя, восхищенного красотой южной природы.





Александр Сергеевич Пушкин

Волшебный край

…Волшебный край! очей отрада!

Всё живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса,

И струй и тополей прохлада…

Всё чувство путника манит,

Когда, в час утра безмятежный,

В горах, дорогою прибрежной

Привычный конь его бежит,

И зеленеющая влага

Пред ним и блещет и шумит

Вокруг утесов Аю-дага…



ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
  • Цитатный план к «Слову о полку Игореве»
  • Характеристика Лизы (по повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Право – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости
  • Сочинение по картине И. А. Тихого «Аисты»
  • Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
  • Характеристика персонажей первого действия «Горя от ума»
  • Крылатые выражения из комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова (с указанием персонажа, действия, явления)
  • Комедия в «Горе от ума»
  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!»
  • И. А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд) — тезисы
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать добрым?»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Подвиг»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Волшебный край»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
    1. Сочинения
    2. По литературе
    3. Васильев Б. Л.
    4. А зори здесь тихие…

    С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени, мы до сих пор можем изучать произведения и вникать в хронику истории. Произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» было посвящено людям, которые прошли через жестокою войну, которые к сожалению не вернулись домой, а также своим друзьям и товарищам. Эту книгу можно назвать памятью, ведь события описанные в ней близки каждому, кто хранит в себе память о Великой Отечественной Войне.

    В произведении были описаны судьбы пяти девушек-зенитчиц, а также их командира, действия происходили во время Великой Отечественной войны. Читая этот рассказ я полностью прониклась сочувствием к главным героям, ведь они даже не успели еще почувствовать вкус жизни. Главные героини-Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, молодые девушки, только начавшие жить, они яркие, веселые и настоящие. Но каждой из них выпала роль умереть в борьбе за защиту своей Родины, за любовь к ней и будущее. Они боролись за свободу, но сами были жестоко наказаны судьбой, ведь война разрушила их планы на жизнь, не дав хотя бы капли на что-то светлое. Это страшное события разделила их жизнь на два периода, и у них просто не было другого выхода, кроме как взять оружие в свои нежные руки.

    Федот Васков был еще одним главным героем, автор очень проникновенно описал ту горечь и боль, которую испытывал Федот за каждой из девушек. Он был воплощением настоящего солдата, смелый и отважный, он понимал то, что девушка должна находится дома, рядом с детьми и домашним очагом, а не воевать. Видно, как ему безумно хочется отомстить фашистам, за то, что они сделали с молодыми девушками.

    Борис Васильев использовал в своей работе то, что видел сам и чувствовал, поэтому повесть содержит четкие описания событий войны. Благодаря этому читателю удается погрузиться в атмосферу тех самых страшных сороковых годов. Я прочувствовала ужас того времени, и поняла, что война не выбирала кого убивать, это были и дети и взрослые, и старые и молодые, у кого-то убили мужа, у кого-то сына или брата.

    Несмотря на всю боль происходящего, в конце автор дает понять, что чтобы там ни было, добро все равно победит зло. Эти пять девушек, которые отдали свою жизнь за Родину, навсегда останутся в наших сердцах и будут героями Великой войны.

    Все герои повести А зори здесь тихие

    Темы затронутые произведением А зори здесь тихие

    1) Героизм и самоотдача

    Казалось бы, еще вчера эти женщины были школьницами, которые спешат на занятия, а сегодня они молодые и храбрые бойцы которые воюют в одной колоне с мужчинами. Но идут они в бой, не из-за принуждения государства или близких, девушки идут туда из-за любви к родине. Как по сей день показывает нам история, эти девушки принесли огромный вклад в победу страны.

    2) Женщина на войне

    Но самый главный смысл всего произведения Васильева, это ужасающая мировая война, на которой на ровне с мужчинами воюют женщины. Они не поддерживают солдат сзади, не лечат и не кормят, а держат в руках ружье и идут в атаку. У каждой из женщин есть своя семья, свои мечты и цели на жизнь, но у многих из них будущее оборвется на поле битвы. Как говорит главный герой, самое страшно на войне не то что погибают мужчины, а что умирают женщины, и после умирает и вся страна.

    3) Подвиг непрофессионала

    Ни одна из этих женщин, которая вступила на тропу войны, не проходила постоянные годовые курсы. Они не служили подолгу в армии и не умеют досконально владеть оружием. Они все непрофессиональные бойцы, а обычные советские женщины, которые могли стать женами и матерями, но, несмотря на это стали настоящими бойцами. Даже не важна их некомпетентность, они сражаются на ровне и приносят огромный вклад в истории.

    4) Мужество и честь

    Несмотря на то что, каждая женщина во время войны принесла огромный клад в победе, есть и те которые выделились больше всего. Например, можно вспомнить героиню из книги, под именем Женя Комелькова, которая позабыв о своем будущем, мечтах и целях, ценной своей жизни, спасла своих товарищей, переманив на себе фашистов. Казалось бы, даже не каждый мужчина отважился бы на такой поступок, но это юная девушка вопреки всему, рискнула и смогла помочь своим сослуживцам. Даже после того как женщина получила серьезное ранение, она не жалела об этом поступке и хотела лишь своей родине победу.

    5) Уважение к Родине

    Один из героев Восков, после всех военных действий, очень долго себя винил и оскорблял, за то, что не смог уберечь и спасти слабый пол, который отдавал на поле битвы свои жизни. Мужчина боялся, что из-за смерти солдат, на бунт встанут их отцы, мужья, а главное дети, которые начнут обвинять Воского в том, что он не смог уберечь их женщин. Солдат не верил, что какой-то Беломорканал стоит стольких ушедших душ. Но в один момент, одна из женщин Рита, сказала, чтобы мужчина перестал самобичеваться, унижать и постоянно раскаиваться в этом, так как война это не место для грусти и сожаления. Все эти женщины боролись не за обычные дороги или опустевшие здания, они боролись за свою родину и за свободу целой нации. Именно так автор, передает отважность людей и любовь их к родине.

    • Автор: Б. Л. Васильев
    • Произведение: А зори здесь тихие…
    • Это сочинение списано 59 796 раз

    В последнее время, как бы то ни было печально, люди начинают забывать о подвиге наших дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Но по хронике того времени, благодаря авторам-фронтовикам мы можем до конца прочувствовать боль, горе, отвагу, желание простых людей спасти родных и защитить Родину.

    Борис Васильев посвятил книгу «А зори здесь тихие…» каждому, кто не вернулся с жестокой и кровопролитной войны, своим друзьям и товарищам. Она стала для народа нашей страны настоящей «книгой памяти». История, описываемая в повести, близка каждому человеку, чтущему память Великой Отечественной Войны.

    Мне было очень жаль простых девчонок, не успевших пожить по-настоящему. Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина – все они настоящие, живые, такие молодые и яркие. Каждая из них умирала за любовь, за свою Родину, за будущее. Война обломала им «крылья», перечеркнула все и вся, разделив жизнь на до и после, не оставив им другого выбора, как дать отпор, взяв в нежные женские руки оружие.

    Федот Васков настолько остро чувствует вину за гибель девушек, что только человек, не имеющий сердца, не будет горевать вместе с ним. Храбрый и отважный солдат, повидавший за время войны многое, понимал, что женщина должна быть рядом с детьми, растить их и оберегать, а не воевать наравне с мужчинами. Ему хотелось отомстить всему миру и фашистам за смерть пятерых сильных духом молоденьких девушек, ведь их жизни не стоили ни десятка, ни сотни немецких солдат.

    Автор писал о том, что видел своими глазами, о том, что чувствовал. Повесть в ярких красках описывает события Великой войны, дает возможность читателю на время переместиться в роковые сороковые годы. Увидеть ужас, происходящий в то время, ведь на войне убивали не просто людей, а уничтожали конкретного человека, чью-то любовь, чего-то мужа, сына, брата, сестру, мать. Война не щадила никого, она затронула каждую советскую семью. В бой шли крепкие мужчины, старики, дети и женщины.

    В конце произведения писатель указывает нам на то, что добро все равно одержит верх над злом. Несмотря ни на что надежда остается в сердце уцелевшего старшины Васкова, именно он и сын погибшей Риты Осяниной поведают будущим потомкам о том, насколько сильной может быть любовь к Родине и ненависть к врагу. Пятеро смелых, отважных, не по годам сильных духом девушек навсегда займут почетное место в памяти и сердце русского народа, они навечно станут героями Великой Отечественной войны.

    Посмотрите эти сочинения

    • Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего […]
    • «На поле Куликовом» Блок (анализ) Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме «Возмездие» и в стихотворении «Скифы». Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле «На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для утверждения этой мысли Блок употребляет прием […]
    • «Анна Снегина» Есенина (анализ) Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма «Анна Снегина» – одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя главным героем, а поэму – автобиографической. Поэма была написана в 1925 году в Батуми, незадолго до смерти поэта. Так же, как Бунин перед смертью вспоминал свою юность и любовь в цикле «Темные аллеи», так и Есенин со светлой грустью вспоминает былую любовь и новую встречу с Анной. Оба писателя создавали свои […]
    • Сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?» Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • Основные мотивы стихотворений Жуковского «Море» и «Вечер» Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей «священный круг», «песни пламенны и музам и свободе». В ночи поэт чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, влача сомнений груз, разочарованный душою…» Поэт растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в цело и как нечто […]
    • Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение […]
    • Тема Петербурга в творчестве Гоголя В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург. Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей. Через несколько лет у Гоголя уже […]
    • Тема родины в творчестве Ахматовой На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения «Утешение» и «Молитва» свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за твоей […]
    • Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова «Обломов» Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян. Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не […]
    • Проблемы и герои романа «Тихий Дон» «Тихий Дон», посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, «сущности характера русского народа»; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Философская лирика Бунина (сочинение) На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • Жизненный путь Андрея Болконского в романе «Война и мир» Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует. Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг. Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые […]
    • Пастернак — тема человека и природы Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений «Близнец в тучах», в 1917 году – книжка «Поверх барьеров», а в 1922 […]
    • Картины природы в повести «Ася» Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
    • Сочинение на тему «Поход в дельфинарий» Сегодня исполнилась моя маленькая мечта – я смог увидеть дельфинов не по телевизору, а в жизни. Мы ходили на новое представление и видели множество запоминающихся трюков, которые показывали эти умные животные. Сам дельфинарий очень красивый – современный зал, веселая ведущая, задорная музыка. Целый час шла концертная программа: дельфины, морские львы и морские котики живо крутили мячи на носу, долго играли в волейбол, возили своего тренера у себя на спине, а один дельфин даже делал в воздухе сальто! Но больше […]
    • Темное царство в драме «Гроза» «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
    • Судьба человека и судьба родины в рассказе Шолохова «Судьба человека» Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов — типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]
    • Сила и слабость нигилизма Евгения Базарова Действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры — демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
    • Визит Чичикова к помещице Коробочке В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
    • Сочинение с планом по рассказку Солженицына «Матренин двор» «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]

    Сочинение 3

    Не мало произведений написано на военную тематику. Наш народ эта проблема затронула всецело, особенно в сороковые года двадцатого века. Что такое война? Эта большая трагедия для всего мира. Не имеет значения, какие страны между собой сражаются и за что? Мы должны ценить мир, бороться за свободу, любить и уважать друг друга для того, чтобы не было войны. Эти мысли доносят своими книгами великие писатели, к числу которых и относится русский писатель, переживший на своем жизненном пути Великую Отечественную войну.

    Что касается темы борца за Родину в русской литературе, то она поднималась достаточно широко. А вот роль женщины на войне, ее тяжкая доля в то ужасное время – это было редкое являние. Но писатель Васильев выступил новатором и ввел в русскую литературу эту тему, точнее осветил ее ярко и точно. Он создал свое произведение и назвал парадоксально, с иронией (тот, кто прочитал, поймет) «А зори здесь тихие…».

    Повесть рассказывает военную историю пяти девушек и командира Васкова. Дело в том, что в тихое место, где служили многие солдаты под руководством Васкова, спивались из-за того, что там не происходило так таковых военных событий и немцы в это место не приходили.

    Потому надо было как-то решать этот вопрос. И в качестве непьющих в тихое место были отправлены пять девчонок: Женя Камелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Рита Осянина. У каждой из этих девушек была своя история, семья, любимые люди, с которыми разлучила их война.

    Васильей показал всю тяжесть, которая выпала на долю этих еще юных особ. Они вынуждены были лишиться не только любимых людей, но еще и своих мечтаний, целей.

    В произведении описывается все ситуации, с которыми они столкнулись.

    Судьба у девушек свелась к смерти.

    У Маргариты, например, был сын в деревне. А ее муж погиб еще вначале войны. Среди девушек-бойцов она была самая зрелая и опытная.

    Что же толкнуло девушек пойти на фронт, защищать Родину, ведь у них была возможность не воевать. Мне кажется, что к этому подтолкнула их жажда мести. Это выражение относится на сто процентов к Жене Комельковой. Ее семью расстреляли фашисты на ее же глаза. Она погибает во время перестрелки с врагами.

    Каждая из мачт девушки была разрушена войной. Васков продолжал винить себя за это винил до конца дней.

    Вариант 4

    Более семидесяти лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Но в жизни русского народа до сих пор эхом отзываются отголоски тех страшных событий. О войне напоминают не только фильмы, но и книги. Одно из таких произведений, которое надолго остается в памяти, роман Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

    Многие слышали фразу «у войны не женское лицо», но именно Васильев смог описать значимость женской фигуры на фронте. Основные действия повести происходят в 1942 году. Автор рассказывает истории пяти девушек, которые по собственной воле стали солдатами – зенитчицами. Васильев повествует и о жизни командира этого женского батальона. Стиль повествования дает возможность читателю понять и Федота Евграфовича Васкова, и Риту Осянину, и Соню Гуревич, и Женю Комелькову, и Лизу Бричкину, и Галю Четвертак.

    Война разделила жизни людей на «до и после». И автор показывает это на примере пяти историй, пяти разных судеб. При этом Васильев сам бывал на фронте и своими глазами видел все ужасы боевых действий. У каждой девушки из батальона были свои причины ненавидеть врага. Например, у помощницы старшины, Риты Осяниной, на поле сражения погиб муж. У красивой, рыжеволосой Жени Комельковой, война «отобрала» всех близких людей: маму, братика и бабушку. И, несмотря на трагические события, эта девушка всегда старалась оставаться жизнерадостной и улыбчивой. Но мирный май Женька не встретила, отдав свою жизнь для спасения подруги.

    Еще одна девушка, Лиза, скромная, но сильная духом, мечтала об учебе в техникуме. Бричкина спешила на помощь подругам, но увязла в болоте, так и не добравшись до своего женского батальона. Каждая из девушек погибла за Родину, за любовь к своему народу. Именно это и был настоящий патриотизм. Война не дает зенитчицам шанса на будущее.

    Старшина Васков, оставшись один, всеми силами пытается помешать немцам, прорваться за линию фронта. Он чувствует на себе вину за гибель молодых девушек-зенитчиц, именно это помогло Федоту Евграфовичу добиться поставленной цели. Старшина отомстил за гибель своих подопечных, которые заслуживали мирного неба над головой, а не смерти от войны в лесах и болотах.

    Несмотря на весь трагизм произведения, автор отмечает, что добро всегда побеждает, а зло остается бессильным. «Красной нитью» в повести проходит и тема памяти, ведь во время Великой Отечественной войны погибла ни одна сотня таких юных, но, в то же время смелых, девушек.

    11 класс, ЕГЭ

    Другие сочинения: ← Не стреляйте в белых лебедей↑ Васильев Б. Л.Образ и характеристика Васков в повести А зори здесь тихие →

    А зори здесь тихие

    А зори здесь тихие сочинение

    План

    1. Жестокость войны.

    2. А зори здесь тихие.

    2.1. Пять героинь.

    2.2. Боль старшины.

    3. Битва местного значения.

    Война – это страшное слово, которое несет в себе боль и разрушение, отчаяние и тревогу, смерть и страдания. Это повсеместное горе, это общее смятение. Мучения, которые перенес человек, испытавший войну, ни с чем не сравнить, их невозможно передать.

    Боль за своих близких и за себя, боль за страну и за будущее – это то, что ощущает сердце каждую минуту, каждую секунду. Именно такой изображает перед нами Борис Васильев Великую Отечественную Войну – без прикрас, без преувеличений.

    Пять молодых девушек идут воевать, защищать свою землю. Пять различных судеб, пять неодинаковых характеров сливаются в унисон в борьбе с фашистами. Рита Осянина – юная мать и вдова, не успевшая насладиться семейным счастьем. Она самая отважная и неустрашимая, ответственная и серьезная.

    Галя Четвертак – детдомовская и смешная девчонка, мечтающая стать великой артисткой. Соня Гурвич – обычная студентка — отличница, влюбленная в паренька и зачитывающаяся поэзией. Лиза Бричкина, выросшая в лесу, мечтающая о городской жизни и суете. Женя Комелькова – веселая озорная генеральская дочь, на глазах которой была расстреляна вся семья.

    Все они – яркие индивидуальные личности, пережившие тяжелое горе и стремящиеся только к одному – послужить отечеству. И девушкам это удалось. Они получают ответственное задание вместе с командиром Васковым, они все смелы, бесстрашны, мужественны. По очереди умирают молодые красивые героини, исполненные сил и здоровья. Риту зацепили осколки гранаты, Женю изрешетили автоматные выстрелы, Соню убили кинжалом в сердце… Эти страшные мучительные смерти не поколебали уверенности девушек, не заставили их предать родину, не принудили потерять мужество.

    Теряя своих товарищей по оружию, старшина начинает понимать, как много они для него значили, с их девичьим смехом, женскими шутками, молодым задором. Он восхищается их силой и бесстрашием, их ненавистью к врагу и любовью к жизни, их героизмом и подвигом. Оплакивает мужчина эти страшные смерти: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!» Сколько скорби, сколько нежности, сколько боли в этих словах! И он отомстил немцам за смерть девушек, пронеся на всю жизнь воспоминание о доблести его “сестричек”.

    События, описанные в повести, — это события местного значения. Казалось бы, подвиг девушек не повлиял на всеобщую победу, затерялся среди громких знаменитых подвигов. Но это не так. Если бы не геройские поступки простых солдат, если бы не отвага обычных рядовых, защищающих каждый сантиметр земли, то и не стала бы возможна Грандиозная победа. Потому что без маленького не бывает великого.

    Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

    Размышляем о прочитанном.

    1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

    Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

    2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

    Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

    Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

    Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

    Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

    Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

    Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

    3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

    Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

    Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

    Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

    Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

    Литература и изобразительное искусство

    Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

    В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

    В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

    Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

    На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

    Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

    Фонохрестоматия

    1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

    Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

    При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

    2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

    Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

    Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

    3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

    Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

    4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

    Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

    5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

    Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

    6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

    Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

    AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

    Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского «Море». Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее. Четырехстопный амфибрахий в стихах элегии передает и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенное в начале стихотворения «безмолвное море, лазурное море» помогает созданию образа, прекрасного, спокойного моря. А вот описание бури: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу». При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Но как ни прекрасно само по себе море, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Отсюда – метафоры, сравнения, олицетворение: море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой». Поэт обращается к мору с вопросом, словно к человеку:
    Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно, вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него». Автор через описание природы показывает нам свои переживания. В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого «я». Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней. И когда читаешь строки: «Ты живо: ты дышишь смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты», понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэта, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу. Жуковский олицетворяет море, и вот перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие нюансы чувств героя. Поэт задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которые возникают при взгляде на это «необъятное лоно». И здесь возникает мотив, присущий многим произведениям Жуковского, – мотив двух миров. Его можно ярко увидеть и в балладах, и в лирике автора. Первый из них – земной, греховный, низкий, а второй – возвышенный, небесный. Тогда получается, что за тем фактом, что небо отражается в воде, мы видим и другой, что море и есть отражение того второго, лучшего мира:
    Ты льешься его светозарной лазурью,
    Но вот мир меняется: какая-то высшая сила нарушает установившуюся гармонию, возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу. Возможно, такая же борьба двух начал происходит и в душе поэта. Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский: И мгла исчезает, и тучи уходят… Но отпечаток бури остается, и море еще долго волнуется, вспоминая об этом. Так и память человека, пережив несчастье, нескоро забудет о нем. Теперь перед читателем предстает совсем другое море – обманчивое. И если с виду оно такое же красивое и спокойное, то на самом деле полно страха, смятения. Образ моря становится символом неволи, тоски. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихотворение становится живым, единым. Автор заворожен представшим перед ним видом, на одном дыхании рассказывает о событии, длящемся не один час. Он не изображает нам видимые явления, а показывает динамику чувств. Разум имеет дело лишь с видимостью. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, нравственному чувству. Поэтому Жуковский и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается «незримая душа» природы. Прочитав это стихотворение до конца, понимаешь, что перед тобой действительно элегия: грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни. Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью. Автор заставляет читателя слышать и видеть развернувшуюся картину. Жуковский выразил все то, что было у него на душе. И в этом, бесспорно, ему помогла природа. В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море – символ души человека. Природа необходима Жуковскому, чтобы глубже понять тончайшие переливы души человеческой. У Жуковского получилось оригинальное, необыкновенной красоты произведение. Белинский писал: «Трепет объемлет душу при мысли о том, из какого ограниченного и пустого мира поэзии в какой бесконечный и полный мир ввел он нашу литературу, каким содержанием обогатил и оплодотворил он ее…»

    Название: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение
    Добавлен 23:34:31 20 января 2010 Похожие работы
    Просмотров: 614
    Комментариев: 15
    Оценило: 4 человек
    Средний балл: 5
    Оценка: неизвестно   Скачать

    Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
    Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
    Да, но только в случае крайней необходимости.

    Сочинение: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
    Сочинение Когда Мне Было Лет 10
    Сочинение: Экономика России
    Дипломная работа по теме Моделирование многокаскадного усилителя с использованием PSpice
    Реферат На Тему Подросток И Закон
    Курсовая работа по теме Обоснование организации типа производства
    Доклад по теме Проблемы и тенденции развития технологий проектирования баз данных
    Курсовая Работа По Специальности Дошкольное Образование
    Курсовая работа: Финансовый и производственный анализ деятельности энергопредприятия
    Реферат по теме Русское искусство 18 века
    Отчет По Практике Вшэ Пример
    Реферат по теме Эмоции: их виды и функции
    Курсовая Работа На Тему Оригинальные Карты И Атласы
    Контрольная работа: Темперамент – біологічний фундамент особистості
    Защиты Гражданских Прав Дипломная Работа
    Контрольная Работа По Высшей Математике
    Реферат: Реформирование унитарных предприятий
    Курсовая работа по теме Особенности международной торговли нефтью
    Реферат: Сборник Лекций 2 по Мат.Анализу
    Қасым Туралы Эссе
    Конфликты Между Руководителями И Подчиненными Курсовая
    Реферат: Электропривод механизма передвижения
    Реферат: Рынок корпоративных ценных бумаг
    Реферат: Роль материнского генома в развитии потомка

  • Сочинение по стихотворению про ивана простакова
  • Сочинение по стихотворению тютчева листья 3 класс
  • Сочинение по стихотворению пушкина кавказ
  • Сочинение по стихотворению тургенева нищий
  • Сочинение по стихотворению пушкина зимний вечер 7 класс