Сочинение по стиху три пальмы 6 класс

Как поэт-романтик, михаил юрьевич лермонтов на протяжении своего творческого пути часто задавался вопросами взаимодействия стихии и человека, природы и цивилизации.

Как поэт-романтик, Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении своего творческого пути часто задавался вопросами взаимодействия стихии и человека, природы и цивилизации. Другим важным ответвлением художественного мира поэта являлся мотив судьбы. Примечательно, что в стихотворении «Три пальмы» можно найти обе эти особенности лирики Михаила Юрьевича. Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения «Три пальмы» по плану.

История создания

Стихотворение «Три пальмы» было написано в 1838 году, а опубликовано спустя год – в 1839 – в «Отечественных записках». Причиной этого промедления явилась нерадивость редакторов данного издания.

Хотя в стихотворении Лермонтова можно проследить некоторые образы из «Подражания Корану» А.С. Пушкина, смысловая направленность у «Трех пальм» всё же другая. Критика благосклонно отнеслась к произведению. Его высоко оценил известный критик В.Г. Белинский. Он даже спорил с теми, кто не находил ничего особенного в лирике Лермонтова:

Идя к Грановскому, нарочно захватываю новый № «Отечественных записок», чтобы поделиться с ним наслаждением – и что же? – он предупредил меня: «Какой чудак Лермонтов – стихи гладкие, а в стихах черт знает что – вот хоть его «Три пальмы» – что за дичь!»2 Что на это было отвечать? Спорить – но я уже потерял охоту спорить, когда нет точек соприкосновения с человеком. Я не спорил, но, как майор Ковалев частному приставу, сказал Грановскому, расставив руки: «Признаюсь, после таких с вашей стороны поступков я ничего не нахожу», – и вышел вон. А между тем этот человек со слезами восторга на глазах слушал «О царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове».

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Три пальмы» – философская баллада. Здесь есть очевидное вмешательство роковых сил в обыденную жизнь трех пальм, также можно обнаружить мотивы таинственности: загадочным является внезапное появление каравана и то, как благие намерения людей с наступлением темноты сменяются жаждой наживы и эгоизмом. Мотив судьбы привносит в стихотворение философский подтекст. 

Баллада в целом является романтическим жанром, а потому литературное направление стихотворения «Три пальмы» – романтизм.

Размер стихотворения «Три пальмы» – четырехстопный амфибрахий, рифмовка – парная, с использованием мужской и женской рифм.

Смысл названия

Название баллады «Три пальмы» несет важную смысловую нагрузку в первую очередь по причине указания на число пальм. Учитывая то, что баллада имеет религиозный подтекст, число «три» может отсылать читателей к библейским мотивам. Вполне возможно и то, что три пальмы – это три составляющие души человека: чувства, разум и воля.

Озаглавив свое стихотворение таким образом, автор определил, кто в произведении является главным героем и кому он сочувствует. Его симпатии принадлежат пальмам, даже несмотря на их ропот в сторону «неба», а все потому, что он видит в них отражение собственного внутреннего мира. Любой человек, так же, как и пальмы в данном стихотворении, может ошибаться и расплачиваться за свои ошибки.

Образы и символы

Центральные образы баллады – «три гордые пальмы». Внешний мир пустыни дан в полной гармонии: пальмы находятся в оазисе и между ними «волною холодной» пробивается родник. Однако герои не готовы смириться со скукой бытия, и эта внутренняя конфликтность выдает в них романтические черты.

Следующие по градации образы – арабы, пришедшие с караваном. Автор акцентирует внимание читателя на коварной природе человека, который днем усыпляет бдительность пальм, питаясь их дарами, а ночью губит их ради собственной выгоды. Указано, что после ухода каравана из оазиса, все становится «дико и пусто кругом» – так автор вводит мотив ответственности человека перед природой.

Темы

Тематика баллады Лермонтова «Три пальмы» разнообразна. С одной стороны, можно сказать о том, что ключевой является тема судьбы, ведь три пальмы испытывают рок, прибегая к ропоту против «неба», и оказываются наказаны.

С другой стороны, присутствует тема взаимодействия человека с природой. Если рассматривать случившееся с пальмами с подобной точки зрения, то причина их гибели вполне реалистична, а упрек автора направлен не к ним, а в сторону людей, которые безответственно отнеслись к потреблению природных благ.

Проблемы

Проблематика «Трех пальм» философская, а также религиозная. Выразить ее можно одним вопросом: следует ли роптать и проявлять недовольство тем, что имеешь?

Проблема бунтарства против судьбы заключается в том, что человек не может смириться с роком и его властью над ним. Если мы принимаем предопределение во всей полноте его смысла, выходит, что наш мятеж против него предопределен заранее. А значит, мы ничего не можем поделать, даже отказаться от бессмысленного ропота.

Смысл

Рассматриваемое нами произведение Лермонтова «Три пальмы» является чрезвычайно глубоким по смыслу. Его основная идея в том, что каждый человек должен быть благодарен за то, что имеет, потому что он может даже не подозревать легкости того положения, в котором находится.

Главная мысль стихотворения «Три пальмы» заключается в том, чтобы на примере трех пальм показать жизненную ситуацию многих людей и заставить читателей поразмышлять над тем, к каким последствиям может привести неблагодарность.

Чему учит?

Баллада «Три пальмы» учит нас быть благодарными по отношению к тому, что мы имеем. Может казаться, будто то, что нам дано, является чем-то незначительным, однако это не так. Стоит привычным удобствам покинуть нас, как мы понимаем, что ошибались.

Автор призывает нас к терпению и смирению, ведь то, что кажется нам благом со стороны, может принести вред и даже гибель. Истинной сущности этого мы не знаем.

Средства художественной выразительности

Перечислим основные тропы, которые можно встретить в лирическом произведении «Три пальмы»:

  1. Эпитеты: «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «волною холодной», «странник усталый».
  2. Сравнения: «шел колыхаясь, как в море челнок», «прыгал, как барс».
  3. Метафоры: «летучих песков», «пылающая грудь», «песок золотой».
  4. Олицетворения: «стали три пальмы на бога роптать», «приветствуют пальмы».
  5. Анафора: «И конь на дыбы подымался порой, / И прыгал, как барс, пораженный стрелой; / И белой одежды красивые складки».
  6. Риторические вопросы: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?»
  7. Риторические восклицания: «Не прав твой, о небо, святой приговор!»

«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нем описывается история жизни трех гордых пальм. Одна из главных тематик баллады – взаимодействие между природой и человеком. Ознакомьтесь с нашим вариантом анализа “Три пальмы” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.
История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема стихотворения – Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных двусложным трехстопным амфибрахием с использованием рифмы секстина со смежной рифмовкой.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной.

Метафоры – песок крутился столбом, пылающая грудь

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой.

Сравнения – люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок».

Олицетворения – родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей.

Тест с ответами: “Три пальмы” М.Ю.Лермонтов

1. В каком году было написано стихотворение «Три пальмы»: а) 1838 + б) 1828 в) 1834

2. В каком году было опубликовано стихотворение: а) 1840 б) 1839 + в) 1842

3. В каком журнале впервые было опубликовано стихотворение: а) “Полярная звезда” б) “Северные цветы” в) ”Отечественные записки” +

4. Где росли три пальмы: а) На аравийской земле + б) На африканской земле в) На бразильской земле

5. Автор называет почву …, из которой бьётся родник: а) Плодородной б) Мёртвой в) Бесплодной +

6. Кто терзает и треплет добычу над ключом: а) Ворон косматый б) Коршун хохлатый + в) Ястреб горбатый

7. Что люди из каравана сделали с пальмами: а) Любовались ими до утра б) Сорвали все плоды в) Срубили +

8. Как автор называет пальмы: а) Питомцы столетий + б) Эликсир долголетий в) Друзья мечетей

9. Где разместился караван: а) Посреди пустыни средь песков б) В прекрасном цветущем оазисе в) Под пальмами +

10. О чём вопрошают пальмы: а) На то ль мы родились, чтоб здесь расцветать? б) На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? + в) На то ль мы родились — здесь жизнь прозябать?

11. Какие звери передвигались по пустыне: а) Верблюды + б) Ослы в) Слоны

12. Назовите Жанр стихотворения: а) Сонет б) Баллада + в) Стансы

13. Какой стихотворный размер использовал автор при написании стихотворения: а) Трехстопный амфибрахий + б) Пятистопный ямб в) Дактиль

14. Из какого произведения Пушкина Лермонтов использовал образы для “Трех пальм”: а) “Анчар” б) “Египетские ночи” в) ”Подражание Корану” +

15. Назовите главного лирического героя произведения: а) Три пальмы + б) Арабы в) Ручей

16. Какие очи сверкали из походных шатров: а) Голубые б) Чёрные + в) Зелёные

17. С каким животным автор сравнивает коня араба: а) С серной б) Со львом в) С барсом +

18. Определите способ рифмовки в стихотворении: а) Парная // не параллельная б) Парная // параллельная + в) Непарная // параллельная

19. Как называется изображение неживой природы как живого существа: Напрасно пророка о тени он (родник) просит…: а) Метафора б) Сравнение в) Олицетворение +

20. Как называется приём: И шёл колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок: а) Олицетворение б) Сравнение + в) Аллегория

21. Назовите художественное средство: Родник между ними из почвы бесплодной: а) Эпитет + б) Аллегория в) Метафора

22. Как называется изображение неживой природы как живого существа: Не шепчутся листья с гремучим ключом: а) Сравнение б) Олицетворение + в) Отрицание

23. Как называется приём: И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, поражённый стрелой: а) Метафора б) Олицетворение в) Сравнение +

24. Назовите художественное средство: Три гордые пальмы высоко росли: а) Аллегория б) Эпитет + в) Метафора

25. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»: а) Трагическое столкновение красоты с законами бытия б) Потребительское отношение человека к природе в) Роковой смысл ропота пальм на Бога +

26. Стихотворение «Три пальмы» вызывает у читателя: а) Чувство радости б) Сожаление о поступках людей в) Чувство горести +

27. Стихотворение «Три пальмы» вызывает у читателя: а) Наводит на раздумья о добре и зле + б) Интерес к путешествиям в) Сожаление о поступках людей

28. Произведение «Три пальмы» Лермонтов охарактеризовал как: а) Африканское сказание б) Восточная сказка в) Восточное сказание +

29. Композиция произведения: а) Кольцевая + б) Круговая в) Прямая

30. На чем построена композиция произведения: а) На сравнении: жизнь-смерть б) На антитезе: жизнь-смерть + в) На олицетворении: жизнь-смерть

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

  1. Исследователи определяют жанр стихотворе­ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та­ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?
  2. В стихотворении «Три пальмы», на­званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер­ты балладного жанра. Это суровая муже­ственность сюжета, его острая конфликт­ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком­позиционных форм, ритмическая органи­зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило­софские и общественно-исторические про­блемы. Все эти признаки имеются в сти­хотворении «Три пальмы».

  3. Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?
  4. Для внутреннего мира Лермонтова ха­рактерно ощущение грядущей человече­ской катастрофы. В балладе «Три паль­ мы» мы находим ситуации, сходные с те­ми, что возникают в «Демоне», <<�Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, откры­тая миру, встречает на своем пути озлоб­ление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осу­ществления своей мечты, гибнут жерт­вой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаж­дущих послужить людям, принести поль­зу человечеству. Кажущееся осуществле­ние мечты делает конечный исход еще бо­лее трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скуч­но и грустно…».

    Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име­ет символический социально-философс­кий смысл. Материал с сайта //iEssay.ru

  5. Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со­циально-философский смысл такого композицион­ного приема?
  6. С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую­щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо­лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на­строение поэта, удрученное чувство оста­ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле­ния — скорбь о том, что человек стал ви­новником катастрофы, которая опреде­ленно может погубить и его.

Композиция

У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы”. Пальмы не желают жить “без пользы”. Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!”. И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студеной водой” из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!”.

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

Экологический пафос стихотворения «Три пальмы»

Главные герои произведения оказались в фатальной оппозиции: деревья гостеприимно приняли своих гостей, намереваясь не только покрасоваться, но и одарить тем, что имеют. Оазис даровал людям отдых, свежесть, влагу, кров среди дикой пустыни. Но наступил вечер, люди замерзли и изрубили пальмы на дрова, чтобы согреться. Они поступили естественно, но неблагодарно и бездумно, погубили то, что следовало сберечь. Этот вопрос актуален не только потому, что сегодня люди нередко поступают так же. Экологическая проблема тесно связана с проблемой нравственной. Варварские действия караванщиков являются косвенным следствием ропота пальм перед Богом: поэт показывает, что происходит, когда вздорное своеволие нарушает первозданный порядок вещей.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

  • эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);
  • метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь);
  • сравнения (люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок»;
  • олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей).

При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.

Художественные приемы

Сюжет баллады очень динамичен, он интригует читателя, как занимательный рассказ. «Три пальмы» вообще очень изящное с точки зрения формы стихотворное произведение. Обратим внимание на то, какие эпитеты выбирает автор, чтобы подчеркнуть конфликт баллады. Высокие пальмы предстают перед нами в роскоши густых сочных листьев, ручей – звучен, прохладен и щедр, а веселый караван весь пестрит разноцветьем одежд, вьюков, шатров, блеском глаз. Автор умело создает напряжение тревоги по мере приближения путников к оазису, где их благосклонно встретят три пальмы. Анализ речевого строя стиха подчеркивает это ощущение, в описании каравана доминируют глаголы и существительные. Песок «крутился столбом», полы шатров «висели, мотаясь», араб «горячил» коня, который «подымался на дыбы и прыгал как барс», складки одежд «вились в беспорядке», и юноша «с криком и свистом» бросал и ловил на лету копье. Мир и покой райского уголка безнадежно разрушен.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Сочинение по татарскому языку на тему любимая книга
  • Сочинение по стихотворению россия блок
  • Сочинение по стихотворению пушкина зимнее утро для 6 класса
  • Сочинение по стихотворению пушкина полтава
  • Сочинение по стиху бородино