На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Краткое содержание

Сочинение по стихотворению пушкина зимняя дорога

А. Куинджи. Дарьялское ущелье. 1890-1895

Тёмная ночь, быстро накрывшая холмы предгорий Кавказа, настигает лирического героя на побережье горной реки Арагвы. Герой смотрит на окружающий его неповторимый пейзаж Кавказа и в памяти возникает образ дорогой, но далёкой женщины. В его душе рождаются такие чувства, как грусть и тоска. Но чувства эти не мучают героя, а, наоборот, согреют ему сердце. Испытывая столь упоительные эмоции, лирический герой полностью отдаётся им: он вспоминает, мечтает, говорит о своей большой любви.

История создания

История появления на свет данного стихотворения напрямую связана с личной жизнью Пушкина. Произведение было написано в 1829 г., сразу же после того, как поэт предложил «руку и сердце» прекрасной Наталье Гончаровой, получив от неё категорический отказ. Пушкин осознавал: скорее всего, красавица ответит: «Нет!», поэтому решил передать своё предложение через товарища. Но, даже несмотря на это, ответ был отрицательным. Чтобы хоть как-то утешить своё «разбитое сердце», поэт едет на Кавказ. Некоторое время он проводит в гостях у своих друзей в Тифлисе, где и пишет это замечательное произведение.

Большинство литературоведов убеждены: в стихотворении речь идёт именно о Гончаровой. Этот факт подтверждает письмо В.Ф. Вяземской, адресованное М.Н. Волконской. Тем не менее, вопрос о том, кому посвящено произведение, до сих пор остаётся спорным. К примеру, дочь Н. Раевского Мария была уверена, что Пушкин пишет о ней: в юности они были влюблены друг в друга. На момент прочтения стихотворения Мария была уже замужней дамой, венчанной с декабристом.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности это элегия: в стихотворении акцент смещён на человеческие переживания. Читатели ощущают печаль и грусть, но чувства эти «светлые». Произведение написано в рамках литературного направления «реализм»: эмоции лирического героя и описание картин окружающей природы воспроизведены автором крайне реалистично.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

С композиционной точки зрения, перед нами монолог лирического героя. По смыслу он состоит из двух частей – пейзажной и психологической:

  1. Первая часть содержит ёмкое описание картины окружающей природы, сделанное в традициях романтизма.
  2. Вторая часть повествует о силе переполняющих чувств лирического героя, его переживаниях.

Произведение представляет собой единую октаву, две строки которой посвящены природе, а остальные строки – эмоциям влюблённого сердца. Подобная организация призвана подчеркнуть общность природы и человека.

Образы и символы

В этом коротком по объёму произведении представлены яркие образы, способствующие раскрытию темы любви:

  • образ лирического героя полностью идентичен автору. Всё повествование ведётся от первого лица, что позволяет полнее передать читателям собственные переживания и чувства;
  • образ возлюбленной – поэт показывает любимую сквозь призму чувств романтического героя, для которого она прекрасна;
  • образы зрительного и слухового восприятия – к ним можно отнести: «холмы Грузии», ночную тьму, шум Арагвы. Данная галерея образов полноценно рисует картину южной природы, на фоне которой поэт делится своими чувствами.

Темы и настроение

Основная тема произведения – бессмертное чувство любви мужчины к женщине. Поэт думает о той, которую искренне любит, испытывая грусть от того, что её нет рядом. Но его печаль окрашена в светлую цветовую палитру, разлука поэта «не мучит, не тревожит». Произведение передаёт читателям настроение светлой печали, а также потребность молодого человека в понимании и искренней любви.

Основная идея

Автор доносит до читателей идею о том, что все люди испытывают потребность любить и быть любимыми. Эта мысль ярко выражена в заключительных строчках произведения: «…и сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».

Средства выразительности

Автор с целью усиления художественной выразительности использует в стихотворении:

  • эпитеты – «печаль моя светла»;
  • метафоры – «и сердце вновь горит», «печаль моя полна тобою»;
  • аллитерация – использование согласных «ч», «ш», «х», «ж» и звукосочетаний «гр», «гв», «мгл» в границах первого предложения передают: голос южной ночи, звучание бегущей речной воды. Использование слов с множеством «л» во второй части произведения придаёт ему тональность печальной нежности.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.8k | Оценить: