Сочинение по стихотворению море жуковского

Автор андрей измаилов на чтение 10 мин. просмотров 1 опубликовано 15.06.2021 предварительный просмотр: литературное чтение дата:02,05,2017 тема урока: в.жуковский жаворонок

На чтение 10 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Дата:02,05,2017

Тема  урока: В.Жуковский «Жаворонок»

Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Василия Жуковского, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию любви к родине, природе.

1. Формирование  культуры  восприятия поэтического слова.

 2.Развитие эмоциональной  отзывчивости,  умения  чувствовать настроение лирического произведения.

  3.Развитие  умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.

Ход урока:

Психологический настрой на урок.

Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам  радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха.

План урока:

1. Знакомство с русским поэтом В.Жуковским.

2.Словарная работа.

3.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

4.Выразительное чтение стихотворения.

5.Анализ стихотворения.

6.Рефлексия.

1.Введение в тему урока.

1.Сегодня мы познакомимся со стихотворением талантливого поэта Василия Жуковского Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)

Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни – именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером – без бури и ненастья. Сила его изобразительности – в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепета, отблески угасающего вечера.

Стихотворение «Жаворонок», написано в 1851.

2. Словарная работа.

Легко – без особого физического напряжения; без труда, без усилий.

Радушно – сердечно.

Беспредельно – не имея предела, видимых границ

Воздушно – легко, невесомо.

Радость – чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.

Восторг – Необыкновенный подъем чувств, экстаз, упоение.

Вопросы перед прослушиванием стихотворения.

3.Слушание стихотворения.

4 .Проверка первичного восприятия.

– Вам понравилось стихотворение?

Что особенно понравилось?

Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Какие чувства испытали, слушая произведение? Какое настроение вызывает данная картина у автора? А у вас?

5.Самостоятельное чтение стихотворения.

Прочитайте сами еще раз стихотворение, чтобы прочувствовать его до конца.

Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении. ( Да, меняется. Восторг – гордость – печаль – тоска).

6.Анализ стихотворения.

Проанализируем название произведения «Жаворонок» 1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером. 3. Сдобная булочка в виде птички.

Слово жаворонок, является стилистически нейтральным, однако оно вызывает у людей радость, начало весны, надежду на тепло, утреннюю трель. Таким образом, слово жаворонок вызывает положительную оценку у носителей языка.

Переходим к построчному анализу стихотворения. По первой строке «На солнце темный лес зардел» можно понять, что речь пойдет о природе. Рисуется картина, солнце встает и освящает своими лучами все вокруг, даже, темный лес играет красками. В словаре С.И. Ожегова «зардел» стал краснеть, багроветь стать румяным.

«В долине пар белеет тонкий» мы представляем, как от долины исходит пар, солнце прогрело землю. Эпитет «тонкий» рисует чуть видимый белеющий пар.

Строка «И песню раннюю запел. / В лазури жаворонок звонкий» дополняет картину раннего утра в сознании читателя. Значение слова « в лазури» может быть непонятно для учеников начальной школы, так как редко используется в речи. В словаре С.И. Ожегова «лазурь» означает светло-синий цвет, синеву, небесный цвет. Следует обратить внимание на словосочетание «песню раннюю» которая говорит что первый вестник утра жаворонок. Эпитет «звонкий» передает звучание песни жаворонка.

Прочитав первую строфу, мы представляем, как восходящее солнце преображает темную картину леса, его первые лучи дарят новые краски – «белеет пар» «редеет лес». Эта картина дополняется парением в лазури неба жаворонка, звонко распевающего свою песню, которая возвещает приход нового дня.

Во втором четверостишии «Он голосисто с вышины./ Поет, на солнышке сверкая» поэт показывает жаворонка во всей красе. Он поет «голосисто». Это качественное наречие, которое, обозначает, что жаворонок обладает сильным, звучным голосом. «Поет на солнышке сверкая» Поэт показывает жаворонка, радующегося наступлению нового утра, он сопровождает рассвет своим пением и сам греется в первых лучах. Оперенье жаворонка «сверкает на солнышке» ярко блестит, переливается светом на солнце.

«Весна пришла к нам молодая / Я здесь пою приход весны» Картина преображается «Весна пришла к нам молодая» Он «голосисто с вышины» пел о приходе весны. Жаворонку хочется поделиться своей радостью с окружающим миром. «Я здесь пою приход весны» Жаворонок – вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе. Но эта фраза принадлежит не только жаворонку, но и лирическому герою. Это лирический герой, наблюдая картину раннего весеннего утра, радостно встречает весну и поет о ее приходе.

Стихотворение В.А. Жуковского пропитано восхищением к Божьему творению, устремленностью к небу, восторгом от утреннего полета жаворонка – символа весны, упоением его звонкой песнью – молитвой, устремленностью к Богу. Душа птицы и душа поэта, сливаясь в свободном полете, поют гимн Божьему миру, несущему торжество обновления. Так торжество природы рождает поэтическое вдохновение, и читатель вместе с героями этого стихотворения проникается чувством радости, ликования от картины утреннего полета жаворонка. В стихотворении представлена возвышенная Христианская картина мира.

Слова из первого четверостишия можно объединить в группы. В первую группу входят слова, связанные с природой; ко второй отнесены слова, относящиеся к герою; к третьей группе относятся слова, описывающие жаворонка.

7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

– Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?

– Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?

8. Выразительное чтение стихотворения.

 Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.

О чём же это стихотворение? (о любви к Родине, природе).

Описывая природу родного края на самом деле поэты признаются в любви  родине.

Ребята, а природа нашей Кулунды достойна того, чтобы о ней писать?

Может кто-то из вас знаком с творчеством  кулундинских поэтов?

(прочесть любое стихотворение местных поэтов о родине)

9. Итог урока. Рефлексия.

Вывод:

– Что для вас слово “Родина”?

– Что значит “любить Родину”?

– Как можно выразить свою любовь к Родине?

Спасибо за урок!

Д/задание: выразительное чтение стихотворения В.Жуковского, по желанию – выучить наизусть.

Пафос

Читая стихотворение, мы переживаем разнообразие искренних эмоций, которые сообщает нам поэт.

Это и тоска по свободе, по родине, и страстное желание вырваться из «клетки», и сочувствие таким же узникам – птичкам. И радость обретенной свободы, и сопереживание.

Яркая гамма чувств достигается за счет того, что стихотворение объединяет гражданскую и философскую лирику в таком камерном сюжете.

Тема

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Жаворонок

Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать.

Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка? Навер­ное, каждый когда-то в своей юности радостно выходил с пер­вым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжут солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек с еще не высохшей

росой, а где-то вблизи курлычет ручей, совсем неслышный в иное время. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не измерить, не охватить взором.

И вдруг где-то над головой у вас раздастся нежный и звон­кий голосок, он слышится все яснее, и, если вы постараетесь всмотреться в высь, вам удастся рассмотреть крошечную серую птичку. Это не кто иной, как жаворонок. Так вот, где же зиму­ет этот крохотный степной певун?

Оказывается, жаворонки проводят зиму в прибрежных ка­мышовых зарослях огромного степного озера Маныч-Гудило, которое лежит на границе Калмыкии, Ростовской области и Ставропольского края. А узнал я об этом во время своих скита­ний по Калмыкии.

Когда слышишь от других, как они ездят по не укатанной после дождей дороге, может создаться впечатление, что успех будет зависеть от твоего искусства примениться к трудным ус­ловиям путешествия. Но все это гораздо сложнее.

Окрестности давно обезлесели, обезлюдели, и мысль, что ты один в своем пути, может обезумить и устрашить кого угодно. В каж­дой кочке тебе чудится не кто иной, как шакал, не раз ты огляды­ваешься в надежде увидеть что-нибудь ободряющее. Но вокруг пу­стые, безлюдные места, и ничто иное не остановит твой взгляд.

После долгого пути я обессилел, почувствовал недомогание, уже несколько ночей я недосыпал, а до места надо было доби­раться еще долго. Мне нездоровилось, и я решил отдохнуть. Материал с сайта

Я расположился на берегу озера. Мне удалось кое-как пост­лать себе под бок сухого камыша и прилечь. И вдруг мне чу­дится, что я в родных местах. Лежу в душистом сене, мне дрем­лется, а надо мной щебечет, заливается жаворонок.

Я опомнился. Что же это — бред? Этого еще недоставало! Я приоткрыл глаза и обозрел невеселую местность. Запаха сена как не бывало, но пенье жаворонка не прекращалось.

Мне все еще не верилось, что это был наш родной, степной певун, но впоследствии я мог в этом убедиться много раз, пото­му что еще долго пришлось пребывать у озера Маныч-Гудило.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Читайте также:  Иван Бровкин в романе А.Н. Толстого “Петр Первый”

  • сочинение жаворонок
  • После долгого пути я обессилел, почувствовал недомогание, уже несколько ночей я недосыпал, а до места надо было добираться еще долго. Мне нездоровилось, и я решил отдохнуть. Я расположился на берегу озера. Мне удалось кое-как постлать себе под бок сухого камыша и прилечь. И вдруг мне чудится, что я в родных местах лежу в душистом сене, мне дремлется, а надо мной щебечет, заливается жаворонок. Я оп
  • кто не заслушивался трелями жаворонка
  • после долгого пути я обессилел
  • степной жаворонок пересказ

Какое настроение создаёт стихотворение? Запиши.

Радостное, воодушевлённое.

2. Объясни значение выражений.

Лес зардел — стал ярко-красным.В лазури — в небе.

На чтение 21 мин. Просмотров 1 Опубликовано

«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЭГЕ.

analiz-stihotvoreniya-more-zhukovskogo-49395.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.

История создания – было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.

Метафоры«ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Эпитеты«безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

История создания

Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Мужчина уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Композиция

В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.

Жанр

Сам В. Жуковский определил стихотворение как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него». Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

Звучание моря автор воспроизвел при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение В. А. Жуковского «Море»?</h3>

    • <label>1820 г.</label>
    • <label>1822 г.</label>
    • <label>1827 г.</label>
    • <label>1830 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 24.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский.

История создания

Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в 1822 году — в зрелый период его творчества. К этому времени поэт уже не обращается к мотивам сентиментализма, а развивает именно романтическую идеологию. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма.

Стихотворение «Море» посвящено Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог. Дело в том, что мать Маши Е. А. Протасова была двоюродной сестрой писателя, она считала родство дочери и её кузена слишком близким, чтобы дать разрешение на брак. Боль от этого разочарования отразилась на всём творчестве поэта.

Жанр и размер

Произведение написано в особенном, характерном для того времени, стиле. Жанр стихотворения «Море» Жуковского – элегия. К ней очень часто обращались поэты эпохи романтизма. Буквально «элегия» переводится как «жалоба». Что интересно, этот жанр сохранил свои особенности со времен античности. Элегия имеет философский характер, она выражает собой тоску, лирическое размышление. Всё это характерно и для стихотворения «Море».

Кроме содержательных, этот жанр подразумевает и технические особенности. Часто избирается авторами средний объем произведения, позволяющий создать развернутое высказывание, трёхсложный размер, придающий напевность. Любопытен инструментарий Жуковского. Он пишет свою элегию белым стихом, то есть при сохранении размера и ритма отсутствует рифма. Размер стихотворения «Море» — четырёхстопный амфибрахий. Все эти характерные свойства делают произведение чувственным, глубоко пронизанным поэтической печалью.

Направление

Невозможно переоценить роль элегии для романтизма. Как не в каком другом, в этом жанре поэт-романтик мог в полной мере выразить свои эмоции, рассказать о своём страдании, о душевной боли. Развивавший в своём творчестве тенденции романтизма В.А. Жуковский не обходил стороной этот жанр. Первая его элегия «Сельское кладбище» была написана ещё в 1802 году, это перевод стихотворения Грея. Это переложение позволяло сентименталистов считать Жуковского своим преемником, но уже в ней видны мотивы призыва и сопротивления, принадлежащие романтизму.

Совсем иной автор предстаёт читателю в элегии 1822 года. Создав свою особую интерпретацию образа моря, Жуковский становится основоположником новой традиции в русской литературе. С этих пор поэты часто обращаются к мотиву этой стихии: Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Сама идея близости человека и природы очень близка эпохе романтизма. Известно, что А.С. Пушкин высоко ценил «Море», а двумя годами позже сам пишет стихотворение с таким же названием.

Композиция

Элегию «Море» можно разделить на три части.

  1. Вначале происходит диалог лирического героя с морем, автор созерцает «безмолвное» море, очаровывается им, но чувствует, что этот видимый покой хранит некую тайну.
  2. Во второй части описывается буря, которой лирический герой даёт весьма любопытное объяснение. Она вызвана тем, что «тёмные тучи» нарушают идиллию моря и неба.
  3. Заключительная часть – автор снова возвращается к описанию спокойной стихии, что закольцовывает стихотворение. Однако же теперь он уже знает, какая тайна хранится в пучине вод.

Интересно, что само море на протяжении всего произведения остаётся спокойным, буря воображается автором. Но именно такой способ рассуждения позволяет сделать поэту композицию трёхчастной, что придаёт динамизм произведению и убедительность авторскому выводу.

Герои и их характеристика

Главным героем элегии является море. Рассмотрим, какими способами поэт рисует образ моря. Мало сказать, что стихия олицетворена, она антропоморфна. Море живое, оно дышит, но самое главное, обладает всеми психологическими качествами человека. Оно влюблено в ясное небо, когда оно отражается в его водах – море счастливо и безмятежно. Но порой эту идиллию нарушают тучи, скрывающие небо от любующихся вод. Водная гладь остро реагирует на разлуку с небом: она сопротивляется, пытается противостоять «враждебной мгле», чтобы вновь обрести своё счастье.

После того, как вообразил себе эту картину, лирический герой стихотворения догадался, какую тайну скрывает море. Теперь он чувствует своё родство с ним — он понял море, а море – его. Возможно, он переживает ту же трагедию, потому и стоит над бездной…Всё это сближает действующих лиц: оба склонны к созерцанию, они чувствуют одну боль на двоих.

Темы

  • Главная тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями. Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано. Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.
  • Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения. Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.
  • Кроме того, в произведении звучит тема одиночества. Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.

Идея

В стихотворении Жуковского отражена главная мысль романтизма – родство человека и природы. Поэт призывает учиться у неё как созерцанию, так и сопротивлению, а смысл стихотворения «Море» заключается в том, что нужно бороться за своё счастье. В качестве примера человеку приводится стихия, которая одерживает победу над мглой. К сожалению, море уже никогда не будет безмятежным, как прежде, но зато оно снова вместе с небом! Возможно, и сам автор стихотворения желал бы так же смело и твёрдо преодолеть все преграды, стоящие на пути к желанному браку.

Художественные средства

Тропы стихотворения «Море» работают на создание уникальных авторских образов. Элегия богата различными художественными средствами.

Значительна роль эпитетов в произведении. При помощи них автор в первой части Жуковский передаёт спокойствие стихии: «безмолвное», «лазурное». Далее следуют олицетворения, наделяющие море чувствующей душой: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь». В кульминационной и заключительной частях состояние моря будет передаваться глаголами, передающими движение или душевное состояние, что наделяет образ психологизмом: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». Также характеризует это состояние эпитет «испуганны», относящийся к волнам.

Противодействующая сила имеет характерные эпитеты: «тёмные» (тучи), «враждебная» (мгла).

Эпитетами же передаётся и радость встречи неба и моря, неслучайно «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

Имеются в тексте стихотворения и фигуры речи. Для начала хочется отметить, что элегия содержит в себе речевые обороты, свойственные именно романтизму: «напряженная грудь», «сладостная жизнь».

Не обходится в тексте баз антитезы: противопоставленные силы имеют соответствующие эпитеты (ясное небо – тёмные тучи).

В первой части неоднократно встречается такая фигура речи как риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?»

Многоточие в конце кульминационной части позволяет автору как бы оборвать повествование на самой драматичной ноте и снова вернуться к диалогу с таинственно спокойным морем.

Автор: Александра Барбашова

Опубликовано 29.03.2013 — 11:38 —

В.А.Жуковский.Море.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngv.a.zhukovskii._more.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по стихотворению В.А.Жуковского «Море».

Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море».

Мастерская «Сравнительный анализ стихотворения «Молчание» Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама

Мастерская для 11 кл….

Конспект урока «Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева»

В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века…

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус…

Анализ элегии В.А. Жуковского «Море» Литература 9 класс

Презентация Анализ   элегии В.А. Жуковского «Море»   Литература  9 класс …

Анализ стихотворения Ф.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное!»14.01.18г.

Анализ стихотворения Ф.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное!&quot…

Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)

Анализ стихотворения «Анчар&quot…

Методическая разработка по литературе на тему «Анализ стихотворения В.А. Жуковского «Море»».

Урок обобщения и систематизации в 8 классе»Анализ стихотворения В.А. Жуковского «Море»&quot…

  • Мне нравится

Чтобы провести анализ стихотворения «Море» (Н.А. Жуковский), стоит обратиться к личной жизни поэта. А в жизни его была любовная трагедия. Поэт был страстно влюблен в Марию Протасову, и это чувство было взаимным. Вот только молодым людям не суждено было быть вместе, потому что девушка приходилась автору двоюродной племянницей, а ее мать считала такой брак нарушением церковного закона. Жуковский и Протасова даже хотели обвенчаться без родительского благословения, но не решились.

         Всю свою боль и страдания автор излил в стихотворении «Море». Но не только красотой стиха и высокой эмоциональность отличается стихотворение. «Море» было написано в 1822, когда уже автор уже состоялся как поэт и был достаточно известен и уважаем не только в литературных кругах. Но именно это стихотворение можно считать переходным от такого направления в творчестве поэта как сентиментализм к романтизму. Поэтому данное стихотворение стоит рассматривать как новаторский ход Жуковского. Кроме того, поэт был одним из первых, кто одушевил в своих стихах морскую стихию. Позже к ней обращались и другие поэты, а у Пушкина, например, есть стихотворение с таким же названием.

         «Море» можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой ведет диалог с водной стихией. Он восхищается морем, очарован им. Но он чувствует, что за этим величавым спокойствием кроется какая-то тайна, которая заставляет двигаться необъятному лону, а грудь моря становится напряженной. Лирический герой догадывается, что море влечет к себе небо, ведь только тогда, когда оно светлое и ясное, море может быть спокойным.

         Во второй части лирический герой представляет картину, когда на небе собираются тучи. И тогда море меняется, превращаясь из безмолвной стихии в грозную мощь. Все сразу же наполняется движением, о чем говорят читателям многочисленные глаголы второй части:

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Но море не просто так взволновано: оно спасает «ясное небо», которое забирают у него тучи. Оно бьется, воет, поднимает волны, рвет и терзает – становится безжалостным в борьбе за свое небо.

         И море побеждает. «Мгла исчезает», «тучи уходят». Но успокаивается ли море? Может показаться, да. Но на самом деле его безмятежность и спокойствие обманчивы. Теперь уже не стать ему никогда таким же безмолвным и спокойным. Ведь море теперь знает, что у него могут украсть небо, поэтому никогда уже не быть штилю. Так пишет Жуковский о настроении моря после бури:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

         Смятенье и тревога чувствуется теперь в море.

         Жуковский очень хорошо не только чувствовал настроение природы, но еще и сумел передать его читателям так, что и мы, читая стихотворение, сами начинаем чувствовать, как море шумит, как о чем-то шепчется с небом и как превращается в страшную силу в борьбе за свое счастье. Так точно передать связь со стихией автору помогли средства художественной выразительности и строение стихотворения. Оно не делится на строки, но четырехстопный амфибрахий вместе с белым стихом создают особый ритм произведения, и кажется, что сами строки звучат в такт шуму морских волн.

         Кроме этого, огромная роль в передаче настроения принадлежит эпитетам. Так, эпитеты «тёмные», «враждебная» нагнетают тревожность, которую приносят с собой тучи. А эпитетами «безмолвное», «лазурное» передается особая красота и чистота моря.

         Особая роль и у олицетворений «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». С их помощью стихия оживает и становится способной переживать те же чувства, что и человек. Это наделяет стихотворение особым психологизмом.

         Риторический вопрос «Что движет твое необъятное лоно?» и многоточие передают тревогу читателям, заставляют сочувствовать лирическому герою и морю.

         Но только ли о море хотел рассказать в этом стихотворении Жуковский? Если знать биографию писателя, то нетрудно догадаться, что стихотворение биографично. В нем автор сравнивает себя с морем. Он так же несчастен и неспокоен, как и стихия. Жуковский считал, что его счастью препятствовали злые силы. Поэтому можно считать, что основная тема стихотворения – тема любви. Через настроение моря автор передает свои душевные переживания, а отношения моря и неба похожи на отношения Жуковского с Протасовой. Но если стихия смогла справиться с трудностями и добиться счастья, то автор обречен на одиночество, и это вторая тема стихотворения.

70123399607837.jpg

Развернутый анализ стихотворения «Море» Жуковского включает изучение художественных средств, сюжета и композиции произведения.

Исследование стихотворения помогает определить идею, своеобразие и способы воплощения замысла автора. Анализ, выполненный по плану, окажет помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Оглавление:

Элегия «Море» — история создания

Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.

0002-002-.jpg

Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.

Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.

Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.

m7c72f12f.jpg

Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.

История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.

Анализ стихотворения В. А. Жуковского

Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.

Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.

Краткое содержание плана для анализа «Моря»:

  • общая информация о произведении;
  • идея текста;
  • жанр произведения, звуковая организация стиха;
  • выявление литературного направления;
  • особенности построения лирического произведения;
  • характер лирического героя;
  • основная проблематика;
  • темы;
  • средства художественной выразительности.

Основная мысль произведения

Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.

333.png

Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.

Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.

И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.

Жанр и размер

f24274d53b29b8774563ec5e5es4-kartiny-i-panno-zakat-na-more.jpg

Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «жалобный».

Именно такая эмоциональная окраска присутствует в сознании лирического героя «Моря».

Романтическая элегия наиболее полно выражает внутренний мир человека. В душе главного героя сливаются воедино и лирическая грусть, и философские размышления, и задумчивая печаль. Таким образом, авторское определение полностью совпадает с литературным жанром произведения.

Для элегии характерен не только особый эмоциональный настрой, но и соответствующий стихотворный размер. Создается неповторимая мелодия стиха, ритм, поддерживающий чувственное начало.

Произведение «Море» написано четырехстопным амфибрахием. С помощью этого стихотворного размера автор передает шум волн и морскую тишину.

В белых нерифмованных строках сохраняется ритм, что способствует глубокому восприятию пейзажных зарисовок и поэтической печали.

Литературное направление

Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.

В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.

53.png

Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом,  опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.

Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» — 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.

А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.

Композиция

Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:

  • чистая лазурная гладь;
  • в непогоду;
  • по окончании бури.

Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.

Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.

Характеристика героев

42517493ad2621379fb12fd747jn-kartiny-i-panno-kartina-maslom-morskoj-pejzazh-zakat.jpgГероями стихотворения можно назвать:

  • море – главная героиня;
  • небо, воплощающее лирического героя.

Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.

Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.

Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.

Проблемы

В произведении поднимаются свойственные романтизму проблемы:

  • независимость и порабощение;
  • покой и бурное движение.

Жуковский дает им оригинальную трактовку, одушевляя окружающий мир и явления природы.

Темы элегии «Море»

Автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим.

Тема любви

Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.

Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.

Тема борьбы

sea-and-dark-clouds-21x29ins-wc.jpg

Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы.

Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Далее действие идет на спад.

Ощутив страх от потери, море уже не может вернуться к прежней безмятежности. И здесь проявляется тема человеческого одиночества.

Тема одиночества

Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.

Художественные средства

Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:

  • эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы;
  • аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой;
  • метафоры – это символические образы;
  • прием рефрена поддерживает ритм;
  • риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование;
  • тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.

Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.

Заключение

В «Море» Жуковский выступил новатором, указавшим путь последователям романтизма. Значение стихотворения неоценимо для русского романтизма. Высокую оценку стихотворение получило у признанного гения А. С. Пушкина.

К водным стихиям обращаются Лермонтов и Тютчев. Вслед за Жуковским поэты наделяют окружающую природу душой, очеловечивают явления природы.

Рубрики Это интересно Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/more.html
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-more-zhukovskij/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/29/analiz-stikhotvoreniya-zhukovskogo-more
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-more-n-a-gukovskiy.html
  • https://101student.ru/literatura/ehlegiya-more-zhukovskij.html

На чтение 12 мин. Просмотров 2 Опубликовано

34-56a252ff71cf18e7d8baf7fff9e872b1cda961116760033c5301772a9aa93ed1.png

Галкина Любовь

В данном произведении нередко встречают черты романтизма:

1) Сопоставление состояния души с природными явлениями:

Когда же собираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.

2) Автор изображает свободолюбивого героя, который пойдет на все лишь бы сохранить «ясное небо» и победит тех, кто желает отобрать у него это.

3) Культ чувств:

«Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты».

Здесь автор делится своими чувствами, чтоб успокоить свои душевные переживания.

Пожаловаться

Меню статьи:

Василий Андреевич Жуковский – русский поэт-романтик начала девятнадцатого века… и автор «Моря», стиха, интересующего нас здесь. Литератору довелось жить в эпоху расцвета русской поэзии и драматургии. Именно благодаря непревзойденному таланту Жуковского огромное число произведений известных европейских поэтов и писателей получили при переводе некий легкий русский колорит. Василий Андреевич Жуковский был не просто поэт и переводчик, но стал целой эпохой в литературе. Основоположник романтизма и мастер элегии, переводчик и педагог, наставник императорского дома и автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни».

Множество посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений, вышедших из-под пера Василия Андреевича, до сих пор являются эталонными и составляют литературное наследие России.

Несмотря на то, что ему выпало жить и творить вместе с Пушкиным, Карамзиным, Тургеневым, Гоголем, Крыловым, Грибоедовым, Давыдовым и многими выдающимися русскими писателями и поэтами, Жуковский сумел не затеряться в тени великих и популярных коллег. Более того, многие молодые и талантливые поэты, в том числе и Пушкин, считали Жуковского своим наставником и учились у писателя.

Истоки литературного романтизма Жуковского

Для любого поэта романтические чувства служат вдохновением в творчестве. А для основоположника романтизма в русской поэзии, безусловно, любовь всегда была важна, как воздух. Но судьба не позволила Жуковскому обрести счастье в любви. Ни одна из возлюбленных женщин так и подарила писателю чистое чувство и счастливую семейную жизнь. Первая любовь восемнадцатилетнего романтичного Жуковского стала романтической драмой. Возвышенные чувства к собственной племяннице Марии Николаевне Вельяминовой не могли иметь продолжения, поэтому девушку поспешно выдали замуж за нелюбимого человека, положив таким образом конец первым отношениям в жизни поэта.

more.jpg

Но уже через год сердце юного Жуковского снова окажется во власти Амура. Избраннице русского гения литературы, Марии Протасовой, исполнилось на тот момент всего одиннадцать лет. Можно ли любить еще ребенка по-настоящему? Жуковский был родственником и учителем девушки, поэтому боролся со своими чувствами, считая любовь наваждением. Но это «неправильное» романтическое чувство просто окрыляло влюбленного Жуковского.

Романтическая поэзия так легко, так уверенно слетала с пера поэта. Эта любовь для писателя стала роковой. Мария Протасова подросла и ответила взаимностью на чувства Жуковского. Но мать Марии, сестра Жуковского, выступила категорически против таких отношений, родительница увезла дочь подальше от сердечной привязанности. Ни обращение к императору, ни просьбы к сестре, не помогли влюбленным испытать счастье.

Мария Протасова выходит замуж за Дерптского врача Мойера. Этот выбор женщина сделала осознанно, несчастная Протасова хотела, наконец, прекратить сердечные муки от запрещенных и бесперспективных романтических отношений. Женщина все еще любила Жуковского, но поскольку влюбленным было не дано жить вместе, решила освободить и себя и возлюбленного от романтических клятв и любовных страданий.

На шаг ближе к семейному счастью…

Меланхолия – вечная спутница романтизма… «Море»

Романтичная и тонкая душа поэта была склонна к меланхолии. Литератор воспринимал природу как исходный момент в направлении душевного выражения чувств. В стихотворении «Море» Жуковский превосходно выражает любовные переживания на примере моря и неба.

Написал поэт эту волнующую, пропитанную страстью элегию через много лет после замужества Марии Протасовой, но посвящено произведение их романтической любви. Марию Жуковский заключает в образ моря, а себя – в образ неба. Море и небо, как египетские божества Нут и Геб видят друг друга, но соединиться не смогут никогда.

Поэт живописно изображает красоту своей возлюбленной в образе живого моря. Видно, что литератор очарован девушкой. Однако смятенная любовью героиня волнуется и терзается безвыходностью ситуации. Но рассказать о запрещенной любви никому нельзя, поэтому возлюбленная вынуждена хранить в тайне свою любовь:

Поэт спрашивает любимую в образе моря, любит ли девушка его, хочет ли соединиться с ним в одно целое:

Море в ответ вздымается огромными волнами. Бушующая волнами стихия моря стремится соединиться с небом, но может лишь ласкать облака. Полное жизни сладостное море не может достать небеса, темные тучи собираются: «Чтоб ясное небо отнять у тебя». Поэт заполняет строки элегии страстными переживаниями. Выражение любовных мук моря просто захватывают дух. Сильные переживания любимой женщины вечный романтик сумел отразить невероятно пылко и нежно. Тучи уходят, самозабвение влюбленных поражает своей искренней чистотой и силой духа, с которой море справляется со своими переживаниями.

Но полный штиль не наступает. Море по-прежнему любит небо:

Ремарка о художественных особенностях «Моря» и истории создания стихотворного шедевра Жуковского

1822 год останется в истории русской литературы как момент создания шедевра под названием «Море». Читатель, искушенный лучшими примерами мировой поэзии, наверняка, помнит, что морская стихия вдохновляла многих поэтов. Стоит лишь вспомнить Рильке и его знаменитые строки «Марина, мы море…». Стихотворение Жуковского отличается тем, что в строках отсутствует рифма.

Стих создан в период художественной зрелости Жуковского, когда в творчестве поэта наметился явный переход от сентиментализма к романтическим тенденциям. Литературные критики расценивают «Море» как программный текст Жуковского. Метафоры, эпитеты и искусные аллитерации наделяют «Море» необыкновенной художественной ценностью.

Василий Андреевич Жуковский стал первым писателем-романтистом в русской литературе. Можно ли назвать элегию “Море” одним из романтических произведений писателя?

По сюжету элегии лирический герой приходит к морю и задается вопросом о тайнах и переживаниях, которые оно скрывает. В произведении описывается, как море восхищается небом, стремиться к нему, как оно борется с препятствиями (бурей),стоящими между ними и как еще долго после этого море, пусть даже внешне спокойное и безмятежное, еще долго не может успокоиться и забыть свои переживания.

Герой элегии будто бы одушевляет море и перекладывает свои переживания на него.

Это стремление моря к небу, как будто напоминает стремление человека к чему-то идеальному. Это стремление и является глубоким смыслом жизни моря и человека.

Таким образом элегию Жуковского можно считать классическим произведение романтизма, так как в нем проявляются характерные для этого направления черты, а именно идея о высоком стремлении в идеалу и несоответствие окружающей действительности этому идеалу, поставленная в этой элегии, часто встречающаяся и в других произведениях романтизма. Так же отображение чувств человека именно в образе моря, как явления природы, подчеркивает отчуждение человека от цивилизации и его единение с самим собой в лоне природы тоже является одной из черт романтизма.

Элегия “Море” как романтическое произведение (Жуковский В. А.)« Анализ рассказа “Предстояла кража” Андреева Л. НСочинение что такое счастье? 9-11 класс »

«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЭГЕ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.

История создания – было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.

Метафоры«ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Эпитеты«безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

История создания

Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Мужчина уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Композиция

В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.

Жанр

Сам В. Жуковский определил стихотворение как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него». Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

Звучание моря автор воспроизвел при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение В. А. Жуковского «Море»?</h3>

    • <label>1820 г.</label>
    • <label>1822 г.</label>
    • <label>1827 г.</label>
    • <label>1830 г.</label>

(новая вкладка)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Элегия «Море» как романтическое произведение.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Жуковский В. А.» Элегия «Море» как романтическое произведение Жуковский В. А. все сочиненияЖуковский В. А. краткие содержания

Василий Андреевич Жуковский стал первым писателем-романтистом в русской литературе. Можно ли назвать элегию «Море» одним из романтических произведений писателя?

По сюжету элегии лирический герой приходит к морю и задается вопросом о тайнах и переживаниях, которые оно скрывает. В произведении описывается, как море восхищается небом, стремиться к нему, как оно борется с препятствиями (бурей), стоящими между ними и как еще долго после этого море, пусть даже внешне спокойное и безмятежное, еще долго не может успокоиться и забыть свои переживания.

Герой элегии будто бы одушевляет море и перекладывает свои переживания на него. Это стремление моря к небу, как будто напоминает стремление человека к чему-то идеальному. Это стремление и является глубоким смыслом жизни моря и человека.

Таким образом элегию Жуковского можно считать классическим произведение романтизма, так как в нем проявляются характерные для этого направления черты, а именно идея о высоком стремлении в идеалу и несоответствие окружающей действительности этому идеалу, поставленная в этой элегии, часто встречающаяся и в других произведениях романтизма. Так же отображение чувств человека именно в образе моря, как явления природы, подчеркивает отчуждение человека от цивилизации и его единение с самим собой в лоне природы тоже является одной из черт романтизма.

Полезный материал по теме: Скачать Элегия «Море» как романтическое произведение

<legend>Tags</legend>Элегия»Море»какромантическоепроизведение

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://vashurok.ru/questions/nayti-cherti-romantizma-v-elegii-zhukova-more
  • https://r-book.club/shkolnoe/stihi/more.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/elegiya-more-kak-romanticheskoe-proizvedenie-zhukovskij-v-a/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/more.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/elegiya-quotmorequot-kak-romanticheskoe-proizvedenie

  • Сочинение по стихотворению зимнее утро 6 класс по плану
  • Сочинение по стихотворению лесной царь
  • Сочинение по стихотворению есенина письмо матери
  • Сочинение по стихотворению осень карамзина
  • Сочинение по стихотворению зимнее утро 6 класс кратко