Имя Анны Ахматовой известно широкой публике, как имя автора неповторимых лирических творений на тему любви. Но мало кто знает, что поэтесса писала еще и о патриотизме, о Родине, о величайшем героизме и единении русского народа. В число таких произведений входит стихотворение «Мужество», которое включено в школьную программу по литературе для обязательного изучения.
История создания
Жизнь Анны Ахматовой удивительна и богата на события, в том числе и трагические, что, несомненно, отразилось и на ее творчестве. Поэтесса смогла прочувствовать на себе и донести до читателя такие события, как революция и сталинские политические принципы, блокада Ленинграда и послевоенная реабилитация родной страны.
Стихотворение «Мужество», наряду с другими замечательными и яркими работами Анны Ахматовой, составляют сборник «Ветер войны». Поэтесса приступила к работе над ним в 1941 году, находясь в эвакуации. Известно довольно негативное отношение Ахматовой к власть держащим в советское время, ее монархические взгляды. Но «Ветер войны» не об этом.
Долгое время Анна Ахматова не имела возможности представить свое творчество народу – его не пропускала цензура. Начавшаяся война полностью поменяла к ней отношение – поэтесса стала нужна и даже необходима народу. Ее стихи, возрождающие в сердцах людей надежду на победу, оказались как нельзя кстати в сложившейся обстановке. Но Ахматова по-прежнему не изменила себе, разделив такие понятия, как «народ» и «власть». «Мужество» — это обращение к нищим, уставшим от борьбы людям, которые выстояли под навалившимися тяготами военного бремени.
Задачу каждого русского человека, гражданина поэтесса видит в сохранении для потомков исконного русского языка, традиций и идеалов. И поэзия в этом вопросе играет наиважнейшую роль.
«Мужество» — это призыв народа к борьбе с врагом, вторгшимся на их территорию. Оно, появившись в нужное время, прозвучало как манифест, поднимающий народный боевой дух. Это вклад Ахматовой в победу, общую для всех.
Тема и идея стихотворения
Стихотворение «Мужество» — о войне. По мнению поэтессы, необходимым условием для жизни в сложившейся военной обстановке является мужество. Враги России стремятся уничтожить русскую культуру вместе с ее народом. Эту сложную и важную тему Ахматова смогла раскрыть всего в нескольких строках. Она утверждает, что если перестанет существовать русский язык, то исчезнет и наша нация. Поэтому в стихотворении звучит обещание автора сохранить русскую речь свободной и чистой, невзирая на ужасы войны.
Идея стихотворения – это твердая, непоколебимая вера в силу русского народа. Это уверенность в том, что у людей достаточно мужества и упорства для победы. Стихотворение звучит размеренно, гордо и торжественно, что отождествляет его с клятвой, обещанием победить, отстоять свою землю, свой язык, свои традиции.
Композиция
Композиция «Мужества» представлена тремя строфами. Первая и вторая – полноценные катрены. Третья же строфа – весьма необычна, состоит из трех строк, причем последняя строка содержит всего одно слово – «навеки». Одно, оно несет в себе огромную смысловую нагрузку: русская культура бесконечна, она — навеки. В этом Ахматова твердо уверена. Она верит в силу и могущество родной страны и своего народа. Именно это слово и определяет общее настроение стихотворения.
Размер, рифма
Для написания своего литературного детища Ахматова выбрала четырёхстопный амфибрахий. Благодаря этому размеру создается ощущение неторопливости и размеренности действия. Здесь звучно каждое слово, каждое слово – значимо и важно. Читатель непременно начинает задумываться о неоспоримой важности грядущих событий.
Рифмовка стихотворения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Две заключительные строки написаны с использованием парной мужской рифмы, чтобы привлечь к ним внимание читателя.
Примечательно то, что «Мужество» написано от третьего лица, что значит неразрывность, неделимость автора с народом. Это способствует воспитанию патриотизма у читателей. Ведь именно мужество советского народа и его единство в тяжелых обстоятельствах привели страну к победе.
Тропы в стихотворении
Данное произведение довольно скудное в отношении использования средств художественной выразительности. Это придает ему определенную строгость.
Эпитеты присутствуют лишь при описании русского слова – у автора оно свободное и чистое.
Буквально пара метафор (час мужества пробил на наших часах) и олицетворений (мужество не покинет) придают стихотворению такой возвышенный стиль, который помогает читателю понять всю серьезность происходящих событий. В них же сокрыта трепетная и высокая любовь Ахматовой к Родине.
Присутствующая в стихотворении аллитерация придает ему призывное звучание. А инверсия (что ныне лежит на весах) приковывает внимание читателя к наиболее важным деталям.
- Анализ стихов
- Некрасов
- Школьник
В стихотворении явно описывается, как деревенский мужик едет на лошади. Он ее подгоняет, а другим средством передвижения управлять, с помощью слов, невозможно. На своем пути он замечает растрепанного мальчишку и решает его подвезти.
По описанию автора, мальчик был одет очень скромно, можно даже сказать бедно. Обуви на нем не было. Он был прикрыт скудной одеждой, и извозчик заметил грязное тело. Это говорит о том, что его семья жила без возможности не только одеваться и обуваться, но и нагревать воду для частого купания. В не столь далекие времена, в семьях, по обычаю, было много детей. Младшие всегда донашивали наряды за старшими и так до самого малого. Здесь же можно сделать вывод, что этот мальчик в семье один ребенок. Иначе, хоть что-то приличное из одежды осталось бы от старшего поколения. Автор его приободряет, чтоб не стыдился своего внешнего вида, ведь здесь ничего зазорного нет. Ведь многие ученые, достигшие высот в науке, были выходцами из бедных семей.
Попутчик заметил в котомке книжку и решил, что мальчуган направляется в школу за знаниями. Осмотрев его еще раз, делает для себя вывод, что отец потратил на сына последние средства, а мать отдала припрятанный четвертак, который получила на чай от купчихи.
Автор призывает, мальчишку, хорошо учится, ведь образованным и умным людям дорога везде открыта. Он верит, что каждый способен добиться успеха, ведь каждому жизнь преподносит такой шанс. Возможно, что в его судьбе такой шанс был упущен и сожаление по этому поводу, заставляет предупредить каждого, кто встретится на его пути.
Обнадеживает мальчика, что обязательно найдется добрый человек, который и доведет его до университета. Вот там главное – трудится. Ведь все, кто из народа славные люди. Никогда они не ленились и добивались всего, чего хотели. Много их таких среди тупых, холодных и напыщенных юнцов. Скорее всего, автор имеет в виду людей, которые из богатых семей. Им ничего в жизни не нужно делать, чтоб жить в свое удовольствие. Зачастую они презирают бедных ребят, особенно если те чего-то в жизни добились сами. Зависть плохая штука.
Стих призывает думать о завтрашнем дне. Ведь если не учится в школе, то и в университете делать нечего. А без образования никуда.
4, 6 класс, кратко
Путешествуя по родной стране поэт с грустью и болью замечал происходящие в ней события. Он до самого своего конца верил в силу духа и трудолюбие простого труженика. В том что наступит время когда он станет хозяином своей судьбы и богатств своей Родины.
Основной сюжет произведения завязан вокруг путешествующего паренька — крестьянского сына. Дорога здесь выступает в форме жизненного пути.
Тут же он встречает нашего лирического героя. И тот в форме монолога рассуждает о пользе образования.
Родители хоть и бедны, не поскупились, выделили последние деньги на обучение сына. Рассказчик уверен что это поможет пробиться ребенку в жизни. Изменит все в его будущем, даст вырваться из привычных серых будней Он подбадривает его и вселяет в паренька оптимизм.
Несмотря на бедный и жалкий вид мальчик идет по пустынной дороге в приходскую школу, чтобы начать обучение.
«Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…»
Герой убеждает собеседника не робеть, ведь этим путем шли многие славные люди. «Архангельский мужик» тоже в свое время так начинал свою дорогу.
В произведении автор рисует довольно идеалистическую картину будущего для крестьянина. Хотя были случаи когда люди из народа достигали вершин социальной лестницы, но это было крайне редко.
Поэт убежден, что каждому выпадает в жизни шанс и уже от человека зависит как он им воспользуется.
В последних строках Некрасов позволил своим мечтам отразится в стихотворении. Он надеется на то что трудолюбие, усердие, целеустремленность позволит раскрыться таланту простых людей.
Поэт противопоставляет тех кто, стремится к знаниям, и не проявляющим интереса ни к чему. Первых Некрасов характеризует, как «добрых», «благородных» и «сильных», вторых – как «напыщенных», «тупых» и «холодных».
Произведение написано в стиле гражданской лирики. С точки зрения применения художественных средств сочинение не однородно. В первой части автор использует эпитеты и только во второй появляются метафоры: «не без добрых душ на свете», «не бездарна та природа», «тут уж поприще широко, знай, работай, да не трусь…».
В последних строках стихотворения звучит любовь к Родной земле, к Родному краю. Поэт верит, что светлое и доброе начало в России победит.
Картинка к стихотворению Школьник
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Некрасова Похороны
Стихотворение «Похороны» написано Н.А. Некрасовым в конце июня 1861 г. (исследователи указывают период с 22.06 по 25.06). Произведение было создано в село Грешнево, Ярославской области, где прошло детство поэта. Впервые увидело свет и
- Анализ стихотворения Фета Печальная береза
В русской литературе образ берёзы ассоциируется с противоположными и противоречивыми понятиями. Ведь о ней создано большое количество разных литературных произведений, как в в положительном ключе, так и в отрицательном.
- Анализ стихотворения Ахматовой Мужество
Пережив ВОВ Ахматова уже не смогла вернуться к лирике в своём творчестве, хотя именно благодаря ей она снискала славу и заняла определенную поэтическую нишу в двадцатых годах прошлого века . Её стихи стали отличаться резкостью и конкретикой форм
- Анализ стихотворения Пушкина Деревня 6, 9 класс
1819 год. Александру Пушкину 20 лет. Он молод и полон жажды справедливости. Ему претят чванство и изнеженность высших особ, тупость и бюрократизм чиновников. До 1825 года еще 6 лет, декабристы еще не вышли на площадь.
- Анализ стихотворения Пушкина Была пора
В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин пишет стихотворение, посвященное своему любимому лицею, в котором он когда-то учился. Произведение своего рода дружеское послание, которое он дарит своим товарищем по лицею. Через свое
Анализ стихотворения А.А.Ахматовой «»Мне голос был. Он звал утешно.»»
Стихотворение «»Мен голос был. Он звал утешно»» было написано в 1917 году. Это произведение вошло в сборник стихов «»Белая гвардия»», в котором личные переживания Анны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит «»одическая, пророчески-возвышенная»» манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период в лирику Ахматовой включается «»пушкинский слой»», стихи насыщаются цитатами и образами пушкинской поэзии, а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии.События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим – о невозможности оставить Родину в дни испытаний.
В трудные годы революции многие поэты эмигрировали за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, но она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России:
Он говорил:»»Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Любовь к Родине у Ахматовой не предмет размышлений. Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и дети. Автор была честным и искренним выразителем бед, несчастий своего века.
Основная тема произведения: патриотизм, неприятие революции и духовный стоицизм, т.е. твердость и мужество героини. Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле:»»…ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно своею»». Идея произведения в том, чтобы всегда быть со своей страной, не «»бросать её при первой же опасности»», а защищать и оставаться верной до конца. Автор использует такие эпитеты, как «»глухой и грешный»», «»черный стыд»», «»утешно, равнодушно и спокойно»». Благодаря этим средствам выразительности А. Ахматова показывает глубокий психологизм, искренние чувства горечи, печали, неприятия войны, насилия и противопоставления частной жизни.
Анне Ахматовой был свойственен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания, как личную трагедию, и, одновременно, как трагедию народа, страны. В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из страны, но А. Ахматова, являясь истинной патриоткой и любящей свою Родину женщиной, осталась в России и продолжала в нелёгкое время писать стихи. Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и когда- после революции — пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом.
«Я была тогда с моим народом…»
Годы сталинизма отозвались дикой болью и нечеловеческими страданиями в судьбах людей. Многих духовно искалечили, истребили, сломали. Влияние сталинизма — этого чудовищного монстра — перенесла Анна Ахматова. Сына Ахматовой, Льва Гумилева, несколько раз арестовывали. Под впечатленем от этих событий родилось замечательное произведение — поэма «Реквием». Чтение этой поэмы производит неизгладимое впечатление, дает урок мужества и душевной стойкости. Поэма Ахматовой «Реквием» в моем понимании — это общечеловеческая мысль о недопустимости, негуманности насилия над людскими душами и судьбами. В этом произведении раскрывается трагический эпизод жизни самой поэтессы. Эта поэма автобиографична, в основу ее легли личные переживания. «Реквием» — отражение не только страданий человека, но и душевной твердости. У матери забрали сына, повергли ее в пучину тоски, одиночества и тишины. На протяжении всей поэмы звучит пугающе «одна». «Эта женщина одна, Эта женщина больна…» Она страдает безмерно: у нее отняли сына. Что может быть ужаснее безмолвного ожидания, неизвестности, невозможности помочь?! Нескончаемых очередей и семнадцати месяцев терзающей боли?! А потом последует приговор! И упало каменное слово На мою еще живую грудь… Человек на миг теряется, ничего не осознавая и не воспринимая. Потом мать смиряется, проявляет большое мужество: У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела. Надо снова научиться жить. Но наряду с этим появляется пессимистическое отношение к жизни и постепенно возникает вопрос: если смерть все равно неизбежна, то почему бы не расстаться с жизнью именно сейчас?! В эпилоге высказывается мысль: память о бедах людских вечно живет в сердце человека. Поэтесса говорит о том, что если задумают увековечить ее, поставив памятник, то он должен быть воздвигнут на том месте, где она провела несносные триста часов перед закрытыми дверями. Нет, никогда ей не забыть ни скрипа тюремных засовов, ни воплей женщин, оторванных от своих детей, ни бессонных ночей, проплаканных ими. Но она все-таки вынесла эту чудовищную пытку, выстояла, выдержала. Мысль о безумии и смерти не раз приходила к ней, но она переборола себя, доказав нам, что как бы ни были велики ее страдания, у нее хватит мужества жить и бороться!
Любовь к родине, как бы пафосно не звучало такое словосочетание, являлась основной темой не только для ахматовской лирики, но и для ахматовского самоощущения, для мировоззрения поэтессы. Вероятно, в какой-то степени Ахматова во многом даже опиралась на собственный глубокий, подлинный и искренний патриотизм как некий ориентир, возможность строить остальное мировоззрение.
Стихотворение Мне голос был.. рассказывает о событиях в душе поэтессы после событий революции 1917 года. Как известно, в этот период многие творческие люди отправились в другие страны для того чтобы переждать невзгоды или полностью расстаться с новым миром. Страна, которая стала совершенно другой и новая власть многих не устраивали, особенно людей, которые привыкли выражать собственное мнение открыто, даже, если оно является не схожим с мнение остальных.
Понятное дело, в такой ситуации могли себя чувствовать нормально поэты наподобие Блока, которые приняли новую власть и новый порядок. Ахматова довольно яро отвергала новый порядок и не принимала революции, тем не менее, видела себя частью своей страны. Особенность, которая известна многим, заключалась в том, как Ахматова отделяла власть и страну как таковую, она считала себя частью именно страны и искренне считала возможными времена, когда и власть станет достойной великой страны.
Стихотворение рассказывает о периоде смуты, когда волненье охватывало практически каждого человека. Столица наполнена неясностью, которая довольно точно описывается поэтессой как «опьяневшая блудница». Город утратил собственное величие и теперь становится пространством, в котором действуют совершенно неизвестные силы.
Ахматова довольно точно описывает смущение, которое может охватывать душу человека в подобной ситуации. Поэтесса слышит голос, который может избавить от всяческих невзгод и обещает легкое существование, но она не прельщается этим голосом и может легко распознать в нем искушение, которому наподдается. Как полагается человеку творческому и в частности поэту, Ахматова заботится о чистоте своего внутреннего мира и бережет этот внутренней мир любыми способами.
Как известно, душа значимее всего остального мира. Поэтому человек, который понимает этот факт, не обращает внимания на внешний комфорт или какие-то условия, поступки являются следствием внутреннего миропонимания. В такой ситуации достойный человек «равнодушно и спокойно» закрывает свои уши, чтобы не слушать недостойные речи и не осквернять собственный дух.
Анализ 2
Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.
Первое, что нужно отметить, так это то, что Анна никогда не стремилась выложить в стихотворения свою душу, ей гораздо проще было создавать произведения на основе вымысла и своей фантазии, не вкладывая в них свою собственную судьбу. Однако, революционные годы на многих людях сказались очень тяжело, это же касается и данной поэтессы, данное время стало для неё тяжелым и довольно таки трагичным. Но, несмотря ни на что, она всегда была благодарна судьбе именно за такую жизнь и никогда не мечтала прожить свою жизнь по другому.
Основной темой данного произведения безусловно является Родины поэтессы, а именно Россия. Ведь далеко не секрет, что Ахматова всегда очень трепетно относилась к теме родины, искренне считая, что это самое главное, что может быть в жизни человека.
Именно поэтому нужно отметить, что стихотворение относится к гражданской, можно даже сказать патриотической лирике поэта.
Построение данного произведения выполнено в форме патриотической исповеди главной героини. По некоторым художественным приемам можно сказать, что данное стихотворение имеет нечто схожее с одой.
Начинается стихотворение со слов искушения. Так как главная героиня будто бы слышит голос, который манит её, призывая оставить свою родину, предать её и отправиться на поиски новой, более лучшей жизни.
Специалисты и критики в области литературы не однократно сравнивали это произведение с произведением другого, не менее известного и любимого поэта, а именно Пушкина Александра Сергеевича. В сравнение брали его произведение «Пророк». И действительно нечто общее проскальзывало и там, и там.
Чтобы показать всю полноту чувств, которые испытывает главная героиня стихотворение наполнено различными художественными элементами и от этого является более красочным и законченным.
Вообще все произведения Анны Ахматовой, связанные с темой родины являются очень живыми, так как данная тема была действительно очень близка поэтессе. Ей самой неоднократно предлагали оставить Россию и перебраться в Европу, однако каждый раз поэтесса отвечала жестким отказом, указывая на то, что она просто не может придать собственную страну, сравнивая это предательство с предательством самой себя.
Читая данное произведение многие задумываются о том, что родина действительно очень много значит в жизни каждого, и это очень хорошо и важно.
Ключевой тематикой произведения являются лирические размышления поэтессы о трагической любви, пропитанной горечью утраты в связи с гибелью ее бывшего супруга Николая Гумилева, расстрелянного по обвинению в контрреволюционных действиях.
Стихотворение «Мне голос был», написанное в 1917 году, вошло в сборник «Белая гвардия». В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова , откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины.
Основная тема стихотворения
– любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом. В этом стихотворении Ахматова впервые выступила как поэт-гражданин, страстно и достойно выразив голос той части интеллигенции, которая сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной. Быть поэтом и творить, по мнению Ахматовой, можно только на родине. Сама мысль об эмиграции в тяжелое для страны время оскорбительна для нее. Несмотря на отсутствие средств к существованию и наличие пятилетнего сына на руках, Ахматова приняла решение остаться в России. Стихотворение «Мне голос был» вместило все душевные терзания поэтессы, поставленной самой жизнью перед труднейшим выбором – бежать из России за границу или разделить со своей страной ее трагическую судьбу. Произведение стало ярким манифестом, направленным против тех, кто бросил или собирался бросить Россию.
Композиция стихотворения
включает две смысловые части. В первой части неведомый сладкий голос зовет лирическую героиню покинуть свой «глухой и грешный»
, обреченный край. Отчетливый мотив искушения создается за счет неторопливой интонации, употребления призывных обращений («иди сюда»
) и повторов («оставь свой край»
, «оставь Россию»
). Голос обещает, что «черный стыд»
в душе бросившего родину человека легко пройдет со временем, как и чувство вины; ведь главное – убежать от невзгод в другую, благополучную и комфортную жизнь.
Кульминация стихотворения
наступает во второй части. Героиня делает нравственный выбор, приняв решение разделить со своей страной все тяготы и испытания. Ахматова, как и ее героиня, не отделяет себя от России. Она дает беспощадный отпор этому внутреннему голосу, не мысля своей жизни без родины.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Ахматова использовала в нем перекрестную рифму
с чередованием мужской и женской рифмы. Чувство горечи и печали, глубокий психологизм стихотворения подчеркнуты с помощью эпитетов «глухой»
, «грешный»
, «черный»
(стыд).
Стихотворение «Мне голос был» перекликается с одой Пушкина «Вольность» . Сама торжественная ритмика четырехстопного ямба, использованного вслед за Пушкиным поэтессой, придает стихотворению возвышенную одическую интонацию. В первой строфе Ахматова неточно повторяет пушкинскую строфу, во второй — обращается к пушкинскому опорному образу «стыда». В ее лирической героине легко разглядеть черты пушкинского пророка .
Как и пушкинский пророк, Ахматова предвидит нелегкую трагическую судьбу страны и свою собственную судьбу, но не изменяет своей совести и не отрекается от своей родины.
- «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
- «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
Данное стихотворение было написано в 1917 году, которое вошло в книгу под названием «Белая гвардия». Этот год был запоминающимся для писательницы в связи с тем, что приближалась никем нежданная революция и война, за что ее мучили душевные терзания. Многие покидали свои земли и отправлялись за границу, где с легкостью могли жить. Но это не касалось Ахматовой, которая ни при каких обстоятельствах и грядущей бури в стране не оставила свою Родину, а преданно принимала все так, как есть, ни капельки не жалея о том, что осталась.
Главной темой стихотворения является любовь к Родине . В ее душе преобладает дух смелости и непокорности остальным, которые бросили свой дом, она не представляет мысли о бегстве, считает это безрассудным и неприемлемым. На ее плечах остался маленький пятилетний сын, но главное то, что у них не было денег для дальнейшего существования, так как ее произведения на то время не печатались и вот как раз в этот момент, когда не знаешь, как прокормить себя и ребенка в душе возникает голос, который зовет оставить свой край и уехать далеко за границу, чтобы не умереть с голоду и жить дальше, но в тоже время есть великая сила – любовь к своей Родине, которая нерушима никем и никогда. То есть происходит внутренняя борьба со своими мыслями, но только решение оказалось окончательным и бесповоротным – она не сорвалась и осталась в своей стране.
Она представляла, что у нее настанут нелегкие времена, но трудности ее не пугают, с которыми придется встретиться на своем пути. Ее муж, Николай Гумилев никак не мог ей помочь, так как был далеко. Единственное, что он предложил – это повлиять на выезд, только этот вариант ее конечно же не устроил. Вскоре она все-таки с ним развелась и отдала свое сердце ученому Владимиру Шилейко, с которым они как-то сумели пережить самые тяжелейшие времена, которые касались смены власти, по крайней мере, с голоду не пропали.
Многие размышляли, для чего она свела свою жизнь с этим человеком и пришли к выводу, что все было спланировано для того, чтобы ее сын имел крышу над головой и не голодал, а то вдвоем в одиночестве они бы не выжили. После, ей захотелось развестись с Владимиром, и замуж она вышла за другого человека.
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» было самым запоминающимся творением поэтессы в период революции. Не принимая новую власть, она все равно оказалась самой настоящей патриоткой своей Родины, даже в период Великой Отечественной войны. Россия начинала меняться на глазах, что отражалось болью и слезами в ее душе, но если бы она была за пределами своей страны, ей было бы гораздо сложнее и невыносимее наблюдать все это со стороны. И это были не пустые слова, в которых проскальзывает нотка восхваления, она и правда искренне любила свою Россию любовью, которую не описать словами, даже если придется принимать обиды, унижения, оскорбления или лишиться самого главного – это издавать свое творчество для народа, что было для нее очень ценно.
Сочинение
Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» написано в суровом для России 1917 году. В это время, в эпоху коренных политических и социальных событий, перед многими интеллигентами встал жизненно важный вопрос: «Как отнестись к революции? Остаться в России, в неизвестности или уехать за границу и не рисковать?» Некоторая часть учёных, деятелей искусства сделала выбор в пользу последнего решения. Но остальная часть интеллигенции приняла мужественное решение остаться с Россией в годы суровых испытаний. В их числе и была А. А. Ахматова. На эту тему написано её стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно»:
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…
Путь, пройденный поэтессой к этому стихотворению, — это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьёзность и высота моральных требований неуклонно выводили А. Ахматову на дорогу общественных интересов. В этом стихотворении видно, как заметно расширились тематические рамки лирики Ахматовой. Рамки специфической «женской лирики» стали для неё слишком узкими.
В этом стихотворении на первый план выходит тема России. Сквозь перипетии сознания лирической героини на нас неожиданно смотрит эпоха — весь XX век с его противоречиями. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно.» представляет собой яркий манифест, направленный против тех, кто в годы суровых испытаний собрался бросить Россию. Стихотворение знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, провело границу между А. Ахматоватовой и «внешними» эмигрантами, действительно покинувшими Россию. А также отграничило поэтессу от эмигрантов «внутренних», по каким-либо причинам не уехавшим, но враждебным по отношению к России, вступивших на иной путь развития.
Главное, на мой взгляд, что отделило А. Ахматову от эмигрантов, — это чувство патриотизма. Поэтесса глубоко осуждала гражданскую войну, как любую другую войну вообще, тем более, что она велась между соотечественниками. Но Ахматова понимала, что в горниле мучений рождался новый мир, что пришел новый век с его переоценкой ценностей и созиданием новых отношений.
Ахматова отказывалась делить соотечественников на «красных» и «белых». Она плакала и глубоко скорбела о тех и других. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова впервые выступила как страстный гражданский поэт глубокого патриотического звучания. Композиционно стихотворение делится на две части, которые соотносятся между собой по принципу антитезы. В первой смысловой части неведомый сладкий голос зовёт лирическую героиню покинуть свой край. Здесь он представлен «глухим» и «грешным», пустым, заброшенным, обречённым. Этот манящий в другую, благополучную жизнь голос успокаивает человеческую совесть, говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль. Понятия чести, долга для него относительны. Главное — уйти, убежать от невзгод в иную, лучшую жизнь. В первой части отчётливо звучит мотив искушения, прельщения. Его атмосфера создаётся неторопливой, вкрадчивой интонацией, призывными обращениями, повторами: «звал утешно», «иди сюда», «оставь свой край», «оставь Россию». Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины:
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид…
Лексика первой смысловой части богата по внутреннему содержанию. Вкрадчивые, неторопливые интонации соседствуют с понятиями крови, стыда. Оставить родину — значит утопить её в крови. В душе человека не может не поселиться «черный стыд». Но искусительный голос говорит, что его можно легко погасить. Этот голос, навевающий порочные, эгоистические мысли, по моему мнению, символизирует малодушие, душевную пустоту тех, кто бросил свою страну, поддавшись слабости и искушению. Этот голос не сеет никаких сомнений в выборе лирической героини, но она не подвластна его чарам:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Это кульминация стихотворения. Лирическая героиня имеет твердую духовную позицию, у неё достаточно мужества, чтобы разделить страшные испытания вместе со своей страной. Она не бежит от ответственности за Россию, не отделяет себя от неё. И хотя новая Россия со временем отнимет у неё мужа и сына, принесет много страданий, Ахматова делает верный нравственный выбор. Она совершает мужественный поступок, и этим шагом она не может не вызвать к себе уважения и восхищения.
Лирическая героиня остаётся равнодушна и спокойна к этому демоническому голосу, она не ищет легких путей. «Скорбный дух», переживания за Россию не позволяют темным силам одержать верх, забрать новую жертву. Печально, что многие лучшие люди того времени, да и наши современники, поверили «недостойным речам», выбрали путь бегства, личного комфорта и благополучия в ущерб своей совести, своей родине. Строгая, приподнятая библейская форма стихотворения заставляет вспомнить пророков-проповедников.
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» — одно из самых ярких произведений Ахматовой периода революции. В нем нет ни слова о революции, нет её принятия. Но в нём страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, находила. Посреди всего этого круговорота она сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Такой выбор сделала и Ахматова. Она осталась с Россией, сохранила верность ей. Чувство долга, ответственности за родной край было присуще поэтессе как никому другому. А. Блок очень любил это стихотворение и знал его наизусть. По свидетельству Чуковского, поэт однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции — позор».
- Анализ стихотворений
- Ахматова
- Родная земля
Стихотворение «Родная земля» поэтесса Анна Ахматова написала в конце своего творческого пути, в 1961 году. В это время она лежала в больнице, и много размышляла, вспоминала и подводила итоги своей жизни. Это творение автора стало одним из стихотворений сборника «Венок мертвым».
Ахматова пережила вместе с Россией и ее народом Великую Октябрьскую революцию, многочисленные репрессии в отношении ее супруга, сына и друзей. В период второй мировой войны отважно перенесла лишения, тяготы и голод в блокадном Ленинграде.
Элегия «Родная земля» поэтесса посвящает благодетельнице матушке-земле, похожая на терпеливую и всепрощающую мать.
Тематика произведения
Главное значение в стихе занимает любовь к отчизне. Личное отношение Анна Андреевна описывает без лишней торжественности и наигранности. Эти чувства поэтесса считает лишними в этих делах, касающимся патриотизма.
Главный действующим лицом стихотворения является не страна Россия, а урожайная земля, дарящая людям хлеб, приют и духовность. Автор расстраивается, что плодородные пашни России воспринимаются людьми как естественный биоресурс. Ведь это самое дорогое богатство, что есть у человека.
Автор разъясняет любителям поэзии основную тему произведения, что если человек при любых невзгодах не покидает свою землю, значит он может называть ее своей родиной. Как любой человек относится к своей матери, воспринимая ее такой, какая она есть, со всеми ее положительными и отрицательными чертами характера.
Структура стихотворения
Специфика композиции этого произведения состоит в чисто символическом распределении его на две части:
1) Поэтический персонаж высказывает свою боль из-за падения значимости настоящего понятия о родине, иначе говоря о земле, на которой живут люди.
2) Эта же героиня дает конкретное понятие родины.
Стиль произведения
Элегия»Родная земля»-высокопатриотическая лирика. Сама автор характеризует стиль своего произведения в стиле «гражданской лирики».
Анна Ахматова не выдерживала особых стихотворных размеров, хотя в начале произведения использовала ямб и анапест. Варьирование двух типов рифмы(парная и перекрестная) придает стилю чувство вольности.
Выразительные средства языка
В стихотворении «Родная земля» мало средств выразительности. Сущность этого произведения автор описывает несложными и понятными словами. Хотя редко, но бывают слова в виде эпитетов, метафор и инверсий.
Выдающаяся русская поэтесса Серебряного века, Анна Ахматова воспевает патриотизм по отношению к Родине. Даже в самые плохие и трудные времена для России она не уехала из страны. И в своем творчестве автор подчеркивает горечь утрат по близким людям и любовь к отчизне.
Анализ 2
Анна Ахматова поднимала такую важную тему, как любовь к Родине. Она являлась достаточно главной в творчестве писательницы. Поэтесса считала, такую тему, как Родина, одной из главной, и рассматривала взаимосвязь природы и человека. Стихотворение Анны Ахматовой «Родная земля» раскрывает ее творчество, а также эту тему. Есть еще различные работы данного автора, которые затрагивают тему Родина.
Во время анализа стихотворения «Родная земля» можно понять, что из себя представлять автор данного творения. Она показывает себя как достаточно образованной личностью с большим внутренним миром, присутствуют такие качества, как мужество и сила воли. То время также было актуально для такого творчество, следовательно, можно было часто увидеть такое направление среди других писателей того времени.
А также можно было увидеть такие примеры, как возможность покидание родной странны, так как был сильный голод, но наша писательница была патриоткой России. У нее была достаточно сложная судьба, были различные ситуации, но она до конца оставалась верна своей родной земле, и даже не думала ее покидать в трудное время. Русский народ имеет такую характеристику, как сила и вера в Родину, тем самым можно сделать вывод, что он перенесет все сложности страны и встанет на защиту своей земли. Справедливость – важно для русского народа, однозначно.
Темы, которые были актуальны в то время – это послереволюционные мотивы. Если делать более глубокий анализ, то можно выделить такие темы, как сострадание к людям, их изгнание со страны. Репрессия была достаточно часто в те времена, и отразилась сильно на писателей. Анна Ахматова, которая смогла пережить голод в своей родной земле, по-прежнему обращалась к Родине.
Также важно сделать акцент на том, что стихотворение настолько искреннее, что может передать ту самую атмосферу такого времени и личное отношение автора к данной ситуации. Землю сравнивали с чем-то не ценным, грязным, а причина такого отношения – рутина и обыденность жизни. В данном творчестве писательницы мы сможем увидеть силу земли. Нужно помнить, что земля это самое ценное и важное, что есть у человечества. И обесценивая это, человек делает большую ошибку, которая имеет последствия.
Такая тема, как взаимоотношение земли и человека, будет актуально всегда. Человек, который любит свою Родину, может выдержать все трудные ситуации, а также их преодолеть. Прочитав данное стихотворение, можно открыть для себя инсайт, который изменит прежнюю жизнь человека.
Анна Ахматова смогла донести до личности, что родная земля – это самое ценное, что есть у человечества. А также ее нужно ценить. Единство человека и природы – это самое сильное, что может быть в мире. После смерти люди воссоединяются со своей землей и становятся одним целым. Такая реальность жизни человечества.