Сочинение по статье гончарова мильон терзаний

1 комедия горе от ума держится каким-то особняком в литературе 2 главная роль, конечно, роль чацкого, без которой не

1) Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе…

2) Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов…

3) …Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен.

4) Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную».

5) Его идеал «свободной жизни» определен: это – свобода от цепей рабства, которыми оковано общество…

6) «Мильон терзаний» и «горе!» — вот что он пожал за все, что успел посеять.

7) Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила. Он, очевидно, ослабел от этого «мильона терзаний»…

8) Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе — и наносит удар всем, — но не хватило у него мощи против соединенного врага.

9) Он впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает во мнении гостей распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

10) Отделавшись от болтовни Репетилова и спрятавшись в швейцарскую в ожидании кареты, он подглядел свидание Софьи с Молчалиным и разыграл роль Отелло, не имея на то никаких прав.

11) Если б у него явилась одна здоровая минута, если б не жег его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашел бы ответа.

12) За него отвечает Грибоедов, который неспроста кончил пьесу этой катастрофой. В ней «ум» Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики.

13) Но в Софье Павловне, спешим оговориться, то есть в чувстве ее к Молчалину, есть много искренности…

14) Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели ее» с Молчалиным.

15) Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости.

16) Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний».

17) Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.



ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
  • Цитатный план к «Слову о полку Игореве»
  • Характеристика Лизы (по повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Право – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости
  • Сочинение по картине И. А. Тихого «Аисты»
  • Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
  • Характеристика персонажей первого действия «Горя от ума»
  • Крылатые выражения из комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова (с указанием персонажа, действия, явления)
  • Комедия в «Горе от ума»
  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!»
  • И. А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд) — тезисы
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать добрым?»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Подвиг»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Волшебный край»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
    • Сочинения
    • По литературе
    • Грибоедов
    • Образ и характеристика Лизы в комедии Горе от ума

    В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает, насколько опороченное, глупое, пошлое и тянущееся к моде, а не к знаниям общество. Однако, есть у этого общества и противники — Чацкий, а есть люди, которые не относятся ни к лагерю противников общества Фамусова, ни к его сторонникам — это, например, горничная Лиза, о которой и пойдёт речь.

    Лиза — молодая девушка, слуга своей хозяйки Софьи. Она очень привлекательна и довольно красива, свидетельством тому является ухаживание со стороны самого Фамусова, хозяина дома и Молчалина, его секретаря. Лиза — неглупая девушка, которая ловко врёт и выкручивается из сложных ситуаций. А сложные ситуации у неё в жизни возникают зачастую из-за её хозяйки, Софьи, которая в тайне от отца делает свои делишки. Лиза предана Софье и никогда не рассказала бы Фамусову всю правду о своей хозяйке. Тут можно говорить и об эгоизме Софьи по отношению к Лизе, ведь за её любовные похождения получает как раз Лиза. Но они между собой в хороши отношениях, так что крепостная Елизавета со спокойной душой принимает на себя удар со стороны Фамусова раз за разом, чтобы только выгородить свою хозяйку.

    Ухаживания от Молчалина и Фамусова она не принимает, хотя и получает подарки от них — её мало интересуют материальные ценности, более того, среди двух вполне состоявшихся и обеспеченных мужчин, она влюбляется в совсем другого человека, но равного ей по статусу, — буфетчика Петрушу. Можно сделать вывод, что Лиза — благородная девушка, которая не пойдёт на какие-то корыстные поступки ради достижения цели, она повинуется сердцу, а не желанию обогатиться.

    Но Лиза любит и повеселиться, она довольно ветреная и задорная девчонка, которой не чуждо баловство. Она говорит, что у неё глупые мысли и не считает себя умным человеком, но читатель понимает, что в ней говорит скорее скромность, потому что она действительно очень рассудительная девушка. Боится она только всяких суеверий и примет, но это скорее отпечаток того времени.

    Сам автор, как мне кажется, вложил в неё образ человека, который очень точно оценивает окружающих её людей, а потому она кажется ещё более остроумной и мудрой в глазах читателя. Но главное её достоинство, как мне кажется, в том, что она не сдаётся под влиянием общества Фамусова, она другая, она ещё чистая и сильная девушка, способная дать отпор той грязи, которая завязывается в доме.

    Сочинение Служанка Лиза

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1823 году. В своём произведении автор безжалостно обнажает и высмеивает пороки общества того времени. В этой комедии затронуты многие социальные проблемы как нравственные, так и политические. Во время, когда происходит действие произведения «Горе от ума», в России еще существовало крепостное право.

    Служанка Лиза — крепостная бесправная крестьянка. С ранних лет она росла в барском доме, прислуживая дворянской дочери Софье. Общение с молодой образованной барышней наложило свой отпечаток, Лизу нельзя назвать глупой необразованной крестьянкой. В её характере причудливо переплелись народные суеверия, веселый нрав, остроумие. Её реплики и фразы метки и остроумны.

    Лиза прекрасно разбирается в людях, впрочем, те и не думают перед ней изображать из себя порядочных, а без прикрас показывают истинное, зачастую отталкивающее, лицо. За ней пытаются ухаживать сам Фамусов, хозяин дома, который в обществе «монашеским известен поведением» и Молчалин, его секретарь, который делает вид, что влюблен в хозяйскую дочь Софью. Но Лиза отвергает их, справедливо считая, что «и барский гнев и барская любовь» не принесут никому счастья. Предел её мечтаний — буфетчик Петруша.

    Лиза предана молодой барышне и стоит на страже интересов своей хозяйки. Она разоблачает двуличность Молчалина, так как понимает, что с ним её хозяйка не будет счастлива. Ведь он «любит» Софью по «должности» из личной выгоды. Но, оказавшись втянутой в любовную интригу между Софьей и Молчалиным, бедная служанка попадает в немилость Фамусова и весь гнев обрушивается на неё. Бедную девушку изгоняют из барского дома в деревню на самую низкую должность «за птицами ходить».

    В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» Лиза является персонажем второго плана. Но именно она, как лакмусовая бумага, показывает настоящую суть остальных героев произведения. Так же на её примере показана различная участь женщин разных сословий. Софья после скандала с Молчалиным будет жить как и раньше, в тех же условиях роскоши и комфорта, в том же обществе. А Лиза теряет всё — и привилегированное положение в барском доме, и любимого Петрушу.

    Роль образа Лизы в комедии

    В комедии «Горе от ума» Лиза помогает полнее раскрыть образы других героев. Своими поступками девушка характеризует себя как умную и хитрую особу.

    Именно Лиза помогает хозяйке разоблачить ее возлюбленного Молчалина рассказом о его приставаниях. Писарь опрометчиво делает служанке признание, что вынужден любить Софью «по должности». Молодой человек намекает, что сама Лиза вызывает у него куда большее восхищение: «зачем она не вы?» Кроме того, Молчалин позволяет себе в поведении с простолюдинкой некоторые вольности, на что та резонно замечает: «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы».

    С помощью героини автор изобличает и других персонажей. Так, отец Софьи предстает в обществе высоконравственным человеком.

    Никто и подумать не может, что втайне от всех Фамусов волочится за прислугой дочери. За счет присущей ей хитрости и моральных качеств Лизавете удается обходить ловушки кавалеров, несмотря на свое подневольное положение — «Прошу подальше руки!».

    Образ Лизы имеет для произведения важное значение. Персонаж служанки связывает между собой других героев пьесы, по-новому раскрывает многие ситуации и характеры присутствующих рядом людей. Без этой героини пьеса имела бы совершенно иной финал.

    Вариант 3

    Лиза в данном рассказе была служанкой и в своём роде весёлой и хорошей девушкой. Лиза – это второстепенная героиня в рассказе, а так же крепостная крестьянка, которая была служанкой в доме Фамусова. Лиза вполне умная и рассудительная девушка. И она прячет свой интеллект и свою натуру за маской скромности.

    В комедии Лиза играет роль, так сказать в любовной драме. С помощью неё удаётся разоблачить Молчалина, который влюблён в Лизу, но он же является влюблённым Софьи. Её приходится разными путями уворачиваться и хитрить, что бы не раскрылись отношения Софьи и Молчалина. Она очень сообразительна и может найти любые пути из любой ситуации. Да, в произведении она появляется всего в нескольких эпизодах, но зато какую развязку и ход событий она даёт! Лиза крестьянка, не смотря на то, что она умна и смышлёна, он ветреная.

    В данной комедии Лиза показывает нам истинные лица героев. Каждый герой пообщавшись с Лизой, встаёт перед читателем совершенно с другой стороны. Лиза просто отлично видит внутренний мир человека, видит в людях истину.

    Лиза очень душевный и милый человек. С ней всегда приятно поговорить, ведь она может поддержать словом любую беседу. Она может помочь человека морально, выслушав его и может поставить его на правильный путь.

    Лиза оказывается под властью всей это любовной интриги, её всячески пытаются молодые люди задарить подарками, тёплыми словами, но она всем отказывает.

    Лиза занимает нейтральную позицию, она хочет выйти замуж за Петрушу, хочет жить спокойной, тихой, мирной жизнью, и наконец-то освободиться от некого плена в роли служанки.

    Автор показывает нам в Лизе все её достойные вниманию качества, он преподносит Лизу к нам как, весёлый лучик света, так же он показывает какую энергетику издаёт Лиза. Лиза порой играет важную и главную роль в комедии, она не выступает в рассказе для массовки персонажей, а она именно нужна для развязки и многоходовочки. Она делает комедию более сложной, более разнообразной для читателя.

    Мне кажется при помощи данного персонажа, автор нам наглядно показал своё некое видение идеальной девушки: умной, грамотной, не подвластной, и гордой.

    Мне кажется если бы Лиза появлялась куда чаще в комедии, то автор бы раскрыл бы её ещё более в полной форме. Повторюсь, Лиза – это как второстепенный персонаж. Но развитие самого сюжета и данной истории без Лизы представить, ну совсем не возможно!

    В финале Фамусов слетел с катушек и снисхождением и гневом предоставляет Лизу виновнице некого заговора, Лиза прекрасно понимало то, что её положение не самое лучшее и она может поплатится за то, что предала свою госпожу.

    Сравнение Лизы с Софьей

    В отличие от главной героини Софьи, Лиза умеет правильно оценивать ту или иную ситуацию и свое положение. Она знает и понимает, что настоящую любовь желательно искать в своем кругу. Две эти героини, два типа поведения, две судьбы, несмотря на разное положение в обществе, мечтают о счастье и большой любви. На протяжении всего произведения показывается сравнительный анализ двух этих героинь.

    • Характеристика героев комедии «Горе от ума»: образы персонажей, действующих лиц (таблица, список)

    В произведении ясно показан эгоизм княгини к своей служанке, все проделки Софьи Лиза скрывает, и никогда не выдала бы хозяйку, несмотря на то, что часто получает за все именно она. Гнев барина за любовные похождения обрушивается не только на Софью, но и на помогающую ей крестьянку. Фамусов обвиняет горничную и грозит вернуть ее в деревню смотреть за птицами.

    Образ горничной, несмотря на ее втянутость в любовную игру, не опорочен. Она как служанка не имеет собственной воли, мнения, но с легкостью может избежать многих щекотливых ситуаций.

    Но все заканчивается разбитыми мечтами, так как женщины того времени должны выполнять требования мужчин, таких как Фамусов. Барыня, потеряв свою любовь, все же остается в своем обществе, а горничная, как подневольный человек.

    Несмотря на второстепенность своей героини, развитие сюжета без Лизы плохо и смутно представлялось, а если бы она появлялась в комедии еще чаще, автор раскрыл ее в более полной форме.

    Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от умаБал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума» «Мильон терзаний» — краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии «Горе от ума»Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный» Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» — краткое содержание ? пьесы А. С. Грибоедова

    Грибоедов, Горе от ума. Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?

    Попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы. Как выглядит гостиная? Какими вы представляете себе героев в момент их появления?

    Дом Фамусова представляет собой особ­няк, выстроенный в стиле классицизма. Первые сцены происходят в гостиной Со­фьи. Диван, несколько кресел, столик для приема гостей, закрытый шкаф, на стене большие часы. Справа дверь, которая ве­дет в спальню Софьи. Свесившись с крес­ла, спит Лизанька. Она просыпается, зе­вает, оглядывается и в ужасе осознает, что уже утро. Стучится в комнату Софьи, пытается заставить ее расстаться с Молча­линым, который находится в комнате Со­фьи. Влюбленные не реагируют, и Лиза, чтобы привлечь их внимание, встает на стул, передвигает стрелки часов, которые начинают бить и играть.

    Лиза выглядит взволнованной. Она юр­кая, быстрая, находчивая, стремится най­ти выход из сложной ситуации. Фамусов в домашнем халате степенно входит в гос­тиную и, как будто крадучись, подходит сзади к Лизе и заигрывает с ней. Он удив­лен поведением горничной, которая, с од­ной стороны, заводит часы, громко гово­рит, с другой — предупреждает, что Со­фья спит. Фамусов явно не хочет, чтобы Софья знала о его нахождении в гостиной.

    Чацкий врывается в гостиную бурно, порывисто, с выражением радостных чувств и надежды. Он весел, остроумен.

    Найдите завязку комедии. Определите, какие сюжетные линии намечаются в первом действии.

    Приезд в дом Чацкого — завязка коме­дии. Герой связывает воедино две сюжет­ные линии — любовно-лирическую и об­щественно-политическую, сатирическую. С момента его появления на сцене эти две сюжетные линии, сложно переплетаясь, но нисколько не нарушая единства непре­рывно развивающегося действия, стано­вятся главными в пьесе, но уже намечают­ся в первом действии. Насмешки Чацкого над внешностью и поведением посетителей и обитателей дома Фамусова, казалось бы, пока еще беззлобные, но далеко не без­обидные, впоследствии трансформируются в политическое и нравственное противо­стояние фамусовскому обществу. Пока в первом действии они отвергаются Софьей. Хотя герой еще не замечает, Софья оттор­гает и его любовные признания и надеж­ды, отдавая предпочтение Молчалину.

    Каковы ваши первые впечатления о Молчали­не? Обратите внимание на ремарку в конце четвер­того явления первого действия. Как вы можете ее объяснить?

    Первые впечатления о Молчалине скла­дываются из диалога с Фамусовым, а так­же из отзыва Чацкого о нем.

    Он немногословен, чем оправдывает свою фамилию.

    Еще ли не сломил безмолвия печати?

    «Безмолвия печати» он не сломил и на свидании с Софьей, которая принимает его робкое поведение за скромность, за­стенчивость, неприятие дерзости. Лишь позже мы узнаем, что Молчалин скучает, притворясь влюбленным «в угоду дочери такого человека» «по должности», и мо­жет быть очень развязен с Лизой.

    И верится пророчеству Чацкого, зная даже о Молчалине очень немногое, что «он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».

    Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?

    По-разному. Лиза оценивает искрен­ность Чацкого, его эмоциональность, пре­данность Софье, вспоминает, с каким го­рестным чувством он уезжал и даже пла­кал, предчувствуя, что может за годы отсутствия утратить любовь Софьи. «Бед­няжка будто знал, что года через три…»

    Лиза ценит Чацкого за веселость и остро­умие. Легко запоминается ее фраза, ха­рактеризующая Чацкого:

    Кто так чувствителен, и весел, и остер,

    Как Александр Андреич Чацкий!

    Софья, которая к тому времени уже лю­бит Молчалина, отторгает Чацкого, и то, что Лизу восхищает в нем, вызывает у нее раздражение. И тут она стремится отда­литься от Чацкого, показать, что и рань­ше ничего более, чем детской привязан­ности, у них не было. «Пересмеять умеет всех», «остер, умен, красноречив», «при­кинулся влюбленным, взыскательным и огорченным», «об себе задумал он высоко», «охота странствовать напала на него» — так говорит о Чацком Софья и делает вы­вод, мысленно противопоставляя ему Молчалина: «Ах, если любит кто кого, за­чем ума искать и ездить так далеко?» И далее — холодный прием, сказанная в сторону реплика: «Не человек — змея» и колкий вопрос, не случалось ему хоть по ошибке отозваться по-доброму о ком-либо. Критического отношения Чацкого к гос­тям фамусовского дома она не разделяет.

    Как проявляется характер Софьи в первом действии? Как воспринимает Софья насмешки над людьми ее круга? Почему?

    Насмешки Чацкого над людьми своего круга Софья не разделяет по разным при­чинам. Несмотря на то что она сама че­ловек независимого характера и сужде­ний, поступает вопреки правилам, приня­тым в том обществе, например позволяет себе влюбляться в бедного и незнатного человека, к тому же не блистающего ост­рым умом и красноречием, в обществе своего отца ей комфортно, удобно, при­вычно. Воспитанной на французских ро­манах, ей нравится быть добродетельной и покровительствовать бедному юноше. Однако, как истинная дочь фамусовского общества, она разделяет идеал москов­ских дам («высокий идеал московских всех мужей»), иронически сформулиро­ванный Грибоедовым, — «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…». На­смешки над этим идеалом ее раздража­ют. Мы уже говорили, что ценит Софья в Молчалине. Во-вторых, насмешки Чац­кого вызывают у нее неприятие, по той же причине, что и личность Чацкого, его приезд.

    Софья — умная, находчивая, независи­мых суждений, но вместе с тем и власт­ная, чувствующая себя хозяйкой. Она нуждается в помощи Лизы и полностью доверяет ей свои секреты, но резко обры­вает, когда та, кажется, забывает свое по­ложение служанки («Послушай, вольнос­ти ты лишней не бери…»).

    Грибоедов, Горе от ума. Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?

    4.3 (85.93%) 27 votes

    На этой странице искали :

    • как софья и лиза оценивают чацкого
    • характеристика лизы горе от ума
    • попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы
    • попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы как выглядит гостиная
    • каковы ваши первые впечатления о молчалине

    Сохрани к себе на стену!

    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.
    Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом — это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер». Чацкий, как видно, готовился серьезно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нем Фамусов, и о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся — не трудно догадаться почему. «Служить бы рад, — прислуживаться тошно», — намекает он сам.
    Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье.
    Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
    Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний». Чацкий рвется к «свободной жизни», «к занятиям» наукой и искусству и требует «службы делу, а не лицам». Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу. Не только для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей, «ум» Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики. Нужен был только взрыв, бой, и он завязался, упорный и горячий — в один день в одном доме, но последствия его отразились на всей Москве и России.
    Чацкий, если и обманулся в своих личных ожиданиях, не нашел «прелести встреч, живого участья», то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увезя с собой «мильон терзаний» — терзаний от всего: от «ума», от «оскорбленного чувства».Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.
    Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. Чацкий, по нашему мнению, — из всех героев комедии наиболее живая личность. Натура его сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии.

    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова
    .

    Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так называемый «храм бессмертия». У всех у них много, а у иных, как, например, у Пушкина, гораздо более прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя близко и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат.

    Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в прошлое. Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источником искусству, — сами становятся историей.

    Называли бессмертною комедию «Недоросль» Фонвизина. Но теперь нет ни одного намека в «Недоросле» на живую жизнь, и комедия, обратилась в исторический памятник.

    «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности.

    Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места. Но грамотная масса оценила ее фактически. Сразу поняв ее красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения.

    Но пьеса выдержала и это испытание — сделалась дороже для читателей. Печатная критика всегда относилась с
    o
    строгостью только к сценическому исполнению пьесы. Решено раз и навсегда, что комедия образцовое произведение.

    Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память все кроме одного — Чацкого. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое?

    Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой — моралью.

    Но и те и другие ценители почти обходят молчанием самую «комедию», действие, и многие даже отказывают ей в условном сценическом движении.

    Несмотря на то, всякий раз, однако, когда меняется персонал в ролях, и те и другие судьи идут в театр, и снова поднимаются оживленные толки об исполнении той или другой роли и о самых ролях, как будто в новой пьесе.

    Все эти разнообразные впечатления и на них основанная своя точка зрения у всех и у каждого служат лучшим определением пьесы, комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галлерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира

    Как картина, она, без сомнения, громадна. . В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю. В картине, где нет ни одного бледного пятна, лишнего штриха и звука, — зритель и читатель чувствуют себя в нашу эпоху, среди живых людей. и детали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену.

    Общечеловеческие образцы, конечно, остаются всегда, хотя и превращаются в неузнаваемые от временных перемен типы… Как картина нравов, комедия «Горе от ума» была отчасти анахронизмом и тогда, в 30-х годах появилась на московской сцене.

    Чацкий гремит против «века минувшего». : Бранил ваш век я беспощадно, —
    говорит он Фамусову. Остается только немногое от местного колорита: страсть к чинам, низкопоклонничество, пустота.
    Это — тонкая, умная, изящная и страстная комедия в тесном, техническом смысле, — верная в мелких психологических деталях, — но для зрителя почти неуловимая, потому что она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места, эпохи, прелестью языка, всеми поэтическими силами, так обильно разлитыми в пьесе. Действие, то есть собственно интрига в ней, перед этими капитальными сторонами кажется бледным, лишним, почти ненужным.
    Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
    Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Он «чувствителен и весел, и остер».
    личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».
    Чацкий вбегает к Софье, прямо из дорожного экипажа, не заезжая к себе, горячо целует у ней руку, глядит ей в глаза, радуется свиданию, в надежде найти ответ прежнему чувству — и не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему — тоже необыкновенно.
    Это его и озадачило, и огорчило, и немного раздражило. Всем достается, всех перебрал он — от отца Софьи до Молчалина — и какими меткими чертами рисует он Москву. С этой минуты между ею и Чацким завязался горячий поединок, самое живое действие, комедия в тесном смысле, в которой принимают близкое участие два лица, Молчалин и Лиза. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия. Чацкий почти не замечает Фамусова. Ему скучно и говорить с Фамусовым — и только положительный вызов Фамусова на спор выводит Чацкого из его сосредоточенности. Фамусов подтверждает свой намек о женитьбе Скалозуба, навязывая последнему мысль «о генеральше», и почти явно вызывает на сватовство.
    Эти намеки на женитьбу возбудили подозрения Чацкого о причинах перемены к нему Софьи. Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование. Чацкий рвется к «свободной жизни», «к занятиям» наукой и искусством и требует «службы делу, а не лицам» и т. д. На чьей стороне победа? Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний» и оставляет, повидимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы.
    Между тем интрига любви идет своим чередом
    Обморок Софьи при падении с лошади Молчалина, ее участье к нему, так неосторожно высказавшееся, новые сарказмы Чацкого на Молчалина — все это усложнило действие и образовало тот главный пункт, который назывался в пиитиках завязкою. Тут сосредоточился драматический интерес. Чацкий почти угадал истину. Смятенье, обморок, поспешность, гнев испуга!
    Он почувствовал, что главная цель возвращения в Москву ему изменила, и он отходит от Софьи с грустью. Следующая сцена его с Молчалиным, вполне обрисовывающая характер последнего, утверждает Чацкого окончательно, что Софья не любит этого соперника. замечает он и идет навстречу новым лицам.
    Комедия между ним и Софьей оборвалась; жгучее раздражение ревности унялось, и холод безнадежности пахнул ему в душу.
    Ему оставалось уехать; но на сцену вторгается другая, живая, бойкая комедия, открывается разом несколько новых перспектив московской жизни, которые не только вытесняют из памяти зрителя интригу Чацкого, но и сам Чацкий как будто забывает о ней и мешается в толпу. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие. Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны, что зритель хладеет к интриге, не успевая ловить эти быстрые очерки новых лиц и вслушиваться в их оригинальный говор.
    В кратких, даже мгновенных встречах с старыми знакомыми, он успел всех вооружить против себя едкими репликами и сарказмами. Его уже живо затрогивают всякие пустяки — и он дает волю языку. Рассердил старуху Хлестову, дал невпопад несколько советов Горичеву, резко оборвал графиню-внучку и опять задел Молчалина.
    Но чаша переполнилась. Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный, и по старой дружбе, в толпе опять идет к Софье, надеясь хоть на простое сочувствие. Он поверяет ей свое душевное состояние: Мильон терзаний! —
    До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила. Он, очевидно, ослабел от этого «мильона терзаний», и расстройство обнаружилось в нем так заметно, что около него группируются все гости, как собирается толпа около всякого явления, выходящего из обыкновенного порядка вещей.
    Он не только грустен, но и желчен, придирчив. Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе — и наносит удар всем, — но нехватило у него мощи против соединенного врага.
    Он перестал владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Он точно «сам не свой», начиная с монолога «о французике из Бордо» — и таким остается до конца пьесы. Впереди пополняется только «мильон терзаний».
    Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме.
    Давно привыкли говорить, что нет движения, то есть нет действия в пьесе. Как нет движения? Есть — живое, непрерывное, от первого появления Чацкого на сцене до последнего его слова: «Карету мне, карету!»

    О пьесе:
    «Комедия держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова»;

    « «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со временем своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности»;

    «Тонкая, умная, изящная и страстная комедия в тесном, техническом смысле. Верная в мелких психологических деталях, но и для зрителя почти неуловимая, потому что она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места, эпохи, прелестью языка, всеми поэтическими силами, так обильно разлитыми в пьесе».

    Чацкий:
    «Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде»;

    «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен»;

    «Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет»;

    «Чацкого роль – роль страдательная, но в то же время и всегда победительная. Но он не знает о своей победе, он сеет только, а пожинают другие – в этом главное его страдание, то есть в безнадежности успеха».

    Софья:
    «Софья никогда не прозрела бы без Чацкого, за неимением случая. До него она не осознавала слепоты своего чувства к Молчалину»;

    «Однако в Софье, то есть, в ее чувстве к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина. Разницу между ними кладет «московский отпечаток» ;

    «К Софье трудно отнестись не симпатично в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости».

    Фамусов и его общество:
    «Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всех братии «отцов и старших», с другой – один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование, как новейшие натуралисты определяют естественную смену поколений в животном мире. Фамусов хочет быть «тузом» — «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах и с ключом» — и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».

    Молчалин:
    «Молчалин, после сцены в сенях – не может оставаться прежним. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол».

    Герои:

    · Чацкий
    (Александр Андреевич молодой дворянин. Он воспитывался в доме Фамусова после смерти родителей. Чацкий давно влюблен в Софью, на которой надеется жениться. Он – остроумный, гордый человек. Чацкий осуждает нравы и ценности дворянского общества.)

    · Фамусов
    (Павел Афанасьевич московский чиновник, состоятельный помещик. Фаумсов – вдовец, воспитывает дочь Софью. Фамусов считает, что главное – это чины, богатство и связи в обществе. Он надеется выдать свою дочь Софью за видного, богатого офицера Скалозуба.)

    · Молчалин
    (Алексей Степанович молодой мужчина, секретарь господина Фамусова. Молчалин – подлый, хитрый, глупый человек. Он старается угодить всем вокруг, чтобы при случае извлечь выгоду и продвинуться по службе. Он встречается с Софьей Фамусовой рады выгоды, хотя на самом деле он влюблен в служанку Лизу.)

    · Софья
    (17-летняя дворянка, привлекательная девушка. Как все барышни ее круга, она знает французский язык, умеет танцевать и играть на музыкальных инструментах. Софья – ветреная девушка. Влюбившись в Молчалина, она встречается с ним по ночам в тайне от отца. В конце концов она узнает, что Молчалин ее обманывает.)

    · Скалозуб
    (Сергей Сергеевич еще не старый офицер, богатый холостяк. Скалозуб – карьерист и «солдафон», его интересует только армия, награды и повышения, и он мечтает дослужиться до генерала. Скалозуб – ограниченный, неглубокий человек. Фамусов надеется выдать свою дочь Софью за богатого Скалозуба.)

    · Лиза
    (крепостная крестьянка Фамусова, служащая в его доме. Лиза – неглупая, но ветреная девушка. Лиза нравится своему хозяину, старику Фамусову. Также в Лизу влюблен Молчалин. Сама Лиза любит буфетчика Петрушу.)

    · Репетилов
    (старый приятель Чацкого, дворянин. Репетилов – смешной, неловкий и неуклюжий человек. Он все время врет. Репетилов ведет бурную жизнь, любит бывать на балах и вечерах. Репетилов не смог построить карьеру чиновника. Он – плохой муж и отец.)

    · Загорецкий
    (знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Загорецкий – светский человек, он любит бывать на балах и в театре. Загорецкий – вор и сплетник, глупый и поверхностный человек. Он нечестно играет в карты.)

    · Хлестова
    (родственница Фамусова, сестра его покойной жены. Хлестова знает Чацкого с детства. Старуха Хлестова – злая старая дева, никогда не бывшая за мужем. Когда-то она была фрейлиной при дворе. От скуки одинокая Хлестова содержит у себя дома множество приживалок и собак.)

    · П.М. Горич
    (Платон Михайлович Горич – старый друг Чацкого и знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Горич – отставной офицер. Когда-то он был храбрым и сильным офицером. Он женился на молодой женщине, Наталье Дмитриевне и несчастлив с ней в браке, но покорно ездит с ней на балы.)

    · Петрушка
    (крепостной крестьянин Фамусова. Петрушка вечно ходит в дырявой одежде, о чем Фамусов говорит в своем монологе: «Петрушка, вечно ты с обновкой…».)

    Цитаты:

    Чацкий

    «…Служить бы рад, прислуживаться тошно…»

    А судьи кто?

    Софья

    Счастливые часов не наблюдают

    «Мильон терзаний» (конспект).

    Комедия «Горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. Как картина она громадна. Ее полотно захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати человек отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И все это с такою художественною, объективную законченностью и определенностью, какая далась только Пушкину и Гоголю.

    Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как части общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут проявляться и современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других.

    Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы картина нравов.

    Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какого-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят на эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия.

    Роль Чацкого — страдательная, в то же время она всегда победительная.

    Живучесть роли Чацкого состоит в отсутствии у него отвлеченностей.

    Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную».

    Его идеал «свободной жизни» определен: это — свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», — свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и — ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе — от несвободы. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.

    Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене веков.

    Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в котором жили все, —

    Свет не карает заблуждений,

    Но тайны требует для них!

    В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. Она вовсе не так виновата, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.

    Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность «свела ее» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейный права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий «муж — мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!». На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова. Вообще, к Софье трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна напрашивалась на какое-то грустное чувство, в душе читателя нет против нее того смеха, с каким он расстается с прочими лицами. Ей, конечно, тяжелее всех, даже Чацкого.

    Урок литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» и статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний»

    Подготовила учитель Кулемёкова Л.В., Рязань, школа №72

    Оборудование:

    Иллюстрации к комедии «Горе от ума»;

    Презентация;

    Пьеса Грибоедова А.С.;

    Учебник «Литература. 9 класс», 1 часть, под ред. Коровиной В.Я.

    1
    . Вступительное слово учителя.

    В каком веке мы живем? В 21 веке, позади 20 век. Наше время – это переломная, переходная эпоха.

    А когда написана комедия «Горе от ума»?

    Почти 200 лет назад в рукописных списках разошлась по России комедия «Горе от ума», которую называют бессмертной. И в произведении изображается переломная эпоха: еще живы в памяти персонажей комедии взятие Очакова и покоренье Крыма, золотой век Екатерины, когда дворяне получали заслуженные и незаслуженные привилегии.

    Но уже позади и Отечественная война 1812 года, которая пробудила патриотизм русского народа, способствовала росту вольнолюбия и свободомыслия. Впереди 1825 год — восстание декабристов.

    А в комедии начало 20 годов 19 века, грибоедовская Москва, живущая широко, хлебосольно, праздно, косно, с оглядкой на прошлое.

    Возмутителем спокойствия в косном мире Фамусовых стал А.А. Чацкий.

    Таких людей в Италии называли карбонариями, во Франции – якобинцами и вольтерьянцами, в России — франкмасонами, вольнодумцами, радикалами, революционерами, сумасшедшими. Столкнулись два лагеря, два взгляда на будущее страны, два века — нынешний (19!) и минувший (18!).

    Грибоедов высказал в комедии разное отношение своих современников к важным вопросам общественной жизни.

    Каким? Ответьте, используя слайд.

    А. А. Чацкий всколыхнул косный мир, живущий по старинке.

    2.
    .Взбодримся и мы. Впереди вопросы на знание
    особенностей пьесы, содержания, персонажей.

    В это же время выполняется индивидуальная
    работа на доске.

    Распредели по группам
    сторонников Фамусова и единомышленников Чацкого:

    Фамусов. Скалозуб. Двоюродный брат Скалозуба. Молчалин. Семья Горичей.

    Семейство Тугоуховских. Племянник княгини Тугоуховской. Софья. Профессора Петербургского педагогического института. Хлестова. Репетилов. Загорецкий

    «Век минувший»

    Единомышленники Чацкого

    «Век нынешний»

    В драматических произведениях обычно изображается один конфликт. В чем новаторство Грибоедова?

    По какой схеме развивается конфликт в пьесе? Перечислите детали, части интриги.

    Какие три литературных направления, стиля отмечены в пьесе?

    Пьеса «Горе от ума» — комедия. Какие сатирические приемы найдем в ней?

    — «Горе от ума» — стихотворное произведение. А каким стихотворным размером написана?

    В пьесе показаны не столько индивидуальные характеры, сколько типичные.

    Что означает слово типичный?

    Свойственный большинству. Обобщенный. Комедию «Горе от ума» называют «картиной нравов, галереей живых типов и вечно жгучей сатирой». Персонажей узнают по цитатам из этого произведения. Попробуйте и вы узнать их, прежде всего, по иллюстрациям художников Кардовского и Кузьмина

    Иллюстрации

    Узнай персонажа по цитате.

    Потом иллюстрация

      Скалозуб

    а) Он слова умного не выговорил сроду, —

    Мне все равно, что за него, что в воду.

    б) И золотой мешок, и метит в генералы!

    2.Молчалин

    а) Вот он на цыпочках и не богат словами.

    б) В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

    3.Фамусов

    а) Брюзглив, неугомонен, скор.

    б) Он сказал дочери: Кто беден, тот тебе не пара.

    а) Остер, умен, красноречив,

    В друзьях особенно счастлив.

    а) Он воскликнул: Пойду искать по свету

    Где оскорбленному есть чувству уголок!..

    Карету мне, карету!

    Еще есть чиновники — Фамусовы, которые живут по принципу «подписано – так с плеч долой». Невежественные, ограниченные Скалозубы. Услужливые Молчалины, угождающие всем людям без изъятья.

    И еще портрет.

    5. И.А. Гончаров

    Именно он сказал эти знаменитые слова: Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.

    И это его слова: «Горе от ума» — это картина нравов, галерея живых типов и вечно жгучая сатира». О ком же речь?

    3
    этап. Портрет И. А. Гончарова.
    Пробное действие

    Знаком он вам? Кто что знает?

    Знакома вам статья?

    Тема урока: Оценка комедии «Горе от ума» И.А. Гончаровым (По статье «Мильон терзаний»)

    Нам предстоит проанализировать статью, она находится на стр. 158 -164 учебника
    . Мнение Гончарова о комедии необходимо включить в домашнее сочинение.

    Какую цель поставим?

    Узнать:

      как Гончаров оценил «Горе от ума»;

      в чем увидел актуальность произведения;

      кого из персонажей выделил.

    Научиться:

      применять полученные знания в устных и письменных ответах;

      написать сочинение по комедии, используя статью.

    4.

    Изучение нового материала
    . Работа в группе по 4-6 человек
    . Читайте задание, готовьте совместный ответ.

    Задание для 1 группы
    по статье Гончарова «Мильон терзаний»

    Прочитайте стр. 158- 159 (начало) и ответьте на вопросы:

    Как И.А. Гончаров оценил комедию «Горе от ума?

    Какое сравнение использовал?

    Подтвердил Гончаров, что комедия «Горе от ума» по-прежнему злободневна?

    Кому, по мнению критика, принадлежит главная роль?

    Ответ начните так
    :

    В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров вот что сказал о значении комедии
    ……(впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..

    Задание для 2 группы

    Прочитайте стр. 159 и ответьте на вопросы:

    Что сказал Гончаров об уме Чацкого?

    Какие достоинства Чацкого выделил критик?

    Как Гончаров подчеркивает, что Чацкий — деятельная натура?

    Ответ начните так
    :

    В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров так оценил Чацкого ……(впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..

    Задание для 3 группы
    по статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

    Прочитайте стр. 160 -161 (начало), 164 стр. (конец) и ответьте на вопросы:

    Какие требования предъявляет Чацкий к обществу, живущему в новом веке?

    Что сломило Чацкого?

    Кто он: победитель или побежденный?

    Ответ начните так
    :

    В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров, характеризуя Чацкого, отметил, что……(впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..

    Задание для 4 группы
    по статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

    Прочитайте стр. 163 — 164 и ответьте на вопросы:

    Как оценил И.А. Гончаров Софью?

    Почему она полюбила Молчалина, что «свело» ее с ним?

    Какие задатки критик обнаружил в девушке?

    Ответ начните так
    :

    В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров, явно сочувствуя девушке, так оценил Софью…… (впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..

    Да, Гончаров выделил в пьесе не только Чацкого, но и Софью за искренность, живой ум, страстность. А что бы рассказала Софья о себе? Ведь она тоже пережила свое горе, правда, только от любви.

    5. Почти монолог Софьи подготовила одна из учениц, работавшая по плану:

      Представить героиню.

      Возраст, где живет.

      Отец, чем занимается, каков характер, какие планы в отношении дочери.

      Что связывало Софию с Чацким 3 года назад? Почему чувства изменились?

      Фамусов хотел бы выдать Софью замуж за Скалозуба. Почему же ей не нравится Скалозуб? Как она его характеризует?

      Что София знает о Молчалине? За что полюбила его? В чем проявился её бунт против принятых в дворянской среде того времени правил?

      Чем досадил Чацкий Софии? Почему она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого?

      Когда София поняла, что Молчалин её не любит, а лишь притворяется?

      Чем закончилась для Софии эта история? Куда её хочет отправить отец?

      Какое будущее может ожидать Софию?

    6. Вывод.
    Пьеса заканчивается драматически, прежде всего, для Чацкого: он, вернувшийся в Москву ради Софьи, в первый же вечер понял, что девушка полюбила лживого Молчалина, именно она первой назвала А.А. сумасшедшим, и сплетню с радостью подхватили те, кто попал под обстрел обличительного остроумия Чацкого. А.А. с горечью покидает Москву, получив от встречи с фамусовским обществом «мильон терзаний». Что ж, Чацкий сломлен, разбит, уничтожен?

    У пьесы открытый финал
    . Общественный конфликт не завершен. «И один в поле воин, — воскликнул автор статьи о комедии Иван Гончаров, — если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».

    А кого вы назовете Чацкий 20 века?

    20 век дал России своего Чацкого — А.И. Солженицына, изгнанного в 70 г. из страны за призыв «жить не по лжи». Через несколько десятилетий и писатель, и его книги вернулись в Россию. Сейчас его имя знакомо всем, кто окончил школу, а в 2018 г. исполнится 100 лет. «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». (Гончаров.)

    7
    . Вернемся к целям урока. Реализовали их?

    Д/з: написать соч. на одну из тем (не менее 250 слов)

      Горе от любви. Софья Фамусова.

      «Век нынешний и век минувший».

      Кто Чацкий: победитель или побежденный?


  • Сочинение по сложному плану на тему моя комната 6 класс
  • Сочинение по словам белинского язык живет вместе с жизнью народа
  • Сочинение по словам вот злонравия достойные плоды
  • Сочинение по слову драгоценные книги
  • Сочинение по сложному плану 6 класс описание помещения