Сочинение по сказке сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

11 вариантов царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. царица красавица с отвратительным характером и


11 вариантов

  1. Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
    Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
    Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
    Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
    Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

  2. Сочинение на тему “Сказка о мертвой царевне”.
    Лейтмотивом пушкинской сказки о “Мертвой царевне” стала вражда возникшая у царицы к своей падчерице. Царица в этой сказке показана очень красивой, но совершенно бездушной. Она любила только себя и поэтому целыми днями сидела у зеркала и разговаривала с собственным отражением. Она спрашивала у него, действительно ли она самая красивая на свете и отражение, зеркальце, отвечало ей, что да – ты красавица, краше всех.
    Но видя, как растет у нее на глазах молодая царевна, царица понимала, что та с каждой минутой становится все красивей. И очень скоро это подтвердило и зеркальце, сказав, что царица уже не такая красивая.
    Это оказался слишком большим ударом для самолюбия царицы и она буквально сошла с ума. Она стала думать как погубить царевну, забыв о том, что человеческая жизнь – это величайшее сокровище на свете.
    Пользуясь своей властью, царица втянула в свои козни Чернавку, простую девку, прислугу, и та отвела царевну в лес, но конечно не стала убивать ее.
    Царевна была слишком молода, чтобы понимать почему на нее так ополчилась мачеха. Она не знала что и думать, и поэтому бежала дальше в лес, а не обратилась за помощью к отцу или жениху. Но тут ей повезло и она встретила богатырей – добрых, ответственных, настоящих джентльменов.
    Тем не менее вражда царицы к царевне продолжалась. И царице было мало того, что царевна живет в глухом лесу, она мечтала убить ее. Злое сердце царицы не знало жалости и трудно поверить, что такие люди действительно могут жить на свете. Мне удивительно, как царица сама не захлебнулась в своей зависти, не утонула в желчи?
    Она попыталась отравить царевну и это ей удалось, хоть и не в полной мере. Царевна уснула сном, который невозможно было отличить от смерти. Но появился Елисей и спас царевну.
    Добро в сказке восторжествовало, злая мачеха-царица умирает от тоски.
    Так мы получаем наглядное доказательство того, что зло само себя изживает. Что только люди добрые, отзывчивые могут жить счастливо. Злые же и завистливые все время мучаются от своей злобы.
    Не будьте злыми и будете счастливыми.

  3. Сочинение на тему “Чему учит сказка “О мертвой царевне”.
    Я с большим удовольствием и восхищением прочитала эту замечательную сказку. Мне очень многое в ней понравилось, но многое заставило задуматься. Ведь не все герои этой сказки положительные, хотя таковых большинство. Есть в ней и яркие отрицательные персонажи, например царица или девушка Чернавка, которая отдала царевне отравленное яблоко. Эти герои представляют в сказке зло.
    Но без них она бы многое потеряла, потому что как в жизни, так и в сказке добро познается через зло.
    “Сказка о мертвой царевне” учит нас внимательно смотреть на людей с которыми мы находимся рядом, учит ценить хорошие, добрые черты их характера и бороться с дурными. Прочитав сказку понимаешь, что зависть и эгоизм – очень плохие черты характера, которые из любого человека могут сделать преступника.
    Меня поразило то, с какой настойчивостью царица старалась быть красивей всех. Это ее стремление говорит о том, что ума она была невеликого, хотя Пушкин и говорит нам обратное. Но здесь я не могу согласится с автором. Умный человек никогда бы не пытался быть лучше всех, потому что понимал бы, что это невозможно. А глупая царица стремилась именно к этому, и оттого умерла, не выдержав очередного приступа зависти. Но ее не жаль.
    Жаль было царевну, когда она как мертва лежала в хрустальном гробу. Вот кто действительно заслужил свое счастье и кротостью нрава, и красотой, и добрым отношениям ко всем на свете. Именно так и должен вести себя каждый нормальный человек и в этом заключается главный урок сказки.

  4. К сожалению, автор в этой сказке приготовил для царевны весьма тяжелую участь. В самом начале, она заблудилась в лесу, но чудом осталась жива, когда набрела на дом богатырей. Но в этом положении царевна была вдалеке от родного дома и от любимого человека, который тут же отправился искать ее по всему свету.
    После этого она была безжалостно отравлена собственной мачехой, которая видела в девушке конкурентку по красоте. В завершении всего девушка была «воскрешена» своим женихом Елисеем. Это чудо свершилось только благодаря любви, которая жила между молодыми людьми.
    Все положительные стороны так и остались в характере царевны. Она не была зла на мачеху за содеянное. Нет. Девушка с честью прожила этот период. К тому же теперь она приобрела сразу семерых братьев, которые в любой момент готовы были за нее пойти на любое действия. Ведь за то время, пока царевна жила в их доме, они стали друг для друга практически родными людьми. Девушка, считала их своими братьями, богатыри называли ее своей сестрицей.
    Когда смерть забрала у них царевну, мужчины долго горевали. Но они так и не решились похоронить девушку, а вместо этого, сделали для нее хрустальный гроб и подвесили его в пещере. Возможно, в глубине души, богатыри надеялись, что девушка рано или поздно «очнется» ото сна и вновь будет радовать всю землю своим присутствием на ней.
    К счастью, Елисею силы природы помогли найти невесту. И с этих самых пор, он больше не расставался со своей возлюбленной.
    Автор хотел показать, что только самое настоящее чувство может совершить чудеса. А так же что рано или поздно даже самые худшие времена заканчиваются. Вот только не всем по силам выдержать испытания судьбы на прочность…

  5. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью.Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля.Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:Всех я вас люблю сердечно;Но другому я навечно Отдана.Мне всех милей Королевич Елисей.Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  6. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга!
    Только видит: вьётся вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белёшенька земля.
    Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
    Всех я вас люблю сердечно;
    Но другому я навечно Отдана.
    Мне всех милей Королевич Елисей.
    Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
    А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  7. В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в традициях русских народных сказок. Именно поэтому она так легко читается. Основная схожесть этой сказки с народной заключается в том, что читатель сразу видит разделение на добрых и злых персонажей. И, конечно же, по традиции в этом произведении добро побеждает зло.
    Да и как иначе? Сам конфликт, на котором построена сказка, мог придумать, именно придумать, только отрицательный персонаж. Царица решила погубить молодую царевну лишь потому, что та красивее и моложе. То есть из зависти.
    Большинство персонажей сказки Пушкина олицетворяют добро: царевич Елисей, силы природы и, конечно же, молодая царевна. У добра всегда есть помощники. Жениху царевны, пустившемуся на поиски любимой, помогают и солнце, и месяц, и ветер. Такая сказочная помощь вполне заслужена добротой и верностью царевны и самоотверженностью Елисея.
    Невозможно не полюбить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Она учит верить в лучшее, даже когда оказываешься в сложной ситуации. Как и во всех русских народных сказках, здесь добро одерживает победу над злыми кознями хитрой и гордой царицы. Даже смерть отступает. Влюбленные венчаются, устраивают пир на весь мир. И, конечно же, в финале сказки Александра Сергеевича – традиционный пир. И автор завершает его описание такими знакомыми всем с раннего детства строчками из русских сказок: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».

  8. ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА

    Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че­ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст­венны жестокость и вероломство. Она даже не понима­ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро­тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
    Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно­го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
    Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.

  9. Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
    Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем ца­рица, но при этом еще скромна и добра. Царевна ни­сколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красави­цей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
    Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранич­на. «Царица злая» одерживает наконец победу — ца­ревна умирает.
    Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает ца­ревну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскош­ным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
    Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

  10. Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че­ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст­венны жестокость и вероломство. Она даже не понима­ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро­тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
    Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно­го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
    Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.
    Настоящая любовь творит чудеса! Богатыри по- братски любили царевну. Они не похоронили ее, а по­ложили в хрустальный гроб. А царевич Елисей, кото­рому она была «навечно отдана», разбил гроб и силою своей любви оживил свою невесту.

  11. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга!
    Только видит: вьётся вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белёшенька земля.
    Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
    Всех я вас люблю сердечно;
    Но другому я навечно Отдана.
    Мне всех милей Королевич Елисей.
    Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
    А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

Сочинение на тему “Сказка о мертвой царевне”.
Лейтмотивом пушкинской сказки о “Мертвой царевне” стала вражда возникшая у царицы к своей падчерице. Царица в этой сказке показана очень красивой, но совершенно бездушной. Она любила только себя и поэтому целыми днями сидела у зеркала и разговаривала с собственным отражением. Она спрашивала у него, действительно ли она самая красивая на свете и отражение, зеркальце, отвечало ей, что да – ты красавица, краше всех.
Но видя, как растет у нее на глазах молодая царевна, царица понимала, что та с каждой минутой становится все красивей. И очень скоро это подтвердило и зеркальце, сказав, что царица уже не такая красивая.
Это оказался слишком большим ударом для самолюбия царицы и она буквально сошла с ума. Она стала думать как погубить царевну, забыв о том, что человеческая жизнь – это величайшее сокровище на свете.
Пользуясь своей властью, царица втянула в свои козни Чернавку, простую девку, прислугу, и та отвела царевну в лес, но конечно не стала убивать ее.
Царевна была слишком молода, чтобы понимать почему на нее так ополчилась мачеха. Она не знала что и думать, и поэтому бежала дальше в лес, а не обратилась за помощью к отцу или жениху. Но тут ей повезло и она встретила богатырей – добрых, ответственных, настоящих джентльменов.
Тем не менее вражда царицы к царевне продолжалась. И царице было мало того, что царевна живет в глухом лесу, она мечтала убить ее. Злое сердце царицы не знало жалости и трудно поверить, что такие люди действительно могут жить на свете. Мне удивительно, как царица сама не захлебнулась в своей зависти, не утонула в желчи?
Она попыталась отравить царевну и это ей удалось, хоть и не в полной мере. Царевна уснула сном, который невозможно было отличить от смерти. Но появился Елисей и спас царевну.
Добро в сказке восторжествовало, злая мачеха-царица умирает от тоски.
Так мы получаем наглядное доказательство того, что зло само себя изживает. Что только люди добрые, отзывчивые могут жить счастливо. Злые же и завистливые все время мучаются от своей злобы.
Не будьте злыми и будете счастливыми.

К сожалению, автор в этой сказке приготовил для царевны весьма тяжелую участь. В самом начале, она заблудилась в лесу, но чудом осталась жива, когда набрела на дом богатырей. Но в этом положении царевна была вдалеке от родного дома и от любимого человека, который тут же отправился искать ее по всему свету.
После этого она была безжалостно отравлена собственной мачехой, которая видела в девушке конкурентку по красоте. В завершении всего девушка была «воскрешена» своим женихом Елисеем. Это чудо свершилось только благодаря любви, которая жила между молодыми людьми.
Все положительные стороны так и остались в характере царевны. Она не была зла на мачеху за содеянное. Нет. Девушка с честью прожила этот период. К тому же теперь она приобрела сразу семерых братьев, которые в любой момент готовы были за нее пойти на любое действия. Ведь за то время, пока царевна жила в их доме, они стали друг для друга практически родными людьми. Девушка, считала их своими братьями, богатыри называли ее своей сестрицей.
Когда смерть забрала у них царевну, мужчины долго горевали. Но они так и не решились похоронить девушку, а вместо этого, сделали для нее хрустальный гроб и подвесили его в пещере. Возможно, в глубине души, богатыри надеялись, что девушка рано или поздно «очнется» ото сна и вновь будет радовать всю землю своим присутствием на ней.
К счастью, Елисею силы природы помогли найти невесту. И с этих самых пор, он больше не расставался со своей возлюбленной.
Автор хотел показать, что только самое настоящее чувство может совершить чудеса. А так же что рано или поздно даже самые худшие времена заканчиваются. Вот только не всем по силам выдержать испытания судьбы на прочность…

Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем ца­рица, но при этом еще скромна и добра. Царевна ни­сколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красави­цей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранич­на. «Царица злая» одерживает наконец победу — ца­ревна умирает.
Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает ца­ревну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскош­ным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА

Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че­ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст­венны жестокость и вероломство. Она даже не понима­ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро­тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно­го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.

Разработка учебного занятия
Урок – исследование
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?
Выбор темы объясняется тем, что Программа содержит тезис:  «Близость сказки Пушкина  к народным сказкам…». Всем известно, что истоком пушкинской сказки послужила народная, записанная поэтом со слов  Арины Родионовны. Существует ряд научных работ, содержащих глубокое исследование пушкинских сказок, которые рассматриваются как единая художественная система, как непосредственно опирающаяся на фольклор неотъемлемая часть художественного мира Пушкина. Например, статья «Добрым молодцам урок» в книге В.С.Непомнящего «Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине» (М., 1983г.)
Но пушкинский мир бесконечен. Сопоставление фольклорных записей Пушкина и его сказок, сопоставление не источниковедческое,  а стилистическое – наименее изученная сторона проблемы. А для развития подростков – читателей это интересно и важно: посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает.  Так родилась тема  исследования.
Актуальность темы. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению  знаний о традициях и новаторстве в народной и литературной сказке.
Новизна нашей работы в том, что материала по сравнению сказки А.С. Пушкина и  народных сказок в учебниках литературы нет, и он может  быть использован как преподавателями, так и обучающимися школы.
Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина – самостоятельное произведение, очень близкое к народной сказке, записанной поэтом со слов  Арины Родионовны, а не обработанный повтор народной сказки.
Объект исследования. Тексты: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, запись народной сказки в десятитомном собрании сочинений Пушкина.
Цель:  сравнение сказки  А.С.Пушкина с народной сказкой, выявление сходства и различия между ними .
Задачи:
1.  Прочитать сказки.
2. Выбрать эпизоды для сравнения.
3.  Выявить родство этих сказок.
5.  Установить сохранение традиций народной сказки в литературном  произведении.
6.  Обобщить результаты сравнения, сделать  выводы.
7. Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру.
8. Прививать интерес к  исследовательской работе.
9. Способствовать развитию подростков – читателей.
Форма  исследования:  аналитическая беседа по тексту.
Оборудование:
1. Тексты сказок:
А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
запись народной сказки «Волшебное зеркальце»  из десятитомного  собрания сочинений Пушкина.
2.Видеоряд.
Предварительная подготовка: прочтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и  записи народной сказки «Волшебное зеркальце» в десятитомном собрании сочинений Пушкина.
Основная часть
1. Слово учителя.
Осенью 1833 года, находясь в Болдине, поэт  создал «Сказку о мертвой царевне…» – одну из наиболее известных и детям, и взрослым.  Многие исследователи сказок Пушкина считают, что  сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов»  братьев Гримм. Братья Гримм написали сказку о Белоснежке в 1812 году, основываясь, как считалось, на древней немецкой легенде.  Если посмотреть, то промежуток между годами не велик! Всего 21 год! Поэтому вполне правомерно считать, что Пушкин написал сказку со слов своей няни Арины Родионовна. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”
Сегодня мы, прочитав обе сказки, выдвигаем гипотезу: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина – самостоятельное произведение, очень близкое к народной сказке, записанной поэтом со слов  Арины Родионовны».
2. Аналитическая беседа
– Какой эпизод в сказках вам особенно понравился?
/ Ребятам нравится эпизод, когда царевна встречается с братьями – богатырями. Нравится, может быть, потому что здесь так светло нарисованы добрые отношения, а родственная ласка и забота выступают не как плата за что – то, а как подарок, которого заведомо достоин даже незнакомый человек
Вот как звучит это место в сказке няни:
«…царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его – 12 братьев приезжают. «Ах, – говорят, – тут был кто – то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь наш отец родной, али брат названый; коли женщина, будь нам мать, али сестра…»
Ученики:
– Богатыри сразу догадались, что пришел кто – то хороший: все убрано.
– И У Пушкина так же: «Все в порядок убрала…»
– Только у него подробнее: «Засветила богу свечку, затопила жарко печку…»
– У Пушкина больше сказано, как братья пришли, как они обрадовались и стали спрашивать…
Читаем у Пушкина:
Входят семь богатырей, семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто – то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать, –
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Ученики замечают, что у Пушкина – 7 богатырей, а в няниной сказке – 12. Почему?
Поспорив, объясняют это тем, что 7 – число «волшебное», в сказках чаще всего встречаются числа 3 и 7.
Ученица делает довольно тонкое наблюдение: « Пушкин в этой сказке любит слово «румяный». И богатыри у него все румяные и про гостя сказано: «Коли парень ты румяный…».
–  И царица все допытывалась у зеркальца:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Размышляем. Приходим к выводу:
– Поэт, как и народ, любит здоровье; здоровый человек – веселый, бодрый. Да и для красоты здоровье – главное; недаром сложена пословица: « Не спрашивай здоровье, а глянь на лицо». Румяные щеки – ясный признак здоровья. Этот цвет – нежный, алый – окрашивает утреннюю зарю, яблоко, лепестки розы. И когда о лице говорят румяное, его словно бы сравнивают с тем, что в природе бывает румяным.
– Но ведь и ядовитое яблоко, которое царевне подбросили. тоже румяное! – осенило вдруг одного из учеников.
Новая задача для размышления.
– Потому и взято было для отравы такое яблоко, что румяный бочок каждого привлечет: и полюбуешься, и откусить захочешь.
Самый внимательный ученик ставит перед классом задачу:
– В няниной сказке богатыри говорят:  «…коли мужчина, будь нам отец родной», а у Пушкина по- другому: «Коль ты  старый человек, Дядей будешь нам навек…» Почему не отец, а дядя?
– В отцы не захотели никого принять.
– У семи богатырей отец жив – здоров, только Пушкин не упомянул об этом.
– Богатырям в качестве предводителя полагался именно дядя.
Тут вспомнили вступление к поэме «Руслан и Людмила»:
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
Учитель:
– Вспомните сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», имеющий несомненный фольклорный источник (подзаголовок «Сказки ключницы Пелагеи». В ней тоже упоминается не отец, а дядя. Можно предположить, что и Пушкин изменил, уточнил запись народной сказки в соответствии с известными ему фольклорными законами.
3. Далее переходим  к различию форм сказок и говорим о стихах и прозе.
– Проза, как и стихи, отличается от обычной разговорной речи: она строится по своим правилам, она складная, умная, красивая. А у стихов к тому же есть еще и мерный ритм, есть своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуков.
– Найдите описание яблока:
…Оно,
Соку спелого полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто…
– У Пушкина описание яблока круглое, как само яблоко, потому что очень много букв «О».
-Давайте посчитаем. В трех строчках одиннадцать раз повторено «О», да какое полновесное: ведь и рифма конается на «О».
– Пушкинская сказка более поэтична.
– А каков финал сказок?
/ Финал в сказках одинаковый: пробуждение царевен, свадьба, пир.
4. Подведение итогов исследования:
– Что же роднит пушкинскую сказку с народной ?
1. Как и в народной, есть сказочный зачин и концовка.
2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и  предметы.
3. В основе сказок –  борьба добра и зла: добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.
4. Использование  магических чисел.
5. Герои делятся на положительных и отрицательных.
6. Язык пушкинской сказки очень близок к народному языку.  Многие слова как будто произнесены сказителем: «Аль откажешь мне в ответе? », «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи».
– А что новое, свое, привнес в «Сказку о мертвой царевне…» поэт?
–  Русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У Пушкина же это стихотворное произведение.
– Есть авторская оценка героев. Оно передается через описание героев – это признак литературной сказки. Кроме этого, Пушкин передает собственное отношение к царевне словами «моя душа», к мачехе –  через цвет: «на черное дело посылает чернавку, черницу», она «черной зависти полна».
Таким образом, проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу, что между сказками больше общего, чем различного. В пушкинской – русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига. Пушкин воспринял от народной  сказки гуманистические идеи и веру в победу добра и справедливости. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Но, обратясь к народной  сказке, А.С.Пушкин творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство, создав самостоятельное произведение, а не обработанный повтор народной сказки.
5. Домашнее задание: Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или выучить наизусть отрывок.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Популярные сегодня темы

  • Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети Тургенева

    Одно из произведений Тургенева Ивана Сергеевича, которое он назвал «Отцы и дети» является культовым. Многие люди, даже далёкие от литературы знают и даже читали эту книгу. Многие критики оценивают её очень высоко.

  • Сочинение Доброта и красота

    Может ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот

  • Сочинение на тему Мудрость

    Мудрость – это способность человека обдуманно принимать верные решения с учётом возникших жизненных обстоятельств.

  • Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

    Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья

  • Сочинение Мой любимый спортсмен

    Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с собой и американскими бегунами за «выход» из десяти секунд на стометровой дистанции

  • Сочинение по тексту быкова обычно он появлялся тут на закате солнца
  • Сочинение по произведению старый повар
  • Сочинение по литературе на тему образ русской земли в слове о полку игореве
  • Сочинение по музыке на тему музыка в моей жизни
  • Сочинение по картине перед венцом