Сочинение по сказке пушкина о мертвой царевне 5 класс с планом

Сочиненияпо литературепушкинпо произведению сказка о мертвой царевнесказка рассказывает о борьбе добра со злом. в образе добра представлена молодая царевна. девушка
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. По произведению Сказка о мертвой царевне

Сказка рассказывает о борьбе добра со злом. В образе добра представлена молодая царевна. Девушка рано потеряла мать, воспитывается в семье отца и мачехи.

Зло олицетворяет собой жена царя. Это молодая, на редкость привлекательная женщина, но с очень плохим характером. Она высокомерная, строптивая и очень самолюбивая особа. В своём государстве царица — первая красавица. Это всё время подтверждает её волшебное зеркальце, в которое женщина постоянно любуется собой.

Между тем, падчерица подрастает и становится день ото дня всё краше. К тому же, в отличие от мачехи, у неё добрый и покладистый характер. Для такой славной девушки находится и жених соответствующий — королевич Елисей. Влюблённые готовятся к свадьбе, но их планы нарушает царица.

При очередном вопросе к зеркальцу о подтверждении своей красоты, царица получает неожиданно неприятный для неё ответ, что царевна красивее её. Разъярённая мачеха принимает решение устранить неугодную ей соперницу. Она отправляет падчерицу в лес на растерзание хищникам. Служанка, сопровождающая царевну, пожалев её, оставляет в лесу несвязанной, тем самым сохраняет девушке жизнь. Поплутав в лесу, царевна находит себе приют в тереме богатырей, которые принимают её в свою семью, как сестру. Девушке прекрасно живётся в лесу. Днём братья уходят на охоту, а царевна остаётся хозяйкой в доме. Они прекрасно ладят между собой.

В это время царица узнаёт от зеркала, что падчерица жива и по-прежнему является самой красивой в царстве. Крайне разгневанная женщина приглашает к себе служанку и требует от неё объяснений. Затем приказывает ей немедленно расправиться с царевной, иначе чернавке тоже не жить. Переодевшись в нищенку, служанка угощает царевну отравленным яблоком. Откусив от него, девушка скоропостижно умирает. Вернувшиеся домой братья, не могут поверить в случившееся, надеются, что царевна придёт в себя. Чуда не случается, и они вынуждены оставить девушку в хрустальном гробу, в пещере.

Между тем Королевич Елисей, не может смириться с пропажей невесты, ищет её по всему свету и находит в горах мёртвой. В отчаянии он разбивает гроб, и царевна оживает. Влюблённые счастливы и возвращаются в царство.

Коварная царица не может пережить возвращения царевны и от злости и зависти умирает. Королевич Елисей с царевной играют свадьбу. Всё заканчивается хорошо.

Таким образом, Пушкин даёт нам понять, что главная красота в человеке – его духовные качества.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Сочинение 5 класс. Сочинение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в традициях русских народных сказок. Именно поэтому она так легко читается. Основная схожесть этой сказки с народной заключается в том, что читатель сразу видит разделение на добрых и злых персонажей. И, конечно же, по традиции в этом произведении добро побеждает зло.

Да и как иначе? Сам конфликт, на котором построена сказка, мог придумать, именно придумать, только отрицательный персонаж. Царица решила погубить молодую царевну лишь потому, что та красивее и моложе. То есть из зависти.

Большинство персонажей сказки Пушкина олицетворяют добро: царевич Елисей, силы природы и, конечно же, молодая царевна. У добра всегда есть помощники. Жениху царевны, пустившемуся на поиски любимой, помогают и солнце, и месяц, и ветер. Такая сказочная помощь вполне заслужена добротой и верностью царевны и самоотверженностью Елисея.

Невозможно не полюбить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Она учит верить в лучшее, даже когда оказываешься в сложной ситуации. Как и во всех русских народных сказках, здесь добро одерживает победу над злыми кознями хитрой и гордой царицы. Даже смерть отступает. Влюбленные венчаются, устраивают пир на весь мир. И, конечно же, в финале сказки Александра Сергеевича — традиционный пир. И автор завершает его описание такими знакомыми всем с раннего детства строчками из русских сказок: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

5 класс

Вариант 2

Произведение рассказывает читателю о борьбе двух героинь-женщин, добро борется со злом. Также в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви.

В сказке рассказывается об одной положительной героине, доброй и красивой девушке, которая случайно оказывается в густом лесу. В этом лесу она наткнулась на терем, в котором проживают братья-богатыри. У девушки очень доброе и открытое сердце, а по происхождению она является царевной. Молодые люди решили приютить девушку у себя в доме и полюбили ее. Девушка, несмотря на то, что она царевна, не пугалась никакой работы по дому, она готовила. Убиралась, стирала вещи. Относятся братья к ней тепло и ласково, также, как и девушка к ним.

В один день богатыри поняли, что полюбил царевну, как женщину, а не как сестру и попросили ее выбрать одного из них, а для других она будет оставаться сестрой, как и прежде. Царевна же на это попросила прощение и сказала, что не будет делать выбор, так как у нее уже имеется жених. Царевна очень любит своего жениха королевича Елисея и будет всегда любить, даже если они никогда больше не увидятся.

В произведении речь идет и о второй героине-отрицательном персонаже. Героиня также обладает красотой, но она очень злая, коварная и бессердечная. Царица всегда крутилась возле зеркала и любовалась своей красотой, зеркало же в ответ подтверждала ее слова, но до тех пор пока не выросла царевна, которая и была всех красивее на свете.

В произведении злая царица то и спровадила красавицу царевну в лес, она надеялась на то, что девушка больше никогда не вернется из этого леса и ее съедят дикие звери. Мачеха завидовала девушке, ведь та была моложе и красивее ее. Царевна своей молодостью и внешностью затмила завистливую мачеху. Хотя сама девушка никогда не приносила ей зла и вреда, а даже наоборот. Царица-мачеха так и не смогла смириться с царевной и ее красотой и пытается ее убить еще раз. Царица пришла в терем к красавице в облике бедной старушки и дала девушке яблоко, которое было содержало яд. На этой раз ей удалось это, и царевна умирает. Но возлюбленный девушки Елисей, оживил царевну, поцеловав ее. Любовь и верность Елисей и царевны помогли им все преодолеть.

В данной сказке, как и во всех, добро победило зло. И учит читателя тому, что всякое зло будет наказано и уничтожено. В конце сказки злая царица умерла, когда увидела, что молодая и красивая падчерица все же жива. Она умерла от своей досады, злобы. Злая мачеха получила по заслугам за свою злость и зависть.

Зачем нужен план?

Как вы будете собирать пирамидку? От большого к маленькому.

А дом строить ? Так, чтоб он не развалился.

Вот и сочинение строится по определенному плану, части его взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой. И каждый вид сочинения строится по своему, определенному плану, общему для всех сочинений этого вида.

Из каких же частей состоит сочинение рассуждение?

Сначала нам надо рассказать, о чем же мы будем рассуждать.

Смысл нашей первой части сводится к вопросу ПОЧЕМУ?

О чем мы здесь должны написать?

Конечно, о том , что в «Сказке о мертвой царевне…» есть силы добра и зла, что кто-то помогает царевне, кто-то наоборот. Что простое деление на добрых и злых героев не всегда правильно, что добрые и честные герои сказки иногда вместо помощи , оказывается, губят царевну. – так мы формулируем себе задачу –проблему, она еще называется – тезис.. О чем надо поразмышлять , порассуждать? В этой части мы не пытаемся ответить на вопрос, мы только формулируем сам вопрос, опираясь на тему сочинения.

Дальше мы должны объяснить нашу мысль. Наши доводы называются аргументы. Эту часть обычно называют доказательство .Смысл второй части можно свести к ПОТОМУ ЧТО

В ней нам важно объяснить наше мнение, обязательно опираясь на текст. Конечно ,мы скажем, что царица изо всех сил хотела погубить царевну, и поразмышляем, почему. Мы расскажем, как приютили царевну богатыри, подумаем, почему же они не смогли ее уберечь, вспомним, какой долгий путь прошел королевич Елисей, и как удивительно было пробуждение царевны. Мы не забудем о противоречивой роли честного зеркальца и о чернавке, которая , боясь за свою жизнь, губит царевну, хотя хорошо к ней относится.

Каждую мысль обязательно надо подкрепить словами автора, чтобы не казалось, что ваша точка зрения не имеет под собой оснований. Такое подтверждение обычно называют примером. В третьей части сочинения мы должны сделать выводы, подвести итог нашим размышлениям. Мы все обсудили, разобрались ,какие же силы помогают царевне, какие – хотят ее смерти, а какие совершают зло по отношению к царевне невольно, без злого умысла или из боязни.

Вот об этом мы и напишем в третьей части нашего сочинения. Смысл этой части содержится в слове ЗНАЧИТ

У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло. Царица олицетворяет зло, а царевна добро.

«Что помогло Елисею в поисках невесты» − сочинение

В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкина, у королевича Елисея бесследно исчезает невеста. Расстроенный жених немедленно отправляется на ее поиски. Но в какую сторону ехать и где отыскать?

Лишь одной мачехе известно, что ее падчерицы уж нет в живых, ведь именно царица стала виновницей того, что та съела отравленное яблоко. Но женщина никогда бы не созналась в этом. Ведь только ее устраивало такое положение вещей. Ведь теперь, избавившись от конкурентки, царица «автоматически» становилась самой красивой во всем «белом свете».

В поиске царевны, молодому человеку помогают все силы природы. Королевич вынужден обращаться и к месяцу на небе, и к солнечному свету. Солнце не стало обнадеживать молодого человека, сообщив ему, что, скорее всего царевны уже нет в живых. Месяц так же не смог помочь мужчине, но посоветовал обратиться к ветру.

Ветер, облетевший всю землю, нашел молодую царевну. Он сообщил королевичу, что та покоится в хрустальном гробу и ей уже ничем нельзя помочь.

Услышав трагическую новость Елисей разрыдался. Его жизнь потеряла всякий смысл. Ведь он по-настоящему любил девушку, и если бы нужно было объехать всю землю или найти край земли, он бы непременно туда отправился ради нее. Королевич, решил, что обязательно должен отправиться к последнему пристанищу свой возлюбленной. Он должен убедиться, что нет никакой ошибки, а если, на самом деле девушку забрала «старуха с косой», то хотя бы проститься с ней.

Зайдя в пещеру, и увидев мертвую невесту, молодой человек с отчаяния ударил по хрустальному гробу. Гроб не выстоял и раскололся, девушка ожила. Она не помнила, что с ней произошло. Не знала, почему здесь. Все выглядело так, как будто бы она пробудилась после долгого сна.

Чувство которые молодые люди испытывали друг к другу, помогли воскресить девушку. Ведь любовь и вера способны творить чудеса, и автор напоминает об этом читателю.

Воскрешение молодой царевны и возвращение ее домой с женихом, стали роковой новостью для супруги царя. Царица от злости разбила ненавистное зеркальце, которое в очередной раз стало восхвалять девушку. Она встретила молодежь на пороге и от нахлынувшей вдруг тоски, умерла. Ведь что бы ни делала мачеха, ненавистной падчерице удавалось остаться в живых и превосходить ее по красоте.

По возвращению домой, молодые сразу же поженились. Они решили больше не испытывать судьбу, да и расставаться даже ненадолго уже не хотелось.

Автор вознаградил обоих героев, за все пережитые испытания. Этим, он показывает читателю, что никогда нельзя сдаваться, и верить только в лучшее. Ведь только это способно придать человеку сил на дальнейшую борьбу. И не важно, будет ли в этой борьбе победитель или побежденный, главное, что это закаливает характер. Ведь из всего можно вынести положительные моменты.

Царевна повстречала семи богатырей, мачеха умерла, а Елисей обрел настоящую любовь всей жизни. Каждому из героев досталось по его вере, мышлению и отношению к окружающим.

«В чём превосходство царевны над царицей?» − сочинение

Вариант 1

У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло. Царица олицетворяет зло, а царевна добро.

Царевна очень добрая. Она старается во всём угодить злой царице, прислуживает ей. Царевна скромная и тихая, потому что росла сиротой и ей приходилось много трудится.

Отец царевны выбрал себе в жёны злую и жадную женщину. Мачеха царевны ленивая, у неё много слуг, и она ничего не делает. Она завидует молодости и красоте царевны и хочет убить её только потому, что говорящее зеркало считает царевну лучше неё. Царица дважды пытается избавится от царевны. Во второй раз страшный замысел царицы осуществился и зло восторжествовало. На самом деле всё произошло иначе.

Я рада, что и у этой сказки счастливый конец. Все попытки царицы оказались напрасными. Мне очень нравится эта сказка, она интересная и поучительная. В сказке порицаются такие отрицательные качества как жадность, злоба и зависть. Из-за зависти многие пострадали: царевна, королевич Елисей, царь, да и сама царица.

Вариант 2

Среди множества великих произведений А.С. Пушкина нельзя не выделить “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”. На мой взгляд, это одно из лучших творений великого писателя. В этой сказке повествуется о царице и царевне. Царица стоит на стороне зла. Она жадная, злая и завистливая. Царица очень ленивая, у нее много слуг, которые за нее делают всю работу. А на стороне добра стоит Царевна. Она очень милая, красивая, добрая и трудолюбивая. Она выполняет все поручения злой мачехи. Царица пыталась избавиться от Царевны только из-за того, что ее зеркало считало Царевну милее и красивее.

При второй попытке Царице все же удалось убить Царевну. Но судьба все равно сложилась иначе. И в итоге добро все равно победило зло. Эта сказка является поучительной во все времена. В ней Пушкин порицает такие ужасные черты людей как злоба, ненависть, жадность и зависть. Все эти качества не приводят ни к чему хорошему, а только вредят окружающим, да и самому себе. Так Царица поняла, что из-за зависти ее пострадали очень многие люди.

Итак, превосходство Царевны над Царицей заключается в ее великодушии, трудолюбии, милосердия и, конечно же, в любви к окружающим.

Вариант 3

Теперь необходимо сделать характеристику героев сказки о мертвой царевне и семи богатырях, ответив на вопрос, в чем превосходство молодой девушки над ее мачехой. Сказка о мертвой царевне: царица Для того, чтобы ответить на вопрос в чем же превосходство царевны над царицей, сделаем характеристику обеих героинь. В сказке Пушкина царица описывается нам, как женщина красивая, стройная, но очень гордая, да еще и ревнивая и с больным самолюбием. Вот хочется ей быть единственной красавицей во всем мире и все тут. Готова она на все, чтобы так и было. Решается даже на убийство царевны, чьей мачехой она является. Она не задумываясь, приказывает отдать девушку на растерзания зверям. Не добившись желаемого, собственноручно относит отравленное яблоко, съев которое молодая героиня умирает. Но в сказке всегда добро побеждает, вот и явился к царевне ее жених и своей любовью исцелил девушку. А вот сама царица, узнав, что и в этот раз ее замысел не удался, умирает от злости, гнева и от отчаяния. Царевна же была противоположностью своей мачехе. Она была тоже красивая девушка, но на этом их сходство заканчивалось, ведь в противовес царице, девушка была доброй, милой, трудолюбивой и скромной. Ей было все равно единственной ли красавицей будет она или нет. Для царевны важнее всего быть красивой душой, а своей внешней красоте она не придает никакого значения. В чем же превосходство девушки над царицей в сказке Пушкина? Конечно же, превосходство в молодости, в доброте душевной, в человеческих качествах, а не в зверских намерениях. И я очень рада, что героиня выжила, еще и вышла замуж за любимого человека, а вот царица получила по заслугам и мне ее совершенно не жалко.

Вариант 4

Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека. Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей.

Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека. Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.

Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы. Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

История создания сказки «Мёртвая царевна и семь богатырей»

Писатели, литературоведы, методисты и лингвисты по достоинству оценили великолепные сказки Пушкина, их своеобразие и художественные особенности.

Пушкинские сказки — «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта», — писал П. Бажов. Книги и статьи С. Маршака, М. Горького, С. Бонди внимание читателей обращают на «нравственное содержание», «причудливые узоры внешней формы», «реалистическую основу» пушкинских сказок. Пушкинист А. Слонимский отмечает красоту картин народной жизни, нарисованных в них, радуется органичному сплаву в них лирики с сатирой и иронией, восхищается глубоким проникновением поэта в душу народа.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является одной из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана эта замечательная сказка осенью 1833 года в Болдино.

В основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».

Кроме того Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало также стимулом к написанию сказки.

М.К. Азадовский указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм Кунин В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. Сюжет сказки перекликается сильно с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, которая была опубликована в 10–20‑х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, предполагается, что Пушкину был знаком немецкий вариант сказки.

Но в данном случае надо обязательно отметить, что совпадение двух этих сказок только исключительно внешнее: великому русскому поэту удалось создать свою неповторимую сказку, которую от сказки братьев Гримм отличает и сюжет, и герои, и язык. Сказка Пушкина является более красочной и поэтичной, выражающей идеалы и идеи русского народа.

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По Сказке о мертвой царевне

Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.

В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.

Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.

Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.

Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.

Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.

Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.

Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.

Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.

Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.

Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

5 класс

«В чём превосходство царевны над царицей?» − сочинение

Вариант 1

У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло. Царица олицетворяет зло, а царевна добро.

Царевна очень добрая. Она старается во всём угодить злой царице, прислуживает ей. Царевна скромная и тихая, потому что росла сиротой и ей приходилось много трудится.

Отец царевны выбрал себе в жёны злую и жадную женщину. Мачеха царевны ленивая, у неё много слуг, и она ничего не делает. Она завидует молодости и красоте царевны и хочет убить её только потому, что говорящее зеркало считает царевну лучше неё. Царица дважды пытается избавится от царевны. Во второй раз страшный замысел царицы осуществился и зло восторжествовало. На самом деле всё произошло иначе.

Я рада, что и у этой сказки счастливый конец. Все попытки царицы оказались напрасными. Мне очень нравится эта сказка, она интересная и поучительная. В сказке порицаются такие отрицательные качества как жадность, злоба и зависть. Из-за зависти многие пострадали: царевна, королевич Елисей, царь, да и сама царица.

Вариант 2

Среди множества великих произведений А.С. Пушкина нельзя не выделить “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”. На мой взгляд, это одно из лучших творений великого писателя. В этой сказке повествуется о царице и царевне. Царица стоит на стороне зла. Она жадная, злая и завистливая. Царица очень ленивая, у нее много слуг, которые за нее делают всю работу. А на стороне добра стоит Царевна. Она очень милая, красивая, добрая и трудолюбивая. Она выполняет все поручения злой мачехи. Царица пыталась избавиться от Царевны только из-за того, что ее зеркало считало Царевну милее и красивее.

При второй попытке Царице все же удалось убить Царевну. Но судьба все равно сложилась иначе. И в итоге добро все равно победило зло. Эта сказка является поучительной во все времена. В ней Пушкин порицает такие ужасные черты людей как злоба, ненависть, жадность и зависть. Все эти качества не приводят ни к чему хорошему, а только вредят окружающим, да и самому себе. Так Царица поняла, что из-за зависти ее пострадали очень многие люди.

Итак, превосходство Царевны над Царицей заключается в ее великодушии, трудолюбии, милосердия и, конечно же, в любви к окружающим.

Вариант 3

Теперь необходимо сделать характеристику героев сказки о мертвой царевне и семи богатырях, ответив на вопрос, в чем превосходство молодой девушки над ее мачехой. Сказка о мертвой царевне: царица Для того, чтобы ответить на вопрос в чем же превосходство царевны над царицей, сделаем характеристику обеих героинь. В сказке Пушкина царица описывается нам, как женщина красивая, стройная, но очень гордая, да еще и ревнивая и с больным самолюбием. Вот хочется ей быть единственной красавицей во всем мире и все тут. Готова она на все, чтобы так и было. Решается даже на убийство царевны, чьей мачехой она является. Она не задумываясь, приказывает отдать девушку на растерзания зверям. Не добившись желаемого, собственноручно относит отравленное яблоко, съев которое молодая героиня умирает. Но в сказке всегда добро побеждает, вот и явился к царевне ее жених и своей любовью исцелил девушку. А вот сама царица, узнав, что и в этот раз ее замысел не удался, умирает от злости, гнева и от отчаяния. Царевна же была противоположностью своей мачехе. Она была тоже красивая девушка, но на этом их сходство заканчивалось, ведь в противовес царице, девушка была доброй, милой, трудолюбивой и скромной. Ей было все равно единственной ли красавицей будет она или нет. Для царевны важнее всего быть красивой душой, а своей внешней красоте она не придает никакого значения. В чем же превосходство девушки над царицей в сказке Пушкина? Конечно же, превосходство в молодости, в доброте душевной, в человеческих качествах, а не в зверских намерениях. И я очень рада, что героиня выжила, еще и вышла замуж за любимого человека, а вот царица получила по заслугам и мне ее совершенно не жалко.

Вариант 4

Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека. Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей.

Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека. Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.

Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы. Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Открытый урок по литературе в 5 классе

«Образы царевны и царицы

в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А.С.Пушкина»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

С. Алтайское

Ноябрь 2013г.

        Тема: «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина».       

        Цель:        

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация, мультфильм по произведению.

ХОД   УРОКА.

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент. – СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята и гости! Садитесь на места! С помощью смайлов покажите своё настроение на начало урока. Спасибо! Надеюсь, сегодняшний урок поднимет настроение и, самое главное, добавит нам знаний!

2. Вводная часть. Вступительное слово учителя:

Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

— Так говорил поэт 20 века И. Северянин, которые я, несомненно, разделяю. Думаю, и вы тоже. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.

II. Проверка домашнего задания.

           1. Фронтальный устный опрос:

— Ребята, скажите, какие произведения Александра Сергеевича Пушкина вам известны?

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка». – СЛАЙД 2

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился  проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

— Дайте определение «сказки», расскажите, какие они бывают, из чего состоят.

(Сказка – это занимательный рассказ с фантастическим содержанием; волшебные, бытовые, о животных; композиция6 зачин, осн.часть, концовка)

2. Индивидуальный подробный устный ответ.

— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.

3. Разгадывание кроссворда. – СЛАЙД 3

III.  Изучение нового материала.

— Ребята, а с какой сказкой Александра Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом уроке? – СЛАЙД 4

— Докажите, что это произведение – сказка.

1. Литературно-теоретический ответ.

Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в  «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина? И между кем она идет?

2.Сообщение темы урока, постановка целей и задач. Запись темы в тетрадь.- СЛАЙД 5

— Тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина». Запишите тему в тетрадь.

— Ребята,  вдумайтесь, пожалуйста, в название нашего урока и ответьте на вопрос «Чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова будет наша цель, наши задачи?»

— Да, действительно, сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно,  рассмотреть ваше отношение к данным образам. – СЛАЙД 6

3. Анализ содержания сказки.

— С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

— Давайте вспомним эти строки, просмотрим инсценирование эпизода сказки и проанализируем образы царевны и царицы.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ

— Найдите в учебнике показанный эпизод (с.93). Сейчас мы с вами будем составлять таблицу «Сравнительный анализ главных героинь». – СЛАЙД 7

Запишите в тетради название колонок таблицы: «Царица» и «Царевна».

— Найдите слова, характеризующие ЦАРИЦУ.  Прочитайте их.

— Давайте запишем их в таблицу:

  • высока
  • стройна
  • бела
  • умна
  • горда
  • ломлива
  • своенравна
  • ревнива

— А теперь запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ, давайте озвучим ваши записи:

  • белолица
  • черноброва
  • нраву кроткого
  • добрая
  • скромная
  • трудолюбивая

4. Лексическая работа

 — Скажите, как вы понимаете слова: СЛАЙД 8

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива здесь: мучительно  желающая быть лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

— Запишите в таблицу.

— А какие общие черты их соединяют? – СЛАЙД 9

— Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?

— Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

— Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.

5. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой» (с.96 учебника).

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к царице?

— Что происходит с царевной в лесу?

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась» (с.97 учебника).

— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

7. Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».

Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.

8. Выразительное чтение отрывка по ролям от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать» (с.99 учебника).

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

 — Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев фрагмент мультфильма данной сказки.

9. Просмотр мультфильма до Елисея.

— Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?

— Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»?  (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).

— Почему так подробно описывает автор яблочко?

— Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).

Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине? (моя душа)

 — Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.        

— Проанализировав сказку, мы увидели, что  царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления?  (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

— Обобщите образы в синквейне. – СЛАЙД 10

— Первый вариант напишет синквейн о царице, а второй – о царевне. (2 у доски)

2.Создание синквейна.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

3. Заключительное слово учителя.

В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась неспроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.По итогам урока учитель обращается к учащимся. Что понравилось или не понравилось на уроке? Что показалось сложным (легким)? (Ответ необходимо аргументировать.)

V. Домашнее задание. – СЛАЙД 11

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;

— от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;

— от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».

VI. Самооценка (смайлы): Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

Оценивание учителем («раздаю оценки»). Молодцы, ребята! Умнички! И какие рисунки хорошие вы нарисовали! – СЛАЙД 12

VII. Тестирование (по содержанию сказки). СЛАЙД 13

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»  А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

        ДА        НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

        ДА        НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:

        ДА        НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:

        ДА        НЕТ

5. «Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…». Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:

        ДА        НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

        ДА        НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

        ДА        НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

        ДА        НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

        ДА        НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:

        ДА        НЕТ

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

  • Сочинение по сказке козлова о лягушонке который звонил в колокольчик
  • Сочинение по сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс по литературе кратко
  • Сочинение по сказке лиса и заяц 2 класс
  • Сочинение по сказке летучий корабль
  • Сочинение по сказке о рыбаке и рыбке для 2 класса по плану