Сочинение по сказке писахова морожены песни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение брин-наволоцкая средняя школа областной творческий конкурс чародей севера, посвящнный 140-летию со дня рождения с.г.писахова работу выполнили:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Брин-Наволоцкая средняя школа»

Областной
творческий конкурс

«Чародей
Севера», посвящённый 140-летию со дня рождения С.Г.Писахова

Работу выполнили: обучающиеся 8 класса
МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя школа» Железова Маргарита, Лесникова Виолетта,
Макарова Ангелина, Митягина Мария,

Смирнова Вероника. 

Руководители: Выдрина Зоя Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя школа»;
Тарасова Мария Васильевна, родитель.

Адрес: 164550, Архангельская область,
Холмогорский район, п. Брин-Наволок, улица Набережная, д.23, тел. 8 (818 30)
20028.

п. Брин-Наволок

2019

 Он в старом корабле летал

 Не по волнам, а в поднебесье,

 Слагал «мороженые песни» –  И Север в
сказках расцветал!

В.Беднов Введение

Сказки Степана Писахова – чудо! Озорные, мудрые, они
отображают самобытную картину нравов Русского Севера, красоту природы, суровый
быт поморов. Степан Григорьевич Писахов – «колдун слова», «оберегатель Севера,
его хранитель». Писаховские сказки очаровали нас, покорили неуёмной фантазией и
ярким образным языком, поэтому в память о нашем земляке, великом сказочнике,
талантливом художнике, мы решили создать кафе «Налим Малиныч».

Цель проекта:

1.                
Через интерьер кафе познакомить жителей и гостей города с эпохой
конца XIX – начала XX веков: строительная оболочка, предметное наполнение,
функциональные процессы, формирующие чувственно-психологическую атмосферу.

2.                
Создать меню кафе, отражающее кулинарные традиции Русского
Севера, широко представленные в сказках С.Писахова.

3.                
Содействовать популяризации творчества С.Г.Писахова через
обращение к сказкам автора (герои, отрывки из сказок, блюда), его
художественным картинам и фотографиям из семейного архива.

Описание работы Фасадный вид входа

Фасадный вид входа выполнен в стиле народного зодчества с
элементами резьбы по дереву и цветными мотивами на стене. На резных столбиках
располагается узорная крыша. Между столбиками – разноцветная радуга, внутри
которой массивная дверь с железной ручкой. Чуть выше находится вывеска «кафе
Налим Малиныч» с усами и хвостом. Имитированные окна украшены деревянными
резными наличниками. За стеклом куклы-игрушки: две подружки пьют чай, Сеня
Малина держит в руках налима. Игрушки, созданные по мотивам сказок С.Писахова,
можно менять (Приложение 1). Интерьер кафе

Стены покрыты светло-зелёной краской, белый потолок украшен
лепниной, пол – деревянное покрытие, стилизованное под паркет. Справа, у окон,
стоят три круглых стола, около которых по три стула с мягкой обивкой, между
окнами настенные лампы. Прямо находятся четыре квадратных стола, по четыре
стула у каждого. Сверху спускаются абажуры. Все столы покрыты белыми
скатертями, украшенными по краям северной вышивкой. На столешницах лежат
стёкла, под которыми располагаются отрывки из сказок С.Писахова (их можно
менять). Слева от барной стойки стеклянная витрина с пирогами, справа дверь,
ведущая на кухню. 

Слева, в углу, у центральной стены находится точёная
тёмно-коричневая лакированная этажерка с четырьмя ярусами, на полках статуэтка,
граммофон, книги конца XIX – начала XX веков. В правом углу апельсиновое
дерево. Ствол выполнен из древесины, от него отходят три-четыре ветви, среди
листьев апельсины. Остальная часть дерева прорисована на стене. Ствол в нижней
части помещён в спасательный круг. Между этажеркой и деревом на центральной
стене картины С.Писахова (Приложение 2).

У входа лежат коврики, имитирующие половики с северным
тканым узором, на резиновой основе. Справа от двери вешалка с предметами
(чайка, шляпа и трость), символизирующими присутствие Степана Писахова в кафе.
Около стены диваны с мягкой обивкой. На стенах чёрно-белые фотографии с видами
Архангельска, Уймы, Соломбалы, улицы Чумбарова-Лучинского конца XIX – начала XX
веков, фотографии из семейного архива Писахова (Приложение 3).

Меню

В сказках писателя такое обилие блюд, что диву даёшься! В
них мы находим перечень северных блюд на первое, второе, третье. «На
первое жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка» (сказка
«Как купчиха постничала»), уха из налима (сказка «Налим Малиныч»), уха из
трески (сказка «На треске гуляли»), а в сказке «Кислы шти» Малина говорит о
том, как угощал гостьюшку «кислыми штями – это квас такой бутылошный».

«На второе: грузди жарены, брюква печеная» (сказка «Как
купчиха постничала»), «парена репа» (сказка «Терпенье лопнуло»), жареная
говядина (сказка «Рыбы в раж вошли»), гуси (сказка «Гуси»).

Какая только рыба не представлена в сказках! Треска,
палтус, сёмга, стерлядь, налим, навага, «мелка рыбёшка». А из неё уха и
северные пироги: пирог с треской, с палтусиной, а также с шепталой (сушеные
персики, курага), с морошкой и «всяческо друго печенье и варенье» (сказка
«Зажигалка»). В других сказках северное печенье дополняется узорными пряниками,
колобами, шаньгами (сказки «Пряники», «С промыслом мимо чиновников», «Месяц с
небесного чердака»). Блины ели: «и со сметаной, и с икрой, с сёмгой, с
грибочками, с селёдочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем (сказка «Как
купчиха постничала»).

В сказке «Сила моей песни плясовой» упоминаются овощи:
картошка, брюква, свёкла, хрен, редька, морковь, капуста, горох. Из напитков:
чай (сказка «Подруженьки»), квас, кисель квасной, гороховый, малиновый (сказка
«Как купчиха постничала»), кофе (сказка «Зажигалка»). 

Таким образом, проанализировав блюда, представленные в
сказках Писахова, мы составили своё меню (Приложение 4). По мотивам сказки
«Морожены песни» предлагаем десерт: мороженое «Летняя мечта», «Льдинка»,
«Шоколадный мусс».

Заключение

В сказке «Как наряжаются» Сеня Малина, уходя с гостьбы,
говорит хозяевам: «…И к нам милости просим гостить, мимо не обходить». Вот и мы
приглашаем жителей и гостей города Архангельска в кафе «Налим Малиныч».

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация по родной литературе(русской) на тему «Русский север – Архангельск в русской литературе С. Г. Писахов Мороженные песни из книги «Ледяная колокольня»..

Русский север – Архангельск в русской литературе: С. Г. Писахов «Мороженные...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Русский север – Архангельск в русской литературе: С. Г. Писахов «Мороженные

    Описание слайда:

    Русский север – Архангельск в русской литературе: С. Г. Писахов «Мороженные песни» (из книги «Ледяная колокольня»).
    Работу выполнила:
    Кузнецова Ольга Сергеевна учитель русского языка и литературы

  • 2 слайд

    Поэтическая душа Севера«Степан Григорьевич Писахов был поэтической душой Севе

    Описание слайда:

    Поэтическая душа Севера
    «Степан Григорьевич Писахов был поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – всё, что составляет самую глубокую природу северного края…»
    В. Лидин (писатель)

  • 3 слайд

    Русский сказочник, писатель, художник. Один из великих сказочников Русского С

    Описание слайда:

    Русский сказочник, писатель, художник. Один из великих сказочников Русского Севера, сохранивший и передававший яркий, образный, сочный народный язык Поморья.

  • 4 слайд

    Отец – еврей Год Пейсах, крестившийся в православие и принявший имя Григор

    Описание слайда:

    Отец – еврей Год Пейсах, крестившийся в православие и принявший имя Григория Михайловича Писахова, ювелир и гравер.
    Мать – Ирина Ивановна Милюкова, староверка. 

  • 5 слайд

    Окончив городское училище Архангельска в 1899 году, молодой Писахов отправилс

    Описание слайда:

    Окончив городское училище Архангельска в 1899 году, молодой Писахов отправился в путешествие на Соловки, затем в Казань.
    В 1902 году он приехал в Санкт-Петербург и поступил вольнослушателем в

    Художественное училище барона Штиглица. Занимался здесь живописью под руководством академика Александра Новоскольцева.
    В 1905 году Писахов был исключен из училища за произнесенную им речь против самодержавия.

  • 6 слайд

    1907-1909 годы провел в Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата, в

    Описание слайда:

    1907-1909 годы провел в Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата, в то же время продолжая свои странствия: он побывал на Карском море, Печоре, Пинеге, Белом море.
    В 1909-1910 годах учился в Свободной академии художеств в Париже.
    В 1910 году картины С.Г. Писахова были выставлены в Архангельске.
    В 1912 году он был удостоен серебряной медали на выставке в Петербурге.
    В 1914-м Степан Григорьевич участвовал в поисках Георгия Седова, исследовал земли саамов.

  • 7 слайд

    В 1924 году свет увидела  его первая сказка «Не любо – не слушай» (сборник «С

    Описание слайда:

    В 1924 году свет увидела  его первая сказка «Не любо – не слушай» (сборник «Северная Двина», Архангельск).
    Затем были сочинены знаменитые «Морожены песни», «Северное сияние», «Звездный дождь», выходившие  в губернской газете «Волна» и краевой газете «Правда Севера». 
    В 1938 году в Архангельске была издана его первая книга. Через свои сказки Степан Григорьевич пытался сохранить уникальный фольклор Русского Севера.

  • 8 слайд

    В 1939 году С.Г. Писахов был принят в члены Союза писателей. В 1940 году был

    Описание слайда:

    В 1939 году С.Г. Писахов был принят в члены Союза писателей. В 1940 году был опубликован второй его сборник, куда вошли 86 сказок. В 1949-м в Архангельске вышла третья книжка из девяти сказок. В 1957 году она была издана в Москве (стала первой московской книгой писателя). После этого Степан Григорьевич стал известным. 

  • 9 слайд

    Могила ПисаховаУмер в 1960 году в том же доме, где прожил все свои 80 лет.

    Описание слайда:

    Могила Писахова
    Умер в 1960 году в том же доме, где прожил все свои 80 лет.

  • 10 слайд

    Картинная галерея С.Писахова «Северная Двина. Ночь»

    Описание слайда:

    Картинная галерея С.Писахова
    «Северная Двина. Ночь»
    1910 год.

  • 11 слайд

    «Сосна, пережившая бури»

    Описание слайда:

    «Сосна, пережившая бури»

  • 12 слайд

    «Серебристый день»

    Описание слайда:

    «Серебристый день»

  • 13 слайд

    Сочинение по сказке писахова морожены песни

  • 14 слайд

    Первый сборник сказок«Не любо – не слушай…»

    Описание слайда:

    Первый сборник сказок
    «Не любо – не слушай…»

  • 15 слайд

    Место действия сказок ПисаховаДеревня Уйма располагается в 18 верстах от Арха

    Описание слайда:

    Место действия сказок Писахова
    Деревня Уйма располагается в 18 верстах от Архангельска на берегу Белого моря, и населяют ее поморы.

  • 16 слайд

    Рассказчик - сказитель«С Семеном Михайловичем Кривоноговым, прозванным Сеней

    Описание слайда:

    Рассказчик — сказитель
    «С Семеном Михайловичем Кривоноговым, прозванным Сеней Малиной, я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйма, в 18 километрах от города. Это была единственная наша встреча, старик рассказывал, как он с «дедом на корабле через Карпаты ездил», и «как его собака Розка волков ловила…»
    Умер Малина, кажется, в том же 1928 году.
    С.Г.Писахов

  • 17 слайд

    Особенности творчества Степана Писахова1.Создавал сказки о поморской жизни. 2

    Описание слайда:

    Особенности творчества Степана Писахова
    1.Создавал сказки о поморской жизни.
    2. Главный герой его сказок – простой крестьянин.
    3. Сказитель – весельчак и балагур Сеня Малина, житель поморской деревни Уйма.
    4. Попы, чиновники – отрицательные герои.

  • 18 слайд

    «Морожены песни»Необычный язык. Сказка насыщена диалектными словами и выражен

    Описание слайда:

    «Морожены песни»
    Необычный язык. Сказка насыщена диалектными словами и выражениями, разговорной и просторечной лексикой.
    Нетрадиционная сказочная композиция.
    Зачин и концовка оригинальны, непохожи на другие.
    Своеобразный сюжет, построенный на небылицах.
    Сказитель – врун и балагур. «Смех в работе подмога и с едой пользителен».

  • 19 слайд

    Народные корни творчества Писахова По содержанию и героям сказки Писахова нап

    Описание слайда:

    Народные корни творчества Писахова
    По содержанию и героям сказки Писахова напоминают бытовые народные.
    По композиции похожи на волшебные народные сказки.
    Язык близок к народному по наличию пословиц, поговорок, усеченных форм прилагательных.

  • 20 слайд

    Своеобразие сказок ПисаховаСюжет оригинален, строится на небылицах; Отсутств

    Описание слайда:

    Своеобразие сказок Писахова
    Сюжет оригинален, строится на небылицах;
    Отсутствует волшебство;
    Положительный герой – народ, поморские крестьяне деревни Уйма;
    Отрицательные герои – попы и чиновники;
    Сказитель (Сеня Малина) необычен: врун и балагур. Врет для веселости;
    Зачин и концовка своеобразные, авторские;
    Язык интересен. Соединяется язык литературный (метафоры, сравнения) и народный, разговорный (усеченные прилагательные, просторечные и разговорные слова, диалектная лексика)
    Используется гипербола и олицетворение.

  • 21 слайд

    В. Лидин, близко знавший сказочника, говорил: “Степан Григорьевич Писахов бы

    Описание слайда:

    В. Лидин, близко знавший сказочника, говорил:
    “Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – всё, что составляет самую глубокую природу северного края…
    По существу, для Севера Писахов был примерно тем же, чем Бажов для Урала. В его шкатулке – пусть не малахитовой, а из северных валунных пород – хранились сказки и легенды, лёгкие, озорные, вместе с тем передававшие самые заветные думы народа”.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение по сказке писахова морожены песни

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Сочинение по сказке писахова морожены песни

  • Сейчас обучается 890 человек из 81 региона

Сочинение по сказке писахова морожены песни

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Рабочая программа 5-9 классы Родная(татарская) литератур

  • Календарно-тематическое планирование 4 класс Родная(татарская) литература

  • Календарно тематическое планирование 6 класс Родная(татарская) литература

  • Календарно тематическое планирование Родная(татарская) литература 8 кл

  • Аннотация 10-11 Родная( татарская)литература

  • Аннотация 5-9 Родная (татарская литература

  • Аннотация 1-4 классы Родная татарская литература

  • Программа элективного курса на тему «Алтан гадаhан» 10-11 кл

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452631 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Инфоурок

Литература
ПрезентацииВнеклассное занятие «Кладовая сказок С.Писахова»

Степан Григорьевич Писахов 1879 – 1960 Выполнила студентка 4 курса профиля...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Степан Григорьевич Писахов 1879 – 1960 Выполнила студентка 4 курса профиля

    Описание слайда:

    Степан Григорьевич Писахов

    1879 – 1960

    Выполнила студентка 4 курса
    профиля «Литература»
    Ипатова Лидия Александровна

  • 2 слайд

    Родился в Архангельске От отца унаследовал дар художника, а от деда умение ск

    Описание слайда:

    Родился в Архангельске
    От отца унаследовал дар художника, а от деда умение сказки складывать
    В детстве мечтал стал художником

  • 3 слайд

    «Сосна, пережившая бури» «Серебристый день» «Берег Белого моря» «Прибрежные с

    Описание слайда:

    «Сосна, пережившая бури»
    «Серебристый день»
    «Берег Белого моря»
    «Прибрежные сосны»

  • 4 слайд

    В 1902 г. поступил в художественное училище в Петербурге. В 1905 г. за вол

    Описание слайда:

    В 1902 г. поступил в художественное училище в Петербурге.
    В 1905 г. за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России
    Два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера
    Писахов почти 25 лет проработал в школе.
    Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска.

  • 5 слайд

    Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике

    Описание слайда:

    Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.
    В 1938 г. вышла целая книга сказок.
    В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей.

  • 6 слайд

    Образ Сени Малины имел реальный прототип. В деревне Уйма жил весёлый сказочн

    Описание слайда:

    Образ Сени Малины имел реальный прототип. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.

  • 7 слайд

    Викторина

    Описание слайда:

    Викторина

  • 8 слайд

    I тур«Творческая биография писателя»

    Описание слайда:

    I тур
    «Творческая биография писателя»

  • 9 слайд

    В каком городе всю жизнь прожил С.Писахов? Ответ: Архангельск

    Описание слайда:

    В каком городе всю жизнь прожил С.Писахов?

    Ответ: Архангельск

  • 10 слайд

    Какой предмет преподавал С. Г. Писахов? Ответ:рисование

    Описание слайда:

    Какой предмет преподавал
    С. Г. Писахов?

    Ответ:рисование

  • 11 слайд

    Кем мечтал стать писатель? Ответ: художником

    Описание слайда:

    Кем мечтал стать писатель?

    Ответ: художником

  • 12 слайд

    Как называется его первая сказка, вышедшая в 1924 году? Ответ: «Не любо – не

    Описание слайда:

    Как называется его первая сказка, вышедшая в 1924 году?

    Ответ: «Не любо – не слушай»

  • 13 слайд

    Кто был прототипом героя Сени Малины? Ответ: Семен Кривоногов

    Описание слайда:

    Кто был прототипом героя Сени Малины?

    Ответ: Семен Кривоногов

  • 14 слайд

    В каком году Писахов был принят в Союз писателей? Ответ: в 1939 г

    Описание слайда:

    В каком году Писахов был принят в Союз писателей?

    Ответ: в 1939 г

  • 15 слайд

    II тур

  • 16 слайд

    Какой сказке принадлежит иллюстрация? «Морожены волки»

    Описание слайда:

    Какой сказке принадлежит иллюстрация?

    «Морожены волки»

  • 17 слайд

    Какой сказке принадлежит иллюстрация? «Морожены песни»

    Описание слайда:

    Какой сказке принадлежит иллюстрация?

    «Морожены песни»

  • 18 слайд

    Какой сказке принадлежит иллюстрация? «Налим – Малиныч»

    Описание слайда:

    Какой сказке принадлежит иллюстрация?

    «Налим – Малиныч»

  • 19 слайд

    Какой сказке принадлежит иллюстрация? «Апельсин»

    Описание слайда:

    Какой сказке принадлежит иллюстрация?

    «Апельсин»

  • 20 слайд

    II тур

  • 21 слайд

    Из какой сказки цитата? «На работе песня — подмога, на гулянье — для пляса, в

    Описание слайда:

    Из какой сказки цитата?

    «На работе песня — подмога, на гулянье — для пляса, в гостьбе — для общего веселья»

    «Морожены песни»

  • 22 слайд

    Из какой сказки цитата? «Свету — что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно со

    Описание слайда:

    Из какой сказки цитата?

    «Свету — что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно сосвечиват.
    Ко дну иду и вижу — рыба всяка спит. Рыбы видимо-невидимо»

    «Налим Малиныч»

  • 23 слайд

    Из какой сказки цитата? «Наш край летом богат светом. Солнце круглосутошно. А

    Описание слайда:

    Из какой сказки цитата?

    «Наш край летом богат светом. Солнце круглосутошно. Апельсины незамедлительно поспели»

    «Апельсин»

  • 24 слайд

    Из какой сказки цитата? «Вторы сутки прошли, и третьи пошли. Мороз градусов н

    Описание слайда:

    Из какой сказки цитата?

    «Вторы сутки прошли, и третьи пошли. Мороз градусов на двести с хвостиком»
    «Морожены волки»

  • 25 слайд

    III турЛитературоведческий

    Описание слайда:

    III тур
    Литературоведческий

  • 26 слайд

    Какую сказку можно отнести к сказкам о животных? «Морожены песни» «Морожены в

    Описание слайда:

    Какую сказку можно отнести к сказкам о животных?

    «Морожены песни»
    «Морожены волки»
    «Наполеон»

  • 27 слайд

    Какой прием использовал автор? «Медведь это на задни лапы выстал, запотягивал

    Описание слайда:

    Какой прием использовал автор?

    «Медведь это на задни лапы выстал, запотягивался, ну вовсе как наш брат мужик..»

    Ответ: сравнение

  • 28 слайд

    Какой прием использовал автор? «Я разгорячился! Я разгорячился!» Ответ: повтор

    Описание слайда:

    Какой прием использовал автор?

    «Я разгорячился! Я разгорячился!»

    Ответ: повтор

  • 29 слайд

    Какой прием использовал автор? «В стары годы морозы жили градусов на двести,

    Описание слайда:

    Какой прием использовал автор?

    «В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На моей памяти доходило до пятисот. Старухи сказывают — до семисот бывало, да мы не очень верим»

    Ответ: гипербола

  • 30 слайд

    Какой прием использовал автор? «морожены слова веселыми стайками перелетали о

    Описание слайда:

    Какой прием использовал автор?

    «морожены слова веселыми стайками перелетали от дома к дому да через улицу»

    Ответ: олицетворение

  • 31 слайд

    Домашнее заданиестанция «Я творец»сочинить северную сказку (до 10 предложен

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    станция «Я творец»
    сочинить северную сказку
    (до 10 предложений).
    1вариант: валенки, сугробы, олени, рукавицы, мороз;
    2 вариант: клюква, журавль, болото, муравейник, грибы.
    Прочитать сказки Шергина о Шише
    («Рифмы», «Шиш показывает барину нужду», «Шиш –сказочник», «Шиш и трактирщица» )

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Внеклассное занятие «Кладовая сказок С.Писахова»

  • Презентация к уроку лебедушка-С. Есенин

  • Презентация по литературе на тему «Легенды и мифы удмуртского народа»

  • Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и художественные средства его создания.

  • Пезентация урока литературы в 5 классе по повести В. Крапивина «Дети синего фламинго»

  • Конспект урока в 5 классе по литературе. А. П. Платонов. «Никита»

  • Презентация к уроку. Литературная гостиная. С.Есенин.

  • Урок. Литературна гостиная. С. Есенин.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452631 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

МБОУ
«Брин-Наволоцкая средняя школа»

Рассмотрено на заседании

ПО учителей-предметников

Протокол № 8 от 30.08.2019г.

Руководитель ПО ……………

Согласовано

с зам.директора по УВР

……………… Полидаускене Л.В.

Утверждаю.

Директор МБОУ «Брин-

Наволоцкая средняя школа»

………………. Юркина С.В.

Приказ № 74 с
от 31.08.2019г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА

по
предмету

«Родная
литература (русская)»

для
5 класса

Выдриной
Зои Анатольевны,

учителя
русского языка и литературы

высшей квалификационной категории МБОУ
«Брин-Наволоцкая СШ»

п. Брин-Наволок

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА

Нормативно-правовые
документы

·     
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 Федеральный государственный
образовательный стандарт ООО;

·     
ООП
ООО МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя школа» муниципального образования
«Холмогорский муниципальный район» Архангельской области;

·     
Учебный
план на 2019-2020 учебный год МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя школа».

Цели и
задачи

Родная литература – учебный предмет, освоение
содержания которого направлено:

· на
последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению
художественной литературы;

· на
освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и
понимания художественного смысла литературных произведений;

· на развитие
эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

· на
овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более
глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению
художественного текста;

· на
формирование потребности и способности выражения себя в слове.

Стратегическая цель изучения родной литературы на
этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном
чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что
предполагает постижение художественной литературы как вида искусства,
целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и
пониманию смысла различных литературных произведений Севера и самостоятельному
истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у
обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком
как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность
в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Изучение родной
литературы в основной школе закладывает необходимый фундамент для достижения
перечисленных целей.

Изучение родной литературы в школе решает следующие
образовательные задачи:

 · осознание
коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

·
формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном
мире, особым образом построенном автором;

· овладение
процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п.;

·
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к
разнообразным художественным смыслам;

·
формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

·
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого,
аналитического и интерпретирующего характера;

·
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения
к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;

·
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

·
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных
ценностей народа;

·
обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы
культурной самоидентификации;

· осознание
значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
· формирование у
школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.

Место учебного
предмета в  учебном плане

Согласно
УП МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ» на изучение предмета «Родная (русская) литература»
отводится один час в две недели, общее количество часов 17.

Структура
курса

Срок
реализации программы учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе
– 1 час в две недели, всего – 17 часов.

Планируемые предметные результаты

К предметным результатам освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)» относятся следующие:

– осознание значимости чтения и изучения родной
литературы / литературы Севера для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении (в том числе региональной литературы) как
средстве познания мира и себя в этом мире;

восприятие родной литературы
/ литературы Севера как одной из культурных ценностей, отражающей в том числе
менталитет, историю,
мировосприятие

северян;

– обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
произведений родной литературы / литературы Севера;

– воспитание квалифицированного читателя, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического
и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;

– развитие способности понимать литературные
художественные произведения, воплощающие этнокультурные традиции Русского Севера;

– овладение процедурами смыслового анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т. п., развитие умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в изучаемом литературном произведении,
на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления.

Требования
к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Обучающиеся должны знать/понимать:

– содержание изученных
литературных произведений;

– образную природу
словесного искусства;

– основные факты жизни
и творчества писателей;

– основные теоретико-литературные
понятия;

уметь:


выявлять
особенности языка и стиля писателя;


определять
родо-жанровую специфику художественного произведения;


выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения
;


пользоваться
основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом
анализа и интерпретации художественного текста;

представлять
развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;


собирать
материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для
организации дискуссии;


выражать
личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения;


выразительно
читать с листа и наизусть произведения / фрагменты произведений художественной
литературы, передавая личное отношение к произведению;


ориентироваться
в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной
жизни для:

— создания связного текста (устного и
письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

— определения своего круга чтения и оценки
литературных произведений;

— поиска нужной информации о литературе, о
конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика,
телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-тематический
план

№ темы

Название темы по программе

Количество часов

К.р.

Практич. часть

Рабочая программа

Р.р./Проект

Вн.чт.

1.     
1

Своеобразие
родной (русской) литературы

1

2.     
3

Из литературы
XVIII века

2

3.     
 

Из литературы XIX-XX
веков

9

2/0

4.     
 

Поэтический
образ Родины

5

1/0

Всего

17

Содержание
учебного предмета

Своеобразие
родной литературы (русской)

Родная литература как национально-культурная ценность
народа.

Из
литературы
XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий
рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились
вместе два астронома в пиру…»
– научные истины в поэтической форме.
Юмор стихотворения.

Из
литературы
XIX-ХХ веков

С.Г.Писахов. Слово о писателе. «Сахарна
редька», «Морожены песни», «Северное сияние»
и др. Близость сказок
Писахова к народным сказкам,
их
языковые и художественные особенности.

Б.В.Шергин. Жизнь и творчество. «Волшебное
кольцо»
победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. Фольклорная основа
сказки, особенности языка и стиля.

М.М.Пришвин. Слово
о писателе.

Сказка-быль
«Кладовая солнца»
. Специфика
сказки-были. Сказочные эле
менты в
произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.
Поэзия
природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость
естественного в художественном мире Пришвина.

Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество. «Из рассказов Олены Даниловны»,
«Несмышленыши», «Про Василия Ивановича».
Образы героев.
Любовь к природе, стремление заботиться о братьях наших
меньших.

А.С.Грин.
Повесть «Зеленая лампа»
. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации.
Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

Поэтический
образ Родины

Н.М.Рубцов. Краткий очерк жизни и творчества. «Первый
снег», «Тихая моя родина»,
«Родная
деревня».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как
выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного
мироощущения, настроения.

О.А.Фокина. Краткий очерк жизни
и творчества. Традиции песенной народной лирики в творчестве О. Фокиной.
Фольклорные образы и мотивы в стихах. «Речка Содонга», «Весеннее», «Я
хожу сюда неспроста»
.

А.Я.Яшин. Краткие биографические сведения. А. Яшин
в Архангельске. «Песня без слов», «Про березку», «Босиком по земле».
Север в творчестве
А. Яшина.

Критерии
и нормы оценки обучающихся

Оценка
устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учета
знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять
собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему,
показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться
следующими критериями, учитывать:


полноту и правильность ответа;


степень осознанности, понимания изученного;


языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если: ученик полно
излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и
самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с
точки зрения норм литературного языка.

«4»:     ученик дает ответ, удовлетворяющий
тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 — 2 ошибки, которые
сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.

«3»:     ученик обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и
допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет
достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого материала.

            «2»:
ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за
единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится
определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму
ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при
условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но
и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Нормы оценивания сочинений

Сочинения и изложения – основные
формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня
речевой подготовки обучающихся.

Критериями оценки содержания и композиционного
оформления изложений и сочинений являются:


соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;


полнота раскрытия темы;


правильность фактического материала;


последовательность и логичность изложения;


правильное композиционное оформление работы.


богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;


стилевое единство и выразительность речи;


правильность и уместность употребления языковых средств.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками:
первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (оценка за
грамотность заносится в классном журнале на страницу «Русский язык»).

«5»:
Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В
целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

«4»: Содержание
работы в основном соответствует теме имеются незначительные отклонения от
темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении
мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль
работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе
допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

«3»: В работе
допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней
имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения. Беден словарь, и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль
работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в
работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

«2»: Работа
не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа
написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между
ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство
текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых
недочетов.

Попробовать «морожены песни» на вкус, растопить льдинку и приручить ковер – всё это могли сделать зрители вместе с участниками лаборатории «Были и небыли», которая прошла в Архангельске в рамках Фестиваля уличных театров. Итогом лаборатории стали перформансы, 26 июня захватившие пространство в сквере Победы, неподалеку от памятника Степану Писахову.

В течение пяти дней участники лаборатории, которая объединила актеров театров Архангельска и Северодвинска, музыкантов, хореографов, писателей и театроведов, исследовали город – его прошлое и настоящее, историю и мифологию. Процесс творческого исследования начинался вокруг знаковой для Архангельска, ставшей почти мифологической фигуры сказочника Степана Писахова. Сказки про Сеню Малину и «морожены песни» – первое, с чем ассоциируется это имя, хотя Писахов не только сочинял сказки, но и писал очерки, был художником и путешественником. 

Куратором лаборатории «Были и небыли» стала театровед, продюсер Ника ПАРХОМОВСКАЯ (Москва), а режиссером итогового спектакля-променада — Кирилл ЛЮКЕВИЧ (Санкт-Петербург). Вместе с ними участники лаборатории погружались в историю: например, побывали в недавно открывшемся, обновленном Музее Степана Писахова, по-новому посмотрели на привычные вещи и пространство вокруг, посетили пластические тренинги (их проводила хореограф Сусанна ВОЮШИНА), искали «писаховские» места в городе и рассказывали о них друг другу. Каждый из участников нашел и показал такое особенное место – кто-то рассказывал про улицы и дворы, приглашал выйти к реке. По итогам лаборатории была создана карта с маршрутом, где отмечены эти места, и теперь любой желающий может повторить путь, открывающий город с самых неожиданных сторон.

kab_pisahova_3.jpg

В процессе лаборатории создавались перформансы, через которые участники искали созвучное «писаховскому» миру в сегодняшней реальности и в каждом из нас. В итоговый показ вошли лишь некоторые из них – но почти во всех перформансах зрители могли стать не только наблюдателями, но и активными участниками, подключиться к поиску «своего» Писахова и попробовать увидеть город в непривычном ракурсе. 

По всей территории сквера Победы вечером 26 июня развернулись интерактивные представления. Начинался спектакль-променад у памятника Степану Писахову, к которому в этот день участники лаборатории и все желающие приносили цветы, апельсины, козули, открытки и другие предметы, — получился импровизированный сказочный мемориал. Каждый зритель прошел по своему спонтанному маршруту, выбирая заинтересовавшие его точки. 

Вместе с актером театра драмы Иваном БРАТУШЕВЫМ можно было растопить льдинку в ладошках, затем пройти дальше вглубь сквера и посмотреть, как слова «поморской говори» обретают пластическую форму, встретиться с художницей, рисующей голубое небо, и купить билет на пароход «Архангельск – Нью-Йорк»…

kab_pisahova_2.jpg

На Чумбаровке зрители вместе с актрисой Архангельского молодежного театра Натальей МАЛЕВИНСКОЙ пели частушки, получая в награду мороженое, а на траве сквера играли на необычных музыкальных инструментах, создавая импровизированный оркестр. Правда и вымысел поджидали зрителей и прохожих на территории всего пространства сквера – стоило только присмотреться и прислушаться. Вот на дереве – деревянная оконная рама, которая становится живой картиной и заполняется тем сюжетом, какой подскажет воображение смотрящего. А на скамейке целая коллекция спичек – можешь взять одну и сохранить у себя, ведь среди них нет ни одной одинаковой.

Были здесь и настоящие – на грани правды и вымысла – откровения. Так, актриса театра кукол Елена АНТУШЕВА рассказывала про старинные деревянные дома Архангельска как про живых существ, уходящих в небытие свидетелях прошлого, за каждым из которых стоит своя судьба и тайна. Деревянных домов постройки прошлого века в городе становится все меньше – и вместе с ними уходит память о живой истории города.

Актриса театра драмы Нина НЯНИКОВА открыла настоящее чудо в одном из дворов города – оказалось, что иногда улицы современного Архангельска не мостятся и не асфальтируются, а… «коврятся». Настоящую «ковровую аллею» нашла актриса, а на спектакль взяла с собой «коврёнка» – недавно появившегося в архангельском дворе «детёныша» взрослого ковра. В историю про живые ковры верилось с первой фразы – так и оживало сказочное, «писаховское» мироощущение, по всей видимости, свойственное жителям города, которые живо включились в игру и помогли сочинить новую городскую мифологию – сказку о живых ковровых мостовых.

Зрители могли путешествовать по пространству большого перформанса в течение часа, собирая свою личную историю из разговоров, встреч и ощущений – о городе, сказочной реальности, былях и небылицах места, где мы живем, но про которое так мало знаем.

  • Сочинение по сказке по щучьему велению по моему хотению
  • Сочинение по сказке теремок 5 класс
  • Сочинение по сказке пушкина о мертвой царевне 5 класс с планом
  • Сочинение по сказке козлова о лягушонке который звонил в колокольчик
  • Сочинение по сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс по литературе кратко