— На прошедших уроках мы с вами
очень много узнали о сказке. Так, например, мы узнали, что ….(ответы ребят).
— Действительно, скоро сказка
складывается, да непросто складывается. Давайте прочитаем статью в учебнике с
этим названием. Может, мы еще что-то новое для себя узнаем.
Чтение статьи в хрестоматии.
Запись в тетради:
Композиция – построение художественного произведения.
Сюжет – последовательность событий, происходящих в произведении.
— Давайте разберемся с этими
понятиями и сначала посмотрим, как же построены волшебные сказки, с чего
начинаются, как продолжаются – т.е. с
чем сначала разберемся? (с композицией сказки).
— Так как обычно начинается
сказка?
— Правильно, чаще всего мы встречаем именно эти слова —
«жили-были». Но мудрые сказочники обычно начинали сказку с присказки. Вот,
например, так: «Было это далеко, на море, на океане на острове Кидане стоит
дерево золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идет – песню
поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть.
Это еще не сказка, а присказка, а сказка
вся впереди! Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого
хлеба. Тут и сказку поведем…».
— Как вы думаете, а зачем нужна
была присказка?
— Затрудняетесь ответить? А
когда лучше слушать сказку? В какой обстановке?
— Правильно, слушается она лучше
в потемках, хорошо бы еще печку русскую да дрова в ней потрескивают, и звучит
голос, глубокий и таинственный, как бы напевая осторожно и доверительно, не
давая себя перебивать и зажигать свет. Задача присказки в том, чтобы
подготовить душу слушателя, настроить ее на соответствующий лад.
— Часто присказки были
юмористичные. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве под
номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову
арбуз, на нос- огурец и поставил великолепный дворец. Это не сказка, а
присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и мягких калачей».
— А вот присказка дразнящая и
сулящая: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на
окиане, на острове Буяне (кстати, а что это за острова Буян, Кидан, которые
встречаются в присказках? – если кого-то заинтересовал этот вопрос, я могу
подсказать, где можно найти информацию и поделиться ею с ребятами). Итак, на
море, на окиане, на острове Буяне – стоит бык печеный, возле него лук толченый,
а у него в боку нож точеный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это еще
не сказка, только присказка; а кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и
куница, и прекрасная девица, сто Рублев на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье»
.
А это означает: приготовься ко
всему и не смей перебивать; тогда все сам увидишь…
А вот присказка
ритмически-плясовая и подготовительная: «Бабушка Арина, куда ты ходила? – В
Новую деревню. – Что в Новой деревне? – Утка в юбке, селезень в кафтане, корова
в рогоже, нет ее дороже… Это присказка, сказка будет впереди. Кудель, кудель,
куда ты летела, на кусточек села, на кусточек села – соловьем запела… У нас –
не так, как у вас – и кудель поет соловьем…»
Иными словами: перестраивай
душевный лад, сходи с обыденного ума, ко всему приготовься, ничему не
удивляйся; тогда все и узнаешь…
А вот присказка
сумбурно-драчливая: «Жили-были два крестьянина: один – Антон, другой – Агафон.
«Послушай, брат! – говорит Антон. – Бедовая туча к нам несется», — а сам как
лист трясется. «Ну, что ж за беда!» — «Да ведь град пойдет, весь хлеб побьет!»
— «Какой град! Дождь будет». – «Ан град! Ан дождь!» — «Не хочу говорить с
дураком!» — сказал Антон да хвать соседа кулаком. Ни град, ни дождь нейдет, а у
них из носов да ушей кровь льет. Это еще не сказка, а присказка, сказка будет
впереди – завтра после обеда, поевши мягкого хлеба…»
А это значит: вот смешаю тебе
все карты, опрокину тебя в бессмыслицу, так после этого ты в сказкины
небывальщины лучше поверишь…
А вот еще сказка, вводящая и
вкрадчива: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да
русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали
жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох, с царицей
Анастасиею Прекрасною…»
Эта присказка как будто берет
душу слушателя за ее детскую ручку и ведет ее с распевным уговором прямо туда,
куда надо – в мир древний и дивный, к самому царю Гороху… Сказка уж такая: она
уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом…. потом приводя назад
концовкой: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало…» Или еще
выразительнее: «на том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не
попало; тут меня угощали; отняли поханку от быка, да налили молока , потом дали
калача. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел
колпак, стали в шею толкать».
А это значит: сказка кончилась,
добрые люди, просыпайтесь, ведь ничего взаправду не было: только по усам текло,
а в рот-то не попало… идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех
нас с нашего сказочного пира…
— Итак, сказка начинается? ….
(присказкой), а кончается? (концовкой)
— А между присказкой и концовкой
– зачин и развитие действия.
Запись в тетради:
Композиция волшебной сказки.
— Присказка,
— зачин,
— развитие действия,
— концовка.
— Разберемся теперь с сюжетом
волшебной сказки. Исходя из определения, в чем нам надо разобраться? (в
последовательности событий).
— Скажите, с какого события
начали разворачиваться события в сказке «Два Ивана крестьянских сына»? (с
момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).
— А в сказке «Царевна-лягушка»?
(отец велел сыновьям пустить стрелы, чтобы найти невест)
— А в сказке «Гуси-лебеди»? (с
момента, когда гуси унесли братика)
— Что делали герои дальше во всех
этих сказках? (пускались в путь)
— Известный фольклорист
В.Я.Пропп, проанализировав структуру русских народных волшебных сказок,
убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много)
совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Эти поступки он
называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда
одинакова. Согласно системе В.Я.Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать
одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные
действия все же присутствуют. Так вот он отмечал, что в сказках обычно начинают
разворачиваться действия после нарушения какого-либо запрета. В каких известных
вам сказках был запрет, его нарушил главный герой и от того должен был
пуститься в путь-дорогу? («Гуси-лебеди» — запрет не ходить на улицу, а смотреть
за братцем; «Царевна-лягушка – нельзя было сжигать кожу). А вот в сказке «Два
Ивана крестьянских сына» запрета не было.
— Давайте начнем заполнять
таблицу. Мы ее сократим до наиболее часто встречающихся функций.
Сюжет волшебной сказки
Основные функции | |
1. | Запрет, нарушение |
2. | Отъезд или уход из |
3. | Задача, стоящая |
4. | Встреча с |
5. | Появление сверхсильного |
6. | Борьба с ним (три |
7. | Возвращение домой. |
8. * | Ложный герой. |
9. * | Вновь трудные |
10. * | Беда ликвидируется. |
11. * | Ложный герой |
12. | Свадьба. |
Значком * обозначаются
функции, которые не всегда бывают в сказках.
Сказка «Два Ивана крестьянских сына» | ||
1. | Седой старичок. | Встреча с |
2. | Испросив | Отъезд или уход из |
3. | Один из братьев | Свадьба |
4. | Бедная старушка с | Встреча с |
5. | Освободить город от | Задача, стоящая |
6. | Появление | Появление |
7. | Водовоз наказан. | Ложный герой. |
8. | Красная девица – | Появление |
9. | Борьба Ивана | Борьба со |
10. | Пир, счастливый | Пир |
Персонажи волшебной сказки.
— Герой волшебной сказки: два брата,
любящие свою мать, почтительные к окружающим, особенно к старым людям; младший
сын (часто лентяй), младшая дочь, часто без матери, но любимая отцом.
— Ложный герой*
— Сверхсильный противник: Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, леший,
— Помощники героя:
Помощники-люди – старичок, бабушка
(которых встречают по дороге),
Помощники-звери – волк, заяц, конь,
сивка-бурка, щука, медведь, жар-птица, утка, кошка и др.
Помощники-предметы – клубок,
скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, яблоко, зеркальце, перстень, дудочка и
др.
Помощники-слова «заветные» — 1)
Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом и др. 2) Благословение
матери. 3) Наставление родителей.
Домашнее задание: Расписать сюжет сказки «Царевна-лягушка»(1 вар.)
и сказки
«Гуси-лебеди» (2 вар.)
Автор На чтение 12 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Списки кратких содержаний по другим классам.
5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы
Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.
Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.
Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.
Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.
Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.
Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.
Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе
Ангел
Когда умирает хороший ребенок, к нему прилетает ангел и, взяв ребенка, они облетают все те места, где любил бывать малыш. Находясь в пути, они собирают понравившиеся цветы в букет, а те, оказавшись в небе, цветут еще лучше Читать далее
Бузинная матушка
Матушка решила напоить своего больного сына чаем, с бузиной. К ним пришел пожилой мужчина. Старичок постоянно рассказывал сказки. Читать далее
Волшебный холм
Ящеры говорят о том, что на волшебный холм в скором времени прибудут знатные гости. Дальше, когда раскрывается холм, из него появляется одна древняя фея покровительница леса, на лбу у нее было янтарное сердце Читать далее
Гадкий утенок
Наступили летние солнечные деньки. Белые яйца высиживала молодая утка, в глухих зарослях лопуха. Она выбрала тихое и спокойное место.К ней редко кто приходил, всем больше нравилось отдыхать на воде: плавать и нырять. Читать далее
Девочка со спичками
Маленькая девочка пробиралась по темным улицам. Стоял мороз. И был это самый канун Нового года. Девочка шла босиком и с непокрытой головой. Туфли, в которых она выходила из дома, были ей очень велики – они принадлежали ее матери. Читать далее
Девочка, наступившая на хлеб
Дурные наклонности в Инге, дочери крестьян, проявились рано. Будучи ребенком, она мучила насекомых и находила в этом удовольствие. Время шло, но девочка по-прежнему оставалась грубой и неласковой Читать далее
Дикие лебеди
Сказка Г. Х. Андерсена – «Дикие лебеди» повествует об изумительно чистой и самоотверженной любви. Главные события происходят в жизни королевской семьи среди законных детей короля и их новой «матерью» Читать далее
Дочь болотного царя
Удивительную историю рассказал аист своей аистихе: на болото прилетела египетская принцесса в образе лебедя, но сопровождающие ее вероломные подруги бросили ее на болоте разбросав перья Читать далее
Дюймовочка
Сказка о судьбе маленькой девочки. О том, какие на её долю выпали испытания. Малышка была похищена зелёной жабой Читать далее
Ёлка
В лесу росла маленькая хорошенькая ёлочка, над ней пели птицы, ярко светило солнышко, вокруг росли большие деревья. Но ёлочка была недовольна, что она такая маленькая, и даже зайцы перепрыгивают через неё Читать далее
Истинная правда
Произведение по жанровой направленности представляет собой авторскую литературную сказку, основной темой которой является негативного явления в человеческой жизни в виде нелепого распространения слухов, описанного на примере образов животного мира. Читать далее
Калоши счастья
Две феи поспорили. Одна утверждала, что калоши дадут возможность человеку почувствовать себя полным счастья. А вторая отметила противоположную точку зрения. Затем первая волшебница поставила их на входе, с целью, что их кто – то оденет. Читать далее
Новое платье короля
Жил был на свете один король. Любил он разные наряды. Все свое время проводил он в гардеробе. На каждый день, на каждый час у него был разный наряд. Лучшие ткани, лучшие платья, мантии принадлежали этому королю. Читать далее
Огниво
Солдат возвращается после многолетней службы домой. Идет весело, в кармане ни гроша. Уродливая ведьма, оказавшаяся на пути, предлагает ему сделку. Читать далее
Оле Лукойе
Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз. Читать далее
Пастушка и трубочист
В гостиной стоял старинный шкаф, украшенный резьбой. В центре шкафа была вырезана фигурка потешного человечка. У него была длинная бородка, на лбу торчали маленькие рожки, а ножки были козлиные. Читать далее
Принцесса на горошине
В одном королевстве жил принц, который задумал в жёны подлинную принцессу. Объехав весь мир, он вернулся домой, но желаемого не нашёл. Среди огромного количества невест, не было той, с кем бы он связал свою судьбу, проявлялись какие – то недостатки. Читать далее
Пятеро из одного стручка
В стручке жило пять зеленых горошинок и они думали, что весь мир такой самый зеленый как они. Время проходило, стручок рос вместе с горошинами. Они хотели узнать, что же ждет каждую из них. Со временем они начали желтеть Читать далее
Ромашка
Возле дачного участка в зеленой траве росла ромашка. С каждым днем она была все больше и больше, и наконец она расцвела. Не волновало ее, что она была посредственным и незаметным цветком, наоборот, она довольная тянулась к солнцу. Читать далее
Русалочка
В самом глубоком месте моря стоял дворец морского царя. Царь давно овдовел, и шесть внучек-принцесс воспитывала старуха-мать. Целыми днями они играли во дворце и саду. В отличие от остальных принцесс самая младшая была тиха и задумчива. Читать далее
Самое невероятное
Человек, который представит нечто самое невероятное возьмет в жены принцессу, а в приданное – пол королевства. Тут же появилось множество желающих – разных возрастов и сословий, но никто не мог придумать ничего толкового Читать далее
Свинопас
В маленьком царстве жил небогатый принц, кроме прекрасных внешних данных и призвания не было у него ничего. Решил принц найти себе жену, нашёл она в соседнем королевстве красивую принцессу. Читать далее
Снеговик
Мальчики во время прогулки слепили снеговика, который с наступлением вечера ожил. Он не мог сдвинуться с места и, как маленький ребёнок, не понимал, что его окружает. Читать далее
Снежная королева
Кай и Герда крепко подружились. Но, в их безоблачный мир пробралась Снежная королева, которая похитила мальчика и оставила жить в царстве холода и льда. Кай заколдован Читать далее
Соловей
История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей Читать далее
Стойкий оловянный солдатик
Г.Х Андерсен автор сказок известных всему миру. Его сказки читают как дети, так и взрослые, в них заложен глубокий смысл. Одно из его творений это Стойкий оловянный солдатик Читать далее
Тень
Эта известная сказка Андерсена популярна и в России, особенно благодаря прекрасному. Сама история несколько отличается от сценария. Итак, в жаркую страну прибывает ученый. Он работает, но ему очень тяжело из-за климата Читать далее
Чайник
Существовал на свете чайник. Он был очень важен и высокомерен. Самоуверенно гордился своей красотой, брезгливо поглядывая на обычную посуду. Сделан был чайник из фарфора, у него был великолепный носик и потрясающе загнутая ручка Читать далее
Штопальная игла
Одна штопальная игла была очень высоко мнения о себе. Однажды, когда её Андерсен — Штопальная иглаиспользовали при починке кухаркиной туфли, она сломалась. Хозяйка, накапав на сломанный конец немного сургуча, превратила её в брошь. 2 класс Читать далее
Об авторе
Творчество Ганса Христиана Андерсена очень разнообразно. Он писал романы, стихи, прозу, пьесы, однако большую часть его наследия составляют сказки.
Начался творческий путь писателя, как сказочника, с обработки сказок, услышанных им в детстве. Одним из первых сборников является «Сказки, рассказанные детям», датированный 1835 годом. В этом сборнике были переосмыслены народные мотивы. В сборник вошли такие произведения, как «Огниво», «Свинопас» и «Дикие лебеди». В 1852 году выходит сборник «Истории, рассказанные детям», где автор переосмысливает историю и современную действительность.
Второй этап творчества писателя характеризуется наличием философских размышлений. Например, в сказке «Соловей » развивается мысль о настоящих и мнимых ценностях человечества. Сказка «Снежная королева» дополняет вопрос преданности, рассмотренный ранее в «Диких лебедях». Автор показал силу духа земных девочек. Ими являлись Герда (персонаж из сказки «Снежная королева») и Эльза (из сказки «Дикие лебеди»).
Творческий подъем у писателя начался в конце 30-х и 40-е годы 19 столетия. В этот период были написаны «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Девочка со спичками» и др.
В 40-50-е года автор отходит от написания сказок с волшебством и работает над произведениями, описывающими обычную жизнь людей, с наличием тревог, радостей и бед. Например, такой работой является «Девочка со спичками», в которой люди, проходившие мимо замерзающей девочки, восприняли ее за груду нечистых тряпок.
Также, в творчестве писателя присутствуют элементы религии, так как автор был верующим человеком. В некоторых сказках автором упоминается Иисус Христос, однако тогда, в советское время, подобные произведения с элементами религиозности, сокращались. Например, была изменена сказка «Снежная королева». Так, в оригинальной сказке, Герда для успокоения снежной вьюги, читала молитву «Отче наш».
Ознакомившись с творчеством Г.Х. Андерсена можно сказать, что в его сказках практически отсутствует насилие и жестокие сцены (обратным являются только сказка о дюймовочке, которую похищают и сказка «Огниво», в которой предполагалась казнь солдата). Его произведения характеризуются мудростью и добротой.
«Баба-яга»»Баба-Яга и Жихарь»»Баба Яга и Заморышек»»Баба Яга и ягоды»»Бабка и медведь»»Бабушка, внучка да курочка»»Барин-кузнец»»Безногий и слепой богатыри»»Белая уточка»»Белые перышки»»Бычок, смоляной бочок»»Бычок серный бочок, белые копытца»Былины«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»»Бой Добрыни с Дунаем»»Булат Еремеевич»»Вавила и скоморохи»»Вольга Всеславьевич»»Вольга и Микула Селянинович»»Иван-гостиный сын»»Илья Муромец и Идолище Поганое»»Илья Муромец и Калин царь»»Илья Муромец и Святогор»»Илья Муромец и Соловей-разбойник»»На заставе Богатырской»»О князе Романе и двух королевичах»»Первый бой Ильи Муромца»»Ставр Годинович и Василиса Микулишна»»Садко»»Святогор-богатырь»»Святогор и тяга земная»»Смерть Святогора»»Соловей Будимирович»»Старик Данило и молодой Михайло»»Три поездки Ильи Муромца»»Ванюшка и царевна»»Василиса Прекрасная»»Ведьма и Солнцева сестра»»Вещий сон»»Волк и лиса»»Волк и семеро козлят»»Волшебная дудочка»»Ворона и рак»»Глупый жених»»Глупый мужик»»Горе»»Горшеня»»Гуси-лебеди»»Два вора»»Два Ивана»»Два Ивана солдатских сына»»Два мороза»»Две сестры»»Деревянный орел»»Дети деда Мороза»»Диво дивное, чудо чудное»»Доброе слово»»Добрыня и Алеша»»Добрыня Никитич и Змей Горыныч»»Дочь и падчерица»»Дочь-семилетка»»Дрозд Еремеевич»»Дурак и береза»»Елена Премудрая»»Жена доказчица»»Жихарка»»Журавль и цапля»»Заколдованная королевна»»За лапоток курочку, за курочку гусочку»»Заюшкина избушка»»Звери в яме»»Зимовье зверей»»Золотой петушок»»Иван Быкович»»Иван — коровий сын»»Иван -крестьянский сын и чудо-юдо»»Иван Царевич и Белый Полянин»»Иван Царевич и серый волк»»Иванушка дурачок»»Исцеление Ильи Муромца»»Как баран и свинья торговать ходили»»Как Иван-дурак дверь стерег»»Как Илья из Мурома богатырем стал»»Как собака друга искала»»Как старик домовничал»»Каша из топора»»Клад»»Коза-дереза»»Колобок»»Кому горшок мыть»»Кот, Петух и Лиса»»Кот и Лиса»»Кощей Бессмертный» «Крошечка-Хаврошечка»»Кузьма Скоробогатый»»Летучий корабль»»Лиса и дятел»»Лиса и Журавль»»Лиса и заяц»»Лиса и козел»»Лиса и Котофей Иванович»»Лиса и Рак»»Лиса и Тетерев»»Лисичка-сестричка и волк»»Лисичка со скалочкой»»Лихо одноглазое»»Мальчик с пальчик»»Марья Моревна»»Маша и медведь»»Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри»»Медное, серебряное и золотое царства»»Мороз и заяц»»Морозко»»Мороз, солнце и ветер»»Морской царь и Василиса Премудрая»»Мужик и медведь (Вершки и корешки)»»Мужик и царь»»Напуганные медведь и волки»»Находчивый солдат»»Ненаглядная красота»»Окаменелое царство»»Пастушья дудочка»»Петр и Петруша»»Петушок Золотой гребешок и жерновцы»»Петушок и бобовое зернышко»»Подземные царства»»Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»»Покатигорошек»»По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»»Полкан и медведь»»По щучьему веленью»»Правда и кривда»»Про Иванушку-дурочка»»Про ленивую и радивую»»Про одного солдата»»Пузырь, Соломинка и Лапоть»»Пых»»Притча о сеятеле»Притча «Царь и кузнец»Притча «Шрамы на сердце»»Репка»»Рукавичка»»Самое дорогое»»Семь Симеонов»»Сердитая барыня»»Серебряное блюдечко и наливное яблочко»»Сестрица Аленушка и братец Иванушка»»Сивка-бурка»»Сказка о молодильных яблоках и живой воде»»Скорый гонец»»Снегурочка»»Снегурушка и лиса»»Солдат и сало»»Солдатская шинель»»Солдат и смерть»»Солдат и черт»»Солнце, Месяц и Ворон Воронович»»Терешечка»»Три медведя»»Умная внучка»»Умный работник»»У страха глаза велики»»Финист — ясный сокол»»Хитрая наука»»Хрустальная гора»»Царевич Нехитер-Немудер»»Царевна-Лягушка»»Царевна Несмеяна»»Чего на свете не бывает»»Что дальше слышно»»Чудесная рубашка»»Чудесные лапоточки»»Чудесный ящик»»Шемякин суд»Используемые источники:
- http://www.ru-skazki.ru/description-tales.html
- https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/andersen
- http://santyaguarundito.blogspot.com/p/blog-page_41.html