Сочинение по шмелеву лето господне

Сочиненияпо литературекупринроль пейзажа в произведении олесякак всегда, хороший писатель использует все средства для создания своего произведения. то есть в даже
  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Роль пейзажа в произведении Олеся

Как всегда, хороший писатель использует все средства для создания своего произведения. То есть в даже самом маленьком рассказе всё работает на то, чтобы создать нужное ощущение. Чаще всего картины природы усиливают впечатление, буря в сердце героя – буря на улице. Или, наоборот, автор использует зарисовки природы для контраста – солнечный день, а на душе героя дождливо и тоскливо. Тут играют и погодные условия, и сам ландшафт.

А этой повести описанию природы отдано достаточно текста. Тем более, что сама героиня как бы часть природы. Олеся понимает её, чувствует… Она ведь не городская девушка, она не забыла о своих корнях – о родине, которая не в словах, а в самой почве, в растениях, в животных и птицах. Её ведь даже считают ведьмой! Но вот она и ведает всё о травах и приметах. Не боится леса, его обитателей.

С самого начала рассказа речь о погоде, которая определяет планы главного героя. На улице сильный ветер. Герой собирается охотиться на зайцев, ведь охота – единственное его развлечение в деревне. Слуга героя, понимая, что при таком ветре все зайцы забились в норы, а ещё следов будет на снегу не найти, отговаривает его. Тут показано, что простые люди лучше понимают природу.

Когда герой с Олесей идут по лесной дорожке, лес показывает себя красивым и даже романтичным. Дорога сама по себе простая, истоптанная лошадями, но в этих лужах отражается «пожар зари». Из-под мертвых листьев поднимают свои головы первые весенние цветы – колокольчики «сна», а это местные цветы. Тут зарождается любовь между героями, а природа тоже оживает. Это напомнило сцену с дубом, который возродился, тут тоже, благодаря любви герой просыпается к новой жизни.

Вена продолжается. Цветет сирень. Начало восьмой главы показано в весеннем дожде – «благодатном»: теплом с крупными каплями. После такого дождя быстро растет зелень свежая… Природа уже проснулась, всё растет и цветет. У героя настроение тоже хорошее, он полон сил.

Герои взаимодействуют с природой. Например, свидание начинается под цветущим боярышником. Идет диалог, воспоминания… Тут Олеся срывает веточку боярышника, украшает ей свои волосы.

Любовь подарила героям месяц счастья. Прекрасная теплая погода, аромат ландышей, ленивые дни, теплые вечера. Понятно, что это герои обращали внимание на красоту природу, могли полениться днём, полюбоваться звездами ночью.

В последней главе начинается гроза, которая и отражает ситуацию между героями. Кстати, грозу эту предсказала старуха… но говорила ли она только о природе? И вот снова приближается осень.

В этой повести прекрасная природа больше отражает настроение героев, а не противопоставлена ему.

Человек и природа в творчестве Куприна

Впервые купринская концепция человека и природы была воспроизведена как что-то целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей».

Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдение и осмысление, и равноценный миру человека в общем потоке бытия

Чувство связи и породнение с этим миром вызывает волнение героя: «затамував дыхание и измерение», «осторожно», «стараясь не шуметь», «удивлялося» и т.д. Столкновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и образом морального очищения. Природа помогает ему забыть о жизненных беспорядке и заботы и погрузиться в новый поток времени.

Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, которое имеет непосредственная связь с человеческим миром. Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие миги, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущения своей включенности в вечный поток космического жизни.

Философское крашение приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимой в безветренный день. Нависшие на областях пышная грудка снега давила их книзу, предоставляя им чудесный, праздничный и холодный вид.

Временами срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие области Снег розовел на солнце и синиввтени.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чеченский народ: культура, традиции и обычаи

Мной овладело тихое очарование этого врочистой, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…

» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном – вечное, ощутить свою причастность целому.

В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в обиде тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).

Образ природы опоэтизирован в «Олесеви». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.

Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогую во время весеннего бездорожья, герой отмечает, что в воде, который были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отбивался пожар вечернего зарева».

Природа видится герою сказкой, волшебством, которое сливает красоту месячной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, волшебную сказку.

Сошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лис, легло среди мрака неравными, синевато-бледными пятнами на корявые стволы, на выгнутые суки, на мягкий, как плюшевый ковер, мхи Тонкие стволы берез белели резко и четко, а на их редкая листву, казалось, были накинутые серебристые, прозори, газови покриви

И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».

Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприним в цикле очерков «Листригони», в которых подчеркивается связь человека с естественной жизнью, подчиненность работы рыбаков естественным естественным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально выкрашенный. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т.д.

автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к потери космических связей и неполноценности бытия.

Купринские охотничьи сюжеты, описания природы выявленные читателю как одна с попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, настолько актуальное для нашей эпохи

Как много прекрасных чувств на земле!

Но наиболее дорогая и приподнятое – это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для того й пишет свои произведения, чтобы раскрыть людям глазу на то, чего они не видят или не хотят чувствовать.

Прекрасной показанная любовь в произведении Куприна “Гранатовый браслет”, любовь бедного телеграфиста к богатой и знатной даме.

Вот ведь как вернулась судьба! Любовь бедного Желткова была не мимолетным увлечением, а каким-то по-настоящему огромным чувством, которые может подвергнуть испытанию каждого из нас

Началось все действительно просто шутливо, а закончилось тем, что стало с Желтковым послу семы бесконечного лет. Но вот Желтков решается на поступок, немного непонятный, но все-таки приподнятый и прекрасный.

Несмотря на него бедность, он дарит Вере браслет, который ему очень дорог. Но Вера не понимает этого поступка и рассказывает все своему мужчине, который был, естественно, оскорбленный этим. Он принимает это как вызов и идет выяснять отношения с Желтковым.

Но что же это за оскорбленный мужчина, если он идет на встречу со своим соперником не один?

Этот приход послужил толчком к самоубийству Желткова. Он понимает, что любви Веры он никогда не добьется и, решив не усложнять ей жизнь, убивает себя. Вера решила увидеть человека, который, по ее мнению, был просто восхищенный ею, но когда она приходит туда, где жил Желтков, когда она видит это прекрасное открытое лицо, понимает, что она потеряла

Любая женщина виднеется о такой любви вся жизнь. А Вера через благосклонность к мужчине, ведь это была только благосклонность, теряет то, что, возможно, ждала всю жизнь.

Мне понравилось это произведение, потому что в нем отраженная вся сложность и неоднозначность людской любви, ее невозможность в мире становых и кастовых расхождений, и я думаю, что Куприну прибегло показать ее красоту и силу.

Любовь прекрасная, это знают все, кто когда-или подвергал испытанию это чувство. Но у кого в душе еще не зародилось оно, не огорчайтесь! Все еще впереди! Вы только верьте!

Человек и природа в творчестве Куприна

Человек и природа в повести А. Куприна «Олеся»

Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.

Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».

В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.

«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной.

Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы.

Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.

Олеся — воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.

Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.

Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.

Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация — враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», — говорит она.

Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.

Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.

Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, — вспоминает Иван Тимофеевич, — и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».

Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.

Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»

Иван Тимофеевич — человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.

По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.

Олеся — это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.

Мир природы и человеческих чувств в повести а. и. куприна «олеся»

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ. В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, ра­зоблачали сами основы общественных отношений.

Высказывая ре­шительный протест общественному злу и насилию, писатели и по­эты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представи­телей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств.

Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большин­стве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимисти­ческое мировидение.

Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести «Оле­ся», побуждали его к поискам идеала некоего «естественного чело­века» .

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологи­ческого анализа.

Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрожде­ния всего русского народа.

Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологи­ческий портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, от­ражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Оле­си, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами «высокая брюнетка лет около двадцати—двадцати пяти», которая «держалась легко и стройно».

«Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным «дивчатам», «лица которых под уродливыми повязками, прикры­вающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однооб­разное, испуганное выражение».^С мастерством настоящего психо­лога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, ав­тор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сход­ны в одном — на них словно бы лежит печать общего неблагополу­чия, а как следствие — духовной опустошенности.

И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостно­стью жизни, не могут и не хотят понять и принять «лесную колду­нью» Олесю, называя «ведьмой», «чертовкой», обвиняя ее и ее баб­ку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жите­ли (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах.

А Олеся — де­вушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по- настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она мо­жет даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сер­дце, ее чувства и убеждения.

Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармонич­ным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу не­замутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчи­нено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасно­го нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа жи­вет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жиз­нью. И главное в этом мире — абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы.

Да и сама природа оживает под пером писателя: «сердито пенясь», бегут ручейки, «быстро вертя щепки и гусиный пух », в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с « круг­лыми, точно крутящимися, белыми облаками», «звонкие капли» сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а во­робьи кричат «так громко и возбужденно, что ничего нельзя… рас­слышать за их криком».

Повсюду в мире природы чувствуется «ра­достная, торопливая тревога жизни».

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеоб­разным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъем­лемой его частью.

Таким богатым внутренним миром, чистой и свет­лой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и «весеннюю грусть, сладкую и нежную, ис­полненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий».

И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни ге­роев.

Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они за­бывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается «в какую- то волшебную, чарующую сказку».

«Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мра­ка неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газо­вые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес со­сновых ветвей… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса».

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обре­чена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей уми­рают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь.

Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Приро­да чувствует неминуемое горе и разражается грозой: «Молния бли­стала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты».

И словно в подтверждение свершив­шейся непоправимой беды, «в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты». Казалось бы, разъяренная «громада» побеждает.

Но на самом деле у нее нет сил победить на­стоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точ­ностью, ясностью и благородной простотой преображения психоло­гической жизни людей. Он обладает простым и удивительно муд­рым волшебством слова.

Мастер языка, мастер сюжета и компози­ции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писа­тель оставил нам наследие, которое по художественному уровню яв­ляется достойным образцом русской классики.

Популярные сочинения

  • Сочинения по творчеству Паустовского
    Имя Константина Георгиевича Паустовского – русского советского писателя – известно всем. Он занимался также журналистской и педагогической деятельностью.
  • Язык мой — враг мой — сочинение 4 класс по пословице
    Говорит каждый человек по-разному. У каждого – разный словарный запас, разная грамотность, наличие слов-паразитов или же их отсутствие, наличие акцента или его отсутствие
  • Любовь к Родине — сочинение-рассуждение
    Родину, как и родителей, не выбирают. Она просто есть и ее нужно ценить и уважать. Если человек не будет любить свой родной дом, то как он сможет любить тех, кто с ним рядом?

Сочинения по произведениям Шмелев И.С.

Лето
Господне

  1. Душа России в «Лето
    господне» Шмелева
  2. Роль композиции в
    художественном произведении (И. С. Шмелев. «Лето господне»)
  3. Роман Шмелева «Лето
    Господне»

Душа
России в «Лето господне» Шмелева

Два
чувства дивно близки нам — 

В
них обретает сердце пищу —

Любовь
к родному пепелищу,

Любовь
к отеческим гробам.

А. Пушкин

Творчество Ивана
Сергеевича Шмелева, несмотря на период замалчивания, всегда находило в России
своего преданного читателя. После демократических преобразований в нашей стране
его книги обрели настоящую популярность. Конечно, самое значительное его произведение
— это роман «Лето Господне». Без него было бы неполным наше знание о литературе
русской эмиграции. Написан роман был исключительно под влиянием ностальгических
чувств писателя. Его тоски по России.

Нельзя с полной
уверенностью сказать, была ли эта страстно любимая И. Шмелевым Россия именно
такой, какой ее увидел и запомнил мальчик Ваня, но увиденную глазами ребенка
спустя много лет писатель Иван Шмелев воссоздал свою Россию после того, как
потерял ее навсегда.

Шмелев родился и
воспитывался в той среде, бытописателем которой был великий драматург
Островский. Но время все изменило. Купеческий сын Иван Шмелев в преддверии
двадцатого века уже ничем не был похож на героев Островского. Иное время — иная
Россия.

«Лето Господне» —
церковный календарь, прочитанный глазами ребенка. Уже в одном этом сказывается
оригинальность творческого замысла писателя. Ведь, по сути, мы приобщаемся к
тайнам непорочной детской души. То, что церковный календарь весь состоит из
праздников и дат религиозных обрядов, знает каждый. Но вот выстроить из сонма
религиозных символов одну человеческую жизнь в движении плоти и духа — до этого
мог догадаться лишь гениальный художник,

Шмелев начинает роман с
Великого Поста, а точнее — с «Чистого понедельника». Для Вани этот
«Понедельник» — волшебная сказка, открытие нового мира. Каждый человек помнит
свое детство и светлым, и омраченным. И мне понятно состояние души Вани, когда
в такой сказочный день происходят отнюдь не сказочные события. Вот отец грубо
кричит на Василь Василича — «Пьяная морда», — а тот и ответить не может, так
нарезался. Отец сменяет гнев на милость, когда выясняется, что выручку Василь
Василич все-таки принес, да еще «с верхом», а в кармане у него лишь кусок
черного хлеба и огрызок соленого огурца. Очень, я считаю, в русской натуре
такое бескорыстие и небоязнь — самого себя на смех выставлять, как этот Василь
Василич.

И еще одна грустинка…
По дороге в церковь, где будет стояние, попадает пьяный парень и ругается
ужасными словами. К сожалению, и сейчас таких сколько угодно. В душе ребенка,
конечно, тревожно: с одной стороны — ожидание светлого праздника, с другой —
страх от того, что есть люди, которым на это наплевать.

В сплетении восторга,
страха и стыда Валя врастает в так давно существующий мир взрослых людей. Но он
таит в глубине души уверенность, что лично он избежит такой жизни и поступков,
которые пугают его во взрослых.

Душа его зреет,
раздвигая пределы детской жизни. Вот он стоит возле храма Христа Спасителя —
будущей золотоглавой жертвы русского народа. Еще не разрушенный большевиками
храм будто мечтает о новом возрождении, в новой России.

Но это мои мысли, а
герой Шмелева взлетает духом выше и чище, потому что взирает на здравствующий
исконный храм и ничто не омрачает его душу. А мысли и чувства его теперь такие:
«Это — мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы… и дымные облачка за ними, и это
моя река, и черные полыньи, в воронах, и лошадки, и заречная даль посадов… —
были во мне всегда. И все я знаю. И щели в стенах — знаю. Я глядел из-за стен…
когда?.. И дым пожаров, и крики, и набат… — все помню! Бунты, и топоры, и
плахи, и молебны… — все мнится былью… — будто во сне забытом».

Это уже не сказочное
детское чувство, а родовая память, пробуждающееся чувство национальной гордости
и причастности к русской истории и народным святыням. И меня, как читателя и
соотечественника Ивана Шмелева, охватывает именно такое ощущение, очищающее и
исцеляющее душу, словно мне много лет, и я успел много пережить. И я, вместе с
автором этого замечательного романа, всегда верил, верю и вечно буду верить,
что душа Родины — светлая!

Роль
композиции в художественном произведении (И. С. Шмелев. «Лето господне»)

Прошлое…
связано с настоящим

непрерывной
цепью событий,

вытекающих
одно из другого.

А П. Чехов

Наверное,
художественное произведение начинается с возникновения в воображении писателя
ряда образов, связанных с событиями, некогда взволновавшими его. Из глубины
сердца, из потаенных уголков памяти поднимаются картины исторического прошлого
или воображаемого будущего. Задача писателя — выстроить эти картины и образы в
одно гармоничное целое. Мне кажется, даже необязательно делать плавные переходы
в форме произведения. Иной раз достаточно так называемого внутреннего сюжета,
когда внешне совершенно разные моменты внутренне, психологически связаны между
собой. Приемов много, все не перечислишь. Мир литературы также многообразен,
изменчив, часто удивителен, а порой парадоксален, как настоящий, окружающий нас
мир людей, предметов и природы.

Особенность композиции
книги И. С. Шмелева “Лето Господне”, я считаю, именно в неуловимости и
неопределенности жанра повествования. Много лет литературные критики и
литературоведы называют его произведение то романом, то повестью, то сборником
рассказов или новелл. Есть и такие определения, как роман-миф, свободный эпос и
т.д. Я считаю, каждый из них прав: “Лето Господне” вполне можно назвать
романом, так как в нем изображен достаточно большой промежуток времени, много
действующих лиц, несколько переплетающихся сюжетных линий. А с другой стороны,
книга состоит из новелл, каждая из которых представляет собой вполне
законченное художественное произведение, которое может существовать независимо
от остальных рассказов. Определения мифа и эпоса также оправданы присутствием в
повествовании поэтического осмысления национальных корней, сопоставления
настоящего, прошлого, будущего нашей родины.

Автор, видимо, долго
размышлял над композицией и решил выстроить рассказы так, чтобы они походили на
церковный православный календарь, прочитанный глазами ребенка. Система образов
представляет в нем круг, в центре которого мальчик Ваня. Для Вани все ново в
этом мире. Он познает его под влиянием взрослых в повседневном общении. Это
стержень романа, на который нанизано все остальное. Соответствуют, по-моему,
композиции романа и душевные движения маленького героя. По дороге в храм
попадается пьяный парень, который бранится грязными словами, но взрослые не
обращают на него внимания и мальчика это и успокаивает, и примиряет с миром,
где соседствуют святость и безобразие.

Символический смысл
закольцованной композиции романа заключается в том, что жизнь семьи Вани
подчинена православному годовому циклу. Каждый день имеет свое название. Особое
значение имеют двунадесятые праздники. Первая часть романа так и называется —
“Праздники”. Повествование начинается с Великого поста и заканчивается
Масленицей. За Масленицей вновь следует Великий пост. Круг замыкается. Есть
ощущение мира, который будет существовать вечно в таком круговороте.

Во второй части романа
— “Радости” — описываются события в порядке движения от праздника к празднику.

Это уже второй круг. С
православным календарем автор связывает не только ритуальные действия —
крестный ход, именины, говенье, но и чисто хозяйственные работы — заготовка
льда, засолка огурцов и капусты, а также купеческие дела отца Вани. В Троицын
день катались на лодках, а на Масленицу катались на санях с горок, на Крещение
подготавливали проруби и т.д. Чувствуется, что автор сам в восторге от. этих
поэтических действ: “Так все налажено — только разумей и радуйся…”

Третий круг “Лета
Господня” — “Скорби”. Ваня переживает страшную трагедию — смерть отца. Автор
противопоставляет время скорби времени счастья и праздника. И это тоже
композиционный ход. Как в церковном календаре, человеческая жизнь имеет свои
круги. Это, по-моему, сделано для того, чтобы облегчить горе человека, утешить
его. Внешние события в этот момент как бы лишаются на время всякого смысла:
“Нынче и праздник не в праздник нам”.

Но жизнь продолжается.
Ваня понимает, что человеческая жизнь — это не только праздники, но и скорби. В
романе герой прожил три жизненных цикла, которые составляют один большой
жизненный цикл — со всеми радостями и скорбями. В конце романа Ваня вступает в
новую жизнь: скоро ему идти учиться в гимназию, он на некоторое время отвлекается
от окружающего мира и начинает думать о собственной судьбе. Его жизнь
продолжается. И в этом новом цикле мальчика ожидают новые радости и скорби.

Таким образом,
благодаря композиционному построению романа автору удается решить основную его
нравственную задачу: увлеченная мерным движением колеса времени жизнь человека
течет по кругу, праздники сменяют скорби, но они проходят и вновь наступают
праздники. Этот “круглый мир” и заключает в себе, по мнению автора, смысл
человеческой жизни на земле.

Роман
Шмелева «Лето Господне»

Именно «Лето Господне»
(1933—1948) и «Богомолье» (1931), а также примыкающий к ним тематически сборник
«Родное» (1931) явились вершиной творчества Шмелева. Он написал немало
замечательного и кроме этих книг: помимо уже упоминавшегося «Солнца мертвых»
назову хотя бы романы «История любовная» (1929) и «Няня из Москвы» (1936). Но
магистральная тема, которая все более проявлялась, обнажалась, выявляла главную
и сокровенную мысль жизни (что должно быть у каждого подлинного писателя), сосредоточенно
открывается именно в этой «трилогии», не поддающейся даже привычному жанровому
определению (быль — небыль? миф — воспоминание? свободный эпос?): путешествие
детской души, судьба, испытания, несчастье, просветление.

Из глубины души, со дна
памяти подымались образы и картины, не давшие иссякнуть обмелевшему было току
творчества в пору отчаяния и скорби. Из Франции, чужой и «роскошной» страны, с
необыкновенной остротой и отчетливостью видится Шмелеву старая Россия и в то же
время как бы обращенная к будущему, в завтра. Из потаенных закромов памяти
пришли впечатления детства, составившие книги «Богомолье», «Лето Господне», а
также примыкающие к ним рассказы «Небывалый обед», «Мартын и Кинга»1 и т. д.,
совершенно удивительные по поэтичности, духовному свету, драгоценным россыпям
слов. Шмелев славит русского человека, с его душевной широтой, ядреным говорком
и грубоватым простонародным узором расцвечивает «преданья старины глубокой»
(«Мартын и Кинга», «Небывалый обед»), обнаруживая «почвенный» гуманизм,
по-новому освещая давнюю тему «маленького человека» («Наполеон», «Обед для
«разных»).

Если говорить о
«чистой» изобразительности, то она только растет, являя нам примеры яркой
метафоричности («Звезды усатые, огромные, лежат на елках»; «промерзшие углы
мерцали серебряным глазетом»). И прежде всего изобразительность эта служит
воспеванию национальной архаики («Тугое серебро, как бархат звонкий. И все
запело, тысяча церквей»; «Не Пасха — перезвону нет; а стелет звоном, кроет
серебром,— как пенье без конца, гул и гуд»). Конечно, мир «Лета Господня» и
«Богомолья», мир филен-щика Горкина, Мартына и Кинги, чахоточного «Наполеона»,
бараночника Феди и богомольной Домны Панферовны, старого кучера Антипушки и
приказчика Васнль Васильича, «облезлого барина» Энтальцева и отставного солдата
Махорова «на деревянной ноге», колбасника Коровкина, рыбника Горностаева и
«живо-глота»-богатея крестного Кашина — этот мир одновременно и был, и не
существовал никогда. Возвращаясь вспять, силой воспоминаний, против течения времени
— от устья к ее истокам,— Шмелев преображает все увиденное вторично. Да и сам
«я», Шмелев-ребенок, семилетний Ваня, появляется перед читателем словно бы в
столпе света, умудренный опытом только предстоящего ему пути. Но одновременно
писатель создает свой особенный, «круглый» мир, маленькую вселенную, от которой
исходит свет патриотического одушевления и высшей нравственности.

О «Лете Господнем»
проникновенно писал И. А. Ильин:  «Великий мастер слова и образа, Шмелев создал
здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, в
словах точных, насыщенных и изобразительных: вот «тартанье мартовской капели»;
вот в солнечном луче «суетятся зо-лотинки», «хряпкают топоры», покупаются
«арбузы с подтреском», видна «черная каша галок в небе».

И так зарисовано все:
от разливанного постного рынка до запахов и молитв Яблочного Спаса, от
«розговин» до крещенского купанья в проруби. Все узрено и показано насыщенным
видением, сердечным трепетом; все взято любовно, нежным, упоенным и упоительным
проникновением; здесь все лучится от сдержанных, не проливаемых слез умиленной
благодатной памяти. Россия и православный строй ее души показаны здесь силою
ясновидящей любви. Эта сила изображения возрастает и утончается еще от того,
что все берется и дается из детской души, вседовер-чиво разверстой, трепетно
отзывчивой и радостно наслаждающейся. С абсолютной впечатлительностью и
точностью она подслушивает звуки и запахи, ароматы и вкусы. Она ловит земные
лучи и видит в них — неземные; любовно чует малейшие колебания и настроения у
других людей; ликует от прикосновения к святости; ужасается от греха и
неустанно вопрошает все вещественное о скрытом в нем таинственном в высшем
смысле».

«Богомолье», «Лето
Господне», а также примыкающие к ним рассказы объединены не только духовной
биографией ребенка, маленького Вани. Через материальный, вещный, густо
насыщенный великолепными бытовыми и психологическими подробностями мир нам
открывается нечто иное, более масштабное. Кажется, это вся Россия, Русь
предстает здесь «в преданьях старины глубокой», в своей темпераментной широте,
истовом спокойствии, в волшебном сочетании наивной серьезности, строгого
добродушия и лукавого юмора. Это воистину «потерянный рай» Шмелева-эмигранта, и
не’ потому ли так велика сила ностальгической, пронзительной любви к родной
земле, так ярко художественное видение красочных, сменяющих друг друга картин.
Книги эти служат глубинному познанию России, ее корневой системы, пробуждению любви
к нашим праотцам.

В этих «вершинных»
книгах Шмелева все погружено в быт, но художественная идея, из него
вырастающая, летит над бытом, приближаясь уже к формам фольклора, сказания.
Так, скорбная и трогательная кончина отца в «Лете Господнем» предваряется рядом
грозных предзнаменований: вещими словами Пелагеи Ивановны, которая и себе
предсказала смерть; многозначительными снами, привидевшимися Горкину и отцу;
редкостным цветением «змеиного цвета», предвещающего беду; «темным огнем в
глазу» бешеной лошади Стальной, «кыргыза», сбросившего на полном скаку отца. В
совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним
художественно-религиозным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха мифа,
яви-сказки.

  • Краткие содержания
  • Шмелёв
  • Как я стал писателем

В произведении «Как я стал писателем», написанном Иваном Сергеевичем Шмелёвым, рассказывается о событиях, которые происходили до революции. В этом рассказе Иван Шмелев делиться воспоминаниями о своем творческом пути.

Рассказчик считает, что он всегда был писателем. Няня журила мальчика, что он так много болтает, сравнивала его с балаболкой. Удивлялась, как это язык у мальчика не болит от постоянных разговоров.

А рассказчик был впечатлительным ребенком. И многие воспоминания детства запечатлелись в его памяти на долгое время. Эти воспоминания о простых вещах: детских игрушках, ободранных кубиках, азбуке с буквами. А еще в памяти рассказчика постоянно появляются прекрасные картины прошлого: солнечный зайчик на стенке, ветки березы с зелеными листиками и тараканы на полу. Эти чудесные явления помогали рассказчику представить, как пахнет краска на жестяной игрушечной дудочке и кашка в кастрюльке. Вспоминались и лики святых на иконах, висящие лампады и слова молитвы, непонятной в детстве.

Рассказчик в детстве разговаривал с игрушками, стружками и чурбачками, которые пахнут лесом. Мальчику все предметы рассказывали чудесные истории. Живыми казались доски, наваленные во дворе; пилы, грызшие бревна; метла, носившаяся летом по двору за пылью и замерзающая зимой во дворе. Рассказчик гладил метлу и пытался утешить.

В гимназии мальчика называли оратором за постоянную болтовню. Учителя постоянно наказывали его за разговоры на уроках. А в третьем классе рассказчик создал свое первое произведение о путешествии на Луну преподавателей гимназии. Они летали на воздушном шаре, созданном из огромных штанов учителя латинского языка. Эта поэма нравилась гимназистам, но вскоре попала в руки начальству. Естественно, за свою шалость мальчик был наказан. Педагогический совет, на котором обсуждался проступок рассказчика, решил оставить мальчика в выходной день в гимназии на целых шесть часов.

Мальчик любил писать сочинения и стихотворения. В них он описывал все свои впечатления от чтения книг. Но эти опусы не нравились учителю словесности. Мальчик за свои творения получал плохие оценки, из-за которых не смог перейти в следующий класс.

Но это оказалось не так уж плохо. Теперь учителем у гимназиста стал человек, который любил и знал свой предмет. Учитель позволял мальчику писать такие сочинения, которые он хотел.

После окончания гимназии рассказчик написал свой первый рассказ и отдал его в журнал на проверку. Ответ от издателя не приходил несколько месяцев. Рассказчик за это время окончил гимназию, поступил в университет и не думал, что дождется ответа из журнала. Какого же было удивление юноши, когда его творение было напечатано. Потом сам издатель пригласил рассказчика, отдал гонорар и посоветовал юноше продолжать писать дальше. Мужчина сказал, что произведение очень хорошее, и стоит творить дальше.

Рассказ Ивана Шмелева утверждает, что если человеку что-то нравится, то надо развивать эту способность.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Анализ рассказа Шмелева «Как я стал писателем»

1. История создания произведения.

Иван Сергеевич Шмелёв написал рассказ «Как я стал писателем» в 1895 году, в этом же году состоялась первая публикация рассказа в журнале «Русское обозрение». Автор обратился к своему детству, взрослению и опыту создания первого своего произведения — «У мельницы», большого рассказа о народной жизни.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Как я стал писателем» — рассказ, так как это небольшое произведение, в котором число персонажей ограничено, поставлена одна проблема — путь к писательству.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Как я стал писателем» довольно ясно указывает, что речь в рассказе идёт о становлении писателя.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Автобиографический характер рассказа обусловил повествование в нём от первого лица, то есть повествователем является рассказчик (он же — персонаж), обозначающий себя местоимением «я».

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Путь становления писателя.

Идея: Талант писателя даётся человеку от рождения, и этот дар ведёт его к писательской стезе.

Герой с раннего детства ощущал в себе дар, ему казалось, что он «не делался писателем, а всегда им был».

Проблематика: Подростку и юноше важно иметь поддержку взрослого человека, который верит в его талант и помогает расправить крылья.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Путь рассказчика к писательству поэтапный. На первом (дописьменном) этапе его писательство выражалось в неуёмной разговорчивости, за что нянька обзывала его «балаболкой». Ей казалось, что ребёнок мелет невесть что, а в нём говорил творческий дар. И все предметы казались ему живыми. А в первом классе мальчика прозвали «римским оратором» за разговорчивость, часто оставляли на полчаса после уроков в наказание.

На втором (письменном) этапе, уже в третьем классе, рассказчик полюбил читать романы Жюля Верна, которые вдохновили его на сочинение поэмы о путешествии на Луну учителей. Педагоги отправились к спутнику Земли на воздушном шаре, материалом для которого послужили необъятные штаны латиниста. Среди гимназистов «поэма» стала очень популярна, но от инспектора Баталина, человека сухого, недоброго и ограниченного, юный поэт получил взыскание.

Уничижительно этот педагог отзывался и о вдохновенных сочинениях литературно одарённого гимназиста. Противостояние рассказчика и инспектора Баталина закончилось для первого второгодничеством. Но нет худа без добра. Мальчик стал учиться у другого словесника — Цветаева. Этот учитель любил литературу, был добр, и, заметив талант ученика, позволил ему писать сочинения, как он хочет. Кроме того, поощрял мальчика пятёрками.

На третьем (печатном) этапе рассказчик, уже выпускник гимназии, как-то незаметно от сочинений перешёл к «собственному». На одном дыхании написал он большой рассказ «У мельницы». После долгих колебаний, сомнений сочинитель разыскал редакцию журнала «Русское обозрение» и со смущением оставил рукопись редактору. Рассказ понравился, его напечатали, да ещё удивили автора большим гонораром — 80 рублей. Конечно, рассказчик был в состоянии эйфории, но этот напечатанный рассказ под его фамилией что-то изменил в нём. Юноша почувствовал, что стал другим, и что на нём лежит обязанность, долг что-то сделать, много знать, читать, думать.

7. Система образов произведения.

Рассказчик — маленький мальчик, подросток, юноша, который всегда чувствовал в себе писательский дар — особое видение мира.

Баталин — инспектор гимназии. Он сух, высок, с рыжими баками. У него острый ноготь костлявого тонкого пальца, неприятный свистящий голос. Этот педагог не любит детей, бездарный учитель. Творческие натуры в среде учеников его раздражают, он их не понимает и не воспринимает. Он даёт нудные, скучные темы сочинений.

Цветаев Фёдор Владимирович — учитель словесности. Внешне он флегматичен: плотный, медлительный. Но глаз у Цветаева «посмеивающийся». Чуткий человек и хороший педагог, он поддержал развитие сочинительского таланта в своём ученике. Он давал гимназистам темы для сочинений живые, интересные, где можно было «развернуться».

8. Композиция произведения.

Завязка — ещё в раннем детстве писателя, когда нянька звала его балаболкой за неумолчные разговоры, когда он разговаривал с досками, стружками, половой щёткой.

Развитие действия: неумеренная разговорчивость в первом классе («римский оратор»); поэма о путешествии учителей на Луну в третьем классе; сочинения, неоценённые инспектором Баталиным; поддержка словесника Цветаева.

Кульминация — написание собственного рассказа «У мельницы».

Развязка — публикация рассказа и осознание героем себя в новом качестве.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Образы Баталина и Цветаева Шмелёв создавал на приёме противопоставления. Эти учителя резко отличались во всём: во внешности, в голосах, в отношении к ученикам, к предмету. Противопоставлены и чувства ученика к тому и другому. Баталин вызывает у мальчика неприязнь, а на похоронах Цветаева он плачет.

10. Отзыв о произведении.

Интересно восприятие мира ребёнком, одарённым писательским талантом. Очевидно, что этот талант и при неблагоприятных условиях (инспекторе Баталине) со временем бы прорвался, но могли быть упущены годы. А с лёгкой руки Цветаева мальчик быстро встал на верный путь. Как важен хороший учитель!

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Шмелева «Лето Господне»
  • Анализ повести Шмелева «Человек из ресторана»

Краткое содержание рассказа «Как я стал писателем» И. Шмелёва

Рассказ «Как я стал писателем» Шмелев краткое содержание с цитатами:

Рассказчик вспоминает, как стал писателем. Вышло это просто и даже непредумышленно. Теперь рассказчику кажется, что он всегда был писателем, только «без печати».

В раннем детстве нянька называла рассказчика «балаболкой». У него сохранились воспоминания раннего младенчества — игрушки, ветка берёзы у образа, «лепет непонимаемой молитвы», обрывки старинных песенок, которые пела нянька.

Всё для мальчика было живым — живые зубастые пилы и блестящие топоры рубили во дворе живые, плачущие смолой и стружками доски. Метла «бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала». Половую щётку, похожую на кота на палке, наказывали — ставили в угол, и ребёнок её утешал.

Всё казалось живым, всё мне рассказывало сказки, — о, какие чудесные!

Заросли лопухов и крапивы в саду казались рассказчику лесом, где водятся настоящие волки. Он ложился в заросли, они смыкались над головой, и получалось зелёное небо с «птицами» — бабочками и божьими коровками.

Однажды в сад пришёл мужик с косой и выкосил весь «лес». Когда рассказчик спросил, не у смерти ли мужик взял косу, тот посмотрел на него «страшными глазами» и зарычал: «Я теперь сам смерть!». Мальчик испугался, закричал, и его унесли из сада. Это была его первая, самая страшная встреча со смертью.

Рассказчик помнит первые годы в школе, старенькую учительницу Анну Дмитриевну Вертес. Она говорила на других языках, из-за чего мальчик считал её оборотнем и очень боялся.

Что значит «оборотень» — я знал от плотников. Она не такая, как всякий крещёный человек, и потому говорит такое, как колдуны.

Потом мальчик узнал о «столпотворении вавилонском», и решил, что Анна Дмитриевна строила Вавилонскую башню, и языки у неё смешались. Он спросил у учительницы, не страшно ли ей было, и сколько у неё языков. Та долго смеялась, а язык у неё оказался один.

Потом рассказчик познакомился с красивой девочкой Аничкой Дьячковой. Она научила его танцевать, и всё просила рассказывать сказки. Мальчик узнал от плотников множество сказок, не всегда приличных, которые очень нравились Аничке. За этим занятием их застала Анна Дмитриевна и долго бранила. Больше Аничка к рассказчику не приставала.

Чуть позже об умении мальчика рассказывать сказки узнали старшие девочки. Они сажали его на колени, давали конфеты и слушали. Иногда подходила Анна Дмитриевна и тоже слушала. Мальчику много чего было рассказать. Народ на большом дворе, где он жил, менялся. Приходили со всех губерний со своими сказками и песнями, каждый — со своим говором. За постоянную болтовню рассказчика прозвали «Римским оратором».

Это был, так сказать, дописьменный век истории моего писательства. За ним вскоре пришёл и «письменный».

В третьем классе рассказчик увлёкся Жюлем Верном и написал сатирическую поэму о путешествии учителей на Луну. Поэма имела большой успех, а поэт был наказан.

Затем наступила эра сочинений. Рассказчик слишком вольно, по мнению учителя, раскрывал темы, за что был оставлен на второй год. Это пошло мальчику только на пользу: он попал к новому словеснику, который не препятствовал полёту фантазии. До сих пор рассказчик вспоминает о нём с благодарностью.

Затем наступил третий период — рассказчик перешёл к «собственному». Лето перед восьмым классом он провёл «на глухой речушке, на рыбной ловле». Рыбачил он в омуте у неработающей мельницы, в которой жил глухой старик. Эти каникулы произвели на рассказчика такое сильное впечатление, что во время подготовки к экзаменам на аттестат зрелости он отложил все дела и написал рассказ «У мельницы».

Я увидал мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод, деда… Живые, — они пришли и взяли.

Что делать со своим сочинением, рассказчик не знал. В его семье и среди знакомых почти не было интеллигентных людей, а газет он тогда ещё не читал, считая себя выше этого. Наконец рассказчик вспомнил вывеску «Русское обозрение», которую видел по дороге в школу.

Поколебавшись, рассказчик отправился в редакцию и попал на приём к главному редактору — солидному, профессорского вида господину с седеющими кудрями. Он принял тетрадь с рассказом и велел зайти через пару месяцев. Затем публикация рассказа отложилась ещё на два месяца, рассказчик решил, что ничего не выйдет, и был захвачен другим.

Письмо из «Русского обозрения» с просьбой «зайти переговорить» рассказчик получил только в следующем марте, уже будучи студентом. Редактор сообщил, что рассказ ему понравился, и его опубликовали, а затем посоветовал писать ещё.

Я не сказал ни слова, ушёл в тумане. И вскоре опять забыл. И совсем не думал, что стал писателем.

Экземпляр журнала со своим сочинением рассказчик получил в июле, два дня был счастлив и снова забыл, пока не получил очередное приглашение от редактора. Тот вручил начинающему писателю огромный для него гонорар и долго рассказывал об основателе журнала.

Рассказчик чувствовал, что за всем этим «есть что-то великое и священное, незнаемое мною, необычайно важное», к чему он только прикоснулся. Он впервые ощутил себя другим, и знал, что должен «многое узнать, читать, вглядываться и думать» — готовиться стать настоящим писателем.

Это был краткий пересказ И. Шмелёва «Как я стал писателем».

Это интересно! Рассказ «Сны Чанга» Бунина был написан в 1916 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сны Чанга» для читательского дневника. Особенность данного произведения в том, что он ведется от имени пса, в снах и воспоминаниях которого отражается драматическая история жизни его хозяина.

Страница 241

Вопросы и задания

1.Прочитайте полный текст рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Познакомьтесь с его реальной основой. В раннем рассказе писателя

«Первый встречный» главный герой, бедный чиновник, умирающий от

чахотки, посылает перед смертью письмо аристократке с признанием

в любви. Чем можно объяснить возвращение Куприна к истории безответной любви, «любви издалека», романтического поклонения женщине

в «Гранатовом браслете»?

2.  Точка зрения. Что нового внёс Куприн в развитие традиционной для

русской литературы темы «маленького человека»? Почему образ Желткова не может быть однозначно отнесён к этому типу? В чём противоречивость «таинственного» облика героя?

3.  Обратите внимание на необычный эпиграф к рассказу «Гранатовый браслет». Объясните значение этого эпиграфа в произведении.

4.  Какую роль в рассказе «Гранатовый браслет» играют предметно-бытовые детали? Какой неожиданный смысл приобретают некоторые из этих

деталей (платок, записка, программа художественной выставки)? Почему

и в заглавие рассказа автор вынес образ предмета?

5.  Опыт исследования. Перечитайте описание гранатового браслета. Какое впечатление произвело на вас это описание? Что известно об истории этого предмета и особых его свойствах из текста рассказа? Какую роль сыграл он в судьбах главных героев рассказа «Гранатовый

браслет»?

6.  С какой целью в «Гранатовом браслете» представлены объёмная характеристика генерала Аносова и две рассказанные им истории? Как эти

истории помогают оценить отношение автора к описанным в рассказе

событиям?

7.  Связь с другими видами искусства. Посмотрите кинофильм режиссёра

А. М. Роома «Гранатовый браслет» (1964). Что необычного в интерпретации купринского рассказа вы можете отметить? Таким ли вы представляли себе главного героя рассказа?

8.  Внеклассное чтение. Прочитайте самостоятельно повесть А. И. Куприна

«Олеся». Каким типам или группам читателей вы могли бы рекомендовать эту повесть для чтения?

Страница 254

Вопросы и задания

1.  Точка зрения.

 Вы прочитали первые главы романа Е. И. Замятина «Мы».

Поделитесь своими первыми впечатлениями с одноклассниками. Что показалось необычным, непривычным в этом произведении? Возникло ли

у вас желание познакомиться с полным текстом романа?

2.  Подготовьте характеристику центрального образа романа — образа Единого Государства. Обратите внимание на основные цели и принципы

организации жизни в этом государстве. Как соотносятся в жизни Единого Государства свобода и регламент, природа и цивилизация?

3.  Какую роль играет в романе образ Зелёной Стены? Почему у героев

романа возникает желание выйти за её пределы? Какой символический

смысл приобретает этот образ в произведении?

4.  Какой тип личности представляет главный герой романа Д-503, автор

записей? Как характеризует героя его восприятие жизни, высокая оценка «божественных параллелепипедов прозрачных жилищ, квадратной

гармонии серо-голубых шеренг» и отношение к женщине?

5.  Опыт исследования. В романе Е. И. Замятина «Мы» активно используются необычные изобразительно-выразительные средства языка, подобные такому, например, сравнению: «На меня эта женщина действовала

так же неприятно, как случайно затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный член». Приведите оригинальные варианты замятинских сравнений, эпитетов, метафор, гипербол. Сделайте вывод о том,

какую художественную функцию они выполняют.

6.  Перечитайте финал романа Е. И. Замятина «Мы». Были ли вы готовы

к такой развязке? Прокомментируйте следующие детали в последней

записи Д-503: «значительное количество нумеров, изменивших разуму»; «удалось сконструировать временную стену из высоковольтных

волн». Как эти детали помогают оценить позицию автора?

7.  Внеклассное чтение. Прочитайте самостоятельно роман английского

писателя Дж. Оруэлла «1984» или посмотрите одну из экранизаций этого романа. Что в этом произведении напомнило вам о романе Е. И. Замятина «Мы»?

8.  Для дискуссии. Как вы думаете, почему такое широкое распространение

в литературе и кинематографе XX века получили сюжеты, возвращающие

нас к замятинскому роману «Мы», многочисленные литературные антиутопии, фильмы-катастрофы? Организуйте дискуссию на эту тему, в том

числе с использованием ресурсов Интернета.

Страница 264

Вопросы и задания

1.  Поиск информации.

 Вы прочитали фрагмент книги «Лето Господне»

и познакомились с комментариями к нему. Какие слова или словосочетания, на ваш взгляд, всё же нуждаются в дополнительных комментариях? Выполните эту работу самостоятельно, используя советы старших

и поисковые системы в Интернете.

2.  Кратко охарактеризуйте образ повествователя. Как вы думаете, с какой

целью он так подробно рассказывает мальчику о праздновании Рождества в России, о которой тот почти ничего не знает?

3.  Опыт исследования. Выпишите и проанализируйте наиболее характерные фрагменты из книги «Лето Господне», по которым можно судить

об особенностях индивидуального стиля писателя. Отметьте своеобразие

отбора лексико-фразеологических средств, особенности поэтического

синтаксиса. Попытайтесь сравнить стиль Шмелёва с индивидуальным стилем другого русского писателя.

4.  Публичное выступление. Подготовьте рассказ о празднике Рождества

Христова в дореволюционной России, используя прочитанный фрагмент

книги И. С. Шмелёва «Лето Господне» и дополнительные источники

инфор мации.

5.  Точка зрения. Чем может быть интересна сегодняшнему читателю книга

И. С. Шмелёва «Лето Господне»? Как вы думаете, только ли юному читателю можно адресовать эту книгу?

6.  Внеклассное чтение. Прочитайте самостоятельно рассказ И. С. Шмелёва «Забавное приключение». Напишите аннотацию к этому рассказу.

  • Сочинение по фотографии гиппенрейтера березы
  • Сочинение по химии 9 класс щелочные металлы в виде сказки
  • Сочинение по теме церковь покрова на нерли 8 класс русский язык ладыженская
  • Сочинение по французскому языку на тему путешествие
  • Сочинение по фразеологизму медвежья услуга