Сочинение по роману подросток достоевского

Сочинения по литературе достоевский анализ произведения подросток история создания романа сам сюжет произведения подросток федор михайлович придумал еще в 1871
  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Анализ произведения Подросток

История создания романа

Сам сюжет произведения «Подросток» Федор Михайлович придумал еще в 1871 году, но написание этого романа он начал только в 1874 году и спустя год уже закончил его. Отдельным изданием его могли лицезреть только лишь в 1876 году.

Идей Федора было написать огромный роман, ничего не уступающий «Войне и миру» Толстого. Произведение должно было состоять из 5 поветей и носить совершенно иное название – «Житие великого грешника».

В этом романе он хотел полностью отразить себя, то есть то, как он видит себя самого.

Вторым названием романа было «Беспорядок», но и его вскоре Достоевский решил изменить, вместе с формой повествования. Теперь рассказ велся от первого лица, а не от автора.

Жанром данного произведения является реализм, которым был очень популярен на тот момент. Чтобы отобразить его Достоевский использовал проблемы общества, а именно он писал про отношения между старшим поколением и младшим.

Проблематику этого произведения он придумал в 1874 году, когда писал письмо своей любимой жене. Это была актуальная на тот момент времени тема. Это взаимоотношения между поколениями, он брал не только свою семью, а более обширно, то есть в обществе тоже. Также в каких-то моментах проглядывает проблема воспитания.

Все действия в романе происходят в течение нескольких месяцев, а именно с середины сентября по начало декабря. Но в этом произведении описывается не полностью каждый день, а только некоторые моменты, которые соответствуют тематике романа. Если точнее, то каждая часть это три дня. Тем самым конфликт, который присутствует в работе Достоевского перерастает из драмы в трагедию.

Сюжет

Всего в романе присутствует три части.

В самой первой части рассказывает о том, как Аркадий Долгорукий переезжает в Петербург, потому что так хочет его отец. Аркадий хочет быть богатым и успешным человеком и при этом достигнуть этой вершины только честным путем, то есть, не поддаваясь ни на какие мошенничества, воровство, обман и тому подобное. Ему как будто специально попадались такие знакомые, которые как раз-таки и занимались добычей денег нечестным путем. Например, Стебельков, предстает в произведении перед нами в качестве мошенника, Версилов, которому просто повезло, и он получил богатое наследство от своих родственников, Версилова, которая вышла замуж за богатого человека и тому подобное. Также достичь такой вершины он хочет не ради себя, а ради других людей, то есть для того чтобы Аркадий мог им помогать в материальном плане.

Во второй части Аркадий меняется совершенно на противоположного человека, а именно поддается соблазну легких денег. Так как он подумал, что можно просто стать выше всех его знакомы и даже не знакомых личностей любым способом, и даже есть шанс, что об этом никто не узнает.

Также в этой части появляются три любовные линии. Между отцом Аркадия и Ахмаковой, между Лизой и Сергеем, между Анной и стариком Сокольским.

В третьей части повествуется о том, что Аркадий снова задумался над своей жизнью и осознал, что пошел не тем путем. Теперь перед ним предстоит выбор – Ламбер, которого так боится сам Аркадий или Макар, который так заострен на красоте. В итоге Аркадий выбирает правильный путь – идею Христа.

Герои

Аркадий Макарович Долгорукий – девятнадцатилетний незаконный сын Версилова. Очень гордый, а также упорный. Был уже совершеннолетним, но не осознавал свою ответственность за свои поступки из-за чего Достоевский называл его подростком.

Версилов – незаконный отец Аркадия. Из-за его гордыни он не замечает хороших намерений. Для него единственный идеал – это христианство.

Женские образы присутствуют в этом произведении лишь для отображения характеров и поступков главных героев, а также с помощью них отражено отношение главных героев к окружающим людям.

Ахмакова – женщина, которая имела сильный характер и смогла противостоять Версилову.

2 вариант

Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов. Планировалось, что он будет иметь черты самого автора. Путь героя, который начинал с атеизма, потом обратился в веру и снова вернулся к атеизму.

Первая тема, которую поднимает автор, это проблема отцов и детей. Эта тема поднимается не только в семье главного героя, но и вообще везде. Проблема воспитания отличается особой актуальностью. Особенно, когда тема касается нравственности.

Далее, Фёдор Михайлович поднимает тему детей, которые являются будущим нашей страны. С детства их окружает множество негативных факторов: «плохая» информация, которая пестрит на страницах журналов и газет, всё, что показывают на телеэкране. Автор описывает разные жизненные ценности: царящий в обществе хаос, случайные семейства и прочее. После автор противопоставляет этим деталям семьи, которые всегда заботились о своей чести и чтили традиции своего родства, за пример берется произведение «Капитанская дочка» и «Война и мир».

Фёдор Михайлович доносит до читателя мысль, что корень всех проблем находится в нравственности, а точнее, ее уровне. В сознании героя царит полный хаос, который возник по причине недостаточного уровня нравственности. По сути, разум героя уже опорочен. По этой причине герой ведет разгульный образ жизни, а потом будет пытаться исправить ситуацию через исповедь.

Следующая проблема – проблема эстетики. Начинается со спасительной красоты, которая помогает душе очиститься. Однако, вот в чем загвоздка, душа уже успела оскверниться. Всё начинается с обычного любования и доходит до того, что может произойти разврат. Любование на прекрасное не поможет измениться за раз, нужно время, чтобы прекрасное накопилось, тогда человек сможет измениться.

После Фёдор Михайлович поднимает тему двойственности красоты. Суть в том, что красота может быть разной. Она может быть, как нравственной, чистой и Христовой, так и грязной, ложной и полной противоположностью первым качествам.

По причине безнравственности человеческое сердце грубеет и перестает понимать, где добро, а где зло. Человек теряет способность правильно оценивать прекрасное. Красота является страшной силой.

Всегда важно помнить, что главной является внутренняя красота души, а не внешность. Проблема в том, что человек, очень часто мужчина, в первую очередь, обращает внимание на внешнюю оболочку. Именно, когда человек следует этой красоте, происходит совершенная другая реакция. В таком случае душа не будет преобразовываться, она будет продолжать оскверняться. Потому как чрезмерное любование на внешнюю красоту приведет к разврату. Эта красота работает непосредственно на сердце, не проходя через разум, в отличие от красоты нравственной, которая охватывает всё и помогает измениться.

Главным героем является Аркадий, незаконный сын Версилова. Этот молодой человек стремится к свободе и независимости. Он еще не умеет различать добро и зло. Герою свойственна гордыня, он желает получить от жизни всё лучшее, его тянет к роскоши. Однако, он не согласен получить богатство путем мошеннических действий. В конечном итоге, герой встает на правильный путь, ему в этом помогает родной отец.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Подросток

Анализ произведения Подросток

Популярные сегодня темы

  • Поэты серебряного века — сочинение

    Название «Серебряный век» в русской литературе появился по сходному названию Золотого века, в котором творили Пушкин, Тургенев, Лермонтов. Именно в серебряном веке зародились

  • Сочинение Мой дедушка – защитник Отечества

    Мой дедушка прошел войну от начала до конца. В детстве он усаживал меня к себе на колени, и начинал рассказывать о том, что ему пришлось пережить. От его рассказов об отважных сражениях с врагом замирало сердце

  • Сочинение на тему Осень мое любимое время года

    Я думаю, что осень – это самая прекрасная пора. Листья деревьев меняют свою окраску, если летом они были зелёными, то теперь они пламенеют золотыми, багряными, оранжевыми цветами

  • Образ и характеристика Настасьи Филипповна Идиот Достоевского сочинение

    Настасья Филипповна, является главной героиней романа, автор ее изображает, красивой девушкой с израненной душой. Ее красота очаровывала и притягивала многих мужчин. Увидев, ее фотопортрет Мышкин, влюбляется в нее, но вмести, с симпатией он испытает

  • Сочинение Зачем человеку нужен язык? 5 класс

    Все нуждаются в общении. Речь идет не только о людях, но и о животных. Однако общение животных и людей радикально различается. Животные общаются преимущественно с помощью языка тела

Многие читатели знают Ф.М. Достоевского по его крупным произведениям, романам: «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Бесы». Но сегодня на сайте Литера Гуру читателям представлен анализ менее известного, раннего произведения автора, повести «Двойник».

История создания

Идея для написания произведения появилась у писателя вскоре после окончания работы над романом «Бедные люди». Летом он взялся за работу над повестью «Двойник», начав в июне. Окончить повесть он хотел за лето, в августе, однако процесс написания затянулся, и произведение писатель окончил только к январю 1846 года, а опубликовано оно было в феврале. Опубликовали повесть под названием «Приключения господина Голядкина», в журнале «Отечественные записки».

Когда были написаны только первые главы повести, автор прочел их в кружке знаменитого в то время критика В.Г. Белинского. И этим главам была дана положительная оценка. Однако опубликованное произведение было встречено негативно. Как писатель писал брату в письме – им были недовольны практически все, в том числе и Белинский, из-за Голядкина. Автор писал, что сначала повесть была встречена восторженно и шумно, а потом, по мнению читателей, образ Голядкина получился слишком растянут, в связи с чем, он быстро надоедал.

После этого писатель разочаровался в своем произведении, хоть поначалу и считал, что повесть вышла очень успешной.

Писатель захотел изменить произведение, однако этим планам помешали проблемы с законом – автора арестовали и сослали. И произведение было создано спустя 20 лет, в 1866 году. Переделанное произведение вышло в третьем томе собраний его сочинений. Редактированное произведение получило новое название – «Петербургская поэма».

Жанр, направление

Современники писателя первое, нередактированное, произведение считали романом. А современные эксперты относят его к жанру повестей, поскольку сюжет произведения строится вокруг главного героя. В произведении нет посторонних линий сюжета, а события сосредоточены в относительно небольшом промежутке времени и пространства.

Идея произведения выражена подзаголовками повести – «Двойники» и «Приключения господина Голядкина», в которых заключена отсылка к традиционным литературным шедеврам – как к авантюрным романам, так и к «Мертвым душам». А название, вышедшее в третьем томе, еще более связано с гоголевским сюжетом. Этим отсылка относит повесть к обособленному контексту так называемых «петербургских повестей», особенность которых заключается в том, что традиции этих повестей заложены еще А. С. Пушкиным в его произведениях – «Медном всаднике» и «Домике на Васильевском острове».

Произведение традиционно для направления реализма, присущего Гоголю. Автор «Двойников» исходил из опыта предыдущих писателей, которые заложили основы и развили тему жизни Санкт-Петербурга. И опирался он на очерки физиологии города, однако, он поставил перед собой несколько иную цель – он хотел показать более полную и подробную картину жизни города, а не различные эпизоды из жизни власть имущих или богатых. По этой причине произведения Достоевского на эту тематику выступают доказательством того, что русский реализм в литературе все больше зреет и становится совершеннее.

Смысл названия и замысел

В повести писатель показал читателям раздвоение личности главного героя, которые было вызвано из-за того, что ущемили его достоинство, и было усугублено еще тем, что он слишком много хотел от жизни. И поэтому произведение было названо «Двойники». Двойник главного героя порожден им же, его расщепленностью.

Композиция

Композиция произведения двойственна – она имеет как кольцевой характер, так и зеркальный.
Кольцевая композиция представлена в самом начале, когда главный герой выезжает из дому в карете, а в конце его увозят тоже на карете в новое пристанище – дом печали. Исход – кольцо замкнулось.
А зеркальная композиция проявляется в первой и последней главах, ведь сначала Голядкин наведывается к доктору Крестьяну Ивановичу с целью подружиться с ним, а в финале их пути пересекаются вновь, однако теперь Голядкин боится доктора – из-за раздвоения личности тот кажется ему злым и страшным. Доктор увез безумного в больницу для душевнобольных – все повторилось, но полностью наоборот.

Структура произведения на том и построена – главный герой живет сразу в двух мирах: реальном и порожденном его больным мозгом.

Суть повести

Сюжет произведения является историей жизни чиновника, который утратил рассудок. Достоевский в своих ранних произведениях сумел показать то, как негативные и разрушительные силы могут жить в человеке, который вроде бы безобиден – и как они на него влияют, чем все заканчивается.

Главный герой является чиновником относительно невысокого ранга. Жизнь его скучна и неинтересна, он одинок и беден. Не имеет ни друзей, ни любимой женщины. События разворачиваются с приема у врача, где он рассказывает ему о себе полный бред, все то, что он о себе говорил, являлось полной ему противоположностью. Потом он уходит, убедив доктора в своей невозможности жить самостоятельно. Благодаря произведенному впечатлению вскоре за Голядкиным приедут из сумасшедшего дома, а пока он нашел своего близнеца-двойника, который ведет себя слишком развязно и оскорбительно, грубя своему старшему близнецу и унижая его, как только может. Однако сначала он вел себя более сдержанно.

А теперь он живет тем, что отбирает у Голядкина все то, чего тот достиг и делает из него посмешище. В результате за Голядкиным возросло внимание, так как он удивляет своим нестандартным поведением всех окружающих.

Однако и сам он удивился, когда обнаружил, что Голядкин-пси-двойник обретается в его квартире. Как результат – младший отправляет старшего в психбольницу.

Персонажи произведения

Главный герой, Яков Петрович Голядкин, является титулярным советником. Человек неказистый внешне, однако, доволен своей наружностью. Сам он считает себя человеком простым и бесхитростным. Он персона невысокого ранга, но он охвачен паранойей, что его хотят устранить. У него имеется чувство достоинства, которое он отстаивает при случае и без. Отличается мнительностью и ранимостью. Образ Голядкина собирателен, в нем уместилось сразу два типа литературных господ – истинный, честный и зашуганный, коим и является по натуре, и карьерист, который хитер и изворотлив, коим он желает стать. Его фамилия образована от старорусского «голядка», «голытьба», что означает нищий, в соответствии со справочником Даля.

Его психологический оппонент Голядкин-младший является хитрым и наглым подлецом. Сначала он льстит и подлизывается к своему старшему пси-собрату. Однако позже он стал настроен негативно по отношению к нему. Потом он добивается своего – старшего выгоняют со службы, а он вытесняет его и из дома. По сути, является воплощением стремлений старшего Голядкина.

Крестьян Иванович Рутеншпиц является доктором-хирургом. Он уже стар, но здоровье его еще крепко. Он имеет правительственную награду за свои достижения в медицине – орден, обладает благообразным видом – сед и с бакенбардами, у него выразительные глаза. В конце произведения он приезжает за Голядкиным, чтоб увезти его в психбольницу, а больной принял его за дьявола.

Берендеев Олсуфий Иванович – это безногий инвалид, который приходится Голядкину благодетелем. Он известен, имеет чин статского советника, свой капитал, домик, поместья и красивую дочь.

Берендеева Клара, приходясь дочерью Олсуфию Ивановичу, становится объектом внимания со стороны Голядкина. Она красива и творчески развита, поет и танцует. На балу ко дню рождения уделяет внимание Владимиру, находящемуся в чине асессора.

Сам асессор является племянником начальника Голядкина, он выступает основным соперником Голядкина в погоне за дочерью Берендеева.

Генерал – это тоже начальник Голядкина. Именно к нему за защитой от своего психического двойника приходит главный герой.

Темы повести

В произведении поднято несколько тем, разберем некоторые.

Тема двуликости человека

Душа человека совмещает несовместимое. По словам самого писателя, от души человеческой двуличие неотделимо.

Тема маленького человека

В произведении писатель развил тему маленького человека, который наделен своим разумом и достоинством – он считает, что что-то, да значит, и выделяет себя из остальных себе подобных.

Тема города

Она является одной из основных в творчестве писателя, ведь сам Петербург по себе – город двуликий, в нем, как и в душе человека, совмещаются несовместимые понятия. И люди в этом городе живут по его правилам, они, становясь его частью, становятся другими – двуликими, у них появляется двойник, но сложно понять, какой он – призрак, или реален?

Проблемы

В повести «Двойники» Достоевским поднимаются следующие проблемы, актуальные во все времена в любом обществе и возникающие у каждого человека:

Стремление найти свое место в обществе, в жизни

Изначально в душе главного героя происходит борьба двух противоположных желаний. Первое – как-то выделиться из несправедливого общества, показать свою уникальность, индивидуальность, значимость, что я «не от кого не завишу», «иду своей … особой дорогой». Второе желание – быть частью этого общества, что он такой же, как все, ничуть не хуже. Из-за этого противоречия Голядкин и лишается рассудка.

Проблема человеческого обезличивания

Общество так устроено, что каждый человек является винтиком сложной системы, и в ней происходит его обезличивание, принижение его достоинств и ценностей, личностных и профессиональных качеств. Зачастую особое высокое положение в обществе занимают эгоисты, лицемерные и лживые люди. И Голядкин оказался перед выбором, каким быть ему: честным, кристально чистым, но незаметным и неуспешным в карьере, или стать успешным и богатым, но лживым, изворотливым и подлым. Герой хочет воспользоваться свободой выбора, своим правом на счастье, но затрудняется принять решение из-за раздирающих его душу противоречий.

Проблемы системности и бездуховности в обществе

Эти явления особенно заметны в системе чиновничества. Голядкин трудится в этой социальной сфере. Он хочет быть свободным, стать высокодуховной личностью, но у него это не получается, он свободен только в рамках системы, а не за ее пределами. Его двойник не зацикливается на духовно-нравственных проблемах, он стремиться занять высокое положение в обществе, руководствуясь соображениями материальными.

Основная идея

Суть содержания произведения «Двойник» заключена в том, что у каждого человека имеются где-то там на самом донышке души потайные думы и желания, которые могут быть противоположными друг другу, то есть иметь противоречивый двойственный характер. И человеку приходится иногда выбирать добро или зло. В зависимости от того, какое из них победит, переборет.

Основная мысль повести – это сложная, противоречивая природа человека как личности, которая состоит из противостояний возможностей и желаний, пассивности и активности, личных моральных ценностей и норм поведения, принятых в обществе, трусости и храбрости. Автор показал, что каждый человек должен уметь работать над собой, контролировать свои желания и эмоции, развивать собственную личность, не пускать на самотек. Для этого нужно воспитывать силу воли и стремиться к духовному становлению своего внутреннего мира.

Чему учит повесть?

Произведение Ф.М. Достоевского дает повод поразмышлять о многогранности человеческой натуры, непредсказуемости. У каждого из нас есть положительные и отрицательные качества личности – светлая и темная стороны. Изгнать темную часть невозможно, но можно ее контролировать, непрерывно работая над собой, совершенствуясь и всесторонне развиваясь.

Писатель указывает нам на то, что человек не должен руководствоваться только успехами в продвижении по службе, своими физиологическими потребностями и инстинктами или бытовым комфортом. Он должен обогащаться духовно, работать над собой, стремиться к своей внутренней гармонии с миром и тогда все темное, злое, нездоровое не вырвется в наружу.

Критики о повести «Двойник»

Первые критики С.П. Шевырев, И.В. Брант, А.А. Григорьев отозвались о повести «Двойник», как о неудачной и по содержанию, и по средствам художественной выразительности. Они отметили нетрадиционность изложения, где реальность переплетается с картинами больного человеческого сознания. В этой особенности критики увидели попытку подражания писателям Гофману и Гоголю. Также их разочаровало содержание повести еще тем, что Достоевский изобразил в ней непривычную для того времени тему – проявление неадекватных сторон психофизической сущности личности.

Положительно отозвался о повести В.Г. Белинский, взяв во внимание неопытность и молодость Достоевского. Он обратил внимание на новаторство в стиле повествования, что оно ведется языком главного персонажа, но от лица автора. Также критик отметил, и особенность характера главного героя повести, как « самого глубокого и смелого» в русской литературе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Символически раздвоенность Версилова’ подтверждается в эпизоде со старинным образом, завещанным ему Макаром Ивановичем. Версилов разбивает образ, который раскалывается точно на две половины.

Версилов жил в двойственную, переломную и переходную эпоху в истории России середины XIX века. И эта эпоха наложила неизбежный отпечаток на его разум и сердце. Трагическая раздвоенность Веренлова определяет в свою очередь участь двойной семьи, его раздвоение переходит в раздвоение детей.

Кризис общения человечества, вступающего в антигуманную

капиталистическую эпоху, показан Достоевским в органической ячейке, из которой вырастает общество,-в семье: раздвоение в душе Версилова отражается прежде всего на его семье.

Наиболее ярко раздвоение Версилова проявляется в его любви-ненависти к Ахматовой, причем эта любовь-ненависть проходит скрытым напряжением через весь роман, придавая ему динамическое единство. Тайна природы человеческой чаще всего раскрывается в отношениях мужчины и женщины. Любовь к Катерине Николаевне вовлекает Версилова в стихию такой огненной страсти, какую, пожалуй, трудно найти в мировой литературе. Эта огненная страсть скрыта

под внешним обличаем спокойствия. Временами кажется, что Версилов — потухший вулкан, хотя мы постоянно чувствуем его подземные толчки. Достоевский вскрывает противоречие и полярность в самой природе этой страсти.

Два лика Версилова воплощены в двух женских фигурах, связанных с его судьбой: у героя двойная жизнь, двойная любовь. Жену свою, Софъю Андреевну, он любит глубокой сострадательной любовью, к Катерине Николаевне влечется непреодолимой страстью. Первая любовь изображена в светлых и нежных тонах, вторая — окутана таинственным мраком. Любовь-жалость к Софье Андреевне оказалась сильнее самой огненной страсти. В бессловесной крестьянке живет образ вечной женственности, Софии («кроткие» женщины Достоевского — София Ивановна в «Братьях Карамазовых», София Матвеевна в «Бесах», Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» — обычно носят имя Софии — премудрости).

Оторвавшемуся от народной почвы, гордому русскому скитальцу Версилову противостоит в жене религиозное начало, заключающееся, по Достоевскому, в терпении и смирении. Софья Андреевна смиренно несет свой крест, выпавший на ее долю, веря в конечную победу добра. Благодаря Софье Андреевне Версилов не погибает, после страшного кризиса он воскресает духовно: «От мамы он уже не отходит и уж никогда не отойдет более. Он даже получил «дар слезный»… Все, что было в нем идеального, еще сильнее выступило вперед». Но Версилова спасли также «карамазовская» жажда жизни, вера в нее и любовь к ней. «Я ведь знаю, что я бесконечно силен… меня ничем не разрушишь, ничем не истребишь… Я живуч, как дворовая собака».

Эта жажда жизни, доверие к ней и любящее сердце Софьи Андреевны спасли и Аркадия Долгорукого. Он также раздвоен, как и его отец. С одной стороны, его «идея», то есть «уединение и обособление», с другой — загадочный мир Версилова, который волнует и влечет его. С каждой главой разрыв между идеей подростка и его влечением к отцу углубляется. Аркадий обожает Версилова и одновременно бунтует против него. В этом притяжении-отталкивании, в этой любви-ненависти заключается важная проблема романа — проблема общения человека.

Горький опыт падения и страстей не проходит даром для подростка. Разгадывая тайну личности Версилова, Аркадий разгадывает и тайну собственной личности. Из подростка Аркадий становится взрослым и осознает трагическое раздвоение своей натуры, символами которого являются Версилов (благородная мечта об отце, а отсюда и тяга к общению с ним и людьми) и Тушар (лакейство и трусость, «идея стать Ротшильдом», и, как следствие этой идеи,- обособление от отца и людей). Двойственность, противоречивость души-последняя правда об отце и сыне. И только поняв эту правду, то есть разгадав тайну своей личности и тайну Версилова, Аркадий «вдруг почувствовал, что перевоспитал себя самого».

В заключении к своим запискам подросток-пишет: «Старая жизнь отошла совсем, а новая едва начинается». Аркадий не погиб в хаосе, «беспорядке»:’ опыт перевоспитал его и закалил для новой жизни. «Подросток» завершается верой в новую жизнь, в новый идеал красоты. Этой верой Аркадий был обязан и Версилову — идеалисту поколения 1840-х годов, завещавшего своим детям вечное горение и жажду идеала, и Макару Ивановичу — верующему страннику из народа.

В образе Макара Долгорукого находит свое воплощение религиозный мотив романа. Макар — выражение того духовного «благообразия», которое утрачено высшим сословием и по которому так томится подросток. Зарождение этого образа восходит ко времени работы писателя над романом «Идиот»: Макар воплощает мечту писателя о «положительно-прекрасном человеке». Но тематически Макар связан не с князем Львом Николаевичем Мышкиным, а с героем стихотворения Некрасова «Влас». В «Дневнике писателя» Достоевский восторженно отзывается о Власе, и фигура странника, бродящего по России и собирающего на церковь, повлияла на концепцию образа Макара. Но Достоевский вкладывает в образ Макара и свои представления о народном идеале святости. Писатель подчеркивает, что этот идеал чужд византийской строгости и монашеского аскетизма.

Макар паломничает по монастырям, восхваляет пустыню, но «ни в пустыню, ни в монастырь ни за что не пойдет, потому что в высшей степени «бродяга». Достоевский создает своих народных святых вне церковно-монашеских традиций, их богословие ограничено тайной этого мира и не стремится к тайнам небесным. Недаром воспоминания о своем паломничестве в Богородский монастырь Макар заканчивает словами: «Хорошо на свете, милый!.. А что тайна, то оно тем даже и лучше; страшно оно сердцу и дивно, и страх сей к веселию сердца: «Все в тебе, господи, и я сам в тебе и приими меня!» По христианскому учению, «мир во зле лежит», и поэтому идеалом является отречение от всего мирского. А Макар убежден, что в мире преобладает добро. Не проклято, а благословенно все на этой земле, в этом мире, благословенна и сама земля, на которой должно наступить царствие небесное.

Чистому сердцу Макара и на земле открывается рай. (Вот почему такой ревностный защитник православия, как К. Леонтьев, засомневался в истинной религиозности Достоевского, назвав ее «розовым христианством».) Фигура странника Макара возвышается над «беспорядком» и хаосом современного ему русского общества. Все «члены случайного семейства» «ищущие», он один — «нашедший». Наступление эпохи капитализма, где все покупается и продается, означает неизбежный уход идеи бога от людей, распад на «случайные семейства» человеческой семьи, замену общения обособлением. Так видели Версилов и сам Достоевский «последний день европейского человечества». Но в русском народе, считал писатель, вера еще крепка и общение не нарушено. В образе Макара Достоевский и воплотил эту идею «всеединства».

По мысли Достоевского, возвращение Версилова к Софье Андреевне в конце романа и признание им страннической правды Макара Ивановича означают торжество народного начала над индивидуальным, ненародным, означают возврат «европейского цивилизатора» Версилова к русскому народу.

И все же Макар, как и другие положительные типы Достоевского — князь, Мышкин, архиерей Тихон в «Бесах», старец Зосима в «Братьях Карамазовых» — — только странники в миру, юродивые, монахи, восхищающие и привлекающие сердца, но не творящие жизни. И хотя, по Достоевскому, приобщение Версилова к «народной правде» является и для подростка концом его блужданий, обретением настоящей точки опоры, все же писатель и сам чувствовал, что моральной проповеди Макара Ивановича явно недостаточно для утоления духовного голода Аркадия Долгорукого. Странничество не могло спасти мир от «беса национального богатства», от беса капитализма, и в черновых тетрадях к роману Достоевский от имени подростка подчеркивает утопичность и иллюзорность образа Макара: «Один Макар в порядке, но разве он возможен?»

Моральная проповедь Макара Ивановича привлекает Аркадия твердым спокойствием и добротой, но он невольно тянется к сомневающемуся и непрямиренному отцу. Задумав отдать предпочтение народному смирению в образе Макара Ивановича, Достоевский приводит своего героя к «грешному» отцу — Версилову. Начала дворянское и народное не примирились, как хотелось бы Достоевскому, который видел выход из «беспорядка», из «разложения» современной ему России в слиянии идеалов высшего культурного слоя в лице Версилова и народной правды в лице Макара Ивановича. «Подросток» кончается тем, что Аркадию предстоит найти свой собственный путь, соединив опыт его двух отцов — Версилова и Макара — Ивановича. —

Прошло 100 лет со дня выхода «Подростка», но роман Достоевского не потерял своего значения и в наши дни. Идейные и моральные поиски и блуждания Аркадия Долгорукого — это, в конечном итоге, отрицание писателем буржуазного индивидуализма и аморализма. История молодой души, соблазненной бесчисленными «бесами» капитализма и пытающейся найти хоть какую-нибудь нравственную опору против этих бесов, составляет основное содержание романа.

«Ротшильдовская идея» перестала владеть подростком, ибо он понял несостоятельность ее как идеи «свободы, над определением которой бьется мир». Аркадий не заразился «страшной возможностью разврата», его «безгрешная душа» вышла чистой из суровых испытаний жизни, лучшие силы его натуры помогли ему победить соблазны повой капиталистической эпохи. В этом была объективная историческая правда романа, и критик П. Ткачев от имени передовой революционной молодежи признал в статье о «Подростке», что Достоевский глубоко заглянул в душу молодого поколения1.

Подросток познал на своем горьком опыте страшную цену денег как платы за честь и достоинство человека, за его обособление. Тоска по общей идее, острое сознание отсутствия в буржуазном обществе скрепляющей нравственной идеи и связанная с этим неизбежность раздробления и опустошения человека определяют весь пафос романа.

С поразительной психологической глубиной Достоевский изобразил в «Подростке» всех «членов случайного семейства». Из семейной хроники «Подростка» выросла идея семенной трагедии «Братьев Карамазовых». «Случайное семействе» Версилова в процессе своего разложения должно породить семейство Карамазовых. Но роман «Подросток» не только психологически и идеологически предшествует последнему роману Достоевского. «Подросток» поражает своей запутанностью и перегруженностью. Писатель поставил перед собой парадоксальную задачу — изобразить «беспорядок» пореформенной России в художественной форме, вместить картину хаоса в рамки искусства. Эти поиски новой художественной формы, способной запечатлеть брожение идей в переходную эпоху, завершились блистательной победой в таком шедевре мировой литературы, как «Братья Карамазовы», и предопределили собой также многие художественные достижения крупнейших мастеров прозы XX века.

Но вопросы, которые волновали и мучили Аркадия Долгорукого,- это одновременно и вековечные, старые как мир и новые как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни. Полнота жизни не только лишь в преодолении зла и в победе над неверным добром, учит Достоевский. «Счастье в чистом взгляде и в безупречности сердца», в «веселии» сердца, а не только во «внешнем»,- проповедует Макар Долгорукий. Печаль, тоска, уныние, подавленное самочувствие, чуждое малейшим крупинкам счастья,- все это неизбежный удел того, кто стоит в ложном отношений к самому себе, а через это и к другим, кто свое «я» ставит превыше всего. Пока человек думает о себе — о своей ли выгоде, о своем ли покое, об удовольствиях, об эгоистической «идее стать Ротшильдом», как герой «Подростка»,- до тех пор ни счастье, ни смысл жизни не дадутся ему.

Живое и деятельное чувство любви к людям — вот первый признак настоящего человека в произведениях Достоевского, вот главный вывод из блужданий Н исканий Аркадия Долгорукого. «Разве может человек строить свое счастье на несчастье другого!» — восклицал Достоевский в конце своей жизни в знаменитой речи о Пушкине, и это гуманное правило, столь близкое нам, неизменно составляло простую и незыблемую основу его этики.

Соприкосновение с миром Достоевского духовно обогащает, заставляя размышлять вместе с его героями над вечными вопросами, заставляя задуматься и над своим местом в мире. И сколько бы ни прошло веков, как бы ни менялись люди, Достоевский всегда будет дорог человечеству как великий художник.

Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший «княжескую» фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А. Д. вырос вне семьи, «детские грустные годы» провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, «сознал, что я… лакей» и начал в мечтах «пересоздавать жизнь на иной лад». Образ пушкинского Барона, скупого рыцаря, а позднее Ротшильда, становится для юноши идеалом, совмещая в себе эстетически значимое чудо (внезапное явление из ничтожества), тайну (полная безвестность до накопления «рот-шильдовой цифры») и авторитет (Ротшильд «выше всех», так как «деньги …единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество»).

Излагая свою идею «стать Ротшильдом», подросток резко отграничивает ее от накопления для «лишнего куска» («фатерст-ва») и бессмысленной скупости — «гарпагон-ства»; став миллионером и явившись миру, он готов даже раздать свои богатства, тем самым став «вдвое богаче».

Окончив гимназический курс, Аркадий Долгорукий приезжает в Петербург — город, избранный им для осуществления идеи. Однако здесь его захватывают другие события: он разгадывает Вер-силова, о котором, по собственному признанию, «мечтал взасос»; участвует в многочисленных интригах вокруг компрометирующего молодую вдову Ахматову документа, волею случая попавшего в его руки; сближается с молодым князем Сокольским и живет на его деньги, не подозревая, что от князя беременна его сестра Лиза.

Сознавая свои «падения», Аркадий винит себя в уклонении от идеи, однако во всех «уклонениях» соблазняется как раз тем, что привлекает его в образе Ротшильда: могуществом и властью (искушение документом, обладание которым делает Ахмакову жертвой А. Д.), блеском (искушение дружбой с Сокольским, дающей средства на рысаков и рестораны, доступ в свет). Инстинктивно чувствуя нечистоту своего идеала, А. Д. пытается найти замену ему у Версилова, живописующего картину «золотого века» — общества добродетельных людей без Христа. Появление в семье Макара Долгорукого, его «умилительные» беседы, праведная смерть оказываются сильнейшим впечатлением, поселяющим в душе подростка жажду благообразия. Происходит очищение «нечистого идеала», свидетельством чего становится отказ шантажировать Ахмакову, результатом — появление записок.

Формулируя для себя «главную идею» произведения, Достоевский писал: «Подросток хотя и приезжает с готовой идеей, но вся мысль романа та, что он ищет руководящую нить поведения, добра и зла, чего нет в нашем обществе, этого жаждет он, ищет чутьем, и в этом цель романа», О своей нетвердости в «разумении добра и зла» неоднократно высказывается и сам А. Д. Шаткость, промежуточность его состояния между «безгрешным» детством и взрослой ответственностью подчеркнута как названием, так и возрастом героя. Двадцать лет — возраст совершеннолетия в Пятикнижии Моисея, отделяющий «детей», «не знающих ни добра ни зла», которым еще может открыться Земля Обета, от «отцов», чьи «трупы падут в пустыне сей» (Числа, 14: 29-32).

Таким образом, для девятнадцатилетнего героя проблема выбора «руководящей нити поведения» предельно обострена.

Долинин и Розенблюм отмечают близость образа А. Д. «подпольному типу» из замысла цикла «Житие Великого Грешника» (возраст, имя, учеба в пансионе Тушара и т. д.), подчеркивают особое значение в сюжете мотива покаяния, что свидетельствует о следовании идеалу «благообразия», завещанному Макаром Долгоруким. Эта концепция подтверждается черновыми редакциями: «Молодой человек (NB великий грешник) после ряда прогрессивных падений вдруг становится духом, волей, светом и сознанием на высочайшую из высот.

Все дело в том, что все начала нравственного переворота лежали в его характере, который и поддался-то злу не наивно, а с сознательной злой думы». «Если от Я, то вся поэма в том: как было я пал и как я был спасен». В окончательном тексте подобных оценочных высказываний в устах повествователя нет, в сглаженном виде они переданы второстепенному персонажу, Николаю Семеновичу, «несколько холодному эгоисту, но бесспорно умному человеку», по словам А. Д. Сообщая свое мнение о записках, он характеризует подростка как одного из юношей с «затаенным желанием беспорядка», происходящим от «затаенной жажды порядка и благообразия». Подобную характеристику получает А. Д. и от Версилова (ч. 3, гл. 7), относящего себя в отрочестве и своего сына к «задумывающимся детям», «оставленным на одни свои силы и грезы и с страстной, слишком ранней и почти мстительной жаждой благообразия».

Сам факт передачи записок, начатых «для одного себя», другому лицу, изменение тона повествования от декларации своих прав до самообвинения, недвусмысленная отнесенность времени окончания «процесса припоминания и записывания» к последней неделе Великого поста свидетельствуют об их близости исповеди (причем не только как литературному жанру, но и как таинству). Ю. Ф.Карякин «главной и простой тайной» романа считает «открытие дневника как орудия духовной самовыделки», противопоставление «долгого, трудного процесса беспощадного припоминания» идеям «капитала разом» и «скорого подвига» (см. его книгу «Достоевский и канун XXI века», 1989).

Предшественники образа А. Д. в литературе —Дэвид Копперфильд Диккенса, Гринев Пушкина; помимо этих произведений в процессе работы над романом Достоевский неоднократно вспоминает «Исповедь» Руссо, «Отцов и детей» Тургенева, «Войну и мир» Толстого. «Подросток» в глазах его автора — «роман о нынешних детях и нынешних отцах» с героем — членом «случайного семейства» в противоположность «родовому типу», представленному в «дворянской литературе» и открытому еще Пушкиным в «Капитанской дочке», замысле цикла «Предания русского семейства».

Среди прототипов А. Д. исследователи называют самого Достоевского, указывая на ряд совпадений в биографии автора и героя; А. С.Долинин отмечает также сходство А. Д. в гл. 8 части 1 романа с психологическим портретом Некрасова, данным в некрологе Достоевского.

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. Информация, которую содержит наша статья поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.
Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).

Проблемы

Как и подобает реалистическому роману, «Бедные люди» затрагивает целую вереницу социальных проблем эпохи, через них автор раскрывает вечные философские вопросы, которые делают это произведение глубоким и актуальным во все времена.

  1. Проблема нищеты
    , её сущности, причин и последствий – одна из ключевых в романе. «Бедность — не порок» — это известная всем поговорка звучит прямым текстом на страницах произведения. Героиня книги Варя живет по этому принципу. Но почему для общественности бедность таки оказывается пороком? – задается вопросом писатель. Окружающая действительность довлеет над главными героями, и в их лице Федор Михайлович воздает дань всем обездоленным Петербурга. Он показывает, что даже работая и отдаваясь труду всецело, невозможно обеспечить себе мало-мальски достойное существование. Макар – исправно служит, но при этом живет на коммунальной кухне за перегородкой. А девушке состояться в этом полном несправедливости города без помощи и поддержки сильных и влиятельных людей и вовсе не возможно. А каковы эти самые сильные и влиятельные? Они смотрят на бедняков свысока. Герой удостаивается лишь насмешек и неуважения, для окружающих он — ничто, пустое место, а героиня становится инструментом в руках других людей. Она бедна материально, но честна и бескорыстна, а, значит, её очень легко и удобно использовать в своих целях. И, к сожалению, эта ситуация характерна не только для времени, описанного Достоевским. Бедный человек становится рабом системы, из-за отсутствия денег проблемы и жизненные трудности разрастаются, как снежный ком, а стена, сквозь которую пытается достучаться неимущий человек, чтоб хоть как то поправить своё положение, становится всё более и более непробиваемой. Автор искренне негодует, обличая такой порядок вещей, и взывает к «человечности» по отношению ко всем людям.
  2. Проблема несправедливости и произвола
    напрямую связана с проблемой положения бедных людей. Бедному человеку нельзя рассчитывать на справедливость в этом мире. Тот, кто богат и влиятелен, как Быков, способен повернуть всё в своих интересах, и до других ему дела нет. Он бесчестно поступил с Варварой и вновь появился в её жизни с целью воспользоваться жизненной ситуацией девушки. А Варвара ничем не может ему ответить. Она слишком слаба в социальном смысле. К бедным людям относятся несправедливо, потому что они ничего не значат. Достоевский в своём произведении «переворачивает» этот очевидный тезис и стремится показать «обратную сторону» проблемы. Человек становится бедным именно потому, что к нему относятся несправедливо.
  3. Равнодушие окружающих
    — смежная с двумя предыдущими проблема. Кому есть дело до судьбы Варвары? Только Макару. Но Макар и сам находится в бедственном положении и помощи ему ждать неоткуда. Вокруг столько обездоленных, что чужая беда уже не вызывает сочувствия. А теми, кто действительно мог бы поддержать героиню, не достойную того, чтобы влачить жалкое существование, движет алчность и корысть. Анна Федоровна воспитала девушку, но ей абсолютно безразлично, как сложится её судьба. Стоит ли ждать сочувствия от посторонних людей, когда даже близкие способны на такие поступки?
  4. Пьянство
    – острая социальная проблема, стоявшая перед обществом в разные эпохи. А в чем её причина, почему человек пьет и ищет успокоения на дне бутылки? Пьяницы часто говорят «не мы такие, жизнь такая», за что общество и окружающие люди обвиняют их в безволии и неспособности решать проблемы. Федор Михайлович, однако, не делает Макара виновником своего пьянства, он стремиться показать, что это пагубное пристрастие — следствие безысходности. Да, этот человек слаб по характеру, но все люди разные. А жизнь и окружение не дают ему не единого шанса, таких мягкотелых людей легко втоптать в грязь. Осознание потерянной и никчемной жизни и невозможность что-либо исправить приводит человека к спиртному как утешению. Может быть, если бы мир вокруг стал чуть лучше, пьянство бы удалось победить? Вот над чем размышляет автор в своём произведении.
  5. Проблема одиночества
    неисчерпаема, и поднимается в мировой литературе регулярно. Она просматривается и в этом романе Достоевского. Почти все персонажи романа одиноки. Варвара и Девушкин есть друг у друга, ощущение одиночества в огромном городе, порожденное равнодушным отношением и несправедливостью окружающего мира, сближает их. В то же время причиной равнодушия, озлобленности и несправедливости людей по отношению к другим тоже может быть одиночество. Эта мысль показана на примере Быкова. Он одинок и состоятелен, а потому его окружили «охотники за наследством» из-за чего он и решает обзавестись семьей.
  6. Отсутствие социальных благ, недоступность медицины для бедных
    людей и ужасные условия проживания – это бытовая сторона социальной проблематики, которой Достоевский также уделяет внимание. Трагически складывается судьба студента, ставшего первой любовью Вари, он заболевает чахоткой и умирает, потому что не получает необходимой медицинской помощи. Макар в своих письмах Варе рассказывает о квартире, в которой он живет, описывается полная антисанитария, в жилище бедных царят неприятные запахи.

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бедные люди»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бедные люди»
  • для самых крутых — Читать «Бедные люди» полностью

Вариант 2

Произведение Достоевского «Бедные люди» — это роман, который был написан в виде писем. Главы романа ведутся от лица главного героя, в которых он выражает все свои эмоции, переживая, чувства.

Основная проблематика романа – это проблема « маленького человека», который был поставлен в просто невыносимые жизненные обстоятельства. Герой подвергается нищете, глубокому одиночеству, сталкивается с несправедливостью. Однако, он способен к любви и сочувствию.

Структура творения Достоевского, в принципе, как и сюжетна линия, была составлена в форме письма, в которых автор выносил на главный план не то, что происходило вокруг, а настоящее состояние внутреннего мира авторов этих писем, а именно Варвары и Макара.

Кроме главной темы в романе еще задеваются аспекты милосердия, привязанности к родителям, так же искусства и любви. Еще одной из ключевых тем произведения является противоречивые взаимоотношения деревни и города, в которых показываются проблемы в действительности: пьянство, нищета, голод, бедность, равнодушие людей, много одиночества и другое.

Главный герой произведения – Макар Девушкин. Он является писателем сорока семи лет, который служит титулярным советником. Так же, главным героем еще является Варвара Доброселова – это женщина, которая много горя испытала в своей жизни. Она стала жертвой насилия, однако, это не сломало ее. При всем при этом, женщина осталось доброй, добросовестной, трудолюбивой, увлекающейся литературой.

Как уже было сказано ранее, весь роман построен на письмах, которыми обменивались персонажи на протяжении всего произведения. Их было написано около 54 штук.

Безусловно, одним из самых ярких образов в романе «Бедные люди», является персонаж Петербурга, который представлен Достоевским в объемном масштабе данного тусклого города, который приносит лишь страдание и унижение.

Данное произведение – переворот в литературе того времени. Роман Достоевского « Бедные люди» был довольно высоко оценен литературным обществом того времени. Всем понравился он уже с первой публикации. В романе, конечно, присутствовали как трагические моменты, так и сентиментальные и светлые. Многих литераторов и критиков, безусловно, поразила особая чувствительность и проникновенность эмоций главных героев, их невинность и непорочность. Так же, в частности, глубокий внутренний мир персонажей, их история и судьба.

Тема

Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” ( в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Анализ 2

«Бедные люди» является дебютным романом Федора Михайловича Достоевского. Это произведение имеет мало общего с книгами, которые принесли известность писателю, но в нем он обращается к темам, которые впоследствии будет развивать во всем своем творчестве.

Главный герой «Бедных людей» Макар Алексеевич Девушкин работает титулярным советником, и по сути занимается переписыванием бумаг за мизерную плату. Он живет в маленькой комнатке, а большую часть своей зарплаты он отдает на содержание своей дальней родственницы — Варвары Алексеевны Доброселовой. Он редко видится с родственницей, для того чтобы избежать слухов, но начинает с Варварой переписку. Именно интимные и полные нежных чувств письма между главными героями составляют текст романа. Тогда романы в письмах уже начали выходить из моды и, но Достоевский выбрал для себя такую форму для того чтобы с большей легкостью раскрыть внутренний мир героев.

Макар Девушкин является персонажем, на которого во многом вдохновил автора Николай Гоголь. Он отсылает к главному герою Гоголевской «Шинели». Эту книгу дает почитать Девушкина Варвара и она в отличие от «Станционного смотрителя» Пушкина вызывает у него недовольство. Хотя ничтожность и слабость персонажей Гоголя и Достоевского во многом похожа, но авторы задают совершенно разные причины и решения этой проблемы. Акакий Акакиевич страдает из-за своей бедности и видит решение всех своих бед в новой шинели. Макар Алексеевич не стесняется своей бедности, его больше оскорбляют насмешки людей, и он вечно чувствует себя хуже других. Амбиции заставляют Девушкина все время доказывать другим, что ничем не хуже них. Именно самопожертвование на которое идет герой ради своей родственницы делает его лучшим человеком в ее глазах. Банальный чиновник из-за своей мало, не библейской жертвы превращается в настоящего героя.

Варвара Алексеевна — жертва внешних обстоятельств и все на, что она может рассчитывать это доброта других. Она была дочерью управляющих в княжеском имении, но отец теряет место и вскоре умирает. Ее с матерью принимает у себя дальняя родственница Анна Федоровна. Она плохо относится к вдове и ее дочери. Скоро мать Вареньки болеет и умирает, оставляя ее на опекаемые Анны Федоровны. Несмотря на тяжелую судьбу в душе молодой девушки нет места для злобы. Под влиянием детства в деревне, и знаний которые она приобретает благодаря бывшему студенту Петра Покровского, живущего в том же доме Варвара становиться чистой душой.

Варенька это типичный для Достоевского — образ невинного ангела, жертвы окружающих обстоятельств. Этот персонаж отражал типичное положение женщины в тогдашнем обществе. Анна Федоровна пыталась выдать сироту за своего друга — богатого и подлого помещика Быкова, который бесчестит невинную девушку. Несмотря на побег Доброселовой и попытки Девушкина спасти свою «ясочку» в конце романа она соглашается на брак с Быковым, оставляя своего друга и покровителя. Катарсис в романе наступает с последним письмом Макара Алексеевича, в котором он демонстрирует то, что от напуганного, маленького чиновника не осталось и следа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

Краткое содержание

Макар Девушкин — чиновник, он переписывает бумаги в одной из контор Петербурга. У него есть дальняя родственница — Варенька Добросёлова. Он заботится о девушке и очень ей сочувствует: Варе выпала нелёгкая судьба. Варя родилась в деревне, но когда её отца, работавшего управляющим, уволили, семье Добросёловых пришлось переехать в Петербург. Отец умер, и матери Вари пришлось очень много работать. Сама Варя брала уроки у студента Покровского, пока тот не скончался от чахотки. Когда умерла мать девушки, её родственница Анна Фёдоровна заявила, что от Вари одни убытки, и продала девушку господину Быкову, который принудил Варю стать его любовницей. Макар Девушкин буквально спас свою родственницу, сняв ей квартиру (ему пришлось перебраться в дешёвую неудобную комнату).

Варя становится настоящим другом Макара Алексеевича. Она даёт Девушкину почитать «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина и «Шинель» Н. В. Гоголя, и Макар Алексеевич потрясён: «Станционный смотритель» ему очень понравился, а «Шинель» вызвала негодование. Макар Алексеевич и Варя вместе гуляют, ходят в театр.

Но у Девушкина не хватает средств на содержание себя и молодой родственницы. Варвару домогаются мужчины, которых присылает Анна Фёдоровна. Ситуация заходит в тупик: Девушкин начинает пить. Спасает Макара Алексеевича визит к начальству: увидев его нищенскую одежду, начальник велит выдать Девушкину 100 рублей.

К Вареньке приезжает господин Быков. Он хочет завести детей, и для этого ему подходит Варя. Девушка не видит другого выхода из сложившейся ситуации. Девушкин отговаривает Варю, но тщетно. После её отъезда Макар Алексеевич остаётся один. Он в отчаянии.

«Бедные люди», анализ романа Достоевского

Творчество Федора Михайловича Достоевского можно смело отнести к числу тех, что создает мировую славу русской литературе. Массовому читателю больше известен роман «Преступление и наказание», ставший мировым бестселлером, но далеко не все знают, что началась литературная слава Достоевского с другого произведения — романа «Бедные люди», анализ которого и будет представлен.

Литературным дебютом стал перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», появившийся в середине 1844 года в альманахе «Репертуар и пантеон». В том же году Достоевский начал увлеченно работать над своим первым романом «Бедные люди». Почти два года писатель продолжал работу: несколько раз переделывал рукопись, потом ее прочитал Григорович, который и передал ее Н. А. Некрасову, а тот — В. Г Белинскому. И вот уже 15 января 1846 года роман «Бедные люди» открыл «Петербургский сборник».

Годом раньше Достоевский испытал потрясение, которое впоследствии назвал «видением на Неве». Однажды он возвращался домой вдоль Невы и вдруг в морозно-мутной дали увидел совершенно иной новый мир и какие-то необычные фигуры, «вполне прозаические» — «вполне титулярные советники». И в воображении вдруг появилась «другая история, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная».

В душе будущего писателя произошел переворот: он точно прозрел и увидел мир глазами «маленьких людей» — бедного чиновника Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой, его дальней родственницы. Тогда и появился замысел оригинального романа — романа в письмах, в котором от лица самих героев и ведется повествование. Впоследствии Белинский назовет Достоевского «новым Гоголем», ведь, по словам начинающего писателя, тот затеял «тяжбу со всей литературой» и в первую очередь — с гоголевскою «Шинелью». Но у Гоголя человек уничтожен обстоятельствами, его окружавшими. А Достоевский позволяет своему герою, «маленькому человеку», обрести голос, чтобы судить не только окружающую его действительность, но и самого себя.

В самом начале романа писатель напоминает читателям известную христианскую заповедь о том, что надо больше заботиться о своей душе, нежели об одежде, потому что именно душа открывает все естество человека. Вот такая душа у главного героя Макара Девушкина — душа открытая, обнаженная. Если вчитаться в содержание романа, то можно ужаснуться тому, как душа героя изранена жизненными обстоятельствами. Но в отличие от Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя, Макар Девушкин больше уязвлен не бедностью, а собственными амбициями, болезненной гордостью.

Больше всего «маленького человека» удручает, что он не просто беднее — он вообще хуже всех других, как ему кажется. И он слишком озабочен тем, как к нему относятся другие, стоящие выше его по социальному положению, что о нем говорят или думают эти самые «другие». Амбиции, заменившие для него чувство собственного достоинства, заставляют его доказывать всему миру, а прежде всего себе, что он не хуже других — он такой же, как те «другие».

Главный герой романа — титулярный советник Макар Девушкин сорока семи лет. За более чем скромное жалование он занимается переписыванием бумаг в одном из департаментов Петербурга. Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах. Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия.

Читатель узнает, что бедная Варенька почти месяц была в беспамятстве, спасаясь от Быкова, а Девушкин, чтобы прокормить ее, был вынужден продать свой новый вицмундир. Из переписки можно узнать и о детстве девушки, и о том, как она осталась сиротой. Макар в ответ сетует, что в департаменте над ним издеваются, считая его предметом постоянных насмешек: «… до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались: все не по них, все переделать нужно!»

Именно Варенька, образованием которой когда-то занимался студент Покровский, знакомит чиновника с повестью Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинелью» Гоголя. Пушкинская повесть возвышает Девушкина в собственных глазах, а гоголевская — обижает. Самоуважение к себе дает Варя: он по-прежнему чувствует себя значимым для девушки, защищая ее от недостойных претендентов на ее руку. Но девушка все-таки собирается замуж за своего обидчика — помещика Быкова, чтобы он вернул ей честное имя и отвратил от нее бедность.

Заканчивается переписка героев в день свадьбы — 30 сентября. Варя в прощальном письме называет героя «добрым, бесценным, единственным другом» и просит не забывать «бедную Вареньку». Девушкин же в ответ пишет, что это не может быть последнее письмо, призывает Варю и оттуда писать, чтобы и ему было, кому писать, ведь у него только формируется слог. Он сожалеет, что Быков женился не на купчихе, а для Вари он мил сделался лишь потому, что ей тряпок может накупить.

Такая эпистолярная форма больше была свойственна произведениям эпохи сентиментализма (роман Жан Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Однако Достоевскому такой формат романа позволяет достичь настоящего эпического охвата действительности. В письмах чиновника Девушкина и Вареньки заочно воскресают судьбы многих несчастных людей: и семья нищего чиновника Горшкова, которая живет в комнате, где даже «чижики мрут», и трагическая история студента Петра Покровского, и судьба мелкого литератора Ратазяева, и хозяйка-«ведьма».

По мысли автора, любовь к Вареньке возвращает Девушкину чувство уважения к себе самому: он теперь не просто по-иному смотрит на окружающий мир, но и видит порочность его внутреннего устройства. В глазах читателей Макар Девушкин из «маленького ничтожного человека» становится героем, достойным подлинного уважения и сочувствия.

  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского

По произведению: «Бедные люди»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Главные герои

Центральных персонажей в романе двое: одинокий Макар Девушкин и юная сирота Варенька Добросёлова. Раскрытие их характеров, особенностей и недостатков, взглядов на жизнь, мотивов поступков происходит постепенно, от письма к письму.

Макар Девушкин

Макару 47 лет, 30 из которых он занимается малозначительной работой за мизерное жалование. Служба не даёт ему ни морального удовлетворения, ни уважения коллег. У Девушкина высокие амбиции, он не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Неудачные попытки создать престижный образ в глазах окружающих ещё больше понижают самооценку титулярного советника. Но под застенчивостью и неуверенностью главного героя скрывается большое сердце: встретив нуждающуюся девушку, он снимает для неё жильё, пытается помочь материально, делится душевным теплом. Принимая искреннее участие в судьбе Вари, ощущая свою значимость, Девушкин растёт в собственных глазах.

Подробнее: Макар Девушкин: характеристика и образ героя

Варвара Добросёлова

Варвара Добросёлова, потерявшая родных, столкнувшись с подлостью и предательством, также всей душой тянется к доброму человеку, посланному ей судьбой. Доверяя собеседнику подробности своей жизни, Варя, в свою очередь, с сочувствием и сердечностью относится к сетованиям чиновника, поддерживает его морально. Но, в отличие от Макара, девушка более прагматична, обладает целеустремленностью и внутренней силой.

Подробнее: Варвара Добросёлова: характеристика и образ героини

Популярные сочинения

  • Сочинение Чудный собор (8 класс — упр 102)
    Когда люди хотят поблагодарить Бога они строят соборы. Эти символы веры, увековеченные в камне, гордо держат свои купола рядом с облаками. Таким подарком Богу за победу
  • Сочинение Любовь в понимании Бунина (рассуждение)
    Творчество Бунина довольно разнообразное, но тема любви в нем преобладает, особенно в рассказах. Благодаря его произведением читатель узнает ближе творца-художника, писателя – психолога, а также лирика.
  • Сочинение на тему Нравственность. Что такое нравственность
    Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает

  • Сочинение по роману отцы и дети на тему что делает базарова героем своего времени
  • Сочинение по роману отцы и дети на тему устарела ли проблема отцов и детей сегодня
  • Сочинение по роману отцы и дети на тему проблема отцов и детей в изображении тургенева
  • Сочинение по роману отцы и дети на тему конфликт двух поколений
  • Сочинение по роману отцы и дети на тему смысл заглавия романа отцы и дети