Сочинение по роману обломова гончарова любовь в жизни обломова по роману

Сочинения по литературе гончаров любовь в жизни обломова началом романтических отношений в романе гончарова обломов, автор выбрал весенний период не
  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Любовь в жизни Обломова

Началом романтических отношений в романе Гончарова «Обломов», автор выбрал весенний период не случайно. Весна ассоциируется с началом новой жизни, первым цветением, готовностью к новым отношениям. В романе показаны различные взаимоотношения и поведение с другими героями, но особое место занимает любовная история Обломова и Ольги. Символизирует начало любви ветка сирени – трепетный цветок весны.

Герои изначально противопоставлены друг другу характерами: он уже взрослый мужчина, мечтатель, интроверт по темпераменту и нежелающий приспосабливаться к изменениям в его жизни. Ольга напротив, живет одним днем, яркая молодая девушка, которой нравится познавать новое и она принимает сама вызов, брошенный ей, изменить стиль жизни Обломова.

Любовь Обломова можно назвать мечтанием о красивой духовно девушке, которую он идеализировал. Он любовался Ольгой, вдохновлялся, а потому она была его музой. Ольга же скорее любила придуманный себе образ будущего Обломова, после того, как она его изменит. Таким, какой он сейчас, она не пыталась его принять, полюбить.

В силу разницы возраста, они не смогли быть вместе. Им хотелось разной любви. Илья хотел уже создать семью, каких-то крепких отношений. Ольга была легка, и ей наоборот бы хотелось романтики. Поэтому и произошло трагическое расставание. А, кроме того, изменить темперамент человека, его взгляды на жизнь, заставить его отказаться от привычной жизни, она не смогла.

И могло быть два исхода развития событий: если бы они остались вместе, то обоих затянул бы быт, «обломовщина». И автор поздней осенью, когда уже снег накрывает все живое, их разлучает. Но не навсегда, ведь позже они встретились. Тогда Ольга призналась мужу, что не испытывает былых чувств к Обломову, но что-то в нем ее по-прежнему цепляло. Возможно, это было сделано для того, чтобы показать, что ни один человек не проходит в жизни, не оставляя следов. А воспоминания нельзя перечеркнуть. На этом примере хорошо видно, что изменить человека невозможно, если не любить его таким, какой он на самом деле.

Противоположна характером Ольге героиня Агафья. Хозяйственная женщина, отлично подходит на роль матери, спокойна, уравновешена, она действительно любит Обломова и готова поддерживать комфортную для него жизнь. Это показано и тем, что она готовит любимые его блюда, несмотря на рекомендации врачей о соблюдении диеты. Она и становится продолжением своего возлюбленного. И здесь автор показал, что если отдавать всю себя любви, то можно потерять свою индивидуальность.

Любовь Ольги и Штольца показывает, что супруги должны быть друзьями, одинаково мыслить и с пониманием относиться друг к другу. Штольц противоположен Обломову, у него яркая жизнь, он экстраверт и каждый его день ярок. Ольга нашла в нем те черты, которыми обладала и сама. Именно поэтому и зародились их чувства.

Весь роман посвящен любви. Автор рассматривает разные судьбы и любовь в разных ее видах. Однако можно сделать вывод, что любовь похожих по темпераменту людей, дает плоды. В других случаях положительного финала ждать не стоит.

Вариант 2

Роман «Обломов» И.А. Гончарова был опубликован впервые в 1859 году. Публикация вызвала множество споров среди литературных критиков и читателей. Однако, все рассуждения и вопросы, которые вызывает произведение, приводят к тому, читатель и критики роман признали и полюбили. Несмотря на то, что в романе присутствуют картины застоя, сам автор описывает без сарказма и злой сатиры. Добрый юмор писателя указывает на его симпатию к главному герою.

Помещик Илья Ильич Обломов – центральная фигура романа. Человек неглупый и добродушный, он, однако, неспособен к действию. Все его занятия сводятся к возлежанию на диване. Лёжа он рассуждает о жизни. Предел его мечтаний – спокойная и размеренная жизнь в родовом имении Обломовка. Никакие жизненные перипетии не способны поднять Илью Ильича с дивана.

С интересом воспринимается история любви Обломова. Друг Ильи Ильича — Андрей Штольц – намерен вытащить своего друга из привычного для него сонного состояния. С этой целью он выводит его в свет и знакомит с Ольгой Ильинской. Этой женщине Штольцем была уготовлена задача растормошить Обломова. Андрей переживал за своего друга и хотел, чтобы тот узнал жизнь за пределами своей квартиры. Чтобы все радости жизни были ему доступны.

В устоявшийся уклад жизни главного героя вторгается чувство любви. Обломов влюбился в Ольгу. Героиня отвечает ему взаимностью. Ей хочется, чтобы её избранник сопровождал её повсюду. Илья Ильич , как будто встряхнулся и стал более подвижным. На время он даже забыл про дневной сон, такой привычный и такой милый его сердцу. Но романтические отношения не могут продолжаться до бесконечности. Обязательно приходит момент, когда нужно принять решение.

Каждое решение подразумевает под собой какие-то последующие действия. Вот как раз таки к действию Обломов не был готов и никогда к этому не стремился. Милее всего ему было бездействие и покой. Лучшей жизни, чем та, в которой не нужно принимать решений, и нет никакой ответственности, он и представить себе не мог. Вот так и пожертвовал Илья Ильич своей любовью ради своего покоя. Ильинская оставляет надежду на то, что из Обломова можно будет «выковать» человека, которого она хотела бы видеть рядом с собой.

Главный герой возвращается к прежнему образу жизни. Главные атрибуты этой жизни – диван и старый халат Ильи Ильича. А ещё такая «близкая», понятная, а потому «удобная» квартирная хозяйка Пшеницина. Она не посягала на то, чтобы изменить что-то в самом Обломове или в привычной для него жизни. Обломов как будто бы испытывал симпатию к Агафье Матвеевне. Но была ли это любовь, если чувства эти были размеренными и обыденными?

Любовь в жизни Обломова

Романтические отношения в романе «Обломов», написанном И.А.Гончаровым, начинаются именно весенней порой, потому что именно это время года принято ассоциировать с началом новой жизни и новых отношений. Особое место в романе отведено отношениям Ильи Обломова и Ольги Ильинской.

Обломов – это уже взрослый мужчина, обладающий темпераментом интроверта, а так же очень подверженный мечтаниям, он не желает менять свой привычный уклад жизни. Ольга же совсем противоположна ему по характеру: она молода, любит открывать для себя что-то новое и жить насыщенной, яркой жизнью. Герои абсолютно разные, но всё же Ольга проявляет интерес к Обломову, желая изменить его самого и стиль его жизни.

Ольга становится для Ильи Обломова идеалом, девушкой-мечтой, он любуется ею и воспринимает ее как свою музу. А Ольга представляет себе уже изменившегося Обломова и влюбляется в придуманный образ, и даже не пытается принять его такого, какой он есть.

Герои не смогли быть вместе и расстались с приходом глубокой осени, что очень символично, так как природа их отношения увяли вместе изменениями в природе. Произошел этот разрыв из-за разницы в возрасте, да и представления о любви у героев были совсем разные. Ольге хотелось романтики и легкости, а Обломов же хотел создать семью и крепкие отношения. Да и изменить Обломова Ольга так и не смогла. Здесь можно было представить второй вариант развития их отношений: они могли бы и дальше быть вместе, но тогда их поглотил бы совместный быт.

Не смотря на то, что Илья Обломов был очень увлечен Ильинской, он даже старался измениться, но не смог и в конечном итоге сошел с дистанции, уступив Ольгу более активному Штольцу. Возможно, трагедия Обломова в том, что его ошибкой было принятие именно такого решения, но он больше не хотел прикладывать никаких усилий для своих отношений с Ольгой. Штольц же в свою очередь – это персонаж энергичный, с характером экстраверта, он каждый день проживает ярко, именно поэтому Ольга остается с ним, так как находит в нем черты, присущие и ей самой.

Позже Ольга и Обломов встречаются вновь, хотя Ольга и признается Штольцу, уже своему мужу, в том, что Обломов ее до сих пор чем-то цепляет, хотя никаких чувств она к нему и не испытывает. Может быть именно этим Гончаров хотел показать, что каждый человек оставляет свой след в жизни другого человека, хоть и в воспоминаниях.

Совсем другие отношения у Обломова и Агафьи, которая являет собой образец хозяйственности и уравновешенности. Она отдает всю себя любви и создает комфорт своему возлюбленному, старается во всем ему угодить, даже забывая о себе. Поэтому Обломову с ней и уютно, как он и хотел, потому что нет никаких бурь и страстей.

Из таких разных отношений можно понять, что одинаковые темпераменты дают плоды в отношениях, если же люди слишком разные, то рано или поздно отношения закончатся.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь в жизни Обломова

Любовь в жизни Обломова

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Золотые слова Зощенко

    Повествование рассказа Михаила Михайловича Зощенко «Золотые слова» ведется от имени рассказчика — Миньки, который трепетно вспоминает детство. Семейные ужины в то время радовали не только взрослых, но и детей

  • Образ и характеристика Пацюка Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    В этом произведении Н. В. Гоголя хотелось бы раскрыть образ Пацюка. На мой взгляд когда читаешь книгу и когда встречаешься с этим персонажем слишком много вопросов возникает в голове.

  • План рассказа Три охотника Носова

    Отправились как-то охотники в лес. Одного звали дядя Ваня, другого – дядя Федя, а третьего — дядя Кузьма. Долго блуждали они по лесу, но дичи не было. Сделали охотники привал. Расположились на лужайке и начали рассказывать невероятные истории.

  • Анализ рассказа Рождество Набокова сочинение

    Тема жизни и смерти является важной и волнующей для каждого человека, в какое бы время он ни жил. Поэтому писатели и поэты часто обращались и обращаются к этой теме. Короткий рассказ Владимира Набокова «Рождество»

  • Отношение Чичикова к помещикам (Мертвые души)

    Главный герой поэмы «Мертвые души», Павел Чичиков, путешествует по поместьям с целью совершить сделки. На протяжении своего пути он встречает разных людей, к которым по-разному относится.

Вид материалаЛитература

Содержание

Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
Подобный материал:
Любовь в жизни Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»), 409.17kb.
Почему Захар «еще больше Обломов, чем сам Илья Ильич», 23.16kb.
Проблематика романа И. Гончарова “ Обломов, 58.73kb.
И. А. Гончаров назвал «Сон Обломова» «увертюрой» всего романа. «Сон Обломова» сперва, 29.51kb.
Штольц как антипод обломова в романе и. А. Гончарова “обломов” Произведения И. А. Гончарова, 20.12kb.
«Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе» «Сон Обломова» это особая, 20.9kb.
Роман И. А. Гончарова «Обломов», 25.51kb.
Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать», 52.78kb.
Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать», 822.7kb.
Урок-выбор по роману И. А. Гончарова «обломов» тема урока «В каждом из нас сидит значительная, 82.2kb.
Практические занятия
Тема № 1: «Проблематика и поэтика романа И.А. Гончарова «Обломов»»
Противоречие в характере Обломова и его душевная драма. Общественно-бытовая среда, окружающая Обломова в Петербурге ( 1 часть).
Социально-психологические корни и нравственная сущность «обломовщины», ее влияние на становление личности героя. Значение главы «Сон Обломова» в реализации идейного замысла романа.
Анализ 4-ой главы второй части. «Обломовщина» в романе.
Проблема психологизма в романе. Портрет и его роль в раскрытии характера. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына.( часть2,3)
Драматический финал судьбы Обломова (часть 4). Обломов как «тип русской жизни».
Индивидуальные вопросы и задания
Художественная деталь и ее роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин об Обломове и «обломовщине».
Тексты:
Гончаров И. А. Полн. Собр. соч. и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 1997 -…
Гончаров И.А. Обломов. Серия «Литературные памятники». Л., 1987.
Гончаров И.А. Обломов. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977-1980.
Литература по теме
И. А. Гончаров: Новые материалы и исследования/отв.ред.: С. А. Макашин, Т. Г. Динесман. М.: ИМЛИ РАН: Наследие.2000. (Литературное наследство. Т. 102). (Библиография и примечания в конце статьи. С. 639-773)
Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова // Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983.
Гончаров И.А. Обломов. Серия «Литературные памятники». Л., 1987.
Гончаров И.А. Обломов. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977-1980.
Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 4. М.-Л., 1962.
Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова – романиста. М.-Л., 1962. (Гл. 2).
Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. М., 1970.
Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов» (К вопросу о соотношении нравственного и социального в романе)// Русская литература. 1982. № 3.
Кантор В. Долгий навык ко сну. Размышления о романе И.А. Гончарова «Обломов»// Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 149-185.
Первая международная конференция памяти И.А. Гончарова// Русская литература. 1992. № 1. С. 240-241.
Страхов И.В. Методы психологического анализа в художественном изображении характеров. Учебное пособие по спецкурсу. Саратов, 1978.
Анненский И. Вторая книга отражений. Гончаров и его Обломов // Анненский И. Книга отражений. М., 1979.
Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров: мир творчества. СПб., 1997.
Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 1996.
Овсянико-Куликовский Д.Н. Илья Ильич Обломов. Обломовщина и Штольц // Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 231-273.
Тема № 2: «Проблематика и поэтика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»
Найдите характерные реалии быта, пейзаж, описания поведения героев, темы их споров, суждения о науке и искусстве и т.д., характеризующие эпоху 60-х гг. 19 века.
Анализ 10-ой главы романа как отражение социального конфликта в русском обществе.
Базаров. Приемы и принципы создания образа (портрет, роль диалога, любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии характера героя и т.д.).
Анализ сцены смерти Базарова. Базаров и «базаровщина».
Восприятие романа «Отцы и дети» современниками. Русская критика 60-х гг. о романе.
Индивидуальные вопросы и задания
Сравните два портрета – Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Какова роль портрета?
Эпилог и его роль в романе «Отцы и дети».
Письма Тургенева, статья «По поводу «Отцов и детей»».
Литература
Тургенев И.С. Полн. Собр. соч.: В 28 т. Т. 8, 14. М.-Л., 1964, 1967. Письма. Т. 4. М.-Л., 1962. (№ 1214).
Писарев Д.И. Базаров. Реалисты.
Бялый Г.А. Роман Тургенева «Отцы и дети». М.-Л., 1967.
Роман И.С. Тургенева Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.
Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева Отцы и дети». М., 1982.
Троицкий В.Ю. Книга поколений (о романе И.С. Тургенева Отцы и дети»). М., 1972.
Шаталов С.Е. Роман И.С. Тургенева Отцы и дети» в литературно-общественном движении // Литературное движение эпох. М., 1979.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 19.
Маркович В.М. Кто такой Базаров? // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман 19 века (30-е – 50-е годы). Л.,1982. С. 186-203.
Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. Орел, 1994.
Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972.
Тема № 3: «Жанр, конфликт, композиция романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»»
Сюжетно-композиционная структура романа «Что делать?». Особенности жанра (гл. 1, 2, 3, 23 «Особенный человек»).
Проблема положительного героя. Принципы создания образов «новых людей» в романе. Проблема эмансипации женщины. Образ Веры Павловны. «Особенный человек» в романе.
Проблема революции и социалистического будущего в романе. Идейно-композиционная функция снов в романе.
Индивидуальные вопросы и задания
История создания и публикации романа.
Литература
Чернышевский Н.Г. «Что делать?» (Серия «Литературные памятники»).
Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. 19 века. Л., 1974.
Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / А.П.Скафтымов; сост. В.В.Прозоров, Ю.Н. Борисов. М., 2007.
Тамарченко Г.Е. Чернышевский – романист. М., 1976. С. 133-231.
Руденко Ю.К. Роман Н.Г. Чернышевского. Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979.
Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский: художественное творчество/ Учебное пособие по спецкурсу…М., 1984.
Недзвецкий В.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. М., 2003.
Тема № 4: «Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»»
Сюжет, композиция и система персонажей в повести.
Художественные принципы изображения Н.С.Лесковым любовной интриги.
Художественные приемы создания образа Катерины и Сергея:
-) описание быта, роль художественной детали;
-) пейзаж;
-) фольклорные элементы в повести;
-) роль рассказчика и др.
4. Повесть Н.С. Лескова и опера Д.Д. Шостаковича.
Литература
Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1956-1959.
Лесков Н.С. Собр. соч.: В 30 т. Т. 1. М., 1996 -…
Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1977.
В мире Лескова. М., 1983.
Столярова И.В. Трагическое в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Русская литература. 1981, №4. С.77 – 94.
Старыгина Н.Н. Лесков в школе. Йошкар-Ола, 1994.
Тема № 5: «Гроза» А.Н. Островского. Своеобразие драматического конфликта.
Драматический конфликт пьесы как начальная стадия столкновения молодого поколения с «темным царством». Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие сюжетного построения драмы. Роль каждого акта в развертывании основного конфликта.
Протест Катерины против произвола и деспотизма как высшая форма протеста в драме. Нравственная незаурядность и романтические устремления Катерины. Социально-психологические истоки ее драмы. Катерина как трагическая героиня. Драматическая насыщенность ее монологов. Мастерство психологического анализа в пьесе.
Жанровое своеобразие пьесы «Гроза». Трагедийное начало в пьесе.
Индивидуальные вопросы и задания
Роль внесюжетных персонажей (Кулигин, Феклуша),их связь с основным конфликтом в драме.
Реалистическая символика пьесы.
Сценическая история образа Катерины.
Литература
Островский А.Н. Гроза // Островский А.Н. Полн. Собр. соч.: В 16 т. Т. 2. М., 1949.
Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. М.-Л., 1963.
Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. М., 1967.
Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.
Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», русской трагедии А.Н. Островского // В середине века. М., 1988. с. 275- 300.
Лебедев Ю.В. Русская классическая литература 19 в. (Вт. Пол.). М., 1990. С. 153-178.
Писарев Д.И. Мотивы русской драмы // Писарев Д.И. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М., 1955.
Лотман Л.М. А.Н. Островский и драматургия его времени. М.-Л., 1961.
Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1963.
Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1974.
Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1974.
Кошелев В.А. «Все счастливые семьи» // Север. 1986. № 3.
Бабичева Ю.В. Театр Островского : Тексты лекций по истории русской литературы 19 в. Вологда, 1986.
Тема № 6: «Принципы целостного анализа лирического текста».
Специфика лирики как литературного рода.
Принципы целостного анализа лирического текста:
-) монографический целостные анализ и целостный анализ по тем или иным уровням (срезам) текстам;
-) художественное произведение как целостная эстетическая система;
-) композиция как построение, организующее в целое единство все компоненты текста (тему и идею, формы выражения авторского сознания – лирический субъект, лирический персонаж, лирический герой и т.д.);
-) лирический сюжет;
-) художественное пространство и время;
-) стих (метр, ритм, строфика, звуковая организация, рифма);
-) поэтический синтаксис;
-) поэтическая лексика и стилистика (в узком смысле);
-) единство плана содержания и выражения;
-) проблема соотношения текста и контекстуальной системы, элементом которой является анализируемый текст (разные периоды творчества, в течение которых анализируемые тексты получают неодинаковую стилевую (в широком смысле) направленность (романтизм, реализм) в зависимости от стилевой доминанты данного периода творчества).
3. Сюжет в лирике:
-) основа лирического сюжета – движение мысли и чувства лирического субъекта;
-) «лирическое событие» (Ю.М. Лотман) трактуется как «переживание»;
-) компонентом лирического сюжета является «мотив» (см. работы Б.В. Томашевского и др.);
-) «основной мотив» (Т.И. Сильман) содержит концентрацию лирического чувства, другие мотивы выполняют поясняющую функцию: «экспозиция», «толчок» – начало лирического события, развитие – «повтор ситуаций» и т.д.
Литература
Краткая литературная энциклопедия. М., 1978. С. 438-441.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986. С. 10-23.
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 23, 183-185, 423, 425, 557-558.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 103-113.
Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977. (Гл. 1).
Специальный практикум по анализу литературных произведений (из опыта Смоленского пединститута): Методич. разработка. М., 1979.
Учебный материал по анализу поэтических текстов. Таллинн, 1982. См. также др. выпуски этого «Учебных материалов…».
Анализ одного стихотворения. Л., 1985.
Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя / Под ред. Б.Ф. Егорова. М., 1981.
Мальчукова Т.Г. Память поэзии (О сравнительно-типологическом изучении классической лирики): Уч. пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1985.
Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя / Анненкова Е.И., Румянцева Э.М., Семанова М.Л. и др. М., 1987. (Таборисская Е.М. Тема поэзии в пушкинской лирике 1826-1836 годов).
Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика // Пер. с фр. М., 1989.
Тарланов Е.З. Анализ поэтического текста. Петрозаводск, 2000.
Руднев П.А. Введение в науку о русском стихе. Тарту, 1989.
Новинская Л.П. «Осенняя роза» А.А. Фета: опыт прочтения // Учебные материалы по методике преподавания литературного чтения в эстонской школе. Таллинн, 1987. С. 27-56.
Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. Л., 1984.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.
Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. (Первое издание – 1925 г.)
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М., 1975.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.
Тема № 7: Анализ лирического текста (2 часа)
Ф.И. Тютчев
«Есть в осени первоначальной…»; «Предопределение»; «Как океан объемлет шар земной»; «Смотри, как на речном просторе…»; «Две силы есть – две роковые силы…»
« Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
История создания и публикация текста. Проблема текста и контекста.
Драматический характер фабулы и композиции (три части единой смысловой конструкции; пространственно-временные связи.
Лирический сюжет : экспозиция; «толчок»; движение лирического сюжета; основной мотив.
Лирический герой и героиня ( лексика, синтаксис, стилистические повторы ,ритм, рифма, метр)
Литература
Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1957.
Тютчев Ф.И. Лирика: В 2-х т. М., 1965.
Пигарев К.В. Тютчев и его время. М., 1978.
Маймин Е.А. Философская лирика Тютчева // Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. С. 175-200.
Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты // Некрасов Н.А. Полн. Собр. соч. и писем. Т. 9. М., 1950.
Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты. Л., 1970. с. 9-75.
Берковский Н.Я. Ф.И. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 155-199.
Скатов Н.Н. Еще раз о «двух тайнах русской поэзии». Некрасов и Тютчев // Скатов Н.Н. Н.А. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986. С. 100-150.
Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 565-594. (Или см.: Тютчевский сборник / Под ред. Ю.М. Лотмана. Таллинн, 1990).
Гаспаров М.А. Композиция пейзажа у Тютчева // Тютчевский сборник / Под ред. Ю.М. Лотмана. Таллинн, 1990.
Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. с. 465-483.
Тема №8: Анализ лирического текста (2 часа)
А.А. Фет
«Ты отстрадала, я еще страдаю…»; «Старые письма»; «Как беден наш язык…»; «Какое счастие: и ночь, и мы одни!»; «Еще весны душистой нега…»
Литература
Бухштаб Б.Я. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.
Руднев П. А.А. Фет: личность, поэзия, поэтика // Фет А.А. Стихотворения. Петрозаводск, 1986. С. 5-21.
Новинская Л.П. «Осенняя роза» А.А. Фета: опыт прочтения // Учебный материал по методике преподавания литературного чтения в эстонской школе. Таллинн, 2987. С. 27-56.
А.А. Фет и русская литература: XV Фетовские чтения. Курск – Орел, 2000.
Тема № 9: Муза, поэт и поэзии в лирике Н.А. Некрасова
Принципы и приемы анализа лирического стихотворения.
Предшественники и современники Н.А. Некрасова о поэте и поэзии (поэты-декабристы, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, А.К. Толстой).
Анализ стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…» или «Блажен незлобивый поэт»:
-) лирический сюжет;
-) слово о стиховом контексте;
-) другие приемы создания образа (звукопись, размер, синтаксис).
Литература
Некрасов Н.А. Полн. Собр. соч. и писем: В 15 тт. Т. 1-3. Л., 1981.
Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж, 1964. Ижевск, 1978.
Н.А. Некрасов и русская литература. М., 1971. (Ст. Б.О. Кормана).
Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. М., 1971.
Некрасовские сборники. Т. 1-10. М., 1961 -19..
Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении. М., 1982.
Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. М., 1988.
Скатов Н.Н. Я лиру посвятил народу своему. М., 1985.

Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам сочинение на тему «Обломов и обломовщина в романе Гончарова «Обломов», в котором раскроем образ главного героя произведения и дадим определение термину «обломовщина».

Роман «Обломов» И.А. Гончарова был написан в пору острейшего кризиса крепостничества. Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, в котором автор изобразил ленивого, апатичного, не способного к деятельности помещика, воспитанного в обстановке барской усадьбы, где господам жилось безмятежно и счастливо, был актуален для современников.

И.А. Гончаров с первых строчек романа окунает читателей в атмосферу быта и порядка в доме Ильи Обломова. Мы видим тридцатитрехлетнего барина лежащим на широком диване в четырехкомнатной квартире на Гороховой улице Петербурга. Описывая портрет героя, писатель отмечает мягкость в чертах Обломова, излишнюю изнеженность, округлость. Он был не по годам обрюзгшим. На его приятном лице с темно-серыми глазами и бледной кожей не задерживалась надолго ни одна мысль. Она «гуляла вольной птицей по лицу», порхала по его губам, глазам, по лбу и наконец пропадала, оставляя после себя след беспечности. Одет Обломов в любимый домашний халат, мягкий и гибкий. Как только он опускал ноги, они сразу попадали в широкие и уютные домашние туфли.

Илья Ильич практически не выходит из дома. Никакие просьбы и уговоры приятелей, которые иногда посещают его, не могут заставить барина оставить уютное гнездышко и окунуться в атмосферу городского шума и суеты, светских мероприятий и развлечений. Он придумывал десятки причин, чтобы отказать им и остаться дома, ведь для выхода в свет нужно было переодеться, а это уже представляло для Обломова большую проблему, решать которые он не умел и не мог. Илья Ильич никак не мог ответить на письмо старосты, полученное из Обломовки. Несколько лет назад он начал обдумывать проект по улучшению управления имением, но проект так и остался только проектом, так как до конца обдумать Обломов никак его не мог.

Состояние полусна-полудремы подобно болоту все больше и больше затягивало Илью Ильича в течение нескольких лет, с тех самых пор как оставил службу в одном из департаментов. Когда Обломов приехал в Петербург, он был полон планов и надежд. Устроившись на службу, он желал видеть в сослуживцах членов большой и дружной семьи, а начальника – отцом семейства. Однако вскоре он понял, что среди чиновников нет и не может быть теплых семейных отношений. Обломов, никогда до приезда в Петербург не утруждавший себя никакой работой, после двух лет службы вышел в отставку, облегченно вздохнул и спокойно зажил, не заставляя себя ежедневно по утрам идти в департамент.

Так прошло чуть более десяти лет. Обломов превратился в обрюзгшего, пополневшего, лысеющего барина. Все труднее ему было вставать с постели, поэтому, когда заходили гости, он даже не менял своего положения, а так и оставался лежать на широком диване. Книг он не читал, только строил мечты, витал в облаках, не желая понять и принять реальную действительность. Часто Илья Ильич грезил о счастливой семейной жизни в любимой Обломовке, однако для создания семьи ничего не предпринимал. Его отношения с Ольгой Ильинской, с которой барина познакомил Андрей Штольц и которую Обломов полюбил, не сложились, так как любовь – это тоже работа, а работать Обломов не умел. Жизненные обстоятельства заставили его переехать на Выборгскую сторону к Агафье Пшеницыной, которая смогла окружить его заботой и любовью, однако расшевелить и вытащить из болота лени и апатии не смогла, и через несколько лет после переезда Обломов умер. Что же унесло жизнь еще не старого человека? Что погубило его? На эти вопросы автор отвечает устами Андрея Штольца – обломовщина. Она, как болезнь, поражает русское дворянство, выросшее и воспитанное в тысячах таких же усадеб, как Обломовка. Именно оттуда берет свое начало обломовщина  – состояние ничегонеделания, лени, апатии, отсутствие всякой высокой жизненной цели. Она лишает человека желания двигаться вперед, к чему-то стремиться.

Когда-то Илья Обломов был маленьким любознательным мальчиком. Утром няня умывала его, причесывала, натягивала чулочки и вела к маменьке, которая, осыпав сына страстными поцелуями, спрашивала у няни о состоянии Илюши. Он был единственным ребенком в семье, поэтому мальчика все обожали, часто его ласкали, обнимали. Когда Обломова отпускали гулять в сад, он с интересом наблюдал за всем вокруг. Ему хотелось взобраться на висячую галерею, чтобы посмотреть сверху на речку, но подниматься туда мальчику запрещают. Ему хочется выбежать за ворота, добежать до оврага, посмотреть, что там делается, однако и это запрещают ему. С детства Обломов видел, что Обломовка чаще всего погружена в сон и покой. О труде здесь отзываются как о тяжком наказании, поэтому, если есть возможность, то больше отдыхают.

Няня часто в детстве рассказывает ему сказки о неведомых и чудесных странах, в которых молочные реки с кисельными берегами, где нет ни холода, ни ночей,  где целый год никто ничего не делает. В этой удивительной волшебной стране только целыми днями гуляют и веселятся добрые молодцы, подобные Илье Ильичу, и красные девицы, а щука исполняет все желания. Обломовка была для Обломовых той самой волшебной страной, где они праздно проводили свои дни, не заботясь о хлебе насущном. «Триста Захаров» всегда были готовы к их услугам, исполняли их желания, а господам оставалось только бездельничать.

Повзрослевшего Илюшу умывал, причесывал и одевал слуга Захар. Родители отправили сына учиться в школу Ивана Штольца, но мальчик учиться не хотел, поэтому, начиная с понедельника, когда нужно было ехать в Верхлево, начинал искать причины, чтобы отменить поездку. Родители, горячо любя своего Илюшеньку, потакали его желаниям и с радостью оставляли его дома на несколько денечков или на целую неделю. Своим излишним вниманием, опекой, заботой, образом жизни родители избаловали единственного сына. Привычка жить чужим трудом, которая была заложена с детства, привела Обломова к гибели. Она была настолько сильна, что, даже попав в другие условия, Обломов не смог адаптироваться к ним, а продолжать следовать тем же традициям, которые он усвоил еще в детском возрасте.

И.А. Гончаров в романе «Обломов» реалистично изобразил картины жизни русского дворянства, а также рассказал об условиях, которые порождают обломовщину, подавившую лучшие начала не одной личности и погубившую не одного человека.  Эти страшные условия писатель видел в крепостном праве.

(736 слов) Одним из наиболее весомых и значимых творений Ивана Андреевича Гончарова является его роман «Обломов». С момента издания книги и до наших дней, она заслуживает большое внимание и признание разновозрастной читательской аудитории. Писатель мастерски выстроил вокруг героев 3 истории сюжета: любовь и романтические отношения между персонажами, афера с поместьем Ильи Обломова, сравнение судеб двух героев – Ильи Обломова и Андрея Штольца, их противопоставление.

Также писатель смог интересно и ярко изобразить всех героев романа, с личностями которых на протяжении всего текста знакомится  читатель. Особенно его внимание привлекает героиня Агафья Пшеницына, настоящая русская женщина. Образ Агафьи представлен Гончаровым довольно подробно и детально, и является цельным и законченным.

Пшеницына – истинная русская женщина, надежная, сильная, бесстрашная. О таких, как она, говорят: «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».  У Агафьи крепкое, ладное тело, сильные, привыкшие к труду руки, она имеет пышные формы и обладает кротким и незлобивым нравом. Женщина она религиозная, послушная, скромная, отличная хозяйка. Ее отличают практичность и трудолюбие. Она работает, не покладая рук, ей нравятся домашний уют и чистота.

Эта женщина – идеальная кандидатура в супруги  главному персонажу Илье Ильичу Обломову, так как она может воссоздать картину детства Ильи Ильича в его Обломовке, окружить мужчину вниманием и заботой.

Жизнь Агафьи складывалась совсем не просто.  Женщина рано стала вдовой,  и ей не на что было содержать двух своих детей. Она старалась прокормить семью за счет своего труда, что женщине в то время сделать было очень сложно.  И они жили в основном на средства, получаемые от сдачи дома, да вырученные с яиц и цыплят.

Агафья не смогла получить достойное образование, как Ольга Ильинская, она не разбирается во многих житейских вопросах, ее кругозор узок и ограничен. Но свою некомпетентность героиня научилась скрывать либо за молчанием в определенный момент, либо за милой улыбкой.

В круг интересов Агафьи входили ведение домашнего хозяйства,  кухонные работы, распоряжение прислугой. Позже  круг интересов пополнился заботами о муже и сыне.

Гончаров  подчеркивает положительные качества этой женщины. Она оберегает своего супруга от всяких проблем и волнений. В их доме всегда уют и спокойствие, он полон еды, душевной теплоты и гостеприимства. Женившись на Агафье Пшеницыной, главный герой, наконец, дождался исполнения мечты всей его жизни – обретения желанного покоя, умиротворения и счастья.

В своем романе автор дает понять, что любовь бывает разной, это он показывает на примерах отношений Обломова с Пшеницыной и Обломова с Ильинской. В первом случае Агафья искренне любит Илью Ильича, просто так, ничего не требуя взамен за то, что он рядом. Она не пытается его перевоспитать, изменить, подстроить под себя. Ей радостно чувствовать его благодарность, видеть, что он ценит ее самопожертвование и внимание. Пшеницыну устраивает Обломов такой, какой он есть. В их семейном союзе лидирует женщина. Супруга занимается бытом, домом, улаживанием проблем и решением финансовых вопросов. Обломова изрядно измучили отношения с Ольгой Ильинской, и в союзе с Агафьей он просто отдыхает душой рядом с ней, обретает покой, живет в мире своих грез, отгородившись от реальной жизни.

Образ этой героини Гончаров наделяет набором всех жизненных  установок главного героя. Ей не надо соответствовать, ее не надо завоевывать, носить на руках, поддерживать, она Обломова понесет сама, станет ему надежной поддержкой и опорой, да еще и будет благодарна. Связав свою жизнь с этой женщиной, Обломов больше не пытался себя изменить, стать настоящим мужем, его устраивала в семье роль ребенка. Такой бесцельный и безмятежный образ жизни  Обломова наносит вред его здоровью. Но герой не хочет следовать советам докторов и умирает, едва дожив до сорокалетия.

Агафья очень любит их сына, но после смерти Обломова отдает мальчика в семью Штольц на воспитание, считая, что именно Андрей и Ольга смогут правильно воспитать ребенка и дать ему достойное образование. В этом решении прослеживаются основные положительные качества Пшеницыной: практическое мышление, бескорыстие, жертвенность материнской любви, сила духа.

Нужно отметить, что на протяжении романа писатель проводит сравнение Агафьи  с Ольгой. И зачастую эта простая русская женщина, набожная и недостаточно образованная, по многим своим душевным качествам и  чертам характера превосходит образованную и воспитанную карьеристку Ильинскую. Пшеницыну делает счастливой бескорыстная и безвозмездная любовь, но здесь есть и отрицательная сторона отношений: мирясь со всеми слабостями супруга и потакая ему в них, она же таким своим поведением и губит его, позволив Обломову окончательно облениться.

Создавая образ Агафьи Пшеницыной, Гончаров наделил его всеми позитивными чертами и качествами истинно русской женщины: бескорыстием, искренней любовью к сыну и супругу, к окружающему миру, надежностью, силой духа, самопожертвованием.  Героиня не ставила жизненной целью материальное благополучие, выстраивание карьеры, личные интересы, и это отличает ее от других героев романа. Но, не будучи эгоисткой, обладая добротой, открытостью, самоотдачей, искренностью, женщине удается обрести настоящее счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 23 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Литеровед предлагает своим читателям краткое сочинение на тему: «Что такое «обломовщина» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)», ознакомившись с которым, вы поймете суть термина «обломовщина», какие людские пороки спрятано за этим словом.

Понятие «обломовщина» вошло в обиход благодаря роману Ивана Гончарова «Обломов». Автор подразумевает под этим словом состояние апатии, лени и ничегонеделания. Этот термин относится к русскому народу, особенно к дворянам. Также «обломовщиной» называется излишняя мечтательность, когда человек живет в своих иллюзиях более, чем в реальной жизни. Все это приводит к полной деградации личности.

Самым ярким воплощением безвольного состояния в русской литературе является герой Гончарова Илья Ильич Обломов. Именно от его фамилии и от названия деревни, где он проживал – Обломовка – произошло понятие «обломовщина». Обломовка стала главной причиной моральной и физической деградации главного героя романа Ивана Гончарова. Атмосфера родной деревни способствовала увяданию интереса Ильи Ильича к реальной жизни.

В романе «Обломов» автор строит воображаемую лестницу, по которой главный герой опускается, а «обломовщина» в нем поднимается. Все это имеет весьма печальные последствия для главного героя. Его ожидает полное разочарование в реальном мире, который и близко не похож на вымышленный, а также потеря смысла существования, да и самой жизни.

Процесс зарождения «обломовщины» начался еще с далекого детства Ильи Ильича. Он родился и взрастал в красивой и спокойной деревне Обломовка. Она находилась далеко от мира цивилизации и создавала иллюзию вечного беспечного существования. В ней все было идеально: и климат, и отсутствие ураганов, и прекрасные холмы. Вся природа Обломовки, казалось, окутывала жителей теплым одеялом, под которым каждый из них чувствовал себя в полной безопасности.

Атмосферу этой деревни можно сравнить с коконом или утробой матери. Ни один человек не пожелал бы покинуть Обломовку по собственной воле. Здесь все было настолько привычным, что жители деревни отказывались воспринимать вмешательство в их жизнь извне. Они знали, что после зимы точно придет весна, и она будет такой же, какой была год, пять, десять лет назад.

Обломовка чем-то даже напоминает рай. Обломовцы были уверенны в завтрашнем дне, точно знали, что их ожидает через год. Даже смерть здесь казалась легкой и вполне естественной, ведь приходила она только к тем, кто уже прожил немало лет и был готов перейти от одного рая к другому. Природа действовала на обломовцев губительно. На первый взгляд казалось, что они усмирялись, становились тихими, спокойными, мирными. На самом же деле вся эта атмосфера настолько их убаюкивала, что люди становились равнодушными ко всему.

Им нравилась их жизнь, а больше они не хотели знать ни о ком и ни о чем. Жители Обломовки даже боялись того, чтобы что-то не нарушило их привычный ритм жизни. В одном эпизоде романа в Обломовку с соседней деревни приходит письмо. Люди столь напуганы этим явлением. Они не хотят открывать его. Им кажется, что там обязательно будет написано что-то такое, что потянет за собой много нежелательных событий. Обломовцы не хотели нарушить привычный для них образ жизни.

Однажды им не повезло найти мертвого мужчину. Этот человек был не с их общины, а с соседней деревни, поэтому люди решили просто забыть об этой находке и продолжать жить так, как будто бы ничего не случилось. Больше всего обломовцы не любили работать. Они пытались поскорее избавиться от разного рода труда, делая его быстро и некачественно, либо же перелаживая работу на других людей. Крепостные в поместье дворян исполняли всю работу, но и они не отличались особым рвением к делу, поскольку их жизнь также была отравлена «обломовщиной». И все же своим господам они всегда были верными.

Такой тихой и спокойной была жизнь в Обломовке. Больше всего жителей интересовала еда. Они очень любили поговорить о плотном и вкусном обеде. Особенным удовольствием было выбрать блюда, которые подадут к столу. После того, как все насладились обедом, обломовцы отправлялись спать. Этот сон был самым сладким и самым ленивым в их размеренном распорядке жизни. Иногда они не засыпали, а о чем-то тихо говорили или же просто сидели молча.

Илья Обломов рос в такой атмосфере и постепенно перенимал все привычки и нормы поведения этого общества. Когда Илья был еще маленьким, он совсем не был похож на угрюмых и спокойных обломовцев. Он интересовался всем, что его окружало. Ребенок никогда не сидел на месте, и все время старался познать что-то новое. Активный мальчик очень хотел побывать на всех деревьях, полазить по высоким сеновалам, померить шагами огромные поля и узнать, куда же течет их река. Еще с детства он интересовался животными и любил тихонько наблюдать за ними.

Но модель поведения маленького Ильи расходилась с пониманием жизни его родителями. Поэтому они обрывали все его попытки к активности в корне их зарождения. Родители не позволяли ему познавать окружающий мир. Они слишком опекали и контролировали мальчика, навязывали ему свои ценности и делали все, чтобы он удалился от реальности и ушел в «обломовский» спокойный мир мечтаний. Еще с детства его приучили не к труду, а к лени.

В итоге, Илья начал пользоваться своим положением. Он понял, что его желания и прихоти будут исполнять, и для этого ему не нужно даже прилагать никаких усилий. Мальчик знал, что для решения его юных проблем всегда найдется кто-то: либо родители, либо слуги. Если он хотел есть, то ожидал, что ему принесут. Если же ему нужно было убраться в комнате, то за него это делали слуги. Илья рос полностью защищенный даже от бытовых элементарных вещей.

Естественно, что он был абсолютно не готов к реальности, ведь он ее никогда и не видел. В учебе Обломов также не имел особого успеха. Наука казалась ему больше прихотью со стороны родителей. Он учился не из-за собственного интереса, а только потому, что это было желанием отца и матери. Хотя родители и отдали сына в науку, они особо не верили в ее силу. Часто сами же не пускали Илью на занятия, отмазывая прогулы простой непогодой. Мальчик ходил в школу и институт без особого желания. Он просто не понимал, как все эти знания помогут ему в жизни, особенно здесь, в Обломовке, где у него и так все есть без науки.

По своей природе Илья Ильич – очень тонкая и чувствительная натура. Он умеет видеть прекрасное вокруг и ощущать мельчайшие изменения в реальном мире. Все это досталось ему в наследство от созерцания обломовской прекрасной природы и сказок няни, которые он так любил слушать каждую ночь. В тот момент и формировался его мир, так не похожий на реальность. В нем было много чудес, неограниченных возможностей, интересных персонажей.

Больше всего он мечтал о том, чтобы лежать и ничего не делать. Он видел себя в том мире как человека, который гуляет и ест чьи-то вкусные угощения. Илья Ильич вырос, да только детские мечты так и остались его реальностью. Обломова пугает этот мир, где человек ничего не знает и должен сам прокладывать себе дорогу в будущее. Он чувствует себя брошенным, никому не нужным. И даже в этой ситуации Илья Ильич не находит иной выход, как только создать для себя новый сказочный мир в своей Обломовке.

Он представляет себе спокойную, размеренную семейную жизнь. Естественно, его любимая Ольга не вписывается в эту идиллическую картину. Она все пыталась вытащить его из состояния «обломовщины», но вскоре оставила эти попытки, поняв их бесполезность. Любовь Обломова к Ольге не была столь сильной, чтобы молодой человек смог отказаться от всего, во что верил всю свою сознательную жизнь. Он не смог «встать» со своего дивана, Ольга Ильинская же мечтала о том, чтобы не стоять на месте, а все время двигаться вперед. Илья Ильич нашел другую женщину, которая смогла вписаться в его картину жизни.

Но в тот момент, когда он умирал, Обломов не искал глазами реальных жену и сына, мысленно он пребывал в своем комфортном мире, где молодой человек представлял себя здоровым и полным энергии. Автор же комментирует такое состояние Обломова, как самообман.

Понятие «обломовщина» касается не только главного героя романа Ивана Гончарова, а и всех членов русского общества, которые привыкли жить за счет труда крепостных, а сами не умеют ничего делать. Все их забавы начинаются и кончаются «лежанием на диване». Дворяне как будто ожидают, что в один миг все изменится, и жизнь станет такой, какой они ее видят в своем вымышленном мире.

Но автор убеждает своим романом, что никто еще не достигал высот, лежа на диване. Только упорным трудом можно чего-то добиться в этой жизни. Именно таким является реальный мир. Он жестокий и требует жертв: здоровья, труда, стараний, страданий.

Обломов – яркий пример того, как человека может испортить неправильное воспитание, сверхзабота и оберегание от реальности. Рано или поздно каждый человек должен столкнуться с реальностью. От этого никто не убежит, как и от собственной смерти.

Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»

Гончаров И.А.

Иван Александрович Гончаров часто использует в своих романах символы. Например, желтый цветок становится символом пошлости в романе «Обыкновенная история». Обломовщина также является символом. Это явление, которое существовало на протяжении всей истории человечества и проявлялось (проявляется и сейчас) во всех порядках человеческого существования. Свои истоки она имеет как в психологии персонажей, так и в состоянии общества.

Если рассматривать конкретно судьбу главного героя, как в фокусе сконцентрировавшего в себе это явление, то мы увидим, что главную роль в том, что он стал таким, сыграло воспитание. У маленького Ильи Ильича Обломова еще в детстве задавили желание быть самостоятельным и проявлять собственную инициативу. Повлияла и наследственность, ведь Обломов — плоть от плоти и кровь от крови своих отцов и дедов, живших в Обломовке, где «все почивают так крепко и спокойно». Однако виновата и натура самого Обломова, так как он не сопротивлялся такому воспитанию, а принимал его как должное. Итак, всё увеличивающаяся бездуховность общества привела к потери смысла жизни, а воспитание и собственный характер — к лени и потребительскому отношению к жизни.

Обломовщина — это лень прежде всего бездушевная, переходящая в лень физическую и приводящая к потери способности мыслить и развиваться. Обломов принимает свою жизнь такой, какая она есть, и не может и не хочет изменить и улучшить ее. Поэтому он расценивает заботы о себе Штольца как нечто, само собой разумеющееся. Всякий труд для него — страдание, и он всеми силами старается этого страдания избежать. Захар, другой представитель этого явления, предпочитает скорее стать нищим, чем начать работать.

Обломовщина приводит главного героя к полному жизненному краху (впрочем, с его точки зрения, этот крах и есть настоящая жизнь). Он ничего не создал за время своего существования, его лучшие качества не нашли себе применения. Он, по сути, кончил жизнь самоубийством, разрушив свое тело и свою психику.

Его близким черты его характера, зараженные обломовщиной, приносят только горе. Он повергает Ольгу в глубокую депрессию, из которой спасает её только Штольц.

Обломов считал, что лежать на диване лучше, чем приносить обществу вред бессмысленной суетой, но не понял, что лежание также приносит вред. Человек является членом общества и, разрушая себя, способствует и его разрушению. Следовательно — обломовщина ведет не только к деградации отдельных личностей, но и всего общества в целом.

  • Главная
  • Учащимся
  • Сочинение на тему
  • Гончаров И.А.
  • Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Обломовка и «обломовщина»

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» ЕГЭ» Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?

Социально-бытовой роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году и сразу привлек внимание критиков. Дело в том,что в это произведение было введено такое понятие,как «обломовщина». Под ним автор понимал праздность,леность души,отсутствие серьезных целей и стремлений. В жизни после выхода романа литературоведы и читатели спорить о том,откуда возникло данное явление и к чему оно может привести.

Н. А. Добролюбов объяснял причины «обломовщины» так: «Все началось с неумения надевать чулки и закончилось неумением жить». Действительно,Обломов с детства не был приучен ни к какому труду,о чем читатель и узнает из главы «Сон Обломова». В дворянском поместье родителей Ильи Ильича царили праздность,покой и умиротворение.

Весь смысл существования заключался в регулярном приеме пищи и сне,а труд считался деятельностью недостойной дворянина и даже позорной для него. Для такой работы у жителей Обломовки был «Захар и еще триста Захаров». Неудивительно,что подобный образ жизни Илья Ильич вел и в Петербурге. Герою было совершенно безразлично,что происходило вокруг,он стремился окружить себя своеобразной оболочкой,защищающей от невзгод внешнего мира,роль которой выполнял восточный халат и Обломов кутался в него «с любовью».

Отсутствие труда породило душевную апатию. Илья Ильич не способен встать с дивана и начать действовать,даже ради любимой женщины Ольги Ильинской. «Разве любовь не служба?»-искренне удивлялся герой.

Кроме того,при описании портрета Ильи Ильича автор обращал особое внимание на выражение его лица: «На лице отсутствие всякой определенной идеи». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

На эту фразу А. В. Дружинин отвечал так: «Обломов ничего не делает,но кто может предложить ему стоящее дело?». Действительно,ведь Обломов не может реализовать себя еще и потому,что он человек с «добрым сердцем» и отличается тонкой душевной организацией и не хочет тратить жизнь на «страстишки».Илья Ильич совсем не похож на светский идеал Волкова,карьериста Судьбинского и модного литератора Пенкина-второстепенных персонажей,навещающих главного героя в доме на Гороховой.

Полезный материал по теме: 000.jpg

Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?ЕГЭСтр. 1 Скачать Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?

<legend>Tags</legend>Сочинение-рассуждениеКаковыпричиныипоследствия«обломовщины»?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Роман (бессмертное произведение) ” Обломов” вышел в печать в 1859 году, когда Россия стояла готовилась к экономическим переменам, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Крепостное право тормозило развитие России, одним из его порождений было такое явление, как “обломовщина” . Автор на примере Обломова анализирует Сущность и причины “обломовщины” .

Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. С ним мы знакомимся на первых страницах романа. Это “молодой человек лет тридцати богатого дворянского рода.

Он умен и культурен, вообщем хорошо образованный человек. “Чистая, хрустальная душа”,- говорит о нем Штольц. Обломов добр, честен, кроток. Нравственно он гораздо выше и Штольца, и Ольги. В нем есть и доброта душевная, и русская незлобливость, и неспособность к чему-либо скверному.

За всю свою жизнь он не обидел ни одного человека, не научил ничему пошлому и плохому.

Но все зги качества – талант, зарытый в землю. Они дополнены такими качествами, как лень, безволие и медлительность. Жизнь Обломова лишена желания к каким-либо преобразованиям и изменениям. Больше всего на свете он ценит покой.

Когда Штольц в который раз пытается пробудить в нем желание жить и трудиться, Обломов отвечает: “Все знаю, все понимаю, но силы воли нет”. Даже любовь к Ольге не смогла пробудить в нем желание жить. Обломов пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги.

Свой “идеал” он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, которая ничего не требует от предмета своей любви.

Гончаров, конечно, осуждает лень, боязнь желания к жизни, неспособность к практическим действиям, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Автор указывает и Причины “обломовщины” . Самая главная причина – условия русской поместной жизни, которые позволяли помещику не заботиться о “хлебе насущном”. Обломов не привык работать с детства, он был чем-то вроде экзотического цветка в Обломовке.

Именно жизнь в. Обломовке сделала из него ленивца, которого не смогла поднять с дивана ни любовь, ни дружба.

Этот человек все время устает от чего-то. Сначала он устал от служб, от светской жизни, позже устает любить (если вспомнить Ольгу Ильинскую), наконец, он просто устает жить!

В чем же Сущность и причины “обломовщины” ?

Очевидно, объяснение этому можно отыскать в воспитании Ильи Ильича. И правда, в “Сне Обломова” Гончаров рассказывает нам, что детские годы испортили Обломова. Маленький Илюша сначала был рад сделать что-то сам, но ему говорили, что есть люди, которые сделают все за него. Постепенно ребенок привык к этому.

Все его желания исполняли другие. Зачем же беспокоиться? И так Обломов вырос, превратившись в барина в полном смысле этого слова.

Полной противоположностью Обломову является его друг Штольц. Отец Штольца – немец. Штольц получил совершенно другое воспитание. Если в Обло-мове мы видим беспробудную лень и паралич воли, то в Штольце чувствуется огромная энергия.

Штольц всегда что-то делает, к чему-то стремится… “Труд – образ, содержание, стихия”,- так отзывается Штольц о цели своей жизни.

Но Роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров все-таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца лучше и более подходит для России. Обломов более поэтичен и романтичен, душевнее и сердечен, он ближе нам, чем Штольц с его рационализмом и немецким прагматизмом. Я считаю, что лучше было бы, если бы Обломову добавить немного прагматизма и жизненной энергии.

Тогда из него получился бы настоящий человек, живущий полноценной жизнью и способный принести пользу своему Отечеству.

Но только ли детство и воспитание так повлияло на Илью Ильича? Несомненно, большую роль в формировании характера Обломова сыграло окружающее его общество. В статье Добролюбова очень хорошо и точно описано, что же так повлияло на Обломова.

Это “обломовщина”! Обломов несет в себе черты того общества, к которому он принадлежит. “Обломовщина” – социальное явление, сложившееся в обществе, и появление Обломова – закономерный итог.

Сущность и причины “обломовщины”« Постоянная борьба МауглиЮдифь героиня трагедии Ф. Геббеля »Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-chto-takoe-oblomovshhina-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov.html
  • https://litera.su/learner/all-works/goncharov-i-a/oblomovism-the-essence-the-roots-the-consequences
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/oblomovschina-i-oblomov-v-romane-goncharova.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/kakovy-prichiny-i-posledstviya-oblomovshhiny
  • https://lit.ukrtvory.ru/sushhnost-i-prichiny-oblomovshhiny/

  • Сочинение по роману дубровскому 6 класс кратко
  • Сочинение по роману отверженные
  • Сочинение по роману отцы и дети 10 класс 350 слов
  • Сочинение по роману отцы и дети 10 класс 250 слов
  • Сочинение по роману мастер и маргарита в 11 классе