Сочинение по роману обломов на тему старое и новое в русской жизни по роману

Сочинение обломов и захар. 1. связь образов обломова и захара. 2. роль захара в развитии внутреннего конфликта романа. i. почему

Сочинение «Обломов и Захар».

1.    
Связь образов Обломова и
Захара.

2.    
Роль Захара в развитии внутреннего
конфликта романа.

                                                      
i.     
Почему Захар и Обломов не
умеют жить?

2) Как дан образ Захара?

3) В чём их сходство?

3. В
чём драма героев?

Илья Обломов и Агафья Пшеницына.

1. Роль этой любовной драмы.

2.     Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

                                                   
1)     
Первое впечатление о
героине.

                                                   
2)     
Почему Обломов полюбил её.

                                                   
3)     
Как изображено чувство
хозяйки.

                                                   
4)     
Объяснение в любви
Обломова и Пшеницыной.

                                                   
5)     
Как протекала их жизнь.

3. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

Андрей Штольц и Ольга Пшеницына

1.    
Стиль изображения романа
Ольги и Штольца.

1).Любовь Ольги и Штольца.

2 )Намерение писателя.

3) Что произошло с Ольгой.

4 Объяснение Ольги и Штольца.

5) История семьи Штольцев.

6 ) Русские критики об Ольге.

3.  Источники тоски Ольги.

Испытание героя любовью.

1.Характер главного героя.

2.Любовная драма Обломова.

1) Что обнажила любовь в натуре Обломова.

2) Роль Обломова в любовном романе.

3) Противоречия любви Обломова, предопределившие и её
силу, и её ущербность.

4 ) Любовь Обломова – не подлинное содержание его
жизни.

5)  Разрыв Ольги и Обломова.

3. Что раскрывает любовный роман в Обломове?

Сочинение «Обломов и Захар».

1.    
Связь образов
Обломова и Захара
.

   Обломова трудно представить себе без Захара, а
Захара без Обломова. «Ты больше Обломов, чем я»,- бросает герой Захару.
Илья Ильич и Захар – лишь разные модификации обломовского типа. Не случайно
через весь роман эти 2 героя проходят неразлучной парой. Эти образы связаны
принципом дополнительности. Захар – одно целое с Ильёй Ильичом в его
обломовской ипостаси. Они не контрастные, а глубоко родственные натуры.

2.    
Роль Захара в
развитии внутреннего конфликта романа.

1)    Почему Захар и Обломов не умеют жить?

Не умеет жить Обломов: его и его предков всю жизнь обхаживали чужие
руки. «Зачем? Куда? А Васька, Ванька, а Захарка на что?» — слышит он  в
детстве. Не умеет жить Захар: он и его предки всю жизнь принадлежали себе, не
совершали самостоятельных поступков, двигаясь только чужой волей. «А ты,
Захарка, пострелёнок, куда опять бежишь?.. Вот я тебе дам бегать!.. Пошёл
назад, в прихожую!»-
сопровождает его от рождения. «Ленивый по природе,
он  был ещё ленив по своему лакейскому воспитанию» (гл. 7, ч. 1) 

2)    Как дан образ Захара?

Образ Захара дан в романе замечательно выпукло. Вот Захар тяжело
спрыгивает с лежанки и с угрюмым видом появляется в дверях комнаты Обломова.
Сначала показываются его бакенбарды, а затем и он сам «в сером сюртуке с
прорехой под мышкой»,
откуда торчит клочок рубашки. Обломов указывает ему
на беспорядок в комнате, на пыль, покрывающую вещи. Захар оправдывается: «Стараюсь,
жизни не жалею! И пыль-то стираю, и мету-то почти каждый день».
Лентяй,
подстать самому Обломову, он искренно убеждён в том, что выполняет свои
обязанности безупречно. Разве он виноват, что «уберёшь, а пыль завтра опять
наберётся?»
Обломов жалуется: «захочется пить, взял графин, а стакана
нет». «Можно и из графина напиться!»
— добродушно разъясняет Захар. Лень,
неумелость Захара, утвердившегося в своём праве быть неумелым, могла процветать
лишь рядом с обломовской инертностью.

Захар угрюм и груб. Грубовата и его речь. «Бесится с жиру»,- говорит
он о барине.  «Вишь дрыхнет, словно чурбан осиновый». «Эк его там с квасу-то
раздувает».

Однако у него доброе сердце. Он ласков с детьми, и среди детей на дворе
у него было много своих маленьких приятелей. Несмотря на ворчливость по
отношению к Обломову, Захар по-своему любил своего барина. Ему было присуще «кровное,
родственное чувство преданности ко всему, что носит имя Обломова, что близко,
мило, дорого ему».
Он не мог «представить себе другого барина, кроме
Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему,
лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним».
Без услуг
ворчливого, неуклюжего, но преданного Захара Обломов беспомощен, как ребёнок.

3)   
В чём их сходство?

Оба они апатичны, связаны противоречивым  и неразрывным родством.
Вспомним эпизод, когда Захар, преодолевая сопротивление Обломова, отстаивает «наш
фрак»
от покушений Тарантьева. Обломов – лучшее, что  может родить его
среда, человек с «золотым сердцем». Захар – человек народа, крестьян.
Представитель народной почвы. Мы узнаём, как внутренне опустошила обоих
привычная, обыкновенная жизнь, в которой не было никаких несчастий,
переворотов.

3.     В чём драма героев?

 Действие
начинается комически, ленивыми пререканиями Захара и Обломова по поводу
одевания. Но постепенно в действии накапливается всё больше скрытой драмы. Его
завершение – смерть Обломова; паперть, нищета, перспектива голодной смерти у
Захара. К драматическому финалу идут обе противоречиво связанные фигуры. Мы
узнаём об их  жизни всё от начала до конца. Обломов погубил себя, развратил
Захара. Захар  не более жизнеспособен, чем его барин. Умер Обломов – обречён и
Захар.

Испытание героя любовью

Обломовы выдают всю прелесть,

всю слабость и весь грустный комизм

своей натуры именно через любовь к женщине.

А. В. Дружинин

   С первых страниц романа Гончарова «Обломов», перед нами главный
герой во всём его обличии. Он ссорится со слугой из-за грязи, из-за денег,
из-за переезда на новую квартиру. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов,
застилают весь свет для Обломова, бездельника и ленивца. Привычка к покою,
«домашней свободе», меланхолический темперамент – вот что привело его на диван.
Но такое крепко сцементированное представление об Обломове уже в первой части
дало глубокую трещину. Автор нам рассказывает о былых духовных увлечениях
героя: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он чужд был всеобщих
человеческих скорбей». Пережитый в молодости, в дни знакомства с искусством,
поэзией, «счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни,
расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности»
навсегда потряс его эмоциональную натуру, возбудил в ней высокие мечты,
отвратил от пошлых забот о служебной карьере. За обликом неглубокого человека
скрывается «живая душа».

2. Любовная драма Обломова.

1) Что
обнажила любовная драма в натуре Обломова.

Но собственно роман начинается только со второй части. В любовной драме
развёртывается подлинный характер главного героя. Спор, каков настоящий
Обломов: пошлый человек или «лишний человек» решился самим развитием любовного
сюжета.

    Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый Обломов! Ольге
открылись его чистая душа и сердце, полное доброты. Обломов скромен, застенчив:
«Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…» (7 гл. ч. 2)

2)Роль Обломова в любовном романе.

Без всякого сопротивления, с радостью подчиняется он
воле Ольги. Герой хватается за любовь как за смысл существования. Вся его жизнь
сосредоточилась на Ольге, он мысленно вёл с ней нескончаемый разговор и днём, и
ночью, «беззаботность отлетала от него с той минуты, как в первый раз она пела
ему».

  3) Противоречия любви  Обломова,
предопределившие и её силу,  и её ущербность.

Но с самого начала любовь Обломова несла в себе
противоречия. Эта любовь – мечтателя-романтика, она возвышенна, восторженна.
Ольга любима им как мечта. А такой любви противопоказано столкновение с бытом.
Ольга своей волей приобщила Обломова к действию. Поэтому их роман с самого
начала таит в себе элемент разрушения.

   Другое противоречие рождено тем, что подобная
любовь захватила 30-летнего Обломова, которого давит сознание собственной
ничтожности, он сомневается в том, что имеет право на любовь. Поэтому восторг у
него сменился разочарованием. Ему необходима постоянная уверенность в том, что
Ольга его не разлюбила. С целью «испытать любовь» он пишет письмо Ольге,
которое оказалось свидетельством чистой, светлой души героя, его нежности.

4) Любовь Обломова  — не подлинное содержание его жизни. Обломову
кажется, что жизнь полна: «Разве любовь не служба?» Но настоящего содержания
жизни для него она не составила. Для умного и думающего мужчины нужна другая
сфера приложения сил – общественное поприще. Ольга же предложила ему только
хлопоты об имении. А для Обломова это не подлинное содержание жизни, не
серьёзная цель. Обломов «чувствовал, что светлый, безоблачный праздник любви
отошёл». После вторжения прозы любовь «как будто остановилась, пошла ленивее»
(гл. 3, ч.3) Обломов предпочитал лежать на диване (4 гл.), «мечтать о ней», и
ничего не делать по устройству имения. Опять стал привлекательным идеал
покойного счастья.

5) Разрыв Ольги и Обломова.

Обломовская природа Ильи Ильича предопределила разрыв
с ним Ольги. Задание Ольги он не выполнил, он не в состоянии стать деловым, не
способен скрыть что-либо от Ольги, создать видимость деятельности.

   Видимо, Ольга не понимала всю сложность задачи,
выполнения которой требовала от него. Ольга отступила. Эксперимент
«перевоспитать» Обломова оказался сложнее, чем она думала. Она поняла, что ей
нужен сильный человек. В последнем разговоре (11 гл.) она подходит к Обломову с
меркой «сильного человека» и… отвергает его. А он этого никогда не имел.
Обломов потрясён: он никогда не готовился к роли учителя жизни. Обломов
вызывает сочувствие: «Он сидел.., ослабевший от волнения и обиды».

3.Что раскрывает любовный роман в Обломове?

 Увлечение Обломова Ольгой обнажило лучшее, что было в
его натуре. В дни счастья Обломов говорит Ольге: «Если ты меня оставишь, я
мёртвый человек». Разрыв с ней – и «Сердце его было убито: там на время затихла
жизнь». Внезапно вернулся на его плечи халат в тот вечер, когда совершился
разрыв  с Ольгой. И действительно, после разрыва с Ольгой Илья Ильич переживает
тяжёлую горячку, но выживает, однако теперь уже навсегда укрепляется в своей
«Выборгской Обломовке».

Илья Обломов и Агафья Пшеницына

1.    
Роль этой любовной
драмы.

Любовь Об. и А. П. помогает раскрыть идею романа,
обнажить сущность обломовщины и показать «золотое сердце» Обломова. Героини
двух романов Обломова противопоставлены друг другу,  Пшеницына – антипод Ольге.
Особое, «человеческое лицо» Агафьи Матвеевны обнаруживается лишь в самом конце
романа.

2.    
Любовь Обломова и
Пшеницыной
.

1) Первые впечатления о героине.

Впервые Пш. предстала перед героем как «хозяйка». Она вся при вещах,
при хозяйстве. «Она тупо выслушала и тупо задумалась» при первой встрече. Но
«когда она заговаривала о знакомом её предмете», «даже тупость пропадала» в
выражении её лица. Портрет (гл. 2, 4 ч.)

2)Почему обломов полюбил её.

Когда-то Обломов мечтал «найти в своём друге физиономию покоя, вечное и
ровное течение чувства». В Агафье Матвеевне он нашёл покой жизни, картина
которого легла на его душу в детстве, в Обломовке. Любовь к Пшеницыной выросла
на почве барских привычек Ильи Ильича. Чувство Обломова к хозяйке представлено
как отрицание только что пережитого романа с Ольгой.

3)Как изображено чувство хозяйки.

Чувство хозяйки контрастно сознательному, чуть рационалистическому
чувству Ольги: «…она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя,
а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без
трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки
нерв». (1 гл.)

4)Объяснение в любви Обломова и Агафьи Матвеевны.

Объяснение в любви происходит на кухне маленького домика Пшеницыной (1
гл., ч. 4). Обратим внимание на то, что объяснение в любви с Ольгой Ильинской
происходит в саду.  Халат, диван, локти – эти детали нарочито  укрупнены. Они
синонимы привязанности Обломова, каким он предстаёт в последней части романа.

Пшеницына – добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, благоговела
перед Обломовым. Для неё он существо высшего порядка. Идеал барина. Она готова
была стать его рабой. И в этой глубокой преданности находила счастье. Не
задумываясь, несла в ломбард последние вещи, лишь бы Илья Ильич не нуждался ни
в чём.

5)Как протекала их жизнь.

Обстановка, которой она окружила Обломова, чем-то напоминала Обломовку.
(9 гл.) Здесь Илья Ильич нашёл то, что было его жизненной мечтой: идеал
«ненарушимого покоя жизни». Пшеницына не могла подняться до сознания того, что
её любовь несёт Обломову гибель, бесповоротно хоронит все его порывы к
деятельности. Она любила просто, бездумно, беззаветно.

3.    
Обломов в судьбе Агафьи
Матвеевны.

Почему Обломов внушает к себе редкую любовь? Видимо, своей добротой,
чуткостью к человеку, уважал «сердце» в каждом, так как сам имел «сердце».  Обломов
не просто оставляет в память о себе в сердце женщины – он вдохнул в неё душу,
из «хозяйки» она стала «человеком». Это свершилось в тот  момент, когда она
«над трупом мужа» «вдруг уразумела свою жизнь и задумалась над её значением».
Осенившее её самопознание сразу резко изменило весь окружающий её мир. Тогда и
родился у Агафьи Матвеевны взгляд гордый и сожалеющий, которым она смотрела на
братца и его жену. Пшеницына только и жила те 7 лет, что протекли рядом с ним.
Обломов пробудил в ней индивидуальность. Агафья Матвеевна сблизилась с
Ильинской в своей неожиданно пробудившейся требовательности к человеческому в
человеке.

Д. з. Ознакомиться с  биографией Островского А. Н.

2) Сообщение на тему: «Творческая история «Грозы»»

На чтение 13 мин. Просмотров 175 Опубликовано

Содержание:

Описание жизни в Обломовке

Жизненный уклад обитателей идет по плану (поспать и поесть), ни к чему не стремятся, любимое занятие отдыхать и веселиться, разговаривают только между собой. С другими селами обломовцев ничего не объединяет, потому что они не общаются.

Характерной чертой деревни являются полуразрушенные дома. Даже господское поместье заброшено, потому что обломовцы не любили что-то делать. Когда рухнула часть галереи, находящаяся вокруг имения, то решили подпереть оставшееся строение фрагментами этого здания. Жители не хотели работать, потому что ощущали труд как наказание. Всегда пытались найти метод для избежания занятий.

Счет дням ведут не по календарю, а по разным, ежедневным праздникам, потому что гостей было много. Жители любили вкусно покушать и с огромной заботой относились к приготовлению пищи. После еды обязательно нужно отдохнуть.

Цитата из текста девятой главы романа, кратко рассказывает о послеобеденном сне в поселке: «…ни древо, ни вода не шевельнутся; над деревней и полем покоится глубокая тишь — все как будто вымерло».

Население проживало день следующим образом. Проснулись и поели, затем начинаются приготовления обеда. Ели и ложились спать. Когда просыпались, то ходили на речку камушки покидать. Вечером говорили, что прошел день и слава богу, дай завтра также прожить. День за днем все предсказуемо и скучно, да и народ этому рад, потому что так существовали их предки, и они не думают о чем-то другом. Люди здесь почти не болели и долго жили.

Характеристика Обломова

В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.

  • Когда барин вырос, сформировывается ложная картина мира, потому что он привык ждать решения вопросов от кого-то. Жизнь у ребенка была по другим правилам, получение желаемого без усилий. Поэтому взрослый Обломов не может ничего сделать самостоятельно и не хочет чем-то заниматься.
  • После переезда в Петербург он не смог адаптироваться к новому образу жизни, как у активного населения. Родовое имение, перешедшее ему от отца с матерью, располагается в тысячи километров от города, где находится персонаж. Смерть родителей ухудшает положение хозяйства в имении, потому что барин получился непутевым хозяином. Число душ в деревне уменьшилось. Было 350 жителей, затем 300, так как некоторые умерли, а кто-то сбежал.

Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.

Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.

Мечтает создать такую же Обломовку, чтобы были дети, много прислуг и неспешная, монотонная жизнь.

Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.

Описание обломовщины

Из произведения можно рассказать о смысле этого слова. Явление показывает сущность эпохи, описанной в романе. Такое понятие актуально и в наше время, потому что охватывает многих людей, похожих на персонажей.

  • Гончаров в романе написал без преувеличения каковы слабые стороны не только Обломова. Похожие признаки есть в каждом человеке. Возможно, кто-то прячет внутри себя такие недостатки, как леность, бессилие, нежелание. Писатель решил показать все данные изъяны на обозрение. Настоящая правда создает у читателя страх и отвращение.
  • Действия Ильи показывают диковинную лень, чем может вызвать недовольство персонажем. Но какая-то доля истины в этом есть. Поведение главного героя свойственно людям и в жизни, просто кто-то старается бороться и подавлять такие качества.

Когда человек ставит цель, то ленится и не добивается, обещает что-то сделать и не делает. Даже готов отказаться от желания, чтобы не перетрудиться и не напрягаться.

Ничего не делать и переложить все проблемы на сторону другого человека. Это последствия воспитания общества. Обязательно нужно меняться в такой ситуации, чтобы с гордостью сказать, что побороли «обломовщину».

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Обломов, Обломовка, обломовщина – эти слова стали давно уже нарицательными в русском языке. Мало найдется людей, которые бы не слышали эти слова и не понимали их значение. Бессмертный роман И.А.Гончарова высветил одну из уникальных особенностей русской души.

Про роман, Обломова и Обломовку

Роман «Обломов» был написан Гончаровым еще во время действия в России крепостного права в 1859 году. Со времен публикации и до нынешнего времени споры и дискуссии в отношении его героев не утихают. Обломовы слишком не похожи на помещиков, привычных нашему обществу по советской пропаганде. Отличаются они и от героев Л.Н.Толстого, и ближе скорее чеховским трем сестрам.

Обломов Илья Ильич — потомственный помещик, единственный, горячо любимый ребенок в семье. Человек добрый, умный, порядочный и не амбициозный, он вызывает добродушную симпатию у читателей. Несмотря на свои барские замашки, на то, что он ни разу в жизни сам не одевался, И.Обломов добр, щедр и порядочен. Он женился, в итоге, на женщине, которая ему пришлась по душе, хотя и на простолюдинке.

Обломовка – типичная русская деревня середины 18 века. В стороне от дорог и торговых путей существует это упорядоченное размеренное царство. В нем нет жестокости, властности и  беспричинного насилия. Люди добры и радушны. Баре и крестьяне сосуществуют в одном русле, причем последние чувствуют ответственность за первых.

Обломовка – типичная русская деревня, взращивавшая не помещиков, а бар – людей вальяжных и непрактичных.

Преимущества жизни в Обломовке

Жизнь в Обломовке имеет положительные стороны:

  • Отсутствие стрессов. Обломовцы не делали трагедии из жизненных происшествий и событий, плыли по течению. Их жизненную позицию и отношение к проблемам можно охарактеризовать словами: «Авось само рассосется». Любые катаклизмы для обломовцев, как перемена погоды. Что же делать, если пошел снег? Когда-нибудь растает. Такое восприятие окружающей действительности приводит к миру и душевному равновесию.
  • Добрые отношения в обществе. Родители Илюши Обломова добры со всей прислугой, причем добры искренне, не лицемерно. Они раздают свою доброту сыну, родственникам и даже мальчику Андрею Штольцу, приятелю их сына. Уже во взрослом возрасте, вспоминая обломовскую доброту, Штольц испытывает чувство благодарности, распространяя его и на Илью Обломова. Даже старый Захар, который бурчит на своего ленивого хозяина, перед посторонними людьми готов ради него на все.
  • Практичное отношение к жизни. Обломовцы реалисты до мозга костей, никакой романтики. Даже луна ассоциируется у них с медным тазом. Их жизнь проста, а простота практична. Ее можно сравнить с практицизмом доктора из известного фильма «Формула любви». Эти люди не верят в какие-то особые, высшие материи, не читают романтичных стихов. Для них дерево – это просто дерево. И жизнь, и окружающий мир их прост и ясен.
  • Заведенный порядок. Ничего не меняется с годами в Обломовке, все известно наперед. Что в какой день можно и нужно делать, как поступать, что хорошо, а что плохо. Один день похож на другой. Пережили – и слава богу! А если что плохое – авось рассосется. Так жил дед Илюши Обломова, так жил его отец, так жил бы и сам Илья, если бы остался дома. Яркий пример упорядоченности – обеденный сон. Спят все – где придется, в одно и то же время. Таков порядок.
  • Отсутствие жадности, зависти. Увеличение наживы, получение выгоды и барышей, не беспокоят умы обломовцев. Все идет по-старинке, само собой, тихо и размеренно. Дети накормлены, старики пристроены. На жизнь хватает, им и достаточно. Чужой достаток и удача не тревожат ни сердца, ни умы обломовцев. Хотя при этом они желают для своего Илюши всего самого лучшего.

Недостатки жизни в Обломовке

Негативные стороны жизни в Обломовке:

  • Лень и апатия. Обломовка – это ода лени, лености. Ничего не делается, никакого желания шевелиться. Даже заменить старую ступеньку – лень. Илья Обломов впитал в себя эту лень с рождения, она заполнила все его существо. Лень достигла апогея и выплеснулась в ситуации, когда рядом не оказалось никого постороннего, кто хоть как-то мог бы эту лень разгонять. Илья целыми днями не встает с постели. Ему не только ничего не хочется делать или менять в своем быте, но лень даже просто думать. Он ест, спит и бурчит на Захара.
  • Угасание потенциала. Илюша Обломов был неглупый и способный мальчик. Он мог бы развиваться и приносить пользу обществу. Однако Обломовка окутала сном его разум и разрушила способность действовать. Жизнь прошла впустую, никакой пользы. В отношениях с Ольгой, Обломов проявляет даже определенный романтизм и поэтичность души. Он достаточно умен, чтобы понять состояние Ольги (не любовь, а ожидание любви). И достаточно умен, чтобы понимать свое несоответствие Ольгиным ожиданиям, свою неспособность что-то делать и действовать. Потенциал Ильи Обломова проявляется под влиянием сторонних лиц, однако обломовская лень все равно берет верх.
  • Постепенная деградация и обнищание. В то время, как ленивые степенные обломовцы просыпают свои жизни, появляются ловкие дельцы. Они обманом, используя невежество бар, скупают земли, леса и имущество. Богатеют и наживаются. Уже сам Илья Обломов без вмешательства Штольца терпел бы значительные убытки. Он ничего не понимает в хозяйстве и человек, оставленный управлять Обломовкой, легко его обманывает. Штольц все это раскусил. Аналогичная ситуация с братом будущей жены Обломова. Несмотря на то, что сама женщина Илью сильно любит и безгранично ему предана, они оба стали жертвами обмана. Если бы Андрей Штольц не разобрался с мошенниками, Обломов стал бы совсем нищим. Обломовская лень и нежелание разбираться в делах, готовность свалить свои обязанности и ответственность на первого встречного, в итоге привели бы его к полному разорению.
  • Отсутствие смысла жизни. Существование в Обломовке похоже на трясину, затягивающую и бессмысленную. Вся суть ее именно не в жизни, а в пребывании в определенном состоянии. Никакой пользы и никакого вреда такое существование не приносит. Только скука и апатия.

Таким образом, хотя Обломовка представляется нам олицетворением русской лени, к самим Обломовым, в том числе и к Илье, трудно не испытывать симпатию за их простоту и доброту.

В известном произведении «Обломов» даётся подробная характеристика главного героя. Но писатель не остановился на одном образе, он ещё и создал вокруг идеальную атмосферу, в которой проживает персонаж. Большинству становится понятно, что описание деревни Обломовки — это продолжение характера персонажа.

Идеальные условия

Можно долго спорить о том, что бытие определяет сознание, и тогда деревня легко могла повлиять на внутренний мир героя, вырастив таким, каким его знают сейчас. Но можно спокойно сказать, что и главный герой повлиял на своё окружение, позволяя ему не меняться.

Можно выделить в главе описания деревни, что Обломовка — это жизненный уклад героя, нечто родное и комфортное для персонажа. В ней всё устроено так, чтобы он чувствовал себя как дома. Начинается это ещё с месторасположения. Построена деревня на отшибе, находится далеко от всех остальных населённых пунктов.

Местные жители живут, не зная никаких потрясений. Никто даже не пытался заниматься лишней суетой. Все предпочитают сидеть дома, выходить куда-то изредка. Характерная отличительная черта — путешествие на ярмарку было мероприятием, на которое решались только при крайней нужде.

Деревенские жители были удивительно кроткого нрава. Пока в других деревушках устраивались дебоши, в Обломовке ничего подобного не встречалось. Единственное, за чем их можно было застать, — это перевозка зерна на пристань, где и был основной источник дохода.

Даже здешняя архитектура сочеталась с характером Обломова:

  • домики выглядели старыми и запущенными, потому что их редко ремонтировали и убирали;
  • сад порос сорняками так, что через десяток лет от него останется одно название;
  • местами что-то обваливалось, и тогда покосившееся здание подпирали его же обломками.

Уже кратко познакомившись с этим местом, можно понять, что у него нет будущего. В нём не производится ничего нового, а разваливающееся старое даже не пытаются восстановить. Вскоре эта деревня станет непригодной для жизни.

Ещё одна схожая черта барина и деревни была в культе еды. Пища — это единственное, о чём беспокоились все. Пока она была, заставить обломовца заняться чем-то полезным не представлялось возможным. А если он пообедает, то обязательно пойдёт спать. Этот ритуал был священен, и ему следовали не только барины, но и все простые люди. Это позволяет объединять соседей, всех местных обитателей.


Характеристика жителей

Очень странно видеть такие нравы у крестьян того времени. Спать после обеда — это могла быть привычка ленивого хозяина имения, но не простого мужика. Ярмарка и вовсе была событием огромной значимости в те времена, поэтому на неё ездили в обязательном порядке, а не то что нехотя и изредка.

Само отношение к работе уже выглядит необычно. Живя скучно и однообразно, обломовцы воспринимали работу как наказание. Если им всё же выдавали какую-то обязанность, то они всё равно пытались её избегать.

Есть цитата у автора, что когда происходили неприятности, то они видели неповоротливость обломовцев, после чего «как птицы, мчались мимо». Автор романа хочет описать жизнь местных, говоря, что даже неприятности не могли к ним прицепиться из-за такой огромной лени.

В этом было и однозначное преимущество. Ведя скучную и однообразную жизнь, обломовцы редко болели, жили долго. Они не задумывались над моральными и умными вещами, поэтому всегда пребывали в хорошем расположении духа.

Это далеко не все странности нрава, выделяющие их среди остальных:

  • самым страшным преступлением в деревне считалась кража овощей;
  • хуже всего было потревожить покой деревни;
  • единственные люди, которые хоть немного работали, были дворовые.

Доходило до совершенно карикатурных и нелепых ситуаций. Могло прийти письмо из другой деревни, а его получатели боялись рассказать о нём. В нём не было страшных новостей или чего-то подобного, но сам риск, что есть шанс нарушить спокойствие, даже если это будет лишь миг, оказывался невыносим.

Всё выглядит так, как будто продолжается бесконечный сон.

Любому новичку здесь остаётся только сесть, а ещё лучше прилечь и поспать, и тогда он сойдёт за местного. Активность вызовет такой переполох, что, если кто-то попытается забить гвоздь, звук прогремит пушечным выстрелом.

Обломовщина повлияла на главного героя, он привык, что всё вокруг движется размеренно и без потрясений, а если ему понадобится что-то, то он тут же это получит. Но следует понимать и то, что главный герой расположен к подобной жизни изначально. В противном случае она бы ему давно наскучила, стала невыносимой. Он же попадает в приличный город, но скучает по малой родине, каковой бы она ни была.

Рубрики Это интересно Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/opisanie-derevni-oblomovka.html
  • https://plusiminusi.ru/osnovnye-plyusy-i-minusy-zhizni-v-oblomovke/
  • https://101student.ru/literatura/sochineniya/oblomovka-opisanie-derevni-i-harakteristika-zhitelej.html

“Отцы и
дети” в романе Тургенева

Главной
проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая
существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям,
потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас – индивидуальность и каждый
имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и
родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними –
это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат
в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые
лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.
Мне кажется,
что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а
причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных
идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон
Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и
полусапожкам Павла Петровича.
Принято
считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа
остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма
относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно
обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости
следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и
другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь
безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и
нерусское слово.
Кирсанов
упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ
заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего
произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во
мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее
всякого поэта».
Я считаю, что
Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но
в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о
культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с
прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание.
Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение
Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов
старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает
себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу,
отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к
принципам и т.д.
Автор,
сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова
показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается
истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев
старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной
мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина
ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову
уважения к родителям.
Итак, перед
нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на
протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова
более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить
и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума,
имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.
На основе вышесказанного мы убеждаемся
в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о
непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько
между аристократами и демократами.
Автор описывает
в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника
Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую
точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться
взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше,
чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание
пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и
Николай Петрович.
Скорее всего,
Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими
идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный
барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность
Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому
между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не
только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и
происходит разрыв между прошлым и настоящим.
Разница между
героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением
природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий
ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает.
Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего
отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для
Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но
такая жизнь не для него.
На мой взгляд,
не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент
встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего
напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной
стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой
стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек
связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.
Критикуя
старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему
стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет
жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не
обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией,
музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел
Петрович Кирсанов.
Вопрос о том,
как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева
в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют
не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей»,
а также семейные отношения и отношения семьи общества.
Чем же все-таки
является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья
это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу
удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к
прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле
слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое
предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.
Но понимание
отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют
конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем
произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным
характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден.
Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а
значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».
Хотелось бы
отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с
серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию
поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина
этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта
проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому
себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть,
мы сможем решить эту проблему.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.
bolshe.ru/

На чтение 20 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Содержание:

Два типа людей

Гончарову свойственно в своих крупных произведениях сталкивать два разных типа персонажей: обычно писатель сравнивает личности, склонные к творчеству и идеализированному видению мира (как Обломов, Александр Адуев и Райский), и героев-прагматиков, воплощающих «трезвые» взгляды на жизнь (Штольц, Пётр Адуев и Тушин).

Так и в самом «Обломове» в основе романа лежит приём антитеза, противопоставляющая друг другу двух разных героев, а читателю представляются два лучших друга, которые, на первый взгляд, совершенно разные, однако после мнение на этот счёт может измениться.

Оппозиция персонажей

Вообще, можно провести заключение, что Гончаров в романе показал «старого» и «нового» человека; Обломова он относит к уже уходящему поколению, которому свойственно носить в себе русскую культуру, Штольца же причисляет к типу новых и прогрессивных деятелей, устремлённых в светлое будущее.

Обломова, вообще-то, сложно назвать каким-то консервативным, ведь это в нём практически не проявляется, как минимум, в привычном понимании. И, скорее всего, это действительно так, Обломов — больше один из последних представителей «лишнего человека», чем «старый».

Тема «лишнего человека» и до «Обломова» нередко поднималась в русской литературе, Гончаров показал «лишнего человека», который не «не успел» найти своё место и предназначение в жизни, а просто не стал этого делать.

Однако виной этому не сам герой, а его воспитание: так называемая Обломовка, тихий и счастливый край прямиком из сладких снов, слишком глубоко в него вросла, она не даёт человеку возможности измениться, что, кстати, доказывается примером с вынужденным расставанием Обломова и Ольги, когда герой понимает, что он не будет таким, каким его видит Ольга, и прощается с ней.

Сопоставление или противопоставление

Обломов и Штольц выступают антиподами, но на страницах романа являются ещё и лучшими друзьями. Как же такое вообще могло случиться? Всё дело заключается в основном в воспитании, из него и вытекло отношение к жизни в зрелом возрасте. Так, воспитание Обломова и Штольца оказало на героев сильнейшее влияние и определило их мироощущение, самосознание и, собственно, будущее. Все эти изменения это воспитываются именно в детстве:

  • Обломов рос в семье, привившей ему абсолютно пассивный образ жизни; родители слишком оберегали сына от окружающего мира — не только от опасных моментов жизни, но и от привычных и полезных, как, например, от наук и образования. Они позволили его лени полностью заполучить контроль над рассудком героя.
  • Воспитание Штольца во многом противоположно обломовскому; сам по себе Андрей был готов к познанию мира и вечному саморазвитию, его отец, будучи чрезвычайно строгим человеком, воспитывал в сыне характер, способный преодолеть любые жизненные трудности, и желание достичь успеха своими собственными руками.

Вообще воспитание героев могло бы прямо противопоставить их друг другу. Но какое в итоге получилось отношение к жизни? Главным образом, идеалом жизни для Обломова является апатичное, ничем не обременённое времяпрепровождение лёжа дома на диване. Вся сутолока светской жизни, такой близкой его товарищам, его всячески отторгает, — светские вечера и карьеру герой считает тяжёлой ношей для человека. Он почти всегда погружён в мир собственных иллюзий и грёз, но при этом прекрасно осознаёт проблемы своего образа жизни, хотя и не решается исправить его.

Жизнь для Штольца — череда испытаний, делающих его лучше с каждым разом. Он верит, что идёт по верному пути, добиваясь всего самостоятельно; чётко выполняет поставленные собой задачи и желает жить как можно дольше, чтобы успеть сделать ещё больше.

Будучи настоящим реалистом, не оставил места в душе для всяческих мечтаний, заполонив его задачами, требующими скорого и спорого решения. «Мудрено и трудно жить просто!» — эта цитата Штольца полностью рисует картину его мировоззрения.

Но всё равно они друзья

В принципе, можно сказать, что Штольц и Обломов — абсолютно разные люди, чьи интересы никогда не смогли бы пересечься, но, тем не менее, они стали друзьями — настоящими друзьями. Штольц и Обломов дополняют друг друга, они смогли разглядеть и оценить один в другом черты, неприсущие им самим, и оценить их по достоинству.

Штольц видит в друге прекрасного, честного и хорошего человека и надеется, что тот «возьмётся когда-нибудь за голову». Обломов же видит в Штольце в первую очередь настоящего человека, он действительно ценит эту черту характера в друге, ведь она так редко встречается в толпе одинаковых людей и так нужна в сегодняшнем мире. И Андрей, и Илья Ильич ценят свою дружбу, помогающую им держаться на плаву среди общества, состоящего из сплошь одинаковых лиц.

Поиск идеального человека

Своим сравнением Обломова и Штольца И. А. Гончаров хотел показать людям, что нужно сочетать в себе принципы жизни обоих героев: нужно быть добрым, творческим, мечтательным и чувственным, как Обломов, и в то же время оставаться строгим, серьёзным, честным и самокритичным, как Штольц. В конце романа автор оставляет сына Обломова, Андрея, чья судьба уже неизвестна, но точно понятно, что этот человек изображает роль как раз того самого «идеального человека» — смесь Обломова и Штольца.

Андрей является сыном Обломова, и поэтому он, конечно же, перенял характерные отцу черты характера, которые так необходимы настоящему хорошему человеку. Остальную работу сделает воспитание Штольца, которое, несомненно, повлияет на ребёнка и сделает его похожим на посажёного отца, Андрея-«старшего».

Этот ребёнок совместит в себе всё лучшее и от Обломова, и от Штольца — к такому и должны стремиться люди, по мнению самого Гончарова, и с этим мнением трудно поспорить.

Лучшее из двух

В своем сочинении Гончаров создал образ сына Обломова, чтобы показать, как должен выглядеть условный «идеальный человек». Но какими же именно чертами может и должен обладать этот самый человек, сочетающий в себе всё лучшее от двух разных типов людей?

  • Конечно, доброта. Это было свойственно и Илье, и Андрею, поэтому без доброты в душе ребёнок не останется точно
  • Творчество. Постоянные грёзы и мечтания Обломова явно показали его творческие способности, которые он просто не показывал в открытую, хотя и часто вёл некий диалог сам с собой. Это говорит о том, что Андрей тоже не будет обделён такими способностями.
  • Чувственность и нежность. Сильно выделяет Обломова на фоне других людей его умение любить. Он любил Ольгу, но понимал, что не изменится для неё, поэтому, пожертвовав собой, прекратил с ней отношения. Эти принципы отца сыграют значение в жизни Андрея.
  • Стремление к развитию. От Штольца ребёнок точно впитает его отношение к работе и деятельности в целом.
  • Трезвость и расчётливость, смешанные с душной тонкостью и поэтичностью. То, что воспиталось в Штольце от его родителей, несомненно, перейдёт в Андрея-«младшего»

Смысл противопоставления

Среди тем для сочинений в 10 классе Обломов и Штольц занимают довольно важное место, поэтому следует внимательно рассмотреть все стороны их сопоставления и противопоставления, выявив в итоге основную мысль автора.

Вообще, несмотря на то что сам Гончаров считал свое изображение образа Штольца не совсем удачным, бледным и даже слабым, найти в этом персонаже живые и положительные части души не составляет труда. Но всё-таки с силой Обломова ему вряд ли можно сравниться. Хотя Илья Ильич и провёл всю жизнь в апатии, он куда более живой персонаж, чем не только Штольц, но и все герои романа.

Смысл противопоставления заключается, конечно, не в этом — не в выборе более сильного, слабого, скучного или интересного. Гончаров не стремился произвести романом впечатление, будто «здесь только про лень главного героя», он показал людям прямую дорогу к светлому будущему, где люди смогут, как маленький Андрей, сочетать в себе, казалось бы, несовместимые вещи и быть лучше, чем кто-либо был до них.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Меню статьи:

Образ Обломова: погруженный в задумчивость

Активный и целеустремленный Штольц

Андрей Штольц был совершенно другим. С юношеским жаром еще в юности он объяснял уроки медлительному и мечтательному другу, стремился помочь, чтобы Илья нашел себя в жизни. Но его стремления не оправдались, потому что ученье «странно подействовало на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

О самом же Андрее автор говорит так: «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу выбирают его…»

Причина дружбы Обломова и Штольца

У читателя, вникающего в образы таких абсолютно противоположных личностей, может возникнуть справедливый вопрос: как они могли дружить? Но, может, некоторые удивятся, узнав, что вначале Андрей и Илья были похожими по характеру. Но именно воспитание, среда, в которой обитали юные друзья, сделали их настолько разными, как Юг и Север. Однако, близкие товарищи прекрасно справляются со своей несхожестью и отлично дополняют друг друга.

Эти два разных по темпераменту человека смогли по достоинству оценить друг друга. Штольц видит в Обломове его прекрасную душу, а тот, в свою очередь, замечает лучшие качества настоящего, преданного друга.

“…Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя…” – отзывается Андрей Иванович об Илье Ильиче.

Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова

В продолжение всего романа Обломов и Штольц идут рука об руку, сохраняя искреннюю привязанность друг ко другу. Рассмотрим некоторые эпизоды из их жизни.

Вот Илья и Андрей маленькие дети. Один из них смелый и активный, другой немного ленивый, мечтательный и боязливый. Родители безмерно любят своих чад, но воспитывают их по-разному. Поэтому и судьбы у них совершенно неодинаковые …

Вот Андрей, «часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала едет посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». В присутствии Обломова друг успокаивается, чувствует себя, как человек, который пришел «из великолепных зал под собственный скромный кров».

Вот они ведут диалог между собой, и Андрей никак не может убедить Илью стать более живым, выйти в общество, оторваться от своего удобного дивана, сменить образ мыслей, оставить пассивность, апатию и лень, стать полноценной личностью… «Точно ком теста, свернулся и лежишь» упрекает Штольц Обломова, но тот не реагирует на замечания. Однако, Андрей непреклонен в своем решении изменить ситуацию. «Нет, я тебя не оставлю так, возмущается он. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен делать с собой и с тобой, а теперь одевайся…»

Умный Штольц за пеленой равнодушия и лени сумел разглядеть в друге философа, ведь он иногда говорит очень правильные речи. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? говорит Обломов другу. Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!..»

«Ты рассуждаешь, словно древний, делает вывод Штольц. А впрочем, и то хорошо, по крайней мере рассуждаешь, не спишь».

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа Ивана Гончарова “Обломов“.

Проницательному Обломову все надоело, потому и пытался он закрыться в скорлупе своих нелепых грез и мечтаний и ограничиться пребыванием в собственном доме, где все так привычно и знакомо, где нет никакой суеты и напускного веселья. Но жить по плану друга ему тоже крайне тяжело…

А вот еще одна сцена. «Теперь или никогда» заявляет Штольц, и Обломов делает большое усилие над собой, решая последовать совету друга и получить французский паспорт. Однако, в то время он так никуда и не уезжает. Зато в личной жизни происходят неожиданные перемены: Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, женщину простую и в то же время благородную. С трепетом к ней относится и его друг Андрей.

Но подход к девушке у Ильи Ильича оригинальный: не желая льстить, он и здесь проявляет какую-то неуклюжесть, равнодушие к напыщенным фразам, а может, даже невежество, говоря: Мне ничего не стоит сказать: «Ах! я очень рад буду, счастлив, вы, конечно, отлично поёте… это мне доставит… Да разве это нужно?»

Наконец Ольга запела, и Обломов, не удержался от восторженного «Ах». «Слышите? сказал ей Штольц. Скажи по совести, Илья: как давно с тобой не случалось этого?» – спросил он влюбленного друга. К сожалению, инфантильность Обломова со временем взяла верх над его светлыми чувствами к Ольге Ильинской. Он не смог, да и не захотел преодолеть свою природную лень и стать мужем этой прекрасной женщины. В конце концов, в жены Ольгу взял именно Андрей Штольц, который, оказывается, тоже был влюблен в неё, но не хотел мешать счастью друга.

Наступает время перемен, и Обломов женится на Агафье, вдове коллежского секретаря Пшеницына, женщине хозяйственной, доброй и неглупой, которая преданно ухаживала за ним во времена болезней и депрессий. Жизнь его снова идет размеренно и плавно. Агафья окружает мужа заботой и поддерживает полный порядок в доме. Ну а что же Штольц?

К сожалению, последняя встреча друзей спустя пять лет была весьма печальной. «Погиб!» – сокрушался о друге Андрей Иванович, увидев его в крайне тяжелом душевном состоянии. Потрясло его и то, что Агафья – жена Ильи. При этом неожиданном известии будто каменная стена разверзлась между друзьями, и Штольц понял, что никогда уже его товарищ не оставит Обломовку. Но все же он внял просьбам Ильи Ильича «не забыть его сына Андрея». И дал себе слово повести мальчика совершенно другой дорогой, и с ним «приводить в дело их юношеские мечты».

Такая дружба очень важна

Отзывы о произведении

«Обломов и Штольц – олицетворение двух эпох: старой, уже изжившей себя и новой эры будущего. Энергичный Андрей Иванович не терпит застоя, и шокирован тем, что его любимый друг пожелал навсегда остаться в Обломовке. Он хочет жить по-новому, вдохновленный новыми идеями. А старое, ветхое, ненужное уже проходит».

«Новая жизнь, по мнению многих читателей, – это совершенное преобразование старых устоев. Как ни старался Штольц расшевелить Обломова, у него ничего не получилось. Значит, надо начинать все сначала. Если друг не смог понять жизнь правильно, то поймет его сын Андрей, который непременно будет воспитан в духе Штольца.

Однако, где верные ориентиры? На что или на кого нужно равняться, идя вперед. Для меня ответ очевиден: новый путь, ведущий к счастью и вечной радости, указан человечеству в Библии, Иисусом Христом. Однако, люди отвергают его и ищут своего, а не того, что угодно Господу. Но к чему, в конечном итоге, приведут такие поиски? Не будет ли в конце жизни большого разочарования? На этот сложный вопрос пусть каждый человек ответит сам себе».

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения социум делился на два лагеря – тех, кто придерживался старых, частично архаичных устоев и сторонников обновлений. Концепция этого внутриобщественного противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух ярких, выделяющихся, но, тем не менее, типичных героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими, антитетичными личностями.

Различия в воспитании Обломова и Штольца

Воспитание Обломова

Антитеза в «Обломове» при описании становления образов Обломова и Штольца прослеживается, прежде всего, в их различном, кардинально противоположном воспитании. Мечательность, лень и нежелание трудиться Ильи Ильича были переняты им от родителей и близких родственников – жителей Обломовки. Родное поместье героя было средоточием умиротворения и спокойствия, где любая работа воспринималась как сущее наказание, а исчисление времени производилось не по часам и минутам, а по обрядам – от рождения к похоронам, от свадьбы к крестинам. Особое влияние на маленького Илью оказали рассказы няни о сказочных богатырях и мифических героях. Впечатлительный, фантазирующий Обломов уже с дества мечтал о том, чтобы оказаться подальше от реальности, спрятавшись во влекущем мире сказок, где он сам может быть великим победителем. Мечтательность и эскапизм Ильи Ильича, проявившиеся еще в раннем возрасте, в юношеские и зрелые годы только развивались и усиливались – этому способствовал интровертный характер персонажа, неудача на службе и отсутствие приспособленности к реальному, быстроменяющемуся и требующему постоянной активности миру.

Воспитание Штольца

В романе Гончарова Обломовка, как место средоточия старых, законсервированных, архаичных русских традиций противопоставляется поместью Штольцев – источнику нового, проевропейского вектора развития личности. Эти две семьи – типичные прообразы российских семей начала 19 века, часть которых продолжала жить по старым устоям, калеча домостроевским воспитанием дальнейшую жизнь детей, а другая часть – стремилась за обновленными идеями и ценностями, но пока не понимала, как воспитать действительно гармоничную личность нового времени.

Такое разное чувство любви

Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две любви. Первая – стихийная, всеохватывающая, способная изменить личность человека, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и вторая – тихая, спокойная, рождающаяся на чувстве уважения и благодарности, любовь к Агафье Пшеницыной. Причиной того, что отношения Ильи Ильича и Ольги практически с самого начала были обречены на расставание, являлись иллюзии влюбленных относительно друг друга – каждый из них идеализировал друг друга, стараясь не замечать отрицательные и «неудобные» черты, обращая внимание только на, что их привлекло вначале. Возможно, сильное чувство и могло бы изменить апатичный характер Обломова, но любовь настигла его уже на том этапе жизни, когда он был полностью сформировавшейся личностью, которая не хочет меняться даже ради очень важного человека. Илье Ильичу нужна была женщина, которая примет и полюби его таким, каким он есть, – именно такой и была добрая тихая Агафья, разделяющая домостроевские взгляды мужа на быт и семью.

Абсолютно другие чувства связывали Ольгу и Штольца – между ними не было ни того страстного пламени, которое вспыхнуло и погасло между Ольгой и Обломовым, ни того спокойно принятия друг друга, которое было между Обломовым и Агафьей. Любовь Ольги и Андрея Ивановича основывались на крепкой дружбе и взаимоуважении друг друга как личности. Однако чувственными их отношения назвать достаточно трудно: спустя всего несколько лет совместной жизни женщина начинает скучать, не реализовав себя в социуме и погрязнув в постоянной заботе о родном поместье и семье, а Штольц начинает чувствовать, что не может расслабиться и должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать высоким запросам своей жены. Они так и не находят того спокойствия, которое хотел обрести после женитьбы Андрей Иванович.

Заключение

Штольц и Обломов – фигуры противопоставляемые автором как рациональное, активное, новое начало и мечтательное, пассивное, всеми силами держащееся за устаревшие ценности. Однако их антитетичность проявляется только внешне, на самом деле они гармонично дополняют друг друга – без непрерывной помощи Андрея Ивановича Обломов давно потерял бы родное поместье и оказался на улице, а без душевной, теплой поддержки Ильи Ильича Штольц полностью бы закрылся от пугающего и непонятного ему мира чувств и внутренних переживаний.

Смысл противопоставления Обломова и Штольца состоит в том, чтобы показать, что человек не может быть счастливым и гармоничным, развивая в себе только одну сторону своей личности. Важно уметь уверенно идти в будущее, не забывая о ценностях и опыте прошлого.

Данное подробное противопоставление противопоставления двух главных героев романа Гончарова поможет учащимся 10 классов во время написания сочинения на тему «Смысл противопоставления Обломова и Штольца». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)

Иван Гончаров во второй части романа «Обломов» показывает спор главного героя Ильи Ильича Обломова с его другом Андреем Штольцом. Однажды Андрею удалось поднять Илью с дивана и провести с ним неделю в разъездах по городу. Поездка сильно утомила Илью, и, вернувшись домой, он высказывается против суеты, в которую его втянул Андрей. Он говорит, что его не привлекает такой образ жизни. «Вечная беготня, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности»- озвучивает свое мнение о жизни общества Илья. Люди, которых он встречал во время путешествия «снуют каждый день, как мухи, взад и вперед». Обломов не видит в этом никакой пользы. Штольц не принимает точку зрения Обломова, однако внимательно слушает друга и рад уже тому, что тот рассуждает, а не спит. Обломов продолжал говорить о том, что беготня и суета – это просто нелепица и она не для него. Андрей называет Илью философом и спрашивает о его представлении об идеальной жизни. В ответ он слышит описание тихой семейной жизни в своем доме, где Илья видит себя женатым на любимой женщине, с которой заведет детишек, а по утрам будет вставать пораньше и собирать для жены цветы. Но такие романтические порывы Ильи не нравятся Андрею. Он считает, что это не жизнь, а «обломовщина».

Понравилось сочинение? А вот еще:

История Штольца (по роману Гончарова «Обломов»)</li>Любовная драма Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)</li>Один день из жизни Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)</li>«Говорящие» фамилии в романе Гончарова «Обломов»</li>— Друг Обломов, себя сам сгубил, Что мешало зажить посвободней? Много лет абсолютно не жил, Лени стал, безусловно, угодней. С детства, знаю, ты видел в семье, Нет, не труд, не заботу — покой, И, поддавшись безделья струе, Ты в среде посерел городской. Мне показывал дивные планы Об Обломовской даче в мечтах, Но забыл, что является главным Не чертеж в построенья делах. Друг Обломов, обязан я дружбой Позаботиться, сдвинуть с дивана И отправиться вместе, ведь нужно Побывать тебе в сказочных странах. Тяжел стал, безусловно, на тряски, На дороги, но сможешь воспрять Духом гиблым и телом, с опаской Хоть привык на хожденья взирать. После странствий вернешься в именье, Там порядок пора навести, Слишком, друг, ты оброс дикой ленью, Вдруг развеешься скоро в пути. Друг Обломов, прощайся с диваном, Слишком долго на нем ты прожил, Ждут далекие славные страны, Так вперед! — Как позыв этот мил… Только месяца три сроку надо, Чтоб уладить пока что дела, А потом покорять и Гранады, И Парижи настанет пора. — Что ты! В городе только с неделю Мы пробудем, успеем собрать Документы и вещи. Сидели Слишком долго, возможно чтоб ждать. Завтра пишем тогда заявленье, Чтобы паспорт для стран получить… — Только завтра. Какое мученье: Всюду бегать и делать; спешить!Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/oblomov-i-shtolts.html
  • https://r-book.club/russian-classics/ivan-goncharov/oblomov-druzhba-shtolca-i-oblomova.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/smysl-protivopostavleniya-oblomova-i-shtoltsa-v-romane.html
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/spor-oblomova-i-shtoltsa.html
  • https://ficbook.net/readfic/4898338

  • Сочинение по роману дубровский на тему дубровский благородный разбойник
  • Сочинение по роману дубровский на тему почему дубровский стал разбойником 6 класс по плану
  • Сочинение по роману дубровский на тему благородный разбойник 6 класс
  • Сочинение по роману дубровский на тему как дубровский стал разбойником 6 класс
  • Сочинение по роману дубровского на тему почему владимир дубровский стал разбойником