Сочинение по роману каверина два капитана

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Каверин В. / Два капитана / Сочинение-отзыв по произведению В. Каверина «Два капитана»

    Сочинение-отзыв по произведению В. Каверина «Два капитана»

    С книгой «Два капитана» я познакомился этим летом, читая рекомендованную учителем «летнюю» литературу. Этот роман написал Вениамин Александрович Каверин – замечательный советский писатель. Книга увидела свет в 1944 году, а в 1945 писатель получил за нее Сталинскую премию.

    Без преувеличения могу сказать, что «Два капитана» — это культовая книга нескольких поколений советских людей. Очень понравился этот роман и мне. Я читал его практически на одном дыхании, а герои книги стали моими друзьями. Я считаю, что роман помогает читателю решить многие важные вопросы.

    На мой взгляд, «Два капитана» — это книга о поиске — поиске истины, своего жизненного пути, своей моральной и нравственной позиции. Неслучайно ее героями становятся капитаны – люди, которые ищут новые пути и ведут за собой других.

    В центре романа находится судьба капитана Сани Григорьева. Еще мальчишкой судьба связывает его с другим капитаном – пропавшим без вести капитаном Татариновым, и его семьей. Можно сказать, что Саня всю свою жизнь посвящает тому, чтобы узнать правду об экспедиции Татаринова и восстановить опороченное имя этого человека. В процессе поиска истины Саня мужает, узнает жизнь, ему приходится принимать принципиальные, порою очень трудные, решения.

    События романа происходят в нескольких местах – городе Энске, Москве и Ленинграде. Автор описывает 30-ые годы и годы Великой Отечественной войны – время детства и молодости Сани Григорьева. Книга насыщена запоминающимися событиями, важными и неожиданными поворотами сюжета. Многие из них связаны с образом Сани, с его честными и смелыми поступками.

    Мне запомнился эпизод, когда Григорьев, перечитывая старые письма, узнает правду о капитане Татаринове: именно этот человек совершил важное открытие – обнаружил Северную землю, которую назвал в честь своей жены. Также Саня узнает о гнусной роли двоюродного брата капитана Николая Антоновича – он сделал так, что большая часть снаряжения на шхуне Татаринова оказалась негодной. По вине этого человека погибла практически вся экспедиция!

    Саня стремится «восстановить справедливость» и рассказать все о Николае Антоновиче. Однако Григорьев делает только хуже — своими словами он практически убивает вдову Татаринова. Это событие отталкивает от Сани и Катю – дочь Татаринова, которую герой любит.

    Так, автор книги показывает, что в жизни не существует однозначных поступков. То, что кажется правильным, в любой момент может обернуться своей противоположной стороной. Нужно хорошенько обдумать все последствия, прежде чем совершить какой-то важный поступок.

    Также особо запоминающимися для меня событиями в книге стала находка капитаном Григорьевым дневника штурмана Татаринова, который, после многих препятствий, был опубликован в «Правде». Это значит, что люди узнали об истинном значении экспедиции Татаринова, узнали правду об этом героическом капитане.

    Почти в финале романа Григорьев находит тело Ивана Львовича. Это значит, что миссия героя завершена. Географическое общество заслушивает доклад Сани, где он рассказывает всю правду об экспедиции Татаринова. В итоге правда торжествует – Николай Антонович оказывается наказанным, а имя Сани теперь неразрывно связывается с именем Татаринова: «такие капитаны двигают вперед человечество и науку».

    И, на мой взгляд, это совершенно верно. Открытие Татаринова было очень важным для науки. Но и поступок Сани, который посвятил многие годы восстановлению справедливости, тоже можно назвать подвигом – и научным, и человеческим. Этот герой всегда жил по законам добра и справедливости, никогда не шел на подлость. Именно это и помогло ему выстоять в самых сложных условиях.

    То же самое мы можем сказать и о жене Сани – Кате Татариновой. По силе характера эта женщина стоит наравне со своим мужем. Она прошла через все испытания, выпавшие на ее долю, но осталась верна Сане, пронесла свою любовь до конца. И это несмотря на то, что многие люди стремились разлучить героев. Один из них – мнимый друг Сани Ромашка. На счету этого человека было немало подлостей – предательств, измен, вранья. В итоге он оказывается наказан – его сажают в тюрьму. Оказывается наказан и другой злодей – Николай Антонович, которого с позором изгоняют из науки.

    Таким образом, «Два капитана» и его герои многому нас учат. Во всех испытаниях необходимо сохранять в себе достоинство, всегда оставаться человеком. При любых обстоятельствах нужно быть верным добру, любви, свету. Только тогда возможно справиться со всеми испытаниями, — утверждает Каверин.

    А герои его книги показывают нам, что нужно смотреть жизни в лицо, идти навстречу любым трудностям. Тогда тебе обеспечена интересная жизнь, насыщенная приключениями и настоящими поступками. Жизнь, о которой нестыдно будет вспомнить в старости.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Каверин В. / Два капитана / Сочинение-отзыв по произведению В. Каверина «Два капитана»

Смотрите также по
произведению «Два капитана»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание

$Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

$

Литературная гостиная

Роман В.Каверина

«Два капитана» — книга

на все времена.$

Конспект внеклассного мероприятия

$ VIII класс

Учитель русского языка и литературы

Лахина Юлия Петровна$

МОУ Подгоренской СОШ №1

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

$П.г.т. Подгоренский

2008 год

Цели:

  • $Расширить представления учащихся о художественном мире В.Каверина на материале романа «Два капитана».

  • Формировать у школьников представления о смысле человеческой жизни, ее ценностях.

    $

  • Воспитание чести и долга.

  • Воспитание эстетического вкуса средствами художественного слова и музыки.

Эпиграф:

Чтение хороших книг открывает нам

затаенные в нашей собственной душе

мысли.

$Ш.Пьермон

— 1 —

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

  1. Вст$упительное слово учителя.

$ Приложение. Презентация. Слайд 2.

Дорогие ребята! На свете существует великое множество книг: научных и художественных, русских и зарубежных, старинных и современных,

— 2 —

интересных, познавательных, ярких, запоминающихся…

В наш век высоких технологий и всеобщей компьютеризации, несмотря ни на что, ни один из нас не может обойтись без чтения. Великий мыслитель Д.Дидро как-то сказал: «Люди$ перестают мыслить, когда перестают читать».

Это удивительно, но случайная встреча с хорошей книгой может навсегда изменить судьбу челов$еку. Ведь в книге заключена лучшая часть человека: его душа, и поэтому книга – это такой же предмет необходимости для людей, как хлеб, сон, воздух и солнце.

Нельзя не согласиться с Шарлем Пьермоном, который утверждал, что чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли. Эти слова, ребята, станут эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору об одной замечательной книге и удивительном русском писателе, создавшем это уникальное произведение. Конечно, вы догадались, что реч$ь идет о романе Вениамина Каверина «Два Капитана».

Ребята, готовясь к нашей сегодняшней встрече, я вновь перечитала этот роман и вновь волновалась и радовалась встрече с книгой. Очень хочу, чтобы эта хорошая книга стала и для вас открытием, заставила вас остановиться и оглянуться, посмотреть на себя со стороны: каким я расту и живу на земле? Что со мной происход$ит? Пришла пора, дорогие друзья, ставить такие вопросы и отвечать на них. На сегодняшнем занятии мы с вами поучимся этому, а еще будем формировать свой читательский вкус и умение понимать писателя.

$III. Слово о Вениамине Каверине.

Приложение. Слайд 3.

— 3-

Ребята, давайте поближе познакомимся с писателем Вениамином Александровичем Кавериным.

Вот его портрет. Обратите внимание, как ласково $и мудро на этом серьезном, сосредоточенном лице светятся глаза, каким добром и вниманием веет от всего облика этого удивительного человека.

Девизом жизни Вениамина Каверина стали слова: «Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах». Именно этими жизненными принципами дорожил $писатель и руководствовался ими всю свою жизнь.

Сообщение ученика о биографии В.Каверина.

Каверин Вениамин Александрович (1902 — 1989), прозаик.

Родился 6 апреля 1902 года в Пскове в семье музыканта. В 1912 поступил в псковскую гимназию. «Друг моего старшего брата Ю.Тынянов, впоследствии известный писатель, был моим первым литературным учителем, внушившим мне горячую любовь к русской литературе», — напишет $Каверин.

Шестнадцатилетним юношей он приехал в Москву и в 1919 закончил здесь среднюю школу. Писал стихи. В 1920 перевелся из Московского университета в Петроградский, одновременно поступив в Институт восточных языков, окончил оба. Был оставлен при университете в аспирантуре, где в течение шести лет занимался научной работой и в 1929 защитил диссертацию.. В 1921 вместе с М .Зощенко, Н.Тихоновым, Вс. Ивановым был организатором литературной группы «Сер$апионовы братья». Впервые напечатался в альманахе этой группы в 1922 (рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год»). В это же десятилетие им написаны рассказы и повести («Мастера и подмастерья» (1923), «Бубновая масть» (1927), «Конец Хазы» (1926), повесть о жизни ученых «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1929). Решил стать профессиональным писателем, окончательно посвятив себя литературному творчеству

В 1934 — 36 пишет свой первый роман «И$сполнение желаний», в котором ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Это удалось, роман имел успех. $

Самым популярным произведением Каверина стал роман для юношества — «Два капитана», первый том которого был завершен в 1938. Начавшаяся Отечественная война остановила работу над вторым томом. Во время войны Каверин писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. По его просьбе был направлен на Северный флот. Именно там, повседневно общаясь с летчиками и подводниками, понял, в каком направлении пойдет работа над вторым томом «Двух капитанов». В 1944 второй том романа был опубликован.

В 1949$ — 56 работал над трилогией «Открытая книга», о становлении и развитии микробиологии в стране, о целях науки, о характере ученого. Книга завоевала популярность у читателя.

В $1962 Каверин опубликовал повесть «Семь пар нечистых», рассказывающую о первых днях войны. В этом же году была написана повесть «Косой дождь». В 1970-е создал книгу воспоминаний «В старом доме», а также трилогию «Освещенные окна», в 1980-е — «Рисунок»,, «Вечерний день». Умер В.Каверин 2 мая 1989.

— 4 —

Приложение. Слайд 4.

Учитель: О ком бы и о чем бы ни писал Каверин, он повествует о том, что е$го увлекает, и о том, что он хорошо знает.

Дружба – главная тема, на протяжении всей жизни писателя она слишком много значила для него самого. «Потерянное время – $это не неудавшаяся работа или неисполнившееся желание, а годы, когда не видишь друзей».

Книги В.Каверина ( по слайду 4).

IV. «Два капитана» — книга на все времена». Книжная выставка.

— 5 —

Приложение. Слайд 5.

Вы прочли одно из лучших произведений В.Каверина. Роман «Два капитана» — возвышенная и романтическая ист$ория о любви молодых людей, в которой, как в капле воды отразилась великая история великой страны. В ней переплелись любовь и ненависть, героизм и предательство, романтика и вера в справедливость. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» — под этим девизом мальчик- сирота Саня Григорьев, преодолев все тру$дности, находит свое место в жизни.

Сообщение ученика о книге «Два капитана».

Первый том романа В. Каверина «Два капитана» был впервые опубликован в 1938 году, второй том вышел в свет в 1944 году. Книга издавалась несколько сот раз; была переведена более чем на 10 иностранных языков;$ ею зачитывались дети и взрослые. В 1946 году за книгу «Два капитана» Каверин был удостоен Государственной премии СССР.

Сюжет книги основан на реальных событиях. История Сани Григорьева детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева, впоследствии известного генетика, профессора Ленинградского университета. В. Каверин познакомился с ним в середине

30-х годов, и эта в$стреча подтолкнула писателя к созданию книги. «Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною», — признавался автор. Еще одним прототипом главного ге$роя стал военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1943 году. именно он посвятил писателя в тайны летного мастерства.

Образ капитана Татаринова заставляет вспомнить сразу о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: одну, на

— 6 —

судне «Св. Фока», возглавил Георгий Седов; вторую — Георгий Брусилов на шхуне «Св. Анна», и третьей, на боте «Геркулес», руководил Владимир Русанов. Все три закончились трагически: их руководители погибли, а вернулся из плавания только «Св. Фока». Экспедиция на шхуне «Св. Мария» в романе фактическ$и повторяет сроки путешествия и маршрут «Св. Анны», но внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым.

Слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться» являются цитатой из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона. Они высечены на могиле полярного исследователя Роберта Скотта, погибшего в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса.

V. Листая страницы великой книги…$

Приложение. Слайд 6.

Ребята, я надеюсь, что вы получили удовольствие, читая «Двух капитанов».

Знаете, несомне$нный признак всякой хорошей книги заключается в том, что она нравится тем больше, чем человек чаще к ней обращается. Давайте сегодня, мои дорогие, полистаем еще раз страницы этой удивительной книги, вспомним понравившиеся эпизоды, испытаем радость от общения с любимыми героями. Я предлагаю вам разбить наши воспоминания на несколько частей, названия которых вы видите на экране.

1. Итак, «Старые письма»…$

Сообщение ученика.

Однажды в городе Энске, на берегу реки, б$ыл найден мертвый почтальон и сумка с письмами. Тетя Даша каждый день читала своим соседям вслух по одному письму. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях…

Саня живет в Энске с родителями и сестрой Сашей. По нелепой случайности Саниного

— 7 —

отца обвиняют в убийстве и арестовывают. О настоящем убийце знает только маленький Саня, но из-за немоты, от которой лишь позже избавит его чудесный доктор Иван Иванович, о$н ничего не может сделать. Отец умирает в тюрьме, через какое-то время мать выходит замуж. Отчим оказывается жестоким и подлым человеком, который мучает и детей, и жену.

После смерти матери тетя Даша и сосед Сковородников решают отправить Саню с сестрой в приют. Тогда Са$ня и его друг Петя Сковородников бегут в Москву, а оттуда — в Туркестан. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — эта клятва поддерживает их в пути. Мальчики пешком добираются до Москвы, но Петькин дядя, на которого они рассчитывали, ушел на фронт. После трех месяцев почти бесплатной работы у спекулянтов им приходится скрываться от проверки. Петьке удается бежать, а Саня попадает сначала в распределитель для беспризорников, оттуда — в шко$лу-коммуну.

Сане нравится в школе: он читает и лепит из глины, у него появляются новые друзья — Валька Жуков и Ромашка.

2. Татариновы.

Сообщение ученика.

Однажды Саня помогает донести сумку незнакомой старушке, которая живет в квартире заведующего школой Николая Антоновича Татаринова. Здесь же Саня встречает Катю, хорошенькую, но несколько склонную $«задаваться» девочку с косичками и темными живыми глазами. Через некоторое время Саня вновь оказывается в знакомом доме Татариновых..

Квартира Татариновых становится для Сани «чем-то вроде пещеры Али-Бабы с её сокровищами, загадками и опасностями». Нина Капитоновна, которой $Саня вовсю помогает по хозяйству и которая кормит его обедами, — «сокровище»;

Марья Васильевна, «ни вдова, ни мужняя жена», которая всегда ходит в черном платье и часто погружается в тоску, — «загадка»; а «опасность» — Николай Антонович, как выяснилось, двоюродный дядя Кати. Любимая тема рассказов Николая Антоновича — двоюродный брат, то есть муж Марьи Васильевны, о котором он «всю жизнь заботился» и который «оказался неблагодарным». Николай Антонович уже давно влюблен в Марью$ Васильевну, но пока та «безжалостна» к нему, скорее её симпатию вызывает иногда приходящий в гости учитель географии Кораблев. Хотя, когда Кораблев делает Марье Васильевне предложение, он получает отказ. В тот же день Николай Антонович собирает дома школьный совет, где Кораблев резко осуждается. $Решено ограничить деятельность учителя географии — тогда он обидится и уйдет, Саня сообщает Кораблеву обо всем услышанном, но в результате Николай Антонович выгоняет Саню из дома. Обиженный Саня, заподозрив Кораблева в предательстве, покидает коммуну. Пробродив по Москве целый день, он совершенно разболевается и попадает в больницу, где его вновь спасает доктор Иван Иванович.

3. Катин отец.

$Сообщение ученика.

Прошло четыре года — Сане семнадцать лет. В школе идет театральное представление, именно здесь Саня вновь встречает Катю и раскрывает ей свою тайну: уже давно он готовится стать летчиком. Саня наконец узнает от Кати историю капитана Татаринова. В июне двенадцатого года он, заехав в Энск попрощаться с семьей, вышел на шхуне «Святая Мария» из Петербурга во Владивосток. Экспедиция не вернулась. Мария Васильевна безрезультатно посылала прошение о помощи царю: считалось, что если Татаринов погиб, то по собственной вине: он «небрежно обращался с казенным имуществом». Семья капитана$ переехала к Николаю Антоновичу. Саня часто встречается с Катей: они вместе ходят на каток, в зоопарк. На школьном балу Саня и

— 8 —

Катя остаются наедине, но их разговору мешает Ромашка, который затем обо всем докладывает Николаю Антоновичу. Саню больш$е не принимают у Татариновых, а Катю отправляют к тетке в Энск. Саня избивает Ромашку, оказывается, и в истории с Кораблевым именно он сыграл роковую роль. И все же Саня раскаивается в своем поступке — с тяжелым чувством он уезжает в Энск.

В родном городе Саня находит и тет$ю Дашу, и старика Сковородникова, и сестру. Еще раз Саня перечитывает старые письма — и вдруг понимает, что они впрямую относятся к экспедиции капитана Татаринова! С волнением Саня узнает, что не кто иной, как Иван Львович Татаринов, открыл Северную землю и назвал её в честь своей жены Марьи Васильевны, что именно по вине Николая Антоновича, этого «страшного человека», большая часть снаряжения оказалась негодной. Строки, в которых прямо названо имя Николая, размыты водой и сохранились лишь в памяти Сани, но Катя верит ему.

Саня твердо и решительно обличает Николая Антоновича перед Марьей Васильевной и даже требует, чтобы именно она «предъявила обвинение». $Только потом Саня понимает, что этот разговор окончательно сразил Марью Васильевну, убедил её в решении покончить с собой, ведь Николай Антонович к тому времени уже был её мужем… Врачам не удается спасти Марью Васильевну: она умирает. На похоронах Саня подходит к Ка$те, но та отворачивается от него. Николаю Антоновичу удалось убедить всех в том, что речь в письме шла совсем не о нем, а о каком-то «фон Вышимирском» и что Саня виновен в смерти Марьи Васильевны. Сане остается только усиленно готовиться к поступлению в летную школу, чтобы когда-нибудь найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту.

4. Дневник штурмана. Бороться и искать!

$Сообщение ученика.

Последний раз увидевшись с Катей, Саня Григорьев уезжает учиться в Ленинград. Он занимается в летной школе и одновременно работает на заводе. Наконец Саня добивается назначения на Север. В городе Заполярье он встречается с доктором Иваном Ивановичем, тот показывает ему дневники штурмана «Святой Марии» Ивана $Климова, умершего в 1914 году в Архангельске. Терпеливо расшифровывая записи, Саня узнает о том, что капитан Татаринов, отправив людей на поиски земли, сам остался на корабле. Штурман описывает тяготы похода, с восхищением и уважением отзывается о своем капитане. Саня понимает, что следы экспедиции нужно искать именно на Земле Марии.

$

От Вали Жукова Саня узнает о некоторых московских новостях: Ромашка стал «самым близким человеком» в доме Татариновых и, кажется, «собирается жениться на Кате». Саня постоянно думает о Кате — он решает поехать в Москву. А пока они с доктором получают задание лететь в глухое становище Ванокан, но попадают в пургу. Благодаря вынужденной посадке Саня находит багор со шхуны «Святая Мария». Постепенно из «осколков» истории капитана составляется стройная картина.

5. Найти и не сдаваться!

Сообщение ученика.

В Москве Саня план$ирует выступить с докладом об экспедиции. Но ему мешает Николай Антонович Татари$нов.

Катя покидает дом Татариновых. Теперь она геолог, начальник экспедиции.

Саня возвращается на Север.

Проходит пять лет. Саня и Катя, теперь Татаринова-Григорьева, живут то на Дальнем Востоке, то в Крыму, то в Москве. В конце концов они поселяются в Ленинграде. Саня участвует в войне в Испании, а затем, когда начинается Великая Отечественная война, отбывает на фронт. Однажды Катя вновь встречает Ромашку, и тот рассказывает ей о том, как он, спасая раненого Саню, пытался выбраться и$з

— 9 —

окружения немцев и как Саня пропал. Катя не хочет верить Ромашке, в это трудное время она не теряет надежды. И действительно Ромашка врет: на самом деле он не спас, а бросил тяжело раненого Саню, отобрав у него оружие и документы. Сане удается выбраться: он лечится в госпитале, а оттуда отправляется в Ленинград на поиски Кати.

В Ленинграде Кати нет, зато Саню приглашают лететь на Севе$р, где уже тоже идут сражения. Саня, так и не найдя Катю ни в Москве, где он просто разминулся с ней, ни в Ярославле, думает, что она в Новосибирске.

Во время успешного выполнения одного из боевых заданий экипаж Григорьева совершает вынужденную посадку неда$леко от того места, где, по мнению Сани, нужно искать следы экспедиции капитана Татаринова. Саня находит тело капитана, а также его прощальные письма и отчеты. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю.

Летом 1944 г. Саня и Катя проводят отпуск в Москве, где видятся со всеми друзьями. Сане нужно выполнить два дела: он дает показания по делу осужденного Ромашова, а в Географическом обществе с большим успехом пр$оходит его доклад об экспедиции, об открытиях капитана Татаринова, о том, из-за кого эта экспедиция погибла. Николай Антонович с позором изгоняется из зала. В Энске семья вновь собирается за столом. Старик Сковородников в своей речи объединяет Татаринова и Саню и говорит о том, что «такие капитаны двигают вперед человечество и науку».

$VI. Капитан Татаринов.

Приложение. Слайд 7.

Друзья, перед нашими глазами пролетела история жизни героев Каверина и история всей страны. На мой взгляд, нельзя не остановиться подробнее на образе человека, который не пожалел собственной жизни во имя Родины. Это настоящий герой капитан Татаринов.

Сообщение ученика.

Каверин не просто придумал героя своего произведения капитана

$ — 10 —

Татаринова. Он воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего

Севера. Одним из них был Седов. У другого он взял фактическую историю его

путешествия. Это был Брусилов. Дрейф «Святой Марии» совершенно точно

повторяет дрейф Брусиловской «Святой Анны».

Итак, как рос Иван Львович Татаринов? Это был мальчик, родившийся в бедной рыбачьей семье на берегу А$зовского моря. В юности он ходил матросом на нефтеналивных судах между Батуми и Новороссийском. Потом выдержал экзамен на «морского прапорщика»$ и служил в Гидрографическом управлении, с гордым равнодушием перенося высокомерное непризнание офицерства.

Татаринов много читал, делал заметки на полях книг. Он спорил с великим путешественником Нансеном. То капитан был «совершенно согласен», то «совершенно не согласен» с ним. Он упрекал его в том, что, не дойдя до полюса каких-нибудь

четырехсот километров, Нансен повернул к земле. Гениальная мысль: «Лёд сам

решит свою задачу» была записана там. На$ листке пожелтевшей бумаги,

выпавшей из книги Нансена, было написано рукой Иван Львович Татаринова:

«Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия

Северного полюса, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и

русские способны на этот подвиг». Он хотел, как Нансен, пройти возможно,

дальше на север с дрейфующим льдом, а потом добраться до полюса на собаках.

В середине июня 1912 года шхуна «Св.Мария» вышла из Петербурга

$

во Владивосток. Сначала кор$абль шел по намеченному курсу, но в Карском море

«Св.Мария» замерзла и медленно стал двигаться на север вместе с полярными

льдами. Таким образом, волей-неволей капитан должен был отказаться от

первоначального намерения – пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. «Но

нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня», — писал он в

письме жене. Лед был даже в каютах, и каждое утро приходилось вырубать его

топором. Это было очень тяжелое путешествие,$ но все люди хорошо держались

и, вероятно, справились бы с задачей, если бы не задержались со снаряжением, и если бы это снаряжение не было таким плохим. Всеми своими неудачами команда обязана была предательству Николая Антоновича Татаринова.$ Из шестидесяти собак, которых он продал команде в Архангельске, большую часть еще на Новой Земле пришлось пристрелить.

«Мы шли на риск, мы знали, что идем на риск, но мы не ждали такого удара», — писал Татаринов — «Главная неудача – ошибка, за которую приходится расплачиваться ежедневно, ежеминутно, — та, что снаряжение экспедиции я поручил Николаю…»

Среди прощальных писем капитана оказались карта заснятой местности и

деловые бумаги. Одной из них была копия обязательства, согласно которому$

капитан заранее отказывается от всякого вознаграждения, вся промысловая

добыча по возвращении на «Большую землю» принадлежит Николаю Антоновичу

Татаринову, капитан отвечает всем своим имуществом перед Татариновым в

случае потери судна.

Но несмотря на трудности, он успел сделать выводы из своих наблюдений

и формулы, предложенные им, позволяют выч$есть скорость и направление

движения льдов в любом районе Северного Ледовитого океана. Это кажется

почти невероятным, если вспомнить, что сравнительно короткий дрейф

«Св.Марии» проходил по местам, которые, казалось бы, не дают данных для

таких ш$ироких итогов.

Капитан остался один, все его товарищи погибли, он больше не мог

идти, мерз на ходу, на привалах, даже за едой не мог согреться, отморозил

ноги. «Боюсь, что с нами кончено, и у меня нет надежды даже на то, что ты

— 11 —

когда-нибудь прочтешь эти строки. Мы больше не можем идти, мерзнем на ходу,

на привалах, даже за едой никак не согреться», — читаем мы его строки. Татаринов понимал, что скоро и его очередь, но совершенно не боялся смерти, потому, что сделал больше, чем в его сил$ах, чтобы остаться в живых.

Его история окончилась не поражением и безвестной смертью, а победой.

В конце войны, делая доклад в Географическом обществе, Саня Григорьев

сообщил, что факты, которые были установлены экспедицией капитана

Татаринова, не потеряли своего $значения. Так, на основании изучения дрейфа

ученые предположили существование неизвестного острова между 78-й и 80-й параллелями, и этот остров был открыт в 1935 году. Постоянный дрейф, установленный

Нансеном, был подтвержден путешествием капитана Татаринова, а формулы

сравнительного движения льда и ветра представляют собой огромный вклад в

$русскую науку.

Были проявлены фотопленки экспедиции, полежавшие в земле около

тридцати лет. На них он предстает нам — высокий человек в меховой шапке, в меховых

сапогах, перетянутых под коленями ремешками. Он стоит, упрямо склонив

голову, опершись на ружье, и мертвый медведь, сложив лапы, как котенок,

лежит у его ног. Эта была сильная, бесстрашная душа!

Все встали, когда он появился на экране, и так$ое молчание, такая

торжественная тишина воцарилась в зале, что никто не смел даже вздохнуть,

не то, что сказать хоть слово.

« …Горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить,

если бы мне не то, что помогли, а хотя бы не мешали. Одно утешение – что

моими трудами открыты и присоединены к России но$вые обширные земли…» —

читаем мы строки, написанные отважным капитаном. Он назвал землю именем

своей жены, Марьи Васильевны.

Учитель: $Мужественный и ясный характер, чистота мысли, ясность цели — все это обличает человека большой души.

И похоронен капитан Татаринов, как герой. Заходящие в Енисейский залив корабли издали видят его могилу. Они проходят мимо нее с

приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек.

$Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца. На высоте человеческого роста высечены следующие слова: «Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Вот почему все герои повести считают И.Л. Татаринова героем. Потому

что он был бесстрашным человек, боролся со смертью и ,несмотря ни на что.

добился своей цели.

$VII. Саня Григорьев.

Ребята, п$осле всего сказанного о жизни и подвиге второго капитана из книги Каверина, Сани Григорьева, лучшим дополнением к характеристике этого образа будет песня «Капитаны собственной судьбы».

— 12 —

Приложение. Слайд 8.

  1. Береги честь смолоду.

— Ребята, к какому произведению русской литературы относится эпиграф: «Береги честь смолоду»?$

— Да, конечно же, это повесть Пушкина «Капитанская дочка». Что общего в этих двух произведениях? Что объединяет главных героев А.С.Пушкина и В.А.Каверина?

— Давайте попытаемся провести параллели между героями произведений и найти соответствие между образами в повести$ Пушкина и в «Двух капитанах» В.Каверина.

— 13 —

Приложение.$ Слайд 9.

— Размышляя о поступках, которые совершают герои произведений, мы постоянно возвращаемся к слову «ч$есть». В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет слово «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

— Является ли честь качеством сугубо дворянским или же то общечеловеческое понятие? Докажите свою мысль, опираясь на роман «Два капитана».

— 14 —

$IX. Музей великой книги.

Приложение. Слайд 10.

Такое бывает редко. Но если случается, то это свидетельство всенародной любви и признательности.

Я говорю о памятнике героям романа В.Каверина «Два капитана». Памятник установлен в 1995 году в Пскове, родном городе писателя. А в Псковской областной библиотеке создан муз$ей этой книги…

— 15 —

X. «Норд-ост»

Приложение. Слайд 11.

$

19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-ост», созданного по мотивам «Двух капитанов» Каверина. Этот мюзикл доказал на собственном примере, что не только на Бродвее, но и в Москве можно годами играть спектакль, каждый день собирая полные залы. На «Норд-ост» принято было приходить всей семьей: люди разных поколений находят в этом спектакле важное и интересное для себя. До сих пор никто в нашей стране не повторил такого успеха: в Москве в течение 15 месяцев мюзикл был показан 411 раз. В 2003 году «Норд-ост» получил $театральную премию «Золотая маска».

— 16 —

XI. Послесловие…

Приложение. Слайд 12.

$ Чтение текста по слайду.

— Ребята, надеюсь, что вы получили удовольствие от нашей встречи с романом «Два капитана». А главное, мне очень хочется надеяться, что книга никого из вас не оставила равнодушным…

$

— 17 —

Сочинение на тему «Вениамин Каверин Два капитана»

$В романе Вениамина Каверина «Два капитана» перед нами проходят истории двух главных героев – Сани Григорьева и капитана Татаринова. Вся жизнь Саньки связана с подвигом отважного капитана, с детства равняется он на отважного исследователя Сев$ера и во взрослом возрасте находит экспедицию «Св.Марии», выполняя свой долг перед памятью Ивана Львовича.

Каверин не просто придумал героя своего произведения капитана Татаринова. Он воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. Одним из них был Седов. У другого он взял фактич$ескую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф «Святой Марии» совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской «Святой Анны». Дневник штурмана Климова полностью основан на дневнике штурмана «Святой Анны» Альбанова – одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции.

$Итак, как рос Иван Львович Татаринов? Это был мальчик, родившийся в бедной рыбачьей семье на берегу Азовского моря. В юности он ходил матросом на нефтеналивных судах между Батумом и Новороссийском. Потом выдержал экзамен на «морского прапорщика» и служил в Гидрографическом управлении, с гордым равнодушием перенося высокомерное непризнание офицерства.

Татаринов много читал, делал заметки на полях книг. Он спорил с Нансеном. То капитан был «совершенно согласен», то «совершенно не согласен» с ним. $Он упрекал его в том, что, не дойдя до полюса каких-нибудь четырехсот километров, Нансен повернул к земле. Гениальная мысль: «Лёд сам решит свою задачу» была записана там. На листке пожелтевшей бумаги, выпавшей из книги Нансена, было написано рукой Иван$ Львович Татаринова: «Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия Северного полюса, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг». Он хотел, как Нансен, пройти возможно, дальше на север с дрейфующим льдом, а потом добраться до полюса на собаках.

В середине июня 1912 года шхуна «Св.Мария» вышла из Петербурга во Владивосток. Сначала корабль шел по н$амеченному курсу, но в Карском море «Св.Мария» замерзла и медленно стал двигаться на север вместе с полярными льдами. Таким образом, волей-неволей капитан должен был отказаться от первоначального намерения – пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. «Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня», — писал он в письме жене. Лед был даже в каютах, и каждое утро$ приходилось вырубать его топором. Это было очень тяжелое путешествие, но все люди хорошо держались и, вероятно, справились бы с задачей, если бы не задержались со снаряжением, и если бы э$то снаряжение не было таким плохим. Всеми своими неудачами команда обязана была предательству Николая Антоновича Татаринова. Из шестидесяти собак, которых он продал команде в Архангельске, большую часть еще на Новой Земле пришлось пристрелить. «Мы шли на риск, мы знали, что идем на риск, но мы не ждали такого удара», — писал Татаринов $- «Главная неудача – ошибка, за которую приходится расплачиваться ежедневно, ежеминутно, — та, что снаряжение экспедиции я поручил Николаю…»

Среди прощальных писем капитана оказались карта заснятой местности и деловые бумаги. Одной из них была копия обязател$ьства, согласно которому капитан заранее отказывается от всякого вознаграждения, вся промысловая добыча по возвращении на «Большую землю» принадлежит Николаю Антоновичу Татаринову, капитан от$вечает всем своим имуществом перед Татариновым в случае потери судна.

Но несмотря на трудности, он успел сделать выводы из своих наблюдений и формулы, предложенные им, позволяют вычесть скорость и направление движения льдов в любом районе Северного Ледовитого океана. Это кажется почти невероятным, если вспомнить, что сравнительно короткий дрейф «Св.Марии» проходил по местам, которые, казалось бы,$ не дают данных для таких широких итогов.

Капитан остался один, все его товарищи погибли, он больше не мог идти, мерз на ходу, на привалах, даже за едой не мог согреться, отморозил ноги. «Боюсь, что с нами кончено, и у меня нет надежды даже на то, что ты когда-нибудь прочтешь эти строки. Мы больше не можем идти, мерзнем на ходу, на привалах, даже за едой никак не согреться»,$ — читаем мы его строки.

Татаринов понимал, что скоро и его очередь, но совершенно не боялся смерти, потому, что сделал больше, чем в его силах, чтобы остаться в живых.

Его история окончилась не пораж$ением и безвестной смертью, а победой.

В конце войны, делая доклад в Географическом обществе, Саня Григорьев сообщил, что факты, которые были установлены экспедицией капитана Татаринова, не потеряли своего значения. Так, на основании изучения дрейфа известный полярник профессор В. предположил существование$ неизвестного острова между 78-й и 80-й параллелями, и этот остров был открыт в 1935 году – и именно там, где В. определил его место. Постоянный дрейф, установленный Нансеном, был подтвержден путешествием капитана $Татаринова, а формулы сравнительного движения льда и ветра представляют собой огромный вклад в русскую науку.

Были проявлены фотопленки экспедиции, полежавшие в земле около тридцати лет.

На них он предстает нам — высокий человек в меховой шапке, в меховых сапогах, перетянутых под коленями ремешками. Он стоит, упрямо склонив голову, опершись на ружье, и мертвый медведь, сложив лапы, как котенок, лежит у его ног. $Эта была сильная, бесстрашная душа!

Все встали, когда он появился на экране, и такое молчание, такая торжественная тишина воцарилась в зале, что никто не смел даже вздохнуть, не то, что сказать хоть слово.

« …Горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то, что помогли, а хотя бы не мешали. Одно утешен$ие – что моими трудами открыты и присоединены к России новые обширные земли…» — читаем мы строки, н$аписанные отважным капитаном. Он назвал землю именем своей жены, Марьи Васильевны.

И в последние часы своей жизни он думал не о себе, а беспокоился о своей семье: «Дорогая моя Машенька, как-то вы будете жить без меня!»

Мужественный и ясный характер, чистота мысли, ясность цели – все это обличает человека большой души.

И похоронен капитан Татаринов, как герой. Заходящие в Енисейский залив корабли издали видят его могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют$ гремит из пушек. Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца. На высоте человеческого роста высечены следующие слова: «Здесь покоится тело капитана И.Л.Татарино$ва, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и $не сдаваться!»

Вот почему все герои повести считают И.Л. Татаринова героем. Потому что он был бесстрашным человек, боролся со смертью, и несмотря ни на что добился своей цели.

Одним из самых неординарных и поистине захватывающих произведений по праву считается роман Два капитана. Это произведение входит в школьную программу и вызывает у школьников немалый интерес. Сделав же по произведению Два капитана анализ, каждый учащийся сможет написать потрясающее сочинение и разберется во всех особенностях этого литературного шедевра.

Каверин Два капитана: анализ произведения

По произведению Каверина Два капитана анализ стоит начать с рассмотрения сюжетных линий. Их в этом романе две. Раскрывается судьба Татаринова и история Сани Григорьева. Правда, сюжетные линии произведения являются не параллельными, а связанными между собой.

Действия разворачиваются не в одном городе, а в нескольких. Описываются события, которые происходят в Ленинграде, столице и Энске. Разворачиваются они перед войной и непосредственно в военный период. В эти годы отмечается становление главного героя, как личности. При этом происходит немало событий. Все они находятся в тесной связи с главным действующим лицом.

Два капитана: история создания

Анализ произведения Два капитана невозможно провести, если не узнать историю создания этого романа. Замысел появился у автора в тридцатых годах минувшего столетия. В тот период ему как раз посчастливилось познакомиться с одним ученым. Его рассказы и стали основой для одной их частей данного произведения.

На написание романа у Каверина ушло около трех месяцев. Правда, в редакции ее тогда не приняли. Вновь к работе над романом писатель приступил лишь через полугодие. Он изменил при этом не только сюжетные линии, но и форму самого повествования. Оно велось уже не от третьего, а от первого лица.

В первый раз данное произведение опубликовали в издании Костер. Произошло это в 1938 году. В начале же сороковых годов первая из частей выпущена в виде отдельного печатного издания.

Правда, автор не останавливается на одной части и приступает к созданию второй. Он в то время был военным журналистом и без труда собирал материалы для будущего произведения. В начале сороковых выходит и вторая часть романа. Спустя же шесть лет его награждают премией Сталина.

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Каверина Два капитана крайне важно определить его жанр. Это проза, представленная в виде полноценного романа. В нем присутствуют элементы биографии, приключений и истории. Кроме того, просматривается также эпистолярный стиль. Он проявляется в тех моментах, где повествование осуществляется с помощью писем. Таким образом получается связать между собой настоящее и прошлое.

Анализ романа Два капитана подразумевает рассмотрение его композиции. Произведение состоит из пары частей. Повествование при этом является довольно сложным. Ведь рассказ ведется от первого и третьего лица. Помимо этого, рассказ также ведется и от имени самого автора.

Главная тема, которая поднимается в романе, это жизненные поиски. Автор показывает, как герой стремится найти истину, касающуюся пропавшей ранее экспедиции. Он ищет свой путь в жизни. Причем не только моральный, но и нравственный. За счет этого путь и становится главным символом произведения. Он выражается с помощью образов двух капитанов.

Два капитана: краткий анализ героев

Отдельно стоит рассмотреть героев этого произведения. Главным персонажем в нем выступает Саня Григорьев. Это невероятно смелый и честный человек, который во что бы то ни стало пытается достичь правды. Примером для подражания является папа любимой им девушки, а именно капитан Татаринов. Герой стремится найти правду об экспедиции этого капитана. По сути, вся его сознательная жизнь и посвящена этим поискам. При этом он проявляет немалую целеустремленность, смелость и силу воли.

Образ Татаринова тесно связан с Саней с раннего детства. Оба персонажа являются положительными. Правда, также немаловажное значение в данном произведении имеет образ Кати. Она находится в тесной связи и с одним, и с другим героем, представляет собой своеобразный мостик, соединяющий их. Она всем сердцем любит Саню и остается рядом с ним, не взирая на все сложности.

Основная мысль и смысл романа

Роман можно смело назвать произведением о поиске нравственной позиции, жизненных ценностей и истины. Автор совсем не случайно назвал своих героев именно капитанами. Как раз им и приходится быть первопроходцами, искать новые пути и вести за собой других.

С помощью образов капитанов писатель пытается донести до читателей, что не взирая на все сложности и препятствия, которые неизбежно встречаются людям на пути, необходимо оставаться настоящим человеком. Следует проявлять доброту, быть честным, совершать справедливые поступки и не позволить проявиться бесчестию.

Правда, в романе поднимается далеко не только лишь тема поиска. Здесь говорится о ценности настоящей дружбы. Кроме того, представлено также и ее противоположность – предательство. Отмечается также раскрытие и любовной тематики. Путем описания отношений Кати с другими персонажами показывается, насколько опасна эгоистичная любовь. Говорится, что нельзя стремиться завладеть интересующим человеком. Ведь вследствие этого всем будет причинен вред. Такой любви противопоставляются те чувства, которые испытывают Кораблев и Саня. С их помощью оба персонажа смогли избавиться от грусти и искренне полюбить жизнь.

Писатель говорит о том, насколько важно выбрать в жизни верный путь. Он должен строиться на чести и истине. Не стоит при этом думать о том, что идти по такому пути окажется сложно. Стоит стойко проходить все испытания, чтобы воспитать в себе сильный характер и явную силу духа. Ведь только в том случае, если следовать канонам чести, удастся достичь уважения со стороны окружающих.

В романе показано, какими именно нравственными чертами должен обладать человек. При его прочтении можно увидеть примеры как правильного, так и недостойного, неподобающего поведения. Естественно, что при этом не составит труда сделать верные выводы и понять, какую именно мысль автор пытался донести до читателей.

У каждого читающего человека есть своя золотая книжная полка. Это та полка, на которой стоят самые любимые и запомнившиеся книги, оставившие в душе неизгладимый след. Их хочется перечитывать снова и снова, от них невозможно оторваться. Как правило, такие книги заставляют человека задуматься о смысле жизни, о своих поступках, об отношении к другим людям. Книги помогают преодолеть жизненные трудности, посмотреть на себя со стороны и сделать правильные выводы.
У меня дома тоже есть золотая полка. На ней стоят совершенно разные книги. Это энциклопедии, русская классика, историческая и зарубежная литература. Каждая из книг мне по-своему дорога и близка.
Одно из почётных мест на моей золотой полке занимает роман В. Каверина «Два капитана», прочитанный несколько лет тому назад. Однажды мне предстоял нелёгкий выбор: продолжить занятие своим любимым делом или, испугавшись трудностей, бросить всё на полпути, так и не достигнув намеченной цели. На счастье я в подарок получил книгу В. Каверина «Два капитана». Она стала для меня настоящим открытием. Эта книга полностью изменила мой взгляд на мир, а самое главное – помогла мне сделать свой выбор. Мне захотелось быть похожим на главных героев. И также как они, не отступая перед трудностями, довести начатое дело до конца.
Я считаю, что у каждого человека должна быть своя золотая книжная полка. Любимые книги делают нас добрее, учат принимать важные решения, обдумывать свои поступки, а самое главное – позволяют обрести душевный покой. Очень хорошо об этом сказал в своём произведении «Ни дня без строчки» Ю. Олеша: «Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь».
Солнышкин Андрей, 8 «В» класс

Ответ оставил Гость
Предлагаю вашему вниманию главу из книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки». Главка называется «Золотая полка». Вы догадались, что в название главы вынесена метафора. Как вы её понимаете? Есть ли в вашем доме такая «золотая полка»? Какие книги стоят на ней?
«Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. В мечтах мне рисуется именно полка – никак не шкаф, а именно одна полка, один, если так можно выразиться, этаж шкафа. Где раздобыть такую? Пожалуй, нужно заказать столяру. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Что, трудно в самом деле позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что именно имею я в виду. Нет, все же не зову, и мечта остается неисполненной. Может быть, это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью – все же это золотая полка, которых не так уж много на свете… Во всяком случае, я не видел такой ни в одном доме.
Иногда мне представляется простая четырехугольных форм полка, иногда, наоборот, я вижу кое-какую вычурность – но только кое-какую, пустяк: скажем, какие-нибудь витые столбики по концам.
Может быть, я не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? Верно, теперь ее не продают… Помню эти золотые с тисненым рисунком листы, которые так украшали детство. Для чего они продавались? Кажется, они применялись при изготовлении елочных игрушек. Лист был величиной в нормальный лист писчей бумаги, и обратная его сторона – в данном случае хочется сказать подкладка – была белая. Белая и какая-то странная – как бы чуть-чуть пушистая, чуть-чуть… Как уже сказано, на ней был тисненый рисунок, нечто вроде цветов на замерзшем окне: только цветы либо серебряные, либо голубые, а узор был золотой. Но по рисунку это были цветы.
Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление да еще читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чем в основном идет в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы – не только подробности, но и целые куски общей конструкции. Безусловно, так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени».

Одной из главных проблем, затронутых в данном тексте, является, на мой взгляд, проблема вечной, постоянной востребованности книг, написанных талантливыми писателями. Автор называет такие книги и таких писателей «золотыми».
Автор говорит о том, что «золотые» книги обладают удивительной способностью — прочтя их, мы помним лишь общее содержание. Детали же, мелочи, подробности (все то, что делает эти книги запоминающимися и значимыми), ускользают из нашей памяти. И, перечитывая эти «счастливые» произведения, мы каждый раз находим в них что-то новое, интересное и важное для нас.
Такие книги становятся спутниками человека на протяжении всей его жизни. В разный период, на разных этапах, мы открываем в «золотых» книгах что-то свое, что укрылось от нашего внимания или понимания раньше. Поэтому такие произведения, их герои «помогают нам жить и лучше понимать жизнь».
Важно, что «золотые» произведения продлевают жизнь своим авторам, делают и их «золотыми», всегда молодыми и актуальными: «они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени».
Каждый человек на протяжении всей жизни собирает свою «золотую» полку, на которой стоят его любимые книги. Есть такая полка и у меня. Я не сомневаюсь в том, что она будет пополняться и обогащаться. Но пока на ней стоит мой любимый Марк Твен, Пришвин, Гоголь, Сетон-Томпсон, Уальд… Когда мне трудно, грустно или, наоборот, весело, я перечитываю «Приключения Тома Сойера» или «Звездного мальчика». Вы можете мне не поверить, но я как будто общаюсь с любимыми героями, которые давно стали моими друзьями, и мне становится легче. Я получаю ответы на свои вопросы, подпитываюсь энергией моих любимых книг, становлюсь сильнее, хочу идти вперед. Действительно, для меня мои любимые книги являются поистине «золотыми».

  • Сочинение по произведению и грянул гром
  • Сочинение по произведению людочка астафьев
  • Сочинение по рассказу живое пламя
  • Сочинение по прочитанному тексту примеры
  • Сочинение по произведению тихий дон