Сочинение по роману гончарова обломов 10 класс конспект урока

Ольга жила со своей тетушкой. отношение к штольцу: называла его другом, любила за то, что он всегда смешил е и
Ольга жила со своей тетушкой.

– отношение
к Штольцу:

«Называла его другом, любила за то, что он всегда
смешил её и не давал скучать, но немного и
боялась, потому что чувствовала себя слишком
ребенком перед ним». (стр. 170)

– любила она музыку, но пела чаще втихомолку.

– с удвоенным любопытством переносила глаза на
Обломова, а Обломову от этих взглядов – хоть
сквозь землю провалиться. (стр. 171)

– Ольга в строгом смысле не была красавица, то
есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита
щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не
было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего
ребенка, с пальцами в виде винограда…

– Ольга заставила своим знакомством, своим
присутствием, своим пением «оживить» Обломова.

Илья был с Ольгой с утра до вечера, он читал с
ней, посылал цветы, гулял по озеру, по горам … он,
Обломов, «Чего только не бывает на свете!»

До Ольги:
глагол – лежал.

После знакомства с Ольгой:
глаголы – читал, посылал (цветы), скучал, гулял,
отвечал, вздыхал, готовился, переживал, слушал…

«По ночам Обломову не спалось, напрасно он во
весь рост лег на спину, напрасно брал самые
ленивые и самые покойные позы – не спится, да и
только». (стр. 172)

«– Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! –
тихо сказал Обломов. Проходили дни за днями: он
там и обеими ногами, и руками , и головой».

После переезда на Выборгскую сторону (перевёз
Тарантьев к своей куме) Обломов дня три провел,
как давно не проводил: без постели, без дивана,
обедал у Ольгиной тетки.

Обломову среди ленивого лежанья в ленивых
позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных
порывов, на первом плане всегда грезилась
женщина как жена и никогда – как любовница (стр.
182).

Обломов проживает жизнь во снах.

Ветка сирени. Запах любви (стр. 195).

«Сиреневая (ветка) – цвет жизни и …» (стр. 208).

«Опять жизнь, опять надежда!»

Встреча в парке! Признание в любви. Обломов
предлагает Ольге встречаться тайно, а значит
быть любовницей (стр. 215).

Ольга не соглашается, уходит. Обломов
переживает. Ольга – не уходит. Обломов
предлагает ей своё сердце.

«Жизнь есть жизнь, долг, – говорит Ольга, –
обязанность, а обязанность бывает тяжела.
Исполним же долг…»

Он (Обломов) вздохнул. «Не увидимся с Ольгой…
Боже мой! Ты открыл мне глаза и указал на долг…»
(стр. 219).

стр. 252 – конец II части.

После переезда Обломов и Ольга не перестают
общаться.
Обломов становится всё более ленивым, действие
его покидает.
«Ольга требовала ответа о здоровье». Обломов
написал «клевету».
Он обрадовался предложению Ольги поберечься и не
приходить в воскресенье.
Он написал ей, что действительно, для
совершенного выздоровления нужно просидеть ещё
несколько дней дома» (стр. 295).

«В воскресенье он был с визитом у хозяйки
(Пшеницыной), пил кофе, ел горячий пирог и к обеду
посылал Захара на ту сторону за мороженным и за
конфетами для детей».

«Мосты сняли, и Нева собралась уже замерзнуть.
Обломову нельзя было думать … ехать к Ольге».
«… жестокая судьба лишает его счастья ещё на
несколько дней видеть ненаглядную Ольгу».
Ольга ждала, надеялась, что мосты будут наведены
и они встретятся.

Встреча с Ольгой, объяснение. (стр. 302)

Ольга требует конкретного решения, ответа от
Обломова.

Ольга плакала.
– Отчего погибла все?
– Кто проклял тебя, Илья?
– Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден…
и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому
злу…
– Есть, – сказал он чуть слышно.
– Обломовщина! – прошептал он. Не поднимая
головы, не показывая ей лица, он обернулся и
пошёл.

Ольга вышла замуж за Штольца, родила ему
ребенка.

«Дом вдовы коллежского секретаря
Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел
въехать на двор.

Обломов – новый жилец.

Ей было лет тридцать. Она была очень бела и
полна в лице, так что румянец, кажется, не мог
пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти  не
было, а были на их местах две немного будто
припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми
волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все
выражение лица; руки белые, но жесткие, с
выступившими наружу крупными узлами синих жил»
(стр. 260).

«Она вошла робко и остановилась, глядя
застенчиво на Обломова.»

«Она тупо выслушала и тупо задумалась».

«У ней простое, но приятное лицо, –
снисходительно решил Обломов, – должно быть,
добрая женщина!» (стр. 262)

«– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа:
мальчик по восьмому году да девочка по шестому, –
довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у
ней стало поживее, – ещё бабушка наша, больная,
еле ходит, и то в церковь только; … Вот и только»
(стр. 262)

«Какая ещё свежая, здоровая женщина и какая
хозяйка! Право бы замуж бы ей … – говорил он сам
себе и погружался в мысль … об Ольге».

«Приходили хозяйские дети к нему: он проверил
сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки.
Маше налиновал тетрадь и написал большие азы,
потом слушал, как трещали канарейки, и смотрел в
полуотворенную дверь, как мелькали и двигались
локти хозяйки». (стр. 292)

Мосты развели на Неве.

Проблема с Ольгой развелась сама по себе

=>

Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. (стр.
296)

=>

С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь
только завидит её локти в полуотворенную дверь.
Он уже, по движению локтей, привык распознавать,
что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит.

«Однажды, лишь только беззаботно проснулся и
принялся за кофе, вдруг Захар донес, что мосты
наведены. У Обломова стукнуло сердце.» (стр. 297)

После возвращения от Ольги:
(стр. 322)

Илья Ильич – Захар раздел его, стащил сапоги и
накинул на него халат»!

(Хозяйка вымыла и почистила)

Обломов как сел, так и остался в кресле. Все
погрузилось в сон и мрак около него.

=>

Часть IV.

Год прошел со времени болезни Ильи Ильича.

В доме вдовы Пшеницыной дни и ночи текут смирно.
Агафья была образцовая хозяйка. (стр. 326-327)

Чувство Пшеницыной, такое нормальное,
естественное, бескорыстное, оставалось тайною
для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.

Отношение Обломова к Агафье:

«Его отношения к ней были гораздо проще: для
него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся
локтях, в заботливо останавливающихся на всем
глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из
кухни в кладовую, оттуда в погреб …» (стр. 332)

«Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто
подвигался к огню, от которого становится все
теплее и теплее, но которого любить нельзя…»

«Но ему не было скучно…»

«И главное, все это делалось покойно…»

«Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал
он».

«Никаких понуканий, никаких требований не
предъявляет Агафья Матвеевна».

Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной
Обломовке.

Было тепло, покойно и сытно.

Она родила ему сына Андрея (назвали как и
Штольца, в память). (стр. 416)

Роман «Обломов» в русской критике

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. Почти сразу же он вызвал бурную дискуссию и полемику как в литературоведческих кругах, так и среди широкой общественности. Самые известные критики того времени обращались к разбору этого произведения. Но и спустя века оно вызывает живейший интерес. Знаменитая статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» (1859) появилась сразу же вслед за романом и в сознании многих читателей с ним как бы срослась. Илья Ильич, утверждал Добролюбов, — жертва той общей для дворянских интеллигентов неспособности к активной деятельности, единству слова и дела, которые порождены их «внешним положением» помещиков, живущих за счет подневольного труда. «Ясно, — писал критик, — что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек чего-то ищущий, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». Основная причина поражения героя «Обломова», по мнению Добролюбова, заключалась не в нем самом и не в трагических закономерностях любви, но в «обломовщине» как нравственно-психологическом следствии крепостного права, обрекающего дворянского героя на дряблость и отступничество при попытке воплотить свои идеалы в жизнь. Вместе с опубликованной годом ранее статьей Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» (1858) выступление Добролюбова было призвано вскрыть несостоятельность дворянского либерализма перед задачей решительного, революционного преобразования русского общества. «Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам,- заключает Добролюбов.- В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово… Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он — Обломов… Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т. п., я не сомневаюсь, что он – Обломов… Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали,- я думаю, что это все пишут из Обломовки… Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода,- я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку»,- пишет Добролюбов. А.В. Дружинин тоже полагает, что характер Ильи Ильича отражает существенные стороны русской жизни, что «Обломова» изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиною». Но, по мнению Дружинина, «напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропреходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Кроме того, Дружинин замечал: «… нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков в роде Обломова». В чем же видит Дружинин преимущества Обломова и обломовщины? «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, безнадежности, растления и злого упорства, но ежели корень ее таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей перед практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на нее значит то же, что злиться на ребенка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы людей взрослых…». Дружининский подход к осмыслению Обломова и обломовщины не стал популярным в XIX веке. С энтузиазмом большинством была принята добролюбовская трактовка романа. Однако, по мере того как восприятие «Обломова» углублялось, открывая читателю новые и новые грани своего содержания, дружининская статья стала привлекать внимание. Уже в советское время М. М. Пришвин записал в дневнике: «Обломов». В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертво-деятельных людей (Ольга и Штольц). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Это своего рода толстовское «неделание». Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлено обломовскому покою». Прочтение «Обломова» с позиций революционной демократии приносило, тем не менее, лишь частичный успех. Не учитывалось глубокое своеобразие миропонимания Гончарова, его отличие от добролюбовского. Многое в романе при этом подходе становилось непонятным. Почему бездеятельный Илья Ильич вызывает больше симпатий, чем хлопочущие с утра до ночи Судьбинский, Волков, Пенкин? Как мог Обломов заслужить сердечную привязанность Пшеницыной, глубокое чувство Ольги Ильинской? Чем вызваны теплые слова Штольца в конце произведения о «честном, верном сердце» Обломова, которое он «невредимо пронес… сквозь жизнь», о его «хрустальной, прозрачной душе», делающей его «перлом в толпе»? Как объяснить заметное авторское участие в судьбе героя? Критика 60-х годов отнеслась к «штольцевщине» в целом отрицательно. Революционер Добролюбов находил, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля», в выступлениях «эстетической критики» говорилось о рассудочности, сухости и эгоизме героя. Бурную полемику вызывала любовная тема в романе. В частности писатель своим произведением спорил с позицией Чернышевского и Салтыкова-Щедрина. В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевский выступил против обыкновения многих авторов «выставлять на первом плане любовь, когда дело идет… вовсе не о ней, а о других сторонах жизни». «Правду сказать, — отвечал автор «Обломова», — я не понимаю этой тенденции «новых людей» лишать роман и вообще всякое художественное произведение чувства любви и заменять его другими чувствами и страстями, когда и в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом, то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности…» Любовной коллизией определена и форма гончаровского романа. Она выполняет в нем роль структурного центра, объединяющего и освещающего все иные компоненты. В «трилогии» Гончаров заявил себя даровитейшим и вдохновенным исследователем и певцом любви. Его мастерство в этой области не уступает тургеневскому и было признано уже современниками. При этом подчеркивалась редкая даже для прозы 50-х годов обстоятельность и скрупулезность гончаровских любовных историй и сцен. «Она, — говорил об Ольге Ильинской критик Н. Д. Ахшарумов, — проходит с ним целую школу любви, по всем правилам и законам, со всеми малейшими фазами этого чувства: тревогами, недоразумениями, признаниями, сомнениями, объяснениями, письмами, ссорами, примирениями, поцелуями и т. д. Давно никто не писал у нас об этом предмете так отчетливо и не вводил в такие микроскопические наблюдения над сердцем женщины, каким полна эта часть «Обломова»…» Таким образом, роман И.А. Гончарова «Обломов» — произведение интересное как для критиков-литературоведов, так и для общественных деятелей. Это говорит о том, что это произведение затронуло многие общественно значимые проблемы, а также внесло значительный вклад в разработку «вечных» проблем: проблему любви, счастья, смысла жизни, русской души. «Обломов» Гончарова интересен и актуален и сейчас.

Критики об Обломове кратко

Роман Ивана Гончарова “Обломов” не мог остаться без внимания критиков. Николай Александрович Добролюбов в своей статье “Что такое обломовщина?” высоко оценил умение Горчарова точно описать действительность, отточить до совершенства малейшую деталь и позволить читателю явно представить ту обстановку, в которой пребывают персонажи.

Добролюбов считал, что одной из черт обломовщины была полнейшая апатия и абсолютное равнодушие к окружающему миру. Также Добролюбов подчеркнул, что у других литературных персонажей вроде Гамлета, Печорина или Евгения Онегина есть черты, схожие с Обломовым. Однако перечисленные герои являются сильными натурами, а Обломов – типичный байбак, который боится что-либо сделать.

Критик Александр Васильевич Дружинин указал, что роман “Обломов” обладал оглушительным успехом среди читателей. Благодаря Гончарову слова “Обломов” и “обломовщина” укоренились в русской речи. Обломов интересен тем, что он был похож на незлобного и нежного ребенка, который был способен на милосердие.

Примечательна и искренность Ильи Ильича. Он не считал нужным притворяться и стесняться кого-либо. Не стал Обломов чиновником, который механически выполняет свою работу. Он не достиг в жизни высот, однако и не старался выдать себя за того, кем на самом деле не являлся.

Дмитрий Иванович Писарев назвал обломовщину болезнью, которую усиливает славянская природа и жизнь общества. Илья Обломов наделен умственной апатией. Слово “обломовщина” очень точно характеризует его отношение к жизни. В романе присутствуют три главных характера: Илья Обломов, Андрей Штольц и Ольга Ильинская. Особенно полезно, по мнению Писарева, причитать роман молодым девицам. В “Обломове” прекрасно описано, какими добродетелями должна быть наделена женщина.

Николай Константинович Михайловский в статье “Софья Николаевна Беловодова” рассуждает об образе Ольги. Он считает, что личность Ильинской была неопределенной и непонятной. Ольга не любила Обломова, который ничего не делал. Ильинская любила того Обломова, которого надеялась сотворить своими руками, воспитать, переделать. Возможно, отношения Ольги и Ильи сложились бы, если бы Ильинской удалось перевоспитать инертного Обломова.

Егор Петрович Ковалевский также высоко оценил роман Гончарова, хоть и отметил, что некоторые считают произведение чересчур утомительным для чтения. Герой романа кажется положительным и наделенным добродетелями, однако полное отсутствие энергии лишает Илью Ильича всех преимуществ. Даже любовь не смогла вытащить Обломова из сетей лени. Илья сумел найти женщину себе под стать и бесцельно провел остаток своей жизни.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. Почти сразу же он вызвал бурную дискуссию и полемику как в литературоведческих кругах, так и среди широкой общественности. Самые известные критики того времени обращались к разбору этого произведения. Но и спустя века оно вызывает живейший интерес.

Знаменитая статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» (1859) появилась сразу же вслед за романом и в сознании многих читателей с ним как бы срослась. Илья Ильич, утверждал Добролюбов, — жертва той общей для дворянских интеллигентов неспособности к активной деятельности, единству слова и дела, которые порождены их «внешним положением» помещиков, живущих за счет подневольного труда. «Ясно, — писал критик, — что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек чего-то ищущий, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». Основная причина поражения героя «Обломова», по мнению Добролюбова, заключалась не в нем самом и не в трагических закономерностях любви, но в «обломовщине» как нравственно-психологическом следствии крепостного права, обрекающего дворянского героя на дряблость и отступничество при попытке воплотить свои идеалы в жизнь. Вместе с опубликованной годом ранее статьей Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» (1858) выступление Добролюбова было призвано вскрыть несостоятельность дворянского либерализма перед задачей решительного, революционного преобразования русского общества. «Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам,- заключает Добролюбов.- В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово… Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он — Обломов… Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т. п., я не сомневаюсь, что он – Обломов… Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали,- я думаю, что это все пишут из Обломовки… Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода,- я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку»,- пишет Добролюбов. А.В. Дружинин тоже полагает, что характер Ильи Ильича отражает существенные стороны русской жизни, что «Обломова» изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиною». Но, по мнению Дружинина, «напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропреходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Кроме того, Дружинин замечал: «… нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков в роде Обломова». В чем же видит Дружинин преимущества Обломова и обломовщины? «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, безнадежности, растления и злого упорства, но ежели корень ее таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей перед практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на нее значит то же, что злиться на ребенка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы людей взрослых…». Дружининский подход к осмыслению Обломова и обломовщины не стал популярным в XIX веке. С энтузиазмом большинством была принята добролюбовская трактовка романа. Однако, по мере того как восприятие «Обломова» углублялось, открывая читателю новые и новые грани своего содержания, дружининская статья стала привлекать внимание. Уже в советское время М. М. Пришвин записал в дневнике: «Обломов». В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертво-деятельных людей (Ольга и Штольц). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Это своего рода толстовское «неделание». Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлено обломовскому покою». Прочтение «Обломова» с позиций революционной демократии приносило, тем не менее, лишь частичный успех. Не учитывалось глубокое своеобразие миропонимания Гончарова, его отличие от добролюбовского. Многое в романе при этом подходе становилось непонятным. Почему бездеятельный Илья Ильич вызывает больше симпатий, чем хлопочущие с утра до ночи Судьбинский, Волков, Пенкин? Как мог Обломов заслужить сердечную привязанность Пшеницыной, глубокое чувство Ольги Ильинской? Чем вызваны теплые слова Штольца в конце произведения о «честном, верном сердце» Обломова, которое он «невредимо пронес… сквозь жизнь», о его «хрустальной, прозрачной душе», делающей его «перлом в толпе»? Как объяснить заметное авторское участие в судьбе героя? Критика 60-х годов отнеслась к «штольцевщине» в целом отрицательно. Революционер Добролюбов находил, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля», в выступлениях «эстетической критики» говорилось о рассудочности, сухости и эгоизме героя. Бурную полемику вызывала любовная тема в романе. В частности писатель своим произведением спорил с позицией Чернышевского и Салтыкова-Щедрина. В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевский выступил против обыкновения многих авторов «выставлять на первом плане любовь, когда дело идет… вовсе не о ней, а о других сторонах жизни». «Правду сказать, — отвечал автор «Обломова», — я не понимаю этой тенденции «новых людей» лишать роман и вообще всякое художественное произведение чувства любви и заменять его другими чувствами и страстями, когда и в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом, то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности…» Любовной коллизией определена и форма гончаровского романа. Она выполняет в нем роль структурного центра, объединяющего и освещающего все иные компоненты. В «трилогии» Гончаров заявил себя даровитейшим и вдохновенным исследователем и певцом любви. Его мастерство в этой области не уступает тургеневскому и было признано уже современниками. При этом подчеркивалась редкая даже для прозы 50-х годов обстоятельность и скрупулезность гончаровских любовных историй и сцен. «Она, — говорил об Ольге Ильинской критик Н. Д. Ахшарумов, — проходит с ним целую школу любви, по всем правилам и законам, со всеми малейшими фазами этого чувства: тревогами, недоразумениями, признаниями, сомнениями, объяснениями, письмами, ссорами, примирениями, поцелуями и т. д. Давно никто не писал у нас об этом предмете так отчетливо и не вводил в такие микроскопические наблюдения над сердцем женщины, каким полна эта часть «Обломова»…» Таким образом, роман И.А. Гончарова «Обломов» — произведение интересное как для критиков-литературоведов, так и для общественных деятелей. Это говорит о том, что это произведение затронуло многие общественно значимые проблемы, а также внесло значительный вклад в разработку «вечных» проблем: проблему любви, счастья, смысла жизни, русской души. «Обломов» Гончарова интересен и актуален и сейчас.

Похожие материалы:

  • «Мысль семейная» в романе «Обломов» — .
  • «Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов») — .
  • Авторская позиция в романе «Обломов» — .
  • Андрей Штольц — надуманность образа (роман «Обломов») — .
  • Антитеза как композиционная основа романа «Обломов» — .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино Павловского района Нижегородской области

Конкурс учебно-методических разработок

«Урок русского языка и литературы»

«Учимся писать сочинение» Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе

Автор: учитель русского языка и литературы

Новосадова Надежда Васильевна

2014г

Сопроводительная информация об авторе

  1. Новосадова Надежда Васильевна

  2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино

606 130, р.п. Тумботино, ул. Школьная, д.17а, т. (факс) 8-(83171)-6-89-01

  1. Учитель русского языка и литературы

  2. Стаж 25 лет

  3. Литература – УМК под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Русский язык — УМК под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив:А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова).

  4. Контактная информация: телефон +79087373334;

e-mail – [email protected]

«Учимся писать сочинение»

Подготовка к написанию сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе

Цели урока

Образовательная: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего;

Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением;

Воспитательная: этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробуждение желания к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Место урока: изучение романа И. А. Гончарова «Обломов», 2-ой урок.

Межпредметные связи: литература и русский язык.

Предварительное домашнее задание:

Прочитать главу «Сон Обломова». Поразмышлять о том, с какой целью автор вводит ее в текст романа; составить в тетрадях план главы.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова; словарь С. И. Ожегова, на доске – форма плана к сочинению, эпиграфы.

Эпиграфы к уроку: «Жизнь – есть сон» (Кальдерон)

«Все мы родом из детства» (Экзюпери)

План урока

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа над вступлением к сочинению.

3.Определение содержания основной части сочинения.

4.Работа над заключением.

5.Составление плана сочинения.

6. Итоги урока.

7.Домашнее задание.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами учимся писать сочинение. Умение составлять связный текст–рассуждение с опорой на литературное произведение является в настоящий момент одной из основных задач обучения русскому языку и литературе. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Подумайте, как вы их сможете прокомментировать в конце нашего урока.

На дом вам было задано поработать над главой «Сон Обломова». Я уверена, что вы уже поняли, что эта глава в романе имеет самостоятельное значение. Кто может ответить, какое именно?

Ответы учащихся: В главе «Сон Обломова» дается важное сообщение о детстве главного героя. Мы получаем важнейшие сведения о том, благодаря какому воспитанию Обломов сделался лежебокой, человеком пассивным во всех отношениях.

Учитель: Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.

2.Работа над вступлением к сочинению

Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?

С.И. Ожегов дает следующее определение сна:

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Сон всегда был тайной и загадкой для человека. Многие придают увиденным снам большое значение, так как иногда сны заставляют людей менять свои решения, оказывают влияние на их поведение, настроение и эмоции. Другие относятся к снам скептически, и на их жизнь сны никакого влияния не оказывают. А теперь давайте разберемся, почему сон главного героя играет существенную роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».

3. Определение содержания основной части сочинения

Учитель: В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.

Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

Ответы учащихся: Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.

Работа с текстом: Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…»

Учитель: Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.

Подтверждаем высказывание текстом:

Ответы учащихся: «Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев».

Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.

Вопросы учителя: Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.

Ученики зачитывают примеры из текста с описанием природы: «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».

Учитель: Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.

Обломовка показана автором как сонное царство, а обломовцы – как спящие богатыри. Илья Ильич мыслит категориями, усвоенными с детства в деревне, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринимает как норму, а всю другую жизнь – как «вечную беготню взапуски».

Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.

«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей».

Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.

Сон – это обычное состояние для Ильи Ильича. Хотя Обломову всего 32 года, он уже напрочь лишен вкуса к жизни. Своих визитеров он считает «несчастными», так как все они суетятся и пытаются хоть что-то делать. Обломов не таков, и он не принимает никакой деятельности. После их ухода, приняв удобную позу на диване, до прихода сна он предается размышлениям. Сон Ильи Ильича отделяет визитеров от прихода Штольца, сыгравшего большую роль в жизни Обломова. Штольц выводит его из состояния неподвижности. От него Обломов получает заряд энергии и бодрости. Несколько ожил он и после встречи с Ольгой Ильинской. Илья Ильич даже сделал ей предложение, но, подумав, решил, что, женившись на Ольге, ему будет необходимо изменить свой образ жизни, то есть выбраться из царства сна и покоя. Но Обломов не может пересилить себя даже ради любимой женщины. Главная черта его характера заключается в апатии ко всему окружающему. Читая главу «Сон Обломова», мы видим, что эта черта впитана Ильей Ильичем с детских лет и главенствует в его умственном и нравственном развитии. Обломов уверен в том, что его крепостные сделают все, что требуется для его жизни. Поэтому-то он и не хочет идти путем Штольца. Переехав на квартиру Пшеницыной, Обломов снова попадает в стихию своего детства, так как ее квартира – это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения живой природы и ожидания чуда. Здесь он находит покой, уют, заботу женщины и питание. Илья Ильич вновь огражден от волнений и забот. Он снова становится пассивен, постоянно лежит на диване в починенном Пшеницыной халате. И почти незаметно Обломов уходит в свой вечный сон, так и не задумавшись над целью своей жизни.

Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.

4. Работа над заключением

Вопросы учителя: Актуальны ли проблемы, поднятые И.А. Гончаровым в романе «Обломов», в наши дни?

Ответы учащихся: Конечно же, актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.

Вопросы учителя: А теперь скажите, как увеличение так называемых «обломовых» повлияет на благополучие страны?

Ответы учащихся: Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.

5. Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

План сочинения

I .Влияние на человека увиденных им снов.

II.Жизнь Обломова – пустой сон:

1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III.Сны современного общества.

6. Подведение итогов урока

Вопросы учителя: Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?

Ответы учащихся: Идея сочинения по теме «Сон Обломова» заключается в раскрытии причин падения Ильи Ильича и одновременной демонстрации бесполезности его жизни как для него самого, так и для окружающих.

Вопросы учителя: Как вы поняли эпиграфы к нашему уроку, как прокомментируете их?

Ответы учащихся, содержащие собственные точки зрения, из которых выделяем главное: воспитание, атмосфера, окружающая в детстве, играет решающую роль в формировании характера человека, его образа жизни.

Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.

Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?

Какими должны быть цитаты по объему?

Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.

7. Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Сон Обломова» по составленному в классе или разработанному самостоятельно плану.

Список литературы

  1. Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.

  1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.

  1. Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.

  1. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / Cоставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.

  1. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.

  1. Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.

  1. Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.

  1. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

  1. Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59

  2. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.

Подготовка к целеполаганию

Организует беседу

Что такое любовь? На слайде вы видите её словарное определение. Вы наверняка замечали, что любовь – наиболее часто встречающаяся тема в большинстве литературных произведений?

Что даёт автору использование любовной линии? Дать ответ вам поможет цитата Иннокентия Анненского.

Принимают участие в беседе, отвечают

Любовная линия имеет несколько функций:

— Помогает раскрыть персонажей;

— Помогает персонажам проявить свои лучшие качества, служит для них испытанием;

— Является важным двигателем сюжета

Презентация

https://docs.google.com/presentation/d/19MtpT

YztcqItM4UDEguLLfQjghN

noYmB/edit#slide=id.p1

Слайды 2-3

Постановка проблемного вопроса, целеполагание

Организует выявление места и причины затруднения.

В романе главный герой имеет две любовные линии: с Ольгой Ильинской и с Агафьей Пшеницыной. С кем из них любовь героя более сильная, страстная, больше соответствует прочитанным нами определениям любви?

Почему же в итоге он выбирает вторую из них? Как выбор героя в любви помогает раскрыть его собственный характер?

Предлагает сформулировать цель урока.

Сформулируем цель нашего занятия.

Фиксируют затруднение.

Сильные чувства герой испытывал именно к Ольге, именно она заставляла его сердце биться чаще. Его эмоции к Ольге подходят под определение любви. Но женится он на Агафье, она же становится матерью его сына.

Формулируют цель урока.

Цель занятия – выяснить, почему герой выбирает Агафью в качестве спутницы жизни и как любовная линия помогает раскрыть для нас главного героя.

Презентация, слайд 4

Актуализация знаний Построение плана выхода из затруднения и его реализация

Осуществляет актуализацию знаний при помощи проверки материала домашнего задания.

Вашим домашним заданием было приготовить портреты и краткие характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Организует деятельность учащихся.

Посмотрите на портреты этих двух героинь на слайде. Удалось ли художнику передать характеры и внешность персонажей?

Предлагает сформулировать способ построения нового знания.

Вы уже начали сравнение двух героинь дома. Предположите, какие основания для их сравнения нам пригодятся для раскрытия сегодняшней темы?

Организует деятельность учащихся по группам.

Вы будете работать по группам, опираясь на текст романа и вопросы, представленные на карточках. Ответы заносите в Google-таблицу с общим доступом. Не забудьте о необходимости подтверждать свои мнения цитатами.

При помощи беседы обобщает представленный материал, организует поиск ответа на проблемный вопрос.

Подведём краткие итоги сказанного.

Почему же Обломов выбирает в качестве спутницы жизни именно Агафью Пшеницыну? Как любовная линия помогает автору раскрыть характер героя?

Зачитывают портреты и характеристики, приводят цитаты из текста.

Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют способ построения нового знания. Составляют список.

1. Черты героинь, привлекшие Обломова.

2. Отношение самих героинь к Обломову.

3. Чувства Обломова к героиням и их к Обломову.

4. Финал их любовных историй.

Работают по карточкам. Представляют результат работы в Google-таблице.

Участвуют в беседе, выделяют ключевые моменты сказанного.

К Ольге Обломов испытывает настоящие, романтические, страстные и сильные чувства. Однако Ольга – сильная и самодостаточная личность, она стремится поднять Обломова до своего уровня, «оживить», изменить его, она любит не его самого, а лишь «будущего Обломова». Героя тяготит необходимость постоянно сражаться за её внимание, он поначалу пытается убедить Ольгу в невозможности её чувств, а затем сам начинает тяготиться этой любовью. К Агафье он не испытывает сильных любовных чувств, но ему спокойно рядом с ней, она ничего не требует от него, живёт ради его комфорта и любит его таким, какой он есть.

В Обломове с детства живёт мечта о возвращении в сонную, мечтательную, «райскую» атмосферу его Обломовки, где он может жить в лени и комфорте. Несмотря на его кратковременное «воскрешение» благодаря усилиям Штольца и Ольги, он всё равно стремится в этот мир. Агафья даёт ему то ощущение, заменяя мать, няню, верную жену. Выбор героя ставит точку в рассуждениях о его характере: Обломов – барин, выбирающий пассивность и неучастие в жизни, неспособный справиться с её невзгодами и трудностями.

Записывают вывод – ответ на проблемный вопрос урока.

Презентация, слайды 5-6

Презентация, слайд 7

Карточки (см. Приложение)

Ссылка на Google-таблицу:

https://docs.google.com/

spreadsheets/d/

1nUlKlDSZ0lNbj9qnzko

UNgvnmt3igvKfgoxP4bJXbw0

/edit#gid=0

Презентация, слайд 8

Включение в систему знаний

Организует деятельность учащихся по закреплению материала.

Пришло время проверить, насколько внимательны вы были на уроке. Вам необходимо выполнить следующее задание. Вы должны выполнить тренировочный тест «Любовь в романе И.А. Гончарова «Обломов», располагающийся в Электронной Школе 2.0. в течение 10 минут. После прохождения теста вы получите информацию о количестве правильных и неправильных ответов, разбор ошибок и отметку, полученную вами.

Самостоятельно выполняют тестовые задания по закреплению материала.

Ссылка на тест:

www.ruobr.ru/smart/to/KOh8Q4V/

Департамент образования и науки Тюменской области

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

План открытого учебного занятия по русскому языку и литературе

Преподаватель: Туз Наталья Владимировна

Тема учебного занятия: «Господин де Лень» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Группа: ТО 16-1о

Продолжительность: 45 минут

Вид занятия: урок-размышление

Тип занятия:обобщающий (закрепление изученного материала)

Обучающие цели:

формирование завершенного представления о романе и его герое, формирование активной жизненной позиции обучающихся;

Развивающие цели:

развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения;развитие ассоциативного, критического мышления;

Воспитательные цели:

формирование лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.  

Ожидаемые результаты:

Студент должен знать:

— содержание изученного литературного произведения;

— основные факты жизни и творчества писателя;

Студент должен уметь:

-анализировать и интерпретировать художественное произведение;

— соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

— участвовать в диалоге или дискуссии;

Формирование общих компетенций

Формируемые компетенции

Показатель оценки результата

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

— демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

-взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе.

Материальное обеспечение учебного занятия:

демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа; роман И. А. Гончарова «Обломов», рабочие тетради обучающихся, тексты притч.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы: актуализация темы; определение обучающимися целей занятия;создание проблемной ситуации; организация самостоятельной деятельности обучающихся; самооценка полученных знаний; рефлексия;

Межпредметные связи:русский язык, логика, этика, философия, обществознание.

Внутри предметные связи: Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, И. С. Тургенев.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие!  

—  Добрый день, всем-всем!

Друзья мои! Я очень рада 
Войти в уютный кабинет.
И для меня уже награда
Вниманье ваше как отрада.

Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Сейчас будем рассуждать,
Будем думать и вникать.

Искренне желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Обломов».

2.Определение темы и целей занятия:

Мотивация и актуализация темы: слайд 1

Друзья, произошёл парадокс: в пословице исчезло одно слово. Верните слово и объясните смысл всей пословицы!

От трудаздоровеют,а от …болеют.

 Молодцы, правильно! Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот. Как называются пары слов труд-лень, здороветь-болеть? Антонимы! Эта пословица будет эпиграфом, который мы запишем позже. Вспоминается ещё одна пословица «Труд кормит, а лень портит». Мы завершаем сегодня разговор о романе Гончарова – слайд 2. «Обломов» — это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. В романе более 50 героев. Все они, как и мы с вами, любят, страдают, ищут, отчаиваются, радуются. Изображая персонажей, Гончаров подчеркивает в них деталь, и благодаря этому портрет запоминается надолго. 

— Попробуйте узнать персонажа по портрету: «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи».Это Илья Обломов – слайд 3.

— Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?

(потому что лень – главный порок Обломова)

Тема занятия: «Господин де Лень». (слайд 4). Выбор такого названия неслучаен, поскольку именно так прозвали Гончарова друзья за его медлительность и малоподвижность, в образе Ильи Ильича мы видим некоторые события из жизни самого автора, создателя романа.

Запишите тему и эпиграф! Слайд 4-5

Давайте вместе определим цели занятия? (высказывания студентов)

Примерные ответы: раскрыть истоки зарождения лени; в ходе размышлений ответить на вопрос: лень – это добро, радость или же это зло, безнравственность, самый большой порок?

— Как вы понимаете такое простое слово «лень»? (ответы студентов)

— Давайте коллективно составим ассоциативый ряд слов к понятию «лень» (слайд № 6). Каждый студент называет слово!

Лень: апатия, покой, бездействие, тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость.

Из записанных слов подчеркните самое страшное. Произнесите его!

С этим страшным словом необходимо бороться? Как?

В продолжении разговора о лени предлагаю притчу, которую прочтёт Антон, а мы потомпроанализируем! (Слайд № 7-8-9)

( Текст читает подготовленный студент)

— Скажите, пожалуйста, какие черты присущи герою притчи?

— Кого напоминает этот человек? Лежебоку, тунеядца. К чему привело бездействие?

(покорился лени, не смог преодолеть, показал слабость, отсутствие силы воли, решительности). Это хорошо или плохо?

Вывод: Мы сами иногда позволяем себе лениться, бездельничать, бить баклуши, хотя осознаем, что это нехорошо! Анализируя образ жизни Обломова, мы поняли, что лень, апатия, боязнь движений превращают человека в жалкое состояние, в «придаток халата и дивана», то есть приводят к трагедии сначала духовной, потом физической. Текст притчи как раз подтверждает это! Каковы истоки лени и апатии Обломова? На какой почве взращён характер? Об этом расскажет МустакимовВакиль!

Сообщение подготовленного студента – 2 минуты (слайд 10)

— Друзья, что повлияло на формирование характера героя?

Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.

— Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?

По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать!

 — Меняется ли герой на протяжении романа или он всегда одинаков?

Обломов во второй части романа выходит из спячки, ездит на дачу, в гости, в театр, его мысли и чувства просыпаются, речь меняется, становится живой, он приободрился! Перед нами уже другой человек! Характер героя меняется!

— Почему это происходит? Главным стимулом является любовь.

— Давайте вспомним одну из встреч с Ольгой – приезд Обломова к Ильинским! 4-й эпизод – 2 минуты 40 секунд

— Из данного фрагмента какие перемены в герое вы заметили?

Обломов прислушивается к Ольге, увлекается искусством, жизнь проводит в движении, он расцвёл, стал мыслить, чувствовать, ходить на свидания, выполняет много действий, которых ранее не делал! Он активен. Значит человек способен меняться под влиянием другого! Но пробуждение длится недолго. Почему? Что его возвращает на диван?

— Обломов не умеет жить, не умеет приспосабливаться, все добрые намерения потухают, боится перемен, вновь возвращается на свой диван. Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.

Мы больше критикуем персонажа, но в нём помимо отрицательных качеств, есть положительные! Оформим в тетрадях таблицу (слайд 11 )

Каждый по очереди называет какую-либо черту характера.

Положительные качества Обломова

Отрицательные качества Обломова

Доброта , мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие.

Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться.

Какие качества из правой колонки вам приятны? Таких нет. К чему приводят отрицательные черты? (к разрушению, деградации, безнравственности; а хорошие качества всегда приводят личность к развитию, к самореализации.)

Слайд 12

Задание творческого характера:

1) Почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Что помешало ему?

2)Почему Обломов выбрал в жёны Агафью? Какой образ жизни они вели? Что в их семье было главным? (конечной цели не было, цель каждого дня — накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних, жить в покое и сытости, тихое спокойное счастье. Агафья ничего не требовала в отличие от Ольги). Как человек должен относиться к недостаткам своего любимого? Исправлять, переделывать или смириться?

3)Кто виноват в смерти Ильи Обломова?

(обсуждение ответов обучающихся)

— Вспомните эпизод, когда Ольга спросила Обломова: слайд 13

«Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». «Есть, — сказал он чуть слышно…Какое слово он произнёс? Обломовщина!

-Составьте в тетрадях синквейн к словам обломовщина и Обломов, посмотрим, чем они различаются (слайд 14)

Обломов 
Ленивый, добрый
Лежит, мечтает, умирает 
«Захар и еще триста Захаров»,

Лень и бездействие привели к обломовщине
Захар

Обломовщина 
губительная, злая
изъедает, существует, губит, портит

Обломовщина ведёт к смерти.

Чичиковщина, деградация, смерть

Чтение синквейнов. Оценивание по критериям.

— Илья Ильич – это, действительно, Господин де Лень?

Вернёмся к эпиграфу. Правдива ли пословица?

Изучив произведение Гончарова, какой вывод, мы сделали ? Какие качества необходимы любому человеку, чтобы прожить жизнь не зря?

(трудолюбие, настойчивость, отзывчивость, честность, толерантность)

Вывод преподавателя: Гончаров показал честную душу  русского барина, но «обломовщина» погубила его. Так жить нельзя! Всем нужно помнить, что трудолюбие –источник благ, только трудясь, вы достигнете всего, о чем мечтаете! Вспомним стихотворение Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Рефлексия. Выставление оценок!

№ п/п

Этап занятия

Время

Цели и задачи

Действия преподавателя

Деятельность студента

Результат

1

Организационный момент.

1 мин.

Организовать обучающихся

Приветствует, проверяет готовность к занятию

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу

Рабочая обстановка на занятии

2

Эмоциональный настрой.

1 мин.

Настроить на позитивные эмоции и деятельность

Предлагает определить свое эмоциональное состояние

Показывают свой настрой

Позитивный эмоциональный настрой обучающихся

3

Актуализация знаний и практических умений.

4 мин.

Вовлечь в формулирование темы и целей учебного занятия

Вводит в проблему занятия

Подводит обучающихся к самостоятельному определению целей. Корректирует их, задаёт вопросы, выбирает помощников.

Отвечают на вопросы

Формулируют цели

Слушают притчу

Формулирование целей

Ответы на вопросы притчи

4

Систематизация и обобщение знаний при выполнении практических заданий и аналитической беседы.

33 мин.

Способствовать деятельности студентов по включению в работу

Способствовать правильному выполнению самостоятельной работы

Инструктирует о ходе занятия, показывает видеофрагмент

Объясняет задание, корректирует работу

Просматривают видеофрагмент ипрезентацию.

Составляют таблицу, делают синквейн, отвечают на вопросы.

Ознакомление с порядком деятельности на занятии и заданием

Готовность к работе, заполняют таблицу

5

Составление

синквейнов

2 мин.

Обобщить знания

Слушает работы студентов, вносит уточнения, дополнения.

Читают полученные синквейны

Синквейны к словам Обломов и обломовщина

6

Информация о домашнем задании.

1 мин.

Предлагается студентам выполнить домашнее задание.

Инструктирует о выполнении домашнего задания

Записывают домашнее задание

Понимание содержания и сроков выполнения домашнего задания

7

Рефлексия

1 мин.

Оценить эмоциональное состояние в конце занятия

Предлагает в четверостишии указать эмоциональноесостояние

Отмечают эмоциональное состояние в нужной строке стиха

Позитивный эмоциональный настрой

обучающихся

8

Завершение учебного занятия

2 мин.

Дать качественную оценку работы группы

Анализ уровня достижения поставленных задач

Оценивает, хвалит работу

Анализирует уровень достижения поставленных задач

Подчеркивает важность приобретенных знаний и умений в дальнейшейжизни, в процессе самореализации.

Озвучивают свои результаты

Оценивание работы на занятии

  • Сочинение по роману горького мать
  • Сочинение по роману а с пушкина евгений онегин мой любимый герой онегин
  • Сочинение по роману дубровский 6 класс на тему история жизни владимира дубровского
  • Сочинение по роману а с пушкина дубровский на тему благородство против подлости
  • Сочинение по репродукции с картины в васнецова три богатыря