Сочинение по роману евгений онегин 9 класс по литературе краткое содержание

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

Урок 37. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

Урок 38. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

Урок 39. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

Урок 40. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

Урок 41. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

Урок 42. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

Урок 43. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Урок 44. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 4

УРОК 44
А. С. ПУШКИН. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ


УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 4

Основное содержание урока
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос (или контрольное сочинение в формате ГИА).

Основные виды деятельности.
Повторение, структурирование и предъявление знаний о романе. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале
с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

I. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

Актуализация умений отвечать на проблемный вопрос:

1. Прочитайте все проблемные вопросы (они даны ниже). Обдумайте сущность каждого из них.

2. Выберите вопрос, для ответа на который вы располагаете большим фактическим материалом

(знаете содержание произведения, его героев, биографические и историко-литературные факты, связанные с ним, необходимые сведения по теории
литературы и литературной критике).

3. Определите главную мысль ответа на проблемный вопрос, которую вы будете обосновывать в своей работе.

4. Запишите кратко в черновике те сведения, которые вы обязательно хотели бы включить в ваш ответ на вопрос.

5. Проанализируйте их и придумайте структуру и логику их включения в работу. Расположите их по порядку в соответствии с логикой вашего замысла.

6. Вспомните «классический канон» написания сочинения: особенности вступления, главной части и заключения.

Не забудьте об отличии ответа на проблемный вопрос от «классического» сочинения (краткое и чёткое вступление, не более 1—2 предложений; компактный,
логически и композиционно стройный ответ на вопрос, связные переходы между его частями; обоснованные выводы в заключении).

7. Напишите черновик. Проверьте, все ли мысли и необходимые сведения стоят на нужном месте,
нет ли повторений, ухода от темы и проблемы.

8. Отредактируйте черновой вариант ответа. Найдите в нём места возможных фактических, логических ошибок и речевых недочётов.

Проверьте по справочным источникам фактические сведения, в которых вы сомневаетесь. Устраните найденные нарушения логики и речевые недочёты.

Перепишите работу начисто и проверьте её.

II. Примерные проблемные вопросы для домашней контрольной работы:

1. Почему не находит счастья Онегин?

2. Могла ли Татьяна Ларина ответить на любовь Онегина?

3. Какова роль картин природы в композиции романа «Евгений Онегин»?

4. Чем роман «Евгений Онегин» интересен читателям XXI века?

5. *Как в образе автора романа «Евгений Онегин» отразилась личность А. С. Пушкина?

6. *Какой предстаёт Россия на страницах романа «Евгений Онегин»?

7. *Какие философские размышления о жизни отразились в лирических отступлениях романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

III. Коллективное обдумывание основного содержания ответа на каждый вопрос.

Составление и обсуждение 2—3 планов письменных ответов.

IV. Классное контрольное сочинение в формате ГИА

1.
Проанализируйте эпизод «Отповедь Онегина»

(гл. IV, стр. XII—XVI).

Какие черты характера Онегина проявились в его монологе?

Почему он отверг любовь Татьяны?
Сравните эпизод со сценой объяснения Дубровского и Маши Троекуровой из повести А. С. Пушкина «Дубровский»
(гл. XII со слов «Ночь была темна…» до слов «…чтоб отсутствие её не было замечено»; см. текст ниже).

В чём сходство и различия поведения героев этих эпизодов?

2.
Проанализируйте эпизод «Сон Татьяны»
(гл. V, стр. X—XXI).

Как характеризует героиню этот эпизод?

Какие образы эпизода имеют символический смысл?

Сравните сон Татьяны со сном Софьи из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
(д. I, явл. IV со слов «Сказать вам сон: поймёте вы тогда» до слов «…и вас обоих нахожу»).

Что общего в этих снах?

3.
Проанализируйте эпизод «Осень»
(гл. IV, стр. XL—XLI).

Каково отношение автора к осени?

Какие признаки реализма проявились в эпизоде?

Сравните описание осени А. С. Пушкиным со стихотворением Н. М. Карамзина «Осень».

Каковы причины различий в этих описаниях?

Домашнее задание

Создать развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов.

Индивидуальные задания.

Подобрать материал о юности и раннем творчестве М. Ю. Лермонтова (см. следующий урок), его портретах
(см. страницу «Портреты М. Ю. Лермонтова)
и памятниках поэту с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устно ответить на вопрос «Каковы основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова?» (На примере стихотворений, изученных в 5—8 классах.)

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Сборник ученических исследований «Исторические факты и реальные исторические личности в романе „Евгений Онегин“».

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

ЭПИЗОД
со сценой объяснения Дубровского и Маши Троекуровой
из повести А. С. Пушкина «Дубровский»
(гл. XII)

Ночь была темна, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через
минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.

— Благодарю вас,— сказал он ей тихим и печальным голосом,— что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если б вы на то не согласились.

Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:

— Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.

Он молчал и, казалося, собирался с духом.

— Обстоятельства требуют… я должен вас оставить, — сказал он наконец…— Вы скоро, может быть, услышите… Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться…

Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.

— Я не то, что вы предполагаете,— продолжал он, потупя голову,— я не француз Дефорж, я Дубровский.

Марья Кириловна вскрикнула.

— Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал
грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться — ни за себя, ни за него. Всё кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой
кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все
пути к бегству, в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни
единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов
Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту,
счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме.
Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни… Сегодня я получил известие, после которого мне
невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня… сей же час… Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не
презирали. Думайте иногда о Дубровском, знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить, что никогда…

Тут раздался легкий свист, и Дубровский умолк. Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам. Свист повторился.

— Простите,— сказал Дубровский,— меня зовут, минута может погубить меня. — Он отошел, Марья Кириловна стояла неподвижно. Дубровский воротился и снова взял ее руку.

— Если когда-нибудь,— сказал он ей нежным и трогательным голосом,— если когда-нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи,
ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть
моей преданности?

Марья Кириловна плакала молча. Свист раздался в третий раз.

— Вы меня губите! — закричал Дубровский.— Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа. Обещаетесь ли вы или нет?

— Обещаюсь,— прошептала бедная красавица.

Взволнованная свиданием с Дубровским, Марья Кириловна возвращалась из саду. Ей показалось, что все люди разбегались, дом был в движении, на
дворе было много народа, у крыльца стояла тройка, издали услышала она голос Кирила Петровича и спешила войти в комнаты, опасаясь, чтоб отсутствие
ее не было замечено.

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 8, кн. 1. Романы и повести. Путешествия. —1948.
— С. 159—223.
(см. текст романа на сайте «К уроку литературы»)
(вернуться к уроку)


В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
А. С. ПУШКИНА

Вслушаемся в отзывы о романе «Евгений Онегин»:

В. Белинский: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к
миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

М. Горький: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».

Д. Веневитинов: «О новом романе г. Пушкина, — что он есть новый прелестный цветок на ноле нашей словесности, что в нем нет описания, в котором бы
не видна была искусная кисть, управляемая живым, резвым воображением; почти нет стиха, который бы не носил отпечатка или игривого остроумия, или очаровательного
таланта в красоте выражения».

И. Киреевский: «Характер Татьяны есть одно из лучших созданий нашего поэта; мы не будем говорить об нем, ибо он сам себя выказывает вполне».

А. Герцен: «Каждая глава «Онегина», которая появлялась после 1825 года, отличалась все большей и большей глубиной».

И. Гончаров: «Пушкин… был наш учитель — и я воспитывался, так сказать, его поэзиею… Я узнал его с «Онегина», который выходил тогда периодически,
отдельными главами: Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг — и какие правды — и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной,
хлынули из этого источника и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!..»

Л. Толстой: «Я сегодня все время читал… «Евгения Онегина»! И всем советую его перечесть. Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать
особенности быта того времени. Не говорю уже о таких шедеврах, как письмо Татьяны…»

Ф. Достоевский: «…В «Онегине», в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него
никогда и никто…»

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

Рождённый временем, но всем чужой

Проблема героя в том, что он слишком умён, чтобы радоваться бесплодному, пустому существованию. Герой воспитан и обучен для светской жизни, он не имеет представления о созидательном труде, о том, что можно что-то создавать, радоваться результату, помогать другим людям. Ни его отец, ни другие родственники не были примером трудолюбия, не занимались физическим трудом. Евгений не в состоянии заняться чем-то всерьёз, длительно посвящать себя чему-то: ему всё противно, тошно, неинтересно. Созданный современным обществом, такой человек оказался “лишним” в этом же обществе.

Игры, в которые играет высший свет надоели Онегину слишком рано, а найти себя ему крайне трудно – мешает лень, пресыщенность и отсутствие цели в жизни. “Упорный труд ему был тошен”- эта цитата даёт важнейшую характеристику образу Онегина: всё, за что брался наш герой ему очень скоро надоедало. Поверхностна была и жизнь персонажа, он “снимал сливки”, но такой уклад слишком быстро стал противен герою.

Беда Онегина – неумение ценить то, что имеешь, радоваться простым вещам, потеря вкуса к жизни. Лень – верный спутник Онегина, и это относится не только к физической стороне жизни, его душа и ум так же ленивы и непривычны к работе, как и руки.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Айвазовского Берега Далмации (описание)
    Художник Айвазовский Иван Константинович был заядлым путешественником. Он не представлял жизни без покорения новых высот и визитов в другие края. За свою жизнь он сделал несметное количество визитов
  • Сочинение Моя мама
    Мама, мамочка, родная – какими еще нежностями можно охарактеризовать самого драгоценного человека в мире не только для меня, но и для всех любящих ее детей.
  • Сочинение-описание по картине Как прекрасен этот мир Семенова (5 класс)
    Семенов входит в число художников России, творчество которых известно далеко за её пределами, так как исполнение и почерк являются по истине уникальными. Множество прекрасных картин написал данный художник

Зависимость от высшего общества

Парадокс такого уникального типа человека, как Онегин в том, что оторвавшись от своей бурной жизни физически (Евгений уезжает в провинцию, получив наследство дяди), он не смог освободиться от её законов морально. Он стал изгоем среди помещиков, от него отвернулись соседи – но это не особо расстроило нашего героя. Образ странного помещика-одиночки даже нравится Онегину. После того, как он отменил в своём имении барщину, оставив лишь небольшой оброк, от Онегина отгородились все соседи, объявив его “неучем”, сумасбродом и “фармазоном”.

Последнее слово видоизменённое “франкмасон” – то есть человек, состоящий в тайном обществе масонов. Здесь имеется ввиду слишком свободное, вольнодумное поведение Онегина, как хозяина, его странность и нигилизм. Впрочем, и в этом направлении Евгений не был последователен. На отмене барщины его либеральные “реформы” закончились, заниматься управлением имения он не собирался.

Сочинение на тему: Онегин — лишний человек

(362 слова)

В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.

Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению. Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец. Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение. Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.

Чувствуя бесцельность своего существования, Онегин покинул свет и вскоре перебрался в провинцию. Этой сменой обстановки Евгений надеялся развеять свою хандру, однако сельская природа и заботы о хозяйстве вскоре наскучили ему. Из всех соседей он смог сблизиться лишь с Ленским. Но в итоге всё оборачивается трагедией. Если бы герой имел дело с высшим обществом, не произошло бы ничего страшного, ведь поведение, свойственное Онегину, являлось нормой для высшего общества его времени. Но в провинциальной помещичьей среде это вызвало бурю возмущения, а оскорбленный поэт в гневе вызвал своего лучшего друга на дуэль. Кажется, можно было бы погасить нелепый конфликт, принеся извинения, но в столице раскаяние стало бы позором для Евгения, а этого он допустить не мог. В конце концов, юноша напрасно отдаёт свою жизнь. В этом и заключается главная трагедия Онегина. Желая покинуть бездуховную среду, он не может избавиться от светских привычек, которые отдаляют его от обычных людей. Именно поэтому главный герой романа — лишний человек, обречённый на вечное одиночество.

Будучи дворянином, Пушкин ещё в XIX веке увидел разложение дворянского сословия. Лишние люди – его последствие. Поэт считал, что рано или поздно это приведёт к краху элиты и гибели империи. И, как мы знаем, он не ошибся.

Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жизнь без смысла

Типичность персонажа, выбранного Пушкиным стала его уникальностью в той ситуации, в которую его поставил автор в романе. Мнимая странность, отстранение от аристократической жизни – всё это просто видимость: Онегин очень зависим от мнения окружающих, он боится осуждения, старается соответствовать чьим-то ожиданиям. Это подтверждается его поступком – убийством на дуэли лучшего друга. Автор подчёркивает, что “он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь; он должен был обезоружить младое сердце…”.

Евгений мог предотвратить дуэль, ведь именно по его вине случился разлад между друзьями, но “вмешался старый дуэлист; он зол, он сплетник, он речист…но шепот, хохотня глупцов…».

Мнение высшего света, который увидел бы Онегина “не идеальным” стало важнее жизни лучшего друга, молодого восемнадцатилетнего поэта. В следовании неписаным законам высшего общества Онегин не находил успокоения, удовлетворения и оправдания. Он не нашёл опоры в жизни ни в труде, ни в искусстве, ни в семье. Онегин “лишний” сам себе, только чувства, вырвавшиеся наружу слишком поздно могут изменить героя.

Наша статья будет полезна для учащихся 9 класса при подготовке к написанию сочинения на тему “Онегин – “лишний человек””.

Почему Евгений Онегин — лишний человек?

Евгений Онегин — не только главный герой романа в стихах А.С. Пушкина, но и правдивый портрет целого поколения людей, выросших на стыке правления двух императоров и поневоле ставших непосредственными участниками достаточно тревожных и знаковых событий для всей империи в целом. Молодых людей, чей образ для читателей нарисовал Александр Сергеевич, называли и продолжают называть «лишними людьми», что прекрасно характеризует трагичность их существования.

«Лишний человек» впервые появился в литературе в середине 19 века в произведении И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Именно в этой повести писатель представил особый тип дворян, в основном молодых людей, которые изнывают от скуки, беспросветной тоски и чувства одиночества. Такие люди испытывают постоянную душевную усталость, они склонны к саморазрушению, злому цинизму и скептицизму.

Именно к такому типу людей относится юный Евгений Онегин. Богатого наследника воспитывали по всем законам современного светского общества: он прекрасно владеет французским, воспитан и учтив, умеет танцевать и держать себя в обществе. Также Евгений обладает острым и быстрым умом, благодаря которому герой с легкостью использует все полученные за время обучения навыки. Он может поддержать любую дискуссию, завести разговор и завоевать расположение практически любого человека. К нему благосклонны девушки и женщины, он с ранних лет мастерски познал «науку страсти нежной», но одна вещь омрачает все его существование – скука. Банальная скука, невозможность найти свое место, мучают Евгения даже тогда, когда он сам этого не замечает.

Но неужели из-за одной только скуки происходит душевный надлом героя, омрачающий его существование? Помимо скуки Евгения одолевает лень и апатия, а также неспособность включаться в серьезную и долгую работу ради создания чего-то нового, достижения каких-либо результатов. Онегина изначально воспитывали достаточно легко и ненавязчиво, мальчик с детства не знал тяжелой работы и упорного труда, он не был научен ни создавать новое, ни поддерживать уже созданное когда-то. Писательство ему надоедает, управление новыми землями заканчивается после отмены барщины.

На первый взгляд кажется, что Онегин идеально подходит светскому обществу, в котором рос и проводил свои последние годы. Но среди напыщенных кавалеров и напомаженных дам он задыхается, мечется и изнывает. Он не может так же праздно отдаваться безделью, как его современники, но и заниматься бурной деятельностью тоже не способен, просто не знает, как это делать, не видит цели. В своем «родном» кружении он оказывается чужаком, умело притворяющимся «своим». Но и в деревне Онегин не находит себе места. Молодой человек быстро становится странным чудаком, он нелюдим и отстранен от общего течения жизни. Простой быт не увлекает его, даже обширная библиотека не в силах занять Онегина. Несмотря на острый ум и проницательность, он не умеет пользоваться ими, неспособен прикладывать усилия для анализа и развития своей личности.

Евгений Онегин – потерянный во времени и пространстве человек, бесцельно слоняющийся, незваный гость в чужих жизнях. Он везде оказывается лишним независимо от своего желания или нежелания влиться в окружающий социум. Именно в этом заключается вся его трагедия, трагедия целого поколения, к которому в какой-то степени относится и сам А.С. Пушкин.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Евгений Онегин»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Евгений Онегин»
  • для самых компанейских — Главные герои «Евгений Онегин»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Евгений Онегин»
  • для самых любопытных — Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
  • для самых крутых — Читать «Евгений Онегин» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Тема лишнего человека в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Понятие «лишний человек» появилось в отечественном литературоведении в послепушкинскую эпоху и связывалось с реакционными настроениями николаевской России.

Признаками лишних людей в литературе считалась формальная принадлежность к дворянскому сословию и внутренняя отчуждённость от этого класса, даровитость и неспособность реализовать свои дарования, критическая настроенность к официальным явлениям общественной жизни.

«Лишний человек» в чистом виде сошёл со страниц повестей и романов Тургенева, но его отцами и дедами стали классические представители типа: пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин.

В этих двух персонажах сильны черты байронических героев, но признаки «лишних людей», несомненно, также присутствуют.

Онегин – представитель высшего общества, часть светской элиты. Он разделяет убеждения своего круга, проводит время в занятиях, приличных для молодого человека его лет и положения.

Круговорот светских удовольствий, не прерываемый серьёзными занятиями, утомляет его, и герой разочаровывается в ценностях породившей его среды.

Воспользовавшись поводом навестить родовое поместье, он удаляется в деревню.

Однако в деревне Онегин продолжает «скучать». Он слегка модернизирует уклад жизни в поместье («Ярем он барщины старинной // Оброком лёгким заменил»), но не делает никаких глубинных усовершенствований.

Можно поспорить о критерии даровитости Евгения как признаке «лишнего человека».

По сравнению с умным, тонко организованным Печориным, Онегин кажется слишком бездеятельным, равнодушным, даже просто неинтересным.

Он не может писать, читать, трудиться, перо валится из его рук. Нет у Онегина охоты воевать, совершать перевороты, защищать угнетённых, спасать невинно осуждённых.

Он слишком замкнут в себе, холоден, эгоистичен.

Вся «талантливость» Евгения — в колком насмешливом уме, в способности не быть, а казаться блестящим, оригинальным, не похожим на других. Он отрицает всё и всех, ничего не предлагая взамен.

Онегин – носитель разъедающей его пустоты, которая оборачивается несчастьями для всех, кто оказывается рядом.

От руки героя погибает на дуэли восемнадцатилетний Ленский, Ольга лишается жениха, влюблённая в собственную выдумку Татьяна остаётся непонятой и одинокой.

После дуэли герой уезжает из деревни и отправляется в путешествие по России. Он чувствует себя чужим всему, что его окружало и, как все байронические герои, находит успокоение лишь в перемене мест.

Но тоска гонит его обратно в Петербург, в привычную среду. Там и происходит новая встреча Онегина с Татьяной.

Кажется, в конце романа чувство внутреннего одиночества начинает тяготить героя, он пишет Татьяне любовное признание, быть может, осознавая, что она – его единственный шанс быть понятым и услышанным, стать своим для мира и людей.

Отказ Татьяны подобен приговору.

Онегин должен оставить её, ведь она «другому отдана». Теперь он «лишний» даже для той, которая беззаветно любила его когда-то.

Онегин сам отделил себя «ото всего, что сердцу мило», сам убежал от возможного счастья, уничтожил росток дружбы, собственной гордыней и эгоизмом убил в себе способность к состраданию.

Если об Онегине можно говорить как о «лишнем человеке», стоит подчеркнуть, что его «лишнесть» обусловлена не столько социальными факторами, сколько отсутствием всякой внутренней работы.

В его одиночестве виновата не среда, а он сам (эта мысль всегда была дорога Пушкину).

Человек – сам хозяин своей судьбы, у него есть шанс измениться, просветлеть сердцем, выбрать другой путь, идущий не от людей, а к людям.

Сочинение: Евгений Онегин — лишний человек (по одноименному роману А.С. Пушкина)

(429 слов) Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823-1830 годах. Он относится к такому роду литературы как лиро-эпос и к такому направлению как реализм. Поэтому в данном произведении присутствует визитная карточка данного направления — «лишний человек» (сам Евгений Онегин).

«Лишний человек» или герой времени – это новый типаж, проблемный герой, который стал «звездой» реализма. Многие авторы вводили его в повествование: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов и др. Это реалистичный тип, обнажающий социальные катаклизмы и противоречия, хотя он же унаследовал некоторые черты, характерные для романтического героя: он тоже противостоит обществу, но поневоле. Главными особенностями характера «лишнего человека» являются его разочарованность в людях и скептическое сознание. Важно понять, что разочарованность – не желание подражать романтическим героям, а состояние души, которое приходит из-за понимания пустоты и ничтожности окружающего мира. Важно знать, что отчасти эта пустота преувеличена: Евгений тяготился реальными делами, не был достаточно образован, поэтому мучился от скуки. Герой сам отказывается от радостей жизни и отрицает те ценности, которые для многих являются смыслом жизни (любовь, дружба). Презирая представителей светского общества, “лишний человек” хочет принципиально отличиться от них: всячески поддерживает мнения о себе, как о чудаке, чьи суждения кардинально отличаются от общепринятых. Однако даже в этом стремлении персонаж обнаруживает двуличие: ему не все равно, что думают о нем люди, и ему важно мнение презираемых господ.

Зависимость от мнения окружающих прослеживается в ситуации с дуэлью между Онегиным и Ленским. С одной стороны, Евгений понимает, что был не прав, что вызвал гнев друга только для того, чтобы разогнать скуку, но с другой стороны, он все-таки решает участвовать в дуэли и не извиняется перед Ленским, так как считает, что в этом случае его сочтут трусом.

«Лишний человек» своими руками удаляет из жизни все то, что может составить ее смысл: любовь, дружбу, искренность, самовыражение, призвание. В произведении Пушкина главный герой проходит стандартные испытания дружбой и любовью и проигрывает в обоих. Друга пусть и “от нечего делать” он убивает, провоцируя дуэль, а настоящей любви не замечает. Он еще ослеплен светскими красавицами, которые так же, как и он, не верят в любовь, но играют в нее. Потому герой и не видит в тихой деревенской Татьяне всего того потенциала, что в ней скрыт: ум, искренность, доброту , силу характера. Зато очень стремится заполучить ту же женщину, но занимающую место в роскошных дворянских салонах. Он готов разрушить ее брак, лишь бы удовлетворить очередную прихоть.

Таким образом, естественным состоянием “лишнего человека” является хандра, “англицкий сплин”. Происходит это оттого, что он не видит реально достойную цель, а следовательно, не может стремиться к ней. Раз смысла в жизни нет, то она пуста. Поэтому мы оставляем Евгения разочарованным и покинутым последней надеждой в открытом финале романа.

Автор: Алика Латинская

Многомудрый Литрекон советует Вам прочитать краткое сочинение-рассуждение для 9 класса на тему: Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Отношения пары занимают главное место в сюжете книги. План сочинения прилагается. Приятного просвещения!

Вариант 1

(511 слов) Евгений Онегин и Татьяна Ларина — это главные герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно отношения между ними стали основной сюжетной линией произведения. Автор соединил их, чтобы на контрасте показать характер каждого и провести персонажей через огонь, воду и медные труды испытания любовью. Благодаря ему мы лучше узнали Татьяну и Евгения, а также прочитали важные и откровенные главы из «энциклопедии русской жизни» начала 19 столетия.

Евгений познакомился с Татьяной в ее доме, когда пришел в гости к Лариным вместе с Ленским. Ему было любопытно посмотреть на невесту Владимира, но Ольга не произвела на него впечатления. Зато Татьяна ему понравилась: «Я выбрал бы другую» — сказал он Ленскому, имея в виду старшую сестру. Героиня была серьезна, задумчива, скромна. Но в душе ее скрывалось теплое чувство к Евгению. После его визита соседи судачили о помолвке, и эти слухи даже грели сердце девушки. «Душа ждала… кого-нибудь» — разъясняет ее поведение автор. Действительно, Татьяна много читала о любви и грезила о большом и чистом чувстве на всю жизнь. Но совсем не таким был циничный и уставший от красавиц Евгений. Он уже давно волочился за девицами лениво, откровенно радуясь их уходу или отказу. Однако Татьяна была не такой, как все. Она не кокетничала, не завлекала, а пожертвовала своей репутацией, прислав Онегину письмо с помощью няни. Героиня откровенно призналась в любви: «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя». Евгения растрогало это послание, но ответить на него он не мог, ведь он не хотел связывать себя узами брака и уж тем более обманывать невинную девушку. Евгений встретил Татьяну в саду и рассказал исповедь своей жизни. «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас» — в этой фразе герой выразил свое неумение любить. Он был поверхностным человеком, ничем не увлекался всерьез, а потому считал, что блаженство брака ему недоступно. Да, он был эгоистом, но и в благородстве отказать ему нельзя, ведь он честно предупредил Татьяну и не сделал ее жертвой своего изъяна. 

Героиня смирилась с судьбой. Болезненный урок научил ее разбираться в людях и правильно расставлять жизненные приоритеты. Она вышла замуж за богатого князя, который сделал ее светской дамой. Он «безумно», по выражению автора, любил жену, но ее сердце было раз и навсегда отдано Евгению. Впрочем, это не помешало ей стать верной супругой. Эту долю она сама предсказала себе в письме Онегину. А Евгений после долгой разлуки с трудом узнал в холодной светской красавице задумчивую деревенскую девушку. Он страстно полюбил Татьяну, но на этот раз она преподала ему урок. Назвав чувство Евгения «мелким», героиня отвергла его, ведь «другому отдана». 

Татьяна, будучи цельной натурой, воспитанной крестьянкой в русских традициях, выдержала испытание любовью достойно, так как у нее были твердые убеждения и христианские ценности. А вот Евгений, избалованный французским гувернёром и развращенный лицемерным светским обществом, провалил свой экзамен и потерял шанс на счастье, потому что в его воспитании были опущены семейные ценности и нравственные табу. Онегин жил для собственного удовольствия, поэтому не нашел ничего, что было бы больше наслаждения. Татьяна же, прежде всего, думала о других, поэтому у нее всегда останется если не любовь, то чувство морального удовлетворения от жизни.

План краткого сочинения на тему «Евгений Онегин и Татьяна Ларина»:

  1. Вступление: назначение любовной линии в романе;
  2. Основная часть: описание взаимоотношений героев до и после разлуки;
  3. Заключение: сравнение героев и подведение итогов.

Вариант 2

(583 слова) Отношения Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали основой сюжетной линии романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Конечно, сама по себе любовная история очень интересна и поучительна, но автор смотрел глубже: он сталкивал и сравнивал два мировоззрения, два мира — традиционно европейский и исконно русский. Две принципиально разных системы ценностей не смогли сплотиться в гармоничный союз, хотя тянулись друг к другу, как кольца Альманзора.

Автор неслучайно заострил внимание на воспитании Татьяны и Евгения, на ранних годах их жизни. Между ними есть и сходства, и различия. Татьяна в родной семье «казалась девочкой чужой». Евгений тоже не имел особой близости с родственниками, а в коллективе ограничивался поверхностными связями. Он тоже чуждался общества и не находил себе места. Однако тут же становится очевидным большое отличие: Татьяна воспитывалась вдали от высшего света и в лоне сплоченной семьи, которая часто проводила время вместе, хоть и не отличалась единством мнений; Евгений рос под патронажем гувернера и вдали от родителей: о матери мы ничего не знаем, а отец его вел легкомысленный образ жизни, сыном не занимался, а впоследствии оставил мальчика без состояния, прокутив все на балах. Совсем другим был Дмитрий Ларин. Он жил скромно и скопил дочерям приданое. Он проводил с детьми время и был хорошим отцом. Поэтому Татьяна была привязана к родственникам и высоко ставила семейные ценности. Вместе с Ольгой она плакала на могиле Ленского, вместе с матерью отправилась на ярмарку невест, не переча мнению старших. А вот Евгений ехал к родному дяде, готовясь претворяться ради денег: «Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!». У него не было никаких чувств по отношению к родным, поэтому он не щадил высоких идеалов других людей. Не думая, он задевал Ленского и вынуждал его ревновать к невесте, потому что для Евгения все эти нежности были несущественны. Он мог только посмеяться над ними. И вот ответ на вопрос: «Почему Онегин отказал Татьяне?». «Семейное блаженство» он блаженством не считал, ему была милее эгоистическая свобода нравов, которая была навеяна европейской модой. Ее Евгений перенял в светских салонах и столичном образе жизни. А Татьяна стремилась к идеалу большой и великой любви, к семье и вечным узам, которые она наблюдала дома, которые она видела в книгах. В своем письме она даже невольно упрекала Онегина за то, что он смутил ее покой. 

Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Эти строки оказались пророческими: Татьяна Ларина смирилась с судьбой. Она не полюбила мужа, но стала верной женой. Героиня знала цену доверию и умела нести ответственность за свое слово, ведь семья была для нее священна. Но вот Евгений с возрастом так и не изменился. Он увидел Татьяну, влюбился, но не посчитался с ее положением и начал писать признания в любви, несмотря на то, что муж героини был когда-то его другом и принял его в своем доме. Именно поэтому в финале Татьяна назвала вспыхнувшее чувство Онегина «мелким». Она уже поняла, что Онегин не способен любить с полной самоотдачей, что он не ценит семью и верность, а потому может позволить себе унизить любимую женщину предложением адюльтера. Руки и сердца в свое время у него не нашлось, а измена — пожалуйста! Вот почему Татьяна отказала Онегину.

Автор провел грань между европейской и русской культурой, указав на принципиальные различия между ними. Татьяна, воспитанная на русском фольклоре и в полноценной семье, хранящей старинные традиции, стала верной женой, способной пожертвовать своими интересами ради убеждений. А вот Евгений так и остался франтом, денди, охотником за приключениями, который любой ценой сохранял «постылую свободу».

План мини-сочинения на тему «Евгений Онегин и Татьяна Ларина»:

  1. Вступление: значение любовной линии в романе;
  2. Основная часть: сравнение героев и их мировоззренческих позиций;
  3. Заключение: различия героев и причины их расставания.

  • Сочинение по рассказу хлеб для собаки
  • Сочинение по рассказу толстого детство никиты
  • Сочинение по рассказу свиделись куликовой
  • Сочинение по рассказу улыбка брэдбери
  • Сочинение по роману дубровский для 6 класса по литературе по плану кратко