Сочинение по роману белая гвардия 11 класс

Автор: guru 11.10.2017 михаил афанасьевич булгаков 1891 1940 писатель с непростой, трагической судьбой, повлиявшей на его творчество. будучи

Автор:
Guru
·

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 –1940) — писатель с непростой, трагической судьбой, повлиявшей на его творчество. Будучи выходцем из интеллигентной семьи, он не принял революционные перемены и реакцию, что последовала за ними. Идеалы свободы, равенства и братства, навязываемые авторитарным государством, его не воодушевляли, ведь для него, человека с образованием  и высоким уровнем интеллекта, был очевиден контраст демагогии на площадях и волны красного террора, захлестнувшей Россию. Он глубоко переживал трагедию народа и посвятил ей роман «Белая гвардия»

История создания

С зимы 1923 г. Булгаков приступает к работе над романом «Белая гвардия», где описываются события украинской Гражданской войны конца 1918 г., когда Киев был занят войсками Директории, свергнувшими власть гетмана Павла Скоропадского. В декабре 1918 г. власть гетмана пытались защищать офицерские дружины, куда был либо записан добровольцем, либо, по другим сведениям, был мобилизован Булгаков. Таким образом, роман содержит автобиографические черты — даже номер дома, в котором в годы захвата Киева Петлюрой жила семья Булгаковых, сохранён — 13. В романе эта цифра приобретает символический смысл. Андреевский спуск, где расположен дом, в романе назван Алексеевским, а Киев — просто Городом. Прототипы персонажей — это родные, друзья и знакомые писателя:

  • Николка Турбин, например — это младший брат Булгакова Николай
  • Доктор Алексей Турбин – сам писатель,
  • Елена Турбина-Тальберг — младшая сестра Варвара
  • Сергей Иванович Тальберг — офицер Леонид Сергеевич Карум (1888 – 1968), который, однако, не уехал за границу как Тальберг, а в конечном итоге был сослан в Новосибирск.
  • Прототип Лариона Суржанского (Лариосика)— это дальний родственник Булгаковых, Николай Васильевич Судзиловский.
  • Прототип Мышлаевского, по одной из версий — друг детства Булгакова, Николай Николаевич Сынгаевский
  • Прототип поручика Шервинского — другой друг Булгакова, служивший в войсках гетмана — Юрий Леонидович Гладыревский (1898 – 1968).
  • Полковник Феликс Феликсович Най-Турс — образ собирательный. Он состоит из нескольких прототипов — во-первых, это белый генерал Фёдор Артурович Келлер (1857 – 1918), убитый петлюровцами во время сопротивления и приказавший юнкерам бежать и срывать погоны, осознав бессмысленность боя, во-вторых — это генерал-майор Добровольческой армии Николай Всеволодович Шинкаренко (1890 – 1968).
  • Был прототип и у трусливого инженера Василия Ивановича Лисовича (Василисы), у которого Турбины снимали второй этаж дома — архитектор Василий Павлович Листовничий (1876 – 1919).
  • Прототип футуриста Михаила Шполянского — крупный советский литературовед, критик Виктор Борисович Шкловский (1893 – 1984).
  • Фамилия Турбины — это девичья фамилия бабушки Булгакова.

Однако следует отметить и то, что «Белая гвардия» — не полностью автобиографический роман. Что-то вымышлено – например, то, что мать Турбиных умерла. На самом деле в то время мать Булгаковых, являющаяся прототипом героини, жила в другом доме со вторым мужем. Да и членов семьи в романе меньше, чем было в действительности у Булгаковых. Впервые целиком роман был опубликован в 1927 – 1929 гг. во Франции.

О чём?

Роман «Белая гвардия» — о трагической судьбе интеллигенции в тяжёлые времена революции, после убийства императора Николая II. Книга также повествует о сложном положении офицерства, готового исполнять долг перед отечеством в условиях зыбкой, нестабильной политической обстановки в стране. Белогвардейские офицеры были готовы защищать гетманскую власть, но автор ставит вопрос — есть ли в этом смысл, если гетман сбежал, оставив страну и её защитников на произвол судьбы?

Алексей и Николка Турбины — офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе — капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.

Кроме того, «Белая гвардия» — роман об ужасах, беззаконии и разрухе, которые творятся в оккупированном Петлюрой городе. В дом инженера Лисовича врываются с поддельными документами бандиты и грабят его, на улицах стрельба, а пан куренной с помощниками — «хлопцами», учинили жестокую, кровавую расправу над евреем, подозревая его в шпионаже.

В финале город, захваченный петлюровцами, отвоёвывают большевики. В «Белой гвардии» ясно выражено отрицательное, негативное отношение к большевизму — как к губительной силе, которая в итоге сотрёт с лица земли всё святое и человеческое, и придёт страшное время. Этой мыслью и завершается роман.

Главные герои и их характеристика

  • Алексей Васильевич Турбин — двадцативосьмилетний доктор, дивизионный врач, который, отдавая долг чести отечеству, вступает в схватку с петлюровцами, когда его часть распустили, так как борьба уже была бессмысленна, но получает серьёзное ранение и вынужден спасаться. Заболевает тифом, находится на грани жизни и смерти, но в итоге выживает.
  • Николай Васильевич Турбин (Николка) — семнадцатилетний унтер-офицер, младший брат Алексея, готовый до последнего сражаться с петлюровцами за отечество и гетманскую власть, но по настоянию полковника убегает, срывая с себя знаки отличия, так как бой уже не имеет смысла (петлюровцы захватили Город, а гетман сбежал). Затем Николка помогает сестре ухаживать за раненым Алексеем.
  • Елена Васильевна Турбина-Тальберг (Елена рыжая) — двадцатичетырёхлетняя замужняя женщина, которую оставил муж. Переживает и молится за обоих братьев, участвующих в военных действиях, ждёт мужа и втайне надеется, что тот вернётся.
  • Сергей Иванович Тальберг — капитан, муж Елены рыжей, неустойчивый в политических взглядах, который меняет их в зависимости от обстановки в городе (действует по принципу флюгера), за что верные своим взглядам Турбины его не уважают. В итоге он покидает дом, жену и ночным поездом уезжает в Германию.
  • Леонид Юрьевич Шервинский — гвардии поручик, щеголеватый улан, поклонник Елены рыжей, друг Турбиных, верит в поддержку союзников и рассказывает, будто бы сам видел государя.
  • Виктор Викторович Мышлаевский — поручик, ещё один друг Турбиных, верный отечеству, чести и долгу. В романе один из первых предвестников петлюровской оккупации, участник боя в нескольких километрах от Города. Когда петлюровцы врываются в Город, Мышлаевский принимает сторону тех, кто хотят распустить мортирный дивизион, чтобы не губить жизни юнкеров, и хочет поджечь здание юнкерской гимназии, чтобы она не доставалась врагу.
  • Карась — друг Турбиных, сдержанный, честный офицер, который во время роспуска мортирного дивизиона присоединяется к тем, кто распускает юнкеров, встаёт на сторону Мышлаевского и полковника Малышева, предложившего такой выход.
  • Феликс Феликсович Най-Турс — полковник, который не боится дерзить генералу и распускает юнкеров в момент захвата Города Петлюрой. Сам героически погибает на глазах у Николки Турбина. Для него ценнее, чем власть свергнутого гетмана, жизнь юнкеров — молодых людей, которых чуть не отправили на последний бессмысленный бой с петлюровцами, но он в спешном порядке распускает их, заставляя срывать знаки отличия и уничтожать документы. Най-Турс в романе — образ идеального офицера, для которого ценны не только боевые качества и честь собратьев по оружию, но и их жизни.
  • Лариосик (Ларион Суржанский) — дальний родственник Турбиных, который приехал к ним из провинции, переживая развод с женой. Неуклюжий, растяпа, но добродушный, любит бывать в библиотеке и держит кенара в клетке.
  • Юлия Александровна Рейсс — женщина, которая спасает раненого Алексея Турбина, и у него завязывается с ней роман.
  • Василий Иванович Лисович (Василиса) — трусливый инженер, домохозяин, у которого Турбины снимают второй этаж дома. Скопидом, живёт с жадной женой Вандой, прячет ценности в тайниках. В итоге его грабят бандиты. Своё прозвище — Василиса, получил из-за того, что из-за беспорядков в городе в 1918 году стал подписываться в документах другим почерком, сокращая имя и фамилию так: «Вас. Лис».
  • Петлюровцы в романе — лишь шестерёнки в глобальном политическом перевороте, который влечёт за собой необратимые последствия.

Тематика

  1. Тема нравственного выбора. Центральной темой является положение белогвардейцев, которые вынуждены выбирать — участвовать ли им в бессмысленных сражениях за власть сбежавшего гетмана или всё-таки спасать свои жизни. Союзники не являются на помощь, и город захватывают петлюровцы, а, в конечном итоге, большевики — реальная сила, угрожающая старому жизненному укладу и политическому строю.
  2. Политическая нестабильность. События разворачиваются уже после событий Октябрьской революции и расстрела Николая II, когда большевики захватили власть в Петербурге и продолжали укреплять свои позиции. Петлюровцы, захватившие Киев (в романе — Город), слабы перед большевиками, равно как и белогвардейцы. «Белая гвардия» — это трагический роман о том, как погибает интеллигенция и всё, что с ней связано.
  3. В романе присутствуют библейские мотивы, и, чтобы усилить их звучание, автор вводит образ помешанного на христианской религии больного, который приходит лечиться к доктору Алексею Турбину. Начинается роман с отсчёта от Рождества Христова, а перед самым финалом упоминаются строки из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. То есть — судьба Города, захваченного петлюровцами и большевиками, в романе сравнивается с Апокалипсисом.

Христианские символы

  • Помешанный больной, явившийся к Турбину на приём, называет большевиков «аггелами», а Петлюру выпустили из камеры №666 (в Откровении Иоанна Богослова — число Зверя, антихриста).
  • Дом на Алексеевском спуске — №13, а это число, как известно, в народных суевериях — «чёртова дюжина», число несчастливое, и дом Турбиных постигают различные несчастья — родители умирают, старший брат получает смертельную рану и едва выживает, а Елену бросает и предаёт муж (а предательство – это черта Иуды Искариота).
  • В романе присутствует образ богородицы, которой молится Елена и просит спасти Алексея от смерти. В страшное время, описанное в романе, Елена испытывает похожие переживания, что и дева Мария, но только не за сына, а за брата, который, в итоге, преодолевает смерть подобно Христу.
  • Также в романе присутствует тема равенства перед божьим судом. Перед ним все равны — и белогвардейцы, и воины Красной Армии. Алексей Турбин видит сон о рае — как туда попадают полковник Най-Турс, белые офицеры и красноармейцы: им всем суждено попасть в рай как павшим на поле битвы, а богу всё равно, верят ли они в него или нет. Справедливость, согласно роману, есть лишь на небе, а на грешной земле царствуют безбожие, кровь, насилие под красными пятиконечными звёздами.

Проблематика

Проблематика романа «Белая гвардия» — в безвыходном, бедственном положении интеллигенции, как чуждого победителям класса. В их трагедии – драма всей страны, ведь без интеллектуальной и культурной элиты Россия не сможет гармонично развиваться.

  • Бесчестье и трусость. Если Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Карась, Най-Турс единодушны  и собираются защищать отечество до последней капли крови, то Тальберг и гетман предпочитают бежать как крысы с тонущего корабля, а индивиды вроде Василия Лисовича трусят, хитрят и приспосабливаются к существующим условиям.
  • Также одна из главных проблем романа заключается в выборе между нравственным долгом и жизнью. Ставится вопрос ребром — есть ли смысл с честью защищать такое правительство, которое бесчестно покидает отечество в труднейшие для него времена, и тут же есть ответ на этот самый вопрос: смысла нет, в этом случае жизнь ставится на первое место.
  • Раскол русского общества. Кроме того, проблема в произведении «Белая гвардия» заключается в отношении народа к происходящему. Народ не поддерживает офицеров и белогвардейцев и, в целом, встаёт на сторону петлюровцев, ведь на той стороне беззаконие и вседозволенность.
  • Гражданская война. В романе противопоставляются три силы — белогвардейцы, петлюровцы и большевики, и одна из них лишь промежуточная, временная — это петлюровцы. Борьба с петлюровцами не сможет оказать такого сильного влияния на ход истории, как борьба между белогвардейцами и большевиками — двумя реальными силами, одна из которых проиграет и канет в Лету навсегда — это и есть Белая гвардия.

Смысл

В целом, смысл романа «Белая гвардия» — это борьба. Борьба между смелостью и трусостью, честью и бесчестьем, добром и злом, богом и дьяволом. Отвага и честь — это Турбины и их друзья, Най-Турс, полковник Малышев, распустивший юнкеров и не позволивший им умирать. Трусость и бесчестье, им противопоставленные — это гетман, Тальберг, штабс-капитан Студзинский, который, побоявшись нарушить приказ, собрался арестовать полковника Малышева за то, что тот хочет распустить юнкеров.

Обычные граждане, не участвующие в военных действиях, в романе тоже оцениваются по этим же критериям: честь, храбрость – трусость, бесчестье. Например, женские образы — Елена, ждущая оставившего её мужа, Ирина Най-Турс, не побоявшаяся вместе с Николкой идти в анатомический театр за телом убитого брата, Юлия Александровна Рейсс — это олицетворение чести, смелости, решительности — и Ванда, жена инженера Лисовича, скупая, жадная до вещей, — олицетворяет трусость, низменность. Да и сам инженер Лисович — мелочный, трусливый и скаредный.  Лариосик, несмотря на всю свою неуклюжесть и нелепость ,— человечный и мягкий, это персонаж, который олицетворяет если не отвагу и решимость, то просто добронравие и мягкосердечие — качества, которых так не хватает в людях в то жестокое время, описанное в романе.

Ещё один смысл романа «Белая гвардия» — в том, что к богу близки не те, кто ему официально служат – не церковники, но те, кто даже в кровавое и беспощадное время, когда на землю спустилось зло, сохранили в себе зёрна человечности, и пусть даже это — красноармейцы. Об этом рассказывает сон Алексея Турбина — притча романа «Белая гвардия», в которой бог объясняет, что белогвардейцы попадут в свой рай, с церковными полами, а красноармейцы — в свой, с красными звёздами, потому что и те, и другие верили в наступление добра для отечества, хоть и по-разному. Но суть и тех, и других одна, несмотря на то, что они по разным сторонам. А вот церковники, «служители бога», согласно этой притче, не попадут в рай, так как многие из них отступали от истины. Таким образом, суть романа «Белая гвардия» в том, что человечность (добро, честь, бог, смелость) и бесчеловечность (зло, дьявол, бесчестье, трусость) всегда будут бороться за власть над этим миром. И неважно, под какими знамёнами будет эта борьба происходить — белыми или красными, но на стороне зла всегда будут насилие, жестокость и низменные качества, которым должно противостоять добро, милосердие, честность. В этой извечной борьбе важно выбрать не удобную, а правильную сторону.

Автор: Елизавета Гришанова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • По роману Белая гвардия

Гражданская война стала творческим кормильцем для многих авторов периода становления Советской власти. Писатели описывали трагизм тех событий, анализировали роль войны в историческом контексте, описывали судьбы обычных людей в горниле беспощадного кровавого противостояния.

Уделил свое внимание этой животрепещущей теме и М. Булгаков. Более того, «Белая гвардия» стала первым масштабным романом писателя, где он отточил навыки эпического жизнеописания.

Как известно, свой жизненный путь Булгаков начал на Украине. Жил и развивался в дружной интеллигентской семье. Становится понятным, почему автор развернул повествование именно на украинской земле. Он прекрасно знал и мог живописно описать местные просторы и типажи людей.

Внутренний философ писателя мучительно оценивал цели и последствия революции и Гражданской войны. Все свои переживания и мысли по этому поводу писатель и вместил в «Белую гвардию». Основным мотивом изложения стала судьба интеллигенции в обстановке послереволюционной смуты.

Главные герои – Турбины. Место действия – Киев. Год – 1918. Автором скрупулезно описывается атмосфера в семье. Их уютный и налаженный мир нарушен социальной катастрофой. Город еще не взят под контроль большевиками, поскольку он оккупирован немецкой армией. В столице Украины создается дружественное немцам военное общество Скоропадского. На город наступает Петлюра. Жители в страхе. Что же их ждет? В итоге петлюровские войска занимают город, немцы и отряды Скоропадского уходят прочь. Боевые действия ярко обнажают людские характеры – кто-то в страхе бежит, кто-то борется с внешней угрозой до последней капли крови. Смена власти, атмосфера безысходности и страха перед будущим царит в городе. Кто-то принимает условия игры и всецело предается духу мародерства и жестокости на развалинах старого социального строя. Но многие, например Турбины, пытаются сохранить лицо и жить согласно чести и достоинству.

Дом Турбиных стал прибежищем для многих людей, потрепанных войной.

Городское население в недоумении: за кого же радеть? за что воевать? Некоторые высказывают разумную мысль, что скоро править бал будут или одни большевики или одни бывшие царские военные.

Сам автор не встает на чью-либо сторону и просто показывает великую трагедию родной страны во всем многообразии на примере города и отдельно взятой семьи

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика Стародума с цитатами и афоризмами из комедии Недоросль
    Недоросль — знаменитая комедия Д.И.Фонвизиа, в основе которой лежит социально-политический конфликт. Одним из центральных положительных героев пьесы является Стародум
  • Анализ произведения Мой сосед Радилов Тургенева
    Произведение относится к творческим сочинениям писателя, рассматривающим в качестве ключевой тематики человеческие взаимоотношения.
  • Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
  • Сочинение Любовь в рассказе После бала Толстого
    В рассказе показана, как я считаю, гибель любви… Всё могло бы быть по-другому, герой мог возмутиться ситуации – украсть невесту, мог смириться – стать таким, как её отец. Но Иван ушел от этой ситуации.
  • Образ и характеристика Алёши Пешкова из рассказа Детство Горького
    Главный герой повести – автобиографии А.М. Горького «Детство» это мальчик Алеша Пешков. Рассказывая о жизни своего героя, писатель повествует нам о своей собственной судьбе. Будущему классику пришлось расти в мрачной и тяжелой атмосфере

Тема, проблематика, идея романа

Основная тема произведения – ужас, беспомощность обывателей перед лицом глубоких социальных и политических потрясений, с которыми столкнулась Россия в начале прошлого столетия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Булгаков М.А. «Белая гвардия», краткий анализ 440 руб.
  • Реферат Булгаков М.А. «Белая гвардия», краткий анализ 280 руб.
  • Контрольная работа Булгаков М.А. «Белая гвардия», краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Автор затрагивает проблематику ощущения растерянности, ненужности в среде дворянской интеллигенции и белых офицеров. Люди, посвятившие свою жизнь служению Родине, в одночасье оказались не нужны своей стране. Продолжать борьбу было не кому, да и не за что. В белом движении царит отчаяние и предательство, а страна оказалась разделена между множеством политических сил и идей.

В сложившейся ситуации каждый оказывается в ситуации выбора, причем, не только выбора между многочисленными движениями красных, белых и зеленых, которые рвут на части Киев и страну, но выбора между смелостью и храбростью, богом и дьяволом, честью и бесчестьем. Немаловажной также представляется проблема огромного количества жертв, к которым привела необходимость этого выбора.

Тематика произведения может быть условно сведена к следующим положениям:

  • проблема нравственного выбора;
  • проблема политической нестабильности и ее последствий.

Важно добавить, что автор воздерживается от любых оценочных суждений, понять его отношение к происходящим в действительности и положенным в основу произведения событиям можно лишь из диалогов главных героев, и через них автор проносит идею невозможности принесения человеческих жертв во имя любой идеологии.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Сочинение по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»

М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему пи­сателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» происходит в том самом знаменитом доме №13 на Андреев­ском спуске (в романе он назван Алексеевским), где когда-то жил сам писатель. В 1982 году на этом доме была установлена мемориальная доска, а с 1989 года находится Литературно мемориальный дом-музей имени М.А. Булгакова.

Автор не случайно выбирает для эпиграфа фрагмент из «Ка­питанской дочки», романа, рисующего картину крестьянского бунта. Образ вьюги, метели символизирует вихрь развернувших­ся в стране революционных перемен. Роман посвящен второй жене писателя Любови Евгеньевне Белозерской-Булгаковой, ко­торая также какое-то время жила в Киеве и помнила те страшные годы постоянной смены власти и кровавых событий.

В самом начале романа у Турбиных умирает мать, завещая детям жить. «А им придется мучиться и умирать», — воскли­цает М.А. Булгаков. Однако ответ на вопрос о том, что делать в тяжелое время, дает в романе священник: «Уныния допус­кать нельзя… Большой грех — уныние…». «Белая гвардия» — в определенной степени автобиографичное произведение. Известно, например, что поводом для написания романа стала скоропостижная смерть матери самого М.А. Булгакова Варва­ры Михайловны от тифа. Писатель сильно переживал это со­бытие, вдвойне тяжело было ему потому, что он не смог даже приехать из Москвы на похороны и проститься с матерью.

Из многочисленных художественных деталей в романе вы­рисовываются бытовые реалии того времени. «Революционная езда» (час едешь — два стоишь), грязнейшая батистовая сорочка Мышлаевского, обмороженные ноги — все это красноречиво свидетельствует о полной бытовой и хозяйственной неразберихе в жизни людей. Глубокие переживания социально-политических конфликтов выразились и в портретах героев романа: Елена и Тальберг перед разлукой даже внешне осунулись, постарели.

Крах устоявшегося уклада М.А. Булгаков показывает и на примере интерьера дома Турбиных. С детства привычный для героев порядок со стенными часами, мебелью старого красно­го бархата, изразцовой печкой, книги, золотые часики и се­ребро — все это оказывается в полнейшем хаосе, когда Тальберг решает бежать к Деникину. Но все-таки М.А. Булгаков призывает никогда не сдергивать абажур с лампы. Он пишет: «Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут». Однако Тальберга, чело­века военного, жесткого и энергичного, не устраивает на сми­ренная покорность, с которой автор романа призывает отно­ситься к жизненным испытаниям. Елена воспринимает бегство Тальберга как предательство. Не случайно перед отъездом тот упоминает, что у Елены есть паспорт на девичью фамилию. Он словно отрекается от жены, хотя в то же время пытается убедить ее в том, что скоро вернется. В ходе дальнейшего раз­вития сюжета мы узнаем, что Сергей уехал в Париж и вновь женился. Прототипом Елены считается сестра М.А. Булгакова Варвара Афанасьевна (по мужу Карум). Тальберг — известная в мире музыки фамилия: в девятнадцатом веке в Австрии был пианист Зигмунд Тальберг. Писатель любил использовать в своем творчестве звучные фамилии известных музыкантов (Рубинштейн в «Роковых яйцах», Берлиоз и Стравинский в романе «Мастер и Маргарита»).

Измученные люди в вихре революционных событий не зна­ют, во что им верить и куда податься. С болью в душе встречает киевское офицерское общество известие о гибели царской семьи и вопреки осторожности поет запрещенный царский гимн. От бе­зысходности офицеры напиваются до полусмерти.

Ужасающий рассказ о киевской жизни периода граждан­ской войны перемежается воспоминаниями о прошлой жизни, которая выглядят сейчас как непозволительная роскошь (на­пример, о поездках в театр).

В 1918 году Киев стал приютом для тех, кто, опасаясь рас­правы, покинул Москву: банкиров и домовладельцев, артистов и художников, аристократов и жандармов. Описывая культур­ную жизнь Киева, М.А. Булгаков упоминает о знаменитом те­атре «Лиловый негр», кафе «Максим» и декадентском клубе «Прах» (на самом деле он назывался «Хлам» и располагался в подвале гостиницы «Континенталь» на Николаевской улице; в нем бывали многие знаменитости: А. Аверченко, О. Ман­дельштам, К. Паустовский, И. Эренбург и сам М. Булгаков). «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка», — пи­шет М.А. Булгаков. Мотив бегства, обозначенный в романе, станет сквозным мотивом для ряда произведений писателя. В «Белой гвардии», как это становится понятным уже из назва­ния, для М.А. Булгакова важна прежде всего судьба русского офицерства в годы революции и гражданской войны, которое в большинстве своем жило с понятием офицерской чести.

Автор романа показывает, как в горниле лютых испытаний звереют люди. Узнав о зверствах петлюровцев, Алексей Тур­бин зря обижает мальчишку-газетчика и тут же сам ощущает стыд и нелепость от своего поступка. Однако чаще всего герои романа остаются верны своим жизненным ценностям. Не слу­чайно Елена, когда узнает, что Алексей безнадежен и должен умереть, зажигает лампаду перед старой иконой и молится. После этого болезнь отступает. С восхищением описывает М.А. Булгаков благородный поступок Юлии Александровны Рейс, которая, рискуя собой, спасает раненого Турбина.

Отдельным героем романа можно считать Город. В родном Киеве у самого писателя прошли лучшие годы. Городской пей­заж в романе поражает сказочной красотой («Вся энергия горо­да, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете), обрастает гиперболами («И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира»). М.А. Булгаков широко использует старинную киевскую топонимику (Подол, Крещатик), часто упоминает дорогие каждому сердцу киевлянина достопримечательности города (Золотые ворота. Софийский собор, Михайловский монастырь). Лучшим местом в мире на­зывает он Владимирскую горку с памятником Владимиру. От­дельные фрагменты городского пейзажа столь поэтичны, что напоминают стихотворения в прозе: «Сонная дрема прошла над Городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя стороной крест Владимира, упала за Днепром в самую гущу ночи и по­плыла вдоль железной дуги». И тут же эту поэтичную картину прерывает описание паровоза бронепоезда, злобно сипящего, с 76 тупым рылом. В этом контрасте войны и мира сквозным обра­зом является крест Владимира — символ православия. В фина­ле произведения освещенный крест зрительно превращается в угрожающий меч. А писатель призывает нас обратить внимание на звезды. Таким образом, от конкретно-исторического воспри­ятия событий автор переходит к обобщенно-философскому.

Важную роль в романе играет мотив сна. Сны видят в произведении Алексей, Елена, Василиса, часовой у бронепо­езда и Петька Щеглов. Сны помогают расширить художест­венное пространство романа, глубже охарактеризовать эпоху, а главное — в них поднимается тема надежды на будущее, на то, что после кровопролитной гражданской войны у героев начнется новая жизнь.

Сочинение по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»

1 (20%) 1 vote

На этой странице искали :

  • судьбы героев в романе белая гвардия
  • Судьба героев в романе белая гвардия
  • сочинение на тему судьбы героев в романе белая гвардия
  • сочинение по роману белая гвардия
  • судьбы людей в романе белая гвардия

Сохрани к себе на стену!

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • По роману Белая гвардия

Гражданская война стала творческим кормильцем для многих авторов периода становления Советской власти. Писатели описывали трагизм тех событий, анализировали роль войны в историческом контексте, описывали судьбы обычных людей в горниле беспощадного кровавого противостояния.

Уделил свое внимание этой животрепещущей теме и М. Булгаков. Более того, «Белая гвардия» стала первым масштабным романом писателя, где он отточил навыки эпического жизнеописания.

Как известно, свой жизненный путь Булгаков начал на Украине. Жил и развивался в дружной интеллигентской семье. Становится понятным, почему автор развернул повествование именно на украинской земле. Он прекрасно знал и мог живописно описать местные просторы и типажи людей.

Внутренний философ писателя мучительно оценивал цели и последствия революции и Гражданской войны. Все свои переживания и мысли по этому поводу писатель и вместил в «Белую гвардию». Основным мотивом изложения стала судьба интеллигенции в обстановке послереволюционной смуты.

Главные герои – Турбины. Место действия – Киев. Год – 1918. Автором скрупулезно описывается атмосфера в семье. Их уютный и налаженный мир нарушен социальной катастрофой. Город еще не взят под контроль большевиками, поскольку он оккупирован немецкой армией. В столице Украины создается дружественное немцам военное общество Скоропадского. На город наступает Петлюра. Жители в страхе. Что же их ждет? В итоге петлюровские войска занимают город, немцы и отряды Скоропадского уходят прочь. Боевые действия ярко обнажают людские характеры – кто-то в страхе бежит, кто-то борется с внешней угрозой до последней капли крови. Смена власти, атмосфера безысходности и страха перед будущим царит в городе. Кто-то принимает условия игры и всецело предается духу мародерства и жестокости на развалинах старого социального строя. Но многие, например Турбины, пытаются сохранить лицо и жить согласно чести и достоинству.

Дом Турбиных стал прибежищем для многих людей, потрепанных войной.

Городское население в недоумении: за кого же радеть? за что воевать? Некоторые высказывают разумную мысль, что скоро править бал будут или одни большевики или одни бывшие царские военные.

Сам автор не встает на чью-либо сторону и просто показывает великую трагедию родной страны во всем многообразии на примере города и отдельно взятой семьи

Сочинение Белая гвардия — Новый тип героя в пьесе Булгакова «Белая гвардия»

Булгаков «Белая гвардия» — сочинение «Новый тип героя в пьесе Булгакова «Белая гвардия»» Превращение прозы в драму описано в «Театральном романе» таким образом, что его сегодня не обходит ни один ученый, занимающийся проблемой художественного пространства. Напомню читателю описание «волшебной камеры», в которую стал играть автор романа для своего удовольствия: «Тут мне начало казаться по вечерам, что из белой страницы выступает что-то цветное. Присматриваясь, щурясь, я убедился в том, что это картинка. И более того, что картинка эта не плоская, а трехмерная как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно — горит свет, движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе. Ах, какая это была увлекательная игра. (…) С течением времени камера в книжке зазвучала. Я отчетливо слышал звук рояля. (…) Я слышу, как сквозь вьюгу прорывается и тоскливая, и злобная гармоника… и вижу я острые шашки, и слышу я душу терзающий свист. Общая схема того, что происходило в реальной театральной истории, совпадает с преображенной фантазией романиста. Огромная же разница заключалась в том, что, перестраивая пьесу, меньше всего думали, как вместиться и границы сценического времени или, как скажет Булгаков па диспуте после премьеры, чтобы зритель успел на последний трамвай. Прежде всего, недооценена и не осмыслена первая, «нетеатральная» редакция, которую Булгаков сочинил летом 1925 года. В этой пьесе, насчитывающей шестнадцать картин, были заложены важнейшие вещи. Будущий театр Булгакова просматривается в ней насквозь, примерно так, как просматривается весь Чехов в его первой огромной и столь же «нетеатральной» пьесе, которую сейчас играют под названием «Платонов». В первой редакции «Белой гвардии» пробивается поэтика Булгакова, тот авторский «пушок», о котором любил говорить Немирович-Данченко. Решительно перестраивая пьесу, освобождаясь от всего лишнего, подчиняя небрежное беззаконие строгому правилу и канону, автор и театр порой освобождали ее и от этого самого «пушка» неповторимой индивидуальности. Имея перед собой завершенный путь Булгакова, мы без труда видим, какие нити тянутся от первой редакции «Белой гвардии» к поздним произведениям писателя. Первая редакция оказывается как бы черновиком Булгакова-драматурга, его слитным первообразом, к которому обращаются многие режиссеры сегодня в настойчивых попытках расплавить пьесу «Дни Турбиных» до ее изначального состояния. Дело это пока никому не удается и вряд ли удастся, потому что под одной крышей существуют не разные редакции, а вполне самостоятельные произведения, несхожие в решающем пункте. Перед нами — первая в искусстве Булгакова, так сказать, пробная встреча нечистой силы, знающей сложность бытия, причастной родному ей хаосу, с «точечным» человеческим разумом, который хаоса допустить не может и пытается все логически объяснить и связать. Через несколько лет в последнем романе Булгакова Иван Бездомный будет толковать цепочку, загаданную Воландом, пытаясь как-то совместить Аннушку, разлившую постное масло, с Понтием Пилатом. В первой редакции «Белой гвардии» Алексей даже во сне пытается мыслить логически, разумно и ни в коем случае не допустить реальности бреда, вернее, бредовой реальности, не поддающейся никакой логике. Пьесы не было потому, что не было героя как субъекта истории, как активной, а не только страдательной величины. В драме не было действенной пружины, она расплывалась, тускнела «волшебная камера». В последних двух актах Булгаков попытался дать выход из «барсучьей норы» турбинской жизни на тех же лирических путях, что и в прозе, только вне прямого авторского голоса. В начале четвертого акта появлялся «поэт и неудачник» Ларион Ларионович Суржанский. Тип «Илларионуш-ки» показался читателям первой редакции пьесы вызывающе традиционным. Драматург и театр, как известно, не только не убоялись этой традиционности, но, имея дальние цели, развернули периферийную фигуру в одно из главных действующих лиц. Это произойдет на следующем этапе работы, в первой же редакции Лариосик появляется в сапогах с кошмарными желтыми отворотами. Булгаков, намечая излюбленный способ сопряжения далековатых понятий, первой же фразой житомирского кузена объяснит на бытовом уровне мистическое совпадение: «Это мама заказала мне сапоги, а кожи у нас не хватило черной, пришлось делать желтые отвороты. Нету кожи в Житомире». Булгаков усаживает своих героев в полном составе .играть в винт. «Время будет незаметно идти», — пояснит Мышлаевский, Лариосик в процессе игры декламирует об ужасах гражданской войны, о покое турбинского дома. Елене он сообщит, что она «распространяет какой-то внутренний свет, тепло вокруг себя». Николке он сделает не менее приятный житомирский комплимент: «у вас… открытое лицо». Карточная игра, Лариосик с птичьими мозгами, время, которое «заговаривают» привычным ритуалом уже не существующей жизни, — все выписано обманчиво-ироническими красками. Внутри иронии — отчаяние, неясность, крах. Неясно, как жить в новом времени, которое наступает не в метафизическом смысле, а в буквальном, физическом: улицы опустели после последних петлюровских обозов, в город вот-вот войдут части Красной Армии. Турбины отсиживаются за кремовыми шторами. Булгаков оттягивает момент решения: монтажно, пользуясь «складной лентой кино», он вновь перебивает турбинскую жизнь эпизодом в нижнем этаже. С презрительным и каким-то торжественным остроумием от рисует прощальный грабеж Василисы. Грабеж идет под граммофон, с пародийным оперным сопровождением: сначала гремит «Куда, куда, куда вы удалились», затем «Паду ли я, стрелой пронзенный». Один из трех бандитов, приглядываясь к Ванде, жене домовладельца, пеняет ошалевшему инженеру: «Ты посмотри, до какого состояния ты жену довел, что добрые люди на нее и смотреть не хочут!» Закончив эпизод с Василисой, Булгаков начинает последний акт важной ремаркой: «У Турбиных квартира ярко освещена. Украшенная елка. Над камином надпись тушью: «Поздравляю вас, товарищи, с прибытием». Тут характерна и эта елка, и свет, заливающий квартиру, и надпись над камином. Время ожидания, кануна, перелома. И вызов тому, что происходит за кремовыми шторами. Приветствие выполнено в том языковом стиле, в котором надо осваиваться. Надпись напоминает распоряжение, которое было начертано Николкой в романе от имени «дамского, мужского и женского портного Абрама Пру-жинера». Стиль пародировать легко, но жить в пародии — невозможно. Булгаков пытается в момент исторической ломки вернуть своих героев на привычные места. Доктор сидит в своем кабинете за письменным столом — «занимается». Елена с Шервинским музицируют, попытку Николки сообщить сестре о том, что в город входят большевики и даже буржуи радуются, останавливают: «Успеешь, не мешай ей!» Шервинский, раздобывший «беспартийное пальтишко», готовится к оперному дебюту, пробует голос: «И какая власть — все равно!» Все возвращается на круги своя? Именно так и воспринято было финальное действие. В кольцевой композиции усмотрели обывательскую позицию автора. Над возможностью перемены и прояснения финала будут потом напряженно биться в театре, меняя вариант за вариантом. Осенью 1926 года финальная картина станет картиной Мышлаевского, повернется в сторону капитана, готового служить в Красной Армии. В центре первой редакции — доктор Алексей Турбин, выздоравливающий после ранения, вернувшийся к своим истинным занятиям. Вопрос о будущем в первой редакции звучит с наивной откровенностью и простотой: «Николка. Что же теперь с нами будет, Алексей? Ведь это надо обсудить. Я решительно не понимаю. Просидели Петлюру в квартире, а дальше как? Ведь завтра Совдепия получится…» Последняя картина пьесы, почти целиком, импровизированное в новом стиле домашнее собрание. Алексея выбрали председателем, Лариосика — секретарем. Елена с Шервинским во время собрания отсутствуют — «репетируют», как съязвит доктор. Исчезнет из пьесы доктор Алексей Турбин, следа не останется от идеи ломберного стола — России, которая «встанет на место». Драматург и театр поменяют оптику и сместят многие акценты. Но один мотив финального монолога доктора не только не уйдет, но и усилится, если хотите, обострится: тема родины, тема России, с которой надо остаться, что бы в ней ни происходило, питалась не только турбинским пафосом. Вплоть до конца 20-х годов это был внутренний пафос человеческой и писательской позиции Булгакова, заявленный в самых кризисных моментах его художнической судьбы. На этой почве действительно герой и автор приравнивались.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • По роману Белая гвардия

Гражданская война стала творческим кормильцем для многих авторов периода становления Советской власти. Писатели описывали трагизм тех событий, анализировали роль войны в историческом контексте, описывали судьбы обычных людей в горниле беспощадного кровавого противостояния.

Уделил свое внимание этой животрепещущей теме и М. Булгаков. Более того, «Белая гвардия» стала первым масштабным романом писателя, где он отточил навыки эпического жизнеописания.

Как известно, свой жизненный путь Булгаков начал на Украине. Жил и развивался в дружной интеллигентской семье. Становится понятным, почему автор развернул повествование именно на украинской земле. Он прекрасно знал и мог живописно описать местные просторы и типажи людей.

Внутренний философ писателя мучительно оценивал цели и последствия революции и Гражданской войны. Все свои переживания и мысли по этому поводу писатель и вместил в «Белую гвардию». Основным мотивом изложения стала судьба интеллигенции в обстановке послереволюционной смуты.

Главные герои – Турбины. Место действия – Киев. Год – 1918. Автором скрупулезно описывается атмосфера в семье. Их уютный и налаженный мир нарушен социальной катастрофой. Город еще не взят под контроль большевиками, поскольку он оккупирован немецкой армией. В столице Украины создается дружественное немцам военное общество Скоропадского. На город наступает Петлюра. Жители в страхе. Что же их ждет? В итоге петлюровские войска занимают город, немцы и отряды Скоропадского уходят прочь. Боевые действия ярко обнажают людские характеры – кто-то в страхе бежит, кто-то борется с внешней угрозой до последней капли крови. Смена власти, атмосфера безысходности и страха перед будущим царит в городе. Кто-то принимает условия игры и всецело предается духу мародерства и жестокости на развалинах старого социального строя. Но многие, например Турбины, пытаются сохранить лицо и жить согласно чести и достоинству.

Дом Турбиных стал прибежищем для многих людей, потрепанных войной.

Городское население в недоумении: за кого же радеть? за что воевать? Некоторые высказывают разумную мысль, что скоро править бал будут или одни большевики или одни бывшие царские военные.

Сам автор не встает на чью-либо сторону и просто показывает великую трагедию родной страны во всем многообразии на примере города и отдельно взятой семьи

Тема, проблематика, идея романа

Основная тема произведения – ужас, беспомощность обывателей перед лицом глубоких социальных и политических потрясений, с которыми столкнулась Россия в начале прошлого столетия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Булгаков М.А. «Белая гвардия», краткий анализ 420 руб.
  • Реферат Булгаков М.А. «Белая гвардия», краткий анализ 280 руб.
  • Контрольная работа Булгаков М.А. «Белая гвардия», краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Автор затрагивает проблематику ощущения растерянности, ненужности в среде дворянской интеллигенции и белых офицеров. Люди, посвятившие свою жизнь служению Родине, в одночасье оказались не нужны своей стране. Продолжать борьбу было не кому, да и не за что. В белом движении царит отчаяние и предательство, а страна оказалась разделена между множеством политических сил и идей.

В сложившейся ситуации каждый оказывается в ситуации выбора, причем, не только выбора между многочисленными движениями красных, белых и зеленых, которые рвут на части Киев и страну, но выбора между смелостью и храбростью, богом и дьяволом, честью и бесчестьем. Немаловажной также представляется проблема огромного количества жертв, к которым привела необходимость этого выбора.

Тематика произведения может быть условно сведена к следующим положениям:

  • проблема нравственного выбора;
  • проблема политической нестабильности и ее последствий.

Важно добавить, что автор воздерживается от любых оценочных суждений, понять его отношение к происходящим в действительности и положенным в основу произведения событиям можно лишь из диалогов главных героев, и через них автор проносит идею невозможности принесения человеческих жертв во имя любой идеологии.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Часть 2

Глава 8: Нападение на город

Два полковника из армии Петлюры начали действовать. С утра Козырь-Лешко направляет свои войска из деревни Попелюхи к Киеву. Это учитель, который нашел истинное свое призвание на войне. Жестокость была его талантом, и он много где воевал. Его коллега, полковник Торопец (важная фигура на Украине) составил план по наступлению в Киев. Он решил, что наступление надо начинать со стороны Куреневки, откуда их не ожидают. План был хитер, как и полковник.

На подступах к городу уже начался бой. Юнкера обстреливали петлюровцев из пулеметов, но не знали, что их полковник уже уничтожил важные бумаги и переоделся в штатское. Он тайно бросает свои войска в снежном поле и уезжает в гости к полной блондинке в богатую квартиру. Пьет кофе и ложиться спать. Он признается ей, что «все кончено». Оказалось, что все штабные уже покинули город, но никто не предупредил солдат о том, что город сдается без боя.

Именно поэтому полковник Болботун встречается с сопротивлением в виде 30 юнкеров и 4 офицеров с пулеметами в Печерске. Он отступает, думая, что против него стоит армия.

В это время некий еврей Яков встает и выбегает из дома в поисках повитухи: жена рожает. Он не знал о том, что петлюровцы уже здесь. Они убили его только за то, что он — еврей, и поставлял товары офицерам.

Глава 9: Причины поражения

Благодаря юнкерам, Болботун теряет семерых казаков, которых убили, и девятерых раненых. Но все же удается приблизиться к центру значительно. Броневик останавливает его на Московской улице.

На помощь юнкерам и офицерам должны были подойти броневики, но подошел лишь один. Командиром другого был Михаил Семенович Шполянский — кутила, развратник и лицемер, о котором автор рассказывает подробнее.

Шполянский приехал в город и сразу прославился удалью и богатством. Он содержал одну балерину и даму, имени которой не называл (запомните, это важная подробность). Все любили его. Он сочинял стихи, организовывал вечера, а по ночам пил и употреблял запрещенные вещества. Но с его назначением стало происходить что-то загадочное с машинами. Ломаются машины, исчезают водители. Он роняет загадочные фразы, что гетман — подлец. Перед нападением на город происходит и вовсе происходит мистическое событие. Шполянский возвращается с разведки, потому что, якобы, погибает в неравной схватке с петлюровцами. Затем исчезает водитель броневика, затем наводчики. И под конец исчезает Плешко. Он был командиром броневого дивизиона.

Далее автор припоминает историю одной попойки. Шполянского провожает некто в пальто на козьем меху. Он гордо заявляет, что болен сифилисом, и не стыдится этого. Вместе они употребляют наркотические вещества. Шполянский брезгливо морщится от него: он боится заразы.

Кто это? У Шполянского был приятель, Русаков, сын библиотекаря. Он был болен сифилисом. Когда-то Михаил Шполянский помог Русакову напечатать атеистическое стихотворение. Теперь Русаков раскаивается и молит Бога о прощении. Думает, что за свое стихотворение и увлечение наркотическими веществами наказан болезнью. Во всем этом он винит Шполянского, который подсадил его на наркотики. Автор показывает сцену в его квартире после попойки: юноша истово молится и жалеет, что ему не хватает сил покончить с собой.

Потом автор переносит нас в квартиру, где Шполянский развлекается со своей содержанкой, имени которой никто не знает. Он говорит, что поступает на службу к гетману, а она замечает, что не понимает его планов.

Теперь автор подробно описывает, как Шполянский подговорил всех бросить орудия, когда узнал, что броневики могут отстоять весь город. Он говорил о гетмане так:

Мы представляем собой в его руках не что иное, как дорогую и опасную игрушку, при помощи которой он насаждает самую черную реакцию. Кто знает, быть может, столкновение Петлюры с гетманом исторически показано, и из этого столкновения должна родиться третья историческая сила и, возможно, единственно правильная.

Он намекал на большевиков и, видимо, был их агитатором. После его речей все под разными предлогами покинули посты. Только энтузиаст Страшкевич повел машину на Печерск. Именно она затормозила продвижение Петлюры.

Глава 10: Наступление

У полковника Най-Турса была самая странная часть. В части Най-Турса всех поражали валенки на юнкерах. Ни у кого снабжения не было, и считалось, что достать хоть что-то у штаба нереально. Но эти валенки были выбиты у Макушина для юнкеров силой. Полковник явился и под угрозой расправы потребовал выдать обувь. Макушин поспорил, но испугался и выдал все, что надо.

Сам Най-Турс был талантливым полковником, известным Турбиным еще с Первой мировой. Он говорил лаконично и сухо, зато так убедительно, что его невозможно было не слушать. Он завершил формирование второго отдела дружины раньше срока.

Приходит приказ из штаба о том, что полковник Най-Турса со своей частью должен защищать Политехническое шоссе. Происходит это из-за того, что Петлюра атаковал Киев утром четырнадцатого декабря.

Бой с отрядами Торопца был неравный. Силы Петрюры были гораздо значительнее. Полковник посылает своих юнкеров узнать, будет ли подмога. К сожалению, ему сообщают, что подмоги не будет. Най-Турс понимает, что оказался в западне, и принимает решение распустить бойцов и прикрыть их отступление. Разумеется, прикрывает он, рискуя собой.

Автор описывает, как Алексей Турбин проспал и собрался, забыв гражданский паспорт. Он еле уговорил извозчика ехать в часть и еще ничего не знал.

Ефрейтор Николай Турбин оказывается старшим среди пехотной дружины, так как все офицеры уехали. Их было двадцать восемь юнкеров, который на Львовской улице в казарме ожидали приказ. Звонок телефона. Приказ выдвигаться на позиции. Николай выводит отряд на указанное место.

Тем временем, около бывшего магазина парижской моды в два часа встречаются Алексей Турбин и Малышев. Второй сжигал бумаги. Малышев рекомендует Алексею убегать через черный ход и сжигать погоны. Сам он так и делает, уверяя Алексея, что сам лично умолял юнкеров возле гимназии разойтись, но они не послушали. Турбин следует совету Малышева, но только ночью. Все это время он сидит один, задумавшись. Его глубоко потрясает увиденное, и он жалеет город, Елену и Николая.

Глава 11: Захват города

Согласно приказу, Николай Турбин проводит свой отряд через весь город и приводит их к перекрестку. Он представляет, как геройски будет себя вести, как его похоронят с честью как героя. Но никакой жизни там не было. Один грохот и смерть. Навстречу им бежали юнкера, призывая их тоже бежать. Все срывали с себя погоны. Николай силой удержал свой отряд и встретил Най-Турса. Он долго не мог понять, что надо бежать, а полковник гнал его прочь.

Героический подвиг полковника Най-Турса заканчивается его гибелью. Он стойко защищал отход юнкеров. Николай Турбин видит смерть полковника, пытается спасти его, но убедившись в его смерти, убегает сам, дабы избежать гибели. Во дворах Николка, чудом сбежавший от погони и выстрелов, встречает петлюровца, который хочет его убить за погоны. Николка ударяет его, потом находит пистолет Най-Турса и направляет на него. Петлюровец тут же умоляет о пощаде. Николай убегает и перелезает через ворота. Теперь он в безопасности. По пути он спасает кадета, убеждая его в бессмысленности сопротивления. Петлюра берет город. Николай прибегает домой, его сестра плачет. А брат еще не вернулся. Николай слышал гул пушек. Еще один отряд оказался в западне из-за бегства штабных. Они стреляли, пока их не убили.

Николай не хотел ложиться спать, хотел дождаться брата. Сказал Елене ложиться спать, а он будет ждать. Но сам уснул замертво. Сестра так и не дождалась звонка и брата.

Николай так крепко спал, что происходящее в реальной жизни показалось ему видением. Он проснулся, но не осознавал этого. Ему привиделся человек совершенно незнакомый, с большой головой и птицей в клетке. Что-то рассказывал про измену, про диван и любовника. Дал письмо Николаю, тот прочитал его. Он понял, что это приехал родственник Сергея из Житомира, Ларион Суржанский. Прозвище у него было Лариосик. Измена жены не оставила его душевное состояние в покое. Мать решила, что ему лучше залечить раны в Киеве, поэтому отравила его к родственникам Турбиным. Он чудом добрался. Его решили оставить, так как его мама предлагала солидные деньги.

Лариосик сообщил, что прибыл вместе с их старшим братом, на что Николай ответил: «Какой брат? Какой брат? Из Житомира?». Он уже не верил, что Алексей жив. Но к огромному счастью это действительно был старший брат Алексей. Старший брат совершенно как чужой, в черном пальто, с рваной подкладкой, в темных брюках лежал на диване. «Его лицо было бледно синеватой бледностью, а зубы стиснуты». Алексей не просыпался, и Николай побежал за доктором. Через некоторое время по всему полу лежали осколки, стоял таз с кровяной водой. Турбин уже пришел в сознание, но доктор не позволил ему ничего сказать.

Конечно, доктор хотел бы отвезти Алексея в госпиталь, но все понимали, что положение в городе опасное и туда нельзя. Положение Алексея было неопасное. Кости целы, сосуды не затронуты и нерв тоже. «Но нагноение будет». Ведь попали клочки шерсти от пальто. Будет температура. Доктор посоветовал дать морфий, если будет совсем худо.

Елена просит никому не говорить об этом. Доктор говорит «ладно» и уходит.

метки: Булгак, Гвардия, Сочинение, Творчество, Произведение, Человек, Писатель, Честь

Гражданская война стала творческим кормильцем для многих авторов периода становления Советской власти. Писатели описывали трагизм тех событий, анализировали роль войны в историческом контексте, описывали судьбы обычных людей в горниле беспощадного кровавого противостояния.

Уделил свое внимание этой животрепещущей теме и М. Булгаков. Более того, «Белая гвардия» стала первым масштабным романом писателя, где он отточил навыки эпического жизнеописания.

Как известно, свой жизненный путь Булгаков начал на Украине. Жил и развивался в дружной интеллигентской семье. Становится понятным, почему автор развернул повествование именно на украинской земле. Он прекрасно знал и мог живописно описать местные просторы и типажи людей.

Внутренний философ писателя мучительно оценивал цели и последствия революции и Гражданской войны. Все свои переживания и мысли по этому поводу писатель и вместил в «Белую гвардию». Основным мотивом изложения стала судьба интеллигенции в обстановке послереволюционной смуты.

Главные герои – Турбины. Место действия – Киев. Год – 1918. Автором скрупулезно описывается атмосфера в семье. Их уютный и налаженный мир нарушен социальной катастрофой. Город еще не взят под контроль большевиками, поскольку он оккупирован немецкой армией. В столице Украины создается дружественное немцам военное общество Скоропадского. На город наступает Петлюра. Жители в страхе. Что же их ждет? В итоге петлюровские войска занимают город, немцы и отряды Скоропадского уходят прочь. Боевые действия ярко обнажают людские характеры – кто-то в страхе бежит, кто-то борется с внешней угрозой до последней капли крови. Смена власти, атмосфера безысходности и страха перед будущим царит в городе. Кто-то принимает условия игры и всецело предается духу мародерства и жестокости на развалинах старого социального строя. Но многие, например Турбины, пытаются сохранить лицо и жить согласно чести и достоинству.

Дом Турбиных стал прибежищем для многих людей, потрепанных войной.

Городское население в недоумении: за кого же радеть? за что воевать? Некоторые высказывают разумную мысль, что скоро править бал будут или одни большевики или одни бывшие царские военные.

Сам автор не встает на чью-либо сторону и просто показывает великую трагедию родной страны во всем многообразии на примере города и отдельно взятой семьи

2 стр., 522 слов

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом

… но и протянуть руку. Они понимают, что в данной ситуации может оказаться каждый. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом Несколько интересных сочинений Пожалуй, нет такого человека в нашей стране, кто не знал бы главного …

2 вариант

Роман «Белая гвардия» содержит много биографических черт, которые взяты с образа автора романа — Михаила Булгакова.

Например, образ одного из главных героев, Алексея Турбина, написан с образа самого автора. Алексей тоже врач, который служит на войне. В биографии Михаила Булгакова был такой эпизод. Да и сама фамилия — Турбин, встречалась в биографии писателя. Такую фамилию носила его бабушка.

О чем же повествует роман «Белая гвардия»? Это прежде всего роман о судьбе интеллигенции после отрешения от престола Николая II. Нет, автор показывает не судьбу интеллигенции при большевиках, а их судьбу именно в тот момент, когда старая власть ушла, а новая еще не появилась. С этим аспектом связана проблема нравственного выбора, которую можно выразить в двух плоскостях. В первом толковании, проблема нравственного выбора — это принятие решения воевать за белых, когда гетман обставил народ и ушел в неизвестном направлении, рискуя своей жизнью или же бороться за себя, свое будущее. Здесь важен образ Най-Турса, который приказал своим солдатам бежать, рвать значки и документы. Это образ настоящего офицера, для которого важна не только победа, но и судьба своих солдат, их будущее.

Второй аспект проблемы нравственного выбора выражается в вопросе, который автор ставит перед читателями: каким нужно быть? И дает два варианта событий. Можно быть трусом и предателем, как Тальберг, бросивший жену и уехавший в Германию, и гетман, который бросил своих подданных. Эти люди не знают ничего о чести, справедливости, доброте. Это низменные люди, которые интересуются лишь исполнением собственных желаний. Их абсолютно не волнует мнение и судьба других людей. Это эгоистичные и неумные люди. Но еще автор говорит, что можно быть сильным, честным, храбрым и решительным, как Турбины. Это выражается и на женских образах.Елена Васильевна, жена Тальберга, надеется и ждет мужа, искренне верит, что он придет. Это образ верной, сильной и храброй женщины.

Роман «Белая гвардия» имеет антикоммунистическое начало. Булгаков никогда не принимал советскую власть. Ему как человеку образованному было это невозможно. В своем романе он показывает большевиков как злую силу, которая уничтожает все на своем пути.

Роман «Белая гвардия» — в некотором роде роман-воспитание. Автор дает читателю примеры, до чего может довести та или иная черта характера, поэтому необходимо совершенствоваться и развиваться, убивать в себе зло и ненависть.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Белая гвардия

По роману Белая гвардия

Популярные сегодня темы

  • Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт с тонкой душевной организацией и своими особенными взглядами на жизнь. Бунин очень многие свои рассказы посвящал теме любви. Он описывал её как некую силу

  • В сказке Паустовского Заячьи лапы мы видим Ваню немного упрямым, но очень человечным мальчиком. Про него можно было бы сказать: Маленький человек с большим сердцем. Он захотел зайчику помочь

    3 стр., 1307 слов

    Образ автора в романе Евгений Онегин Пушкина

    … Пушкина и его героя объединяет общая мысль-переживание за то, что происходит в России. Образ автора в романе Евгений Онегин Несколько интересных сочинений Каждый год этот праздник происходит очень захватывающе. И для моей … на детскую психику. Моя мама училась в деревенской школе. Она не большая. В ней было 2 этажа. Стены кирпичные. Окна выкрашены в белый цвет. На территории школы есть …

  • Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.

  • Произведение представляет собой описание комической жизненной ситуации, изображенной в виде анекдотической сюжетной линии.

  • Важными персонажами небольшого рассказа А. П. Чехова «О любви» являются Алёхин и Луганович. П.К. Алёхин – умный, образованный, воспитанный человек, знающий несколько языков.

  • Сочинение по роману достоевского преступление и наказание 10 класс
  • Сочинение по роману александра сергеевича пушкина дубровский благородный разбойник
  • Сочинение по роману александра сергеевича пушкина дубровский почему дубровский стал разбойником
  • Сочинение по роману гончарова обломов 10 класс конспект урока
  • Сочинение по роману гроза островского