Сочинение по репродукции картины шишкина утро в сосновом лесу

Многомудрый литрекон на днях листал сборник стихотворений м.ю. лермонтова, подготовленный к 50-летию со дня гибели поэта. именно там он встретил

Многомудрый Литрекон на днях листал сборник стихотворений М.Ю. Лермонтова, подготовленный к 50-летию со дня гибели поэта. Именно там он встретил репродукцию картины И.И. Шишкина — «На севере диком». Она иллюстрирует одноименное стихотворение автора, которое является вольным переводом произведения Гейне. Если Гейне воспевал печальный удел двух влюбленных, то Лермонтов написал стихотворение об одиночестве, сознательно заменив главную тему. Картина Шишкина очень точно отражает посыл и настроение работы. Ей Многомудрый Литрекон посвятил краткое сочинение-описание по плану. Приятного просвещения!

Вариант 1

(279 слов) История создания картины Ивана Шишкина «На севере диком» делает произведение понятнее для современного зрителя. Известно, что Шишкин написал полотно в качестве иллюстрации для стихотворения М.Ю. Лермонтова, которое называется по первой строчке — «На севере диком». В нем автор выразил свое безысходное одиночество. Художник уловил это настроение и создал образ, который одним своим видом внушает зрителю сочувствие к нелегкому уделу тех, кто борется с судьбой, но оказывается отверженным. 

На севере дикомНа полотне изображена запорошенная снегом сосна, находящаяся на пригорке. Вокруг нее ледяная пустыня. В северных широтах стоит лютая зима. Все вокруг заледенело. От самой картины веет холодом. Сумеречное небо окрашено в насыщенно-синий цвет. Чем выше, тем светлее оттенок, но это не делает его теплее и радостнее. Небольшие облака подавлены этим нашествием синего цвета, они едва выделяются на его фоне. Видимо, только лунный свет, источника которого мы не видим, освещает белоснежную пустоту вокруг сосны. Она окружена одиночеством: ни одного следа, ни одного намека на жизнь. Лишь сама сосна отбрасывает единственную тень, выступающую серым пятном на белом снегу. Гордые ветви сосны, обычно тянущиеся к небу, на этот раз прижаты снежным бременем. Она как будто вытянула руки по швам. Крона в таком замерзшем и подавленном состоянии напоминает скорее ель, а не сосну. Тем не менее, гордое дерево не прогибается под тяжестью обстоятельств и не умирает. Оно бросает вызов ледяным сумеркам. В нем сосредоточен героизм одиночества, которое преодолевает само себя.

Мне понравилась картина «На севере диком», потому что это больше, чем пейзаж. В нем заключена идея, которая так поддерживает человека в трудную минуту. Идея о том, что можно бороться за свою жизнь даже на крайнем Севере, даже в кромешной тьме, даже в полном одиночестве. Такие картины всегда вдохновят людей на напряжение воли ради больших целей.

План сочинения-описания по картине Шишкина «На севере диком» для 9 класса:

  1. Вступление: история создания картины «На севере диком»;
  2. Основная часть: описание картины «На севере диком»;
  3. Заключение: мое мнение о полотне.

Вариант 2

(315 слов) Пейзаж — это жанр живописи, цель которого заключается в изображении природы. Художники пишут полотна с натуры, перенося на холст или бумагу каждую деталь окружающего их мира. Одним из самых известных представителей этого жанра является Иван Иванович Шишкин. Именно его полотна стали иллюстрациями для многих произведений русских поэтов и писателей. Например, многим известна его картина «На севере диком», отразившая содержание и настроение одноименного стихотворения М.Ю. Лермонтова. 

На севере дикомНа полотне изображена одинокая сосна, выросшая на «Севере диком». Вокруг этого маленького дерева развернулось снежное царство. Льды оковали горы, снега замели все живое. Ничто в этой непролазной бело-синей тьме не зажигает даже искры жизни. Ничто, кроме небольшого дерева. Сосна заметена снегом. Ее ветви настолько пригнулись к стволу под тяжестью снега, настолько озябли и примерзли, что сосна напоминает ель по треугольному строению кроны. Ее обрамляет пустота. Лишь тень падает серым пятном на белое снежное поле, чистоту которого больше ничего не нарушает. Сосна стоит на пригорке, но внизу расстилается лишь густой синий сумрак. Мы ничего не видим, кроме ночной тьмы. Небо окрашено более светлыми оттенками синевы, но все равно темно и пусто. Лишь небольшие облака выделяются слабыми контурами и позволяют отличить темноту неба от темноты земли. Видимо, единственным источником света на полотне является луна, но она осталась «за кадром». Именно «кадром», ведь кажется, что перед нами фотография, так как изображение очень четкое и детальное. Идея картины выражена в стихотворении М.Ю. Лермонтова: 

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой –
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Мне понравилась картина «На севере диком», потому что в этом пейзаже выражена эмоция — бескрайнее одиночество. Сосна вызывает жалость, но не только ее. За стойкость этой жизни, за ее немую борьбу хочется наградить ее уважением. Дерево не сдается снегам и упорно продолжает жить с мечтой о родственной душе.

План сочинения по картине «На севере диком» для 9 класса:

  1. Вступление: особенности жанра «пейзаж»;
  2. Основная часть: описание картины «На севере диком»;
  3. Заключение: мое впечатление о полотне.

Интегрированный
урок в 8 классе Г   «Утро в сосновом лесу»  учителя русского языка и литературы
Одинокой Марии Николаевны,  учителя биологии, педагога-психолога Луценко Ольги
Александровны  МБОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.В. Пономаревой»     г.
Ульяновска

Тема урока: Р/Р Сочинение по
репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Цели урока:  развитие устной и письменной
речи; формирование умения самостоятельно создавать текст сочинения-описания по
картине.

Планируемые результаты:

Метапредметные
результаты:

Личностные
УУД: 
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, Родины.

Регулятивные
УУД: 
корректировать свою деятельность (вносить изменения в процесс с
учётом возникших трудностей и совершённых ошибок; намечать способы их
устранения).

Познавательные
УУД: 
удерживать цель деятельности до получения её результата;
планировать решение учебной задачи (определять последовательность операций,
необходимых для достижения результата).
 

Коммуникативные
УУД: 
создавать письменный текст с использованием типа речи описание

Предметные
результаты:
 видеть взаимосвязь научных знаний, создавать
письменные монологические высказывания; соблюдать в практике письма нормы
современного русского литературного языка (лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные); стилистически уместно использовать
лексические и фразеологические средства языка

Личностные
результаты: 
Осознание эстетической ценности
произведений живописи; сформированность нравственных чувств. Сформированность
чувства осознанного патриотизма

Тип урока: Урок развития
речи

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный
момент), целеполагание

         Видеофрагмент про лесную опушку небольшой с музыкой,
далее слова Антона Павловича Чехова.

Слово
учителя:

-Ребята,
а на каком материке мы с вами живем? (Евразия)


каком городе мы с вами живем?

-Какой
климат преобладает на нашей территории? (умеренно-континентальный.

1.
Хвойные леса Ульяновской области

1048
тыс.га земли заняты лесами – это четверть часть территории Ульяновской области.
Около половины территории занимают хвойные леса (сосна, лиственница). Они
обладают свойством очищать воздух от вредных для здоровья бактерий, поэтому
возле сосновых лесов расположены санатории и дома отдыха.

http://popgun.ru/files/g/270/orig/5245539.jpg

         В
экосистеме леса мы с вами видим большое разнообразие видов животных и растений.


А какие виды животных и растений леса вы знаете? (сосна, береза, дуб, ясень,
ромашка, мох, лишайник, белочка, лиса, волк, медведь)

(фоном
идет видео с природой и пение соловья)

         Для каждого из нас символичны бесконечные
просторы и бескрайние луга с разнотравьем, березовые рощи с  пением  соловья,
таежные медведи-рыболовы, душистые ромашковые и васильковые поля с порхающими бабочками.
Невероятно красивая природа России воспевается поэтами и навечно застывает на 
полотнах  художников.
Первым из художников России воплотил  красоту и
могущество русской природы Шишкин.

2. Биография Шишкина.

Утро в сосновом лесу. И. Шишкин. 1889. | Фото: allpainters.ru.

II. Актуализация знаний

(картина Шишкина)

Слово учителя:

         —Как вы думаете, о чем мы
сегодня будем говорить на уроке?
(обсуждение и описание картины).

Что мы будем формировать с  помощью
обсуждения картины?
(речь, способность к составлению связного устного и
письменного текста)

         Открываем тетради и записываем число, классная
работа, подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Утро в
сосновом лесу».

1.Фронтальный опрос.

—Что мы видим в центре картины? (Маленькие
медвежата, сосновый лес, старые поваленные деревья, медведица).

—Что делают медвежата? (Медвежата весело
играют. Ранним утром они вылезли из своей берлоги: двое залезли на поваленное
бурей дерево, третий смотрит вдаль).

— Как выглядят медвежата?  (Художник
изобразил медвежат пушистенькими, толстенькими, кругленькими).

— Кто ещё изображён на картине? (Медведица,
которая охраняет своих малышей от врагов. Или,мб, это медведь, который сидит у
ствола дерева и присматривает за медвежатами).

— Как выглядит медведица? (Она больше
медвежат, у неё бурая, коричневая шерсть. Она скалит зубы, рычит на непослушных
малышей).

— На каком дереве изображены медвежата?
(Это старая сосна, сломанная бурей. Ствол её расщеплён, корни выворочены из
земли).

— Что мы видим на заднем плане?  (Высокие
сосны.  Между деревьями растёт зелёный кустарник. Небо покрыто розоватыми
облаками. Не случайно картина называется «Утро в сосоновом лесу»).

— Какая часть дня на картине? (На картине
раннее солнечное утро: первые лучи солнца освещают вершины сосен).

         Итак, мы с вами обсудили, что
изображено на картине. Давайте сейчас запишем в тетради ключевые слова и дадим характеристику
ключевых слов.

III. Применение знаний и
умений в новой ситуации.

1. Конструирование элементов текста.

 На слайд: Словарная работа. Выделение ключевых слов:  Медвежата,
третий медвежонок, медведица, лес, сосны, утро, небо, лучи.
Ключевые слова
обсуждаются и на слайде «выплывает» сперва ключевое слово, после обсуждения «выплывают»
прилагательные и глаголы, данные ниже, которые дети фиксируют в тетради.

Медвежата: весёлые, мохнатые, игривые,
шаловливые, любознательные, вскарабкались на поваленное дерево, лазают, рычат,
пыхтят.
Запись в тетради.

Медвежонок, который не играет с братьями: неуклюжий, неповоротливый,
косолапый, толстый, не смог взобраться на ствол поваленного дерева, смотрит
вдаль
. Запись в тетради.

Медведица: заботливая, строгая, недовольная. Запись
в тетради.

Лес: дремучий, густой, непроходимый,
таинственный, сказочный. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор.
Запись
в тетради.

Сосны: старые, высокие, могучие, прямые,
покрыты потрескавшейся корой.
Запись в тетради.

Утро: раннее, летнее, свежее, первые лучи
солнца, беловатый туман.
Запись в тетради.

Небо: покрыто нежными, розовыми облаками.
Запись в тетради.

Лучи: солнечные, освещают и золотят вершины
сосен.
Запись в тетради.

2. Гимнастика для глаз.

3. Конструирование текста.

         Работа со схемами предложений: на
доске — схемы Эльконина-Давыдова разных  предложений, в тетради и на слайде —
словарная работа.  Составляем 2 предложения со мной, 3 – самостоятельно.

         Проверьте то, что получилось,
друг у друга, на полях карандашом покажите мне ошибки друг у друга.

 IV. Закрепление в
результате  работы с интерактивной доской
.

1.Орфографическая работа.

         Слово учителя: Сейчас мы
повторим некоторые орфограммы, которые могут встретиться при описании картины.

На слайд: Орфографическая работа. Чередующиеся
гласные в корне слова.

Р_стут – р_стение – прор_стать

НО : р_ст, выр_с

         Слово учителя: В тетради
запишите слова с пропущенными буквами и самостоятельно вставьте пропущенные
буквы.

         После вставки буквы «выплывает»
правило: правописание гласных  зависит от последующего согласного. Можно здесь
выделить разным цветом СТ и С.

Заст_лать, но заст_лить

Зам_рать, но зам_реть

         У: В тетради запишите слова с
пропущенными буквами и самостоятельно вставьте пропущенные буквы.

         После вставки буквы «выплывает»
правило: правописание гласных  зависит от последующего суффикса А. Можно
выделить красным цветом суффикс А.

         На слайд: Орфографическая
работа. Правописание «Н» и «НН» прилагательных и причастиях.

Таинствен_ый

         У: В тетради запишите слово с
пропущенной буквой и самостоятельно вставьте пропущенную букву.

         После вставки буквы «выплывает»
правило: отыменное прилагательное, образованное от существительного «таинство»
с суффиксом «ЕНН», в котором всегда пишем «НН».

Ран_ий

         У: В тетради запишите слово с
пропущенной  буквой  и самостоятельно вставьте пропущенную букву.

         После вставки буквы «выплывает»
правило: отыменное прилагательное, образованное от существительного «рань», в
основе которого есть «Н», с суффиксом «Н», всегда  пишем «НН».

Повален_ый, сломан_ый

НО: изображе_о, написа_о, расщепле_о,
вывороче_ы

         Вы: В тетради запишите слова с
пропущенными буквами и самостоятельно вставьте пропущенные буквы.

         После вставки букв  «выплывает»
правило: полные причастия, в которых  всегда  пишем «НН», а в кратких причастиях,
всегда  пишем «Н» .

         На слайд: Запомните, как
пишется:

 Будто

 Будто бы

 Как будто

 Вдаль

На слайд: Составление плана сочинения

2.Составление плана

         Итак, нам осталось составить план, на
основе которого вы дома напишите сочинение-описание по картине.

о ком будем говорить в начале сочинения? (о
медвежатах, о тех, кто изображен на переднем плане)

1. Медвежата в лесной глуши.

-о чем будем говорить в средней части
сочинения? (об утре, лесе, о том, что изображено на заднем плане)

2. Утро в сосновом лесу.

-о чем будем говорить в завершении
сочинения?

3. Впечатление от картины.

V. Домашнее задание

дописать
сочинение

VI. Рефлексия и
подведение итогов урока

-что мы сегодня делали? (вспоминало слоях
леса, учились писать сочинение, развивали речь)

  • Сочинение по репродукции картины поленова золотая осень 3 класс школа россии
  • Сочинение по репродукции картины в д поленова золотая осень 3 класс презентация
  • Сочинение по репродукции картины в м васнецова иван царевич на сером волке 4 класс презентация
  • Сочинение по репродукции картины в м васнецова иван царевич на сером волке 4 класс конспект
  • Сочинение по рассказу шукшина микроскоп