Сочинение по рассказу живое пламя

по рассказу е. и. носова живое пламяцели урока: познакомить учащихся с рассказом е. и. носова живое пламя, развивать речь

 (По  рассказу Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели
урока:
познакомить учащихся с рассказом Е. И.
Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и
анализа художественного произведения, умение работать со справочной
литературой,   воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство
благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:
1) Компьютер. 2)  Презентация. 3) Тексты
рассказа Е. Носова «Живое пламя». 4) С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка. 5) Толковый словарь живого великорусского языка
Владимира Даля.     6) Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.

Эпиграф к уроку:

Я только хочу, чтобы вы, мужчины
и женщины,

бывшие солдаты и солдатские
жёны, участники и

очевидцы, пока ещё живы,
передали бы своим

детям и внукам священную память
о павших из

рук в руки, от сердца к сердцу.

Е.Носов

Слайд №1

Эмоциональный
настрой на урок

1.Звучит
песня Ю. Антонова «Маки»

Добрый
день, ребята! Сегодняшний урок, как Вы уже поняли, непростой.  Наш урок-это
урок память. Память тем, благодаря которым, вот уже 75 лет  над нами голубое
мирное небо.       

 Война…
Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких
оставила  лежать на необозримых российских полях  и сколько жизней
перековеркала!

Слайд №2

Мотивация
на учащихся на учебную деятельность. Введение в тему урока

Учитель зажигает
свечу.


Когда мы обычно зажигаем свечи?


Что символизирует свеча?

Огонь
во все времена считался символичным, священным для людей. Его оберегали в
древности, его почитали, считалось, что огонь очищает душу человека, и может
смести и уничтожить всё на своём пути. Именно поэтому перед огнём
благоговели, его же и боялись. Историки находят свидетельства того, что огонь
наши предки зажигали тогда, когда необходимо было почтить умерших людей.
Такие ритуальные особенности огня перешли и в наше время.

Свеча
догорает, память остаётся.


Память! Что это? Наказанье или дар божий?


Может ли жизнь без неё быть полноценной?

Работа
над понятием «ПАМЯТЬ».

Составление «энциклопедии» слова.

Работа
с высказываниями.

1группа

Задание:
вставьте пропущенное слово в данных ниже высказываниях:

1.Единственное
сокровище человека — это его …. Лишь в ней — его богатство или бедность.
(Адам Смит)

2.
Потерял … — потерял себя.( Пословица.)

5.
Без … наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее
безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)

2
группа

Работа
со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Приложение.

-Познакомьтесь
со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Какое определение вам кажется более
удачным?

3
группа

Вспомните,
что называется эпитетом. (Эпитет — это образное определение, которое
дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Подберите
эпитеты к слову ПАМЯТЬ. Работа со словарной статьёй слова ПАМЯТЬ. В
словаре приведено около 100 эпитетов к слову. Выберите понравившиеся эпитеты.

В
течение сегодняшнего урока должны будете себя оценивать. Перед вами лежат
листы самооценки. В первой колонке – вид работы, за которую вы себя
оцениваете, в других – варианты оценки. Из предложенных вариантов, выберите
тот, который более вам подходит, и обведите его в кружок, не забывайте в
пятой колонке  писать выводы и заметки, почему что-то у вас не удалось

Слайд №3

Работа в
группах

Тема
урока, цели:

-Ребята!
Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше
запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется
вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Сегодня,
ребята, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны
— Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения
Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему
памяти  и решает её  на страницах своего произведения.

Отработка
умений и навыков по теме, осмысление прочитанного

1.Подготовленое
сообщение учащегося о писателе

Евгений
Иванович Носов родился 15 января

 1925и
года в селе Толмачёво, недалеко от

 Курска.
18-летним пареньком в 1943 году ,

 расставшись
с родными местами, Е.И.Носов

 ушёл на
фронт, сражался в составе

противотанковой
бригады. На подступах к

 Кёнигсбергу
в 1945 году был тяжело ранен и

 осенью
того же года вернулся домой. С

 мыслью
об учёбе в 9 классе пришлось

 расстаться
сразу же. «Помню, — пишет позднее

 Евгений
Иванович, — когда я впервые зашёл в

 класс в
гимнастёрке и при боевых орденах, все

 встали,
думали, что я новый учитель…»

 Е.И.Носов
был награждён двумя орденами

 Отечественной
войны I степени, орденом

 Красной
Звезды, медалями «За отвагу», «За

 победу
над Германией». Сначала он работает

 художником-оформителем
в газете, затем

 литературным
сотрудником.

Всё
пережитое, увиденное, запомнившееся – и

 детство,
и война, и послевоенные судьбы

 родной
страны — вновь начало проходить

 перед
духовным

 взором
Е.И.Носова, оживать в особом,

 преображённом
виде и складываться в единую

 книгу о
всей России.

В 1958
году он издаёт первую книгу рассказов

 «На
рыбачьей тропе», куда вошли рассказы:

 «Белый
гусь», «Трудный хлеб», «Радуга».

Рассказ
«Живое пламя» тоже входит в сборник

 «На рыбачьей
тропе», именно в нём звучит

 тема
памяти.
 Е. И. Носов  был награждён

 Орденами
Ленина и Отечественной войны,

 медалями.
В 1975 году писатель был удостоен

 Государственной
премии РСФСР, в 1996 году

 Международной
премии имени М. А.

Шолохова
в области литературы и искусства.

Умер
писатель 13 июня 2002 года, похоронен в

 Курске.

Слайд №4

Выполнение
действий

Прослушайте
рассказ, внимательно следя по тексу. Во время прослушивания вы должны в паре
составить два вопроса, которые помогут нам проанализировать текст, определить
его проблему, его главную идею.

Чтение рассказа
учителем.

Аналитическая
беседа по вопросам детей. (Учитель задаёт дополнительные наводящие вопросы).

(оцените свою
работу)

Прочитайте
описание клумбы, составьте карточки с названием цветов в том порядке, в каком
они росли на клумбе тети Оли. Переверните карточки и ответьте на вопрос что
символизируют маки? С какой целью Носов выбрал именно маки? Какое пламя
ассоциируется с памятью в наше время, напоминающее о страшных годах ВОВ?
Только ли внешний вид объединяет маки и пламя? Что хотел сказать Носов своим
произведением? К чему он нас призывает?

(Видео «Реквием. Помните» Рождественский)

Поставьте
оценки в своих картах.

9  -Сумел ли Е.
Носов на страницах небольшого

 произведения
показать жестокость войны?

В  Война –
величайшая трагедия.

К  Когда
произносишь это слово, в мыслях

    встают
разрушенные города, вспышки ракет и

    зарево
пожарищ, в ушах возникает бесконечно

     тяжелый
грохот бомбежек…

В В рассказе Е.
И. Носова нет описаний военных

    событий, и о
войне автор упоминает вскользь.

    Всего лишь
несколько предложений передают

     весь ужас
войны. Сын тёти Оли геройски

   погиб,
короткая у него была жизнь, зато в

     полную силу
прожита. А сколько молодых

     людей не
вернулось с войны! В памяти

    близких и их
боевых товарищей они остались

     вечно
молодыми.

Д

Прослушивание
текста.

Работа в парах
— составление вопросов: 3 пары- о маках,

3 пары – о тёте
Оле;

3 пары — о
рассказчике;

3 пары – о сыне
тёти Оли.

Слайд №5

Слайд №6

Анализ
результата. Вывод.

О
погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли,

 мы
узнаем из последних строк рассказа. Эти

 строки
являются ключевыми в произведении

 Носова.
Память о погибших в Великой

 Отечественной
войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и

 безымянные
бойцы, не пришедшие с фронта,

 возвращаются
в нашу жизнь дуновением

 легкого
ветерка, лазоревым тихим утром,

 разросшимся
под окном жасминовым кустом

 или
ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Прошло 75
лет, как закончилась Великая

 Отечественная
война, но её эхо до сих пор не

 затихает
в людских душах. Мы  не имеем

 права
забыть ужасы войны, чтобы они не

 повторились
вновь. Мы не имеем права

 забыть
тех солдат, которые погибли ради того,

 чтобы
мы сейчас жили. Мы обязаны всё

помнить,
чтобы извлечь для себя уроки из

 прошлого
на настоящее и будущее. Мы

 обязаны
всё помнить, чтобы жить.

Звучит
песня «От героев былых времен…»

Минута
молчания

Домашнее задание:

Запишите домашнее задание на выбор:

1.      Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2.      Подготовить рассказ  о родственниках, которые воевали в годы Великой
Отечественной войны.

3.      Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4.      Подготовьте развернутый ответ на вопрос 

   «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что
это проблема нашего времени?»

Сдайте листы самооценки. Оценки за урок.

Слайд №7

1)  Русские
писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

2)  Н.
Л. Крупина, Н. А. Соснина «Сопричастность времени». Москва, Просвещение, 1992.

3)  В.
С. Россинская «Не дать погаснуть живому огню». Журнал  «Литература в школе», №
3, 1995 г.

«Котенок» читательский дневник Толстой

котенок читательский дневник толстой

Читательский Дневник

Толстой «Котенок» читательский дневник

Жанр: рассказ

Сколько страниц — 6

«Котенок» главная мысль

Если взяли себе животное, то нужно его защищать и заботиться о нем. Мы в ответе за своих питомцев.

«Котенок» главные герои

  • Катя — трусиха, испугалась собак, убежала прочь, не защитив котенка.
  • Вася — смелый и ответственный мальчик, не испугался собак, побежал к котёнку и прикрыл его собой. В его поступке видна решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.

«Котенок» план рассказа

  1. Исчезновение кошки
  2. Рождение пятерых котят
  3. Серый с белыми лапками
  4. Прогулка с котенком
  5. Нападение собак
  6. Побег Кати
  7. Вася спасает котенка

Чему учит рассказ «Котенок»?

Рассказ учит любить животных, защищать и заботится о них, нести ответственность за своих любимцев. Учит смелости, ответственности, решительности. Вася совершил смелый поступок — защитил маленького котенка от собак, хотя и сам боялся собак.

«Котенок» отзыв для читательского дневника

Мне понравился этот рассказ, в котором мальчик Вася проявил свою смелость. Вася спас котенка от собак, которых и сам очень боялся. Он поступил как настоящий герой.

«Котенок» пословицы к рассказу

  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дорога помощь вовремя.
  • За друга в огонь и в воду.
  • Друг познается в беде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.

«Котенок» краткое содержание

для читательского дневника:

  1. У Кати и Васи была кошка, которая весной исчезла.
  2. Однажды дети услышали мяуканье около амбара и нашли свою кошку уже с пятью котятами.
  3. Всех котят мама раздала, а одного котенка дети оставили себе и часто с ним играли
  4. Однажды брат и сестра пошли собирать щавель, растущий около дороги.
  5. Дети забыли про котенка, а он в то время бегал по дороге и играл.
  6. Вдруг на котенка побежали две собаки охотника, Катя испугалась и убежала.
  7. Вася не побоялся, а накрыл собой котенка и спас.

Детальный пересказ:

Вася и Катя брат и сестра, у которых была кошка. Однажды дети узнали, что она исчезла и долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара. Дети нашли кошку с пятью родившимися котятами. Катя принесла им молока и дети стали с ними играть.

Котят вскоре раздали, а одного котенка, серого с белыми лапками, дети уговорили маму оставить.

Однажды дети вышли с котенком на поле и стали собирать щавель. Котенок играл с соломой, но вдруг неизвестно откуда выскочили две охотничьи собаки и бросились догонять котенка. Котенок не убегал, он застыл от страха, и стоял выгнув спину.

Катя испугалась и побежала домой. А Вася не растерялся, побежал к котенку и прикрыл его своим телом от собак. Так смелый Вася спас котенка. Он проявил смелость и отвагу. А когда охотник увел собак, Вася забрал котенка домой и больше дети котенка с собой не брали.

Толстой Лев рассказ «Котёнок»

Читательский дневник по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич

Число страниц: 2

Главные герои: Вася, Катя.

Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый.

Спас котёнка, прикрыв его собой.

Катя — заботливая девочка, но трусливая.

Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу.

Характеристика второстепенных героев:

Охотник — просто проезжал мимо.

Краткое содержание рассказа «Котёнок»

Жила у Васи и у Кати кошечка, которая однажды исчезла.

Спустя время на амбаре нашли кошку и пятерых котят.

Четырёх котят раздали, а одного дети забрали себе.

Брат с сестрой полюбили котика и много с ним играли.

Однажды они взяли котёнка на дорогу и увлёкшись забыли про него.

Вдруг дети увидели двух собак, которые мчались к котёнку.

Катя с криком побежала прочь, Вася же бросился к котёнку и заслонил его.

Хозяин собак успел их отогнать.

Котёнок был спасён и Вася не пострадал.

План рассказа:

  1. Пропажа.
  2. Кошка найдена.
  3. Пять котят.
  4. Прогулка с котёнком.
  5. Нападение собак.
  6. Спасение котёнка.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Основная мысль произведения «Котёнок»

Главная мысль рассказа в том, что настоящий герой не думает о себе.

Основная идея рассказа в том, что человек должен нести ответственность за домашних питомцев.

Чему учит рассказ

Учит мужеству и смелости.

Учит спешить на помощь слабым

Учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог.

Краткий отзыв по рассказу «Котёнок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе.

Герой прежде всего бросается на помощь другому человеку или животному.

А трус пытается прежде всего спастись сам.

Это интересный и добрый рассказ.

Автору удалось показать, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности, а бросится спасать беззащитное существо.

Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик.

Видно, что он добрый и смелый.

На такого человека всегда можно положиться.

Ему можно доверять.

Он не подведёт в трудную минуту.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор.

Убежать от опасности или противостоять ей.

Но только тот, кто борется с опасностью, может считаться героем.

Пословицы к рассказу

  • Сам погибай, а товарища выручай
  • Мы ответственны за тех, кого приручили.
  • Дорога помощь вовремя.
  • Верёвка крепка повивкой, а человек помощью.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Амбар — строение возле деревенского дома.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Предлагаем прочитать краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок». Произведение учит тому, что нужно быть ответственным за свои поступки. Домашних питомцев нужно защищать, о них необходимо заботиться. Также писатель показывает, что нужно помогать друзьям, несмотря ни на что, особенно тем, кто слабее тебя и нуждается в твоей помощи.

Главные герои

Вася – шустрый, ответственный мальчик, не по возрасту смелый, самоотверженный.

Катя – сестрёнка Васи, добрая и заботливая, но трусливая девочка.

Краткое содержание

У Васи и Кати была кошка, которая в один весенний день не вернулась домой. Детишки везде искали её, но напрасно. Прошло время. Играя возле амбара, ребятишки услышали, как кто-то пищит над их головами. Вася отважно полез на крышу и через какое-то время закричал, что нашёл кошку. Да не одну, а с чудесными котятами. Сестра тут же побежала в дом за молоком.

Котят было пятеро. Когда они немного окрепли, мать раздала их людям. Одного дети попросили оставить. Они выбрали серого малыша с белоснежными лапками. Ребята очень привязались к своему питомцу и даже спать укладывали его рядом с собой.

Как-то дети пошли играть в поле, а котёнок бегал рядом. Он играл соломой, которую развевал ветер. Дети смеялись, глядя на его проказы. Увидев растущий недалеко от дороги щавель, Вася с Катей пошли туда и забыли о котёнке.

Неожиданно они услышали громкий крик. Кто-то командовал «Назад!» Дети увидели охотника на лошади. Две его собаки бежали прямо на котёнка. Тот не убегал, а сидел на дороге, выгнув спинку. Испугавшись, Катя закричала и быстро убежала домой. Вася же бегом пустился в сторону котёнка и успел добежать до него, прежде чем собаки ему навредили.

Собаки бросились на беспомощного котёнка, но Вася мужественно закрыл его своим телом. Хозяин собак отогнал их, а мальчик отнёс малыша домой и с тех пор лучше присматривал за ним.

Отзыв для читательского дневника

Рассказ Толстого поучителен. Мальчик Вася поступает, как настоящий герой. Он тоже боялся собак, но преодолел свой страх ради маленького друга. За беспомощного котёнка он переживал больше, чем за себя. Васю можно назвать решительным и смелым мальчиком, способным взять себя в руки в минуту опасности. Герой учится на своих ошибках – он больше не берёт котёнка с собой в поле, где для него небезопасно. Он понял: каждый хозяин в ответе за своего питомца. Если уж взяли к себе в дом животное, нужно не только играть с ним, но и заботиться о нём.

  • Сочинение по прочитанному тексту примеры
  • Сочинение по произведению тихий дон
  • Сочинение по музыке лунная соната бетховена
  • Сочинение по литературе забвению не подлежит
  • Сочинение по нагибину мать выращивала его на холоду