Сочинение по рассказу второй дашевской

Сочинения по литературе фонвизин по произведению недоросль в начале восемнадцатого века в российской империи издали указ о том, чтобы каждый
  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • По произведению Недоросль

В начале восемнадцатого века в Российской империи издали указ о том, чтобы каждый дворянин имел образование. Если предписание царя не будет исполнено, то недоучки не могут вступать в брак. Именно этот документ и положил начало легендарной комедии Фонвизина.

В произведении «Недоросль» автор тщательно рассмотрел дворянство, а именно, проблему становления личности юных людей из семьи помещиков. Фонвизин придавал огромное внимание именно воспитанию детей. Он считал, что лишь воспитанные и образованные люди могут изменить будущее России. В комедии фигурирует такой молодой человек, как Митрофан. По своему происхождению дворянин, его окружения составляют люди с дурным нравом. Противопоставлением этому герою служат такие персонажи, как Стародум, Милон, Правдин и Софья.

Именно эти персонажи имеют те черты характера, которые так ценил Фонвизин. Через их уста автор выражал идеи, которые летают среди образованного и интеллигентного общества. Простковы и Скотины, в свою очередь, являются полным воплощением самого ужасного и скверного. Мать Митрофана настолько любит сына, что это, парой, становиться невыносимо терпеть. Митрофан не может и шагу ступить без ведома матушки. Естественно, это быстро надоедает. Забота – это безусловно отлично, но ее бывает чересчур. В принципе, как было в ситуации с Митрофаном и его матерью.  

Речь у всех героев тоже отличительно различалась. Это тоже служило особой характеристикой каждого персонажа. К примеру, Митрофан не блистал красноречием, был молчалив. Правдин же, наоборот, поражал всех своим словарным запасом. Речь Софи была изящна, как и она сама. Простакова часто использовала довольно грубые выражения, которые присущи крестьянам. У каждого из них были свои особенности. 

Фонвизину довольно неприятно все это общество грубых, невоспитанных, необразованных людей. Которые просто забыли, что такое дворянское и человеческое достоинство. К сожалению, для данного сословия того времени стало нормально полное отсутствие культуры, множество фальши, грубых слов. Они перестали заботиться об образовании, довольствуясь тем, что есть. Не задумываясь о том, что их ждет в будущем.

2 вариант

Центральным персонажем в произведении «Недоросль» гениального писателя Фонвизина считается Простаков, представитель дворянского рода. Вообще, Митрофан означает «подобный», то есть чем-то схожий на мать. Но возможно таким образом, матушка Простакова хотела показать окружающим, что она хочет воспитать сына, похожего на себя. У неё была мысль оставить сына при себе до 26- летия, и даже не отпустить его в армию на службу. А сама госпожа Простакова обладала твердолобостью, редко слушала других, и именно поэтому переубедить её зачастую было очень трудно. У её же сына отсутствует какая-либо мотивация и цели в жизни, но он любил вкусно покушать. Она говорила, что пока он ещё недоросль, пока ещё его можно женить и не отдать на службу, то такая возможность должна непременно послужить в плюс. Сам Митрофанушка днями бездельничал и, предупреждая об очередной шалости, он говорил об этом матери, а она в свою очередь поощряла его безделье и называла это «лёгким баловством».

И конечно же всеми известная фраза Митрофанушки: «не хочу учиться, хочу жениться». Он считал, что «к наукам он не способен». И даже в этом вопросе мать его поддерживала. Но стоит отметить, хоть и воспитание у неё было неправильным, она очень его любила. Даже когда он объедался, она говорила ему, чтобы он покушал ещё. А когда его кто-либо обижал, мать всегда вставала на защиту сына, не позволяла никому плохо с ним обращаться, рассчитывая на то, что он ответит таким же отношением в дальнейшем. Однако, несмотря на её ожидание, Митрофанушка к матери относился пренебрежительно, он постоянно отворачивался от неё, отталкивал в ситуациях, когда она хотела ему помочь, не хотел, чтобы она присутствовала рядом с ним, и также считал себя крайне умным.

И вообще к окружающим Митрофанушка не питал приятных чувств, например, к своему дядюшке Тарасу по фамилии Скотинин, он также относился пренебрежительно и грубо, постоянно огрызаясь на него и советуя ему убираться. Воспитанием же сына занималась за низкую плату добрая женщина Еремеевна, которая очень хотела научить его чему-то хорошему. Однако другие учителя крайне часто серчали на него. Митрофанушка при этом всём был человеком достаточно высокомерным и считал, что все люди прямо должны отчаянно ему помогать. Автор хотел нам изобразить, что в каждом из нас есть как бы частица такого персонажа как этот Митрофан, и когда мы ленимся, мы частично и становимся на него похожими. К таким людям как он, относиться или хорошо, или плохо очень трудно, ведь они очень неоднозначные, они недалёкие, невоспитанные, и с ними общаться нет никакого желания. Единственная надежда на исправление у такого человека, если он сам этого захочет.

Сочинение 3

В восемнадцатом веке словом «недоросль» именовали молодых дворян, не получивших от своего учителя удостоверения об окончании ими обучения. Замысел создания комедии, высмеивавшей грехи современного русского общества, впервые зародился у Дениса Ивановича Фонвизина в конце 1778 года, уже после своего возвращения из Франции. Впервые комедия опубликована в далеком 1783 году. Все последующие поколения пытались всеми способы не походить на известного и противного всем Митрофанушку

Митрофанушка является избалованным барчонком, которого с самого детства холит и лелеет его матушка госпожа Простакова. День ото дня Митрофан только и делает, как объедается без всякой меры. Остальное время он любит проводить в своей голубятне. Он необычайно ленив и глуп и в этих науках ему помогает немец-учитель Вральман, усердно оправдывая его лень, за что чуть было и не получает по голове. В итоге, за два года изучения арифметики, едва способен досчитать до трех, читать же научился только по слогам.

Злонравие свойственно его матери не с меньшим успехом перешло и к сыну, в основном показывая вид на тех, кто не может ему ответить или дать сдачи. Особенно он любит лаяться со своими учителями и всячески оскорблять свою няню, кормилицу, которая воспитала его с рождения и практически заменила ему мать. Но и к родной матери он расположен не более, ежели к кому другому, ясно демонстрируя это грубым с ней обращением, а главное обидными для, под конец потерявшей слишком многое, госпожи Простаковой словами: «да отвяжись матушка, как навязалась».

Трусость, которая нередко присуща особенно глупым людям обнаруживается, когда Скотинин пытается побить его за откровенное желание жениться и он, вместо того, чтобы защищаться, выдвигает вперед свою няню, прикрываясь ей от возможных ударов.

Во всем своем существе Митрофан представляет собой невежественного, ленивого, трусливого, злого, глупого, словом человека дошедшего последней степени своего совершенства. Таких, как он были миллионы тогда, но и теперь остались десятки миллионов людей, не желающих учиться, считающих, что абсолютное большинство знаний никому не нужно и никогда не пригодиться. Правильно сказал Вральман о Митрофанушке, заглянув далеко вперед: «таких на свете миллионы, миллионы. Как ему не выбрать себе компании?»

Вариант 4

Комедия Фонвизина «Недоросль» повествует о недоросле, который воспитывался таким ужасным образом, что постепенно стал превращаться в некое ленивое, ни к чему не способное, и к тому же жестокое существо.

Сюжет комедии развивается в деревне, где командует крепостница по фамилии Простакова. Она играет в комедии главную отрицательную роль. Жестокая и властная госпожа Простакова презирает всех вокруг: свою свиту, крестьян и в том числе собственного законного супруга. Если ко всем этим качествам приплюсовать ещё и её абсолютную безграмотность – то перед нами будет типичный пример одной из представительниц дворянства, против которого и выступает автор в своей комедии. Простакова не любит никого, за исключением своего сына Митрофана.

Митрофан – кошмарная копия своей матери. Он целиком и полностью унаследовал ее невыносимое поведение и ужасный характер. Целыми днями он предается лени, обжорству и тирании домашних. К отцу он относится презрительно и вообще не воспринимает его как человека. Безграмотность, к слову сказать, тоже полностью заслуга его матери. Так как теперь дворяне имели право выбора – служить ли не служить, Митрофан пребывал при матери. Учиться всё же было обязательно, Простакова закон исполняет, но не слишком то его одобряет. Недоросль только делает вид, что учится, учителей всячески третирует и критикует. На самом деле мечта Митрофана – стать единоличным хозяином всего имения и распоряжаться в нём по своему усмотрению, так как пожелает его бестолковая сущность. Поэтому он только и делает, что ждёт кончины своих родителей.

В деревне Простаковой крепостной строй продержался бы ещё не один век, если бы в один прекрасный момент Митрофанушка не бросил в сторону матери решающую реплику, что мол, отвяжись ты от меня, вот навязалась. Вот именно здесь произошло крушение всех устоев Простаковой, основанных на жестоком обращении и банальном невежестве.

Комедия не потеряла своей актуальности и в наши дни. Люди все также делятся на бедных и богатых, богатые считают себя хозяевами жизни, они позволяют вести себя с бедными жестоко и бесчеловечно, в то время как бедный человек довольно часто оказывается гораздо образованнее, честнее и мудрее многих богатеев.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Недоросль

По произведению Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Анализ повести Камю Посторонний

    В 1942 году была напечатана повесть Камю Посторонний. Главным персонажем повести является маловажный работник Мерси. Он не хочет быть похожим на других людей, осознает абсурдность жизни

  • Анализ произведения Васильева В списках не значился

    Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974-м году. Поводом для её написания послужил один случай. Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале

  • Сочинение Печорин и водяное общество

    Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу самых великих русских писателей. Это безусловный и абсолютный факт. Произведения Михаила Юрьевича написаны на остросоциальные темы

  • Сочинение по картине Копытцевой Летний день. Цветет сирень 8 класс

    Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.

  • Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза сочинение

    Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом

1. Подготовка к
восприятию текста


Прочитайте название рассказа. О чём оно говорит?

— Каковы ваши
предположения по поводу того, о чём будет идти речь в данном рассказе?

—  Запишите свои
предположения.

2. Чтение текста с
остановками

—  Прочитайте
фрагменты рассказа и ответьте на вопросы.

Первый
фрагмент рассказа

вопросы

Пакет
лежал прямо у двери — картонная коробка, на которой от руки были написаны их
фамилия и адрес: «Мистеру и миссис Льюис, 217Е, Тридцать седьмая улица,
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10016».

Внутри
оказалась маленькая деревянная коробка с единственной кнопкой, закрытой
стеклянным колпачком. Норма попыталась снять колпачок, но он не поддавался. К
днищу коробочки липкой лентой был прикреплен сложенный листок бумаги:
«Мистер Стюарт зайдет к вам в 20.00».

Норма
перечитала записку, отложила её в сторону и, улыбаясь, пошла на кухню
готовить салат.

— Картонная
коробка… Что бы это могло быть – подарок, рекламная акция, розыгрыш, чья-то
шутка?

 —
Предположите, что это за кнопка?

— Обратите
внимание на настроение Нормы? Какое слово помогает нам понять это настроение?


Озаглавьте эту часть текста (Удивительная коробка)

Второй фрагмент рассказа

Звонок
в дверь раздался ровно в восемь.


Я открою! — крикнула Норма из кухни. Артур читал в гостиной.

В
коридоре стоял невысокий мужчина.


Миссис Льюис? — вежливо осведомился он. — Я мистер Стюарт.


Ах, да… — Норма с трудом подавила улыбку. Теперь она была уверена,
что это рекламный трюк торговца.


Разрешите войти? — спросил мистер Стюарт.


Я сейчас занята. Так что, извините, просто вынесу вам вашу…


Вы не хотите узнать, что это?

Норма
молча повернулась.


Это может оказаться выгодным…


В денежном отношении? — вызывающе спросила она.

Мистер
Стюарт кивнул.


Именно.

Норма
нахмурилась.


Что вы продаете?


Я ничего не продаю, — ответил он.

Из
гостиной вышел Артур.


Какое-то недоразумение?

Мистер
Стюарт представился.


А-а, эта штуковина… — Артур кивнул в сторону гостиной и улыбнулся.
Что это вообще такое?


Я постараюсь объяснить, — сказал мистер Стюарт. — Разрешите войти?

Артур
взглянул на Норму.


Как знаешь, — сказала она.

Он
заколебался.


Ну что ж, заходите.

Они
прошли в гостиную. Мистер Стюарт сел в кресло и вытащил из внутреннего
кармана пиджака маленький запечатанный конверт.


Внутри находится ключ к колпачку, закрывающему кнопку, — пояснил он и положил
конверт на журнальный столик. — Кнопка соединена со звонком в нашей конторе.


Зачем? — спросил Артур.


Если вы нажмете кнопку, — сказал мистер Стюарт, — где-то в мире умрет
незнакомый вам человек, и вы получите пятьдесят тысяч долларов.

Норма
уставилась на посетителя широко раскрытыми глазами.

Тот
улыбался.


О чем вы говорите? — недоуменно спросил Артур.

Мистер
Стюарт был удивлен.


Но я только что объяснил.


Это что, шутка?


При чем тут шутка? Совершенно серьезное предложение…


Кого вы представляете? — перебила Норма.

Мистер
Стюарт смутился.


Боюсь, что я не могу ответить на этот вопрос. Тем не менее заверяю вас, что
наша организация очень сильна.


По-моему, вам лучше уйти, — заявил Артур, поднимаясь.

Мистер
Стюарт встал с кресла.


Пожалуйста.


И захватите вашу кнопку.


А может, подумаете день-другой?

Артур
взял коробку и конверт и вложил их в руки мистера Стюарта. Потом вышел в
прихожую и распахнул дверь.


Я оставлю свою карточку. — Мистер Стюарт положил на столик возле двери
визитную карточку и ушел.

Артур
порвал ее пополам и бросил на стол.

— Что
предлагает мистер Стюарт? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

— Как
реагируют на это неожиданное предложение Артур и Норма?

— Как ведёт
себя Артур, понимая, что это не шутка? Подтвердите свой ответ текстом.

—Почему
Артур выставляет непрошеного гостя за дверь и рвёт его визитную карточку?

— Озаглавьте
эту часть текста (Неожиданное предложение)

Третий фрагмент рассказа

— Как  по-твоему,
что все это значит? — спросила с дивана Норма.

— Мне
плевать.

Она попыталась
улыбнуться
, но не смогла.

— И ни
капельки не любопытно?..

Потом Артур
стал читать, а Норма вернулась на кухню и закончила мыть посуду.

— Почему ты
отказываешься говорить об этом? — спросила Норма.

Не
прекращая чистить зубы, Артур поднял глаза и посмотрел на ее отражение в
зеркале ванной.

— Разве
тебя это не интригует?

— Меня это
оскорбляет, — сказал Артур.

— Я
понимаю, но… — Норма продолжала накручивать волосы на бигуди, — но ведь и
интригует?..

— Ты
думаешь, это шутка? — спросила она уже в спальне.

— Если
шутка, то дурная.

Норма села
на кровать и сбросила тапочки.

— Может быть,
это психологи проводят какие-то исследования.

Артур пожал
плечами.

— Может
быть.

— Ты не
хотел бы узнать?

Он покачал
головой.

— Но
почему?

— Потому
что это аморально.

Норма
забралась под одеяло. Артур выключил свет и наклонился поцеловать ее.

— Спокойной
ночи…

Норма
сомкнула веки.

 — Пятьдесят
тысяч долларов, — подумала она.

— Обратите
внимание на слова автора, сказанные о Норме: «Она попыталась улыбнуться,
но не смогла
». Почему меняется настроение Нормы?

— Проанализируйте
поведение Артура и Нормы, найдя в тексте слова, которые характеризуют их отношение
к неожиданному предложению (Артура оскорбляет это предложение, он
понимает, что это аморально, Норму интригует)

— Как вы
понимаете слово «интригует»?

— Исходя из
этих двух глаголов можем мы предположить, что будет дальше?

— Озаглавьте
эту часть текста (Разный взгляд на предложение Стюарта)

Четвёртый фрагмент рассказа

Утром,
выходя из квартиры, Норма заметила на столе кусочки разорванной карточки.
Повинуясь внезапному порыву, она кинула их в свою сумочку.

Во
время перерыва она склеила карточку скотчем. Там были напечатаны только имя
мистера Стюарта и номер телефона.

Ровно
в пять она набрала номер.


Слушаю, — раздался голос мистера Стюарта.

Норма
едва не повесила трубку, но сдержала себя.


Это миссис Льюис.


Да, миссис Льюис? — Мистер Стюарт, казалось, был доволен.


Мне любопытно.


Естественно.


Разумеется, я не верю ни одному слову.


О, это чистая правда, — сказал мистер Стюарт.


Как бы там ни было… — Норма сглотнула. — Когда вы говорили, что кто-то в
мире умрет, что вы имели в виду?


Именно то, что говорил. Это может оказаться кто угодно. Мы гарантируем лишь,
что вы не знаете этого человека. И, безусловно, что вам не придется наблюдать
его смерть.


За пятьдесят тысяч долларов?


Совершенно верно.

Она
насмешливо хмыкнула.


Чертовщина какая-то…


Тем не менее таково наше предложение, — сказал мистер Стюарт. — Занести вам
прибор?


Конечно, нет! — Норма с возмущением бросила трубку.

— Могли ли
мы предположить, что Норма возьмёт визитную карточку? Почему?

— Как
реагирует Норма на слова Стюарта о том, что всё, что он говорит, чистая
правда?

— Зачем
Норма звонит Стюарту, если в ходе разговора бросает телефонную трубку?

— Улыбается
ли теперь Норма? Что означают слова «насмешливо хмыкнула»?

— Озаглавьте
эту часть текста (Звонок Стюарту)

Пятый фрагмент рассказа

Пакет
лежал у двери. Норма увидела его, как только вышла из лифта.

Какая
наглость! — подумала она. — Я просто не возьму его.

 Она
вошла в квартиру и стала готовить обед. Потом вышла за дверь, подхватила
пакет и отнесла его на кухню, оставив на столе.

Норма
сидела в гостиной, потягивая коктейль и глядя в окно. Немного погодя она
пошла па кухню переворачивать котлеты и положила пакет в нижний ящик шкафа.
Утром она его выбросит.


Может быть, забавляется какой-то эксцентричный миллионер, — сказала она.

Артур
оторвался от обеда.


Я тебя не понимаю.

Они
ели в молчании. Неожиданно Норма отложила вилку.


А что, если это всерьез?


Ну и что тогда? — Он недоверчиво пожал плечами. — Что бы ты хотела — вернуть
это устройство и нажать кнопку? Убить кого-то?

На
лице Нормы появилось отвращение.


Так уж и убить…


А что же это, по-твоему?


Но ведь мы даже не знаем этого человека.

Артур
был потрясен.


Ты говоришь серьезно?


Ну а если это какой-нибудь старый китайский крестьянин за десять тысяч миль
отсюда? Какой-нибудь больной туземец в Конго?


А если это какая-нибудь малютка из Пенсильвании? — возразил Артур. —
Прелестная девушка с соседней улицы?


Ты нарочно все усложняешь.


Какая разница, кто умрет? — продолжал Артур. — Все равно это убийство.


Значит, даже если это кто-то, кого ты никогда в жизни не видел и не увидишь,
— настаивала Норма, — кто-то, о чьей смерти ты даже не узнаешь, ты все равно
не нажмешь кнопку?

Артур
пораженно уставился на нее.


Ты хочешь сказать, что ты нажмешь?


Пятьдесят тысяч долларов.


При чем тут…


Пятьдесят тысяч долларов, Артур, — перебила Норма. — Мы могли бы позволить
себе путешествие в Европу, о котором всегда мечтали.


Норма, нет.


Мы могли бы купить тот коттедж…


Норма, нет. — Его лицо побелело. — Ради бога, перестань.

Норма
пожала плечами.


Как угодно.

Она
поднялась раньше, чем обычно, чтобы приготовить на завтрак Артуру блины, яйца
и бекон.


По какому поводу? — с улыбкой спросил Артур.


Без всякого повода. — Норма обиделась. — Просто так.


Отлично. Мне очень приятно.

Она
наполнила его чашку.


Хотела показать тебе, что я не эгоистка.


А я разве говорил это?


Ну, — она неопределенно махнула рукой, — вчера вечером…

Артур
молчал.


Наш разговор о кнопке, — напомнила Норма. — Я думаю, что ты неправильно меня
понял.


В каком отношении? — спросил он настороженным голосом.


Ты решил, — она снова сделала жест рукой, — что я думаю только о себе…


А-а…


Так вот, нет. Когда я говорила о Европе, о коттедже…


Норма, почему это тебя так волнует?


Я всего лишь пытаюсь объяснить, — она судорожно вздохнула, — что думала о
нас. Чтобы мы поездили по Европе. Чтобы мы купили коттедж. Чтобы у нас была
лучше квартира, лучше мебель, лучше одежда. Чтобы мы, наконец, позволили себе
ребенка, между прочим.


У нас будет ребенок.


Когда?

Он
посмотрел на нее с тревогой.


Норма…


Когда?


Ты что, серьезно? — Он опешил. — Серьезно утверждаешь…


Я утверждаю, что это какие-то исследования! — оборвала она. — Что они хотят
выяснить, как поступит средний человек при таких обстоятельствах! Что они
просто говорят, что кто-то умрет, чтобы изучить нашу реакцию! Ты ведь не
считаешь, что они действительно кого-нибудь убьют?!

Артур
не ответил; его руки дрожали. Через некоторое время он поднялся и ушел.

Норма
осталась за столом, отрешенно глядя в кофе. Мелькнула мысль: «Я опоздаю
на работу…» Она пожала плечами. Ну и что? Она вообще должна быть дома,
а не торчать в конторе…

Убирая
посуду, она вдруг остановилась, вытерла руки и достала из нижнего ящика
пакет. Норма положила коробочку на стол, вынула из конверта ключ и удалила
колпачок. Долгое время она сидела, глядя на кнопку. Как странно… ну что в
ней особенного?

Норма
вытянула руку и нажала на кнопку.

— 
Ради нас, — раздраженно подумала она.

Что
теперь происходит? На миг её захлестнула волна ужаса.

Волна
быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо — так много
уделять внимания ерунде.

Она
швырнула коробочку, колпачок и ключ в мусорную корзину и пошла одеваться.

— Перед
нами диалог двух героев. Как относится Артур к размышлениям Нормы?

— Какие
аргументы приводит Норма, чтобы убедить мужа нажать кнопку? Чем искушает его?

1
аргумент

– путешествие в Европу

2
аргумент

– покупка коттеджа

3
аргумент

– рождение ребёнка

— Соглашается
ли Артур на столь убедительные аргументы?

— Найдите в
тексте слова, которые описывают состояние Артура в то время, когда Норма
убеждает мужа (Артур был потрясён. Артур пораженно уставился на неё. Он
опешил)

— Давайте
понаблюдаем за поведением Нормы с того момента, когда она находит пакет, до
момента, когда она нажимает на кнопку. Запишите словосочетания или
предложения в тетради:

1.
Прошла мимо пакета.

2. Вышла
за дверь, подхватила пакет и отнесла …на кухню.

3.
Положила пакет в нижний ящик шкафа (утром …выбросит)

4.
Достала… пакет.

5.
Долгое время… сидела, глядя на кнопку.

6. Вытянула
руку и нажала на кнопку.

— Как долго
размышляла Норма, прежде чем принять решение нажать на кнопку? (сутки)

— Легко ли
ей далось решение нажать на кнопку?

—  Была ли
она психологически подготовлена к этому решению?

—  Нажимая
на кнопку, верила ли Норма, что это серьёзно?

— Как ведет
себя после нажатия кнопки? (На миг её захлестнула волна ужаса. Волна
быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо – так много уделять
внимания ерунде)

— Что произошло с Нормой?

— Обратите
внимание на слова «презрительно усмехнулась»?  Почему в начале
рассказа она улыбается, потом «насмешливо хмыкает» и вот уже «презрительно
усмехается
»? Что стоит за этими словами?

— Озаглавьте эту часть
текста (Искушение победило)

Шестой фрагмент рассказа

Она
жарила на ужин отбивные, когда зазвонил телефон. Она поставила стакан с
водкой-мартини и взяла трубку.


Алло?


Миссис Льюис?


Да.


Вас беспокоят из больницы «Легокс хилл».

Норма
слушала будто в полусне. В толкучке Артур упал с платформы прямо под поезд
метро. Несчастный случай.

Повесив
трубку, она вспомнила, что Артур застраховал свою жизнь на двадцать пять
тысяч долларов, с двойной компенсацией при…

Нет.
С трудом поднявшись на ноги, Норма побрела на кухню и достала из корзины
коробочку с кнопкой. Никаких гвоздей или шурупов… Вообще непонятно, как она
была собрана.

Внезапно
Норма стала колотить ею о край раковины, ударяя все сильнее и сильнее, пока
дерево не треснуло. Внутри ничего не оказалось — ни транзисторов, ни
проводов… Коробка была пуста.

Норма
вздрогнула, когда зазвонил телефон. На подкашивающихся ногах она прошла в
гостиную и взяла трубку.

Раздался
голос мистера Стюарта.


Вы говорили, что я не буду знать того, кто умрет!


Моя дорогая миссис Льюис, — сказал мистер Стюарт. — Неужели вы в самом деле
думаете, что знали своего мужа?

— Ожидали
ли вы такой финал?

— Почему
Норма не смогла преодолеть искушение?

— Что
получила взамен?

— Принесли
ли ей счастье 50 тысяч долларов?


Раскаивается ли она в содеянном?

— Что
означают финальные слова Стюарта «Неужели вы в самом деле думаете, что
знали своего мужа


Озаглавьте эту часть текста (Смерть мужа как возмездие за безнравственный
поступок
)

3. Работа с полным
текстом


Вернёмся к вашим предположениям, которые вы высказали в начале урока. Совпали
ли они с теми выводами, к которым мы пришли, читая рассказ?

— Можно ли назвать
поступок Нормы преступлением, ведь физически она никого не убивала?


Как перебороть соблазн? Можно ли дать какие–то советы тем, кто не может устоять
перед соблазнами?

(1.
Сила жизненных искушений может изменить человека, заставляя его нарушать
нравственные законы.

2.
Мы в ответе за то, что каждый наш необдуманный и неосторожный шаг может
погубить всё.

3.
Мы должны задумываться о сложном выборе, перед которым нас порой ставит жизнь)

4. Домашнее
задание

3)
Как Вы понимаете слова «Искушение – самый строгий экзаменатор нравственности»,
которые сказал Адо́льф Кази́меж Хы́ла — польский художник и педагог?
В каких произведениях можно найти
подтверждение этой мысли?

муниципальное общеобразовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова

Дзержинского района  Волгограда»

400137, Россия, г. Волгоград, ул. 8 Воздушной Армии, 26а. Тел.: (8442) 53-63-98, факс –53-62-70

E-mail- Liseum9@yandex.ru, Сайт- Liseum9.ru

Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе

Знакомство с рассказом Нины Дашевской

«Весенняя соната»

подготовила

 учитель русского языка и литературы

Белоконева Ирина Павловна

Волгоград  2020

Урок внеклассного чтения

Тема. Знакомство с рассказом Нины Дашевской «Весенняя соната».

Цель. Познакомить учеников с рассказом Нины Дашевской «Весенняя соната», совершенствовать навыки анализа текста.

  Ожидаемые результаты:

  • личностные – 1) готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2) доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
  • метапредметные – 1) способность определять цель урока; 2) умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; 3) умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
  • предметные – 1) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; 2) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях; 3) овладение смысловым анализом текста.

Оборудование: компьютер, видеопроектор; раздаточный материал (распечатка фрагментов текста рассказа), презентация.

  Методические приемы: чтение с остановками, беседа по вопросам, пересказ, элементы анализа текста, устное рисование.

Структура занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Актуализация вопроса.
  3. Целеполагание
  4. Усвоение нового материала через чтение и анализ.
  5. Рефлексия деятельности.

Ход урока

В прошлом году мы познакомились с повестью Нины Дашевской «Скрипка неизвестного мастера». Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством современной писательницы.

— Что мы уже знаем о ней? (музыкант, профессионал, играет на скрипке в оркестре, пишет произведения: повесть «Скрипка неизвестного мастера» — лауреат Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» в 2013 году. В 2014 году сразу две книги Нины Дашевской были отмечены литературными наградами: сборник подростковых рассказов «Около музыки» победил в номинации «Воспитание чувств» на конкурсе «Новая детская литература» и занял первое место на конкурсе «Книгуру», а повесть «Вилли» завоевала Крапивинскую премию).

Я предлагаю вам обратиться на уроке к одному из рассказов сборника «Около музыки»    «Весенней сонате».

— А что такое соната? (Данным итальянским словом, произошедшим от латинского «sonare» и в переводе означающим «звучать», именуется один из ведущих жанров камерной инструментальной музыки. Соната представляет собой многочастную композицию, состоящую из контрастирующих по темпу и характеру разделов, тем не менее связанных между собой единым художественным замыслом)

— Как вы думаете, о чем будет произведение с таким названием? (Возможно, о молодости, о новом этапе жизни – «весна», о любви; что-то легкое, веселое, теплое; о весне, о музыке)

— Запишите тему урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока, глядя на тему. (Цель – познакомиться с рассказом «Весенняя соната», понять, почему он так называется)

— Обратимся к тексту.

Чтение учителем: Переезжать не хотелось. Даже не просто не хотелось — просто не укладывалось в голове, что они вот так возьмут, и уедут. Насовсем. И никогда сюда не вернутся…

Лишь когда грузчики вынесли на ремнях пианино, и за ним обнаружился квадрат тёмных обоев — только тогда Лёлька поняла: да, на самом деле уезжают. Насовсем. Переезжают к дяде Лёне — и у мамы с ним теперь начнётся совсем другая, новая жизнь. Но почему для этого нужно было разваливать её собственную жизнь, Лёлькину?! Её даже и не спросил никто…

— От чьего имени ведется рассказ?

— Кто является главным героем?

— Что мы узнаем о Лельке?

— Как сложится жизнь Лельки на новом месте?

Новый дом, новая школа — ничего здесь ей не нравилось. Даже своя комната — впервые по-настоящему своя! — казалась чужой. С видом на гаражи… И каштаны здесь не растут.

Лёльке здесь плохо. Плохо! — и она купила в переходе чёрную куртку с черепом во всю спину. Оказалось — очень удобно; на любую погоду. Назвала её «моя черепуха», и носила, не снимая. Джинсы — подарок дяди Лёни — порезала ножницами. Ещё постриглась — совсем. То есть абсолютно, под «ноль». Мама всё молчала, только когда увидела лысую Лёлькину голову — кажется, заплакала. Ну и пусть — у неё теперь своя жизнь, а у Лёльки — своя.

 Как вы думаете, сможет ли Лелька примириться с новой жизнью, найти общий язык с родителями?

— Что для этого нужно?

— Будет ли Лельке комфортно в новой школе? Почему? Как сложатся ее отношения с одноклассниками?

— Можно ли по внешности судить о человеке?

— Как вы думаете, могли ли одноклассники предположить об интересах Лельки?

— Что нужно, чтобы найти общий язык с новым человеком в коллективе?

Чтение учениками: В новом классе пытался познакомиться некто Серый — долговязый нескладный парень, тоже весь в черепах. Лёлька так его отшила, что сама испугалась. Пыталась начать курить, но не понравилось. К тому же, курили все — оказалось даже как-то оригинальней не курить. Серый всё не отвязывался — пытался найти с Лёлькой общий язык. Спрашивал, например, какую Лёлька музыку любит.

— Бетховена, — отрезала Лёлька.

— Это чего — группа такая? — завертел Серый ушастой головой.

— Нет — это такой композитор! Людвиг Ван. Малоизвестный, в общем…

…Новая классная вдруг попросила Лёльку поговорить после уроков — удивилась, как это новенькая «девочка с большой дороги» написала лучшее в классе сочинение. И по содержанию, и по всем запятым… Не случилось ли у неглупого человека Лёльки чего в жизни — может, ей помощь нужна?

Хотелось ответить — отстаньте. Но Лёлька сдержалась и  отвесила вежливым голосом вот что:

— Я очень ценю Ваше участие, Вера Сергеевна, но у меня всё в порядке. Абсолютно.

Так-то! Совершенно не хотелось, чтобы кто-то лез в её жизнь. Вернее, в главную часть её жизни, настоящую. Это был её секрет. Вот удивилась бы Вера Сергеевна, если бы узнала, куда Лёлька ездит каждую неделю!

— Что же является главной, настоящей частью жизни Лельки?

— Куда она ездит каждую неделю?

Чтение учениками: Куда-куда, домой, конечно. На старое место. Не прямым путём — автобус — метро с пересадкой — автобус, а хитрым: на электричке. Есть такие электрички, которые въезжают в Москву с одного края, и, обогнув центр, выезжают с другой стороны. Станция — прямо возле нового дома. Лёлька прыгала в полупустую электричку, и тут начинались превращения.

«Черепуха» снималась, под ней обнаруживался приличный полосатый свитер; на лысую голову — тюбетейка, Антошкин подарок. Из электрички выходила совсем другая Лёлька, и шла не в свой старый дом — там давно чужие люди; и даже не во двор. Шла в старинное здание красного кирпича, прямо за железной дорогой. Серый бы дар речи потерял, если бы узнал. Сумасшедшая Лёлька шла в музыкальную школу.

— Как вы думаете, где Лелька настоящая – там, в новой квартире, в новой школе,  или здесь, когда возвращалась в музыкальную школу? Аргументируйте свой ответ.

Школу она окончила как раз в прошлом году, но Анна Самойловна говорила — приходи! В любой день — найдём время, позанимаемся.

Она и приходила — не то чтобы заниматься, а просто — поиграть музыку. А потом — это главное! — приходил сын Анны Самойловны, Антон.

Антон — скрипач. Они полжизни просидели за одним столом в коридоре, за уроками. Тогда ещё первоклассница Лёлька ждала тут свою маму, а он — второклассник — свою. Анна Самойловна занималась тут же, за дверью. Если у неё не было урока, то она пускала ребят в класс — Лёлька учила там математику, Антон занимался на скрипке.

За первые четыре года они обменялись едва ли десятком слов. Пока Антошка вдруг не предложил:

— Может, подыграешь мне? Тут аккомпанемент вроде несложный…

Лёлька, смущаясь, села за рояль — и перепутала с испугу больше половины нот. Но Антошку это не смутило: ещё разочек! И ещё! А давай посмотрим — что тут ещё есть интересного?

…Так началась их «читка с листа». Читать с листа — значит, играть незнакомую музыку, в первый раз. Как бы на черновик. Потом — ещё раз, третий — и всё, хватит, дальше не интересно. Следующая страница!

Антошкина учительница скрипки ругала его за эту «читку» — что это за игра, тяп-ляп — и готово! Лучше бы гаммы играл, следил за руками! …А вот Анна Самойловна как будто и не замечала, что они «читают с листа»— зато в классном шкафу откуда-то появлялись всё новые ноты…

Они переиграли весь учебный репертуар, потом взялись за Гайдна, Моцарта…

Больше всего Лёлька любила сонаты — такую музыку, где пианист не просто аккомпаниатор, но — на равных со скрипачом. Для них ничего не было «слишком сложно» или «ещё рано» — играли Шуберта, Грига, Рахманинова…

Только однажды Тошка смутился — когда на полке появился толстый том сонат Бетховена.

— Это, наверное, нам не по зубам пока, — и поставил Бетховена на место.

Лёлька окончила музыкальную школу с четвёркой по специальности, но Анна Самойловна сказала:

— Четвёрка — это ерунда. Техника, конечно, тебя подводит. Но ты, Лёлька, музыкант — настоящий. Ты приходи ко мне ещё, и главное — играй. Скучно тебе, плохо; или наоборот, радость. Играй! Знаешь… Люди, они всякие бывают. И в жизни бывает всякое. А твой инструмент не предаст никогда.

— Как вы думаете, как будут развиваться события?

— Какую роль сыграет музыка в новой жизни Лельки?

Чтение учителем: И они играли. Антошка уже учился в музыкальном училище, но всё равно забегал в школу. И в этом году они начали-таки Бетховена. Тошка относился к нему с благоговением, Лёлька не могла понять — что он там такого нашёл? Гайдн — чистый, как вода из горной речки. Бах — сложный, умный; кажется, что старую-старую тяжёлую книгу читаешь; и вдруг понимаешь, что там… Моцарт — что тут скажешь, это сама музыка… Летит, не касаясь земли. Это, конечно, Антошкины слова, но и Лёлька с ним полностью согласна. Только что он нашёл в этом Бетховене?

Играли, конечно, кое-как — такое Лёльке сразу не осилить. Добрались с грехом пополам до пятой сонаты, Весенней…

И вдруг — сразу, с первых нот; Лёлька даже и не думала, что может быть так, в один миг — как с Джоном! С первых же нот показалось — не может быть, чтобы вообще была такая музыка. И чтобы — так просто, у Антошки под пальцами — и ответ пианино, и теперь — она, Лёлька, и опять Антон, и они вместе, и дальше, дальше… Вот так Бетховен — глухой, сумасшедший, как он сумел — такое?! А Лёлька-то всегда думала, что Бетховен — революционер: пятая симфония: та-да-да-дааам! Та — та — та — дааамммм! … судьба стучится в дверь! Прячьтесь все!… А тут — Весенняя соната. Такая нежность. Да, это правильное слово, хоть и странно произносить — нежный Бетховен…

Чтение учениками: Начался ноябрь, загнал Лёльку, наконец, домой, в новую комнату. А комната оказалась с сюрпризом, да ещё с каким!

За стенкой жила скрипка. Как это она раньше её не слышала?! Настоящая скрипка, взрослая — уж Лёлька-то в этом понимает. Скрипка играла разную музыку — со временем Лёлька выучила её наизусть. Это, кажется, Бах — а это, похоже, Чайковский. Одну пьесу Лёлька знала точно: «Кампанелла» Паганини. Антон говорил, это дико сложно — он пока ещё так не научился. Уж если Тошка не научился…

Всю зиму Лёлька слушала скрипку за стенкой и ездила к Тошке в музыкальную школу. К марту волосы у неё отросли — и уже совсем не хотелось стричь их! К тому же, облачко коротеньких волос ужасно шло ей. Это даже Серый заметил. Оказалось, он не такой уж и Серый — стихи пишет… И хорошие, представьте, стихи! Всё-таки нельзя человеку считать себя несчастным, если ему пишут стихи, да ещё у него есть скрипка за стенкой, Тошка с Бетховеном и где-то там ещё — Джон…

Первого марта Лелька встретилась с Джоном, который «зацепил ее» еще осенью, на остановке.

То есть не то чтобы встретились — Джон стоял сам по себе и смотрел на небо, а Лёлька смотрела в стекло припаркованного джипа. Потому что в стекле отражался он, Джон, и смотреть на него можно было сколько хочешь…

А вечером случилось чудо – Лелька узнала, что у нее будет брат:

Дядя Лёня, смущаясь, стал говорить что-то невнятное о том, что надо бережнее к маме относиться… Лёлька долго не могла ничего понять и по привычке надулась. А потом дошло — у неё будет брат! Надо же, настоящий брат!

— Изменилась ли Лелька?

— Оправдались ли ваши прогнозы?

Чтение учениками:

— Можете на меня рассчитывать. Ну там, гулять, или что ещё нужно, — пробурчала Лёлька, и, зачем-то хлопнув дверью, сбежала в свою комнату. Дядя Лёня, конечно, решил — она переживает. А Лёльке хотелось побыть одной. Брат будет! Уже в этом году, осенью. Листья будут, и Лёлька будет его в коляске возить, наушники в уши, и ходить-ходить бесконечно по улицам с коляской этой… Клетчатую бы купить.

… И тут за стенкой заиграла скрипка. Лёлька замерла — этого просто не могло быть! Скрипка играла Весеннюю сонату Бетховена.

Скрипку, видно, тоже накрыло весеннее настроение — ведь март же, первое число! И там, где мелодию подхватывает пианино — Лёлька открыла крышку пианино и вступила. Играла и прислушивалась — здесь ли скрипка? Здесь, здесь!

… Всё-таки они сбились, и скрипка стала играть зачем-то одну ноту. А, ну конечно — просит «ля»! Пианино у Лёльки расстроенное, на полтона ниже… Подстроились, и снова — Весенняя соната! На этот раз — от начала до конца первой части. Надо же, Лёлька помнит всё наизусть!

Какая же это музыка — волшебная, нежная, тонкая, весенняя!!!

— Почему по-другому стал восприниматься мир?

— А как вы думаете, путь к себе или путь к другому – что важнее?

— О чем же произведение Нины Дашевской? Почему оно так называется?

( Произведение о сложном внутреннем мире подростка, о взрослении, о взаимоотношениях с родителями и другими людьми, о зарождении первой симпатии, о музыке, которая помогает понять героя.

Название – 1) прямое значение: «Весенняя соната» Бетховена, которую играют герои рассказа;

2) переносное: сам рассказ построен как соната, состоит из 3 смысловых частей:

внешний мир, состоящий из 2 частей: новая жизнь Лельки – жизнь до переезда,

внутренний мир Лельки, связанный с музыкой (часть, которая объединяет 1-ю и 2-ю).

— Как вы понимаете смысл финала рассказа?

Чтение учениками:

А потом у Антошки был концерт в училище. Какой-то очень важный — играют только самые лучшие! И среди них — Антон. Лёлька приехала в училище пораньше, стояла в фойе и рассматривала старые фотографии. И тут она увидела их вдвоём.

Клетчатое пальто с Джоном стояли вместе. Не просто стояли — они были вместе, это сразу видно. У Джона была её скрипка — вот она, наконец-то Лёлька её увидела.

Лёлька даже не расстроилась. Конечно, девушка его намного старше; но она такая красивая! Странная, конечно, пара — скейт и французская машина…Эх, Джон, Джон! Ну, значит — так надо. Они очень разные; и вместе с тем — как будто в чём-то совсем одинаковые. Оба как будто с другой планеты, и оба такие красивые.

— Ну, не переживай, — сказал ей Джон. — Надо ехать — значит, надо…

А она сказала:

— Удачи, Джон! — и пошла к выходу.

И вдруг он догнал её:

— Мама, стой! Ключи забыла…

Мама?!! Вот этого точно не может быть. Она же совсем не взрослая как будто…

… Выходит, он тоже живёт у Лёльки за стенкой?! И слышал их Весеннюю сонату?

… А кто теперь объяснит, почему скрипка осталась у Джона?!

Откуда ни возьмись — Антошка:

— Лёлища, ты уже здесь! — и Джону: — Привет, Джон, играешь сегодня? — тот кивнул. — «Кампанеллу», да?

— Опять «Кампанеллу», — развёл руками Джон.

Джон! Играет сегодня!

— Лёлька, а там пустой класс есть — пойдём, поиграем! — обернулся Тошка к опешившей Лёльке.

— У тебя же концерт вроде бы…

— Да что концерт — через час ещё; что же мне, целый час сидеть и дрожать? Пойдём, правда, поиграем — что же я, зря тащил с собой Бетховена?! Давай, я мигом — только ключ от класса возьму!

Он умчался, а Лёлька смотрела на Джона и не могла поверить. Она даже сейчас не могла представить его со скрипкой (хотя потом, на концерте, оказалось — ему так же ловко со скрипкой, как и со скейтом). А он смотрел на неё — и тоже не мог поверить; Лёлька и Бетховен! — тоже было не так и просто представить её за роялем.

«Неужели — ты?» — спросил он одними глазами.

«Ага, я», — ответила Лёлька, тоже глазами.

А может, никакого такого разговора и не было, а Лёлька всё придумала.

Тогда Джон спросил по-другому, не глазами. Но и не словами. Он улыбнулся и засвистел Весеннюю сонату.

И в первый раз увидел, как Лёлька широко улыбается ему в ответ.

Рефлексия.

— На что обратили внимание сегодня на уроке?

— Какие размышления вызывает рассказ?

— Захотелось ли прочитать другие рассказы из сборника «Около музыки»?

Домашнее задание: написать отзыв на рассказ Н.Дашевской «Весенняя соната»

Методический комментарий.

Урок внеклассного чтения можно проводить в 6-8 классах. Основной прием на уроке знакомства с рассказом – чтение с остановками. Текст заранее не знаком учащимся, на столах – распечатка фрагментов рассказа. Ученики не просто читают новый текст, а сразу по ходу отвечают на вопросы, анализируют проблемы, поднимаемые автором. В процессе обсуждения ученики обращаются к тексту, пересказывают отдельные эпизоды, делают выводы, подтверждая свои рассуждения цитатами

Литература.

  1. Биография писателя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://readly.ru/author/15703146/
  2. Данилова, О.А. Прием «медленного чтения» на уроках по современной прозе: рассказ Нины Дашевской «Ой, то не вечер». Филологический класс 1(47)/ 2017
  3. Дашевская, Н.С. Около музыки. Весенняя соната [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litra.pro/okolo-muziki/dashevskaya-nina/read/2
  4. Гутрина, Л.Д. Современная проза на уроках литературы: книга Н. Дашевской «Около музыки» Филологический класс, 4(42)/2015
  5. Знакомство с рассказом Нины Дашевской «Наушники». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zhivye-litsa.com/?Met=4
  6. книгуру.рф
  7. https://soundtimes.ru/

 СОЧИНЕНИЕ

images

Андрей Георгиевич Битов (1937–2018) – русский писатель, поэт,
сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе – назвал
свой текст «Умрет не от этого», и в центре повествования оказывается мать
героя-рассказчика, вернее, последние двадцати лет ее жизни.

Сам Андрей Битов
скончался на 82 году жизни, то есть всё-таки не дожил до 85, когда, видимо,
умерла его мать (или мать героя-рассказчика).

Собственно весь текст Битова связан с темой смерти, с
ироничным ее осмыслением. Так, в первом предложении выдающийся геронтолог, то
есть специалист, который «изучает процесс старения человека и разрабатывает
способы замедлить этот процесс», парадоксально утверждает, что продолжительность
жизни определяется не здоровым образом жизни и количеством вредных привычек, а
наследственностью, то есть, надо полагать, продолжительностью жизни родителей.

Вот поэтому герой-рассказчик считает, что, выйдя наконец на
пенсию в 70, мать поставила себе задачу дожить до 75, осознав, что теперь она
самая старшая, — до 80, и бросила курить, а когда матери стукнуло 85, «она
взяла установку на девяносто». Всё это
потому, считает рассказчик, что таким образом «своим стареющим сыновьям она
зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше».

Так на старости лет мать рассказчика овладела новой
профессией: «теперь её профессией стала жизнь». И «молодой специалист», как
иронично называет свою мать рассказчик, преуспела в новой профессии: «дитя
своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках», отмеряя все новые пятилетки,
дожила-таки до 85!

«Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок».
И вот когда «мама была нетранспортабельна» и ее беспокоила нога, рассказчик
пригласил знаменитого хирурга: тот посоветовал протирать палец на ноге
спиртиком. А когда, поверив в репутацию великого хирурга, рассказчик спросил
напрямую, знаменитость ответил, что умрет не от этого.

И тогда рассказчик успокоился – и это кульминация всего
рассказа! – взял отпуск и уехал с 12-летним сыном в Абхазию, где так счастливо
отмечали мамино восьмидесятилетие.

Конечно, на протяжении всего повествования рассказчик жалеет,
что не остался, что не помог, не оберегал, не взял к себе, не уберёг «молодого
специалиста», а за ироничным тоном повествования скрывается боль, боль не
только за мать, за всё поколение, которое умело только выживать, но так и не
научилось просто жить…

Во второй – короткой – части рассказа ирония рассказчика
направлена на себя, то есть на самого рассказчика. Событий в этой части
немного: снимая футболку, он роняет монолитный крест с метровой высоты – и крест
разбивается. А потом рассказчика «всполошённо позвали обратно в корпус, к
телефону…» Это предпоследнее предложение: рассказчик понимает, что зря уехал и
что мама умерла.

Книга, в которую входит рассказ «Умрет не от этого»,
называется «Жизнь после нас». Рассказчик понимает, как он виноват, а Андрей
Георгиевич Битов, попрощавшись с матерью, видимо, задается вопросом: Какая она –
жизнь после нас? Вероятно, в следующем рассказе Битов расскажет уже о своем
поколении – сколько ему осталось?

«Пока мама жива, мы молоды», – говорят на Кавказе.

«Живых всё меньше в телефонной книжке, звенит в ушах
смертельная коса, стучат всё чаще гробовые крышки, чужие отвечают голоса», —
писал другой поэт послевоенного поколения, Валентин Иосифович Гафт. «Что после
нас?» —спрашивает Битов. «Теперь о том, что недоговорили, звучат, как
многоточие, гудки». «Пустота…» — отвечает Гафт.

Думаю, что в этом тексте можно увидеть проблему старости,
проблему отношения к старикам-родителям, а также философскую проблему отношения
к смерти, к смене поколений, к прожитой жизни.

Понятно, что  Андрей
Георгиевич Битов иронизирует также над склонностью человека верить в репутацию
и призывает верить себе, верить своей интуиции, быть собой и быть с дорогими
тебе людьми.

Понятно, что Андрею Битову не так уже важно, сколько он еще
проживет, важнее – чем запомнится он и его поколение.

Рассказ Андрея Битова о неотвратимости старости и смерти.
Мать умерла, теперь отсчёт времени начался для него.

585 слов

СОЧИНЕНИЕ 2

В чем состоит секрет долголетия?
Именно этот вопрос поднимает в своем тексте 
русский писатель Андрей Георгиевич Битов.

Автор рассуждает над поставленной
проблемой, основываясь на мыслях главного героя-повествователя. «Один выдающийся геронтолог» сказал, что количество прожитых лет во многом определяется тем, какие у
человека родители, приводя в пример свою маму. Выйдя на пенсию и став вскоре
самой старшей в роду, она нашла себе новое занятие: им стала сама жизнь.
Старушка ставила себе цель прожить еще пять лет и уверенно шла к ней, а,
достигнув ее, ставила новую: прожить еще пять лет. Дожив так почти до
девяноста, путем проб и ошибок она превратилась в «профессионального
долгожителя». Таким образом мать как будто зарабатывала своим сыновьям «способность
прожить не меньше». Именно это имел в виду геронтолог. Он может воспользоваться
прекрасным опытом его матери, избежав ее ошибок, и достичь даже более солидного
возраста.

Герой также размышляет над
тезисом: «Пока мама жива, мы молоды». Он едет на море, перестав волноваться о
здоровье старушки после заключения доктора, чувствует себя достаточно беспечно.
Только после звонка в гостинице геронтолог осознал, что повзрослел. Исходя уже
из своего опыта, он сделал вывод о том, что, действительно, пока живы наши
родители, мы всегда будем оставаться детьми. Только после их ухода мы понимаем,
что сами занимаем теперь их место самых старших, сами должны давать какие-то
советы и поучения, нести еще больший груз ответственности. Поэтому чем дольше
эту роль исполняют наши родители, тем длиннее и наша жизнь.

Эти размышления помогают автору
объяснить читателям, почему именно родители являются главными источниками
долголетия своих детей. Геронтолог рассуждает над причинами старения,
сопоставляя два вышеприведенных примера-иллюстрации.

Позиция автора выражается в
словах героя-рассказчика: дети обычно повторяют опыт долголетия или короткой
жизни своих родителей.

Я частично согласна с мнением А.
Г. Битова. Конечно, потомки часто повторяют жизненный срок своих предшественников,
но все-таки продолжительность человеческой жизни нельзя просчитать, исходя из
нескольких факторов. Никому не известно, сколько каждому отведено лет.

Вспомним эпизод из романа М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита», где погибает председатель МАССОЛИТа, Берлиоз.
Он был человеком, который верил, что все события в жизни можно предопределить
заранее, а люди сами являются творцами своих судеб, именно они решают, что
случиться с ними завтра. Вступив в разговор с любопытным иностранцем Воландом,
Берлиоз не мог предполагать, что ему предначертано погибнуть сегодня же вечером
под колесами трамвая. Таким образом, человек никогда не знает, сколько именно
ему   отведено времени на этом свете.

384 слова

СОЧИНЕНИЕ 3

Битов размышляет над проблемой смерти,
причем он это делает с некой иронией, на мой взгляд. У каждого человека разное
отношение к смерти. Кто-то боится умереть, но страх смерти – это страх жизни,
по сути. Кто-то, наоборот, – ждёт своей смерти, кому-то
 – всё равно. Я,
например, вообще об этом не задумываюсь. Но, согласитесь, как себя настроишь –
так всё и пойдёт! Человек сам выбирает свой образ жизни. Если человек уверен,
что возраст является просто цифрой, то и в 80 он будет энергичнее молодого
человека, который считает, что уже всё: пора ему умирать.

В качестве примера-иллюстрации можно
привести маму рассказчика: «К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что,
когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило», то есть она не хотела умирать, и чтобы отсрочить смерть она отказалась от вредной привычки, которая
губит здоровье. Это предложение иллюстрирует мысль автора о «боевом настрое» старушки.

Вторым примером-иллюстрацией будет конец
рассказа. Один из сыновей, поверив врачу, что его мама «умрёт не от этого»,
поехал в Абхазию, где у него разбился крест, а далее его позвали к телефону.
Разбившийся крестик был знаком, что мама умерла. 

Люди сами решают, как им жить, сами
загоняют себя в рамки: «что можно», «что нельзя», вводят полезные привычки в
неё, ну или вредный. Каждый выбирает сам. Нужно осознавать ценность своей
жизни, но понимать, что смерть касается каждого и научиться относиться к ней,
как Битов, с иронией!

223 слова

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Одного выдающегося
геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду
диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно
выбрать себе родителей».

(2)После семидесяти, выйдя
наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя
своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят
пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду
никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить,
потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её
насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила
на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её
профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на
жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.

(10)Как молодой специалист, она
не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала
срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться – избыточная
самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней
стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно
выкарабкиваясь и ломая снова.

(13)Так ей исполнилось
восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила
нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало.
(17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и
отвезут, то он посмотрит.

(19)Ему это было некогда и
некстати – куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного
и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным
столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать
спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова.
(25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его  великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…

– (26)Умрёт не от этого, – прямо
взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

(27)Я успокоился, перевёл дух и
вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю.
(28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия,
отмеченного так счастливо в той же Абхазии.

(30)И вот, выходя с этим трепетом
первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на
ходу фуфайку через голову…

(31)Нательный крест у меня был
особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в
Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно
быть, за фуфайку…

(33)И вот, падая с метровой всего
высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он
раскалывается на кусочки, как рюмочка.

(34)И не успел я дойти до моря,
как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…

(35)«Пока мама жива, мы молоды»,
– говорят на Кавказе.

(По А.Г. Битову**)

* Геронтолог – специалист в
области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает
способы замедлить этот процесс.

Использован учебник «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 260

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Фонохрестоматия

1. С самого начала актёру удалось создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Толстым. Каким вы представляете себе рассказчика? Опишите его внешность. Что вы можете сказать о его человеческих качествах?

Рассказчик представляется мне старым, очень спокойным и сдержанным воином. Он много повидал, много пережил. Он сам участвовал в рассказанных событий. Его речь неспешная, обстоятельная.

Мне кажется, что это храбрый и добрый человек, миролюбивый, честный, способный к состраданию.

2. Как актёр передаёт напряжение погони? Попробуйте пересказать события, предшествовавшие погоне, саму погоню, пленение. Постарайтесь передать голосом резкую смену обстановки, чувств, переживаний, трагический поворот событий.

Актёр повышает тон речи, громкость, убыстряет ритм. Слова Жилина он передает с мольбой. Пленение актёр описывает тихо, медленно, с тоской.

Пример пересказа эпизода погони и пленения Жилина, 5 класс

Жилин выпросил отпуск и отправился в город с обозом. Вместе с ним ехал другой офицер, Костылин. Стояла сильная жара, обоз двигался медленно, с Костылина ручьями тёк пот.

Предложил Костылин поскакать вперед и сказал, что у него есть ружьё заряженное.

Согласился Жилин и поехали офицеры вперед. Пока шла дорога по степи, всё было спокойно. Но вот свернули они в ущелье. Жилин решил проверить путь и поскакал на гору, а Костылин остался внизу, на дороге.

Только поднялся Жилин в гору, а перед ним — татары. Бросился он прочь, про ружьё Костылину кричать начал. А тот, как увидел татар, развернулся и в обратную сторону помчался.

Видит Жилин, не уйти от погони. Выхватил он саблю и на татарина в красном бросился. Но подстрелили татары лошадь, упала она и придавала ногу Жилину.

А потом и татары подбежали, обшарили, связали и на коня положили кулем. Так оказался Жилин в татарском плену.

3. Перескажите сцену торга по поводу выкупа. При этом постарайтесь воспроизвести многоголосие, особенности речи и характеров участников торгов.

Пересказ сцены торга Жилина о выкупе, 5 класс

Жилина привели в дом, где на богатых коврах ели татары. Один из них, чёрный, по имени Абдул, стал говорить, что купил Жилина у красного татарина за двести рублей. И теперь Жилин должен писать домой письмо и просить три тысячи.

-Солдат урус. Хорошо урус.

Жилин отказался: «Нет, этого я заплатить не могу», и сказал, что больше пятисот нет. Абдул стал ругаться, а потом назвал Жилина молодцом и потребовал тысячу.

— А не напишешь, в яму посадят.

Жилин вновь отказался: «А ты ему, собаке, скажи, что не боялся и не буду вас бояться», и опять предложил пятьсот. Привели Костылина, тот написал письмо с просьбой прислать пять тысяч.

Но Жилин стол на своём. Абдул сунул ему лист бумаги — он был согласен на пятьсот. А Жилин потребовал, чтобы их кормили, держали вместе, а на ночь снимали колодку.

4. Послушайте ещё раз эпизод побега Жилина и Костылина. Каково отношение рассказчика к своим героям? Как актёр выражает это отношение? Перескажите эпизод, стараясь передать душевное и физическое состояние героев?

Про Костылина актёр читает с жалостью, про Жилина с лёгкой гордостью.

Пересказ сцены первого побега, 5 класс

Ночью Жилин и Костылин попытались убежать. Жилин быстро опередил Костылина, а тот сильно натёр ноги. Костылин снял сапоги, но стало только хуже. Он все время садился отдыхать и стонал, крича, что не пойдёт дальше.

Пришлось Жилину сажать его на спину и тащить на себе. Они добрались до родника, остановились отдохнуть. Тут их и повязали татары и вернули в аул.

5. Как актёр передает отношение автора к Жилину и Дине в сцене побега Жилина из ямы? Попробуйте пересказать эту сцену сперва от лица Дины, а потом от лица Жилина.

Слова Дины актёр читает очень нежно, передавая жалость девочки к Жилину. Жилин умоляет её, актёр передаёт его заботу о безопасности девочки, маленькой, хрупкой, тоненькой.

Пересказ сцены побега от лица Дины, 5 класс

Старики сказали отцу, что пленников надо убить. Мне было жалко Ивана, он был добрый и делал таких забавных кукол.

Я пришла к яме и сказала Ивану, что его хотят убить. Он стал просить длинную палку, чтобы выбраться из ямы, но я убежала.

Весь день я боялась, что старики убьют Ивана прямо сейчас, а когда стемнело утащила шест и опустила его в яму. Иван — молодец, выбрался и сказал вернуть шест на место, чтобы мне не попало. А сам поковылял прочь.

Я унесла шест и догнала Ивана. Он пытался сбить колодку. Я тоже стала бить по замку камнем, но замок не поддавался. Я заплакала, а Иван стал меня утешать. Он попрощался и я сунула ему лепёшки.

Иван ушёл, а я молилась, чтобы он добрался до своих.

Пересказ сцены побега от лица Жилина, 5 класс

Мы с Костылиным сидели в яме. Выбраться из неё было невозможно. У меня оставалась одна надежда — на помощь Дины. И вот она пришла. Дина сказала, что татары решили нас убить, и что ей нас жаль. Она даже не взглянула на кукол, которых я ей наделал.

Я стал просить у девочки шест, но она убежала.

Вечером Дина вернулась. Она принесла длинный шест. Я попрощался с Костылиным, который отказался бежать, и выбрался из ямы. Мне было страшно за Дину, и я велел ей отнести шест на место, чтобы татары не подумали, что мне кто-то помог.

А сам пошёл прочь из аула. Выйдя на дорогу, я нашёл камень и стал сбивать замок на колодке. Откуда-то прибежала Дина и своими тоненькими ручками тоже стала пытаться сбить замок. Она плакала и мне было жаль девочку.

Я стал утешать Дину, погладил её по голове и попрощался. Потом взял лепёшки, что она принесла, и поковылял по дороге.

Я добрался до леса. К утру я прошёл лес и вдруг увидел лагерь казаков. Я бросился к ним, крича «Братцы!». Казаки увидели меня и поскакали навстречу. За мной погнались татары, но испугались казаков и развернулись назад.

Вскоре родные руки протягивали мне хлеб, кашу, водку, сбивали колодку. Я был у своих.

6. В сцене возвращения Жилин трижды кричит «Братцы!» Как меняются чувства героя, с которыми он выкрикивает эти слова? Как передаёт этот эпизод актёр?

Первый раз Жилин кричит с отчаянием. Второй раз кричит с надеждой. Третий раз Жилин закричал с радостью, с огромным облегчением, ведь он был у своих.

AVvXsEgox9JJSP tQkfus8hkSxkj5a2QM55lzqSlq9ueDAEE3LUT5ALxxrP h69Rm753QtkhZQWPrQEYBugx6BV4kHLrMskndm9ezprFe0aVwuq5Ujsu5Ms9DWyLRKAySXDbmVVDM4A8sj1DYsuoeg0i4Jk1dBU19YH6g7oSy2S cGW6nLcs2K Brwwbzahc7g=w400 h390

  • Сочинение по рассказу белый пудель
  • Сочинение по рассказу бедный федя
  • Сочинение по рассказу антиквар литвинец
  • Сочинение по рассказу белая цапля
  • Сочинение по рассказу бесприданница