Сочинение по рассказу свечка толстого

Сочинение по рассказу кавказский пленник. русский язык и литература. анализ. характеристика и образ во все времена честь и трусость

Сочинение — По рассказу Кавказский пленник. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Во все времена честь и трусость были актуальной темой для рассуждений и размышлений. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой не смог пройти мимо и не рассмотреть глубоко эти темы. Всю нелицеприятную сущность понятия «трусость» и прекрасную мужественную сторону понятия «настоящей чести» он раскрыл в произведении «Кавказский пленник».

Как и во многих других рассказах в произведении Толстого существуют герои-антиподы. Жилин – положительный персонаж произведения, который является эталоном поведения и чести для многих людей, в том числе и мужчин, в мире. Его можно охарактеризовать, как сильного, правдолюбивого, доброго и искреннего человека, который в первую очередь думает не о своём положении и состоянии, а о состоянии своих близких и родных людей. Как служивый для своей родины, он также эталон, но к сожалению, ему пришлось попасть в плен, по вине героя – антипода Костылина, который полностью является противоположностью Жилину. Толстой изобразил его трусливым, жалким и продажным человеком. Он думает лишь о своем плачевном положении и теле, которое могут убить татары. Ему свойственно постоянно причитание о своей жалкой жизни и судьбе. Которая заставила оказаться в одинаковой ситуации двух совершенно разных людей.

Прекрасным доказательством моим словам является фрагмент спроса выкупа с пленных солдат татарами. Когда Жилин обманул татар и не послал письмо бедной и старой матери, беспокоясь о ее здоровье и финансовом положении, которое и без выкупа достаточно страдало. Костылин, напротив, с надеждой и скоростью высылает родным письмо с просьбой выслать деньги.

Далее следует второе доказательство, подтверждающее характеристику Жилина и Костылина. Жилин, зная, что ему помочь никто не сможет старается сам выбраться из плена татар. К сожалению, его напарник не то, чтобы не помог солдату выбраться, напротив помешал ему.

В конце произведения Жилину все-таки удается сбежать из плена благодаря своему упорству и приложенным усилиям, а Костылин так и остался дожидаться помощи со стороны. Льву Николаевичу Толстому удалось раскрыть в полной мере тему качеств человеческой души. Он желает дать нам понять, что мы сами творцы своей судьбы и лишь наши усилия, приложенные для решения проблемы могут послужить толчком. Герои данного произведения должны стать примером для нынешнего поколения и последующих, которые будут изучать его в школьной программе.

Вариант 2

Л.Н. Толстой, служивший в молодости на Кавказе, позже не раз возвращался к своим впечатлениям этой поры   в литературных произведениях.  В замечательном рассказе «Кавказский пленник» (1872 г.) он создал образ человека мужества и чести, воплощённый в герое-офицере Иване Жилине. Приём антитезы, контрастного изображения этого героя и его сослуживца Костылина, прослеживается на протяжении всего повествования и даёт возможность сравнить поступки двух людей и понять, кто есть кто.

На Кавказе идёт война, но военные события – всего лишь  фон, на котором раскрываются судьбы и характеры героев. Сюжет рассказа очень занимателен. Суровая природа гор, тяжёлая участь пленников, которую герои переживают по-разному; картины ночного побега делают повествование напряжённым и удерживают читательский интерес до последней страницы.

Описания, посвящённые  татарским обычаям, укладу жизни и быта аула, мусульманским обрядам, человеческим характерам иноплеменных жителей, наполняют рассказ чередой экзотических для русского читателя образов и картин.

Иван Жилин, получивший отпуск и отправившийся по просьбе матери на родину, сразу проявляет себя как человек, которому можно довериться и на чью  преданность положиться. Решив вдвоём с Костылиным оторваться от медленно идущего обоза, имея одну винтовку на двоих, герой изначально готов быть  заодно с товарищем. Его надежда на то, что так же намерен действовать в общей связке и  его сослуживец, не оправдалась. Тот умчался, оставив товарища безоружным, чтобы спасти свою жизнь. Таким образом, Жилин, поднявшийся на холм для разведки и столкнувшийся с татарским дозором, оказался в плену.

Увидев на второй день, что Жилин тоже не избежал плена, герой не злорадствует, не укоряет его за малодушный поступок, а, напротив, включает в свои планы побега, потому что оставлять в беде товарища-сослуживца не годится для русского офицера. Правда, Костылин все надежды возлагает на выкуп, который заплатит его семья. Жилину же надо рассчитывать только на себя – у матери денег нет, да и просить бы он не стал, пожалев близкого человека.

Его письмо ушло по несуществующему адресу. Но герой полон решимости освободиться, он всё время в действии: стал рыть подкоп, искать направление побега.  Его план  увенчался бы успехом, но физически дряблый Костылин превратился в обузу. Необходимость нести его на себе была для Жилина непреложным законом взаимовыручки на войне.

Брошенный в яму, герой не впал в отчаяние и нашёл силы для следующей попытки, а помощь – среди тех, кто живёт рядом в ауле. Хозяйская дочка Дина, описанная автором со смешанным чувством юмора и печали, похожа на большеглазую прыткую серну. Она отважилась помочь русскому пленнику не только в благодарность за глиняных кукол, слепленных Жилиным, а потому что увидела его доброе, искреннее внимание к себе. Дружбе этих двух героев, взрослого мужчины и тоненькой девочки-подростка посвящены лучшие страницы рассказа.

Победа над обстоятельствами и достижение цели Иваном Жилиным показаны как закономерное вознаграждение всех усилий русского офицера, проявившего силу духа, выдержку и сумевшего даже во вражеском стане найти дружбу и помощь.

Сочинение 3

Несомненно Лев Толстой замечательный автор интересных творений, одно из них Кавказский пленник. Все действия происходили в действительности и дело было на Кавказе во время конфликта русских и горцев. Сам автор был очевидцем тех старых событий об этом он нами повествует, а также упоминания простых солдат и офицеров. Все они воевали и некоторые побывали в плену.

Костылин был из богатой и обеспеченной семьи. Сам он был человек большой, толстый и малодушный, с неприятным характером. Жилин был из бедно семьи помещиков, он не обладал отличными физическими навыками был не высокого роста, но был достаточно умен и смекалист. Оба они были офицерами.

История эта о человеке который был в плену остался крепок духовно и не потерял себя. О слабохарактерности его товарища. О девочке принимавшей решения и не боявшейся даже своих родных. О ее спасении этого русского офицера. И о старике жизнь которого изменилась с потерей семьи. Все они разные и их истории тоже, но их объединила судьба.

В плену Жилин вел себя достойно, приглядывался к людям, занимался работой, даже помогал больным врагам. Позже он увидел маленькую Дину с которой познакомился. Они быстро подружились и нашли общий язык между собой. Жилин даже подарил игрушке Дине и в ответ она принесла ему немного мяса, молока и лепешек и спасла ему этим жизнь.

В этом рассказе Костылин показал себя с отрицательной стороны,  с самой худшей человеческой личности. Он был жалким трусом когда встретил своих врагов. Он бросил свое оружия и пытался сбежать. В плену он вел себя выше своих пленителей, не разговаривал с жителями и ждал выкупа. Он был эгоист и подвел своего товарища Жилина.

В плену Жилин не стал злым, все также жаждал жизни. Костылин же напротив тосковал и день за днем ждал когда его родные пришлют за него выкуп. Жилин же в свою очередь извлекал из этого максимум, наблюдая за течением жизни здешних обывателей, за их бытом и общественным укладом. Был способен на многое лечил людей, делал кукол, чинил ружья. Подружился с девочкой которая помогала ему едой. Война ничто перед человеческой добротой, это нам и показывает автор. Именно благодаря доброте ребенка Костылину удается сбежать из плена.

Отношения между людьми должны строиться на любви и доверии друг к другу а не на вражде. Тогда можно было бы избежать много межнациональных конфликтов. Именно это хочет показать нам автор Лев Толстой что доброта должна быть на первом месте.

5 класс

В основе произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» лежат реально происходившие некогда события. Все описанное происходило с автором во время военных действий на Кавказе во времена правления Николая I.

Центральный персонаж рассказа – боевой офицер Жилин, который служил на Кавказе. Он происходил из дворянского рода, но его семья обнищала. К счастью, его обнищание было только на финансовой почве, но честь, добродушие и благородство у него было не отнять. Это был мужчина невысокого роста, но коренаст. Его престарелая мама попросила навестить ее, и Жилин берет отпуск и отправляется в путь. По дороге он оказывается в плену татар. Они захватили его и стали требовать выкуп за свободу и жизнь. Все это произошло из-за его боевого товарища, Костылина. Он ведет себя как трус, бросает Жилина в тот момент, когда может помочь, да еще и забирает с собой оружие.

Во время пребывания в татарском поселении Жилин оказался проданным Абдуле. Дочь Абдулы, милая девочка Дина, подружилась с ним, а он вылепливал для нее глиняных кукол. Девочка старалась всячески помочь бедному пленнику. Она приносила ему еду и воду. Жилин также налаживает контакт с остальными татарами. Он старается помочь каждому жителю аула, усыпляя их бдительность и располагая к себе. Доверчивые татары стали запирать его в сарае только ночью.

Костылин – это толстый мужчина, член семьи богатых помещиков. Это редкостный трус. Он тоже оказывается в плену в том же ауле, что и Жилин.

В произведении четко прослеживается противопоставление этих двух героев. Волевой, смелый, смекалистый Жилин и пассивный, глупый эгоист Костылин. Невзирая на такое различие характеров, в течение произведения Жилин искренне хотел помочь Костылину бежать из плена. Они делают подкоп под сараем и бегут, но все заканчивается неудачей из-за Костылина.

Бесстрашная девочка Дина помогает Жилину, несмотря на то, что может быть жестоко наказана за это. Он бежит во второй раз. Большое расстояние приходится преодолеть Жилину, закованному в кандалы, но он таки встречает своих солдат и казаков.

Основной мыслью произведения является не только демонстрация положительного персонажа Жилина. В рассказе акцентируется внимание на том, что читатель должен брать пример с волевого смельчака. Это произведение показывает, что в каждом народе есть хорошие и плохие люди и даже война этого не меняет.

Все сочинения

Контрольная работа по литературе (5 класс)

I вариант

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Ученика (цы) _______ Ф.И. ______________________________________________

  1. Задания для проверки знания содержания изученных произведений.

    1. Объедините в пары авторов и их произведения.

1.«Муму»

1.Толстой Л.Н.

2. «Бородино»

2.Тургенев И.С.

3. «Заколдованное место»

3.Гоголь Н.В.

4. «Крестьянские дети»

4.Лермонтов М.Ю.

5. «Кавказский пленник»

5.Некрасов Н.А.

__________________________________________________________________________

2.

В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?

Как звали женщину, которую полюбил Герасим?

Кем служил Герасим у барыни?

Куда ушёл Герасим после гибели Муму?

  1. Задания для проверки письменной монологической речи.

    1. Сочинение по картине. Опишите одну из иллюстраций учебника к повести «Заколдованное место».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания для проверки теоретико-литературных знаний.

    1. Что такое эпитет? Приведите примеры эпитетов из стихотворения «Крестьянские дети». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Что такое идея литературного произведения? Сформулируйте идею рассказа «Кавказский пленник».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы)

    1. Какие поступки Жилина достойны восхищения? (по рассказу «Кавказский пленник»).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по литературе (5 класс)

II вариант

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Ученика (цы) _______ Ф.И. ______________________________________________

  1. Задания для проверки знания содержания изученных произведений.

    1. Объедините в пары авторов и их произведения.

1.«Муму»

1. Лермонтов М.Ю.

2. «Бородино»

2.Тургенев И.С.

3. «Заколдованное место»

3.Гоголь Н.В.

4. «Крестьянские дети»

4. Толстой Л.Н.

5. «Кавказский пленник»

5.Некрасов Н.А.

__________________________________________________________________________

2.

Сколько раз в рассказе «Кавказский пленник» Жилин бежал из плена?

Кто и как помог ему бежать?

Куда поместили Жилина и Костылина после первого побега?

Какое слово повторял Жилин, попав к своим?

  1. Задания для проверки письменной монологической речи.

    1. Сочинение по картине. Опишите одну из иллюстраций учебника к стихотворению Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Задания для проверки теоретико-литературных знаний.

    1. Что такое сравнение? Приведите примеры сравнений из рассказа «Муму». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Что такое сюжет литературного произведения? Перечислите главные сюжетные эпизоды рассказа «Муму».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы)

    1. Что побуждало русских солдат на подвиг в Бородинском сражении? Объясните свою точку зрения. (по стихотворению «Бородино»).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПЕЦИФИКАЦИЯ

КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

5 класс

Контрольная работа №1

По творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

Вариант 1

1. Цель контрольной работы: определение уровня сформированности у обучающихся 5 класса следующих предметных и метапредметных умений:

— владение литературоведческой терминологией;

— определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

— извлечение необходимой информации из текста;

— установление причинно-следственных связей;

— понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2. Время выполнения контрольной работы: 80 минут

3. Условия проведения: при проведении контрольной работы обучающиеся используют тексты художественных произведений, иллюстрации учебника Литература. В 2-х частях

Авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин / Под ред. В. Я. Коровиной. Издательство «Просвещение»

4. Структура контрольной работы:

  • Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  • Контрольная работа состоит из 4-х частей:

1 часть предполагает проверку знания содержания изученных произведений, содержит два задания с кратким ответом.

2 часть нацелена на проверку письменной монологической речи. (Задание с развёрнутым ответом)

3 часть – задания на проверку теоретико-литературных знаний, задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

4 часть – задание на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменный ответ на проблемный вопрос)

 В Таблице 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

Таблица 1

Разделы

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Из русской литературы XIX-XXвеков

В Таблице 2 приведены элементы содержания контрольной работы по литературе

для 5 класса.

Таблица 2

Проверяемые элементы содержания

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Жанры сочинений

3

Художественная литература как искусство слова

4

Художественный образ

6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой

7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

8

Произведения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, изученные в 5 классе

Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным

разделам учебного предмета «Литература» представлено в Таблице 3

Таблица 3

Содержательные разделы

Кол-во заданий

Максимальный балл

Содержание текстов изученных произведений

2

9

Письменная монологическая речь (текст- описание)

Использование текста художественного произведения

1

8

Теоретико-литературные понятия

2

7

Создание текста-рассуждения в соответствии

с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

1

8

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи (часть2 +часть 4)

9

Итого:

6

41

Задания контрольной работы проверяют усвоение обучающимися учебного материала на базовом уровне сложности. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности показано в Таблице 4

Таблица 4

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

6

41

Итого

6

41

Система оценивания выполнения отдельных заданий

и контрольной работы в целом

За верное выполнение каждого задания части 1 работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие ноль баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания части 1 работы, – 9 баллов.

Критерии оценивания части 2. и 4.

Критерии оценивания

Баллы

Сочинение

Работа соответствует выбранной теме, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена

4

Работа соответствует теме и заданию, тема раскрыта глубоко, многосторонне, допущено одно искажение авторской позиции

3

Работа написана на заданную тему, Тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена

2

Сочинение написано на заданную тему, Тема раскрыта поверхностно, авторская позиция искажена

1

Тема не раскрыта

Использование текста художественного произведения

Текст привлечен на уровне анализа эпизодов, образов, микротем, деталей и т.п.

2

Текст привлечен на уровне пересказа

1

Текст не привлечен

Композиция сочинения

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения

2

Допущена одна — две логические ошибки, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей

1

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

Итого: 8 баллов

Критерии оценивания часть 3

Критерии оценивания

Баллы

Задание1.

Верно дано определение (эпитет,сравнение) теоретико-литературному понятию

1

Определение отсутствует или дано неверно

За каждый пример из текста 1 балл, но не более 3 баллов

3

Примеры отсутствуют

Задание 2.

Верно дано определение (идея произведения, сюжет) теоретико-литературному понятию

1

Сформулирована идея рассказа, перечислены главные эпизоды

2

Сформулирована идея, но допущена одна неточность, перечислены не все эпизоды рассказа

1

Идея рассказа не сформулирована или сформулирована неверно, эпизоды не перечислены

Итого:

7 баллов

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи

Грамотность

Орфографические нормы

Соблюдены орфографические нормы, нет орфографических ошибок

3

Допущено 1- 2ошибки

2

Допущено более 3-4 ошибок

1

Допущено более 4 ошибок

Пунктуационные нормы

Соблюдены пунктуационные нормы, нет пунктуационных ошибок или допущена 1 негрубая ошибка

2

Допущены 1-3 ошибки

1

Допущено более 3 ошибок

Языковые нормы

Соблюдены языковые нормы, нет грамматических ошибок

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

Речевые нормы

Соблюдены речевые норм, нет речевых ошибок или допущена 1 речевая ошибка

2

Допущены 2-3 ошибки

1

Допущено более 3 ошибок

Фактические ошибки отсутствуют

Допущена 1 ошибка

1

Итого:

9 баллов

Максимальное количество баллов за всю работу – 41 балла

Таблица перевода первичных баллов в школьные отметки

Отметка

Количество баллов

«5»

37-41

«4»

32-36

«3»

20- 31

«2»

0-19

Удивительно, что главным героем романа является не человек, а только его часть – голова, как это и заявлено в названии произведения. Профессор Доуэль — великий ученый, ставящий научные эксперименты. У него был помощник, Керн, который не побоялся обернуть смерть Доуэля себе на руку. Керн произвел операцию и отделил голову профессора от тела. С этого момента голова была заключена в прозрачной колбе и оказалась в полной власти злого ученого. Профессор был вынужден помогать своему бывшему союзнику, а теперь врагу, в его новых экспериментах по отделению голов и устройстве их жизни без тела. Керн желал прославиться, присвоив себе достижения другого человека, но по счастливому стечению обстоятельств ему это не удалось. Нашлись люди, готовые разоблачить лжеца и открыть истину, несмотря на все трудности. Так Керн был выведен на чистую воду, и правда восторжествовала, хотя это привело к большой жертве. Избавляясь от улик, Керн с помощью препаратов изменил до неузнаваемости голову профессора Доуэля, от этого она погибла.
Мне кажется, что этот, с одной стороны, развлекательный роман с фантастическим сюжетом можно читать, чтобы отдохнуть и расслабиться, но, с другой стороны, он ненавязчиво учит одной простой истине: правда всегда восторжествует.
Для девочек (222 слова). Война – это наше прошлое, которое нельзя забывать. Мне нравится военная проза. Эта литература помогает в воображении оказаться самой на поле военных действий и почувствовать то, что происходило уже почти век назад. Моя любимая книга – роман Бориса Васильева «В списках не значился».  В ней нет подробного описания военных событий, но зато своей искренностью она вызывает самые сильные эмоции.
В центре внимания — Николай Плужников. Это молодой человек, лейтенант, приехавший на военную службу в Брест. Наступает 22 июня 1941 года, начинается Великая Отечественная война. Николай героически оборонял крепость, вел вместе с другими отрядами постоянные перестрелки с врагом. Силы немецкого войска перевешивали, и советские солдаты погибали один за другим. Вскоре единственным защитником крепости остался Николай. Несмотря на то, что был один, он все равно совершал вылазки и всеми силами истреблял врагов. Так продолжалось на протяжении 9 месяцев. Случайным образом, скрываясь в очередной раз от противника, Плужников оказался в одном каземате с девушкой Миррой. Они полюбили друг друга, ждали ребенка. К сожалению, ей не удалось выбраться из осажденной крепости, ее жестоко убили немцы. Николая тоже нашли, и он был убит.
Роман Бориса Васильева заканчивается словами о том, как важно помнить, за что погибали верные своей Родине солдаты. Но это произведение рассказывает не только о военных действиях, происходящих в Брестской крепости, а, что важнее, о жизни конкретного человека, перенесшего все трудности войны с честью, выполнив свой долг.

10-11 класс

Для мальчика (287 слов). Роман Оруэлла «1984» необычен уже тем, что он написан о прошлом, настоящем и будущем одновременно. Каждый читатель может считать по-своему. Не оспоримо только, что в нем описана жизнь людей, живущих  в системе абсолютного тоталитаризма. При этом существенно, что автор смотрит не только на устройство государственного аппарата. В центре внимания находится жизнь частого лица – Уинстона Смита.
В романе дано довольно подробное описания министерств, поддерживающих замкнутое существование страны и ее жителей: министерство мира, правды, изобилия и любви. Эти государственные организации контролируют все сферы жизни, следят не только за настоящим, но также корректируют историю в зависимости от нынешней внешнеполитической ситуации. Они держат под контролем всю личную жизнь своего народа. Однако, как ни странно, стремление к полному подчинению населения не защищает государство от наличия вольнодумных людей, желающих изменить политический строй и свою частную жизнь в том числе. Одним из таких людей становится Уинстон. Он обретает настоящую любовь, что тоже, конечно, запрещено. Вместе с возлюбленной они стараются вступить в оппозиционное общество, но довольно скоро оказываются в руках у правительства.
Самым страшным моментом в романе является заключение главного героя. Ужасен же этот момент не столько тем фактом, что Уинстона и его возлюбленную лишили свободы, сколько наказанием, предназначенным для них. Их не посадили в тюрьму и не приговорили к смертной казни, как можно было бы подумать. Им избрали гораздо более суровую участь. Пытками, физическими и, что еще страшнее, психологическими воздействиями героев заставляли признать неправоту своих взглядов и искренне отрешиться от них. Это кажется невозможным. Но…нет ничего невозможного.
Оруэлл рисует перед нами не только кровожадный мир тотального контроля над личной жизнью народа, но, что ужаснее, он показывает общество, в котором следят даже за мыслями граждан. Хотя, если подумать, то людей, не обладающих собственными желаниями, чувствами и мыслям, слепо подчиняющихся воли правителя, можно назвать только существами…
Для девочки. (288 слов) Зачем мы читаем книги? Как выбираем из стольких произведений любимое? На эти вопросы нет, и не может быть однозначного ответа. Мне кажется, что любимой мы называем книгу, которую прочитали в нужный момент, благодаря ей, возможно, нам удалось открыть что-то новое в самом себе, решить проблему, или найти ответ на давно волнующий вопрос. Для меня таким произведением оказался роман Толстого «Анна Каренина».
В романе повествование ведется не только о личной жизни главной героини, как это может показаться из названия произведения. В нем несколько сюжетных линий, тесно взаимосвязанных между собой. Параллельно ведется повествование о Кити Щербацкой, страдавшей от неразделенной любви, но нашедшей в итоге семейный уют и покой; о Константине Левине, ищущем душевное равновесие и смысл жизни; о разногласиях и мытарствах Долли и Стивы Облонских и так далее. Кроме того, в романе отражены социальные изменения в обществе, показаны жизнь и быт не только знатных родов, но и крестьян, описываются способы ведения хозяйства и различные мнения дворян по поводу преобразования своих имений. Однако произведение не ограничивается социально-психологическими проблемами. Толстой является не только писателем и публицистом, но еще и религиозным мыслителем. Тема религии, принятия рождения и смерти занимает не менее значимое положение в романе. Не случайно единственная глава, которой автор дает заглавие, называется «Смерть». Одному из главных героев, Константину Левину, прототипом которого стал сам Толстой, свойственны философские размышления о вере.
Могу с уверенностью сказать, что роман Толстого «Анна Каренина» настолько многогранен, что каждый сможет найти в нем частичку себя, как это сделала я. Его можно назвать произведением на все времена. Личные искания героев, социальные проблемы и философские вопросы, поднятые в нем, будут востребованы всегда. Книги дают нам бесценный жизненный опыт, а любимое произведение можно перечитывать снова и снова, открывая в нем все новые детали. Таким для меня стал роман Толстого «Анна Каренина».
Автор: Полина Филиппович

 СОЧИНЕНИЕ

images

Андрей Георгиевич Битов (1937–2018) – русский писатель, поэт,
сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе – назвал
свой текст «Умрет не от этого», и в центре повествования оказывается мать
героя-рассказчика, вернее, последние двадцати лет ее жизни.

Сам Андрей Битов
скончался на 82 году жизни, то есть всё-таки не дожил до 85, когда, видимо,
умерла его мать (или мать героя-рассказчика).

Собственно весь текст Битова связан с темой смерти, с
ироничным ее осмыслением. Так, в первом предложении выдающийся геронтолог, то
есть специалист, который «изучает процесс старения человека и разрабатывает
способы замедлить этот процесс», парадоксально утверждает, что продолжительность
жизни определяется не здоровым образом жизни и количеством вредных привычек, а
наследственностью, то есть, надо полагать, продолжительностью жизни родителей.

Вот поэтому герой-рассказчик считает, что, выйдя наконец на
пенсию в 70, мать поставила себе задачу дожить до 75, осознав, что теперь она
самая старшая, — до 80, и бросила курить, а когда матери стукнуло 85, «она
взяла установку на девяносто». Всё это
потому, считает рассказчик, что таким образом «своим стареющим сыновьям она
зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше».

Так на старости лет мать рассказчика овладела новой
профессией: «теперь её профессией стала жизнь». И «молодой специалист», как
иронично называет свою мать рассказчик, преуспела в новой профессии: «дитя
своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках», отмеряя все новые пятилетки,
дожила-таки до 85!

«Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок».
И вот когда «мама была нетранспортабельна» и ее беспокоила нога, рассказчик
пригласил знаменитого хирурга: тот посоветовал протирать палец на ноге
спиртиком. А когда, поверив в репутацию великого хирурга, рассказчик спросил
напрямую, знаменитость ответил, что умрет не от этого.

И тогда рассказчик успокоился – и это кульминация всего
рассказа! – взял отпуск и уехал с 12-летним сыном в Абхазию, где так счастливо
отмечали мамино восьмидесятилетие.

Конечно, на протяжении всего повествования рассказчик жалеет,
что не остался, что не помог, не оберегал, не взял к себе, не уберёг «молодого
специалиста», а за ироничным тоном повествования скрывается боль, боль не
только за мать, за всё поколение, которое умело только выживать, но так и не
научилось просто жить…

Во второй – короткой – части рассказа ирония рассказчика
направлена на себя, то есть на самого рассказчика. Событий в этой части
немного: снимая футболку, он роняет монолитный крест с метровой высоты – и крест
разбивается. А потом рассказчика «всполошённо позвали обратно в корпус, к
телефону…» Это предпоследнее предложение: рассказчик понимает, что зря уехал и
что мама умерла.

Книга, в которую входит рассказ «Умрет не от этого»,
называется «Жизнь после нас». Рассказчик понимает, как он виноват, а Андрей
Георгиевич Битов, попрощавшись с матерью, видимо, задается вопросом: Какая она –
жизнь после нас? Вероятно, в следующем рассказе Битов расскажет уже о своем
поколении – сколько ему осталось?

«Пока мама жива, мы молоды», – говорят на Кавказе.

«Живых всё меньше в телефонной книжке, звенит в ушах
смертельная коса, стучат всё чаще гробовые крышки, чужие отвечают голоса», —
писал другой поэт послевоенного поколения, Валентин Иосифович Гафт. «Что после
нас?» —спрашивает Битов. «Теперь о том, что недоговорили, звучат, как
многоточие, гудки». «Пустота…» — отвечает Гафт.

Думаю, что в этом тексте можно увидеть проблему старости,
проблему отношения к старикам-родителям, а также философскую проблему отношения
к смерти, к смене поколений, к прожитой жизни.

Понятно, что  Андрей
Георгиевич Битов иронизирует также над склонностью человека верить в репутацию
и призывает верить себе, верить своей интуиции, быть собой и быть с дорогими
тебе людьми.

Понятно, что Андрею Битову не так уже важно, сколько он еще
проживет, важнее – чем запомнится он и его поколение.

Рассказ Андрея Битова о неотвратимости старости и смерти.
Мать умерла, теперь отсчёт времени начался для него.

585 слов

СОЧИНЕНИЕ 2

В чем состоит секрет долголетия?
Именно этот вопрос поднимает в своем тексте 
русский писатель Андрей Георгиевич Битов.

Автор рассуждает над поставленной
проблемой, основываясь на мыслях главного героя-повествователя. «Один выдающийся геронтолог» сказал, что количество прожитых лет во многом определяется тем, какие у
человека родители, приводя в пример свою маму. Выйдя на пенсию и став вскоре
самой старшей в роду, она нашла себе новое занятие: им стала сама жизнь.
Старушка ставила себе цель прожить еще пять лет и уверенно шла к ней, а,
достигнув ее, ставила новую: прожить еще пять лет. Дожив так почти до
девяноста, путем проб и ошибок она превратилась в «профессионального
долгожителя». Таким образом мать как будто зарабатывала своим сыновьям «способность
прожить не меньше». Именно это имел в виду геронтолог. Он может воспользоваться
прекрасным опытом его матери, избежав ее ошибок, и достичь даже более солидного
возраста.

Герой также размышляет над
тезисом: «Пока мама жива, мы молоды». Он едет на море, перестав волноваться о
здоровье старушки после заключения доктора, чувствует себя достаточно беспечно.
Только после звонка в гостинице геронтолог осознал, что повзрослел. Исходя уже
из своего опыта, он сделал вывод о том, что, действительно, пока живы наши
родители, мы всегда будем оставаться детьми. Только после их ухода мы понимаем,
что сами занимаем теперь их место самых старших, сами должны давать какие-то
советы и поучения, нести еще больший груз ответственности. Поэтому чем дольше
эту роль исполняют наши родители, тем длиннее и наша жизнь.

Эти размышления помогают автору
объяснить читателям, почему именно родители являются главными источниками
долголетия своих детей. Геронтолог рассуждает над причинами старения,
сопоставляя два вышеприведенных примера-иллюстрации.

Позиция автора выражается в
словах героя-рассказчика: дети обычно повторяют опыт долголетия или короткой
жизни своих родителей.

Я частично согласна с мнением А.
Г. Битова. Конечно, потомки часто повторяют жизненный срок своих предшественников,
но все-таки продолжительность человеческой жизни нельзя просчитать, исходя из
нескольких факторов. Никому не известно, сколько каждому отведено лет.

Вспомним эпизод из романа М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита», где погибает председатель МАССОЛИТа, Берлиоз.
Он был человеком, который верил, что все события в жизни можно предопределить
заранее, а люди сами являются творцами своих судеб, именно они решают, что
случиться с ними завтра. Вступив в разговор с любопытным иностранцем Воландом,
Берлиоз не мог предполагать, что ему предначертано погибнуть сегодня же вечером
под колесами трамвая. Таким образом, человек никогда не знает, сколько именно
ему   отведено времени на этом свете.

384 слова

СОЧИНЕНИЕ 3

Битов размышляет над проблемой смерти,
причем он это делает с некой иронией, на мой взгляд. У каждого человека разное
отношение к смерти. Кто-то боится умереть, но страх смерти – это страх жизни,
по сути. Кто-то, наоборот, – ждёт своей смерти, кому-то
 – всё равно. Я,
например, вообще об этом не задумываюсь. Но, согласитесь, как себя настроишь –
так всё и пойдёт! Человек сам выбирает свой образ жизни. Если человек уверен,
что возраст является просто цифрой, то и в 80 он будет энергичнее молодого
человека, который считает, что уже всё: пора ему умирать.

В качестве примера-иллюстрации можно
привести маму рассказчика: «К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что,
когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило», то есть она не хотела умирать, и чтобы отсрочить смерть она отказалась от вредной привычки, которая
губит здоровье. Это предложение иллюстрирует мысль автора о «боевом настрое» старушки.

Вторым примером-иллюстрацией будет конец
рассказа. Один из сыновей, поверив врачу, что его мама «умрёт не от этого»,
поехал в Абхазию, где у него разбился крест, а далее его позвали к телефону.
Разбившийся крестик был знаком, что мама умерла. 

Люди сами решают, как им жить, сами
загоняют себя в рамки: «что можно», «что нельзя», вводят полезные привычки в
неё, ну или вредный. Каждый выбирает сам. Нужно осознавать ценность своей
жизни, но понимать, что смерть касается каждого и научиться относиться к ней,
как Битов, с иронией!

223 слова

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Одного выдающегося
геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду
диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно
выбрать себе родителей».

(2)После семидесяти, выйдя
наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя
своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят
пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду
никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить,
потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её
насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила
на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её
профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на
жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.

(10)Как молодой специалист, она
не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала
срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться – избыточная
самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней
стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно
выкарабкиваясь и ломая снова.

(13)Так ей исполнилось
восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила
нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало.
(17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и
отвезут, то он посмотрит.

(19)Ему это было некогда и
некстати – куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного
и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным
столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать
спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова.
(25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его  великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…

– (26)Умрёт не от этого, – прямо
взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

(27)Я успокоился, перевёл дух и
вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю.
(28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия,
отмеченного так счастливо в той же Абхазии.

(30)И вот, выходя с этим трепетом
первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на
ходу фуфайку через голову…

(31)Нательный крест у меня был
особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в
Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно
быть, за фуфайку…

(33)И вот, падая с метровой всего
высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он
раскалывается на кусочки, как рюмочка.

(34)И не успел я дойти до моря,
как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…

(35)«Пока мама жива, мы молоды»,
– говорят на Кавказе.

(По А.Г. Битову**)

* Геронтолог – специалист в
области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает
способы замедлить этот процесс.

Тема: – «После бала»(сочинение-отзыв) (2)

Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Чувство Сергея Николаевича Толстого (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался наказанием через строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает свое прошлое. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек пользуется уважением, к его мнению прислушиваются, что он, по-видимому, обладает богатым жизненным опытом. «Сколько бы человек никуда не годились, кабы вас не было», — замечает один из собеседников. И благодаря таким замечаниям возникает доверие к герою. А его обещание рассказать об одном утре, от которого «переменилась вся его жизнь», заставляет внимательно и с интересом следить за дальнейшим повествованием.
Мы окунаемся в эпоху сороковых годов XIX столетия. Сначала нас зачаровывает атмосфера великолепного бала: «зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», хозяин — добродушный старичок, богач-хлебосол, такая же добродушная жена его, «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке». Мимо проплывают пары. Бесконечные вальсы, кадрили, польки. Наш герой очарован красотой Вареньки Б…, любуется ее стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, зарумянившимся с ямочками лицом, ласковыми, милыми глазами. Он влюблен. Он «не только весел и доволен», но «счастлив, блажен… добр», словно «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Свою любовь к Вареньке молодой человек переносит и на окружающих. Он «обнимал в то время весь мир своей любовью» и с восторженным умилением любовался танцующей парой: отец-полковник пригласил Вареньку на мазурку, и ее грациозная фигурка «плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых, атласных ножек». К отцу же ее Иван Васильевич испытывал в то время «какое-то восторженно-нежное чувство». Мазурка кончилась, и полковник откланялся, сославшись на важные дела рано утром.
Когда молодой человек приехал домой, приятные воспоминания не давали ему уснуть. Казалось, он был бесконечно счастлив, но счастье все росло и росло, он вспоминал Вареньку, танцующую в паре с отцом. И он невольно соединял «его и ее в одном нежном, умиленном чувстве». Автор часто подчеркивает важные мысли повторами, и этим дополнительно усиливает образность и экспрессивность восприятия. Кроме того, оценку увиденному рассказчик дает в соответствии со своим внутренним состоянием. На балу любовь к Вареньке освободила всю скрытую в душе молодого человека «способность любви». Но, выйдя на улицу и став невольным свидетелем экзекуции, которой руководил отец Вареньки, рассказчик испытывает совсем другие чувства. «Мне же было до такой степени стыдно, — говорит он, — что не знал, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, и опустил глаза… И мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Очень важную роль и в композиции рассказа, и в выражении его идеи играют противопоставления. Противопоставлены два основных эпизода — мазурка и экзекуция. Противоположно и описание полковника в этих двух эпизодах. Танцуя, «он бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А утром на площади «он шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу», злобно хмурился. Нам словно представлены два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой — омерзение. Еще ярче контраст между полковником «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат.
Хотя сюжет рассказа понятен и прост, история жизни Ивана Васильевича, перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру и который отказался от государственной службы после случая, изменившего всю его жизнь, на меня произвела очень сильное впечатление. Во многом этот эффект достигается умелым использованием языковых средств и художественных приемов.
Л. Н. Толстой как мудрый и тонкий художник слова показывает нам, что решение его героя о «неучастии во зле» оправдано и приобретает в рассказе высокий гуманистический смысл.

  • Сочинение по рассказу слово о полку игореве 9 класс
  • Сочинение по рассказу совесть 6 класс
  • Сочинение по рассказу станционный смотритель на тему маленький человек с большим сердцем
  • Сочинение по рассказу судьба человека шолохов
  • Сочинение по рассказу станционный смотритель 7 класс кратко