Сочинение по рассказу русский характер алексей толстой

Главнаяgt;характеристики героев кавказский пленник быстрый переход: краткая характеристика в двух словах подробная характеристика характеристика в цитатах видео характеристики героя для

Главная>Характеристики героев Кавказский пленник

Быстрый переход:

Сочинение по рассказу русский характер алексей толстой Краткая характеристика (в двух словах)

Сочинение по рассказу русский характер алексей толстой Подробная характеристика

Сочинение по рассказу русский характер алексей толстой Характеристика в цитатах

Сочинение по рассказу русский характер алексей толстой Видео характеристики героя (для тех, кто предпочитает слушать)

Краткая характеристика (в двух словах)

Русский офицер на Кавказе, смелый и находчивый человек. Он решил съездить домой повидать мать и посмотреть на невесту, которую она ему подыскала. По пути из крепости он понадеялся на Костылина и его ружьё, но тот струсил и татары взяли их в плен. В плену он постоянно проявлял смекалку, не падал духом, как Костылин, поэтому смог сбежать.

Подробная характеристика

Жилин — главный герой повести Льва Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из богатой семьи, он привык всего добиваться сам. По своим человеческим качествам он вызывает у читателей только симпатию. Попав в плен к татарам, он не раскисает, а думает, как бы вернуться обратно в отряд. Со временем, даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Ведь он мог и куклу из глины для Дины смастерить, и починить сломанные предметы. Вёл он себя в плену смело и уверенно. Когда татары предложили ему написать письмо матери с просьбой о выкупе в три тысячи монет, он сразу же отказался и сказал, что может попросить выкуп только в пятьсот монет. За это один татарин назвал его «джигитом».

На протяжении всего рассказа ему противопоставляется другой русский солдат, который вместе с ним также оказался в плену — Костылин. Он, в отличие от Жилина, готов и выкуп за себя запросить, аж в пять тысяч монет, и друга предать. Во время пребывания в плену он только и делает, что хнычет, да жалуется. Пока Жилин обдумывает план побега и делает подкоп в сарае, Костылин всё ждёт, когда же придёт выкуп.

За смелый нрав и умелые руки, многие татары в ауле стали уважать Жилина. А маленькая девчушка Дина настолько привязалась к нему, что стала регулярно приносить молоко, лепёшки, а иной раз и мясо. За это Жилин делал для неё глиняные куклы.

Даже дворовая собака любила Жилина за то, что он иногда подкармливал её. Когда пришло время бежать, он бросил ей лепёшку, и они с Костылиным смогли незаметно выбраться из аула. Однако побег с первого раза не удался, так как Костылин всю дорогу ныл и отставал. Их заметил один татарин, и они снова оказались в плену. На этот раз их посадили не в сарай, а в глубокий ров. На помощь Жилину пришла Дина. Она принесла длинную палку, по которой он выбрался из ямы и смог сбежать. Преодолев все препятствия, Жилин был спасён русскими казаками и остался служить на Кавказе. А Костылин всё-таки дождался выкупа и вышел на волю, правда уже еле живым.

Характеристика в цитатах

Он был офицер и служил на Кавказе

Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин

Мать позвала его домой повидаться и невесту посмотреть

Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала

Жилин решил ехать

Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами … и собрался ехать

Обоз шёл медленно и он решил ехать без него, вместе с другим офицером Костылиным

Ехать было двадцать пять вёрст. Обоз шёл тихо: то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят дожидаются

Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат?

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер Костылин, с ружьём, и говорит: Поедем, Жилин, одни

И поехали они вперёд по дороге

Тут им попались татары, Костылин его предал и Жилин попал в плен

стоят татары верхами. Человек тридцать

татары его увидали, пустились к нему

кричит Костылину: Вынимай ружьё!

А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости

выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь

Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки

Посадили его в сарай

Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай; толкнули его туда и заперли дверь

Его заставили написать письмо домой, чтобы выслали деньги для выкупа, но Жилин написал неверный адрес

Он тебе велит домой письмо писать, чтобы за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит

Написал Жилин письмо, а на письме не так написал — чтобы не дошло

Вскоре привели и Костылина

Так и ахнул Жилин — узнал Костылина. И его поймали

Прожил Жилин в плену месяц

Жил так Жилин с товарищем месяц целый

Он постоянно искал способ сбежать

бог даст — и сам выберусь

А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать

От скуки он начал лепить кукол для дочки хозяина — Дины

Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала

Сделал Жилин другую куклу, ещё лучше, отдал Дине

Она стала его подкармливать

И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молока носить. А то делают татары из козьего молока лепёшки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепёшки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, — так она ему кусок баранины принесла

Наконец, Жилин решил бежать

Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо

Сначала Костылин не хотел бежать, но потом согласился

Подумал, подумал Костылин. Ну, пойдём!

Костылин вскоре натёр ноги и не смог идти дальше

сапоги проклятые — все ноги стёрли

изрезал все ноги по камням и всё отстаёт

Как хочешь, а я не дойду: у меня ноги не идут

Жилин понёс его на себе

Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок

Но далеко с ним не смог уйти

схватили их, посвязали, посадили на лошадей, повезли

Теперь их посадила в яму

Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти — и спустили их в эту яму

Через несколько дней Дина сказала, что его скоро убьют

Иван, тебя убить хотят

Жилин попросил помочь ему сбежать

А коли тебе меня жалко, так ты мне палку длинную принеси

Дина помогла ему и принесла шест

Вдруг на голову ему глина посыпалась, глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается

По нему он выбрался из ямы с смог дойти до своих

Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх

Дошёл до лесу — никто не попался

Всю ночь шёл. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услышал, схоронился за дерево

налево на бугре стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось

Выскочили казаки верховые, пустились к нему — наперерез татарам

Испугались татары — не доезжаючи стали останавливаться. И подбежал Жилин к казакам

После этого случая решил он домой не ездить

Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя

Видео характеристики героя (для тех, кто предпочитает слушать)

см. также:
Характеристики главных героев произведения Кавказский пленник, Толстой

Краткое содержание Кавказский пленник, Толстой

Сочинения по произведению Кавказский пленник, Толстой

Краткая биография Льва Толстого

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

  • Сочинение по рассказу отцы и дети 10 класс
  • Сочинение по рассказу дубровский шестой класс
  • Сочинение по рассказу в п астафьева васюткино озеро
  • Сочинение по рассказу бедная лиза на тему образ лизы
  • Сочинение по рассказу александра сергеевича пушкина дубровский