Сочинение по рассказу руслан и людмила

Тема: отрывок из поэмы а.с.пушкина руслан и людмила.цель: познакомить учащихся с новым произведением а.с.пушкина и новым видом жанра поэмаобразовательная: проверить

Тема: Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма)

Образовательная: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать

Развивающая: умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательная: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, презентация,  музыкальный центр.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята. Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Р: организация рабочего места под руководством учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Актуализация знаний.

-Чтобы узнать, о каком поэте мы будем с вами разговаривать, вам предстоит угадать по отрывкам сказок их названия, после каждого полного и верного ответа вам будет даваться одна буква из фамилии поэта.

 1.Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

2.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-

 Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир»

3. Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

4.«Старичок отправился к морю

 Почернело синее море.

 Стал он кликать золотую рыбку

Приплыла к нему золотая рыбка…»

5.Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
 

6.Петушок с высокой спицы.

Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: „Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!“  

— Кто автор этих произведений?

-Совершенно верно, эти строки из разных сказок принадлежат выдающемуся поэту А.С. Пушкину.

— Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? 

— Что вы знаете о поэте?

Слушают внимательно учителя.

Определяют сказки по отрывкам.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о Царе Салтане»

«О медведихе»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о золотом  петушке»

А.С.Пушкин

Стихотворение, сказка

Родился 6 июня(26 мая по старому календарю)

Л:самоопределение

П:целеполагание.

Биография о А.С.Пушкине.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. В то время детей в богатых семьях воспитывали французы, и все говорили по-французски. Отец Александра был поэтом-любителем, он научил сына читать. Его дядя был известным поэтом. Прадедушкой Александра был африканец Ганнибал. Он служил при царе Петре Первом. Маленький Саша очень любил свою няню, Арину Родионовну, которая рассказывала ему сказки. Когда он вырос, он написал эти сказки в стихах. В 6 лет Пушкин учился в Царскосельском лицее. Там он написал много стихов. А с некоторыми одноклассниками подружился на всю жизнь. После лицея Пушкин стал работать в Коллегии иностранных дел. В те годы он написал поэму «Руслан и Людмила». В 1831 году Александр Сергеевич женился на Наталье Гончаровой. У них родилось четверо детей. В 1837 году поэт стрелялся на дуэли с Дантесом и от раны умер.

Слушают биографию.

  1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина.

-Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег

(включается аудиозапись “Шум моря”).

-Опишите, что вы услышали? 

— Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.

Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал —
И могучим …. стал!

— Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Слушают шум моря.

Кричат чайки, шум морской волны.

Дуб.

П: умение на основе анализа объектов делать выводы

  1. Изучение нового материала.
  1. Знакомство с понятием «Поэма».

— Что такое поэма?

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

— Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

К: оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Просмотр видеофильма.

-Сейчас мы с вами посмотрим фильм, после его просмотра вы должны ответить на следующие вопросы:

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Смотрят видеофильм.

П: умение внимательно слушать и запоминать

  1. Анализ видеофильма.

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Отвечают на вопросы.

П: умение на основе поэмы я отвечать на вопросы.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме

  1. Речевая гимнастика.

-Урок литературного чтения – особый, где каждое слово – жемчужина, каждый звук должен произноситься чётко, ясно. Для речевой гимнастики я взяла строчки из вступительной части поэмы – сказки, многим из вас она знакома с дошкольного возраста.

-Откройте свои учебники на 82 странице, найдите первый столбик.

         У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Прочитайте эти строчки глазами.

— Прочитайте так, чтобы слышал только сосед по парте.

— Прочитайте хором  выразительно.

— Кто же у нас выступит в роли артиста? Кто удивит нас своим чтением?  

— Поработаем над первой строчкой:

  • прочитайте фразу так, чтобы всем было понятно, о каком дереве идёт речь;
  • а теперь отметьте голосом, какое это дерево, какой он этот дуб;
  • наконец, прочитайте так, чтобы слушателю было, понятно, где растёт этот дуб.

Слушают учителя.

Делаю то, что требует учитель.

  1. Словарная работа.

-В этой поэме есть «слова-чудеса», непонятные вам. 

– Какие  непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? 

– Почему они нам непонятны? 

–  Узнайте значения этих слов в сносках. 

Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.

-Посмотрите на слайд, этих два слова нет на сносках, прочитайте их.

Пленяет – берёт в плен.

Поведаю – расскажу.

Находят непонятные слова, читают сноски.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов

  1.  Чтение отрывка по столбцам.

— Из скольких частей состоит этот отрывок?

— Прочитайте первую часть самостоятельно.

— Что такое лукоморье?

— Как вы думаете, существует ли Лукоморье? 

Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

— Второй столбик громко и выразительно прочитает…

— О чем рассказал автор в этой части?

— Найдите в столбце все чудеса, которые описал поэт.

-Следующий столбец громко и выразительно прочитает…

-Что описывает поэт в этом отрывке?

-Кто выходит из вод на берег?

-Кто их сопровождает?

-Следующий столбец до строк: «Там ступа с Бабою-Ягой» громко и выразительно прочитает…

-Скажите, что здесь описывает поэт?

-Последние строки громко и выразительно прочитает…

-Что здесь описывает поэт?

Из 4х.

О чудесах.        

Леший бродит, русалка сидит.

Как выходят витязи.

Витязи.

Дядька их морской.

Описывает действия героев.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

Физминутка.

-Перед чтением поэмы полностью, предлагаю вам немного отдохнуть. Тихо вышли все из-за своих парт.

 На поляне дуб зеленый

Потянулся к небу кроной.

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

Походили, порезвились

И на травку опустились.

Выполняют физминутку.

Потягивания – руки вверх.

Потягивания – руки в стороны.

Ходьба на месте.

  1. Выборочное чтение поэмы.

Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
Какая должна быть интонация?  

-Кто сможет прочитать данное произведение плавно, таинственно, напевно?

Напевное, плавное.

Торжественности и таинственности

П: умение внимательно слушать.

  1. Викторина.

-Сейчас я посмотрю, кто внимательно слушал произведение

-Я вам задаю вопрос, а вы быстро и кратко на него отвечаете.

-Кто из героев говорит, поёт, рассказывает?   

– Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. 
– Кому, верно, служит серый волк?               
– Кто выходит из морских волн?                         

– Что идёт, бредёт сама собой? 

– Что стоит без окон, без дверей?                           

-Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»

Кот

Леший

Царевна

Витязи

Ступа с Бабой Ягой

Избушка                 

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

  1. Виртуальное рисование сказочного дуба.

-Ребята, сейчас мы с вами немного пофантазируем и нарисуем у себя в воображении свой сказочный дуб.

 –Если бы у вас была возможность приобрести себе дома волшебный дуб, то что бы вы хотели на нем иметь?

Виртуально изображают сказочный дуб.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

  1. Итог урока.
  1. Подведение итога урока.

-С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?
-Какой поэт его написал?

-Скажите, что такое поэма?

— Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?

«Руслан и Людмила»

А.С.Пушкин

Поэма- большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности

  1. Рефлексия.

-Спасибо вам за хорошую работу и дисциплину. За это я вам дарю дуб 3 «В» класса, в котором будет ваша цепочка эмоций.

-У вас на столах лежит кусочек цепочки, напишите на нем какое настроение подарил вам этот урок и на перемене прикрепите свои цепочки на дуб и пусть это настроение у вас будет всегда!

-Урок окончен, до свидания!

Слушают учителя.

Пишут на листках свое настроение.

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.

В конце апреля в Воронежском государственном театре оперы и балета по-новому исполнили «Руслана и Людмилу» Глинки-Агафонникова. В этот раз партию Руслана танцевал ведущий солист театра Максим Данилов, а дирижировал оркестром лауреат Премии Главы Республики Мордовия Данила Серганин. Волшебная цветовая гармония, завораживающая музыка, эмоциональный рассказ в движениях – этот спектакль совместил в себе всё лучшее, чтобы покорить любого зрителя. Как это удалось – рассказывают сами Максим Данилов и Данила Серганин.

В заполненном зале среди гостей театра и дети, и подростки, и почтенная взрослая аудитория. Волшебное действо захватывает зрителей независимо от их возраста.
Когда же эту сказку создают профессионалы своего дела, то история проживается наравне с артистами. Так, заслуженная артистка Воронежской области Юлия Непомнящая трогательно и нежно передала любовные переживания в партии Людмилы, лауреат международного конкурса Марта Луцко блистательно станцевала партию коварной Наины, Михаил Ветров в партии гордого хана Ратмира изобразил сильную трансформацию из соперника Руслану в его друга и помощника.
В спектакле также были заняты и другие звёзды воронежской сцены – Дмитрий Трухачёв (Фарлаф), Вадим Мануковский (Черномор), Ольга Бородина (Горислава), Евгений Ермаков (Светозар) и др.

Главное же событие спектакля – это творческие премьеры у ведущего солиста театра Максима Данилова, исполнившего партию Руслана, и у дирижёра Данилы Серганина, тщательно занявшегося музыкой балета. Нам удалось пообщаться с ними и узнать, как преобразился балет «Руслан и Людмила» с их участием.

Интервью с Максимом ДАНИЛОВОМ состоялось после одной из репетиций. До последней минуты он обсуждал с педагогами отдельные эпизоды своей партии.

– Как проходит Ваша подготовка к новой партии в балете «Руслан и Людмила»?
– Сейчас для меня сложнее всего морально подготовиться к спектаклю. Это потому, что первый спектакль всегда такой: ты не до конца в чём-то уверен и не особо чувствуешь своё попадание в образ. Нужно время, чтобы «растанцеваться» в партии под старательным и чутким руководством педагогов. Тогда уже это приносит свои плоды, и ты обретаешь мастерство и уверенность.
– Вы исполняли такие разные по духу и темпераменту партии: Шахрияр в «Тысяче и одной ночи», Бирбанто в «Корсаре», Ганс в «Жизели». Каково это – перевоплощаться?
– Это непросто. Все образы в партиях разные. «Тысяча и одна ночь» – это Восток, в «Руслане и Людмиле» – Русь-матушка, а совсем недавно мы занимались современной хореографией. Не всегда удаётся вовремя «переключится». Варьируешь своё состояние между партиями. И чем больше работаешь, тем больше получается.
– Как вам партия Руслана? Пришлась по душе?
– Это всё же главная партия в спектакле, и она наполнена глубоким смыслом. Любовь, героизм, отвага. Мне это подходит, я ощущаю себя таковым в широте своей души. Но на данном этапе ещё нужно работать над образом.
– Как Вы думаете, привнесёте ли что-то новое в балет «Руслан и Людмила»?
– Уверен, что да, хотя говорить об этом пока рано. Мне надо станцевать ещё два-три спектакля. Надеюсь, что в итоге у меня получится добавить собственные краски.
– Творческий вопрос: что должен сделать артист, чтобы донести до зрителя задуманные в спектакле мысли и эмоции?
– Самому прочувствовать и прожить партию, также как в драматическом театре. Если в «Руслане и Людмиле» – русский характер и пушкинская идея, то и поза, и посыл должны быть от действующих лиц осмысленными, не пустыми. Людмила Ивановна Масленникова, заслуженная артистка России и наш педагог, перед каждым спектаклем коротко напоминает: «Помните, вы – наполненный сосуд». Так что перед спектаклем нужно помыслить, то есть наполнить себя, и передать свои мысли зрителю через оркестровую яму. Потом же, самое приятное – это когда тебе из зала возвращается энергетика.

О том, как музыка взаимодействует с балетом в «Руслане и Людмиле» и что для этого было нужно, рассказывает Данила СЕРГАНИН. Встреча с дирижёром прошла незадолго до начала спектакля.

– Как проходила Ваша работа над музыкой к «Руслану и Людмиле»? У балета очень интересное музыкальное либретто – по мотивам поэмы Александра Пушкина и оперы Михаила Глинки.
– В плане переработки музыки из оперной в балетную была проделана колоссальная работа: выбрана определённая для танца музыка и изменены речитативы таким образом, чтобы каждый момент в спектакле был друг с другом связан. У балета ведь свои законы. Поэтому нужно было сделать, так сказать, «микс» балета и оперы. В итоге работа вышла профессиональной. И, действительно, вы заметили правильно: либретто – по мотивам поэмы. Финал здесь несколько отличается, особенно ключевой развязкой.
– Что было главным при соединении музыки и танца в этом балете?
– Считаю, главным был образ. Образ является особенностью любого танца, любой музыки, любой актёрской игры. Композитор закладывает целую палитру эмоций и чувств в музыку, и настолько закладывает, насколько это может прочувствовать и понять хореограф. Тогда любое балетное и даже мизансценическое движение будет передавать сущность образа.
– Пушкинская поэма пронизана сказочностью и такими человеческими чувствами и поступками как любовь и месть, отвага и надменность, прощение и обман. Как Вы передаёте эту многогранность через музыку?
– Надо уметь правильно читать партитуру. Это отнюдь не так просто. В партитуре всё нужное заложено Глинкой и всеми теми, кто трудился над этой музыкой. Она закладывалась штрихами, как художественный рисунок. Сперва средствами технической выразительности, затем нюансами и оркестровыми красками. Мы стараемся этим инструментарием играть так, чтобы слушателю было понятно, что происходит.
– В чём отличительная особенность музыки для балета «Руслан и Людмила»?
– В гениальности Глинки. Он написал грандиозное сочинение, в котором каждая мелодия настолько красивая и выразительная, что этим не перестаешь восхищаться. Ты понимаешь, насколько это масштабное полотно.
– В интервью с Максимом Даниловым мы обсудили, что каждый артист неизменно приносит в балет что-то новое, что-то своё. Вы тоже оставили свой след в «Руслане и Людмиле»?
– Безусловно. Представьте: играют на рояле. Проходит несколько минут. Исполнитель заканчивает игру. Уходит. И вдруг, вместо того самого первого исполнителя, на его место садится другой. Тогда же вы можете удивленно спросить: «Что, рояль поменяли?». Дирижёр, как и артист, привносит что-то от себя в спектакль. И не всегда может описать это во всех подробностях, на то есть причина. Наш язык – мануальный. И если в коллективе резко, как по щелчку пальцев, поменять дирижёра, то может абсолютно измениться звучание оркестра. Так что моя задача не только сопереживать и быть участником, а очень часто даже задавать эмоцию, темп, ритм, динамику, характер музыки.

Первое действие балета «Руслан и Людмила» разожгло пламя интереса, а второе событийным накалом завершило нить эпических коллизий. Музыка совместно с танцем развернула знакомую историю на новый лад. Максим Данилов и Данила Серганин способствовали этому своим мастерством.

Текст: Маргарита Саратова, Марина Иванникова
Фото: Елена Стадникова

Пугачев и народное восстание в романе Пушкина «Капитанская дочка»

Повесть «Капитанская дочка» рассказывает читателям о реальном событии, которое было в истории России — о восстании крестьян под предводительством Пугачева. Этот донской казак принимал участие в двух войнах, имея первый офицерский чин. Однако его не интересовала карьера военного, он обдуманно возглавил народный мятеж.

Александр Сергеевич Пушкин показывает Емельяна Пугачева с различных ракурсов. Он демонстрируется мудрым и великодушным, жестоким и решительным. Герой был и отзывчивым провожатым, который не бросил в беде Гринева, и самопровозглашенным императором Петром Третьим, и попавшимся в клетку преступником.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Эти разные образы складываются в общую картину: предводитель крестьян обладал непоколебимой волей, ярким темпераментом, был терзаем противоречиями внутри себя. Он ожесточенно захватывал города, сея в них разгром и панику, но время от времени проявлял и положительные человеческие качества. С уверенностью можно сказать, что Емельян Пугачев, хорошо осознавал, что восстание русского народа рано или поздно будет подавлено, однако чувствовал долг перед крестьянами, страстно желал улучшить их незавидное положение.

Читатель знакомится с будущим лжеимператором в снежную метель. Тогда он выручил заблудившегося Гринева со слугой, спасая их от разыгравшейся непогоды. В этот раз роль вожака удалась Пугачеву. Но уже тогда обреченность чувствуется в нем. Это можно понять из сказки, которую донской казал поведал юному Гриневу. В ней орел испытывал зависть к ворону, которому была дарована долгая трехсотлетняя жизнь. Сам же орел жил всего тридцать три года. Однако он питался живой кровью, а ворон все свое существование поедал лишь мертвячину. Емельян Пугачев считал, что короткий век, яркий и наполненный, лучше, чем долгое прозябание на земле со склоненной головой.

Донской казак знал цену свободе, а рабство казалось ему неприемлемым. Он хотел избавить крестьян от господского гнета, чтоб и бедные смогли расправить крылья. Путь к освобождению не может быть мирным, поэтому Пугачев и был порой чрезмерно жесток. Его беспощадный нрав Пушкин демонстрирует на примере сцены расправы в Белгородской крепости.

Однако доброе сердце иногда побеждало суровую натуру. Лжеимператор даровал милость Гриневу и Мироновой не в качестве своеобразного царского жеста, какие порой позволяют делать себе великие государи, а по велению души. Даже то, что он не забыл о тулупчике, который дал ему молодой человек после спасения в снежный буран, является значимым моментом. Емельян Пугачев следует своему долгу, ему не чужды понятия чести и гуманности. Он помнит добро, умеет помогать другим, а также жертвовать собой ради блага ближних.

В «Капитанской дочке» можно узнать не сухие факты о предводителе крестьянского восстания, а познакомиться с ним, как с человеком, безумно любящим свободу, стремящимся дать ее и другим.

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Капитанская дочка
  • Это сочинение списано 103 184 раз

А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка». Сам автор писал: «Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― А. С. Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства. «Башкирцы ― народ напуганный, да и киргизцы проучены», ― говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» читатель видит в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… ― Эхе! ― сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ― Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Из дальнейшего мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г., сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал‑майором Траубергом». Вся направленность повествования о народном возмущении такова, что сомнений в его «естественности» не возникает.

А. С. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.

Цели движения определяются в общих чертах не какой‑либо четкой политической программой, а вековечными народными ценностями, такими как свобода, земля, уничтожение помещиков, стоящих на пути к этим целям. «Хороший», свой царь должен осуществить эти цели. Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.

Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа. Но в то же время в этих словах, если взять их в контексте, отражено отношение не только к крестьянскому движению: «Правление было повсюду прекращено, помещики укрывались по лесам. Шайки бунтовщиков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластью наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…» Здесь выражена мысль о сопровождающей восстание анархии и о том обстоятельстве, что начальники правительственных войск «самовластьно» наказывают и милуют. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но А. С. Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России. «Берясь за историческую тему, ― говорил К. Г. Паустовский, ― писатель не порывает с современностью». Поэтому читатели на протяжении еще многих лет будут находить в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ответы на вопросы как исторического, так и нравственного характера.

Посмотрите эти сочинения

  • Герой и восстание в оценке Пушкина и Есенина В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
  • Маша Миронова (сочинение) Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
  • Емельян Пугачев (сочинение) Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
  • Маша Миронова – воплощение русского национального характера Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
  • Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
  • Гринев и Швабрин (сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка») В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
  • Береги честь смолоду «Капитанская дочка» (сочинение) «Береги платье снову, а честь смолоду» — известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
  • Нравственная красота Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
  • «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
  • Нравы и быт дворян 18 века в изображении А. С. Пушкина в произведении «Капитанская дочка» (сочинение) Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
  • Как принял Гринев завет отца? (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
  • Троекуров — старинный русский барин (сочинение) А.С. Пушкин — величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
  • О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин — человек широких, либеральных, «подцензурных» взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от «мегаполиса» 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя «потомок арапов» гораздо свободнее и «в своей тарелке». Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные «народу» дышат уважением и […]
  • Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
  • Мои размышления о повести «Пиковая дама» В основе повести Пушкина «Пиковая дама» лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
  • Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (таблица) Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
  • Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери» Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). «Маленькие трагедии» — цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования — 2005 год). «Маленькие трагедии» — не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание «маленькие трагедии» употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Татьяна – милый идеал Пушкина» Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
  • Сочинение по поэме «Руслан и Людмила» На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый тест по русской литературе 19 века для проведения в классах, 70 вопросов с ответами для проверки.

Ссылка для скачивания теста и ответов: в ВОРДЕ | в PDF

Ответы и задания для теста по русской литературе:

1)Какое литературное направление господствовало в литературе первой половины 19 века? а) романтизм; б) сентиментализм; в) классицизм; г) реализм.

2)Как называется литературное направление, возникшее в России в начале 19 века, к которому принадлежит творчество В. А. Жуковского? а) реализм; б) сентиментализм; в) романтизм; г) символизм.

3)Когда появляется романтизм в России? а) после Отечественной войны 1812 года; б) в эпоху Просвещения; в) в последнее десятилетие XVIII века; г) в эпоху Возрождения.

4)Назовите представителей русского романтизма: а) Жуковский; б) Ломоносов; в) Рылеев; г) Державин.

5)Какой жанр являлся самым популярным среди романтиков? а) комедия; б) роман; в) элегия; г) повесть.

6)Что отличает героя романтических произведений? а) он одинок; б) он реалист; в) он созерцатель.

7)Укажите нового героя романтизма: а) человек недюжинных способностей; б) человек целеустремленный; в) человек с сильными чувствами.

8)Укажите название течения в европейской и американской литературе второй половины XVIII века – начала XIX века, провозглашавшего культ естественного чувства, природы. В русской литературе представителем этого течения был Карамзин Н. М. а) сентиментализм; б) романтизм; в) имажинизм; г) реализм.

9)«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина написана в жанре… а) психологического романа; б) рассказа-путешествия; в) сентиментальной повести; г) романа в стихах.

10)И. А. Крылов известен как автор многочисленных… а) баллад; б) эпиграмм; в) элегий; г) басен.

11)Назовите годы жизни А.С.Пушкина а) 1802-1841; б) 1789-1828; в) 1799-1837; г) 1805-1840.

12)В каком городе родился А.С.Пушкин? а) Петербург; б) Киев; в) Москва; г) Тула.

13)Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее? а) «К другу стихотворцу»; б) «Мечтатель»; в) «Воспоминания о Царском Селе».

14)Кто из великих русских поэтов 18 века заметил в Пушкине-лицеисте будущего гения поэзии? а) Жуковский; б) Вяземский; в) Ломоносов; г) Державин.

15)Кого Пушкин имел в виду, восклицая: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз»? а) коллег; б) лицеистов; в) декабристов; г) героев своих произведений

16)Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в лирике А.С.Пушкина? а) 21 октября; б) 5 мая; в) 19 октября; г) 1 января.

17)Назовите первую поэму Пушкина а) «Кавказский пленник»; б) «Руслан и Людмила»; в) «Медный всадник»; г) «Полтава».

18)Как называется место на окраине Санкт-Петербурга, где произошла дуэль между А.С.Пушкиным и Дантесом? а) Черная речка; б) Эрмитаж; в) Дворцовая площадь; г) Летний сад.Назовите первую поэму Пушкина а) «Кавказский пленник»; б) «Руслан и Людмила»; в) «Медный всадник»; г) «Полтава».

19)Основателем какого журнала стал А.С.Пушкин? а) «Зеленая лампа»; б) «Пророк»; в) «Лицей»; г) «Современник».

20)Членом какого кружка становится Пушкин в 1818 году? а) Желтая лампа; б) Зеленая лампа; в) Красная лампа; г) Синяя лампа.

21)Из какого произведения эти строки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! а) «Пророк»; б) «К Чаадаеву»; в) «Деревня»; г) «И.И.Пущину».

22)Назовите жанр произведения «Вольность»: а) баллада; б) мадригал; в) ода; г) стансы.

23)Кто из названных поэтов не был лицейским другом А.С.Пушкина? а) Петр Чаадаев; б) Антон Дельвиг; в) Вильгельм Кюхельбеккер; г) Иван Пущин.

24)Назовите причину ссылки поэта на юг (1820-1824 гг.) а) дуэль; б) отказ от службы; в) «возмутительные стихи»; г) дружба с Чаадаевым.

25)Какое стихотворение посвящено теме поэта и поэзии? а) «В Сибирь»; б) «К Чаадаеву»; в) «Арион»; г) «Пророк».

26)Назовите эпиграф к роману в стихах «Евгений Онегин» а) «На зеркало нечего пенять, коль рожа крива»; б) «Береги честь смолоду»; в) «И жить торопится, и чувствовать спешит».

27)Стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» относится к… а) философской лирике; б) гражданской лирике; в) любовной лирике; г) вольнолюбивой лирике

28)Кто стал женой А.С.Пушкина? а) Анна Керн; б) Марья Волконская; в) Наталья Гончарова; г) Анна Оленина.

29)Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник» а) между человеком и стихией; б) между личностью и государством; в) между разумом и чувством; г) между Евгением и Парашей.

30)Какую оценку Петр Первому дает автор в поэме «Медный всадник»? а) двойственная оценка Петра; б) Петр – деспот и тиран; в) Петр – великая личность; г) Петр – преобразователь и реформатор.

31)Укажите даты жизни и смерти М.Ю.Лермонтова а) 1814-1841; б) 1824-1840; в) 1812-1837; г) 1809-1839.

32)М.Ю.Лермонтов родился: а) в Петербурге; б) в Тарханах; в) в Пятигорске; г) в Москве.

33)В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1831 году? а) в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге; б) в Московский университет; в) в Царскосельский лицей; г) в Петербургский университет

34)За что М.Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ? а) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии; б) за революционную деятельность; в) за стихотворение «Смерть поэта; г) за дуэль.

35)Какое произведение сделало М.Ю. Лермонтова знаменитым? а) «Парус»; б) «Герой нашего времени»; в) «Смерть поэта; г) «Демон»

36)Какой основной мотив лирики Лермонтова? а) зависть; б) свобода; в) одиночество; г) усталость.

37)За что М.Ю.Лермонтов был сослан на Кавказ? а) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии; б) за революционную деятельность; в) за стихотворение «Смерть поэта; г) за дуэль.

38)Найдите среди перечисленных стихотворений произведение М.Ю.Лермонтова: а) «Пророк» («Духовной жаждою томим…»); б) «Поэт» («Пока не требует поэта…»); в) «Родина» («И вот они опять, знакомые места…»); г) «Кинжал» («Люблю тебя, булатный мой кинжал…»)

39)Парус в одноименном стихотворении Лермонтова – это: а) символ дальних странствий; б) деталь пейзажа; в) символ красоты; г) символ одинокой, жаждущей бурь личности.

40)О ком вспоминает М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», приводя сравнение «…как тот певец неведомый, но милый» ? а) о В.А. Жуковском; б) о Г.Р. Державине; в) о Байроне; г) о Ленском.

41)Сколько лет Лермонтов работал над поэмой «Демон»? а) 10 лет; б) 7 лет; в) 2 года; г) написал за 2 недели.

42)При создании поэмы Лермонтов использует метод а) сентиментализма; б) романтизма; в) классицизма; г) реализма.

43)Главную героиню поэмы зовут а) Маргарита; б) Тамара; в) Мария; г) Татьяна.

44)Зачем демону любовь грузинской княжны? а) он хочет обмануть её и получить её бессмертную душу; б) он в самом деле влюбился; в) он надеялся, что любовь чистого существа избавит его от демонической природы; г) хочет проверить, способна ли Тамара на чувства к Демону

45)После смерти жениха девушка а) вышла замуж за другого; б) ушла в монастырь; в) покончила с собой; г) осталась в доме родителей.

46)Кульминацией поэмы «Демон» является: а) убийство жениха Тамары; б) смятенье и муки Тамары, попытка найти спасение в монастыре; в) борьба Тамары со своим влечением к Демону; г) исповедь Демона и его клятва, покорившая Тамару.

47)К реалистическому периоду творчества Лермонтова относится произведение: а) «Мцыри»; б) «Демон»; в) «Завещание»; г) «Что толку жить…».

48)К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»? а) романтизм; б) критический реализм; в) сентиментализм; г) просветительский реализм

49)Сколько детей было у Лермонтова? а) не было детей; б) двое; в) четверо; г) один.

50)Где состоялась дуэль М.Ю.Лермонтова? а) в Пятигорске; б) на Черной речке; в) под Петербургом; г) в центре Москвы.

51)Назовите годы жизни Н.В.Гоголя а) 1803-1855; б) 1809-1855; в) 1802-1850; г) 1809-1852.

52)Н.В.Гоголь родился а) в Москве; б) в Орловской губернии; в) в Петербурге; 7) на Украине.

53)В каком учебном заведении учился Гоголь? а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназии; в) в Московском университете; г) в Симбирском университете.

54)Какое из произведений было написано раньше? а) «Мертвые души»; б) «Арабески»; в) «Вечера на хуторе близ Диканьки»; г) «Ревизор».

55)Произведение «Ревизор» по жанру а) трагедия; б) комедия; в) роман; г) драма.

56)Какое произведение не принадлежит Гоголю: а) «Тарас Бульба»; б) «Невский проспект»; в) «Мцыри»; г) «Мертвые души».

57)Кто из писателей «подарил» Н.В. Гоголю идею «Ревизора»? а) Н. Погодин; б) В.Г. Белинский; в) А.С. Пушкин; г) В.А. Жуковский.

58)Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»? а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»; б) «Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю»; в) «Береги честь смолоду»; г) «Стрелялись мы».

59)Какое литературное направление определило творческий метод Н.В.Гоголя в самом начале его творческого пути? а) модернизм; б) реализм; в) классицизм; г) романтизм.

60)Какое произведение принесло Н.В.Гоголю известность? а) «Италия»; б) «Шинель»; в) «Вечера на хуторе близ Диканьки»; г) «Мертвые души».

61)Как называется цикл произведений, в который входит повесть «Шинель»? а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»; б) «Миргород»; в) «Петербургские повести»; г) «Арабески»

62)В произведении «Мёртвые души» главная тема – а) жизнь помещиков; б) жизнь чиновников; в) жизнь всех слоёв населения; г) жизнь крепостных крестьян.

63)Какой тип героя представил Н.В.Гоголь в «Петербургских повестях»? а) «лишний человек»; б) «маленький человек»; в) «правдоискатель»; г) романтичная натура.

64)Какой чин был у героя повести «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина? а) статский советник; б) титулярный советник; в) коллежский асессор; г) коллежский регистратор.

65)Сколько повестей входит цикл «петербургские повести»? а) 7; б) 5; в) 8; г) 4.

66)В каком городе происходят фантастические события повести «Нос»? а) Москва; б) город не указан; в) Екатеринбург; г) Петербург.

67)Какое произведение Гоголя заканчивается немой сценой? а) «Мертвые души»; б) «Ревизор»; в) «Сорочинская ярмарка»; г) «Заколдованное место».

68)По какому из произведений Гоголя написана опера Дмитрия Шостаковича? а) «Ревизор»; б) «Шинель»; в) «Вий»; г) «Нос».

69)Что объединяет все повести в единый цикл «Петербургских повестей»? а) общий герой; б) общность тематики и проблематики; в) схожесть названий; г) единый смысл.

70)Назовите причину смерти Н.В.Гоголя а) сердечный приступ; б) нервная болезнь; в) туберкулез; г) удушье.

Тренировочные варианты ЕГЭ по литературе с ответами:

Тренировочные варианты ЕГЭ по литературе 11 класс задания с ответами

  • Сочинение по рассказу русалочка 4 класс ганс христиан андерсен
  • Сочинение по рассказу пушкина дубровский 6 класс по литературе
  • Сочинение по рассказу пугало
  • Сочинение по рассказу распутина уроки французского
  • Сочинение по рассказу пушкина станционный смотритель 7 класс