Сочинение по рассказу путешествие из петербурга в москву

путешествие из петербурга в москву, анализ повести радищеванаиболее известным произведением русского писателя александра николаевича радищева стало путешествие из петербурга в

«Путешествие из Петербурга в Москву», анализ повести Радищева

Наиболее известным произведением русского писателя Александра Николаевича Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно было издано в 1790 году и первоначально не вызвало у цензоров никаких подозрений. Жанр сентиментального путешествия, популярный тогда в Европе, представлял собой изложение любовных приключений героя, чередующееся с описанием волнующих его чувств.

Для Радищева такая форма произведения стала способом изложения мыслей автора об общественном устройстве России. Использовав в качестве эпиграфа слова из поэмы В. Тредиаковского «Телемахида», писатель обозначил основную идею своего произведения: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» . На современном языке это означает, что чудище жирное, огромное, творящее безобразия, имеет сто глоток, то есть ненасытное, жадное, а «лаяй» — лающее, ругающееся. Под «чудищем» Радищев подразумевал крепостническую систему, существовавшую тогда в России и лежавшую в основе самодержавия.

Любовь к Отчизне, ненависть к крепостничеству, правдивое изображение тяжелого положения простого народа сделали это произведение непохожим на другие и опасным для правительства. Недаром императрица Екатерина II, самолично ознакомившись с творением Радищева, вынесла свой вердикт. Она сказала, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачёва», потому что «тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал», а Радищев с помощью революции «надумал на Руси учинить республику!»

«Путешествие» больше напоминает путевые заметки: автор-повествователь, оказавшись по пути из Петербурга в Москву в каком-нибудь населенном пункте, описывает встречу или событие. Жанр путешествия помог автору показать российскую действительность как бы со стороны, глазами наблюдателя. Заведя у себя дома типографию, Радищев с помощью преданных ему по службе подчиненных стал печатать главный труд своей жизни.

Книга состояла из глав, названных по наименованиям почтовых станций на пути из Петербурга в Москву. Этой дорогой обычно следовала сама императрица, и Радищев был намерен «раскрыть ей глаза» — показать настоящую Россию. Едва автор сходит на станции София, как сталкивается с проблемами России екатерининских времен. Среди ночи он не смог найти извозчика, пока не предложил взятку «на водку». Такая особенность национального характера оказывается в центре внимания повествователя.

В главе «Любань» рассказчик видит крестьянина, пашущего на двух лошадях попеременно, чтобы давать им отдых по очереди. Сам же работник не отдыхает, ведь ему надо отработать барщину до темноты, а после еще на семью работать. В воскресенье же ему приходится трудиться весь день, чтобы как-то прокормить семью. Путешественник до слез возмущен бесправным положением крестьянина.

Глава «Чудово» описывает встречу с приятелем — господином Ч., который рассказывает свою историю. Как-то раз он со спутником отправился в море на небольшом судне и попал в шторм. Судно застряло между камнями. Рискуя жизнью, один человек смог добраться до берега, прибежал в ближайший городок, но начальник спал, и сержант, не посмев разбудить его, выгнал просителя. К счастью, помогли рыбаки: они спасли двенадцать человек. Рассказчик был уверен, что сержант понесет наказание, но вышестоящий начальник любезно объяснил, что «в должности ему не предписано спасать». Вывод для автора очевиден: «Отрада жителей этого города — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

В «Спасской Полести» рассказчик оказывается под дождем, и ему приходится ночевать в избе. Он слышит тихий шепот супругов, тоже заночевавших здесь по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене о купце, получившем орден лишь за то, что привозил наместнику, тратившему казенные деньги, устриц. Позже путешественник видит во сне себя царем, который прозрел и ужаснулся окружающей его действительности. Но читатели понимали, что этому сну не суждено сбыться: любые помыслы правителя искажаются при исполнении, так как не подкреплены законом.

Глава « Едрово» знакомит путешественника с Аннушкой, ее матерью и женихом Иваном. Девушка не может выйти замуж за своего Ванюшу, пока не заплатит 100 рублей выкупа. Рассказчик хочет помочь красивой и доброй крестьянке и предлагает деньги за поцелуй. Но Анна не собирается целовать барина, потому что ее поцелуи уже другому «посулены», мать же не берет деньги, чтобы не ставить под сомнение доброе имя своей дочери, а Ваня не желает милости, когда у него есть две руки, привычные к работе.

В главе «Медное» читатель узнает страшную в своей обыденности историю о том, как молодой барин продает своего бывшего дядьку, который вырастил его и когда-то спас от утопления. Продает он и свою кормилицу, и их дочь, им же обесчещенную. Но для окружающих это «срамное зрелище» вполне обыденно. Поэтому заканчивается глава рассуждением о том, что помещики никогда добровольно не откажутся от своей собственности. Следовательно, единственный выход из ситуации — бунт народа, потерявшего терпение.

В своей книге Александру Радищеву удалось показать, как крепостное право не только губит народ, но и развращает дворян: когда крестьяне убивают помещика и его сыновей за жестокое к ним отношение, вдова защищает убийц, лишь бы не лишиться дармовой рабочей силы.

Автор пишет и о тяжести для народа рекрутчины, и о нелепости цензуры, и о «подлом раболепии» — обо всех сторонах современной жизни, резко критикуя их. Беззаконие, творившееся в стране, административный произвол, неправосудие, злоупотребление властью вельмож, чиновников и помещиков Радищев рассматривал не как результат частных нарушений, а как прямое и неизбежное следствие крепостничества и самодержавия.

Писатель прекрасно понимал, что ужасы крепостного права грозят возмущением крестьян, но оправдывал это возмущение. Он писал, что русский народ терпелив, но когда этому терпению придет конец, «ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость». Радищев настаивал на том, что за «порчу», производимую крепостным правом, нужно требовать расплаты. Это стало настоящим подвигом, ведь он один вышел на поединок с самодержавием.

Уже на следующий день после появления «Путешествия» в продаже в лавке купца Зотова Радищева арестовали. Получившая экземпляр книги императрица «оценила» ее по достоинству: автор практически сразу оказался в Петропавловской крепости. Почти через месяц писателю был вынесен смертный приговор, позже замененный другим: ссылка на десять лет в Сибирь — в Илимский острог. Книга оказалась под запретом, а почти весь выпущенный ее тираж был уничтожен. Запрет был снят лишь в 1905 году, во время первой русской революции.

Современники усматривали связь произведения Александра Радищева с сентиментальными английскими и французскими романами. Сентиментализм как литературное течение появился в Европе во второй половине XYIII века. Идеология сентиментализма была просветительской: писатели-сентименталисты считали, что можно сделать мир более совершенным, если научить людей разумным формам поведения.

В европейских сентиментальных романах использовалась форма путешествия, где описывались случайные встречи, разговоры в пути, незначительные происшествия — все, что давало пищу для сердца и воображения. Русский писатель Радищев, благодаря форме путешествия, смог ввести в ткань повествования и оду, и похвальное слово, и аллегорический сон с сатирическим подтекстом. Он размышлял о нравах россиян, о различных сторонах современного ему быта, о проблемах политики и философии, что позволило автору соединить художественное, публицистическое и научное начало, обусловив абсолютную уникальность творческой манеры «Путешествия из Петербурга в Москву».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

Второстепенные персонажи

Проведя анализ «Из Петербурга в Москву», можно сказать, что автор показал в своем произведении материальное и правовое положение всех классов. Книга заканчивается «Словом о Ломоносове», указывая на то, что его вера в народ не беспочвенна.

Образ господина Ч

Этот человек поведал рассказчику свою историю о неудачном морском путешествии. Во время прогулки из-за отлива и шторма корабль застрял в камнях всего лишь в полутора километрах от берега. Чтобы его вытащить, нужна была помощь со стороны. Рулевой судна по имени Павел решил доплыть до берега и попросить помочь людям. Но ему отказали, так как начальник спал, а будить его нельзя было.

Конечно, нашлись добрые и отзывчивые люди, которые готовы были оказать помощь. Корабль удалось вытащить, и он отправился в путь.

После этих событий господин Ч. решил добраться до начальника с целью получить от него ответ, разобраться в сложившейся ситуации. Но его реакция была невозмутимой. Он ответил, что в его обязанности не входит спасение людей.

Барон Дурындин и слепой старик

Рассказчику пришло письмо, где сообщалось о браке престарелого барона и некой дамы, которая ранее была женщиной легкого поведения. Сейчас она владелица собственного «дома терпимости», на котором заработала довольно хорошие деньги.

Союз этот, конечно, основан не на светлых чувствах. Барон явно заинтересован в богатстве, а женщина не хочет встречать старость в одиночку.

Также в произведении главному герою встречается слепой старик. Встреча произошла на станции, мимо которой проезжал рассказчик. Старец пел, за что получал копейки. Главный персонаж предложил этому человеку деньги, но тот отказался, попросил дать ему что-нибудь, что поможет согреться зимой. Рассказчик подарил ему теплый платок.

Спустя какое-то время главный герой узнает о смерти старика. Ему было приятно осознавать, что подаренная вещь пригодилась старцу, так как он ходил в платке все оставшееся время, его даже похоронили в нем.

В повести особое внимание уделяется описанию жизни нищих людей, а точнее крестьян. Автор показывает тяжесть их труда, страдания народа. Он рассказывает о помещике, который отнял у них все — землю и свободу. Люди работают, чтобы их дети не умерли с голоду. Крестьяне измучены барщиной.

Каждый человек, который встречается рассказчику на пути, живет своей жизнью. Но эти встречи оставляют глубокий след в его сердце и мировоззрении. Он открывает глаза на многие проблемы, список которых огромен, меняет свои убеждения и взгляды.

Смысл произведения в том, что стране нужны перемены, новая власть и другие законы, которые будут защищать простой народ, а не знать.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

2 вариант

«Путешествие…»  Радищева вошло в историю России как первое литературное произведение, изобличающее общественный и политический порядок России в конце XVIII века. Недаром приводятся слова тогдашней главы государства Екатерины II, мол автор – бунтарь не хуже самого Емельяна Пугачева.

Нужно заострить внимание на данном высказывании. Очевидно, Екатерина была женщиной неглупой. Вряд ли она лукавила, когда считала Радищева опасным человеком для российской государственности. Он не громил дворянские поместья, не вставал под ружье против регулярной армии. У писателя было более эффективное оружие – перо. Если Пугачев своими погромами мог затронуть небольшую часть европейской России, то Радищев распространением своей повести мог затронуть умы всей страны.

Издатели это прекрасно понимали, поэтому не спешили публиковать сей литературный обвинительный приговор. Более того, Радищев был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. Все напечатанные экземпляры были преданы забвению. Что сказать, ведь даже большинство самых просвещенных русских людей не знали о ее существовании. О ней знал А. Пушкин, несколько литературоведов и ученых.

Используя современную терминологию, можно сказать, что книга было признана экстремистской. Официальный запрет с распространения книги был снят в 1905 году в свете либерализации политической системы после Первой русской революции.

В кратком анализе не стоит акцентировать внимание на сюжете, поэтому скажем, что повесть написана в стиле дорожного путешествия, где протагонист сталкивается с различными бытовыми ситуациями в ходе поездки. Он в сентиментальном ключе связывает эти ситуации с более масштабными политическими и общественными явлениями той поры: формы организации отношений между помещиками и крестьянами, тяжесть рекрутского набора  на военную службу, притеснения и страдания крепостных крестьян, возможность продажи людей и другими.

Объединяющей мыслью для всех глав является то, что автор крайне негативно относится к крепостной системе тогдашнего общества. Простой работяга вынужден от зари до зари трудиться, чтобы обеспечить как барина, так и свою семью. Крестьянские девушки вообще приравнивались к скотине: помещик мог ее обесчестить по своему желанию или продать, как надоевшую игрушку.

На основании содержания повести, можно вполне сделать вывод, что Радищев был первым русским просветителем революционного толка.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Популярные сегодня темы

  • Ромадин

    Советский художник Николай Михайлович Ромадин (родился в 1903 году, умер в 1987) получил известность благодаря таким своим картинам, как «Последний луч», «Село – Хмелевка» и др

  • Интересные факты о Петре 1

    Пётр 1 – одна из самых противоречивых личностей в истории. Некоторые считают его величайшим правителем, чуть ли не поднявшим Россию с колен и поставившим её на один уровень с европейскими государствами.

  • Сочинение Что такое бестактность

    Бестактность – отвратительное качество, которое вызывает у людей гнев, раздражение, обиду и огорчение. Бестактность выражается в неуместных вопросах, публичных насмешках и позорящих фактах.

  • Сочинение Фамусов и его окружение (Грибоедов Горе от ума)

    В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов тонко подмечает нравы «золотого века» и существующий конфликт между дворянами, молодыми и вольными, и дворянами старого уклада.

  • Сочинение на тему Внешность человека

    Люди рождаются разной внешности. Кто-то похож на маму, а кто-то – на папу. Так задумано природой. Один красивый, другой – не очень. Тот высокий, а этот – совсем крошечный. И каждый человек, вырастая, идет в большой мир таким, какой он родился.

Краткий пересказ повести Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам (с подробностями и цитатами) поможет Вам освежить в памяти основные события произведения, вспомнить главных героев и сюжет произведения. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может помочь при подборе аргументов для экзаменационного сочинения и в выполнении других заданий.

Выезд

Автор от имени главного героя, имя которого не называется, рассуждает о прощании перед отъездом, о горечи разлуки и радости от мысли о возвращении. Повествование ведётся от первого лица — мы будто бы читаем чьи-то путевые записи или размышления.

Разлука сравнивается с одиночеством посреди пустыни — солнце печёт, от жары становится плохо, но вокруг нет ни тени от деревьев, ни прохладного источника. Так автор ощущает отсутствие рядом близких людей, с которыми приходится разлучаться из-за путешествия или отъезда. 

Затем герой просыпается от того, что его кибитка наехала на кочку — останавливается на почтовой станции «София». Все дальнейшие главы — это названия почтовых станций, которые проезжает герой по пути из Петербурга в Москву. Останавливаясь там, он встречает разных людей и наблюдает разные ситуации.

София

Тут герой нашёл свою кибитку стоящей уже без лошадей. Извозчик попросил «на водку» — «Сбор сей хотя не законной, но охотно всякой его платит, дабы не ехать по указу». 

Почтовый комиссар спал. Когда герой попробовал его разбудить, тот посоветовал выпить чаю в трактире и дождаться утра, так как лошадей нет. После второй неудачной попытки разбудить комиссара, герой решил проверить, правда ли, что лошадей нет, и направился в конюшню. 

Там он нашёл около двадцати животных — пускай и тощих. Тогда, возвратившись к комиссару, герой начал будить его настойчивей. Спасли дело ямщики, которые запрягли лошадей, когда герой уже был готов не удержать гнев и побить комиссара. Отправившись в кибитке далее, герой начинает размышлять о русском народе: 

«В веселии своём порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву». 

Тосна

Встревоженный дурной дорогою (которую считали хорошей лишь те, «которые ездили по ней вслед государя»), герой остановился в почтовой избе. 

Там он встретил стряпчего, который просил почтового комиссара дать поскорее лошадей. Из разговора с ним путешественник узнал, что знакомец составил родословную многих дворянских родов, чтобы доказать их знатность. Однако в Москве труд его не был оценён — над ним дворяне лишь посмеялись. Тогда стряпчий отправился в Петербург, «где, известно, гораздо больше просвещения». 

Однако герой в конце главы заключает так:

«Я понял его мысль, вынул из кошелька… и, дав ему, советовал, что, приехав в Петербург, он продал бы бумагу свою на вес разносчикам для обвёртки; ибо мнимое маркизство скружить может многим голову, и он причиною будет возрождению истреблённого в России зла – хвастовства древния породы.»

Любани

Воскресенье. Праздник. Герой решил пройтись пешком. Увидел пашущего крестьянина — «крестьянин пашет с великим тщанием. – Нива, конечно, не господская». 

Путешественник заводит разговор с пашущим. Тот объясняет, что, несмотря на воскресный день, времени отдыхать нет. Шесть дней в неделю крепостной работает на барщине, на своё хозяйство остаётся только седьмой день недели. Ведь надо же кормить семью. 

«У меня, мой друг, мужиков нет, и для того никто меня не клянёт», — отвечает герой крестьянину. Крепостной рассказывает, что на господина своего он работает не так усиленно, ведь «у него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов». 

Мало того, что положение крепостных крестьян бедственно и ужасно, когда они работают на барина, так иногда ещё деревни отдают в аренду. А это ещё хуже:

«Голый наёмник дерёт с мужиков кожу».

Беседа с крестьянином встревожила сознание героя — он задумался о кошмарном положении крепостных. Крестьянин «тогда становится известен государству», — рассуждает путешественник, — «когда становится злодей». До этого момента его права не охраняются. 

«Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение», — предупреждает герой. 

Кроме того, путешественник начинает вспоминать свои собственные поступки по отношению к своим слугам. Он раскаивается в том, что позволил себе дать пощёчину слуге своему Петрушке, который не успел одеть его, будучи пьяным. «Если я кого ударю, тот и меня ударить может», — завершает свои рассуждения герой. И в глазах его появляются слёзы. 

Чудово

На этой почтовой станции путешественник встречает своего знакомого Ч… Он не собирался так скоро покидать Петербург, но «особливое происшествие» его к тому побудило. Дело в том, что он с товарищами собрался посетить Кронштадт и Систербек. Из Кронштадта в С… он отправился на шлюпке. По пути его застигла непогода. Шлюпка застряла между двух камней в таком положении, что вода постепенно заполняла судно. Один из товарищей (по имени Павел) доплыл до берега, чтобы найти помощь. Дальнейшую историю Павел рассказывал, когда вернулся к друзьям. 

Попав на берег, он первым делом он отправился к «тамошнему начальнику». Однако начальник ещё спал. «Тамошний сержант», взяв за плечо, «не очень учтиво, вытолкнул за дверь» Ч… Павел хотел жаловаться самому начальнику, рассчитывая, что тот накажет грубого сержанта, но так не произошло. 

«Ты бы велел себя будить молотком по голове, буде крепко спишь, когда люди тонут и требуют от тебя помощи», — посоветовал Павел начальнику и отправился к своим товарищам на судно.

 Спастись путникам помог священник: он накормил, дал кров, а затем и новую шлюпку. 

Спасская полесть

Начался дождь, так что герой решил остановиться в первой попавшейся избе. Гостя уложили спать на лавку. Но вскоре он проснулся и начал слушать разговор хозяев — присяжного с женою (об этом путешественник узнал только наутро). Муж рассказал жене историю об одном «государевом наместнике» — он «в молодости своей таскался по чужим землям, выучился есть устерсы [устрицы] и был до них великий охотник». По мере того, как наместник получал новые, более высокие чины, устриц на его столе становилось всё больше. Дано ироничное описание того, как снабжали курьера в Петербург — за устрицами, словно по какому-то очень важному государственному делу.

История повествует о том, как этот наместник повысил в должности (до прапорщика) сержанта Н.Н., который несколько лет ездил в Петербург в качестве курьера, чтобы доставлять начальнику устрицы. «Вот, жена, как добиваются в чины», — закончил рассказ мужчина.

«Так-то наш г. казначей; уже другой раз по его представлению меня отсылают в уголовную палату. Когда бы я с ним был заодно, то бы было не житье, а масленица. – И… полно, Клементьич, пустяки-то молоть. Знаешь ли, за что он тебя не любит? За то, что ты промен берёшь со всех, а с ним не делишься. – Потише, Кузьминична, потише; неравно кто подслушает», — так завершают разговор присяжный с женою.

На почтовой станции следующим утром герой встретил человека, который требовал лошадей без подорожной, не стал торговаться с повозчиками — согласился на предложенную сумму. А после подошёл к путешественнику и попросил «снабдить чем ни есть человека несчастного». В ходе разговора они поехали в одной кибитке и продолжили диалог во время пути. Незнакомец рассказал, что ещё недавно был счастлив с женою, которая была беременна, они были богаты, а в дом их — полон гостей, которые «насыщали праздный свой голод за их счёт». Но оказалось, что судебное дело этого незнакомца попало в уголовную палату и было уже решено — не в его пользу. На самом деле, этот мужчина не был виноват — его обманул лживый человек, которому было доверено дело. Узнав эту ужасную новость, жена его родила раньше срока и умерла вместе с ребёнком. Этот рассказ растрогал героя, он был крайне возмущён и раздосадован, что в государстве дозволены такие несправедливые и жестокие вещи. 

Спустя время путешественник уснул. Ему приснилось, что он царь. Сидит на златом престоле, вокруг счастливые подданные, его восхваляющие. 

«На твёрдом коромысле возвешенные зрелися весы. В единой из чаш лежала книга с надписью “Закон милосердия”; в другой – книга же с надписью “Закон совести”». Только одна женщина из всех собравшихся стояла вдалеке и вздыхала. «Я – врач, присланный к тебе и тебе подобным, да очищу зрение твоё. Какие бельма!», — сказала незнакомка монарху. 

Коснувшись глаз его, она сняла толстую пелену с них. И тогда герой увидел всю правду: в его государстве вовсе не всё было так чудесно, как казалось раньше. Вокруг трона оказались одни обманщики да льстецы. Следует разоблачение всего замечательного, описанного раннее. 

«Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине».

В конце главы герой просыпается и обращается к любому властителю любой страны: «…если, читая сон мой, ты улыбнёшься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается».

Подберезье

Недавно проснувшись, герой чувствовал, что голова его ужасно болит и «свинцовой тяжелее». Тогда он вспомнил совет своей няни Клементьевны о том, что от головной боли спасает кофе — нянюшка пила чашек пять за раз. Но путешественник с непривычки не осилил такое количество кофе и угостил незнакомца, сидевшего в углу. У них завязался разговор. 

Оказалось, этот человек — «из новогородской семинарии и шёл пешком в Петербург повидаться с дядею, который был секретарём в губернском штате. Но основной целью было обучение. Новый знакомец видел недостаток в просвещении в России. Он говорит о том, что лучше было бы преподавать науки на «языке российском» — так многим было бы понятнее и «просвещении доходило бы до всех спешнее». Семинарист рассуждает о том, как люди заблуждаются, о литературе и писателях, о невежестве и просвещении.

Новгород

Подъезжая к Новгороду, путешественник вспоминает историю Новгорода и Новгородской республики: 

«Известно по летописям, что Новгород имел народное правление. Хотя у их были князья, но мало имели власти». 

Стоя на мосту у реки ВОлхов, герой вспоминает о поступке царя Ивана Васильевича Грозного, который некогда завоевал Новгород. Путник рассуждает о том, какое монарх на то право имел и имел ли. Размышления свои он заканчивает так: 

«…Примеры всех времян свидетельствуют, что право без силы было всегда в исполнении почитаемо пустым словом. – Вопрос: что есть право гражданское? Ответ: кто едет на почте, тот пустяками не занимается и думает, как бы лошадей поскорее промыслить».

Бронницы

Пока переменяли лошадей, путник взобрался на гору. Говорят, раньше на месте села Бронницы стоял город Холмоград с древним капищем. Сейчас же на том месте церковь. Взбираясь на высоту, герой думал о неизвестности будущего, о мудрости, о познании жизни. 

«Возвратись в дом свой, возвратись к семье своей; успокой востревоженные мысли; вниди во внутренность свою, там обрящешь моё божество». У церкви путешественник обратился к Богу. «Если смертный в заблуждении своём странными, непристойными и зверскими нарицает тебя именованиями, почитание его, однако же, стремится к тебе, предвечному, и он трепещет пред твоим могуществом».

Зайцово

На этой станции путник встретил своего давнего товарища господина Крестьянкина — «душу он имел очень чувствительную и сердце человеколюбивое». Служил в уголовной палате, принимал участие в судах, но службу вынужден был оставить «не в силах будучи делать добро». Всему виной один случай. У некоторого господина асессора было имение, в котором «крестьян он почитал скотами». 

В той деревне жила крестьянская девушка, у неё был жених — тоже крестьянин. Но девушка та понравилась сыну асессора. Однако на его уговоры она не соглашалась, оставаясь верной возлюбленному. Тогда сыновья асессора надругались над ней. Жених девушки с отцом пробили голову одному из господских сыновей. Узнав это, асессор в ярости приказал наказать крестьянина, но все крепостные вступились за него и в итоге убили господина асессора. 

По этому делу и начался судебный процесс. Товарищ главного героя — господин Крестьянкин — считал, что крестьяне правы были во гневе своём. Суд же — нечестный, подкупный, обвинял крепостных в преступлении, игнорируя злодеяния господина асессора и его сыновей. Жена асессора ходила со взяткой — объясняя, что сама довольно накажет крестьян своих. 

«Человек родится в мир равен во всём другому», — вот мысль А.Н. Радищева.

В конце главы путник узнаёт, что его знакомый Дурындин, господин лет 80, женился. В подтверждение этому герой получает письмо. Свадьба на бывшей владелице публичного дома случилась потому, что Дурындина привлекли деньги невесты.

Крестьцы

На этой станции герой наблюдает расставание отца с сыном, который отправляется на службу. Эта сцена тронула путника, потому что у него самого есть дети и предстоит с ними на время прощаться. Тут путешественник рассуждает о дворянской службе. Пишет о том, что большинство дворянских детей начинают вести разгульный образ жизни, увлекаются развлечениями, а добропорядочных и поистине благородных людей вырастает мало. 

А многие родители хотят лишь чинов повыше для детей — а не вырастить из них по-настоящему справедливых, отличных служащих, которые приносят пользу обществу и отечеству. Однако та сцена, которую наблюдает герой, исполнена родительской мудрости и весьма трогательна. Отец говорит о том, что научил сыновей быть самостоятельными, не гнушаться работы, физического труда, не думать о том, что скажут в обществе, не бояться презрения, когда берёшься за работу, какой бы она ни была. И это пример правильного, мудрого воспитания. Отец даёт детям наставления для будущей честной жизни. Но это, к сожалению, редкость среди дворян. 

Яжелбицы

На этой станции путешественник проезжает мимо кладбища и становится свидетелем ужасающей сцены: отец препятствует погребению сына, удерживая гроб. Юноша умер по вине отца, который в молодости вёл разгульный образ жизни и переболел венерической болезнью. 

Её последствия по наследству передались сыну, который погиб из-за «смрадной болезни». Тут главный герой рассуждает о благоразумстве молодых людей, о последствиях разгульной жизни. Но государство тоже виновато — «дозволяя распутство мздоимное», то есть проституцию.

Валдаи

В этой главе продолжается разговор о развратности. Путешественник вспоминает историю города Валдаи. Это место оказывается знаменитым распутным нравом его жителей — особенно незамужних девушек. 

«Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счёт своего целомудрия». 

Хотя говорят, что наглость валдайских женщин всё же сократилась со временем. 

Также герой рассказывает историю об одном валдайском монахе, который каждую ночь переплывал озеро, чтобы тайно встретиться с любовницей. Но однажды его погубил в том озеро шторм. Только любовница его вряд ли долго скорбела, а тем более бросилась в ту же воду вслед за возлюбленным:

«Любовная летопись гласит, что валдайские красавицы от любви не умирали… разве в больнице».

Едрово

В этой главе герой рассуждает о различиях между городским и деревенскими девушками. Вторые более жеманистые, неискренние. Деревенские же настоящие, добродушные, и зубы у них в чистоте, хотя «врача зубного у них нет». «У вас на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа», — пишет путешественник про городских девушек. 

В Едрово герой встречает крестьянку Анну. Он восхищается её непорочной красотой и добрым нравом. Следуя душевному порыву, целует её — и этим крайне смущает Аннушку. Из разговора с ней узнаёт, что у девушки есть жених, но им не хватает денег, чтобы сладить свадьбу — без нужной суммы юношу не отдают. Анну сватали к десятилетнему мальчику — ради денег; но она отказалась. 

Дошедши с Анной до её дома, рассказчик предлагает девушке и её матери необходимые деньги. Но они отказываются. Жених Аннин — Иван — так отвечает повествователю: 

«У меня, барин, есть две руки, я ими дом и заведу». 

Выясняется, что деньги они раздобыли, свадьбе быть. Даже выехав из Едрова, герой не может забыть о чудесной Анюте и её семье — так сильно девушка с её благородным нравом врезалась в память путника, он по-настоящему был ею восхищён. 

Хотилов (проект в будущем)

В руки к герою попадают чьи-то бумаги, в которых описывается либеральный проект устройства государства. Бумаги эти обронил некий господин в почтовой избе. Изучив их, путешественник пришёл к выводу, что они принадлежат его хорошему другу, так что счёл возможным взять их. 

«…друг мой поражён был несоразмерностию гражданских чиносостояний», — рассказывает путник.

Вот некоторые положения проекта в цитатах:

  • «Равновесие во властях, равенство в имуществах отъемлют корень даже гражданских несогласий. Умеренность в наказаниях ».

  • «Ясность в положениях о приобретении и сохранении имений».

  • «…но прежде всего да будем человеки».

  • «Зверский обычай порабощать себе подобного человека» — то есть крепостное право — следует искоренить.

  • «Властитель первый в обществе есть закон; ибо он для всех один».

  • «…единая корысть отъемлет у нас взор и в темноте беснующим нас уподобляет».

  • «Уже время, вознесши косу, ждёт часа удобности, и первый льстец или любитель человечества, возникши на пробуждение несчастных, ускорит его мах», — предупреждает автор проекта дворян, людей высшего сословия.

  • «…высшая власть недостаточна в силах своих на претворение мнений мгновенно, начертал путь повременным законоположениям к постепенному освобождению земледельцев в России».

  • «Восстановление земледельца во звание гражданина».

«Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, назваться блаженным?», — вопрошает автор проекта.

Вышний Волчок

«…Мощный побудитель человеческих деяний — корыстолюбие». 

Глядя на край, который он проезжал, герой сначала обрадовался его процветанию. Но вскоре осознал, что это благополучие достигнуто за счёт рабского, крепостного труда — жестокого, бесчеловечного. Крестьяне находятся в бедственном положении и вынуждены работать, не покладая рук. Тут рассказчик вспомнил историю об одном помещике. Его деревня была одной из лучших по показателям земледелия. Однако такой результат был достигнут с помощью ужаснейшего отношения к крепостным. Такой помещик не достоин звания гражданина. И имение его — вовсе не гордость, а яркий обличитель проблем государства, в котором процветает ещё крепостное право. 

«Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются наравне с волом, определённым тяжкую вздирати борозду?».

Выдропуск

В этой главе повествователь продолжает изучать бумаги своего друга, в этот раз он читает «начертание положения о уничтожении придворных чинов». 

Согласно проекту, «истинные заслуги и достоинства, рачение о пользе общей да получают награду в трудах своих и едины да отличаются», — так должно быть. 

Но пока что, к сожалению, «лесть и ласкательство» позволяют гнусным и бесчестным людям получать чины. Чтобы этого избежать, следует делать народ просвещённее. Чем больше образованных людей в государстве, «тем внешность менее действовать может».

«…Будем примером позднейшему потомству, како власть со свободою сочетать должно на взаимную пользу», — призывает автор проекта.

Торжок

На этой станции путешественник встречает молодого человека, который держит путь в Петербург с прошением разрешить свободное книгопечатание. Герои рассуждают о цензуре. Их мнение едино — цензура не нужна, она мешает просвещению и наукам, губит светлые умы.

«Чем государство основательнее в своих правилах, чем стройнее, светлее и твёрже оно само в себе, тем менее может оно позыбнуться и стрястися от дуновения каждого мнения, от каждой насмешки разъярённого писателя; тем более благоволит оно в свободе мыслей и в свободе писаний, а от неё под конец прибыль, конечно, будет истине».

«…Ценсура печатаемого принадлежит обществу, оно даёт сочинителю венец или употребит листы на обвёртки», — заключает знакомец.

Далее следует краткое повествование о происхождении ценсуры. Началось всё со священнослужителей. Духовное и политическое суеверие также способствовало развитию цензуры. 

Глава заканчивается знаменитой фразой, которая в своё время возмутила императрицу Екатерину II Алексеевну: 

«Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».

Медное

Главный герой видит в газете объявление о продаже имущества некоего помещика. В это объявление включены и имеющиеся души — в конце, после всех прочих вещей. Путешественник приходит на торги. Описываются крестьяне, которых выставили на продажу: старик лет 75, который ходил в Крымский поход ещё с отцом господина; его жена лет 80 — кормилица матери барина, нянька барина, «имела надзирание за домом до самого того часа, как выведена на сие торжище»; женщина лет 40, кормилица и вдова; девушка лет 18, барин обманом надругался над ней. 

«Едва ужасоносный молот испустил тупой свой звук и четверо несчастных узнали свою участь, — слезы, рыдание, стон пронзили уши всего собрания». 

Такие торги — распространённое в то время явление. Часто крепостные семьи разлучали по итогам продажи. Главный герой осуждает такой порядок вещей, считает это варварским, жестоким, ужасным. 

В конце главы путник рассуждает о том, как будет свержено крепостное право: 

«…свободы не от их [тех, кто бы мог свободе поборствовать, всех великие отчинники] советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения». 

Это важная мысль, которой придерживался и сам А.Н. Радищев — крепостное право будет свержено не «сверху» (от властей), а «снизу» (от самих крестьян). 

Тверь

На этой станции в трактире путешественник встречает некоего поэта, который считает, что стихотворство в России «далеко ещё стоит от величия». Он рассуждает о языке, о том, что Ломоносов «уразумев смешное в польском одеянии наших стихов, снял с них несродное им полукафтанье» (речь об усовершенствовании реформы стихосложения В.К. Тредиаковского, появлении силлабики, а также о теории трёх штилей самого Михаила Васильевича). Поэт сетует на то, что французский язык более распространён, чем русский. 

«Если совет мой может что-либо сделать, то я бы сказал, что российское стихотворство, да и сам российский язык гораздо обогатились бы, если бы переводы стихотворных сочинений делали не всегда ямбами», — говорит стихотворец. 

«За одно название отказали мне издание сих стихов. Но я очень помню, что в Наказе о сочинении нового уложения, говоря о вольности, сказано: «Вольностию называть должно то, что все одинаковым повинуются законам». Следственно, о вольности у нас говорить вместно», — говорит поэт. И после этого читает путешественнику свою оду под названием «Вольность». Отрывки из этой оды приведены в главе. 

Вот основные мысли в цитатах:

1) «О вольность, вольность, дар бесценный!
Позволь, чтоб раб тебя воспел».

2) «Человек во всем от рождения свободен…»

3) «Он [закон] лести чужд, лицеприятства,
Породы, знатности, богатства,
Гнушаясь жертвенныя тли;
Родства не знает, ни приязни,
Равно делит и мзду, и казни;
Он образ божий на земли».

4) «В мире и тишине суеверие священное и политическое, подкрепляя друг друга,
Союзно общество гнетут.
Одно сковать рассудок тщится,
Другое волю стерть стремится »

5) «Чело надменное вознесши,
Схватив железный скипетр, царь,
На громком троне властно севши,
В народе зрит лишь подлу тварь».

6) «Таков есть закон природы: из мучительства рождается вольность, из вольности рабство…»

7) «Но человечество возревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым природы правом, двинется… И власть приведена будет в трепет».

Краткое содержание оды «Вольность»: из хаоса люди общим договором строят законы для общего блага и блага каждого человека; затем появляется царь, который законом пренебрегает. Тогда монарх справедливо оказывается свергнут и убит:

Городня

«Рекрутской набор был причиною рыдания и слез многих толпящихся» в этой деревне. 

Но для одного юноши военная служба становится настоящим спасением. Он рассказывает главному герою свою историю. 

Он жил у барина, рос и получал образование бок о бок с барским сыном. 

«Старый мой барин, человек добросердечный, разумный и добродетельный, нередко рыдавший над участию своих рабов, хотел за долговременные заслуги отца моего отличить и меня, дав мне воспитание наравне с своим сыном. Различия между нами почти не было, разве только то, что он на кафтане носил сукно моего потоне».

Более того, старый барин так говорил крестьянскому юноше: «Ты более к учёности и нравственности имеешь побуждений, нежели сын мой».

Барский сын и крестьянский отправились просвещаться за границу, а по возращении господин обещал освободить парня от рабских оков. Но пока юноши были в путешествии, барин умер. 

Сын барский утешил героя, сказав, что не забудет обещание отца своего. Но вскоре женился на пресквернейшей девице. Тогда рассказчик истории и почувствовал перемену в отношении к нему. 

«Я определил себя сносить жребий мой терпеливо. И сносил не токмо уязвления телесные, но те, коими она уязвляла мою душу», — рассказывал юноша.

Завидово

На этой станции герой встречает «воина в гранодёрской шапке». Он требовал подать лошадей немедленно — лошадей не было. Скоро должно было приехать «его превосходительство». Почтовый староста стал уговаривать путешественника выпрячь коней для «гвардейского Полкана». 

В итоге «его превосходительство» уехало уже через четверть часа, а путник — через по крайней мере час.  «Но где мне гнаться за его превосходительством!», — с иронией восклицает герой.

Клин

В Клину путешественник встречает слепого нищего старца-певца. Своим пением он собирает, что добрый народ даст — так и выживает. 

«Неискусный хотя его напев, но нежностию изречения сопровождаемый, проницал в сердца его слушателей». 

Каждую подачку старик принимал с благодарностью и добрым словом подающему, хотя и равнодушно внешне. 

Главный герой пожелал получить благословение от слепого бедного старца на продолжение пути своего. 

«Казалося мне, да и всегда сие мечтаю, как будто соблагословение чувствительных душ облегчает стезю в шествии и отъемлет терние сомнительности», — объясняет повествователь. 

Рассказчик положил рубль в «дрожащую руку» народного певца. Тот был смущён непривычной монетой. 

«Колико приятнее ему подаваемая ему полушка! Он чувствует в ней обыкновенное к бедствиям соболезнование человечества, в моем рубле ощущает, может быть, мою гордость», — сетовал герой.

Рубль старик вернул. Но путешественник вопрошал: неужели одно его подаяние будет отвергнуто? Тогда старец попросил дать ему нечто полезное, что точно ему пригодится. Герой подарил бедному певцу платок.

Пешки

Голод завёл героя в крестьянскую избу. Читатель ужаснётся описанного быта и убранства — хотя хозяева содержат всё в чистоте и порядке, но жилище крайне бедное. Например, вместо стёкол в окнах натянуты пузыри. 

«Увидев предо мною сахар, месившая квашню хозяйка подослала ко мне маленького мальчика попросить кусочек сего боярского кушанья», — рассказывает путешественник.

В ответ крестьянка произнесла укоризну, но «сия укоризна, произнесённая не гневом или негодованием, но глубоким ощущением душевныя скорби, исполнила сердце моё грустию. Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянския избы». 

Далее повествователь рассуждает о жестокосердии помещиков. 

Вот несколько значимых высказываний:

  1. «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, — воздух».

  2. «Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти её у него постепенно!»

  3. «Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет».

Черная грязь

«Здесь я видел также изрядный опыт самовластия дворянского над крестьянами».

 По приказу помещика и ради выгоды его тут проходила свадьба — насильственная и для жениха, и для невесты.

Слово о Ломоносове

Сочинение, якобы написанное тем поэтом, которого главный герой встретил в Твери.

Краткое содержание главы в цитатах:

  • «…но доколе слово российское ударять будет слух, ты [М.В. Ломоносов] жив будешь и не умрёшь».

  • «От воспитания в родительском доме он принял маловажное, но ключ учения: знание читать и писать, а от природы — любопытство».

  • «Познанием чуждого языка становимся мы гражданами тоя области, где он употребляется, собеседуем с жившими за многие тысячи веков, усвояем их понятия; и всех народов и всех веков изобретения и мысли сочетоваем и приводим в единую связь. Упорное прилежание в учении языков сделало Ломоносова согражданином Афин и Рима»

  • «Заслуги твои о российском слове суть многообразны; и ты почитаешися в малопритяжательном сем своём труде яко первым основателем истинных правил языка нашего и яко разыскателем естественного расположения всяческого слова».

  • «Но если тщетной его был труд в преподавании правил тому, что более чувствовать должно, нежели твердить, – Ломоносов надежнейшие любящим российское слово оставил примеры в своих творениях».

  • «Ломоносов, действуя на сограждан своих разнообразно, разнообразные отверзал общему уму стези на познания».

  • «О! Ломоносов, ты произвёл Сумарокова».

  • «Сравни то, что писано до Ломоносова, и то, что писано после его, – действие его прозы будет всем внятно».

  • «В стезе российской словесности Ломоносов есть первый».

Автор: Мария Сербина

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву»А.Н.Радищева...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву»А.Н.Радищева

    Описание слайда:

    Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву»А.Н.Радищева . Жанр путешествия и его содержательное наполнение

    Урок литературы в 9 классе

    Якунина Татьяна Николаевна,
    учитель МБОУ «Лицей «Сигма»
    г.Барнаула

  • 2 слайд

    Цель урока создать условия для формирования квалифицированного читателя

    Описание слайда:

    Цель урока
    создать условия для формирования квалифицированного читателя через
    умения определять жанровое своеобразие произведения и
    особенности художественного метода,
    через опыт деятельности с путевыми заметками А.Н.Радищева

  • 3 слайд

    Задачи урока уметь определять жанр произведения; знать признаки жанра путеш

    Описание слайда:

    Задачи урока
    уметь определять жанр произведения;
    знать признаки жанра путешествия ,
    особенности литературных направлений: классицизма , сентиментализма , импрессионизма , реализма ;
    понимать роль личности Радищева в литературе;
    овладеть навыками написания путевых заметок ;
    развивать умение работать с текстом .

  • 4 слайд

    Александр Николаевич Радищев(1749-1802)Ты хочешь знать :кто я? что я? куда я

    Описание слайда:

    Александр Николаевич Радищев
    (1749-1802)
    Ты хочешь знать :кто я? что я? куда я еду?
    Я тот же , что и был и буду весь мой век :
    Не скот , не дерево , не раб, но человек!
    Дорогу проложить , где не бывало следу,
    Для борзых смельчаков и в прозе , и в стихах,
    Чувствительным сердцам и истине я в страх
    В острог Илимский еду.

    Прочитать отрывок и ответить на
    вопросы, поставленные в
    стихотворении.

  • 5 слайд

    «Путешествие из Петербурга в Москву» о чем говорит читателю название этого п

    Описание слайда:

    «Путешествие из Петербурга в Москву»
    о чем говорит читателю название этого произведения?

  • 6 слайд

    Сочинение по рассказу путешествие из петербурга в москву

  • 7 слайд

    Жанр- фр.«род» или «вид» , самое общее определение формы , которая позволяет

    Описание слайда:

    Жанр- фр.«род» или «вид» , самое общее определение формы , которая позволяет ответить на вопрос : что это такое -применительно к литературному произведению. Жанр дает ключ к пониманию текста , настраивает на его восприятие. Когда путаем жанры , это ведет к непониманию текста.
    В средневековой литературе определение жанра входило в название произведения : «Похвала книгам», «Житие Сергия Радонежского», «Слово о полку Игореве».
    Приведите свои примеры жанров.

  • 8 слайд

    Жанр путешествияПУТЕШЕ́СТВИЕ — лит. жанр: 1) описание путешественником (очеви

    Описание слайда:

    Жанр путешествия
    ПУТЕШЕ́СТВИЕ — лит. жанр: 1) описание путешественником (очевидцем) географич., этнографич. и социального облика увиденных им стран, земель, народов и т. д.; мемуары или дневники путешественников; 2) художественный, преим. эпич., жанр, сюжет и композиция к-рого восходят к построению и способам изложения документального П. На формирование худож. жанра П. влияли как путевые записи (рассказы) самих путешественников, т. е. документальные П., так и легенды, возникшие на почве этих рассказов .
    Возник этот жанр в литературе достаточно поздно , когда оседлая жизнь людей изменилась в связи с Великими географическими открытиями . В России же до 17 века заграничные поездки были практически не возможны. И только в 18 веке Петр 1 « прорубил окно в Европу».Радищев был среди тех , кто побывал за границей . На него произвела впечатление повесть Т. Смолетта «Путешествие по Франции и Италии».

  • 9 слайд

    В ходе урока , работая над главами «Путешествия из Петербурга в Москву», зап

    Описание слайда:

    В ходе урока , работая над главами «Путешествия из Петербурга в Москву», заполняйте таблицу

  • 10 слайд

    «Любани»-Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскре- сеньям? -Нет, барин,

    Описание слайда:

    «Любани»
    -Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскре-
    сеньям?
    -Нет, барин, я прямым крестом крещусь . А бог
    милостлив , с голоду умирать не велит , когда
    есть силы и семья.

  • 11 слайд

    «Спасская Полесть»Одежды мои , столь блестящие, казалися замараны кровию и ом

    Описание слайда:

    «Спасская Полесть»
    Одежды мои , столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого ; ноги мои стояли в тине. Вокруг меня стоящие являлися того скареднее. Вся внутренность их казалась черною и сгораемою тусклым огнем ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искаженные взоры , в коих господствовали хищность , зависть . коварство ,ненависть.

  • 12 слайд

    «Городня»

    Описание слайда:

    «Городня»

  • 13 слайд

    «Медное»

    Описание слайда:

    «Медное»

  • 14 слайд

    ЕдровоГде нет соразмерности в летах , там и брака быть не может. Если муж де

    Описание слайда:

    Едрово
    Где нет соразмерности в летах , там и брака быть не может.
    Если муж десяти лет , а жена двадцати пяти , как то бывает часто во крестьянстве ; или если муж пятидесяти , а жена пятнадцати или двадцати лет, как это бывает во дворянстве,- может ли быть взаимное чувство услаждения?

  • 15 слайд

    «Пешки»

  • 16 слайд

    Как автор передает чувства лирического героя? Обратите внимание на архаичност

    Описание слайда:

    Как автор передает чувства лирического героя? Обратите внимание на архаичность языка.
    Назовите элементы публицистического стиля.
    “Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие; с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме… Жестокосердый помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги. Отчего? Не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? На что тебе смрадное рубище, которое к неге привыкшая твоя рука подъяти гнушается? Едва послужит оно на отирание служащего тебе скота. Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет. Если здесь нет на тебя суда, — но пред судиею, не ведающим лицеприятия, давшим некогда и тебе путеводителя благого, совесть, но коего развратный твой рассудок давно изгнал из своего жилища, из сердца твоего. Но не ласкайся безвозмездием. Неусыпный сей деяний твоих страж уловит тебя наедине, и ты почувствуешь его кары. О! если бы они были тебе и подвластным тебе на пользу… О! если бы человек, входя почасту во внутренность свою, исповедал бы неукротимому судии своему, совести, свои деяния. Претворенный в столп неподвижный громоподобным ее гласом, не пускался бы он на тайные злодеяния; редки бы тогда стали губительствы, опустошения… и пр., и пр., и пр. ”

  • 17 слайд

    Чем герой возмущен, почему он негодует ?“Я обозрел в первый раз внимательно

    Описание слайда:

    Чем герой возмущен, почему он негодует ?
    “Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нем скользило. — Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. — Вот в чем почитается по справедливости источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и злоупотребления законов и их шероховатая, так сказать, сторона. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние.”

  • 18 слайд

    О чем свидетельствует разговор с хозяйкой? Какое человеческое качество, пораз

    Описание слайда:

    О чем свидетельствует разговор с хозяйкой? Какое человеческое качество, поразившее путешественника , сумела сохранить хозяйка этой избы?
    “Увидев передо мною сахар, месившая квашню хозяйка подослала ко мне маленького мальчика попросить кусочек сего боярского кушанья.
    — Почему боярское? — сказал я ей, давая ребенку остаток моего сахара. — Неужели и ты его употреблять не можешь?
    — Потому и боярское, что нам купить его не на что, а бояре его употребляют для того, что не сами достают деньги. Правда, что и бурмистр наш, когда ездит к Москве, то его покупает, но также на наши слезы.
    — Разве ты думаешь, что тот, кто употребляет сахар, заставляет вас плакать?
    — Не все; но все господа дворяне. Не слезы ли ты крестьян своих пьешь, когда они едят такой же хлеб, как и мы? — Говоря сие, показывала она мне состав своего хлеба. Он состоял из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки. — Да и то слава богу при нынешних неурожаях. У многих соседей наших и того хуже. Что ж вам, бояре, в том прибыли, что вы едите сахар, а мы голодны? Ребята мрут, мрут и взрослые. Но как быть, потужишь, потужишь, а делай то, что господин велит. — И начала сажать хлебы в печь.” (Ответы детей) При

  • 19 слайд

    Сочинение по рассказу путешествие из петербурга в москву

  • 20 слайд

    Чем отличается произведение Радищева от классических образцов этого жанра?Пре

    Описание слайда:

    Чем отличается произведение Радищева от классических образцов этого жанра?
    Предметом своих путевых заметок Радищев сделал российскую действительность .Его путешествие написано совсем иначе: каждое наблюдение, каждое ощущение становятся поводом поговорить о себе , рассказать о том , что он чувствует , как эти чувства изменят его будущую жизнь. Весь роман внутри этой книги путешествия – роман самовоспитания.
    Самонаблюдение , самоанализ –вот первое , что мы видим , когда читаем «Путешествие из Петербурга в Москву».Это одно из явных проявлений сентиментализма-направления , превыше всего ставящего переживания , чувства человека.
    Но здесь начинается и многое из того , что продолжает существовать в литературе19-21вв.Это ориентация на впечатление — по- французски «импрессион».Импрессионизм – направление в современном искусстве , связанное с тем , что вместо зеркального отражения действительности передается впечатление ,ощущение человека от нее.

    Таким образом , произведение Радищева выходит за рамки определенного жанра

  • 21 слайд

    Сочинение по рассказу путешествие из петербурга в москву

  • 22 слайд

    Почему Радищев выбрал жанр путешествия? Выбирая свой жанр, Радищев со

    Описание слайда:

    Почему Радищев выбрал жанр путешествия?

    Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углублённого в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя — Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, России.
    Духовный мир нового героя был главным предметом изображения в литературе европейского и русского сентиментализма.
    Не прошел мимо сентиментализма и Радищев. Его «Путешествие» носит отчетливый след его влияния.

  • 23 слайд

    "Однако, "чувствительность", как мировоззренческая категория, ограничивающая

    Описание слайда:

    «Однако, «чувствительность», как мировоззренческая категория, ограничивающая реакцию человека лишь состраданием, сочувствием, не удовлетворяет Радищева, — справедливо заметил В.И. Фёдоров. — Она только первый импульс при его встрече с рабски закабалённым народом, с безудержным разгулом самодержавия. Истинный гражданин только тогда испытывает удовлетворение и радость («веселие неизречённое!»), когда непосредственно включается в борьбу за освобождение народа, станет «соучастником быть во благоденствии себе подобных».
    Вот почему в силу собственной политической активности и художественного мастерства Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» переходит за рамки метода сентиментализма и, используя элементы реалистического метода, создаёт, опережая время, уникальное произведение словесного искусства.

  • 24 слайд

    "Путешествие из Петербурга в Москву" - это собрание художественных и докуме

    Описание слайда:

    «Путешествие из Петербурга в Москву» — это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од и т.д., объединённых внешне — сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне — идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством.
    Образ путешественника — главный внешний сюжетообразующий стержень произведения. Без него не было бы и «Путешествия».

  • 25 слайд

    Тест 1. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в жанре: А) психологиче

    Описание слайда:

    Тест
    1. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в жанре:
    А) психологического очерка;
    Б) путевых заметок;
    В) повести.
    2. Суть книги Радищева заключается:
    А) в исследовании и описании жизни в России;
    Б) в изучении быта и нравов помещичьих усадеб;
    В) в наблюдении за жизнью крестьян.

  • 26 слайд

    3. Особенность языка произведения: А) в применении просторечных слов и диалек

    Описание слайда:

    3. Особенность языка произведения:
    А) в применении просторечных слов и диалектизмов;
    Б) в использовании автором высокой лексики и сложных оборотов речи;
    В) в близости современному русскому языку.
    4. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано:
    А) в художественном стиле;
    Б) в научном стиле;
    В) в публицистическом стиле

  • 27 слайд

    5. Творческий метод, который использовал Радищев в «Путешествии из Петербурга

    Описание слайда:

    5. Творческий метод, который использовал Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»:
    А) классицизм;
    Б) романтизм;
    В) соединение основ классицизма и сентиментализма.
    6. Сатирическая направленность «Путешествия из Петербурга в Москву» выражается:
    А) в критике крепостного права;
    Б) в осуждении покорности крепостных крестьян;
    В) в критике дорог России.

  • 28 слайд

    7. В главе «Любани» повествователь акцентирует свое внимание: А) на жестоком

    Описание слайда:

    7. В главе «Любани» повествователь акцентирует свое внимание:
    А) на жестоком отношении помещиков к принадлежащим им крепостным крестьянам;
    Б) на условиях труда крестьян;
    В) на том, что крестьянин работает и в воскресный день.
    8. На вопрос путешественника, недоумевающего, как крестьянин, работая на себя только в праздники, может прокормить семью, тот ответил, что:
    А) ему помогают жена и дети;
    Б) надеется на теплую погоду и обильные дожди;
    В) использует не только праздники, но и ночь.

  • 29 слайд

    9. Экспозиция главы «Едрово» - это: А) рассказ о семье Аннушки; Б) размышлени

    Описание слайда:

    9. Экспозиция главы «Едрово» — это:
    А) рассказ о семье Аннушки;
    Б) размышления об основах брака;
    В) изображение картин природы.
    10. Повествователь в главе «Едрово» признается, что любит крестьянок, потому что они:
    А) искренние, не умеют притворяться и любят всем сердцем;
    Б) красивые, здоровые, работоспособные;
    В) смелые, напористые, сильные.

  • 30 слайд

    11. Размышления повествователя о крестьянских и дворянских матерях в главе «Е

    Описание слайда:

    11. Размышления повествователя о крестьянских и дворянских матерях в главе «Едрово» содержат:
    А) аллегорию;
    Б) гиперболу;
    В) антитезу.
    12. В главе «Медное» автор:
    А) возмущен продажей крепостных;
    Б) рассказывает о крестьянской семье;
    В) повествует об истории любви барина и крестьянки.

  • 31 слайд

    Домашняя работа 1)Напишите сочинение на тему «Мое путешествие в …» и включите

    Описание слайда:

    Домашняя работа
    1)Напишите сочинение на тему «Мое путешествие в …» и включите в него , по примеру А.Н.Радищева , свои размышления о жизни.
    redactor.in.ua›internet/3615.html

    2)Посмотрите на то , что мы встречаем в Интернете , сквозь призму радищевского произведения.
    Чем напоминают блоги и путешествия в современном Интернете то , о чем писал Радищев? Что сходится У Радищева и современных авторов , что их отличает?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Тест по повести Булгакова «Собачье сердце»

  • Презентация по родной литературе «О.Громова.»Сахарный ребенок»

  • Конспект урока к Презентации

  • Вводный урок по литературе 6 класс

  • Урок «Лицейская лирика» А.С.Пушкина

  • Презентация к уроку «Лицейская лирика А.С. Пушкина»

  • Вводный урок «Ревизор» Гоголь

  • Методическая разработка Александр Грин

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452631 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Сочинение по рассказу пряники
  • Сочинение по рассказу руслан и людмила
  • Сочинение по рассказу русалочка 4 класс ганс христиан андерсен
  • Сочинение по рассказу пушкина дубровский 6 класс по литературе
  • Сочинение по рассказу пугало