Сочинение по рассказу поводырь костюнина

Сопроводительное письмо. международный литературный конкурс купель 2012 2013 года по произведениям писателя александра костюнина фио: живцова наталья николаевна zhivcova.natalyamail.ru

Сопроводительное письмо.

             Международный литературный  конкурс «Купель» 2012 – 2013 года

                         по произведениям писателя Александра Костюнина

                                    ФИО: Живцова Наталья Николаевна

 zhivcova.natalya@mail.ru 

    Место работы: учитель русского языка и литературы в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении   «Бережковская основная общеобразовательная школа»  Кировского района, Калужской области.

             Номинация: Методическая разработка по произведению А. Костюнина

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение

                «Бережковская основная общеобразовательная школа»    

                                 Живцова Наталья Николаевна

              Урок внеклассного чтения в 8 классе

            по рассказу  А. Костюнина «Поводырь»

Тема:          Урок внеклассного чтения по рассказу А. Костюнина «Поводырь»

Цели:

    Познакомить детей со страницами жизни и творчества писателя Александра Костюнина. Совершенствовать умение анализировать прозаический текст.

    Развивать умение определять тему и основную мысль текста, развивать речь детей, развивать навыки составления кластера по произведению, развивать навыки написания эссе.

    Воспитывать интерес к произведениям Костюнина. Воспитывать чувство заботы и внимания к окружающим людям.

    Оборудование: сайт http://kostjunin.ru/rasskaz/rasskaz.html, презентация, тетради, альбомные листы.

                                              Ход занятия

  1. Орг. момент.

II. Основная часть:

1.Вступительное слово учителя.

-Сегодня на уроке мы поговорим о писателе, творчество которого только-только становится известным широкому кругу читателей. Примечательно  то, что с его произведениями мы могли  познакомиться только в сети интернет.  К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ А. Костюнина «Поводырь»

2. Знакомство с биографией Александра Костюнина.

-Чтобы глубже проникнуть в замысел рассказа, следует познакомиться с некоторыми фактами из жизни писателя. Показ слайдов презентации, сопровождаемых  комментариями.

    Александр Викторович Костюнин родился в Карелии 25 августа 1964 года, в селе Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Получил высшее образование, окончив сельскохозяйственный и экономический факультеты Петрозаводского Государственного Университета.

    Женат. Имеет двух детей.

    Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Он увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством.

    Персональные выставки фотографий Костюнина А. В. прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.  
Его мать была учителем русского языка и литературы, но сочинять сам он не любил. Мать помогала ему, стараясь развить в нем любовь к языку.

Костюнин А.В. работал на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард», который занимается строительством и ремонтом базовых тральщиков проекта 12650 — противоминных кораблей, обеспечивающих развёртывание стратегических ядерных сил морского базирования.
Сейчас полностью посвятил себя творчеству. Член Союза писателей РФ.
Костюнин А. В. является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», членом Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации.

    На Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времён» за книгу «В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А. И. Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу».
По итогам литературного конкурса 2007 года в номинации «Повести и рассказы (малая проза)
«Лучшая книга года» Александр Костюнин признан лауреатом за книгу «В купели белой ночи». 18 марта в Москве Председатель жюри С. В. Михалков вручил высокую награду карельскому писателю. Народный артист СССР Вячеслав Тихонов собирался снять фильм по рассказу «Рукавичка».  Общественное объединение «Карельский конгресс» проводит конкурс сочинений по его произведениям с целью ознакомления учащихся и студентов с творчеством Александра Костюнина.

3.Анализ рассказа «Поводырь»

-Ну что же. Отправляемся в путешествие по этому произведению.

Посвящение

-Кому посвятил свое произведение автор?

-Как это можно объяснить?

(-Матери. Возможно, в мире литературы поводырем для самого автора была она.)

Анализ эпиграфа

-Какой эпиграф выбрал автор? (прочитать эпиграф)

-Как вы можете объяснить его смысл? (объяснения детей)

-Кому принадлежат эти слова? (Иоганну Вольфгангу Гете)

Анализ названия рассказа

-Объясните смысл названия этого произведения.

-Давайте посмотрим, как словарь дает толкование этому слову.

Поводырь – человек, который водит кого – нибудь. Слепой с мальчиком поводырем.

-А сколько вы насчитали поводырей в рассказе? Объясните.

Жанр рассказа

Что можно сказать о жанре данного произведения?

-Форма произведения?

Композиция

-Какие композиционные особенности вы можете здесь увидеть?        

Сюжет

Перескажите сюжет рассказа кратко.

Круг героев рассказа

-Определите круг героев рассказа.

-Что узнали о судьбе Качмарика Антонина Карловича? Какой это человек?

-Расскажите о детстве Агаева Магомеда. Что вы узнали о нем?

-Какие отношения сложились между ними? Подтвердите словами из текста.

Язык произведения

-Что необычного в языке рассказа вы наблюдали? Почему здесь автор использует множество коротких, отрывистых предложений, просторечных слов, диалогов?

-Приведите примеры из текста.

Образ повествователя.

-Дайте краткую характеристику Магомеду.

-Почему им заинтересовался учитель?

-Как проходили занятия на кружке?

-Чем отличались уроке в музыкальной школе от уроков в общеобразовательной школе?

-Как вел себя мальчик по отношению к учителю?

-Когда мы в тексте встречаем слово «поводырь»?

-А как мальчик называл своего учителя про себя?

-Найдите в толковом словаре значение этого слова.

Кобзарь – перен. «наставник»

-Когда учитель попросил себя отвести в дом престарелых?

-Чему был очень удивлен Магомед?

-На Кавказе, действительно, очень чтут традиции, очень уважительно относятся к старикам, и нам с вами не мешало бы брать пример с таких людей.

-В чем винит себя Магомед? 

-Может ли человек оправдать себя в подобной ситуации?

-Сможет ли когда – нибудь Магомед забыть своего учителя?

Основная мысль рассказа

-Скажите, чему учит нас этот рассказ?

-Что хотел донести своим рассказом до нас автор?

-Как можно назвать уроки Александра Костюнина для нас?

-Что особенно вас поразило в рассказе?

-Что показалось удивительным?

4. Составление кластера по рассказу «Поводырь»

Возможный вариант


                              музыка

        музыка

        Учитель Антонин Карлович

                   поводырь в музыке

                                    поводырь в жизни

                                       учитель   Магомед Агаев

                      поводырь в музыке

        музыка

5. Пятиминутное эссе

Это произведение Александра Костюнина проникнуто огромным смыслом. Напишите эссе по произведению «поводырь». Постарайтесь в нем выразить свои понимание этого произведения.

6. Домашнее задание.

    Прочитайте еще один рассказ Александра Костюнина на выбор. Подумайте, как вы расскажите об этом рассказе другу, чтобы ему захотелось прочитать его.

7.Итог

    Рассказ очень поучительный. Я хочу еще раз обратиться к строкам этого произведения и предостеречь вас о том, что «никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик». То есть все то, что мы совершили в жизни, останется с нами навсегда. И пусть страницы вашей жизни остаются светлыми, проникнутыми любовью к человеку.

И еще хочу пожелать вам, чтобы ваша жизнь была прожита так, чтобы и про вас можно было сказать: «Благодарение и хвала тому, кто не умирает». 

Спасибо за рассказ, Александр Костюнин!

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Сочинение по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»
материал по литературе (9 класс) на тему

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Рассказ с незатейливым названием и глубоким содержанием «Рукавичка» заставляет подумать, прочувствовать многое.

Сразу очень трудно сказать, о чём он: речь идет о конкретных людях, конкретных ситуациях, но сразу понимаешь, что за всем этим что-то большее, стоящее вне времени. Как будто запутывая еще больше, Костюнин и время в рассказе «размножил» и обобщил (начинает с настоящего, затем вспоминает детство «…тридцать лет прошло…», после переходит к «роковым девяностым», заканчивает настоящим). Автор созерцает события жизни, себя, переоценивая прошедшее, чувствуя заново, переживая: « Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…».

О чем? О том, как легко приклеить человеку ярлык и этим перевернуть его жизнь, загубить жизнь. О том, как переворачивают учителя сознание детей, подстраивая их под свои уродливые правила. О том, что для детей становится чудом обыкновенная рукавичка, толкнувшая одного из них, не самого счастливого, на воровство. О том, как люди, испытывая нужду, теряют способность прощать, жалеть. О заповедях, перевернутых людьми с ног на голову.

И герои рассказа такие же неоднозначные, вернее отношение к ним двоякое, если оценивать с обывательской позиции и позиции Высшего.

Юрка – фактически вор, украл рукавичку. Но, зная то немногое, что написал автор о его жизни («Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас», «Купить одёжу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали оставшееся от старших. Жили все тогда туго. Бедовали.), учитывая сам предмет воровства («кукольного размера, даже новорождённому младенцу было бы мало…»), уже хочется его оправдать. Автор и делает это: подробно описывает состояние детей, созерцающих чудо: « Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки». Вырывает детей из этого состояния резко прогремевший звонок. («Звонок прогремел резко. Нежданно»). Юрка, державший в этот момент в своих руках чудо, сам не зная, не понимая, каким образом это произошло, вырвал рукавичку из альбома. Это его состояние, как во сне, и выливается потом в –« Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык».

Как его судить по земным законам? Э то и поступком не назовешь: ребенок душой тянулся к чему-то, отсутствующему в его жизни, интуитивно.

А осудили ребенка, резко, жестко: « А, не знаешь. Ты не знаешь. Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!»

« Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.

Он стал изгоем». Учитель, на которого смотрели дети, открыв рот, ожидая и веря, что этот человек всегда прав, он самый умный, сломал жизнь одного из них. «Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки» — точно так же из-под руки её слетела сломанная жизнь Юрки и не его одного.

«Его по-человечески унижали, считалось подвигом» поиздеваться над изгоем. Вот они перевертыши. По-человечески поддержать, понять, пойти против всех – быть вместе, но нет, «биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх».

Дальше больше, Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы. Люди , как крысы в бочке , зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте. Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла».

Учинив расправу над бандой воров , « Мы пили за победу над злом». То, что автор часто прибегает к оксюморону, еще раз наводит на мысль о перевернутых заповедях: люди придумывают свои законы, по ним судят, учиняют расправу над другими людьми – зло порождает зло…

Замкнутый круг. И композиция рассказа кольцевая, словно бумеранг, возвращающий все на круги своя. «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт». Юрка с тавром вора, поставленным навечно, Леха Силин, червоточину которого пропустили, не заметили. А он тогда, в детстве, один смеялся над унижением своей одноклассницы. Почему-то не кажется удивительным, что он был в числе тех пяти воров, над которыми тоже учинили самосуд.

Тяжелый рассказ. Говорит в нем каждое слово, в каждом слове подтекст, в каждой цифре. И разговор о нем долгий и выстроить его логично тяжело. Поэтому прочитав со своими учениками «Рукавичку», не просила их писать сочинение: мыслей много, все они сходятся к тому, что словами трудно высказать – жить по законам Божьим, по-человечески.

Рада была, когда после урока дети пошли в библиотеку искать рассказы Костюнина.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Рукавичка»

Число страниц: 4

Главные герои: дед, собака, лесные звери.

Характеристика главных героев:

Дед — Рассеянный охотник, забывший своё имущество.

Собака — Громкоголосая.

Лесные звери — мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, кабан, медведь.

Всем хочется домашнего тепла и уюта.

Краткое содержание сказки «Рукавичка»

Потерял дед в лесу свою рукавичку.

Приглянулась рукавичка мышке, и осталась попрыгушка в ней жить.

Следом прискакала лягушка, а за ней припрыгал зайчик.

Стали они жить втроём.

Но потом к ним добавились лиса и волк, и уже пять зверей живут в рукавичке.

Потом пришёл кабан и звери боялись, что он не войдёт к ним в домик.

И наконец пришёл медведь, который сел на рукавичку сверху.

Тут вернулся дед, натравил на зверей собаку, и забрал свою потерю.

План сказки:

  1. Потеря.
  2. Первые жильцы.
  3. Новые жильцы.
  4. Медведь на крыше.
  5. Дед с собакой.

Основная мысль сказки «Рукавичка»

Главная мысль сказки в том, что хозяин свою вещь всегда найдёт.

Основная идея произведения в том, что вместе всегда лучше.

Чему учит сказка

Сказка учит уметь жить всем вместе, не ругаясь и не ссорясь.

Учит тому, что дома лучше, чем где бы то ни было.

Учит не быть рассеянным и не терять свои вещи, а если потерял, искать их и находить.

Учит не брать чужое.

Краткий отзыв по сказке «Рукавичка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мы часто не ценим того, что имеем.

И понимаем цену вещи только после того, как потеряем её.

Вот и старик не знал цены рукавичке.

А для зверей она оказалась хорошим домом.

Это интересная и весёлая сказка.

В неё рассказывается о том, как различные животные выбрали своим домом потерянную рукавицу.

Мне понравились звери, потому что они были дружными.

Они были согласны жить в тесноте, зато в тепле.

И вместе им было весело.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно жить в дружбе и согласии с окружающими.

Пословицы к произведению:

  • В тесноте, да не в обиде.
  • Лучше своё отдать, чем чужое взять.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Вместе — тесно, врозь — тошно.
  • Вместе мокли, вместе сохли.

Словарь неизвестных слов

Незнакомых слов нет.

Отрывок, поразивший больше всего:

А тем временем дед хватился — нет рукавички.

Он тогда вернулся искать её.

А собачка вперёд побежала.

Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.

Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.

Сочинения по сказке «Рукавичка»

По заснеженной дороге, ехал герой русской народной сказки «Рукавичка» — Дед. Устало погоняя измученную лошадь, мечтает об одном, скорее добраться до дому и согреться. Задумавшись, не заметил старый, как упала с возу его здоровенная шерстяная рукавица…

Сочинения по сказке «Рукавичка»

Анализ сказки «Рукавичка»

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Сюжетная линия сказки является незамысловатой, а также распространенной, и состоит в поиске зверями дома, где они могут согреться и жить в дружбе с соседями.

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Прозвища главных героев сказки имеют двойную структуру, поскольку состоят из названия зверя, а также его внешних признаков, повадок, мест обитания. К примеру, мышка называется серым шалунишкой, поскребушкой, норушкой, а кабан именуется зубаном, клыканом.

Герои в сказке отличаются доброжелательностью и уступчивостью, соглашаясь приютить в рукавичке каждого следующего гостя, несмотря на тесноту.

Отличительной особенностью произведения является авторское отношение к героям сказки, заключающееся в ласке и добром внимании, которые выражаются путем использования в прозвищах зверей уменьшительно-ласкательных слов и фраз.

События произведения разворачиваются на территории леса в зимний период времени, при этом название сказки отражает ее место развития повествовательного действия.

Финал сказки отличается грустью, поскольку животные вынуждены покинуть вновь обретенный дом по причине обнаружения пропавшей рукавички собакой деда.

Смысл сказки заключается в проявлении дружелюбия и гостеприимства, заботясь о ближних и преодолевая трудности и испытания совместными усилиями.

О чем сказка Рукавичка – сюжет

Однажды холодным зимним утром дед отравляется в лес рубить дрова вместе со своей собачкой. На лесной тропинке от теряет своего рукавицу, но не замечает этого. Рукавицу обнаруживает мышка — о, это же прекрасный теплый дом! — и залезает в нее, теперь она там будет жить.

Мимо проходит лягушка, и она тоже остается жить в рукавице вместе с мышкой, потом к этой компании добавляется заяц, лиса, кабан и медведь.

Рукавица растет вместо с жителями, всем тепло и хорошо, всем хватает места(!). Но тут вдруг на другом краю леса дед обнаруживает пропажу и отправляется на поиски, собачка убегает вперед и находит рукавицу, начинает громко лаять, а все животные от страха разбегаются.

Дед подошел, поднял рукавичку, собачку свою погладил, да похвалил.

Мне очень нравится тема волшебства, которая не доступна человеку. Собака лает, когда хозяин теряет рукавицу, «словно хочет что-то сказать» и в конце, когда находит ее и возвращает хозяину. Хозяин хвалит собаку за найденную рукавичку, а она гавкает снова «словно хочет что-то сказать».

Таким образом, все, что произошло, эта такая мистерия, которая возможна только в мире животных, не доступная и не постижимая человеческому глазу. И было это или нет, мы не знаем, ибо язык животных нам не доступен.

Сочинение о сказке Рукавичка

Потерял дед в лесу рукавичку, и в ней мышка поселилась. Вскоре пустила мышка к себе лягушку, а потом и зайчика жить. Следом поселились в рукавичке лисичка, волк и кабан.

Медведь не мог залезть в рукавичку и сел на нее сверху. Вспомнил дед про рукавичку и вернулся в лес. Собака залаяла, звери разбежались, и забрал дед рукавичку.

Мне понравилась эта смешная сказка про зверей, которые вздумали все вместе жить в потерянной рукавчике. Им было хорошо, но они не сумели защитить свое имущество, и дед вернул себе рукавичку. Это кажется справедливым, все-таки рукавичка была его.

Главная мысль сказки «Рукавичка» – свое не теряй, чужое не отбирай.

Русская народная сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим. Учит делиться тем, что имеешь. Учит не желать чужого.

Читайте также: «Бедная Лиза» герои повести Карамзина – характеристика образов.

Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства. Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.

Сценарий урока «Анализ произведения-эссе
А.В.Костюнина «Сострадание» из цикла
«Земное притяжение»

Автор: Перфильева Нина Семёновна

Организация: МОУ «Радищевская СОШ»

Населенный пункт: Иркутская область, пгт.Радищев

Институт содержания и методов обучения Российской Академии образования) внёс в учебный курс «Уроки нравственности» для учеников старших классов РФ произведения карельского писателя Александра Викторовича Костюнина: «Рукавичка», «Орфей и Прима», «Вальс под гитару», «Совёнок», «Нытик», «Поводырь», «Сострадание» (эссе), притча «Дубок». Необходимость в проведении таких уроков вызвано и «Примерной программой воспитания -2020», где сказано: «…использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе…»., а также такие уроки помогают учащимся на ОГЭ справиться с написанием сочинения на тему, связанную с анализом текста (9.2) и в определении предложенного в задании слова, подборе аргумента из жизненного опыта школьника (9.3). В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (от 9 апреля 2016 года N 637-р) сказано о популяризации русского языка и литературы.

Все эти годы на уроках литературы и на консультациях мы анализировали произведения А.Костюнина.

Тема: «Анализ произведения-эссе А.В.Костюнина «Сострадание» из цикла «Земное притяжение».

Цель.

1.Продолжить знакомство с произведениями А.Костюнина.

2.Проанализировать эссе «Сострадание» А.Костюнина и выявить нравственную проблематику произведения.

Задачи.

Образовательные.

1.Систематизировать знания о жанре «эссе».

2.Развивать и обогащать речь обучающихся.

Развивающие.

1.Развивать навыки исследовательской работы с текстом, способствовать воспитанию внимательного, вдумчивого читателя.

2. Формировать метапредметные и личностные результаты.

3.Расширять словарный запас.

Воспитательные.

1.Воспитывать чувство уважения и любви к родным и близким людям, проявлять заботу о людях преклонного возраста.

2. В ходе анализа эссе подвести обучающихся к выводу о том, что забота о других людях, сочувствие, сострадание людям – это лучшая из черт в характере современного человека.

Оборудование:

-мультимедийный проектор, компьютер,

-распечатанное произведение А.Костюнина «Сострадание»

-литературоведческий словарь;

-таблица «Характеристика героев»;

-презентация к уроку «Анализ произведения А.В.Костюнина «Сострадание»;

— текст эссе «Сострадание».

Используемые технологии:

-личностно-ориентированная;

— проблемно-поисковая,

-метапредметная.

Тип урока: урок – анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся систематизируют знания о жанре «эссе», понимают роль изобразительно-изобразительных средств при характеристики героев, умеют определять тему и идею произведения, излагают собственную точку зрения в оценке каждого героя.

Сценарий урока.

І. Организационный этап.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

-Определение темы урока. (Слайд №1)

Чтобы определить тему урока, необходимо ответить на несколько вопросов. При правильном ответе мы будем брать первую букву от слова-отгадки, чтобы у нас получилось слово, которое и будет главным в определении темы урока.

Метапредметное задание.

1.Назовите фамилию учёного, кто открыл теорию относительности, описал ускоряющиеся объекты и объяснил происхождение такого явления как гравитация и существование частиц гравитонов? (Эйнштейн) (Слайд №2)

2. О каком явлении идёт речь?
..физическая величина, одна из основных световых фотометрических величин. Характеризует величину световой энергии, переносимой в некотором направлении в единицу времени. Количественно равна отношению светового потока…(Сила света) (Слайды №3,4)

4. Как зовут этого зверька?

-Представители рода — обитатели Америки. На территории Евразии и, в частности, в Россию переселён единственный вид. по своей природе очень озорные и одновременно общительные, миролюбивые и дружелюбные, легко идут на контакт с человеком. А еще они безгранично любопытные и наряду с дельфинами, обезьянами, слонами, кошками и собаками являются умнейшими среди животных. Обладая высоким интеллектом, они часто проявляют находчивость, легко поддаются дрессировке, поэтому не удивительно, что некоторые люди даже имеют этих зверьков.

-А что, может наша статья также вдохновит Вас вместо кошки или собаки завести этого зверька? (Слайды №5,6)

-Какое слово сложили? (ЭССЕ) (Слайд №7)

-Данное понятие станет предметом нашего разговора.

Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую),не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса.

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Слайд №8)

1.-Беседа «Вспоминаем изученное». (Слайд №9)

-Знакомы ли вы с этим жанром литературы?

-Приведите синонимы к слову «эссе» (авторская проза, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка).

-Какие однокоренные слова можно образовать от слова «эссе»?

(Эссеистика, эссеист, эссеизация).

-Как вы понимаете эти слова?

(-Эссеистика- область литературного творчества, посвящённая разработке жанра эссе; совокупность произведений этого жанра.

-Эссеист- автор эссе; то есть литературных произведений, основанных на спонтанном осмыслении личного опыта, выражении личного мнения, внутреннем диалоге с читателем. -В английском языке слово «эссеист» (англ. essayist) впервые использовал английский поэт и драматург Бен Джонсон в 1609 году.

-Эссеизм –совокупность философско-художественных произведений в области мысли).

ІІІ.Мотивация учебной деятельности.

Так сложилось, что мы с вами в этом учебном году открыли для себя писателя-современника, имя которого – Александр Викторович Костюнин.

-С какими произведениями вы знакомы? ( Притча «Дубок», рассказы «Рукавичка», и «Совёнок»). Вы знакомы с рассказами, притчей.

-Как вы думаете, с каким произведением мы будем знакомиться сегодня?

-Да. Мы сегодня убедимся в том, что карельского писателя можно назвать эссеистом.

1.Работа над темой урока.

-Работа в парах с карточками. Особенности жанра эссе.

Задание для группы №1.

-Обратите внимание!!!

У жанра эссе есть свой родоначальник – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1592). М.Монтень вошёл в историю философской мысли как автор эссе под названием «Опыты». Первое издание его «Опытов» вышло в 1580 году. С этого времени в словесной культуре бытует жанр эссе.

!!! Ответьте на вопросы.

1.Случайно ли эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека?

2.О чём свидетельствует тот факт, что у эссе есть индивидуальный творец?

Задание для группы №2.

— Прочитайте определение жанра.

Эссе ( с французского assai — попытка, проба; от латинского exagium взвешивание, exagio взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

!!! Попытайтесь выделить его основные признаки.

Задание для группы №3.

— Используя отрывок из эссе Ольги Ванштейн «Для чего и для кого писать эссе», определите основную цель жанра: «…Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении».

-Презентация результатов работы.

(Познание действительности через самопознание – формула подобных произведений). (Слайд №10)

Что характерно для произведений А.Костюнина? (Небольшого объёма).

Слайд «Делаю, что могу». (Слайд №11)

-А когда вы начали писать? – спросили однажды писателя. Вот как ответил А.Костюнин: «Хотя желание писать возникло у меня в студенческую пору (и что-то писал), ничего путного из-под пера не выходило.

Так случилось, к вере я пришёл в зрелом возрасте, принял крещение. А спустя всего несколько дней после свершения Таинства появились контуры первой настоящей работы «Земное притяжение».

Усматриваю между этими разнородными событиями прямую связь. И теперь, когда работаю над очередным рассказом, кто-то сверху… пристально, с надеждой наблюдает: первая учительница Анастасия Ильинична, мама, отец (они давно покинули юдоль земную); Василий Шукшин, Валентин Распутин… Создатель».

-Аналитическая работа с текстом эссе А.Костюнина «Сострадание».

-Чтение произведения учителем. (Тексты у всех учащихся).

-Как вы понимаете слово «сострадание»? Приведите синонимы к данному слову.(Слайды 13,14)

— Какие цели вы поставили перед собой? (Слайд 15)

1.Познакомиться с произведением –эссе А.В.Костюнина «Сострадание», с его композиционными и художественными особенностями.

2.Развивать и обогащать свою речь.

3.Воспитывать в себе такие качества личности, как: сострадание, забота о родных и близких, уважение к старшим.

-Какова композиция эссе «Сострадание»?

—Первая часть эссе – обращение к сыну – напоминает письмо.

—Вторая часть – размышление автора об ответственности человека за происходящее на его глазах.

-Соответствует ли структура жанру «эссе»? (Да).

*Чем короче произведение, тем больше мастерства требуется от автора.

-Что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету?

— На какие качества героев обращает внимание читателя автор?

•Мы сейчас заполним таблицу. Она лежит перед вами. Читая текст, вы должны выписать слова, эпитеты, метафоры, характеризующие героев, сделать вывод о героях.

-Заполнение таблицы «Авторская характеристика героев».

Друг.

Бабушка.

Ты.

-стыдился

-досада накапливалась

-«Дура, — в бешенстве прокричал внук

-зло схватил тяжёлый сковородник

-изо всех сил, бросил им в бабушку.

старенькая

-психически больна

-сама доброта и труженица

-бралась за любую работу

-старалась как могла

-мастерица

-для неё тихая светлая радость

-тихонько молилась

-открытая улыбка осветила её лицо

-излучающие доброту глаза

-натруженные руки

-тяжело поднялась с устойчивой деревянной табуретки

-нечаянно задела внука

-губы задрожали

-с плачем опустилась на табуретку

-слёзы текли

Не помня себя, ты схватил шапку, пальто и выбежал из дома.

-На душе было гадко.

-Но Тело успокаивало:

-Бабушка не наша. Нам-то что? Пусть сами разбираются….

-Спустя много лет ты воспринял её боль как свою собственную. С тех пор эти воспоминания для твоей Души – открытая рана.

-Проверка. (Слайд 16)

-Аналитическая беседа.

— Сумел ли автор эссе познакомить нас с главными героями?

-Сделайте вывод о каждом.

— Что удивило вас в произведении – эссе А.Костюнина?

-Почему именно так сложились отношения между бабушкой и внуком?

-Что в них допустимо, а что — нет?

-У кого из вас есть бабушка или дедушка?

Чтение стихотворения Александра Яшина «Спешите делать добрые дела» подготовленным учеником.

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил —

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,-

Рассказывает мать,-

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог —

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

-В каких строчках содержится главная мысль произведения А.Костюнина?

-Зачитайте. (Слайд №17)

«Меня осенило: и «слёзки невинного ребёночка» в произведении Достоевского, и «подвиг» твоего одноклассника в отношении родной бабушки, — всё специально подстроено только для того, чтобы пробудить сострадание именно в тебе. Пусть действительно не изменить судьбу книжного героя и поступок бездуховного Тела не скорректировать задним числом. (Прошлое неподвластно никому, даже Богу.) Но есть ещё настоящее и будущее.

Как поступать в подобных ситуациях впредь?

Кто-то снова и снова проигрывает в сознании яркий ролик из неприятных воспоминаний. Это — своеобразный тест, предложенный свыше. Во время поисков правильных ответов формируются мысли и чувства.

И вот детство подходит к концу.

Детство — сон Разума и Души».

-Какую цитату вы запишите в копилку «Жемчужинки Карелии»? («Детство — сон Разума и Души»)

-Как вы понимаете выражение: «Детство — сон Разума и Души»? (В детстве не всегда легко отделить плохое от хорошего, т.к. недостаточно жизненного опыта, знаний. Читая такие произведения, приобретаешь опыт, который помогает не совершать плохие поступки).

Рефлексия. Оцените свой вклад в достижение поставленных целей урока.

— Какие открытия я сделал, прочитав этот текст?

Формулирование домашнего задания. (Слайд 18)

-Напишите сочинение по теме «Что значит проявлять заботу о людях?»

Список литературы.

  1. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе.М.-2001
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. https://projective_philosophy.academic.ru/
  4. Материалы и фотографии сайта http://kostjunin.karelia.ru
  5. Костюнин А.В. В купели белой ночи: избранные произведения.-Петрозаводск,2007
  6. Костюнин А.В. Ковчег души./Александр Костюнин; рис. Е.П.Крушельницкой. – Петрозаводск, 2009.-272с.:ил.
  7. Полное собрание произведений Костюнина А.В. Размещено на сайте писателя http://kostjunin.karelia.ru

Приложения:

  1. file0.pptx.zip.. 15,1 МБ

  2. file1.pptx.zip.. 10,4 МБ

Опубликовано: 17.11.2021

Урок-диспут
: «Диалог с писателем о человеке и
человечности»                                          (По рассказу А.В.
Костюнина «Совёнок»)

Цель: выявление  и
формулировка  проблемы художественного текста на примере рассказа А.Костюнина
«Совёнок»  и определение  связи обозначенных   проблем с жизнью.

Задачи:   

·       
пробудить
познавательный интерес у учащихся;

·       
способствовать
умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;

·       
создать
условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, презентация, текст рассказа

Ход урока:

К.В.:
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Е.В.: Добрый день! Сегодня
у нас не просто урок, а бинарный  урок русского языка и литературы, т.е. урок
объединения двух предметов.  

К.В.: Нас два учителя,
два класса, но в ходе урока-диспута мы  надеемся, что каждый придет к единому
мнению и сделает для себя важные выводы, вступая в диалог с писателем о
человеке и человечности.     (слайд)

I  этап урока. Фаза вызова
(5 мин)

Е.В.:  Каждый
человек на своем жизненном пути встречается с такими проявлениями зла, как
предательство, жестокость, равнодушие, унижение. Что же может помочь выйти из
таких сложных жизненных ситуаций? Кто поможет излечить душевную рану?
Преодолеть страх по имени одиночество? Ответ есть: нужно очень сильно поверить
в свою мечту, в свою сказку, и они обязательно станут реальностью.

К.В.: О
современных болезнях общества рассказы Александра  Викторовича  Костюнина, современного
карельского писателя, живущего сейчас в Петрозаводске. (слайд)

Е.В. Итак, совёнок.
Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (дитеныш, малыш и т.д.)                                                                                                    

К.В.: Можете ли вы
предположить, о чём пойдёт в рассказе речь?

 (Варианты ответов одиннадцатиклассников)

II  этап урока. Фаза
осмысления

К.В.: Давайте же
обратимся к тексту рассказа и прочитаем вслух первую часть текста. Почему
рассказ называется «Совенок»?
(похожа на совенка  и т.д.)

Е.В.:
«В жизни
всегда как: если с одной стороны светит солнце, с другой- обязательно мрак». 
Вы согласны с
этим?                                                                                  

К.В.:
Обратимся к
тексту. При чтении выделите  ключевые слова в описании
крысиного дома. ( От слов «Дом наш стоял на
краю провинциального городка… »  до  «Смрад в доме стоял такой — хоть на улицу
беги!»)

Дом снаружи

Дом внутри

Двухэтажный,  кирпичный,
благоустроенный, во дворе уголок чарующего леса-сада, благодать, кусты черной
смородины, птицы щебечут, тополя, черемуха, оазис перед домом-тихая полянка,
жизнерадостный домик- одуванчик, сказочно-­солнечный

Уютная обитель на месте бывшей помойки,
дом врастал в землю, крысы проживали на полных правах в доме, серые полчища
под полом устраивали оргии, крысы дохли, от них стоял смрад. Дырявый дом,
крысиный дом.

К.В.: Какой прием
использует автор при описании внешней стороны дома и дома изнутри?   (Здесь
мы видим прием контраста. Автор противопоставляет внешнюю красоту и
внутреннее уродство. )

Е.В.: Верно, прием, который использовал Костюнин,
называется
контрастом. Он часто используется в художественной
литературе. Как вы думаете, зачем?

(Может быть, чтобы читатель ярче представил
картину, проникся во внутренний мир героев. Лучше понял смысл произведения)

К.В. : Продолжим
знакомство с рассказом. ( От слов « Дети подрастали» до «кроме дичка»)

Е.В.: Автор
подметил такую деталь: «Мать заплетала ей косички раз в неделю, очень туго,
чтобы не расплетались». Почему? (Чтобы не заниматься ребёнком)

К.В:  «Совенок
пошла в первый класс. Мать проводила ее до школы один раз, на этом провожания
закончились».

«Раиса отдала
Совенка в продленную группу, забирала последней».

Почему мать,
проводив Наташу в первый класс, тут же отдала её в группу продлённого дня,
забирала последней? (Хотела устроить личную жизнь)

Е.В: Каким
образом проводила девочка вечера?

(«В
темноте двора – прерывистое металлическое повизгивание: Совенок качается на
качелях. Этот одинокий скрип в черной тишине щемит душу». В то время, когда
семья может собраться вместе, поговорить, устроить семейные чтения.) (слайд)


К.В: Читаем дальше, используя прием  «Чтение с остановками».  (От
слов «Как правило, прихожане…»  до «скрипнули половицы, пошел спать»)

К.В.: Как
восприняла Наташка появление нового папы? (В душе жила надежда, что всё
изменится, но чуда не случилось)

Е.В.: «На
дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Как вы можете
прокомментировать эти слова?

К.В.:  Так что же придумала
Наташка для того, чтобы скрасить своё существование? Давайте прочтем. (От
слов «Наутро Сережка…» до «хлопнул в ладоши»)

Е.В.: Какую роль в
композиции произведения занимает сказка о девочке Айгу, отражающая все
переживания главной героини? Давайте подумаем, чего хочет ребёнок?  (Хочет
быть любимой, нужной) .
В связи с этим мне хочется спросить вас,
какова роль сказки , которую рассказывает Совенок?

Реальная
жизнь

Сказочная
жизнь

Папы нет

Мама живет отдельно от проблем
дочери Совенок (Наташка)

«Заплетала косички туго-туго на целую
неделю», «выгоняла на улицу холодными осенними вечерами».

Нет семьи

Находит папу

Вместе с мамой находит папу Айгу
(по-карельски «время») «Мама укладывала дочку, гладила ее по длинным локонам,
нараспев говорила ласковые слова»

Все обязательно кончится хорошо

К.В.:
Давайте погрузимся  в сказку. Девочка живет в безрадостном мире, у нее нет
папы, мама о ней мало заботится. Родным человеком оказывается соседский
мальчик, ему она рассказывает сказку.   

Е.В.:  Рассказчик
– сторонний наблюдатель, он видит, как обращаются с девочкой. Каким вы его
видите? (Равнодушным).

К.В.:  Как ведёт себя по
отношению к Совёнку Серёжа – сын рассказчика? (Помогает делать уроки,
провожает в школу, защищает).

К.В.:
Ну
что ж, закончим чтение рассказа.

Е.В.:
Ребята,
а как вы думаете, что символизирует немота Наташи? (Немота Наташки теперь
символизирует беспомощность и бессилие света в этом жестоком мире. Зачем нужен
Совенку голос, если ее никто не хочет слышать и слушать? )

К.В.: Отец Серёжи твёрдо
решил сказать сыну, что они с Наташей не пара: «Не хватало ещё невесты –
инвалида». Что остановило его?

Как вы понимаете слова: «Будет нашей –
станет хорошей»?

III. Фаза рефлексии

Е.В.: Как вы думаете, ребята,
какие проблемы затрагивает  в этом рассказе Александр  Викторович  Костюнин?
Опирайтесь в своих размышлениях на характеристику героев.  
Ответы
занесите в рабочие листы.

проблема

Позиция автора

-равнодушия взрослых и детей

-воспитания

-алкоголизма

-нравственного облика матерей

-одиночества человека в городской среде

К.В.: Как вы думаете, какая из
этих проблем главная?

Да, действительно проблема равнодушия, докажите это.

(Если бы общество не было столь равнодушно к проблемам
человека, то не стала бы Наташка одинокой среди людей; если бы мы больше
занимались проблемами воспитания, то мамы не бросали бы своих детей на произвол
судьбы)

Е.В.:
«Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к

людям,-это не ненавидеть их, а относиться к ним
равнодушно; в этом -суть бесчеловечности» (Бернард Шоу)

Что нужно каждому человеку в жизни?

(семья, любовь, забота, ласковые слова, поддержка и понимание, вера в
мечту. «Главное теперь они вместе: мама, папа, Айгу  и …юноша»)
                                

К.В.: О какой сухой горошине говорит
рассказчик?  Как называется этот прием (троп)? Почему тяжелый гнет свалился с
плеч?

 (Метафора. Всё-таки
все эти годы жила в его душе вина за то, что хотел отгородиться от чужой
беды, и, наконец-то, тяжёлый гнёт свалился с души. Помогла ему сбросить эту
тяжесть Совёнок, которая несмотря на все беды и горести выросла не похожей на
мать, чистым и светлым человеком.)


image001

К.В.: Свалился тяжелый гнет… Да, эта девчонка- волшебница!
Она предложила писать продолжение сказки всем нам. Кто знает, может, настоящие,
счастливые сказки в жизни так и слагают. Вместе… А невестка… Станет нашей –
будет хорошей!

Е.В.: В нынешней жизни так много зла, жестокости и насилия, что люди
начинают терять веру в доброту и благородство. Шагнув в новый мир, где правят
деньги, мы утратили былую отзывчивость и тепло души. Сегодняшний урок мы 
посвящаем доброте и любви, которые правят миром, несмотря ни на что.
Надеемся,
что сегодняшний урок доброты пригодится вам в будущем  и вы, как и герои
рассказа «Совенок»,  пронесете в своих сердцах любовь к ближнему через всю вашу
жизнь.

        
К.В.:  Рефлексия. Заполните, пожалуйста, листы рефлексии

         
— На уроке я почувствовал…

          
— На уроке я понял….

           —
Сегодняшнее занятие научило меня …

Е.В.: А закончить наш урок хочется словами Александра Викторовича
Костюнина:  «Жизнь коротка, но мы вправе выбирать, на что потратить данное
время. На что обменять каждый час, каждый подаренный день»

Приложение
1

Урок-диспут
: «Диалог с писателем о человеке и
человечности»                                                              (По
рассказу А.В. Костюнина «Совёнок»)

1.Ассоциации

Совенок
-_____________________________________________________________

2. Описание дома

Дом снаружи

Дом внутри

3. Погружение в сказку

Реальная
жизнь

Сказочная
жизнь

Папы нет

4. Проблемы текста

Проблема

Позиция автора

5. Рефлексия

          — На уроке я почувствовал………………………………………………………………………………

           — На уроке я понял………………………………………………………………………………….

          
— Сегодняшнее занятие научило меня ……………………………………………………………

Д.З:  Напишите сочинение по
прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором
текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два
примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны
для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните
значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте
позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по
проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём
сочинения – не менее 150  слов.
                                                

  • Сочинение по рассказу повесть о петре и февронии муромских 7 класс
  • Сочинение по рассказу простуженный ежик
  • Сочинение по рассказу повесть о настоящем человеке
  • Сочинение по рассказу полтава пушкина
  • Сочинение по рассказу портрет гоголя