Сочинение по рассказу портрет гоголя

Жил герой на съемной квартирке в бедном районе петербурга. работал в одном из департаментов, по долгу службы переписывал документы.

Жил герой на съемной квартирке в бедном районе Петербурга. Работал в одном из департаментов, по долгу службы – переписывал документы. Должность настолько мелкая и низкооплачиваемая, что в департаменте даже сторожа относятся к нему с пренебрежением, а чиновники молча подкладывают ему бумаги на переписку, часто не имея на то полномочий. При этом они посмеиваются над Акакием Акакиевичем. Но он не обращает на них внимания, только когда чиновники его под локоть толкают, тогда он просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Свою работу Башмачкин искренне любит. Над отдельными буквами трудится дольше, выводя каждую закорючку, подмигивает им, улыбается. Часто берет работу на дом, где быстро ест щи, и садится что-то переписывать. Если такой надобности нет, он все равно что-то переписывает, просто для своего удовольствия, даже укладываясь в постель, он с удовольствием думает о завтрашней работе. Лишь однажды директор поручил ему дело важнее – самому исправить документ, изменить титульные буквы и некоторые глаголы, но Акакий Акакиевич оказался на это не способен, сильно вспотел, и попросил дать ему «что-то переписать». Больше его не просили ничего исправлять.
Сокращенно он ведет тихую, размеренную жизнь, не имеет приятелей и семьи. Ему безразлично происходящее вокруг. Казалось, только «лошадь, положившая свою морду ему на плечо, могла вернуть его в реальность петербургской улицы с середины какой-то строчки». Он носит вылинявший мундир и такую прохудившуюся шинель, что в департаменте ее называют капотом. Если бы не мороз, этот «маленький человек» не заметил бы изъянов в своей шинели. Но ему приходится отнести ее в починку к кривоглазому портному Петровичу. В прошлом – крепостному, Григорию, который умел «солидно пить», и «удачно чинить чиновничьи панталоны и фраки».
Портной заверяет, что шинель починить нельзя, а новая обойдется в 150 рублей. Это очень большая сумма, которой у Башмачкина нет, но он знает, что Петрович становится сговорчивее, когда выпьет, и решает придти к портному еще раз в «подходящий момент». В итоге шинель обходится ему в 80 рублей, сэкономить получается на дешевом воротнике из кошки. Около 40 рублей у него уже скоплены, благодаря привычке откладывать по грошу с каждой зарплаты. Остальные деньги нужно сэкономить: по вечерам Акакий Акакиевич отказывается от чая и свечей, реже стирает белье, дома носит халат на голое тело, «чтобы не изнашивать белья», на улице старается ступать так аккуратно, чтобы «не истереть преждевременно подмёток». Башмачкину трудно, но мечта о новой шинели окрыляет его, он часто заходит к Петровичу обсуждать детали.
Наконец он скопил нужную сумму и Григорий пошил новую шинель, счастливый Акакий Акакиевич идет в ней на службу. Самое грандиозное событие в жалкой жизни титулярного советника не остается незамеченным: его окружают сослуживцы и начальники, требуют по случаю обновки устроить вечер. Башмачкин очень смущен, он отдал все свои сбережения на новую шинель, но его выручает некий чиновник, который приглашает всех, в том числе и Акакия Акакиевича, к себе, по случаю именин. Дом чиновника находится в другой части города. Отобедав дома, герой отправляется туда пешком.
Чиновники, которые еще вчера подтрунивали над Акакием Акакиевичем, сегодня его осыпают комплиментами, в новой шинели он выглядит гораздо солиднее. Вскоре о нем забывают, переходят к танцам и шампанскому. Впервые в жизни Акакий Акакиевич позволяет себе расслабиться, но долго не засиживается, и уходит с ужина раньше других. Разгоряченный шампанским, он даже следует за какой-то дамой с хорошей фигурой. Но на пустынной площади его настигают неизвестные люди с усами, один из них заявляет, что шинель на плечах Акакия Акакиевича принадлежит ему, толкает его в снег, и отнимает ее.
Частный пристав вместо помощи, сконфузил Акакия Акакиевича окончательно расспросами о том, почему он так поздно оказался на улице, и не посещал ли какой-нибудь непристойный дом, он ушел, так и не поняв, будет ли делу дан ход. В департамент он снова вынужден придти в старой дырявой шинели, и снова над ним подшучивают, хотя находятся и те, кто его жалеет, и советует отправиться к «значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели». Несчастный Акакий Акакиевич, вынужден терпеть незаслуженный выговор этого «значительного лица», которое «значительным стало лишь недавно, а потому озабоченно, как бы придать себе большей значительности». Так и не добившись помощи, он, промерзший в стареньком капоте, возвращается к себе домой в сильной горячке.
На службе о нем спохватились только на четвертый день после его похорон.
На этом рассказ о жизни «маленького человека» заканчивается. Но повесть продолжается, описывая последовавшие странные события после похорон титулярного советника. Поговаривали, что по ночам возле Калинкина моста показывается покойник, который со всех сдирает шинели, не различая их владельцев по чину и рангу. Полиция была бессильна. Однажды, поздним вечером, бывший титулярный советник сорвал шинель и с того самого «значительного лица». С тех пор «значительное лицо» вело себя гораздо скромнее со своими подчиненными.
С тех пор приведения Акакия Акакиевича больше никто не видел, но на смену ему пришел другой призрак – большего роста и с усами.

Заключение

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 169

Размышляем о прочитанном

1. Кто главный герой произведения «Заколдованное место»?

Главный герой рассказа дед Максим.

2. Верите ли вы в то, что это случилось на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что реальным?

Мне не верится, что всё описанное автором могло произойти на самом деле.

Он правдиво описал образ жизни казаков, но фантастическим мне показалось перемещение деда на заколдованное место и описание нечистой силы, там им встреченной.

3. Постарайтесь пересказать быль близко к тексту, передавая особенности речи персонажей.

Пересказ рассказа «Заколдованное место» для 5 класса.

Рассказчику Фоме было тогда лет 11 и он был дурень. Любил баловать. Однажды отец мальчика уехал в Крым продавать табак. Дома остались мать, дед, да три брата.

Однажды к ним приехали чумаки. Дед встретил много знакомых и обрадовался. Он угощал чумаков дынями, называл их собачьими детьми и звал танцевать. Потом дед сам решил показать, как надо танцевать, и пошёл вывёртывать ногами.

Но возле грядки с огурцами у него перестал получаться сложный вихорь. Дед заругался, помянул сатану, и вдруг оказался в пустом месте. Он увидел вдали лес, голубятню, гумно и наткнулся на дорожку. Чуть в стороне, на могиле, горела свеча. Дед понял, что там спрятан клад. Он пометил могилку и пошёл домой, так как не было у него с собой ни заступа, ни лопаты.

На другой день дед взял инструмент и пошёл искать могилку. Но никак не мог найти нужное место. Если было видно голубятню, исчезало гумно, и наоборот. Начался дождь и дед, ругаясь страшными словами, вернулся домой.

На другой день он ходил по баштану, прикрывая арбузы, вновь вступил на проклятое место и ударил в сердцах заступом. И опять оказался в поле. Он быстро нашёл нужную могилу и начал обкапывать камень, лежавший на ней.

Откинув камень, дед решил перекурить, и тут кто- рядом так сильно чихнул, что забрызгал деда. Тот оглянулся, но вокруг не было никого. Дед стал копать могилу и вскоре вырыл котел.

— А, голубчик, вот ты где! — воскликнул дед.

А эти его слова тут же повторили птичий нос, баранья голова и медведь.

Деду стало страшно. Вокруг стояла ночь, не было видно ни звёзд, ни месяца. А из-за горы, что нависла над дедом, мигала харя красными очами.

Дед бросился было прочь, но оглянулся и увидел, что всё стихло. Он вернулся и с большим трудом вытащил котёл. Схватив его, дед бросился бежать со всех ног.

А на хуторе его уже потеряли. Мать вышла во двор и увидела, как над забором плывёт кухва. Она решила, что то балуют хлопцы, и вылила туда горячие помои.

С криком выскочил обожжённый дед. А в котле нашёлся лишь сор и грязь. С тех пор заклял дед внуков верить чёрту.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художника Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

Я не совсем так представляла себе заколдованное место, как его изобразил художник. Мне оно кажется более страшным.

Устное описание заколдованного места для 5 класса

Это кусок поля возле тёмного леса. Возле узкой тропинки стоит могильный холм, на нём горит свеча. Огромный камень лежит рядом с могилой, а дед орудует заступом.

Небо черно, нет ни звёзд, ни месяца, вокруг чёрные провалы. В могиле виден котёл. На котле сидит птичий нос. На макушке дерева сидит баранья голова. Из лесу выглядывает медведь. Перед могилой огромная гора. В ней раскрыты огромные алые провалы глаз. Кажется, она сейчас схватит маленького деда и сожрёт за милую душу.

Фонохрестоматия Гоголь «Страшная месть»

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоциональная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?

Описание Днепра написано прозой, но его можно назвать стихотворением в прозе.

В этом описании нет рифмы, зато присутствует протяжный ритм, делающий чтение почти пением.

Автор использует в описании много литературных приёмов, характерных для стихотворения: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Актёр красиво выделяет интонацией разные моменты описания. В начале его голос добродушный, восторженный, он любуется спокойными прибрежными водами.

Описывая середину реки, актёр добавляет в голос почтения, восхищения, уважения силой и величием Днепра.

Описывая ночной Днепр, актер словно рассказывает сказку, ведь этот отрывок напоминает её. Чего стоит рассказ о звёздах, удерживаемых Днепром, как стариком-великаном.

Описывая непогоду, голос актёра тревожно дрожит, тон повышается. Он пытается передать, как может быть страшен рассерженный старый Днепр.

2. Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами «и вышел из неё колдун»?

Появлению колдуна предшествует описание бушующего Днепра. Актёр нагнетает тревогу, говоря, что никто не решается плыть по реке в такую погоду. Он заставляет слушателя переживать о том, кто же в лодке, гадать, грозит ли путнику опасность.

Тревога, вызванная ощущением тайны, нарастает. Это кульминация эпизода.

Но появление колдуна разрушает тайну, исчезает тревога слушателя. За колдуна нет смысла волноваться и тревожиться.

3. Прочитайте повесть «Страшная месть».

Прочитать краткое содержание повести «Страшная месть», можно перейдя по ссылке.

AVvXsEirHtIkN6atY617g9Fks8nO olS0MQCsPXrYl833SH15ng6jF18H BxQbbBjWcLAodqvqRQB9OkiyRwUNikeAnAgCmyyC9ITR2bDkgHnI58aWnR3vPHwy9mDaRrSA4nW4Jn9HDy9rLYWmuvADXg38DMg2DBJjnY0bN8cAxLoEoZkDI5p5y LTOIJ3Pg4w=w400 h276

Контрольная работа по литературе (5 класс)

I вариант

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Ученика (цы) _______ Ф.И. ______________________________________________

  1. Задания для проверки знания содержания изученных произведений.

    1. Объедините в пары авторов и их произведения.

1.«Муму»

1.Толстой Л.Н.

2. «Бородино»

2.Тургенев И.С.

3. «Заколдованное место»

3.Гоголь Н.В.

4. «Крестьянские дети»

4.Лермонтов М.Ю.

5. «Кавказский пленник»

5.Некрасов Н.А.

__________________________________________________________________________

2.

В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?

Как звали женщину, которую полюбил Герасим?

Кем служил Герасим у барыни?

Куда ушёл Герасим после гибели Муму?

  1. Задания для проверки письменной монологической речи.

    1. Сочинение по картине. Опишите одну из иллюстраций учебника к повести «Заколдованное место».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания для проверки теоретико-литературных знаний.

    1. Что такое эпитет? Приведите примеры эпитетов из стихотворения «Крестьянские дети». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Что такое идея литературного произведения? Сформулируйте идею рассказа «Кавказский пленник».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы)

    1. Какие поступки Жилина достойны восхищения? (по рассказу «Кавказский пленник»).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по литературе (5 класс)

II вариант

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Ученика (цы) _______ Ф.И. ______________________________________________

  1. Задания для проверки знания содержания изученных произведений.

    1. Объедините в пары авторов и их произведения.

1.«Муму»

1. Лермонтов М.Ю.

2. «Бородино»

2.Тургенев И.С.

3. «Заколдованное место»

3.Гоголь Н.В.

4. «Крестьянские дети»

4. Толстой Л.Н.

5. «Кавказский пленник»

5.Некрасов Н.А.

__________________________________________________________________________

2.

Сколько раз в рассказе «Кавказский пленник» Жилин бежал из плена?

Кто и как помог ему бежать?

Куда поместили Жилина и Костылина после первого побега?

Какое слово повторял Жилин, попав к своим?

  1. Задания для проверки письменной монологической речи.

    1. Сочинение по картине. Опишите одну из иллюстраций учебника к стихотворению Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Задания для проверки теоретико-литературных знаний.

    1. Что такое сравнение? Приведите примеры сравнений из рассказа «Муму». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Что такое сюжет литературного произведения? Перечислите главные сюжетные эпизоды рассказа «Муму».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы)

    1. Что побуждало русских солдат на подвиг в Бородинском сражении? Объясните свою точку зрения. (по стихотворению «Бородино»).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПЕЦИФИКАЦИЯ

КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

5 класс

Контрольная работа №1

По творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

Вариант 1

1. Цель контрольной работы: определение уровня сформированности у обучающихся 5 класса следующих предметных и метапредметных умений:

— владение литературоведческой терминологией;

— определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

— извлечение необходимой информации из текста;

— установление причинно-следственных связей;

— понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2. Время выполнения контрольной работы: 80 минут

3. Условия проведения: при проведении контрольной работы обучающиеся используют тексты художественных произведений, иллюстрации учебника Литература. В 2-х частях

Авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин / Под ред. В. Я. Коровиной. Издательство «Просвещение»

4. Структура контрольной работы:

  • Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  • Контрольная работа состоит из 4-х частей:

1 часть предполагает проверку знания содержания изученных произведений, содержит два задания с кратким ответом.

2 часть нацелена на проверку письменной монологической речи. (Задание с развёрнутым ответом)

3 часть – задания на проверку теоретико-литературных знаний, задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

4 часть – задание на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменный ответ на проблемный вопрос)

 В Таблице 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

Таблица 1

Разделы

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Из русской литературы XIX-XXвеков

В Таблице 2 приведены элементы содержания контрольной работы по литературе

для 5 класса.

Таблица 2

Проверяемые элементы содержания

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Жанры сочинений

3

Художественная литература как искусство слова

4

Художественный образ

6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой

7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

8

Произведения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, изученные в 5 классе

Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным

разделам учебного предмета «Литература» представлено в Таблице 3

Таблица 3

Содержательные разделы

Кол-во заданий

Максимальный балл

Содержание текстов изученных произведений

2

9

Письменная монологическая речь (текст- описание)

Использование текста художественного произведения

1

8

Теоретико-литературные понятия

2

7

Создание текста-рассуждения в соответствии

с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

1

8

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи (часть2 +часть 4)

9

Итого:

6

41

Задания контрольной работы проверяют усвоение обучающимися учебного материала на базовом уровне сложности. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности показано в Таблице 4

Таблица 4

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

6

41

Итого

6

41

Система оценивания выполнения отдельных заданий

и контрольной работы в целом

За верное выполнение каждого задания части 1 работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие ноль баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания части 1 работы, – 9 баллов.

Критерии оценивания части 2. и 4.

Критерии оценивания

Баллы

Сочинение

Работа соответствует выбранной теме, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена

4

Работа соответствует теме и заданию, тема раскрыта глубоко, многосторонне, допущено одно искажение авторской позиции

3

Работа написана на заданную тему, Тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена

2

Сочинение написано на заданную тему, Тема раскрыта поверхностно, авторская позиция искажена

1

Тема не раскрыта

Использование текста художественного произведения

Текст привлечен на уровне анализа эпизодов, образов, микротем, деталей и т.п.

2

Текст привлечен на уровне пересказа

1

Текст не привлечен

Композиция сочинения

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения

2

Допущена одна — две логические ошибки, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей

1

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

Итого: 8 баллов

Критерии оценивания часть 3

Критерии оценивания

Баллы

Задание1.

Верно дано определение (эпитет,сравнение) теоретико-литературному понятию

1

Определение отсутствует или дано неверно

За каждый пример из текста 1 балл, но не более 3 баллов

3

Примеры отсутствуют

Задание 2.

Верно дано определение (идея произведения, сюжет) теоретико-литературному понятию

1

Сформулирована идея рассказа, перечислены главные эпизоды

2

Сформулирована идея, но допущена одна неточность, перечислены не все эпизоды рассказа

1

Идея рассказа не сформулирована или сформулирована неверно, эпизоды не перечислены

Итого:

7 баллов

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи

Грамотность

Орфографические нормы

Соблюдены орфографические нормы, нет орфографических ошибок

3

Допущено 1- 2ошибки

2

Допущено более 3-4 ошибок

1

Допущено более 4 ошибок

Пунктуационные нормы

Соблюдены пунктуационные нормы, нет пунктуационных ошибок или допущена 1 негрубая ошибка

2

Допущены 1-3 ошибки

1

Допущено более 3 ошибок

Языковые нормы

Соблюдены языковые нормы, нет грамматических ошибок

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

Речевые нормы

Соблюдены речевые норм, нет речевых ошибок или допущена 1 речевая ошибка

2

Допущены 2-3 ошибки

1

Допущено более 3 ошибок

Фактические ошибки отсутствуют

Допущена 1 ошибка

1

Итого:

9 баллов

Максимальное количество баллов за всю работу – 41 балла

Таблица перевода первичных баллов в школьные отметки

Отметка

Количество баллов

«5»

37-41

«4»

32-36

«3»

20- 31

«2»

0-19

Для всех наших читателей, кто интересуется творчеством великого русского писателя Н.В. Гоголя, предлагаем примерное сочинение на тему «Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)».

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя – шедевр русской литературы. Написанная несколько столетий назад, она остается интересной и для современного читателя. По мнению критика В.Г. Белинского, поэма столь глубока по содержанию и велика по художественному совершенству, что могла бы заменить на десять лет отсутствие других книг. Центральное место в произведении занимают «портретные» главы, в которых автор показывает всю низость, весь моральный упадок помещичьего класса. Шестая глава посвящена «прорехе на человечестве» — Степану Плюшкину.

Характеристика героя начинается с описания усадьбы. Некогда обширное, богатое хозяйство пришло в запустение. Все вокруг превратилось в хлам, находится в странном беспорядке, покрылось плесенью, пришло в негодность. Вся эта картина как нельзя лучше характеризует помещика как человека-скрягу, бесхозяйственного, жадного. Казалось, что время в его имении прекратило свое течение и остановилось, отсюда хотелось сбежать, до такой степени страшные картины предстали перед взором Чичикова.  Портрет самого Плюшкина ужасает: он был похож не то на бабу, одетую в странное, неопределенное платье, не то на мужика. Лицо и наряд Плюшкина произвели на Чичикова гнетущее впечатление, а когда чиновник узнал, что перед ним самый настоящий помещик, от изумления даже отступил назад. На его бесстрастном лице выделялись маленькие бегающие глазки и брови, похожие на мышей, высматривающих из норки кота.  Невозможно было понять, из чего состоит его халат с четырьмя полами и рукавами, больше похожими на кожу, из которой шьют сапоги. На шее у Плюшкина было повязано что-то похожее на носок, подвязку или набрюшник. Помещик, который владел тысячами крепостных душ, у которого было полно богатства в амбарах и кладовых, походил на самого последнего нищего, поэтому Чичиков подумал, что, если бы встретил его где-то у церкви, дал бы медный грош. Скупость и жадность настолько взяли власть над героем, что вытравили из него все самое лучшее, что в нем было, затмили практический ум когда-то опытного хозяина. Он перестал понимать истинную ценность вещей. От бессмысленной скупости он становится подозрительным к людям, недоверчивым, враждебным ко всему окружающему, жестоким и несправедливым не только к крепостным крестьянам, но и к своим детям. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Крестьян он упрекает без всякой на то причины во всех грехах, называет их ворами и мошенниками, способными оставить без кафтана, морит людей голодом, поэтому крепостные у него «мрут как мухи» или сбегают от невыносимых условий жизни. Старшая дочь помещика, Александра Степановна, сбежала от отца со штабс-ротмистером какого-то кавалерийского полка, другая дочь, оставшаяся с отцом в деревне, вскоре умерла. Сын Плюшкина отправился в город и вопреки воле отца вместо службы в какой-либо палате определился в полк. Когда же юноша попросил у родителя денег на обмундирование, то ничего не получил, а когда тот проигрался в карты, отец проклял сына и перестал интересоваться его существованием и ни разу даже мысленно не задавался вопросом, жив ли его наследник. Он с полным равнодушием отказал в помощи и дочери, которая приехала к отцу и привезла своих детей повидать деда. Но ни гостинцы, ни родные люди не тронули сердца отца и дедушки. Плюшкину казалось, что все только и ждут его смерти, чтобы завладеть его богатством. У помещика была отвратительная привычка собирать по всей деревне хлам или забытые крестьянами вещи. И если что-то попадало в кучу мусора в его доме, то Плюшкин ни за что не возвращал вещь хозяину. Над этой привычкой шутят крестьяне, говоря: «Рыболов вышел на охоту». Они прозвали его «заплатанным» или «прорехой на человечестве». В его сердце не осталось места для любви и сострадания, а в уме – ничего живого и полезного, кроме накопительства. За внешним добродушием он скрывает алчность и постоянное стремление наживы. Он скуп во всем: и в одежде, и в еде, и в еде, и в эмоциях. За все время разговора с Чичиковым у Плюшкина ни на секунду не появляется живое выражение лица, оно остается бесчувственным и пошлым, и только при упоминании о бывшем однокласснике загорается на некоторое время теплый огонек в глазах. Ни автор, ни тем более читатель не понимают, как человек, у которого было все для счастливой и спокойно жизни, опустился на самое дно жизни и достиг дна духовного оскудения и морального падения.  Писатель недоумевает, как же свершился распад человеческой личности.

Гоголь неслучайно определил Плюшкину место последнего продавца мертвых душ, не случайно именно этот помещик замыкает галерею помещичьих образов. Это самый безнравственный, отвратительный человек, с которым Чичикову пришлось столкнуться. Образ Плюшкина – воплощение полного застоя, загнивания, своеобразный символ духовной гибели.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Проблема и тема искусства в повести Портрет

Произведение «Портрет» учит тому, что искусство (равно, как и идея) не продается за деньги, оно не может быть куплено.

Чем же является само искусство и творчество в данном произведении? Во-первых, примером того, что может быть утрачено, если ставить собственное обогащение выше духовного.

Гоголь показывает, что свои способности не стоит зарывать в землю, нельзя распылять, и, конечно же, нельзя забывать про него в погоне за приличным состоянием. Оно словно ориентир жизни.

Можно сказать, что искусство в понимании Гоголя, преломляется на две половины. Одна – это чистые порывы, которые рождает талантливая личность. Главное удовольствие для таких, особенных людей – идея.

Зачастую именно подобные личности называются творцами и живут ради того, чтобы реализоваться, сделать этот мир краше, чище за счет своих произведений. А вот вторая категория – это люди, для которых творчество – это работа.

Соответственно, здесь нет души, есть лишь монотонное проделывание идентичных действий, подобное конвейеру.

Конечно же, автор дает понять, что творчество ради гонораров не стоит и ломаного гроша. Что касается Чарткова, даже собственный учитель предупреждает его о том, что лучше бы творить для души, а не для заработка. Поскольку так можно погубить талант. Ведь нельзя расходовать его попусту.

Герой следует этой, правильной доктрине, но нужда вынуждает его начать зарабатывать на своем искусстве. Ситуация в его семье нормализуется, денег уже хватает на достойное существование. Но возникает и минус – прежняя радость от творчества навсегда покидает героя.

Осуществляя гонку за наживой, человек растратил все свои идеалы, амбиции и мечты. Его уже не будоражит то, во что он верил… Ему скучно.. Неимоверно скучно… А после приходят злоба и зависть. В итоге герой сходит с ума от тоски по искусству.

На мой взгляд, проблематика творения в том, что Чартков слишком поздно понимает, что никакое состояние не заменит ему прежнего удовлетворения и радости, того чувства, что испытывает настоящий творец. Возможно, изначально он также не знает, что такое «настоящее творчество» и осознает это несколько позднее, чем стоило бы.

Бедность зачастую вызывает желание стать богатым. Но для творческой единицы эти границы размыты. Главное – возможность творить для души, а не ради славы и богатства.

С одной стороны, Чарткова нельзя обвинять. Он начал продавать свое творчество ради того, чтобы иметь кусок хлеба. Но, возможно, чтобы не утратить творческого начала и идеалов, ему стоило прекратить погоню за состоянием несколько раньше, чтобы жажда наживы не убила в нем все, что он ранее ценил.

Сочинение 3

Николай Васильевич Гоголь был гениальным писателем, который поистине мог своими произведениями произвести на читателя невероятный эффект. Все его истории довольно необычны и мистически.

Этот человек был полностью поглощён какой-то неизведанной магией, о которой никто и в помине не мог знать. Жаль, конечно, что так рано Николай Васильевич ушёл.

Возраст 33-х лет — это возраст Христа, ещё можно было столько всего написать и затронуть сколько умов, молодых и старших, глупых и умных. Чтобы ещё мог придумать этот гениальный писатель? Этого нам уже не узнать.

В повести «Портрет» затронута одна из вечных тем- это тема Искусства. Искусство никогда не даёт унывать человеку, а порой и спасает от гибели. Автор большое значение отдаёт искусству, а если по сути то боготворит его.

В сюжете произведения рассказывается история молодого дарования — это художник Чартков, который не может представить и дня без искусства. Учитель ещё в самом начале предостерегает ученика, чтобы тот не стал одним из модных художников, чтобы сохранил свой уникальный талант.

Однако, задушенной вечной бедностью Чартков променивает свой талант на успех и богатство. Просто, на тот момент деньги, которые парень нашёл, стали спасением и вроде бы немного денег не помешало, при нынешних условиях. Только вот Чартков не сумел пройти испытания на прочность.

Он окончательно продал себя, талант за деньги, которые сегодня могут быть, а завтра их уже нет.

Но спустя время, понимает, что картины, которые написал это абсолютная бессмыслица и от таланта уже след простыл. Теперь остаётся завидовать другому талантливому юноше. Правда, ненависть съедала изнутри главного героя.

Таким образом, работа под портретами людей из светского общества оказалась материально выгодной, но душевно главный герой очерствел и по сути предал искусство, которым раньше восхищался. Это отразилось и на душе.

Наступила невероятная пустота, которую ничем не заполнить. Вот к чему может привести погоня за славой и деньгами. Не стоит продаваться за золотые монеты. Ведь есть что-то намного ценнее денег и славы.

Да, без денег не проживёшь, но если следовать зову сердца, то обязательно можно найти выход из любой ситуации.

Тема искусства в повести «Портрет» (Н. В. Гоголь)

Литеровед представляет краткое сочинение «Тема искусства в повести Н. В. Гоголя «Портрет», которое раскрывает проблему самореализации художника.

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески». Потом автор изменил ее, ослабив фантастическую сторону, и включил в сборник «Петербургские повести».

Пять повестей, входящих в сборник, объединены одной идеей, характерами героев, мировоззрением писателя и образом Петербурга. Город поразил Гоголя картинами глубоких социальных контрастов.

Здесь искажены отношения, гибнут таланты и вдохновение, торжествует пошлость. Личные впечатления автора легли в основу «Петербургских повестей».

Повесть «Портрет» рассказывает о трагедии художника, который пожертвовал талантом и искусством в угоду золотому тельцу. Главный герой повести – художник Чартков. Это молодой человек благородного происхождения, но живет небогато. В начале произведения мы видим его одетым в старую шинель, немодное платье. Гоголь характеризует его как человека, который предан искусству.

Он живет на Васильевском острове, в одном из беднейших районов Петербурга. Его небольшая квартирка с низкими потолками одновременно играет роль студии. У него есть помощник Никита, который подметает пол, оттирает краску, является его натурщиком. Жилье Чарткова холодное с замерзавшими окнами, но он не обращает внимания на неудобства. Он всецело поглощен искусством.

Чартков – талантливый художник, но пока не нашедший свой стиль. Его кисть отличается наблюдательностью, соображением. Профессор отмечает в нем нетерпеливость и предупреждает, чтобы он не превратился в «модного» художника. Человек, имеющий талант, должен его развивать, а не отвлекаться на сиюминутные удовольствия.

Талантливые произведения требуют много труда и времени, только тогда им обеспечена долгая жизнь. Когда художник начинает писать за деньги, он часто выполняет чужие замыслы и теряет себя, а вместе с тем и талант. Он начинает писать быстро, поверхностно, безыдейно, желая заработать все больше денег. Профессор замечает в ученике желание развлекаться, модно одеваться.

Ему не хочется, чтобы Чартков утратил мастерство.

Когда молодой художник брался за кисть, он забывал обо всем на свете. Увлеченный работой, он не думал ни о еде, ни о воде. В такие дни он отрывался от работы как «от прекрасного прерванного сна». Он изучал искусство именитых художников Рафаэля, Тициана, наблюдал за их манерой письма. Благодаря ежедневным занятиям у него развивался вкус.

Когда же нужно было платить за квартиру, кончались кисти и краски, он завидовал богатым художникам. Именно в такое время он зашел в картинную лавку. Среди старых полотен, валявшихся на полу, он нашел портрет старика.

Казалось, что живописец подметил выражение его лица в минуты какого-то судорожного движения. Чартков понял, что это работа художника высокого класса.

Складывалось впечатление, что картина не окончена, но глаза, смотрящие на него с портрета, были живыми, они словно заглядывали в душу.

Чартков купил этот портрет за бесценок. Хозяин словно хотел избавиться от него, а художник потом удивился, зачем он его купил. Это было какое-то наваждение. Он истратил на него последние деньги.

Придя домой, он корил себя за покупку. Ночью ему привиделось, что старик с портрета ожил и, считая деньги, потерял один сверток, который тут же подобрал Чартков.

Утром оказалось, что за рамкой картины действительно были спрятаны червонцы.

Жизнь бедного художника с того дня переменилась. Случилось то, чего так опасался профессор: Чартков стал модным художником. У него отбоя не было от богатых клиентов. Он обзавелся великолепной мастерской и забыл о нужде. Только одновременно он забыл и о настоящем искусстве.

Однажды на выставке он увидел картину своего старого товарища, который остался предан искусству и усердно работал, оттачивая мастерство. Картина была великолепна.

Когда Чарткова попросили высказать свое мнение о ней, он ничего не смог сказать и со слезами выбежал из зала. Перед ним ожили картины его молодости. Он вспомнил трудную жизнь, пересмотрел свои творения, подтвердившие наличие таланта.

Нашелся и страшный портрет, который Чартков считал виновником своей не сложившейся карьеры. Он велел выбросить его, но легче не стало.

Чартковым овладела лютая зависть ко всем талантливым живописцам. Все накопленные средства он тратил на покупку лучших полотен. Принося домой, он их зверски уничтожал. Он стал злобным, желчным. Старые знакомые избегали встречи с ним. Он перестал что-то понимать и чувствовать, кроме душевной боли, которая терзала его ежечасно. Это была духовная смерть. Вскоре его постигла смерть физическая.

Чартков стал жертвой жажды наживы. Свою лепту в его нравственное падение внесло и общество, которому не нужны талантливые полотна. Чартков, подчинившись его влиянию, отказался от искусства ради бездушного ремесла. Он не смог противиться этому. Такова была судьба многих талантливых людей в Петербурге. Город завлекал их яркой жизнью и потом не отпускал.

Чарткову было немало отпущено природой, он мог бы стать великим живописцем, он и сам понимал это. Овладевшее им корыстолюбие подавило в нем стремление к прекрасному. Он утратил интерес к искусству, желание творить. «Все чувства и порывы обратились к золоту», — говорит автор.

Служение искусству требует не только таланта, но и силы, стойкости, мужества. Художник должен понимать, что он не просто пишет картины, он несет ответственность за свои творения перед обществом.

У Чарткова не было моральной основы, что послужило причиной того, что он разменял свой талант на мелкую монету.

Деньги доставили ему почет и славу, но лишили вдохновения, свободы, творчества, а вместе с этим радости и счастья.

Взгляды Гоголя на искусство отличаются пока еще романтической патетикой. Суждения его резки, оценки — прямолинейны.

Во всем этом угадывалась свойственная молодости запальчивость, отнюдь не всегда учитывавшая сложность и противоречивость явления. Гоголю импонирует яркость и контрастность красок романтической поэзии и живописи.

Его увлекает возможность внезапной сменой красок потрясти зрителя или читателя, произвести эффект.

Уместно бы здесь еще раз напомнить слова Гоголя об «истинном эффекте, который заключен в резкой противоположности», и красоте, которая «никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте» (VIII, 64).

Романтическое сознание молодого Гоголя отличалось резко выраженной гражданственностью. Рано возникшее в писателе ощущение трагической неустроенности жизни толкало его к раздумьям о причинах повсеместно торжествующей дисгармонии, вечного «раздора» между мечтой человека о счастье и невозможностью ее осуществить.

Гоголь страстно искал путей к гармонии земного существования и видел в художественном творчестве мощный рычаг к ее достижению.

Свойственное романтизму восторженное поклонению искусству, убеждение в его безграничных возможностях содействовать очищению человеческой души от всей скверни и дроби повседневной антипоэтической действительности — все это весьма импонировало Гоголю и вполне соответствовало его собственному мироощущению.

Романтический идеал Гоголя формируется на основе критического отношения к современной действительности и вступает с ней в непримиримый конфликт. Поэтизация личности вела к утверждению культа художника-творца, пекущегося о благе всех людей.

Образ поэта-художника предстает воплощением нравственной силы, душевной стойкости, гуманизма. Эстетическая сфера и социальная всегда у Гоголя взаимосвязаны.

Искусство осознавалось им как очень сильное орудие нравственного воспитания людей, способное отвратить их от зла, от пошлости и мелочного практицизма, а также возбудить в них порыв к самосовершенствованию, к красоте, к идеалу.

Разделяя в первой половине 30-х годов некоторые принципы романтизма, Гоголь вместе с тем остался чужд тому пафосу субъективизма и отрешенности от объективной действительности, который был характерен для многих романтиков, русских и западноевропейских.

Он восторженно оценивает «чудную, магическую силу» романтических поэм «необъятного» Пушкина, «напитанных Кавказом, волею черкесской жизни и ночами Крыма» (VIII, 51), но с серьезными оговорками принимает поэзию И. И. Козлова.

Отмечая несомненную одаренность этого поэта, Гоголь, однако же, корит его за чрезмерную сосредоточенность на малом мире своей собственной души, за отрешенность его творчества от большого мира «внешней жизни». «Он весь в себе», — пишет Гоголь.

И эта самоизоляция имеет своим следствием неотвратимое обеднение и истощение всей художественной плоти его стихотворчества: «Лица и герои у него только образы, условные знаки, в которые облекает он явления души своей» (VIII, 154). Гоголь воспринимал романтизм не безоговорочно, он тонко и точно улавливал не только сильные его стороны, но и слабые, мешавшие художнику в полной мере раскрыть многообразие и противоречия реального мира.

В формировании эстетических взглядов Гоголя, как и Белинского, большую роль сыграл Пушкин — художник и критик.

Статья Гоголя «Несколько слов о Пушкине», которую он начал писать в 1832 или 1831 году, представляет огромный интерес.

В этом выдающемся теоретическом выступлении Гоголя не только впервые раскрывается общенародное значение творчества Пушкина, но и затрагивается ряд важнейших вопросов эстетики: реализма и народности, формы и содержания.

Перейти на страницу: 2

Выбор идеалов

Получив от судьбы внушительную сумму, Чартков решает потратить ее на развитие собственного таланта. Он вкладывает ее в рекламу, которая приносит ему много богатых клиентов. Но в погоне за заработком, богатством и славой Чартков теряет свой талант.

Ему становится скучно писать портреты, а вернуться к истинному искусству он уже не может. Ведь ему наскучило держать кисть, он стал обычным ремесленником, у которого просто был навык. А настоящее искусство навсегда закрыло от него свои двери.

Так один портрет сломал всю жизнь художника.

Тема творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Сочинение по литературе

Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только

тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…

Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна».

Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником.

И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:

Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.

В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти.

Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений.

Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.

И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.

И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность.

Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека.

Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.

В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.

Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех.

Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника.

И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:

Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.

Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.

Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.

28 Проблема искусства и художника в «портрете» Гоголя

Повесть Гоголя
«Портрет»
делится на две
части.

В первой
говорится
о неком молодом
художнике Чарткове,

увидевшем портрет старика в каком то
захолустном магазинчике, и этого
живописца зацепили глаза старика, они
были настолько выписаны, что казались
просто живыми.

На последние деньги он
купил этот портрет, и принеся его домой
ему показалось, что старик, изображенный
на портрете, сам полностью живой и
вот-вот вылезет из портрета. Между тем
у Чарткова была
мечта

разбогатеть и стать модным живописцем.

И в эту же ночь ему снится, будто старик
вылез из своего портрета, и показывает
мешок, в котором множество свертков с
деньгами. Художник незаметно прячет
один из них. На следующее утро он и
вправду находит деньги.

И после этого
момента его дела идут в гору, он и вправду
становится модным художником, но его
работы лишаются индивидуальности, и
как последствие, художник лишается
таланта.

Однажды его просят раскритиковать
картину одного молодого художника, и
Чартков видит талант молодого художника
и в ужасе понимает, что променял
талант на деньги.

И тут он начинает скупать все картины
талантливых художников с целью уничтожить
их. Все это время ему мерещатся глаза
старика. Вскоре он умирает ни оставив
после себя ничего.

Вторая часть
рассказывает об аукционе на котором
продается эта картина. Многие хотят ее
купить, но один человек говорит, что
портрет должен достаться ему, так как
он давно его искал. Человек, купивший
портрет рассказывает невероятную
историю.

Давным-давно жил в Петербурге
некий ростовщик, отличавшийся от прочих
возможностей ссудить какую угодно сумму
денег. Но странная особенность – все,
кто получал от него деньги, заканчивали
жизнь печально. Однажды ростовщик
попросил художника, отца покупателя,
изобразить его.

Но чем дольше художник
рисует, тем больше отвращения испытывает
к старику. Когда портрет оказывается
нарисованным, ростовщик говорит, что
теперь будет жить в портрете, вечером
следующего дня умирает.

В самом художнике
происходит перемены: он начинает
завидовать таланту ученика… Когда же
портрет забирает приятель, художнику
возвращается покой. Вскоре выясняется,
что и приятелю портрет принес несчастье,
и он его продал. Художник понимает,
сколько беды может принести его творенье.

Приняв, постриг в монахи, завещает сыну
найти и уничтожить портрет. Он говорит:
Кто заключает в себе талант, тот чище
всех должен быть душою. Люди, слушающие
рассказ, оборачиваются к портрету, но
его уже нет – кто успел украсть его. Так
заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

. «Портрет» –
повесть о
судьбе художника

и борьбе
добра и зла в душе человека
.
Автор использует традиционный мотив:
деньги, богатство в обмен на
душу
.

Повесть
затрагивает многие проблемы: борьба
добра и зла в душе человека, власть денег
над человеком, но самая главная
проблема назначения искусства

(искусство истинное и мнимое) .

В этом
произведении мы встречаемся с тремя
живописцами: это молодой
Чартков
,
иконописец
и его сын.

О Чарткове
рассказано в первой части. Он предстает
перед нами довольно талантливым, но
бедным и ропочущим на свою судьбу. Герой
повести «Портрет» — молодой одаренный
художник Чартков — беден.

Гоголь рисует
неприхотливый быт художника, скудную
обстановку его жилья, ветхое платье.

в
его характере, как проницательно подметил
профессор живописи, учитель Чарткова,
есть нетерпение, он склонен поддаваться
чарам, соблазнам

В обычной жизни
слабости принимают иной вид: его «уже
начинает свет тянуть», на шее повязан
«щегольской платок», а на голове красуется
«шляпа с лоском». Ему хочется кутнуть,
щегольнуть. Но до поры до времени «он
мог взять над собою власть», пока не
произошел случай, круто повернувший
его судьбу.

Молодой художник
обижается на то, что модные живописцы
рисуют несколько “картинок” и
получают большие деньги, а он вынужден
жить в бедности и безызвестности. И
вдруг он попадает в небывалую ситуацию:
он получает все, о чем мечтает через
таинственный портрет.

Он не сразу
поддается искушению, а сначала решает
купить манекенов и гравюр и серьезно
заняться искусством. Но в нем заговорили
22 года и юность. Внутренний голос и
желания художника противостоят его
рассудку.

Он бросается покупать ненужные
вещи, тратит деньги на недоступные ранее
удовольствия.

Почему же
деньги оказались сильнее таланта
художника
То
есть у Чарткова есть талант и желание
учиться, но другая часть его души жаждет
мгновенного успеха и славы. И именно
эта часть пересиливает первую. Поводом
для этого стали дьявольские деньги,
которые толкали Чарткова к славе, но за
которые ему пришлось заплатить своим
талантом. В итоге человек морально
падает.

Художник, отец
рассказчика второй части совершил грех,
написав портрет ростовщика. Он уходит
в монастырь и становится отшельником.
Здесь человек проходит путь не от таланта
к гибели,

а от совершения
греха до восхождения к добру
.
Проведя долгие годы в молитвах и постах,
он наконец берется за кисть и пишет
рождество Иисуса.

Иконописец дает
наставление двадцатилетнему сыну, тоже
художнику, который собирается в
путешествие в Италию. Этот художник Б.
такой же молодой как и Чартков, но как
мы видим из описания его на аукционе,
это был немодно одетый молодой человек,
которому чужды все светские потрясения
и которого не волновала мода.

Он, получив
от отца просьбу найти и уничтожить
портрет, приходит на аукцион.

В повести судьбы
трех художников

объединяет портрет
ростовщика,

который в конце таинственным образом
исчезает с аукциона. Мы видим в поэме
двух совершенно разных художников,
судьбы которых связаны одним портретом.

Но в первом случае художник проходит
путь от таланта к гибели, а во втором –
путь от совершения греха к добру. Гоголь
говорит об ответственности художника
за свое творение; главная цель живописца
– «пробуждать чувства добрые» .

Автор
показывает читателю, каким должен быть
настоящий художник: «кто заключил в
себе талант, тот чище всех должен быть
душою» .

Гротесковое,
фантастическое начало

присутствует и в повести «Портрет»,
которая вошла в сборники «Арабески» и
«Петербургские повести» и считается
наиболее романтической. В ней встает
несколько проблем:
нравственной

ответственности художника перед собой
и искусством, зависимости
таланта от моды и денег
,
а также дьявольской
сущности искусства
.

Выразительной
параллелью, проясняющей мысль Гоголя,
служит один эпизод из второй части.
Пришедший к художнику (отцу рассказчика)
ростовщик сказал ему: «Нарисуй с меня
портрет. С необыкновенным рвением он
принялся за работу, но, нарисовав глаза,
не мог докончить портрета, почувствовав
«тревогу непостижимую». С тех пор он
изменился. Однажды он принялся писать
новое полотно.

Все единодушно предрекали
ему победу в конкурсе, как «вдруг один
из присутствовавших членов, если не
ошибаюсь, духовная особа, сделал
замечание, поразившее всех. «В картине
художника, точно, есть много таланта,—
сказал он,— но нет святости в лицах;
есть даже, напротив того, что-то демонское
в глазах, как будто бы рукою художника
водило нечистое чувство».

Все взглянули
и не могли не убедиться в истине сих
слов».

Овладевшее душою
дьявольское наваждение непроизвольно
и как бы незаметно для самого художника
(и человека) проникает в его произведения.
И никакой талант не может изменить
кощунственного содержания. Напротив,
талант всемерно раскрывает смысл
нечистых побуждений, хотя для неопытного
или «околдованного» взгляда такой смысл
может оставаться непроясненным.

Сама
по себе одаренность еще ничего не говорит
о человечности или бесчеловечности
искусства. Гуманность, по мысли Гоголя,
содержится в сердце, в чувствах, в натуре
художника.

Но вследствие этого трудно
различить человеческое (на языке Гоголя
— христианское, Божественное) и
нечеловеческое, дьявольское, демоническое:
то и другое может быть изображено искусно
и мастерски.

Художник превратился
в ненавистника искусства, уничтожающего
произведения своих талантливых собратьев.

Демоническое (Гоголь сравнивает взгляд
Чарткова со взором василиска, а его с
гарпией, отравляющей все вокруг, с
демоном, ненавидящим и презирающим мир)
начало растет и ширится, приобретая
фантастические размеры: портрет «двоился,
четверился в его глазах: все стены
казались увешаны портретами, вперившими
в него свои неподвижные, живые глаза».
Довершают разрушение личности болезнь,
припадки бешенства и ужасная смерть.

Фантастическое,
выявляющее страшную власть демонического
начала, служит у Гоголя предупреждением
о необходимости хранить духовность,
серьезно и ответственно относиться к
нравственным достоинствам и гуманистическому
содержанию личности.

Итак, начав писать
ради денег светские портреты и став тем
самым модным художником, Чартков
преисполнился злобой и завистью ко
всему прекрасному и в припадках безумия
начал уничтожать произведения искусства.

Таким образом,
социальная проблема золота, которое
губит художника, осложняется в повести
собственно эстетической проблемой:
цели и назначения художника.

Поэтому
Гоголь прибегает к приему «сравнительного
жизнеописания», дав, по контрасту с
историей Чарткова, историю художника-схимника,
осознавшего высокую религиозную сущность
искусства и наставляющего в финале
своего сына: «Намек о божественном,
небесном рае заключен для человека в
искусстве, и потому одному оно уже выше
всего.

И во сколько раз торжественный
покой выше всякого волненья мирского,
во сколько раз творенье выше разрушенья;
во сколько раз ангел одной только чистой
невинностью светлой души своей выше
всех несметных сил и гордых страстей
сатаны, во столько раз выше всего, что
ни есть на свете, высокое созданье
искусства.

Все принеси ему в жертву и
возлюби его всей страстью, не страстью,
дышащей земным вожделением, но тихой
небесной страстью; без нее не властен
человек возвыситься от земли и не может
дать чудных звуков успокоения. Ибо для
успокоения и примирения всех нисходит
в мир высокое созданье искусства».

По контрасту к
истории Чарткова развертывается
предыстория портрета. С другим художником
происходят те же превращения: он тоже
почувствовал зависть к ученику. Но, в
отличие от Чарткова, он понял тайные
причины своего падения и освободился
от власти портрета.

Причину он отыскал
в себе самом, хотя она пришла к нему
извне вместе с ростовщиком, заказавшим
свое изображение.

Однако художник принял
заказ, как бы впуская демонское начало
в свою душу, и, следовательно, возложил
на себя полную ответственность за
необдуманный поступок.

Гоголь «Портрет»: тема искусства и ремесла в повести, художественный замысел, характеристика главного героя

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Тема искусства в повести Портрет

Тема искусства в повести Н.В.Гоголя «Портрет» играет доминирующую и связующую роль.

В «Портрете» Гоголь поднимает вопрос, чтό есть подлинное искусство и чтό – только видимость искусства, а само таковым не является.

Художник и его жизнь, его место в обществе, его цели в искусстве и его карьера; художник и черты его характера, его душевный облик, его духовность, стиль его работы и стиль его жизни – таков круг вопросов, поставленных Гоголем. И все эти вопросы объединяются темой искусства.

В повести рассказывается об истории одного портрета. В повествовании присутствуют характерные для гоголевского стиля мистические элементы, которые тесно переплетаются с элементами реалистическими.

Текст содержит достаточно много небольших отступлений в виде рассуждений по теме искусства. Эти рассуждения носят философский и философско-религиозный характер, хотя язык прост и легок для восприятия.

В конце повести автор подводит всем этим рассуждениям окончательный итог.

Состоит повесть из двух частей. В первой части рассказывается о том, как молодой, подающий большие надежды, но чрезвычайно бедный художник, по фамилии Чартков, случайно приобрел портрет, который круто изменил и всю его жизнь, и его самого.

Портрет дал Чарткову все, о чем нищий, никому не известный художник мог только лишь мечтать: деньги, признание в обществе, славу, комфортные условия жизни и т.д. Но он забрал у художника главное – его талант. Заканчивается первая часть на трагической ноте: портрет приводит Чарткова к безумию и гибели.

Во второй части описаны жизнь и творческий путь другого художника – того, кто создал этот роковой портрет. Здесь же поднимается и тайна завесы над тем, кто был изображен на портрете. Человек с широкими скулами, чьи глаза на портрете получились, как живые, и которые несли несчастье людям, при жизни был ростовщиком.

  Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне Горького

Этот ростовщик обладал огромными деньгами. Вместе с деньгами, которые он ссужал, к людям приходили беды и несчастья.

Незадолго до смерти он возжелал быть запечатленным на портрете и выбрал для этой цели бедного талантливого художника.

Ростовщик считал – и в этом он, как это следует из содержания повести, ничуть не ошибался, и в этом его мнение явно совпадает с позицией автора, – что сила искусства настолько велика, что оно может сделать его бессмертным. Так оно и получилось.

Ростовщик продолжил свою жизнь на портрете, и, как был он сущим демоном при жизни, так и остался им на полотне, и, как приносил он людям несчастья при жизни, так и продолжал приносить их, будучи уже лишь собственным художественным изображением.

Художнику, написавшему его портрет, ростовщик денег, кстати, не заплатил. Но само присутствие портрета повлияло на художника так, что он сделался завистливым, и из-за завистливости чуть не загубил и себе, и одному из своих учеников и жизнь, и карьеру. Но, в отличие от Чарткова, он сумел выбраться из трясины греха.

Потеряв жену и дочь, в чем автор тоже явно усматривает пагубное влияние портрета ростовщика – произведения искусства, гениально изображающего самое низменное, пагубное, демоническое, что может быть в человеке, – художник уходит в монастырь и принимает постриг.

Через десяток лет сын художника, посетивший его в монастыре, обнаруживает отца и внешне, и внутренне совершенно преображенным. Художник спасся от проклятия написанного им портрета.

Почему же тогда не удалось спастись Чарткову? Чартков нашел деньги, спрятанные в раме портрета, принял их, а вместе с ними он мало-помалу принял и всю ту злую энергию, которую заключали портрет и неправедно нажитые деньги. Один за другим пришли пороки: лень, алчность, чревоугодие, сребролюбие и гордыня.

Чартков внутренне оказался слабее, он не смог противостоять этим порокам, потому печальный конец, если следовать авторской логике, был неизбежен. Разбогатев, Чартков стал ленивым и жадным, он начал стремиться к большим барышам, использовать в работе шаблонные приемы, дешевые эффекты. Иными словами, он превратил искусство в ремесло.

Он опустился на такую низкую ступень, что полностью потерял талант, и вернуть этот талант обратно было уже невозможно.

Позиция Гоголя в вопросах связи искусства с нравственностью творца близка пушкинской. Между строк «Портрета» явно прочитывается крылатая фраза из «Моцарта и Сальери» Пушкина: «Гений и злодейство – вещи несовместные». Гоголь развивает и углубляет эту мысль, перенося ее на искусство в целом.

История создания

Повесть имеет сложную историю. Ее создание — трудный литературный процесс. Напечатав в 1835 году первую редакцию «Портрета», отмеченную печатью острых идейных и художественных противоречий, писатель в 1842 году переделал ее, создав вторую, исправленную версию, значительно отличающуюся от первоначальной.

Образ человека искусства — поэта, художника или музыканта — занимал центральное место в романтических романах 30-х годов.

Художник выступал как представитель высокого романтического мира искусства, как носитель чувств и настроений, недоступных толпе. В своем сочинении «Портрет» к психологии художника и анализу его взаимоотношений Гоголь подошел по-новому глубоко и реалистично.

Гоголевский художник

Пока гоголевский герой Чартков был верен своей профессии, он неутомимо изучал натуру, стремился постичь ее законы.

Художественное творчество представлялось ему не экстатическим порывом вдохновения, но постоянным трудом, основанным на изучении природы и обусловленных ею законов искусства.

Стремясь правдиво запечатлеть на полотне образ своей юной заказчицы, сумев верно уловить и передать ее черты, Чартков испытывает высокое артистическое наслаждение.

И наоборот, его измену своему художественному призванию Гоголь изображает как отказ от изучения натуры и ее правдивой передачи на полотне. Таким образом, изображение творческого процесса в первой части гоголевского «Портрета» кратко характеризуется:

  • насыщенностью и глубоким реалистическим содержанием;
  • противоречием с условными идеалами романтической теории искусства 20−30 -х годов.

Взаимоотношение героя и общества

Столь же новаторски и необычно, как к теме отношения искусства и действительности, автор «Портрета» подошел к проблеме взаимодействия общества и творчества. Его молодой герой находится в постоянной зависимости :

  • от хозяина квартиры;
  • от полиции;
  • от своих заказчиков.

Но еще важнее, что он не романтический избранник, противостоящий низкой толпе, а ее детище, доступное соблазнам. В сочинении по повести Гоголя «Портрет» необходимо это подчеркнуть.

Прежде чем Чартков предал свое призвание, он уже носил в себе психологические элементы, которые сделали возможной его измену искусству. Они были порождены влиянием окружающего мира, где успех, деньги и чины ценятся несравненно выше, чем труд художника.

Сочинение Искусство в повести Портрет

Поскольку главный герой первой части этой повести — молодой художник Чартков, искусство в ней играет очень большую роль. Или, точнее, речь идет о двух его видах, о двух разных искусствах.

В самом начале мы видим героя подающим большие надежды, но бедным. Залюбовавшись в лавке одной из картин, портретом неизвестного старика, он не может даже заплатить назначенные за нее хозяином 75 копеек. Впрочем, тот, чтобы не терять уходящего покупателя, уступает и отдает за двугривенный.

Принеся картину домой и повесив на стену, художник в ту же ночь видит кошмарный сон: старик будто бы ожил, вышел из рамы, расположился в его комнате и считает золотые монеты. Это золото очень привлекает Чарткова, втайне мечтающего о богатстве. А на следующий день в портрете случайно обнаружился тайник, и из него выпал сверток с червонцами, точь-в-точь такой же, как во сне.

Часть полученных денег Чартков использует для публикации в газете заказной статьи об его талантах. Статья привлекает множество состоятельных заказчиков. И он поддается тому самому соблазну, от которого ранее предостерегал его профессор: становится модным живописцем.

Богатство и успех радуют художника в течение многих лет. Но однажды, увидев доставленную из Италии картину одного из друзей своей молодости, Чартков будто прозревает. По-настоящему гениальное произведение показывает ему, что он предал истинное искусство ради коммерческого, погубил свой талант, лишился возможности когда-нибудь написать такой же шедевр.

Попытки вернуться к прежнему стилю оказываются тщетными. И тогда, мучимый завистью, несостоявшийся творец начинает скупать лучшие, самые талантливые картины исключительно для того, чтобы их уничтожить. Потратив на свою борьбу против настоящего творчества весь имеющийся капитал, Чартков мучительно умирает с явными признаками безумия.

Из второй части мы узнаем предысторию всего случившегося. Таинственный старик, оказывается, был ростовщиком, причем его деньги каким-то таинственным образом разрушали жизнь всех заемщиков. Опасаясь адских мук, этот ростовщик обратился к одаренному самоучке для написания портрета, чтобы затем каким-то мистическим образом перенести свою душу в этот портрет, и жить в нем даже после смерти.

Здесь автор, прибегнув к гротескному преувеличению, вновь подчеркивает исключительную силу искусства и его способность менять человеческие судьбы.

Другие сочинения: ← Образ Руси в поэме Мёртвые души↑ ГогольАнализ повести Старосветские помещики →

Противопоставление понятий искусство и ремесло

Сочинение по рассказу «Портрет» Гоголя должно отразить противоборство таких определений как «искусство» и «ремесло». Автору это удалось показать на примере своего персонажа Чарткова. Главный аргумент в сочинении Гоголя «Портрет» — проблема творчества истинного и ложного. С этого начинается повесть:

  • обескураженность Чарткова вызывают полотна в лавочке, от которых народ приходит в восхищение. Герой про себя дает определение им: «дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусства»;
  • интуиция художника заставляет остановиться его перед портретом старого человека и оцепенеть. Он почувствовал мощь кисти живописца, творца рисунка.

Созидатель по природе, Чартков уловил несхожесть между искусством, этим творческим порывом души, активным по своей натуре, и ремеслом, способом зарабатывания, по внешнему виду приспосабливающимся под вдохновение.

Но быть на службе у искусства, быть одарённым и понимать творческий мир — это разные вещи. Растерял все свои способности талантливый Чартков в гонке за капиталами, популярностью и престижем.

Изобилие денег и известность обеспечили ему комфорт, но притупили чувства. Жизнь поставила перед ним право решения выбрать искусство или ремесло. Он предпочел второе.

И уничтожил свое дарование полностью.

Он сознаёт, что обменял свой талант на сомнительные почести и роскошь. Понимает он и то, что дар его не может совершенствоваться дальше. Осознание этого сделало его обозлившимся на весь белый свет человеком.

Выбор идеалов

Получив от судьбы внушительную сумму, Чартков решает потратить ее на развитие собственного таланта. Он вкладывает ее в рекламу, которая приносит ему много богатых клиентов. Но в погоне за заработком, богатством и славой Чартков теряет свой талант.

Ему становится скучно писать портреты, а вернуться к истинному искусству он уже не может. Ведь ему наскучило держать кисть, он стал обычным ремесленником, у которого просто был навык. А настоящее искусство навсегда закрыло от него свои двери.

Так один портрет сломал всю жизнь художника.

Встреча Чарткова с шедевром

Стремительный успех не принес Чарткову счастья. Все оказалось миражом, иллюзией. Все превратилось в пустое при встрече с подлинным шедевром. Его потрясло присланное из Италии творение друга юности.

Поражен был не только он (цитата): «Вошедши в залу, Чартков нашел уже целую огромную толпу посетителей, собравшихся перед картиною. Глубочайшее безмолвие, какое редко бывает между многолюдными ценителями, на этот раз царствовало всюду».

Все то время, которое Чартков промотал на трату средств и самозабвение от популярности, его друг отдал часть своей жизни настоящему искусству и усердному труду, пренебрегая земными радостями и ложными успехами. Сочинение на тему «Портрет» Гоголя должно привлечь внимание к мнению драматурга: только избавившись от суетности и мнимых ценностей, можно создать действительно идеальный эстетический образец.

Фамилия художника в рассказе не названа, как и имя. Слово Гоголя в повести «Портрет», которым он назвал его — Творец, Мастер, абсолютно верно.

Вариант 2

Поветь «Портрет» была написана Н.В.Гоголем в 1834 году. Основной темой произведения является тема искусства. В повети оно отражено в двух противопоставленных друг другу областях: чистое творчество, данное человеку свыше и корыстное искусство, направленное на обогащение.

В первой части повести автор рассказывает о судьбе молодого художника Чарткова. Герой подает большие надежды, учитель Чарткова предостерегает молодого художника, чтобы он не растратил свой талант в пустую. Главный герой живет не богато. Однажды на последние деньги он покупает картину с изображением ростовщика.

В раме картины Чартков находит спрятанный там клад. Перед героем встает выбор: посвятить себя творчеству, продолжить развитие своего таланта или прославится, делая работы на заказ. И герой выбирает второй путь.

Вскоре Чартков рисуя посредственные портреты, похожие друг на друга, смог разбогатеть, прославить свое имя и, кажется, добиться от жизни всего, о чем мечтал. Но однажды герой увидел полотно своего талантливого друга-художника. Товарищ Чарткова развивал свой талант, достиг совершенства в написании картин.

Главный герой чувствует всю бездну своего падения. Он пробует снова вернуться к творчеству, но оказывается слишком поздно. Вскоре герой умирает.

Совсем по-другому сложилась судьба художника, который написал зловещий портрет. Этот человек был очень талантливым и вот однажды он решил изобразить на своем полотне духа тьмы, воплощение которого он видел в соседе-ростовщике.

Ростовщик давал людям деньги на выгодных, как изначально казалось, для них условиях. Однако когда сумма подлежала возврату, то возрастала «неимоверно». Трагично складывалась и судьба людей после сделки с ростовщиком.

Художник приступил к написанию портрета соседа, но закончить работу он не смог. Им овладевали тягостные чувства, художник стал замечать перемены в себе: завидуя таланту своего ученика, он начал портить его картины.

После трагедии случившейся с семьей художника он отправляется в монастырь, где ищет способы самоотвержения. Наконец художник снова берет в руки кисть, пишет рождество Иисуса. Его творение – чудо, наполненное святостью.

Таким образом, в повести тема искусства раскрывается с двух противоположных сторон. Чарткова и неизвестного художника судьба заставляет сделать выбор, посылая героям испытания. И если первый герой отнесся к своему таланту, как к способу материального обогащения. То неизвестный художник напротив, не нажив больших богатств, сумел сохранить душу, обретя в своем творчестве спасение.

Размышления автора о творчестве

Во время работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних творений он пришел к реализму, но еще не до конца понял потенциал нового для себя направления.

В повести «Портрет» литератор пытается понять, в чем предназначение истинного искусства. Действительно ли его задача в зеркальном отображении показать реальность.

Или оно обязано обрисовывать действительность образами, влияя на мысли и чувствования человечества, совершенствовать его.

Портретист во второй части произведения чрезмерно приблизился к реальности, создал глаза ростовщика натуральными, показав, что зло пришло в мир и привело многих людей к гибели. В сочинении-рассуждении по повести Гоголя «Портрет» надо об этом обязательно упомянуть.

Автор отвечает за плоды своих трудов. Роль художника в искусстве огромна. Гоголь в «Портрете» акцентирует внимание на мысли, что только с чистыми помыслами и добрым сердцем можно сотворить настоящий шедевр, будь то литература или живопись, которые смогут облагородить человеческую душу, озарить ее светом и радостью.

  • Сочинение по рассказу предстояла кража
  • Сочинение по рассказу песчаная учительница
  • Сочинение по рассказу подумаешь птицы
  • Сочинение по рассказу петр и феврония
  • Сочинение по рассказу последний лист о генри