Сочинение по рассказу полет левшин

Сочинения по литературе фонвизин по произведению недоросль в начале восемнадцатого века в российской империи издали указ о том, чтобы каждый
  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • По произведению Недоросль

В начале восемнадцатого века в Российской империи издали указ о том, чтобы каждый дворянин имел образование. Если предписание царя не будет исполнено, то недоучки не могут вступать в брак. Именно этот документ и положил начало легендарной комедии Фонвизина.

В произведении «Недоросль» автор тщательно рассмотрел дворянство, а именно, проблему становления личности юных людей из семьи помещиков. Фонвизин придавал огромное внимание именно воспитанию детей. Он считал, что лишь воспитанные и образованные люди могут изменить будущее России. В комедии фигурирует такой молодой человек, как Митрофан. По своему происхождению дворянин, его окружения составляют люди с дурным нравом. Противопоставлением этому герою служат такие персонажи, как Стародум, Милон, Правдин и Софья.

Именно эти персонажи имеют те черты характера, которые так ценил Фонвизин. Через их уста автор выражал идеи, которые летают среди образованного и интеллигентного общества. Простковы и Скотины, в свою очередь, являются полным воплощением самого ужасного и скверного. Мать Митрофана настолько любит сына, что это, парой, становиться невыносимо терпеть. Митрофан не может и шагу ступить без ведома матушки. Естественно, это быстро надоедает. Забота – это безусловно отлично, но ее бывает чересчур. В принципе, как было в ситуации с Митрофаном и его матерью.  

Речь у всех героев тоже отличительно различалась. Это тоже служило особой характеристикой каждого персонажа. К примеру, Митрофан не блистал красноречием, был молчалив. Правдин же, наоборот, поражал всех своим словарным запасом. Речь Софи была изящна, как и она сама. Простакова часто использовала довольно грубые выражения, которые присущи крестьянам. У каждого из них были свои особенности. 

Фонвизину довольно неприятно все это общество грубых, невоспитанных, необразованных людей. Которые просто забыли, что такое дворянское и человеческое достоинство. К сожалению, для данного сословия того времени стало нормально полное отсутствие культуры, множество фальши, грубых слов. Они перестали заботиться об образовании, довольствуясь тем, что есть. Не задумываясь о том, что их ждет в будущем.

2 вариант

Центральным персонажем в произведении «Недоросль» гениального писателя Фонвизина считается Простаков, представитель дворянского рода. Вообще, Митрофан означает «подобный», то есть чем-то схожий на мать. Но возможно таким образом, матушка Простакова хотела показать окружающим, что она хочет воспитать сына, похожего на себя. У неё была мысль оставить сына при себе до 26- летия, и даже не отпустить его в армию на службу. А сама госпожа Простакова обладала твердолобостью, редко слушала других, и именно поэтому переубедить её зачастую было очень трудно. У её же сына отсутствует какая-либо мотивация и цели в жизни, но он любил вкусно покушать. Она говорила, что пока он ещё недоросль, пока ещё его можно женить и не отдать на службу, то такая возможность должна непременно послужить в плюс. Сам Митрофанушка днями бездельничал и, предупреждая об очередной шалости, он говорил об этом матери, а она в свою очередь поощряла его безделье и называла это «лёгким баловством».

И конечно же всеми известная фраза Митрофанушки: «не хочу учиться, хочу жениться». Он считал, что «к наукам он не способен». И даже в этом вопросе мать его поддерживала. Но стоит отметить, хоть и воспитание у неё было неправильным, она очень его любила. Даже когда он объедался, она говорила ему, чтобы он покушал ещё. А когда его кто-либо обижал, мать всегда вставала на защиту сына, не позволяла никому плохо с ним обращаться, рассчитывая на то, что он ответит таким же отношением в дальнейшем. Однако, несмотря на её ожидание, Митрофанушка к матери относился пренебрежительно, он постоянно отворачивался от неё, отталкивал в ситуациях, когда она хотела ему помочь, не хотел, чтобы она присутствовала рядом с ним, и также считал себя крайне умным.

И вообще к окружающим Митрофанушка не питал приятных чувств, например, к своему дядюшке Тарасу по фамилии Скотинин, он также относился пренебрежительно и грубо, постоянно огрызаясь на него и советуя ему убираться. Воспитанием же сына занималась за низкую плату добрая женщина Еремеевна, которая очень хотела научить его чему-то хорошему. Однако другие учителя крайне часто серчали на него. Митрофанушка при этом всём был человеком достаточно высокомерным и считал, что все люди прямо должны отчаянно ему помогать. Автор хотел нам изобразить, что в каждом из нас есть как бы частица такого персонажа как этот Митрофан, и когда мы ленимся, мы частично и становимся на него похожими. К таким людям как он, относиться или хорошо, или плохо очень трудно, ведь они очень неоднозначные, они недалёкие, невоспитанные, и с ними общаться нет никакого желания. Единственная надежда на исправление у такого человека, если он сам этого захочет.

Сочинение 3

В восемнадцатом веке словом «недоросль» именовали молодых дворян, не получивших от своего учителя удостоверения об окончании ими обучения. Замысел создания комедии, высмеивавшей грехи современного русского общества, впервые зародился у Дениса Ивановича Фонвизина в конце 1778 года, уже после своего возвращения из Франции. Впервые комедия опубликована в далеком 1783 году. Все последующие поколения пытались всеми способы не походить на известного и противного всем Митрофанушку

Митрофанушка является избалованным барчонком, которого с самого детства холит и лелеет его матушка госпожа Простакова. День ото дня Митрофан только и делает, как объедается без всякой меры. Остальное время он любит проводить в своей голубятне. Он необычайно ленив и глуп и в этих науках ему помогает немец-учитель Вральман, усердно оправдывая его лень, за что чуть было и не получает по голове. В итоге, за два года изучения арифметики, едва способен досчитать до трех, читать же научился только по слогам.

Злонравие свойственно его матери не с меньшим успехом перешло и к сыну, в основном показывая вид на тех, кто не может ему ответить или дать сдачи. Особенно он любит лаяться со своими учителями и всячески оскорблять свою няню, кормилицу, которая воспитала его с рождения и практически заменила ему мать. Но и к родной матери он расположен не более, ежели к кому другому, ясно демонстрируя это грубым с ней обращением, а главное обидными для, под конец потерявшей слишком многое, госпожи Простаковой словами: «да отвяжись матушка, как навязалась».

Трусость, которая нередко присуща особенно глупым людям обнаруживается, когда Скотинин пытается побить его за откровенное желание жениться и он, вместо того, чтобы защищаться, выдвигает вперед свою няню, прикрываясь ей от возможных ударов.

Во всем своем существе Митрофан представляет собой невежественного, ленивого, трусливого, злого, глупого, словом человека дошедшего последней степени своего совершенства. Таких, как он были миллионы тогда, но и теперь остались десятки миллионов людей, не желающих учиться, считающих, что абсолютное большинство знаний никому не нужно и никогда не пригодиться. Правильно сказал Вральман о Митрофанушке, заглянув далеко вперед: «таких на свете миллионы, миллионы. Как ему не выбрать себе компании?»

Вариант 4

Комедия Фонвизина «Недоросль» повествует о недоросле, который воспитывался таким ужасным образом, что постепенно стал превращаться в некое ленивое, ни к чему не способное, и к тому же жестокое существо.

Сюжет комедии развивается в деревне, где командует крепостница по фамилии Простакова. Она играет в комедии главную отрицательную роль. Жестокая и властная госпожа Простакова презирает всех вокруг: свою свиту, крестьян и в том числе собственного законного супруга. Если ко всем этим качествам приплюсовать ещё и её абсолютную безграмотность – то перед нами будет типичный пример одной из представительниц дворянства, против которого и выступает автор в своей комедии. Простакова не любит никого, за исключением своего сына Митрофана.

Митрофан – кошмарная копия своей матери. Он целиком и полностью унаследовал ее невыносимое поведение и ужасный характер. Целыми днями он предается лени, обжорству и тирании домашних. К отцу он относится презрительно и вообще не воспринимает его как человека. Безграмотность, к слову сказать, тоже полностью заслуга его матери. Так как теперь дворяне имели право выбора – служить ли не служить, Митрофан пребывал при матери. Учиться всё же было обязательно, Простакова закон исполняет, но не слишком то его одобряет. Недоросль только делает вид, что учится, учителей всячески третирует и критикует. На самом деле мечта Митрофана – стать единоличным хозяином всего имения и распоряжаться в нём по своему усмотрению, так как пожелает его бестолковая сущность. Поэтому он только и делает, что ждёт кончины своих родителей.

В деревне Простаковой крепостной строй продержался бы ещё не один век, если бы в один прекрасный момент Митрофанушка не бросил в сторону матери решающую реплику, что мол, отвяжись ты от меня, вот навязалась. Вот именно здесь произошло крушение всех устоев Простаковой, основанных на жестоком обращении и банальном невежестве.

Комедия не потеряла своей актуальности и в наши дни. Люди все также делятся на бедных и богатых, богатые считают себя хозяевами жизни, они позволяют вести себя с бедными жестоко и бесчеловечно, в то время как бедный человек довольно часто оказывается гораздо образованнее, честнее и мудрее многих богатеев.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Недоросль

По произведению Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Анализ повести Камю Посторонний

    В 1942 году была напечатана повесть Камю Посторонний. Главным персонажем повести является маловажный работник Мерси. Он не хочет быть похожим на других людей, осознает абсурдность жизни

  • Анализ произведения Васильева В списках не значился

    Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974-м году. Поводом для её написания послужил один случай. Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале

  • Сочинение Печорин и водяное общество

    Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу самых великих русских писателей. Это безусловный и абсолютный факт. Произведения Михаила Юрьевича написаны на остросоциальные темы

  • Сочинение по картине Копытцевой Летний день. Цветет сирень 8 класс

    Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.

  • Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза сочинение

    Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом

Вы знали, что Виктор Драгунский, автор знаменитых «Денискиных рассказов», переведенных на множество языков мира, работал клоуном? Что Джером Сэлинджер, написавший в возрасте 32 лет свой главный роман, вскоре после его выхода построил особняк с высокими стенами, увлекся буддизмом и йогой и провел затворником всю оставшуюся жизнь, прожив 92 года? Или что нужно взять с собой в космический полет, чтобы он не был скучным и утомительным?

А финалисты конкурса сочинений для московских школьников теперь знают!

В седьмой раз Институт Пушкина провел традиционный конкурс сочинений для московских школьников «Имя буквы». Участвовали ребята всех возрастов, кроме начальной школы; финал проводился отдельно для учеников 5–6 классов, 7–9 классов и 10–11 классов в онлайн-формате. Каждой возрастной группе было предложено свое произведение из списка произведений-юбиляров 2021 года.

«Мы выбирали истории, которые были бы не просто интересны ребятам в их возрасте, но затрагивали их чувства, эмоции. Задания готовили так, чтобы школьники учились сопоставлять, смотреть на ситуацию с разных точек зрения», – рассказала куратор конкурса, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Арина Жукова.

Сочинение по рассказу полет левшин

Скриншот конкурса. Предоставлен пресс-службой Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Пяти- и шестиклассники писали сочинение по рассказу Виктора Драгунского «Он живой и светится». Вначале ребятам рассказали об авторе «Денискиных рассказов», прочитали фрагменты из рассказа, а потом предложили порассуждать, почему для героя рассказа светлячок оказался более ценным, чем самосвал, и что оказалось ценным для мамы мальчика.

«Вдоволь наигравшись машинкой, ты поймешь, как она действует и куда примерно поедет в этот раз «запуска», а с жуком так не выйдет. У него есть свой, хоть и крохотный, но мозг, и он сам решает, куда поползти или полететь. Более того, обычно он светится ночью, и ты не в силах «включить» его свет, или «выключить»… А маме, по моему мнению, понравилось то, что сын выбрал живое существо между ним и машинкой», – так думает ученик шестого класса Максим Симанович, который стал победителем в своей возрастной группе.

В 1901 году был опубликован почти забытый сейчас роман Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Через 120 лет преподаватели Института Пушкина рассказали о нем финалистам-учащимся 7–9 классов.

Арина Жукова отметила: «Произведения, с которыми мы хотели познакомить ребят, должны расширять их кругозор, общекультурные знания, давать представление об исторических параллелях. Сейчас очень много говорят об освоении Луны, но мало кто из современной молодежи представляет себе, какими видели эти экспедиции люди в прошлом».

Сочинение по рассказу полет левшин

Один из слайдов, подготовленных для конкурса. Предоставлен пресс-службой Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Подросткам показали фрагмент романа, который был посвящен сборам участников лунной экспедиции и заканчивался так: «Я забыл сказать вам. Наше путешествие может продлиться не одну неделю. Взяли ли вы с собой …?» Школьники должны были пофантазировать на эту тему, а заодно рассказать, что и почему они сами захватили бы с собой в космическое путешествие.

На самом деле речь шла о чтении. Инженер и ученый Кейвор взял с собой полное собрание сочинений Шекспира, чтобы восполнить пробелы в образовании, а второму участнику полета, Бедфорду, пришлось захватить первые попавшиеся под руку журналы.

«Все ребята в своих сочинениях говорили в первую очередь о книгах, сомнений ни у кого не было, – рассказала Арина Жукова. – Сами они тоже выражали желание взять в космическое путешествие какое-нибудь чтение. Среди других предложенных ими вещей были фотографии близких, блокнот и ручка, чтобы фиксировать впечатления. Подростки любят музыку, поэтому некоторые написали о гаджетах или о музыкальных инструментах, ведь во времена Уэллса никаких гаджетов не было. Но на первом месте все же оказалась книга».

Победителем конкурса стал девятиклассник Артем Сейдар: «Книга может заставить человека отвлечься от ежедневных забот, хлопот и проблем, помочь забыть о трудностях, ошибках и неудачах, уйти в другой мир, где есть то, что в реальном мире недоступно. Космический путешественник, скучающий по шелесту деревьев и запаху земли, может почувствовать себя спящим на траве ребенком; эмигрант, болезненно переживающий разлуку с родиной, может снова увидеть родной дом и угадать в характере персонажей своих близких, оставшихся по ту сторону границы; человек, погрязший в ругани, может вспомнить свою молодость, озаренную светом любви и дружбы».

Старшеклассникам, в свою очередь, было предложено поразмышлять над романом «Над пропастью во ржи» американского писателя Джерома Сэлинджера.

Сочинение по рассказу полет левшин

Скриншот конкурса. Предоставлен пресс-службой Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

«Мы решили, что это произведение очень хорошо подходит для их возраста», – объяснила выбор организаторов Арина Жукова. Книга стала культовой и до сих пор остается, пожалуй, самым известным текстом о взрослении.

Школьникам кратко рассказали о писателе, его жизни и самом известном произведении, которое увидело свет 70 лет назад. Вывели на слайд фрагмент романа, в котором герой рассказывает младшей сестренке о своей мечте – ловить детей, играющих во ржи рядом с пропастью, не давая им упасть. Задание было таким: «Рассуждая о своем будущем, шестнадцатилетний Холден Колфилд говорит, что мечтает предостерегать детей от падения в пропасть. Как вы думаете, почему юношу так беспокоит судьба малышей и в чем заключается символическое значение его мечтаний?»

По мнению Арины Жуковой, центральная метафора текста созвучна мироощущению подростков, поиску себя в мире. Возможно, поэтому в старшей возрастной группе было особенно много хороших работ: ребята писали эмоционально и убедительно.

«После всех испытаний он уверен, он бы никому не желал подобного, и он бы хотел спасти от этой участи таких же ребят, как он. И вовсе это не глупость. Эта мечта вполне могла бы привести Холдена на поприще подросткового психолога. И он бы спас многих, совершенно точно зная, что они чувствуют. И он бы сделал для себя то, что так хотел – он был бы счастлив», – написала десятиклассница Алена Иванюк, которая и стала победителем среди старшеклассников.

Какое произведение послужит темой сочинения, ребята узнавали только перед началом финала. В подготовке материалов к финалу и разработке методики его проведения участвовали заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Арина Жукова, заведующая кафедрой методов преподавания русского языка и литературы в школе Татьяна Кудоярова, заведующий кафедрой мировой литературы Александр Пашков. Перед организаторами стояла сложная задача: за 15 минут познакомить школьников с автором книги, ее сюжетом, прочесть фрагмент текста и объяснить задание.

Но ведь кто-то из ребят читал произведение раньше, кто-то нет. Не ставило ли это участников в разные условия?

Сочинение по рассказу полет левшин

Скриншот конкурса. Предоставлен пресс-службой Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Арина Жукова уверена, что нет: «Для некоторых (конечно же, не для всех!) финалистов знакомство с произведением даже сослужило не очень хорошую службу: они старались продемонстрировать знание сюжета, вместо того чтобы отвечать на поставленный вопрос. В то же время среди победителей есть те, кто произведение ранее не читал, но демонстрировал умение рассуждать, думать, интерпретировать, вписывать полученную информацию в контекст своего жизненного опыта. Надеюсь, что участие в финале побудит и этих ребят обратиться к «конкурсным» текстам и прочитать их полностью. Мы старались рассказывать о книгах так, чтобы заинтересовать и мотивировать к прочтению. Например, «Первые люди на Луне» не читал никто из финалистов, но, судя по вопросам и реакции подростков, мы уверены, что кто-то теперь обязательно прочитает».

«Многие ребята, особенно старшеклассники, готовящиеся к ЕГЭ и итоговым сочинениям, благодарили за возможность размышлять самостоятельно. Участников подкупает то, что не нужно было писать сочинение по шаблону», – добавила Арина Геннадьевна.

Вот что написали ребята в отзывах о конкурсе:

«Конкурс оценивает умение рассуждать самому, а не высказывать те мысли, которые были заложены автором или приняты литературными критиками».

«Темы были интересные, и, что самое главное, правда актуальные для современного человека. На эти темы хочется рассуждать».

«Хорошо, что конкурс не загоняет в определенные рамки и дает свободу самовыражению»

«Задания были интересные, творческие, и, что самое важное, заставляли задуматься, а не писать по знакомому шаблону. Спасибо за предоставленную возможность!»

Городской конкурс сочинений «Имя буквы» – 2021 организован Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина и Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы. В финале участвовали 40 ребят, шестнадцать из них стали победителями, призерами и лауреатами в специальных номинациях.

Итоги конкурса сочинений «Имя буквы» – 2021

5–6 классы

  • 1 место – Симанович Максим
  • 2 место – Курочкина Вера
  • 3 место – Котельникова Ангелина

Дополнительные номинации

  • Левадная Регина «За глубину и оригинальность раскрытия темы»
  • Разумовский Федор «За эмоциональное восприятие произведения»
  • Рязанцев Артем «За склонность к сопереживанию персонажам произведения»

7–9 классы

  • 1 место – Сейдер Артем
  • 2 место – Делло Денис
  • 3 место – Патранин Дмитрий

Дополнительные номинации

  • Иванова Елизавета – «За композиционную стройность и многообразие представленных идей»
  • Нимгирова Виктория – «За яркость индивидуального стиля»

10–11 классы

  • 1 место – Иванюк Алена
  • 2 место – Переладова Елена
  • 3 место – Евстигнеева Анна, Данилина Юлия

Дополнительные номинации

  • Маркина Татьяна – «За глубину мысли»
  • Нечипоренко Дарья – «За красоту слога»

Поздравляем ребят!

Текст предоставлен пресс-службой Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

учителя ВКК Варавиной Л.Н.

№ п/п

Наименование

темы

Количество

часов

Дата

Деятельность

учащихся

Вид
и форма

контроля

По
плану

По
факту

1.     
 

Введение   (1 ч.)

Книга – друг.

1

Работа с учебником, работа в парах, составление пословиц в игровой ситуации

Текущий

2.     
 

Из мифологии  (2 ч.)

Античный миф.

Миф «Олимп».

1

Сообщения, составление вопросов, выразительное
чтение, работа с таблицей.

Текущий

3.     
 

Гомеровский эпос. «Одиссей
на острове циклопов. Полифем».

1

Выразительное чтение. Пересказ
(различные виды). Импровизированное словесное описание картины.

Деление на смысловые части.

Исторический или мифологический
комментарий.

Текущий

4.     
 

Из устного народного творчества  (4ч)

Загадки.

Пословицы и поговорки.

1

Составление загадок на заданные
темы

Подбор и составление пословиц и
поговорок .

Текущий

5.     
 

Сказка как вид народной прозы. Виды
сказок. Волшебная сказка
«Царевна- лягушка».

1

Сравнительный анализ 2 вариантов
сказки «Царевна-лягушка»

Текущий

6.     
 

Сказки народов России. «Падчерица».

1

Составление вопросов к сказкам,
выявление особенностей сказок народов мира.

Текущий

7.     
 

Мини-проект «Скоро сказка сказывается»
(воронежские сказительницы).

1

Сообщения о сказительницах
воронежского края. Собиратель сказок А. Афанасьев.

Промежуточный.

8.     
 

Из  древнерусской  литературы (2 ч.)

Из «Повести
временных   лет»: «Расселение славян».

1

Анализ текста.

Текущий

9.     
 

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

Составление словаря непонятных и устаревших слов

Текущий

10.   

Басни. (5 ч.)

Жанр басни в мировой литературе. Эзоп.
Лафонтен

1

Сопоставительная характеристика басен разных авторов

Текущий

11.   

Русские баснописцы XVIII века.

Басни о Вороне и Лисице В. Тредиаковского,
А.Сумарокова.

Русские басни. М.В. Ломоносов

«Случились два астронома в пиру…»

1

Сопоставительная характеристика басен разных
авторов. Чтение наизусть.

Развернутые ответы на вопросы по прочитанному
произведению

Текущий

12.   

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне».

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягненок»,

«Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

1

Декламирование, рассказ о басне. Выразительное
чтение наизусть, чтение в лицах.

Текущий

13.   

Р/р. «В литературной гостиной».
(Исполнение и инсценировка басен)

1

Иллюстрации, комиксы на темы басен

Инсценирование басен (конкурс). Чтение наизусть.

Текущий

тест

14.   

Русская басня в XX веке.

1

Развертывание одной из басен в художественный рассказ .

Промежуточный

15.   

Из литературы XIX века (23 ч.)

Краткие сведения об А.С. Пушкине. Заочная
экскурсия по пушкинским местам. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

1

 Моделирование
понятия «лирика как род литературы»

Выразительное
чтение наизусть

Текущий

16.   

 «Сказка о мертвой  царевне и о семи
богатырях». Основные образы

1

Рассказ о герое. Словесное рисование.

Сравнение текстов.

Текущий

17.   

Сопоставление сюжета «Сказки о мертвой
царев­не и о семи богатырях» с народной сказкой.

1

Сопоставительная характеристика произведений.

Текущий

18.   

А.С. Пушкин. Стихотворение

«Зимняя дорога». «Руслан и Людмила»
(отрывок).

1

Чтение наизусть.  Устный рассказ по картине И.Н.Крамского.

Текущий

19.   

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове.

Ст. «Бородино». Историческая основа и герои.

1

Сообщения о жизни и творчестве поэта

Чтение в лицах. Поиск, осмысление, запись слов и оборотов речи, которые оживляют
картину боя.

Текущий

20.   

Средства художественной выразительности в
стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

1

Выразительное чтение наизусть.

Текущий

21.   

Рр. Сочинение «Защитники Родины в изображении
М.Ю. Лермонтова»

1

Промежуточный. Сочинение.

22.   

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе.
Картины народной жизни в повести  «Ночь перед рождеством».

1

Сообщения о жизни и творчестве писателя. Полет кузнеца
Вакулы на черте (пересказ).

Текущий

23.   

Фантастика и реальность в повести
Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

Выразительное чтение фрагментов повести.

Текущий

24.   

И.С. Тургенев. Заочная экскурсия в
Спасское-Лутовиново. История создания рассказа Муму». Знакомство с героями
рассказа «Муму».

1

Сообщения по биографии. Рассказ
по статье учебника о писателе.
Анализ эпизода

Текущий

25.   

 Герасим и его окружение

1

Анализ эпизода. Анализ отрывка.

Текущий

26.   

Герасим и Муму. Два решения. Немой
протест героя.

1

Текущий

27.   

Р/р. Сочинение «Эпизод рассказа, который
произвел на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений

1

Промежуточный. Сочинение.

28.   

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе
«Воробей», «Русский язык». Стихотворение в прозе  И.С. Тургенева «Два
богача».

1

Выразит. Чтение наизусть, лексическая работа, анализ
текста. Выразительное чтение.

Текущий

29.   

Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта.
Заочная экскурсия в Грешнево. Особенности композиции стихотворения
«Крестьянские дети».

1

Сообщения, заочная экскурсия, беседа

Текущий

30.   

Основная тема стихотворения и способы ее
раскрытия.

1

Выразит. чтение, лексическая работа, чтение наизусть.

Текущий

31.   

«Есть женщины в русских селениях».

(Стихотворение Н.А. Некрасова Тройка».)

1

Анализ и выраз. чтение стихотворения «Тройка».
Прослушивание романса, беседа.

Текущий

32.   

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Заочная
экскурсия в Ясную Поляну.

1

Сообщения, беседа, работа с репродукциями.

Текущий

33.   

Рассказ «Кавказский пленник» как протест
против национальной вражды.

1

Различные виды чтения. Беседа, работа с иллюстрациями

Текущий

34.   

Две жизненные позиции в рассказе
«Кавказский пленник».

1

Текущий

35.   

Р/р. Сочинение «Над чем меня заставил
задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?»

1

Работа с планом, составление
рабочих материалов к сочинению, редактирование.

Промежуточный. Сочинение.

36.   

Детские и юношеские годы А.П. Чехова.
Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». При
ѐмы
создания характеров и ситуаций.

1

Работа со статьей
учебника. Выразительное чтение рассказа  по ролям, выявление художественных
средств, юмористических деталей, создающих юмористическую картину

Текущий

37.   

Рассказ А.П. Чехова «Пересолил».

Р/р. Сочинение- юмористический
рассказ о случае из жизни

1

Составление устного рассказа,  конструирование
начала и финала.

Промежуточный. Сочинение.

38.   

Из литературы XX века (24ч.)

Краткие сведения об И.А. Бунине.

Заочная экскурсия по бунинским местам.

1

Заочная экскурсия, беседа, работа
с иллюстрациями

Текущий

39.   

Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приемы
ее реализации в творчестве И.А. Бунина.

1

Выразит. чтение, сообщения,
беседа, лексическая работа.

Текущий

40.   

Детское восприятие родной природы в
рассказе  И А. Бунина
«В деревне».

1

Составление плана, исследовательская работа, беседа,
работа с репродукциями.

Текущий

41.   

Слияние с природой и нравственно­-эмоциональное
состояние персонажей в рассказе И.А. Бунина «Подснежник».

1

Лексическая работа, выразит.
Чтение, анализ эпизода.

Текущий

42.   

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

Заочная экскурсия, беседа, ответы
на вопросы. Лексическая работа, сообщения, беседа, исследовательская работа

Текущий

43.   

Противопоставление мира города и дачи в
рассказе.

1

Выразит. чтение, сообщения,
беседа, исследовательская работа

Текущий

44.   

Тематика и нравственная проблематика
рассказа.

1

Выразит. чтение, сообщения,
беседа.

Текущий

45.   

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная
экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

1

Работа со статьей учебника,
беседа.

Текущий

46.   

«Золотой Петух». Тема, особенности
создания образа.

1

Выраз. чтение, сообщения, беседа,
иллюстрирование.

Текущий

47.   

Книга в жизни юного  А.А. Блока.

Блоковские места.

1

Беседа, работа с учебником

Текущий

48.   

Красота русской природы  в стихотворениях
А.А. Блока.
«Летний вечер», «Полный месяц встал над
лугом…»

1

Выраз. чтение, сообщения, беседа,
иллюстрирование

Текущий

49.   

С.А. Есенин. Детские годы. В есенинском
Константинове.  «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

1

Сообщения, беседа, работа с
учебником, выразит. чтение, иллюстрирование

Текущий

50.   

Единство человека и природы в стихотворениях
С.А. Есенина «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

Выразит. чтение, беседа, работа с
репродукциями, лексическая работа

Текущий

51.   

Малая и большая родина в стихотворени­ях С.А. Есенина

1

Сообщения, беседа, словесное рисование

Текущий

52.   

А.П. Платонов.

Краткие сведения о писателе. Мир глазами
ребенка в рассказе «Никита».

1

Выразит. чтение, сообщения,
работа с таблицей, беседа, исследовательская работа

Текущий

53.   

Образы главных героев и своеобразие языка
в рассказе А.П. Платонова
«Цветок на земле».

1

Выразит. чтение,
исследовательская работа,

Текущий

54.   

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Творческий
поиск и вечные сомнения мастера в сказе П.П. Бажова «Каменный цветок».

1

Работа с таблицей, беседа Составление
плана, лексическая работа, выраз. чтение, рассказ о событиях от лица
участника

Текущий

55.   

«Каменный цветок». Приемы создания художественного
образа.

1

Литературоведческий,
лингвистический анализ сказа. Сообщения, беседа

Текущий

56.   

Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и
творчестве писателя. Веселый вымысел рассказа «Три охотника». Тема, система
образов.

1

Сообщения, составление
комментариев к книжной выставке

Составление плана статьи, рассказ
о писателе, сообщения, чтение по ролям, беседа

Текущий

57.   

В.П. Астафьев. Краткие сведения о
писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в
лесу.

1

Сообщения, работа с 
иллюстрациями, характеристика героя

Беседа, составление рассказа по
личным впечатлениям

Текущий

58.   

Человек и природа в рассказе

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

Беседа, сравнительная
характеристика эпизодов, выразительное чтение отрывков

Текущий

59.   

Р.Р. Сочинение по
рассказу                          В.П. Астафьева «Васюткино озеро»  «Как
Васютка выжил в тайге».

1

Составление плана, подбор
ключевых слов, краткий пересказ

Промежуточный.

Сочинение

60.   

Е.И. Носов Добро и доброта в рассказе «Как
патефон петуха от смерти спас». Мир глазами реб
ѐнка.
Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

Сообщения, заполнение таблицы,
беседа, пересказ, исследовательская работа

Текущий

61.   

Поэзия и проза XX века о родной природе.

1

Сообщения, выразит. чтение,
беседа, иллюстрирование

Словесное рисование

Текущий

62.   

Из зарубежной литературы (10ч)

Краткие сведения о Д. Дефо.

«Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо».

1

Сообщения, пересказ,
иллюстрирование

Текущий

63.   

«Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо».

1

Характеристика персонажа,
комментарии к книжной выставке

Текущий

64.   

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о
писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника.

Сказка Х.К. Андерсена «Соловей».
Внутренняя и внешняя красота.

1

Сообщение, беседа, викторина

Пересказ, составление вопросов,
иллюстрирование, беседа.

Текущий

65.   

Краткие сведения о М. Твене.
Автобиографические мотивы в произведениях

М. Твена.

«Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир
детства и мир взрослых.

1

Сообщения, работа с
иллюстрациями, таблицей

Выразит. чтение, беседа. Работа с
иллюстрациями

Текущий

66.   

Жизнерадостность, неутомимый интерес к
жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

Чтение по ролям, письменный отзыв
о герое, инсценирование

Текущий

67.   

Ж.Рони- Старший. Повесть «Борьба за
огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

1

Работа с учебником, цитатный
план, беседа

Текущий

68.   

Краткие сведения о Дж. Лондоне.

Д. Лондон. Раннее взросление подростка в
«Сказании о Кише».

1

Сообщения, составление
комментариев к репродукциям, пересказ, ответ на вопрос

Текущий

Михаил Зощенко — История болезни:
Краткое содержание

Советская больница. Питание, уход, культура налицо. Но лучше болеть дома. Петя, человек семейный, вспоминает, как заболел брюшным тифом и попал в больницу с температурой под сорок. Перед глазами – объявление о выдаче трупов. Он говорит фельдшеру, что такое объявление коробит больных. Фельдшер удивляется: надо же, в чем душа держится, а критикует! Петю ведут на «обмывочный пункт». Тоже звучит не очень, как для животных. Медсестра отвечает: будете придираться, точно не выздоровеете! Петя отказывается лезть в ванну. Потому что там уже сидит какая-то старуха. Медсестра сообщает, что старуха при смерти, ей не до Пети. И тут старуха требует вынуть ее из воды. Вот тебе и умирающая!

Петю моют, потом наряжают в больничную одежду огромного размера. Был бы он большим – выдали бы маленькую. Тут это в порядке вещей. Петя жалуется на шум. Медсестра огрызается: отдельной палаты с часовым для вас нет! Петр теряет сознание на 3 дня. После чего медсестра его поздравляет: «Двужильный организм». Спал у открытого окна – и ничего! Перед выпиской Петя заражается коклюшем. Потом покрывается прыщами на нервной почве. А все потому, что его 8 дней забывали выписать домой. Жена радуется, что он жив. А то из больницы просили явиться за трупом. По ошибке, видно. Петр хочет возмутиться, но в больницу не идет. Мало ли. «Теперь хвораю дома».

Читательский дневник по рассказу «История болезни» Зощенко

Сюжет

Петю с тифом и температурой кладут в больницу. На стене – объявление о выдаче трупов, в обмывочном пункте – умирающая старуха, рубаху и штаны выдают размером больше, кругом шум. Фельдшер с медсестрой уверены, что Петя, критик больничных порядков, не выживет. Он поправляется, но подхватывает коклюш, аллергию на нервной почве, и только потом его выписывают. Теперь от всех болезней он лечится дома.

Отзыв

Смысл названия: история болезни как медицинский документ, и личная история болезни героя. Рассказу почти сто лет, но звучит он очень современно. Больничные условия и персонал узнаваемые. Рассказ и смешной, и грустный. Смешны ситуации, реакция героя, авторский юмор, язык. И грустно от черствого отношения к пациентам в больнице, грубости, непрофессионализма.

Комический эффект создается через мелочи: белье неправильного размера, номера на спине, названия, текст объявления; через речь героев (к примеру, старуха и ее «распатроню»). Смысл последней фразы: дома больной чувствует себя человеком, в больнице – предметом, вещью, лошадью, почти трупом. Рассказ учит не падать духом, бороться с равнодушием и безответственностью, с юмором относиться к неприятностям.

История болезни — краткое содержание

Обычно рассказчику везло с посещением больниц, но когда он заболевает брюшным тифом, его отвозят в незнакомую больницу: мне попалась какая-то особенная больница, где мне не все понравилось . На стене он видит расписание выдачи трупов, оно его пугает, о чем рассказчик сообщает фельдшеру («лекпому» — помощнику лекаря). Тот раздражается на капризного пациента, наводящего на все самокритику и грозится:

«Если, говорит, вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трех до четырех выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать»

Медсестра ведет рассказчика на обмывочный пункт для принятия водных процедур, и рассказчик вновь досадует: стоило бы назвать это место ванной, ведь это… красивей и возвышает больного . Медсестра замечает, что капризные – не выздоравливают. В одной из ванн сидит незнакомая старуха, а рассказчика просят раздеться, утверждая, что женщина – все равно ничего не понимает от плохого самочувствия. Он вновь начинает спорить: ему неприятно такое отношение! Появляется фельдшер, сетует на привередливость больного, зовет его нахалом , повторяет, что старуха ничего не понимает, но тут она подает из ванны голос, приказывая вынимать ее из воды. В опустевшую ванну наливают воду, рассказчик купается. Опасаясь его вредного характера, фельдшер и медсестра во всем ему поддакивают .

Ему выдают белье не по размеру, впрочем, замечает рассказчик, тут ему везет больше, чем другим: кому-то белье достается размерами меньше и с больничными клеймами прямо на груди, что унижает морально…человеческое достоинство . У него же клеймо стоит на рукаве. В палате, куда рассказчика определяют, лежат около тридцати человек с разными заболеваниями, каждый занят своим делом, шумно, и он снова выражает недовольство персоналу. Рассказчик зовет главного врача, но вместо этого появляется все тот же фельдшер, и, завидев его, капризный пациент теряет сознание.

Когда через несколько дней он приходит в себя, медсестра хвалит крепость его организма, замечая, что его случайно положили около открытого окна , но он все равно неожиданно выздоравливает. Остается опасность, что он заразится от соседей по палате. Перед самым выздоровлением рассказчик действительно заболевает коклюшем. Сестра говорит ему, что коклюш, вероятно, пришел из детского корпуса:

«… вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребенок. Вот через это вы и прихворнули»

Идя на поправку после коклюша, рассказчик опять заболевает: на нервной почве у него начинается сыпь. Нервничает он потому, что уже восемь лишних дней проводит в больнице:

«То они забывали, то у них чего-то не было, то кто-то не пришел, и нельзя было отметить. То, наконец, у них началось движение жен больных, и весь персонал с ног сбился»

Когда же рассказчик наконец оказывается дома, его жена сообщает, что им отправили извещение, будто рассказчик умер, но на самом деле, просто в бухгалтерии больницы допустили ошибку:

«Это у них скончался кто-то другой, а они почему-то подумали на меня»

Краткое содержание Зощенко История болезни

Рассказ ведется от имени Петра, который заболел брюшным тифом. У больного высокая температура и его родственники привезли его в больницу.

Когда его имя записывали в журнал, Петр прочитал плакат, который висел над головой у дежурного фельдшера. Надпись гласила о том, что трупы можно забирать из больницы с трёх до четырех часов. Он сразу же возмутился. Больной пытался объяснить, что такая надпись угнетает пациентов и мешает их скорейшему выздоровлению. Ему пригрозили, что он может не выздороветь и его тоже выдадут родным в указанное время.

Затем медсестра позвала Петра на обмывочный пункт. Такое название опять не понравилось пациенту. Он посоветовал назвать процесс мытья «ванна».

Когда же его привели в комнату, чтобы он смог помыться, в ванной лежала старуха. Петру было неприятно раздеваться при женщине. Но, старуху достали из ванны, и Петр смог помыться.

Следующим неприятным моментом была больничная одежда: высоким пациентам выдавали маленькие размеры, а невысоким людям – большую одежду. Даже пижама Петра показалась ему лучше, чем у других пациентов. Больничное клеймо на ней стояло на рукаве, а не на груди.

В палате лежало тридцать человек. Петр хотел поговорить с врачом, но пришёл снова фельдшер и Пётр потерял сознание. Очнулся он через три дня. Медсёстры удивились, что он так быстро выздоровел. Петр лежал у открытого окна, но всё – равно ему стало легче. Его должны были выписать, но он заразился от больных детей, которые лежали в соседнем здании. Вылечившись от коклюша, Петр заболевает на нервной почве. У него прыщи по всему телу из – за отношения персонала и условий жизни в больнице. Врач посоветовал пациенту не нервничать, тогда прыщи сами собой пройдут.

Петр очень сильно нервничал, так как его забывали выписать или у них не было времени. Больного успокоили, что он всего лишь на восемь дней лежит больше, чем положено. Некоторые пациенты лежат недели две или три лишних.

Когда же его выписали, Петр узнает от жены, что и ей было не просто. Жене больного сообщили о смерти ее мужа. Затем сказали, что это было ошибкой. После всех переживаний Петр решил больше никогда не попадать в больницу, а лечиться в домашних условиях.

Петр понял, что если будешь советовать врачам, как работать и какие условия должны быть в больнице, то это не приведет ни к чему хорошему. Лучше молчать и терпеть. Но, самый лучший вариант не болеть или лечиться дома.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Зощенко. Все произведения

История болезни. Картинка к рассказу

Сейчас читают

А. И. Солженицын написал роман В круге первом в 1958 году. Действие в романе происходит в 1949 году в Москве, и развивается вокруг неожиданного поступка Иннокентия Володина. Он – советский дипломат, получивший лучшее образование, советское воспитание

Котька и Павлик вместе пошли на рыбалку. Однако клёв в тот день был плохой. По дороге домой мальчики решили нарвать огурцов на чужом поле, которое охранял сторож.

В семье Клири проживающей в Новой Зеландии, в месте со своими братьями, живет рыжеволосая девочка по имени Мэгги. Семья бедная, едва сводящая концы с концами. Как же хочется иметь красивых кукол, как у других детей

Светлой северной ночью рассказчик приехал в небольшой город Вознесенье, что на Онежском озере. На пристани сидели босые ребята и ловили корюшку, с ними же удил рыбу и милиционер.

В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки

Антоновские яблоки

Автор-рассказчик вспоминает недавнее прошлое. Ему вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают яблоки на телеги, чтобы отправить их в город. Поздно ночью, выбежав в сад и поговорив с охраняющими сад сторожами, он глядит в темно-синюю глубину неба, переполненного созвездиями, глядит долго-долго, пока земля не поплывёт под ногами, ощущая, как хорошо жить на свете!

Рассказчик вспоминает свои Выселки, которые ещё со времени его дедушки были известны в округе как богатая деревня. Старики и старухи жили там подолгу — первый признак благополучия. Дома в Выселках были кирпичные, крепкие. Средняя дворянская жизнь имела много общего с богатой мужицкой. Вспоминается ему тётка его Анна Герасимовна, ее усадьба — небольшая, но прочная, старая, окружённая столетними деревьями. Сад у тётки славился своими яблонями, соловьями и горлинками, а дом — крышей: соломенная крыша его была необыкновенно толстой и высокой, почерневшей и затвердевшей от времени. В доме прежде всего чувствовался запах яблок, а потом уже другие запахи: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета.

Вспоминается рассказчику его покойный шурин Арсений Семеныч, помещик-охотник, в большом доме которого собиралось множество народу, все сытно обедали, а затем отправлялись на охоту. На дворе трубит рог, завывают на разные голоса собаки, любимец хозяина, чёрный борзой, влезает на стол и пожирает с блюда остатки зайца под соусом. Автор вспоминает себя верхом на злом, сильном и приземистом «киргизе»: деревья мелькают перед глазами, вдали слышны крики охотников, лай собак. Из оврагов пахнет грибной сыростью и мокрой древесной корой. Темнеет, вся ватага охотников вваливается в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка охотника и, случается, живёт у него по нескольку дней. После целого дня, проведённого на охоте, тепло людного дома особенно приятно. Когда же случалось проспать на следующее утро охоту, можно было весь день провести в хозяйской библиотеке, листая старинные журналы и книги, разглядывая заметки на их полях. Со стен смотрят фамильные портреты, перед глазами встаёт старинная мечтательная жизнь, с грустью вспоминается бабушка.

Но перемёрли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч. Наступает царство мелкопоместных дворян, обедневших до нищенства. Но хороша и эта мелкопоместная жизнь! Рассказчику случалось гостить у соседа. Встаёт он рано, велит ставить самовар и, надев сапоги, выходит на крыльцо, где его окружают гончие. Славный будет денёк для охоты! Только по чернотропу с гончими не охотятся, эх, кабы борзые! Но борзых у него нет. Однако с наступлением зимы опять, как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу, пьют на последние деньги, по целым дням пропадают в снежных полях. А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светятся в темноте окна флигеля: там горят свечи, плавают клубы дыма, там играют на гитаре, поют.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Антоновские яблоки» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа И. А. Бунина

Здесь даны основные сведения о рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки», представлено его краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев, указаны темы и идея этого рассказа.

Описание книги для читательского дневника

  • Автор: Иван Алексеевич Бунин.
  • Название произведения: «Антоновские яблоки».
  • Жанр: рассказ.
  • Год написания: 1900.
  • Издательство: «ИГ Лениздат».
  • Год издания: 2012.
  • Страниц: 16.

Краткие сведения о произведении

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки» написан в 1900 году и опубликован в том же году в журнале «Жизнь». Это произведение построено как лирический монолог-воспоминание. В нём присутствует мотив прощания с уходящим в прошлое миром дворянских усадеб.

Автор изобразил не только жизнь помещиков, но и рассказал о крестьянском быте. Рассказ «Антоновские яблоки» является ярким образцом поэтической прозы.

Главные герои рассказа и их краткая характеристика

  • Рассказчик — помещик, который грустит по ушедшему великолепию дворянского усадебного быта, по исчезновению старого уклада жизни.
  • Анна Герасимовна — барыня, важная, приветливая. Это тётка рассказчика, зажиточная, но не очень богатая дворянка. Она хозяйственна, любит вспоминать про старину.
  • Арсений Семёныч — шурин рассказчика. Этот помещик был страстным охотником и гостеприимным хозяином. На охоту он ездил вместе с другими помещиками. Арсений Семёныч высок, строен, худощав, но широкоплеч, а красивым лицом похож на цыгана.

Темы

В рассказе И. А.Бунина «Антоновские яблоки» раскрыты темы:

  • запустение помещичьих усадеб;
  • ностальгия;
  • красота и гармоничность природы.

Идея

Основная мысль (идея) рассказа «Антоновские яблоки»: людям дороги воспоминания о детстве и юности. Любовь к родным местам помогает человеку переживать сложные ситуации в зрелом возрасте. Автор косвенно призывает потомков беречь культуру предков, помнить об ушедшем и о связи времён.

Рассказ «Антоновские яблоки» заставляет задуматься о том, что культурное наследие предков является ценным для воспитания последующих поколений, что нужно не забывать о нём.

Цитаты из рассказа «Антоновские яблоки»

  • «Хорошие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах!»
  • «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб».

Изобразительно-выразительные средства

  • Эпитеты: ржаной аромат новой соломы; душистый дым вишнёвых сучьев; крепкий запах грибной сырости; мёртвая тишина; заповедные чертоги.

Словарь незнакомых слов

  • Гумно — площадка для молотьбы.
  • Дули — род груши.
  • Клавикорды — струнно-клавишный инструмент.
  • Пунька — сарай, кладовая.
  • Рига — постройка для сушки и обмолота зерновых культур.
  • Требник — богослужебная книга, в которой излагается чинопоследование треб (таинств, обрядов и т. д.).

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Рассказ «Антоновские яблоки» почти полностью «бессюжетный» и состоит из воспоминаний.

Вспоминает рассказчик погожую осень, когда в усадьбе чувствуется запах антоновских яблок. Мещане-садовники грузили яблоки в телеги для продажи в городе. В праздничные дни они устраивали продажу яблок прямо в саду, у большого шалаша. Торговали весело, даже на гармони иногда играли.

Вспомнилась рассказчику, как по дороге на охоту проезжал он богатую деревню Выселки, где было много долгожителей. Уклад средней дворянской жизни по своей домовитости имел много общего с укладом жизни богатых мужиков. Такова была дворянская усадьба тётки рассказчика Анны Герасимовны. Всё в усадьбе и в доме было прочно, а сад был запущен и славился яблоками разных сортов. Сейчас таких усадеб, как у тётки, осталось мало, и в них уже не видно жизни.

Шурин рассказчика Арсений Семёныч был страстным охотником. Часто в ясные осенние дни у него собирались соседи-помещики и вместе отправлялись на охоту. Далее описывается охота с борзыми собаками и красота леса, похожего на «заповедные чертоги».

Заканчивалась охота вечером, и уже в темноте приезжали охотники к какому-нибудь холостяку помещику и, бывало, жили у него по нескольку дней. Иногда рассказчик просыпал охоту и, после прогулки по саду, принимался знакомиться с библиотекой хозяина-помещика. В ней было много старинных книг с пометками на полях, сделанных предками хозяина.

Сейчас многое изменилось в помещичьих усадьбах, наступила пора обедневших мелкопоместных дворян. Но жизнь в таких усадьбах тоже хороша. Ранним утром, приказав кухарке ставить самовар, идёт мелкопоместный смотреть, как крестьяне молотят снопы на гумне. Такие помещики тоже любят охоту, но начинают охотиться только когда выпадет первый снег, так как собаки у них гончие, борзых нет.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Рассказчик вспоминает свежее утро погожей осени, поредевший сад и «запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести».

Мещане-садовники насыпают яблоки в телеги мужиков, которых они наняли, чтобы отвезти яблоки в город. Мужики одно за другим едят яблоки, но мещане не против этого — такой здесь обычай.

Особенно сильно пахнет яблоками около большого шалаша, где ночевали летом мещане-садовники.

В праздничные дни около этого шалаша — настоящая ярмарка. Приходят покупать яблоки «бойкие девки-однодворки в сарафанах», приходят «барские» крестьяне и молодая старостиха, «важная, как холмогорская корова». У неё на голове «рога» — косы, положенные по бокам макушки. Покупают яблоки за копейку или за яйцо и мальчишки.

Вспоминает рассказчик, как, бывало, поздней ночью он выбежит в сад, возьмёт ружьё у мещанина-садовника и выстрелит в воздух. Мещанин одобрительно говорит, чтобы он постращал воров, а то всю дулю (грушу) отрясли.

Чувствовал молодой барин, «как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Глава 2

«Ядрёная антоновка — к весёлому году», — этой приметой начинается вторая глава. Если антоновка уродится, значит, уродится и пшеница, и рожь.

Вспомнился рассказчику один такой урожайный год. На заре велит молодой барин засёдлывать лошадь и бежит на пруд умываться, затем в людскую — позавтракать с работниками картошкой и хлебом.

Затем, по дороге на охоту, проезжает он Выселки. Барские Выселки всегда славились «богатством» и долгожителями. Деду Панкрату, например, было не меньше ста лет. Помнил рассказчик и его жену, старуху-крестьянку в рубахе всегда белой-белой — «совсем хоть в гроб клади».

Дворы в Выселках были кирпичные, крепкие, под стать старикам. За железными дверями пунек и амбарчиков у богатых мужиков чего только не было.

Склад богатой мужицкой жизни тогда был похож на склад жизни средних дворян. Жизнь в усадьбе тётки рассказчика Анны Герасимовны, не очень богатой, но зажиточной помещицы, по домовитости была похожа на жизнь семьи богатого мужика.

Усадьба у Анны Герасимовны небольшая, но прочная, с множеством надворных построек. Сад у тётки славился яблоками, горлинками и соловьями, а дом — очень высокой, толстой соломенной крышей.

Хотя крепостного права уже не было, но у тётки рассказчик его чувствовал. Когда какой-нибудь барин въезжал во двор, все старые дворовые люди снимали шапки и низко кланялись.

В доме у тётки стоит чудесный запах яблок, всюду там чистота и тишина. Анна Герасимовна выходит к гостю «важно, но приветливо и сейчас же, под бесконечные разговоры про старину, про наследства, начинают появляться угощения».

Глава 3

Сейчас такие усадьбы, как была у Анны Герасимовны, сохранились, но их очень немного, и «в них уже нет жизни…»

Угасающий дух помещиков поддерживала в последние годы только охота.

Страстным любителем охоты был шурин рассказчика Арсений Семёныч. Когда осенью наступала ясная погода, окрестные помещики перед охотой собирались у Арсения Семёныча. Рассказчик вспоминает, как гости после сытного обеда шумно говорили о предстоящей охоте, а любимец хозяина, чёрный борзой, вскочил на стол и стал пожирать остатки зайца. Арсений Семёныч, выйдя из кабинета, напугал и собаку, и гостей выстрелом, собака с визгом спрыгнула со стола, а хозяин, смеясь, сказал: «Жалко, что промахнулся!» — и позвал выезжать на охоту.

А после охоты, когда уже пора на ночёвку, долго охотники собирают в лесу разбежавшихся борзых. И уже в темноте вваливалась ватага охотников в усадьбу какого-нибудь помещика и жила там иногда по нескольку дней.

Иногда в такой усадьбе рассказчик просыпал охоту и тогда принимался за старые книги, похожие на церковные требники, рассматривал заметки у них на полях, сделанные гусиным пером. Потом переходил к сентиментальным романам, к журналам с произведениями «Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина». И с грустью вспоминал рассказчик, как читала бабушка стихи из «Евгения Онегина», как играла на клавикордах.

Глава 4

С той поры прошло не так много времени, но в помещичьих усадьбах многое изменилось. Умерла Анна Герасимовна, старики в Выселках, Арсений Семёныч застрелился. «Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». Но и мелкопоместная жизнь хороша!

Рано встав, мелкопоместный приказывает кухарке ставить самовар, затем идёт на гумно, к воротам риги, смотрит на молотьбу.

В ноябре мелкопоместному дворянину охотиться не с чем: борзых у него нет, но когда выпадет первый снег, начнётся охота с гончими. Тогда съедутся мелкопоместные, будут пить на последние деньги и по целым дням охотиться в полях.

Краткое содержание Антоновские яблоки Бунина

Рассказчик вспоминает о том, что когда-то в прошлом места детства. Ведь, когда он был маленьким, он жил в деревне, которую тогда считали даже очень богатой деревней, ведь именно в ней много всего росло, продавалось.

Деревня носила название Выселки. Дома, как ни странно для деревни, там были кирпичные, а это уже первый признак по тем временам – что деревня богатая. И там долго жили люди, особенно старики и бабушки. Это тоже показывало, что деревня очень обеспеченная. Кстати, обеспечение у всех людей, которые жили в этой деревне, как ни странно, было похожее. Даже те, кто должен был по социальному уровню находиться в бедноте, на самом деле, был достаточно обеспечен, почти как самые богатые люди в селе.

Также, ему вспоминалась тетка Анна Герасимовна. И особенно ее усадьба. Ее усадьба, которая была не слишком большой, но красивой, а также прочной, и еще ее место обитания казалось таким старинным, а потому – весьма необычным.

Также, что очень запоминалось и нравилось детворе – это то, что вокруг ее дома стояли уже долго время столетние деревья, что было очень красиво и естественно. Также, у нее был сад, в котором было много яблонь, ведь именно этим он и славился в первую очередь. Даже соловьи и горлинки там были, потому что сад нравился к тому же и птицам.

Крыша была соломенной, и очень толстой, а потому – все восхищались этой крышей. А какие запахи были в доме у тетки Анны. Ведь в доме в первую очередь запах старой мебели, а также – яблок, спелых, сочный и вкусных.

Даже шурин вспомнился рассказчику. Ведь это был человек, который любил охотиться. И, к тому же, в его доме всегда много собиралось людей, друзей и их знакомых. Там всегда было шумно, или почти всегда, все веселились на званых обедах, которые он давал, как помещик.

Также, у него всегда было много собак, так как они нужны были ему для охоты. Рассказчик сам себя помнит на таком званом обеде, как он со всеми после сытного обеда – на вороном коне, который мчит слишком быстро, как кажется. Все вокруг мелькает – деревья, люди на конях, и еле-еле видна дорожка впереди.

Собаки гавкают, все мчатся, нет никакой остановки. Потом, когда уже сильно стемнеет, все охотники просто от некуда деться, уставшие, вваливаются в дом какого-то охотника возле лес, и там и остаются ночевать. Бывает, что и по нескольку дней там живут.

Произведение тёплых воспоминаниях детства.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

Антоновские яблоки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

«Царь Борис» — это заключительная часть исторической трилогии Толстого. Она охватывает события от венчания Бориса Годунова на царствие до его смерти, перед которой объявляет он царем своего сына Федора.

Чтобы поправить здоровье после ранения, Печорин приезжает в Пятигорск. Здесь он встречает своего старого знакомого, с которым в глазах общества он находится в самых лучших человеческих отношениях

Повесть написана о трех молодых врачах, которые ищут свое место в жизни. Главными героями являются три друга, которые только отучились в ленинградском мединституте. Каждый из них обладает своим уникальным характером

В одном селе жил старик. Был он хромым и седым, со шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад. Также он зарабатывал себе на жизнь плетением и продажей корзин.

В произведении «35 кило надежды», написанном французской писательницей Анной Гавальдой, рассказывается о жизни Грегуара. Маленький мальчик плохо учиться в школе. Из-за этого в семье его постоянно ругают и упрекают за плохие отметки

  • Сочинение по тексту васильева отработав свое время на почте
  • Сочинение по сказке сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс
  • Сочинение по тексту быкова обычно он появлялся тут на закате солнца
  • Сочинение по произведению старый повар
  • Сочинение по литературе на тему образ русской земли в слове о полку игореве