Сочинение по рассказу отцы и дети 10 класс

Сочиненияпо литературетургеневпо роману отцы и детивзаимоотношения между взрослыми и детьми остается вечной проблемой, и тургенев решил попытаться ее раскрыть в
  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • По роману Отцы и дети

Взаимоотношения между взрослыми и детьми остается вечной проблемой, и Тургенев решил попытаться ее раскрыть в произведении «Отцы и дети». Кроме этого она является для автора не только главной, но и серьезной, которую нужно как можно скорее решить. И ее никто не может решить, хотя многие и старались. Это были писатели и критики, журналисты и психологи, а также и художники и композиторы. Проблема звучит прямо в самом названии произведения. Больше всего на свете автору произведения хочется отыскать ответ на данный вопрос.

Оно было выпущено в свет как раз в тот момент, когда в мире назревали данные проблемы и с ними никто не мог справиться.

Здесь идет война между Кирсановым и Базаровым. Когда эти два человека встретились впервые, то ни один из них не подал другому руки. Немного позже читатели начинают различать вид каждого из героев.

По тому, как ссора между ними разрастается, и их отношение друг к другу также растет. Евгений старается всех убедить в том, что он нигилист, а вот его Аркадий во всем его поддерживает и помогает. Вот только немного позже открывается все на высшем уровне и все что они говорят не правда.

И завершить свою ссору они решают дуэлью. Кирсанов получает очень сильно ранение, а тем временем Базаров навсегда старается покинуть это место и забыть все, что здесь произошло.

Эти споры и ссоры никогда не закончатся между молодым и старым поколением. Ведь молодые уверены в том, что все нужно менять и чем быстрее это произойдет, тем лучше им будет жить. А вот старые наоборот уверены в том, что новое ни к чему новому их не приведет и все будет плохо. Именно поэтому нужно жить только по старым законам и правилам, которые уже проверило время.

Николай старается стать ближе к своим родителям и стал чаще приезжать к отцу. Кроме этого ему хочется рассказать о том, что у него уже давно появилась своя семья. Вот только об этом он рассказывать стесняется.

А вот у Евгения появилась любовь, о которой он давно мечтал. И этим ему хочется поделиться с родителями, вот только самому обо всем рассказывать не хочется и он ждет, когда спросят родители. Мать старается ничего не говорить своему сыну лишнего, хотя очень хочет узнать про личную жизнь, этого же не делает и отец. А вот когда он приезжает к ним в следующий раз, то на все смотрит совсем по-другому. Кроме этого любовь уже прошла, и рассказывать сильно не о чем.

В конце Аркадий находит свою любовь в лице Екатерины и живет с ней счастливо. А вот Павел Петрович уезжает навсегда за границу.

Сочинение-рассуждение 3

Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»

Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.

Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.

Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.

Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.

Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.

Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.

Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.

Популярные сочинения

  • Сочинение Бедность не порок по пьесе Островского
    Что такое классическое произведение? Это сочинения, которые перечитываются не одним поколением. Эти произведения бессмертны. Они поднимают вопросы бытия
  • Духовные искания Евгения Онегина сочинение
    Произведение начинается с того, как автор Александр Сергеевич Пушкин, начинает описывать главного персонажа произведения, Евгения Онегина. Описание персонажа, начинается с его восемнадцатилетнего возраста
  • История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе Отцы и дети
    Любовь между Базаровым и Одинцовой не является ключевой линией сюжета романа. Однако она добавляет образу главного героя, Евгения, новые черты, которые он так тщательно скрывает от окружающих и даже близких ― способность к глубоким чувствам.

Вариант 4

Итак, «дети» — Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров окончил медицинский факультет местного университета. Они – друзья. Внешнее описание Базарова – нескладный человек высокого роста в длинном одеянии с кистями. Худое лицо, широкий «сократовский» лоб, заострённый хищный нос, круглые зелёные глаза и модные по тому времени рыжие бакенбарды, тонкие губы. Темно-русые длинные, густые волосы прикрыты фуражкой.

Какой вывод можно сделать о человеке с таким описанием? Не следит за своей внешностью, скрытный, не любит проявлять свои чувства, не располагает к себе, всегда уверенный в своей правоте, умный.

Аркадий Кирсанов тоже окончил университет, и едет в деревню к отцу. Тургенев не даёт точного его описания. Видимо, это не имеет значения. Известно лишь одно – это приятный юноша.

«Отцы» — Кирсанов Николай Петрович. Это отец Аркадия, дворянин, живёт в своей усадьбе. У него есть земля и 200 крепостных крестьян. Родом с южных районов России, имеет высшее образование. В армии не служил из-за травмы ноги, приведшей к хромоте. Его отец был генералом без образования. Но в семье всеми командовала мать Николая Петровича. Женщина жила в своё удовольствие, заправляла всеми делами — этакий генерал в юбке. Изредка вспоминала, что у неё есть дети.

Отец не уделял должного внимания воспитанию детей, поэтому Николай Петрович рос хилым, болезненным ребёнком, не дрался со сверстниками, всё больше читал. Был добрым, спокойным мальчиком. Окончил университет, взял в жёны дочь чиновника. Они прожили в своём родовом гнезде в любви и согласии 10 лет.

Жили душа в душу, вместе занимались хозяйством, отец любил читать и ездить на охоту. Мать Аркадия умерла, когда он был ещё ребёнком. Отец сам взялся за воспитание сына. Потом он поступил в университет. И отец первые два года учёбы жил с сыном в городе. А потом вернулся назад, в деревню. Теперь вот сын закончил учёбу и едет к отцу.

Про Николая Петровича Базаров отозвался хорошо, он ему понравился. Он его назвал «славным малым и добряком». И добавил, что стихи ему явно не пригодятся в хозяйстве, в котором он ничего не смыслит.

У Николая Петровича есть старший брат Павел, который живёт вместе с ним. Он офицер в отставке, старый преданный служака. Долг и честь офицера для него превыше всего. Это был человек сорока пяти лет невысокого роста, спортивного телосложения. Любил английскую одежду, носил модный галстук и лаковые полусапожки.

Короткая стрижка, желчное лицо, правильные черты лица, полное отсутствие морщин. Лицо ещё не потеряло следы былой красоты. Особую выразительность ему придавали черные миндалевидные глаза. Во всём облике угадывалось изящность и породистость.

Ясно, что ему Базаров не понравился с первого взгляда. Прямая противоположность. Он олицетворяет собой всё, что так ненавистно Павлу Петровичу.

Базаров отнёсся к нему равнодушно. И охарактеризовал его в разговоре с Аркадием, «деревенским щёголем». Слава Богу, Павел Петрович этого не слышал, иначе сразу бы вызвал его на дуэль.

Есть ещё красивая молодая женщина Анна Сергеевна Одинцова. Красавица. Наверное, унаследовала красоту от матери, она была из обедневшего княжеского рода. Но порода просматривается, несмотря на толщину кошелька. А вот, кстати, их семейный кошелёк батюшка мадам Одинцовой благополучно проиграл.

Но Анна Сергеевна удачно вышла замуж за богатого, старше себя, человека. А после его смерти унаследовала всё его состояние. И благополучно жила вместе со своей младшей сестрой.

Базаров с лёгкостью оценивает совершенно не знакомых ему людей. Что это – смелость, честность в высказывании мнений или самоуверенность и предвзятое отношение к окружающим? Или просто невоспитанность, неумение прощать другим их слабости, чёрствость?

Сочинение на тему «Отцы и дети»

С каждым годом социум стремительно развивается. На смену старым взглядам и устоям приходят новые вещи, идеи. Именно из-за этого возникает проблема «войны» поколений, так хорошо описанная в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Несмотря на то, что написан этот роман в 1861 году, проблема, описанная в нем, всегда будет оставаться актуальной. Представителем «отцов» в данном романе является дворянин Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович очень умен и талантлив, развит во многих сферах, всегда аккуратно выглядит и грамотно говорит, считает, что нужно жить по установленным в обществе канонам.

Поколение «детей» представляет молодой студент — медик Евгений Базаров, который является нигилистом. Он умен, остроумен и совершенно не признает все то, что так дорого поколению «отцов». Он абсолютно не принимает искусство, природу, не верит в любовь. Верит он только в науку.

Кирсанов и Базаров — это обобщенные образы поколений, которые они представляют. Причем описанный конфликт существует с начала времен и будет, наверное, существовать вечно, так как поколение «отцов» всегда пытается как бы навязать свою точку зрения, а поколение «детей» не принимает абсолютно ничего.

Изначально кажется, что проблема их конфликта кроется в личной неприязни, но на самом деле это только повод, а не причина. Причина противостояния — абсолютно разные взгляды на жизнь и абсолютная уверенность в собственной правоте.

Конфликт Базарова и Кирсанова так и останется неразрешенным. А вот взгляды Базарова пошатнутся в тот момент, когда в его жизни появится настоящая любовь — молодая вдова Анна Сергеевна Одинцова. Он всегда презирал людей, которые теряют голову от любви, совсем не ожидая, что это случится с ним. Именно этим поступком автор показал нам, что, каких взглядов бы не придерживался человек, природа всегда возьмет верх.

Я считаю, что есть аспекты, в которых прав и Базаров и Кирсанов. Ведь если общество не будет ориентироваться на прошлое, то оно будет совершать одни и те же ошибки постоянно. А если не принимать ничего нового и не развивать науку, то общество замрет в одном состоянии навсегда, что также не приведет ни к чему хорошему.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Отцы и дети» читают:

Сочинение на тему: Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Популярные страницы

Сочинение по картине Тутунова «Зима пришла. Детство», 2 класс

На картине художника С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» изображён мальчик. Он стоит у окна и с интересом наблюдает за волшебной Читать далее…

Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса), 6 класс

На картине А.М. Герасимова «После дождя» изображена терраса в летний день. Совсем недавно прошёл дождь, а возможно и гроза. Всё Читать далее…

Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы», 5 класс (кратко)

Главный герой рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» – русский офицер Жилин, случайно оказавшийся в плену у татар. Есть в рассказе Читать далее…

Сочинение по картине Пластова «Первый снег», 9 класс

Пластов Аркадий Александрович — великий русский художник (1893-1972), родился в Ульяновской области в семье деревенского иконописца. Своё творчество посвятил изображению Читать далее…

Сочинение на тему «Слово как источник счастья»

Социальная жизнь каждого из нас начинается со слова. Без него сложно представить себе жизнь. Когда ребёнок впервые начинает произносить что-либо Читать далее…

Сочинение: Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» использовал четыре очень интересных и неординарных образа абсолютно не схожих между собой девушек. Каждая Читать далее…

Краткое содержание романа Тургенева И.С. «Отцы и дети»

Произведение начинается с событий, которые происходили 20 мая 1859 года. Барин Николай Петрович Кирсанов ожидает приезд своего сына Аркадия, который только что закончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но по стопам отца ему не удалось пойти из-за детской травмы. Женился он рано и был счастлив в браке. Но, к сожалению, его жена умерла. Все свое время и силы он посвятил воспитанию сына Аркадия.

При встрече оказалось, что сын приехал не один, а с другом Евгением Базаровым. Аркадий был рад приезду, но не подавал виду. Николай Петрович рассказал все новости, и они отправились в Марьино, где их ждал Павел Петрович, старший брат отца. Между Кирсановым-старшим и Базаровым сразу возникла какая-то неприязнь.

На следующее утро Базаров отправился осмотреть окрестность, а позже с местной ребятней пошел ловить лягушек. В доме Кирсановых все собрались пить чай. В это время Аркадий узнает, что у Фенечки есть ребенок от его отца. Эта новость его ничуть не огорчила. Далее старшее семейство начинает расспрашивать о Базарове. Аркадий рассказывает, что его друг нигилист – человек, который ни во что не верит, и что для него никто не является авторитетом.

Между Евгением и Павлом Петровичем возникает очередная словесная стычка. Чтобы как-то исправить эти нелепые ссоры Аркадий решает рассказать лучшему другу историю дяди. Кирсанов-старший был офицером и любимцем женщин. Но однажды он влюбился, и эта история закончилась печально. После таких событий в его жизни, он стал жить с братом, мало с кем общался и начал читать английские книги.

Спустя две недели к Базарову все начали привыкать, но относились по-разному: дворовые его любили, Николай Петрович сомневался в его влиянии на сына, а Павел Петрович его просто ненавидел.

Однажды очередные высказывания Базарова относительно семьи Кирсановых привели к обидам и очередным спорам, которые спровоцировали конфликт между старшим поколением и младшим.

Спустя время друзья отправляются в губернский город, где встречаются с другом Базарова Ситниковым. Он приглашает их в гости к Евдокии Кукшиной. Там им не понравилась, так как хозяйка выглядела неопрятно и вела себя неподобающе.

На балу угубернатора они знакомятся с миловидной женщиной Одинцовой, и она приглашаетих к себе в гости. Дома у Анны Сергеевны Аркадию показалось поведение Базарова странным. Он вел беседу с хозяйкой, рассуждал на разные темы. Заинтересовавшись общением, Одинцова приглашает парней к себе в имение, где знакомит с ее младшей сестрой Катей.

Базаров начал влюбляться. Для него это чувство было новым, так как он изначально не признавал его и считал белибердой. Спустя время ему необходимо было отправляться домой. Он решил признаться в своих чувствах, но получил отказ. Друзья отправляются к родителям Евгения, где их хорошо принимают. Дома Базаров погостевал недолго, потому что ему стало скучно.

Евгений с другом вновь отправляются к Кирсановым, по дороге они заезжают к Одинцовой, но там, как оказалось, им были не рады. В доме Аркадия их все ждали с нетерпением. Здесь Евгений проводил опыты над лягушками, а Кирсанов помогал отцу в управлении.

От жары и скуки Базаров начал обращать внимание на Фенечку. Однажды разговорившись в беседке он поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович. Обозлившись на парня, Кирсанов решает вызвать его на дуэль. Домашним они сообщают, что стрельба из-за политических разногласий. Базаров принимает вызов. Дуэль завершается ранением Павла Петровича в ногу. После всех этих событий Базаров уезжает, а Аркадий увлекается Катей. Изначально они испугались своих чувств, но позже решили пожениться.

Со временем, Евгений рассказывает другу всю правду, которая произошла в Марьино. Во время встречи с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки и предлагает остаться просто друзьями. Прощаясь с другом Евгений не сказал ничего доброго, а лишь обвинил его в том, что тот не годится для важных дел.

Базаров живет у родителей, а спустя время начинает помогать отцу лечить больных. Однажды, при вскрытии трупа, он случайно ранит себя и заражается тифом. Перед смертью герой встречается с Одинцовой, сообщает ей о своих чувствах и умирает.

Через полгода отыграли две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. Дела в семействе пошли хорошо. Кирсанов-старший уехал за границу, а Анна Сергеевна вновь вышла замуж, но уже не по любви.

Жизнь продолжается, на могилу Базарова приходят два старичка и молятся за упокоение усопшей души.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Популярные сочинения

  • Улица моего детства — сочинение (русский язык 7 класс)
    Мы живём в новом, красивом, девятиэтажном доме. Вокруг много похожих домов. Двор наш тоже ничем не отличается от других. Посередине двора стоит детский садик, рядом горка и качели
  • Сочинение Дети войны — рассуждение
    Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.
  • Характеристика Солохи из Вечеров на хуторе близ Диканьки
    Гоголевская повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» показывает, насколько реальное может вступать в сочетание с потусторонним. Все действующие лица наделены ярким характером.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело. Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Личные впечатления о романе отцы и дети. Мое первое впечатление от прочтения романа «Отцы и дети

Сочинение ученицы 10 класса НП ДВОК «Пенаты» Макиевской Кьяры (руководитель Берёзкина Юлия Владимировна)

«Над какими вопросами заставляет задуматься читателя роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», впервые опубликованный в 1862 году, стал знаковым для своего времени. Произведение произвело на читателей сильное и неоднозначное впечатление, однако образ главного героя Евгения Базарова был воспринят большей частью молодежи как пример для подражания, ведь идеалы молодежи тех времен были отлично отражены в мировоззрении главного героя. В своем романе И.С. Тургенев сумел отразить основные социально-политические проблемы России 1853-1861 года. И все же роман «Отцы и дети» привлекает меня не только точно переданной атмосферой России, стоящей на пороге реформ, но и рядом поднятых автором нравственно-философских проблем.

Одна из главных проблем произведения заключена в его названии. Это проблема взаимоотношения родителей и детей, пропасть между поколениями, различия взглядов. Проблема «отцов и детей» — извечная проблема, возникающая перед людьми из поколения в поколение. В романе «Отцы и дети» эта проблема особенно ярко раскрывается на примере вечных споров и разногласий Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Павел Петрович является самым настоящим антиподом Базарова. Павел Петрович – типичный представитель аристократии тех времен, дворянин по происхождению. Евгений Базаров же с гордостью рассказывает о своем простом происхождении: “Мой дед землю пахал…” Базаров ценит практичность, предпочитает мыслить рационально, отрицая искусство, творчество, духовность: «Рафаэль гроша медного не стоит». Практичность Базарова проявляется даже в его внешнем виде: «Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями. Но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала». Павел Петрович, романтик и консерватор, не мог понять Базарова. Даже жизнь в деревне не повлияла на его трепетное отношение к внешнему виду. Павел Петрович всегда считался красивым мужчиной: «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». Павел Петрович был не в состоянии понять и принять нигилизм, являющийся неким принципом жизни Базарова, науке предпочитал художественную литературу. Под нигилистом понимал человека, не уважающего ничего и никого. И Павел Петрович, и Базаров были довольно радикальны в своих взглядах, они абсолютно не желали принимать во внимание аргументы друг друга, каждый оставался при своем мнении. В 24 главе романа конфликт поколений, а именно конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем, достигает своей кульминации.

Николай Петрович и Аркадий не настолько категоричны в своих убеждениях, но в данном споре также поддерживают разные стороны.

Несмотря на очевидные различия Павла Петровича и Базарова, общего у них очень много, можно даже утверждать, что они довольно похожи. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому.

Конфликт «отцов и детей» не является единственным конфликтом в романе. Композиция романа зеркальная: Базаров дважды объезжает одни и те же места. Это даёт возможность Тургеневу показать и второй конфликт в романе. Этот конфликт связан с главным героем, его душевным состоянием. История любви Базарова – важнейшая тема романа. В первой части произведения мы также сталкиваемся с несколькими историями любви, но их можно считать предысториями героев по отношению к их дальнейшим судьбам. Даже с позиции любовного конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым намного больше общего, чем кажется с первого взгляда. Любовь полностью меняет жизнь каждого. Из-за любви к княгине Р. Павел Петрович отказывается от своей прежней жизни и карьеры. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой выше и сильнее всех теорий — Базаров начинает понимать несостоятельность своих идеалов.

Первая половина произведения по большей мере заставляет задуматься об устоях дореформенной России, о целесообразности тех или иных политических взглядов, принципов и взглядов на жизнь. Вторая половина произведения больше поднимает различные нравственно-философские вопросы и заставляет задуматься о настоящих ценностях жизни. Недаром сюжет произведения был задуман именно таким. Из произведения мы узнаем, что самым ярким персонажам, ставящим свои принципы превыше всего на свете, не была уготована счастливая судьба: Базаров погибает, Павел Петрович переезжает в Дрезден, где продолжает придерживаться своих прежних взглядов, живя в одиночестве. В свою очередь Аркадий и Катя, Николай Петрович и Фенечка живут счастливо, оберегая всеми силами друг друга, живя большой и счастливой семьей. Жизнь продолжается, идет своим чередом. Недаром в конце романа в центре внимания остаются только две счастливых семьи, а Базаров, борющийся за иное будущее, и Павел Петрович, «архаическое явление», пропадают. Семья, дружба, любовь – это ценности, остающиеся в жизни навсегда. Это нечто вечное, неподвластное времени, а такие яркие явления, как Павел Петрович или Базаров, – это эпоха, которая рано или поздно заканчивается, которая существует лишь в определенный отрезок времени.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев поднимает множество актуальных для общества вопросов. Примечательно, что произведение не теряет своей актуальности и в настоящее время, а также вряд ли потеряет в будущем, так как проблемы, поднятые автором, являются вечными, сквозными в русской литературе. Читатель не может после прочтения не задуматься об истинных жизненных ценностях, о роли семьи в жизни каждого человека. После прочтения романа «Отцы и дети» задумываешься о важности дружеских отношений между родителями и детьми, таких отношений, какие были между Аркадием и Николаем Петровичем. Нельзя жить, руководствуясь только разумом, грамотное равновесие между разумом и душой – то, чего не хватало Базарову. Стоит отметить, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» — произведение, запоминающееся своей глубиной, произведение, поднимающее множество вопросов, ответы на которые читателю предстоит искать внутри себя, неосознанно сравнивая себя с главными героями произведения.

В русской литературе существует немало книг, достойных того, чтобы их читали и изучали, чтобы ими восхищались и о них говорили. Одним из таких произведений является, на мой взгляд, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Это произведение можно назвать романом-дискуссией, романом-спором. В нем писатель выражает свое отношение к «модному» в 60-е годы 19 века философскому течению – нигилизму.

Напомню, что основу этой концепции составляло полное отрицание всего накопленного опыта человечества. Нигилисты утверждали, что их жизненная задача – уничтожить наследие предков и, тем самым, освободить людей от «ненужного хлама», то есть всего богатства мировой культурной мысли.

Главным героем «Отцов и детей» является именно такой нигилист – Евгений Базаров. Это молодой разночинец, студент медицинского факультета. Важно происхождение героя – с детства он не был приобщен к традиционной культуре, к тому, что русская аристократия впитала с молоком матери. Может, именно поэтому герой так презрительно относится к поэзии, музыке, природе, любви, наконец?

Все, что составляет «жизнь души», Базаров презирает, все это подвергается его безжалостным насмешкам. Герой считает, что важно лишь то, что материально, то, что касается насущных, физиологических потребностей. А все остальное – это «бредни», выдумки неприспособленных к жизни, слабых людей.

Такая точка зрения – это один идейный полюс в романе. Кардинально противоположна ему другая – мнение Павла Петровича Кирсанова, аристократа, русского дворянина. Для этого человека все то, что Базаров призывает уничтожить, составляет суть жизни, ее основу. Поэтому он так возмущен идеями главного героя, принимает их в «штыки», считает опасными и разрушительными. Именно поэтому он, при первом удобном случае, отчаянно спорит с нигилистом, хотя и чувствует, что Базаров сильнее.

Итак, Евгений Васильевич презрительно относится к поэзии и музыке. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Вспомним, как герой насмехается над отцом Аркадия, когда уличает Николая Петровича в этих «грехах»: «Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит…», «Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, в…м уезде — играет на виолончели!» и так далее.

Кроме того, Базаров не верит и в природу как нечто живое, имеющее свои законы, более мудрые и вечные, чем законы человеческого общества. Герой говорит Аркадию: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

К человеческим отношениям Евгений Базаров подходит также с сугубо прагматической, материалистической точки зрения. Так, например, он считает, что любовь между мужчиной и женщиной объясняется всего лишь физиологией, инстинктами, и здесь нет места высоким чувствам.

Свой спор с героем, развенчание его взглядов Тургенев начинает именно с опровержения его взглядов на любовь. Совершенно неожиданно Базаров влюбляется, влюбляется именно так, как пишут об этом в презираемых им романах, – до остервенения, до самозабвения, до потери чувства собственного достоинства. Сцена объяснения героя в любви – одна из самых эмоциональных сцен романа: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. … это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей».

Базаров сознает, что влюбился. Этот факт для героя сродни катастрофе, стихийному бедствию – он понимает, что вся его теория разрушилась, что он обычный человек, такой же «слабак», как Кирсановы и им подобные. Что же делать дальше? Как жить? У Базарова не осталось опоры, стержня, на который бы можно было опереться. Он не в состоянии в корне поменять свое мировоззрение, принять то, что он понял, – вечные ценности существуют и всегда будут существовать, являясь основой человеческого бытия.

С этого момента начинается духовная гибель героя, его угасание, которое заканчивается физической смертью Базарова в финале произведения. Важно, что последний человек, которого Евгений Васильевич захотел увидеть в своей жизни, была именно Анна Сергеевна Одинцова.

Таким образом, Тургенев развенчивает позицию своего героя, а вместе с ней и нигилистическую теорию вообще. Но мы понимаем, что писатель не одобряет и позиции Павла Петровича Кирсанова, который закостенел в своих «принсипах» и не хочет развиваться, двигаться вперед.

Тургенев понимает всю значимость технического прогресса, его важность и необходимость. Но, в то же время, первостепенными, как утверждает писатель в своем романе, являются вечные ценности, опыт, переданный предками. Отказываясь от всего этого, человек разрушает себя, обрекает свое потомство на исчезновение.

«Отцы и дети» — книга, которая произвела на меня сильное впечатление и заставила задуматься над многими вопросами. Но, несмотря на всю серьезность этого произведения, многие его страницы насыщены тонким юмором, иронией, прекрасными описаниями русской природы. Я провел немало чудесных минут, общаясь с автором и героями этого романа, и поэтому решил рассказать вам именно о нем.

Этот роман из школьной программы. Никогда не отличавшаяся прилежностью, почему-то этот роман прочла и признаюсь, он оставил неизгладимый след на сердце… Когда читала последние строки не могла удержаться: слезы так и наворчивались. Помню, села и поплакала от души)) жалко было молодого Базарова и бедных родителей…

Нравится стиль, которым написан роман. Тургенев очень доступно, доходчиво и интересно описывает все события, происходящие в романе, при этом, читая, роман, невольно перед глазами возникают картины бытия, вырисовывается модель отношений в обществе того времени… «Отцы и дети» -это отдельно взятая более чем реалистичная история одной семьи. Ничего сверхнового. Просто люди разного поколения вдруг «сеъзжаются» и сталкиваются с извечными проблемами. Появление Базарова в доме Кирсановых-это как катализатор, для того, чтобы заострить взгляд на проблему взглядов разных поколений.

Про нарицательное уже название проблемы «отцы и дети» много говорить не хочу. каждому она известна, каждый хоть разок сталкивался с ней. «Дети» бегут вперед батьки за прогрессом, забывая традиции, а «отцы» упорно не хотят пользоваться новинками этого прогресса и менять свои сложившиеся годами взгляды. Вообще, эта тем актуальна всегда. То что сейчас все нововведение, особенного научного характера, гаджеты, мы принимаем как прогресс, то в 18-19 века даже новые взгляды, отличные от традиционных были сродни этому самому прогрессу.

Автор показывает, как меняется Россия, как такие вот «Базаровы», способны хоть и частично, видоизменять взгляды своего окружения. Пусть, Аркакий, его товарищ, все же отошел от нигилистических мыслей, потому что был слишком «Мякеньким и либеральным барчиной», но отойти отошел, а мысли все же обновились (стал замечательным управляющим своего поместья и хозяйства)… так и Старший брат Николая Петровича, сначала в штыки воспринявший нового гостя, после показательной дуэли, вдруг проникся к нему уважением и посчитал, что Базаров не такой уж и плохой человек…Так и хочется сказать: » Правильными темпами идет обновление «мозгов»…». если будет резче-то будет революция, а так народ зреет и по-тихонько приходит к новому, более осмысленно, повзрослев, так сказать. В нужных пропорциях сохраняя в голове традиции и новое мышление.

Базаров-словно яркая вспышка, как гром среди ясного неба, появился ярко, «промыл мозги» как мог и исчез… Все думают, что он действительно ярый нигилист, отрицающий всякую власть и традиции, но сам-то в душе, оказывается, вполне себе романтичный юноша. Эти новые мысли, душевные терзания не дают ему покоя: то что он отрицал, то чему всех учил, вдруг оказывается есть в нем (нежнеы чувства. романтика. сентиментальность) и он ничего не может поделать с этим… Как же болезненно Базаров воспринимает отказ Одинцовой, которая, подобно ему, с легкостью отказывает ему и отрицает его чувства…

На примере главного героя, он оказывается по обе стороны баррикады. Противоречивые мысли, осознание безвыходности, когда он не может контролировать себя и свои мысли и чувства опустошают этого человека, и по невнимательности и рассеянности, он очень глупо погибает… И только старые дряхлые родители помнят его и приходят к нему каждый раз… а для других он так и остался яркой вспышкой, пятном….

На примере этой маленькой и вполне себе обычной семьи, отражается настроения общества. У людей меняется мировоззрение: более активные и дерзкие, движимые своими идеями прорываются вперед, подгибая под себе более слабых. Но даже самый сильный и дерзкий всегда имеет слабое место, потому что неуязвимых не бывает. Как бы Базаров он не насмехался над традициями, каким бы себя ярым нигилистом не считал, встреча с женщиной, которая пробудила в нем настоящие чувства, изменила не только его взгляды, но и жизнь, которую пришлось переосмысливать.

А конфликт между поколениями всегда были и будут. Дети-двигатели прогресса, а родители-хранители традиций. Так гармонично устроен мир. Это просто закон социального развития, без которого нет прогресса, нет эволюции…

У меня появилось желание извиниться (не знаю — перед Базаровым? перед Тургеневым?) за бестолковое первое чтение и те первые впечатления, о которых я писала. Там, где я видела одну путаницу во взглядах, я разглядела удивительную силу и последовательность человека, который ошибается, «хватает через край», но ищет. Вчера, листая учебник, я наткнулась на слова, которые сказал о себе Толстой, но они, по-моему, очень подходят и к таким, как Базаров: «Надо биться, ошибаться, падать и опять вставать, а спокойствие — душевная подлость. Мне казалось, что Базаров равнодушен ко всему прекрасному. Он полюбил, и полюбил по-настоящему. Это чувство породило в нем другого человека, которого не замечал в себе, и сам Базаров. Как он хотел вырвать из себя эту любовь! И не смог, потому что очень сильный был человек, значит, и полюбил очень сильно и навсегда. «…Свобода, о которой хлопочет правительство…» — нет ли в этих словах надежды на реформу как на реальное освобождение? И нет ли пренебрежения к народу в словах о мужицком пьянстве? Нет ни того, ни другого, во всяком случае, для читателя, непредвзято читающего текст. Слово «свобода» применительно к готовящейся реформе (не забудем — действие романа происходит в 1859 году) было обычным и среди крестьян, и среди передовой интеллигенции, как бы при этом ни расценивалась сама возможность свободы. Вот свидетельство из стихотворения Н. А. Некрасова «Деревенские новости» (1860): Сходится в хате моей. Больше да больше народу: — Ну, говори поскорей, Что ты слыхал про свободу? И о реформе, уже свершившейся, страшно разочаровавшей поэта, он все-таки счел возможным написать стихотворение «Свобода» (1861): Знаю: на место сетей крепостных Люди придумали много иных, Так, но распутать их легче народу. Муза! с надеждой приветствуй свободу! В словах Базарова так же трудно услышать одобрение реформы, как и в стихах Некрасова. К тому же и вся реплика героя носит гневно-иронический характер. И в своем отношении к мужицкому пьянству Базаров — очевидный единомышленник Добролюбова (статья «Народное дело», 1859) и Некрасова, которые видели в кабаке и водке заклятых врагов народной свободы. Вскоре после тургеневских уроков девятиклассники будут изучать поэму «Кому на Руси жить хорошо», будут читать главу из нее «Пьяная ночь»… Итак, выходит, что автора «Отцов и детей» упрекают за отступление от исторической правды там, где он строго следует ей. Подобные упреки по поводу других мест романа ничуть не более основательны. Они порождены известным периодом развития науки о литературе и являются результатом невнимания к специфической, ничем не заменимой общественной роли словесного искусства, способного — в лучших творениях — через любые препятствия пробиваться к жизненной правде. По мнению Писарева, Базарову свойственны печоринский темперамент, печоринские душевные силы. И вообще он появляется в ряду целой галереи «умных людей»- Онегиных, Печориных, Бельтовых, Рудиных. Это люди, не желающие жить жизнью тех сотен тысяч «неделимых», (атомов), что никогда «не пользовались своим головным мозгом как орудием самостоятельного мышления» и потому «жили себе припеваючи». «Умные люди» всегда скучали, грустили, даже, тосковали от неудовлетворенного стремления действовать, приносить пользу. Но теперь новый тип таких людей. Теперь «умным людям» стало ясно, что тосковать — мало? что счастье выпросить нельзя, его надо завоевать. К сожалению, они пока не видят пути к этому. «В практическом отношений они так же бессильны, как и Рудин, но они сознали снос бессилие и перестали махать руками. «Я не могу действовать теперь,- думает про себя каждый из этих новых людей,- не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным». Базаровы, по мысли критика, вовсе не бездельники. Наоборот, в отличие от своих предшественников они пролетарии-труженики, они вынуждены зарабатывать на кусок хлеба. Но главное их достоинство в ином. «У Печориных есть, воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базарова есть и знания, и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Дело Базаровых — это именно критическая работа мысли, осуществляемая высокоразвитой, полностью самостоятельной личностью, свободной от всяких суеверий, авторитетов, принятых норм. Критик, несомненно, прав, когда говорит о независимости Базарова. Но в самом ли деле у герои никаких нравственных законов, принципов и целой? Верно, он не выставляет их напоказ, молчит на прямой вопрос Павла Петровича, говорит Аркадию, что действует так или иначе «в силу ощущения», что у пего «мозг так устроен». По вспомним схватку Евгения Базарова с Павлом Кирсановым. Неужто за отрицанием там не видно никаких идеалов, никаких убеждений? «Мой дед землю пахал»,- говорит Базаров «с надменною гордостью». Для него важно не только как аргумент в споре, что его скорее, чем Павла Петровича, признают «своим соотечественником». Базаров презирает «аристократишек», т. е. людей, которые кичатся правами, полученными не личными заслугами, а по наследству. Правда, Базаров сам готов идти против своего народа — против его невежества, пьянства, суеверия, патриархальной покорности. Не ясно ли, что за всем этим истинно демократические идеалы героя?

В очередной раз прохаживаясь между стеллажами городской библиотеки, я поняла, что не хочу тратить время на детективы, любовные романчики или современные бестселлеры. Захотелось чего-то русского, глубокомысленного, и я подошла к классике. Блуждая взглядом по книгам, я остановилась на Тургеневе и поняла, что совершенно не помню, о чем произведение «Отцы и дети», которое мы когда-то проходили по школьной программе. Помню лишь, что толком его не поняла и мне оно тогда показалось жуть каким скучным.

В этот раз книга была прочитана от корки до корки, включая рецензию на данное произведение Писарева под названием «Базаров».

Не знаю почему, но мне всё больше хочется знать, как жили люди раньше, когда не было телевизоров, компьютеров и мультиварок. Более того, конкретно после этого произведения мне захотелось почитать русскую историю, написанную в те времена. Спрошу Карамзина в следующий раз в библиотеке.

Сюжет «Отцы и дети»

Произведение начинается с того, что старик-отец (Николай Кирсанов) встречает на дороге своего сына студента (Аркадия Кирсанова).

Но выясняется, что Аркаша едет не один, а с другом — Евгением Базаровым. Аркаша находится под большим его влиянием, смотрит в рот, считает своим учителем, но Базаров не приходится по вкусу его родственникам, особенно дяде-аристократу Павлу Кирсанову.

На почве разногласия молодежных взглядов и взглядов старшего поколения в конце концов происходит конфликт. Внешний — между Базаровым и Кирсановым, и внутренний — в душе Базарова. Ведь ему, такому беспринципному «нигилисту», угораздило… влюбиться. Да в кого! В дамочку, которая ему форы даст в его беспринципности!

Чем закончится эта история? Не буду спойлерить, лишь скажу, что никакой сладости и ванили не будет.

Главные герои «Отцы и дети» Тургенева

И всё же, я хочу познакомить читателей с главными героями и даже показать их благодаря иллюстрациям из книги.

  • Евгений Базаров

На мой взгляд, этого человека можно уважать только за одно качество — неимоверную работоспособность. Будущий доктор, он уже сейчас ежедневно изучает естественные науки, на практике и в теории. Он уже сейчас может оказать качественную медицинскую помощь. Базаров вырос в скромных условиях, но в детстве у него было всё необходимое. Хочется отметить и тот факт, что Евгений во время обучения не обременял родителей, не просил у них денег.

Базаров не признает авторитетов, плюёт на обычаи и нравы, но это было бы ничего, если бы он не хамил людям. Порой он мне кажется просто невоспитанным человеком, который прикрывает свои культурные пробелы философией нигилизма. Он не понимает в музыке и в искусстве, и потому отрицает их. Он никогда не любил, поэтому отрицает любовь. Светлые чувства вроде дружбы и любви он называет брезгливо «романтикой» или «вздором». Он груб с людьми, друзей в открытую называет глупцами и держит их рядом с собой в качестве свиты воздыхателей. Конфликт в его душе происходит, когда он влюбляется. Ломается его система взглядов и вот он уже ошарашенно замечает за собой, что и он становится романтиком. И в связи с этим он пытается спастись бегством.

Пожалуй, она намного хуже Базарова. Это очень умная и рассчетливая женщина, которая не побрезговала свадьбой со стариком ради наследования его состояния. Теперь же она живет с его богатством: разнеженная, скучающая, не имеющая смысла жизни. Но когда она знакомиться с Базаровым, ей становится интересно: а что же это за птица такая интересная?

В конце произведения мне показалось, что Анна оттает, когда увидит Базарова, но нет. Она приехала лишь убедиться в своей фригидности отсутствии чувств.

Аркадий Кирсанов и Катерина Одинцова

Аркадий Кирсанов — человек очень мягкий, добрый и романтичный. Последние полгода увлечен идеями Базарова, но его внутреннее естество бунтует против этих самых идей. А мы узнаем его в конце концов как человека старой закалки: он любит слушать музыку, мечтать, ревновать, он способен на любовь, нежность, комплименты. При этом он честен и открыт перед людьми.

Катя, младшая сестра Анны, — человек со стержнем. Она мягка, красива, но умеет гнуть свою линию и подчинять. Катя не испорчена жизнью.

  • Павел Кирсанов

Это антагонист Базарова. Мужчина аристократичный, желчный, но по мне — ничего из себя не представляющий. Да, он образован, умен, воспитан, но жизнь его прошла даром. Правда и он совершил поступок, достойный уважения. Он влюбился, но отказался от своей любви во благо близкого человека.

  • Фенечка

Вот эта героиня для меня осталась загадкой. Лично мне показалось, что это волк в овечьей шкуре. Сейчас она такая милая, покорная, добрая, открытая, боязливая и простая. Но это пока она НИКТО. Но впереди брак с дворянином, и как она себя покажет — еще неизвестно. Почему я сомневаюсь на ее счет? Уж слишком она вольно вела себя с Базаровым, я бы сказала, что она сама спровоцировала его. Возможно, в будущем она станет очень похожа на Анну Одинцову, ведь выходит она не за ровесника, а за человека, годящегося ей в отцы.

  • Родители Базарова

Этим персонажам могу только посочувствовать. Вырастили они сволочь, которая плевать хотела на всех и вся. Просто жаль стариков.

А ведь они любили Базарова больше всех на свете.

Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

В книге нам показаны 2 вида любви.

Любовь Базарова — яростная, жесткая, страстная. Когда он проявил свои чувства, даже Одинцовой нехорошо стало, страшно.

Любовь Аркаши — мягкая, уступчивая, духовная. Это тот случай, когда сначала появляется дружба и взаимопонимание, а потом чувство влюбленности.

Именно из второго вида любви образуются крепкие браки. Я считаю, что такие отношения не скучны. Благодаря им идешь домой, как в крепость, а не ждешь — какое же цунами тебя ждет сегодня вечером.

Смысл романа Отцы и дети И.С.Тургенева

На мой взгляд, И.С.Тургенев хотел сказать читателю следующее.

Да, разница во взглядах между поколением отцов и детей будет всегда. И от этого никуда не деться. Мир развивается. Но есть непреложные принципы, которые позволят понять друг друга отцу и ребенку. В первую очередь, это любовь. Любовь — это то чувство, которое помогает любящим идти на компромисс, мириться с недостатками, которое закроет рот, когда надо промолчать, чтобы избежать ссоры и обиды, которое наделит красноречием, когда нужно поддержать друг друга словами.

Именно чувство любви обеспечит больного родителя стаканом воды в старости.

И да, если вы дочитали до этой строки, то сейчас — самое время позвонить родителям и сказать им просто несколько ласковых слов.

  • Сочинение по рассказу дубровский шестой класс
  • Сочинение по рассказу в п астафьева васюткино озеро
  • Сочинение по рассказу бедная лиза на тему образ лизы
  • Сочинение по рассказу александра сергеевича пушкина дубровский
  • Сочинение по рассказу горе от ума на тему образ софьи