Сочинение по рассказу недоросль 8 класс по плану литературе

В комедии д.и. фонфизина недоросль затрагивается проблема воспитания подрастающего поколения. главный герой это сын госпожи простаковой, его зовут митрофанушка.

В комедии Д.И. Фонфизина «Недоросль» затрагивается проблема воспитания подрастающего поколения. Главный герой — это сын госпожи Простаковой, его зовут Митрофанушка. И так как в комедии «Недоросль» все герои имеют «говорящие» имена и фамилии, указывающие на то, что представляет собой тот или иной человек, то можно понять, что Митрофанушка — это копия своей матушки, ведь имя его означает «являющий свою мать». Госпожа Простакова -глупая и невежественная женщина, думающая только о собственной выгоде, поэтому сын у нее растет такой же: неучёный и избалованный.
Митрофанушка «не хочет учиться, а хочет жениться», и невестой его госпожа Простакова желает сделать Софью-дальнюю родственницу их семейства, оставшуюся сиротой.
Изначально Софья должна была стать женой Скотинина — брата Простаковой, но, когда выяснилось, что дядя Софьи жив и даже подготовил для нее хорошее наследство, Простакова решает, что будет выгодно выдать её замуж за своего неученого сына — Митрофанушку. Вокруг Софьи и происходит вся суета в произведении, ведь на ее руку и сердце претендует так много мужчин.
Помимо Митрофанушки и Скотинина, жениться на ней желает и Милон, к которому девушка испытывает ответные чувства. Милон мил Софье, но Простаковы разлучают ее с ним, забрав ее к себе. Однако Милон, встретившись с Правдиным, чиновником, проверяющим поместье Простаковых, находит возможность вновь встретиться с Софьей.
Правдин находится на стороне влюбленных, ведь он знает Милона как честного и порядочного человека – офицер его старый друг. Вопрос с женитьбой решается с помощью Стародума, который приезжает за своей племянницей в дом Простаковых. Во время пребывания Стародума в доме Простаковых происходит сватовство, за которым смешно наблюдать. Скотинин хвалится своим древним родом, госпожа Простакова нахваливает своего сына Митрофанушку, гордясь его «ученостью», хотя он не умеет толком даже считать. И это неудивительно, ведь одним из его учителей, которого Простакова хвалит больше всего, является Вральман, хотя на самом деле он вовсе и не учитель: в прежние времена он работал кучером у Стародума. Вральман поощряет Митрофанушку, давая ему отдохнуть и порезвиться, утверждая, что не стоит забивать голову лишними знаниями, поэтому другие учителя – Цыфиркин и Кутейкин – не могут толком ничему научить Митрофанушку. Самый порядочный и толковый учитель Митрофанушки — это учитель арифметики Цыфиркин, он даже отказывается брать плату за свои услуги, понимая, что не смог ничему научить недоросля.
В рассказе все же побеждает справедливость: Правдин, который получает управление всем хозяйством Простаковых, возвращает все на свои места. Вральман вновь становится кучером Стародума, Цыфиркин получает вознаграждение за свою порядочность. Правдин помогает воссоединиться и Милону с Софьей. А недоросля — сына Простаковой — Митрофанушку Правдин отправляет на службу, что, несомненно, должно пойти неученому недорослю на пользу. Госпожа Простакова очень огорчена этим, причитая: «Погибла я совсем…», но Правдин отвечает ей: «Вот злонравия достойные плоды!» Тем самым он укоряет неразумную женщину в недостойном воспитании своего сына, ведь родители должны служить примером детям, должны заботиться об их нравственном воспитании. Таким образом, благодаря Правдину, в произведении восторжествовала справедливость и всё встало на свои места.
И несмотря на то, что комедия «Недоросль» была написана очень много лет назад, она не потеряла своей актуальности и по сей день, ведь в наше время тоже очень много избалованных и невежественных детей, которым родители не могут дать должного воспитания, не могут служить для своих детей достойным примером.

В комедии “Недоросль” на первое место выносится проблема произвола помещиков над крестьянами, но это не единственный предмет обсуждения, который хотел выдвинуть Фонвизин. В «Недоросле» автор ещё и обличает нездоровые отношения в дворянской семье Простаковых. Давайте разберём на примерах, что в этой семье не так.
Во-первых, отношения между супругами. Госпожа Простакова пренебрежительно и неуважительно ведёт себя с мужем, она совсем не считается с его мнением, имеет над ним такую власть, что тот, общаясь с ней, “от робости запинается” и признаёт, что при глазах своей жены ничего не видит. А муж в свою очередь полностью переложил ответственность по ведению дома и поместья на свою жену, не оказывая ей помощь и поддержку.
Во-вторых, воспитание ребёнка. В этой семье госпожа Простакова излишне балует своего сына, ведётся на его манипуляции (например, когда Митрофанушка не хочет учиться и пугает свою мать тем, что нырнёт в реку, если она будет его заставлять). Матушка не в меру заботится о своём сыне, устраивая целое представление по поводу того, как узок кафтан Митрофана и не замечает отрицательных сторон капризов Митрофанушки, например, она не видит ничего плохого в том, что сын объедается булочками до рези в животе. Недостатков в своём сыне не видит и отец. Он, говоря о сыне, использует такие слова: “…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…”. От отсутствия воспитательного процесса и от всепрощения родителей Митрофанушка вырос человеком, не уважающим и не ценящим своего отца и мать. И доказательство этого мы встречаем, когда дом и деревня Простаковых передаются в опеку, и мать в порыве чувств бросается обнимать сына, а тот велит ей отвязаться, показывая чёрствость и безразличие по отношению к человеку, который подарил ему жизнь. Не зря Фонвизин подобрал этому пятнадцатилетнему недорослю имя “Митрофан”, в переводе оно означает “походящий на мать”. Госпожа Простокова, как мы знаем, не уважала своего мужа, и Митрофан также себя ведёт по отношению к ней.
Таким образом, в семье дворян Простаковых осуществляется плохое воспитание сына, и в целом отсутствует согласие между членами семьи.

Произведение «Недоросль» является одним из самых успешных произведений Д.И. Фонвизина. Оно написано в 1782 году, но до сих поря является популярным и в наши дни. Постановки по произведению «Недоросль» имеют большой успех в современных театрах.

В произведении «Недоросль» рассказывается о дворянстве и крепостничестве, существовавших в Российской Империи. Большое внимание в те времена уделялось теме воспитания достойного человека и гражданина. Она и стала одной из основных в комедии Д.И. Фонвизина.

Одним из основных персонажей комедии «Недоросль» является Митрофан Простаков – ленивый и эгоистичный подросток, сын дворянской семьи Простаковых. Вообще в комедии «Недоросль» все герои имеют говорящие имена и фамилии, позволяющие сразу охарактеризовать своего хозяина или хозяйку.

Мать Митрофана, госпожа Простакова, ласково называет сына Митрофанушкой, балует его и исполняет любые капризы своего чада. Сама она глупая и невежественная особа. По такому же принципу воспитывает сына и его отец. Вседозволенность и отсутствие воспитательного процесса вырастили Митрофанушку человеком, не уважающим своих родителей. Над матерью он потешается, играет на ее чувствах, грубит и огрызается.

Главным примером отвратительного поведения в семье Простаковых стало отношение госпожи Простаковой к своему супругу. Она не уважает мужа, не считается с его мнением, а он в свою очередь перекинул на нее всю заботу о доме и хозяйстве и оставил ее без помощи.

У Митрофана отсутствует жизненная цель, он хочет лишь есть, гонять голубей и лентяйничать. Он не хочет учиться, а хочет жениться, и госпожа Простакова наняла ему учителей только потому, что таким был царский указ. Сама же женщина считает все эти науки бесполезными.

В невесты госпожа Простакова желает записать девушку-сироту Софью. Позже выясняется, что дядя Софьи жив и подготовил для племянницы не плохое наследство. Сделав Софью женой Митрофана, Простакова тем самым надеялась прибрать к рукам наследство девушки. Но всем этим помыслам не дано было осуществиться.

Проблема воспитания и образования актуальна и в наши дни. Даже сегодня встречаются родители, отдающие своих детей в школу «для галочки», просто потому что того требует общество.

Сочинение 2

«Недоросль» написал Фонвизин, данная комедия затрагивает указ, введенный в восемнадцатом веке в России. Указ говорил о том, что абсолютно все в стране должны были иметь образование, в противном случае неграмотные люди не могли вступать в брак.

В комедии Фонвизина главным сословием является дворянство, он показывает, как формируется личность у молодого поколения дворянства. Здесь ярко видна позиция Фонвизина: он считает, что только образованные люди могут спасти Россию, помогать развиваться стране.

Митрофан — главный герой в комедии, он ребенок дворян, его воспитанием занимается его мать, которая сама не имеет образования, более чем, воспитана дурно. В противовес Митрофану в произведении представлены и другие герои: Стародум, Софья, Правдин. Через этих героев, автор показывает, в каких людях нуждается Россия. Они красиво и грамотно говорили, их ум был чист, главное в их жизни — образованность. Но больше всего героев — отрицательные, например, семья Скотиных или Простаковых.

Сам Митрофан вырос ленивым, жадным и глупым ребенком. Он полностью зависит от матери, ее слово для него — закон. Сама Простакова желала быть с сыном постоянно, даже не пускала его в армию. Она решается сама обучать его, но ничего не знает об образовании, ее речь бедна, она использует ругательные обороты и грубую лексику. Митрофан привык жить в чрезмерной любви и ласки от матери, он всегда был прав, ел досыта, постоянно находился под защитой, поэтому и вырос не способным на самостоятельную жизнь.

Муж Простаковой понимает, что такое воспитание идет не на пользу сыну, но боится высказать свое мнение, поэтому оставляет все как есть. Это еще одна из характеристик дворянства восемнадцатого века. Но введение нового указа вынуждает нанять для Митрофана учителя, который бы объяснял азы наук, языков. Любящая мать делает это, но все бесполезно. Митрофанушка думает только о будущей свадьбе, а науки совсем ему не интересны. Несмотря на это, Фонвизин надеется на лучшее для России, что реформа способна поднять уровень образования в стране среди дворян.

Также есть и другая проблема в комедии Фонвизина — гнет крепостных. Это видно из отношения Простаковой к разным людям. Она груба к членам семьи и к своим помощникам, но к гостям мила и приветлива. Простакова хочет наладить связи с более богатыми людьми, влиться в их компанию ради своей выгоды, поэтому льстит им. У таких людей нет нравственных ценностей, понятий о бескорыстных поступках, доброте.

`

По комедии Недоросль

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине В лесу графини Мордвиновой. Петергоф Шишкина

    Перед нами один из прекрасных и величественных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина. Картина была создана в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума в 1891 году. Шишкин снимал дачу в этих местах и создал здесь несколько полотен.

  • Сочинение на тему Как я испугался ужа 5 класс

    В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.

  • Сочинение Образ Натальи Мелеховой (Коршуновой) в романе Тихий Дон Шолохова

    Супруга Григория Мелехова – Наталья – одна из ключевых героинь романа «Тихий Дон». Автор знакомит нас с еще совсем юной и светлой Натальей, которой предстоит выйти замуж за Мелехова, но с мужем красивой и работящей девушке не повезло

Тема:
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Подготовка к
домашнему сочинению.

Цели: Подготовка к домашнему
сочинению.

Год написания – 1782
г.

История создания
Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под
влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.

Тема
Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание
нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

Композиция
комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих –
единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

Жанр – Пьеса
– комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.

Направление – Задача
автора состояла в высмеивании пороков общества, значит, направление комедии –
сатирическое.

История создания

В «Недоросле» анализ произведения
предполагает раскрытие темы, основную мысль комедии, ее суть и идею.

Сначала определим смысл названия.
В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало человека, не имеющего
документа об образовании. Такого человека не брали на службу и не разрешали
вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во
Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все
сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое
внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям.

Когда писатель возвратился в
Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат
говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей
создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а
окончательный год написания – 1782.

Тема

Изначально главной темой
комедии
предполагалась тема воспитания и образования нового поколения,
позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические
проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении
службы и женитьбы дворян – недорослей.

Семья Простаковых, имеющая
недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у
таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют
ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как
крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего
для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает
глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.

Семья – это тот пример, на
котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает
поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не
понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает,
почему он не выказывает ей должного почтения.

Раскрывая проблемы комедии,
внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все
зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье
зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и
честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по
отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.

Композиция

Мастерски выполненные особенности
композиции позволяет ознакомиться с главными героями в самом начале пьесы.
Уже в конце первого действия происходит завязка сюжета. Тут же в комедии
появляются Правдин и Софья. В комедии есть интрига – богатое приданное Софьи,
о котором узнают из рассказа Стародума, и разгорается борьба за ее руку.

Скрыть объявление

В следующих двух действиях
события стремительно развивается, растет напряженность, пик которой
приходится на четвёртое действие, в котором в голову Простаковой приходит
мысль похитить Софью и силой выдать замуж за недоросля.

Постепенно развитие действия
начинает идти на спад, и в пятом действии комедия приходит к развязке.
Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых
в злых намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте
имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка
вынужден идти в солдаты.

Используя в своей комедии такие
художественные средства как говорящие фамилии и имена, автор дает
нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в ее
справедливости. Такова общая характеристика комедии.

Характеристики героев «Недоросль»

Главные герои

Митрофанушка

В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество
и застой российского дворянства. Главному герою шестнадцать лет от роду,
живет он с родителями. Митрофан единственный ребенок в семье. Он абсолютно
необразован. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к
учебе.
Персонаж предстает перед читателем как избалованный и не уважающий других
молодой человек. Он не уважает собственного отца, льстит и пользуется
расположением матери.

Стародум

В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи.
Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу
честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами
автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой
несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен
пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя.
Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

Простакова

Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и
невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье.
Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын.
Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное
чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану –
выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается
желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

Правдин

Государственный служащий, который отправлен с целью
проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и
честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых
заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает
пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной
жены будет изъято.

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное
влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит
Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к
их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она
переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

Скотинин

Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов.
Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты
придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой
было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется
некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и
рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия.
Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ
положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию.
Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень
характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши
дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или
творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря
собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и
комичность ситуации.

Жанр

Пьеса Фонвизина построена по
законам классицизма. События происходят в течение суток на одном месте.
Комедийная направленность пьесы ярко выражена острой сатирой, беспощадно
высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют и смешные мотивы, пронизанные
юмором, есть и печальные, в которых помещица высокомерно издевается над
своими крепостными крестьянами.

Писатель был ярым сторонником
просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное
воспитание могут помочь человеку, вырасти в высоконравственную личность,
стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть
институт семьи, где и закладываются основы человеческого поведения.

Критика восторженно отнеслась к
комедии «Недоросль», назвав ее вершиной драматургии России 18 века. Все
критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью и
прямолинейностью описал типичные образы и характеристики общества, которые
выглядят карикатурно и гротескно, а на самом деле, просто взяты из жизни, и
описаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в
обществе также присутствует большое количество «митрофанушек», для которых
смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образованию отводится
минимальное место.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • По произведению Недоросль

В начале восемнадцатого века в Российской империи издали указ о том, чтобы каждый дворянин имел образование. Если предписание царя не будет исполнено, то недоучки не могут вступать в брак. Именно этот документ и положил начало легендарной комедии Фонвизина.

В произведении «Недоросль» автор тщательно рассмотрел дворянство, а именно, проблему становления личности юных людей из семьи помещиков. Фонвизин придавал огромное внимание именно воспитанию детей. Он считал, что лишь воспитанные и образованные люди могут изменить будущее России. В комедии фигурирует такой молодой человек, как Митрофан. По своему происхождению дворянин, его окружения составляют люди с дурным нравом. Противопоставлением этому герою служат такие персонажи, как Стародум, Милон, Правдин и Софья.

Именно эти персонажи имеют те черты характера, которые так ценил Фонвизин. Через их уста автор выражал идеи, которые летают среди образованного и интеллигентного общества. Простковы и Скотины, в свою очередь, являются полным воплощением самого ужасного и скверного. Мать Митрофана настолько любит сына, что это, парой, становиться невыносимо терпеть. Митрофан не может и шагу ступить без ведома матушки. Естественно, это быстро надоедает. Забота – это безусловно отлично, но ее бывает чересчур. В принципе, как было в ситуации с Митрофаном и его матерью.  

Речь у всех героев тоже отличительно различалась. Это тоже служило особой характеристикой каждого персонажа. К примеру, Митрофан не блистал красноречием, был молчалив. Правдин же, наоборот, поражал всех своим словарным запасом. Речь Софи была изящна, как и она сама. Простакова часто использовала довольно грубые выражения, которые присущи крестьянам. У каждого из них были свои особенности. 

Фонвизину довольно неприятно все это общество грубых, невоспитанных, необразованных людей. Которые просто забыли, что такое дворянское и человеческое достоинство. К сожалению, для данного сословия того времени стало нормально полное отсутствие культуры, множество фальши, грубых слов. Они перестали заботиться об образовании, довольствуясь тем, что есть. Не задумываясь о том, что их ждет в будущем.

2 вариант

Центральным персонажем в произведении «Недоросль» гениального писателя Фонвизина считается Простаков, представитель дворянского рода. Вообще, Митрофан означает «подобный», то есть чем-то схожий на мать. Но возможно таким образом, матушка Простакова хотела показать окружающим, что она хочет воспитать сына, похожего на себя. У неё была мысль оставить сына при себе до 26- летия, и даже не отпустить его в армию на службу. А сама госпожа Простакова обладала твердолобостью, редко слушала других, и именно поэтому переубедить её зачастую было очень трудно. У её же сына отсутствует какая-либо мотивация и цели в жизни, но он любил вкусно покушать. Она говорила, что пока он ещё недоросль, пока ещё его можно женить и не отдать на службу, то такая возможность должна непременно послужить в плюс. Сам Митрофанушка днями бездельничал и, предупреждая об очередной шалости, он говорил об этом матери, а она в свою очередь поощряла его безделье и называла это «лёгким баловством».

И конечно же всеми известная фраза Митрофанушки: «не хочу учиться, хочу жениться». Он считал, что «к наукам он не способен». И даже в этом вопросе мать его поддерживала. Но стоит отметить, хоть и воспитание у неё было неправильным, она очень его любила. Даже когда он объедался, она говорила ему, чтобы он покушал ещё. А когда его кто-либо обижал, мать всегда вставала на защиту сына, не позволяла никому плохо с ним обращаться, рассчитывая на то, что он ответит таким же отношением в дальнейшем. Однако, несмотря на её ожидание, Митрофанушка к матери относился пренебрежительно, он постоянно отворачивался от неё, отталкивал в ситуациях, когда она хотела ему помочь, не хотел, чтобы она присутствовала рядом с ним, и также считал себя крайне умным.

И вообще к окружающим Митрофанушка не питал приятных чувств, например, к своему дядюшке Тарасу по фамилии Скотинин, он также относился пренебрежительно и грубо, постоянно огрызаясь на него и советуя ему убираться. Воспитанием же сына занималась за низкую плату добрая женщина Еремеевна, которая очень хотела научить его чему-то хорошему. Однако другие учителя крайне часто серчали на него. Митрофанушка при этом всём был человеком достаточно высокомерным и считал, что все люди прямо должны отчаянно ему помогать. Автор хотел нам изобразить, что в каждом из нас есть как бы частица такого персонажа как этот Митрофан, и когда мы ленимся, мы частично и становимся на него похожими. К таким людям как он, относиться или хорошо, или плохо очень трудно, ведь они очень неоднозначные, они недалёкие, невоспитанные, и с ними общаться нет никакого желания. Единственная надежда на исправление у такого человека, если он сам этого захочет.

Сочинение 3

В восемнадцатом веке словом «недоросль» именовали молодых дворян, не получивших от своего учителя удостоверения об окончании ими обучения. Замысел создания комедии, высмеивавшей грехи современного русского общества, впервые зародился у Дениса Ивановича Фонвизина в конце 1778 года, уже после своего возвращения из Франции. Впервые комедия опубликована в далеком 1783 году. Все последующие поколения пытались всеми способы не походить на известного и противного всем Митрофанушку

Митрофанушка является избалованным барчонком, которого с самого детства холит и лелеет его матушка госпожа Простакова. День ото дня Митрофан только и делает, как объедается без всякой меры. Остальное время он любит проводить в своей голубятне. Он необычайно ленив и глуп и в этих науках ему помогает немец-учитель Вральман, усердно оправдывая его лень, за что чуть было и не получает по голове. В итоге, за два года изучения арифметики, едва способен досчитать до трех, читать же научился только по слогам.

Злонравие свойственно его матери не с меньшим успехом перешло и к сыну, в основном показывая вид на тех, кто не может ему ответить или дать сдачи. Особенно он любит лаяться со своими учителями и всячески оскорблять свою няню, кормилицу, которая воспитала его с рождения и практически заменила ему мать. Но и к родной матери он расположен не более, ежели к кому другому, ясно демонстрируя это грубым с ней обращением, а главное обидными для, под конец потерявшей слишком многое, госпожи Простаковой словами: «да отвяжись матушка, как навязалась».

Трусость, которая нередко присуща особенно глупым людям обнаруживается, когда Скотинин пытается побить его за откровенное желание жениться и он, вместо того, чтобы защищаться, выдвигает вперед свою няню, прикрываясь ей от возможных ударов.

Во всем своем существе Митрофан представляет собой невежественного, ленивого, трусливого, злого, глупого, словом человека дошедшего последней степени своего совершенства. Таких, как он были миллионы тогда, но и теперь остались десятки миллионов людей, не желающих учиться, считающих, что абсолютное большинство знаний никому не нужно и никогда не пригодиться. Правильно сказал Вральман о Митрофанушке, заглянув далеко вперед: «таких на свете миллионы, миллионы. Как ему не выбрать себе компании?»

Вариант 4

Комедия Фонвизина «Недоросль» повествует о недоросле, который воспитывался таким ужасным образом, что постепенно стал превращаться в некое ленивое, ни к чему не способное, и к тому же жестокое существо.

Сюжет комедии развивается в деревне, где командует крепостница по фамилии Простакова. Она играет в комедии главную отрицательную роль. Жестокая и властная госпожа Простакова презирает всех вокруг: свою свиту, крестьян и в том числе собственного законного супруга. Если ко всем этим качествам приплюсовать ещё и её абсолютную безграмотность – то перед нами будет типичный пример одной из представительниц дворянства, против которого и выступает автор в своей комедии. Простакова не любит никого, за исключением своего сына Митрофана.

Митрофан – кошмарная копия своей матери. Он целиком и полностью унаследовал ее невыносимое поведение и ужасный характер. Целыми днями он предается лени, обжорству и тирании домашних. К отцу он относится презрительно и вообще не воспринимает его как человека. Безграмотность, к слову сказать, тоже полностью заслуга его матери. Так как теперь дворяне имели право выбора – служить ли не служить, Митрофан пребывал при матери. Учиться всё же было обязательно, Простакова закон исполняет, но не слишком то его одобряет. Недоросль только делает вид, что учится, учителей всячески третирует и критикует. На самом деле мечта Митрофана – стать единоличным хозяином всего имения и распоряжаться в нём по своему усмотрению, так как пожелает его бестолковая сущность. Поэтому он только и делает, что ждёт кончины своих родителей.

В деревне Простаковой крепостной строй продержался бы ещё не один век, если бы в один прекрасный момент Митрофанушка не бросил в сторону матери решающую реплику, что мол, отвяжись ты от меня, вот навязалась. Вот именно здесь произошло крушение всех устоев Простаковой, основанных на жестоком обращении и банальном невежестве.

Комедия не потеряла своей актуальности и в наши дни. Люди все также делятся на бедных и богатых, богатые считают себя хозяевами жизни, они позволяют вести себя с бедными жестоко и бесчеловечно, в то время как бедный человек довольно часто оказывается гораздо образованнее, честнее и мудрее многих богатеев.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Недоросль

По произведению Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Анализ повести Камю Посторонний

    В 1942 году была напечатана повесть Камю Посторонний. Главным персонажем повести является маловажный работник Мерси. Он не хочет быть похожим на других людей, осознает абсурдность жизни

  • Анализ произведения Васильева В списках не значился

    Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974-м году. Поводом для её написания послужил один случай. Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале

  • Сочинение Печорин и водяное общество

    Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу самых великих русских писателей. Это безусловный и абсолютный факт. Произведения Михаила Юрьевича написаны на остросоциальные темы

  • Сочинение по картине Копытцевой Летний день. Цветет сирень 8 класс

    Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.

  • Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза сочинение

    Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Тема и идея произведения Недоросль

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является одним из самых величайших произведений своего времени. Автор поднимает в нем ряд важных тем, которые были актуальны не только в то время, но и сегодня.

Прежде всего автор поднимает тему образования. Госпожа Простакова не была образованным человеком. Она не видела необходимости в получении образования, знаний. Однако, она наняла для Митрофана учителей. Как можно объяснить этот поступок? Что двигало героиней? Единственным, что могло заставить героиню что-то сделать — общественное мнение, традиции, характерные для высшего общества. Ей казалось, что если она будет копировать повадки светских людей, то ей удастся стать частью их общества.

Вторая важная тема комедии — это отношение родителей к ребенку. Госпожа Простакова очень любила своего сына и хотела для него всего самого лучшего. Ей хотелось вывести Митрофана в люди, сделать великим человеком. Мать хотела женить его на богатой невесте, Софье. При этом героиня не имела со своим ребенком духовной близости. Она никогда не разговаривал с сыном, не пыталась узнать его мысли и переживания, его желания. В отношениях Госпожи Простаковой с сыном просматривается ее эгоизм, ведь она, воспитывая его, думала только о себе, своем будущем. Автор показывает, что такая система воспитания не работает, ведь Митрофан а конце пьесы грубит своей матери, которая тяжело переносит его предательство.

Также важной темой, поднятой автором, является взаимоотношения между членами семьи. Например, Госпожи Простаковой и ее брата Скотинина. В своих отношениях они думали лишь о личной выгоде. Брат и сестра не проявляли заботу друг о друге, не пытались понять друг друга. Их отношения были скреплены лишь общественным мнением, которого так боялась мать Митрофана.

Идеей произведения «Недоросль» является мысль о том, что добро всегда побеждает зло, учение всегда побеждает безделье. Софье и ее дядюшке удалось отстоять справедливость. Девушка поженилась со своим любимым человеком — Милоном. Ее страдания, причиненные ей Простаковыми, были награждены истинной любовью, обретением родственной души, осознанием собственной независимости.

Позиция, принятая Простаковыми, неверная. Это и показывает автор в своей комедии. Его идея состояла в том, что «Недоросль» несет воспитательную функцию. Герои и автор показывают каким должен быть человек, а от каких качеств ему лучше избавиться.

История создания

Замысел создания «Недоросля» родился у Фонвизина после его длительного пребывания во Франции, чьё театральное искусство на тот момент находилось на недостижимой для соседей высоте. Особенно вдохновили писателя комедии, высмеивавшие пороки отдельных представителей французской аристократии и мещанства, а также просветительские идеи Вольтера.

Будучи дворянином, Фонвизин сам мог наблюдать все недостатки правящего класса Российской империи. Сделав комедию на французский лад, драматург намеревался обнажить и высмеять беспокоившие его недостатки помещичьего дворянства. Цель Фонвизина — осудить пороки правящего класса и показать верные нравственные ориентиры — честность, патриотизм, ум и высокий уровень нравственности.

Направление и жанр

«Недоросль», бесспорно, принадлежит к литературному направлению классицизма. Это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нем долг превосходит чувство, а разум — страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у нее власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.

Основные черты и признаки классицизма в пьесе:

  • В повествовании сохранено единство места и времени.
  • Почти все персонажи носят говорящие фамилии.
  • Освещённым порокам придаётся локальный характер, осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.

Жанр «Недоросля» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, однако юмор не слишком резкий. На первом месте у автора стоит не желание обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления.

Конфликт

В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.

  1. Социально-политический конфликт заключается в изобличении крайностей, которые возникают при крепостном праве, в осуждении самодурства и невежества. По ходу сюжета нарастает противоречие между идеалами просвещённой монархии и помещичьей зашоренностью. Однако в финале разум и гуманизм одерживают вверх.
  2. Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. Через него Фонвизин доносит до нас идеи о недопустимости принуждения и всесильности истинной любви.

Особенности конфликта состоят в том, что дворянам противопоставлены сами дворяне, и противостояние происходит в рамках одного сословия. Фонвизин подчеркивает, что российское дворянство неоднородно: в нем есть достойные люди и бесчеловечные тираны.

Тема, проблема, идея и значение произведения

Основу комедии составляют две проблемы, особенно волновавшие писателя – это проблема воспитания и проблема нравственного разложения дворянства. Фонвизин считал, что проблема воспитания имеет государственное значение, и именно правильное воспитание могло бы спасти дворянское общество от разложения и деградации.

Причину порочности дворянства писатель видит в установившемся государственном строе, который порождает беззаконие и произвол. Проблема воспитания, таким образом, оказывается неразрывно связанной с политическим и жизненным укладом государства.

Замечание 1

Проблема воспитания дворянства является основной темой данного произведения.

Идея комедии заключается в осуждении невежественных и жестоких помещиков, считающих себя хозяевами жизни. они не соблюдают ни нравственные законы, ни государственные.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 400 руб.
  • Реферат Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 270 руб.
  • Контрольная работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Комедию «Недоросль» можно назвать народной. В этом произведении Фонвизин отразил острые проблемы русской действительности. Сначала зрители, посмотрев комедию в театре, от души смеялись. Однако потом, задумавшись, испытывали печаль и называли пьесу русской трагедией. Комедия Фонвизина является сатирическим зеркалом общества.

«Недоросль» является общественной комедией, в которой нет ничего карикатурного. Все персонажи взяты из реальной жизни.

В этом произведении присутствует и гротеск, и фарсовое начало, и сатирический комизм. Поднимаются вопросы, заставляющие серьезно задуматься. «Недоросль» оказал сильнейшее влияние на развитие русской драматургии и литературы в целом.

Суть

Помещица Простакова узнаёт о том, что её воспитанница – Софья, стала наследницей своего богатого дяди. Помещица намеревается насильно выдать девушку замуж за своего сына – Митрофана. Софья всячески противится этому, ведь на уже давно влюблена в молодого офицера Милона. На ее руку претендует и дядя Митрофана, Скотинин.

На помощь героям приходят сначала чиновник-интеллигент Правдин, а потом и дядя Софьи – Стародум. В финале планы Простаковой рушатся: крестьяне переходят под опеку государства, сын грубо отталкивает ее, а Стародум увозит влюблённых молодых людей в Москву.

Действующие лица комедии

  • Госпожа Простакова – невоспитанная, глупая и подлая владелица имения. Жестоко обращается со своей прислугой.
  • Митрофан – 16-летний сын Простаковой. Не имеет цели в жизни и собственного мнения, слабохарактерный. При этом грубиян и невежда.
  • Правдин – чиновник, временно остановился у Простаковых. Главная его цель – защитить крестьян от своеволия дворян. Образованный и воспитанный мужчина, который не боится идти против системы.
  • Софья – порядочная и мягкосердечная девушка. Потеряв родителей, ей пришлось жить под одной крышей с Простаковыми.
  • Стародум – дядя Софьи. Главным считает честь и достоинство, а не деньги и чины; обладает богатым жизненным опытом.
  • Милон – возлюбленный Софьи. Честный офицер.
  • Скотинин – необразованный помещик, который видит смысл жизни в разведении свиней. Брат Простаковой.
  • Простаков – бесхарактерный муж владелицы дома. Во всём соглашается с женой.
  • Еремеевна – нянечка Митрофана.
  • Кутейкин – неважный учитель грамматики.
  • Вральман – немец-обманщик, который изображает из себя знатока светских манер.
  • Цыфиркин – порядочный преподаватель арифметики.
  • Тришка – прислуга у Простаковых.

Главные герои и их характеристика

Система образов отражена в таблице от Многомудрого Литрекона.

имя героя характеристика
митрофан простаков невежественный и грубый юноша. законченный эгоист, не ценящий даже родную мать. безынициативен и управляем. его ничего не интересует, кроме комфорта и довольства, но бороться за них он не умеет, поскольку вечная опека матери сделала его несамостоятельным. в конце повествования его устраивают на государственную службу.
госпожа простакова неграмотная, грубая и жестокая помещица. недалёкая домашняя тиранша, держит в страхе весь дом. безраздельно управляет своим мужем и крепостными. не ценит жизни тех, кто слабее её, и не считается с их мнением. крестьян бьет и оскорбляет без всяких причин. при этом любящая мать, превратившая, однако, своего сына в образец безнравственности.
софья образованная, честная и добрая девушка. сирота. будучи воспитанницей в доме простаковых, была жертвой самодурства матери семейства. несмотря на это, она выросла умной, покорной и скромной. когда же софья становится единственной наследницей своего богатого дяди, её пытаются силой выдать за муж за митрофана. в конце повествования получает возможность выйти замуж за своего возлюбленного – милона.
правдин чиновник, назначенный проинспектировать поместье простаковых. став свидетелем несправедливостей со стороны простаковой, прикладывает все усилия для того, чтобы избавить софью и крепостных людей от тирании. в итоге он отбирает крепостных простаковых в пользу государства и отправляет митрофана на службу, несмотря на мольбы и попытки подкупа. это честный и нравственный человек, который во всем согласен со стародумом.
стародум старый дворянин. дядя софьи. долгое время провёл в сибири, откуда от него не было никаких вестей. честно заработал огромное состояние и сделал софью своей единственной наследницей. мудр и справедлив. спас племянницу от брака с митрофаном и позволил ей самой выбрать себе мужа. он является носителем старых дворянских ценностей петровского времени и пропагандирует скромность, благородство и честную службу во благо отечества без блата.
тарас скотинин брат госпожи простаковой. необразованный помещик-самодур. ни во что не ставит человеческую жизнь, но всем сердцем любит свиней. также добивался руки софьи, но потерпел неудачу. это алчный, грубый, жадный, но трусливый герой, каждое действие которого комично.

Проблема воспитания молодых дворян

Название произведения говорит само за себя. Недорослем в 18 веке считался молодой дворянин, не достигший шестнадцатилетия и не получивший документ об образовании. Тема воспитания в комедии ведущая.

Митрофан сын помещиков Простаковых. Дворянин. В его возрасте все дороги на пути к светлому будущему открыты, но маловероятно, что он к этому стремится. Парень совершенно ни чем не интересуется. Безграмотный. Грубый и эгоистичный. Маменькин сынок.

Учительский состав для него был подобран соответствующий. Из каких критериев исходила его мать, когда нанимала этих горе преподавателей на работу, непонятно. Кутейкин дьячок, обучающий Митрофана грамоте. Цыфиркин бывший военный, преподает арифметику. Вральман работал раньше кучером у Стародума. Сейчас учитель французского и прочих наук. За четыре года, что они работают у Простаковых, им не удалось научить Митрофана элементарным вещам. То ли он не поддается обучению, то ли учителя абсолютные бездари. Удивляться нечему. Окружение Митрофана мать, отец, дядя. Все они безграмотные люди и ему внушили, что учиться необязательно. Были бы деньги и власть, остальное приложится.

Не было перед ним положительного примера, на который можно равняться. Мать хамка и грубиянка. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. От ее выходок страдает собственный муж. Ей удалось превратить его в безвольную тряпку, о которую можно при случае вытереть ноги и переступить. Властная и требовательная. Не прочь распустить руки.

Отец Митрофана из нормального мужика стал пресмыкающимся, которое боится слова лишнего сказать, из страха прогневать супругу. Не имеет собственного мнения. Во всем подчиняется Простаковой. Ему так удобно жить за бабьей спиной. Он с радостью передал ей бразды правления и возможность заправлять всем и всеми в их хозяйстве.

Дядя Митрофана такой же безграмотный и недалекий человек. Питает любовь к свиньям и деньгам. Во всем ищет выгоду. Мечтает жениться на невесте с богатым приданым.

Что могли дать эти люди Митрофану? Ничего. Среди такого окружения нет ни одного достойного человека. Митрофану не с кого было брать пример. Он вырос моральным уродом, для которого нет ничего святого. Парень точная копия матери, перенявший от нее все дурное.

Среди положительных персонажей хочется отметить Стародума, Милона, Правдина, Софью. Умные, образованные люди. Стародум мудрый наставник для Софьи. Из их разговоров видно, что человек борется за правду, справедливость. Ценит честность и порядочность. Много повидал и пережил за жизнь. Он делится с племянницей опытом, взглядом на жизнь. Софье повезло с дядей. Такой наставник может научить только хорошему и она в отличие от Митрофана пойдет по жизни правильным путем.

Фонвизин глубоко переживал за будущее России. Нынешнее положение дел его не устраивало. Он категорически против, чтобы дворянство разлагалось за счет таких людей, как Простаковы и Скотинины. По его мнению, только правильное воспитание способно спасти дворянство от духовной деградации.

Темы

Тематика пьесы «Недоросль» выдержана в духе классицизма:

  • Воспитание
    – основная тема комедии. Фонвизин показал нам, как не стоит воспитывать детей. Драматург, не отрицая родительской любви к своему чаду, показывает нам, что происходит, когда любовь к ребёнку доходит до крайности.
  • Образование
    – Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда, как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.
  • Нравственность
    — Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.
  • Любовь
    . Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных.

В данном произведении еще много тем, и Многомудрый Литрекон охотно перечислит их, если есть необходимость. Пишите в комментариях об этом, и он дополнит разбор.

Сочинение 3

С момента написания комедии прошло уже много лет, но до сих пор она будоражит умы читателей, а ее главная тема как никогда актуальна и злободневна.

Тема воспитания нового поколения проходит красной нитью через все произведение. Конечно, автор в своем произведении говорит именно о проблеме воспитания нового дворянства, но каждый при прочтении данной книги поймет, что есть вечные проблемы, которые будут жить в любом времени.

Основную тему комедии автор раскрывает следующим образом: он противопоставляет героев, которые несут идеи просвещения, и героев, которые живут устаревшими, отжившими идеями и устоями. Фонвизин не просто так сравнивает героев между собой. Он наглядно показывает, что герои воспитаны совершенно по-разному, а от этого и зависит их взгляды и суждения. Это наиболее заметно в диалогах и в отношениях между детьми и их родителями. Наверное самый яркий пример – это контраст между отношением Софьи к Стародуму и отношением избалованного Митрофана к своей матери.

Автор считает, что именно из-за проблем в воспитании новых поколений, общество начинает деградировать, становится более неотесанным и необразованным, ленивым, конформным.

Мать Митрофана в своих попытках сэкономить на учителях нанимает людей, которые к образованию не имеют никакого отношения. Чему же они могут научить ее сына? Могут ли они дать ему хоть какое-то базовое образование, привить любовь к науке? А может быть они смогут научить его мыслить самостоятельно и делать выводы, не опираясь на мнение других?

Даже в наше время проблема образования в России как никогда актуальна.

Главная идея произведения идет рука об руку с ее основной темой – осуждение и неприятие глупости, зашоренности, необразованности дворян, жадности помещиков и восхваление идей просвещения. Фонвизин мастерски обнажил все недостатки общественного строя России того времени.

В заключении можно сказать, что тема и идея комедии перекликаются между собой. Автор не только высмеял дворян того времени, но и показал, к какому идеалу нужно стремиться, чтобы быть человеком Просвещения. Фонвизин акцентирует внимание читателя на том, что обновить общество, сделать новых людей, можно только через изменение систем образования и воспитания. Молодому поколению нужно прививать гуманизм, честность и справедливость.

Проблемы

Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.

  1. Злонравие
    – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
  2. Невежество
    – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
  3. Воспитание истинного гражданина
    – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, но при этом сохранили в себе благородство, человечность и искренность.
  4. Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.

Перечислять основные проблемы из комедии «Недоросль» можно долго, но если Вам нужен полный список, пишите Литрекону в комментариях, и он дополнит статью.

Сочинение на тему главная мысль комедии недоросль

Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает “являющий свою мать”. Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого “… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..” Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: “… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…” Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. “… Золотой болван — все болван…” Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его: — Поди ж дай позавтракать ребенку. — Он уж и так пять булочек скушал. — Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! извольте смотреть. “… Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань…” Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой. Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “… Не хочу учиться, хочу жениться…” Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка. В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством. “… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия. Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия “Недоросль”. Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей. Фонвизин “Недоросль” — сочинение ” Основные темы и художественные образы ” Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения — как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века. Основные темы: 1. тема крепостного права; 2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II; 3. тема воспитания. Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту. Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин). «Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми). Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева. По жанру «Недоросль» — комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве. Художественные образы: Образ госпожи Простаковой. Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться. Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова — типичная представительница мира беззакония и произвола. Она — пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей. Образ Тараса Скотинина. Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина — пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» — поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской. Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой. Образ Стародума. Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее». Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» — в Сибири. Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор. Традиционность и новаторство комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Сочинение Эстетика классицизма предписывала строго соблюдать иерархию высоких и низких жанров, предполагала четкое деление героев на положительных и отрицательных. Комедия «Недоросль» была создана именно по канонам этого литературного направления, и нам, читателям, сразу бросается в глаза противопоставление героев по их жизненным взглядам и нравственным достоинствам. Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия), все же во многом отходит от требований классицизма. Пьеса «Недоросль» — это не просто традиционная комедия, основу которой составляет любовный конфликт. Нет. «Недоросль» — произведение новаторское, первое в своем роде и означающее, что в русской драматургии начался новый этап развития. Здесь любовная интрига вокруг Софьи отодвигается на второй план, подчиняясь главному, социально-политическому конфликту. Д.И.Фонвизин как писатель эпохи Просвещения считал, что искусство должно выполнять нравственно-воспитательную функцию в жизни общества. Первоначально задумав пьесу о воспитании дворянского сословия, автор в силу исторических обстоятельств поднимается до рассмотрения в комедии острейших вопросов того времени: деспотизма самодержавной власти, крепостного права. Тема воспитания, конечно же, звучит в пьесе, но она носит обличительный характер. Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей», существующей в эпоху правления Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической системе и требовал борьбы с этим илом, возлагая надежды на «просвещенную» монархию и передовую часть дворянства. Стародум выступает в комедии «Недоросль» как проповедник просвещенности и образованности. Причем, его понимание этих явлений — это понимание авторское. Стародум в своих стремлениях не одинок. Его поддерживает Правдин и, как мне кажется, эти взгляды также разделяют Милон и Софья. Правдин олицетворяет собой идею юридической справедливости: он — чиновник, призванный государством совершить суд над жестокой помещицей. Стародум же, являясь глашатаем авторских идей, олицетворяет справедливость общечеловеческую, нравственную. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — таково жизненное кредо Стародума. Его жизнь — это образец для подражания для многих поколений. Получив прекрасное образование, Стародум решает все свои силы посвятить племяннице. Зарабатывать деньги он отправляется в Сибирь, туда, где их «не променивают на совесть». Отцовское воспитание оказалось таковым, что Стародуму не пришлось себя перевоспитывать. Именно оно не позволило ему остаться на службе при дворе. Служение Отечеству так называемыми «государственными деятелями» позабыто. Для них важны лишь чины и богатство, для достижения которых хороши все средства: и подхалимство, и карьеризм, и ложь. «Я отошел от двора без деревень, без лент, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правили». Двор, по мнению Стародума, болен, его нельзя вылечить, можно лить заразиться. Автор с помощью этого утверждения подводит читателя к выводу, что необходимы какие-то меры по ограничению деспотической власти. Фонвизин создает в своей комедии модель мини-государства. В нем существуют те же законы и творятся те же беззакония, что и в государстве Российском. Автор показывает нам жизнь различных социальных слоев общества. Образы крепостных Палашки, няни Еремеевны воплощают собой безрадостную жизнь самого зависимого и угнетенного класса. Еремеевна за свою верную службу получает «по пяти рублей на год, по пяти пощечин на день». Также незавидна участь и учителей недоросля Митрофана. Автор выводит на сцену и офицера Милона, и чиновника Правдина. Сословие помещиков представляет семья Простаковых — Скотининых, которые осознают свою силу, силу собственной власти. Таким образом, Фонвизиным проводится параллель между поместьем невежественных крепостников, этим «скотным двором», и высшим светом, императорским двором. Нельзя рассматривать учение и воспитание как моду, утверждает Стародум, а значит, и Фонвизин. Мир Простаковых и Скотининых не принимает образованности. Для них есть одно хорошее знание — сила и власть крепостников. По мнению Простаковой, ее сыну не обязательно знать географию, ведь дворянину стоит лишь приказать, и его отвезут, куда надо. Странно даже говорить об «идеалах» жизни Простаковых. Особенность их бытия состоит в том, что «идеалы», как таковые, отсутствуют, а там царствуют лишь грубость, низость и бездуховность. Объектом мыслей, чувств, желаний Скотинина являются свиньи. Он и жениться-то хочет лишь потому, что свиней у него может стать побольше. Конечно, сейчас комедия нам кажется несколько трудной для восприятия. Герои кажутся однообразными, и уловить идейно-художественный смысл, «растворенный» в образах произведения, ситуациях, сложно. Но, как оказывается после внимательного прочтения, комедия «Недоросль» служит вполне ясной и определенной цели — исправлению пороков общества, государства и воспитанию добродетели. Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия. Сочинение “Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”” Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, слабости. Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции класси-цизма. “На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток школы”. Однако пьеса Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. В “Недоросле”, по замечанию первого биографа Фонвизина, автор “уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных”. Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского “злонравия”, писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что “Недоросль”, по словам Г. А. Гуковского, “полукомедия, полудрама”. Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Ста-Родума, а также “страждущей добродетели” в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои — Софья, Стародум и Правдин, — сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: “Вот злонравия достойные плоды” — т. е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм. Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к “благородному” сословию далеко от взгляда стороннего человека: “Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце”. Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — “Горе от ума” Грибоедова и “Ревизор” Гоголя. “… Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения”. Фонвизин “Недоросль” — сочинение “Образы бессмертной комедии «Недоросль»” Денис Иванович Фонвизин — создатель бессмертной комедии “Недоросль”. Вот уже более двухсот лет она не сходит со сцен русских театров, оставаясь по-прежнему интересной и актуальной новым и новым поколениям зрителей. В чем же секрет неувядаемости комедии? Произведение привлекает к себе внимание, прежде всего, галереей отрицательных персонажей. Положительные характеры менее выразительны, но без них не было бы движения, противоборства добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. Ведь комедия “Недоросль” построена на том, что мир Простаковых и Скотининых хочет подавить, подчинить себе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не только крепостными, но и вольными людьми. Так, например, они пытаются решить судьбу Софьи и Милона, Грубо, примитивно, прибегая к насилию, но так уж они умеют. Таков арсенал их оружия. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни, манерами речи, идеалами. Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки! “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько…” Стародум же, беседуя с Софьей, говорит: “Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестье не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить”. Наверное, эти фразы звучат несколько высокопарно и архаично по форме, но так ли уж они устарели своим содержанием. Стародум высказывает мысли о воспитании, о необходимости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему. Эти мысли звучат очень актуально, созвучны нашему времени. Разве мало вокруг чадолюбивых родителей, воспитание которых ограничивается заботой о насыщении любимого отпрыска. Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, “во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки”, то есть людей, живущих сиюминутными интересами. Комизм “Недоросля” не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию — насилию. В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…” стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился. Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Огромно значение “Недоросля” в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь отмечал, что “Недоросль”, в котором традиционная любовная интрига ото-, двинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру “истинно общественной комедии”. В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии. Фонвизин “Недоросль” — сочинение “Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».” В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течении многих лет. Он поступал с новой пьесой также, как когда-то с «Бригадиром». Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н.И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II. То ли будет с «Недорослем»? Ведь в «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П.А. Вяземского, автор «Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных. Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей семью Простаковых, хотя и находил следы «педантства» в положительных героях «Недоросля» Правдине и Стародуме. Фонвизин для Пушкина – образец истины веселости. Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумны герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. Ведь тогда в комедии пропадает движение, противоборство добры и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражает позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана: «Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится… Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!». А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей: «Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить». Комедия, говоря словами Шекспира, — «несовместимого соединитель». Комизм «Недоросля» ведь не только в том, что госпожа Простакова смешно, колоритно, как уличная торговка, бранится, что любимое место её братца – хлев со свиньями, что Митрофан – обжора: с трудом отдохнув от обильного ужина, он с утра уже пять булочек съел. Это дитя, как думает Простакова, «деликатного сложения», необременено ни умом, ни занятиями, ни совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать, как Митрофан то робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спинами няньки Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением рассуждает о дверях «котора прилагательна» и «котора существительна». Но есть в «Недоросле» комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность. Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро действует при этом весьма энергично, разными способами. По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своей волей остановится основа её натуры. Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотинина, лишенных каких бы то ни было достоинств. Жесткость, насилие становится крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому их первое побуждение — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытаться подделываться под тон людей благородных. В финале комедии наглости и подобострастии, грубости и растерянности делают Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы её простить. Самовластие помещицы приучило её нетерпеть никаких возражений, не признавать никаких препятствий. Но добрые герои Фонвизина могут победить в комедии только благодаря резкому вмешательству властей. Не будь Правдин таким стойким хранителем законов, не получил он письмо от наместника, все обернулось бы иначе. Фонвизин вынужден был прикрывать сатирическую остроту комедии надеждой на законное правление. Как в последствие Гоголь в «Ревизоре», он разрубает гордиев узел зла неожиданным вмешательством с вверху. Но мы слышали рассказ Стародума, о правдивой жизни и болтовню Хлестакова о Петербурге. Столица и глухие углы провинции на самом деле куда более близки, чем это может показаться на первый взгляд. Горечь мысли о случайности победы добра придает комедии трагический подтекст.

Похожие статьи:

Учебный зал > РЕФЕРАТ: Анализ комедии Гоголя «Ревизор»Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. КупринаУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству М. ГорькогоУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова “Тихий Дон”

Основная идея

Комедия демонстрирует нам реакционных представителей помещичьего дворянства, окутанных предрассудками и пороками. Оно представляется поистине омерзительным, но в то же время жалким и доживающим свой век. На смену Простаковым и Скотининым приходят Правдины, Стародумы и Софьи, и в конечном итоге высоконравственные качества всегда побеждают невежество и подлость. Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Разумеется, автор вложил в пьесу «Недоросль» общественный смысл, типичный для эпохи просвещения. Нравственность должна исходить от государя — идеального абсолютного монарха, который обязан давать места, титулы и богатства только достойным людям.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Чему учит

Пьеса «Недоросль» показывает нам важность образования. Демонстрирует нам, до каких глубин может пасть невежественный человек, превратившись в самого настоящего паразита, язву на теле общества. Выводы, которые может извлечь читатель из этой пьесы, касаются каждого: благоденствие страны зависит от всех жителей, и если какая-то часть будет прозябать в бездействии и невежестве, то развитие государства замедлится.

С другой стороны, пьеса говорит нам о том, как важно, несмотря на внешнее давление, сохранять в себе благородство, ум, волю и стремление к самосовершенствованию, ведь именно эти качества и делают человека человеком. Такова мораль комедии «Недоросль».

  • Сочинение по рассказу на дне горький
  • Сочинение по рассказу люцерн
  • Сочинение по рассказу леди макбет мценского уезда
  • Сочинение по рассказу мальчик у христа на елке
  • Сочинение по рассказу недоросль 7 класс по литературе небольшое