Сочинение по рассказу метель

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страница 260толстой лев николаевич кавказский пленникчитайте также: совершенствуем свою речьподготовьте

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 260

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Совершенствуем свою речь

Подготовьте устное сочинение на одну из тем: «Два побега из плена», «Жилин и Дина», «Жилин и Костылин в плену». Попытайтесь в своих сочинениях использовать слова и выражения из рассказа.

Сочинение на тему «Два побега из плена», 5 класс

Про два побега, которые совершил Жилин из плена, мне хочется сказать следующее: если что-то не получилось в первый раз, попробуй сделать это во второй, и всё получится. Но можно сказать и так: если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам.

Оказавшись в плену Жилин целый месяц внимательно изучал обстановку, наблюдал за жизнью аула, осматривал местность. Он твёрдо решил убежать, но знал, что без подготовки его побег обречён. Он даже прикормил злую собаку, чтобы та не помешала побегу.

Только когда всё было готово, Жилин решился на побег. Костылин пошёл с ним.

Жилин шёл быстро и легко, ориентировался по звёздам, снял сапоги и перепрыгивал с камушка на камешек. Костылин стёр ноги сапогами, а когда их снял — изрезал ноги в кровь.

Жилин знал, что нужно быстро идти вперёд, пока их не хватились. Он не думал о трудностях, а думал лишь о свободе. Костылин, напротив, боялся трудностей и не верил в успех. Он стал обузой. Жилину пришлось даже нести Костылина. Он думал, что напрасно взял эту колоду с собой.

И, конечно, их поймали. Когда тебя постоянно тянут назад, идти вперёд невозможно.

Неудача сломила Костылина, но не Жилина. Он приуныл, но не сдался. И с помощью Дины, он совершил второй побег. На этот раз Костылин сразу отказался бежать, и это спасло Жилина.

Второй побег был в разы труднее. Жилин шёл с колодкой на ноге, которую не мог сбить. Но офицер не сдавался. И он прошёл восемь верст по горам и лесу, увидел своих, братцев.

Упорство и настойчивость помогли Жилину вырваться из плена. Его доброта позволила ему найти друга даже во вражеском стане. Он всё сделал правильно и победил. Ведь он не терял надежду и делал всё, для своего спасения.

Сочинение на тему «Жилин и Дина», 5 класс

В рассказе «Кавказский пленник» Толстой описал не только страшные тяготы плена, ужасы войны, но и поведал трогательную историю дружбы татарской девочки и русского офицера. Дружбы, которая родилась из любопытства, доброты и сострадания.

Когда Жилин первый раз увидел дочь хозяина Дину, она была пуглива, но любопытна. Тоненькая, с чёрными глазами, девочка подавала Жилину воду и лепёшку, не спуская глаз с пленника.

Когда Жилин смастерил из глины куколку, Дина обрадовалась. У неё никогда не было игрушек. Эта незначительная забота тронула детское сердце, и Дина принесла Жилину молоко вместо обычной воды. Потом стала носить лепёшки и даже мясо. А Жилин старался не разочаровать девочку и сделал удивительную игрушку — водяную мельницу. Так началась эта странная дружба.

После первого побега положение пленников стало ужасным. Но Дина не забыла про своего друга. Она принесла ему лепёшек и черешни, а Жилин понял, что только Дина может помочь ему сбежать. Он объяснил девочке, что ему нужна длинная палка.

Дина не испугалась. Она не хотела, чтобы Жилина убивали, ей было жаль друга. Вечером она принесла Жилину шест, с помощью которого тот выбрался из ямы. Дина отдала офицеру лепёшки и попыталась помочь сбить колодки. Но она была очень слабенькой и заплакала от бессилия.

Жилин стал утешать девочку, погладил её по головке, пожалел, что некому больше будет делать ей кукол. Он должен был уходить. Дина поняла это, закрыла лицо руками и убежала.

Так закончилась эта краткая дружба. Люди разных, враждебных народов смогли подружиться благодаря искренности и доброте. Для Жилина Дина была ребёнком и он не видел в ней врага. Для Дины Жилин был добрым человеком, который заботился о ней. Она судила о его качествах по поступкам, а не по национальной принадлежности.

Автор показал, что люди всегда смогут найти общий язык, жить в мире и дружбе, если будут добрыми и открытыми.

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс

Попав в одну и ту же ситуацию разные люди ведут себя по-разному. Кто-то сдаётся, опускает руки, а кто-то борется до конца и побеждает невзирая ни на что.

Вот и два русских офицера Жилин и Костылин, оказавшись в плену, повели себя по-разному. Жилин отказался подчиняться обстоятельствам и искал любой возможности сбежать. Костылин плыл по течению, рассчитывая больше на родственников, готовых заплатить за него богатый выкуп.

И внешне, и по характеру офицеры не походили друг на друга. Жилин невысокий, но крепкий и ловкий, неутомимый и находчивый. Костылин грузный, даже толстый, зачастую безвольный человек.

Уже в сцене торга мы видим разницу между героями. Жилин понимает, что выкупать его некому, надеяться надо только на себя, и ведёт себя смело, даже вызывающе. Его поведение приносит свои плоды. Даже татары начинают уважать мужественного уруса.

Костылин соглашается со всем, что ему предлагают татары. Он пишет письмо с просьбой прислать пять тысяч выкупа, огромные по тем временам деньги. За месяц, проведённый в плену, Костылин только и знал, что писал домой снова и снова.

Жилин, напротив, старался больше узнать о пленивших его. Он высматривал дорогу, подружился с девочкой Диной, его умелые руки принесли ему славу мастера. Он ни на минуту не допускал мысли, что не сумеет сбежать.

И только благодаря настойчивости Жилина, офицеры смогли совершить первый побег. Из-за Костылина он сорвался, и положение пленников стало невыносимым. Им приходилось сидеть в мокрой и холодной яме, голодать, с минуты на минуту их могли убить.

Костылин совсем пал духом, целыми днями он стонал и спал. Даже Жилин приуныл. Но его доброта к Дине помогала ему спастись. Жилин сбежал и сумел добраться до своих. Костылина выкупили через месяц.

Жилин проявил мужество и настойчивость, он не покорился обстоятельствам и поэтому спасся. Костылин проявил трусость и безволие, и тем самым обрёк себя на лишние муки. 

Герой может погибнуть, но он умрёт с высоко поднятой головой и только один раз. Трус будет умирать каждый день. Автор показал, что никогда нельзя сдаваться, надо бороться до конца, ведь удача приходит к смелым.

AVvXsEjuffzGN3uGU58ADkG0Ti ECLk 7hGopTqNHHW4K5AxsH4gx7q6fvNJqSWYPUcoaDdsqTDmsi dPr9D0ZGINSUnRvDMw1RGc3sQDgf5UYoVnDmeIAnoy2s4vxhFiQTe4X6JA0N9YEK2jgjvDMAbUANalU7EXA49lXoy1Ip6slClgxLNXPLwKMxztxvsTg=w399 h400

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F

СОЧИНЕНИЕ

Рассказ
Александра Грина о заурядном, тихом служащем, решившем вознаградить себя за все
лишения прошлого и будущего одним днём сказочных наслаждений кутящего
миллионера, оборачивается вопросом о смысле жизни и счастье человека.

Наделённый
пассивным упорством, но не умеющий бороться, служащий Скоков сумел в течение десяти
лет скопить десять тысяч, которые он положил потратить в один день,
вознаградив  себя также бонусом в виде воспоминаний, однако, взяв
пятидневный отпуск и все скопленные деньги, испугался: десятилетняя привычка к
лишениям, нищете и унынию могли встать между ним и вожделенными наслаждениями,
как спазм.

Нет,
Скоков не умер; осторожный чиновник решил привести репетицию: лишь «коснуться
той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго». Взяв
из накопленной суммы десять рублей, Скоков отправился в ресторан и в течение
двух часов до слез наслаждался мясом и рыбой, белизной столового
белья, обаянием десерта.

Даже
репетиция наслаждений в заветный день после десяти лет лишений показалась
венцом наслаждений: заснул Скоков совершенно счастливым.

Рассказывая
о жизни и мечте Скокова, Грин сознательно прямо не высказывает своего отношения
к герою, зато Александр Грин всеми силами старается описать силу желания Скокова,
вожделенность его мечты, предвкушаемое счастье будущих наслаждений.

Позиция
Александра Грина такова: у Скокова было только упорство, он мог только
придержать то, что есть; но для счастья необходимо бороться и созидать,
счастье, настоящее счастье — деятельное, активное.

Авторская
позиция, ответ на вопрос, «в чем смысл жизни и в чем счастье человека», — в
последнем абзаце рассказа. Итак, Александр Грин пишет, что наутро Скокову стало
жаль прожитых в нищете десяти лет, ведь в течение этих лет он мог не раз
получить то «несложное счастье, которое представлял земным раем».

Это
несложное счастье скопидомства, счастье скупца, решившего один день побыть
расточительным миллионером, это несложное счастье подобно счастью стекольщика
из рассказа Зощенко «Счастье» или счастью Молчалина («И
награждения брать, и весело пожить»). Или, наконец, подобно счастью Хлестакова —
срывать цветы удовольствия. Призрачность такого счастья понял также молодой юрист из рассказа Чехова «Пари», который поспорил на миллионы, что просидит в одиночном заключении пятнадцать лет.

Безусловно,
рассказ Грина не только о счастье, но и о смысле жизни, о силе желания, об обретении
цели и утрате смысла…

Ещё в
древности было доказано, что наслаждения никак не могут стать смыслом жизни. Вообще
достижимые цели никак не могут быть смыслом жизни: обретение желаемого
неизбежно лишает человека смысла жизни (так умирает, например, Башмачкин);
однако само движение, сам путь к поставленной цели организует и часто делает
человека лучше.

371 слово

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

(2)«Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на

роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3)Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4)Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5)У него не было ничего, он же хотел всего.

(6)Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.

(7)…Итак, 8-го ноября 19… года Скоков положил в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.

(8)С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

(9)Скоков взял пятидневный отпуск.

(10)В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11)А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

(12)Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13)Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14)Напряжённое волнение музыки? (15)Запах и блеск цветов?

(16)Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

(17)Скоков испугался возможного разочарования. (18)Душа его встрепенулась. (19)Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

(20)Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.

(21)От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

(22)У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа.

(23)Волнуясь, вошёл. (24)Разделся. (25)И, чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26)Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27)Он сознавал, что

действует, как во сне. (28)Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

(29)В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30)Как оказалось, даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31)Заснул Скоков счастливым как никогда.

(32)…Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33)Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.

(по А.С. Грину*)

* Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880– 1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

При изучении творчества Чехова школьникам в 6 и 7 классе задают сочинение Хамелеон. Писать его следует по одноименному рассказу этого писателя. При этом крайне важно заранее прочитать данное произведение и проанализировать его. Также следует изучить темы сочинений Хамелеон и примеры таких работ. При таком подходе к делу удастся получить максимально высокую оценку.

Чехов: сочинение Хамелеон

Чехов является одним из тех писателей, чье творчество попросту не может ни привлечь внимание. Его рассказы поражают утонченным юмором с выраженной сатирой. В такой оригинальной форме автор доносил до читателей важные философские мысли.

После прочтения рассказа, который называется Хамелеон, забыть его попросту невозможно. Он читается буквально на одном дыхании и надолго при этом остается в памяти. Проблемы, которые затронул автор, как не печально, остаются актуальными по сей день. Именно этими словами мне бы хотелось начать сочинение описание Хамелеон.

Сочинение описание

Итак, приступая к сочинению по рассказу Чехова Хамелеон сразу стоит выделить главного персонажа данного произведения. Это Очумелов, работающий надзирателем в полиции. Для него характерны такие черты, как чинопоклонство и явное подхалимство. Человек довольно быстро меняет собственное мнение в зависимости от ситуации. Именно по этой причине автор и назвал данного персонажа хамелеоном. Он как ящер приспосабливается к обстановке, чтобы избежать непредвиденных, нежелательных последствий.

Двуличие этой особы поражает. Он не стесняется сказать на людях, что собаку нужно уничтожить, дабы та не мешала. При этом узнав, что животное может принадлежать генералу, сразу же снимает шинель и всячески защищает питомца, вспомнив про силу закона.

Писателю невероятно точно удалось передать двойственность Очумелова, что даже сомнений не возникает, что тот не интересуется состоянием непосредственно самого пострадавшего. Его оно попросту не волнует. Он преследует лишь одну цель, желает не навредить себе самому.

В своем рассказе автор использует так называемые «говорящие» фамилии. Ведь страж порядка действительно, словно очумелый, кидается в разные стороны, пытаясь найти ту правду, которая будет для него удобна.

Ни Хрюкин, показывающий окровавленный палец, ни животное, пострадавшее от непорядочности людей, его не интересуют. Волнует лишь собственная должность, которую он боится потерять.

Заканчивая сочинение по произведению Хамелеон, скажу, что оно весьма поучительное. Нужно, чтобы всегда люди были самими собой, независимо от ситуации, дорожили личными взглядами, а не изменяли их.

Как не стать хамелеоном?

Недавно я с огромным удовольствием прочитал рассказ, который называется Хамелеон. Он вызывал у меня немало эмоций и побудил к серьезным размышлениям. Ведь каждому из нас нужно самостоятельно формировать собственный характер, чтобы не стать такими, как Очумелов. Как раз этого персонажа автор сравнивает с хамелеоном. Его мнение напрямую зависит от того, кому принадлежит собачка, которая укусила Хрюкина.

Истина для такого человека вовсе ничего в жизни не значит. Гораздо большее значение имеют персоны. Чем они более важные, тем намного дальше Очумелов отдаляется от истины.

Попробую разобраться в сочинении, как не стать хамелеоном. Я считаю, что с этой целью следует воспитывать в себе столь важные качества, как принципиальность и честность. При оценке людей и их действий нельзя опираться на их положение в обществе. Внимание нужно уделять лишь фактам, поступкам. Только при такой оценке происходящего удастся не уподобиться главному герою данного произведения. Правда, даже сейчас можно часто встретить таких вот хамелеонов. При этом хотелось бы, чтобы данные качества были полностью искоренены в обществе. Только тогда начнет царить настоящее правосудие и справедливость. Именно этими словами хочется закончить мое сочинение.

Хамелеон сочинение 6, 7 класс

А. П, Чехов в произведении Хамелеон поднимает немаловажные вопросы, которые в итоговом сочинении затрону и я. Он описывает события, происходящие в спокойном городке. Жизнь там весьма скучная и непримечательная. Правда, в одно мгновение спокойствие населения оказывается нарушено. Происходит довольно интересная история.

Одного из местных жителей кусает собака. При этом Очумелову предстоит определить, кто же в данной ситуации виноват. Полицейский проводит с этой целью своеобразное следствие. При этом мнение его кардинально меняется в зависимости от того, кому принадлежит пес. Его не волнуют жалобы потерпевшего. Главное, найти владельца животного. При этом каждый раз события воссоздаются по-новому, а результат предположений, как и мнение жандарма, изменяется.

Изначально надзиратель демонстрирует себя, как довольно властную и жестокую особу. Он считает, что владельца питомца следует наказать, заставить его оплатить штраф. Правда, из окружающих кто-то начинает говорить, что песик принадлежит генералу. В этот же момент мнение полицейского кардинально изменяется. В результате же оказывается, что владельцем собачки является брат этого генерала. Ее забирают, а надзиратель настолько боится лишиться своей должности, что не способен выступить против генерала. В итоге пострадавший выступает в качестве виновника произошедшего. При этом и мнение собравшейся толпы также изменяется.

Естественно, что испытывать уважение к данному защитнику порядка, невозможно. При пересмотре решения он учитывает лишь собственные интересы и делает все в пользу генерала. Неудивительно, что его сравнивают при этом с хамелеоном. Ведь ящер изменяет расцветку в зависимости от ситуации. Правда, если он восхищает способностью адаптироваться, может таким образом избежать опасности, то человек, приспосабливающийся под обстоятельства, явно не выглядит достойно.

В сочинении по русскому Хамелеон скажу, что Очумелов вызвал у меня исключительно негативные эмоции. Это низкий, трусливый человек, вызывающий презрение. Он будет унижаться, пресмыкаться перед высокопоставленными чиновниками ради собственной корысти. Это страшный человек. Ведь он призван служить закону, добиваться правосудия. На самом же деле со своими обязанностями он не справляется. Печально при этом и то, что даже сейчас таких Очумеловых можно встретить довольно часто. Очень хочется, чтобы они навсегда исчезли с лица земли.

Хамелеон краткое сочинение

Произведение Чехова довольно маленькое. Естественно, что я напишу по рассказу Хамелеон краткое сочинение. В нем всего пара главных персонажей и минимум второстепенных. При этом автор дал своим персонажам особые фамилии, указывающие на их черты характера, особенности поведения.

Автор назвал своего героя Очумеловым явно неслучайно. Можно предположить, что мужчина далеко не всегда сам понимает, что совершает и произносит. Знакомство с ним происходит в самом начале произведения. Естественно, с этого я и начну сочинение Хамелеон Чехова. Мужчина работает в полиции и призван обеспечивать спокойствие и порядок в городе. Естественно, что его должность при этом не соответствует фамилии. В этом и заключается комичность ситуации.

Еще одним действующим лицом выступает Хрюкин. Он представлен немного потрепанным, полупьяным, что явно соответствует его фамилии. Этот мужчина гонялся за собакой и собрал вокруг себя немало зевак. Естественно, что на него обратил внимание и полицейский.

Отдельным персонажем можно назвать толпу. Она подсказывает полицейскому, наблюдает за тем, как разворачивается ход событий, интересуется, кто же окажется виновником произошедшего. В итоге толпа при этом выносит самостоятельный вердикт. Она начинает попросту смеяться над всем, что происходит.

Сюжет произведения весьма интересный. Особое внимание привлекает диалог надзирателя, городничего и мастера. По сути, данный рассказ можно сравнить с анекдотом. Изначально полицейский выдается добросовестным работником. Правда ситуация буквально в мгновенье меняется. Как только ему становится известно, что владельцем собачки является брат генерала или же сам высокопоставленный чиновник, мнение стража порядка становится совершенно иным. Он уже готов наказать потерпевшего. Мол, нечего бродить по улицам, размахивая руками. При этом переход с одной стороны на другую отмечается неоднократно. Также как хамелеон изменяющий расцветку полицейский изменяет собственное мнение, учитывая ситуацию. Ему важна лишь личная выгода. Вот почему А.П. Чехов и назвал так свой рассказ.

Завершается произведение тем, что полицейский угрожает потерпевшему расправой, а перед братом высокопоставленного чиновника унижается. Естественно, что здесь уже не до смеха. Становится как-то печально и грустно.

Аргументы к сочинению

Отдельно стоит подобрать аргументы к итоговому сочинению Хамелеон. В данном произведении поднята тема лицемерия. Уже из названия становится ясно, что рассказывается о человеке, приспосабливающемся к различным ситуациям. Он при этом отодвигает на второй план личные убеждения. Так герою произведения довелось разбираться в ситуации, когда одного господина укусила собака. Когда он узнал, что питомец принадлежит генералу, то сразу перестал обвинять собачку. Ведь ему страшно было за собственную карьеру. Мужчина начал обвинять потерпевшего. Мол, он обманывает, наговаривает на собаку, а палец расковырял самостоятельно. Надзиратель льстит генералу, явно ему прислуживает. Соответственно, лицемерие является главным врагом правосудия. Это качество следует осуждать, искоренять. Об этом обязательно нужно сказать в итоговом сочинении Хамелеон.

1. Подготовка к
восприятию текста


Прочитайте название рассказа. О чём оно говорит?

— Каковы ваши
предположения по поводу того, о чём будет идти речь в данном рассказе?

—  Запишите свои
предположения.

2. Чтение текста с
остановками

—  Прочитайте
фрагменты рассказа и ответьте на вопросы.

Первый
фрагмент рассказа

вопросы

Пакет
лежал прямо у двери — картонная коробка, на которой от руки были написаны их
фамилия и адрес: «Мистеру и миссис Льюис, 217Е, Тридцать седьмая улица,
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10016».

Внутри
оказалась маленькая деревянная коробка с единственной кнопкой, закрытой
стеклянным колпачком. Норма попыталась снять колпачок, но он не поддавался. К
днищу коробочки липкой лентой был прикреплен сложенный листок бумаги:
«Мистер Стюарт зайдет к вам в 20.00».

Норма
перечитала записку, отложила её в сторону и, улыбаясь, пошла на кухню
готовить салат.

— Картонная
коробка… Что бы это могло быть – подарок, рекламная акция, розыгрыш, чья-то
шутка?

 —
Предположите, что это за кнопка?

— Обратите
внимание на настроение Нормы? Какое слово помогает нам понять это настроение?


Озаглавьте эту часть текста (Удивительная коробка)

Второй фрагмент рассказа

Звонок
в дверь раздался ровно в восемь.


Я открою! — крикнула Норма из кухни. Артур читал в гостиной.

В
коридоре стоял невысокий мужчина.


Миссис Льюис? — вежливо осведомился он. — Я мистер Стюарт.


Ах, да… — Норма с трудом подавила улыбку. Теперь она была уверена,
что это рекламный трюк торговца.


Разрешите войти? — спросил мистер Стюарт.


Я сейчас занята. Так что, извините, просто вынесу вам вашу…


Вы не хотите узнать, что это?

Норма
молча повернулась.


Это может оказаться выгодным…


В денежном отношении? — вызывающе спросила она.

Мистер
Стюарт кивнул.


Именно.

Норма
нахмурилась.


Что вы продаете?


Я ничего не продаю, — ответил он.

Из
гостиной вышел Артур.


Какое-то недоразумение?

Мистер
Стюарт представился.


А-а, эта штуковина… — Артур кивнул в сторону гостиной и улыбнулся.
Что это вообще такое?


Я постараюсь объяснить, — сказал мистер Стюарт. — Разрешите войти?

Артур
взглянул на Норму.


Как знаешь, — сказала она.

Он
заколебался.


Ну что ж, заходите.

Они
прошли в гостиную. Мистер Стюарт сел в кресло и вытащил из внутреннего
кармана пиджака маленький запечатанный конверт.


Внутри находится ключ к колпачку, закрывающему кнопку, — пояснил он и положил
конверт на журнальный столик. — Кнопка соединена со звонком в нашей конторе.


Зачем? — спросил Артур.


Если вы нажмете кнопку, — сказал мистер Стюарт, — где-то в мире умрет
незнакомый вам человек, и вы получите пятьдесят тысяч долларов.

Норма
уставилась на посетителя широко раскрытыми глазами.

Тот
улыбался.


О чем вы говорите? — недоуменно спросил Артур.

Мистер
Стюарт был удивлен.


Но я только что объяснил.


Это что, шутка?


При чем тут шутка? Совершенно серьезное предложение…


Кого вы представляете? — перебила Норма.

Мистер
Стюарт смутился.


Боюсь, что я не могу ответить на этот вопрос. Тем не менее заверяю вас, что
наша организация очень сильна.


По-моему, вам лучше уйти, — заявил Артур, поднимаясь.

Мистер
Стюарт встал с кресла.


Пожалуйста.


И захватите вашу кнопку.


А может, подумаете день-другой?

Артур
взял коробку и конверт и вложил их в руки мистера Стюарта. Потом вышел в
прихожую и распахнул дверь.


Я оставлю свою карточку. — Мистер Стюарт положил на столик возле двери
визитную карточку и ушел.

Артур
порвал ее пополам и бросил на стол.

— Что
предлагает мистер Стюарт? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

— Как
реагируют на это неожиданное предложение Артур и Норма?

— Как ведёт
себя Артур, понимая, что это не шутка? Подтвердите свой ответ текстом.

—Почему
Артур выставляет непрошеного гостя за дверь и рвёт его визитную карточку?

— Озаглавьте
эту часть текста (Неожиданное предложение)

Третий фрагмент рассказа

— Как  по-твоему,
что все это значит? — спросила с дивана Норма.

— Мне
плевать.

Она попыталась
улыбнуться
, но не смогла.

— И ни
капельки не любопытно?..

Потом Артур
стал читать, а Норма вернулась на кухню и закончила мыть посуду.

— Почему ты
отказываешься говорить об этом? — спросила Норма.

Не
прекращая чистить зубы, Артур поднял глаза и посмотрел на ее отражение в
зеркале ванной.

— Разве
тебя это не интригует?

— Меня это
оскорбляет, — сказал Артур.

— Я
понимаю, но… — Норма продолжала накручивать волосы на бигуди, — но ведь и
интригует?..

— Ты
думаешь, это шутка? — спросила она уже в спальне.

— Если
шутка, то дурная.

Норма села
на кровать и сбросила тапочки.

— Может быть,
это психологи проводят какие-то исследования.

Артур пожал
плечами.

— Может
быть.

— Ты не
хотел бы узнать?

Он покачал
головой.

— Но
почему?

— Потому
что это аморально.

Норма
забралась под одеяло. Артур выключил свет и наклонился поцеловать ее.

— Спокойной
ночи…

Норма
сомкнула веки.

 — Пятьдесят
тысяч долларов, — подумала она.

— Обратите
внимание на слова автора, сказанные о Норме: «Она попыталась улыбнуться,
но не смогла
». Почему меняется настроение Нормы?

— Проанализируйте
поведение Артура и Нормы, найдя в тексте слова, которые характеризуют их отношение
к неожиданному предложению (Артура оскорбляет это предложение, он
понимает, что это аморально, Норму интригует)

— Как вы
понимаете слово «интригует»?

— Исходя из
этих двух глаголов можем мы предположить, что будет дальше?

— Озаглавьте
эту часть текста (Разный взгляд на предложение Стюарта)

Четвёртый фрагмент рассказа

Утром,
выходя из квартиры, Норма заметила на столе кусочки разорванной карточки.
Повинуясь внезапному порыву, она кинула их в свою сумочку.

Во
время перерыва она склеила карточку скотчем. Там были напечатаны только имя
мистера Стюарта и номер телефона.

Ровно
в пять она набрала номер.


Слушаю, — раздался голос мистера Стюарта.

Норма
едва не повесила трубку, но сдержала себя.


Это миссис Льюис.


Да, миссис Льюис? — Мистер Стюарт, казалось, был доволен.


Мне любопытно.


Естественно.


Разумеется, я не верю ни одному слову.


О, это чистая правда, — сказал мистер Стюарт.


Как бы там ни было… — Норма сглотнула. — Когда вы говорили, что кто-то в
мире умрет, что вы имели в виду?


Именно то, что говорил. Это может оказаться кто угодно. Мы гарантируем лишь,
что вы не знаете этого человека. И, безусловно, что вам не придется наблюдать
его смерть.


За пятьдесят тысяч долларов?


Совершенно верно.

Она
насмешливо хмыкнула.


Чертовщина какая-то…


Тем не менее таково наше предложение, — сказал мистер Стюарт. — Занести вам
прибор?


Конечно, нет! — Норма с возмущением бросила трубку.

— Могли ли
мы предположить, что Норма возьмёт визитную карточку? Почему?

— Как
реагирует Норма на слова Стюарта о том, что всё, что он говорит, чистая
правда?

— Зачем
Норма звонит Стюарту, если в ходе разговора бросает телефонную трубку?

— Улыбается
ли теперь Норма? Что означают слова «насмешливо хмыкнула»?

— Озаглавьте
эту часть текста (Звонок Стюарту)

Пятый фрагмент рассказа

Пакет
лежал у двери. Норма увидела его, как только вышла из лифта.

Какая
наглость! — подумала она. — Я просто не возьму его.

 Она
вошла в квартиру и стала готовить обед. Потом вышла за дверь, подхватила
пакет и отнесла его на кухню, оставив на столе.

Норма
сидела в гостиной, потягивая коктейль и глядя в окно. Немного погодя она
пошла па кухню переворачивать котлеты и положила пакет в нижний ящик шкафа.
Утром она его выбросит.


Может быть, забавляется какой-то эксцентричный миллионер, — сказала она.

Артур
оторвался от обеда.


Я тебя не понимаю.

Они
ели в молчании. Неожиданно Норма отложила вилку.


А что, если это всерьез?


Ну и что тогда? — Он недоверчиво пожал плечами. — Что бы ты хотела — вернуть
это устройство и нажать кнопку? Убить кого-то?

На
лице Нормы появилось отвращение.


Так уж и убить…


А что же это, по-твоему?


Но ведь мы даже не знаем этого человека.

Артур
был потрясен.


Ты говоришь серьезно?


Ну а если это какой-нибудь старый китайский крестьянин за десять тысяч миль
отсюда? Какой-нибудь больной туземец в Конго?


А если это какая-нибудь малютка из Пенсильвании? — возразил Артур. —
Прелестная девушка с соседней улицы?


Ты нарочно все усложняешь.


Какая разница, кто умрет? — продолжал Артур. — Все равно это убийство.


Значит, даже если это кто-то, кого ты никогда в жизни не видел и не увидишь,
— настаивала Норма, — кто-то, о чьей смерти ты даже не узнаешь, ты все равно
не нажмешь кнопку?

Артур
пораженно уставился на нее.


Ты хочешь сказать, что ты нажмешь?


Пятьдесят тысяч долларов.


При чем тут…


Пятьдесят тысяч долларов, Артур, — перебила Норма. — Мы могли бы позволить
себе путешествие в Европу, о котором всегда мечтали.


Норма, нет.


Мы могли бы купить тот коттедж…


Норма, нет. — Его лицо побелело. — Ради бога, перестань.

Норма
пожала плечами.


Как угодно.

Она
поднялась раньше, чем обычно, чтобы приготовить на завтрак Артуру блины, яйца
и бекон.


По какому поводу? — с улыбкой спросил Артур.


Без всякого повода. — Норма обиделась. — Просто так.


Отлично. Мне очень приятно.

Она
наполнила его чашку.


Хотела показать тебе, что я не эгоистка.


А я разве говорил это?


Ну, — она неопределенно махнула рукой, — вчера вечером…

Артур
молчал.


Наш разговор о кнопке, — напомнила Норма. — Я думаю, что ты неправильно меня
понял.


В каком отношении? — спросил он настороженным голосом.


Ты решил, — она снова сделала жест рукой, — что я думаю только о себе…


А-а…


Так вот, нет. Когда я говорила о Европе, о коттедже…


Норма, почему это тебя так волнует?


Я всего лишь пытаюсь объяснить, — она судорожно вздохнула, — что думала о
нас. Чтобы мы поездили по Европе. Чтобы мы купили коттедж. Чтобы у нас была
лучше квартира, лучше мебель, лучше одежда. Чтобы мы, наконец, позволили себе
ребенка, между прочим.


У нас будет ребенок.


Когда?

Он
посмотрел на нее с тревогой.


Норма…


Когда?


Ты что, серьезно? — Он опешил. — Серьезно утверждаешь…


Я утверждаю, что это какие-то исследования! — оборвала она. — Что они хотят
выяснить, как поступит средний человек при таких обстоятельствах! Что они
просто говорят, что кто-то умрет, чтобы изучить нашу реакцию! Ты ведь не
считаешь, что они действительно кого-нибудь убьют?!

Артур
не ответил; его руки дрожали. Через некоторое время он поднялся и ушел.

Норма
осталась за столом, отрешенно глядя в кофе. Мелькнула мысль: «Я опоздаю
на работу…» Она пожала плечами. Ну и что? Она вообще должна быть дома,
а не торчать в конторе…

Убирая
посуду, она вдруг остановилась, вытерла руки и достала из нижнего ящика
пакет. Норма положила коробочку на стол, вынула из конверта ключ и удалила
колпачок. Долгое время она сидела, глядя на кнопку. Как странно… ну что в
ней особенного?

Норма
вытянула руку и нажала на кнопку.

— 
Ради нас, — раздраженно подумала она.

Что
теперь происходит? На миг её захлестнула волна ужаса.

Волна
быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо — так много
уделять внимания ерунде.

Она
швырнула коробочку, колпачок и ключ в мусорную корзину и пошла одеваться.

— Перед
нами диалог двух героев. Как относится Артур к размышлениям Нормы?

— Какие
аргументы приводит Норма, чтобы убедить мужа нажать кнопку? Чем искушает его?

1
аргумент

– путешествие в Европу

2
аргумент

– покупка коттеджа

3
аргумент

– рождение ребёнка

— Соглашается
ли Артур на столь убедительные аргументы?

— Найдите в
тексте слова, которые описывают состояние Артура в то время, когда Норма
убеждает мужа (Артур был потрясён. Артур пораженно уставился на неё. Он
опешил)

— Давайте
понаблюдаем за поведением Нормы с того момента, когда она находит пакет, до
момента, когда она нажимает на кнопку. Запишите словосочетания или
предложения в тетради:

1.
Прошла мимо пакета.

2. Вышла
за дверь, подхватила пакет и отнесла …на кухню.

3.
Положила пакет в нижний ящик шкафа (утром …выбросит)

4.
Достала… пакет.

5.
Долгое время… сидела, глядя на кнопку.

6. Вытянула
руку и нажала на кнопку.

— Как долго
размышляла Норма, прежде чем принять решение нажать на кнопку? (сутки)

— Легко ли
ей далось решение нажать на кнопку?

—  Была ли
она психологически подготовлена к этому решению?

—  Нажимая
на кнопку, верила ли Норма, что это серьёзно?

— Как ведет
себя после нажатия кнопки? (На миг её захлестнула волна ужаса. Волна
быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо – так много уделять
внимания ерунде)

— Что произошло с Нормой?

— Обратите
внимание на слова «презрительно усмехнулась»?  Почему в начале
рассказа она улыбается, потом «насмешливо хмыкает» и вот уже «презрительно
усмехается
»? Что стоит за этими словами?

— Озаглавьте эту часть
текста (Искушение победило)

Шестой фрагмент рассказа

Она
жарила на ужин отбивные, когда зазвонил телефон. Она поставила стакан с
водкой-мартини и взяла трубку.


Алло?


Миссис Льюис?


Да.


Вас беспокоят из больницы «Легокс хилл».

Норма
слушала будто в полусне. В толкучке Артур упал с платформы прямо под поезд
метро. Несчастный случай.

Повесив
трубку, она вспомнила, что Артур застраховал свою жизнь на двадцать пять
тысяч долларов, с двойной компенсацией при…

Нет.
С трудом поднявшись на ноги, Норма побрела на кухню и достала из корзины
коробочку с кнопкой. Никаких гвоздей или шурупов… Вообще непонятно, как она
была собрана.

Внезапно
Норма стала колотить ею о край раковины, ударяя все сильнее и сильнее, пока
дерево не треснуло. Внутри ничего не оказалось — ни транзисторов, ни
проводов… Коробка была пуста.

Норма
вздрогнула, когда зазвонил телефон. На подкашивающихся ногах она прошла в
гостиную и взяла трубку.

Раздался
голос мистера Стюарта.


Вы говорили, что я не буду знать того, кто умрет!


Моя дорогая миссис Льюис, — сказал мистер Стюарт. — Неужели вы в самом деле
думаете, что знали своего мужа?

— Ожидали
ли вы такой финал?

— Почему
Норма не смогла преодолеть искушение?

— Что
получила взамен?

— Принесли
ли ей счастье 50 тысяч долларов?


Раскаивается ли она в содеянном?

— Что
означают финальные слова Стюарта «Неужели вы в самом деле думаете, что
знали своего мужа


Озаглавьте эту часть текста (Смерть мужа как возмездие за безнравственный
поступок
)

3. Работа с полным
текстом


Вернёмся к вашим предположениям, которые вы высказали в начале урока. Совпали
ли они с теми выводами, к которым мы пришли, читая рассказ?

— Можно ли назвать
поступок Нормы преступлением, ведь физически она никого не убивала?


Как перебороть соблазн? Можно ли дать какие–то советы тем, кто не может устоять
перед соблазнами?

(1.
Сила жизненных искушений может изменить человека, заставляя его нарушать
нравственные законы.

2.
Мы в ответе за то, что каждый наш необдуманный и неосторожный шаг может
погубить всё.

3.
Мы должны задумываться о сложном выборе, перед которым нас порой ставит жизнь)

4. Домашнее
задание

3)
Как Вы понимаете слова «Искушение – самый строгий экзаменатор нравственности»,
которые сказал Адо́льф Кази́меж Хы́ла — польский художник и педагог?
В каких произведениях можно найти
подтверждение этой мысли?

  • Сочинение по речам узнают человека
  • Сочинение по рассказу сенька некрасов
  • Сочинение по рассказу бедная лиза 8 класс кратко
  • Сочинение по произведению куст сирени
  • Сочинение по произведениям русской литературы первой половины 19 века