Антуан де Сент-Экзюпери не писал специально для детей. И вообще, по профессии он был не писателем, а замечательным летчиком. Однако его прекрасные произведения, такие как «Ночной полет», «Планета людей», «Военный летчик», и, конечно же, «Маленький принц», вне всякого сомнения, принадлежат к лучшему, что было написано во Франции в XX веке.
В «Маленьком принце» Сент-Экзюпери обращается в равной мере ко всем — маленьким и большим, — кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Вот почему эту сказку, в которой писатель возвращается к своим излюбленным мыслям, но выражает их по-новому, то есть образно и обобщенно, принято называть философской. Оказывается, и об очень серьезных и глубоких вещах можно говорить совсем просто и понятно, особенно, если обладать чувством юмора.
«Нарисуешь удава, проглотившего слона, а взрослые говорят — шляпа», — сокрушается автор «Маленького принца», рассказывая, почему, вместо того, чтобы стать художником, как он хотел, ему пришлось выбрать другую профессию — он научился водить самолеты. — «Взрослым всегда все нужно объяснять… Я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах… Я говорил с ними об игре в бридж; и о гольфе, о политике и о галстуках… Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя новый друг, они никогда не спросят о самом главном: «Какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?»
Само собой разумеется, что, отзываясь так о взрослых, Сент-Экзюпери имеет в виду не всех взрослых, а только тех, кто забыл, что когда-то были детьми, тех, кто называет себя «серьезными людьми», тех, кто все время складывает цифры, как «человек с багровым лицом», ни разу за всю свою жизнь не понюхавший цветка, ни разу не поглядевший на звезду и никогда никого не любивший, тех, кто подобно одному королю, думает, что управляет целой вселенной, тех, кто живет скучно, однообразно и, в сущности, несчастливо.
Маленький принц — это «забавный человечек, который, как потом выясняется, с очень маленькой лланетки. Такой маленькой, что, передвигая стул, там можно было в любой час любоваться закатом, а разросшиеся баобабы могли ее разорвать на части своими корнями. Маленький принц, как хороший, разумный хозяин своей планеты, выпалывал баобабы, прочищал вулканы и ухаживал за любимой красавицей-розой. Но она обижала его колкостями и капризами, он страдал и в один прекрасный день решил уйти.
На всех планетах, на которые Маленький принц попадал во время своих странствий, он и в самом деле чувствовал себя инопланетянином (уже не в буквальном, а в переносном смысле), настолько непонятным, бессмысленным и просто скучным казалось ему там все, что он видел. Он побывал у короля, отдававшего лишь те повеления, которые не могли не выполняться; у человека, который хотел, чтобы все его почитали, хвалили, без конца повторяя, что он красивее, наряднее, богаче и умнее всех, хотя он был единственным обитателем этой планеты; у фонарщика, который только и делал, что гасил и зажигал фонарь, исполняя уговор, давным-давно потерявший всякий смысл; у ученого, который уткнулся в книги, а вокруг себя ничего не видел, да и пс хотел видеть… И Маленький принц не переставал удивляться, какими странными вещами заняты все эти люди! А его простодушные, наивные вопросы еще больше обнажа-ли их слепоту, тщеславие, эгоизм, жадность, равнодушие… Глядя на мир глазами Маленького принца, мы понимаем, что осуждает Сент-Экзюпери, что он ненавидит, и не можем не разделять его чувства.
Но ведь в этой сказке главное не ненависть, а любовь, и, хотя она написана в шутливо-ироническом тоне, смысл ее не в том, чтобы высмеивать и обличать. В пустыне Сахаре, но вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Недаром говорят: одинок, как в пустыне! «Я ищу друзей», -говорит он Лису. А Лис отвечает: «Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня», — и поясняет: «Приручить — означает привязать к себе… Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен. Для тебя я всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете». Маленький принц понимает слова мудрого Лиса: «Есть одна роза… наверное, она меня приручила…»
«Приручить» на языке Сент-Экзюпери значит сильно привязаться к кому-то, испытывать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу. Но вместе с тем это означает расширить рамки своего мира, увидеть и почувствовать то, что прежде, было недоступно. Прирученный Лис, например, становится совсем другим, чем был до этого. Прежде для него существовали только охотники и куры, преследователи и преследуемые. И тогда он на все смотрел с точки зрения своей пользы и был слеп к бескорыстной красоте. Колосящееся-поле, скажем, оставляло его совершенно равнодушным, поскольку хлеб его не интересовал. Но когда его приручил Маленький принц, золотые колосья пшеницы стали ему напоминать золотистую копну волос друга, и он полюбил их шелест на ветру. Точно та же для рассказчика оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий ему смех Маленького принца. Когда мы кого-то приручили, мы чувствуем себя сразу богатыми — столько новых впечатлений и переживаний! — потому что все, решительно все вокруг напоминает о любимом, прирученном нами существе и является «подарком сердца», как та вода из колодца, которая «родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий моих рук», чтобы утолить жажду Маленького принца.
«Серьезные, деловые люди» не получают таких подарков. Да они были бы и неспособны их оценить. Поэтому Маленькому принцу становится ясно, что их могущество и богатство лишь кажущиеся, на самом же деле они бессильны и нищи. Ведь он теперь знает, что твоим становится только то, чему ты отдавал всю свою душу. Именно в этом и заключается разница между розой, которую он оставил на своей планете, и теми розами, которые он нашел на земле. «Вы красивые, но пустые, — говорит им Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас покрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра… Она — моя… Я в ответе за мою розу».
Да, Маленький принц не зря повторял слова Лиса, чтобы их лучше запомнить: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Слова эти и вправду стоит запомнить. Запомнить сердцем. Ведь в этом и заключается секрет, который Лис дарит на прощание Маленькому принцу: «Зорко одно лишь сердце».
2 вариант
Я давно, еще когда была маленькой, читала «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Меня поразило, что автор, взрослый человек, боится стать таким, как взрослые,
которым ничего не интересно, кроме цифр. И поэтому он «купил ящик с красками и карандаши». Автор понимает Маленького принца, переживает о нем, когда думает о баобабах. И сразу становится ясно, что в нем еще много осталось от того маленького мальчика, которого не поняли взрослые. Понемногу он осознает, как печальна и однообразна жизнь Маленького принца. Долгое время у того было только одно развлечение — он любовался закатом, когда ему становилось грустно. Потом у Маленького принца, из семени, занесенного ветром к нему на планету, вырос гордый и обидчивый цветок. И Маленький принц очень его полюбил и рад был ему служить: поливал каждый день, на ночь надевал колпак. Но в нем возникли сомнения. Он принимал пустые слова цветка близко к сердцу и чувствовал себя несчастным. «Надо было судить не по словам, а по делам… Я не должен был бежать…» Маленький принц еще не знал, что он приручил этот цветок и должен о нем заботиться, и он решил посетить соседние планеты.
На первом астероиде жил король. Когда мальчик покидал его, он подумал: «Странный народ эти взрослые».
На втором жил честолюбец. Когда Маленький принц сбежал от него, он подумал: «Право же, взрослые — очень странные люди».
На третьем жил пьяница. Когда Маленький принц отправился дальше, он задумался: «Да, право же, взрослые очень, очень странный народ».
На четвертой планете жил делец. Продолжая путь, Маленький принц говорил себе: «Нет, взрослые и вправду поразительный народ». На пятой — фонарщик, а на шестой жил географ, который посоветовал Маленькому принцу посетить Землю. Я думаю, что этим Сент-Экзюпери хотел показать, как взрослые люди отличаются от маленьких, какой у них ограниченный кругозор по сравнению с детьми, у которых свои проблемы и привязанности в своем мирке, куда взрослым, так любящим цифры, нет доступа и которого они не понимают.
На Земле Маленький принц не увидел людей и очень удивился. Но тут же увидел змею, которая потом все время говорила загадками. «Я решаю все загадки», — сказала она.
Когда он набрел на розы, которые были все как одна похожи на его цветок, он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком…Только всего у меня и было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено…», — лег на траву и заплакал.
Только когда он приручил Лиса и Лис открыл ему главную истину: «„.ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», Маленький принц понял, что его роза — единственная в мире, ведь это ее он каждое утро поливал, накрывал колпаком, оберегал. Он понял, что он в ответе за свою розу.
Маленький принц так хрупок, и так трогательна его верность цветку. Последним подарком Маленького принца автору был его смех: «Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно… И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!» И они подумают, что ты сошел с ума. Вот такую злую шутку я с тобой сыграю… Знаешь… моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая. Такая простодушная».
Никогда ни один взрослый человек не поймет, как важно бывает спросить себя: жива ли та роза или ее вдруг съел барашек? Может быть, я тоже буду такой, как все взрослые, любящие цифры, когда стану старше? «Будь то дом, звезды или пустыня, самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами. Но глаза слепы. Искать надо сердцем». Кто знает…
1. Подготовка к
восприятию текста
—
Прочитайте название рассказа. О чём оно говорит?
— Каковы ваши
предположения по поводу того, о чём будет идти речь в данном рассказе?
— Запишите свои
предположения.
2. Чтение текста с
остановками
— Прочитайте
фрагменты рассказа и ответьте на вопросы.
Первый
фрагмент рассказа
вопросы
Пакет
лежал прямо у двери — картонная коробка, на которой от руки были написаны их
фамилия и адрес: «Мистеру и миссис Льюис, 217Е, Тридцать седьмая улица,
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10016».
Внутри
оказалась маленькая деревянная коробка с единственной кнопкой, закрытой
стеклянным колпачком. Норма попыталась снять колпачок, но он не поддавался. К
днищу коробочки липкой лентой был прикреплен сложенный листок бумаги:
«Мистер Стюарт зайдет к вам в 20.00».
Норма
перечитала записку, отложила её в сторону и, улыбаясь, пошла на кухню
готовить салат.
— Картонная
коробка… Что бы это могло быть – подарок, рекламная акция, розыгрыш, чья-то
шутка?
—
Предположите, что это за кнопка?
— Обратите
внимание на настроение Нормы? Какое слово помогает нам понять это настроение?
—
Озаглавьте эту часть текста (Удивительная коробка)
Второй фрагмент рассказа
Звонок
в дверь раздался ровно в восемь.
—
Я открою! — крикнула Норма из кухни. Артур читал в гостиной.
В
коридоре стоял невысокий мужчина.
—
Миссис Льюис? — вежливо осведомился он. — Я мистер Стюарт.
—
Ах, да… — Норма с трудом подавила улыбку. Теперь она была уверена,
что это рекламный трюк торговца.
—
Разрешите войти? — спросил мистер Стюарт.
—
Я сейчас занята. Так что, извините, просто вынесу вам вашу…
—
Вы не хотите узнать, что это?
Норма
молча повернулась.
—
Это может оказаться выгодным…
—
В денежном отношении? — вызывающе спросила она.
Мистер
Стюарт кивнул.
—
Именно.
Норма
нахмурилась.
—
Что вы продаете?
—
Я ничего не продаю, — ответил он.
Из
гостиной вышел Артур.
—
Какое-то недоразумение?
Мистер
Стюарт представился.
—
А-а, эта штуковина… — Артур кивнул в сторону гостиной и улыбнулся. —
Что это вообще такое?
—
Я постараюсь объяснить, — сказал мистер Стюарт. — Разрешите войти?
Артур
взглянул на Норму.
—
Как знаешь, — сказала она.
Он
заколебался.
—
Ну что ж, заходите.
Они
прошли в гостиную. Мистер Стюарт сел в кресло и вытащил из внутреннего
кармана пиджака маленький запечатанный конверт.
—
Внутри находится ключ к колпачку, закрывающему кнопку, — пояснил он и положил
конверт на журнальный столик. — Кнопка соединена со звонком в нашей конторе.
—
Зачем? — спросил Артур.
—
Если вы нажмете кнопку, — сказал мистер Стюарт, — где-то в мире умрет
незнакомый вам человек, и вы получите пятьдесят тысяч долларов.
Норма
уставилась на посетителя широко раскрытыми глазами.
Тот
улыбался.
—
О чем вы говорите? — недоуменно спросил Артур.
Мистер
Стюарт был удивлен.
—
Но я только что объяснил.
—
Это что, шутка?
—
При чем тут шутка? Совершенно серьезное предложение…
—
Кого вы представляете? — перебила Норма.
Мистер
Стюарт смутился.
—
Боюсь, что я не могу ответить на этот вопрос. Тем не менее заверяю вас, что
наша организация очень сильна.
—
По-моему, вам лучше уйти, — заявил Артур, поднимаясь.
Мистер
Стюарт встал с кресла.
—
Пожалуйста.
—
И захватите вашу кнопку.
—
А может, подумаете день-другой?
Артур
взял коробку и конверт и вложил их в руки мистера Стюарта. Потом вышел в
прихожую и распахнул дверь.
—
Я оставлю свою карточку. — Мистер Стюарт положил на столик возле двери
визитную карточку и ушел.
Артур
порвал ее пополам и бросил на стол.
— Что
предлагает мистер Стюарт? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
— Как
реагируют на это неожиданное предложение Артур и Норма?
— Как ведёт
себя Артур, понимая, что это не шутка? Подтвердите свой ответ текстом.
—Почему
Артур выставляет непрошеного гостя за дверь и рвёт его визитную карточку?
— Озаглавьте
эту часть текста (Неожиданное предложение)
Третий фрагмент рассказа
— Как по-твоему,
что все это значит? — спросила с дивана Норма.
— Мне
плевать.
Она попыталась
улыбнуться, но не смогла.
— И ни
капельки не любопытно?..
Потом Артур
стал читать, а Норма вернулась на кухню и закончила мыть посуду.
— Почему ты
отказываешься говорить об этом? — спросила Норма.
Не
прекращая чистить зубы, Артур поднял глаза и посмотрел на ее отражение в
зеркале ванной.
— Разве
тебя это не интригует?
— Меня это
оскорбляет, — сказал Артур.
— Я
понимаю, но… — Норма продолжала накручивать волосы на бигуди, — но ведь и
интригует?..
— Ты
думаешь, это шутка? — спросила она уже в спальне.
— Если
шутка, то дурная.
Норма села
на кровать и сбросила тапочки.
— Может быть,
это психологи проводят какие-то исследования.
Артур пожал
плечами.
— Может
быть.
— Ты не
хотел бы узнать?
Он покачал
головой.
— Но
почему?
— Потому
что это аморально.
Норма
забралась под одеяло. Артур выключил свет и наклонился поцеловать ее.
— Спокойной
ночи…
Норма
сомкнула веки.
— Пятьдесят
тысяч долларов, — подумала она.
— Обратите
внимание на слова автора, сказанные о Норме: «Она попыталась улыбнуться,
но не смогла». Почему меняется настроение Нормы?
— Проанализируйте
поведение Артура и Нормы, найдя в тексте слова, которые характеризуют их отношение
к неожиданному предложению (Артура оскорбляет это предложение, он
понимает, что это аморально, Норму интригует)
— Как вы
понимаете слово «интригует»?
— Исходя из
этих двух глаголов можем мы предположить, что будет дальше?
— Озаглавьте
эту часть текста (Разный взгляд на предложение Стюарта)
Четвёртый фрагмент рассказа
Утром,
выходя из квартиры, Норма заметила на столе кусочки разорванной карточки.
Повинуясь внезапному порыву, она кинула их в свою сумочку.
Во
время перерыва она склеила карточку скотчем. Там были напечатаны только имя
мистера Стюарта и номер телефона.
Ровно
в пять она набрала номер.
—
Слушаю, — раздался голос мистера Стюарта.
Норма
едва не повесила трубку, но сдержала себя.
—
Это миссис Льюис.
—
Да, миссис Льюис? — Мистер Стюарт, казалось, был доволен.
—
Мне любопытно.
—
Естественно.
—
Разумеется, я не верю ни одному слову.
—
О, это чистая правда, — сказал мистер Стюарт.
—
Как бы там ни было… — Норма сглотнула. — Когда вы говорили, что кто-то в
мире умрет, что вы имели в виду?
—
Именно то, что говорил. Это может оказаться кто угодно. Мы гарантируем лишь,
что вы не знаете этого человека. И, безусловно, что вам не придется наблюдать
его смерть.
—
За пятьдесят тысяч долларов?
—
Совершенно верно.
Она
насмешливо хмыкнула.
—
Чертовщина какая-то…
—
Тем не менее таково наше предложение, — сказал мистер Стюарт. — Занести вам
прибор?
—
Конечно, нет! — Норма с возмущением бросила трубку.
— Могли ли
мы предположить, что Норма возьмёт визитную карточку? Почему?
— Как
реагирует Норма на слова Стюарта о том, что всё, что он говорит, чистая
правда?
— Зачем
Норма звонит Стюарту, если в ходе разговора бросает телефонную трубку?
— Улыбается
ли теперь Норма? Что означают слова «насмешливо хмыкнула»?
— Озаглавьте
эту часть текста (Звонок Стюарту)
Пятый фрагмент рассказа
Пакет
лежал у двери. Норма увидела его, как только вышла из лифта.
Какая
наглость! — подумала она. — Я просто не возьму его.
Она
вошла в квартиру и стала готовить обед. Потом вышла за дверь, подхватила
пакет и отнесла его на кухню, оставив на столе.
Норма
сидела в гостиной, потягивая коктейль и глядя в окно. Немного погодя она
пошла па кухню переворачивать котлеты и положила пакет в нижний ящик шкафа.
Утром она его выбросит.
—
Может быть, забавляется какой-то эксцентричный миллионер, — сказала она.
Артур
оторвался от обеда.
—
Я тебя не понимаю.
Они
ели в молчании. Неожиданно Норма отложила вилку.
—
А что, если это всерьез?
—
Ну и что тогда? — Он недоверчиво пожал плечами. — Что бы ты хотела — вернуть
это устройство и нажать кнопку? Убить кого-то?
На
лице Нормы появилось отвращение.
—
Так уж и убить…
—
А что же это, по-твоему?
—
Но ведь мы даже не знаем этого человека.
Артур
был потрясен.
—
Ты говоришь серьезно?
—
Ну а если это какой-нибудь старый китайский крестьянин за десять тысяч миль
отсюда? Какой-нибудь больной туземец в Конго?
—
А если это какая-нибудь малютка из Пенсильвании? — возразил Артур. —
Прелестная девушка с соседней улицы?
—
Ты нарочно все усложняешь.
—
Какая разница, кто умрет? — продолжал Артур. — Все равно это убийство.
—
Значит, даже если это кто-то, кого ты никогда в жизни не видел и не увидишь,
— настаивала Норма, — кто-то, о чьей смерти ты даже не узнаешь, ты все равно
не нажмешь кнопку?
Артур
пораженно уставился на нее.
—
Ты хочешь сказать, что ты нажмешь?
—
Пятьдесят тысяч долларов.
—
При чем тут…
—
Пятьдесят тысяч долларов, Артур, — перебила Норма. — Мы могли бы позволить
себе путешествие в Европу, о котором всегда мечтали.
—
Норма, нет.
—
Мы могли бы купить тот коттедж…
—
Норма, нет. — Его лицо побелело. — Ради бога, перестань.
Норма
пожала плечами.
—
Как угодно.
Она
поднялась раньше, чем обычно, чтобы приготовить на завтрак Артуру блины, яйца
и бекон.
—
По какому поводу? — с улыбкой спросил Артур.
—
Без всякого повода. — Норма обиделась. — Просто так.
—
Отлично. Мне очень приятно.
Она
наполнила его чашку.
—
Хотела показать тебе, что я не эгоистка.
—
А я разве говорил это?
—
Ну, — она неопределенно махнула рукой, — вчера вечером…
Артур
молчал.
—
Наш разговор о кнопке, — напомнила Норма. — Я думаю, что ты неправильно меня
понял.
—
В каком отношении? — спросил он настороженным голосом.
—
Ты решил, — она снова сделала жест рукой, — что я думаю только о себе…
—
А-а…
—
Так вот, нет. Когда я говорила о Европе, о коттедже…
—
Норма, почему это тебя так волнует?
—
Я всего лишь пытаюсь объяснить, — она судорожно вздохнула, — что думала о
нас. Чтобы мы поездили по Европе. Чтобы мы купили коттедж. Чтобы у нас была
лучше квартира, лучше мебель, лучше одежда. Чтобы мы, наконец, позволили себе
ребенка, между прочим.
—
У нас будет ребенок.
—
Когда?
Он
посмотрел на нее с тревогой.
—
Норма…
—
Когда?
—
Ты что, серьезно? — Он опешил. — Серьезно утверждаешь…
—
Я утверждаю, что это какие-то исследования! — оборвала она. — Что они хотят
выяснить, как поступит средний человек при таких обстоятельствах! Что они
просто говорят, что кто-то умрет, чтобы изучить нашу реакцию! Ты ведь не
считаешь, что они действительно кого-нибудь убьют?!
Артур
не ответил; его руки дрожали. Через некоторое время он поднялся и ушел.
Норма
осталась за столом, отрешенно глядя в кофе. Мелькнула мысль: «Я опоздаю
на работу…» Она пожала плечами. Ну и что? Она вообще должна быть дома,
а не торчать в конторе…
Убирая
посуду, она вдруг остановилась, вытерла руки и достала из нижнего ящика
пакет. Норма положила коробочку на стол, вынула из конверта ключ и удалила
колпачок. Долгое время она сидела, глядя на кнопку. Как странно… ну что в
ней особенного?
Норма
вытянула руку и нажала на кнопку.
—
Ради нас, — раздраженно подумала она.
Что
теперь происходит? На миг её захлестнула волна ужаса.
Волна
быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо — так много
уделять внимания ерунде.
Она
швырнула коробочку, колпачок и ключ в мусорную корзину и пошла одеваться.
— Перед
нами диалог двух героев. Как относится Артур к размышлениям Нормы?
— Какие
аргументы приводит Норма, чтобы убедить мужа нажать кнопку? Чем искушает его?
1
аргумент
– путешествие в Европу
2
аргумент
– покупка коттеджа
3
аргумент
– рождение ребёнка
— Соглашается
ли Артур на столь убедительные аргументы?
— Найдите в
тексте слова, которые описывают состояние Артура в то время, когда Норма
убеждает мужа (Артур был потрясён. Артур пораженно уставился на неё. Он
опешил)
— Давайте
понаблюдаем за поведением Нормы с того момента, когда она находит пакет, до
момента, когда она нажимает на кнопку. Запишите словосочетания или
предложения в тетради:
1.
Прошла мимо пакета.
2. Вышла
за дверь, подхватила пакет и отнесла …на кухню.
3.
Положила пакет в нижний ящик шкафа (утром …выбросит)
4.
Достала… пакет.
5.
Долгое время… сидела, глядя на кнопку.
6. Вытянула
руку и нажала на кнопку.
— Как долго
размышляла Норма, прежде чем принять решение нажать на кнопку? (сутки)
— Легко ли
ей далось решение нажать на кнопку?
— Была ли
она психологически подготовлена к этому решению?
— Нажимая
на кнопку, верила ли Норма, что это серьёзно?
— Как ведет
себя после нажатия кнопки? (На миг её захлестнула волна ужаса. Волна
быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо – так много уделять
внимания ерунде)
— Что произошло с Нормой?
— Обратите
внимание на слова «презрительно усмехнулась»? Почему в начале
рассказа она улыбается, потом «насмешливо хмыкает» и вот уже «презрительно
усмехается»? Что стоит за этими словами?
— Озаглавьте эту часть
текста (Искушение победило)
Шестой фрагмент рассказа
Она
жарила на ужин отбивные, когда зазвонил телефон. Она поставила стакан с
водкой-мартини и взяла трубку.
—
Алло?
—
Миссис Льюис?
—
Да.
—
Вас беспокоят из больницы «Легокс хилл».
Норма
слушала будто в полусне. В толкучке Артур упал с платформы прямо под поезд
метро. Несчастный случай.
Повесив
трубку, она вспомнила, что Артур застраховал свою жизнь на двадцать пять
тысяч долларов, с двойной компенсацией при…
Нет.
С трудом поднявшись на ноги, Норма побрела на кухню и достала из корзины
коробочку с кнопкой. Никаких гвоздей или шурупов… Вообще непонятно, как она
была собрана.
Внезапно
Норма стала колотить ею о край раковины, ударяя все сильнее и сильнее, пока
дерево не треснуло. Внутри ничего не оказалось — ни транзисторов, ни
проводов… Коробка была пуста.
Норма
вздрогнула, когда зазвонил телефон. На подкашивающихся ногах она прошла в
гостиную и взяла трубку.
Раздался
голос мистера Стюарта.
—
Вы говорили, что я не буду знать того, кто умрет!
—
Моя дорогая миссис Льюис, — сказал мистер Стюарт. — Неужели вы в самом деле
думаете, что знали своего мужа?
— Ожидали
ли вы такой финал?
— Почему
Норма не смогла преодолеть искушение?
— Что
получила взамен?
— Принесли
ли ей счастье 50 тысяч долларов?
—
Раскаивается ли она в содеянном?
— Что
означают финальные слова Стюарта «Неужели вы в самом деле думаете, что
знали своего мужа?»
—
Озаглавьте эту часть текста (Смерть мужа как возмездие за безнравственный
поступок)
3. Работа с полным
текстом
—
Вернёмся к вашим предположениям, которые вы высказали в начале урока. Совпали
ли они с теми выводами, к которым мы пришли, читая рассказ?
— Можно ли назвать
поступок Нормы преступлением, ведь физически она никого не убивала?
—
Как перебороть соблазн? Можно ли дать какие–то советы тем, кто не может устоять
перед соблазнами?
(1.
Сила жизненных искушений может изменить человека, заставляя его нарушать
нравственные законы.
2.
Мы в ответе за то, что каждый наш необдуманный и неосторожный шаг может
погубить всё.
3.
Мы должны задумываться о сложном выборе, перед которым нас порой ставит жизнь)
4. Домашнее
задание
3)
Как Вы понимаете слова «Искушение – самый строгий экзаменатор нравственности»,
которые сказал Адо́льф Кази́меж Хы́ла — польский художник и педагог? В каких произведениях можно найти
подтверждение этой мысли?
«Согласны ли Вы, что путешествовать — значит развиваться?» — эту тему Многомудрый Литрекон представляет в двух вариантах. Итоговое сочинение оснащено аргументами, тезисами, вступлениями, заключениями — всем, что нужно выпускнику для старта творческой мысли. Приятного просвещения!
Вариант 1
(390 слов) «Путешествовать — значит развиваться» — так ли это? Разумеется, да, ведь новые знания о мире и впечатления от общения с людьми расширяют кругозор и дарят новые возможности. Однако бывает и так, что человек направляется в «тюлений отдых» — то есть планирует лениться, злоупотреблять сомнительными развлечениями и сорить деньгами. В этом случае он не получит пользы от поездки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой поехал в отпуск с семьей, но его путешествие едва ли можно назвать познавательным. Автор сообщает, что дни туриста состояли из роскошных приемов пищи, ленивого отдыха после них, азартных игр и походов в увеселительные заведения. Более того, Господин был замечен автором в притонах. А малейшая заминка на пути к развлечениям сопровождалась ссорами с женой и мрачным настроением героя. Конечно же, такая поездка не пошла на пользу Господину. В свои пятьдесят лет он имел не очень хорошее здоровье и умер от удара, ведь гастрономические и прочие излишества были откровенно вредны для него. О развитии нечего и говорить. Герой больше времени уделял приемам пищи, чем изучению местных достопримечательностей или хотя бы беседе с местным населением. Такое путешествие не может поспособствовать личностному росту.
Совсем по-другому путешествовал Андрей Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов». Герой был человеком эрудированным, любознательным и активным. За рубежом он не только уделял время культурному просвещению и изучению местных обычаев, но и обращал внимание на ассортимент товаров и услуг, который в России был в разы скромнее. В итоге у него созрел план, как создать свое дело, которое поспособствовало бы развитию целой страны. Штольц стал негоциантом — владельцем компании, которая специализировалась на международной торговле. Это помогло ему собрать значительный капитал и упрочить свое положение в обществе. Герой не только добился успеха в делах, но и помог многим людям, создав рабочие места и предоставив уникальное предложение на рынке. Если бы Штольц не путешествовал, эти идеи никогда не родились бы в его голове, и он не стал бы бизнесменом такого уровня. Это говорит о том, что поездки развивают личность, если она сама к этому стремится.
Таким образом, Пьер Бернандо был прав, сказав, что «путешествовать — значит развиваться». Однако важно понимать, что под лежачий камень вода не течет, надо самому работать над собой в любой поездке, и только тогда она принесет пользу. Если же человек уезжает на пляж, чтобы лениться и злоупотреблять вредными развлечениями, то никакой тур не сыграет положительную роль в его жизни.
Вариант 2
(442 слова) Путешествие развивает личность — этот факт давно известен людям, поэтому многие из нас стремятся накопить денег и выехать в другие страны или города. Такие поездки позволяют узнать много нового и полезного о мире вокруг нас. Тот, кто имеет большой туристический опыт, всегда является интересным собеседником и может привлечь к себе внимание слушателей. Поэтому многие герои отечественной и мировой литературы отправлялись в скитания, чтобы стать лучше.
Например, Александр Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» получил за границей уникальный опыт и новые знания, которые позволили ему понять все недостатки и пороки существующего в России уклада жизни. Он едва ли не первым из своей среды задумался о том, насколько губительно крепостное право. Вернувшись домой, Александр очень хотел поделиться своими открытиями с другими людьми и призвать их исправиться. Однако в своей стране он стал чужаком, как будто разучившись разговаривать на русском. Развитие Чацкого, получившего образование за рубежом, настолько превосходило уровень других помещиков, что они просто не поняли его. Не покидая Россию, они так и не осознали, в чем причина ее отставания. Они даже не видели, что можно жить лучше. Герои слепо копировали иностранную моду и пресмыкались перед ней, не замечая, что не создают свою собственную культуру и презирают свой собственный народ. Все это можно было узнать за пределами России, что и сделал Чацкий. Своим феноменальным развитием он обязан путешествиям, как и автор, который служил дипломатом и видел, как живут другие государства, благодаря чему смог сделать полезные выводы.
Зарубежные писатели тоже говорили о пользе путешествий для развития личности. Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Маленький принц» сделал акцент на том, что поездки в далекие края помогают человеку разобраться в себе и упорядочить жизнь. Научившись у других людей и народов мудрости, набравшись опыта, можно решить свои проблемы и подняться на новый уровень. Это доказывает пример Маленького принца. Дома он чувствовал себя несчастным, потому что Роза изводила его своими капризами, да и рутина небольшой планеты ему наскучила. Он решил посмотреть, как живут другие обитатели космоса, и разнообразить свою жизнь. В путешествии Маленький принц научился любви, дружбе, преданности и понял, что многие люди понапрасну губят себя во «взрослых» занятиях. Осознав смысл бытия, мальчик вернулся на свою планету, чтобы помириться с Розой и зажить по-новому. Он смог понять ее поведение и дать ему справедливую оценку. Это заставляет нас задуматься о том, что порой нужно покинуть зону комфорта и отправиться в большой путь, чтобы познать себя.
Таким образом, путешествие всегда помогает нам набраться опыта, новых впечатлений и знаний. Оно позволяет лучше узнать себя и разобраться в том, что не так дома и как это исправить. Поездки на дальние расстояния делают нас взрослее, ответственнее, умнее. Каждому из нас предстоит пройти не одну такую дорогу, которая неизменно ведет человека к себе.
Сочинение по аллегорической повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Сегодня я хочу вспомнить моего любимого литературного героя. Мальчика, который прилетел на нашу планету с далекого астероида В-612, и вот уже почти столетие волнует и тревожит «тех, кто полюбил маленького принца» и для кого с его появлением «мир станет другим».
Удивительно, но со времени появления этого героя его никто не рисовал, кроме самого автора. И только на страницах учебника литературы я увидела иллюстрации неизвестного художника. Почему так? Видимо, надо иметь изрядную смелость и быть так сильно влюбленным в героя Экзюпери, чтобы отважиться воспроизвести его, нарисовать портрет этого ребенка. А может, нарисовать себя, того ребенка, который живет в каждом взрослом, и о котором они, взрослые, так часто забывают? Кто знает, но в моем воображении Маленький принц пока что остается именно таким, каким его создал автор. Возможно, когда-то, уже взрослой, я рискну нарисовать его сама…
Повесть-притча «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери имеет удивительную способность каждый раз, когда ее читаешь, открываться новой гранью таланта автора и мудрости маленького героя. Об эту диковинку настоящих произведений, достойных того, чтобы их читали и перечитывали, мне сказала мама. В этом году она пообещала перечитать со мной «Дон Кихота» Сервантеса, хотя уже дважды наслаждалась этим произведением. А бабушка совсем недавно удивила нас с мамой шокирующим открытием, процитировав старика Сантьяго из повести Хемингуэя: «Старики просыпаются очень рано, потому что им не спится, — тем самым они как бы продолжают свою жизнь». Бабушка умеет удивлять нас неожиданными мыслями! Она утверждает, что «долго живет среди людей и видела их совсем близко, и от того мнение о них не стала лучше». А мне часто напоминает, что «дети должны быть очень снисходительными к взрослым». День в нашем доме начинается с правила: «убрался сам утром – тщательно убери и свою планету». И даже в оценке политических лидеров и руководителей государства бабушка придерживается неизменного принципа: «Нужно судить по поступках, а не словах». Она уверена: «Основой власти должна быть, прежде всего, разум». Как вы поняли, бабушка – поклонница не только «Старика и моря», но и «Маленького принца». Это вместе с ней, готовясь к урокам литературы в шестом классе, я читала повесть «Маленький принц» и, благодаря ей, сумела полюбить героя этого произведения так, что он стал моим другом. Именно благодаря бабушке я понимала те истины, что их открывал для себя и для нас Маленький принц. И с каждым годом моей жизни они становятся более доступными для осознания их простоты и величия: «Хорошо видит только сердце», «самого Главного глазам не видно», «Ты навсегда берешь на себя ответственность за того, кого приручил».
Книга про Маленького принца проста и понятна. Она помогает и учит нас понимать самую сложную вещь в мире – книгу человеческих взаимоотношений. Отношения между людьми, между взрослыми и детьми сложные, запутанные, в них так мало тепла и взаимопонимания, искренности, открытости и доброты! Люди такие разные, с разными взглядами на жизнь, на мир, на события в нем и на себя самих.
А Маленький принц напоминает нам, что все мы живем на одной планете. И именно на ней каждый должен вырастить розу, ту, одну-единственную, лучшую, найти друга, за которого даже можно умереть, каждый должен когда-нибудь отыскать свою звезду и одолеть пустыню, потому что «в ней где кроется источник», ведь «вода бывает нужна и сердцу».
Когда наступает таинственная ночь, на небе появляются звезды. Эти яркие и необычные цветы неба всегда притягивают взгляды и мечты землян. Одни доверяют им самое сокровенное, другие – признаются под ними в любви, кто-то загадывает желание, а кому-то они служат указателями. Глядя на необъятный простор звездного неба, чувствую себя маленькой и беззащитной. И хочется защитить звезды, ибо «порыв ветра может погасить их». А еще я люблю слушать звезды. Люблю мечтать о том, как там, на своей планете, живет мой друг, Маленький принц.
Русский писатель А.П. Чехов писал: «Мы стремительно идем к звезде, что горит вдали». А Рэй Брэдбери, американский фантаст, утверждал, что дотянуться до звезды можно, если твоя голова, руки и сердце созданы для звезд». По моему глубокому убеждению, такие герои, как Маленький принц, помогают нам задуматься и побуждают искать смысл жизни. Произведение Антуана де Сент-Экзюпери проникнутый любовью к человеку, стремлением достучаться до ее души, заставить очиститься от всего неискреннего, вернуть утраченную детскую чистоту и непосредственность.
Мудрая сказка Экзюпери заставляет задуматься над тем, правильно ли мы живем, какие ценности исповедуем.
Искать сердцем означает стремиться познать истину, смысл бытия через моральные принципы. Для этого, утверждает автор, надо быть чистым душой, как ребенок, не забывать про свою «внутреннюю родину» — детство.
То ли он такой маленький, Маленький принц, если оставляет такой большой и глубокий след в душах и памяти читателей, становится их другом?
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека.
Чем пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑаÑÑ Ñеловека?ÐезÑÑловно, каждÑй Ñеловек по-ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑвеÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ. Я ÑÑиÑаÑ,ÑÑо когда Ð¼Ñ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвÑем, Ð¼Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñаем Ñвой кÑÑÐ³Ð¾Ð·Ð¾Ñ Ð¸ Ñзнаем ÑÑо-Ñо новое.Ðднако пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑаÑÑиÑÑÑÑ ÐºÑÑÐ³Ð¾Ð·Ð¾Ñ Ñеловека, но еÑе и пÑиноÑÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑлениÑ,незабÑÐ²Ð°ÐµÐ¼Ñ ÑмоÑии.ÐÑÑеÑеÑÑвÑÑ,Ñеловек пÑÑаеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи Ñвое иÑÑинное пÑедназнаÑение.
РпÑавилÑноÑÑи Ñакой ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÐ±ÐµÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ñ
ÑдожеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа.
ÐапÑимеÑ,Ð´Ð»Ñ ÐеÑÑа ÐÑинева пÑÑеÑеÑÑвие ÑÑало важнейÑим ÑÑапом в жизни в пÑоизведении Ð.С.ÐÑÑкина «ÐапиÑанÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾Ñка».ÐеÑÑ Ð±Ñл еÑе ÑовÑем ÑнÑм,когда его оÑÐµÑ ÑеÑил оÑпÑавиÑÑ Ð½Ð° военнÑÑ ÑлÑжбÑ. ÐеÑвое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð½ ÑовеÑÑал оÑибки.ÐеÑой пÑоигÑал на билÑÑÑде болÑÑÑÑ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ Ð¸ напилÑÑ.ÐÑе ÑÑо ÐµÐ¼Ñ ÑолÑко дало ÑÑимÑл ÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ Ñобой.ÐÑкоÑе в пÑÑи он пÑоÑвлÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑе каÑеÑÑва:извинилÑÑ Ð¿ÐµÑед СавелÑиÑем ,оÑблагодаÑил Ñвоего ÑпаÑиÑÐµÐ»Ñ Ð±Ð°ÑÑким полÑÑÑбком и не ÑаÑÑеÑÑлÑÑ Ð² Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑи. ÐÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð¿Ð¾ РоÑÑии,он Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÑилÑÑ Ð¸ набÑалÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑа в жиÑейÑкиÑ
делаÑ
.
Тема»Ð§ÐµÐ¼ пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑаÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑѻзаÑÑагиваеÑÑÑ Ð² повеÑÑи ÐнÑÑана де СенÑ-ÐкзÑпеÑи «ÐаленÑкий пÑинѻ.Ð ÑÑой повеÑÑи главнÑй геÑой жил на неболÑÑой планеÑе,и ÐµÐ¼Ñ Ð²Ñе наÑкÑÑило.Ðн ÑеÑил поглÑдеÑÑ ÐºÐ°Ðº дÑÑгие живÑÑ.Ðо на Ñамом деле,он ÑÑвÑÑвовал ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм и одиноким Ñеловеком, кÑоме Ð Ð¾Ð·Ñ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ никого не бÑло.Ðн дÑмал ÑÑо за пÑеделами планеÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ð´ÐµÑ Ñвое ÑÑаÑÑÑе,но ÑÑого не ÑлÑÑилоÑÑ.ÐаÑо он набÑалÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹, коÑоÑÑе помогли его лÑбиÑÑ Ð¿Ð¾-наÑÑоÑÑемÑ.Также он обÑел мÑдÑоÑÑÑ,коÑоÑÑе помогли навеÑÑи ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÑÑдок в Ñвоей планеÑе.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñоги ÑказанномÑ,можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод ÑÑо,пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð±ÑÑÑ Ð»ÑÑÑе,опÑеделиÑÑ Ð¿ÑÑи ÑазвиÑиÑ.ÐлагодаÑÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвиÑм,Ñеловек ÑÑановиÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑмнÑм,более мÑдÑее, и пÑавилÑно оÑганизовÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñвои жизненнÑе ÑенноÑÑи.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐнÑон!
ÐаÑе ÑоÑинение Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° Ñамой нижней гÑаниÑе допÑÑÑимого поÑога по кÑиÑеÑÐ¸Ñ «Ð¾Ð±Ñем ÑабоÑÑ»: 252 Ñлова — оÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾, ÑекомендÑемое колиÑеÑÑво — 300-350 Ñлов.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÑгÑменÑÑ ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑаÑение к лиÑеÑаÑÑÑнÑм пÑимеÑам, однако анализ пÑоизведений вÑполнен на ÑÑовне наивного, логиÑеÑки непоÑледоваÑелÑного пеÑеÑказа. ÐÑмÑÑление пÑоблемаÑики пÑоизведений в аÑпекÑе заÑвленной ÑÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑÑÑÑÑÑвÑеÑ.
ÐÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð¿Ð¾ РоÑÑии,он Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÑилÑÑ Ð¸ набÑалÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑа в жиÑейÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ .
ÐÑа ÑÑаза пÑоÑивоÑеÑÐ¸Ñ ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑи «ÐапиÑанÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾Ñка»: ни о каком пÑÑеÑеÑÑвии по РоÑÑии Ñам ÑеÑи неÑ, геÑой ÐµÐ´ÐµÑ Ð² ÐелогоÑÑкÑÑ ÐºÑепоÑÑÑ Ðº меÑÑÑ ÑлÑжбÑ, ÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐµÐ·Ð´ÐºÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑим пÑеÑвелиÑением можно назваÑÑ «Ð¿ÑÑеÑеÑÑвием по РоÑÑии».
Тема»Ð§ÐµÐ¼ пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑаÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑѻзаÑÑагиваеÑÑÑ Ð² повеÑÑи ÐнÑÑана де СенÑ-ÐкзÑпеÑи «ÐаленÑкий пÑинѻ.
«ÐаленÑкий пÑинѻ — ÑÑо Ñказка-пÑиÑÑа, а не повеÑÑÑ.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
Ðогика ÑаÑÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÑÑена в ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑи.
Ð ÑезиÑе заÑвлен ÑÑд аÑпекÑов:
Ðднако пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑаÑÑиÑÑÑÑ ÐºÑÑÐ³Ð¾Ð·Ð¾Ñ Ñеловека, но еÑе и пÑиноÑÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑлениÑ,незабÑÐ²Ð°ÐµÐ¼Ñ ÑмоÑии.ÐÑÑеÑеÑÑвÑÑ,Ñеловек пÑÑаеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи Ñвое иÑÑинное пÑедназнаÑение.
То еÑÑÑ Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑвидеÑÑ Ð¿ÑимеÑÑ, в коÑоÑÑÑ
геÑои, пÑÑеÑеÑÑвÑÑ, ÑаÑÑиÑÑÑÑ ÐºÑÑгозоÑ, полÑÑаÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð±ÑваемÑе ÑмоÑии и наÑ
одÑÑ Ð¸ÑÑинное пÑедназнаÑение.
ЧÑо же Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ в пÑимеÑе 1? ÐÑинев извинилÑÑ Ð¿ÐµÑед СавелÑиÑем, оÑблагодаÑил ÑпаÑиÑелÑ, не ÑаÑÑеÑÑлÑÑ Ð² Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑи. Ðакое из ÑÑиÑ
дейÑÑвий пеÑÑонажа ÑооÑноÑиÑÑÑ Ñ ÑезиÑом? Ðде показано, ÑÑо ÐÑинев ÑаÑÑиÑил кÑÑгозоÑ? Ðде он полÑÑил ÑмоÑии? Ðде он обÑел пÑедназнаÑение? ÐиÑего ÑÑого в пÑимеÑе неÑ.
ЧÑо Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ в пÑимеÑе 2? ÐаленÑкий пÑÐ¸Ð½Ñ «Ð½Ð°Ð±ÑалÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹» и наÑÑилÑÑ Ð»ÑбиÑÑ Ð¿Ð¾-наÑÑоÑÑемÑ. ÐпÑÑÑ Ð½Ð¸ Ñлова пÑо ÑмоÑии и пÑедназнаÑение, ÑолÑко коÑвенно мÑÑÐ»Ñ Ð¿Ñо Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ оÑнеÑÑи к ÑаÑÑи ÑезиÑа пÑо кÑÑгозоÑ. Ðо и ÑÑо не помогаеÑ: ÑÑаза пÑо Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑикой не подкÑеплÑеÑÑÑ, ÑÑо пÑÑÑÑе Ñлова, поÑколÑÐºÑ Ð²Ñ Ð½Ðµ пиÑеÑе о Ñом, какие конкÑеÑно Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÐµÑой полÑÑил в Ñ Ð¾Ð´Ðµ пÑÑеÑеÑÑвиÑ.
ÐÑибки
ÐеÑой пÑоигÑал на билÑÑÑде болÑÑÑÑ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ Ð¸ напилÑÑ.ÐÑе ÑÑо ÐµÐ¼Ñ ÑолÑко дало ÑÑимÑл ÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ Ñобой.
Ðаким обÑазом пÑоигÑÑÑ Ð¸ злоÑпоÑÑебление алкоголем ÑÑимÑлиÑовали геÑоÑ? ÐепонÑÑно.
ÐÑкоÑе в пÑÑи он пÑоÑвлÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑе каÑеÑÑва:извинилÑÑ Ð¿ÐµÑед СавелÑиÑем ,оÑблагодаÑил Ñвоего ÑпаÑиÑÐµÐ»Ñ Ð±Ð°ÑÑким полÑÑÑбком и не ÑаÑÑеÑÑлÑÑ Ð² Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑи.
ÐаÑÑÑена поÑледоваÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÑÑлей: непонÑÑно, кÑо Ñакой СавелÑÐ¸Ñ Ð¸ за ÑÑо нÑжно бÑло пеÑед ним извинÑÑÑÑÑ, непонÑÑно, кÑо Ñакой ÑпаÑиÑÐµÐ»Ñ Ð¸ поÑÐµÐ¼Ñ ÐÑинев его благодаÑил, о какой опаÑноÑÑи Ð¸Ð´ÐµÑ ÑеÑÑ.
Ðн ÑеÑил поглÑдеÑÑ ÐºÐ°Ðº дÑÑгие живÑÑ.Ðо на Ñамом деле,он ÑÑвÑÑвовал ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм и одиноким Ñеловеком, кÑоме Ð Ð¾Ð·Ñ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ никого не бÑло.
ÐÑоÑивиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑвÑзка нелогиÑна, Ñ.к. ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð½Ðµ пÑоÑивопоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ Ð¿Ð¾ ÑмÑÑлÑ.
Ðн ÑеÑил поглÑдеÑÑ ÐºÐ°Ðº дÑÑгие живÑÑ.Ðо на Ñамом деле,он ÑÑвÑÑвовал ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм и одиноким Ñеловеком, кÑоме Ð Ð¾Ð·Ñ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ никого не бÑло.
ÐепонÑÑно, ÑÑо ÑÑо за пеÑÑонаж.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑÑ ÑкÑднаÑ, невÑÑазиÑелÑнаÑ, Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÐµÐ¼ повÑоÑов и неÑоÑноÑÑей.
ÐÑибки
ÐапÑимеÑ,Ð´Ð»Ñ ÐеÑÑа ÐÑинева пÑÑеÑеÑÑвие ÑÑало важнейÑим ÑÑапом в жизни в пÑоизведении Ð.С.ÐÑÑкина «ÐапиÑанÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾Ñка».
ÐаÑÑÑен поÑÑдок Ñлов. Ðз-за ÑÑого ÑкладÑваеÑÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑление, ÑÑо ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾Ð± ÑÑапе в жизни в пÑоизведении.
ÐеÑÑ Ð±Ñл еÑе ÑовÑем ÑнÑм,когда его оÑÐµÑ ÑеÑил оÑпÑавиÑÑ Ð½Ð° военнÑÑ ÑлÑжбÑ. ÐеÑвое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð½ ÑовеÑÑал оÑибки.
ÐÑо — он? ÐÑеÑ?
Ð ÑÑой повеÑÑи главнÑй геÑой жил на неболÑÑой планеÑе,и ÐµÐ¼Ñ Ð²Ñе наÑкÑÑило.
ÐеÑой не жил в повеÑÑи, в повеÑÑи вообÑе нелÑÐ·Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ.
ÐаÑо он набÑалÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹, коÑоÑÑе помогли его лÑбиÑÑ Ð¿Ð¾-наÑÑоÑÑемÑ.
как ÑÑо? Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ его лÑбиÑÑ? неÑоÑеÑаемоÑÑÑ + гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñибка.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñоги ÑказанномÑ,можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод ÑÑо,пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð±ÑÑÑ Ð»ÑÑÑе,опÑеделиÑÑ Ð¿ÑÑи ÑазвиÑиÑ.
коÑÑекÑнее: ÑÑаÑÑ Ð»ÑÑÑе
ÐлагодаÑÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвиÑм,Ñеловек ÑÑановиÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑмнÑм,более мÑдÑее, и пÑавилÑно оÑганизовÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñвои жизненнÑе ÑенноÑÑи.
оÑганизовÑваÑÑ ÑенноÑÑи нелÑзÑ. ÐеÑоÑеÑаемоÑÑÑ.
более ÑмнÑм и более мÑдÑÑм — плеоназм.
ÐеÑой пÑоигÑал на билÑÑÑде болÑÑÑÑ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ Ð¸ напилÑÑ.
РазговоÑное Ñлово — ÑÑилиÑÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñибка.
Тема»Ð§ÐµÐ¼ пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑаÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑѻзаÑÑагиваеÑÑÑ Ð² повеÑÑи ÐнÑÑана де СенÑ-ÐкзÑпеÑи «ÐаленÑкий пÑинѻ.
Тема в конÑекÑÑе ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° ÑоÑмÑлиÑоваÑÑÑÑ Ð² виде конÑÑÑÑкÑии Ñ ÑодиÑелÑнÑм падежом: Ñема обогаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑи во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвий.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 0 баллов, вÑего допÑÑено оÑибок: 14, допÑÑÑимо: 13
ÐÑибки
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
Я ÑÑиÑаÑ,ÑÑо ÐÐТ когда Ð¼Ñ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвÑем, Ð¼Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñаем Ñвой кÑÑÐ³Ð¾Ð·Ð¾Ñ Ð¸ Ñзнаем ÑÑо-Ñо новое.
пÑопÑÑена запÑÑÐ°Ñ Ð½Ð° ÑÑÑке ÑоÑзов.
Ðн ÑеÑил поглÑдеÑÑ ÐÐТ как дÑÑгие живÑÑ.
пÑопÑÑена запÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑед пÑидаÑоÑной ÑаÑÑÑÑ.
ÐапÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑнÑÑ.
Ðн дÑмал ÐÐТ ÑÑо за пÑеделами планеÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ð´ÐµÑ Ñвое ÑÑаÑÑÑе,но ÑÑого не ÑлÑÑилоÑÑ.
пÑопÑÑена запÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑед пÑидаÑоÑной ÑаÑÑÑÑ.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñоги ÑказанномÑ,можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод ÑÑо,пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð±ÑÑÑ Ð»ÑÑÑе,опÑеделиÑÑ Ð¿ÑÑи ÑазвиÑиÑ.
запÑÑÐ°Ñ ÑÑавиÑÑÑ ÐÐÐ ÐÐ ÑоÑзом, а не поÑле него.
лиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ.
ÐÑаммаÑика
ÐеÑой пÑоигÑал на билÑÑÑде болÑÑÑÑ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ Ð¸ напилÑÑ.
ÐилÑÑÑд — ÑÑо 1) игÑа, 2) ÑÑол Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð³ÑÑ. Таким обÑазом, игÑаÑÑ ÐРбилÑÑÑде можно (=на ÑÑоле), а Ð²Ð¾Ñ Ð¿ÑоигÑаÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑолÑко РбилÑÑÑд (=в игÑÑ).
ÐÑкоÑе в пÑÑи он пÑоÑвлÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑе каÑеÑÑва:извинилÑÑ Ð¿ÐµÑед СавелÑиÑем ,оÑблагодаÑил Ñвоего ÑпаÑиÑÐµÐ»Ñ Ð±Ð°ÑÑким полÑÑÑбком и не ÑаÑÑеÑÑлÑÑ Ð² Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑи.
ÐаÑÑÑение видо-вÑеменной ÑооÑнеÑенноÑÑи глаголÑнÑÑ ÑоÑм.
ÐаÑо он набÑалÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹, коÑоÑÑе помогли его лÑбиÑÑ Ð¿Ð¾-наÑÑоÑÑемÑ.
Ñлово «Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸» ÑÑебÑÐµÑ Ð¿ÑиÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑÐ¾Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² даÑелÑном падеже: помогли ÐÐУ.
Также он обÑел мÑдÑоÑÑÑ,коÑоÑÑе помогли навеÑÑи ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÑÑдок в Ñвоей планеÑе.
ÐаÑÑÑение ÑоглаÑованиÑ. ÐÑавилÑно: мÑдÑоÑÑÑ, коÑоÑÐЯ…
ÐлагодаÑÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвиÑм,Ñеловек ÑÑановиÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑмнÑм,более мÑдÑее, и пÑавилÑно оÑганизовÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñвои жизненнÑе ÑенноÑÑи.
ÐаÑÑÑение в конÑÑÑÑкÑии Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑоднÑми Ñленами. ÐаÑÑÑение в обÑазовании ÑÑавниÑелÑной ÑÑепени пÑилагаÑелÑного: более мÑдÑее — невеÑно, пÑавилÑно — более мÑдÑÑм.
Ðднако пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑаÑÑиÑÑÑÑ ÐºÑÑÐ³Ð¾Ð·Ð¾Ñ Ñеловека, но еÑе и пÑиноÑÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑлениÑ,незабÑÐ²Ð°ÐµÐ¼Ñ ÑмоÑии.
пÑавилÑно: незабÑваемÑÐ
Также он обÑел мÑдÑоÑÑÑ,коÑоÑÑе помогли навеÑÑи ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÑÑдок в Ñвоей планеÑе.
поÑÑдок ÐРпланеÑе.
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐнÑон, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ логикой ÑаÑÑÑждениÑ, над ÑеÑÑÑ Ð¸ гÑамоÑноÑÑÑÑ. СледÑÐµÑ Ð´Ð¾Ð²ÐµÑÑи обÑем ÑабоÑÑ Ð´Ð¾ 300-350 Ñлов.
УдаÑи!