Сочинение по рассказу каштанка

1. подготовка к восприятию текста прочитайте название рассказа. о чм оно говорит? каковы ваши предположения по поводу того, о

1. Подготовка к
восприятию текста


Прочитайте название рассказа. О чём оно говорит?

— Каковы ваши
предположения по поводу того, о чём будет идти речь в данном рассказе?

—  Запишите свои
предположения.

2. Чтение текста с
остановками

—  Прочитайте
фрагменты рассказа и ответьте на вопросы.

Первый
фрагмент рассказа

вопросы

Пакет
лежал прямо у двери — картонная коробка, на которой от руки были написаны их
фамилия и адрес: «Мистеру и миссис Льюис, 217Е, Тридцать седьмая улица,
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10016».

Внутри
оказалась маленькая деревянная коробка с единственной кнопкой, закрытой
стеклянным колпачком. Норма попыталась снять колпачок, но он не поддавался. К
днищу коробочки липкой лентой был прикреплен сложенный листок бумаги:
«Мистер Стюарт зайдет к вам в 20.00».

Норма
перечитала записку, отложила её в сторону и, улыбаясь, пошла на кухню
готовить салат.

— Картонная
коробка… Что бы это могло быть – подарок, рекламная акция, розыгрыш, чья-то
шутка?

 —
Предположите, что это за кнопка?

— Обратите
внимание на настроение Нормы? Какое слово помогает нам понять это настроение?


Озаглавьте эту часть текста (Удивительная коробка)

Второй фрагмент рассказа

Звонок
в дверь раздался ровно в восемь.


Я открою! — крикнула Норма из кухни. Артур читал в гостиной.

В
коридоре стоял невысокий мужчина.


Миссис Льюис? — вежливо осведомился он. — Я мистер Стюарт.


Ах, да… — Норма с трудом подавила улыбку. Теперь она была уверена,
что это рекламный трюк торговца.


Разрешите войти? — спросил мистер Стюарт.


Я сейчас занята. Так что, извините, просто вынесу вам вашу…


Вы не хотите узнать, что это?

Норма
молча повернулась.


Это может оказаться выгодным…


В денежном отношении? — вызывающе спросила она.

Мистер
Стюарт кивнул.


Именно.

Норма
нахмурилась.


Что вы продаете?


Я ничего не продаю, — ответил он.

Из
гостиной вышел Артур.


Какое-то недоразумение?

Мистер
Стюарт представился.


А-а, эта штуковина… — Артур кивнул в сторону гостиной и улыбнулся.
Что это вообще такое?


Я постараюсь объяснить, — сказал мистер Стюарт. — Разрешите войти?

Артур
взглянул на Норму.


Как знаешь, — сказала она.

Он
заколебался.


Ну что ж, заходите.

Они
прошли в гостиную. Мистер Стюарт сел в кресло и вытащил из внутреннего
кармана пиджака маленький запечатанный конверт.


Внутри находится ключ к колпачку, закрывающему кнопку, — пояснил он и положил
конверт на журнальный столик. — Кнопка соединена со звонком в нашей конторе.


Зачем? — спросил Артур.


Если вы нажмете кнопку, — сказал мистер Стюарт, — где-то в мире умрет
незнакомый вам человек, и вы получите пятьдесят тысяч долларов.

Норма
уставилась на посетителя широко раскрытыми глазами.

Тот
улыбался.


О чем вы говорите? — недоуменно спросил Артур.

Мистер
Стюарт был удивлен.


Но я только что объяснил.


Это что, шутка?


При чем тут шутка? Совершенно серьезное предложение…


Кого вы представляете? — перебила Норма.

Мистер
Стюарт смутился.


Боюсь, что я не могу ответить на этот вопрос. Тем не менее заверяю вас, что
наша организация очень сильна.


По-моему, вам лучше уйти, — заявил Артур, поднимаясь.

Мистер
Стюарт встал с кресла.


Пожалуйста.


И захватите вашу кнопку.


А может, подумаете день-другой?

Артур
взял коробку и конверт и вложил их в руки мистера Стюарта. Потом вышел в
прихожую и распахнул дверь.


Я оставлю свою карточку. — Мистер Стюарт положил на столик возле двери
визитную карточку и ушел.

Артур
порвал ее пополам и бросил на стол.

— Что
предлагает мистер Стюарт? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

— Как
реагируют на это неожиданное предложение Артур и Норма?

— Как ведёт
себя Артур, понимая, что это не шутка? Подтвердите свой ответ текстом.

—Почему
Артур выставляет непрошеного гостя за дверь и рвёт его визитную карточку?

— Озаглавьте
эту часть текста (Неожиданное предложение)

Третий фрагмент рассказа

— Как  по-твоему,
что все это значит? — спросила с дивана Норма.

— Мне
плевать.

Она попыталась
улыбнуться
, но не смогла.

— И ни
капельки не любопытно?..

Потом Артур
стал читать, а Норма вернулась на кухню и закончила мыть посуду.

— Почему ты
отказываешься говорить об этом? — спросила Норма.

Не
прекращая чистить зубы, Артур поднял глаза и посмотрел на ее отражение в
зеркале ванной.

— Разве
тебя это не интригует?

— Меня это
оскорбляет, — сказал Артур.

— Я
понимаю, но… — Норма продолжала накручивать волосы на бигуди, — но ведь и
интригует?..

— Ты
думаешь, это шутка? — спросила она уже в спальне.

— Если
шутка, то дурная.

Норма села
на кровать и сбросила тапочки.

— Может быть,
это психологи проводят какие-то исследования.

Артур пожал
плечами.

— Может
быть.

— Ты не
хотел бы узнать?

Он покачал
головой.

— Но
почему?

— Потому
что это аморально.

Норма
забралась под одеяло. Артур выключил свет и наклонился поцеловать ее.

— Спокойной
ночи…

Норма
сомкнула веки.

 — Пятьдесят
тысяч долларов, — подумала она.

— Обратите
внимание на слова автора, сказанные о Норме: «Она попыталась улыбнуться,
но не смогла
». Почему меняется настроение Нормы?

— Проанализируйте
поведение Артура и Нормы, найдя в тексте слова, которые характеризуют их отношение
к неожиданному предложению (Артура оскорбляет это предложение, он
понимает, что это аморально, Норму интригует)

— Как вы
понимаете слово «интригует»?

— Исходя из
этих двух глаголов можем мы предположить, что будет дальше?

— Озаглавьте
эту часть текста (Разный взгляд на предложение Стюарта)

Четвёртый фрагмент рассказа

Утром,
выходя из квартиры, Норма заметила на столе кусочки разорванной карточки.
Повинуясь внезапному порыву, она кинула их в свою сумочку.

Во
время перерыва она склеила карточку скотчем. Там были напечатаны только имя
мистера Стюарта и номер телефона.

Ровно
в пять она набрала номер.


Слушаю, — раздался голос мистера Стюарта.

Норма
едва не повесила трубку, но сдержала себя.


Это миссис Льюис.


Да, миссис Льюис? — Мистер Стюарт, казалось, был доволен.


Мне любопытно.


Естественно.


Разумеется, я не верю ни одному слову.


О, это чистая правда, — сказал мистер Стюарт.


Как бы там ни было… — Норма сглотнула. — Когда вы говорили, что кто-то в
мире умрет, что вы имели в виду?


Именно то, что говорил. Это может оказаться кто угодно. Мы гарантируем лишь,
что вы не знаете этого человека. И, безусловно, что вам не придется наблюдать
его смерть.


За пятьдесят тысяч долларов?


Совершенно верно.

Она
насмешливо хмыкнула.


Чертовщина какая-то…


Тем не менее таково наше предложение, — сказал мистер Стюарт. — Занести вам
прибор?


Конечно, нет! — Норма с возмущением бросила трубку.

— Могли ли
мы предположить, что Норма возьмёт визитную карточку? Почему?

— Как
реагирует Норма на слова Стюарта о том, что всё, что он говорит, чистая
правда?

— Зачем
Норма звонит Стюарту, если в ходе разговора бросает телефонную трубку?

— Улыбается
ли теперь Норма? Что означают слова «насмешливо хмыкнула»?

— Озаглавьте
эту часть текста (Звонок Стюарту)

Пятый фрагмент рассказа

Пакет
лежал у двери. Норма увидела его, как только вышла из лифта.

Какая
наглость! — подумала она. — Я просто не возьму его.

 Она
вошла в квартиру и стала готовить обед. Потом вышла за дверь, подхватила
пакет и отнесла его на кухню, оставив на столе.

Норма
сидела в гостиной, потягивая коктейль и глядя в окно. Немного погодя она
пошла па кухню переворачивать котлеты и положила пакет в нижний ящик шкафа.
Утром она его выбросит.


Может быть, забавляется какой-то эксцентричный миллионер, — сказала она.

Артур
оторвался от обеда.


Я тебя не понимаю.

Они
ели в молчании. Неожиданно Норма отложила вилку.


А что, если это всерьез?


Ну и что тогда? — Он недоверчиво пожал плечами. — Что бы ты хотела — вернуть
это устройство и нажать кнопку? Убить кого-то?

На
лице Нормы появилось отвращение.


Так уж и убить…


А что же это, по-твоему?


Но ведь мы даже не знаем этого человека.

Артур
был потрясен.


Ты говоришь серьезно?


Ну а если это какой-нибудь старый китайский крестьянин за десять тысяч миль
отсюда? Какой-нибудь больной туземец в Конго?


А если это какая-нибудь малютка из Пенсильвании? — возразил Артур. —
Прелестная девушка с соседней улицы?


Ты нарочно все усложняешь.


Какая разница, кто умрет? — продолжал Артур. — Все равно это убийство.


Значит, даже если это кто-то, кого ты никогда в жизни не видел и не увидишь,
— настаивала Норма, — кто-то, о чьей смерти ты даже не узнаешь, ты все равно
не нажмешь кнопку?

Артур
пораженно уставился на нее.


Ты хочешь сказать, что ты нажмешь?


Пятьдесят тысяч долларов.


При чем тут…


Пятьдесят тысяч долларов, Артур, — перебила Норма. — Мы могли бы позволить
себе путешествие в Европу, о котором всегда мечтали.


Норма, нет.


Мы могли бы купить тот коттедж…


Норма, нет. — Его лицо побелело. — Ради бога, перестань.

Норма
пожала плечами.


Как угодно.

Она
поднялась раньше, чем обычно, чтобы приготовить на завтрак Артуру блины, яйца
и бекон.


По какому поводу? — с улыбкой спросил Артур.


Без всякого повода. — Норма обиделась. — Просто так.


Отлично. Мне очень приятно.

Она
наполнила его чашку.


Хотела показать тебе, что я не эгоистка.


А я разве говорил это?


Ну, — она неопределенно махнула рукой, — вчера вечером…

Артур
молчал.


Наш разговор о кнопке, — напомнила Норма. — Я думаю, что ты неправильно меня
понял.


В каком отношении? — спросил он настороженным голосом.


Ты решил, — она снова сделала жест рукой, — что я думаю только о себе…


А-а…


Так вот, нет. Когда я говорила о Европе, о коттедже…


Норма, почему это тебя так волнует?


Я всего лишь пытаюсь объяснить, — она судорожно вздохнула, — что думала о
нас. Чтобы мы поездили по Европе. Чтобы мы купили коттедж. Чтобы у нас была
лучше квартира, лучше мебель, лучше одежда. Чтобы мы, наконец, позволили себе
ребенка, между прочим.


У нас будет ребенок.


Когда?

Он
посмотрел на нее с тревогой.


Норма…


Когда?


Ты что, серьезно? — Он опешил. — Серьезно утверждаешь…


Я утверждаю, что это какие-то исследования! — оборвала она. — Что они хотят
выяснить, как поступит средний человек при таких обстоятельствах! Что они
просто говорят, что кто-то умрет, чтобы изучить нашу реакцию! Ты ведь не
считаешь, что они действительно кого-нибудь убьют?!

Артур
не ответил; его руки дрожали. Через некоторое время он поднялся и ушел.

Норма
осталась за столом, отрешенно глядя в кофе. Мелькнула мысль: «Я опоздаю
на работу…» Она пожала плечами. Ну и что? Она вообще должна быть дома,
а не торчать в конторе…

Убирая
посуду, она вдруг остановилась, вытерла руки и достала из нижнего ящика
пакет. Норма положила коробочку на стол, вынула из конверта ключ и удалила
колпачок. Долгое время она сидела, глядя на кнопку. Как странно… ну что в
ней особенного?

Норма
вытянула руку и нажала на кнопку.

— 
Ради нас, — раздраженно подумала она.

Что
теперь происходит? На миг её захлестнула волна ужаса.

Волна
быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо — так много
уделять внимания ерунде.

Она
швырнула коробочку, колпачок и ключ в мусорную корзину и пошла одеваться.

— Перед
нами диалог двух героев. Как относится Артур к размышлениям Нормы?

— Какие
аргументы приводит Норма, чтобы убедить мужа нажать кнопку? Чем искушает его?

1
аргумент

– путешествие в Европу

2
аргумент

– покупка коттеджа

3
аргумент

– рождение ребёнка

— Соглашается
ли Артур на столь убедительные аргументы?

— Найдите в
тексте слова, которые описывают состояние Артура в то время, когда Норма
убеждает мужа (Артур был потрясён. Артур пораженно уставился на неё. Он
опешил)

— Давайте
понаблюдаем за поведением Нормы с того момента, когда она находит пакет, до
момента, когда она нажимает на кнопку. Запишите словосочетания или
предложения в тетради:

1.
Прошла мимо пакета.

2. Вышла
за дверь, подхватила пакет и отнесла …на кухню.

3.
Положила пакет в нижний ящик шкафа (утром …выбросит)

4.
Достала… пакет.

5.
Долгое время… сидела, глядя на кнопку.

6. Вытянула
руку и нажала на кнопку.

— Как долго
размышляла Норма, прежде чем принять решение нажать на кнопку? (сутки)

— Легко ли
ей далось решение нажать на кнопку?

—  Была ли
она психологически подготовлена к этому решению?

—  Нажимая
на кнопку, верила ли Норма, что это серьёзно?

— Как ведет
себя после нажатия кнопки? (На миг её захлестнула волна ужаса. Волна
быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо – так много уделять
внимания ерунде)

— Что произошло с Нормой?

— Обратите
внимание на слова «презрительно усмехнулась»?  Почему в начале
рассказа она улыбается, потом «насмешливо хмыкает» и вот уже «презрительно
усмехается
»? Что стоит за этими словами?

— Озаглавьте эту часть
текста (Искушение победило)

Шестой фрагмент рассказа

Она
жарила на ужин отбивные, когда зазвонил телефон. Она поставила стакан с
водкой-мартини и взяла трубку.


Алло?


Миссис Льюис?


Да.


Вас беспокоят из больницы «Легокс хилл».

Норма
слушала будто в полусне. В толкучке Артур упал с платформы прямо под поезд
метро. Несчастный случай.

Повесив
трубку, она вспомнила, что Артур застраховал свою жизнь на двадцать пять
тысяч долларов, с двойной компенсацией при…

Нет.
С трудом поднявшись на ноги, Норма побрела на кухню и достала из корзины
коробочку с кнопкой. Никаких гвоздей или шурупов… Вообще непонятно, как она
была собрана.

Внезапно
Норма стала колотить ею о край раковины, ударяя все сильнее и сильнее, пока
дерево не треснуло. Внутри ничего не оказалось — ни транзисторов, ни
проводов… Коробка была пуста.

Норма
вздрогнула, когда зазвонил телефон. На подкашивающихся ногах она прошла в
гостиную и взяла трубку.

Раздался
голос мистера Стюарта.


Вы говорили, что я не буду знать того, кто умрет!


Моя дорогая миссис Льюис, — сказал мистер Стюарт. — Неужели вы в самом деле
думаете, что знали своего мужа?

— Ожидали
ли вы такой финал?

— Почему
Норма не смогла преодолеть искушение?

— Что
получила взамен?

— Принесли
ли ей счастье 50 тысяч долларов?


Раскаивается ли она в содеянном?

— Что
означают финальные слова Стюарта «Неужели вы в самом деле думаете, что
знали своего мужа


Озаглавьте эту часть текста (Смерть мужа как возмездие за безнравственный
поступок
)

3. Работа с полным
текстом


Вернёмся к вашим предположениям, которые вы высказали в начале урока. Совпали
ли они с теми выводами, к которым мы пришли, читая рассказ?

— Можно ли назвать
поступок Нормы преступлением, ведь физически она никого не убивала?


Как перебороть соблазн? Можно ли дать какие–то советы тем, кто не может устоять
перед соблазнами?

(1.
Сила жизненных искушений может изменить человека, заставляя его нарушать
нравственные законы.

2.
Мы в ответе за то, что каждый наш необдуманный и неосторожный шаг может
погубить всё.

3.
Мы должны задумываться о сложном выборе, перед которым нас порой ставит жизнь)

4. Домашнее
задание

3)
Как Вы понимаете слова «Искушение – самый строгий экзаменатор нравственности»,
которые сказал Адо́льф Кази́меж Хы́ла — польский художник и педагог?
В каких произведениях можно найти
подтверждение этой мысли?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Каштанка

Главная героиня повести А.П. Чехова «Каштанка» это молодая собачонка, по породе она помесь дворовой собаки с таксой, по кличке Каштанка. Ее хозяин столяр Лука Александрыч и его сын Федюшка. В прошлом Лука дворянин, который разорился, на жизнь зарабатывает тяжким трудом, занимаясь столярными работами, заказчики очень ценят и уважают его за его труд.

Жизнь у Каштанки не была простой, хозяин пил, был часто груб, забывал ее покормить, иногда бил, а Федюшка играл с ней, но зачастую игры были в садистском стиле, но Каштанка не смотря, не на что очень бескорыстно и предано, любила своих мужчин. Как-то раз, следуя за своим хозяином, Каштанка теряется, она очень напугана, ее душа наполнилась ужасом и отчаянием. В этот непростой момент своей жизни она встречает очень хорошего и доброго незнакомца, который приютил ее у себя. Он даёт ей новое имя — Тетка, заботится о ней, хорошо кормит.

В новом доме собака находит себе новых друзей: кота Федора Тимофеича, гуся Ивана Иваныча и свинью Хавронью Ивановну. Как только Каштанка немного свыклась и освоилась, новый хозяин начал обучать ее цирковому мастерству, собака оказалась очень способной ученицей. У нового хозяина Каштанка была всегда накормлена и ухожена, но ее без конца посещала грусть, когда вспоминала о Луке и Федюшке.

Каштанке только раз довелось выступить в цирке, услышав во время выступления голоса своих хозяев Луки и Федюши, она радостно побежала к ним, в свою прежнюю жизнь. Обрадовался искренне и Лука, когда ее увидел, ведь он тоже ее любил, только по- своему, не смотря на свой угрюмый характер.

 Каштанка, встретившись после разлуки с родными ей людьми, наконец, то обретает душевный покой, уверенность в то, что ее жизнь опять продолжается в гармоничном для нее русле. Автор нам наглядно доносит, то, чтоб счастливо жить со своим питомцем ему необходимо дать полную свободу выбора, а не затачать его в своих стенах.

В повести «Каштанка» А.П. Чехов поднимает тему отношения людей к животным, тему безграничной любви, привязанности, верности и преданности, на которую способны собаки по отношению к человеку. Автор доносит до нас, что люди и животные способны на любовь, искреннюю дружбу, заботу друг к другу.

Анализ по произведению Каштанка

Основным персонажем произведения является небольшая собачка по кличке Каштанка, через восприятие которой ведется повествование рассказа.

Писатель представляет Каштанку в образе настоящего живого существа, отличающегося собственным душевным состоянием, способным на переживания, предаваясь отчаянию, испытывая тревожные моменты, тоскуя и радуясь.

Каштанка на всем протяжении повествования описывается в различных изображениях в виде порой ласкового, угрюмого, сердитого, резвого пса, а иногда плачущей, восторженной собачонки.

Писатель использует художественные приемы, раскрывая отдельные частные факты и явления, для отображения своеобразного жизненного опыта собаки, которая в своем сознании подразделяет всех людей на хозяина и заказчика. Обстановку в доме подобравшего Каштанку циркового клоуна собака воспринимает в качестве бедной, хотя в доме нового хозяина присутствует богатое убранство в виде ковров, диванов, кресел. Обстановка же прежних хозяев, столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, Каштанка воспринимает как самую прекрасную, правда в ней имеются лишь столярная стружка, инструменты и примитивные предметы.

Для изображения примитивных собачьих представлений писатель пользуется методами сравнения и употребляет слова, доступные и привычные, с его точки зрения, Каштанке, сознательно не применяя всем известные выражения, заменяя их на собачье описание, известное ей из собственной жизни. Кроме этого, автор комически изображает мыслительный процесс собачки, переносящей свои представления на человеческие чувства, в сцене ночного беспокойства Каштанки о возможности обнаружения хозяином спрятанной ею в пыли шкафа куриной лапки и страха от потери любимого лакомства.

С особой выразительностью описываются в рассказе тонкие запахи, различающиеся Каштанкой с ее сильным собачьим обонянием, а также различные поведенческие манеры животных, обитающих совместно с Каштанкой у циркового клоуна, как-то ленивый и флегматичный кот, болтливый гусь, добродушная и веселая свинья.

Раскрывая образ главной героини произведения, Каштанки, писатель создает в виде второстепенных образов рассказа ярких представителей человеческого мира, с которыми встречается собака на своем жизненном пути, включая доброго  и заботливого дрессировщика, вечно пьяного столяра, шаловливого мальчика.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Каштанка

Анализ рассказа Каштанка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Амурский тигр

    В мире зверей есть свой царь, им принято считать льва. Но его родственник полосатый тигр сильный и благородный. Он живет в Хабаровском и Приморском крае, вблизи рек Амура и Уссури.

  • Сочинение по картине Серова Девушка, освещенная солнцем 6 класс

    Картина «девушка, освещенная солнцем» была написана Валерием Серовым в 1888 году, летом в усадьбе своих родственников. На портрете изображена двоюродная сестра художника Мария Симовичь, чьё изображение стало так популярным и известным

  • Анализ поэмы Ахматовой Реквием

    Поэма Анны Ахматовой «Реквием» — это боль и слезы матерей, пострадавших от гнета сталинских репрессий. Поэма создана на основе личных переживаний и воспоминаний поэтессы

  • Сочинение на тему Природа в лирике Есенина 11 класс

    Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.

  • Маковский Константин

    С самого рождения Константина Егоровича Маковского окружала атмосфера творчества деятелей русского изобразительного искусства. Отец его, Егор Иванович, нередко принимал в гостях множество широко известных живописцев

Одним из самых известных произведений А.П. Чехова, повествующих о животных, является рассказ «Каштанка». Автор показывает нам целый мир глазами собачки, ее взаимодействие с людьми, и само отношение людей к животным. Многомудрый Литреконе предлагает Вам разбор рассказа.

История создания 

А.П. Чехов написал рассказ «Каштанка» в 1887 году. Впоследствии он был опубликован в газете «Новое время». 

Существуют различные версии о том, что послужило поводом к написанию данного рассказа. По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева.

«Случай с собакой, похожий на тот, что описан в рассказе, сообщал Чехову, известный цирковой артист В.Дуров. Чехов любил цирк, нередко бывал там не только на представлениях, но и за кулисами. В цирке он познакомился и с ученым гусем Иваном Ивановичем. В доме у Чехова всегда были голуби, кошки и собаки, а одно время жил даже ручной журавль. Двум своим таксам он дал смешные клички — Бром и Хина. Чехов любил животных и чудесно о них рассказывал.» (вступительная статья из книги «Рассказы. Чехов А.П.», изд-во «ДЕТГИЗ», Москва, 1950 г.) 

Жанр, направление

Произведение «Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П. Чехова как таковых рассказов не существовало.

«Каштанка» относится к направлению «реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе, то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного. 

Суть: о чем рассказ?

Каштанка жила с рабочим и его сыном, которые частенько били и не докармливали питомца. Но вот собака потерялась и ищет своего хозяина, на след которого никак не может напасть. 

Заснув возле подъезда, Каштанка обретает нового хозяина. Он забоится о ней и тренирует ее, чтобы превратить в артистку цирка. Вскоре Каштанка обретает друзей и привыкает к новому дому. Однажды на выступлении Каштанка слышит знакомые голоса. Это был ее старый хозяин Лука Александрович с сыном. Каштанка бежит к ним. Она возвращается домой и забывает о другом хозяине, как о затянувшемся сне. Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Герои рассказа «Каштанка» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:

герои рассказа «каштанка» характеристика
каштанка

она не просто молодая рыжая собачка, а живое существо со своими чувствами и переживаниями. а.п. чехов придает ей человеческие качества: разумность, рассудительность, доброту, преданность. каштанка является путеводителем в мир людей, ведь ее глазами передаетсясуть происходящего. она умеет любить, дружить, поддерживать и быть верной хозяину, несмотря на его грубость и халатность. в мире животных она испытывает симпатии и антипатии, но стремится жить со всеми в мире;

незнакомец он дрессирует животных и работает в цирке. он учит всех своих животных жить дружно и искренне заботится о них. он добр, ласков и внимателен. не жалеет для питомцев ни еды, ни времени;
белый кот федор тимофеич это персонаж, которого мало что интересует в жизни, кроме сна. он не любит учиться трюкам, поэтому и выполняет все лениво;
гусь иван иваныч он говорит слишком много и непонятно, из-за чего не всем под силу его слушать;
лука александрыч он усердно работает, чтобы содержать свою семью. он плохо заботится о каштанке, плохо ее кормит и даже пинает ногами. грубость уживается в его душе с привязчивостью. он любит собаку и не может скрывать своих эмоций, когда снова встречает ее.

Темы

Тематика рассказа «Каштанка» весьма актуальна в наши дни:

  1. Главной темой рассказа «Каштанка» является взаимодействие людей и животных. Также из этого вытекает другая важная тема – отношение людей к животным. А.П. Чехов специально смотрел на мир глазами собаки, чтобы показать читателю его портрет со стороны. Увы, картина безрадостная: питомцы дарят нам любовь и верность, а мы в ответ пинаем их ногами и мучаем. Чехов призывает быть внимательнее и добрее к своим любимцам. Они тоже живые и чувствуют боль, голод, тоску.
  2. Еще одна тема — преданность. Несмотря на плохое обращение, Каштанка вернулась к хозяину. Ни хорошая еда, ни слава, ни ласка нового обладателя не прельстили любящую собаку.
  3. Любовь — тоже тема для размышления Чехова. Она может быть разной: даже Лука, грубый и равнодушный работник, по-своему привязан к своему питомцу.

Проблемы

Проблематика рассказа «Каштанка» столь же интересна для размышления:

  1. Невнимательность и безответственность по отношению к братьям нашим меньшим. «Мы ответственны за тех, кого приручили». Важно помнить о тех, кого мы взяли под свое крыло, ценить их преданность. Это именно то, чего не делал Лука Александрыч;
  2. Взаимовыручка и равнодушие. Готовность протянуть руку в трудный момент — важная черта человеческого характера. Это выражается в незнакомце, который берет к себе Каштанку. Будучи по-настоящему добрым человеком, он не ждет ничего в ответ. А вот настоящие хозяева собаки потеряли ее, но не проявили инициативу, чтобы найти. Такое отношение к питомцу неприемлемо.;
  3. Сочувствие и черствость. Умение сопереживать другим является неотъемлемым качеством любого живого существа. Когда Тетка видит слезы дрессировщика из-за утраты гуся, она искренне сопереживает и не может скрывать эмоций. А вот черствость выставляется автором как очень серьезный порок. Сын хозяина делает собаке больно, но совершенно не понимает ее страданий.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Каштанка» заключается в важности преданности и любви во взаимоотношениях человека и животного. Каштанка — это олицетворение всего этого. Она попадает к дрессировщику, где ее хорошо кормят и где за ней ухаживают, но по-настоящему верной она остается прежнему хозяину, хотя он был полной противоположностью и не особо проявлял свою любовь. Люди, по мнению автора, должны стремиться к тому, чтобы стать достойными такого обожания.

К тому же, автор нам показывает, что люди и животные способны жить вместе, любя друг друга. Дома у незнакомца царит гармония, там умеют и сопереживать, и поддерживать, и заботиться. Главная мысль рассказа «Каштанка» — страстный призыв автора к гуманизму и уважению в отношениях людей и животных.

Чему учит? 

А.П. Чехов вкладывает в рассказ «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть взаимоотношения между людьми и животными. В них нет места безразличию и угнетению, в них должны быть только верность, искренность и забота. Животным необходимо все это, как и людям. Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их.  

Вывод Чехова прост: дарите любовь тем, кто Вам близок, ведь они отвечают Вам тем же. Та же Каштанка достойна любви и заботы, а не пинков хозяина. Он не ценил ее преданность, а зря, ведь животное в своей верности превосходит многих человекообразных.

Критика

При жизни А.П. Чехова рассказ «Каштанка» имел успех. Положительные отзывы оставили писатели (В.А. Гольцев), профессора (Г.И. Россолимо). Рассказ даже был издан на венгерском, немецком и чешском языках.

«К Новому году Вы подарили нас двумя рассказами: „Каштанка» и „Восточная сказка» („Без заглавия»), и мне приятно сообщить Вам, что оба рассказа Ваши всем здесь понравились. У обоих рассказов конец не только неожиданный, но и знаменательный, а это главное. Колорит языка вполне соответствует месту, времени и Вашим действующим лицам. Только окончание „Каштанки», как мне показалось, носит на себе следы усталости или торопливости. Последней сцене чего-то недостает.» (Я. П. Полонский — А. П. Чехову, 8 января 1888 г.) 

Однако финал несколько разочаровал критиков, многие отметили его скомканность:

«Ваша „Каштанка» действительно донельзя симпатична и (на ушко!), ежели бы не так скомкан конец и немного ретушевки в деталях,— это был бы один из Ваших шедевров. Поэтому или по чему другому, но он меня менее тронул, чем это надлежало бы по существу.» (И. Л. Леонтьев (Щеглов) — А. П. Чехову, 31 декабря 1887 г.) 

Рецензенты особенно похвалили автора за то, что ему удалось написать прекрасный рассказ для детского чтения:

«…прелестный рассказ для детского возраста, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждым какой бы то ни было фальшивой подделки под детский говор… <…> …образец легкого и занимательного детского рассказа, который с интересом пробежит в свободную минуту и взрослый…» (В. Н. Сторожев, «Библиографические записки», 1892, № 8)  

«…легкий юмор сообщает еще более привлекательный характер рассказу… <…> …книжечка может считаться одним из интересных явлений нашей детской литературы, весьма небогатой хорошими произведениями.» («Библиографические заметки» (отзыв неизвестного автора), «Русские ведомости, 1892 г., № 115, 28 апреля) 

Автор: Ольга Макарова

Каштанка — главная героиня произведения. Собака — помесь таксы и дворняжки с мордочкой, похожей на лисью.

Интересная судьба у этой, казалось бы, неприметной собачонки. Живя в доме столяра, она и представить не могла, что существует другая жизнь. Она делила всех людей на хозяев и заказчиков. Хозяева — добрые люди, которые ее кормят, играют с нею, порою бьют и кричат, но им это позволительно. Заказчики — чужаки, которых можно кусать за ноги.

Однажды, хозяин взял ее с собой к заказчику. Случилось так, что Каштанка потерялась. Бедное

животное! Замерзшая и голодная она бегала по улицам, в поисках своего хозяина, и не находила его. Выбившись из сил, собака оказалась около чужого подъезда, где ее встретил незнакомец и взял жить к себе.

Каштанка попадает в другой мир. Здесь не бьют животных, не кричат на них, кормят вдоволь. Она получает новую кличку — Тетка. В новом доме она знакомиться с другими животными и у нее появляются друзья. Но, не смотря на все эти блага, собака скучает по своему хозяину, по его сыну Федюшке.

Вскоре новый хозяин учит ее цирковому делу и выводит с выступлением на арену. К невероятному счастью Каштанки на ее первое выступление

приходит столяр с сыном, и узнают ее. Она бросает все и бежит к своим старым любимым хозяевам.

Произведение наполнено печалью и радостью. Смешные сцены уступают место грустным. Читая сцены игр Федюшки с Каштанкой, злишься на этого мальчугана за то, что он издевается над бедным животным. Невольно улыбаешься, когда делая пирамиду, животные падают, и грустишь в момент смерти гуся Ивана Иваныча.

Чему же учит нас это произведение? В чем мораль истории простой собачки?

Своим произведением А. П. Чехов показывает, какие преданные и верные животные. Не каждому человеку свойственно это качество. Даже в лучших условиях, она не забывает о своих старых хозяевах и при первой возможности возвращается к ним.

Благодаря данному произведению мы учимся относиться с большим вниманием и заботой к братьям нашим меньшим. Следует понимать, что животные беззащитные существа, нужно ухаживать за ними и оберегать от невзгод. Чтобы случилось с Каштанкой, не встреть она незнакомца? Она могла замерзнуть или умереть от голода.

Не просто так автор описал смерть гуся Иван Иваныча. Эта сцена говорит о том, что в любой момент может случиться так, что не станет дорогого и близкого человека. Нужно ценить каждый миг, прожитый вместе, наслаждаться каждым мгновеньем.

История Каштанки не оставит равнодушным ни одного читателя. Прочитав данное произведение, люди станут чуточку добрее.

Анализ произведения Каштанка 2

Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения — собачонка Каштанка. Милое существо — помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой. Это не просто рассказ о жизни собаки. Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки.

Жила Каштанка в доме мастера — столяра Луки Александровича и сына его Федора. И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки — Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания. Она имела свои представления о людях. Делила их на заказчиков и хозяев. Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои. Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев.

Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя — Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка. Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски. Но она сильно тосковала по старой жизни.

В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь. Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц. Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким. Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина. Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.

На чтение 26 мин. Просмотров 11 Опубликовано

«Каштанка» – добрый, трогательный рассказ о потерявшейся собаке. Она обрела нового хозяина и могла стать цирковой артисткой, но судьба распорядилась иначе.

kashtanka-chitatelskiy-dnevnik-67270.jpg

Краткое содержание «Каштанка» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Каштанка

Число страниц: 39. Чехов А. П. «Каштанка». Издательство «Малыш». 1985 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1887 год

План

  1. Главные герои
  2. Сюжет
  3. План пересказа
  4. Главная мысль
  5. Чему учит
  6. Отзыв
  7. Пословицы
  8. Что понравилось
  • Тест по рассказу

Главные герои

Каштанка (Тетка) – красивая рыжая собака, очень умная, дружелюбная, преданная.

Лука Александрыч – старый столяр, пьяница, первый хозяин Каштанки.

Федюшка – сын столяра, проказливый, но добрый мальчик.

Мьсе Жорж – артист, цирковой клоун, дрессировщик, добрый, печальный, задумчивый мужчина.

Сюжет

Каштанка была молодой рыжей собакой, помесью таксы и дворняжки. Так случилось, что она потеряла своего хозяина, старого столяра, и теперь блуждала по улицам в попытке отыскать его след.

Наступила ночь, и несчастная Каштанка заснула от усталости возле подъезда. Неожиданно какой-то человек открыл дверь и позвал собаку к себе в дом, где накормил ее и дал мягкую подстилку. Так у Каштанки появился новый хозяин и новое прозвище – Тетка.

Спустя месяц хозяин сказал, что настало время и Каштанке учиться трюкам. Будучи очень умной, сообразительной собакой, она с легкостью выполняла все, что от нее требовалось, и мужчина был очень доволен своей подопечной.

Однажды ночью раздался крик Ивана Иванович – днем на него наступила лошадь, и раненый гусь умер. Его смерть очень расстроила мужчину. К этому времени Каштанка уже знала, что его хозяину зовут Мсье Жорж, и он работает в цирке клоуном.

Потеряв своего опытного артиста, Мсье Жорж был вынужден в срочном порядке заменить его собакой. Он понимал, что номер не отрепетирован и заранее был готов к провалу. Надев клоунский костюм, он вышел на арену цирка со своими животными. Представление шло, как по нотам, пока неожиданно кто-то из зрителей принялся громко звать Каштанку – это был Федюшка, сын Луки Александровича. Собака радостно бросилась к своим первым хозяевам. Спустя полчаса они вместе шли по улице, и Каштанка не верила своему счастью. Жизнь в доме Мсье Жоржа теперь казалась ей длинным сном.

План пересказа

  1. Каштанка потерялась.
  2. Встреча с добрым незнакомцем.
  3. Новое жилье и новый хозяин.
  4. Знакомство с гусем и котом.
  5. Удивительные репетиции.
  6. Смерть Ивана Иваныча.
  7. Дебют в цирке.
  8. Радостная встреча со старым хозяином.

Главная мысль

Любовь и преданность собаки своему хозяину безграничны.

Чему учит

Рассказ учит любить животных и никогда не обижать их, заботиться о своих домашних питомцах, следить за ними. Учит ценить добро, заботу, ласку.

Отзыв

Верность Каштанки не знает границ. Несмотря на то, что Лука Александрыч был непутевым, пьющим мужчиной, именно его собака любила больше всех и считала своим единственным хозяином.

chitatelskiy-dnevnik-67270-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-kashtanka.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Каштанка.

Пословицы

  • Старый друг лучше новых двух.
  • Хорошая собака без хозяина не остается.
  • Человек собаке друг.

Что понравилось

Понравилось, какой умной и сообразительной оказалась Каштанка, как быстро она обучалась трюкам и не боялась выступать на сцене. Из нее вышла бы отличная цирковая артистка, если бы не случай.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году Чехов написал рассказ «Каштанка»?</h3>

    • <label>1886 г.</label>
    • <label>1887 г.</label>
    • <label>1888 г.</label>
    • <label>1889 г.</label>

(новая вкладка)Чехов А., «Каштанка» Жанр: рассказ о животныхГлавные герои рассказа «Каштанка» и их характеристика

  1. Каштанка, она же Тетка. Рыжая, молодая собака, преданная, ласковая, веселая, добродушная.
  2. Лука Александрыч. Старый столяр, пропойца
  3. Федюшка, сын столяра. Ротозей и проказник.
  4. Незнакомец мсье Жорж. Цирковой клоун, добрый, рассеянный, грустный.
  5. Иван Иванович. Гусь. Болтливый и надоедливый. Умирает.
  6. Федор Тимофеевич. Кот. Презрительный, брезгливый, вечно всем недовольный.
  7. Хавронья Ивановна. Добродушная свинья.

План пересказа рассказа «Каштанка»

  1. Потерялась
  2. Слезы и подъезда
  3. Добрый незнакомец
  4. Сытный ужин
  5. Гусь и кот
  6. Египетская пирамида
  7. Тетка скучает
  8. Тренировки Тетки
  9. Смерть гуся
  10. В цирке
  11. Старые хозяева

Кратчайшее содержание рассказа «Каштанка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Каштанка потерялась, когда полк солдат проходил мимо, и плакала у какого-то подъезда.
  2. Ее подобрал незнакомец и привел домой, где сытно накормил.
  3. Каштанка познакомилась с гусем и котом, и смотрела как те репетируют цирковой номер.
  4. Незнакомец стал обучать Тетку фокусам, а гусь умер, когда на него наступила лошадь.
  5. Незнакомец взял Каштанку в цирк и она стала выполнять его команды и петь.
  6. Ее узнал столяр и его сын, и Каштанка бросилась к ним, а потом ушла с ними домой.

Главная мысль рассказа «Каштанка» Собачья верность самая сильная на свете.Чему учит рассказ «Каштанка» Рассказ учит любить животных, особенно собак. Учит ценить добро, ласку, заботу. Учит верности и преданности.Отзыв на рассказ «Каштанка» Мне понравился этот рассказ, и больше всего собака Каштанка. Она потеряла своего хозяина, непутевого, но все равно любимого. Но как оказалось не забыла его, и когда тот нашелся, не раздумывая бросилась к нему, оставив незнакомца, который тоже хорошо к ней относился, но не был тем самым, первым и самым любимым хозяином. Каштанка была очень преданным другом.Пословицы к рассказу «Каштанка» Старый друг лучше новых двух. Хорошая собака без хозяина не остается. Человек собаке друг. На чужбине и собака тоскует. Верно служу, ни о чем не тужу.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Каштанка» по главам:Глава 1. Дурное поведение Молодая рыжая собака, помесь таксы и дворняжки, беспокойно бегала по улице. Она потерялась, хотя и помнила как провела день. Ее хозяин, столяр Лука Александрыч позвал ее с собой. Он пошел к заказчику, а довольная Каштанка носилась по улице, переулкам и дворам, так что столяр иногда ругал ее. От заказчика столяр зашел к сестре, потом к знакомому, потом в кабак. В это время мимо проходил полк солдат и громко заиграла музыка. Каштанка испугалась, бросилась через дорогу, а когда полк прошел, столяра уже не было. Собака долго искала его, но запах столяра растворился и когда стемнело Каштанка прижалась к двери какого-то подъезда и горько заплакала.Глава 2.Таинственный незнакомец Вскоре из подъезда вышел низенький толстенький человек и дверью ударил Каштанку. Впрочем, он тут же извинился и, поняв, что собака потерялась, позвал Каштанку с собой. Вскоре Каштанка сидела на полу в большой комнате. А незнакомец бросал ей со стола еду — хлеб, сыр, куриные кости. Каштанка съела все и опьянела от еды. Когда незнакомец сел курить сигару, Каштанка стала сравнивать где лучше, у столяра или у незнакомца. У столяра все было заставлено, вкусно пахло клеем, у незнакомца была пустая комната и ничем не пахло. Но незнакомец давал много еды. Незнакомец положил для Каштанки матрас и собака легла, вспоминая столяра и его сына Федюшку. Федюшка много играл с ней, дергал за хвост, привязывал за ниточку кусок мяса, чтобы потом вытащить уже проглоченный кусок прямо из горла. И эти воспоминания собаке были приятны.Глава 3. Новое, очень приятное знакомство Проснулась Каштанка в пустой комнате, обнюхала ее и зарычала на дверь, из-за которой пахло чем-то неприятным. Она толкнула дверь и оказалась в грязной комнате. Прямо на нее шел большой серый гусь, а рядом гнул спину и шипел огромный белый кот. Каштанка испугалась, залаяла, бросилась на кота, но получила лапой. гусь клюнул ее в спину. Но вдруг появился незнакомец и пристыдил Федора Тимофеевича Кота и Ивана Ивановича Гуся. Те сразу присмирели и разошлись по углам. А незнакомец назвал собаку Теткой и наказал жить дружно. Кот молчал, а гусь что-то долго говорил Каштанке. Та увидела в углу кормушку с горохом и сухими корками, и стала есть корки. гусь подошел и клюнул несколько горошин.Глава 4. Чудеса в решете Незнакомец принес большую букву П, на которой висел колокол и пистолет. Гусь поклонился, потом стал бить в колокол и стрелять из пистолета. Потом незнакомец велел Марье позвать Хавронью Ивановну и какая-то старуха привела в комнату добродушную свинью. Незнакомец стал отрабатывать египетскую пирамиду. На свинью взлетал гусь, на спину которого влезал кот и вставал на задние лапы. Так прошел весь день. Ночевала Каштанка с гусем и котом.Глава 5. Талант! Талант! Так прошел месяц и Каштанка привыкла к тому, что ее зовут Теткой. Она ругалась с болтуном гусем, в то время как кот оказался брезгливым и презрительным к жизни. Незнакомец занимался с гусем и котом, часто увозил их куда-то вечерами и Каштанке становилось скучно, она загрустила. Ей даже расхотелось лаять. Но вот однажды новый хозяин решил заняться ее воспитанием. Он стал учить Каштанку вставать на задние лапы, прыгать, потом плясать, звонить в колокол и стрелять из пистолета. Все это Каштанке нравилось и она быстро научилась заменять гуся или кота. А хозяин все чаще восторженно кричал: «Талант».Глава 6. Беспокойная ночь Однажды ночью Каштанка проснулась. Она вспомнила про украденную у кота кость и хотела проведать ее, но вдруг странно вскрикнул гусь. Вскоре Каштанка заснула, но гусь снова закричал. Пришел хозяин погладил гуся и ласково пожурил, потом опять выключил свет и ушел. Каштанке было страшно. К ней впервые за все время пришел кот, которому тоже было не по себе и Каштанка завыла. Снова пришел хозяин и заботливо осмотрел неподвижного гуся. Он вспомнил, что в цирке на гуся наступила лошадь. А гусь умирал и не хотел даже пить. Каштанка и Федор Тимофеевич смотрели на него вне себя от ужаса, а хозяин плакал. Утром дворник унес куда-то мертвого гуся.Глава 7. Неудачный дебют. Однажды вечером хозяин объявил, что Каштанке придется заменить гуся на представлении. Он повез Каштанку и кота в санях к огромному, ярко освещенному дому. Вскоре они оказались в небольшой грязной комнате и хозяин повел себя странно. Он разделся, надел парик и стал ярко красить лицо. А потом одел странный, яркий и несуразный костюм. Каштанка волновалась. Вскоре где-то вдали объявили месье Жоржа и хозяин положил кота и Каштанку в чемодан и куда-то понес. Потом чемодан открылся и Каштанка оказалась посреди огромного зала, окруженная тысячами лиц. Хозяин весело смеялся и шутил и Каштанка вдруг успокоилась. Она села как было приказано, а потом стала петь, когда хозяин заиграл на дудке. Вдруг издалека чей-то голос назвал ее по старому имени. На галерее громко свистнули и стали звать ее по имени. Каштанка посмотрела туда и увидела два знакомых лица, пьяное и ухмыляющееся и краснощекое и пухлое. Каштнака бросилась туда, перескочила через ограждение и стала карабкаться вверх по чьим-то лицам, ее передавали с рук на руки. И вот Каштанка оказалась на галерке. вскоре она шла по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком и Лука Александрыч привычно сравнивал ее со столяром и плотником. И Каштанке казалось, что ее жизнь никогда не менялась, а жизнь у незнакомца с котом и гусем казалась ей просто сном.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Каштанка»

Автор: · 21.08.2019

Одним из самых известных произведений А.П. Чехова, повествующих о животных, является рассказ «Каштанка». Автор показывает нам целый мир глазами собачки, ее взаимодействие с людьми, и само отношение людей к животным. Многомудрый Литреконе предлагает Вам разбор рассказа.

История создания

А.П. Чехов написал рассказ «Каштанка» в 1887 году. Впоследствии он был опубликован в газете «Новое время».

Существуют различные версии о том, что послужило поводом к написанию данного рассказа. По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева.

«Случай с собакой, похожий на тот, что описан в рассказе, сообщал Чехову, известный цирковой артист В.Дуров. Чехов любил цирк, нередко бывал там не только на представлениях, но и за кулисами. В цирке он познакомился и с ученым гусем Иваном Ивановичем. В доме у Чехова всегда были голуби, кошки и собаки, а одно время жил даже ручной журавль. Двум своим таксам он дал смешные клички — Бром и Хина. Чехов любил животных и чудесно о них рассказывал.» (вступительная статья из книги «Рассказы. Чехов А.П.», изд-во «ДЕТГИЗ», Москва, 1950 г.)

Жанр, направление

Произведение «Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П. Чехова как таковых рассказов не существовало.

«Каштанка» относится к направлению «реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе, то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного.

Суть: о чем рассказ?

Каштанка жила с рабочим и его сыном, которые частенько били и не докармливали питомца. Но вот собака потерялась и ищет своего хозяина, на след которого никак не может напасть.

Заснув возле подъезда, Каштанка обретает нового хозяина. Он забоится о ней и тренирует ее, чтобы превратить в артистку цирка. Вскоре Каштанка обретает друзей и привыкает к новому дому. Однажды на выступлении Каштанка слышит знакомые голоса. Это был ее старый хозяин Лука Александрович с сыном. Каштанка бежит к ним. Она возвращается домой и забывает о другом хозяине, как о затянувшемся сне.

Главные герои и их характеристика

Герои рассказа «Каштанка» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:

герои рассказа «каштанка» характеристика
каштанка

она не просто молодая рыжая собачка, а живое существо со своими чувствами и переживаниями. а.п. чехов придает ей человеческие качества: разумность, рассудительность, доброту, преданность. каштанка является путеводителем в мир людей, ведь ее глазами передаетсясуть происходящего. она умеет любить, дружить, поддерживать и быть верной хозяину, несмотря на его грубость и халатность. в мире животных она испытывает симпатии и антипатии, но стремится жить со всеми в мире;

незнакомец он дрессирует животных и работает в цирке. он учит всех своих животных жить дружно и искренне заботится о них. он добр, ласков и внимателен. не жалеет для питомцев ни еды, ни времени;
белый кот федор тимофеич это персонаж, которого мало что интересует в жизни, кроме сна. он не любит учиться трюкам, поэтому и выполняет все лениво;
гусь иван иваныч он говорит слишком много и непонятно, из-за чего не всем под силу его слушать;
лука александрыч он усердно работает, чтобы содержать свою семью. он плохо заботится о каштанке, плохо ее кормит и даже пинает ногами. грубость уживается в его душе с привязчивостью. он любит собаку и не может скрывать своих эмоций, когда снова встречает ее.

Темы

Тематика рассказа «Каштанка» весьма актуальна в наши дни:

  1. Главной темой рассказа «Каштанка» является взаимодействие людей и животных. Также из этого вытекает другая важная тема – отношение людей к животным. А.П. Чехов специально смотрел на мир глазами собаки, чтобы показать читателю его портрет со стороны. Увы, картина безрадостная: питомцы дарят нам любовь и верность, а мы в ответ пинаем их ногами и мучаем. Чехов призывает быть внимательнее и добрее к своим любимцам. Они тоже живые и чувствуют боль, голод, тоску.
  2. Еще одна тема — преданность. Несмотря на плохое обращение, Каштанка вернулась к хозяину. Ни хорошая еда, ни слава, ни ласка нового обладателя не прельстили любящую собаку.
  3. Любовь — тоже тема для размышления Чехова. Она может быть разной: даже Лука, грубый и равнодушный работник, по-своему привязан к своему питомцу.

Проблемы

Проблематика рассказа «Каштанка» столь же интересна для размышления:

  1. Невнимательность и безответственность по отношению к братьям нашим меньшим. «Мы ответственны за тех, кого приручили». Важно помнить о тех, кого мы взяли под свое крыло, ценить их преданность. Это именно то, чего не делал Лука Александрыч;
  2. Взаимовыручка и равнодушие. Готовность протянуть руку в трудный момент — важная черта человеческого характера. Это выражается в незнакомце, который берет к себе Каштанку. Будучи по-настоящему добрым человеком, он не ждет ничего в ответ. А вот настоящие хозяева собаки потеряли ее, но не проявили инициативу, чтобы найти. Такое отношение к питомцу неприемлемо.;
  3. Сочувствие и черствость. Умение сопереживать другим является неотъемлемым качеством любого живого существа. Когда Тетка видит слезы дрессировщика из-за утраты гуся, она искренне сопереживает и не может скрывать эмоций. А вот черствость выставляется автором как очень серьезный порок. Сын хозяина делает собаке больно, но совершенно не понимает ее страданий.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Каштанка» заключается в важности преданности и любви во взаимоотношениях человека и животного. Каштанка — это олицетворение всего этого. Она попадает к дрессировщику, где ее хорошо кормят и где за ней ухаживают, но по-настоящему верной она остается прежнему хозяину, хотя он был полной противоположностью и не особо проявлял свою любовь. Люди, по мнению автора, должны стремиться к тому, чтобы стать достойными такого обожания.

К тому же, автор нам показывает, что люди и животные способны жить вместе, любя друг друга. Дома у незнакомца царит гармония, там умеют и сопереживать, и поддерживать, и заботиться. Главная мысль рассказа «Каштанка» — страстный призыв автора к гуманизму и уважению в отношениях людей и животных.

Чему учит?

А.П. Чехов вкладывает в рассказ «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть взаимоотношения между людьми и животными. В них нет места безразличию и угнетению, в них должны быть только верность, искренность и забота. Животным необходимо все это, как и людям. Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их.

Вывод Чехова прост: дарите любовь тем, кто Вам близок, ведь они отвечают Вам тем же. Та же Каштанка достойна любви и заботы, а не пинков хозяина. Он не ценил ее преданность, а зря, ведь животное в своей верности превосходит многих человекообразных.

Критика

При жизни А.П. Чехова рассказ «Каштанка» имел успех. Положительные отзывы оставили писатели (В.А. Гольцев), профессора (Г.И. Россолимо). Рассказ даже был издан на венгерском, немецком и чешском языках.

«К Новому году Вы подарили нас двумя рассказами: „Каштанка» и „Восточная сказка» („Без заглавия»), и мне приятно сообщить Вам, что оба рассказа Ваши всем здесь понравились. У обоих рассказов конец не только неожиданный, но и знаменательный, а это главное. Колорит языка вполне соответствует месту, времени и Вашим действующим лицам. Только окончание „Каштанки», как мне показалось, носит на себе следы усталости или торопливости. Последней сцене чего-то недостает.» (Я. П. Полонский — А. П. Чехову, 8 января 1888 г.)

Однако финал несколько разочаровал критиков, многие отметили его скомканность:

«Ваша „Каштанка» действительно донельзя симпатична и (на ушко!), ежели бы не так скомкан конец и немного ретушевки в деталях,— это был бы один из Ваших шедевров. Поэтому или по чему другому, но он меня менее тронул, чем это надлежало бы по существу.» (И. Л. Леонтьев (Щеглов) — А. П. Чехову, 31 декабря 1887 г.)

Рецензенты особенно похвалили автора за то, что ему удалось написать прекрасный рассказ для детского чтения:

«…прелестный рассказ для детского возраста, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждым какой бы то ни было фальшивой подделки под детский говор… <…> …образец легкого и занимательного детского рассказа, который с интересом пробежит в свободную минуту и взрослый…» (В. Н. Сторожев, «Библиографические записки», 1892, № 8)

«…легкий юмор сообщает еще более привлекательный характер рассказу… <…> …книжечка может считаться одним из интересных явлений нашей детской литературы, весьма небогатой хорошими произведениями.» («Библиографические заметки» (отзыв неизвестного автора), «Русские ведомости, 1892 г., № 115, 28 апреля)

Автор: Ольга Макарова

Автор: · 23.07.2018

Самая дорогая пора в жизни человека – его детство, когда заново для каждого открывается мир. Когда хочется войти в волшебную сказку под названием «Чудеса». Именно в эту счастливую пору закладывается та основа, которая является предшественницей дальнейшей судьбы. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А. П. Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».

История создания

Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».

Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.

Жанр, направление

А. П. Чехов очень трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Жанром, который впитал в себя элементы фантастики, романтики, является сказка. Именно для детей он пишет произведение, которое характеризует как «сказку из собачьей жизни».

Традиционное чеховского направление – реализм.

Суть

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Всё возвращается на круги своя.

Главные герои и их характеристика

Основные персонажи – люди и животные.

  1. Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».
  2. Лука Александрыч – хозяин «помеси таксы с дворняжкой». На первый взгляд, может показаться, что это человек грубый, неотёсанный. Но, прежде всего, он труженик, который нелёгким трудом содержит семью. Заказчики ценят его умение выполнять столярные работы. Основное время проводит за верстаком. Выполнив заказ, сам его доставляет по адресу. Поглощённый своей работой, не всегда помнит, поело ли его «насекомое существо», которое является практически единственным собеседником, помимо сына Федюшки. Столяр по-своему любит её. Когда после исчезновения Каштанки он вновь видит её на арене цирка, радости его нет предела.
  3. Незнакомец – короткий, толстый человек с бритым лицом. Работает клоуном в цирке. Дрессирует домашних животных, для которых в квартире выделена специальная комната. Встретив бедную собаку у подъездной двери, забирает её домой («может, ты сгодишься на что-нибудь»). Обращается с «бедным пёсиком» сочувственно. Душевная нотка звучит в его голосе. Серый гусь и белый кот встретили пса шипеньем, чем несказанно напугали его. Кот в придачу ударил собаку по голове, а гусь ещё «долбанул» клювом в спину. Появившийся хозяин усмирил всех, сказав, что «жить надо мирно и дружно».
  4. Белый кот – Фёдор Тимофеич. Старый, мудрый. Вяло, лениво исполняет приказания. Пренебрежительно относится к своему «цирковому искусству». Весь его вид показывает, что ему в этой жизни уже ничего не интересно, он предпочитает дремать и спать.
  5. Гусь – Иван Иваныч. Говорит быстро, горячо, но непонятно. Гостья первоначально считала его умным, но со временем даже стала третировать иногда за его длинные речи.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

  1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
  2. Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
  3. Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
  4. Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.

Главная мысль

Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

Чему учит?

Автор учит бережному отношению к природе, к «милым хвостатым созданиям», которые никогда не предадут и являются «образчиком» настоящей верности.

Чтобы бережно относиться к природе, надо понимать, что человек – часть мироздания, в котором, помимо его, обитают другие живые существа, нуждающиеся в сострадании, помощи и заботе.

Неспособность проявить их может привести к трагедии.

Автор: Вероника Пакшина

Год: 1887   Жанр: рассказ

Главные герои: собачка Каштанка, клоун Мистер Жорж, дрессировщик и владелец собачки Лука Александрыч

Рассказ «Каштанка» повествует читателям о преданной собаке. Каштанка живет не в очень хороших условиях, иногда и вовсе остается без еды. Однажды она заблудилась в городе и была подобрана  местным клоуном, который совсем иначе стал относиться к собаке – кормил ее, ухаживал и готовил к новому выступлению. Во время дебюта Каштанка увидела старых хозяев и без раздумий вернулась к ним, променяв хорошую жизнь, но в неволе, на верность своим хозяевам. Есть предположение, что Чехов рассказал реальную историю потерявшейся собаки.

Вывод. Рассказ Чехова «Каштанка» станет поучительным не только для детей, но и для взрослых. С точки зрения ребенка — это история о преданности животного, любви и верности, несмотря на плохое отношение к ней со стороны хозяев. Взрослые же могут сопоставить поведение Каштанки с поведением некоторых людей, которые настолько привязываются к обстоятельствам, что не могут поменять свою жизнь, изменить ее к лучшему, даже тогда, когда такой шанс им предоставляется судьбой.

Читать краткое содержаниерассказа Чехова Каштанка

История начинается с описания жизни собаки по кличке Каштанка у столяра Луки и его сына Федора. Собаку часто обижали, иногда не кормили, ругали, били. Тем не менее, Каштанка была очень привязана к семье. Однажды, сопровождая хозяина, Каштанка потерялась в городе.

Каштанка оказалась очень способной ученицей. Клоун подготовил с ее участием новый номер. И вот настал день, когда Каштанка выбежала на манеж, но дебют не состоялся. Среди зрителей в этот день в цирке на представлении оказались старые хозяева Каштанки — Лука с сыном. Они узнали потерявшуюся свою собаку и стали громко звать ее.

Каштанка тотчас бросилась к ним с радостным лаем и вернулась к прежним хозяевам, к своей  не очень счастливой, но такой привычной жизни. Выбор,  казалось бы, совсем не логичный. Но, для собаки, по крайней мере, этот выбор объясняется преданностью и верностью. Кроме того, в цирке, конечно, ухаживают за животными, кормят, но их поведение неестественно, что является результатом дрессировки, они не свободны. У прежних хозяев свободу Каштанки никто не ограничивал, она привыкла к такой жизни.

Оцените произведение: Голосов: 512

Читать краткое содержание Каштанка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Каштанка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бернетт Таинственный сад

    События в романе англо-американки Бернетт «Таинственный сад» связаны с началом XX века. Главная героиня, девочка-подросток Мери считает себя никому не нужной, она обижена на весь мир.

  • Краткое содержание Защита Чика Искандер

    Школьник по имени Чик попал в неприятность в школе. Преподаватель по русскому языку Акакий Македонович потребовал, чтобы мальчик пришел в школу с родителем.

  • Краткое содержание Выбираю деревню на жительство Шукшина

    Бывший деревенский житель, Николай Григорьевич Кузовников, прожил внешне успешную и состоятельную жизнь. Переехав в город (судя по всему, он попал под волну индустриализации и урбанизации 30-х годов)

  • Краткое содержание Зощенко Бедный Федя

    В рассказе Зощенко «Бедный Федя» речь идет о девятилетнем воспитаннике детского дома, который никогда не играл с ребятами, а тихо и грустно сидел на скамеечке.

  • Краткое содержание Серебряные коньки Доджа

    Возле канала, покрытого льдом, находились дети, в старой одежде. По нему люди на коньках спешили в город. Оглядываясь на дрожащих от холода детей. Они стали одевать самодельные коньки

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/kashtanka.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/03/blog-post29.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kashtanka-chehov/
  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-chehova-kashtanka/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/kashtanka

  • Сочинение по рассказу левша 6 класс по литературе
  • Сочинение по рассказу капитанская дочка небольшое
  • Сочинение по рассказу дубровский александр сергеевич пушкин
  • Сочинение по рассказу и грянул гром рэй брэдбери
  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс по плану кратко