Сочинение по рассказу гроза островский 10 класс

Сочинения по литературе островский самодуры в пьесе гроза очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение
  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Самодуры в пьесе Гроза

Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского.  Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы. Островский показал, как природное явление как гроза может разрушить устои темного царства России.  Главное темой создания самодуров купцов произведении было для того чтобы осудить их жестокое поведение по отношению к окружающим. Деспоты, жесткие и надменные люди , по мнению Островского господствовали в то время в России.  В вымышленном городе под названием Калинов, автор отобразил все эти жестокости.

По началу перед читателями открывается прекрасный город, расположенный на берегу реки Волги.  Красотой пейзажа поначалу прикрывается истинная жизнь людей.  Но не все так красиво и гладко как кажется на первый взгляд. Мы видим, что единственным человеком, который имеет ум, является механик Кулигин. Он и называл нравы города жестокими и деспотичными.  Особое внимание он уделяет неравенству, которое разделяло бедных и богатых.  Так же понятно, что жажда денег и наживы, приводит к разладу и в жизни самих купцов. Каждый из них стремится попортить жизнь другому, наговаривая на своих конкурентов, пытаясь испортить им  торговлю.

Практически сразу становится понятно, что для богатых купцов самодуров, не ни какой управы. Им ни кто не указ, а деньги дают им право управлять городом Калинова. И ни кто не посмеет им перечить, потому что деньги здесь решали все.

Даже семейные отношения строились из жестокости самодуров. Самодур — в данным произведении имеет обозначение самоуверенных хамов, которые вели произвол и оставались безнаказанны.  Один из влиятельных людей города был Дикой, он знал, что ни кто ему не окажет сопротивление. Он с легкостью распоряжался жизнью своего племянника, так как тот зависел от него.  Автор описывает его как хама, невежу и жадного человека, он олицетворял черты характера самодуров.  Он ни когда не был чем-то доволен, с людьми разговаривать он не умел абсолютно. Бросался на всех как дикая собака. Дикой очень любил деньги, и расставался с ними с большим трудом, это вызывало в нем еще больше злобы.

Именно по этой причине он постоянно гноил Бориса, которому должен был отдать все по завещанию. Если ему становилось что то непонятно, он вымещал свою злость на тех кто находился рядом с ним. Он набрасывается на Кулигина, по причине своего непонимания, что тот хочет донести ему. По причине своего самодурства и невеликого ума, как многие граждане города Калинова, он утверждает, что Гроза эта ни что другое как послание свыше. Чтобы наказать людей за их грехи и пакости.

Вариант 2

В пьесе Островского «Гроза» показано самодурство отдельных лиц, которые живут ради своей наживы на других, которые держат своих подчиненных в постоянном страхе перед собой. Кабаниха и Дикой олицетворяют беспощадную власть над народом и бессмысленную задачу всегда придерживаться старых традиций. Жители города не знают ничего нового, они закрыты под пеленой старых принципов жизни и традиций.

Кабаниха властная женщина, имеющая сосредоточенно большое хозяйство. Ее политика имеет единоличный характер. Только она одна знает как, правильно поступать. Так же у нее имеется религиозный характер, хотя она и не верит в Бога, но склонна только к исполнению традиций. В ее доме имеется множество икон. Показывая свою святость и правоту перед другими. В ее доме поселились богомолки и странницы, которые восхваляют хозяйку. Хотя ей и говорят лестные слова ради того, чтобы их не лишили заработка. У Марфы Кабановой есть сын Тихон, которого учит, как правильно жить. И сын не смеет даже ей перечить.  Только единственная сноха Кабанихи, Катерина имеет протест против ее нравственности. Кулигин соглашаясь с протестом, всегда хочет внедрить что-то новое в их мир, в этих людей, которые просто потеряны в этом городе.

Еще один герой интересного сюжета, богатый купец Дикой, жаден как ни кто другой. В роле, упрямого старика. Который, всячески не дает жить своему племяннику Борису и своим родственникам. Савел Прокофьевич возомнил, что имеет власть над городом, в отличии от Кабанихи, нагло вмешивается в жизни людей. Угрожая своему племяннику Борису, лишить его наследственности, старается этим самым манипулировать его. Его права стоят на том, что он имеет большое имение и деньги, которые в свою очередь решают все. Дикой как и остальные богатые купцы, которые утопают в роскоши, всегда тянули Россию на дно. Он вечно угрюм и озлоблен на весь мир. Его никогда не видели улыбающимся. Так же он не образован. За всю жизнь Савел прочел ни одной книги. Не любит все новое. Он наслаждается в комфорте своей жизни. Для него скорее всего сложно понимать что-то новое. Даже прекрасно осознавая, что мешает другим жить и совершает плохие поступки. И поэтому зарывается с головой в песок в старые обычаи. Несмотря на всю его угрюмость, свирепство он труслив, даже обычная гроза способна его напугать.

Островский дает понять, что сила в новом времени, умертвив старое, принесет новые изменения в жизни людей этого города.

Также читают:

Картинка к сочинению Самодуры в пьесе Гроза

Самодуры в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Бал в доме Фамусова анализ эпизода

    К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

  • Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение

    В своём произведении Грибоедов показал Москву как город, который пытается оправиться после битвы с французами.

  • Анализ рассказа Сельские жители Шукшина

    В.М.Шукшин — писатель — художник деревенской жизни. Творчество его наполнено неподдельной любовью к крестьянскому труду, жителям сельской местности. Ребенок деревни, Василий Макарович писал о тех, кто окружал его с детских лет.

  • Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях) сочинение 10 класс

    Можно с уверенностью говорить о том, что у каждого писателя присутствует свой неповторимый стиль. Это может проявляться в том, какие художественные приемы и стили он применяет, а также, сюда входит манера описания персонажей

  • Сочинение Зачем нужны полеты в космос

    Все мы прекрасно знаем, что первую ракету с человеком в космос запустили еще в далеком 1961 году, но так как и раньше полеты в космос стоят огромных денег и это непосильная сумма для большинства людей

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

Сочинение по рассказу гроза островский 10 класс

  • Категория: Сочинения 10 класс

    Город Калинов и его обитатели

    Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»
    С первых же сцен драмы А. Н. Островского «Гроза» мы попадаем в мрачную обстановку особого мира, который с легкой руки Н. А. Добролюбова получил название «темное царство».

    В купеческом мире города Калинова, где и разворачиваются драматические события, царят «жестокие нравы». Кулигин, местный механик-самоучка, дает подробную характеристику этих нравов. По его словам, в Калинове не увидеть ничего, кроме грубости и безответной покорности, богатства и «бедности нагольной». Те, у кого «тугая мошна», стараются «бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать», да и между собой враждуют: сутяжничают, кляузничают, «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти».

    Ярким образным выражением проявлений грубости и вражды, царящих в городе, становится купец Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Это именно его появление дает повод Кулигину произнести монолог о жестоких нравах Калинова. Дикой — невежественный самодур, наделенный упрямством и жадностью, деспот в своей семье и за ее пределами. Терроризирует он и своего племянника Бориса, который «достался ему на жертву». Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни. «Унять-то его некому, вот он и воюет».

    Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова — еще один деспот. «Ханжа, — характеризует ее Кулигин, — Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы устрашения: она въедливо, как ржа железо, «точит» своих близких. Дикой и Кабанова открыто или под видом благочестия губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами. Потому что для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования.

    • Сочинения 10 класс

      • «Обломов» — социально-психологический роман
        (1314)

        Главный вопрос романа  философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Гончаров показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель. Автор рассматривает…

        Подробнее…

      • Андрей Болконский в романе Война и мир
        (548)

        Представителями передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией.     Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Автор много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был…

        Подробнее…

      • Бунтующее сердце Базарова сочинение 10 класс
        (546)

        Вся жизнь Базарова — протест. Евгений умом сопротивлялся чувствам, отвергал их, несмотря на то, что они являются неотъемлимой частью жизни. Но ведь сердце не обманешь. Сердце поднимало бунт против разума, оно не могло согласиться с нигилизмом. Сердцем Базаров любил своих родителей, сердцем привязался к Одинцовой. В этой борьбе победило именно…

        Подробнее…

      • Война и мир образ Наташи Ростовой
        (529)

        Одним из самых ярких образов романа является Наташа Ростова, вызывающая искренние симпатии читателя, несмотря на то, а может и благодаря тому, что писатель не стремился идеализировать свою ге­роиню, показывая как красоту ее души, так и небла­говидность некоторых поступков, например, увлече­ние Анатолем Курагиным. Все это вместе являет со­бой…

        Подробнее…

      • Война и мир образ Пьера Безухова
        (674)

        На мой взгляд, Пьер – один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Жизненный путь Пьера полон открытий и разочарований. В начале романа перед нами предстаёт толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом….

        Подробнее…

      • Война и мир образ Элен Курагиной
        (670)

        Элен Курагина — это абсолютная противоположность Марии. Элен, как и отец и брат обглодала хитростью, в отличии от Марии она была наделена красотой и необыкновенной улыбкой, но характер ее был мерзкий и ужасный. делала она все в пользу себе и своей семье, с Пьером Безуховым она связала семейный союз только из-за состояния, хотя он был в нее…

        Подробнее…

      • Добрые поступки в произведении Война и мир
        (962)

        1.Наташа во время отступления русских войск от Москвы отдала поводы раненым А ведь на подводах было её приданое ,все ,что осталось у Ростовых ,так как они были разорены.2 .Деятельность Пьера и Андрея по улучшению жизни своих крестьян. 3.Пьер снарядил на свои деньги полк ( для борьбы с Наполеоном)4.Андрей Болконский защитил от насмешек и нападок…

        Подробнее…

      • Женские образы в романе Обломов
        (571)

        Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.Как…

        Подробнее…

      • Жизнь Обломова
        (509)

        Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности был полон прогрессивных идей, мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых: Волкова, Пенкина, Судьбинского. Илья Ильич по характеру…

        Подробнее…

      • Истинная и ложная красота в романе Война и мир
        (749)

        Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и Мир» тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой.Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер. Элен так хороша, что нет…

        Подробнее…

    221309 or


    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
    комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
    мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
    цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
    её.

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

    Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
    (рассказчика) по проблеме исходного текста.

    Объём сочинения – не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
    данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
    пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
    комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
    философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
    подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
    дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
    от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
    глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
    Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

    Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
    замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
    других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
    стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
    что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
    написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
    исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
    ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

    Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
    Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
    временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
    превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
    атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
    Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
    слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
    полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
    недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
    полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
    кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
    люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
    видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
    должна быть, увы, кровать.

    Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
    раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
    посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
    все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.

    Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
    лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
    который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
    удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
    у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
    дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
    жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
    достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
    из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.

    Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
    ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
    жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
    и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
    город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
    сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
    натуры.

    Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
    человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
    человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
    выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
    могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
    Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
    путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
    подвижники идеи.

    Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
    человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
    Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
    трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
    трусишка-то и дернет в первую очередь.
    (По В.А.Солоухину)*

    *Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
    наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
    автор осмысляет историю России XX-го века.

    Домашнее задание

    Абажур,
    абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
    авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
    агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
    академия, акваланг, акварель,  аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
    аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
    акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
    алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
    аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
    антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
    апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
    аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
    артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
    ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
    атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
    бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
    баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
    баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
    безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
    Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
    бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
    беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
    библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
    бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
    благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
    бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
    бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень

    На литературе нам задали сочинение по пьесе Гроза Островского за 10 класс. Гроза Островского, и ставшее символичным темное царство, было написано в 1859 году. Работа автора переносит нас во времена преддверия крестьянских реформ.

    Сочинение на тему Гроза Островского

    По пьесе Островского нам нужно написать краткое сочинение и его я начну с того, что уже вначале мы переносимся в жестокий и ужасный мир. Читая работу понимаешь, насколько мы счастливые людьми, ведь очень страшно становится, когда представляешь ту несвободу и удушающую атмосферу Темного царства, где Дикой с легкостью мог ударить, а Кабанова и того хуже. Ее смысл жизни заключается в том, как бы лишний раз кого-нибудь запугать или унизить. В пьесе Островского мы видим безвольное существо в лице сына Кабановой Тихона. Это плод Домостроя, когда во всем и везде нужно подчиняться своим родителям. Видим мы и Бориса, племянника Дикого, что не смог вырваться из мира условностей. Он не смог поступить как велит сердце, а живет и действует как положено.

    В пьесе Гроза есть и женские образы. Так, мы видим лихую Кабанову. Есть в произведении и ее дочь с сильным характером, поэтому получалось у нее изворачиваться и быть циничной.

    Одним из самых ярких образов пьесы Островского Гроза является образ Катерины. Это единственно живой персонаж, который может любить. Катерина — луч света в мире, где живут наши герои. В этом темном царстве, где не смогла жить героиня, выбрав для себя смерть.

    Если говорить о названии произведения, то смысл неоднозначный, и тут я отмечу, что смысл названия произведения зависит от самих героев. Так, из-за своей любви к другому, из-за измены, у Катерины бушует гроза в душе. Кулигин в грозе видит невежество людей, с которым нужно бороться. Для Тихона гроза — это его мать, которой он подчиняется. Для Бориса представляется людская гроза, людская молва, которая страшнее природного явления, поэтому он бежит, оставив Катерину. Но не все так плохо. Назвав свое произведение Гроза, Островский показал нам, что вскоре грядут перемены, ведь после каждой грозы выходит солнце и оно обязательно появится из-за туч и в этот раз.

    Сочинение по пьесе Гроза 10 класс

    Начиная сочинение по пьесе Гроза, хочу назвать основную идею данного произведения. В нем показан конфликт, который разразился между представителями двух разных поколений. Все семейство Кабанихи представляет ярко выраженный купеческий образ. Это консервативные люди, придерживающиеся устоявшихся традиций. Они даже не пытаются понять, что интересует молодежь, к чему стремится молодое поколение.

    Автору удалось невероятно ярко продемонстрировать, какими были люди в то время. Среди них отдельного внимания заслуживает Кабаниха. Это уверенная в себе и злая особа. Главным ее недостатком можно назвать лицемерие. Если при посторонних она показывает себя добросердечной, то дома выступает в качестве тирана. Она морально давит на собственного сына, делая его жалким, не уверенным в себе человеком.

    Правда, не позавидовать и Катерине. Это очень добрая, романтичная особа. Она явно не вписывается в это общество. Не удивительно, что ее судьба складывается не лучшим образом. Именно эта женщина выступает в качестве антипода обществу и устоям, царящим далеко не одно десятилетие. Муж у нее далек от идеала, никаких чувств она к нему не испытывает.

    В пьесе показан кризис, возникший в обществе. При этом уже отмечается появление нового сознания. Устоявшиеся принципы продолжают властвовать, но вскоре все должно измениться. Гроза при этом символизирует стихию, способную устранить все пороки минувшей эпохи. Мир претерпит изменения. Только вот Катерина этого уже не сможет увидеть. Ей не удалось выдержать все эти противоречия, и она решается на самоубийство.

    Сочинение рассуждение по пьесе Гроза

    В пьесе показан мещанский быт. Хочу поделиться в сочинении рассуждении по пьесе Гроза своим мнением по поводу всего происходящего в произведении. Здесь явно борется старое и новое поколение. Представителем первого при этом является Кабаниха со своим семейством. Она придерживается устоявшихся нравов и подавляет стремление молодых людей отказаться от этих традиций.

    Мне кажется, что данная проблема не перестает оставаться актуальной даже сейчас. Немало родителей по сей день отказываются видеть в своих детях личность. Они стремятся к тому, чтобы дети мыслили также, как они, совершали аналогичные поступки. Папа и мама при этом самостоятельно решают, с кем дружить их ребенку, куда идти учиться и много всего прочего.

    При прочтении этой пьесы у меня возникли неоднозначные чувства. Безусловно, поражает и восхищает точность изображения образов, характерных для той эпохи. Чего только стоит одна Кабаниха. Она невероятно злая и лицемерная. В обществе она выглядит некой самаритянкой, готовой всегда оказать помощь. С близкими же она ведет себя, как тиран. Она уничтожает в своем сыне личность. Я считаю, что именно по вине матери он стал беспомощным и жалким, не способным вызвать уважение.

    Не меньшее впечатление на меня произвела ситуация, в которую попала Катерина. Это душевно сильная, добрая и светлая особа. Она противопоставляется тому обществу, в котором оказалась. Ей приходится жить с убогим супругом. Полюбить его попросту невозможно. Ведь даже личностью его назвать нельзя. Это пустое место. Катерину невероятно жаль. Ей не удалось выдержать сложившиеся обстоятельства. От безысходности она и решается на самоубийство. В этом и заключается главная тема сочинения по пьесе Гроза.

    Эссе по пьесе Островского Гроза

    В сочинении по пьесе Гроза Катерина заслуживает особого внимания. Именно с помощью этого образа писателю удалось донести до читателя основную мысль своего произведения. Эта женщина будто несет свет, мыслит здраво. Она верует в Бога, стремится быть полезной людям, хочет узнать все радости материнства. При этом для свекрови она является явной угрозой. Та боится, что невестка окажет влияние на ее сыночка, при этом мать уже не сможет оказывать на него столь внушительное влияние. Чтобы не допустить этого, Кабаниха всячески унижает Катерину, угнетает ее.

    Кажется, что женщина не сможет устоять перед столь сильным авторитетом, станет таким же безвольным существом, как и ее супруг. Правда, на деле все оказывается далеко не так. Ей удается показать супругу, что его мама поступает неправильно. Только в отличие от Кабанихи, Катерина не прибегает у грубости. Она объясняет все своему мужу весьма деликатно. Естественно, что поступить так способна только поистине сильная духом женщина.

    Автор показал в пьесе весьма типичных для того времени людей. Несмотря на то, что события развиваются в определенном городе, он говорит о том, что что-то подобное может случится и во всех других городах. О том, какие порядки сложились в том городке, становится известно уже с первых строк. Отчетливо видно, что общество нуждается в переменах. Правда, далеко не все жители готовы к ним.

    Сочинение по пьесе Островского Гроза кратко

    Главным действующим лицом в данном произведении выступает Катерина. Если писать кратко сочинение по пьесе Островского Гроза, то стоит рассмотреть именно этот образ. Женщина является женой явно слабохарактерного мужчины, которого зовут Тихон. Он не способен защитить свою супругу даже от собственной матери. Та постоянно унижает ее, ставит ни во что. Катерина несчастна. Она устала от постоянного гнета, нуждается в нежности и любви. Этим и обусловлена ее связь с Борисом. Правда, она оказывается совсем недолгой.

    Борис приезжал в деревню лишь с одной целью – получить наследство. Связь с Катериной для него была лишь интрижкой. Он с легкостью разрывает эти отношения и уезжает. Женщина остается брошенной. Человек, в котором она видела спасение, просто предал ее. Вынести этого она не смогла. Женщина признается в измене супругу. Тот правда даже не смутился. Зато свекровь стала еще более злой и тираничной. Катерина при этом понимает, что жить больше не хочет и не может. Она бросается в реку и погибает. На этом и заканчивается мое сочинение по пьесе Гроза, заданное в 10 классе.

  • Сочинение по рассказу гранатовый браслет в формате итогового сочинения
  • Сочинение по рассказу господин из сан франциско итоговое сочинение
  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс небольшое
  • Сочинение по рассказу детство толстой 4 класс
  • Сочинение по рассказу горе от ума образ чацкого