Сочинение по рассказу горе от ума образ чацкого

В великом произведении затронута важная тема: проблема воспитания. главный герой открытый, искренний, честный и хорошо образованный. но легко ли

В великом произведении затронута важная тема: проблема воспитания. Главный герой – открытый, искренний, честный и хорошо образованный. Но легко ли ему жить с этим? Чацкий способен влюбиться в дочь хозяина дома, но при этом, не может найти в себе силы ладить с её отцом и домом. Его взгляды на мир, а также его социальные идеи не совпадают с идеями дома Фамусовых. Без сомнений, он искренне любит дочь хозяина дома, но не в силах стерпеть лицемерие, несправедливость в том обществе, в котором ему предстоит находиться и общаться. Потому что это не соответствует его идеалам: он всегда предпочитает говорить только правду, и не боится говорить. Чацкий честный служитель своего отечества, но к сожалению, этого никто не осознает, его не понимают. И от это он страдает вдвойне.

Без сомнений, герой имеет свои недостатки. У него очень неоднозначный и противоречивый характер. Он очень вспыльчив, конфликтный в общении, довольно высокомерен, а порой даже и бестактный дворянин. Причина – он постоянно возмущен обществом, в котором он существует. Ему трудно сдерживать себя, он не упускает возможности высмеивать безнравственность общества, окружающего его. Эму тяжело контролировать свое возмущение. Он выбрал себе целью – сопротивляться несправедливости, свидетелем которой он становится. Чацкий умен. Но герой мучается в этом обществе, ему сложно жить бок о бок с этими людьми. Неспроста автор дал своему произведению “Горе от ума”.

Александр рад служить (Отчизне), но прислуживать (кому-либо) не будет. У него отсутствует желание даже преклоняться перед кем-либо. Быть человеком умным, воспитанным и порядочным, живущим по соображениям совести, оказалось недостаточным. Ему сложно пережить тот факт, что судьба иногда так несправедлива и безжалостна к честным людям. Даже его возлюбленная, в конечном итоге, сделала выбор в пользу человека, намного уступающему в образовании главному герою. В этом тоже заключается настоящее горе.

Образ Александра драматичен. Его взгляды никто так и не поддержал. Он остался в меньшинстве. Он не находит ничего другого, кроме как покинуть эти места и уехать далеко. Отступил ли Чацкий от своих убеждений и взглядов? Нет, не отступил, не предал. Он просто уехал.

2 вариант

В произведении “Горе от ума” Грибоедов затрагивает темы человеческого отношения к обществу, и это самого общества по отношению к человеку. Грибоедов заостряет внимание на том, что очень часто общество несёт неправильный посыл, который берётся человеком на веру, и он из-за этого тоже становится частью общества, и потому данное общество будет всегда прогрессировать и разрастаться, по мнению автора. Однако, как видно в данном произведении, очень часто появляются люди, чьё мнение в корне рознится с мнением большинства масс, люди чьи идеи являются для масс прогрессивными и новыми. Но, ввиду своего консервативного характера, общество обычно активно порицает таких новаторов, не давая им право голоса, хорошим примером послужит персонаж произведения Чацкий.

Чацкий – молодой человек, который прибыв в дом Фамусова, начинает активно пропагандировать просвещение и науку, однако данные темы в доме Фамусова как оказалось, порицаются, и Чацкому приходиться активно всех переубеждать в том, что на самом деле их мнение не верно, и что прогресс дойдёт даже до таких людей как они, правда с некоторым опозданием, но дойдёт. Сам же Чацкий сначала предстаёт перед читателем как человек уверенный в своих силах, как человек, который готов идти вперёд и придерживаться своей точки зрения несмотря не на что, однако после он всё-таки отрекается от своей точки зрения, и решает больше никогда не возвращаться к данной теме, так как Фамусовское общество его за данную тему активно порицает, а ему отнюдь не нужно, чтобы его как либо порицали в большом обществе. Это и раскрывает характер Чацкого полностью. Хоть он и представляется как активный реформатор, он всё же придерживается старых устройств в обществе.

Грибоедов как автор очень часто в своих произведениях обращался к темам возвышенным, к темам  человеческой личности, к её идеалам, составляющей всей личности, убеждениям и взглядам. В данных произведениях он очень часто заострял своё внимание на персонажах-маяках, которые несли в себе ту или иную мысль автора через свой образ, дабы читателю было проще с ней ознакомиться и понять, что же всё-таки хотел сказать автор через своё произведение, какую мысль он хотел выразить, для чего расставил композицию персонажей именно в таком виде, в каком мы можем видеть её в произведении. Примером такого произведение послужит “Горе от ума”.

Характеристика Александра Чацкого в пьесе Горе от ума Грибоедова

Чацкий стоит в центре  комедии Грибоедова «Горе от ума». Он совершенно не комический герой , но вовлечён в комедию жизни московского дворянского общества начала 19 века.

Судьба неласкова к нему. С детства рядом с ним не было ни отца ни матери. Он воспитан как приёмный ребёнок в доме Фамусова. Близкой ему с детских лет в этой семье стала только дочка Фамусова Софья, его ровесница, тоже оставшаяся без матери. Общие переживания, одни занятия в домашнем классе под руководством немца, ментора с указательным перстом, очевидно, сблизили детей, пришла любовь.

Чацкий верен юношеской любви и в начале пьесы признаётся, что мчался по заснеженным дорогам, не переводя дух, чтобы побыстрей встретиться с Софьей после трёх лет разлуки. Он мечтает о женитьбе, личном счастье.

Читателю и зрителю, между тем, с самого начала понятно, что надежды Чацкого напрасны.  «Герой романа» у Софьи Фамусовой – Молчалин.

Александру Андреевичу предстоит сыграть другую роль – дать в одном доме в один день бой, отголоски которого разойдутся по всей России, а не только по Москве. Чацкий не готовился к нему. Но в репликах Фамусова, Молчалина угадывается, что воевать ему не привыкать стать.

Очевидно, герой благодаря уму, решительности сделал успешную карьеру, имел связь с министрами. Но внезапно разорвал отношения на службе, вышел в отставку и уехал за границу. Его стремление служить «делу, а не лицам», без сомнения, не нашло поддержки. Наверное, уже тогда была идейная схватка и Чацкий для себя расставил все точки над i.

Теперь через три года герой не допускает мысли о службе («Служить бы рад, прислуживаться тошно). Но он не желает и молчать, пропускать мимо ушей навязываемую ему всё ту же мудрость чинопочитания и угодничества. Он живёт своим умом, и от его метких, блестящих характеристик всем достаётся.

Главное же, что делает Чацкого настоящим героем, — это не столько его блестящий ум, сколько мужество быть не таким, как все, и открыто об этом заявлять. Понимая, что у него нет никакой поддержки в закостенелом обществе, он не молчит, всё называет своими именами, решительно  обнажает прошедшего и нынешнего « житья подлейшие черты». Герой  бунтует, смело обвиняет, спорит, высмеивает общепринятые устои. С ним не могут не считаться, его уколов боятся.

Он хоть и одинок в фамусовском стане, но это настоящий воин –  не Дон Кихот, потому что его противники не мельницы, а реальное зло: крепостничество и крепостники, которые в погоне за иностранной модой утратили русские черты, родной язык, в народе видят только холопов. На службе они обделывают делишки, чтобы угодить в первую очередь начальству, потом себе и своим родственникам. Служение долгу, отечеству среди фамусовых, молчалиных, скалозубов – неслыханное дело.

Чацкий, всколыхнув их стоячее болото, посеял сомнения в обществе, а это немало, и его смелые обличительные слова – это тоже дело.

Сочинение 4

Можно сразу понять в монологах, что Чацкий, выражал помыслы и взгляды, которые соблюдал сам автор. А черты характера главного героя была скопирована с самого Грибоедова. Сам же автор был резким и увлеченным. Многие взгляды нашего героя были взяты от самого Александра Сергеевича, а взгляды были такие как: повторение за иностранцами, жестокосердие к крепостному праву и чиновничество. Сам же он не раз упоминал их в округе.

Сам же главный герой небогатый дворянин, который отрекся от службы. Он это объяснял тем, что нужно служить делу, а не кому-то. Его цитата какова: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Не признание авторитетов, бережность к своей независимости, не боязнь общественного мнения, приводит к тому, что вызывает страх у аристократов. Тем самым, Фамусов предлагая жить как все, на то Чацкий отказывается от такого.

Причина возвращения в Москву является любовь к Софье. Приехав в Москву, он сразу же поехал в дом Фамусова, чтоб признаться в любви к Софье. Так можно понять, что он созерцательный, усердный, пылкий. Для нашего героя любовь-это главное в жизни, который без нее не может быть. Когда узнав, что Софья полюбила другого, он был опечален, сломлен и разбит.

Главный герой не любит все прошлое, а точнее рабское служение перед всеми иностранцами, подхалимство и угодничество. Смотря на свое общество, он видит кучу людей, которые жадно охотясь за чинами, деньгами, чтоб зажить и выгодной женитьбы, а идеал их умеренность и аккуратность.

Максим Петрович для Фамусова является примером для подражания, который специально падая на приеме у императрицы, доставляя ей удовольствие и двору, но для главного героя это является клоунадой и не уважение к себе. Аристократы в этой пьесе стремятся получить свой положенный чин, а также привязаны к мотовству и безделью.

Чацкого бесит влечение старых дворян всюду заводить полезные знакомства, тем самым, посещая балы с этой целью. Для него лучше не путать дела с весельем и знает, что этому всему свое время. В одной из сцен Александр Андреевич выражает негодование среди фамусовского общества, когда среди гостей присутствует человек, который хочет углубиться в искусство и науку, то общество его не воспринимает всерьез и негодует.

Заключение

Терпя столь тяжкое поражение, он мигом уезжает из Москвы. После всего что пережил и видел, он прекращает борьбу за лицемерие. Он один среди этого балагана, с которыми нет общего взгляда и умысла схожим с ним и поэтому он убирается прочь, не глядя ни на кого, ища свой укромный уголок.

Александр Андреевич Чацкий

Александр Андреевич Чацкий – ключевой персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий по происхождению наследственный дворянин и аристократ.  Уроженец Москвы, Чацкий с рождения был окружен представителями высшего общества. После смерти родителей он стал единственным наследником завидного поместья. Так как никаких других родственников у Чацкого не было его опекуном стал приятель отца – Павел Фамусов, который был чиновником и известным в аристократических кругах человеком. Став взрослым Чацкий съезжает от Фамусова. Будучи аристократом Чацкий являлся членом Английского клуба джентльменов, в котором вместо обсуждения социальных и политических вопросов играли в карты и обедали. Сначала в силу возраста, а затем из – за отъезда за границу, который продолжался три года, Чацкий был редким гостем этого клуба.

За время своего пребывания за границей он ознакомился с архитектурными особенностями, культурным наследием Европы и тонкостями отношений между людьми.

Чацкий был образован и подкован во многих вопросах, таких как обустройство мира и экономика, иностранные языки. Также он как настоящий аристократ не мог себе позволить не разбираться в музыке и танцах. Он никогда не останавливался на достигнутом и постоянно развивался самостоятельно изучая новые направления. Чацкий был любознательным и занимал активную жизненную позицию. Именно благодаря этим качествам он в столь молодом возрасте стал философом, но решил посвятить свою жизнь ведению хозяйства в поместье. За это окружающие сочли его безумцем, ведь перед ним открывались огромные перспективы.

Речь Чацкого не была лишена сарказма и иронии, с помощью которых он демонстрировал свое отношение к представителям чуждых ему взглядов. Будучи человеком искренним и не терпящим лжи он был уверен, что людям необходимо говорить правду. В силу своей страстной натуры ему было тяжело контролировать свои эмоции. Он грезит о лучшей жизни для своих соотечественников и готов приложить к этому все возможные усилия.

Чацкий категорически отрицает так называемое Фамусовское общество и всячески пытается ему противостоять. Взгляды Чацкого сильно отличаются от взглядов Фамусова, ведь для Чацкого на первом месте достоинство и честь, а для аристократического общества взяточничество и преклонение перед начальником. Если аристократы признают лишь военную и гражданскую службу, то Чацкий понимает ценность науки и искусства. Он уверен, что люди должны жить в первую очередь думая о морали, а не о личной выгоде.

`

Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Популярные сочинения

  • Сочинение про Снегопад

    Не все любят снегопад. Автомобилисты, владельцы собственных домов, дворники, дорожные рабочие дружно восклицают, как только начинает идти снег: «Опять повалил!» Их можно понять, ведь снегопад для них – это лишние заботы и хлопоты:

  • Сочинение по сказке Снегурочка

    Народную сказку «Снегурочка» по праву можно отнести к редкому типу волшебных сказок, имеющих печальный конец. Это сказка об обретённом и утраченном счастье. Её действие начинается зимой, а заканчивается жарким летом.

  • Сочинение Жестокие люди

    Жестокость сопровождает человечество на протяжении всего существования. Конечно, литература не могла пройти мимо этого фактора. И в России и за рубежом писатели часто описывали жестокость в своих произведениях


Речь героев комедии Горе от ума

Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н.К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую речь героев.

Каждый из персонажей «Горя от ума» наделен особой речью характерной для его положения, образа жизни, особенное его внутреннего облика и темперамента.

Так, речь Фамусова напоминает речь старомосковскою дворянства, с ее народной, разговорной манерой, красочную, образную и меткую. Павел Афанасьевич склонен к философствованию, дидактизму, остроумным замечаниям, к краткости формулировок и лаконичности. Речевая манера его необыкновенно подвижная, живая, эмоциональная, что указывает на интеллект этого персонажа, его темперамент, проницательность.

Фамусов реагирует на ситуацию мгновенно, он высказывает свое «сиюминутное мнение», а затем начинает рассуждать на данную тему более «абстрактно», рассматривая ситуацию в контексте своего жизненного опыта, знаний о человеческой природе, о светской жизни, в контексте «века» и времени. Мысль Фамусова склонна к синтезу, к философским обобщениям, к иронии.

По приезде Чацкий спрашивает, отчего Павел Афанасьевич невесел, — Фамусов тут же находит меткий ответ:

Ах! батюшка, нашел загадку,

Не весел я!.. В мои лета

Не можно же пускаться мне в присядку!

Застав ранним утром свою дочь с Молчалиным, Фамусов становится по-отцовски строг, благонамерен:

Друг. Нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок?

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!

Павел Афанасьевич способен проанализировать ситуацию, проследив в ней причинно-следственные связи:

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

В комедии герой выступает в самых различных ипостасях — заботливого отца, важного барина, стареющего волокиты и т. д. Поэтому интонации Фамусова — самые разнообразные, он прекрасно чувствует своего собеседника (Н.К. Пиксанов).

С Молчалиным и Лизой, слугами Фамусов разговаривает по-свойски, не церемонясь. С дочерью он выдерживает строго-добродушный тон, в речи его появляются дидактические интонации, однако чувствуется и любовь. Характерно, что тот же самый дидактизм, родительские интонации появляются и в диалогах его с Чацким.

За этими нравоучениями, как ни парадоксально, стоит особое, родительское отношение к Чацкому, который вырос вместе с Софьей на глазах Фамусова. «Брат» и «друг» — именно так обращается Павел Афанасьевич к своему бывшему воспитаннику. В начале комедии он искренне рад приезду Чацкого, пытается по-отечески наставлять его.

Фамусов часто употребляет и народные выражения: «зелье, баловница», «упал в другорядь», «горе горевать», «ни дать ни взять».

Замечателен по своей образности и темпераментности монолог Павла Афанасьевича о Москве, его мысли о воспитании московских барышень:

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему,

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Множество высказываний Фамусова стали афоризмами: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина», «Подписано, так с плеч долой».

К речи Фамусова близка речь старухи Хлестовой. Как отмечает Н.К. Пиксанов, Хлестова говорит «самым выдержанным, самым красочным языком».

Речь ее образная, меткая, интонации — уверенные. В языке свояченицы Фамусова множество народных выражений: «час битый ехала», «дался ему трех сажен удалец», «от ужина сошли подачку».

Из персонажей фамусовской Москвы необычайно характерной является и речь Скалозуба — примитивная, отрывистая, грубая по смыслу и интонациям. В лексиконе его множество военных терминов: «фельдфебель», «дивизии», «бригадный генерал», «шеренга», «дистанции», «корпус».

При этом они зачастую употребляются не к месту. Так разделяя восхищение Фамусова Москвой, он говорит: «Дистанции огромного размера». Услышав о падении Молчалина с лошади, он заявляет:

Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок.

Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок?

Иногда Скалозуб не понимает, о чем говорит собеседник, по-своему истолковывая услышанное. Как отмечали исследователи, Скалозуб косноязычен. Он плохо знает русский язык, путает слова, не соблюдает нормы грамматики. Так, Фамусову он говорит: «Мне совестно, как честный офицер». Речь Скалозуба, таким образом, подчеркивает умственную ограниченность героя, его грубость и невежество, узость кругозора.

Речь Молчалина также соответствует его внутреннему облику. Основные черты этого персонажа — лесть, подхалимство, покорность.

Для речи Молчалина характерны самоуничижительные интонации, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подобострастный тон, преувеличенная любезность: «два-с», «по-прежнему-c», «простите, ради Бога», «личико», «ангельчик».

Он в основном немногословен, «красноречие» в нем просыпается лишь в разговоре с Лизой, которой он открывает свое истинное лицо.

Характерна среди персонажей фамусовской Москвы и речь «члена тайного союза» Репетилова.

Это бесконечные рассказы о себе, о своей семье, о «секретнейшем союзе», сопровождаемые нелепыми клятвами и уничижительными признаниями. Речевая манера героя передана лишь одной фразой: «Шумим, братец, шумим». Чацкий приходит в отчаянье от «вранья» и «вздора» Репетилова.

Как отметил А.С. Орлов, «речь Репетилова очень интересна пестротой своего состава: это смесь салонной болтовни, богемы, кружковщины, театра и просторечия, что было результатом шатания Репетилова по разным слоям общества». Этому персонажу свойственны и просторечие, и выражения высокого стиля.

Стоит отметить и своеобразие речевой манеры графини-бабушки. Как замечает В.А. Филиппов, эта героиня вовсе не косноязычна. Ее «неправильный», нерусский выговор обусловлен национальностью. Старуха Хрюмина — немка, которая так и не овладела русским языком, русским выговором.

От речи всех персонажей отличается речь Чацкого, который является героем-резонером, выражающим в комедии авторские взгляды. Чацкий — представитель «века нынешнего», критикующий все пороки московского общества. Он умен, образован, говорит правильным литературным языком. Речи его свойствен ораторский пафос, публицистичность, образность и меткость, остроумие, энергичность. Характерно,  что даже Фамусов восхищается красноречием Александра  Андреевича: «говорит, как пишет».

У Чацкого особая манера разговора, отличающаяся от манеры других персонажей. Как отметил А.С. Орлов, «Чацкий декламирует как бы с эстрады, согласно сатирическому дидактизму автора.

Выступления Чацкого принимают форму монологов даже в беседе или выражаются кратчайшими замечаниями, как бы выстрелами в собеседника».

Нередко в речах этого персонажа звучит ирония, сарказм, пародийные интонации:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который ими с детства натвержен.

Замечателен в пьесе монолог Чацкого, в котором он со всей горячностью и благородным негодованием обрушивается на общественные порядки, бюрократизм чиновников, взяточничество, крепостничество, косность взглядов современного общества, бездушие общественной морали.

Эта пылкая, свободолюбивая речь ярко характеризует внутренний облик героя, его темперамент, интеллект и эрудицию, мировоззрение. Причем речь Чацкого очень естественна, жизненно правдива, реалистична. Как писал И.А. Гончаров, «нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь».

Множество высказываний Чацкого также стали афоризмами: «И дым отечества нам сладок и приятен», «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, но предрассудки стары», «А судьи кто?».

Достаточно правильным литературным языком в пьесе говорит и Софья, что свидетельствует о ее хорошем образовании, начитанности, интеллекте. Как и Фамусов, она склонна к философствованию: «Счастливые часов не наблюдают».

Выражения Софьи меткие, образные, афористичные: «Не человек, змея», «Герой не моего романа». Однако на речь героини очень повлиял французский язык. Как замечает Н.K. Пиксанов, в речи Софьи «есть целые тирады, реплики, изложенные неясно, тяжелым языком, с нерусским расположением членов предложения, с прямыми синтаксическими неправильностями»:

Но все малейшее в других меня пугает,

Хоть нет великого несчастья до того,

Хоть незнакомый мне, до этого нет дела.

Необычайно бойкий, живой в пьесе и язык Лизы. В нем есть и просторечие, и слова высокого стиля. Высказывания Лизы тоже метки и афористичны:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Таким образом, комедия «Горе от ума» написана простым, легким и одновременно ярким, образным, сочным и выразительным языком. Каждое слово ее, по замечанию Белинского, дышит «комическою жизнию», поражает «быстротою ума», «оригинальностью оборотов», «поэзиею образцов».

Софья начертана неясно… Характеристика Софьи в комедии Горе от ума

Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», определяющее основные черты характера персонажа и его взаимоотношения с обществом.

А. С. Грибоедова прославило произведение «Горе от ума». Его новаторство привлекло внимание публики к пьесе. Декабристы отметили, что в ней Грибоедов обобщил их идеи и чувства. А. Бестужев восторженно отозвался о языке, характерах комедии. «Гордая смелость в лице Чацкого проникла в меня до глубины души», — рассказывал он.

Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии Грибоедова. Он герой положительный, но не идеальный. У него, как у любого нормального человека, есть недостатки. Он бывает страстен, не сдержан, обидчив. Но на фоне «двадцати пяти глупцов», по мнению Грибоедова, он является единственным здравомыслящим человеком.

Чацкий так же, как и Грибоедов, дворянин по происхождению. В их биографии много общих моментов. Герой умен, образован, бывал за границей. Его устами писатель выразил свои взгляды. Герой получил прекрасное образование, подавал большие надежды. Среди его достоинств можно отметить эрудицию, красноречие, честность, открытость, бескорыстность.

Отец Чацкого был другом Фамусова. Когда он умер, сын некоторое время жил в доме Павла Афанасьевича. Он был дружен с Софьей, их объединяли общие интересы, забавы. Вернувшись в Москву из долгого путешествия, Чацкий повзрослел, утратил юношеские идеалы, приобрел новые взгляды, сформировался как личность. Он встречается с московской элитой, с людьми, среди которых прошло его детство и юность. Все они, кроме Софьи, не изменились за время отсутствия героя. Подруга его детских игр стала взрослой, у нее стало мало общего с Чацким. Софья принадлежит к фамусовскому обществу и мало отличается от людей, его составляющих. Для героя стали более заметны недостатки его старых знакомых, о которых он рассуждает в монологах и делает колкие замечания в репликах. Он понимает, что Москва ничем не сможет удивить его. Здесь все по-прежнему, ничего не меняется. Эту косность, духовную и умственную неподвижность, отсутствие развития критикует Чацкий.

В облике Чацкого нашли отражение черты передовой молодежи того времени. Такие люди, как он, вышли 25 декабря на Сенатскую площадь. Автор подчеркивает ясный ум героя, его остроумие. Чацкий ведет вольнолюбивые речи, чем пугает Фамусова. В них он касается важных вопросов современности: образования, воспитания, службы, нравов и обычаев. У него обо всем сложилось свое мнение, которое ни от кого не зависит. В этом ему противопоставлен Молчалин, считающий, что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь». Такой человек, по мнению Чацкого, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Чацкий же, напротив, настраивает всех против себя, высказывая свои взгляды открыто. В этом его обвиняет Пушкин, считающий, что глупо высказывать сокровенные мысли в фамусовском обществе. Заранее понятно, что они не смогут понять, принять и оценить мнение героя. Различие во взглядах становится причиной противостояния Чацкого и общества.

Чацкий не только разговаривает, но и пытается воплотить в жизнь свои идеи. Из некоторых высказываний можно сделать вывод, что он пытался заниматься литературным творчеством, служил в армии, был на короткой ноге с министрами. Фамусов говорит о том, что Чацкий не умеет управлять имением. Возможно, он пытался освободить своих крестьян, что осуждалось окружающими.

Чацкий – человек чести, гордый, благородный. Он не служит принципиально, потому что не желает прислуживаться. Фамусов приводит ему в пример своего дядю, на что герой отвечает, что теперь не найдется охотников разбивать затылок. Критериями, по которым он судит о людях, являются их душевные качества, а не чины и количество денег.

Он с презрением отзывается о веке минувшем, когда искали покровителей, чтобы продвинуться по службе и в этом видели свою цель. «Прошедшего житья подлейшие черты» не привлекают Чацкого. Упоминает герой о взяточниках, казнокрадах. «Великолепные соорудя палаты», они скрываются от праведного суда. Их жизнь проходит в мотовстве, пирах. Наслаждение жизнью, развлечение, чины, богатство не являются пределом стремлений Чацкого. Он хочет «служить делу», Отечеству.

Чацкий обличает крепостничество, невежество. Он говорит о том, что детей учат, нанимая много дешевых иностранных учителей. Герой вспоминает, что с ранних лет ему пытались внушить, что без иностранцев невозможно выжить. Он смеется над смешением языков, «французского с нижегородским». Чацкий ратует за просвещение, отстаивая права разума, верит в его силу. Он стремится к общественным изменениям, которые возможно достичь только благодаря воспитанию, формированию общественного мнения, силе морального воздействия.

Не складываются у героя отношения не только с обществом, но и с любимой девушкой. Он нашел, что она удивительно похорошела. Приехав в Россию, он сразу едет навестить ее, но Софья не обнаруживает радости от его приезда. Он вначале не замечает, насколько отдалилась от него подруга детских лет, с которой у него были близкие, доверительные отношения. К тому же Софья обижена его внезапным отъездом и многолетним молчанием. Чацкий же общается с ней, как ни в чем не бывало. В этом случае он ведет себя самоуверенно и эгоистично. Заметив холодность девушки, он пытается выяснить причину, узнать, кто его счастливый соперник. Герой очень разочарован, узнав, что это Молчалин. Еще больше его расстроило то, что Софья выставила его сумасшедшим.

Чацкий разочарован, он стремится уехать подальше, чтобы найти уголок «для оскорбленного чувства». Герой оказался в одиночестве, но, как говорит И. А. Гончаров, и один в поле воин, если это Чацкий. Он не понят, не принят, но нельзя сказать, что он проиграл этот поединок с обществом. Его время еще не пришло, но хочется верить, что за Чацкими будущее.

«Почему Чацкий обречен на одиночество?» — сочинение-рассуждение

Чацкий – это герой, наделенный щедростью души, свободолюбием и независимостью. У него есть собственный взгляд на все происходящее, он стремится бороться с несправедливостью. Чацкий полон любви к народу и желанием свергнуть жестокую крепостническую систему. Чувства этого героя непосредственные и искренние.

Он служит примером того, как сложно доносить до общества новые идеи, особенно если оно такое закостеневшее в своих взглядах, как фамусовское. Тот, кто рискует это делать, становится изгоем и обречен на одиночество. Ведь в произведении прогрессивные идеи преобразований в обществе, морали и стремления к духовности продвигает только Чацкий. Герой требует «службы делу, а не лицам», что противоречит взглядам Фамусова. Его жизненным девизом является: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

В «Горе от ума» создан новый человек эпохи, не такой как все, из-за этого обреченный на одиночество и неприятие. Чацкий проповедует новые идеи и взгляды, осуждает нравы, составляющие основу барского общества. Это, безусловно, очень мужественный человек, достойный уважения.

Он сталкивается с тем, что его передовые взгляды чужды здешнему обществу и даже вредны. Эти идеи будоражат устоявшийся привычный строй, который для многих удобен. Чацкий старается добиться перемен, но это оказывается не так-то просто. Окружающее болото стремится поглотить его, превратить в одного из них, но стать частью серой массы для героя все равно, что нравственная смерть.

Приняв решение бороться с системой, герой остается в полном одиночестве. К тому же аристократия не прощает ему таких вольностей: его свободолюбия и независимости. Они распространяют нелепый слух о сумасшествии Чацкого, отвергая его и изгоняя из своего привычного мира.

Одиночество героя легко объяснить его несовместимостью с барским обществом. У них совершенно противоположные ценности, цели и идеалы. Представители аристократии не в силах принять взгляды «бунтаря», ведь тогда им придется отказаться от удобного и уютного мира, к которому они привыкли. А это, конечно, невозможно. Так Чацкий становится изгоем, одиночкой.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Сочинение Почему Чацкий обречен на одиночество по комедии Горе от ума

Комедийное произведение горе от ума является одним из наиболее показательных примеров в вопросе смены поколений. В произведении хоть и через призму комедии, но ясно и отчётливо проглядывается поднятие вопроса несовместимости двух поколений, говоря, что на замену старому обязательно должно прийти новое. Поднимая вопрос поколений в произведении, мы знакомимся с поколением Чацкого и поколение Фамусова. Поколение Чацкого это люди с оптимизмом к прогрессу и инновациям в своей жизни, а поколение Фамусов это люди живущие затворничеством и консерватизмом.

Так как в произведении преобладают люди типа Фамускового общества, то людям общества Чацкого, а в частности Чацкому, приходится очень тяжело в общении, да и просто в нахождении рядом друг с другом. Чацкий отчаянно пытается переубедить общество Фамусова в их консервативности, однако, потерпев неудачу, Чацкий пытается еще множество, раз, но так и не добивается своего. Таким образом, автор показывал нам проблему поколения старого и поколение нового, стараясь преподать всё через призму комедийности и сатиры.

Вследствие полного непонимания со стороны окружающих Чацкий прибывает в гордом одиночестве, и скорее всего в нём и останется. Чацкий обречён на одиночество по целому ряду причин объединённых одним словом – недопонимание. Чацкий, являющийся поколением новым, попросту не может взаимодействовать с поколением старым, по причине стереотипности мышления и устаревшей философии жизни. Поколение же старое, коих в произведении большинство, попросту не понимает Чацкого, принимая его за сумасшедшего или очень странного типа. Именно поэтому Чацкий обречён на одиночество до тех пор, пока его поколение не станет преобладать.

С помощью комедии, которая является самым простым литературным способом донести идею массам, доносит до нас идею о столкновении двух веков, тем самым говоря нам мыслить шире и постоянно развиваться, стараясь не быть из поколения Фамусова, то есть консерваторами и не желающими перемен. Я считаю, что автор хорошо раскрыл всех персонажей произведения, что дало понять нам суть его посыла в нём.

Вариант 2

Страшновато, конечно, звучит эта тема. Обречен – это значит, что он всегда будет один, несмотря на своё желание найти кого-то.

Александр Чацкий влюблен в Софью. Он осознал свою любовь, которая выросла из детской влюбленности в сильное чувство. Александр Андреевич так долго был за границей, встречал, конечно, многих интересных женщин, но не нашел среди них той самой. Софья на расстоянии стала казаться ему ещё милей, как я думаю. Когда он вернулся, то увидел, какой Софья стала красавицей. Вот он и влюбился!

«Чуть свет» уже прилетел он к своей возлюбленной, а она-то давно любит другого. Того, между прочим, кто её не достоин – Молчалин. А Чацкий даже не может представить Софью с этим подхалимом. В общем, это сильное чувство Александра Андреевича не найдёт отклика у Софьи, она даже посмеётся над ним, пустив слух, что он сумасшедший. Я думаю, что он её злил своей правдивостью, а ещё тем, что видел «насквозь» этого нехорошего Молчалина, который уже даже Софью обманывает.

Но один провал ещё не беда… Почему же обречен? Можно предположить, что Чацкий останется верен образу Софьи, воспоминаниям хорошим. Может быть, Чацкий однолюб. Возможно, что его сейчас так ранит неудачный роман (первая ведь любовь), что он и не сможет смотреть на других женщин. А брак для «удобства», как у его страдающего друга, которого Чацкий видит с женой на балу, не для Александра Андреевича. Вообще, Чацкому плевать на мнение света. Плевать, если где-нибудь когда-нибудь скажут, мол, ты, батенька, не женат, а это непринято… Он лишь посмеётся. Или жениться для положения в обществе, карьеры, богатства – не для него.

И нельзя забывать, как Чацкий всех, простите, ненавидит и презирает… Смеётся он над жеманными дамами света. Но простая женщина (из народа!) тоже не для него – она не поняла бы этой тонкой души.

Да, и речь не только о семье ведь! Одиночество – это и отсутствие друзей, приятелей, знакомых… Но тут похожая ситуация. Из-за того, что «надо иметь знакомства» Чацкий не стал бы общаться. А найти ему «по плечу» людей не так уж просто. Ему нужно бы стать терпимей. Он видит недостатки окружающих, говорит об этом в открытую, а это обижает людей. И он сам испытывает столько негатива!

Получается, что если не по первой любви, не по расчёту, то и жениться ему не нужно. Думаю, что одиночества Чацкий не боится… И всё-таки хочу верить, что он найдёт мудрую женщину, которая смогла бы его понять и немного успокоить. Вот он уже и не будет одинок!

Почему Чацкий обречен на одиночество сочинение

В комедии Грибоедова «Горе от ума» как в зеркале отразились все социально – нравственные проблемы российского общества того времени. Здесь сталкиваются «век минувший» и «век нынешний». Представителем новых идей, обличающих пороки московского дворянства, является Чацкий. Смело, и яростно критикуя гостей и друзей Фамусова, он становится их врагом. В самом названии произведения частично кроется ответ, почему Чацкий остаётся одинок в своих устремлениях.

Александр Чацкий образованный, думающий, остроумный и смелый молодой дворянин. Он со всей решимостью готов противостоять нравам барского общества. Для него чужд смысл жизни этих людей — богатство, высокие чины, выгодная женитьба, весёлое безделье. «Вчера был бал, а завтра будет два», это всё, что делают в Москве, с негодованием отмечает Чацкий. Он не принимает их взгляды на служение Отечеству. Прислуживание начальству ради карьеры, считает низким и подлым делом. Чацкий считает просвещение благом для человека, а его противники мечтают собрать все книги, «да и сжечь». Фамусов предостерегает, что чтение книг приводит к «вольнодумию» и считает Александра опасным человеком.

В своих монологах Чацкий смело отстаивает свою гражданскую позицию. Он страстно обрушивается с критикой на своих противников, высмеивая их пошлость и нравственное ничтожество. Привыкшие к своему традиционному жизненному укладу, они негодуют и не понимают Александра. Его речи о просвещении, о науке, о свободолюбии принимаются за мысли человека, который «не в своём уме». Фамусовское окружение распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Не такой как все, Чацкий, отвергнут обществом. В финальной сцене он восклицает, что сложно выйти невредимым и не потерять рассудок тому, «кто подышит с вами воздухом одним»! Ему лучше бежать туда, где для рассудка и чувства «есть уголок», подальше от этих порочных людей. Трагедия личности Чацкого была предопределена. Человек, решивший бросить вызов системе, остаётся в одиночестве. Но это не значит, что его борьба была напрасной, Россия стояла на пороге перемен и, возможно, Чацкий примкнёт к движению «декабристов».

Рассуждение

В комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума» показано столкновение старого общества с новым, минувшего века с веком прогресса. Главный герой комедии является представителем нового века и современных идей.

Образ Чацкого – собирательный образ новой эпохи, стремящейся к духовности и морали, главная идея которой «служба делу, а не лицам».

Чацкий одинок в произведении, он сталкивается с препятствиями, непониманием, когда высказывает свои представления о жизни. Он честный молодой человек, свободолюбивый, ищет во всем справедливость, умеет любить чистой и преданной любовью. Одним словом он не такой как все общество, отличается от людей крепостнического строя. Чацкий воспитывался в доме Фамусова, хотел связать свою жизнь со службой Родине, но быстро завершил карьеру пояснив: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Далее герой стал путешествовать по миру и вернулся в родное место с новыми идеями.

Также Чацкий был влюблен в Софию, которую вынужден был оставить ради службы в армии, его любовь жива на протяжении всех его путешествий, вот только девушка уже любит другого, обманщика и подхалима, и совсем не видит в новом своем избраннике плохих качеств. Она тоже смеется над Чацким и первая пускает слух о его сумасшествии.

В комедии главный герой начинает осуждать старое «фамусовское общество» и отстаивать свои принципы. В монологе «А судьи кто?» Чацкий говорит о молодых, бескорыстных людях, которые занимаются наукой, жаждут познания, которые негативно относятся к сложившимся нравам. Чацкий высказывался против учителей из-за границы, так как они не могут научить детей главному — любить родную землю. Также он в открытую высказывался против крепостного права. Но его представления и речи никому не нужны. Люди не готовы сразу отказаться от своих привычек и что-то менять в сложившихся устоях. Чацкий не хочет становиться как все и понимает, что останется не понятым, а значит одиноким. Богатое старое общество нарекает Чацкого безумцем, сошедшим с ума, высмеивает его. Чацкий назван сумасшедшим, но его болезнь не страшна для общества, а может быть даже полезна, но он всегда будет одинок в консервативном обществе Фамусова.

Главному герою ничего не остается, как уехать искать «уютный уголок», где его идеи будут поняты и приняты, и где он не будет одинок. Возможно, ему ещё удастся найти верных друзей и преданную любящую женщину, хотя он совсем не боится одиночества. Ему легче быть одному в своих идеях, чем всю жизнь притворяться и существовать в эгоистичном обществе.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему Чацкий обречен на одиночество

Популярные сегодня темы

Цыганок был очень добрым, озорным, и работящим ребёнком, который всегда старался помочь всем окружающим. О его характере можно сказать, что он был альтруистичен

Когда смотришь на картину «Ковёр-самолёт», то обязательно возникают в голове самые радужные мечты о полётах. В современном мире существует множество средств, которые дают возможность человеку подняться в воздух и лететь

Русский язык — это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами

В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.

Особенно часто заметно такое расхождение вкусов и мнений среди людей, которые вынуждены находиться вместе или желают этого. Если это дружеская компания или семья, то расхождение не вызывает значительного раздражения.

shkololo2

«Горе от ума» — замечательное произведение, которое назвали комедией, хотя, если разобраться в сути, то комедия больше похожа на трагедию, ведь здесь человек передовых взглядов ведет неравную борьбу с устоявшимися взглядами, осуждая мораль, что легла в основу жизни фамусовского общества. Эта жизнь укоренилась в сознании каждого, но не у Чацкого, которого автор наделил замечательными качествами.

Одиночество Чацкого

Главный герой произведения «Горе от ума» — это собирательный образ, с помощью которого раскрыта тема одиночества. С помощью образа главного героя, автор хотел нам показать, насколько трудно привносить в мир что-то новое, насколько сложно жить там, где тебя не понимают, не принимают, так как закостенелые взгляды нерушимы. Такие люди, с новыми идеями и взглядами, как и Чацкий, обречены на одиночество, так как мало кто найдется из тех, кто станет идти рука об руку. Вот только Чацкий не сдается.

Одиночество Чацкого

Писатель наделил своего героя идеальными чертами человеческой души. Это человек с чувством собственного достоинства, он образован, умен, и главное, не желает жить в несправедливом мире, среди общественного устоя в мире прошедшего века. Он набрался смелости противостоять старым порядкам, рассказывая людям о новых истинах. Он противник крепостничества, которое угнетает людей. Герой комедии осуждает нравы, тем самым Чацкий становится одиноким в «фамусовском обществе», ведь его новый взгляд на жизнь никому не нужен, они готовы и дальше продолжать жить в своем болоте, которое всех затянуло с головой. Но это не о Чацком, который обречен на одиночество в этом фамусовском обществе.

Почему Чацкий обречен на одиночество? А все потому, что люди не хотят менять свою жизнь, их все устраивает, а сам же Чацкий для них, что изгой, безумец, которого нужно изгнать из их мира. Он несовместим с существующим обществом ,так как их взгляды другие, совершенно противоположные.

Грибоедов точно передал нам картину того, как тяжело приходится людям, которые решили свергнуть старую систему, это как два мира, которые хотят жить в одно время, но это у них не получается. При этом одиночество Чацкого – это явление современное, ведь до сих пор многие люди боятся перемен, они боятся стать на путь правильный, на ту тропу, которая была бы для них комфортна и существуют по установленным порядкам, даже если они перечат их взглядам, люди молчат и двигаются как стадо баранов», которое направляет «пастух». А так не должно быть, но пока есть. Возможно, в будущем, все изменится, ну а сегодня, «Горе от ума» — это произведение, что актуально и по сей день.

chackij-harakteristika-gore-ot-uma-griboedov
Чацкий.
Иллюстрация Н. Кузьмина

Александр Андреевич Чацкий является одним из главных героев знаменитой комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова. 

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума», описание характера и личности, биография Александра Андреевича Чацкого в цитатах.

Полное имя героя — Александр Андреевич Чацкий:

«…Александр Андреевич Чацкий…» (цитата из списка действующих лиц)

Чацкий является дворянином и помещиком. По словам господина Фамусова, у Чацкого есть 400 крепостных крестьян. По мнению Хлестовой, у Чацкого 300 крепостных:

«Хлёстова: …имел душ сотни три.

Фамусов: Четыре.» (действие III явление 21)

Он является членом Английского клуба, в котором состоят богатые, знатные дворяне:

«Потом, подумайте, член А́нглийского клуба…» (Чацкий о себе, действие III явление 2)

Чацкий является холостым мужчиной:

«Княгиня: И хо-ло-стой? 

Наталья Дмитриевна: Да, не женат.» (действие III явление 7)

Александр Чацкий — сирота, одинокий человек. Его мать и отец умерли, когда он был ребенком. Известно, что отец Чацкого был другом Фамусова:

«Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,

Андрея Ильича покойного сынок…» (слова Фамусова, действие II явление 5)

После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова и с детства дружил с его дочерью — Софией Фамусовой. Повзрослев, молодой человек стал жить отдельно:

«Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли 

Привычка вместе быть день каждый неразлучно  

Связала детскою нас дружбойно потом  

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,  

И редко посещал наш дом…» (София о Чацком, действие I явление 5)

«Я помню, ты дитёй с ним часто танцовала…» (Хлестова о Софии, действие III явление 10)

Чацкий является умным, остроумным мужчиной, по мнению Софии и ее отца:

«Остёр, умён, красноречив…» (София о Чацком, действие I явление 5)

«Жаль, очень жаль, он малый с головой  

И славно пишет, переводит. 

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…» (Фамусов о Чацком, действие II явление 5)

Он является красноречивым человеком, по словам Софии и господина Фамусова:

«…умен, красноречив…» (София о Чацком, действие I явление 5) 

«Что говорит! и говорит, как пишет!..» (Фамусов о нем, действие II явление 2)

Александр Чацкий любит острить и «подкалывать» людей, но делает это не с целью навредить. За это София называет его «змеей»:

«Кто так чувствителен, и весел, и остёр, 

Как Александр Андреич Чацкий!» (Лиза о Чацком, действие I явление 5) 

«Послушайте, ужли слова мои все колки? 

И клонятся к чьему-нибудь вреду?..» (Чацкий о себе, действие I явление 7)

«Не человек, змея!..» (София о Чацком, действие I явление 7) 

Он является насмешливым человеком, однако его насмешки всегда направлены против глупых и ограниченный людей:

«Что помнится? Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.» (София о нем, действие I явление 5) 

«На смех, того гляди, подымет Чацкий вас…» (Лиза предупреждает Молчалина, действие II явление 11)

«Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…» (София о Чацком, действие III явление 1) 

«Град колкостей и шуток ваших грянет. 

Шутить! и век шутить! как вас на это станет!..» (Софья о Чацком, действие III явление 1)

«А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить…» (Софья о Чацком, действие III явление 14)

Судя по всему, Чацкий часто разговаривает с окружающими в резком тоне:

«Да! грозный взгляд, и резкий тон, 

И этих в вас особенностей бездна…» (Софья о нем, действие III явление 1)

По словам Софьи, Чацкий невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей:

«Зачем же быть, скажу вам напрямик,  

Так невоздержну на язык?  

В презреньи к людям так нескрыту?» (Софья о нем, действие III явление 1)

Чацкий является гордым человеком, «гордецом», по мнению Фамусова:

«Вот то-то, все вы гордецы!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

По словам Фамусова, Чацкий является франтом, мотом и сорванцом:

«…этот франт-приятель; 

Отъявлен мотом, сорванцом…» (Фамусов о Чацком, действие I явление 10)

Александр Чацкий — свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность». Фамусов за это называет его «карбонарием», «якобинцем», «опасным человеком». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова:

«Он вольность хочет проповедать!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2) 

«Да он властей не признает!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

«Ах! боже мой! он карбонари*!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

(*карбонарий — то есть революционер) 

«Опасный человек!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

«Я думаю, он просто якобинец*…» (княгиня Тугоуховская о Чацком, действие IV явление 7)

(*якобинец — то есть вольнодумец)

Чацкий является независимым человеком. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин:

«Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. 

Чацкий: Зачем же надобно?..» (действие III явление 3)

Чацкий бросил военную службу, а также решил не служить чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих двух вариантов занятости, но Чацкий не занимается ни тем ни другим:

«Княгиня. От-став-ной? 

Наталья Дмитриевна. Да, путешествовал, недавно воротился.» (действие III явление 7)

Он нигде не служит, потому что не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого было бы очень сложно сделать карьеру:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно…» (действие II явление 2)

По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только карьерой чиновника или военной службой. Он считает, что умный человек может найти себя также в творчестве или науке:

«Из молодых людей, найдется – враг исканий, 

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, 

В науки он вперит ум, алчущий познаний; 

Или в душе его сам бог возбудит жар 

К искусствам творческим, высоким и прекрасным…» (мнение Чацкого о себе,действие II явление 5) 

Он является искренним человеком, не притворщиком, по его собственным словам. Он любит правду и предпочитает, чтобы ему прямо говорили о чем-то. Когда ему нужно притвориться, он подчеркивает, что притворяется «раз в жизни»:

«К чему обманывать себя мне самого?..»  (слова Чацкого, действие IV явление 10)

«Зачем мне прямо не сказали, 

Что всё прошедшее вы обратили в смех?!» (Чацкий — Софье, действие IV явление 14)

«Раз в жизни притворюсь…» (Чацкий о себе, действие III явление 1)

Александр Чацкий — чувствительный человек:

«Кто так чувствителен, и весел, и остер, 

Как Александр Андреич Чацкий!..» (Лиза о Чацком, действие I явление 5)

Он является страстным, пылким человеком, по его собственным словам:

«Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?» (Чацкий сравнивает себя с Молчалиным, действие III явление 1)

У него есть собственное мнение обо всем в отличие от Молчалина. Например, Чацкий не читает глупые книги, которые пользуются успехом в обществе:

«Помилуйте, мы с вами не ребяты, 

Зачем же мнения чужие только святы?» (слова Чацкого, йствие III явление 3) 

«Я глупостей не чтец, 

А пуще образцовых…» (действие III явление 3) 

Чацкий возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде царит «чужевластье мод», то есть побеждают заграничные модные течения. По словам Чацкого, из-за того что русские дворяне обычно разговаривают на французском, простые крестьяне легко могут принять их за иностранцев. Чацкий ставит в пример китайцев, которые не особо увлекаются всем иностранным:

«Ах! если рождены мы всё перенимать, 

Хоть у китайцев бы нам несколько занять 

Премудрого у них незнанья иноземцев. 

Воскреснем ли когда от чужевластья мод? 

Чтоб умный, бодрый наш народ 

Хотя по языку нас не считал за немцев.» (слова Чацкого, действие III явление 22)

Чацкий считает простой русский народ «умным и бодрым»:

«Чтоб умный, бодрый наш народ…» (действие III явление 22)

В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов:

«Безумным вы меня прославили всем хором…» (слова Чацкого, действие IV явление 14)

Александр Чацкий не любит «людскую толпу» и московское фамусовское общество.

«И в многолюдстве я потерян, сам не свой. 

Нет! недоволен я Москвой…» (действие III явление 22)

В начале пьесы господин Чацкий возвращается в Москву после 3 лет «странствий по свету». Все эти годы он не писал Фамусовым и теперь нагрянул к ним, «как с облаков»:

«Ну выкинул ты штуку! 

Три года не писал двух слов! 

И грянул вдруг, как с облаков.» (Фамусов о Чацком, действие I явление 9) 

«Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2) 

«Охота странствовать напала на него…» (Софья о Чацком, действие I явление 5)

Несмотря на годы разлуки, Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. По словам Чацкого, все эти три года он дышал и жил чувствами к Софье:

«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,  

Которые во мне ни даль не охладила,  

Ни развлечения, ни перемена мест.  

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие IV явление 14)

Однако Софья за эти годы успела забыть о Чацком и увлеклась Молчалиным, который служит у ее отца:

«И всё-таки я вас без памяти люблю…» (действие I явление 7)

Узнав о том, что Софья влюблена в Молчалина, Чацкий разочаровывается в ней. Ему обидно, что он спешил и летел к Софье, а получил такую «награду». Чацкому неприятно, что возлюбленная предпочла ему посредственного Молчалина:

«Слепец! я в ком искал награду всех трудов! 

Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. 

Пред кем я давиче так страстно и так низко 

Был расточитель нежных слов! 

А вы! о боже мой! кого себе избрали? 

Когда подумаю, кого вы предпочли! 

Зачем меня надеждой завлекли?» (Чацкий о своем разочаровании, действие IV явление 14)

Расставшись с Софьей и разочаровавшись в целом в московском обществе, Чацкий решает уехать из Москвы:

«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. 

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…» (действие IV явление 14)

Критика о Чацком в комедии «Горе от ума»

А. С. Пушкин:

«Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен…»  (А. С. Пушкин — П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.)

«В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб…»  (А. С. Пушкин — А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.) 

П. А. Вяземский:

«Из комедии явствует, что одно истинно жалкое и смешное лицо, из всех лиц, выводимых автором, есть Чацкий. <…> Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…>  

Чацкий жалок и смешон потому, что глупая любовь к Софии Павловне вовлекает его в ревность к Молчалину и Скалозубу, которых признает он ничтожнейшими людьми. <…> 

Чацкий смешон и жалок потому, что глупая, безалаберная любовь приписала, закабалила его дому Фамусова с жильцами и посетителями его. Он декламирует пред ними на языке им не понятном. Впрочем, за исключением постыдных отношений Софии к Молчалину, в этом доме ничего нет особенно глупого и такого, что бы могло вывести из себя благоразумного и порядочного человека. <…>   

И опять приходишь к заключению, что Чацкий при всем остроумии своем смешон и жалок: потому что ничего нет смешнее и жалче, как расточать удары свои на воздух. Мы из комедии видим, что Чацкий желчен и раздражителен, что он ругает всех и все, что только на глаза попадается. Но мы не видим, чего бы он хотел, и какого держится он исповедания по вопросам нравственным и общественным. Он негодует на низкопоклонство, на господство французского языка в русском обществе, на одежду. 

Но эти жалобы, эти упреки не новы, они изношены и стерты до основы. <…> В воззрениях Чацкого ничего нет нового и оригинального…» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

Н. И. Надеждин:

«Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии. 

Грибоедов дал ему светлый, возвышенный взгляд, пылкое, благородное чувство; но растворил его душу и язык желчью едкости, не достигающей до байроновской мизантропии и между тем возвышающейся над паркетным цинизмом Репетиловых…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)

Е. Цимбаева:

«Чацкий воспитывался вместе с Софьей, потом, достигнув возраста самостоятельности, то есть восемнадцати лет, «съехал» от Фамусова, но жил в Москве и «редко посещал» его дом. За три года до начала действия, то есть в 1819—1820 годах, уехал из Москвы. <…> 

Он вступил в кавалерию… <…>  Затем последовал «польский период» его жизни, к которому относится его «с министрами связь»… <…> Он, конечно, русский дворянин, но происхождение ведёт из Польши, как и сам Грибоедов. <…>  

Больше всего споров с первых дней появления «Горя от ума» вызывает образ Чацкого. Идеи, им высказываемые, оказались сложным сплавом просветительских, романтических и философских течений. Но что бы герой ни говорил, драматург отнюдь не превращал его в нелепого декламатора, ведущего политические споры с гостями на балу, как это представилось Пушкину… или Гончарову… <…>  

Отсутствие ясно выраженной политической программы в речах Чацкого делает его образ типичным и правдоподобным… …Кто же Чацкий — декабрист? насмешка над декабристами? Ни то ни другое! И по самой существенной причине: к весне 1824 года, когда пьеса была закончена, Грибоедов не знал ни одного члена тайных обществ. <…> Однако декабристы, их идеалы упомянуты автором, но очень своеобразным способом. <…>  

Конфликт Чацкого с московским обществом отнюдь не так резок, как это представилось последующим эпохам. <…> Тот, кто рождён в московском обществе, кто имеет в нём родственников, пусть дальних, никогда не будет из него изгнан; тот, кто рождён вне его, никогда не будет в него принят.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)

Это был цитатный образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание личности и характера героя, биография Александра Андреевича Чацкого в цитатах.

Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс краткое содержание по главам
  • Сочинение по рассказу достоевского мальчики
  • Сочинение по рассказу детство краткое
  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс на тему почему владимир дубровский стал разбойником
  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс на тему владимир дубровский и маша троекурова