Сочинение по рассказу горе от ума на тему чацкий и молчалин

Чацкий и молчалин соперники в борьбе за сердце софьи почему софья отдает предпочтение молчалину, а не чацкому? какими же

Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи
Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?
Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?
Выводы

Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.
Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.
Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого.
Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.
Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине.
Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.
Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.
Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.
Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Выводы

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.
Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»
Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика образов для сочинения по теме | источник

Итоговое сочинение на тему: Роль второстепенных персонажей в комедии «Горе от ума».

Сочинение по рассказу горе от ума на тему чацкий и молчалин

Сочинение по рассказу горе от ума на тему чацкий и молчалин  Скачать все готовые примеры и образцы сочинений по литературе

Сочинение по рассказу горе от ума на тему чацкий и молчалин  Скачать структура и клише для сочинения

Сочинение по рассказу горе от ума на тему чацкий и молчалин  Скачать аргументы для сочинения

Сочинение по рассказу горе от ума на тему чацкий и молчалин  Скачать план написания и шаблон для сочинения

Предлагаем вам почитать и скачать примеры сочинений и эссе по литературе. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. 11 класс. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения на тему: Роль второстепенных персонажей в комедии «Горе от ума».

Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев в лице Скалозуба, Репетилова, Лизы, Загорецкого, госпожи Хлестовой, слуги Петрушки, а также внесценических персонажей, не появляющихся в комедии, а лишь упоминающихся в диалогах героев, но играющих немаловажную роль в понимании смысловой нагрузки пьесы.

Основным действующим лицом комедии является Александр Чацкий, представленный писателем в образе образованного молодого дворянина, отличающегося остротой ума, высокими помыслами и благородной душой. Молодой человек придерживается прогрессивных свободолюбивых взглядов, настроенный патриотично, и выступает в комедии в качестве положительного героя. Чацкий испытывает любовное чувство к дочери другого главного персонажа, Фамусова, однако, понимая, что девушку не трогает его любовь, она нежно относится к иному мужчине, Чацкий оставляет надежды на семейное благополучие с Софьей.

Фамусов является противоположным Чацкому ключевым героем комедии, придерживающимся традиционных принципов жизни, отличающийся раболепством и чинопочитанием. Главной заботой богатого помещика представляется сохранение положительного общественного мнения о собственной персоне и своей семье.

Дочь представителя века минувшего Софья Павловна Фамусова описывается в образе воспитанной, образованной девушки, обладающей силой воли и решительностью, однако неспособной понять и оценить искреннюю любовь Чацкого.

Одним из отрицательных героев пьесы представляет писателем Алексей Степанович Молчалин, являющийся холодным лицемером, беспринципным, расчетливым, глупым молодым человеком, мечтающим оказаться в высшем обществе. Именно поэтому он и пытается завязать отношения с Софьей Молчалиной, хотя на самом деле испытывает страсть к служанке Лизе.

Лиза является одним из ярких второстепенных героев пьесы, изображенная в качестве веселой, игривой девушки, помогающей Софье в любовной интрижке с Молчалиным, оказывающая знаки внимания буфетчику Петрушке.

Любовная сюжетная линия произведения дополняется еще одним второстепенным героем в образе обеспеченного полковника Скалозуба, которого Фамусов желает видеть в женихах своей дочери, отличающегося отсутствием ума, невероятной глупостью и фанатичной любовью к воинской службе, мечтая достичь генеральского чина.

Особое место среди второстепенных персонажей занимают образу Репетилова и Загорецкого, появляющихся в пьесе во время званого бала. Данные персонажи акцентируют авторское отношение к либеральным болтунам, выражающим вольнодумные мысли, при этом ничего в них не понимая. В образах Репетилова и Загорецкого писателем сатирически изображается современное столичное общество.

Для более точного и яркого понимания авторского замысла в произведении используются внесценические герои, помогающие дать полную характеристику фамусовскому обществу. Среди них выделяется дядя Фамусова Максим Петрович, о котором с великим почтением вспоминает племянник, а также многочисленные чиновники и вельможи в виде Фомы Фомича, Кузьмы Петровича, княгини Марьи Алексеевны. Для лучшей оценки образа Чацкого писатель вводит в пьесу героев, близким ему по мировоззрению, в образах князя Федора, увлекающегося химией и ботаникой, а также двоюродного брата Скалозуба.

Отличительной особенностью комедии является отказ автора от разделения действующих лиц на отрицательных и положительных, наделяя и тех, и других как хорошими, так и негативными характерными качествами.

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены как главные персонажи, так и второстепенные. С главными персонажами завязывается конфликт произведения. Второстепенные участвуют в жизни опосредованно, но играют немаловажную роль, так как они представляют типичные образы общества. Они создают определенную атмосферу, чтобы читатель глубже погрузился в эпоху.

Одни из запоминающихся героев — это Скалозуб, Загорецкий и Репетилов. Они представители «фамусовского общества». Их образы вызывают у читателя отторжение.

Скалозуб – полковник, имеет высокий чин, но несмотря на это, человек он недалекий. Хоть и является карьеристом, но свое звание получил не за счет ума, а за счет связей и денег. Он хочет все сразу: и богатства, и место генерала. Фамилия происходит от выражения «скалить зубы», что намекает на легкомыслие и смешливость героя. Скалозуб интересуется танцами и военными действиями, книг с роду не читал.

Антон Антонович Загорецкий – несмотря на сомнительную репутацию, он так льстит людям, что принят во всех дворянских домах. Все знают, что Загорецкий — вор и картежник, но услужить готов любому, поэтому про плохие поступки никто не вспоминает.

Следующий герой — Репетилов, фамилия которого происходит от французского repeater -«повторять». Он всегда хочет идти в ногу с молодым поколением, но только и делает, что повторяет «модные» суждения за другими. Своих убеждений Репетилов не имеет. В момент появления он сразу дает себе характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». В обществе про таких говорят «болтун-либерал».

Молодая семья – Наталья и Платон Горичи. Платон знаком с Чацким еще со времен военной службы. Единственный человек, которого нельзя отнести к определенному типу людей. Он — единственный, кто сомневается в сплетнях про Чацкого, но из-за своего мягкого и слабого характера ничего не может сделать. Платон привык во всем подчинятся жене Наталье, которой доставляет удовольствие ходить по баллам и в гости. А Платон может развлечься лишь игрой на флейте.

Похожая семья изображается в лице Тугоуховских. На балу они преследуют одну цель – найти богатого мужей для своих дочерей. В кандидатах был и Чадский, но, узнав о его бедственном состоянии, они теряют к нему интерес. Неспроста фамилия Тугоуховский – князь ничего не слышит. А его речь оставляет желать лучшего, он только и может издавать нечленораздельные возгласы. Глава в доме не князь, а его жена. Он безукоризненно исполняет все ее приказы. Жена изображается со злым нравом и язвительностью. Она, как и все «фамусовское общество», не видит ничего полезного в книгах, а наука, по ее мнению, представляет угрозу для общества.

Стоит упомянуть о семье Хрюминых: графиня с внучкой. Они, как и все, рады поверить в сплетни про Чацкого. Внучка рассказывает все новости Загорецому. А бабушка, страдая от своей глухоты, неправильно разобрала речь и по-своему истолковала услышанное.

Все эти образы ярко впиваются в память читателя. Такого эффекта добивался Грибоедов: через мелкие детали показать общество «во всей его красе». Второстепенные персонажи также воплощают в себе «век минувший» со своими устоями и традициями. Эти люди боятся что-то изменить, они живут прошлым. Не считают важным изучать науку, не видят ничего интересного в культуре. В них Грибоедов отразил все российское общество того времени.

Сочинение по рассказу горе от ума на тему чацкий и молчалин Читать сочинение далее…

.

Сочинение.
Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от Ума»

Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию “Горе от ума”, А. А. Блок назвал “гениальнейшей русской драмой”. Пьеса “Горе от ума” сюжетно построена на конфликте одновременно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В “Горе от ума” существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так говорил об этом в письме к Катенину: “…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку {не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного человека)”, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…” Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, одного времени, живущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум… “Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку”, — пишет Гончаров в статье “Мильон терзаний”. Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения^ действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки: “Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова… Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна; а над собой гроза куда не бесполезна”. Молчалин же: “При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит… Веселостей искать бы мог; ничуть; от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет… Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но “чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю”. И Софья предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает “особенностей бездна”, может быть, это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире. О том, что Чацкий — “век новый”, а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свидетельствуют их идеалы. Чацкий требует “службы делу, а не лицам”, не смешивать “веселье или дурачество с делом”, он тяготится среди толпы “мучителей, зловещих старух, вздорных стариков”, отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюдства. Он “служить бы рад, прислуживаться тошно”. Заповеди Молчалина: “Во-первых, угождать всем людям без изъятья”. “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Его талант — умеренность и аккуратность. И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пустота — нераздельно связывает Молчалина с “веком минувшим”. Чацкий — воитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клеймит позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы “разливанья в пирах и мотовстве”. Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений силы старого мира. В них не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий “бросается”, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни. В любви Молчалина к Софье нет фактически ничего, кроме корысти. Так сравнивать можно очень долго, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама комедия — это борьба противоположностей: Чацкого с “веком минувшим” — Фамусовыми, скалозубами, молчалиными. Он жертва, но победитель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким применяет сплетни, слухи, ложные обвинения — а это не оружие сильных. И поэтому Чацкий одерживает нравственную победу над ними, он оказался выше всей окружающей его серости и бездарности.
И самое важное: пьеса остается актуальной во все времена. Пока существует подхалимство, взяточничество, чинопоклонство, будут существовать такие же — разве что в слегка усовершенствованной форме — тугоуховские, загорецкие, хлестовы… А противостоять им, борясь всеми силами с отжившим миром, будут вечные чацкие.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Сочинение "Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)"

В первом действии пьесы показаны отношения Софьи и Молча­лина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовной игры, но уже здесь автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически. Это видно и из первой ремарки («Лизанька спит, свесившись со стула», тогда как из комна­ты барышни «слышно фортепиано с флейтою»), и из слов Лизы о тетушке Софьи, и из ее едких замечаний («Ах! Амур проклятый!»). Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому.

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех —

 говорит она, не веря в его любовь. «Прикинулся влюбленным» — вот как определяет Софья его чувства.

[sms]И тут… появляется он! «Остер, умен, красноречив», он «набра­сывается» на Софью, а затем не очень лестно «перечисляет» ее род­ню. Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так: Чацкий «в противуречии с обществом, окружающим его». Но не зря автор использует простонародную форму «противу-речие» — ведь Чацкий в конфликте не только со «светом», но и с народом, и с прошлым, и с самим собой.

Он одинок и с таким характером обречен на одиночество. Чац­кий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: «Ах! к воспитанью, перей­дем!» Он постоянно восклицает: «Ну, что вам батюшка?», «А этот, как его?..», «А трое из бульварных лиц?», «А тот чахоточный?..» — как будто это ужасно важно, после трех-то лет отсутствия. Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает «минутный» перерыв, задумываясь над словами собеседника, всего два раза — при первом своем появлении в доме и в последнем монологе. И тут же объясняет: «Ум с сердцем не в ладу», — то есть передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а значит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.

 «Все, что он говорит, — очень умно! Но кому он это говорит?» — писал Пушкин.

 Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гла­сит: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Он остается один. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная тоге, он разговарива­ет с собой, пытаясь уладить бой «сердца» и «ума. Составив а езоем уме схему жизни, он пытается «подогнать» под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает его рациона­лизма. И если согласиться с Блоком, что «Горе от ума» есть произ­ведение «…символическое, в истинном смысле этого слова», то Со­фья и есть символ России, где Чацкий — чужой, ведь «он умен по-иному… умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому».

 Монологи Чацкого близки по своей идейной направленности к лозунгам декабристов. Он обличает низкопоклонство, жестокость крепостников, подлость — вот в чем согласен с ним и декабристами Грибоедов. Но он не может одобрить их методы, те же самые схемы жизни, только уже не одной, а целого общества. Поэтому кульмина­ция всех конфликтов — обвинение Чацкого в сумасшествии. Тем самым ему отказывается в праве быть гражданином, высочайшим благом, по декабристской теории, ведь одно из определений чело­века-гражданина есть здравый ум; в праве быть уважаемым и люби­мым. Именно за рационалистический подход к жизни, стремление к поставленной цели «низкими» способами Грибоедов и называет всех героев комедии «глупцами».

Но вот внешне незаметный, «безродный» секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразитель­ный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дель­ца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных». Вся лакейская «философия жизни» этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскры­вается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

 Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

 Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И все же не Чацкий, а Молчалин — человек будущего, человек новой, николаевской эпохи. Мы встретимся с его прототипом во вто­рой части повести Льва Толстого «Два гусара», мы увидим его «род­ственников» в булгаковской фантасмагории, где он примет фамилию Шариков, он просочится в Совет народных депутатов и, прикрыв­шись партбилетом, будет жить и размножаться.

 Кстати, Молчалин вовсе не так безлик, как кажется с первого взгляда. В глазах Софьи он озарен ее любовью, он «враг дерзости».

Чацкий с жаром ораторствует, кричит знаменитое: «Карету мне, карету!» Все на сцене: Чацкий, Софья, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами, — и авторская ремарка мелкими буквами: «Те же, кроме Молчалина». Притаился наш герой, ждет своего часа. И еще явит себя у Гоголя, Толстого, Достоевского, Сологуба, Андреева, Плато­нова, Булгакова… Он бессмертен. [/sms]

Написанная под влиянием 3 направлений, комедия “Горе от ума” существенно отличалась от ранее написанных произведений. В том числе это касается и композиции пьесы. Современники писателя рассматривали ее прежде всего как классицистическую комедию. А классицизм, как известно, требует соблюдения нескольких его канонов.
Основным отличием “Горе от ума” является сюжет. Традиционной для комедии классицизма была сюжетная схема, где на руку благородной девицы претендовали сразу 2 молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются “умеренность и аккуратность”.
Сильно отступает от канонов классицизма и развитие сюжета.* Странно, что завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого), а первые явления – всего лишь подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт.* Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий “отрезвился сполна”, ею же является и развязка любовной интриги.
Однако важно заметить, что личный конфликт в комедии “Горе от ума” не единственный.
В произведении он обретает двойственность, – происходит взаимодействие любовного и социального планов, в чем состоит своеобразие конфликта.
Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдаются и единства места, времени и действия, которые, как кажется вначале, соблюдаются. В самом деле, все действие происходит в доме Фамусова и в течение одних суток. Но иногда Грибоедов незаметно отодвигает хронологические рамки.(монологи Фамусова о его дядюшке Максиме Петровиче). А единства действия и не может быть,
Ведь оно разворачивается вокруг 2 сюжетных линий…
Так же видимо и соблюдение систематизации персонажей.
На первый взгляд в комедии четко прослеживается деление героев на положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это деление исчезает. Фамусов, например, с одной стороны предстает безнравственным и низкообразованным, а с другой – он заботливый и любящий отец, а вначале симпатичен и Чацкому. “Софья начертана неясно”. И даже приблизи- тельно нельзя сказать положительный она герой или отрицательный. Да, она совершила низкий поступок, распуская слухи, но ведь она совершает это в защиту своей любви
, а это говорит о том, что она способна любить, а это. несомненно, качество положительное. Вообще, при детальном рассмотрении образа Софьи, мы поймем, что ее выбор ее облагораживает, ведь она любит не подлеца Молчалина, а благородного бедного юношу, ради любви к которому готова на все…
Впрочем, все образы многогранны, каждый по-своему интересен и заслуживает внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о присутствии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности – типичный романтический герой – одиночка, противостоящий всему свету, а в данном случае “всей братии отцов и старших”. Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на сцене. На сцене Чацкий одинок. Несчастная любовь, изгнание – все это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие с “мильоном терзаний” в душе.
Также, подобно романтическому произведению, здесь есть и сильные чувства, и личная драма, и душевные переживания…
Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единств – все отступает от классицистистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм. Комедия “Горе от ума” была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие , в этом ее отличие, в этом ее бессмертие…

Название: Комедия «Горе от ума»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 22:09:48 14 июня 2001 Похожие работы
Просмотров: 282
Комментариев: 16
Оценило: 6 человек
Средний балл: 4.3
Оценка: 4   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Комедия «Горе от ума»
Реферат: Мифы и мифология ХХ века: традиция и современное восприятие
Реферат На Тему Гражданской Обороны
Доклад: Московская журналистика 1830-х годов
План Сочинения За Обедом
Реферат по теме Теоретичнi аспекти управлiння кредитними ризиками
Дипломная Работа На Тему Акционерные Общества В Республике Беларусь
Горные Породы Реферат 2 Класс
Курсовая работа по теме Секс в человеческой любви
Курсовая работа по теме Аудиторское заключение, его виды и роль в составе бухгалтерской отчётности
Курсовая Работа На Тему Индивидуальный Подход К Личности В Процессе Обучения И Воспитания В Коллективах Нхт
Комерційний банк: роль і місце в кредитній системі
Курсовая работа по теме Проект технологического процесса мойки автомобиля ВАЗ–2115 ЕО
Реферат по теме Понятие и признаки несостоятельности
Реферат: Учение как благо и повинность
Преобразования Графиков Функций Практическая Работа
Реферат: Women In Law Enforcement Essay Research Paper
Реферат На Тему Бронхопневмония: Этиология, Патогенез И Патологическая Анатомия
Части Дипломной Работы
Сочинение По Творчеству Островского Пьеса Гроза
Егэ 2022 Итоговое Сочинение
Реферат: Правовое регулирование открытия валютных счетов юридическим лицам
Курсовая работа: Медицина средневековья
Реферат: Оценка инвестиционной стоимости кризисного предприятия

  • Сочинение по рассказу горе от ума на тему век нынешний и век минувший
  • Сочинение по рассказу бунина кавказ
  • Сочинение по рассказу горе от ума 9 класс по литературе краткое
  • Сочинение по рассказу второй дашевской
  • Сочинение по рассказу выстрел пушкин 6 класс