Сочинение по рассказу достоевского мальчики

Сочинение 1в чем различие между ошибкой и преступлением? всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. ошибки дают

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением?

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением?

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то — чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей — те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление — это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Аргументы по направлению

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Чувство вины позволяет человеку найти и признать ошибку, чтобы больше никогда ее не повторять. Например, Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму, а у его семьи и так были большие проблемы с финансами. По пути домой герой мучился от укора совести и был подавлен сложившейся ситуацией. Ему было стыдно просить эти деньги у отца и обделять других членов семьи. Николай даже думал о том, не наложить ли ему на себя руки, чтобы долг отдавать не пришлось? Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг. А если бы у него не было чувства вины, то он бы продолжил увлекаться азартными играми и не извлек полезного опыта из своей неудачи.
  2. А. Платонов, «Юшка». На преступление людей толкает безнаказанность. Юшку били, обзывали, забрасывали камнями даже дети, потому что он никогда не давал сдачи. Все люди были уверены, что он все стерпит и ничего не сделает в отместку. Пользуясь его слабостью, прохожие и соседи самоутверждались и выплескивали свою злобу. Они привыкли к тому, что Юшка играл роль мальчика для битья. Но вот настал тот миг, когда герой возразил в ответ на оскорбления незнакомца. И тот сильно ударил его, не ожидая сопротивления. От этого нападения Юшка и скончался. К сожалению, его непротивление злу насилием поощрило преступников и привело к трагическому исходу. Люди с маргинальными наклонностями проявляют себя именно в тех обстоятельствах, когда им ничто не угрожает разоблачением.
  3. Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». К сожалению, справедливость в большинстве случаем требует отказа от гуманности. Вспомним пример Егора Полушкина: герой охранял заповедник и был сильно избит браконьерами, когда попытался им помешать. В больнице Егора допрашивали следователи, но толку не было, ведь больной никого не выдал, хотя всех видел. Егор не хотел становиться доносчиком, жалел людей, проявил гуманность, но справедливо ли это? Он умер от полученных увечий, так и не выйдя из больницы. А его обидчики и губители леса должного наказания так и не получили. Урок не был усвоен, и они продолжили свою вредительскую деятельность. Благодаря Полушкину и его доброте они вышли сухими из воды. А справедливость требовала доноса, обвинения, суда, которые совсем не совместимы с гуманностью.
  4. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Милосердие по отношению к себе преступники часто путают с безнаказанностью, и у них создается иллюзия того, что можно и дальше идти по кривой дорожке. Примером может послужить Аркадий Свидригайлов. Герой сидел в долговой яме, ведь растратил все деньги и остался должен. Он был сладострастным человеком и ни в чем не мог себе отказать. Его пожалела Марфа Петровна. Она выкупила Аркадия и вышла за него замуж. С ее стороны это было настоящим милосердием: она дала преступнику и падшему человеку с дурной репутацией второй шанс. Он получил капитал, большой дом и высокий статус в обществе. Жена же закрывала глаза на его «шалости» с крепостными девушками. Аркадий не усвоил жизненного урока и продолжил развратничать. Он насиловал и совращал тех, кто не мог ему отказать в силу зависимого положения. Дуня Раскольникова тоже пожалела Аркадия, поверила ему, а он и тут воспользовался чужим сочувствием и едва не сделал героиню своей любовницей. Все шансы, подаренные добрыми людьми, Свидригайлов воспринимал как поощрение своей дурной натуры. Милосердие вновь и вновь давало ему возможности развратничать. Стоит признать, что преступники не заслуживают снисхождения, ведь пользуются им для совершения новых «подвигов». 
  5. И.С. Тургенев, «Ася». Настоящая ответственность — это умение добросовестно выполнять свой нравственный долг. Например, Гагин услышал от отца его предсмертную просьбу: позаботиться о девочке, которая была его дочерью, но не имела законного статуса. Анна воспитывалась у матери в крестьянской среде до восьми лет, а после ее смерти перешла к отцу — барину. Он ее баловал, во всем потакал, а потом она отправилась в пансион. Там Ася не прижилась, ведь ее происхождение отталкивало детей из знатных семей. Гагин, узнав об этом, взял воспитание девушки под свой контроль. Он выполнил просьбу отца — позаботился об Асе. Чтобы героиня не переживала из-за своего двусмысленного статуса, он вывез ее за границу. Там девушка получала полное обеспечение и свободу действий. Гагин во всем помогал ей и охранял ее честь. Он даже посоветовал своему другу Н.Н. не обнадеживать его сестру и отступиться, если его намерения не серьезны. Гагин и увез ее, как только понял, что сердце девушки разбито. Герой проявил ответственность, ведь исполнял свои обязанности очень качественно и добросовестно.
  6. К.Г. Паустовский, «Телеграмма». Настоящее раскаяние почувствовала Настя, когда с опозданием открыла телеграмму от матери. Девушка уехала в большой город делать карьеру и редко навещала старушку. Катерина Петровна с пониманием относилась к желаниям своей дочери и старалась не мешать ей своими жалобами и просьбами. А Настя была сильно занята и не могла даже поговорить с матерью по телефону лишний раз. Ей казалось, что нужно просто узнать, есть ли у старушки все необходимое, и на этом разговор можно заканчивать. Поэтому когда Катерина Петровна умирала, и сосед отправил ее дочери телеграмму, Настя не обратила внимания на это сообщение, ведь ничего срочного там быть не могло. Но было. Девушка не успеха даже на похороны матери и не попрощалась с ней. Из села она уезжала так, будто своровала кусок хлеба на базаре. Ей было очень стыдно. Она сильно раскаивалась в своем равнодушии и жалела о том, что единственный родной человек ушел из жизни, так и не дождавшись ее.
  7. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Героине Пушкина было стыдно за то, что она бросила отца и не сообщала о себе ничего почти два года. Дуня была для него единственной отрадой, смыслом жизни. Самсон Вырин все делал для своей дочери и очень гордился ею. Но однажды ее увез с собой гусар, который остановился на станции и увлекся красотой девушки. Отец пошел искать нерадивую дочь и нашел ее в столице. Но Минский отказался отдавать ее, пытался откупиться деньгами, как будто покупал товар. Отец выкинул деньги и пошел по следу офицера. Выследив адрес, он проник в квартиру. Дочь при виде его упала в обморок. И Минский выставил Самсона за дверь. Пришлось смотрителю возвращаться ни с чем. Он запил от горя и скоро умер, ведь дочь ничего не сообщала о своей судьбе. А спустя годы на его могилу приехала богато одетая дама с детьми. Дуня застала лишь надгробие и горько плакала, так как ощущала вину за раннюю кончину отца. Ей было стыдно за то, что она предала человека, который так ее любил. Став матерью, она поняла всю подлость своего поступка и глубину боли Самсона.
  8. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Муки совести — это нравственные страдания человека, признающего свою вину. Например, Вера испытывала раскаяние, когда узнала, что из-за нее Желтков совершил самоубийство. Чувство вины мучило ее из-за телефонного разговора, в котором она холодно и безразлично попросила героя закончить «эту историю». Она ощущала ответственность за то, что ее отказ в такой форме был главной причиной этой трагедии. После сообщения в газете Вера даже сама отправилась в квартиру Желткова и получила его предсмертное письмо. Дома она  плакала и слушала сонату Бетховена, которую он так рекомендовал в этом послании. Веру тяготили муки совести и смутное осознание того, что мимо нее прошла великая любовь. И это чувство ослабело только тогда, когда она поняла сердцем, что Желтков простил ее.
  9. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Многие знают о планируемой авантюре Чичикова, который скупал крестьян только на бумаге. Но не все понимают, какие последствия имела бы его махинация для общества. Он же никого не убивает, не калечит, а если и обманывает, то государственное учреждение, а не вдов и сирот. Но так ли? Чичиков собирался заложить несуществующие души в Опекунский совет. Это ведомство давало людям ссуды за ценности под проценты. Именно там А.С. Пушкин заложил имение в Болдино. Но куда государство девало проценты по кредитам? Ими оно обеспечивало сиротские приюты и дома малютки. Эти деньги шли на финансирование богоугодных заведений. Получается, что Чичиков своим обманом хотел нажиться на обездоленных. Именно они бы недополучили то, что им причитается по закону. В приюте дети получали образование и даже небольшое приданое для начала самостоятельной жизни.  Но такие, как Чичиков, брали ссуду под то, чего не было, а значит, учреждение терпело убытки и не могло помочь всем нуждающимся сиротам. Таковы негативные социальные последствия «безобидной» аферы героя. 
  10. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Главной причиной повышения уровня преступности  является нищета. Когда людям нечего есть, они готовы на все, чтобы прокормить себя, и их в этом сложно винить. Вот и герои повести Короленко преступают закон только потому, что государство никак не помогает им получить хотя бы кусок хлеба, необходимый для выживания. Валек стал сиротой и не имел ни дома, ни еды, ни возможности все это заработать. У мальчика была больная сестренка, которая тоже просила кушать. Что ему оставалось делать? Только воровать еду, пока почтенные господа закрывали глаза на беспризорников и их беды, зато активно осуждали воровство. Ребенок был поставлен перед выбором без выбора: либо умереть от голода, либо совершить кражу. Когда в обществе много таких людей, уровень преступности будет только расти. Поэтому так важно создавать социальные программы и финансировать их.
  11. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Уровень преступности зависит от социального и нравственного микроклимата в регионе. Например, в городе N казнокрадство, мздоимство, невыполнение служебных обязанностей стали нормой жизни. Все люди видели, как городничий и другие чиновники наживаются на преступлениях и не несут никакой ответственности за это. Будет ли обыватель уважать закон, если судья говорит, что берет взятки борзыми щенками и не видит в этом ничего плохого. Ему проще купить борзого щенка и воровать дальше, раз таковы правила игры. Поэтому вполне объяснимо, что все просители пытались подкупить мнимого ревизора и кляузничать друг на друга. Взятки в такой среде в порядке вещей. Правовой нигилизм приводит общество к повышению уровня преступности.
  12. А.И. Куприн, «Олеся». Человек всегда несет ответственность за то, чего делает или не делает. Вот, например, Олеся, зная о финале своей любовной истории, все равно испивает чашу до дна и идет на все жертвы ради великого чувства. Иван Тимофеевич перед ней как на ладони, и все его слабости ей известны. Но Олеся принимает все возможные последствия их связи. В отличие от кавалера, она не питает иллюзий насчет будущей семейной жизни и предлагает невыгодные для себя условия — быть любовницей, а не женой, принять его веру и отказаться от своей. И за все эти решения девушке приходится платить большую цену: ее избивают прихожане, и она вынуждена бежать из Полесья навсегда. Но Олеся не ропщет на судьбу, а понимает, что данные последствия были неизбежной платой за счастье.
  13. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». К сожалению, преступники далеко не всегда раскаиваются в том, что сделали. Напротив, многие из них пытаются оправдаться и выставить себя жертвами злого рока, сняв с себя ответственность. Например, офицер, убивший Олю Мещерскую, повел себя на суде вызывающе и подло. Мужчина винил саму девочку в том, что она его соблазнила и обманула. По его словам, Оля была его невестой, но для девушки это обещание было игрой. На вокзале она посмеялась над любовью офицера и дала ему свой дневник, где был описан ее опыт общения с другим мужчиной. Оказывается, гимназистку уже соблазнил друг отца. Офицер же считал себя жертвой лжи, что, по его мнению, оправдало его преступление. Оля сама была виновата, она его спровоцировала — такова логика обвиняемого. Никакого раскаяния в его словах не было. Он и вправду полагал, что имел право отомстить женщине, которую возомнил своей собственностью.
  14. М. Горький, «На дне». Если грех — это морально-нравственное понятие религиозного характера, то преступление — это его правовой эквивалент, закреплённый в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, в пьесе «На дне» убийство по неосторожности совершает Васька Пепел. Формально он виноват и пойдет под суд. Ему грозит каторга. Но настоящий грех совершила Василиса — жена Костылева. Она давно планировала убийство мужа и даже просила своего любовника совершить это деяние. Васька отказался, он не хотел брать грех на душу. Но Василиса подстроила все так, что завязалась драка, и в ней Пепел случайно ударил Костылева. Настоящей виновницей случившегося была именно она, с нравственной точки зрения. Это грех. А Пепел осужден за преступление, ведь именно от его руки погиб Костылев. Его поступок — преступления, с правовой точки зрения. Значит, грех в данном случае стал причиной убийства.
  15. В.П. Астафьев, «Людочка». Никто не может отказать жертве в праве на месть, когда закон не работает, и преступление остается безнаказанным. Так случилось и в истории Людочки. Девушка пострадала от группового изнасилования, но уголовники держали в страхе всю округу, и Люда не могла пожаловаться и написать заявление. Ей угрожали пытками, а хозяйку дома, где она жила, запугали сожжением всего имущества. Самое страшное, что те же люди снова домогались до жертвы, ведь их подстегнула безнаказанность. От безысходности Люда повесилась. Тогда ее отчим, узнавший об беде слишком поздно, решил покончить с бандой Стрекача. Он избил уголовника и бросил его в кипящую реку отбросов и промышленных отходов. Только эта расправа отрезвила шпану. Например, Артем Мыло взялся за голову и перестал вести маргинальный образ жизни. Очевидно, что месть в данном случае не только была правомерной, но и пошла всем на пользу.
    М.А. ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон», показывая кровопролитные действия Гражданской войны, выражает мысль о том, что Гражданская война является самым жестоким и самым серьезным преступлением против народа.
Центральный персонаж Григорий Мелехов, вынужденный принимать участие в революционных событиях и событиях Гражданской войны, первоначально не может забыть свое первое убийство, но уже потом он не считает, сколько было убито людей. Авторское недовольство войной видно в следующей фразе: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». В ходе повествования оказываются убитыми настолько большое количество персонажей, что невозможно запомнить не только имена погибших, но и их количество.
Автор демонстрирует чудовищность Гражданской войны, которая разрушает семейные, любовные и дружеские ценности, поскольку из-за разных политических взглядов соседи, друзья, члены одного семейства встают друг против друга. В романе-эпопее выражается мысль о том, что война делает людей жестокими, они привыкают к совершению убийств, война порождает ненависть между людьми, между представителями одного народа, между членами одной семьи. Петр Мелехов отмечает: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом».
М.А. Шолохов показывает, что Гражданская война – это время для отдельных преступлений. Во время войны «красные» и «белые» не только убивали друг друга, но и, пользуясь царствующим беззаконием и вседозволенностью, совершали грабежи и воровство, применяли насилие к окружающим, в том числе и к мирным людям. Подтелков утверждает, что «разбойника и контрреволюционера» Чернецова нужно обязательно наказать, чтобы «другим неповадно было». Старшина карательного отряда, члены которого не чувствовали угрызений совести, убивая пожилых людей и маленьких детей, Прянишков называл Митьку Коршунова «драконом, а не человеком», поскольку тот не брезговал убивать большевиков, дезертиров и предателей. Жестока сцена группового изнасилования Франи. Мирные жители совершенно не рады Гражданской войне: «И когда уж вы с нашей шеи слезете? То вам дай, это подай… Одни приедут – зерна требуют, другие приедут – тоже тянут и волокут все, что глазом накинут».

В.Г. РАСПУТИН «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» показано, что на один и тот же поступок учительницы Лидии Михайловны два персонажа смотрят по-разному.
Желая помочь нуждающемуся ученику, который, чтобы не голодать, играет в игры на деньги с другими школьниками, Лидия Михайловна не говорит об этом директору, а старается помочь ему своими силами. Учительница приглашает рассказчика не только для того чтобы помочь ему в учебе, но и для того чтобы накормить его. Лидия Михайловна отправляет ученику посылку с едой, однако из-за чувства собственного достоинства тот отказывается от нее. Но Лидия Михайловна не останавливается в попытках помочь герою, она придумывает некоторую хитрость, предлагая рассказчику играть с ней в «замеряшки», где выигравший получает деньги. Учительница имела следующую цель: проигрывать мальчику для того, чтобы он получал деньги и тратил их на еду.
Так, во время процесса игры в «замеряшки» в комнату Лидии Михайловны зашел директор Василий Андреевич, который даже не попытался понять причин поступка Лидии Михайловны, сразу же отреагировав на него негативно. Василий Андреевич называет поступок учительницы преступлением, растлением и совращением. В ходе повествования читатель понимает, что директор уволил Лидию Михайловну, которая была не только хорошим учителем, но и прекрасным человеком, дававшим школьникам уроки доброты и милосердия.
Если Василий Андреевич считает поступок Лидии Михайловны настоящим преступлением, но другое отношение к нему было у рассказчика, который вспоминал свои школьные годы уже во взрослом возрасте. Рассказчик с теплотой вспоминает свою учительницу французского языка, которая не только привила у него любовь к предмету, но и научила его урокам нравственности. То, что сделала для рассказчика Лидия Михайловна, навсегда осталось в его памяти. Рассказчик ценит то, что ради того, чтобы помочь ему преодолеть послевоенные трудности в виде голода, она пожертвовала собственной карьерой. Через отношение рассказчика к поступку Лидии Михайловны выражается авторская позиция: игра в «замеряшки» была подвигом учительницы, а не преступлением, как это оценил директор школы, который заметил только отрицательные моменты в поступке Лидии Михайловны, не обратив внимания на то добро, которое несла учительница.

А.С. ПУШКИН «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»

В «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» показано, что Сальери, завидуя Моцарту, совершает против него преступление, лишая его жизни. В произведении большее внимание уделяется не образу Моцарта, а образу Сальери, что говорит об авторском интересе к личности преступника.
А.С. Пушкин показывает, что Сальери решается на убийство Моцарта из-за тщеславия, стремления к величию, намерения показать собственное превосходство, желания быть лучше всех остальных. Сальери хочет стать великим музыкантом, но для этого, как он считает, ему нужно отсутствие талантливого Моцарта. Автор демонстрирует, что Сальери не был великим человеком и никогда не смог бы им стать из-за отсутствия огромного таланта и даже гениальности, которыми владел Моцарт, однако Сальери, решаясь на убийство Моцарта, хотел доказать самому себе, что он является великим.
В «Моцарте и Сальери» внимание обращается не только на то, что Сальери убивает гениального творца искусства, равных которому было сложно найти, но и на то, что Сальери убивает человека. А.С. Пушкин считает противоестественным то, что один человек уверен в том, что он имеет право распоряжаться жизнями других людей. Сальери идет на преступление против самого Бога, которое ничем нельзя оправдать. Убийство Моцарта – стремление Сальери сравняться с Богом, чтобы подчеркнуть свое величие.
Сальери признается, что носит с собой яд уже восемнадцать лет, что говорит о том, что убийство Моцарта – не внезапное, не случайное преступление, совершенное в состоянии аффекта, а преступление, давно спланированное, имеющее свои корыстные цели. Сальери убивает Моцарта не на дуэли, для гениального творца оно становится внезапным.
В произведении авторская позиция выражается с помощью размышлений Моцарта: «А гений и злодейство – // Две вещи несовместимые». Удивительно, что именно после этих слов Сальери бросает в стакан Моцарта яд. Размышления Моцарта о несовместимости гения и злодейства не рождают в Сальери чувство стыда и осознания ужаса поступка, который он собирался совершить, наоборот, они подталкивают Сальери, который пытается доказать самому себе, что слова Моцарта ошибочны. Неслучайно в рассуждениях Сальери появляется образ Микеланджело Буонаротти, который, согласно легенде, убил натурщика, чтобы создать скульптуру «Пьета».
Однако Сальери задается вопросом: неужели мысль о том, что «Бонаротти» – убийца, является «сказкой тупой, бессмысленной толпы», что на самом деле он не был убийцей? Больше всего Сальери после смерти Моцарта волнует следующий вопрос: «Но ужель он прав, // И я не гений?». Автор показывает, что убийство Моцарта не поможет Сальери стать известным и величественным гением.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ДЕМОН»

В поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» показано, что Демон, изгнанный из рая, влюбляется в девушку Тамару, при первом же взгляде на нее почувствовав «неизъяснимое волненье» и постигнув «святыню любви, добра и красоты». Из-за любви к Тамаре Демон делает ее своею жертвой.
Но Тамара пытается противиться возникшим у нее чувствам к Демону. Героиня предпринимает попытки найти покой, поэтому она умоляет отца отправить ее в монастырь. Тамара боится совершить грех, поэтому она делает всяческие попытки оградить себя от него, защитить себя от искушения «духа лукавого». Тамара хочет остаться верной Богу, она боится стать «жертвой злой отравы». Героиня не хочет совершать преступление против Бога.
Однако даже служба в монастыре не спасает Тамару от любовного чувства к Демону. Поверив его обещаниям и клятвам, Тамара дарит Демону поцелуй. Автор подчеркивает, что «проступок» Тамары был совершен в результате «сомнений», который она, будучи человеком, не могла противиться. За свое преступление Тамара получает смерть.
Но преступление Тамары по-другому оценивается самим Богом. Ангел спускается за душой Тамары, чтобы забрать ее в рай. М. Ю. Лермонтов показывает, что Тамара получила прощение от Бога, потому как она раскаялась в совершенном грехе, осознав всю необходимость верности Богу. На примере Тамары автор выражает мысль о том, что с помощью раскаяния и верности Богу можно заслужить божественное прощение.
В отличие от Тамары, Демону получить прощение от Бога не удается. Причиной непрощения становится гордыня Демона, которая и стала причиной, по которой в свое время он был отречен от небес. Даже любовь к Тамаре не избавляет Демона от надменности и гордыни, от желания противостоять Богу. Преступление Демона оказывается непрощенным из-за отсутствия раскаяния.
М.Ю. Лермонтов показывает: преступления совершили оба персонажа: и Демон, и Тамара. Однако только Тамара получает божественное прощение, в то время как Демон так и остался в полном одиночестве, не имея возможности обрести гармонию с мирозданием и с самим собой. Автор отвечает на вопрос, почему происходит именно так, выражая мысль о необходимости верности Богу и важности любви к нему. Герои поэмы «Демон», по мнению автора, получили то, что они заслужили. Горделивый бунтарь, противостоящий самому Богу, остается обреченным на вечные мучения и одиночество, в то время как раскаявшаяся в грехе Тамара попадает в рай.

Н.В. ГОГОЛЬ «ШИНЕЛЬ»

Проблема преступления и наказания находит отражение в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Автор показывает, как по отношению к «маленькому человеку» Акакию Акакиевичу Башмачкину общество совершает различные преступления.
Сослуживцы «вечного титулярного советника» Башмачкина постоянно шутят над ним, смеются над его поведением и даже всячески издеваются. Их поступки можно назвать не только аморальными, но и противозаконными, поскольку они оскорбляют честь и достоинство другого человека и приносят ему вред.
Истинными преступниками по отношению к Акакию Акакиевичу становятся незнакомцы, которые крадут шинель в морозный петербургский вечер, обрекая его на нахождение на улице в жуткий холод. Конфликт Башмачкина с обществом нарастает по причине того, что у него крадут шинель, о которой он долго мечтал и на которую он так долго копил, во многом себе отказывая и ограничивая себя во многих предметах первой необходимости. Шинель крадут в первый день, когда Башмачкин получил ее, истратив все свои денежные накопления.
Еще более жестоким преступлением становится то, что Акакий Акакиевич оказывается без поддержки государства. «Значительное лицо», к которому приходит Башмачкин с целью получения помощи в ситуации с кражей шинели, ничего не сделало для того, чтобы найти украденную шинель. «Значительное лицо» закрыло глаза на преступление, совершенное незнакомцами-ворами, и не исполнило свою обязанность в защите граждан и их безопасности. Автор показывает, что власть, бездействуя, фактически поощряет совершенное преступление. «Значительному лицу» было все равно на то, как Башмачкин будет перемещаться по морозному Петербургу без верхней одежды. Получается, что и «значительное лицо», являясь представителем власти, совершило преступление. Н.В. Гоголь демонстрирует: если даже представители власти совершают преступления по отношению к простым гражданам, то все общество преступно, в нем царствует несправедливость. Общество, в котором власть не борется против преступности, рождает еще большее количество преступников, которые будут уверены в своей безнаказанности и вседозволенности.
Кража новой шинели, которая для него много значила, равнодушное отношение «значительного лица» к делу о краже, невозможность вернуть шинель и добиться справедливости приводят к тому, что Акакий Акакиевич Башмачкин заболевает и умирает.
Однако в финале повести показано, что «значительное лицо» и ему подобные все же получают наказание за равнодушие и жестокость. Привидение умершего Башмачкина срывает со «значительного лица» шинель, бросая тем самым вызов преступному обществу.

В.Г. РАСПУТИН «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»

Основой сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» является то, что государство ради строительства гидроэлектростанции, которая нужна для оснащения всей страны энергией, хочет затопить деревню-остров Матеру. Для этого оно занимается переселением жителей Матеры в город. Автор показывает, что молодые люди рады переехать из деревни в город, многие из них положительно относятся к техническому прогрессу в виде строительства ГЭС, кто-то и вовсе помогает в разрушении домов на территории острова, получая за это компенсацию.
В.Г. Распутин показывает, что ради технического прогресса люди готовы затопить целые края, уничтожив вместе с ними всех находящихся там представителей флоры и фауны. В повести выражается мысль о жестокости людей, которые ради достижения своих целей и удовлетворения собственных потребностей готовы пойти на преступление против самой природы. Автор подчеркивает, что люди, затапливая Матеру, приносят вред не только природе, но и самим себе, поскольку уничтожение животного и растительного миров и строительство гидроэлектростанции не может положительно сказаться на экологической ситуации в стране и на всей планете. В повести показано преступление против всего человечества.
Аморальным является и то, что люди, поддерживающие технический прогресс в виде строительства ГЭС, тем самым поддерживают затопление могил своих захороненных близких родственников и далеких предков. Безнравственно также то, что представители молодого поколения спокойно и даже с радостью покидают свою малую родину, с которой связано их детство и жизнь родственников, равнодушно относясь к ее затоплению. Незаинтересованные в сохранении связи со своими предками и с природой, безразлично относясь к чувствам родителей, бабушек и дедушек, они самостоятельно лишают себя нравственных начал. Внук старухи Дарьи Андрей удивился просьбе бабушки перезахоронить умерших родных и близких, он вопрошал: «неужто правда, как они говорят, придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?».
В.Г. Распутин находится на стороне представителей старшего поколения, которые негативно относятся к затоплению Матеры и переезду в город, которые против безнравственного и даже преступного отношения к малой родине, природе и человеку.

Н.М. КАРАМЗИН «БЕДНАЯ ЛИЗА»

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» продемонстрированы трагичные взаимоотношения между богатым дворянином Эрастом и крестьянкой Лизой. В произведении нет четкого выражения мысли о том, что причиной расставания послужило социальное неравенство, однако читатель понимает, что принадлежность Эраста к дворянской среде, а Лизы – к крестьянской, играло важную роль в их отношениях, поскольку брак между дворянином и крестьянкой в те времена считался недопустимым. Эраст не стал бороться с общественной несправедливостью, не позволяющей ему быть счастливым рядом с крестьянкой, его чувства постепенно угасали. Ошибкой Эраста было то, что он честно и правдиво не рассказал Лизе о том, что у него исчезли чувства к ней. Вместо этого он обманул ее, говоря о том, что «он всегда будет любить милую Лизу», что после возвращения со службы он «уже никогда с нею не расстанется». На самом деле Эраст, «отягченный долгами», думал о том, чтобы жениться на богатой пожилой вдове, чтобы «поправить свои обстоятельства».
Узнав о том, что Эраст собирается жениться на другой, поняв, что он больше не любит ее, Лиза, мучавшаяся от предательства любимого человека, совершает самоубийство. Эраст почувствовал свою вину в случившемся. В повествовании говорится о том, что герой, узнав о судьбе бедной Лизы, «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Эраст понимал, что его ошибочные действия привели к трагическим последствиям. Совесть не позволяла Эрасту быть счастливым: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив». О несчастном существовании Эраста читатель узнает со слов рассказчика, которому герой рассказал историю своих взаимоотношений с Лизой.
Эраст не убивал Лизу собственными руками, поэтому он не получил наказания в соответствии с законом, однако без наказания он не остался. Эраст неравнодушно относится к гибели Лизы, он тяготится тем, что произошло. Автор показывает, что несчастная жизнь и «почитание себя убийцей» – наказание Эраста за обман и предательство Лизы, которые довели ее до самоубийства.

Н.В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА»

В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» показано, что Андрий, сын центрального персонажа Тараса Бульбы, оказывается перед нравственным выбором: быть верным Родине или перейти на вражескую сторону из любви к панночке. Герой самостоятельно делает выбор в пользу второго варианта. Андрей, перейдя на сторону поляков, отрекается от собственной семьи и всего казачества.
Тарас Бульба как типичный представитель казачества того времени не может понять поступка Андрия, для него судьба Родины важнее собственного благополучия. Поэтому, когда Тарас Бульба встречает на поле боя Андрия, он принимает решение убить его. Данный поступок оценивается современными читателями неоднозначно, однако автор доказывает необходимость наказания Андрия, который предал семью, народ и Родину, который, перейдя на сторону поляков, воевал против своего же народа, «ничего не видя» и «не различая, кто пред ним был, свои или другие какие», думая только о том, что было «создано для безумных поцелуев».
При раскрытии образа Андрия Н.В. Гоголь отмечает, что герой умел с помощью своего изобретательного ума «увертываться от наказания». Однако «увернуться» от наказания за предательство Родины и казачества Андрию не удалось: во время битвы за поляков против казаков герой встречает Тараса Бульбу.
Н.В. Гоголь показывает, что при встрече с отцом на поле боя Андрий признает свою вину, понимая, что он является предателем и изменщиком. Андрий, увидев своего отца, «затрясся всем телом и вдруг стал бледен», его гнев к своим соотечественникам, против которых он теперь воевал, «в один миг пропал». В повествовании подробно описывается поведение Андрия в момент встречи с Тарасом Бульбой: он «утупил в землю очи», он «покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив ни мертв». Понимая, что он совершил предательство, за которое необходимо нести наказание, Андрий не мог уйти от него. Н.В. Гоголь показывает, что Андрий готов понести наказание за тот выбор, который он сделал ранее: он не раскаивается перед отцом, не просит у него милости, не пытается вернуться к казакам, не оправдывает свое поведение. Андрий верен собственному выбору до конца жизни, он готов нести за него ответственность, поэтому он погибает за свою любовь, произнося имя своей любимой панночки.

М. ГОРЬКИЙ «НА ДНЕ»

Тема преступлений находит отражение в пьесе М. Горького «На дне».
Особое внимание автор уделяет людям «дна» жизни, среди которых есть и тюремщики, и воры, и убийцы. Сатин, Барон, Васька Пепел – три ночлежника, которые отбывали наказание в тюрьме. Барон оказывается там в результате траты казенного имущества. С рождения «окрещенный» вором Васька Пепел, отец которого почти всю жизнь просидел в тюрьмах, считает, что отец заказал ему такую же жизнь, он уже дважды побывал в тюрьме, а в финале произведения отправляется в тюрьму за убийство Костылева. Сатин почти пять лет сидел в тюрьме за то, что, заступившись за родную сестру, «убил подлеца в запальчивости и раздражении». Важен также в повествовании образ Бубнова, который сначала избивал свою жену, сошедшуюся с мастером, который работал у них в мастерской, а когда он начал думать о том, как бы ее «укокошить», вовремя одумался и ушел от жены, избавив себя от совершения преступления.
Однако еще большими преступлениями М. Горький считает деятельность так называемых «хозяев жизни» – Костылева и его жены Василисы, которые управляют ночлежкой, где живут люди «дна» жизни. Васька Пепел дважды оказывается в тюрьме по той причине, что его выдавал полиции Костылев, который был его сообщником в воровских делах. Костылев, вероятнее всего, указывал Ваське Пеплу место для кражи, а затем выкупал ворованное. Васька Пепел – лишь исполнитель преступления, заказанного Костылевым. Василиса на протяжении всей жизни избивает свою сестру Наташу, что также является преступлением. Однако Костылев и его жена чувствуют свою безнаказанность, поскольку дядя Василисы закрывает глаза на избиения Василисой Наташи, с его же молчаливого согласия идут воровские дела Васьки Пепла по заказу Костылевых. Автор показывает, что Василиса обладает еще большей жестокостью, чем ее муж. Она пытается уговорить Ваську Пепла избавиться от Костылева, предлагая ему взамен дать уйти вместе с Наташей. Несмотря на отказ Васьки Пепла, Василиса делает все возможное для того, чтобы исполнить желаемое: по ее инициативе между Костылевым и Васькой Пеплом начинается конфликт, который заканчивается тем, что Васька Пепел убивает Костылева, за что его и отправляют в тюрьму.
М. Горький показывает, что за свои преступления получают наказания не только ночлежники Барон, Сатин и Васька Пепел, но и «хозяева жизни». Василиса оказывается в тюрьме как соучастница Васьки Пепла, а Костылев получает наказание в виде смерти.

200-летие со дня рождения великого русского писателя отметили в Иркутске. Творческие встречи «Достоевский. Театр. XXI век» организовал драмтеатр им. Н.П. Охлопкова. С 1 по 5 декабря в них приняли участие столичные и областные театры, а также московские и иркутские литературоведы. На лекциях и обсуждениях спектаклей говорили о феномене писателя – не только актуальности, но и востребованности его произведений на театральных подмостках всего мира.
 

– Федор Михайлович Достоевский – величайший мыслитель, писатель, философ мирового уровня, – подчеркнула министр культуры и архивов Иркутской области Олеся Полунина. – Эта неделя наполнена интересными событиями, спектаклями, лекциями, обсуждениями. Она стала хорошим продолжением мероприятий, посвященных Достоевскому, которые шли в наших учреждениях весь год. Высокий интерес к ним жителей говорит, что творчество писателя актуально до сих пор. Все это дает надежду и уверенность, что произведения Достоевского будет читать еще не одно поколение.
 

Театр в романах писателя

– В романах Достоевского очень велик потенциал театрального искусства, несмотря на то что это проза, – отметила театровед, театральный критик, журналист, заведующая литературной частью РАМТа Мила Денева. – Более того, это большие и очень словоцентричные романы. И вдруг они наряду с Чеховым и Шекспиром становятся самыми инсценируемыми в мире. Секрет в том, что в самой структуре романов Достоевского закодирован театр.
 

Мила Денева прочитала для иркутян лекцию «Достоевский: театр в романе и романы в театре». Она напомнила, что впервые роман писателя в 1910 году поставил на сцене Московского художественного театра Владимир Немирович-Данченко. «Братья Карамазовы» стали первым в истории русского театра спектаклем по прозаическому произведению, что кардинальным образом повлияло на развитие этого вида искусства.
 

– В романах Федора Михайловича ярко выражены все элементы драмы, – считает Мила Денева. – Есть очень подробное представление каждого персонажа, из которого можно легко составить так называемую биографию роли. В каждом романе присутствует эпизод повествования, который воссоздает расположение героев в пространстве, по сути – описание мизансцены. В каждом романе также есть эпизод картины – текст, который описывает наружность персонажей, атмосферу действия, дает режиссерские указания. Есть эпизоды действия, например, многочисленные сны, повесть о великом инквизиторе, легенда о Луковке. Это некие микродрамы, которые можно ставить отдельно. И наконец, есть сцены-конклавы, когда в одном времени и пространстве собираются все персонажи. Происходит событие, которое меняет действие, и напряжение сбрасывается. Кроме того, главные персонажи Достоевского – это всегда драматические герои, которые на протяжении произведения претерпевают кардинальную трансформацию. Все эти элементы превращают его романы в готовое драматическое произведение.
 

По словам Милы Деневой, Достоевский в 1871 году сам дал универсальный рецепт, как ставить его произведения: «Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической. (…) Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет?..»
 

– Большинство режиссеров идут этими двумя путями либо берут эпизод или первоначальную мысль, совершенно изменив сюжет, – отметила Мила Денева. – Поэтому все нападки литературоведов на тему того, что постановщики, дескать, извращают произведения Достоевского, – несостоятельны, так как он сам практически благословил режиссеров идти по этому пути.
 

Несмешной стендап смешного человека

В программе творческих встреч было семь спектаклей. Три из них – «Идиот», «Брат Иван» и «Игрок» – из репертуара иркутского драмтеатра. Два представили региональные театры – «Аистенок» показал «Дядюшкин сон», а ТЮЗ им. А. Вампилова – «Мальчики». Еще две постановки привезли московские театры. На камерной сцене «Кроткую» представил театр «Комната 4», а на большой сцене был показан моноспектакль по рассказу «Сон смешного человека» Московского государственного театра «У Никитских ворот».
 

В течение часа режиссер и исполнитель роли смешного человека Николай Рингбург держал в напряжении зал. Хотя из реквизита у него были только скамейка, нож, мел и спички. История человека, который внезапно во сне познал истину, звучала пронзительно и очень современно. После спектакля состоялось обсуждение со зрителями.
 

– Для меня «Сон смешного человека» – это произведение, которое можно доставать с полки и перечитывать, когда тебе холодно, плохо, что-то болит, и получать некое духовное облегчение, – признался Николай Рингбург. – Когда я работал над спектаклем, то задумался, какая форма мне, современному человеку, будет интересна? Размышлял я также над тем, кем этот смешной человек мог бы быть в наше время. Решил, что он – коуч, который знает истину и пытается ее донести до других. И он придумывает форму спектакля.
 

– У меня родились ассоциации, что это такой научно-познавательный рассказ – несмешной стендап смешного человека, – отметила Мила Денева. – Кстати, о том, что главный герой у нас – смешной человек. Давайте вспомним, что самый драгоценный свой роман о самом прекрасном герое Достоевский называет «Идиот», и маленький фантастический рассказ, в котором выражена квинтэссенция его мысли, то есть по сути – это дайджест самых драгоценных идей писателя, он озаглавил «Сном смешного человека».
 

Во время обсуждения, почему герой именно смешной человек, зрители и автор пришли к выводу, что это значит – другой, который не входит в привычные рамки, но при этом хочет изменить мир.
 

Итоги конкурса ШкиД

В конкурсе художественного слова «ШкиД – Школа имени Достоевского» приняли участие студенты ИГУ. Он вызвал большой интерес среди ребят, в итоге в финал вышли девять человек. Их выступления оценивали сотрудники Иркутского областного драмтеатра: заслуженные артисты РФ Елена Мазуренко и Яков Воронов, артист Николай Стрельченко, а также театровед Мила Денева. Возглавляла жюри педагог по речи, заслуженный работник культуры Тувинской АССР Галина Турчанинова-Родина.
 

Первое место единогласно присудили Роману Федосову, который покорил членов жюри своей интересной актерской природой, органичностью существования в сложном тексте Достоевского и удивительным совпадением фактуры чтеца с образом героя романа «Игрок». Второе место отдали Юлии Офертайте, а третье – Олегу Федюнину. Победителям вручили дипломы, сувениры, ценные призы, а также пригласительные билеты на спектакль «Игрок».

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых гениальных авторов, который повлиял не только на мировую литературу, но и на психоанализ. Он обнаружил глубинный психологизм человека вообще, став тем самым мировым классиком. Показал, что для понимания человека нужно изучить не только схемы его поведения, но и причины, по которым эти схемы работают.

Автор заглянул в самые потаенные, самые темные уголки человеческой души – он открыл человека из подполья. Кто этот человек? Таких увы, очень много – токсичные люди, которые страстно мечтают о том, чтобы другие люди «обнаружили» и признали их существование: «Я – человек больной… Я злой человек.»

Достоевский оставил нам Великое пятикнижие (“Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”), став русским пророком.

В день рождения Фёдора Михайловича делимся с вами подборкой 45 экранизаций его произведений. Перейдя по ссылкам, вы можете все эти фильмыпосмотреть онлайн. Наслаждайтесь!

  1. «Петербургская ночь»

Режиссёр Григорий Рошаль, Вера Строева (СССР, 1934 год) по мотивам повестей Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи».

  1. «Белые ночи» (Италия, 1957)

Режиссер Лукино Висконти. Главные роли в картине исполнили Марчелло Мастроянни и Мария Шелл. Премия «Серебряный лев» за лучшую режиссуру Венецианского кинофестиваля 1957 года.

  1. «Белые ночи» (СССР, 1959)

Режиссёр: Иван Пырьев. В ролях: Людмила Марченко, Олег Стриженов и др.

  1. «Четыре ночи мечтателя» (Франция, 1971)

Режиссёр: Робер Брессон. В ролях: Изабель Вайнгартен, Гийом де Форет и др.

  1. «Белые ночи» (Россия, 1992)

Режиссёр фильма — Леонид Квинихидзе. В главных ролях: Вадим Любшин, Анна Матюхина, Николай Ерёменко (младший), Галина Польских

События картины перенесены в наши дни, во время съёмок фильма — 1992 год. Водитель ГАЗ-53 — молодой парень Митя развозит по ночам хлеб по магазинам Санкт-Петербурга. Он – не шофёр, а романтик, который любит ночь и ночной город…

  1. «Возлюбленная» (Индия, 2009)

На канале Индия ТВ демонстрировался под названием «Сердце ангела». Режиссёр Санджай Лила Бхансали. Фильм базируется на повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Ранбир Радж становится певцом в самом роскошном городском клубе. Там он подружился с проституткой Гулабджи… Вот такая интерпретация по-индийски.

  1. «Бесы» (фр. Les Possédés) (Франция, 1988)

Режиссёр фильма — Анджей Вайда. В главных ролях Изабель Юппер, Бернар Блиё.

Фильм снят по пьесе Альбера Камю «Одержимые», являющейся инсценировкой романа «Бесы» Фёдора Достоевского. А вот в России эта непростая для советской власти тема стала интересна кинематографу только в 1992 году

  1. «Бесы» (Россия, 1992)

Режиссёр Игорь Таланкин, Дмитрий Таланкин. В ролях: Андрей Руденский, Пётр Юрченков, Дмитрий Певцов, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Ирина Скобцева, Ольга Кабо.

  1. «Бесы» (Россия, 2014)

Режиссер Владимир Хотиненко. В ролях: Максим Матвеев, Антон Шагин, Надежда Маркина, Игорь Костолевский, Сергей Маковецкий. Премия «Золотой орел-2015» в номинации «Лучший телевизионный фильм или мини-сериал до 10 серий».

  1. «Убийца Дмитрий Карамазов» (Германия, 1931)

Режиссер: Эрих Энгельс, Федор Оцеп. В ролях: Фриц Кортнер, Анна Стэн, Фриц Расп и др. Драма про роковую женщину Грушеньку.

  1. «Братья Карамазовы»  (США, 1958)

Режиссёр Ричард Брукс. Продюсером фильма выступил Пандро Берман, сценарий написан Юлиусомм Эпштейном, Филиппом Эпштейном и Ричардом Бруксом. Фильм был представлен в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1958 года. Роли братьев Карамазовых исполнили Юл Бриннер, Ричард Бейсхарт и Уильям Шетнер (дебют).

  1. «Братья Карамазовы» (СССР, 1969)

Одна из лучших экранизаций знаменитого романа Ф.М. Достоевского, снятая сразу тремя режиссерами: Иваном Пырьевым, Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым, которые также стали исполнителями главных ролей.

  1. «Братья Карамазовы» (Италия, 1969)

Режиссёр: Микросериал Сандро Больки. В ролях: Коррадо Пани, Карло Симони, Умберто Орсини и др.

  1. «Мальчики» (СССР, 1990)

Фильм снят по одноимённой десятой книге четвёртой части романа «Братья Карамазовы».

Режиссёры: Ренита Григорьева, Юрий Григорьев. В ролях: Дмитрий Черниговский, Алексей Достоевский (праправнук Ф. М. Достоевского), Коля Красоткин, Ольга Гобзева. Людмила Зайцева, Лев Поляков.

Приз «Золотой Витязь» и приз за лучшую операторскую работу Олегу Мартынову на Кинофоруме славянских фильмов «Золотой Витязь» (1992).

  1. «Братья Карамазовы» (Россия, 2009)

Режиссёр многосерийного фильма: Юрий Мороз. В ролях Сергей Колтаков, Сергей Горобченко, Анатолий Белый, Александр Голубев

  1. «Вечный муж» («Вѣчный мужъ») (СССР, 1990)

Режиссёр Евгений Марковский. Телефильм в двух частях. Экранизированы главы: «Вельчининов», «Лиза», «На кладбище», «Павел Павлович женится», «Высшие причины». В ролях: Игорь Костолевский, Станислав Любшин, Лидия Федосеева-Шукшина.

  1. «Двойник» (Великобритания, 2013)

Режиссёр: Ричард Айоади. Британская чёрная трагикомедия, современная интерпретация одноимённой повести Фёдора Достоевского. В главных ролях: Джесси Айзенберг, Миа Васиковска

  1. «Дядюшкин сон» (СССР, 1966)

Режиссёр: Константин Воинов. В главных ролях: Сергей Мартинсон, Клара Лучко, Алла Ларионова, Нонна Мордюкова.

  1. «Дядюшкин сон» (СССР, 1981)

Режиссер: Александр Орлов. В ролях: Марк Прудкин, Наталья Тенякова, Елена Майорова, Игорь Ясулович, Светлана Немоляева, Алла Будницкая, Людмила Иванова, Тамара Дегтярёва, Лия Ахеджакова, Валерий Шальных, Игорь Суровцев, Алексей Зайцев, Сергей Юрский, Нина Крачковская, Клавдия Хабарова, Фёдор Валиков, Эмма Сидорова, Александр Лазарев.

1 серия

2 серия

  1. «Большой грешник» (США, 1949)

По мотивам романа «Игрок». Режиссер Роберт Сьодмак. В главных ролях: Грегори Пек, Ава Гарднер, Мелвин Дуглас, Уолтер Хьюстон, Этель Бэрримор, Фрэнк Морган.

  1. «Игрок» (Франция, Италия, 1958)

Режиссер: Клод Отан-Лара. В ролях: Жерар Филип, Лизелотта Пульвер, Франсуаза Розе и др.

  1. «Игрок» фильм-опера (СССР, 1966)

Режиссер: Ю.Богатыренко, дирижер Г. Рождественский

Опера в четырёх действиях (шести картинах) русского композитора С. С. Прокофьева по одноимённому роману Ф.Достоевского.

  1. «Игрок» (СССР, Чехословакия, 1972)

Режиссер: Алексей Баталов Производство: В ролях: Николай Бурляев, Татьяна Иванова, Любовь Добржанская.

  1. «Игрок» (англ. The Gambler) (США, 1974)

Кинофильм режиссёра Карела Рейша, вышедший на экраны в 1974 году. Исполнитель главной роли Джеймс Каан номинировался на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в драматическом фильме

  1. «Игрок» (Венгрия, 1997)

Режиссёр Мак Каролы.

  1. «Идиот» / L’Idiot (Франция, 1946)

Режиссёр: Жорж Лампен. В ролях: Эдвиж Фёйер, Люсьен Коэдель, Жан Дебюкур.

  1. «Идиот»  (Япония, 1951)

Режиссёр Акира Куросава. Фильм основан на романе Фёдора Достоевского «Идиот». Киндзи Камэда после пребывания в плену возвращается на Хоккайдо. Ещё в поезде он знакомится с Дэнкити Акамой, который тоже направляется на Хоккайдо, чтобы вступить в наследство. Акама рассказывает Камэде о своей роковой страсти — женщине по имени Таэко Насу.

  1. «Идиот» (СССР, 1958)

Режиссер Иван Пырьев. В главных ролях: Юрий Яковлев, Юлия Борисова, Никита Подгорный, Леонид Пархоменко.

Первая серия фильма по первой части одноимённого романа Ф. М. Достоевского («Идиот»).

Вторая премия на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1959 году.

Согласие на съёмки во второй серии фильма Юрий Яковлев не дал, так как после съёмок первой серии находился в тяжёлом душевном состоянии, а режиссёр И. Пырьев отказался принять на роль другого актёра. Поэтому картина так и осталась неснятой.

  1. «Шальная любовь» (Франция, 1985)

Режиссер Анджей Жулавский. В ролях: Софи Марсо, Франсис Юстер, Чеки Карио, Кристиана Жан, Мишель Альбертини

Действие фильма, созданного по роману Достоевского «Идиот», происходит не в России XIX века, а в современной Франции. Главный герой — Леон, недавно выпущенный из психиатрической лечебницы, утверждает, что он потомок венгерского принца… Фильм, по словам, режиссёра, создан «чтобы воздать должное великому русскому писателю».

  1. «Даун Хаус» (Россия, 2001)

Художественный фильм Романа Качанова, современная интерпретация романа Фёдора Достоевского «Идиот». Название фильма происходит от игры слов: даун + хаус (направление в музыке).

В ролях : Фёдор Бондарчук, Иван Охлобыстин, Анна Букловская, Александр Баширов, Михаил Владимиров, Ежи Штур, Валентина Шарыкина, Галина Кашковская, Юозас Будрайтис, Барбара Брыльска

Действие фильма, сохраняя основную сюжетную линию романа, происходит во второй половине 1990-х годов: «новые русские», внедорожники Hummer, тяжёлые наркотики и так далее. Гротескно, в комедийной форме показаны социальные отношения в московском обществе. Однако рамки этого «общества» обозначены совершенно произвольно, и дополнительный комический эффект связан именно с игнорированием рамок «своего круга» практически всеми участниками событий.

  1. «Идиотъ» (Россия, 2003) 10-серийный телесериал.

Режиссёр: Владимир Бортко

В ролях: Евгений Миронов, Владимир Машков, Лидия Вележева, Ольга Будина, Инна Чурикова, Владимир Ильин, Александр Лазарев, Андрей Смирнов, Анастасия Мельникова, Олег Басилашвили

Призы и награды:

2003 — семь премий «ТЭФИ» в номинациях: «за лучший художественный телефильм»; «исполнитель мужской роли в телевизионном фильме/сериале» (Е. Миронов); «исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале» (И. Чурикова); «художник-постановщик» (В. Светозаров, М. Николаева); «эфирный промоушн канала» (анонсы); «продюсер» (В. Тодоровский); «режиссёр телевизионного художественного/документального фильма/сериала» (В. Бортко).

2003 — Премия «Золотой орёл» в категориях: «лучший игровой телевизионный фильм», «лучшая мужская роль» (Е. Миронов), «лучшая женская роль второго плана» (И. Чурикова). Номинация на премию «Золотой орёл» в категории «лучшая женская роль второго плана» (О. Будина), «лучшая мужская роль второго плана» (В. Ильин).

2004 — приз в номинации «Народный рейтинг. Телесериалы» на РКФ «Виват кино России», СПб.

2004 — приз за лучшую мужскую роль в категории «драма» (Е. Миронов) — МТФ в Монте-Карло.

2004 — премия А. И. Солженицына «За вдохновенное прочтение романа „Идиот“, вызвавшее народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в её нравственном служении».

  1. «Кроткая» (СССР, 1960)

Режиссёр Александр Борисов. В ролях: Ия Саввина, Андрей Попов, Вера Кузнецова, Пантелеймон Крымов.

  1. «Кроткая» (Франция, 1969)

Режиссер: Робер Брессон. В ролях: Доминик Санда, Ги Франжен, Джейн Лобр, Клод Оллье, Жак Кебадян, Жиль Сандье, Доротея Бланк.

Награды: в 1969 г. «Серебряная раковина» кинофестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую режиссуру — Робер Брессон.

  1. «Преступление и наказание» (1969)

Советский художественный фильм, снятый в 1969 году режиссёром Львом Кулиджановым по сюжету одноимённого романа Фёдора Достоевского.

  1. «Преступление и наказание» (2007)

Российский восьмисерийный телевизионный фильм по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Премьера фильма состоялась 3 декабря 2007 года на «Первом канале».

  1. «Село Степанчиково и его обитатели» (1989)

Фильм-спектакль снят по мотивам одноимённой повести Достоевского и рассказывает о том, как хитрый и ленивый Фома обманул знатную семью. Режиссер Лев Цуцульковский.

  1. «Скверный анекдот» (1966)

Советский кинофильм 1966 года, гротескная трагикомедия, поставленная на «Мосфильме» режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым по одноимённому рассказу Фёдора Михайловича Достоевского.

  1. «Униженные и оскорблённые» (1976), фильм-спектакль

Режиссеры: Евгений Велихов, Мария Муат.

  1. «Униженные и оскорблённые» (1990)

Режиссер: Андрей Эшпай.

  1. «Чужая жена и муж под кроватью» (1984)

Советский полнометражный цветной телевизионный художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» режиссёром Виталием Мельниковым по мотивам ранних рассказов Ф. М. Достоевского.

  1. «Мёртвый дом» (1932)

Второй звуковой фильм в советском кино. Фильм представляет собой некоторые эпизоды жизни Ф. М. Достоевского. Сюжет предваряет вступительное слово профессора П. С. Когана.

  1. «Подросток» (1983)

Шестисерийный художественный телефильм, снятый по одноимённому роману Фёдора Михайловича Достоевского. Впервые был показан по телевидению в ноябре 1983 года

1 серия

2 серия

3 серия

4 серия

5 серия

6 серия

Мультфильмы

  1. «Сон смешного человека» (1992)

Российский мультипликационный фильм для взрослых режиссёра Александра Петрова по мотивам одноимённого рассказа Ф. М. Достоевского. Выполнен в технике «живопись по стеклу».

  1. «Кроткая» – рисованный мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 1985)
  2. «Крокодил» (Украина, 1991)

Рисованный мультипликационный фильм Михаила Титова по мотивам повести Ф. М. Достоевского. Для взрослых.

Немецкий гражданин устроил невиданную прежде выставку, где показывали настоящего живого крокодила. Во время смотрин одного неосторожного зрителя, чиновника Ивана Матвеевича, хищник проглотил. А дальше начались просто невероятные события… Даже жена чиновника находит в ситуации свои выгоды. Ведь теперь она легко может оформить развод или получить статус вдовы, избавившись от надоевшего мужа.

И ещё

«Достоевский» (2010)— мини-сериал режиссёра Владимира Хотиненко по сценарию Эдуарда Володарского о русском писателе Фёдоре Михайловиче Достоевском. Сериал охватывает довольно большой период жизни Федора Михайловича — с момента разгрома кружка петрашевцев (декабрь 1849 г.) до написания «Братьев Карамазовых» (1879 г.).

Источник: rsp-souz.ru

 571 Всего просмотров

200 лет Достоевскому, Достоевский,

Михаил Зощенко — История болезни:
Краткое содержание

Советская больница. Питание, уход, культура налицо. Но лучше болеть дома. Петя, человек семейный, вспоминает, как заболел брюшным тифом и попал в больницу с температурой под сорок. Перед глазами – объявление о выдаче трупов. Он говорит фельдшеру, что такое объявление коробит больных. Фельдшер удивляется: надо же, в чем душа держится, а критикует! Петю ведут на «обмывочный пункт». Тоже звучит не очень, как для животных. Медсестра отвечает: будете придираться, точно не выздоровеете! Петя отказывается лезть в ванну. Потому что там уже сидит какая-то старуха. Медсестра сообщает, что старуха при смерти, ей не до Пети. И тут старуха требует вынуть ее из воды. Вот тебе и умирающая!

Петю моют, потом наряжают в больничную одежду огромного размера. Был бы он большим – выдали бы маленькую. Тут это в порядке вещей. Петя жалуется на шум. Медсестра огрызается: отдельной палаты с часовым для вас нет! Петр теряет сознание на 3 дня. После чего медсестра его поздравляет: «Двужильный организм». Спал у открытого окна – и ничего! Перед выпиской Петя заражается коклюшем. Потом покрывается прыщами на нервной почве. А все потому, что его 8 дней забывали выписать домой. Жена радуется, что он жив. А то из больницы просили явиться за трупом. По ошибке, видно. Петр хочет возмутиться, но в больницу не идет. Мало ли. «Теперь хвораю дома».

Читательский дневник по рассказу «История болезни» Зощенко

Сюжет

Петю с тифом и температурой кладут в больницу. На стене – объявление о выдаче трупов, в обмывочном пункте – умирающая старуха, рубаху и штаны выдают размером больше, кругом шум. Фельдшер с медсестрой уверены, что Петя, критик больничных порядков, не выживет. Он поправляется, но подхватывает коклюш, аллергию на нервной почве, и только потом его выписывают. Теперь от всех болезней он лечится дома.

Отзыв

Смысл названия: история болезни как медицинский документ, и личная история болезни героя. Рассказу почти сто лет, но звучит он очень современно. Больничные условия и персонал узнаваемые. Рассказ и смешной, и грустный. Смешны ситуации, реакция героя, авторский юмор, язык. И грустно от черствого отношения к пациентам в больнице, грубости, непрофессионализма.

Комический эффект создается через мелочи: белье неправильного размера, номера на спине, названия, текст объявления; через речь героев (к примеру, старуха и ее «распатроню»). Смысл последней фразы: дома больной чувствует себя человеком, в больнице – предметом, вещью, лошадью, почти трупом. Рассказ учит не падать духом, бороться с равнодушием и безответственностью, с юмором относиться к неприятностям.

История болезни — краткое содержание

Обычно рассказчику везло с посещением больниц, но когда он заболевает брюшным тифом, его отвозят в незнакомую больницу: мне попалась какая-то особенная больница, где мне не все понравилось . На стене он видит расписание выдачи трупов, оно его пугает, о чем рассказчик сообщает фельдшеру («лекпому» — помощнику лекаря). Тот раздражается на капризного пациента, наводящего на все самокритику и грозится:

«Если, говорит, вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трех до четырех выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать»

Медсестра ведет рассказчика на обмывочный пункт для принятия водных процедур, и рассказчик вновь досадует: стоило бы назвать это место ванной, ведь это… красивей и возвышает больного . Медсестра замечает, что капризные – не выздоравливают. В одной из ванн сидит незнакомая старуха, а рассказчика просят раздеться, утверждая, что женщина – все равно ничего не понимает от плохого самочувствия. Он вновь начинает спорить: ему неприятно такое отношение! Появляется фельдшер, сетует на привередливость больного, зовет его нахалом , повторяет, что старуха ничего не понимает, но тут она подает из ванны голос, приказывая вынимать ее из воды. В опустевшую ванну наливают воду, рассказчик купается. Опасаясь его вредного характера, фельдшер и медсестра во всем ему поддакивают .

Ему выдают белье не по размеру, впрочем, замечает рассказчик, тут ему везет больше, чем другим: кому-то белье достается размерами меньше и с больничными клеймами прямо на груди, что унижает морально…человеческое достоинство . У него же клеймо стоит на рукаве. В палате, куда рассказчика определяют, лежат около тридцати человек с разными заболеваниями, каждый занят своим делом, шумно, и он снова выражает недовольство персоналу. Рассказчик зовет главного врача, но вместо этого появляется все тот же фельдшер, и, завидев его, капризный пациент теряет сознание.

Когда через несколько дней он приходит в себя, медсестра хвалит крепость его организма, замечая, что его случайно положили около открытого окна , но он все равно неожиданно выздоравливает. Остается опасность, что он заразится от соседей по палате. Перед самым выздоровлением рассказчик действительно заболевает коклюшем. Сестра говорит ему, что коклюш, вероятно, пришел из детского корпуса:

«… вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребенок. Вот через это вы и прихворнули»

Идя на поправку после коклюша, рассказчик опять заболевает: на нервной почве у него начинается сыпь. Нервничает он потому, что уже восемь лишних дней проводит в больнице:

«То они забывали, то у них чего-то не было, то кто-то не пришел, и нельзя было отметить. То, наконец, у них началось движение жен больных, и весь персонал с ног сбился»

Когда же рассказчик наконец оказывается дома, его жена сообщает, что им отправили извещение, будто рассказчик умер, но на самом деле, просто в бухгалтерии больницы допустили ошибку:

«Это у них скончался кто-то другой, а они почему-то подумали на меня»

Краткое содержание Зощенко История болезни

Рассказ ведется от имени Петра, который заболел брюшным тифом. У больного высокая температура и его родственники привезли его в больницу.

Когда его имя записывали в журнал, Петр прочитал плакат, который висел над головой у дежурного фельдшера. Надпись гласила о том, что трупы можно забирать из больницы с трёх до четырех часов. Он сразу же возмутился. Больной пытался объяснить, что такая надпись угнетает пациентов и мешает их скорейшему выздоровлению. Ему пригрозили, что он может не выздороветь и его тоже выдадут родным в указанное время.

Затем медсестра позвала Петра на обмывочный пункт. Такое название опять не понравилось пациенту. Он посоветовал назвать процесс мытья «ванна».

Когда же его привели в комнату, чтобы он смог помыться, в ванной лежала старуха. Петру было неприятно раздеваться при женщине. Но, старуху достали из ванны, и Петр смог помыться.

Следующим неприятным моментом была больничная одежда: высоким пациентам выдавали маленькие размеры, а невысоким людям – большую одежду. Даже пижама Петра показалась ему лучше, чем у других пациентов. Больничное клеймо на ней стояло на рукаве, а не на груди.

В палате лежало тридцать человек. Петр хотел поговорить с врачом, но пришёл снова фельдшер и Пётр потерял сознание. Очнулся он через три дня. Медсёстры удивились, что он так быстро выздоровел. Петр лежал у открытого окна, но всё – равно ему стало легче. Его должны были выписать, но он заразился от больных детей, которые лежали в соседнем здании. Вылечившись от коклюша, Петр заболевает на нервной почве. У него прыщи по всему телу из – за отношения персонала и условий жизни в больнице. Врач посоветовал пациенту не нервничать, тогда прыщи сами собой пройдут.

Петр очень сильно нервничал, так как его забывали выписать или у них не было времени. Больного успокоили, что он всего лишь на восемь дней лежит больше, чем положено. Некоторые пациенты лежат недели две или три лишних.

Когда же его выписали, Петр узнает от жены, что и ей было не просто. Жене больного сообщили о смерти ее мужа. Затем сказали, что это было ошибкой. После всех переживаний Петр решил больше никогда не попадать в больницу, а лечиться в домашних условиях.

Петр понял, что если будешь советовать врачам, как работать и какие условия должны быть в больнице, то это не приведет ни к чему хорошему. Лучше молчать и терпеть. Но, самый лучший вариант не болеть или лечиться дома.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Зощенко. Все произведения

История болезни. Картинка к рассказу

Сейчас читают

А. И. Солженицын написал роман В круге первом в 1958 году. Действие в романе происходит в 1949 году в Москве, и развивается вокруг неожиданного поступка Иннокентия Володина. Он – советский дипломат, получивший лучшее образование, советское воспитание

Котька и Павлик вместе пошли на рыбалку. Однако клёв в тот день был плохой. По дороге домой мальчики решили нарвать огурцов на чужом поле, которое охранял сторож.

В семье Клири проживающей в Новой Зеландии, в месте со своими братьями, живет рыжеволосая девочка по имени Мэгги. Семья бедная, едва сводящая концы с концами. Как же хочется иметь красивых кукол, как у других детей

Светлой северной ночью рассказчик приехал в небольшой город Вознесенье, что на Онежском озере. На пристани сидели босые ребята и ловили корюшку, с ними же удил рыбу и милиционер.

В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки

  • Сочинение по рассказу детство краткое
  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс на тему почему владимир дубровский стал разбойником
  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс на тему владимир дубровский и маша троекурова
  • Сочинение по рассказу грибоедова горе от ума
  • Сочинение по рассказу гоголя шинель на тему маленький человек