Сочинение по рассказу детство толстой 4 класс

Сочинения по литературе толстой лев николенька иртеньев в повести детство николенька иртеньев ключевой герой рассказа льва толстого под названием детство.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Николенька Иртеньев в повести Детство

Николенька Иртеньев ключевой герой рассказа Льва Толстого под названием «Детство». Мальчику недавно исполнилось десять, дворянин по происхождению, он живет в достаточно любящей и заботливой семье, что значительно сказывается на его характере.

Мальчик растет веселым и озорным ребенком, а в процессе воспитания участвуют не только мама с папой, но и Наталья Савишна, специально привлеченная нянечка, которая не жалеет души для героя и искренности. По расписанию к нему приходит Карл Иванович, занятия с ним мальчик ждет с нетерпением, ведь он учит его смотреть на привычные вещи с другого ракурса и удивляться обыкновенным радостям.

Коля с особым чувством относится к своим родителям, он, как говорит автор, переживает настоящую гордость за то, что ему достались именно эти мама и папа, которые искренне его любят и заботятся. Для него они самые лучшие люди, подарок от Всевышнего, который он старается ценить и радовать их своим поведением и жизнерадостным настроем.

Матушку он считает источником всего прекрасного, а когда в его голове появляются мысли о любимом человеке, он сразу представляет ее милейшую улыбку и звонкий голос. Для Николая мама похожа на настоящего Бога, способного разобраться с любыми проблемами и возникшими у него трудностями, стоит ему только обратиться к ней.

Особую роль с маленького возраста мальчик уделяет тому, как складываются отношения с окружающими мальчиками и девочками. Его доброта и искренность, как магнитом притягивает детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Особое удовольствие он находит в обычных беседах и том, что проводит время рядом с кем-то с кем можно разделить радости и невзгоды.

Несмотря на это, маленький Николай сразу видит подвох и наглое вранье. Его потребность общаться, но в тоже время наблюдать за людьми со стороны, создает в нем настоящее противоречие. Он способен делать выводы на основании наблюдений, при этом не может не общаться с окружающими.

Его воспитание делает из него приятного и притягательного человека, в которого родители стараются вложить только лучшее. Они дают ему не только сухие знания, но и самое главное – любовь, заботу и искренний интерес. Поэтому мальчик растет достаточно любознательным, но в тоже время может дать отпор тем, кто хочет его использовать в собственных целях, прибегая к наглой лжи. Николай способен здраво оценивать окружающую ситуацию и взвешивать все нюансы происходящего.

Вариант 2

Повесть Л.Н.Толстого «Детство» является первой частью трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой писатель изобразил становление личности человека, его внутреннее развитие.

Это произведение во многом является автобиографичным. В образе Николая Иртеньева Толстой воспроизвел собственные детские впечатления и события, сохранившиеся в памяти в силу наблюдательности и проницательности автора.

Повествование в произведении ведется от первого лица Николая Петровича Иртеньева.

В первой части трилогии Николай предстает перед читателем в качестве десятилетнего мальчика, живущего вместе со своими родителями в родовом имении в деревне.

Описывая Николеньку как не очень привлекательного внешне ребенка, с большим носом и губами, маленькими глазами, Толстой в то же время раскрывает его добрую чуткую душу. Несмотря на то, что мальчика расстраивают его внешние недостатки, он не испытывает зависти и злости по отношению к красивым людям. Наоборот, он восторгается перед теми, в чьих чертах видит красоту.

Воспитание Николеньки поручено нянечке Наталье Савишне, а также гувернеру Карлу Ивановичу, которых мальчик искренне любит. Вспыльчивый характер Николая иногда заставляет его грубить и дерзить учителю, однако доброе сердце берет верх и раскаявшийся ребенок старается загладить вину перед любимым наставником.

Главный герой очень любит своих родителей, особенно мать, любовь к которой у него ассоциируется с любовью к Всевышнему. Мальчик не стесняется проявлять свои чувства по отношению к маменьке, проводя с ней много времени.

Большое значение в повести уделяется отношению Коленьки с людьми, его окружающими. Благодаря своей коммуникабельности, Николенька легко знакомится с новыми детьми. 

Проводя много времени с соседскими ребятишками, он с удовольствием общается с ними, рассказывая им различные истории. Особое сочувствие у Коли вызывает Иленька Грап, подвергающийся постоянной травле со стороны взрослых ребят.

Николай во многом отличается от окружающих его детей. В отличие от своих ровесников, он часто уносится в свой собственный внутренний мир, анализируя поступки окружающих людей, а также собственные мысли и чувства. Внимательно наблюдая за происходящим, он легко распознает обман. Работа мысли мешает ему быть таким же жизнерадостным, как другие дети. Постоянный контроль своих поступков, слов, лишает его непосредственности, свойственной его ровесникам.

Детство Николеньки Иртеньева заканчивается переездом в город и смертью матери. Потеря самого близкого и родного человека оставила неизгладимый след в душе мальчика. Живущий в своем вымышленном мире, где все недоразумения и обиды компенсируются подвигами и героическими поступками, мальчик осознает, что жизнь не всегда безоблачна, как он думал раньше.

Описывая детство Николая Иртеньева, Толстой пытался донести до читателя важность детских лет в формировании личности ребенка, которое навсегда остается в его уме и душе.

Образ Николеньки Иртеньева

Коля Иртеньев десятилетний мальчик из дворянской семьи, натура достаточно своеобразная и впечатлительная, стал главным героем произведения Толстого «Детство». Описывая жизнь мальчика Толстой опирался на факты собственной жизни. Герой полон радости и оптимистичного настроя. Его образованием занимаются отзывчивая няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович. Ребенок растёт с тягой к познанию и внутреннему размышлению в любой ситуации старается найти положительный смысл.

Николай очень любит уроки, которые проводит Карл Иванович, мальчик старательно подходит к своей подготовке и каждый раз находится в ожидании следующего занятия.

Ребенок также испытывает тягу к своим родителям. Его часто одолевает за них чувство гордости. Для него образ родителей проявляется в заботе и доброте.

Образ мамы для Николая ассоциируется с источником всего самого лучшего и когда в его голове появляются мысли о маме, то сразу же возникает широкая улыбка и представляется её заливистый смех и красивый голос. Писатель не боится сравнивать эту большую любовь сына к матери, с любовью к Богу. Мама для Коли — это богиня, которая всегда готова прийти на помощь и решить все возникшие проблемы.

В жизни Коли Иртеньева особое место занимают его взаимоотношения с окружением. Дружелюбный настрой помогает ему общаться с соседскими детьми. Ребенок растёт коммуникабельным, очень легко идёт на контакт и всегда находит удовольствие в общении с людьми. В каждом новом месте он быстро находит новых друзей так в деревне знакомится с Катей, в городе с Соней и каждую из них он считает по-особому привлекательной. Чувство душевного сострадания проявляется по отношению к болезненному ребенку Иленьки Грапу.

Воспоминания о беззаботном детстве проведённом в деревне навивают чувство радости и тоски одновременно. Ведь период детства закончился, когда мамы не стало. Потеряв самого дорогого человека, ребенок перестаёт быть маленьким.

В произведении Толстого «Детство» читателю дается возможность наблюдать как проходит взросление мальчика и вместе с ним анализировать поступки. Учится преодолевать ложь, и принимать жизнь в её истинном облике.

Также читают:

Картинка к сочинению Николенька Иртеньев в повести Детство

Николенька Иртеньев в повести Детство

Популярные сегодня темы

  • Летопись — жанр древнерусской литературы

    Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Есенина

    Крестьянский сын Сергей Есенин появился на свет 21 сентября 1985 года в рязанской глубинке селе Константинове.

  • Сочинение на тему Бескорыстность

    Что значит быть бескорыстным? Это значит совершать поступки не ради себя, а ради кого-то. Тратить своё время, здоровье, силы просто так, не ожидая при этом получить какое-то материальное вознаграждение

  • План рассказа Пришвина Еж

    В рассказе «Еж» автор повествует о наблюдении за поведением ежа при встрече на берегу ручья. Колючий зверек в ответ на прикосновение человека в защиту выставил свои колючие иголки.

  • Сочинение Окружение человека

    То, что человек строит своими руками, после пребывает в этом состоянии или окружении. Именно об этом сказал К. Кейс, размышляя о сущности человека, его предназначении и способности изменить мир.

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F

СОЧИНЕНИЕ

Рассказ
Александра Грина о заурядном, тихом служащем, решившем вознаградить себя за все
лишения прошлого и будущего одним днём сказочных наслаждений кутящего
миллионера, оборачивается вопросом о смысле жизни и счастье человека.

Наделённый
пассивным упорством, но не умеющий бороться, служащий Скоков сумел в течение десяти
лет скопить десять тысяч, которые он положил потратить в один день,
вознаградив  себя также бонусом в виде воспоминаний, однако, взяв
пятидневный отпуск и все скопленные деньги, испугался: десятилетняя привычка к
лишениям, нищете и унынию могли встать между ним и вожделенными наслаждениями,
как спазм.

Нет,
Скоков не умер; осторожный чиновник решил привести репетицию: лишь «коснуться
той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго». Взяв
из накопленной суммы десять рублей, Скоков отправился в ресторан и в течение
двух часов до слез наслаждался мясом и рыбой, белизной столового
белья, обаянием десерта.

Даже
репетиция наслаждений в заветный день после десяти лет лишений показалась
венцом наслаждений: заснул Скоков совершенно счастливым.

Рассказывая
о жизни и мечте Скокова, Грин сознательно прямо не высказывает своего отношения
к герою, зато Александр Грин всеми силами старается описать силу желания Скокова,
вожделенность его мечты, предвкушаемое счастье будущих наслаждений.

Позиция
Александра Грина такова: у Скокова было только упорство, он мог только
придержать то, что есть; но для счастья необходимо бороться и созидать,
счастье, настоящее счастье — деятельное, активное.

Авторская
позиция, ответ на вопрос, «в чем смысл жизни и в чем счастье человека», — в
последнем абзаце рассказа. Итак, Александр Грин пишет, что наутро Скокову стало
жаль прожитых в нищете десяти лет, ведь в течение этих лет он мог не раз
получить то «несложное счастье, которое представлял земным раем».

Это
несложное счастье скопидомства, счастье скупца, решившего один день побыть
расточительным миллионером, это несложное счастье подобно счастью стекольщика
из рассказа Зощенко «Счастье» или счастью Молчалина («И
награждения брать, и весело пожить»). Или, наконец, подобно счастью Хлестакова —
срывать цветы удовольствия. Призрачность такого счастья понял также молодой юрист из рассказа Чехова «Пари», который поспорил на миллионы, что просидит в одиночном заключении пятнадцать лет.

Безусловно,
рассказ Грина не только о счастье, но и о смысле жизни, о силе желания, об обретении
цели и утрате смысла…

Ещё в
древности было доказано, что наслаждения никак не могут стать смыслом жизни. Вообще
достижимые цели никак не могут быть смыслом жизни: обретение желаемого
неизбежно лишает человека смысла жизни (так умирает, например, Башмачкин);
однако само движение, сам путь к поставленной цели организует и часто делает
человека лучше.

371 слово

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

(2)«Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на

роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3)Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4)Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5)У него не было ничего, он же хотел всего.

(6)Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.

(7)…Итак, 8-го ноября 19… года Скоков положил в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.

(8)С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

(9)Скоков взял пятидневный отпуск.

(10)В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11)А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

(12)Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13)Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14)Напряжённое волнение музыки? (15)Запах и блеск цветов?

(16)Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

(17)Скоков испугался возможного разочарования. (18)Душа его встрепенулась. (19)Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

(20)Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.

(21)От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

(22)У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа.

(23)Волнуясь, вошёл. (24)Разделся. (25)И, чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26)Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27)Он сознавал, что

действует, как во сне. (28)Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

(29)В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30)Как оказалось, даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31)Заснул Скоков счастливым как никогда.

(32)…Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33)Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.

(по А.С. Грину*)

* Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880– 1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Обида» речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участни­ком которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет о… хамстве, обыкновен­ном хамстве.
Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала оче­редь. И все это в присутствии крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что случилось, но сердцем чув­ствует, что эти тети и дяди «плохие», они обидели ее папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей.
Как поступить ему?
Может, промолчать, повернуться и уйти? Как говорится, лбом стену не прошибешь, только шишки себе набьешь. А этих людей словом не переубедишь. И грубиянку-продавщицу, илюдей изоче- реди, поддержавших ее, особенно Плаща-Чукалова.
Но ведь далеко не каждый человек сможет хотя бы внешне спо­койно перенести обиду. Просто не сможет.
Тогда, может быть, проще на грубость ответить грубостью, отве­сти душу и тут же забыть о случившемся? Как говорят в народе, когда не хватает слов, помогают выражения.
Но опять-таки не каждый человек может опуститься до грубос­ти и хамства. По своему складу он не может этого.
Но есть еще один аргумент — сила, к которому и решил об­ратиться Сашка Ермолаев. В данном случае этот аргумент — мо­лоток. И только счастливая случайность, только вмешательство жены предотвратило катастрофу, иначе могло произойти непо­правимое.
В состоянии аффекта, не рассчитав силы, Сашка мог бы убить человека… А это уже самое страшное. Как потом жить дальше, зная, что ты лишил жизни пусть и плохого, но человека. Убить кого-то — это убить и большую часть своей души, самого себя. Это однознач­но. Что может быть труднее и страшнее жизни с постоянным ощу­щением своей вины, вечными угрызениями совести? Об этом страш­но даже подумать.
Так как же быть? Сам автор не дает однозначного ответа, но как бы между прочим говорит: «…Ведь мы сами расплодили хамов, сами… Никто нам их на парашютах не забросил…». Значит, он ос­тавляет решение на совести каждого из нас.
Я лично в подобной ситуации просто бы расплакалась и долго не могла забыть происшедшего.
А между тем беззаконие, произвол и хамство все умножаются. Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубыхлю- Дей. И грубость, к несчастью, становится как бы нормой поведения и общения. Если тебе спокойно, доброжелательно ответили,то ты воспринимаешь это не как норму, а как редкое и приятное исклю­чение.
И в этом мире зла все труднее жить каждому из нас и всем вмес­те. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: «Люди, что с нами происходит?»
Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом быстром ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспом­нить истину: «Надо человеком быть». Быть человеком…

Что с нами происходит?
Что есть наше поколение? Каковы его ценности и нравы? К чему мы стремимся в 21 веке?..
Вы только задумайтесь, предположите ненадолго, что есть – вы… какую пользу несете в себе, правильный ли путь выбрали, ведь каждый человек на земле выполняет в жизни свою миссию. Одни – те, что осознали её, – действуют, принося пользу человечеству. Другие – те, что живут для себя,- лишь ищут счастье в собственном достатке, забывая, что они тоже являются частью огромного мира. На сегодня – бесчеловечного, как будто забытого кем-то.
Взорвали…убили..подожгли..обокрали… Мы часто слышим эти слова с телеэкрана, и всё это – человек?! Как больно осознавать, что мы спускаемся в пустоту, туда, откуда нет дороги в светлое будущее.
Совесть, искренность, уважение, доброта, к сожалению, с годами потеряли свой настоящий смысл. Теперь привыкли покупать. Покупать всё, бессмысленно, глупо, даже гордясь этим.
Неужели совсем никакие отголоски прошлого не улеглись на дне нашей души? И нет больше интереса к истории нашей страны, города, деревни? Разве не тревожит нас настоящее?!. Что же тогда с нами происходит? Ведь наших прадедов, прабабушек, да и бабушек – тревожило. Тревожило не то, что они в каждую секунду могли погибнуть, а то, что будет дальше.
Отстояли. Доказали. Слегли в землю. Успокоенные. Может быть, даже счастливые. Думали: «Сами не увидели, так пусть наши дети и внуки порадуются, вспомнят добрым словом…». Ан нет…
Прошло – забыто. И нет того огня – огня жажды жизни, огня стремления и поиска правды, остался лишь пепел.  Его так легко развеять, вот только  собрать невозможно.
Человек  одновременно творец и разрушитель.  Верности и предательства. Любви и ненависти. Добра и зла… И только самостоятельно он может решить, чего в нем должно быть больше и какую сторону ему выбрать, – оставаться “никем” или все же быть Человеком.
Не каждый умеет разгоняться, бежать, взлетать и лететь, вырываясь из мира, поглощающего во тьму и хаос, однако большинство, ведь, и не пробует.
А надо всего лишь малое: просто проснуться однажды  утром и понять,  что если все близкие и родные рядом, – это уже многого стоит, а потому поблагодарить Бога, не требуя отдачи, затем не поддаться злому умыслу, и это уже шаг, за которым обязательно будет следующий.
Начинай с мелочей – будь ближе к природе, добрее к людям, и ты увидишь жизнь по-новому, увидишь все её краски, познаешь её истинный  смысл.
…Жить лучше? Возможно. Главное – захотеть.
Муниципальный этап Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 22»
Что с нами происходит?
( эссе )
Конкурсная работа ученицы 8 «Б» класса
Мордовиной Марии Дмитриевны, 20.06.1997 г.р.
Домашний адрес: 309511 Белгородская область,
г. Старый Оскол, м-н Олимпийский,
д.20, кв. 80, т-н: 42-30-70.
Педагог – учитель русского языка и литературы
Горбунова Надежда Степановна
г. Старый Оскол
2012 г.
О чем говорит природа
Дождливое утро. На стекле , еле-еле накрапывая, что-то царапают капли, и каждая старается быстрее дополнить другую…
Встаю, собираюсь в школу, нехотя, но уже по-привычному, не обращая внимания ни на что. Тянусь к выходу. Дверь…другая…- и вот я уже на улице. Эх, так туманно, будто в какой-то сказочной лощине! Посидеть бы где-нибудь свободно да пофантазировать… Изгибы маленьких двориков темны, неприглядны. Глаза к небу – «Что за погода!..”
Знакомая дорога, истоптанная мною уже несколько лет, покорно терпит движения прохожих; дождь, то мягко бросаясь, то сильно барабаня по ней, собирается в большие лужицы. Всё: и дорога, и туман, и прохожие, и полосы дождя – слились в единое серое пятно, то отталкивающе хмурое, то таинственно интересное. В такое время, конечно же, хочется быстрее покинуть улицу и растаять дома в тепле и уюте. Но даже, когда погода будто расстроена, она по-прежнему прекрасна. Главное – увидеть это.
Мои мысли прерывает листик, быстро пронесшийся рядом, будто яркая, желтая искорка. “Куда же ты?..” Смотрю – приземлился! Прямо в лужу, как маленький кораблик. И теперь будто уже не лужа, а огромное, бушующее море ; оно вздымается, и гребнями волн то играет, то отбрасывает маленькое, хрупкое судно, и вот-вот потопит его…
Но нет. Буря затихла. Поднимаю голову и вижу, как солнце, пытаясь разорвать клочья сгустившихся туч, пробивается к земле. То тут, то там на дороге разливается свет, теплый, уютный. Тучи, теперь уже спокойные, медленно растворяются, уплывая вдаль.
Всё улыбнулось. И я тоже. Капельки дождя, будто сотни цветных фонариков, так и манят к себе, и в каждом – счастье, свет, что-то родное и такое любимое. Те, что на красных листочках, будто огоньки, те, что на желтых, подобны звездочкам, а на оранжевых –  как ягодки. Свежий ветерок дышит легко и обнимает всех вокруг, но прохожие, всё так же уткнувшись в воротники, спешат домой.
Как же так?.. Разве никто не замечает этого чуда? Зачем торопиться, когда всё вокруг дышит вместе с тобой, всё дарит тебе счастье. Или в стенах дома можно увидеть, как листочек, уставший под тяжестью капли, мгновенно срывается и, поддавшись порывам ветра, несется туда, куда зовет его ветер?.. Нет. Не торопись же пройти мимо, послушай о чём говорит природа. Ведь она, родная, окружала тебя с рождения: в детстве – воспитывала, в юности – учила, а сейчас – терпит… Терпит, когда срываешь ветки, терпит, когда топчешь траву, терпит, когда загрязняешь её, терпит и тогда, когда уже не может терпеть… Но вновь рождается, даёт тебе жизнь и потом опять на время умирает. Хорошо, если от времени, но чаще от твоих же рук.
…У каждого своя природа в памяти: северная, южная, степная или  лесная, богатая или бедная,- а у меня она – белоствольная и зеленоглазая, добрая и щедрая, любимая, родная. Моя природа – природа Белогорья. И где бы я ни была, роднее и ближе ее нет.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 22»
«Мой отчий край – 2012»
Номинация «Литературное произведение»
О чем говорит природа…
( эссе )
Выполнила:
Мордовиной Марии Дмитриевны,
ученица 8 «Б» класса МБОУ «ООШ № 22»
г. Старый Оскол
Рководитель:
Горбунова Надежда Степановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ № 22»
г. Старый Оскол-2012 г.
Заявка
на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества
Территория            Белгородская область, город Старый Оскол
Номинация             Проба пера. Проза
Фамилия, имя, отчество автора  Мордовина Мария Дмитриевна
Число, месяц, и год рождения    20.06.1997
Образовательное учреждение    МБОУ «ООШ № 22»
Адрес (с индексом) образовательного учреждения  309511 Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Олимпийский, дом 34
Телефон, факс                  32-49-06
Название конкурсной работы    Что с нами происходит? (эссе)
Педагог                          Горбунова Надежда Степановна
Директор МБОУ «ООШ № 22»               Е.И. Боева
Заявка
на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества
Территория            Белгородская область, город Старый Оскол
Номинация             Проба пера. Проза
Фамилия, имя, отчество автора  Мордовина Мария Дмитриевна
Число, месяц, и год рождения    20.06.1997
Образовательное учреждение    МБОУ «ООШ № 22»
Адрес ( с индексом ) образовательного учреждения  309511 Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Олимпийский, дом 34
Телефон, факс                  32-49-06
Название конкурсных работ    О чем говорит природа… (эссе)
Педагог                          Горбунова Надежда Степановна
Директор МБОУ «ООШ № 22»               Е.И. Боева

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Обида» речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет об обыкновенном хамстве. Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала очередь. И все это в присутствии крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти тети и дяди «плохие», они обидели ее папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. Как поступить ему? Может, промолчать, повернуться и уйти? Как говорится, лбом стену не прошибешь, только шишки себе набьешь. А этих людей словом не переубедишь. И продавщицу-грубиянку, и людей из очереди, поддержавших ее, особенно Чукалова.
Но ведь далеко не каждый человек сможет хотя бы внешне спокойно перенести обиду. Просто не сможет. Тогда, может быть, проще на грубость ответить грубостью, отвести душу и тут же забыть о случившемся? Как говорят в народе, когда не хватает слов, помогают выражения. Но опять-таки не каждый человек может опуститься до грубости и хамства. По своему складу Сашка не может этого. Но есть еще один аргумент – сила, к которому и решил обратиться Сашка Ермолаев. В данном случае этот аргумент – молоток. И только счастливая случайность, только вмешательство жены предотвратило катастрофу, иначе могло произойти непоправимое. В состоянии аффекта, не рассчитав силы, Сашка мог бы убить человека…
А это уже самое страшное. Как потом жить дальше, зная, что ты лишил жизни пусть и плохого, но человека.
Убить кого-то – это убить и большую часть своей души, самого себя. Что может быть труднее и страшнее жизни с постоянным ощущением своей вины, вечными угрызениями совести? Об этом страшно даже подумать. Так как же быть? Сам автор не дает однозначного ответа, но как бы между прочим говорит: «…Ведь мы сами расплодили хамов, сами… Никто нам их на парашютах не забросил…»
Значит, он оставляет решение на совести каждого из нас. А между тем беззаконие, произвол и хамство все умножаются. Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится как бы нормой поведения и общения. Если тебе спокойно, доброжелательно ответили, то ты воспринимаешь это не как норму, а как редкое и приятное исключение. И в этом мире зла все труднее жить каждому из нас и всем вместе. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: «Люди, что с нами происходит?». Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом быстром ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить истину: «Надо человеком быть». Быть человеком…

Контрольная работа по литературе (5 класс)

I вариант

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Ученика (цы) _______ Ф.И. ______________________________________________

  1. Задания для проверки знания содержания изученных произведений.

    1. Объедините в пары авторов и их произведения.

1.«Муму»

1.Толстой Л.Н.

2. «Бородино»

2.Тургенев И.С.

3. «Заколдованное место»

3.Гоголь Н.В.

4. «Крестьянские дети»

4.Лермонтов М.Ю.

5. «Кавказский пленник»

5.Некрасов Н.А.

__________________________________________________________________________

2.

В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?

Как звали женщину, которую полюбил Герасим?

Кем служил Герасим у барыни?

Куда ушёл Герасим после гибели Муму?

  1. Задания для проверки письменной монологической речи.

    1. Сочинение по картине. Опишите одну из иллюстраций учебника к повести «Заколдованное место».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания для проверки теоретико-литературных знаний.

    1. Что такое эпитет? Приведите примеры эпитетов из стихотворения «Крестьянские дети». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Что такое идея литературного произведения? Сформулируйте идею рассказа «Кавказский пленник».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы)

    1. Какие поступки Жилина достойны восхищения? (по рассказу «Кавказский пленник»).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по литературе (5 класс)

II вариант

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Ученика (цы) _______ Ф.И. ______________________________________________

  1. Задания для проверки знания содержания изученных произведений.

    1. Объедините в пары авторов и их произведения.

1.«Муму»

1. Лермонтов М.Ю.

2. «Бородино»

2.Тургенев И.С.

3. «Заколдованное место»

3.Гоголь Н.В.

4. «Крестьянские дети»

4. Толстой Л.Н.

5. «Кавказский пленник»

5.Некрасов Н.А.

__________________________________________________________________________

2.

Сколько раз в рассказе «Кавказский пленник» Жилин бежал из плена?

Кто и как помог ему бежать?

Куда поместили Жилина и Костылина после первого побега?

Какое слово повторял Жилин, попав к своим?

  1. Задания для проверки письменной монологической речи.

    1. Сочинение по картине. Опишите одну из иллюстраций учебника к стихотворению Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Задания для проверки теоретико-литературных знаний.

    1. Что такое сравнение? Приведите примеры сравнений из рассказа «Муму». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Что такое сюжет литературного произведения? Перечислите главные сюжетные эпизоды рассказа «Муму».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы)

    1. Что побуждало русских солдат на подвиг в Бородинском сражении? Объясните свою точку зрения. (по стихотворению «Бородино»).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПЕЦИФИКАЦИЯ

КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

5 класс

Контрольная работа №1

По творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

Вариант 1

1. Цель контрольной работы: определение уровня сформированности у обучающихся 5 класса следующих предметных и метапредметных умений:

— владение литературоведческой терминологией;

— определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

— извлечение необходимой информации из текста;

— установление причинно-следственных связей;

— понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2. Время выполнения контрольной работы: 80 минут

3. Условия проведения: при проведении контрольной работы обучающиеся используют тексты художественных произведений, иллюстрации учебника Литература. В 2-х частях

Авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин / Под ред. В. Я. Коровиной. Издательство «Просвещение»

4. Структура контрольной работы:

  • Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  • Контрольная работа состоит из 4-х частей:

1 часть предполагает проверку знания содержания изученных произведений, содержит два задания с кратким ответом.

2 часть нацелена на проверку письменной монологической речи. (Задание с развёрнутым ответом)

3 часть – задания на проверку теоретико-литературных знаний, задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

4 часть – задание на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменный ответ на проблемный вопрос)

 В Таблице 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

Таблица 1

Разделы

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Из русской литературы XIX-XXвеков

В Таблице 2 приведены элементы содержания контрольной работы по литературе

для 5 класса.

Таблица 2

Проверяемые элементы содержания

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Жанры сочинений

3

Художественная литература как искусство слова

4

Художественный образ

6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой

7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

8

Произведения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, изученные в 5 классе

Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным

разделам учебного предмета «Литература» представлено в Таблице 3

Таблица 3

Содержательные разделы

Кол-во заданий

Максимальный балл

Содержание текстов изученных произведений

2

9

Письменная монологическая речь (текст- описание)

Использование текста художественного произведения

1

8

Теоретико-литературные понятия

2

7

Создание текста-рассуждения в соответствии

с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

1

8

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи (часть2 +часть 4)

9

Итого:

6

41

Задания контрольной работы проверяют усвоение обучающимися учебного материала на базовом уровне сложности. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности показано в Таблице 4

Таблица 4

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

6

41

Итого

6

41

Система оценивания выполнения отдельных заданий

и контрольной работы в целом

За верное выполнение каждого задания части 1 работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие ноль баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания части 1 работы, – 9 баллов.

Критерии оценивания части 2. и 4.

Критерии оценивания

Баллы

Сочинение

Работа соответствует выбранной теме, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена

4

Работа соответствует теме и заданию, тема раскрыта глубоко, многосторонне, допущено одно искажение авторской позиции

3

Работа написана на заданную тему, Тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена

2

Сочинение написано на заданную тему, Тема раскрыта поверхностно, авторская позиция искажена

1

Тема не раскрыта

Использование текста художественного произведения

Текст привлечен на уровне анализа эпизодов, образов, микротем, деталей и т.п.

2

Текст привлечен на уровне пересказа

1

Текст не привлечен

Композиция сочинения

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения

2

Допущена одна — две логические ошибки, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей

1

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

Итого: 8 баллов

Критерии оценивания часть 3

Критерии оценивания

Баллы

Задание1.

Верно дано определение (эпитет,сравнение) теоретико-литературному понятию

1

Определение отсутствует или дано неверно

За каждый пример из текста 1 балл, но не более 3 баллов

3

Примеры отсутствуют

Задание 2.

Верно дано определение (идея произведения, сюжет) теоретико-литературному понятию

1

Сформулирована идея рассказа, перечислены главные эпизоды

2

Сформулирована идея, но допущена одна неточность, перечислены не все эпизоды рассказа

1

Идея рассказа не сформулирована или сформулирована неверно, эпизоды не перечислены

Итого:

7 баллов

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи

Грамотность

Орфографические нормы

Соблюдены орфографические нормы, нет орфографических ошибок

3

Допущено 1- 2ошибки

2

Допущено более 3-4 ошибок

1

Допущено более 4 ошибок

Пунктуационные нормы

Соблюдены пунктуационные нормы, нет пунктуационных ошибок или допущена 1 негрубая ошибка

2

Допущены 1-3 ошибки

1

Допущено более 3 ошибок

Языковые нормы

Соблюдены языковые нормы, нет грамматических ошибок

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

Речевые нормы

Соблюдены речевые норм, нет речевых ошибок или допущена 1 речевая ошибка

2

Допущены 2-3 ошибки

1

Допущено более 3 ошибок

Фактические ошибки отсутствуют

Допущена 1 ошибка

1

Итого:

9 баллов

Максимальное количество баллов за всю работу – 41 балла

Таблица перевода первичных баллов в школьные отметки

Отметка

Количество баллов

«5»

37-41

«4»

32-36

«3»

20- 31

«2»

0-19

    %25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25284%2529И ответы…1.      
Зачем
приехал к Шерер князь Василий Курагин и как           он держит себя?
 

1ffda8de26af953c84865f8cbc55ee0a

Вельможный князь Василий
Курагин приехал к Шерер, чтобы устроить сына (лучше обоих), то есть, чтобы
женить или выхлопотать выгодное место.

Князь Василий говорил
как человек, состаревшийся в свете: как актер говорит роль старой пьесы; князь
и не хотел, чтоб ему верили. Из-за покровительственных и любезных интонаций
сквозили равнодушие и даже насмешка. Князь Василий первым приехал в орденах и
звёздах, с светлым выражением плоского лица, то есть маска светского человека
для него естественна, как фрак или чины.

2.      
В
чём смысл сравнения салона Шерер с прядильной мастерской?

d21b4c343fbaaf7fbe7d104bf195982b

Толстой сравнивает салон Шерер с прядильной
мастерской, чтобы показать заданность, неестественность, механистичность и
неискренность высшего петербургского света.

3.      
Кто
и как проявляет себя в истории с мозаиковым портфелем?

d25d4c91ad3d4a4ec5727c3389593b48

В мазаиковом портфеле новое завещание старого графа Безухова. Победу
одержала Друбецкая, которая давно интуитивно почувствовала, что покровительство
молодому Безухову в будущем может обернуться огромными деньгами и другими
выгодами.

Княжны в борьбе за портфель не смогли до конца выдержать холодный светский
тон и показали своё истинное лицо, в то время как князь Василий, несмотря на то что
по старому завещанию был главным наследником огромного состояния старого графа
Безухова, смог сохранить лицо и не унизиться до скандала.

Молодой же Безухов, то есть Пьер, новый наследник несметного состояния,
почти ничего не заменил. Короче говоря, если бы не Анна Михайловна Друбецкая —
не видать Пьеру наследства!

4.      
Каковы
Тимохин и Тушин в быту и бою?
 

%25D0%2591%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%258F%2B%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25A2%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%2B%25D0%25A8%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B5.%2B%25D0%259D.%25D0%259D.%25D0%259A%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B8%25D0%25BD

Капитаны Тимохин и Тушин в быту люди
незаметные, даже маленькие, совсем не героические, но именно они, а не
мечтающий о славе князь Андрей спасают живую силу русской армии в Шенграбенском
сражении.

На войне Тушин и Тимохин просто делают
свое дело, забывая о смертельной угрозе.

По Толстому, именно так и выглядят герои
нового мира и новой войны.

5.      
Кто
прав в споре о чести: Ростов или его товарищи по полку?
 

23

По неписаной субординации, конечно, правы товарищи Ростова, хотя,
безусловно, Ростов тоже прав, так как Телянин бесчестный человек.

Ростов не может понять, как могут существовать две разные правды
одновременно, и в конце концов принимает правду чести полка.

6.      
Почему
ольмюцкий лагерь и императоры показаны глазами Николая Ростова?

images

Ольмюцкий лагерь, то есть ужасы лазарета, перемирие, неписаная субординация
показаны именно глазами Николая Ростова, так как он, добрый и честный малый,
верящий в справедливость и героизм, обожающий своего императора, наиболее ярко
может показать ужас и абсурдность всякой войны, не имеющей ничего общего с
жизнь человека.

Катастрофа в сознании Николая делает толстовскую оценку войны, так сказать,
более объективной.

7.      
Как
характеризует “отцов” и “детей” Курагиных их поведение в эпизодах женитьбы Пьера
и сватовства Анатоля?
 

images%2B%25281%2529

Сюжетно сначала Сватовство Курагина, затем Женитьба Пьера. Для Василия
Курагина сватовство к Марье Болонской — всего лишь возможность сбагрить
беспокойного дурака сына, который обходится в сорок тысяч в год.

Князю Василию наплевать на чувства Болконских и на чувства сына. В
разговоре со старым князем Болконским сразу видны корыстность князя Василия и
пустота Анатоля. Видимо, поэтому сватовство ничем не кончилось, кроме унижения
Болконских.

В эпизоде с женитьбой Пьера, когда речь идёт о миллионах, князь Василий
более настойчив: фактически он обманул Пьера лестью и хорошим отношением и
насильно женил на дочери.

8.      
Что
нового мы узнаём из сцены сватовства о старом князе Болконском и его дочери?
 

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25282%2529

Сватовство Курагина старый Болконский воспринял как оскорбление, велел
засыпать расчищенные в честь приезда высокого вельможи дороги, поссорился с
дочерью и несколько раз обидел ее.

Старый Болконский, конечно, понимает, что для его некрасивой Марьи это
выгодная партия, но все равно всеми силами старается не допустить этого брака:
Болконский, мезантроп и отшельник, не хочет породниться с новой знатью, к тому
же подсознательно он не хочет расставаться с дочерью.

Княжна Марья, конечно, втайне мечтает о женитьбе и материнстве, но считает
свою мечту неосуществимой. Как и другие женщины, она потрясена красотой Анатоля
и тем более не верит в возможность такого брака.

Увидев, как Анатоль обнимает м-ль Бурьен, княжна Марья великодушно желает счастья
влюбленным и отказывает красавцу Анатолию на радость отца.

9.      
Мечты
князя Андрея и небо Аустерлица

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25283%2529

Накануне Аустерлицкого сражения князь Андрей мечтает о славе, о людской
любви, о своем Тулоне, как он один спасет армию. Ради минуты славы, признается
себе князь Андрей, он даже готов пожертвовать здоровьем близких, отца и сестры,
не говоря уже о собственной жизни.

Перед лицом Бесконечного неба князь Андрей понимает, что все пустое, всё
обман: и его мечты о славе, и вся жизнь земная.

Лев Толстой с внучкой Таней, 1908 год

Дата съемки: 1908 год

  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс краткое содержание по главам
  • Сочинение по рассказу достоевского мальчики
  • Сочинение по рассказу детство краткое
  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс на тему почему владимир дубровский стал разбойником
  • Сочинение по рассказу дубровский 6 класс на тему владимир дубровский и маша троекурова