Сочинение по рассказу чудесный доктор

Основной темой в произведении является тема добра. в большом и жестоком мире порой трудно найти человека, которой не пройдет мимо
  • Основной темой в произведении является тема добра. В большом и жестоком мире порой трудно найти человека, которой не пройдет мимо чужой беды, не отмахнется и не закроет глаза на чужие несчастья. Профессор Пирогов оказался именно таким добрым и отзывчивым человеком, способным думать о других. Все его поступки по отношению к семье Мерцаловых абсолютно бескорыстны. Он искренне хочет помочь людям, попавшим в безвыходное положение. Именно поэтому он оставляет семье деньги на пропитание. При этом профессор не считает себя благодетелем, не гордится своим поступком. Он просто делает то, что велит ему его сердце.
    В «Чудесном докторе» доброта заключается как раз в бескорыстном желании помочь совершенно незнакомому человеку и получить от этого удовлетворение. Куприн показывает читателю, что важно быть добрым не только с родными, но и с незнакомцами, ведь возможно хороший поступок по отношению к страждущему изменит его жизнь в лучшую сторону и станет толчком для начала позитивных изменений.

    Чудесный доктор и жестокий мир

    Доброта в рассказе «Чудесный доктор» Куприна ассоциируется с образом профессора Пирогова. Человек не пожалел своего времени и личных средств, чтобы попытаться спасти от нищеты и голода посторонних людей. Этот доктор, обладая огромным человеколюбием и великодушием, по праву может считаться ангелом-хранителем семьи Мерцаловых.

  • Пирогов – единственный, кто откликнулся на трагедию Мерцаловых. Он выписал рецепт для лечения, он дал деньги. То есть он подарил мотивацию людям, которые уже отчаялись в борьбе с несправедливостью мира. Поэтому это деятельное сострадание – по-настоящему чудо. Для героев точно.
    По сути то, что делает доктор Пирогов – это маленькое дело, которое способен сделать каждый человек, поэтому это вряд ли можно было бы назвать чудом. Никакого волшебства тут действительно нет. Однако А.И. Куприн показывает поступок главного героя на фоне того бездушия и безразличия, которые царствовали в обществе. Писатель с сожалением показывает, что сострадать другим людям умеют не все, а только единицы. И именно поэтому помощь доктора становится для бедной семьи настоящим чудом.
    Но чудо – это не только деятельное сострадание. Возможно, для семьи достаточно было одного доброго слова, которое позволило бы им увидеть, что мир не так уж плох, как они думали. Сострадать можно и на словах, главное, чтобы это действительно помогло человеку.
    Но доктор Пирогов не просто подбадривает Мерцаловых словами, не только советует им никогда не падать духом, но и помогает им настоящим делом. Первое дело – выписывает рецепт на лекарства, которые помогут вылечить Машутку. Второе – советует врача, к которому нужно будет обратиться, причем он сказал, что лично договорится с этим врачом, чтобы семью обязательно приняли. Третье – дает деньги на еду и тепло в доме. Четвертое – незаметно ото всех оставляет еще денег, которые помогут подняться семье из бедности.
    И это деятельное чудо, которое совершил чудесный доктор, помогает семье улучшить свою ситуацию.
    Казалось бы, такие маленькие поступки, но они действительно на всю жизнь запомнились членам семьи Мерцаловых. Один из мальчиков, который и рассказал эту историю, не может вспоминать о докторе без слез на глазах, потому что он понимает значение его поступка.

  • ?
    О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
    А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…

  • «Чудесный доктор» А. И. Куприна рассказывает читателям об одном небольшом рождественском чуде, которое произошло в бедной семье Мерцаловых. Отец с матерью не знали, куда деть себя от горя и печали, когда у них умерла первая дочь. А когда сильно заболела и вторая, то они просто терзали себя каждую минуту. В их доме редко появлялось тепло, дров купить было не за что, не хватало даже нормальной еды. Когда последние надежды начали пропадать, отец случайно встречает в парке по пути домой одного человека, который с радостью согласился ему помочь. Именно благодаря этому человеку, доктору, Машенька смогла выздороветь. Он выходил ее, дал небольшую сумму на дрова и еду, и исчез.
    Кем был этот человек и как его звали? Почему именно он повстречался семье в эту столь сложную для них минуту, стало загадкой для отца, ведь он даже забыл обо всем его расспросить. А человек был русским хирургом – Н. И. Пироговым. Он не только смог подарить Маше надежду на лучшее будущее, но и на саму жизнь. Протянув свою бескорыстную руку помощи, он спас одну семью от страшного горя. Для семьи Мерцаловых это было настоящее рождественское чудо.
    Таких чудес хотелось бы побольше и в нашем времени, ведь каждый из нас заслуживает на счастье и маленькое чудо, и вовсе не обязательно под Рождество. Нужно быть добрым и человечным каждый день и тогда мир станет добрее. Человек должен испытывать чувство сострадания к близким и окружающим. Главное – быть уверенным в своих силах и не падать духом. Нужно протягивать руку помощи всем нуждающимся, ведь когда-то и мы можем стать ими.

  • О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
    А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…
    Меня, как читателя, не столько пугают злоключения семьи Мерцаловых,
    сколько равнодушие и черствость окружающих людей. Ведь они же не одни
    на целом свете. Но все остальные поглощены своими делами, и никому нет
    дела до того, что рядом кто-то страдает. Наверняка, рядом с Мерцаловыми
    были вполне достойные и добрые люди, как это бывает всегда. Но по какой-
    то причине эти люди не видели, как страдали от голода мальчишки Володя и
    Гриша, с каким восторгом они наблюдали за яствами за стеклом магазина, как
    страдала Елизавета Ивановна, когда один ребенок умер, а другой вот-вот готов
    был отправиться вслед за ним. Однако иногда случается чудо. Ведь именно
    настоящим чудом можно назвать встречу Мерцалова, готового покончить с
    жизнью, чтобы прекратить этот кошмар, и профессора Пирогова.
    Пожилой незнакомец, который оказался доктором, также спешил по своим делам.
    Он приобрел подарки знакомым детям, о чем простодушно рассказал случайному
    прохожему, которым оказался Мерцалов. И тот в ярости от того, что другие
    живут совершенно иной жизнью, чем он и его семья, рассказал обо всех своих
    злоключениях.
    Доктор, как и все остальные, мог бы спокойно уйти по своим делам, но он этого
    не сделал. Он оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство
    окружающих. Эта история внушает надежду на то, что в самых критических
    ситуациях рядом окажется кто-то, кто сможет помочь. В сущности, чудесный
    доктор не сделал для семьи Мерцаловых ничего особенного. Он просто пришел
    на помощь в трудную минуту… Но на самом деле именно встреча доктора и
    Мерцалова привела к заметным изменениям в судьбе целой семьи. Сначала
    Мерцаловы получили лекарство, которое выписал им незнакомый доктор «по
    рецепту профессора Пирогова», а также несколько крупных кредитных билетов.

  • Пройти мимо чужой беды или помочь близким, безразлично созерцать горе, проблемы вокруг, думая только о себе или попытаться сделать мир лучше, подарить надежду, проявить сострадание – это личный выбор каждого человека, зависящий от него самого. В литературе много примеров равнодушных героев-эгоистов, но гораздо больше персонажей стремящихся разделить радости и горе окружающих, дающих людям теплоту своей души. Сочувствие, сострадание помогают нам стать добрее, сделать жизнь светлее и лучше.
    Сочувствие, спасшее жизнь людей описана А. Куприным в рассказе “Чудесный доктор”. Доктор не прошёл мимо беды, откликнулся на чужое горе. Он спас не только умирающего ребёнка, а всю семью Мерцаловых сделал счастливой, кардинально изменив судьбу чужих ему людей. Главная мысль рассказа “Чудесный доктор” – в каждой жизни есть место “чуду”,”мир не без добрых людей.”Не стоит отчаиваться, всегда найдутся сострадательные люди с большим сердцем, которые придут на помощь в самых сложных жизненных ситуациях. Куприн использует прием противопоставления, антитезы, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых. Роскошным, ярким и богатым витринам он противопоставляет нищенскую, подвальную и убогую картину жилища, гастрономическое изобилие-запаху нищеты. Противопоставление мира сытости и равнодушия, миру голода и отчаяния. Автору легко удаётся показать бедность семьи на фоне благополучия окружающих.
    Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди, как доктор Пирогов живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду.”Всякая помощь хороша вовремя” и жизнь дана на добрые дела, неравнодушные люди никогда не пройдут мимо чужой беды.
    Создавая образы различных людей в своих произведениях, Куприн призывает нас быть более внимательными, добрыми к окружающим, проявлять сострадание и отзывчивость к ближним, не оставаться равнодушными к страданиям людей. Тогда наша жизнь наполнится особым смыслом, а мир станет добрее и прекраснее.

  • ?
    О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
    А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…

  • Ответ оставил Гость
    ?
    О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
    А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…

  • В рассказе “Чудесный доктор” Куприна семья Мерцаловых оказывается в тяжелой жизненной ситуации. Отец заболел и потерял работу, его семья, жена и трое детей ведут жизнь впроголодь в какой-то мрачной каморке и у них нет никакой надежды на улучшение ситуации.
    Бывший начальник Мерцалова, работника ответственного и когда-то бывшего на хорошем счету, легко отворачивается от больного подчиненного, не желая даже выслушивать просьбы о помощи. Мир богатых и сытых людей оказывается поразительно единодушно равнодушен к страдальцам и казалось бы помощи уже ждать не от кого.
    И тут светлым ангелом на скамейку опускается простой человек в калошах и меховом пальто и отчаявшейся, мечтающий о самоубийстве Мерцалов вдруг узнает, что есть оказывается в мире и доброта и отзывчивость. Ангел в калошах оказывается известным хирургом Пироговым, который выслушав трагическую историю Мерцаловых решает помочь им. Он осматривает больную девочку, выписывает рецепт, оставляет денег и совершает тот самый чудесные переворот в судьбе Мерцаловых, который позволяет им вновь встать на ноги.
    Этот рассказ утверждает нам, что если и есть вокруг нас равнодушие, то конечно существует и отзывчивость. И если равнодушие вызывает в нас отвращение, то отзывчивость заставляет сжиматься сердце и наворачиваться на глаза слезы, ведь отзывчивость – это одно из самых светлых и благородных чувств.

  • Ребенок написал сочинение-рассуждение на тему “Милосердие” в 6 классе по рассказу “Чудесный доктор”. Оценку получил за него 3 с двойным коэффициентом. Подошел к учителю, она сказала, что это пересказ, а не рассуждение. Может быть есть спецы на форуме, что с ним не так? Я последние модные веяния в сочинениях не могу понять совсем, хотя, вроде школу с золотой медалью закончила )
    Ниже привожу текст написанного.
    Милосердие – это доброта, умение сердцем почувствовать чужую боль и делами облегчить ее.
    В рассказе Куприна “Чудесный доктор” тема милосердия показана с разных сторон”.
    Например, отсутствием милосердия” пронизано все окружение Мерцалова. В их страшнейшей ситуации, когда одна дочь уже умерла, вторая тяжело болела, им нечего было есть и чем топить каморку. “Мерцалов обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь повсюду”. Но никто не проявил и капли сочувствия и жалости “но все отоваривались или праздничными хлопотами или неимением денег”.
    В тоже время абсолютно незнакомый человек, который оказался еще и доктор услышал боль Мерцалова, не отмахнулся от него, а сказал: “Может быть вместе придумаем что-нибудь для вас”. Он выписал лечение Машутке, дал денег купить еды и оставил несколько крупных кредитных билетов.
    Доктор оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство окружающих.
    Как следует из рассказа именно проявленное милосердие способно сотворить чудо. Именно проявление Пирогова к семье Мерцаловых привело к счастливым изменением всей семьи.

  • С самого начала мы сталкиваемся с социальной проблемой
    малоимущих семей, голодных детей, проблемой взрослых
    трудоустроиться, найти свою социальную нишу.
    Это проблема противопоставление двух разных миров,
    существующих в одно время и в одном месте.
    Прежде всего, это проблема любви к ближнему,
    которая решается в рассказе в позитивном
    гуманном ключе.
    Благотворительность, милосердие… Трудно представить
    себе, что этого просто нет.
    Чудесный доктор Пирогов является ярким примером
    благотворительности и человеческого милосердия.
    Рассказ А. И. Куприна доказывает, что один единственный
    случай в жизни человека может так повлиять на
    дальнейшую судьбу.
    Поступок доктора Пирогова может служить примером
    благородства, человеческой доброты.
    Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым.
    Несчастный отец не предполагает, кто перед ним.
    Слова “незнакомец”, “доктор”, “профессор Пирогов”
    возникают попутно при описании событий.
    Каждое новое определение постепенно знакомит
    нас с каким-то новым качеством героя.
    Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, “незнакомец”,
    немного спустя уже “доктор”, и, наконец,
    мы узнаем, какой доктор: “профессор Пирогов”.
    Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем,
    добром и заботливом докторе, которые всегда
    были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить
    фамилию в заголовок.
    При таком названии рассказа все, кому помогали
    “чудесные доктора”, и кто считал себя таким доктором,
    могли отнести название рассказа к событиям своей жизни.
    Главное в рассказе А. Куприна, состоит в том, что чудо
    сострадания, милосердия, помощи человеку,
    должно стать “обыкновенным чудом” для каждого
    совестливого человека.

  • О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений — рассказ
    А. И. КупринА «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ КупринА основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…
    Меня, как читателя, не столько пугают злоключения семьи Мерцаловых,
    сколько равнодушие и черствость окружающих людей. Ведь они же не одни
    на целом свете. Но все остальные поглощены своими делами, и никому нет
    дела до того, что рядом кто-то страдает. Наверняка, рядом с Мерцаловыми
    были вполне достойные и…
    добрые люди, как это бывает всегда. Но по какой-
    то причине эти люди не видели, как страдали от голода мальчишки Володя и
    Гриша, с каким восторгом они наблюдали за яствами за стеклом магазина, как
    страдала Елизавета Ивановна, когда один ребенок умер, а другой вот-вот готов
    был отправиться вслед за ним. Однако иногда случается чудо. Ведь именно
    настоящим чудом можно назвать встречу Мерцалова, готового покончить с
    жизнью, чтобы прекратить этот кошмар, и профессора Пирогова.
    Пожилой незнакомец, который оказался доктором, также спешил по своим делам.
    Он приобрел подарки знакомым детям, о чем простодушно рассказал случайному
    прохожему, которым оказался Мерцалов. И тот в ярости от того, что другие
    живут совершенно иной жизнью, чем он и его семья, рассказал обо всех своих
    злоключениях.
    Доктор, как и все остальные, мог бы спокойно уйти по своим делам, но он этого
    не сделал. Он оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство
    окружающих. Эта история внушает надежду на то, что в самых критических
    ситуациях рядом окажется кто-то, кто сможет помочь. В сущности, чудесный
    доктор не сделал для семьи Мерцаловых ничего особенного. Он просто пришел
    на помощь в трудную минуту… Но на самом деле именно встреча доктора и
    Мерцалова привела к заметным изменениям в судьбе целой семьи. Сначала
    Мерцаловы получили лекарство, которое выписал им незнакомый доктор «по
    рецепту профессора Пирогова», а также несколько крупных кредитных билетов.
    Если вдуматься, то на месте доктора мог оказаться любой человек, в чьем сердце
    есть хоть капля милосердия. Но, увы, люди равнодушно относились к страданиям
    других.
    Рассказ КупринА «Чудесный доктор очень правдоподобен, в нем много
    реалистичных деталей. Жанр рассказа привычен для КупринА. Этот писатель
    донес до нас атмосферу конца 19 века, благодаря его произведениям мы
    лучше понимаем прошлое своей страны. О КупринЕ часто говорят как о
    мастере «малых» форм прозы. И на самом деле, произведением малого объема
    писателю удается много сказать… Невозможно остаться равнодушным к тому, о
    чем мы узнаем со страниц произведений КупринА.

  • Задания к рассказу А. И. Куприна
    «Чудесный доктор» (6 класс)

    Вопросы к вступительной статье из
    учебника о биографии Куприна Александра Ивановича (1870 — 1938)

    № 1. В чем, по мнению литературоведа О. Н. Михайлова,
    заключается главная особенность таланта А. И. Куприна?

    — По мнению литературоведа О. Н. Михайлова, главная
    особенность таланта А. И. Куприна — доброта: все произведения писателя
    пропитаны добротой ко всему живому.

    № 2. Где прошло детство А. И. Куприна?

    — Детство А. И. Куприна прошло в Москве.

    № 3. Какие учебные заведения окончил А. И. Куприн?

    — А. И. Куприн окончил сиротский пансион, кадетский
    корпус, юнкерское училище.

    № 4. Где служил А. И. Куприн после окончания
    юнкерского училища?

    — После окончания юнкерского училища А. И. Куприн
    служил младшим офицером в отдаленных гарнизонах.

    № 5. В каком году А. И. Куприн выходит в отставку?

    — А. И. Куприн выходит в отставку в 1894 году.

    № 6. Какая из профессий А. И. Куприна сыграла для него
    наибольшую роль?

    — Наибольшую роль для А. И. Куприна сыграла профессия
    журналиста, газетного репортера.

    № 7. Где и когда был впервые опубликован рассказ А. И.
    Куприна «Чудесный доктор»? Какой у него был подзаголовок?

    — Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» был впервые
    опубликован в газете «Киевское слово» в 1897 году.

    — У рассказа был подзаголовок «Истинное происшествие».

    Задание № 1: по
    цитате определите, о каком герое из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
    идет речь:

    № 1. «Теперь
    он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков…».

    — Мерцалов Григорий Емельянович.

    № 2.
    «…лежала на постели …, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки».

    — Мерцалова Елизавета Ивановна.

    № 3. «…уже
    более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой…».

    — Гриша и Володя Мерцаловы.

    № 4. «…девочка лет
    семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно…».

    — Маша Мерцалова.

    № 5.
    «Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя
    лицом…».

    — Мерцалова Елизавета Ивановна.

    № 6. «…принялись
    неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая
    от жестокой стужи».

    — Гриша и Володя Мерцаловы.

    № 7. «…шумно
    вытер нос рукавом своего пальто, переделанного из старого ватного халата».

    — Гриша Мерцалов.

    № 8.
    «…сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из
    записной книжки».

    — Пирогов Николай Иванович.

    № 9.
    «Вытащив наконец … измятый конверт, он положил его на стол…».

    — Гриша Мерцалов.

    № 10. «Он
    был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош».

    — Мерцалов.

    № 11. «А
    Володьку даже по затылку ударил».

    — Швейцар в доме бывшего начальника
    Мерцалова.

    № 12. «…его
    место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц,
    занято уже другим…».

    — Мерцалов.

    № 13.
    «…приходилось … ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно
    стирала белье».

    — Мерцалова Елизавета Ивановна.

    № 14.
    «Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове».

    — Мерцалов.

    № 15. «…старик
    … небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах…».

    — Пирогов Николай Иванович – чудесный
    доктор для семьи Мерцаловых.

    № 16.
    «…заболел брюшным тифом…».

    — Мерцалов.

    № 17. «… в
    сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».

    — Мерцалов Гриша.

    № 18. «Его
    руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг
    десен…».

    — Мерцалов.

    Задание № 2: расположите
    события №№ 1 — 12 из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» в верной
    последовательности:

    Ключ:

    Буква-соответствие

    Цитата

    1

    Е

    Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около
    тридцати тому назад…

    2

    А

    …двое мальчуганов, стоящих перед … окном гастрономического
    магазина, принялись неудержимо хохотать…

    3

    И

    Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье.

    4

    Ж

    Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и
    без калош.

    5

    В

    Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два
    раза.

    6

    Л

    Машинально
    он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип…, опустился на низкую
    садовую скамейку.

    7

    Г

    Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в
    сторону Мерцалова…

    8

    К

    Старик
    … сказал дружелюбно, но серьезным тоном: «Подождите… не волнуйтесь!»

    9

    Б

    Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал.

    10

    М

    Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки…

    11

    З

    Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в
    коридоре…

    12

    Д

    Когда
    он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем … лежало несколько
    крупных кредитных билетов…

    Задание № 3: объясните значение
    следующих слов из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», используя «Материал
    для справок»:

    Ключ:

    Слово

    Буква-соответствие

    Лексическое значение слова

    1

    гастрономический

    Г

    общее
    название высококачественных пищевых продуктов

    2

    окорок

    А

    лопаточная
    часть туши свиньи, барана и некоторых других животных

    3

    рысак

    Н

    лошадь
    рысистой породы

    4

    полозья

    Б

    нижняя
    часть саней в виде загнутой спереди деревянной полосы, нижняя поверхность
    которой скользит по снегу

    5

    отрёпки

    З

    изношенная
    и разорванная одежда, лохмотья

    6

    чад

    Д

    едкий,
    удушливый дым от сырых дров, недогоревшего угля и т. п.

    7

    швейцар

    В

    сторож
    у дверей в подъездах ресторанов, учреждений и жилых домов

    8

    промозглый

    И

    пронизывающе
    холодный и сырой

    9

    неистовый

    М

    чрезвычайно
    сильный в своем проявлении

    10

    войлочный

    К

    сделанный
    из валяной шерсти

    11

    тиф

    О

    острое
    инфекционное заболевание

    12

    подённый

    Л

    оплачиваемый
    по количеству проработанных дней

    13

    патрон

    П

    глава,
    хозяин

    14

    сюртук

    Е

    мужская
    верхняя двубортная одежда с длинными пóлами

    15

    сочельник

    Ж

    канун
    церковных праздников — Рождества и Крещения

    Задания к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» (6
    класс)

    Вопросы к вступительной статье из учебника о биографии
    Куприна Александра Ивановича (1870 — 1938)


    1.
    В чем,
    по мнению литературоведа О. Н. Михайлова, заключается главная особенность
    таланта А. И. Куприна? № 2. Где прошло детство А. И. Куприна? № 3.
    Какие учебные заведения окончил А. И. Куприн? № 4. Где служил А. И.
    Куприн после окончания юнкерского училища? № 5. В каком году А. И. Куприн
    выходит в отставку? № 6. Какая из профессий А. И. Куприна сыграла для
    него наибольшую роль? № 7. Где и когда был впервые опубликован рассказ
    А. И. Куприна «Чудесный доктор»? Какой у него был подзаголовок?

    Задание
    № 1:
    по
    цитате определите, о каком герое из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
    идет речь:

    № 1. «Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном
    из банков…». № 2. «…лежала на постели …, зарывшись лицом в грязные,
    замаслившиеся подушки». № 3. «…уже более пяти минут торчали перед этой
    великолепной выставкой…».

    4.
    «…девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и
    затруднительно…». № 5. «Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым,
    точно почерневшим от горя лицом…».
    № 6. «…принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но
    невольно приплясывая от жестокой стужи». № 7. «…шумно вытер нос рукавом
    своего пальто, переделанного из старого ватного халата». № 8. «…сидел за
    столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки».
    № 9. «Вытащив наконец … измятый конверт, он положил его на стол…».
    10.
    «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош». № 11. «А
    Володьку даже по затылку ударил». № 12. «…его место, скромное место
    управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим…».
    13.
    «…приходилось … ходить почти на другой конец города в дом, где она
    поденно стирала белье». № 14. «Мысль о самоубийстве совершенно ясно
    встала в его голове». № 15. «…старик … небольшого роста, в теплой шапке,
    меховом пальто и высоких калошах…». № 16. «…заболел брюшным тифом…».
    17.
    «… в сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».
    18.
    «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли
    вокруг десен…».

    Задание
    № 2:
    расположите
    события №№ 1 — 12 из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» в верной последовательности:

    (А) …двое
    мальчуганов, стоящих перед … окном гастрономического магазина, принялись
    неудержимо хохотать… (Б) Минут через десять Мерцалов и доктор уже
    входили в подвал. (В) Просить милостыни? Он уже попробовал это средство
    сегодня два раза. (Г) Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто
    повернул в сторону Мерцалова… (Д) Когда он возвратился, его ожидал
    сюрприз: под чайным блюдцем … лежало несколько крупных кредитных билетов… (Е)
    Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому
    назад… (Ж) Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной
    шляпе и без калош. (З) Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже
    был в коридоре… (И) Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. (К)
    Старик … сказал дружелюбно, но серьезным тоном: «Подождите… не волнуйтесь!» (Л)
    Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип…, опустился на
    низкую садовую скамейку. (М) Доктор сидел за столом и что-то писал на
    клочке бумажки…

    Задание
    № 3:
    объясните
    значение следующих слов из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», используя
    «Материал для справок»:

    (1) Гастрономический, (2)
    окорок, (3) рысак, (4) полозья, (5) отрёпки, (6)
    чад, (7) швейцар, (8) промозглый, (9) неистовый, (10)
    войлочный, (11) тиф, (12) подённый, (13) патрон, (14)
    сюртук, (15) сочельник.

    Материал для справок: (А) лопаточная часть туши
    свиньи, барана и некоторых других животных, (Б) нижняя часть саней в
    виде загнутой спереди деревянной полосы, нижняя поверхность которой скользит по
    снегу, (В) сторож у дверей в подъездах ресторанов, учреждений и жилых домов,
    (Г) общее название высококачественных пищевых продуктов, (Д)
    едкий, удушливый дым от сырых дров, недогоревшего угля и т. п., (Е)
    мужская верхняя двубортная одежда с длинными пóлами, (Ж) канун церковных
    праздников — Рождества и Крещения, (З) изношенная и разорванная одежда,
    лохмотья, (И) пронизывающе холодный и сырой, (К) сделанный из
    валяной шерсти, (Л) оплачиваемый по количеству проработанных дней, (М)
    чрезвычайно сильный в своем проявлении, (Н) лошадь рысистой породы, (О)
    острое инфекционное заболевание, (П) глава, хозяин.

    Урок  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

    Форма проведения: урок – размышление.

    Цели урока:

    ● Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.

    ● Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.

    ● Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры пятиклассников.

    Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.

    Средства реализации методической цели: совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания, полилог.

    Формируемые универсальные учебные действия

    ● Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.

    ● Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.

    ● Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.

    ● Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

    Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”, листы самооценки.

    Предварительная подготовка к уроку:

    1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.

    2. Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту.

    3. Найти в толковом словаре лексическое значение слова “милосердие”.

    4. Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их (групповое творческое задание).

    5. Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).

    6. Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).

    7. Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).

    8. Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание).

    Ход учебного занятия

    I. Мотивационно-установочный этап

    1. Вступительное слово учителя.

    Слова умеют плакать и смеяться,

    Приказывать, молить и заклинать,

    И, словно сердце, кровью обливаться,

    И равнодушно холодом дышать.

    Призывом стать, и отзывом, и зовом

    Способно слово, изменяя лад.

    И проклинают, и клянутся словом,

    Напутствуют, чернят, благословят

    Я. Козловский

    Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.

    Объявление темы урока.

    Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то. Во что мы будем глубоко вникать сегодня?

    2. Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

    Формулирование целей урока для обучающихся:

    Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

    Оценить поступки героев;

    Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;

    Развивать устную речь;

    Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;

    Представить результаты индивидуальной и групповой работы.

    3. Знакомство с планом предстоящей работы.

    Работать над содержанием рассказа “Чудесный доктор” мы будем по плану

    План урока

    1. Знакомимся с писателем А.И. Куприным

    2. Наблюдаем. Анализируем. Размышляем

    3. Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы

    4. Оцениваем свою учебную деятельность на уроке

    5. Определение критериев самооценки деятельности (Приложение 1).

    II. Организационно-деятельностный этап

    “Добрый талант…” Знакомство с писателем.

    Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя (Приложение 2).

    Наблюдаем. Анализируем. Размышляем.

    Наш сегодняшний урок – размышление. А.С. Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное — совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

    Беседа по содержанию прочитанного

    ● Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?

    (Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).

    ● Подберите синонимы к слову “чудесный”.

    (Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).

    ● Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?

    (Слово “чудесный” — производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо — это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа).

    ● Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?

    (События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей).

    ● Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?

    (Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда).

    ● Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.

    (“… сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки…”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам…”).

    Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.

    Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):

    1. Перед окном гастрономического магазина

    2. В подземелье у Мерцаловых

    3. Встреча в саду

    4. Доктор принес в дом свет и надежду

    5. Перемены в жизни семьи Мерцаловых

    ● Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание)

    ● Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.

    (Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова).

    ● Как случилось, что семья попала в беду?

    ● Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

    ● Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”.

    ● “Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?

    (“Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах”).

    ● “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?

    (Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).

    ● “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед… Он уже хотел… исполнить свое страшное намерение…”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?

    (Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “… бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).

    ● Что его остановило?

    (Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).

    ● Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?

    ● Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?

    (“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).

    ● Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).

    ● Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?

    (Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).

    ● Что последовало за этим?

    (Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).

    ● Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.

    ● Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

    ● Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.

    ● Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

    (Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).

    ● Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

    (“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).

    ● Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?

    (Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу).

    Фамилия “чудесного доктора” — Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).

    Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

    Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).

    “Наш вернисаж” (творческие задания: защита иллюстраций к рассказу).

    III. Контрольно-регулировочный этап

    1. Что означает слово “милосердие”?

    (Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).

    2. Формулирование основных мыслей урока с помощью высказываний русских писателей на тему “Добро и милосердие”. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

    ● “Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)

    ● “Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)

    ● “Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)

    ● “Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)

    IV. Рефлексивно-оценочный этап

    Реализован ли план урока?

    Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).

    Стихотворение В. Сергеева как прием “яркое пятно”:

    Спешите стать терпимей и добрей

    И отдавать спешите научиться,

    Чтобы потом у запертых дверей,

    Когда окончен пир, не очутиться.

    Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!

    Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.

    Итоговая творческая работа (домашнее задание).

    Напишите сочинение на одну из тем:

    1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?

    2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “… главное – не падайте никогда духом”?

    3. В какие чудеса следует верить людям?

  • Сочинение по ревизору 8 класс
  • Сочинение по рассказу холодная осень
  • Сочинение по рассказу человек на часах
  • Сочинение по рассказу тургенева бежин луг 6 класс по литературе
  • Сочинение по рассказу хвостик астафьев 11 класс