Сочинение по рассказу белогрудка астафьев

Виктор петрович астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. наиболее известным из них является рассказ конь

Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

История создания 

История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении. 

Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон». 

Жанр и направление 

Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии. 

Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях. 

Композиция 

Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука. 

Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность. 

Суть

С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты. 

Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили. 

На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек. 

Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался. 
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека. 
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Темы

Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно: 

  1. Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
  2. Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
  3. Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
  4. Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
  5. Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.

Проблемы 

Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

  1. Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке. 
  2. Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
  3. Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.

Основная идея 

Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

Чему учит?

Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир. 

Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

Автор: Виктория Комарова

Открытый урок литературы в 5 классе по теме:

«Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»».

Учитель русского языка

и литературы:

Кузнецова Нина Ивановна

Цель урока: через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру

Задачи:

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • формирование нравственно-этических представлений в ходе выявления главной идеи рассказа.

Планируемые результаты:

предметные: создать условия для глубокого понимания пятиклассниками сюжета и проблематики рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка»; помочь им понять особенности мира природы и человека, созданного В.П.Астафьевым; учить ориентироваться в структуре текста художественного произведения и создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

личностные: оказывать помощь в освоении художественного культурного наследия своей страны; воспитывать уважение к ценностям; развивать потребность в самовыражении и самореализации; учить вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

регулятивные УУД — освоение навыков анализа условий достижения познавательной цели; умение планировать пути ее достижения, контролировать свое время; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;

коммуникативные УУД — формирование умения работать в группе, учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и аргументировать его; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД — освоение навыков выстраивания логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; развитие умения объяснять выявленные в процессе чтения художественного текста явления, процессы, связи и отношения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Оборудование:

  • рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»;

  • раздаточный материал:

— рабочие листы разных цветов для групповой работы,

— смайлики из цветной бумаги для самооценки деятельности;

  • рисунки учащихся;

  • слайдовая презентация.

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя:

  • Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада Вас всех приветствовать на сегодняшнем уроке литературы.

  • С каким настроением вы пришли на урок? Выберите смайлик, соответствующий Вашему настроению (или у каждого учащегося на парте лежит по 2 рисунка: изображение тучки и солнышка. Ученики поднимают один из рисунков, который соответствует их настроению).

  • Спасибо. И у меня хорошее настроение. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих умом, сообразительностью и чутким сердцем. Приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.

  • Очень надеюсь, что работа на уроке будет плодотворной, а настроение не изменится в худшую сторону.

  • Ребята, проверим готовность к уроку. Все на месте? Что находится у нас на столах?

  • Сегодня на уроке вместо рабочей тетради мы будем использовать рабочие листы. Они у вас на партах. Подпишите их, пожалуйста.

(оформление рабочих листов).

2.Постановка учебной задачи.

  • Какое задание Вы получили к сегодняшнему уроку?(прочитать рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»).

  • Все справились с предложенным заданием?

  • Давайте подумаем, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?

  • Правильно, сегодня мы будем говорить о рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка». Давайте попробуем из ключевых слов, представленных на слайде, сформулировать тему урока(слайд №1)

И вот так звучит тема нашего урока: «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»» (слайд №2). Запишите ее в рабочих листах.

  • Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(познакомиться с художественными особенностями рассказа, поговорить о взаимоотношениях человека и природы)».

Через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать

умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру

  • Скажите, а каковы задачи урока?

-проанализировать рассказ В.А. «Белогрудка»,

-понять, что хотел автор донести своим рассказом до читателя,

-понять, как взаимодействуют природа и человек.(слайд №3)

  • Как же мы будем достигать поставленных целей? Как будет построен наш урок?

( будем анализировать рассказ, отвечать на вопросы).

  • Согласна.И вот девиз нашего урока: «Наблюдать, находить, анализировать, слушать, думать, доказывать, запоминать» (слайд №4).

  • Перед началом нашей работы с текстом я хотела бы обратить Ваше внимание на строки из стихотворения словацкого поэта Павола Гнездослава:

«Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».

  • О чем нам говорят данные строки?

  • О каких взаимоотношениях они нам поведали?

  • Тема нашего сегодняшнего урока связана со взаимоотношениями человека и природы. Как человек может относиться к природе и чем природа может ответить ему?

  • Мы сейчас поставили с вами ПРОБЛЕМУ. На этот проблемный вопрос нам и нужно будет ответить в течение урока. В конце урока вам необходимо будет составить рекомендации по общению с природой для своих сверстников и взрослых.

  • А также в конце нашего с вами урока мы постараемся ответить на непростой вопрос: «В чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова?»

3.Организация деятельности по восприятию рассказа.

  • Виктор Астафьев (посмотрите на его портрет) — это писатель, человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Писал книги не только для взрослых, но и для детей. Проблема защиты природы является главной в творчестве В.П.Астафьева. В его произведениях изображена жизнь природы, отношения человека с природой. И самым большим злом В.Астафьев считал отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».

  • Поделитесь своими чувствами, которые у вас возникли при прочтении рассказа «Белогрудка».

  • Легко ли было его читать? Почему?

  • Прочитайте, пожалуйста, план рассказа, который вы составили дома.

(Зачитывание 2-3 своих планов рассказа учащимися (остальные сдают работы учителю).

Варианты работы с планами: 1. Рецензия планов; 2.Сравнить планы у учащихся; 3. Оценивание планов и др.

4.Изучение нового материала

а) анализ начала рассказа

Итак, обратимся к началу рассказа и проследим взаимоотношения человека и природы.

  • Где происходят действия рассказа?

  • Прочитайте описание косогора. Какое средство выразительности использует автор, описывая косогор?

  • Расскажите о растениях этого густолесья. Как и от кого они защищали своих жильцов?

  • Кто в этом густолесье главные жители? Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему?

  • Лес надёжно хранит своих жильцов от «худого глаза и загребущих рук». Кого имеет в виду автор? А почему такое нелестное мнение о людях?

  • Кого автор называет Белогрудкой?

  • Посмотрите на слайд — вот героиня нашего рассказа! Это куница-зверек, размером с кошку, с ценным серо-коричневым мехом, с белым пятном на груди. Зоологи таких куниц называют каменистыми куницами — белодушками.

  • Ребята, давайте послушаем сообщение о белогрудой кунице. Его подготовила для нас Стручаева Настя, получив индивидуальное задание.

Сообщение ученика о белогрудой кунице

КУНИЦА — это стройное животное средних размеров: длина тела от 38 до 58 см, вес около полутора килограммов. Хвост составляет около половины длины тела. Когти очень острые, изогнутые, что связано с преимущественно древесным образом жизни. Голова невелика, с заостренной мордочкой. Общий тон окраски зимнего меха рыжевато-каштановый. На горле и нижней поверхности шеи — крупное светлое пятно с резкими границами. Летом и осенью зверьки укрываются чаще всего в дуплах старых деревьев — дуба, осины, кедра, пихты. Дупло обычно расположено на высоте от 2 до 5 метров над землей. Куница — всеядный хищник. Основу питания составляют мышевидные грызуны, часто охотится на белку, лазая по дуплам, она добывает мелких птиц — поползней, дятлов, синиц, соек, также она любительница и пчелиного мёда. Особое место в питании лесной куницы занимают ягоды и плоды. На охоту она выходит чаще всего вечером и ночью. Детёныши куницы рождаются в конце марта—апреле, числом чаще от 3 до 5. Хотятся за куницей ради ценного меха. Чрезмерный промысел этого пушного зверя привел к его исчезновению из многих мест, но принятые в последние десятилетия меры охраны — частичный, а местами и полный запрет охоты — помогли восстановить население лесной белогрудой куницы почти в полном объёме.

  • Почему Белогрудка поселилась в «густолесье»? Почему она выбрала этот косогор?

  • Почему Белогрудке были противны запахи деревни? – Раскройте значение эпитета «противные запахи деревни» (чужие, опасные, неприятные).

  • Почему при приближении человека она пулей «вонзалась в лесную глушь»? Что означает метафора «пулей вонзалась» (Стремительно скрывалась, чувствуя опасность, мчалась со всех ног, молниеносно скрывалась).

  • Она жила как обычный зверёк, никому не мешала. Не зря автор называет ее самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось. Что произошло?

  • Какими были котята? С чем сравнивает их автор?

  • Какой матерью была Белогрудка? (старательной). Найдите в тексте и зачитайте строки, которые рассказывают об отношении Белогрудки к кунятам.

  • Наносила ли Белогрудка вред человеку в начале рассказа?

  • Вывод: В данном фрагменте нам представлен мир природы, это жизнь, скрытая от наших глаз. Природа, животный мир прекрасны и полны тайн. Человек находится по соседству с природой, он противопоставлен ей, враждебен, потому что часто вторгается в мир природы, не думая о последствиях.

Мы продолжаем анализ рассказа, работая в группах.

в) работа в группах «Анализ рассказа «Белогрудка».

Каждая группа получает задание: у каждой группы свой отрывок из рассказа «Белогрудка», который необходимо проанализировать, ответив на вопросы и выполнив соответствующие задания. Кроме того, необходимо ответить на главный проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Затем мы заслушаем спикеров каждой группы. Ответив на проблемный вопрос, Вы должны составить советы или рекомендации своим сверстникам: «Как жить в согласии с природой». Бланк данных советов также вы найдете в рабочих материалах группы. Итак, ваша задача — ответить на вопрос, поставленный в начале урока, составить советы или рекомендации сверстникам. Время на выполнение задание -10 минут. Удачной работы!

Задание группе №1 «Если б я могла кричать..» — анализ эпизода «Потеря детенышей»

Задание группе №2 «Мир человека! Почему ты так жесток…» – анализ эпизода «Детеныши в руках мальчишек»

Задание группе №3 «Можно ли оправдать мою месть…» – анализ эпизода «Месть за смерть котят»

Задание группе №4 «Жил-был пушной зверек, но мир его не уберег…» — анализ эпизода «Финал рассказа»

Ребята! Прежде чем мы начнем слушать отчет о работе в группах, немного отдохнем.

Физкультминутка

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.          

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

г) отчет групп и оценивание своей работы.

Ребята, обращаю Ваше внимание на то, что мы внимательно слушаем отчет группы. Не забудьте записывать наблюдения, сделанные другими группами.

Отчет 1 группы.

Отчет 2 группы.

Отчет 3 группы.

Отчет 4 группы.

Отчет 5 группы.

д) вывод:

  • Все ребята молодцы! А какого результата мы смогли достичь, благодаря этой работе?

  • Каждая группа, проанализировав рассказ с разных точек зрения, ответила на поставленный нами в начале урока вопрос: Как вы понимаете смысл высказывания: «Прикасаться к природе нужно только сердцем»?

  • Мы решили проблему: важно понимать, что мы в природе гости, к ней нужно относиться вежливо, как к людям. Мы должны помнить, что природу надо беречь. Не нужно поступать необдуманно, разоряя гнезда, забирая домой животных и их детенышей. К природе можно прикоснуться только сердцем или душой. На зло природа может ответить по-своему, как мы увидели это на примере рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка».

  • Вы смогли дать прекрасные советы всем, как жить в гармонии с природой.

  • Подводя итоги проделанной работы, давайте ещё раз прочитаем слова, к которым мы обращались в начале урока, вдумываясь в каждое слово:

Я сорвал цветок — и он увял…

Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте

Можно только сердцем.

  • «ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ…» Скажите, в чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова? (Важно помнить, что прикасаться к красоте лучше только сердцем. Нужно уметь радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что надо беречь, любить и охранять всё, что нас окружает).

е) формулировка идеи рассказа:

  • Посоветовавшись с соседом по парте, выполните задание (работа в парах): выберите пословицы, афоризмы, с помощью которых можно выразить основную мысль, идею рассказа(слайд №12)

Проверьте работу и оцените ее.

1.Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему золотая ветка.

2.Гнездо разорять, себя убивать.

3.Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.

4.По лесу ходи, под ноги гляди.

5.Лес и вода – краса природы.

6.Где уничтожается природа, там уничтожается жизнь.

7.Судьба природы — судьба Родины.

8.Враг природе тот, кто леса не бережет

6.Рефлексия. Итоги урока

а) Продолжите одно из предложений или ответьте на вопрос:

  • Сегодняшний урок для меня был полезным, так как…

  • Сегодня на уроке я понял…

  • Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

  • Какие трудности у Вас возникали?

  • Что было сделать легко и просто?

б) Если на уроке Вам было интересно — приклейте на доску красный цветок; если было скучно и трудно — синий.

  • Посмотрите, ребята, каких цветов у нас больше! Значит, урок был интересным!

  • Хорошо, а теперь оценки за урок — оценивание работы на уроке и подготовки к уроку.

7. Домашнее задание (слайд 14)

Одно задание на выбор:

1.Написать отзыв «О чем меня заставил задуматься рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»?»

2.Составить лэпбук «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка».

3. Нарисовать рисунок к рассказу «Белогрудка».

Домашнее задание: (дифференцированно, на выбор)

  1. Мини-сочинение, очерк, рассказ, зарисовку на тему «Моё отношение к природе»;

  2. Стихотворение на тему «Моя природа»;

  3. Реклама, слоган на тему «Берегите природу!»

  4. Рисунок на тему «Мой любимый уголок природы»;

  5. Прочитать любое произведение о взаимоотношениях человека и природы.

-Берегите нашу природу! Как сказал В.Астафьев: «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и все, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете». (Слайд 5)

Написать мини-сочинение.

«О чем заставил меня задуматься урок?..»

Отрывки из работ школьников:

«Сегодня на уроке я поняла, что животные переживают за своих детенышей так же, как наши мамы болеют душой за нас. Стыдно за мальчишек, которые так поступили. Мне эта история, которую описал В.П.Астафьев, запомнится на всю жизнь».

«Урок заставил меня задуматься над своим поведением. Надо всегда помнить, что человек – разумное существо. Прежде нужно подумать, потом совершить поступок. Я читал, что разорять гнезда нельзя. Разорил гнездо птицы – оставил в живых тысячи вредных насекомых. Убил сову – потерял тонну зерна, сова ловит мышей. Даже муравейники разорять нельзя. Муравьи рыхлят почву, переносят семена растений. Мама говорит: «Все в природе взаимосвязано». Надо любить все живое».

«Многие ребята стреляют из рогаток по галкам, воронам. Понятно, что они наносят вред нашим огородам. Но они уничтожают почвенных вредителей, которых трудно истребить даже химическим способом. Жалко, когда ловят красивых бабочек. Пожалуйста, наблюдайте со стороны, фотографируйте. Зачем губить-то?»

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Упражнение «Комплимент»;

  • Незаконченный тезис: «Сегодняшний урок для меня был полезным, так как …»;

  • Упражнение Эдварда де Боно «Плюс – минус — интересно».

(Вариантов рефлексий можно привести бесконечное множество. У каждого учителя их – целая копилка).

Спасибо за работу

А вот как бы закончил это предложение В.П. Астафьев.

«Я писал о природе и для детей, и для взрослых. Мне хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травки, малой беззащитной

птахи, таёжного зверька, земли, рождающей хлеб, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас, — всё-всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы, её дитя, и как дитя родное должно относиться к своей матери-земле, дающей нам возможность жить и радоваться жизни. Но земля уже нуждается в нашей помощи, нам, людям уже пора садить, а не только рубить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы – покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли».

А вот вам маленькое напутствие:

Пусть будущие поколенья

Не скажут с грустью сожаленья:

«Жил-был смешной-пушной зверек,

Но мир его не уберег».

РЕФЛЕКСИЯ:

— По этому поводу у известного поэта есть замечательные строчки:

Я на кусте у родника не тронул сети паука, я поглядел на муравьёв:

У них домище – будь здоров! Я долго по полю шагал и никого не напугал.

Нигде воды не замутил, в лесу я просто погостил!

Какие умные и поучительные слова, мы с вами в природе, действительно, только гости, поэтому должны быть одинаково вежливы как с людьми, так и с деревьями, птичками, зверями и всем, что нас окружает. Еще раз прислушайтесь к тому, что говорил В. Астафьев: «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».

Посмотрим, к какому мнению вы пришли, и что у Вас получилось.

  • Недописанный тезис: «Я благодар… (на, ен) природе за то, что…».

  • Ученики записывают в тетрадях, затем озвучивают свои тезисы.

  • Вариант: «Недосказанный тезис». Учащиеся могут устно сформулировать свои высказывания.

  • Учитель: И пусть как напутствие прозвучат для вас слова В. Астафьева:

  • «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447287-chelovek-i-priroda-v-rasskaze-vpastafeva-belo

  • Сочинение по пьесе фонвизина недоросль 8 класс кратко
  • Сочинение по пьесе гроза на тему можно ли жестокостью заслужить уважение
  • Сочинение по пьесе грибоедова горе от ума 9 класс по литературе
  • Сочинение по пьесе ромео и джульетта
  • Сочинение по пьесе м горького на дне что значит сбиться с жизненного пути