Сочинение по произведению выстрел 6 класс

Сочинение по капитанской дочке на тему пугачев разбойник или освободительgt; сочинение по повести а. с. пушкина капитанская дочка а. с.

Сочинение по капитанской дочке на тему пугачев разбойник или освободитель

–> Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной «Историей пугачевского бунта» и когда писал «Капитанскую дочку». Повесть была написана в 1836 году, а «Историю» Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по наивысшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Емельян Пугачев в «Капитанской дочке» – человек неоднозначный, но, несомненно, неординарный. Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова («Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный») стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долгосрочной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются упорством, широтой характера, бесстрашием. Такой пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает: «Разве пушки на царей льются?». Он притягивает любовь народа своим буйством и лихачеством, а больше всего – мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим – жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. «Вором и разбойником» называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем, Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: «Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал». Больше же в нем привлекает могучая свободная натура, которой тесно в том «мундире», в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу о орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не «питаясь мертвечиной», а «напившись живой крови». Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить «поближе к звездам» мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно задушить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: «Я не вор, я ворон; ворон еще летает». Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его с рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время русский народ. История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда – кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался российской историей. Среди его исторических работ наиболее известна «История Петра» и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна – знаменитой повести «Капитанская дочка». Пушкина чрезвычайно занимала личность Емельяна Пугачева, который возглавил народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев – донской казак, ветеран двух войн – семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того, чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте. Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, которого раздирают внутренние противоречия. Обращает на себя внимание жестокость Пугачева. Он склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. «Узкая моя улица», – говорит Пугачев Гринину. Предчувствия не обманули предводителя – он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде о орле и вороне, т. е. выбирает кровавый путь. Кто же он – предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все вожди народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин – единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева. Понравилось сочинение » Пугачев – разбойник или освободитель?, тогда жми кнопку

Пугачев — разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Когда Пушкин впервые столкнулся с материалами, сви­детельствующими о грандиозной народной войне, он за­дался целью написать «Историю Пугачева». В ходе даль­нейшей работы с историческими документами у Пушкина также возник замысел создания исторической повести «Капитанская дочка», и все свое внимание он направил на ее написание. В этом произведении великий писатель худо­жественно исследовал жизнь народа, вставшего на путь борьбы. Понятно, что главным и наиболее ярким вырази­телем мятежной стихии народа Пушкин изображает Пу­гачева.

Пушкин первым заинтересовался Пугачевым не толь­ко как предводителем крестьянского восстания, но и как личностью, поэтому ему и удалось создать в повести такой неоднозначный образ. Ведь для одних Емельян Пугачев — «беглый каторжник», «самозванец», «злодей», «плут» и «раз­бойник», а для других он — «природный государь», заступ­ник, «батюшка».

«Мошенником» и «злодеем» Пугачев является для дво­рян (в повести это защитники Белогорской крепости, Гри­нев и его отец, генералы императорской армии), поскольку он претендует на смену государственной власти, называет себя царем Петром III, выступает против самодержавия и угнетения простого народа. Насмерть готов драться Пуга­чев за свои идеи, часто он не жалеет ни свою, ни чужие жизни, жестоко расправляясь с теми, кто не хочет при­знать его власть и присягнуть на верность новому «госуда­рю». От его руки погибло много дворян и просто хороших людей, он кроваво расправился с капитаном Мироновым и другими защитниками Белогорской крепости.«Заступником» и «государем-батюшкой» называет Пу­гачева простой народ, с радостью встречая его хлебом-солью в освобожденных крепостях. Крестьяне верят в спра­ведливость и доброту нового царя, убеждены, что при влас­ти Пугачева их жизнь станет более свободной и не такой тяжелой, как раньше. Таким образом, мы видим, что «бро­дяга» поднимается на освободительную борьбу не только за свое благополучие, он хочет облегчить жизнь милли­онам людей, угнетаемых царскими чиновниками и поме­щиками.

Во время восстания в Пугачеве раскрываются качества не только беспощадного завоевателя, но и мудрого и та­лантливого полководца, который успешно выигрывает сра­жение у известных генералов и умеет быстро собрать многотысячное войско даже после жестокого поражения. В общении с простыми людьми и с Гриневым проявляются лучшие человеческие качества Пугачева: прямота, искрен­ность, отзывчивость, чуткость к чужому горю, справедли­вость. Он помнит доброту и щедрость Гринева, проявлен­ные им при первой встрече, и впоследствии не только со­храняет ему жизнь, но и помогает спасти любимую девуш­ку — Машу Миронову.

Трагедия Пугачева в том, что он понимает обреченность восстания. Для многих крестьян эта борьба — не сред­ство достижения свободы, а способ сиюминутно отомстить, сбросить с плеч тяжелый груз на минуту, чтобы затем снова послушно тащить его. Поэтому и вылилось восста­ние в «бунт бессмысленный и беспощадный». Однако нельзя сказать, что перепуганное грозной опасностью дворянство было менее беспощадно или жестоко к восставшим.

Правительственным войскам удалось подавить восста­ние под предводительством Пугачева, однако этот бунт успел сыграть немаловажную историческую роль, проде­монстрировав народу, что свободы и справедливости мож­но достичь, лишь объединив усилия и веря в благополуч­ный исход.

Похожие материалы:

  1. Маша Миронова — мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Обычно внимание читателей привлекают главные герои литературных произведений — доблестные, отважные, великодушные, готовые к подвигу. Мне же после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»…
  2. Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Повесть «Капитанская дочка» — одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра…
  3. Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход…
  4. Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна…
  5. Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка» Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – историческое произведение. Однако его главные герои – вымышленные автором персонажи. А.С. Пушкин ведет повествование о Пугачеве, народном бунте и…
  6. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Россия. XVIII век. До стен Белогорской крепости, в которой мирно и спокойно течет жизнь, докатилась волна Пугачевского восстания. Разные чувства одолевают обитателей крепостей перед угрозой…
  7. Аналогии в «Капитанской дочке» и реальных событиях пугачевщины Ко второй половине 17 века крепостничество вошло в зенит. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян — стихийное и принимавшее порой…
  8. Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка Ещё с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны («Борис Годунов», «Полтава» и др.) Интерес к истории обострился у Пушкина особенно…
  9. Низость и двоедушие Швабрина (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») В своей исторической повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает целую галерею образов, отличаю­щихся честностью, благородством, верностью гражданско­му и общественному долгу. Совсем другими качествами запомнился…
  10. Две героини, две судьбы (Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве создал целую галерею женских характеров. Его героини очень разные: страстные и порывистые, как Зарема и Земфира из поэм “Бахчисарайский…

Пугачев — разбойник или освободитель? (сочинение)

А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной «Историей пугачевского бунта» и когда писал «Капитанскую дочку».

Повесть была написана в 1836 году, а «Историю» Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Емельян Пугачев в «Капитанской дочке» — человек неоднозначный, но, несомненно, неординарный. Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова («Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный») стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету.

Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает: «Разве пушки на царей льются?» Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные, «Вором и разбойником» называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем. А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: «Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал». От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том «мундире», в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не «питаясь мертвечиной», а «напившись живой крови».

Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить «поближе к звездам» мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании-Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: «Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает». Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Самопознание

Что такое самопознание? Это длительный процесс, но человек, который начинает раскрывать в себе разные грани уже не может остановиться. Каждый человек – это Вселенная. И порой не хватает жизни, чтобы всё понять. В истории много примеров, которые свидетельствуют о том, что когда человек углубляется в себя, всё остальное становится для него второстепенным. Он перестаёт ощущать одиночество, потребность в развлечениях и прочих мирских забавах. Просто он приобретает нечто большее – себя.

Принято считать, что самый большой подарок – это когда человек дарит кому-то свою любовь. Но нет. Более ценно, когда человек помогает другому раскрыть самого себя. То есть подарить себе себя. Героиня произведения «Чистый четверг» яркий пример того, как человек находится в поиске, как он примеряет на себя то одно, то другое, пока, наконец, не находит удовлетворение. Вот и героиня любила развлечения, общество, имела много поклонников, но вместе с этим училась и знала многие религиозные обряды. Она искала и нашла свой путь. Именно в этом и заключается цель самопознания – найти то, для чего человек появился на этот свет. Именно это занятие и делает человека спокойным и счастливым.

В произведении «Обломов» главный герой старается изменить себя ради любимой девушки. Но потом понимает, что образ жизни, который она ему предлагает, ему чужд. Обломов начинает тяготиться и потом решает, что честнее остаться самим собой и отказаться от любви.

Многие люди не предпринимают попыток познать себя. Может быть, ими руководит страх или лень. Но они, подобно слепым котятам бредут куда-то не свои путём, не понимая, что только осознав своё истинное предназначение, они сумеют полностью реализовать себя. Но для этого нужна смелость. Не бывает единственно правильной дороги. Настоящий путь состоит из проб и ошибок. И последние не должны пугать, а только закалять. Взрослые люди пасуют при неправильном результате, а вот дети относятся к этому проще. Это как в лабиринте, если упёрся в стену, значит нужно развернуться и следовать в другом направлении. Всё просто в игре, но в жизни люди всё усложняют. Писатели в своих произведениях освещают эту тему, мотивируя читателей не останавливаться на пол пути, не обращать внимание на чужое мнение и предрассудки а следовать зову сердца.

2 вариант

В действительности самопознание состоит в том, что люди пытаются найти призвание в обществе, отражая все личные качества человека, занимаясь определением жизненного пути. Человек хочет узнать о своих способностях, чтобы использовать ценные сведения для улучшения жизни.

Еще нужно отметить, что о самопознании, рассуждали выдающиеся творческие люди в интереснейших работах.

В произведении «Война и мир» все любимые герои находятся в процессе самопознания, но в произведении стоит отметить переживания князя Андрея. Князь Андрей являлся членом высшего общества, он не взаимодействует с окружающими людьми. Он отлично понимает, что жизнь среди светских людей не делает его счастливым человеком, поэтому Андрей уходит на защиту Родины, мечтая найти «свой Тулон». Его восторженные размышления об императоре Франции, о войне, которая принесет ему славу, сменяются на глубокое разочарование, когда он раненый смотрит в небо Аустерлица. В итоге князь Болконский не принимает конфликтную ситуацию, выбирая простую жизнь. Потом он хочет заняться общественной деятельностью, но быстро происходит разочарование в этом занятии. Он пытается создать семью с Наташей Ростовой, но его мечтам не суждено осуществиться в жизни. В результате он уходит на войну, где он пытается выполнить долг перед Родиной. На примере Андрея Болконского можно проследить, что процесс самопознания состоит в поиске истинного смысла жизни для помощи другим людям.

Еще одним примером самопознания можно считать произведение Бунина «Чистый понедельник». Женщина постоянно проводила дискуссии в обществе. Женщина отказалась от богатой жизни, посвятив себя служению высшим силам и помощи людям. Она длительное время находилась в поиске представления, пытаясь решить интересующие ее трудности. Еще она осознала, что высшее общество не принесет ей счастье, поэтому она стала служить Богу. На этом примере можно отметить, что самопознание отражает поиск своего истинного смысла, когда человек получает удовольствие от жизни.

Учитывая все приведенные интересные литературные примеры получаем, что процесс самопознания состоит в поисках человеком настоящего места в обществе, смысла  жизни, чтобы получать удовольствие от жизни, а не просто поддерживать светское общество. Еще писатели в творческих работах мотивируют читателей, не обращать внимания на чужое мнение и предрассудки, а действовать по зову сердца. Именно так человек получает истинное удовлетворение от своего поступка.

Сочинение Как Вы понимаете фразу Г. Гессе: «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя»?

Известному немецкому писателю и художнику Герману Гессе принадлежат разные жизненные цитаты. Одна из них гласит: «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя». Чтобы лучше разобраться в ней, можно обратиться к великим писателям, которые в своих трудах показывали героев, находящихся в поиске себя и проходящих этот сложный путь.

Через сложный путь познания своей личности прошел герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сначала Евгений был столичным гулякой, который не отличался индивидуальностью, и был таким же, как его многочисленное окружение. Его путь к познанию себя и становлению личности стал долгим и не легким. Первым испытанием для мужчины стала перемена в жизненных ценностях. Он бросил все столичные балы и развлечения, перебрался в деревню. Но это поступок мало изменил его. Провалил он и испытание дружбой. Убив Ленского, он показал свою неспособность жить в согласии с собой и признавать свою вину. После этого он уехал за границу, где пережил много приключений и событий. Они повлияли на его внутренний мир и показали, каким Евгений является на самом деле. Последним для мужчины стало испытание любовью. После долгой разлуки он встретил Татьяну, которая была влюблена в него. Раньше он не обращал внимания на ее чувства, а теперь сам влюбился в девушку. Через долгие годы он нашёл себя и понял, что ему нужно на самом деле. Но оказалось уже поздно. Татьяна вышла замуж за другого мужчину и не собиралась отвечать на чувства Онегина.

В произведении М.Горького тоже можно найти доказательство слов Гессе. В его рассказе «Старуха Изергиль» поведана история смелого и отважного молодого человека Данко. Он стал для своих соплеменников спасением, не смотря на то, что они всё время шептались за его спиной. Мужчина осознал, что только он сможет вывести людей из болот. Он вёл всех за собой, не смотря на то, что люди не верили ему. И вот, когда настал пик ненависти народа к Данко, он понял что нужно делать, чтобы доказать свою правдивость. Мужчина понял себя, разобрался в чувствах и принял все последствия. Он отдал свою жизнь за людей, которые его ненавидели. Но мужчина ни о чем не жалел, потому что нашел себя и знал свое предназначение в жизни.

Смотря на поступки этих персонажей, можно понять, что пока не найдёшь себя, это будет истинным предназначением. Лишь тот, кто нашел себя и принял смысл своего существования, сможет стать настоящей личностью и жить в согласии со своими чувствами и мыслями.

Также читают:

Картинка к сочинению Самопознание

Самопознание

Популярные сегодня темы

  • Анализ повести Степь Чехова

    Авторству Антона Павловича Чехова принадлежит немало прозаических произведений – произведений лаконичных и при этом глубокомысленных. В этом тексте будет проанализировано

  • Сочинение История — мой любимый урок в школе

    Каждый школьник любит какой-то предмет: русский, литературу, математику или, например, физкультуру. Но моим любимым уроком является история, ведь там столько интересных фактов, что даже и жизни не хватит, чтобы изучить все!

  • Любовь в жизни человека — сочинение

    Любовь – это окрыляющее чувство, дающее человеку то, что никогда не дадут деньги и другие блага. Благодаря ей чувствуешь себя живым и вдохновленным. Несмотря на то, что она дарит счастье или боль, она прекрасна, потому что

  • Образ и характеристика Римского в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Римский Григорий Данилович — второстепенный герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита». По профессии он финдиректор Варьете — театра, где тёмный маг Воланд со своей свитой устраивает представления.

  • Сочинение по повести Выстрел Пушкина 6 класс

    Во времена Александра Сергеевича Пушкина, то есть в 19 веке, было принято проводить дуэли. Они могли быть разные, либо до первой крови, то есть лёгкого ранения, либо со смертельным исходом.

Урок литературы в 8-м классе «Все ставки жизни проиграл» (по повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина)

Цели урока: познакомиться с творческой историей создания повести, определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; совершенствовать умения анализировать прозаическое произведение,продолжить работу над словарным материалом, необходимым для написания сочинения-миниатюры,развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения; формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.

Оборудование: презентация к уроку, опера П.И. Чайковского «Пиковая дама».

«Судьба – не случайность, а предмет выбора;

её не ожидают, а завоёвывают»

Уильям Брайан (политик и государственный деятель)

Ход урока

I. Организация учебной деятельности. Слайд № 1

— Добрый день, ребята и уважаемые гости! Мне приятно видеть ваши светлые и заинтересованные лица. Ну что, начнем?

II. Мотивация учебной деятельности.

— Наш урок я предлагаю начать с музыки. Давайтепрочитаем эпиграф сегодняшнего урока под музыкальное произведение.

Прослушивание песенки Томского «Что наша жизнь? Игра!» из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама». Слайд № 2

— Ребята, кто-то из вас слышал эту музыку? Что это за музыка?Кто ее автор? (П.И. Чайковский)

— А какие еще произведения композитора легли в основу опер П.И. Чайковского? («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»)

— Когда вы слушали песенку Томского из оперы, я попросила вас прочесть эпиграф. А теперь я хочу.чтобы вы озвучили эти слова. Пожалуйста, Маша.

— Как вы понимаете слова о судьбе, взятые в эпиграфе урока?

Сейчас в нашем мире нет четкой границы между Добром и Злом, погоня за удачей и стремление к быстрому обогащению становятся ведущими темами большинства сериалов и телешоу, которые ориентируют на призрачное счастье,и произведение, о котором мы сегодня поговорим становитсяеще более актуальным. Расчет, использование любых средств для достижения цели, погоня за богатством, надежда на случай, выигрыш, а не на собственный труд-все это реалии сегодняшнего дня. Мы все живем в мире соблазнов — того, что искушает человека и толкает его на неправедные поступки.

— Назовите некоторые из них.

  • Искушение не делать уроки,

  • желание скрыть правду от родителей,

  • списать контрольную работу,

  • взять что-то без разрешения или украсть…

— Нужно ли бороться с соблазнами? Почему? ( Нужно, потому что человек перестает быть человеком, теряет свой человеческий облик)

 Как вы уже поняли, речь сегодня пойдет о повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», с которой вы познакомились дома. Это произведение до сих пор остаётся загадкой для читателей и для исследователей. У меня для вас тоже есть загадка. В этой шкатулке находится предмет, который часто встречается в повести.

— Как вы думаете, что там?

Правильно, там карты.

— Зачем они вообще нужны человеку?

Действительно, чтобы играть в них, а зачастую и испытывать судьбу.

Вот и мы с вами сейчас испытаем судьбу — каждый из вас вытянет карту из колоды, а что с ней делать вы узнаете в конце урока.

А теперь перейдем к обсуждению. Совершенно здоровый человек в начале повести, в конце — попадает в больницу для душевно больных. Почему так происходит? Что привело Германа к трагическому концу? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить, проанализировав повесть «Пиковая дама».

Итак, запишите тему, эпиграф и проблему сегодняшнего урока.

III. Актуализация учебной деятельности.

— Я уверена, что вывсе справились с домашним заданием и прочитали повесть, а посему, предлагаюобратиться к сюжету повести и восстановить порядок событий.

Цифровой диктант. Слайд № 3 

На экране указаны события, которые необходимо расположить в хронологическом порядке. В рабочих тетрадях напишите только цифры, предложения писать не надо.

1. Переписка Германа с Лизаветой Ивановной.

2. Игра Германа с Чекалинским.

3. Рассказ Томского.

4. Видение Германа.

5. Свидание Германа с Лизаветой Ивановной.

6. Проигрыш Германа.

7. Смерть графини.

8. Сумасшествие Германа.

САМОПРОВЕРКА

ОТВЕТ: 3, 1, 7, 5, 4, 2, 6, 8. Слайд 4. (8 -«5», 7 – 6 -«4», 5 – 4 -«3»)

Молодцы! Вижу, что сюжет вы запомнили, значит, нам легче будет решить проблему нашего урока.

IV. Слово учителя. Слайд № 5

А сейчас группа историков-библиографов вам расскажет, что лежит в исторической основе повести «Пиковая дама».

V. Выступление историков-библиографов об истории создания повести.

1.Повесть была начата летом 1828 г., а закончена Болдинской осенью 1833 г. Пять лет Пушкинработал над текстом. Пушкин сообщил своему другу Нащекину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Курьёзный случай, ставшийизвестным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодойкнязь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти напоклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был сней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передаламагический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своёвремя графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

Пушкина впечатлила эта история, а поскольку они сам был азартным игроком — эти факты соединились в замысел повести об игроке.

2. Есть сведения, что первоначальное название повести было «Холостой выстрел», но Пушкин изменил название. Повесть Пушкина «Пиковая дама» была опубликована в 1834 г. в «Библиотеке для чтения» и была хорошо принята читателями журнала. Л.Н.Толстой назвал «Пиковую Даму» шедевром. Повесть пользовалась большим успехом, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая Дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной, и, кажется, не сердятся…»* 

3. *Это многозначительное «и, кажется, не сердятся» говорит само за себя. А ведь могли и рассердиться и тогда не миновать беды! Ведь фрейлина и статс-дама при дворе пяти русских императоров, княгиня Наталья Петровна Голицына, отличалась умом и крутым нравом, олицетворяла незыблемость царской власти. К ней являлись, как к высокому начальству. Прежде, чем вывезти в свет девицу, ее показывали Наталье Петровне Голицыной. В доме княгини на Малой Морской появлялись и члены царской семьи, и обида могла бы дорого стоить.

— Почему Пушкин, первоначально дал повести другое название «Холостой выстрел», что он мог иметь в виду?

VI. Характеристика главного героя (в форме беседы с комментариями учителя) Слайд № 6

Итак, чтобы решить проблему нам нужно начать с характеристики главного героя. Вы со мной согласны?

Как характеризует Германа автор? (зачитать из текста)

Автор: сын обрусевшего немца; скрытен, честолюбив; сильные страсти, огненное воображение.

Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

— Какова была его цель жизни?

Молодой инженер хотел разбогатеть.

С помощью чего Герман хотел достигнуть «покоя и независимости»?

При помощи расчёта, умеренности и трудолюбия.

Автор предлагает нам своеобразную “формулу жизни” Германа, которая, как герой надеется, приведёт его к успеху, где целью жизни являются «покой и независимость«, средствами достижения цели «расчёт, умеренность и трудолюбие«. Запишем в тетради цель и средства достижения.Слайд 7

С кем и когда сравнивает Германа Томский? (зачитать из текста) Слайд 8

«Этот Герман — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. » Именно после смерти графини произносит Томский эти слова. 

Почему Германа сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

Наполеон — французский полководец, жаждущий завладеть всей Европой. Мефистофель — злой дух, предлагающий человеку власть и знания в обмен на человеческую душу. Герман предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.

— Каким образом Герман  рассчитывает выудить у старой графини тайну 3-х карт?

Представиться ей, сделаться её любовником. 87-летней старухи! Герман  — предупреждение человечеству об опасности утратить в себе человеческое.

— Как вы думаете, зачем вводит Пушкин образ Лизы? Без Лизы не сложился бы сюжет повести. Задумывая «Пиковую Даму», Пушкин встал перед вопросом: как выстроить сюжет, чтобы Герман мог с глазу на глаз встретиться с неприступной владелицей манящей тайны? Так возник образ юной воспитанницы.

VIII. Тайна трех карт. Слайд № 9

Ученик читает отрывок:

Проснулся Герман без четверти три. Сон у него уже прошёл. Он сидел и думал о старой графине.

В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко, — и тотчас отошёл. Герман не обратил на то никакого внимания. Через минуту услышал он, что отпирали дверь  в передней комнате. Герман думал, что денщик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, и в комнату вошла женщина в белом платье. Герман принял её  за свою старую кормилицу и удивился,  что могло привести её в такую пору.  Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, — и Герман узнал графиню!

IX. Просмотр отрывка из фильма-оперы «Пиковая дама». Слайд № 10

— Ребята, какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как эта сцена характеризует Германа?

Загадочные три карты!.. Они менялись на протяжении произведения. Слайд № 11

— Назовите их. Три карты, которые Герману-игроку должны помочь стать богатым и независимым.

Число три становится ключевым в повести.

— Когда оно упоминается?

Обратите внимание на число 3: мы с вами рассматриваем три образа, Германн совершает 3 злодейства, его жизненный ориентир состоит из трех принципов: расчет, умеренность, трудолюбие; ему открываются 3 карты.

Какие 3 условия поставила Герману старуха?

…но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь после уже не играл…чтоб ты женился на моей воспитаннице ЛизаветеИвановне…

Выполняет ли Герман эти три условия? Первое и второе – да; третье – нет.

Жениться на Лизе никогда не входило в планы Германа.

«Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства» говорит Томский. О каких 3 злодействах говорится в повести?

  • Погубил любовь.

  • Погубил человека.

  • Погубил душу.

Погубил самое святое чувство любви, оказался клятвопреступником. Это и было первым злодейством.

Второе злодейство – это смерть старухи. Третьей жертвой стал сам Герман, он погубил в себе все человеческие чувства: сомнения, угрызения совести, раскаяние, жалость и сострадание.

— Что привело Германа к трагическому концу?

Герман хочет утроить, усемерить свой капитал, обрести независимость, всевластие, стать на карточном жаргоне тузом. Тузами звались знатные, уважаемые люди. Он делает свой нравственный выбор

К чему приводит губительная сила страсти? Каков конец жизни Германа?

К полному краху: должен был открыть туза – открыл даму, хотел стать тузом – его превосходительством, а пиковая дама показала ему: кто он есть и чего стоит на самом деле. И это при том, что он вступил в игру, действуя наверняка. Он знал, что 3 карты, назначенные ему старой графиней, обязательно выиграют и потому поставил на них всё, что имел. Но он не знал, что сам при этом обречён. 

Мечтавший о покое и независимости Герман оказался в больнице для душевнобольных. Это ли не самое суровое наказание для человека? И словно в назидание другим повторяет названия трех карт, сгубивших его: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!»

А. С. Пушкин писал: «Не дай мне бог сойти с ума», и поэтому обрек главного героя на самое страшное, на его взгляд, наказание.

— А есть что-то положительное в характере героя?

То, что не смог до конца заглушить голос совести. (Пришел в монастырь на отпевание графини).

— С какой целью Герман отправляется в монастырь на отпевание графини и что при этом чувствует?

Пока еще в душе героя идёт борьба добра и зла. Он ещё слышит голос совести, хотя и не раскаивается о содеянном. (Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником.В эту минуту показалось ему, что мёртвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом.) 

VII. Работа в группах. Составление синквейнов по схеме (Герман, графиня, Елизавета) Слайд № 12

X. Выступление учащихся о значении карты.

Итак, комбинация карт известна. Одна игра отделяет Германа от несметного богатства.

— Что происходит в конце повести? Почему Герман не выиграл?

XI. Просмотр отрывка из фильма-оперы «Пиковая дама». Слайд № 13

Слайд № 14. Повесть начинается с эпиграфа из новейшей гадательной книги: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Пиковая дама – это и карта, и человек, и судьба, это олицетворение темных сил и мрачных намерений. Дама пик — игральная карта, ассоциирующаяся с несчастьем или неудачей, широко использующаяся в различных гаданиях.

Для Пушкина Пиковая дама — символ кары, которая, ждет всех, кто меняет любовь на пошлость; всех, кто пренебрегает духовными ценностями.

XII. Мистика, тайна, загадка. Слайд № 15

— Не кажется ли вам, что у этой повести есть некая связь с мифологией? Что напоминает? В 6 классе, при изучении древнегреческой мифологии мы читали миф «Эдип и Сфинкс». 

Герман, взывающий к графине открыть тайну, — это, конечно же, античный Эдип, стоящий перед сфинксом. Ведь именно сфинкс символизирует тайну, которая скрыта от человека. Перед сфинксом пиковой дамы стоит Герман, как когда-то стоял античный герой под Фивами у скалы, на вершине которой сидело чудовище с туловищем льва, грудью молодой наяды и лицом красавицы. Перед нами триада: лев, наяда и фурия, сросшиеся в единое тело, а с точки зрения игры — три карты, слившиеся в мистическое чудовище.

В словах умершей графини скрыто присутствует знаменитый диалог Эдипа с чудовищем.

«Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» — спрашивает сфинкс.

— Что ответил сфинкс?

«Это человек», — отвечает Эдип, — утром своей жизни он, младенцем, ползает на четвереньках, потом в полдень своей жизни ходит на двух ногах, а на закате жизни, в вечер судьбы, человек принужден передвигаться с помощью клюки». На первый взгляд сфинкс повержен — Эдип разгадал загадку, которая убила всех, кто приходил раньше. Эдип выиграл, но человек проиграл.

Перед нами все та же триада проигрыша. Одна и та же страшная тройка карт, стоящая в изголовье человеческой жизни, ряд чисел, который правит раскладом существования: Рождение. Жизнь и смерть. Тройка, семерка, туз. Давление рока растет.

Узнав тайну выигрыша, Герман начинает бредить своей тайной. Он видит мир только сквозь призму трех верных карт. Словом, тройка, семерка, туз — это сама жизнь, время жизни и смерть этой жизни. А все вместе это и есть человек.

XIII. Рефлексия. Подведение итога урока. (Работа с таблицей, презентация). Прежде, чем подвести итоги и ответить на главный вопрос сегодняшнего урока, вернемся к картам. Кому сегодня повезло достать «роковые «карты? Ну, как говорится, вам и карты в руки. Итоговые вопросы для вас.

— Почему Герман был обречён? 

Продал душу дьяволу. В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души. А. П. Чехов

— Можно ли с помощью преступления обрести покой, независимость, счастье? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

Нельзя переступать через евангельские заповеди, надо всегда оставаться человеком.

А.С. Пушкин говорит нам: человек, заразившийся страстью к чему-либо, несчастлив сам, он делает несчастными и других. Страсть превращает его в раба. Происходит нравственная, а позже и физическая гибель человека. У страсти огромная сила – разрушительная, губительная.

— Что привело Германа к трагическому концу? 

Алчность, жажда обогащения. Совершив сделку с дьяволом, он погубил душу, перестал быть человеком. В погоне за счастьем Герман потерял все: деньги, душу, разум.

Вот мы и ответили на проблемный вопрос.

Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока: Уильям Брайан «Судьба – не случайность, а предмет выбора; её не ожидают, а завоёвывают».

В данной повести Пушкин очень точно показал нам значение судьбы в нашей жизни. И дал нам жизненный урок, что нельзя подчинить себе судьбу. В. Г. Белинский писал: »Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому». Может, поэтому произведения А. С. Пушкина бессмертны.

В этом произведении автор показывает нам, насколько может быть губительна игра. Ее жертвой является не только сам игрок, но и все те, кто его окружает. Они становятся пешками в большой игре. Но если она не завладевает их душами, то они спокойно могут избавиться от нее. В сердце Германа даже после проигрыша осталось место только для одной игры. Три заветные карты остаются единственными друзьями в его мире. Для Германа игра стала своеобразным идолом. Но такое почитание А. С. Пушкин ни для своих героев, ни для себя не принимает. Он показывает, что игра способна разрушить не только окружающий мир, но и душу самого человека.

XIV. Слайд № 16 Домашнее задание: 

Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: «Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею». И тогда жизнь напоминает игру в жизнь. А что такое игра?

Составьте кластер. Запишите ваши ассоциации к слову «игра».

Слайд № 17 Спасибо за урок!

  • Сочинение по немецкому языку на тему летние каникулы с переводом 7 класс
  • Сочинение по пословице не имей 100 рублей а имей 100 друзей
  • Сочинение по кумыкскому языку осень
  • Сочинение по литературе на тему недоросль вот злонравия достойные плоды
  • Сочинение по литературе на тему кому на руси жить хорошо вопрос гражданина