Сочинение по произведению тарас бульба 7 класс по литературе

Урок 24. н. в. гоголь. жизнь и творчество с обобщением ранее изученного. романтические произведения. вечера на хуторе близ диканькиурок 25.

Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького
человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

УРОКИ 31-32
Развитие речи.
Контрольное сочинение

по творчеству Н. В. Гоголя

Цель:


учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу,
опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать стремление
к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
портрет Н. В. Гоголя, черновые варианты сочинений, запись на доске, приложение.

Тип уроков:
урок развития речи; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных
произведений Н. В. Гоголя, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

«Под сенью дружных муз…»:

работа с портретами Н. В. Гоголя

и воспоминаниями современников о его внешности

У ч и т е л ь.

Чтобы понять душу Гоголя, а следовательно, и его произведения, давайте ещё раз обратим внимание на портреты этого уникального человека
и неординарного писателя. Что особенного заметили вы в нём, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте их
с воспоминаниями современников о внешности Н. В. Гоголя (раздаточный материал; см. «Портреты Н. В. Гоголя»).

Карточка
«Его белокурые волосы… от висков падали прямо… от его покатого, гладкого, белого лба… так и веяло умом. В небольших карих глазах искрилась по
временам весёлость — именно весёлость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым… Какое ты умное, и странное, и больное существо! — невольно
думалось, глядя на него» (И. С. Тургенев).

«Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был
человек самого серьёзного характера, самого строгого настроения духа… Как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на
свои литературные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием» (И. С. Аксаков).

«Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в тёмно-коричневое длинное пальто… Его длинные каштановые волосы
прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие тёмные шелковистые усики чуть прикрывали полные красивые губы, под которыми была
крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное.
Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдающее и вместе добродушно-горделивое…»
(Г. П. Данилевский).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели уроков

Слово учителя

— Нам с вами уготовано жить в удивительное и трудное время — время переоценки ценностей, время болезненных перемен в общественной жизни, время
мучительных поисков духовных ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания. Труды Гоголя — настоящий
кладезь духовной мудрости, до сих пор скрытый под спудом. Действительно, как справедливо заметил К. В. Мочульский, «В нравственной области Гоголь был
гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского.
Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность
и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы».

Какой величественный пример для назидания даёт нам жизнь и творчество Н. В. Гоголя с его несравненным художественным даром и с его стремлением
к правде и к преображению жизни! Не понять нам Руси, её пути, её исканий и трагедии, если не поймём мы тайну крестного пути Гоголя, муку его души!

Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия.
Перед смертью Гоголь сказал: «Будьте живые, а не мёртвые души!» Этот обращение не только к его современникам, но и к нам, его потомкам.

IV. Работа над темой уроков

1. Постановка и решение проблемного вопроса

с привлечением фотоиллюстраций памятников Н. В. Гоголю в Москве

Скульптор Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре (1909).

Открытка почтовая. Москва. Фирма «Шерер, Набгольц и К». 1909-1910.

Скульптор Н. В. Томский. Памятник Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре (1952).

Открытка почтовая. Москва. «Госкиноиздат». 1952 .

У ч и т е л ь. Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одному и тому же
лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один —
общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой — несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце
концов своё творческое бессилие»,— писал Ю. Пелевин.

ДВА ГОГОЛЯ

Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один над облаками дымной гари
Стоит победоносно на бульваре,
И план романов новых в голове.
Другой неподалёку, за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Сутулится, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.
Переселён он с площади за дом,
Где в тяжких муках уходил от мира,
И гость столицы, пробегая мимо,
Его заметит, видимо, с трудом.
Два Гоголя соседствуют в Москве,
Похожи и как будто непохожи:
От одного — мороз дерёт по коже,
Другой — сияет бронзой в синеве.
Толпой народ выходит из кино,
А эти две несхожие скульптуры —
Два облика одной литературы,
Которым вместе слиться не дано.
(А. Городницкий)

• Как выражает своё отношение к памятникам автор стихотворения?
• Знаете ли вы, где установлены эти памятники Н. В. Гоголю? При каких обстоятельствах?
• Какое впечатление производит на вас каждый из этих памятников?
• Работа какого скульптора соответствует вашему представлению о Н. В. Гоголе?
• Составьте устное сочинение-рассуждение, выразите в нём свои мысли и чувства.

Подсказка.
Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве открыт 26 апреля 1909 г. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения
писателя. Гоголь изображён в тяжёлой задумчивости. Для писателя настал последний, кризисный период жизни. Он разуверился в правоте и благе своего
творчества и уже отрешился от жизни. Скульптор представил Н. В. Гоголя отчуждённым, надломленным и глубоко несчастным человеком на грани отчаяния.
Мастер воплотил в скульптурном образе концепцию творчества как драмы. Его произведение стало не только лучшим памятником писателю, но и одной из
лучших городских скульптур Москвы.

В 1936 году было принято решение правительства «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве». В 1952 г., теперь уже к столетию со дня смерти
писателя, на месте старого памятника поставили новый «правительственный вариант» скульптора Н. В. Томского, с торжественной надписью на постаменте:
«Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». Скульптор тоже был Николай
Васильевич.

2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя

1. «Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность или развитие темы “маленького человека”?».
2. «Размышления над страницами “Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя».
3. «Горьким словом моим посмеются…» (по страницам произведений Н. В. Гоголя).
4. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…» (Н. В. Гоголь «Портрет»).

Комментарий.
Темы учитель записывает на доске и организует обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

3. Консультация учителя: обращение к записи на доске
(или раздаточный материал)

Вспомогательный материал для написания сочинений

«Горьким словом моим посмеются…» — слова надписи на надгробии Н. В. Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в каноническом
переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о насилии, воплю о разорении, потому что Слово Господне обратилось в поношение мне
и в повседневное посмеяние». Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу: «Поэзия — это незримая ступень
к христианству».

Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь — это путь
любви. В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста. Убеждённостью Гоголя в возможность преображения и бессмертия человека через
веру, любовь, красоту, творчество должны проникнуться ученики, прикасаясь к творчеству великого мастера.

План к сочинению

«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»

I. Изображение «маленького человека» — одна из основных тем русской литературы XIX в.
II. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя — развитие или закономерность?
 1. Судьба «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»).
 2. «Шинель» Н. В. Гоголя — закономерность и развитие темы «маленького человека».
 3. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского — продолжение традиций и новый аспект в изображении «маленького человека».
III. «Всемирность и человечность русской души».

Тезисный план сочинения
«Размышления над страницами
“Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя»

I. «Выбранные места…» — одно из самых загадочных творений Н. В. Гоголя.
 1. Причины, побудившие автора обратиться к этой книге. «Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?»
 2. «…И всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала…»
II. «…Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…»

 1. Темы и жанр «Переписки…». Сочетание публицистической страстности с высокой художественностью.

 2. Спор Белинского и Гоголя об истинном пути России:

 а) «Брожение внутри не исправить никакими конституциями…» (Н. В. Гоголь);

 б) человек — «вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства» (Н. В. Гоголь);

 в) «опровергайте чужие мнения, несогласные с вашими, но не преследуйте их с ожесточением» (В. Г. Белинский);

 г) «литератор… вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не ожесточение или ненависть» (Н. В. Гоголь).

 3. «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» (Н. В. Гоголь).

 4. «Гоголю суждено было круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии» (К. В. Мочульский).

III. «…Сердце моё говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна» (Н. В. Гоголь).

Памятка

«Определение роли портрета

в литературном произведении»

Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении, необходимо соблюдать пять правил:

1) необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя;

2) объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя;

3) найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило,
показывают происходящие с героем изменения — динамику образа героя;

4) портрет способен передавать внутренний мир героя;

5) следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Прочитать роман И. А. Гончарова «Обломов».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец сочинения
«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” – закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»

В литературном энциклопедическом словаре термин «маленький человек» трактуется как «обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что
они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное положение» (приниженность,
соединяемую с ощущением несправедливости, уязвлённую гордость). Поэтому «маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, «значительному
лицу». Развитие сюжета строится как история какой-либо обиды, несчастья, оскорбления. «Маленький человек» — человек униженный, бесправный, беззащитный,
одинокий, забитый, жалкий.

В русской литературе XIX в. прослеживаются общие приёмы типизации «маленького человека»: имя, портрет, поступки, сопоставления и противопоставления жизни
героев произведений в определённых ситуациях, а также отношение автора к своему герою. Проза А. С. Пушкина оказалась предтечей Н. В. Гоголя,
Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей русской литературы.

Каждый из них ставит вопросы бытия, представляя авторскую концепцию мира и положение в нём человека. У героев произведений есть свои достоинства: доброта,
кротость, протестующее и примиряющее начало, горечь раздумий о своей судьбе.

Повестью «Станционный смотритель» фактически начат в русской литературе путь «натуральной школы», продолженной Гоголем. По этому пути пошли
затем многие русские писатели, в том числе и Ф. М. Достоевский. Личная трагедия «маленького человека» приобретает социальный характер.

Горечь раздумий А. С. Пушкина, протестующие и примиряющие начала нашли своё отражение в творчестве Н. В. Гоголя.

Герои «Станционного смотрителя» и «Медного всадника», «Шинели» близки при всём различии их характеров и самих произведений. Интонация сострадания объединяет
произведения Пушкина и Гоголя, их «чувствительность» и «лелеющая душу гуманность». Обман, одиночество и беззащитность «маленького человека», его
трогательный и жалкий образ «перешли» со страниц произведений А. С. Пушкина на страницы Н. В. Гоголя.

В. Г. Белинский отметил, что повесть «Шинель» — «одно из глубочайших созданий Гоголя». В отличие от Пушкина, Гоголь увидел в А. А. Башмачкине
страдающего человека, достойного большого сочувствия и сожаления, в его повести звучит протест против угнетения человека, протест против тех общественных
порядков, которые порабощают человека морально, духовно и материально.

У Н. В. Гоголя незаметная жизнь «маленького человека» оказывается лицом к лицу со всем окружающим его миром и даже всемирной историей. В надгробном слове
Акакию Акакиевичу Гоголь утверждает, что несчастие обрушивается на Башмачкина, «как обрушивалось на царей и повелителей мира…»

Герой «Шинели» — человек, который, кажется, не занимает никакого места среди людей. Его унизительное положение начинается прямо с имени, которое
означает «незлобливый», не способный обидеть другого человека. Он родился «против ночи». «Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как
будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник», «…родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». У него
и слов нет, чтобы заявить о себе, так как высказывается только предлогами и частицами; лишь на «невыносимые шутки» чиновников он произносил фразу:
«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Незрелая, с точки зрения Белинского, «манера» Девушкина «говорить» была новаторским приёмом, позволявшим осветить изнутри процесс становления личности,
утвердить достоинство «маленького человека».

Однако Акакий Акакиевич обладает «внутренним голосом». Ведь усмехнулся Башмачкин, рассматривая игривую картинку в витрине: «Остановился с любопытством
перед освещённым окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак,
обнаживши, таким образом, всю ногу… Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся, и потом пошёл своею дорогою».

Гоголь даёт понять, что и в жизни «маленького человека» есть таинственная глубина, закрытая от внешнего мира, как закрыты друг от друга петербургский
внешний мир и неизвестный внутренний мир Башмачкина.

Гоголь нигде не хочет подтвердить или опровергнуть показания своих персонажей, что таинственный мертвец — это Акакий Акакиевич. Для автора важнее
показать, что в жизни зло будет всё равно наказано. «В жизни часто торжествует зло — это правда… Чтобы зло оказалось злом, начальник Акакия Акакиевича
должен хотя бы на минуту почувствовать, что он не прав. Накажи его Гоголь, вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться — вышла бы
ложь»,— отметил А. И. Герцен.

«Шинель» — крупная веха в творческом пути Н. В. Гоголя, вершина петербургского цикла. Раскрыв трагическую судьбу «маленького человека», повесть
эта указала тем самым дорогу последующим писателям в изображении «униженных и оскорблённых».

«Мы все вышли из гоголевской “Шинели”». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали
«крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

И сегодня, и в будущем проблемы, поднятые великими русскими гениями, тема «маленького человека» — всё это остаётся и будет волновать умы поколений, так
как отношения личности и государства всегда злободневны. Это закономерное развитие темы, основоположником которой был А. С. Пушкин, а продолжателями — все
русские писатели, в том числе и Н. В. Гоголь.

__________________

Места, связанные с именем

Николая Васильевича Гоголя

Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но всё-таки есть несколько мест
на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он
стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там написал
«Мёртвые души».

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребёнок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя — это
не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда

Музей-заповедник Н. В. Гоголя в селе Гоголево

Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.

Быт родового имения Гоголь изобразил позднее в повести
«Старосветские помещики». Неподалёку от Васильевки находилась и кочубеевская Диканька, с именем которой в свою очередь связан цикл ранних повестей Гоголя.

Нежин

В XVIII–XIX вв. Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 г. И. Безбородько основал Нежинскую Гимназию высших наук,
которая по уставу приравнивалась к университету.

В ХIХ в. в этой Гимназии высших наук получили образование Н. Гоголь, Е. Гребинка и много
других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это — один из корпусов педагогического института.

Санкт-Петербург

В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут
великую борьбу со злом — и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде
быстро опустошающегося кошелька, казавшегося в Нежине неистощимым!

С 1831 до 1836 гг. Гоголь почти всё время жил в Петербурге. Это был период его самой усиленной литературной деятельности. Не считая разных журнальных статей
и неоконченных повестей, в эти годы он выпустил 2 части «Вечеров
на хуторе…» и подарил нам такие произведения, как «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Портрет», «Женитьба», «Ревизор», первые главы «Мёртвых душ».

Москва

В статье «Петербургские записки 1836 года» Гоголь сказал о двух столицах Русского государства — новой и древней: «Москва нужна для России; для
Петербурга нужна Россия…». Петербург, по словам Гоголя,— «немец, Москва — русская борода».

Первым постоянным обиталищем Гоголя в Москве был дом Погодина на Девичьем поле. Место Погодин выбрал тихое, патриархальное — как раз то, что
любил Гоголь. В его доме Гоголь продолжал работать над первым томом «Мёртвых душ».

Кремль — любимое место прогулок Гоголя. Он бывает здесь один, бывает и в обществе Берга, Островского, Анненкова. Гоголь любит бывать на Кремлёвском холме
и в дни гуляний, праздников, когда можно лучше рассмотреть московскую толпу, и в ранние часы после заутрени, когда пустынны каменные
плиты на тесной площади, обнесённой соборами.

Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей
— графа Александра Петровича Толстого и его супруги Анны Георгиевны.

Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель. Гоголь занимал две комнаты первого этажа: одна служила приёмной, другая, выходившая
окнами на Никитский бульвар,— кабинетом, который сообщался дверью с людской. Поэт Николай Берг вспоминает: «Здесь за Гоголем ухаживали как
за ребёнком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет». Сейчас
в доме находится библиотека-музей «Дом Гоголя».

Рим

В Риме Гоголь был счастлив. Он провёл в Италии почти десять лет.

Писал из Рима: «Никогда я не чувствовал себя так погружённым в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето — не лето, весна — не весна, но лучше
весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью — не напьюсь, гляжу — не нагляжусь. В душе небо и рай! Никогда я не был так весел,
так доволен жизнью».

Годы жизни в Риме — это годы писания «Мёртвых душ».

Абрамцево, имение Аксаковых

Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры, но чаще других здесь бывал Гоголь,
знакомство Аксакова с которым состоялось летом 1832 г.

Аксаков высоко ценил талант писателя и испытал на себе влияние его творчества. С этих пор Гоголь всей душой был привязан к семье Аксаковых. Дружба их продолжалась
двадцать лет, до конца его жизни. Впервые он приехал в Абрамцево 14 августа 1849 г. Оно полюбилось ему.

«Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по
которой я должен был возвращаться домой»,— рассказывает С. Т. Аксаков.

Следующий урок: 33. Обзор: основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики. Мировое значение русской классической литературы >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика.
Истоки мужества и предательства».

1. Какую роль играют в повести сыновья Тараса Бульбы —
какие это герои: главные или второстепенные? Почему? Как они связаны с другими
персонажами?

— Сыновей Тараса Бульбы зовут Остап и Андрий. Это одни
из главных героев повествования, так как основные сюжетные линии связаны именно
с ними. Именно через них раскрываются такие темы повести, как защита родной
земли, предательство, роковая любовь, проблема отцов и детей.

— Остап и Андрий учились в Киевской бурсе (духовном
училище).

— После окончания духовного училища по возвращении
домой их отец, Тарас Бульба, вместе с ними отправился на Запорожскую Сечь,
чтобы обучить своих сыновей воинскому искусству.

— Андрий связан с образом полячки, потому что она
сыграла роковую роль в его судьбе. Именно ее имя он произносит в свою
предсмертную минуту.

— Остап связан с образом своего отца, Тараса Бульбы,
потому что именно отца Остап зовет на смертном эшафоте. Остап такой же, как и
отец, могучий воин-богатырь.

— Андрий влюбился в панночку и предал Родину, а Остап,
напротив, во имя Родины, Украйны, погиб сам.

2. Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные
моменты повествования.

Остап и Андрий по приезде домой:

Стр. 145: «Это были два дюжие молодца, еще
смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые
лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».

Остап и Андрий перед отъездом на
Сечь:

Стр. 153: Перед отъездом на Сечь Остап
и Андрий надели сафьянные красные с серебряными подковами сапоги, широкие
шаровары, казакин алого цвета. При себе держали чеканные турецкие пистолеты и
саблю. На голове – черная баранья шапка с золотым верхом.

Сыновья Тараса Бульбы в свой сметный час:

Андрий

Стр. 199: «Впереди других понесся витязь
всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки;
вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. Так и
оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. А он между тем, объятый пылом
и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как
молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

Стр.
201
:
«Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и
непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови,
как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты».

Остап в минуту казни

Стр. 205 – 206: «Они [приговоренные
к казни] шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были
отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их
платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они
не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап».

3. Кратко расскажите о характере старшего
сына. Как он учился? В каких поступках раскрывался его характер?

— Старший сын  Остап не хотел учиться и в первый год
учебы сбежал из Киевской академии. Четыре раза он зарывал свой букварь в землю,
но потом, когда отец пригрозил 20 лет продержать его в монастырских служках,
начал учиться хорошо и стал одним из первых учеников.

— Остап всегда считался одним из лучших товарищей.
Любил войну и разгульную пирушку. Был прямодушен с равными. Отличался добротой.
Имел сильную волю и хладнокровие.

4. Каков по характеру был младший сын?

— Андрий, младший сын, «имел чувства несколько живее и
как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения. Он был более
изобретателен, нежели его брат; чаще являлся предводителем довольно опасного
предприятия и умел увертываться от наказания» (а Остап никогда не просил о
помиловании и принимал заслуженное наказание). Андрий тоже кипел жаждою
подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам – например,
любви.

5. Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь.

— Во время отъезда на Сечь Андрий вспоминал красавицу
– дочь ковенского воеводы, встреченную им в Киеве, в которую влюбился в Киеве,
а Остап – мать.

6. Как Остап и Андрий отнеслись к своей новой жизни в
Сечи?

— Братьям понравилось вольное казацкое житье:

Стр. 163: «Остап и Андрий кинулись со всею
пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу,
и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни. Всё занимало их:
разгульные обычаи Сечи и немногосложная управа и законы…».

Стр. 164: «Скоро оба молодые казака стали
на хорошем счету у козаков».

7. Сравните Остапа и Андрия: как они вели себя в бою?

— Остап был очень хорошим воином: ему (стр. 167)
«казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные
дела». Для него были характерны хладнокровие, уверенность в себе, рассудительность
– он был настоящий рыцарь, лев.

— Андрий никогда не обдумывал, как правильнее сделать,
ничего не рассчитывал заранее, не измерял заблаговременно свои и чужие силы. Он
был движим одним только запальчивым увлечением, наносил удары направо и налево.

8. Как сам Тарас Бульба оценивает поведение своих
сыновей в бою? Найдите в тексте его слова.

— Тарас Бульба об Остапе (стр. 168): « — О! да
это будет со временем добрый полковник! – говорил старый Тарас, — ей-ей, будет
добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»

— Тарас Бульба об Андрии: « — И это добрый – враг бы
не взял его! – вояка! – не Остап, а добрый, добрый также вояка!»

9. Опишите историю отношений Андрия и панночки. Какую
роль девушка сыграла в его жизни?

— Андрий влюбился в панночку, когда еще учился в
Киеве. Из-за любви к ней Андрий предал свою родину и отрекся от всех
родственников.

10. Какой приговор вынес Тарас Бульба
своему сыну? Почему?

— Тарас приговорил Андрия к смерти со словами (стр.
200)
: «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!» Отец не смог
простить сыну измену Родине, предательство товарищей.

11. Какова судьба Остапа?

— Остапа схватили и связали ляхи, а потом казнили.

12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба?

Стр. 208: «Тарас гулял по всей Польше с своим
полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже ходил до
Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки;
распечатали и поразливали по земле козаки вековые меды и вина, сохранно
сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и
утвари, находимые в кладовых».

13. Сделайте вывод: кто из героев повести вам ближе и
почему?

— Ближе Остап – могучий, надежный характер, а не
ветреный Андрий, который ради эфемерной красоты отрекается от всего, что его
воспитало, чему он обязан в жизни.

14. Сделайте вывод: что было истоком мужества Остапа и
предательства Андрия?

— Уже с детских лет братья различались: Остап был
более рассудительным, основательным, хладнокровным – эти черты сформировали его
как личность и не позволили ему встать на линию предательства.

— Об Андрии же с самого начала говорится, что он,
помимо всего прочего, был доступен более легкомысленным чувствам, например,
любви. Уже в детстве он пытался хитрить, увертываясь от наказания. Такая черта
характера, как непостоянство, и позволила ему стать изменником.

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя
«Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Остап и Андрий: сравнительная характеристика. Истоки
мужества и предательства»

1.
Какую роль
играют в повести сыновья Тараса Бульбы — какие это герои: главные или
второстепенные? Почему? Как они связаны с другими персонажами? 2.
Опишите внешность сыновей Тарас Бульбы в разные моменты повествования. 3.
Кратко расскажите о характере старшего сына. Как он учился? В каких поступках
раскрывался его характер? 4. Каков по характеру был младший сын? 5.
Сравните, о чем думали братья, когда ехали на Сечь. 6. Как Остап и
Андрий отнеслись к своей новой жизни в Сечи? 7. Сравните Остапа и
Андрия: как они вели себя в бою? 8. Как сам Тарас Бульба оценивает
поведение своих сыновей в бою? Найдите в тексте его слова. 9. Опишите
историю отношений Андрия и панночки. Какую роль девушка сыграла в его жизни? 10.
Какой приговор вынес Тарас Бульба своему сыну? Почему? 11. Какова судьба
Остапа? 12. За кого из сыновей мстил Тарас Бульба? 13. Сделайте
вывод: кто из героев повести
вам ближе и почему? 14. Сделайте
вывод: что было истоком мужества Остапа и предательства Андрия?

—————————————————————————————————————————————————

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» написано 14 сентября 1830 года и издано в 1831 году. Входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Эта история повествует о Самсоне Вырине — самом обыкновенном станционном смотрителе. Сочинение в 7 классе по повести А. С. Пушкина является обязательным для выполнения школьной программы по литературе.

Краткое содержание

Основная обязанность стационарного смотрителя — принимать лошадей от приезжающих людей и выдавать их им потом. А еще его работа — записывать все необходимые данные.

Начинается рассказ с того, что однажды к станции Вырина подъезжает гусар Минский. Влюблённый в дочь смотрителя, он, притворившись больным, остаётся у них в течение нескольких дней. Когда Минскому пришло время покидать станцию, гусар под предлогом отвезти Дуню (дочь Вырина) в церковь забирает её с собой в Петербург.

Самсон не дожидается своей кровинушки и отправляется на её поиски. Не найдя дочь в церкви, он понимает, что девушка уехала с Минским. Совсем разочарованный отец идёт к гусару, но тот отвечает, что Дуня останется с ним, так как они любят друг друга.

Автор доносит до читателя все страдания смотрителя. В течение нескольких лет главный герой убивается по дочери. Он стал хуже выглядеть, обзавелся морщинами по всему лицу, седыми волосами на голове, вид у него очень усталый. Герой вечно раскаивается и не может понять собственной оплошности. Самсона мучает вопрос: как он мог отпустить дочь? Как он так прогадал? Вырин боится, что гусар Минский вскоре наиграется Дуней и выгонит её на улицу. Отец не хочет для дочери такой судьбы.

Не выдерживая горя и страданий, герой спивается и скоропостижно умирает. В конце повести Пушкин описывает, как Дуня с тремя детьми возвращается навестить отца, но узнаёт о его смерти. Убитая горем дочь идёт на кладбище и долго плачет над могилой. Конечно же, она понимает, насколько грешна перед отцом. Вероятно, чувство вины будет преследовать ее всю жизнь.

Минский, как следует из рассказа, не бросил и не выгнал Дуню. Она осуществила свою мечту: стала женой гусара и родила ему детей. Семья была состоятельной и не бедствовала.

Если говорить кратко, то несмотря на счастливый конец, из текста произведения видно, как автор делает акцент на том, что необходимо любить своих близких и по возможности сразу решать все разногласия.

Главная мысль в повести «Станционный смотритель»

В повести «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин рассказывает о станционном смотрителе, имеющим чин самого последнего 14 класса. Пушкин описывает судьбу «маленького» человека, который работает на почтовой станции. Многие проезжающие на каретах люди останавливаются на ней. Но если же на улице плохая погода, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, то всё своё недовольство проезжающий вымещает на станционного смотрителя. Самого станционного смотрителя зовут Самсон Вырин. У него есть молодая дочка, зовут её Дуня. Автор упоминает украшающие дом смотрителя картинки, роль которых в повести не случайна, как может показаться на первый взгляд. На них изображена одна из притч, некогда рассказанных Иисусом — история о блудном сыне. Это евангельская притча о юноше, который вёл разгульную жизнь, впал в нищету и, раскаявшись, вернулся домой. И вот однажды в мае 1816 года Белкин проезжает как раз через его почтовую станцию. Дуня подает семье и гостю чай и начинается общая беседа, как будто век были знакомы. В это время лошади были готовы, и Белкин начал прощаться со смотрителем и его дочкой. Она проводила его до телеги и разрешила себя поцеловать. Этот поцелуй оставил в нём долгое и приятное воспоминание. Затем, через несколько лет повествователь снова проезжает эту станцию. Происшедшая перемена сразу бросается в глаза Белкину, хотя он еще не знает, что произошло. Он вошел в комнату и тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд Белкина разбудил его, он привстал. Это был тот самый Самсон Вырин, но как он постарел! Белкин удивился, что могло так быстро превратить бодрого мужчину в хилого старика. Смотритель рассказал всю историю своей беды, что Дуню, дочь смотрителя, увез в Петербург проезжий офицер Минский. Смотритель пытался найти и увидеть свою дочь, но Минский не дал ему такой возможности, а дал ему лишь деньги. Дочь тоже не приезжала к нему. В дальнейшем, когда Белкин снова попадает на эту станцию, то узнаёт, что Самсон уже давно спился и умер. Он очень грустил по своей дочери. Повествователь просит показать его могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые. Как мне кажется, главная мысль повести в том, что смотритель очень любил свою дочь и заботился о ней. А его дочь и офицер Минский глубоко обидели его. И только в конце, когда уже смотритель умер, дочь, видимо раскаявшись, приехала к нему на могилу. В этом просматривается связь между поступком дочери и евангельской притчей о блудном сыне.

История создания

Однажды в «болдинскую осень», в то время, когда в окрестностях разразилась эпидемия холеры, Пушкин явился в родовое имение Болдино, дабы скорее разрешить все свои финансовые трудности. Но быстро разобраться с проблемой не удалось, и писатель задержался на целый сезон. Ему казалось, что время будет проходить долго, и пребывание окажется скучным. Но вдохновение настигло автора внезапно, и истории писались одна за другой.

Таким образом, в течение этого времени Александр Сергеевич написал три произведения:

  • 9 сентября была закончена повесть «Гробовщик».
  • 14 числа того же месяца — «Станционный смотритель».
  • 20 сентября — «Барышня-крестьянка».

Повесть «Станционный смотритель» оказала огромное влияние на творчество отечественных авторов.

Образ героев

Так как Вырин является главным персонажем, его характеристика будет более обширной, чем у всех остальных персонажей. Основными чертами его характера являются:

  • терпение;
  • нерешительность, связанная со смирением;
  • трусость.

Мужчина работает не покладая рук, сносит любую непогоду. На него льются оскорбления, словесная грязь и унижения, но он терпит. Богатства не имеет, является типичным малоимущим человеком, признающим факт собственной бедности. Униженный всеми Самсон представляет в произведении образ «маленького человека».

Главному герою около 50 лет, он достаточно бодр и свеж для своих годов.

Герой смирился со всем, что происходит вокруг. Его жизнь протекает в крохотном уголке земли. Он знает своё место и не хочет никому перечить, боится нарваться на конфликт с приезжими, которые и без того относятся к нему как к собаке. Самсон абстрагирован от целого мира, живёт лишь своей тихой убогой жизнью. После того как дочь его покинула, он развесил на стенах картины, на которых была изображена история блудного сына. Они являются для героя неким символом того, что Дуня, оставившая отца, в скором времени вернется.

Единственной отдушиной в тяжёлой жизни человека была его дочь.

Дуня — девушка, обладающая необычайной красотой, умница, помощница, одним своим видом могла успокоить разъярённых приезжих, которые при виде её, будто по команде, становились смиреннее и начинали вежливо вести беседу.

Она является полной противоположностью отца. Не побоялась вырваться из того бренного мира, смело поехала за гусаром. Дуня более решительна, знает свою цель и следует за ней.

Ротмистр Минский представляет из себя складного молодого человека с «чёрными усиками», коварного и высокомерного. Временами он бывает заносчив и груб, ссылаясь на гусарскую честь.

Собственным недостойным отношением к «маленьким людям» он подчёркивает свой особый статус в обществе, ставит себя выше других, притворяется умнее, сильнее, богаче.

Сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» рассказывается про полную унижений безрадостную жизнь Самсона Вырина. Его чин станционного смотрителя не дает ему никаких привилегий, напротив, чуть ли не каждый проезжий так и норовит его обидеть, сорваться на нём из-за неудач, плохих дорог, мрачного настроения. Старик же смиренно сносит свою участь и примерно выполняет свои обязанности. Всякий зашедший путешественник получает у него отдых, еду и кров. Единственная отрада в жизни Самсона – это его дочь Дуня. Только она радует его и помогает обслуживать посетителей. Жилище старика – типичная изба бедного русского человека. Она обставлено бедно, но везде чувствуется рука его дочери, везде опрятно и чисто. Символично то, что стены избы украшает сюжет из библейской притчи про блудного сына. Эта картина как бы пророчит грустную судьбу Вырину. Однажды ему пришлось жестоко поплатиться за своё радушие и гостеприимство. Офицер Минский, будучи проездом на этой станции, нанёс Самсону удар, отняв его утешение в жизни — Дуню. Дерзкий офицер настолько самоуверен, что ему ничего не стоило так оскорбить старика. Обманом он увёз девушку, которая ему понравилась. Несчастный старик уверен, что как только Минскому надоест Дуня, она окажется на улице без средств к существованию, как многие глупенькие и наивные девушки до неё. Ведь для офицера она всего лишь очередное увлечение, уверен отец Дуни, и нет на белом свете никого, кто защитил бы её, кроме старика. Дуня не сумела оценить все то, что дал ей отец, при этом сам терпя лишения. Она едва ли осознавала, что пришлось пережить ему из-за неё. Самсон Вырин увидел, наконец, издалека свою дочь. Та от волнения лишилась чувств. Бедный старик прошёл пешком весь путь до Петербурга, чтобы увидеть её. Даже пройдя такую дорогу, Вырин был безжалостно вышвырнут из богатого дома Минского ни с чем. Он был окончательно сломлен, пока не нашёл покой в смерти. Много позже очевидцы рассказывали, что видели на могиле Самсона Вырина молодую состоятельную барыню с детьми, которая была безутешна. Только после смерти отца поняла Дуня, как огорчила его своим поступкам, человека, который и так видел в жизни только горести. Но для раскаяния было уже поздно. Автор подводит читателя к мысли, что жизнь маленького человека в России, такого, как станционный смотритель, бесправна и невыносима, и никто не встаёт на защиту его от произвола и несправедливости богачей и власть имущих.

Значение повести

В своем произведении Александр Сергеевич описывает, какой нечестной, полной горечи и страданий бывает жизнь простых людей.

Их унижают, над ними насмехаются. Автор сочувствует главному герою, жалеет его. Обладая состраданием, Пушкин пытается донести до читателя мысль о том, что, несмотря на звание человека, его нужно уважать. Чин не должен влиять на отношение к людям, ведь главное, чтобы они обладали искренностью, добротой и честностью.

В пушкинские времена главной ценностью являлось положение в обществе. Чин превосходил любые положительные духовные качества человека.

Даже самая подлая личность, имеющая высокий статус, становилась авторитетом. Деньги закрывали глаза остальных людей на пороки богачей.

Все школьные сочинения по литературе

Пушкин «Станционный смотритель» — сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом».

В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса — Самсона Вырина. В основу сюжета положена трагедия жизни этого «маленького» человека, который, несмотря на тяжелые жизненные условия и унизительный труд, вполне счастлив и не жалуется на судьбу, ведь он не привык получать от нее подарки. В этом произведении писатель поднимает вечную общечеловеческую проблему взаимоотношений родителей и их детей.

Вырин воспитывает четырнадцатилетнюю дочь и работает станционным смотрителем. Работа героя довольно сложная, ведь все жалобы, обиды и ругань проезжающих обрушиваются именно на него. Злость, накопленную в дороге, путники срывают на Самсоне, иногда избивая его. Единственной радостью в жизни смотрителя является его любимая дочка. Дуня при возможности помогает отцу, сглаживая конфликты с приезжими. Однажды в размеренную жизнь смотрителя врывается проезжавший мимо офицер Минский, который влюбился в Дуню и увез ее втайне от отца.

Девушка оказывается в Петербурге, а Вырин в это время не находит себе места и заболевает. Тоска по дочери и осознание вины перед ней не дает ему покоя. Самсон чувствует, что не уберег дочь. Тогда он решается найти ее и вернуть, но Минский дважды прогоняет его. Вырин увидел, что Дуня живет в хороших условиях, но от этого ему только больней за дочь — он уверен, что гусар рано или поздно бросит ее, ведь они принадлежат к разным социальным сословиям. Для Самсона любовь гусара к простой девушке не представляется возможной, поэтому он искренне жалеет дочь, изводя себя изо дня в день. Вырин от горя спивается и вскоре умирает. Писатель не осуждает героя за узость его взглядов, а лишь пытается понять и объяснить природу его поведения.

А. Пушкин воплотил в образе смотрителя жизнь «маленьких людей», бесправную и полную страданий. В повести глубоко раскрывается мотив вины родителя перед ребенком и ребенка перед родителем. Писатель не наделил главного героя каким-то определенным пороком, но наивный Самсон целиком сосредоточен на своем маленьком счастье. Он эгоистичен в своем желании избегать любых конфликтов, пользуясь привлекательностью дочери. Ему хочется жить в уюте и спокойствии, но герой забывает об ответственности перед дочкой. Вырин не пренебрегает возможностью использовать ее обаяние для смягчения гнева приезжих. Так Дуня привыкает ко лжи, к услужливости перед всеми, чей социальный статус выше ее. Конечно, вскоре это оборачивается против отца. Простодушный смотритель ждет возвращения своей дочери, он готов простить ее, ведь в ней заключается весь смысл его жизни. Но несчастный, обиженный отец остался в одиночестве. Счастливая жизнь Дуни с детьми не оправдывает ее поведения, а раскаяние приходит к ней с запозданием — решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Всю оставшуюся жизнь ее спутником будет чувство вины.

А. Пушкин поднимает тему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Трогательная любовь Самсона к своей единственной дочери и ее неблагодарное поведение в ответ стало для героя трагедией, погубившей его. Дуня любила отца и не забыла о нем, но все-таки уехала, оставив его одного и ни разу не проведав. Писатель призывает нас быть гуманными, не забывать о своих детях и родителях, ведь человеческий долг заключается в том, чтобы заботиться друг о друге независимо от обстоятельств.

Еще сочинения автора:

  • Сочинение Пушкин «Гробовщик» — особенности композиции
  • Сочинение на тему «Пушкин метель»
  • Сочинение «Повесть Выстрел»
  • Пушкин «Повести Белкина» — сочинение
  • Сочинение на тему: «Актуальность лирики А. С. Пушкина в современном мире»

Характеристика произведения

В девятнадцатом веке профессия «станционный смотритель» была такой же незначительной и вызывавшей долю иронии со стороны людей, как, например, сейчас сторож или кондуктор. Повесть учит ценить всякий труд. Автор показывает, что любая работа бывает полезной и имеющей смысл для людей. Роль Самсона Вырина — показать людям, какая может быть тяжёлая судьба у сотрудника низшего чина, терпящего унижения со стороны посторонних людей.

Таким образом, смотритель — это символ всех простейших должностей, какие только бывают. Лицо Самсона Вырина — это образ всех небольших чинов в глазах властных и меркантильных богачей.

Тарас Бульба — главный герой повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» ; казацкий предводитель, полковник Войска Запорожского.

Женат. Отец Остапа и Андрея. Убил своего младшего сына Андрея за измену, судя по описанию местности, в селе Слобода-Ярышевская. Ненавистник «ляхов» и «басурман». Противник татарских нашествий и незаконных торговых операций на украинской территории. Защитник казацкого населения от пропольских олигархов украинского происхождения. Участник неудачной военной кампании под Дубно на Волыни. Попал в плен по собственной неосмотрительности и сожжен заживо (возможная историческая основа — события 1638 года во время восстания Гуни и Остряницы). Судя по описанию местности, которое даёт Гоголь, Тарас Бульба погиб близ замка в городе Жванец Хмельницкой области.

Характер[править | править код]

Сочинение по произведению тарас бульба 7 класс по литературе

Тарас Шевченко «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями». Иллюстрация к повести. 1842 год.

В разных редакциях повести описывается по-разному:

Редакция 1835. часть I

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в грубый XV век, и притом на полукочующем Востоке Европы, во время правого и неправого понятия о землях, сделавшихся каким-то спорным, нерешенным владением, к каким принадлежала тогда Украйна… Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов; он носом слышал, где и в каком месте вспыхивало возмущение, и уже как снег на голову являлся на коне своем. „Ну, дети! что и как? кого и за что нужно бить?“ — обыкновенно говорил он и вмешивался в дело.[2]

Редакция 1842. часть I

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма.[3]

Прототип[править | править код]

Сочинение по произведению тарас бульба 7 класс по литературе

Прототипом Тараса Бульбы был предок известного русского исследователя Миклухо-Маклая, атаман Войска Запорожского Низового Ефрем Жмых: Его дядя по отцовской линии учился и дружил с Николаем Гоголем. Тот, в свою очередь, заинтересовался семейным преданиям Миклух. Оказывается, их предок Ефрем Жмых был атаманом на Запорожье. За освобождение Украины из-под польской шляхты воевало трое его сыновей — Омелько, Назар и Хома. Назар влюбился в благородную барышню полячку, перешел на сторону поляков и скрылся в осажденной запорожцами крепости. Опозоренные братья решили похитить предателя. Но на обратном пути они наткнулись на стражу. Хома погиб в неравном бою, а Омельке с пленником удалось скрыться. Атаман собственноручно казнил сына-предателя.

Возможно, этот сюжет Гоголь положил в основу своего «Тараса Бульбы». Атаман Ефрем, предок Миклухо-Маклая — прямой прототип главного героя.

Такой же незаурядной личностью был и казак Степан Макуха по прозвищу Махлай, прадед Николая Миклухо-Маклая. Во время русско-турецкой войны 1788 года под Очаковом он командовал конной сотней. За военную смекалку и героизм ему дали чин хорунжего и наделили дворянским титулом. Казака вызвали в Петербург. Сама императрица Екатерина II преподнесла ему дворянскую грамоту и возложила на шею ленту с орденом Владимира I степени. Однако, казак оставался казаком, а по обычаю запорожцев рядом с фамилией на казенных бумагах должно было писаться прозвище казака. Назвать себя «жмыхом», то есть недотепой и лопухом, новоявленному дворянину очень не хотелось. И тогда он придумал себе малопонятную фамилию Миклухо, присоединив к нему прозвище с измененной буквой — Маклай. Впоследствии шотландцы считали его потомка, ученого Николая Миклухо-Маклая за своего, произнося его фамилию на шотландский лад: «Маклей».

Запорожец Ефрем Жмых и его победоносный правнук Степан были легендой и гордостью рода. Для рода Миклух их обоих олицетворял гоголевский Бульба. Образ этого почти реального персонажа маленький Коля Миклухо-Маклай постоянно видел у отца на столе. Сам путешественник называл себя не иначе, как потомком Тараса Бульбы. В письме к брату Сергею писал, что после смерти отца нашел документ, свидетельствующий об их дворянском роде с двойной фамилией Миклухо-Маклай и фамильным гербом: казак с поднятой саблей на фоне крепостных ворот.

В массовой культуре[править | править код]

Наименование «Тарас Бульба» использовалось в массовой культуре после Гоголя для наименования персонажей и предметов, ничего общего не имевших с гоголевским Тарасом Бульбой. Так в первых двух и в 83-й серии мультсериала «Чёрный Плащ» «Час быка» действует персонаж Тарас Бульба (Taurus Bulba) — антропоморфный бык, который противостоит не только Чёрному плащу, но и группе отрицательных персонажей (которая его возвратила к жизни и в 83-й серии). В Бельгии с 2003 года выпускается марка пива «Taras Boulba».

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • А. П. Довженко. Тарас Бульба /литературный сценарий, 1940—1941 р.р./
  • А. В. Мухін «Тарас Бульба» — режиссерский сценарий, иллюстрации для анимационного фильма , «Тарас Бульба» Думи-ілюстрації (к 200-летию М. В. Гоголя).
  • Рецензия на фильм о Тарасе Бульбе

  • Сочинение по произведению фонвизина недоросль вот злонравия достойные плоды
  • Сочинение по произведению старуха изергиль на тему преступление и наказание
  • Сочинение по произведению свидание тургенев
  • Сочинение по произведению светлана жуковский
  • Сочинение по произведению слово о полку игореве 9 класс коротко