Сочинение по произведению свои люди сочтемся

Июня 18 2012 пьесы жизни островский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. это совершеннолетие не случайно падает на 60-е

июня
18 2012

Пьесы жизни

Островский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. Это совершеннолетие не случайно падает на 60-е годы, когда усилиями в первую очередь Островского, а также его соратников А. Ф. Писемского, А. А. Потехина, А. В. Сухово-Кобылина, Н. С. Лескова, А. К. Толстого в России был создан реалистический отечественный репертуар и подготовлена почва для появления национального театра, который не мог существовать, имея в запасе лишь несколько драм Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя. В середине XIX века в обстановке глубокого социального кризиса стремительность и катастрофичность совершающихся в стране перемен создавали условия для подъема и расцвета драматического искусства. Русская литература (*73) и ответила на эти исторические перемены явлением Островского. Островскому наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют начала эпические: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается “все резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от человеческого”. Поэтому драма Островского, в отличие от драмы западноевропейской, чуждается сценической условности, уходит от хитросплетенной интриги. Ее сюжеты отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец.
Это придает произведениям Островского открытый характер: жизнь началась до того, как был поднят занавес, и продолжится после того, как он опущен. Конфликт разрешен, но лишь относительно: он не развязал всей сложности жизненных коллизий. Гончаров, говоря об эпической основе драм Островского, замечал, что русскому драматургу “как будто не хочется прибегать к фабуле – эта искусственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта,- и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе”. Островский питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение которого смягчает самые острые драматические конфликты и придает драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни неисчерпаемы, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено. Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их “пьесами жизни”. Островский не любит отторгать от живого потока действительности сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного. Высокое и низкое, серьезное и смешное пребывают в ней в растворенном состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом. (*74) Всякое стремление к классическому совершенству формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над ее живым существом. Совершенная форма – свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и недоверчив к итогам. Отталкивание от изощренной драматургической формы, от сценических эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Английский критик Рольстон писал об Островском: “Преобладающие качества английских или французских драматургов – талант композиции и сложность интриги. Здесь, наоборот, драма развивается с простотой, равную которой можно встретить на театре японском или китайском и от которой веет примитивным искусством”. Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счете, глубокой жизненной мудростью.
Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощренности и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в ее основах, сводящего каждую сложность к таящейся в ее недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто доверяет мудрости известной народной пословицы: “На всякого мудреца довольно простоты”. За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. “Картина эта – “Тысячелетний памятник России”. Одним концом она упирается в доисторическое время (”Снегурочка”), другим – останавливается у первой станции железной дороги…” “Зачем лгут, что Островский “устарел”,- писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель.- Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу”.
Предыдущие Сочинения: Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева – часть 1
Следующие Сочинения: Драма “Бесприданница”
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Пьесы жизни . Литературные сочинения!
Лучшие Темы сочинений:
А) Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А. Н. Островского “Гроза”.)
Роль природы в переживаниях действующих лиц
Каждый персонаж в пьесах Островского органически
ГОРОД КАЛИНОВ (ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”)
РОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО
Смерть великого драматурга действительно
Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)
Новые сочинения:
“Слово о погибели русской земли”
Салон шоколада
Скандинавский эпос
Дружба все победит
Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
День семьи

История создания

Комедия известного русского драматурга Александра Островского «Свои люди — сочтемся» была написана в середине прошлого века – в 1849 году.  Александр Островский провел детство и молодость в Замоскворечье, где в то время там жили купцы. Он хорошо знал нравы купеческой среды, где распространенным явлением было мошенничество. Молодой писатель, владевший юридическим образованием, заседал в коммерческом суде Москвы, где постоянно шли судебные тяжбы по дележу имущества между близкими родственниками. Именно в эти годы будущий драматург набрался жизненного опыта, потом, изучив психологию купцов, изобразил их героями на страницах своего произведения.

Жанр

Автор определил жанр своего произведения как комедию. Он с юмором изобличает людские и общественные пороки того времени показом комических сцен. Хотя драматург отнес свое детище к жанру комедии, в финале главный герой оказался в трагической ситуации.

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Пьеса отличается сложностью композиционного строения, которая объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Конфликт в произведении

Драматург выбрал для своей пьесы самую популярную тему для середины XIX века —конфликт между «отцами» и «детьми». Если у Тургенева в романе «Отцы и дети» описывается конфликт между демократами и либералами, то Островский для конфликта взял социальное сословие — купечество.

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

В пьесе автор показывает купеческую среду, где нет ни одного положительного героя. Они предстают самонадеянными, циничными, грубыми и упрямыми. Их ничего не интересует, кроме денег и наживы.
Самсон Силыч Большов – выходец из крестьян, сколотил состояние, стал купцом, он больше всего озабочен денежными делами. Он отличается невежественностью и недальновидностью. Однако, несмотря на корыстность, в нем еще есть вера в «своих людей». Именно из-за этих качеств он пострадал и попал в долговую яму.

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях.
Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Художественные средства

Автор взял название для своей комедии пословицу из фольклора. Фамилии героев говорящие: Большов – глава семьи, большой человек, Силыч – эта его сила в богатстве. Подхалюзин – подхалим, добился расположения своего хозяина угодничеством и подхалимством. Автор использовал в пьесе много пословиц, поговорок, применил прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин три раза обманывает своего хозяина Большова, стряпчего и сваху.

Выводы

Мораль произведения в том, что человек не должен думать только о материальном обогащении. Драматург критикует циничность и безразличие, призывает задуматься о воспитании детей в семье, чтобы не оказаться в ситуации, как у Самсона Силыча. Поучительность пьесы Островского бесспорна.
Тема пьесы «Свои люди – сочтемся» актуальна и сейчас, хотя она написана в 19 веке. Мошенники и аферисты обманывают людей, пользуясь их доверчивостью. Есть семьи, в которых не занимаются воспитанием детей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 17 мин. Просмотров 19 Опубликовано

Главной темой произведения становится вечный конфликт между отцами и детьми. Проявление безразличия к собственным детям привело к печальному финалу. Образ и характеристика Большова в комедии Островского ‹‹Свои люди -сочтемся!›› с цитатами покажут читателю наглядный пример того, как невежество и корысть могут сыграть против человека злую шутку.

Большов Самсон Силыч – зажиточный купец. Женат. Жаден и расчетлив. Отец Олимпиады. Отрицательный персонаж.

Образ

Самсон Силыч вполне успешный купец. Не каждый может похвастаться, что у него в собственности три торговых лавки в Москве. В семье у него тоже все в порядке. Всю жизнь прожил в браке с одной женщиной, матерью его единственной дочери, Аграфеной Кондратьевной. Воспитывает дочь Олимпиаду Самсоновну, которую все домашние называют не иначе как Липочка.

Происхождения он самого простого, крестьянского. Так же, как и супруга. Не сразу он стал уважаемым купцом. До того как податься в торговлю, Большов занимался продажами голиц для рабочих.

Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не поневщица – из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки.

Характеристика

Создается впечатление, что Большов целеустремленный и всего добился упорным трудом, но это не так. Он просто удачно попал в струю, чем без раздумий воспользовался. Формирование его внутреннего характера и умственного развития остались на прежнем уровне. Самсон Силыч просто пытается соответствовать тем людям и той среде, в которой живет, не более.

По натуре своей Большов черствый и холодный. Он постоянно грубит в разговоре не только подчиненным, но и близким людям, считая, что это правильно. Даже в общении с дочерью проявляет полное равнодушие, ставя превыше всего собственный интересы и выгоду. Это особенно видно в тот момент, когда он настаивал на замужестве Олимпиады с приказчиком. Девушка была категорически против, но слово отца в этой семье закон.

Захотел выдать дочь за приказчика и поставлю на своем, и разговаривать не смей; я и знать никого не хочу. Только он может распоряжаться судьбой собственной дочери. Ее мнение ему абсолютно безразлично.

Он властен и жесток по отношению к окружающим. Его деспотичность проявляется при каждом удобном случае. Всем, кто ниже по статусу, он ясно дает понять, кто хозяин положения. Все его детство прошло среди унижений и упреков и сейчас он в полной мере наслаждается тем, что может безнаказанно унижать и попрекать других. Ему это доставляет ни с чем ни сравнимое удовольствие.

Заняв крупную сумму денег, Большов изначально не планировал ее возвращать. Прикрываясь ложным банкротством, он пытается таким образом скрыться от сумасшедших долгов перед кредиторами. В итоге переписывает состояние приказчику Подхалюзину, которое по его словам будет неплохим приданым для дочери.

Ему свойственно упрямство.

Коли ему что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова. Подлость и хитрость. …коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!

Напрасно Большов ожидал от дочери и зятя поддержки. Он до последней минуты надеялся спастись благодаря семейным узам, но не тут-то было. Что посеешь, то пожнешь. Вырвавшись из-под родительской опеки, дочь смогла избавиться от этого ига, тяготившего ее. У нее нет к отцу ни жалости, ни сострадания. Оказавшись на грани отчаяния, обманутый дочерью и приказчиком, он понимает, что совершил непоправимую ошибку, получив по заслугам. Нельзя требовать от детей любви, честности, благородства, если у самого отсутствуют моральные качества.

Змеи вы подколодные!…

Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят со мной, то и делают. Прощайте, пора мне!

Ведь я злостный – умышленный…ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!

Матерый купец попался в собственную ловушку. Он не учел, что всегда найдутся люди хитрее и предприимчивее. Такими людьми оказались Рисположенский и Подхалюзин без труда сумевшие обмануть его.

Добавить в избранное

illjustracija-svoi-ljudi-sochtemsja-hudozhnik-p-boklevskij.jpg

Купец Большов является одним из центральных персонажей пьесы «Свои люди — сочтемся!» Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Большова в пьесе «Свои люди — сочтемся!»: описание характера персонажа и т.д.Смотрите:  — Все материалы по пьесе «Свои люди сочтемся!»— Все материалы по творчеству Островского

Характеристика Большова в пьесе «Свои люди — сочтемся!», образ, описание

Самсон Силыч Большов является купцом, владельцем трех торговых лавок в Москве:

«Одна лавка москательная, другая красная, третья с бакалеей; так нет, ничто не везет.» 

«…торговлю всю эту к черту.»

Купец Большов женат, его жену зовут Аграфена Кондратьевна. У супругов есть единственная дочь Олимпиада Самсоновна (Липочка). Купец Большов является богатым человеком:

«Самсон Силыч купец богатейший…»   

«Да уж это кого ни спроси, всякий знает, что Самсон Силыч купец богатейший.» (сваха Устинья о Большове) 

Самсон Силыч Большов является уважаемым человеком:

«Ведь меня сорок лет в городе-то все знают, сорок лет все в пояс кланялись…»

Купец Большов по происхождению является простым крестьянином. До того как записаться в купцы, он торговал голицами (рукавицами). Жена Большова тоже является крестьянкой по происхождению:

«Отец-то. Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не панёвщица — из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки.»

Самсон Силыч Большов — упрямый, эгоистичный человек, самодур. Если он что-то задумывает, его невозможно переубедить. Даже когда жена со слезами просит его о чем-то, он все-равно делает по-своему:

«А знамши-то характер Самсона Силыча, каков он есть,— это и очень может случиться. У них такое заведение: коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова. Все равно как в четвертом году захотели бороду обрить: сколько ни просили Аграфена Кондратьевна, сколько ни плакали,— нет, говорит, после опять отпущу, а теперь поставлю на своем, взяли да и обрили. Так вот и это дело: по трафь я по них, или так взойди им в голову — завтра же под венец, и баста, и разговаривать не смей.»  

Самсон Силыч Большов — подлый, хитрый человек. Его работники обманывают, обвешивают покупателей в лавках, но Большов это не только не осуждает, но и приветствует:

«…коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!» (Подхалюзин о Большове)

Большов считает, что храбростью никого не удивишь, а подлые дела лучше делать тихо:

«Ведь и правда. Храбростью-то никого не удивишь, а лучше тихим-то манером дельцо обделать.»

По словам дочери, трезвый Большов обычно молчит, а в пьяном виде — ведет себя агрессивно:

«…тятенька как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет того и гляди.» (тятенька — папенька) 

В пьесе описывается история о том, как Большов решает провернуть аферу. Купец не хочет выплачивать полностью все свои долги, а надеется объявить себя банкротом и заплатить кредиторам только 25 копеек за 1 рубль долга. Чтобы власти не конфисковали дом и торговые лавки Большова, он собирается переписать их на Подхалюзина, своего давнего помощника:

«Лазарь, теперь самое настоящее время: денег наличных у нас довольно, векселям всем сроки подошли.» 

«Вот я и думаю, Лазарь, предложить кредиторам-то такую статью: не возьмут ли они у меня копеек по двадцати пяти за рубль.» 

«…потому он сам несправедливо поступает, против закона идет.»

Судя по всему, Большов задумывает свою аферу не из-за нехватки денег, а скорее ради развлечения:

«Самсон Силыч купец богатейший, и теперича все это дело, можно сказать, так. для препровождения времени затеял.»   

«Ведь залезет эдакая фантазия в голову человеку!» 

В то же время самодур Большов выдает дочь Липочку замуж за Подхалюзина. Купца не волнует мнение дочери, которая не хочет выходить замуж за этого человека. Правда, вскоре Липочка меняет свое мнение о Подхалюзине и с радостью выходит за него замуж:

«Как же не бывать, коли я того хочу? На что ж я и отец, коли не приказывать? Даром, что ли, я ее кормил?» 

«Ну, Липа! Вот тебе жених! Прошу любить да жало вать! Садитесь рядком да потолкуйте ладком — а там честным пирком да за свадебку.» 

«Захотел выдать дочь за приказчика, и по ставлю на своем, и разговаривать не смей; я и знать никого не хочу.»

Большов тут же переписывает свой дом и лавки на Подхалюзина, чтобы избежать конфискации имущества:

«Я тебя сделал главным приказчиком, тебе я все свое состояние отдал, да тебе же, Лазарь, я отдал и дочь-то своими руками.»

В конце концов афера Большова не удается: судя по всему, кредиторы требуют полной уплаты долга и не соглашаются на 25 копеек за 1 рубль. Большов ожидает, что Подхалюзин выручит его в этой ситуации. Однако тот, владея домом и лавками Большова, не хочет помогать ему деньгами. В результате Большов оказывается в долговой яме (тюрьме):

«…тятенька-то ваш банкрут-с.» (о Большове) 

«А дом-то и лавки — мои-с!» (Подхалюзин) 

«…из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, его в конкурс выписывали, так отпросился домой…» 

«Ведь я злостный — умышленный…»

Оказавшись в долговой яме, Большов тяжело переживает свой позор:

«Сидят-то сидят, да каково сидеть-то! Каково по улице-то идти с солдатом! Ох, дочка! Ведь меня сорок лет в городе-то все знают, сорок лет все в пояс кланялись, а теперь мальчишки пальцами показывают.» 

«Потомят года полтора в яме-то, да каждую неделю будут с солдатом по улицам водить, а еще, того гляди, в острог переместят: так рад будешь и полтину дать. От одного страма-то не знаешь, куда спрятаться.»

За его аферу Большову грозит ссылка в Сибирь. он умоляет зятя Подхалюзина и дочь Липочку вызволить его из долговой ямы, чтобы избежать ссылки в Сибирь. но те отказывают ему в помощи:

«Ведь я злостный — умышленный… ведь меня в Сибирь сошлют. Господи!.. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.) 

«Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо. денег, либо в Сибирь.»

Судя по всему, Большов теряет надежду на то, что дочь и зять спасут его от Сибири. Автор не уточняет дальнейшую судьбу героя, но можно предположить, что Большов в конце концов отправляется в Сибирь:

«Есть ли в вас христианство? Двадцать пять копеек надо, Лазарь!» 

«Змеи вы подколодные! (Опускается головой на стол.)» 

«Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят со мной, то и делают. Прощайте, пора мне!» 

«Ну, вот вы теперь будете богаты, заживете по-барски. По гуляньям это, по балам — дьявола тешить! А не забудьте вы, Алимпияда Самсоновна, что есть клетки с железными решетками, сидят там бедные-заключенные. Не забудьте нас, бедных-заключенных.» (Большов о себе)

Это был цитатный образ и характеристика Большова в пьесе «Свои люди — сочтемся!» Островского.Смотрите: Все материалы по пьесе «Свои люди — сочтемся!»Все материалы по творчеству Островского400.jpg

Свои люди — сочтёмся

Александр Николаевич Островский

Краткое изложениеЧитается примерно за 7 минутСочинения15 сочиненийГлавные героиИ их характеристикаСочинение

Другие сочинения по этому произведению

Монолог Липочки как средство характеристики героини.Отзыв по пьесе <nobr>А. Н. Островского</nobr> «Свои люди — сочтемся»Подхалюзин — характеристика литературного герояПортретная характеристика Липочки и Подхалюзина в пьесе «Свои люди сочтемся»Изображение мира московского купечества в комедии «Свои люди — сочтемся!»Рецензия на пьесу «Свои люди – сочтёмся!» А.Н. ОстровскогоХарактеристика образа Большова в пьесе «Свои люди сочтемся»Главные действующие лица пьесы А.Н.Островского «Свои люди — сочтемся!»Большов — характеристика литературного героя (персонажа)Отцы и дети в пьесе А. Н. Островского «Свои люди сочтемся»Александр Островский «Свои люди — сочтемся»Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница»)Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)Речевой строй пьесы «Свои люди сочтемся»

В лице Большова драматург создал тип, очень характерный для истории русской буржуазии XIX в. “Большое вышел из низов – в молодости он “голицами торговал на Балчуге; добрые люди подзатыльниками кормили”. Но он выбился в люди – к богатству и почету в своей среде. Однако выбился не в процессе постепенного, органического развития своего торгового “дела”, определяющего его собственный деятельный внутренний рост, формирование его характера и умственное развитие. Боль-шов – один из тех, кто был вынесен из низов стихийной силой денежных торговых оборотов, основанных на рвачестве и плутовстве, кто сумел хорошо усвоить только одно правило жизни: “вышла линия, ну и не плошай…”.

Поэтому его духовное развитие однобоко и уродливо. В нем он намного отстал от уровня своего материального преуспевания, определяющего как отношение к нему со стороны всех окружающих, так и его самооценку. Внешне он давно стал одним из “столпов” в местной торговой среде и соответственно себя ведет, не отставая от других.

Вынесенный из низов силой чистогана, всю власть своего богатства приписывает лично себе и поэтому любое свое желание считает законом для всех зависимых от него людей, прежде всего для членов своей семьи. “Захотел выдать дочь за приказчика, и поставлю на своем, и разговаривать не смей, я и знать никого не хочу”, – кричит он жене. У него пет любви к родной дочери, и он с легкостью готов принести ее судьбу в жертву корыстным расчетам. Выросший среди унижений и попреков, он искренне наслаждается тем, что может безнаказанно унижать и попрекать других, и делает это со всей грубостью выскочки. “А тебе больно знать нужно! – ворчит он на своего стряпчего, от которого, по своей неграмотности, всецело зависит. – То-то вот вы подлый народ такой, кровопийцы какие-то…”. Достигнув богатства с помощью обмана и затевая еще больший обман, он глубоко негодует, если еще кто-то обманывает других.

Бессовестный, он ждет от людей “стыда” и “совести”.

Отсутствие в деятельности Большова какой-либо творческой жилки сказывается в том, что, достигнув богатства, он потерял всякий интерес к своему растущему “делу”, давно свалил все заботы на главного приказчика, а сам думает только о накоплении. И решение пойти на ложное банкротство порождено в нем не задорной предприимчивостью, но его неуверенностью в себе. Он идет на это потому, что “времена подошли тесные”, нет прежних рваческих прибылей, и прежде всего из страха, что в надвигающейся волне ложных банкротств должники обманут его, “обанкротившись”.раньше, а главное – из желания урвать сразу крупный куш и совсем отойти от дела. “На кого бы только эту обузу свалить?”- говорит он стряпчему. “Да и самому-то, братец ты мой, отдохнуть пора: прохлаждались бы мы, лежа на боку, и торговлю всю эту к черту”.

Паразитическая подоплека буржуазного хищничества проявляется здесь очень ясно.

По умственному убожеству Большов считает это решающее мошенничество чем-то роковым, видит в нем “один конец” и даже “волю божью”. Желая опереться при этом на близкого человека, он требует от него любви и сам уверяет, что любит его. “Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня?” – спрашивает он. “Кабы я тебя не любил, нетто бы я так с тобой разговаривал?”. И Лазарь, конечно, оказывается на высоте положения: “Я теперича готов всю душу отдать за вас…” – говорит он хозяину. Оба готовят грубое надувательство и оба прикрывают его словами о любви.

В этом много лицемерия и еще больше наивности. Для Большова злостное банкротство – завершение его купеческой карьеры, для Подхалюзина и Липочки – только начало.

Характеристика образа Большова в пьесе “Свои люди – сочтемся”« СПАСИБО ТЕБЕ, ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ!Сочинение: Замысел произведения Мертвые Души »

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Самсона Большова в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся!».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» Характеристика героев произведений» Образ Самсона Большова в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся!» Островский мастерски управляется со словом. Драматург всегда наделяет героев своих пьес речью, которая раскрывает их глубокий внутренний мир. Самсон Большов – один из главных действующих лиц в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Он глава семьи, купец. Человек холодный и черствый. Герой достаточно грубо обращается с членами своей семьи. Он холоден даже к собственной дочери. Он не слушает ее мнение о том, что она не хочет выходить замуж за приказчика. По его мнению, только он может распоряжаться судьбой своей дочери. Драматург рисует своего героя человеком властным и жестким по отношению к окружающим. Как известно, в пьесах именно реплики героев раскрывают внутренний мир персонажей. Речь Большова показывает читателям его истинный характер. Большов является одним из первых персонажей-деспотов в творчестве А. Островского. Купец задумал прикрыться ложным банкротством и таким образом скрыться от своего долга. Он переписывает свое состояние приказчику Лазарю Подхалюзину. Купец упрям. Подхалюзин дает следующую характеристику Самсону Большову: «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова». Большов, оказавшись обманутым приказчиком и собственной дочерью, прошел через множество унижений. В персонаже появляется осознание того, что он совершил непоправимый грех. Самсон Силыч прежде всего заинтересован в собственном благополучии в начале пьесы. Купец корыстен и невежественен. Дочь для купца является лишь инструментом в получении прибыли. В начале пьесы он намеревался выдать дочь замуж за богатого купца. Однако после этого на ум Большова приходит безумная авантюра с деньгами, и он обещает свою дочь приказчику Лазарю. Кажется, что Большов является самодуром. Собственная дочь для него ничего не значит. Он уверен в том, что она должна быть его инструментом в этой авантюре. Такое отношение к собственной дочери оказывает свое влияние на события, которое происходят позднее. Благодаря замужеству с Подхалюзиным, она смогла вырваться из царства самодурства своего отца. Она больше не желает проявлять по отношению к своему отцу никакой жалости и сострадания. Собственная дочь упрекает Большова в самодурстве. Она напоминает ему о том, что отец всегда отказывался слушать ее. В пьесе раскрывается конфликт между отцами и детьми. Островский показывает безразличное отношение отцов к собственным детям. Именно такое отношение способствовало печальной судьбе купца Большова в пьесе Александра Островского. Таким образом, образ Самсона Большова рисуют многие реплики персонажей, а также его отношение к собственной семье. Однако стоит отметить, что он до последнего верил, что сможет спастись благодаря семейным узам. К сожалению, его собственное отношение к дочери и погубило его. Персонаж вызывает чувство жалости к концу пьесы. Это происходит потому, что он осознает все свои ошибки. Понимает то, что именно его отношение к людям послужило поводом для тех неприятностей, которые произошли с ним.Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Образ Липочки (Олимпиада Большова) в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся!»Образ Подхалюзина в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся!»Образ Агафены Большовой в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся!»Образ Устиньи Наумовны в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся!»000.jpg

Образ Самсона Большова в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся!»Характеристика героев произведенийСтр. 1 Скачать Образ Самсона Большова в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся!»

<legend>Tags</legend>ОбразСамсонаБольшовавпьесеОстровского«Своилюди-сочтемся!»

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2392-harakteristika-bolshova-svoi-lyudi-sochtemsya.html
  • https://www.literaturus.ru/2017/08/bolshov-svoi-ljudi-sochtemsja-obraz-harakteristika.html
  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/19214
  • https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-obraza-bolshova-v-pese-svoi-lyudi-sochtemsya/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/obraz-samsona-bolshova-v-piese-ostrovskogo-svoi-lyudi-sochtemsya

  • Сочинение по произведению сигнал
  • Сочинение по произведению пушкина узник
  • Сочинение по произведению роковые яйца
  • Сочинение по произведению путешествие из петербурга в москву радищев
  • Сочинение по произведению радищева путешествие из петербурга в москву