Сочинение по произведению слово о полку игореве 9 класс коротко

Многомудрый литрекон рекомендует читать сатирические произведения м.е. салтыкова-щедрина в оригинале, так как они очень злободневны и поучительны. ну а получить

Многомудрый Литрекон рекомендует читать сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в оригинале, так как они очень злободневны и поучительны. Ну а получить поверхностное представление о его творчестве поможет краткий пересказ сказки «Пропала совесть». В сокращении это произведение не так увлекательно, как в оригинале, зато, открыв его, Вы можете быстро узнать основные события и сформировать в голове краткий сюжет произведения. Приятного просвещения!


(702 слова) Внезапно в мире исчезла совесть, но никто не заметил. Сначала люди испытали моральный подъем, излечились от нравственных терзаний, заспешили по делам, ведь больше ничего не мешало льстить, предавать, идти по головам. Только вот сразу после исчезновения нравственной смуты и душевных мук, которые так осложняли жизнь, пошли грабежи и другие преступления в неисчислимом количестве. А совесть лежала на дороге, оплеванная и растерзанная, как ветошь. Все недоумевали, кто допустил такое безобразие посреди улицы. И лишь один пьяница подобрал ее в надежде заложить. И вот пришло к нему горькое осознание реальности. Мгновенно он отрезвел и испугался. Вспомнил он обо всех своих прегрешениях и пороках. Начался внутренний суд. Он стал задавать себе вопросы, о которых раньше не задумывался. Но ответом было молчание, ведь он не знал, почему прожил жизнь так, а не иначе. В итоге он дошел до мысли о том, что родился и жил под игом, оттого не мог взять ответственность за свою жизнь на себя. Только вот открывшаяся истина никак нему не помогла. Цепи стали только тяжелее вдвое, ведь он понял, что это цепи. Но прохожие не отвечали на его агонию — они думали, что он просто напился. Над них хохотали и потешались, и невдомек было людям, что истина разрывает сердце пьяницы. Не найдя понимания, он решил избавиться от находки, которая так его тяготила. Он отнес ее в кабак — к знакомому скупщику Прохорычу. Положил на стол — и наутек.

Заметив совесть, проснувшийся скупщик вспомнил про патенты. Перед тем, как их купить, он как раз всучил кому-то эту жалкую вещицу. И вдруг пришло к нему осознание, что грешно народ спаивать. Прохорыч затрясся и позвал на помощь жену. Увидев совесть, жена воскликнула: «Грабят!». И правда: трактирщик стал отказываться продавать алкоголь и начал переубеждать посетителей. Они сильно удивились. Прохорыч объявил, что больше не может вести такой порочный образ жизни, и выльет все вино в канаву, перебьет всю посуду. Жена решительно воспротивилась. Она спасла посуду, но проблему не решила. Трактирщик потерял смысл жизни и уже вознамерился умереть, ведь ничего не продаст с такой ношей. Как только супруги легли спать, Арина Ивановна уже все продумала. Наутро она выкрала совесть и пошла на ярмарку. Увидев квартального надзирателя Ловца, Арина Ивановна подбросила ему тряпицу.

Ловец был известным лихоимцем и часто запускал руку в чужие карманы за взятками. Но в это утро он ничего не мог с собой поделать — рука не поднималась! Вернулся он домой не солоно хлебавши. Жена тут же разозлилась и объявила, что нет для него у нее обеда. Снял Ловец пальто, и вдруг преобразился. Прежняя жадность вернулась. Но как только он его надел, снова напала на него хандра — совесть. В итоге вернулся квартальный на базар и стал свои же деньги раздавать людям — «за прежнюю обиду». Он хотел со всеми помириться и загладить свою вину. Позвал он в дом нищих и велел жене их накормить. Но сняв пальто, Ловец резко передумал и прогнал всех вон, так и не поняв, в чем дело. Он даже попросил жену связать его на всякий случай, чтобы новых бед не натворил. Тогда жена уложила его в постель. Ища хоть какие-нибудь деньги у него в карманах, она наткнулась на промасленную тряпицу — совесть. Поняла Федосья Петровна, в чем дело. Подумав, решила она, что совесть точно не помешает лишь богатому человеку. И выбрала она Шмуля Давыдовича Бржоцского — «финансиста и изобретателя железных дорог». Положила она совесть в конверт и ему отправила.

Самуил Давыдыч Бржоцский сидел с семьей и помогал сыну разбираться в сложных и простых процентах. Получив письмо, Самуил Давыдыч метался как в лихорадке. Совесть подвергала его мукам, но он не сдавался и велел жене не давать ему шкатулку. Он готов был лучше умереть, чем отдать свои деньги. Однако он придумал средство избавления. Давно он обещал пожертвовать деньги в благотворительный фонд, но все оттягивал этот момент. Тут он решил запечатать совесть вместе со сторублёвой бумажкой и отнести к генералу. После этого Самуил придумал очень сложную банковскую операцию, и все ахнули.

Вот так передавали совесть из рук в руки, ведь никому она не была нужна. Совесть измучилась и стала жаловаться своему последнему владельцу — мещанину. Она попросила, чтобы он растворил ее в сердце маленького ребенка, он-то ее не выкинет. Так и сделал мещанин. Теперь растет совесть в маленьком человеке, и скоро станет она большой и сильной. Будет она распоряжаться всем сама, и тогда «исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия».

«Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, беречь ее от врагов.

«Слово о полку Игореве» сочинение, 9 класс

Вариант 1

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

Одним из таких шедевров является «Слово о полку Игореве». Созданное в 1185 году, оно и по сей день потрясает своей актуальностью и мудростью. И неслучайно это творение, глубокими корнями связанное с культурой народа, считается памятником древнерусской литературы. Как известно, для произведений данного жанра неприемлем был художественный вымысел. Ей присущ исключительно исторический характер. Описание реальных исторических событий и есть основа произведений древнерусской литературы.

Уже по названию можно определить тематику «Слова…». Поводом для его написания стал поход князя Игоря Святославича на половцев. Этот поход оказался неудачным: дружина Игоря была разбита, сам же северский князь пленён.

Поддержку немногочисленному войску храброго, но опрометчивого князя оказали его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Однако количественный перевес половцев предрешил исход сражения. Это поражение имело трагические последствия не только для участников кампании, но и для всего русского народа. Окрыленные победой, половцы всё чаще стали вторгаться в пределы земли русской.

Очень трогателен образ природы в произведении. Она является полноправным героем. Природа в «Слове…» предупреждает, запрещает, помогает, плачет, предсказывает…

Перед походом на русские полки падает темная тень. Но солнечное затмение не останавливает Игоря. Он пренебрёг предупреждением солнца, которое закрывает ему путь тьмою кромешной. Не пугает Игоря и разразившаяся гроза. Вся природа восстала против выдвижения русских войск. Птицы и звери тревожатся за воинов.

Совсем иное отношение к силам природы у жены Игоря Ярославны. Именно к ним обращается она за помощью, взывая о спасении мужа и его дружины.

И вновь всколыхнулась природа. Море взыграло, промчался к родному северу вихрь… Сам господь указывает Игорю путь домой. Природа ликует по возвращении отважного князя.

Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.

Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.

И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».

Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

Вариант 2

Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.

Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.

Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод, сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит своё «золотое» слово, который содержал в себе упрёк и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчёт, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.

Вариант 3

«Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры.

Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги героев и их великие дела, в «Слове о полку Игореве» речь идет о военном походе с неудачным исходом.

И пусть не все битвы оканчиваются успехом и триумфом, военное дело для русского народа всегда играло немаловажную роль. В средневековье и древности русские неоднократно подвергались нападениям племен-захватчиков, и тогда им, разумеется, приходилось биться за свободу, за свою родину, за защиту своих жен и детей. Между прочим, важность образа жены, ожидающей своего воина-супруга дома, также отражена в поэме. Плач Ярославны воплощает в себе горе всех матерей и жен, тоскующих по воинам, ушедшим на поле брани.

Помимо исторических данных, поэма включает в себя также довольно значительную культурную составляющую. Самый очевидный культурный элемент – это знамения. На древней Руси существовали такие явления, которые считались знаками свыше (например, солнечное затмение). Было принято относиться к ним с должной внимательностью и следовать им, но главный герой поэмы пренебрег знамением и впоследствии потерпел неудачу.

Таким образом, «Слово о Полку Игореве» — это не только описание исторического события, но и достойный материал для исследования культурных особенностей древнерусского народа, что по праву позволяет называть поэму памятником литературы.

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод  и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Сюжет описывает неудачный поход на половцев князя Игоря. Автор, несмотря на свою симпатию к герою, осуждает его неразумные действия и отмечает, что поход был предпринят из-за тщеславия, глупости и недальновидности князя:

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом…»

Игорь не видит картины в целом, не представляет, какими последствиями для Руси обернется его опрометчивость. Он не слушает советы мудрого Святослава, игнорирует знамения, которым в Древней Руси верили очень серьезно: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»

Дружина Игоря терпит сокрушительное поражение, сам князь пленен, а половцы, которых никто не в состоянии сдержать, вторгаются на российскую землю. Игорь бежит из плена, переоценив и поняв истинную суть произошедших событий, и родина принимает своего блудного сына, как любящая мать.

Образ князя Святослава контрастен образу князя Игоря, это мудрый правитель, заботящийся о своем народе и безопасности страны. Главная забота Святослава Всеволодовича – объединение разрозненной, и потому слабой Руси: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».

«Золотое слово» — это главная идея произведения, обращение автора к грядущим поколениям, вложенное в уста Святослава:

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

После бегства Игоря из половецкого плена, Святослав Всеволодович прощает молодого, эгоистичного, но признавшего свои ошибки князя. Вместе они сумеют объединить Россию и победить ее врагов.

На фоне сильных мужчина Ярославна, жена князя Игоря, не выглядит слабой и беспомощной. Эта молодая, нежная женщина сумела подчинить своей воле неуправляемые силы природы и помогла своему мужу сбежать из плена.

Образ Ярославны невероятно выразителен и символичен. Юная жена князя является прообразом всех российских женщин – мудрых, любящих и преданных. Она не бесправная рабыня, а верная и сильная подруга, охраняющая своего мужчину и домашний очаг, хранительница.

Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами

«Слово о полку Игореве» — это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне.

Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много. Те, кто не знаком с преданиями, дошедшими к нам из глубокой древности, воспринимают слова жены князя, как красивые стихи. Некоторые видят в них скрытый символизм, повествующий о языческих настроениях. Русь уже окрещена, но в плаче Ярославны явно присутствуют языческие нотки.

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

на своих легких крыльицах

на воинов моего милого?..

О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

сквозь землю Половецкую…

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез

на море рано.

На самом деле все намного глубже и, как ни странно, проще. Русские женщины во все времена считались хранительницами очага. В наше время — это понятие утратило свой первоначальный смысл. В Древней Руси хранительница очага, мудрая и сильная женщина, обладала особым даром чувствовать природу, исцелять. Люди в то время были очень близки с землей и умели слышать, видеть и понимать окружающий мир. Не символичен плач Ярославны. Автор рассказывает нам о том, что жена князя была ведуньей, в те времена таких женщин очень уважали и ценили в обществе. Ярославна не поплакать вышла на валу, она помогает своему мужу вернуться домой, используя настоящую, древнюю магию. В минуту испытания она обратилась с просьбой о помощи к стихиям.

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному —

Сам Господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

Неуправляемые силы природы услышали и откликнулись, помогли.

Образ Ярославны можно с полной уверенностью назвать собирательным портретом всех русских женщин. Они красивы, нежны, но обладают невероятной внутренней силой, способной управлять мощными стихиями. Секрет этой силы заключается в великой любви и мудрости. Мужчины воюют, убивая друг друга, а женщины дарят жизнь, берегут семейный очаг и исцеляют силой своей любви их раны. Они не рабыни, известный всем “Домострой” появится намного позже. Во времена Древней Руси женщины были равноправными партнерами мужчин и пользовались уважением.

Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими шедеврами человечества.

Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный «серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее процветании.

Игорь не внял советам мудрого Святослава Всеволодовича, и тем самым подверг Русь великой опасности. Но киевский князь, как мудрый и добрый отец, не держит на него зла., хотя прекрасно понимает всю серьезность ситуации. В трудные времена обвинения не помогут, только прощение и понимание способно исправить ошибки. Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»

«Золотое слово» является образцом и эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный поступок «дети мои». Он понимает и любит их: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены», но также понимает и то, что молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь опасности.

Автор «Слова о полку Игореве», без всякого сомнения, был очень образованным и мудрым человеком. Он прекрасно понимает исконные причины бедственного положения России. «Золотое слово» Святослава на самом деле является выражением главной идеи произведения, которую его создатель пытался донести всем россиянам. Лишь в единстве, взаимном уважении и общих целях заключается сила государства. Распри, вражда способны уничтожить его изнутри. Даже сильнейшая в мире вражеская армия не сможет нанести урон, сопоставимый с тем вредом, что мы можем причинить себе сами. Глупость и жадность делает людей слабыми и. в результате, превращает в рабов.

Русская земля в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.

Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.

Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.

В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм «Слова о полку Игореве».

Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.

Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.

При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).

Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.

Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.

Призывом к единению служит и центральный образ «Слова» – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в «Слове» русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.

«Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

Сочинение — рассуждение «Слово о полку Игореве»

Вариант 1

Произведение “Слово о полку Игореве”, представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение “Слово о полку Игореве”, представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.

история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведен на современный. Основными моментами произведения “Слово о полку Игореве”, является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племен.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод,

сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит свое “золотое” слово, который содержал в себе упрек и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчет, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.

Вариант 1

Данное произведение поистине считается, не побоюсь этого слова, удивительным и уникальным идолом древнерусской литературы. В XII—XV в. развивалась с неумолимой скоростью  живопись, архитектура, литература. Как к этой эпохе и относится произведение «Слово о полку Игореве». Но при всех положительных аспектах – в это время происходит распад Русского государства – на отдельные княжества, который характеризовался междоусобными войнами князей и ослаблением Руси (как единого целого).

В произведении затрагиваются идеи о необходимости объединения князей, о прекращении войн, из-за которых на русскую землю кинули своё ненасытное око половцы. Но на фоне других произведений того временного отрезка, «Слово о полку Игореве» — именно первое в мировой культуре литературное художественное произведение, повествующее настоящие исторические события и в этом его несоизмеримое богатство.

Судьба произведения

Интересная и в тоже время драматическая судьба у этого произведения. В XVII века знаток древности А. И. Мусин – Пушкин нашёл в одном единственном экземпляре сборник рукописных текстов.

Там было и «Слово о полку Игореве». Данная находка произошла в Спасском монастыре Ярославля, где работал на тот момент Мусин-Пушкин.

И он всячески старался, что бы эта вещь была напечатана и опубликована. Так и произошло. В 1800 г. – выходит в свет первое издание. А через двенадцать лет, оригинал текстов написанных от руки, среди которых было и «Слово», сгорел в пожаре, в городе Москва. Первый печатный текст и рукописная копия – теперь считаются первоисточником.

В этом произведение происходит повествование о походе, в 1185 году, на половцев, Игоря Святославовича (Новгород-северского князя).

Поход завершился поражением.

Пришел, увидел, не победил.

Произведение было изложено на бумаге под свежим эффектом от поражения, не смог дойти князь Игорь до моря Чёрного. Не смог он вернуть Руси земли, которые ей принадлежали.

Одолев отряды войск князя, половцы, самого Игоря ранили. А потом пленили и тем самым на Русской земле посеяли несчастье, беды и страх. Однако Игорь Святославович был «крепкий орешек» и сбежал – и в скором времени вернулся на родину.

Так как «Слово о полку Игореве» было изложено практически сразу после неудачного похода князя, автор предполагал на точные знания чтеца обстоятельств данного плачевного похода. И как следствие в произведении отсутствует точная последовательность событий, а из-за того, что произведение изложено фрагментами – «Слово» сложно для восприятия, но даже при этом интересность и ценность произведения, ни на йоту не уменьшается.

Прославление Игоря в произведении

Народ восхваляет Игоря, несмотря на то, что он проиграл свой бой, так как он всё-таки хотел защитить Русскую землю, хотел сделать как лучше, но получилось, как всегда. В произведении происходит описание князя как смелого воина, верным братом, с огромным стремлением сбежать из плена и вернуться домой. Автор наделяет Игоря доблестью, несоизмеримой любовью к своей родине, честью, силой.

Оригинальность данного произведения заключается в том, что автор сюжетно описал нрав, переживания и мысли героев. Помимо всего этого, автор, выразил своё мнение о происходящем и отношения к героям – для мировой литературы это произошло впервые именно в данном литературном произведении, и оно оказало огромное влияние на последующие произведения.

%25D0%25AF%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B0

 — Из каких трёх фрагментов состоит 3-я часть?

 — Кто такая Ярославна? Это её имя? (Ефросиния Ярославна, дочь галицкого князя Ярослава Осмомысла)

 — Прочитаем её плач. один из самых поэтических фрагментов «Слова…»

 — Как вы думаете, почему Ярославна стала символом верной жены?

 — К кому обращается за помощью?

 — Вас это не удивляет?

 — 2-й смысловой фрагмент — побег князя Игоря.

 — Как это происходит?

 — Кто помогает князю?

 — Прокомментируйте фразу «Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому».

 — Как Господь помогает?

 — Возвращаясь домой, князь Игорь разговаривает с Донцом. О чём этот разговор?

 — Обратимся к Киев-Печерскому патерику. Об этом свидетельствует «КиевоПечерский патерик»:

«Случилось однажды в монастыре, что осквернился сосуд
от падения в него какого-то животного, и поэтому Григорий спустился к Днепру за
водой. В то же время случилось там быть князю Ростиславу Всеволодовичу, который
хотел идти в Печерский монастырь за молитвой и благословением, так как с братом
своим Владимиром отправлялся в поход против половцев. И, увидев старца, слуги
князя начали оскорблять его, ругаясь непотребными словами. Монах же, провидя их
скорую смерть, стал говорить: «О, чада, в то время как вам следовало быть
благочестивыми и призывать всех молиться за вас, вы большее зло творите, что
Богу неугодно. Плачьте о своей погибели и кайтесь в своих согрешениях, чтобы
получить хотя бы снисхождение в день Страшного суда, ибо вас уже постиг суд: вы
все умрете в воде с князем вашим. Князь же, страха Божьего не имея… сказал:
«Мне ли, умеющему плавать, предсказываешь смерть от воды? И, разгневавшись,
князь повелел связать монаху руки и ноги, повесить на шею камень и бросить в
воду, и так Григорий был утоплен. …Ростислав же, не чувствуя вины за грех, от
ярости не пошел в монастырь. Не захотел он благословения, и удалилось оно от
него; возлюбил проклятие, и пало оно на него. Владимир же пришел в монастырь
для молитвы. Когда же они были у Треполя и началось сражение, то побежали
князья наши от врагов. И благодаря молитве Владимир переправился через реку, а
Ростислав утонул со всеми своими воинами, как предрекал блаженный Григорий.
«Каким, сказано, судом судите, таким будете судимы…» 

 — Как заканчивается «Слово…»?

 — когда
было написано «Слово»? 
Он
попадает в плен в мае месяце, после второй неудачной битвы для него, и где-то в
августе месяце (в конце июля — начале августа месяца) бежит из половецкого
плена на Русскую землю.
большинство
исследователей полагали, логически рассуждая, что «Слово о полку
Игореве» было написано вскоре после возвращения Игоря Святославича из
половецкого плена — то есть сентябрь-октябрь 1185 года. Казалось бы, это было
логично. То есть князь вернулся на Русскую землю, и, соответственно, уже можно
было написать или закончить, завершить это произведение. Но если мы внимательно
посмотрим на текст «Слова», то уже даже первые точки зрения
исследователей, авторов, приверженцев такого раннего написания «Слова о
полку Игореве» подвергается сомнению.

Почему? Потому что, когда Игорь бежит из плена, за
ним следуют Гзак и Кончак. И состоялся разговор этих двух половецких ханов:
«Когда сокол летит к гнезду, соколенка опутаем красною девицею».
«Когда опутаем соколенка красною девицею, то не будет ни соколенка, ни
красной девицы», — замечает Гзак на слова Кончака. Дело все в том, что
Игорь Святославич пошел в поход вместе со своим двоюродным братом Буй-тур Всеволодом, своим
сыном Владимиром Игоревичем
(кстати сказать, ему было всего лишь 14 лет; он уже командовал полком; полк —
более 1000 воинов). Так вот, Владимир Игоревич в плену женился на Кончаковне, и
спустя два года, то есть в 1187 году, он уже возвращается вместе с женой и
ребенком в Русскую землю, в Путивль. Он был Путивльским князем.
Значит,
«Слово» не могло быть написано ранее 1187 года. Теперь смотрите: во
втором абзаце сказано: «Почнем же, братие, повесть сию от стараго
Владимера до ныняшнего Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца
своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя полкы на землю
Половецькую за землю Руськую.» Видите: «Почнем …повесть сию от
стараго Владимера до ныняшнего Игоря». Значит, Игорь жив, когда автор
повествует об его походе: «до ныняшнего Игоря», — значит, он
действительно еще жив. Вопрос: когда умер Игорь? Дело все в том (мы еще с вами
будем об этом говорить), что удивительным образом с родом(??) Святославичем
связаны солнечные затмения, а, как вы знаете, в «Слове о полку
Игореве» тоже было солнечное затмение. Так вот, Ипатьевская летопись
сообщает о том, что Игорь умер после лунного затмения, которое произошло — это
уже астрономы доказали —
22 декабря 1200 года. И смерть Игоря указана
рядом с этим лунным затмением. Значит, мы можем сказать, что Игорь умер не
ранее декабря 1200 года. Стало быть, «Слово о полку Игореве» не может
быть написано позже этой даты.

 А он знает,
что Игорю «Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню
злату столу». А «отний злат стол» — это значит «отцовский
стол». Игорь, по летописи, возвращается в Путивль, потом — в
Новгород-Северский. То есть он возвращается в свои княжества. А отцовский
престол — это Черниговское княжество. Значит, если автор говорит, что бог Игорю
кажет, то есть указывает путь к отцовскому престолу — в Черниговское княжество,
значит, он знает, что Игорь будет когда-то на черниговском престоле. А когда
это произошло? После смерти
Ярослава Черниговского — в 1198 году. Значит,
раньше не может быть написано? Не может. Более того, обращаясь к
Всеволоду Большое Гнездо,
автор говорит: «Ты бо можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами
вычерпать». Это указ; ну, первое я пока опускаю; второй поход Всеволода
Большое Гнездо на Дон состоялся тоже в том же самом 1198 году. Значит, это
автор упоминает — это событие, несомненно. Значит, он знает о нем? Несомненно.
Значит, видите: уже два события 1198 года.

Был ли он
участником этого похода? Да, скорее всего. Потому что есть маленькая фраза:
«Что ми шумит», — замечает он; такое лирическое есть отступление,
когда половцы окружили двух русских князей. «Что ми звенит, что ми
шумит», — он говорит о себе («Что мне звенит, что мне шумит»).
То есть он как бы погружается в те события, которыми он жил последнее время. Я
хочу заметить, что Игорь в поход взял с собой 5000 воинов. Ну, приблизительно
около этого. Это, в общем-то, большой отряд по тем временам. А в живых осталось
15 человек после этого похода.

 — На следующем уроке мы постараемся разгадать некоторые загадки «Слова…»

Домашнее задание: наизусть плач Ярославны (девочки), вступление (мальчики) 

Добавлено: 29 марта 2021 в 12:00

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

Итоговое сочинение или изложение — один из этапов государственной аттестации в 11 классе, своеобразный допуск с сдаче единого государственного экзамена. Это мероприятие обычно проходит в декабре, но в связи с пандемией в 2021 году школьникам еще предстоит доказать свое право на участие в ЕГЭ . Чтобы вы смогли лучше подготовиться, мы подготовили статью с основными моментами, которые помогут получить заветный «зачет». Для чего проводят итоговое сочинение? Зачем использовать аргументы? Как оценивается работа? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, прочитав наш краткий обзор.

Правила проведения

Итоговое сочинение или изложение проводится в 11 классах российских школ для проверки речевых навыков выпускников, умения рассуждать и приводить аргументы своей позиции. Организаторы утверждают, что это не еще одна контрольная по русскому языку, а междисциплинарное испытание. Конечно, грамотная речь и владение государственным языком — это основной критерий допуска к государственной итоговой аттестации. Однако на итоговом сочинении обязательно пригодится хорошая подготовка по литературе и обществознанию. В этом виде испытания участвует основная доля выпускников, тогда ка изложение могут выбрать участники с ОВЗ и другие особые категории школьников.

На написание работы участникам дается 235 минут. При этом особые категории выпускников (дети с ОВЗ) имеют право на дополнительные 1,5 часа. Для них организуются перерывы для приема пищи и лечебно-профилактических мероприятий. Инструктаж и заполнение бланков выполняются вне лимита времени на сочинение.

В сочинении должно быть более 250 слов с учетом служебных. Рекомендованное количество слов в работе — 350. Если участник нарушил требования к объему, он получает за работу 0 баллов и оценку «незачет». Такую работу придется переписывать. Аналогичный итог будет в случае несамостоятельного написания сочинения (зазубривание чужого текста или переписывание литературного произведения не поможет). В работе допускается цитирование различных источников, но с указанием ссылки (в любой удобной форме) и в объеме, меньшем, нежели объем собственного текста.

При проверке работы эксперты оценивают в том числе и аргументы, приведенные автором и подкрепленные примерами. В противном случае участник получает «незачет». Для аргументации своей позиции можно использовать цитаты и примеры из литературных произведений, устного народного творчества, публицистических, живописных, театральных работ и пр. Если вы планируете представить итоговое сочинение для получения дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ, обратите внимание на требования этого учебного заведения — они могут отличаться от стандартных, в том числе и в части аргументации.

Итоговое сочинение: особенности 2021 года

Первоначально мероприятие планировалось провести 2 декабря минувшего года, но в сложной эпидемиологической ситуации власти приняли решение о его переносе на 5 апреля. В середине марта образовательные власти решили еще раз сместить дату проведения итогового сочинения. В последней редакции проекта расписания указаны следующие сроки:

  • основной этап — 15 апреля;
  • резервные даты — 5 и 19 мая.

Таким образом выпускники успеют получить допуск и продолжить подготовку к основному испытанию — ГВЭ или ЕГЭ 2021 года, первые экзамены которого назначены на конец мая.

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

Темы и аргументы итогового сочинения

Еще осенью прошлого года были опубликованы пять тем итогового сочинения. Все они будут рассмотрены ниже, но сразу рекомендуем не готовить одну из тем, поскольку она может оказаться слишком сложной. Для страховки выберите 2-3 «своих» направления, что в итоге даст возможность выбрать лучший вариант. Далее мы рассмотрим особенности каждой темы и аргументы, которые можно использовать в ответе.

«Забвению не подлежит»

В эту категорию попадают темы, которые посвящены историческим личностям, событиям и явлениям культуры, науки, литературы, философии. В качестве аргументов можно использовать сюжеты произведений с историческим уклоном:

  • «Капитанская дочка»;
  • «Война и мир»;
  • «Слово о полку Игореве»;
  • «Тихий Дон»;
  • «Бородино»;
  • «На западном фронте без перемен».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Я и другие»

Раскрывая тему в рамках этого направления, обратите внимание на роль личности в жизни общества, особенности взаимодействия между людьми, проблематику самоопределения. Плюсом будет опора на личный опыт и примеры из литературных источников.

Аргументы и примеры можно черпать из следующих источников:

  • «Отцы и дети»;
  • «Евгений Онегин»;
  • «Горе от ума»;
  • «Мертвые души»;
  • «Отверженные».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Время перемен»

Тематика этого направления вдохновляет на рассуждения об изменчивом мире и влиянии этих перемен на сознание, поведение и выборы человека. Эти темы поднимаются в следующих произведениях:

  • «Герой нашего времени»;
  • «Обломов»;
  • «Белая гвардия»;
  • «На дне»;
  • «Маленький принц».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Разговор с собой»

В рамках этого направления целесообразно заглянуть в свой собственный мир, понять, являетесь ли вы собой, познали ли собственные возможности.

  • «Преступление и наказание»;
  • «Мастер и Маргарита»;
  • «Доктор Живаго»;
  • «Человек в футляре»;
  • «Гроза».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Что любит современный человек? Каковы его культурные потребности, личностные устремления? Что характерно для жителя планеты в XXI веке? Эти и другие вопросы помогут справиться с итоговым сочинением.

  • «Гарри Поттер»;
  • «1984»;
  • «Хроники Нарнии»;
  • «Чучело»;
  • «Оно».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

Занимайтесь на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu и получите максимум баллов на ЕГЭ и ОГЭ!

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.

Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе

Подробная информация о том, какие изменения будут внесены в ЕГЭ по литературе в 2022 году, содержится в спецификациях и кодификаторе к экзамену.

Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года, кодификатор и спецификации

Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения:

  1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года.
  2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
  3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
  4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
  5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).

Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого. Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:

Тип задания Кол-во Максимальный балл
С кратким ответом 7 7
С развёрнутым ответом ограниченного объёма 4 28
С развёрнутым ответом (сочинение) 1 15
За грамотность 5

При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Содержание кодификатора на 2022 год

Еще до начала 2021-2022 учебного года на сайте ФИПИ были представлены основные документы для ЕГЭ по литературе – спецификации и кодифиатор.

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.

Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.

Требования к уровню подготовки

Выпускник 11 класса должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Выпускник 11 класса должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Требования к уровню подготовки из кодификатора ЕГЭ 2022 по литературе

Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.

Элементы содержания

В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Художественный образ. Художественные время и пространство.
  • Содержание и форма. Поэтика.
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
  • Деталь. Символ. Подтекст.
  • Историзм. Народность. Психологизм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • Литературная критика.

Список литературы

Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.

Важно! В 2022 году список литературы был дополнен, поэтому рекомендуем подробно ознакомиться с изменениями и не забыть ознакомиться с  текстом новых произведений.

Содержимое кодификатора ЕГЭ по литературе 2022

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Надеемся, что разбор кодификатора поможет вам сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году на максимальный балл. Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами по теме, размещенными на страницах нашего портала.

Читайте также:

  • ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Итоговое сочинение по литературе в 2022 году: темы, направления
  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение

  • Сочинение по произведению станционный смотритель на тему образ маленького человека
  • Сочинение по произведению станционный смотритель 7 класс кратко
  • Сочинение по произведению станционный смотритель маленький человек 7 класс
  • Сочинение по произведению свеча горела майк гелприн
  • Сочинение по произведению судьба человека 11 класс