Сочинение по произведению шинель гоголя

Противостояние добра и зла является основной темой в произведение николая васильевича гоголя шинель. автор развивает волнующую многих тему незащищнности человека

Противостояние добра и зла является основной темой в произведение Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Автор развивает волнующую многих тему незащищённости человека в окружающем его ложном и жестоком мире.

Основная мысль — «маленький» человек, напрасно загубленный и искалеченный обществом, который так и не смог найти справедливости.

Главным добродетелем в этой истории выступает Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий титулярным советником, где основной его работой является переписывание разного рода бумаг. Главный герой не способен к совершению низких, с моральной точки зрения, поступков. Не сделав за всю жизнь ничего плохого, он вынужден терпеть издевки и насмешки от своих коллег по службе, которые как раз и символизируют, тот бездушный и жестокий людской род, оказывающий тлетворное влияние на общество. Они ценят лишь социальное и материальное положение окружающих и Башмачкина замечают только тогда, когда он появляется в свет в новой дорогой шинели, купленной на последние гроши.

Несмотря на все тяготы своей жизни, Аркадий с любовью выполняет свою работу. Каждый его день наполнен мыслями о том, как бы скорее закончить переписывание бумаг, чтобы лечь спать ,а с наступлением нового дня, собравшись с силами приступить к следующим.

Когда с Башмачкиным произошла неприятная история, с кражей шинели, то никто из его окружения даже не выразил сочувствия, а министерства и вовсе не стали связываться с её поиском. Люди отвернулись от чужой проблемы, буквально оставив его обреченным на печальный исход жизни.

Акакий Акакиевич так и не смог добиться справедливости. Чужое равнодушие лишили всего, что являлось смыслом его жизни, шинели, ради которой бедняге приходилось во многом себе отказывать. Он умер без всякой надежды сделать этот мир чище и гуманнее.

Постоянно копившиеся глубоко в душе страдания, после смерти озлобили Акакия и превратила в мстительного призрака, который начал отплачивать своим обидчикам их же монетой. По вечерам прохожие встречали тёмный силуэт с усами, который яростно удерживал с них шинель.

Николай Васильевич Гоголь попытался донести до читателей, что за каждое исходящее от нас зло, в конечном итоге придётся отвечать.

Каждый человек должен уважать окружающих его людей, уметь проявлять сочувствие, быть искренним. Ведь, как говорил один из философов: «лишь встретившись со злом, начинаешь ценить добро».

Сочинение 2

Произведение «Шинель» входит в сборник работ Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Писатель продолжает тему маленького человека, показывая существование обездоленных и забитых людей, жизнь которых заканчивается трагически.

Сюжет данной повести исходит из анекдота об одном чиновнике, который потерял ружье, заработанное тягостными трудами. Гоголь ярко показал насколько беспощадно действует произвол чиновников в царской России. Писатель правдиво отобразил жертву такого бесчинства- Акакия Акакиевича. Мы видим, как в повести Николай Васильевич проявляет сочувствие к нашему персонажу и в то же время, замечая его умственную ограниченность, подсмеивается над ним. Пока Акакий Акакиевич работает в департаменте, он совсем не продвинулся по службе. И герой существует в полном убожестве. Жилье у него было мрачное и бедное, ужин скудный, да и одеждой он похвалиться не мог.

Писатель здесь смеется не над самим персонажем, а над обществом, в котором тот жил.  На жизнь он тоже смотрел с приниженной точки зрения. Однако в Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и его постоянно оскорбляли. Но наш герой ничего не мог ответить даже. Только один молодой человек пожалел его. Для Акакия  Акакиевича  приобретение шинели является символом новой жизни. Приход в новой шинели на вечеринку к градоначальнику считается для него наивысшим результатом существования. И на этой вышине благополучия его настигает полная трагедия. Грабители снимают с него его шинель. Отчаявшись, он показывает свой протест, но герой бессилен перед лицом бюрократической машины. Акакий Акакиевич погибает так же незаметно, как и жил. Но впоследствии в городке стали происходить странные вещи: призрак персонажа появляется в самых неожиданных местах и срывает с чиновников шинели.

Гоголь в финале показывает, что такие незаметные люди, бросившие протест обществу, могут жить только после кончины. И писатель выражает свое сочувствие персонажу, призывая нас быть внимательными друг к другу, и предупреждая, что придется в будущем нести ответ нанесенные оскорбления ближнему.

Сочинение по произведению 3

Гоголь в своем произведении под названием «Шинель» продолжает рассказывать и глубже раскрывать начатую ранее тему «маленького человека». Начало положил Александр Сергеевич Пушкин, который описывает данный вопрос в «Станционном смотрителе». Гоголь поднимает вопрос в рамках города Петербурга, он приближается к жителям города фактически вплотную, чтобы раскрыть их чувства и потаенные мотивы.

В центре событий Акакий Акакиевич Башмачкин, который является скромным титулярным советником, занимавшим должность в небольшом департаменте Петербурга. Главный герой является достаточно непримечательной личностью, которая мало чем отличается от других персонажей, работающих с ним по соседству. Он всегда жил тихой и спокойной жизнью, при этом фактически не обращал внимание на насмешки окружающих людей, которые часто использовали саркастически насмешки в его адрес.

Мужчина живет достаточно бедно, он еле сводит концы с концами. То же самое можно сказать и о духовном мире человека, он достаточно скуден. Его мир ограничивается работой, которую он выполняет с особым усердием. Он не может общаться с другими людьми, у него фактически нет друзей и близких знакомых.

Автор подчеркивает бессмысленность его жизни, которую можно назвать больше существованием, чем настоящей жизнью. И вот в его жизни происходят изменения, он мечтает накопить на новую шинель, поэтому он не доедает, откладывает каждую копеечку, чтобы достичь желаемой цели. Он ходит снимать мерки к портному, который относится к нему с должным уважением и даже проявляет к главному герою особое внимание, к которому Акакий Акакиевич не привык.

И вот цель была достигнута, а главный герой идет по улице в новой, специально сшитой для него шинели. Но вечером грабители срывают с него шинель в темном переулке, с этого момента он впадает в уныние и депрессию, с которой не может бороться и жить счастливо.

Он не собирается сдаваться, но когда встречается со значительным лицом, которое обладает определенными полномочиями, то фактически сдается.

Он не может бороться с происходящем в жестоком мире. Маленький человек не может выступить против общества, не может бороться против установленных правил. Ему трудно идти и бороться с чиновниками и поставленными над народом лицами.

Все это приводит к глубоким переживаниям, поэтому маленький человек умирает. Ему трудно бороться с установленными правилами.

Сочинение Мечта и реальность в повести Шинель (7 класс)

«Шинель» — повесть Николая Васильевича Гоголя, в которой показано столкновение мечты главного героя с жестокой реальностью мира.

Акакий Акакиевич Башмачкин на протяжении многих лет занимает одну должность – он является мелким чиновником, работа которого заключается в переписывании бумаг. Башмакин любит свою роботу – она является важной частью его жизни. Акакий Акакиевич живет небогато, он отказывает себе в развлечениях, предпочитая им размеренный, упорядоченный образ жизни. Сослуживцы не уважают героя, часто обижают его. Но Акакий Акакиевич не обращает внимания на их издевательства, все его мысли заняты ровными строчками, красивыми буквами, бумагами, которые ему нравится переписывать, иногда просто для себя.

И так бы продолжалась размеренная, лишенная волнений и тревог жизнь уже немолодого чиновника, если бы не холод. Шинель Акакия Акакиевича давно износилась. Герой принес ее портному Петровичу, но тот отказался перешивать или чинить старенькую, много раз бывшую починке одежду. Тогда Башмачкин решается на покупку новой шинели. Годовое жалование Акакия Акакиевича составляло 400 рублей, тогда как на пошив новой шинели требуется 150.  Чтобы скопить нужную сумму, чиновник экономить на всем: он перестает пить чай по вечерам, старается не жечь свечей, чтобы не износить подметок, ступал по улицам легко и осторожно. Мечта о новой шинели преобразила Башмачкина, она стала занимать все его мысли, можно даже сказать, что она сделалась смыслом его жизни. Спустя полгода Акакий Акакиевич смог скопить нужную сумму, вместе с портным он купил материал. Еще через некоторое время шинель была пошита Петровичем, и чиновник смог примерить долгожданную обновку. Мечта героя осуществилась, а точнее он сам ее осуществил, что раскрывает чиновника с новой стороны, как человека целеустремленного, деятельного.

Однако счастье главного героя длится недолго, автор показывает жестокую, безжалостную реальность, в которой у Башмачина отнимают его мечту. Когда Акакий Акакиевич возвращается домой, его избивают и крадут шинель. Чиновник ищет помощи у «значительного лица», но последний не только отказывает в ней, но и грозит испуганному чиновнику. Отчаянье Акакия Акакиевича, его разочарование социумом приводят к болезни, из-за которой герой умирает. Похищенная мечта, неспособность вернуть шинель приводят к смерти Башмачкина. В отчаянье герой не может найти в себе новые силы, которые спасли бы его. Таким образом, в повести Н.В.Гоголя поднята тема столкновения жестокой реальности и мечты.

7, 8, 9 класс

`

По рассказу Шинель

Популярные сочинения

  • Дни недели рассказывают о себе — сочинение для 5 класса

    С давних пор люди организовывали свой быт так, чтобы была возможность общения с другими народами. Для ведения торговли пришлось каким-то образом всё устроить, чтобы одновременно собрать людей

  • Краткая характеристика героев поэмы Кому на Руси жить хорошо

    Сюжетообразующий центр труда Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» составляют образы семи мужиков, которые решили отыскать того, кто счастлив на Руси.

  • Сочинение Описание внешности мамы

    Мама, мамочка, моя любимая мамулечка. Писать про нее одно удовольствие, ведь представляя ее образ на душе становится тепло и уютно. Сразу хочу сказать, что у меня самая красивая мама

Жил герой на съемной квартирке в бедном районе Петербурга. Работал в одном из департаментов, по долгу службы – переписывал документы. Должность настолько мелкая и низкооплачиваемая, что в департаменте даже сторожа относятся к нему с пренебрежением, а чиновники молча подкладывают ему бумаги на переписку, часто не имея на то полномочий. При этом они посмеиваются над Акакием Акакиевичем. Но он не обращает на них внимания, только когда чиновники его под локоть толкают, тогда он просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Свою работу Башмачкин искренне любит. Над отдельными буквами трудится дольше, выводя каждую закорючку, подмигивает им, улыбается. Часто берет работу на дом, где быстро ест щи, и садится что-то переписывать. Если такой надобности нет, он все равно что-то переписывает, просто для своего удовольствия, даже укладываясь в постель, он с удовольствием думает о завтрашней работе. Лишь однажды директор поручил ему дело важнее – самому исправить документ, изменить титульные буквы и некоторые глаголы, но Акакий Акакиевич оказался на это не способен, сильно вспотел, и попросил дать ему «что-то переписать». Больше его не просили ничего исправлять.
Сокращенно он ведет тихую, размеренную жизнь, не имеет приятелей и семьи. Ему безразлично происходящее вокруг. Казалось, только «лошадь, положившая свою морду ему на плечо, могла вернуть его в реальность петербургской улицы с середины какой-то строчки». Он носит вылинявший мундир и такую прохудившуюся шинель, что в департаменте ее называют капотом. Если бы не мороз, этот «маленький человек» не заметил бы изъянов в своей шинели. Но ему приходится отнести ее в починку к кривоглазому портному Петровичу. В прошлом – крепостному, Григорию, который умел «солидно пить», и «удачно чинить чиновничьи панталоны и фраки».
Портной заверяет, что шинель починить нельзя, а новая обойдется в 150 рублей. Это очень большая сумма, которой у Башмачкина нет, но он знает, что Петрович становится сговорчивее, когда выпьет, и решает придти к портному еще раз в «подходящий момент». В итоге шинель обходится ему в 80 рублей, сэкономить получается на дешевом воротнике из кошки. Около 40 рублей у него уже скоплены, благодаря привычке откладывать по грошу с каждой зарплаты. Остальные деньги нужно сэкономить: по вечерам Акакий Акакиевич отказывается от чая и свечей, реже стирает белье, дома носит халат на голое тело, «чтобы не изнашивать белья», на улице старается ступать так аккуратно, чтобы «не истереть преждевременно подмёток». Башмачкину трудно, но мечта о новой шинели окрыляет его, он часто заходит к Петровичу обсуждать детали.
Наконец он скопил нужную сумму и Григорий пошил новую шинель, счастливый Акакий Акакиевич идет в ней на службу. Самое грандиозное событие в жалкой жизни титулярного советника не остается незамеченным: его окружают сослуживцы и начальники, требуют по случаю обновки устроить вечер. Башмачкин очень смущен, он отдал все свои сбережения на новую шинель, но его выручает некий чиновник, который приглашает всех, в том числе и Акакия Акакиевича, к себе, по случаю именин. Дом чиновника находится в другой части города. Отобедав дома, герой отправляется туда пешком.
Чиновники, которые еще вчера подтрунивали над Акакием Акакиевичем, сегодня его осыпают комплиментами, в новой шинели он выглядит гораздо солиднее. Вскоре о нем забывают, переходят к танцам и шампанскому. Впервые в жизни Акакий Акакиевич позволяет себе расслабиться, но долго не засиживается, и уходит с ужина раньше других. Разгоряченный шампанским, он даже следует за какой-то дамой с хорошей фигурой. Но на пустынной площади его настигают неизвестные люди с усами, один из них заявляет, что шинель на плечах Акакия Акакиевича принадлежит ему, толкает его в снег, и отнимает ее.
Частный пристав вместо помощи, сконфузил Акакия Акакиевича окончательно расспросами о том, почему он так поздно оказался на улице, и не посещал ли какой-нибудь непристойный дом, он ушел, так и не поняв, будет ли делу дан ход. В департамент он снова вынужден придти в старой дырявой шинели, и снова над ним подшучивают, хотя находятся и те, кто его жалеет, и советует отправиться к «значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели». Несчастный Акакий Акакиевич, вынужден терпеть незаслуженный выговор этого «значительного лица», которое «значительным стало лишь недавно, а потому озабоченно, как бы придать себе большей значительности». Так и не добившись помощи, он, промерзший в стареньком капоте, возвращается к себе домой в сильной горячке.
На службе о нем спохватились только на четвертый день после его похорон.
На этом рассказ о жизни «маленького человека» заканчивается. Но повесть продолжается, описывая последовавшие странные события после похорон титулярного советника. Поговаривали, что по ночам возле Калинкина моста показывается покойник, который со всех сдирает шинели, не различая их владельцев по чину и рангу. Полиция была бессильна. Однажды, поздним вечером, бывший титулярный советник сорвал шинель и с того самого «значительного лица». С тех пор «значительное лицо» вело себя гораздо скромнее со своими подчиненными.
С тех пор приведения Акакия Акакиевича больше никто не видел, но на смену ему пришел другой призрак – большего роста и с усами.

Заключение

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель.

Разработки к уроку.

Учитель русского языка и литература Кузьмина И.В

Задачи:

  1. Организация чтения повести.

  2. Подготовка к изучению (знакомство с историей создания повести).

  3. Работа с тестом (истолкование).

  4. Заключение.

  5. Список использованной литературы.

1.Организация чтения повести.

Объяснение значений непонятных слов.

Анекдот – случай, приключение, происшествие; смешной эпизод.

Лепажевское ружье – Лепаж- знаменитый французский мастер-оружейник.

Анненков Павел Васильевич (1812-1887) – литературовед, издатель сочинений А.С. Пушкина.

По установленной с петровского времени «Табели о рангах» титулярный советник – чин 9-го класса, невысокий, но дававший «личное дворянство» без передачи права по наследству.

Сердитый человек, взгляд, голос. «Ничего нет сердитее всякого рода департаментов».

Акакий – не делающий зла, незлобивый.

В учереждения того времени писали гусиными перьями, переписыватель бумаг, писец, был маленьким человеком и одновременно важной фигурой, необходимой в общей системе управления.

Сострадание, сожаление, сочувствие, жалость, соболезнование. Эти слова объединяются значением участия к чужим страданиям.

Человечный – достойный человека, отзывчивый, гуманный.

Пафос — страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.

Пародия – один из видов сатирической литературы. В пародии иронически подражают внешним особенностям творческой манеры писателя или сообщают новый смысл известному произведению, выявляя сущность того, против чего была направлена пародия.

Сказ – повествование, ведущееся в произведении в характерной манере, с оборотами речи того лица, от имени которого ведется рассказ.

Юмор – мягкий, незлобный смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений.

Ирония – скрытая насмешка, один из видов юмора, смех с чувством грусти, сожаления.

Вицмундир – форменный фрак гражданских чиновников.

Департамент – подразделение министерства или Главного управления.

Шинель – форменное пальто военных или гражданских служащих.

Шурин – брат жены.

Эспаньолка – короткая остроконечная бородка.

Капот – женская домашняя одежда, род халата.

Статский (штатский) – гражданский чин.

2. Подготовка к изучению повести.

«Шинель» была опубликована в Собрании сочинений Н.В. Гоголя, вышедшем в 1942 году. Она относится к циклу петербургских повестей.

«Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот, о каком – то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья…В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не встал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице.… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью повести его «Шинель », и она заронилась в душу в тот же самый вечер», — рассказывает П.В. Анненков («Гоголь в Риме. Литературные воспоминания»).

3.Работа с текстом.

Задания и вопросы этого раздела направлены на осмысление повести Гоголя в единстве формы и содержания.

1.Вечный титулярный советник Башмачкин.

  • Перечитайте текст повести, найдите строчки, характеризующие Акакия Акакиевича. При этом ответьте на вопросы: где служил Башмачкин? Какую занимал должность?

  • Почему автор не называет департамента, а в самом начале повести и имени чиновника?

  • Кто занял место Акакия Акакиевича в департаменте после смерти, с какой целью автор пишет об этом?

Гоголь говорит о типичности своего героя. Смерть Акакия Акакиевича не нарушила порядка в департаменте, писатель подчеркивает жестокую неизменность, бездушие бюрократического аппарата, принижающего и обезличивающего человека.

«Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на себя ничьего внимания, смотрят века, по милости художника, давшего ему своею кистию новую жизнь » (В.Г. Белинский).

  • Как было дано имя герою?

  • Где жил Башмачкин, как описывается его быт?

«В повести Гоголя о Петербурге много примет фактической договоренности…Гоголь писал о том, что знал по собственному опыту. Своих героев он посеял на улицах, где жил сам, где ежедневно проходил, направляясь на службу, в редакции, в гости к землякам и знакомым…» (В.М. Маркович). В конце декабря 1828 года Гоголь с другом Александром Данилевским прибыли, а Петербург и повеселились на Гороховой улице в доме купца Галыбина, вскоре переехал в дом аптекаря Трута на Екатерининском канале, затем Гоголь переселился в дом Иоахима на Мещанской улице. Во всех этих домах жили мелкие чиновники, студенты, торговцы, ремесленники, художники, музыканты. Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий, а затем писцом в Департаменте уделов.

  • Как относится автор к Башмачкину? Найдите слова, наиболее ярко выражающие отношение автора к герою.

«И, конечно, очень тихо и только тогда, когда становилось совсем невыноимо, мог звучать робкий голос Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Но к этому приглушенному голосу, к этому внутреннему обращению человека к человеку должны были прислушаться все – в этом и заключалась задача великого писателя-реалиста.» (О.А. Кудрявцева).

  • Почему умер Акакий Акакиевич?

  • Какие чувства вызывает Башмачкин у читателя?

«Осветляющее читателя впечатление создается всем тоном повести и несомненной ее внутренней связью с нравственными заветами Евангелия» (М. Г. Качурин).

  • К какому примерно месяцу должна быть сшить шинель, если необходимость возникла в начале зимы?

Награждение должно было состояться к празднику, Рождеству Христову ( 7 января); потом «два-три месяца небольшого голодания»; «Петрович провозился с шинелью всего две недели».

  • В какое время года значительное лицо сталкивается с Акакием Акакиевичем?

  • Какую роль играют в повести зимние холода, их особая продолжительность?

«Гибель героя посреди мрака и холода бесконечной зимы соотносится с мраком безумия, окружавшим его всю жизнь» (В.М. Маркович).

  • С какой целью в реальное повествование включается фантастика?

  • Что означают действия призрака?

  • Перечитайте эпизод встречи значительно лица с призраком, как она описана?

  • Какие предположения возникают по поводу реальности призрака?

«В «Шинели» фантастический эпилог… Для передачи событий, широко используется форма слухов, вводится тип сообщения от повествователя – сообщение о факте, якобы случившемся в действительности, не имевшем законченного определенного результата. Особенность этого текста в том, что в нем опущен, «утаен» глагол, выражающий «акт слушания». Реплика была немой; она озвучена внутренним потрясенным чувством другого лица».

  • Кто «рассказывает» историю Акакия Акакиевича?

Найдите в гоголевском повествовании обобщенные суждения о службе, чиновниках, устоях русской жизни. Отметьте характерные признаки устной речи.

Заключение:

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших ближних.

Список использованной литературы

  • Гоголь Н.В. Собрание сочинений. Сост., под. Текста и коммент. В.Воропаева и В.Виноградова.- М., Русская книга

  • Арсеньев И.А.Слово живое о неживых //Исторический вестник.

  • Лобыцина М.Мы так и не вышли из гоголевской «Шинели».

  • Петровский Н.А.Словарь русских имен.

  • Раков Ю. Где живет Башмачкин.

  • Слонимский А. Техника коммерческого у Гоголя.

  • Розанов В.В. Как произошел тип Акакия Акакиевича.

Повесть «Шинель» известного русского писателя Н.В. Гоголя была написана в 1842 году и занимает достойное место в цикле петербургских повестей. Уже само название произведения подчеркивает важность шинели, говорит о том, что это не просто предмет гардероба, вещь, она играет свою значимую, важную роль в повести. Это своеобразный символ, который олицетворяет собой связующее звено между главным героем, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, и окружающим его обществом. Шинель становится мерой личности «маленького человека», его лицом.

Главный герой произведения – скромный чиновник, служащий в одном из департаментов Петербурга. Его должность состояла в переписывании бумаг. К делу Акакий Акакиевич относился с большой ответственностью и любовью. Вся его жизнь, казалось, заключалась в этом переписывании, во время работы Башмачкин не замечал никого и ничего вокруг себя. Он был человеком небогатым, получал всего лишь четыреста рублей в год жалованья. Этих денег ему еле хватало на самые скромные расходы, и уже нисколько не оставалось на более серьезные покупки, поэтому Акакий Акакиевич вынужден был ходить на службу в старой шинели, которая до такой степени обветшала, что уже не спасала своего хозяина от вечной петербургской сырости и лютого холода. Сукно истерлось так, что было больше похоже на серпянку, поэтому немилосердно сквозило, а подкладка совсем расползлась. Привести шинель в порядок и проходить в ней еще один сезон не представлялось возможным. Весь внешний вид героя выдавал в нем человека бедного, невысокого положения в обществе, поэтому чуть ли не каждый  считал своим долгом унижать и обижать его. Акакия Акакиевича не приветствовали на проходной, когда он приходил утром на службу, будто он был вовсе не человек, а муха. Молодые сотрудники смеялись над ним, острили, придумывали и рассказывали о нем разные истории, смеялись над его квартирной хозяйкой, сыпали на голову Башмачкину мелкие бумажки и называли их снегом, из окон домов, около которых он проходил на службу, выливали ему на голову помои. Акакий Акакиевич был робким, скромным и молчаливым человеком. Он не умел отвечать грубостью на грубость. В нем не видели человека, личность.

Отношение к Акакию Акакиевичу изменилось после того, как скромный титулярный советник приобрел новую шинель. Ради нее герою пришлось отказаться от многого: по вечерам он перестал пить чай и жечь свечи, везде ходил на цыпочках, стараясь спасти подметки своих сапог, чтобы они раньше времени не истерлись. Он реже отдавал белье в стирку, а приходя со службы, снимал с себя вещи и ходил весь вечер в одном демикотоновом старом халате, чтобы белье не занашивалось. Постепенно он привык голодать по вечерам и обходиться самым малым. Мечта о новой шинели сделала существование Акакия Акакиевича полнее, будто рядом с ним появилась верная подруга, жена. Герой стал живее, увереннее, его характер – тверже, казалось, из его образа навсегда стерлись нерешительность и сомнение.

По мнению Башмачкина, новая шинель была шикарна: из добротного сукна, с коленкоровой подкладкой и воротником из самой лучшей кошки, которая нашлась только в лавке. День, когда Акакий Акакиевич надел новую шинель, стал для него торжественным, праздничным днем. Герой и не заметил, как добрался до департамента, потому что было в обновке тепло и хорошо. Всю дорогу он улыбался своим мыслям. Шинель словно подарила  герою уважение общества, всеобщее признание. Наконец-то Акакия Акакиевича заметили, его приветствовали, поздравляли с обновкой, пожимали ему руку, шутили с ним, приглашали в гости, чем очень сильно засмущали чиновника. У него впервые за все время службы  появилось чувство единения с коллективом. В бездушном столичном обществе людей судили по одежке. Внешний вид человека выражал не его внутренний мир с духовными и нравственными ценностями, а богатство, что было важнее для любого члена общества при знакомстве с человеком. Новая, добротная шинель – это своеобразный пропуск в другое общество, показатель социального равенства.

Акакий Акакиевич после службы увидел красоту Петербурга, а дома позволил себе даже поваляться на кровати. Герой осмелился выйти из квартиры вечером, чего не делал уже в течение многих лет. После вечеринки, устроенной одним из сотрудников департамента, шинель Башмачкина украли. Для героя это стало настоящей трагедией, будто в этой вещи заключалась вся его жизнь, словно Акакий Акакиевич потерял свое лицо. Оставшись без шинели, он не смог жить дальше, поэтому вскоре умер, но после смерти то и дело появлялся на площади и срывал с прохожих их шинели.  

История Акакия Акакиевича Башмачкина, рассказанная Н.В. Гоголем в повести «Шинель», подтверждает, что шинель – это один из главных героев произведения, рассказавших о своем хозяине и о том обществе, в котором его владелец живет, больше, чем даже сам автор. Шинель играет важную роль в жизни любого представителя петербургского общества, так как во многих случаях именно по ней судят о человеке, который ее носит.  

Фамилия__________________                                                                            6 класс

Тест по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

1.В каком году было закончено произведение Пушкина «Дубровский»?

а) в 1830 г.                б) в 1833  г.                  в) в 1836 г.             г) в 1842 г.

2.К какому литературному жанру относится произведение «Дубровский»??

а) рассказ                   б) роман                в) пьеса                        г) новелла

3. Какое было первоначальное название произведения?

а) Дубровский            б) Нащокин                  в) Островский            г) Крюков

4. Как называлось село К. П. Троекурова?

 а) Песочное               б) Кистенёвка                в) Арбатово              г) Покровское

5. По какой причине В. Дубровский выехал в Кистенёвку?

а) болезнь отца        б) хозяйственные дела       в) приезд земского суда     г) отсутствие содержания

6.Как Троекуров решил отомстить Дубровскому?

а)отобрать у Дубровского имение                                                                                                                  б) пустить о Дубровском дурные слухи                                                                                                             в)Троекуров решил больше не одалживать другу деньги

7. Почему К.П. Троекуров поехал к больному Дубровскому?

 а) навестить старого друга               б) решил помириться             в) из чувства мести      

8. Почему во время судебного разбирательства не удалось доказать права Дубровского на владение Кистенёвкой?                                                                                                                                  а) документы на имение давно сгорели                                                                                                          б) Троекуров подменил документы на имение                                                                                                                в) по документам Кистенёвка не принадлежала Дубровскому

9.Из-за чего умер старший Дубровский?                                                                                                   а)  от сильных переживаний его парплизовало, врач не смог ничем помочь                                                                                            б) простудился и умер от лихорадки                                                                                                               в)ранили на охоте    

10. По какой причине чиновники остались ночевать у В. Дубровского?                                             а) боялись темноты, мужики могли напасть                                                                                               б) не хотели огорчать хозяина дома                                                                                                                в) планировали переночевать

11. Для кого К. П. Троекуров выписал француза – учителя из Москвы?

  а) для Марьи Кириловны        б) для маленького Саши        в) для себя         г) по просьбе соседей

12. Чему Дефорж учил Машу?                                                                                                                     а) музыке                                                                                                                                                             б) живописи                                                                                                                                                        в) танцам

13. Почему Марья Кириловна не обратила внимания на француза?

а) учитель был нехорош собой       б) учитель был для неё род слуги       в) отец запретил общаться

14. Почему задержался на обед к Троекурову Антон Пафнутьич?

 а) поздно выехал               б) ехал в объезд            в) заблудился в Кистенёвском лесу

15. Почему не спалось Антону Пафнутьичу?

а)страдал бессонницей       б)боялся воров       в)не доверял Дефоржу     г)любил мечтать перед сном

16. Почему настоящий учитель – француз уехал во Францию?

а)соскучился по родным            б) получил за отъезд деньги      в) не хотел больше жить в России

17.Почему В. Дубровский отказался от мести?

а) испугался Троекурова         б) полюбил Марью Кириловну      в) захотел уехать       г) пожалел Сашу

18. Почему Кирила Петрович согласился на брак дочери с князем?

а) Верейский был красив и умён                                                                                                                     б) любовь князя к дочери                                                                                                                                 в) князь был богат и знатен                                                                                                                            г) желание дочери выйти замуж  

19. Почему Троекуров запер Машу до свадьбы?                    

 а) Троекуров узнал, что Маша написала Верейскому письмо с просьбой не брать её в жёны                                                                                              б) Маша сказала отцу, что влюблена в Дефоржа                                                                                                                в) Маша отрицательно высказалась о Верейском

20. Почему Саша не смог выполнить просьбу сестры?

а) он не захотел ей помочь                                                                                                                                     в) его остановил батюшка                                                                                                                                в) Саша увидел, как рыжий маьчик вынул кольцо из дупла                                                                          г) Саша испугался идти один

21. Почему  Марья Кириловна отказалась бежать с  В. Дубровским?

а) не захотела расстраивать отца                                                                                                                     б) она не любила Дубровского                                                                                                                         в) Марья Кириловна была обвенчана с князем Верейским                                                                            г) она испугалась вооружённого князя

22. Какова дальнейшая судьба В. Дубровского?

а) остался с дворовыми людьми разбойничать                                                                                             б) уехал из страны                                                                                                                                            в) никто не знал, куда он девался                                                                                                                    г) жил по чужим документам

  • Сочинение по произведению тургенева отцы и дети 10 класс
  • Сочинение по произведению чернышевского что делать
  • Сочинение по произведению хвостик астафьев
  • Сочинение по произведению черная курица 5 класс
  • Сочинение по произведению чехова хирургия