Сочинение по произведению рождественская ночь

Конспект урока литературы по фгос тема: добро в повести н.в.гоголя ночь перед рождествомцель: знакомство с повестью н.в.гоголя ночь перед рождествомформа:

Конспект урока  литературы по ФГОС

Тема: Добро в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Цель: знакомство  с повестью
Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Форма: урок
Тип: изучение  нового материала

Вид:
интегрированный, так как сочетаются методы и приемы: беседа, лекция, опрос,
анализ ситуации, индивидуальная и групповая работа, визуализация, проблемная
ситуация.

Дидактический материал: учебник
литературы. 5 класс под редакцией Г.С.Меркина, компьютер, экран, медиапроектор,
компьютерные программы: MP3 Player, Microsoft
Power Point.

Технология: развивающего
обучения, индивидуализации.

Задачи:

Образовательная —расширить
знания учащихся о  Н.В.Гоголе, познакомить с историей создания произведения,
начать знакомство с повестью.

Развивающая —
развитие коммуникативных способностей: умения работать в группе и
индивидуально, участвовать в беседе и дискуссии по заданной теме.

Воспитательная –
воспитание веры в лучшие идеалы человечества: библейские заповеди, любовь,
самоотверженность, силу духа, душевную чистоту.

Планируемые результаты:

Предметные – изучить и проанализировать повесть Н.В.Гоголя
«Ночь перед рождеством»

Личностные — способствовать развитию  критического мышления и
коммуникативных навыков

Метапредметные — наметить связь литературы с такими
предметами как: русский язык, история, география, культурология.  

Методы обучения, применяемые на уроке (по ФГОС): визуализация; присутствие проблемной ситуации; метапредметные
связи; групповая и индивидуальная работа; создание  продукта на уроке-
кластер;развитие коммуникативных навыков с помощью беседы, дискуссии, элементы
лекции; рефлексия.

Ход урока

1.Мотивирование
на учебную деятельность.

Демонстрируется
фрагмент мультфильма (момент колядок)

 Мы только что просмотрели фрагмент мультфильма,
снятого по очень известному произведению. Вы узнали его?

Автор этого
произведения — Николай Васильевич Гоголь. «Ночь пред
  Рождеством» — одна из повестей, которая входит в сборник «Вечера на
хуторе близ Диканьки»  Он вводит нас, читателей, в радостную и таинственную
атмосферу праздника. В описаниях мы видим любовь к родной природе и народу, к
которому он принадлежит и среди которого он вырос.

На фоне такого прекрасного пейзажа
разворачиваются картины народной жизни. Ребята, а как  встречали Рождество?

Рождество издавна праздновалось на Руси.. Ели
кутью – зёрна злаков, замоченные в воде, с медом. Обычно под Рождество
начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодежи,
веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко
раскрашенным ящиком в два яруса. Колядование начинали дети, парни и девушки.
Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение.

Ночь перед
Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника –
Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма –
ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло на добрых людях.

2.Актуализация
знаний, постановка проблемы


Обратите внимание на доску. (На доске записаны
пословицы):

 Добро на худо не меняют.
Добро творить — себя веселить.
 Добро и во сне хорошо.
 Делать добро спеши.

Внимательно прочтите эти пословицы и попробуйте
предположить, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

А как вы понимаете слова добро, доброе, доброта?
Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями?

Словарь С.И.Ожегова даёт такое толкование этого
слова: «Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное».

И так, ребята, какова же тема сегодняшнего
нашего урока? Сегодня на уроке мы постараемся найти доброе в героях повести.
Запишите тему урока в тетрадях: «Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед
Рождеством».

3.Решение
проблемы и коррекция

 Чтобы
разобраться в сегодняшней теме нам предстоит поработать в группах:

1 группа:
образ  Вакулы. Дайте ему краткую характеристику  пятью прилагательными

2 группа:
образ  Оксаны. Дайте ей краткую характеристику  пятью прилагательными

3 группа: образ
Черта. Дайте ему краткую характеристику  пятью прилагательными

Мы
постарались определить качества  всех героев. Давайте составим кластер.
Качества, которые висят на доске нужно распределить в три столбика: качества,
присущие Вакуле, Оксане, Чёрту:

Вакула

Оксана

Черт

Доброта

Гордость

Хитрость

Любовь

Красота

Зависть

Труд

Эгоизм

Месть

Верность

Скажите, кто
из героев больше всего соответствует положительному образу, кто несёт добро? А
что же мы можем сказать об Оксане? Как вы думаете, все попытки нечистой силы
разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством

   4.
Систематизация знаний и самостоятельная работа с использованием полученных
знаний

          Демонстрируется
фрагмент мультфильма (Конец)

Что оказывается в финале сильнее?  А что
происходит с Оксаной?

Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что на фоне морозной
рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествует добро.

У каждого из вас на парте лежит мини-тест,
состоящий из 5 вопросов. У каждого будет свой вариант. Приступаем к его
решению.

                                           
           2 вариант

1. Вакула отправился в Петербург для того,
чтобы:

а) никогда больше не видеть Оксану;

б) достать царские черевички;

в) посмотреть столицу.

2. В предложении: « Девушки между тем,
дружно взявшись за руки, полетели, как 
вихорь, с санками по
скрипучему снегу» — выделенные слова являются:

а) аллегорией;

б) гиперболой;

в) сравнением.

3. В основе произведения лежит:

а) реальная жизнь;

б) фантастическая:

в) сочетание реальности и фантастики.

4. Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу,
когда:

а) он привез ей черевички;

б) получила известие о его смерти;

в) отец расхвалил добродетели кузнеца.

5. В предложении: «Снег загорелся
широким 
серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» —
выделенные слова являются:

а) логическими определениями;

б) постоянными эпитетами;

в) эпитетами.

5. Оценивание

А теперь
давайте взаимопроверим мини-тест и узнаем результаты , поменяйтесь с соседом
вариантами и проверим тест. Ключи к тесту на доске.

Давайте
вернёмся к пословицам, которые мы прочли в начале нашего урока. Какую бы из
этих пословиц вы взяли себе в качестве жизненного девиза? Почему?

— Добра на худо не меняют.
— Добро творить — себя веселить.
— Добро и во сне хорошо.
— Делать добро спеши.

6. Объяснение
домашнего задания

Отлично. Ребята, запишите домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему  меня учит повесть Н.В.
Гоголя «Ночь перед Рождеством»

7.Рефлексия

Что
необычного и нового вы сегодня узнали на уроке? Ребята, а на кого из героев
повести вам хотелось бы быть похожим? С кого можно брать пример?

Закончить наш
урок мне хотелось бы такими словами:

Добро – это свет, который не дает нашим душам
заблудиться во мраке ночи.

Добро – это сила, которая помогает нам вынести
любые испытания.

Так пусть ваши души будут наполнены добром,
И пусть оно будет верным и надежным спутником в
вашей жизни.

Сочинение по рассказу Анна на шее Чехова рассуждение

Рассказ «Анна на шее» написал А.П.Чехов. Он часто в своих произведениях затрагивал тему равнодушия, пошлости людей по отношению друг к другу и к себе, в том числе. Чехов описывал жизнь интеллигенции, которая страдала в то время от безденежья, тоски и безысходности. Привыкшие жить на широкую ногу они никак не могли перестроиться на новый лад. У каждого были свои проблемы лень, пьянство или просто не умение жить.

В одной такой семье достаточно бедной, сводящей концы с концами жила девушка Анна. Отец ее хоть и не плохой человек, но после смерти жены не может наладить быт. И подруги матери Ани стали искать достойного человека в мужья.

Человек такой нашелся, им оказался пожилой, нудный Модест Петрович. Он любит всех поучать особенно свою молодую жену. Девушка ожидала от брака не только денег, свободы, но и счастья. Она согласилась выйти за Модеста Петровича в надежде спасти от нищеты свою семью и себя. Ожидания не оправдались. Мало того что ненавистный муж не давал совсем денег так еще и пытался поучать. Анна с тоской вспоминает девичьи годы и понимает, что именно они были самыми счастливыми.

Чудеса случаются, и этим чудом стал бал, куда пригласили мужа Ани и ее. На балу юная, прекрасная девушка имела огромный успех у мужчин и, особенно у его сиятельства. Этот момент ее возвысил над мужем. Теперь он заискивающе заглядывает жене в глаза. Вот Анна и добилась того о чем мечтала столько лет: власти, денег, свободы. Теперь она постоянно в центре внимания, постоянно в обществе. Но беда не в том, что она стала вести веселую и праздную жизнь, а в том, что она совсем забывает о своих родных. Ее так затянуло болото праздного время провождения, что ей некогда думать, да и не охота о бедных родственниках. Девушка начинает думать о том, что создана для такой жизни. Теперь она даже не просит у мужа деньги, просто дает ему счет, который надо оплатить. Уже Модест Петрович задумывается о том, что его жизнь не удалась.

Как часто бывает так, что один человек вырвется из омута наружу, а потом забывает своих близких. К сожалению и для него это не спасительный круг, а всего на всего утопия. Жизнь отца и братьев Анны в тупике, да и ее жизнь тоже может скоро закончиться плачевно. Такая разгульная жизнь до хорошего не доведет.

2 вариант

Меня совсем не удивило, что богатый муж Ани оказался жадным. С богатыми, вообще, такое бывает! А он ещё и чиновник в возрасте. Добиваться Анны ему было не нужно – сама за него пошла. Он понимал, что и защиты у неё нет – её пьющий слабый отец совсем не в счёт. И никуда она от мужа не уйдёт! Да, она надеялась помочь своим родным, но и это с трудом происходило. С другой стороны, можно и понять её мужа Модеста, для которого деньги – главное, а ещё положение в обществе, чин и должность. Часто повторяя про важность религии, он не любит пьющих, поэтому он даёт в долг отцу Ани, но читает ему мораль, что пить – плохо. Конечно, он не хочет себе на шею посадить ещё и пьющего тестя. И сделать из него «паразита», как в каком-нибудь детективном романе, когда у старого богатого родственника много нахлебников. Они живут за его счёт, а образ их жизни не лучший – могут пить, курить… Единственное, что мораль читать старшему не очень хорошо. Модест Алексеевич мог бы поговорить с Аней, а не учить её отца!

Отец, конечно, болен. Он ведь никак не мог взять себя в руки! Шок после смерти жены – понятно. Ну, а дальше-то? У него двое маленьких детей, которые страдают, стараются его остановить. И у него несчастная дочь, которая практически пожертвовала собой ради отца, чтобы его не выгнали из гимназии… И деньгами думала ведь помочь! Наверняка, какой-нибудь любящий её, добрый и работящий парень сделал бы для её семьи намного больше!

У Модеста свои понятия о жизни – он уже почти пожилой человек. Её семье он помогать не собирается. Ей денег давать – тоже. Но вот считает, что должен через неё показать своё богатство – навешивая на неё украшения, которые ей не нужны. И считает себя хорошим мужем, а она ведь не может ничего продать! Смешно – вышла за богатого, а чувствует себя бедней, чем была. Конечно, Модест очень неприятный, особенно его манера заискивать и заставлять Аню это делать перед «важными» людьми.

Меня расстроило, конечно, что Анна так изменилась в конце. Она стала успешной, но думает только о себе – катается и развлекается. Понятно, что она «дорвалась и закрутилась» и очень долго страдала. Но вот теперь как раз она может помочь своим близким, если они примут её помощь… А она о них совсем забыла – проезжает с песнями мимо несчастных. Наверное, она немного стыдится своего образа жизни!

В общем, интересное произведение! Думаешь, что теперь всё в книге наладится, а не всегда получается у героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Анна на шее Чехова

Популярные сегодня темы

Моим любимым писателем является Стивен Кинг. Его читают люди разного возраста — мужчины и женщины, подростки и взрослые. Всё они, как и я, хотят понять это удивительный мир вокруг

Главными героями комедии Гоголя «Ревизор» являются городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский и Иван Хлестаков, которого по ошибке принимают за ревизора. Эти герои очень похожи, но также имеют и принципиальные отличии.

На переднем плане полотна изображена поляна с густой зеленью и белыми полевыми цветами. Протоптанная узкая тропинка ведёт к ручейку, который занимает центральное место на картине.

Кто он, Печорин в романе Михаила Юрьевича Лермонтова? Это герой нашего времени. Образован, красив собой и довольно не беден. Читатель уверен, что Печорин обречен на несчастье

Сказка про Конька — Горбунка, написанная автором Петром Павловичем Ершовым, изложена в стихотворном стиле и имеет очень интересный сюжет.

984. Характеристика и образ Анны в рассказе Чехова Анна на шее Русский язык

Сочинение — Образ Анны в рассказе Анна на шее. Русский язык

Главной героиней рассказа Чехова «Анна на шее» является, конечно, сама Анна.

Это девушка восемнадцати лет, которая была не просто красива собой, а которая умела понравиться и мужчинам своей красотой и манерами. Воспитание девушки — это её главная черта наряду с врождённой милостью и красотой. Её мама научила её одеваться по моде, вести себя, как истинная леди, говорить по-французски, танцевать мазурку и даже играть на рояле. Анна, благодаря всему вышеперечисленному, была очаровательной, сногсшибательной девушкой, взгляд от которой не мог оторвать ни один из мужчин. От отца ей достались тёмные волосы и тёмные глаза.

Живёт Анна со своим отцом Петром Леонтьичем и двумя младшими братьями-гимназистами Петей и Андреем. Несколько лет назад её мать умерла, а отец, который преподавал в гимназии, стал выпивать и потерял всё, что у него было. Бедной Анне теперь приходилось ухаживать за братьями, отцом и параллельно думать о том, где бы взять денег. В конечном итоге она склоняется к тому, чтобы выйти за богатого пятидесятидвухлетнего Модеста Алексеича. Главная героиня уверена, что с помощью его состояния можно обеспечить свою семью, только так ей удастся помочь отцу и братьям. Ей противен Модест Алексеич, его характер и человеческие качества, его внешность и само существо отторгает юную Анну.

Из чистого только благородия, из жертвенности по натуре своей Аня выходит замуж за этого человека. Первое время брака она чувствует себя разбитой, потерянной и не способной ни к чему, кроме страдания. Она всё время или играет на фортепиано, или грустит, потому что её надежды не оправдались: Модест Алексеич даже не думает заговорить о какой-то помощи её родственникам, а сама она боится и попросить.

Кардинально всё меняется после того, как Модеста вместе с Анной зовут на благотворительный балл, где Аня становится просто королевой вечера, очаровывая всех мужчин, включая и хозяина. За всеобщей любовью и признательностью приходит и осознание к Модесту Алексеичу о том, что он женат, может быть, на главной красавице города, если не страны, поэтому после этого вечера он буквально готов исполнить любое её желание.

Анна начинает брать деньги у мужа, с каждым разом всё больше и больше: тратит она их на развлечения, которые находит в городе с каждым разом новые. Она забывает о своей семье в потоке нескончаемого веселья и купания в деньгах. Тем временем её семья продаёт мебель из квартиры, чтобы расплатиться с деньгами. Увидев отца и братьев на улице, она просто промчалась мимо них на тройке коней.

Этот рассказ — яркий пример того, как деньги портят даже самых скромных людей.

Сочинение про Анну

В своём рассказе «Анна на шее» Чехов представил читателям образ молодой девушки Анны, которая и является главной героиней.

Это была восемнадцатилетняя девушка, очень воспитанная, благоразумная и наделенная всеми культурными манерами. Она являла собой красивый, манящий образ. Её мама успела при жизни научить дочь многому. Она привила Анне чувство стиля, скоординировала её поведение подстать настоящей леди, дала возможность выучить французский язык, постичь танцевальное искусство, а также освоить игру на рояле.

Проживает Анна с папой Петром Леонтьичем и двумя маленькими братьями Петром и Андреем. Не так давно эта семья потеряла свою маму и отец, культурный человек, преподаватель гимназии не справившись с горестной утратой начал пить. Несчастная Анна была вынуждена одна обеспечивать уход за отцом и братьями. Она постоянно нуждалась в деньгах и не знала, где их взять. Такое тяжелое положение привело её к мысли выйти замуж за богатого, не молодого человека ради денег. Им оказался Модест Алексеич пятидесятидвухлетний чиновник. Анна принесла себя в жертву ради спасения семьи, она надеялась, что выйдя замуж за этого мужчину она сможет обеспечить жизнь отца и братьев. Весь вид Модеста Алексеича вселял в Анну полное отвращение. Первые годы брака Анна была полна страданий, грусти и уныния. Её надежда на обеспечение семьи не сбывалась, Модест Алексеич не собирался помогать её родственникам, а просить она стеснялась.

Все внезапно изменилось после посещения балла, организованного в честь благотворительности. На этом мероприятии Анне удалось покорить своей красотой всех мужчин, она была просто королевой. Модесту Алексеичу пораженному таким вниманием к своей жене со стороны других мужчин приходит осознание того, что его жена невероятная красавица, может даже одна на весь город. После такого вечера престарелый чиновник уже не прочь выполнить любую прихоть своей молодой супруги.

У Анна появляется долгожданная возможность пользоваться деньгами богатого человека. С каждым днем ей требуется все более значительная сумма на развлечения. Анна впервые за все годы начинает жить в свое удовольствие. Ощутив полный вкус жизни, она уже ни во что не ставит своего мужа. Забываясь в потоке веселья она совсем забывает и про свою семью, в которой отец с её братьями еле сводят концы с концами.

Своим рассказом Чехов приводит яркий пример того, как деньги способны испортить даже самого чистого человека.

Светлана яновская. Анализ произведения Чехова “Анна на шее”

Творчество Чехова – одного из самых известных русских писателей – изучается в 9 классе на уроках литературы. Рассказы, пьесы писателя оригинальны и уникальны настолько, что переведены более чем на сто языков и ставятся в театрах всего мира уже более ста лет. Анализ рассказа А. П. Чехова “Анна на шее” включает в себя обзор тематики, проблематики, композиционной структуры, особенностей жанра и художественных средств выразительности, которые использовал автор в своем произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Анна на шее.
Год написания – 1895 год

История создания – задолго до написания рассказа Чехов сделал наброски сюжета в своих рабочих записях. Готовое произведение практически не отличается от первоначальной задумки автора.

Тема – влияние богатства, положения в обществе на духовный мир, нравственную сторону личности.

Композиция – двуплановая композиция, состоящая из линии главной героини и её супруга. Произведение делится на две гглавы

Жанр – новелла, лирико-драматический рассказ.

Направление – критический реализм.

Популярные сочинения

  • Сочинение про Осень
    Лето самая любимая пора многих мальчишек и девчонок. Но к большому сожалению оно слишком быстро заканчивается. Теплые летние деньки, переполненные весёлыми играми и развлечениями потихоньку сменяются осенью.
  • Анализ произведения Господин из Сан-Франциско Бунина
    Рассказ Господин из Сан-Франциско опубликован в 1915 году и некоторым образом выделяется из основного ряда бунинских рассказов. Если в большинстве своих произведений Бунин представлял
  • Мое любимое стихотворение Лермонтова Тучи сочинение
    С самого раннего детства я обожаю лирические произведения и поэзию. Вместо очередной сказки на ночь, я всегда просила маму прочитать мне только стихотворения! Поэтому с творчеством Михаила Юрьевича

История создания

Сохранились записи писателя, в которых он разработал сюжетную линию будущего рассказа. В нём предполагалось, что молоденькая гимназистка выходит за толстого некрасивого старика, чтобы спасти себя и своих пятерых братьев от нищеты.

Муж оказывается скупым, попрекает её, не даёт денег. Желая занять более почётное место в обществе, он ведёт жену на бал, где она попадает в центр внимания, имеет головокружительный успех. Понимая свою выигрышную позицию, Анна называет мужа болваном, изменяет, тратит его деньги.

Окончательный вариант рассказа отличается некоторыми деталями, но в целом сюжет соответствует первоначальной задумке автора. В октябре 1895 года Антон Павлович послал текст рассказа в редакцию “Русских Ведомостей”, 22 октября произведение было опубликовано. Немного доработав образ главной героини, изменив второстепенные детали, автор включил рассказ “Анна на шее” в собрание сочинений 1899-1901 годов.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Анна на шее»
  • для самых крутых — Читать «Анна на шее» полностью

Анализ 2

Рассказ «Анна на шее» — это представление автором собственного понимания проблемы отношений между представителями неравных социальных статусов. Суть проявляется через образы главных и второстепенных героев, их связей друг с другом, занимаемым местом в обществе положением, родом из занятий и интересов.

Главные герои рассказа — молодая девушка по имени Анна и 52-летний мужчина. В их отношениях нет развития ни любовных, ни дружеских отношений. Все ограничено и укладывается в рамки выгоды и наживы. Пожелание девушки и стремление стать его женой — не иначе, как выход из сложной материальной ситуации семьи, где она выросла.

За счет брака на богатом мужчине она надеялась спасти отца от долгов и пьянства, а братьев от голода и нищеты. В этой ситуации Анна выступила как добродетель, любящая дочь и сестра, как человек, у которого было обострено чувство доброты, сострадания к близким, милосердия. Ее жених, которого рекомендовали родственники, также своей женитьбой создавал идиллии счастливой семейной жизни. Это было рассчитано на внимание вышестоящего, от которого зависела будущая награда главного героя. А для этого нужно было постараться войти в доверие, заслужить положительную характеристику человека, чья супруга — умная, красивая женщина, готовая также служить своему государю.

Особого внимания в произведении заслуживает его композиция, благодаря которой главные герои будто меняются местами. За счет подобного приема А. П. Чехов добивается желаемого результата, развинчивая характеры героев. Их встречи и женитьба — это резкие противопоставления друг другу. При этом они будто обмениваются своим внутренним миром частично, меняя сущность.

Из скромной, бедной, думающей девушки Анна превратилась в богатую, расчетливую, легкомысленную девушку, которая после бала изменилась в отношении к лицу и братьям, больше не уделяя им внимания.

Таким образом, меняя от начала произведения к концу характеры и поведение главных героев, автор смог точно обозначить главную мысль рассказа. Он подчеркнул отношения между людьми двух миров — общества богатых влиятельных людей, и тех, у кого нет средств к существованию и права голоса.

А. А. Чехов с осуждением относится к Анне, которая занимая положение супруги богатого человека, показала свое истинное лицо.

В рассказе Чехов затрагивает самые животрепещущие темы, касающиеся человеческого бытия: богатство и бедность, нравственность и духовное падение, смысл жизни, обывательщина. Основная проблема произведения: социальное неравенство и его влияние на жизнь, мировоззрение и личность человека.

Жизнь Анны и мужа показывается параллельно, они не пересекаются. Это чужие люди, добившиеся того, о чем мечтали, но потерявшие что-то очень важное. Анна обрела ощущение счастья, богатство и положение в обществе, но её душа очерствела, она забыла о братьях и отце, отчаянно нуждающихся в помощи. Модест Алексеич получил желаемые чины и награды, но потерял уважение супруги и стал её “прислугой”.

Смысл названия произведения в том, что вместе с желаемой наградой (которую называли Анной и носили только, вешая на шею) главный герой получил ещё одну Анну – жену-распутницу, неблагодарную, своенравную, которая тоже оказалась “на его шее”.

Второстепенные герои рассказа Чехова «Анна на шее»

Петр Леонтьич

— отец Анны. После смерти жены стал много выпивать. Не интересуется воспитанием дочери и сыновей. Находит утешение в своих собственных удовольствиях. По натуре человек слабый, не способный принимать верные и здравые решения. Косвенно, но и по его вине тоже Анна теряется свою человечность и оказывается в дурном, лицемерном обществе.

Петя и Андрюша

— братья Анны. Автор описывает их как худеньких гимназистов с большими глазами. Они растут в тех же условиях, что и Анна. Лишившись матери, они видят отца, который много пьет. Вместе с тем, они понимают, что их сестра больше не хочет иметь с ними дело. Показательна сцена, когда Анна проезжает мимо них на санях. Мальчики даже говорят отцу, что не стоит ее окликать, потому что чувствуют насколько сильно изменилась их сестра. Возможно, их судьба сложится похожим образом. Автор ничего об этом не сообщает.

Композиция

Композиция двуплановая: рассказ разделён на две главы. Первая повествует о жизни Анны до первого выхода в свет. Вторая – о кардинально изменившейся ситуации, которая перевернула весь уклад семьи после первого бала, оглушительного успеха молодой супруги Модеста Алексеича. Всё повествование построено на ярчайшей антитезе, на “до” и “после”.

Кольцевую оформленность композиции придаёт лейтмотив из бедной прошлой жизни главной героини: “не надо, папочка” – звучит из уст троих детей овдовевшего старого учителя, в конце рассказа – эти слова повторяют двое братьев Анны. Она становится частью нового мира, забывает о бедности и нужде самых близких людей.

Сочинение про Анну

В своём рассказе «Анна на шее» Чехов представил читателям образ молодой девушки Анны, которая и является главной героиней.

Это была восемнадцатилетняя девушка, очень воспитанная, благоразумная и наделенная всеми культурными манерами. Она являла собой красивый, манящий образ. Её мама успела при жизни научить дочь многому. Она привила Анне чувство стиля, скоординировала её поведение подстать настоящей леди, дала возможность выучить французский язык, постичь танцевальное искусство, а также освоить игру на рояле.

Проживает Анна с папой Петром Леонтьичем и двумя маленькими братьями Петром и Андреем. Не так давно эта семья потеряла свою маму и отец, культурный человек, преподаватель гимназии не справившись с горестной утратой начал пить. Несчастная Анна была вынуждена одна обеспечивать уход за отцом и братьями. Она постоянно нуждалась в деньгах и не знала, где их взять. Такое тяжелое положение привело её к мысли выйти замуж за богатого, не молодого человека ради денег. Им оказался Модест Алексеич пятидесятидвухлетний чиновник. Анна принесла себя в жертву ради спасения семьи, она надеялась, что выйдя замуж за этого мужчину она сможет обеспечить жизнь отца и братьев. Весь вид Модеста Алексеича вселял в Анну полное отвращение. Первые годы брака Анна была полна страданий, грусти и уныния. Её надежда на обеспечение семьи не сбывалась, Модест Алексеич не собирался помогать её родственникам, а просить она стеснялась.

Все внезапно изменилось после посещения балла, организованного в честь благотворительности. На этом мероприятии Анне удалось покорить своей красотой всех мужчин, она была просто королевой. Модесту Алексеичу пораженному таким вниманием к своей жене со стороны других мужчин приходит осознание того, что его жена невероятная красавица, может даже одна на весь город. После такого вечера престарелый чиновник уже не прочь выполнить любую прихоть своей молодой супруги.

У Анна появляется долгожданная возможность пользоваться деньгами богатого человека. С каждым днем ей требуется все более значительная сумма на развлечения. Анна впервые за все годы начинает жить в свое удовольствие. Ощутив полный вкус жизни, она уже ни во что не ставит своего мужа. Забываясь в потоке веселья она совсем забывает и про свою семью, в которой отец с её братьями еле сводят концы с концами.

Своим рассказом Чехов приводит яркий пример того, как деньги способны испортить даже самого чистого человека.

Другие сочинения: ← Екатерина Ивановна в рассказе Ионыч↑ Чехов А.П.Почему доктор Старцев стал превращаться в Ионыча →

В рассказе “Анна на шее” анализ предполагает рассмотрение особенности жанра малой прозаической формы, который свойственен именно А. П. Чехову. Автор любит лаконизм во всем, не всегда пользуется развязкой, ему нравится оставлять читателя в раздумье – чем закончится произведение (как правило – итог очевиден).

Сатирические образы, за которыми стоит трагический смысл – это классическая манера Чехова как прозаика и драматурга. Таким образом, “Анна на шее” – лирико-драматический рассказ или новелла, что подтверждается лаконизмом, резкой сменой событий, неожиданным перевоплощением главной героини.

О чем рассказ Чехова – сюжет

Молодая, симпатичная девушка выходит замуж за богатого мужчину, который ей годится в отцы. Ее социальное положение очень тяжелое. Она еще в детстве осталась без матери, отец пьет, бедные братья ходят без обуви. Супруг оказывается очень жадным, ничего ей не покупает и денег не дает.

На рождественский бал он делает исключение и покупает ей вечернее платье. Анна выглядит потрясающе, затмевает всех дам вокруг. Даже Его сиятельство остается не равнодушным к прекрасной леди. Этот вечер раз и навсегда изменил жизнь девушки. Теперь она не боится мужа и смело ему отвечает. Она ходит на прогулки, вечера. Счета оплачивает ее муж.

Произведение учит, что не нужно отрекаться от своих родных, стыдится их социального положения, внешности. А наоборот, в трудную минуту протягивать руку помощи.

Анализ рассказа

В лице главной героини видна резкая перемена личностных качеств после понимания своей социальной значимости. Изначально Анна кажется читателю тонкой натурой, которая обладает чувствами сострадания, нравственности и любви к своей семье. Но возвышение человека в аристократических кругах пробуждает в Анне скрытые пороки в лице корысти, гордыни и пренебрежения своими родными.

Глубина рассказа и его суть полностью раскрываются в кульминации. Автор дает четко понять читателю, что Анна — ветреная особа, для которой смысл жизни заключается в дорогих нарядах, пышных балах и влиятельном окружении в лице расточительных богачей.

Творчество Чехова – одного из самых известных русских писателей – изучается в 9 классе на уроках литературы. Рассказы, пьесы писателя оригинальны и уникальны настолько, что переведены более чем на сто языков и ставятся в театрах всего мира уже более ста лет. Анализ рассказа А. П. Чехова “Анна на шее” включает в себя обзор тематики, проблематики, композиционной структуры, особенностей жанра и художественных средств выразительности, которые использовал автор в своем произведении.

Звезда – часто встречающийся образ в произведениях русских поэтов. Она является многосторонним, даже разносторонним символом, который, в большинстве случаев, несет  добрый, радостный посыл. В литературном наследии Бориса Леонидовича Пастернака имеется несколько стихотворений, где встречается образ звезды. Одним из них является произведение «Рождественская звезда», которое Многомудрый Литрекон проанализировал и предлагает ознакомится  читателю с данным разбором ниже.

История создания

Стихотворение «Рождественская звезда» сам поэт считал безусловным шедевром, не говоря уже о фуроре, которое оно производило на читателей. 

«Прошел год, как я была у Вас, и снова Рождество Христово, и сияет полная луна, и искрится снег, и обо всем чудном зимнем мироздании не скажешь лучше, чем Вы в Вашей «Рождественской звезде», которая на веки веков для всех живых людей связана с этой удивительной порой бытия. И за это, — как и за многое, премногое другое — честь Вам и хвала и благодарение…» (М. В. Юдина)

Как-то еще в одном своем письме Мария Вениаминовна обмолвилась, что если бы у Бориса Леонидовича не было больше ни одного стихотворения, кроме «Рождественской звезды», то бессмертие ему было бы уже обеспеченно и на земле, и на небе.

Текст произведения был задуман и написан в январе 1947 года.

«Рождественская звезда» входит в «Стихотворения Юрия Живаго», семнадцатую главу романа «Доктор Живаго». Произведения данного цикла объединены тремя темами: религия, любовь, природа. Разбираемое стихотворение принадлежит первой из тем, теме христианства. Произведения этой темы являются неким гиперболизированным образом переживаний, терзаний лирического героя романа. 

Интересен также тот факт, что стихотворение «Рождественская звезда» посвящено А. А. Блоку! 

Особое отношение Бориса Пастернака к творчеству Александра Блока отразилось в романе «Доктор Живаго», где главный герой решает написать стихотворение «Рождественская звезда» вместо статьи о поэте.

«…Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни…» (из романа «Доктор Живаго»)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Рождественская звезда» является образцом философской лирики поэта. По сути, всё творчество Бориса Леонидовича можно считать эталоном этого жанра. Произведения поэта пронизаны тонкой, еле заметной «философской нитью», что затрудняет их понимание, является помехой в получении точного первоначального впечатления. Но именно это и является особенностью, некой «перчинкой» его творчества, заставляющей вновь и вновь возвращаться к произведениям Бориса Пастернака, которые с каждым прочтением открываются по-новому, раскрывают своё «естество». 

Направление, которому принадлежит стихотворение, также сложно конкретно обозначить, как и направление, к которому относился Борис Леонидович. Пастернак – творец, человек искусства во всех смыслах этого слова! Поэтому направление, в котором автор творил, он тоже создал сам, опираясь на футуристическое и символическое течение. 

В произведениях Бориса Пастернака нет футуристической «четкости», нет «символистической» завуалированности, но присутствует «рельефность», новаторство в построении произведения, присущие тому же футуризму, присутствует глубина образов, помогающих донести точную мысль поэта, присутствует музыкальность, легкость слога. 

Размер стихотворения «Рождественская звезда» – беспорядочное чередование двустопного и четырехстопного амфибрахия. Рифмовка в основном кольцевая, но встречается и перекрестная (10, 11, 14 и 17 строфы). В произведении встречается и мужская, и женская рифма.

Примечательно также то, что такой стихотворный размер как амфибрахий является одним из самых музыкальных, отчего популярен у поэтов-философов, целью которых является затрагивание души читателя.

Композиция

Стихотворение «Рождественская звезда» состоит из 18 разнокалиберных строф. Его можно назвать закольцованным, так как, начиная с описания вертепа, поэт постепенно, отдаляясь от конкретики, описывает вокруг-происходящее, а затем вновь возвращает внимание к Младенцу.

Все произведение можно разделить на 8 смысловых частей, которые также различны по размеру, по количеству строф.

  • 1-я часть – первые две строфы, которые изначально описывают обстоятельства, место действия, затем и само событие. Автор акцентирует внимание читателя на значимости и «прозрачности» момента. «Над яслями теплая дымка плыла». То есть событие только произошло, и не вполне верится еще в реальность происходящего.  
  • 2-я часть – следующие две строфы. Резко перескочив от хлева, поэт описывает смотрящих вдаль пастухов, описывает увиденное ими. «Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звезд.». Автор прибегает к скрытому противопоставлению, описывая рождение Младенца в начале и кладбище далее.
  • 3-я часть – три последующие строфы, которые рассказывают о звезде, о главном образе произведения, о вестнике радости.  Поэт говорит о ней как о чем-то незаметном, привычном. Но позже, в следующей строфе, автор сравнивает её с горящим гумном, с горящим хутором.
  • 4-я часть – следующие три строфы, которые можно считать самыми «внесюжетными», обобщенными. Но именно они передают полноту авторской идеи, передают «безвременность» происшедшего события. Поэт перечисляет всех и вся, стремящихся на встречу с Младенцем, идущих за звездой.
  • 5-я часть – следующая строфа, возвращающая читателя к пастухам, которые решили присоединиться к общему шествию.
  • 6-я часть – 12, 13 и 14 строфы, в которых поэт пишет о «невидимом». 

«…Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.»
«Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды…»
«По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.»

Эти строки ещё раз подчеркивают «величину» события, его значимость. Люди, звери, Ангелы объединились! В общей толпе они направляются к вертепу.

  • 7-я часть – 15 строфа, описывающая беседу Девы Марии и пришедших, описывающая их нетерпение, но в то же время мирное ожидание.
  • 8-я часть – заключительная часть. Она описывает события внутри пещеры, описывает любование, радость волхвов, которых впустила Дева Мария. В последнем шестистишии поэт вновь упоминает о звезде. Но она уже не указатель пути, не проводник, она – гость, которого впустили посмотреть на Младенца.

«…Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.»

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Рождественская звезда» – это человек-зритель, легко перемещающийся сквозь большие пространства, это человек-рассказчик, который с трепетом, достоинством, подробно повествует о событии и об отношении к происшедшему людей, животных, Ангелов. Этот человек верующий, с благоговением и радостью относящийся к описываемому.

Главным образом стихотворения «Рождественская звезда» является, конечно же, звезда, упомянутая и в названии произведения. Но помимо него, в стихотворении присутствуют другие образы, играющие немаловажную роль. 

Утес, с которого смотрят пастухи, с которого открывается вид на погост,  который нужно преодолеть, чтобы добраться до пещеры. Утес в христианстве является символом Господа, а пещера – символ укрытия, духовного центра, то есть пастухи направляются к истине, а данное направление им указывает Бог.

«…Над яслями теплая дымка плыла…»

Дымка, столб дыма обычно символизирует душу, которая покинула тело, но в данном случае все иначе. Скорее всего, поэт указывает на «величину духа» Младенца, то есть душа настолько велика, широка, что не вмещается в маленькое тельце.

Далее идет часть «о звезде». Звезды раньше считались разумными существами, наблюдающими с неба за жизнью на земле, они являются символом вечности, идеала, счастья, то есть всего того, к чему стремится каждый человек, к чему тянется душа. 

Автор звезду сравнивает с огнем, употребляя по отношению к ней такие слова как «пламенела, … как отблеск поджога, как хутор в огне и пожар на гумне», то есть поэт сравнивает звезду с огнем. Огонь – символ света, символ победы добра, символ очищения и обновления. Обращаясь к контексту стихотворения, мы понимаем, что речь идет о Вифлеемской звезде, которая является вестником рождения Спасителя. Именно поэтому она сияет так сильно, так мощно, так небывало.

«Растущее зарево рдело над ней…»

Заря является символом рождения Христа. Интересно также то, что на многих иконах эпохи Возрождения Иисус Христос изображён в одеяниях цвета зари.

«Три звездочета» — это три волхва, спешащих за звездой. 

Дальше, продвигаясь по тексту произведения, следует образ толпы, двигающейся за звездой. Этот образ занимателен тем, что в описываемой  продвигающейся массе можно встретить не только людей, но и «мысли веков, все мечты, все миры,…все шалости фей, все дела чародеев, все елки на свете, все сны детворы…весь трепет затепленных свечек, все цепи, все великолепье цветной мишуры…». 

Увлекательны сравнения Бориса Леонидовича. 

«По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.» 

Слюда – это природный минерал, который является очень значимым для человека, является незаменимым во многих отраслях его деятельности. Поэт употребляет «это слово» для обозначения следов Ангелов, которые прокладывают важнейший, «значимый» путь.

Неслучайно упоминание поэтом кедра. Ведь это дерево является «Древом Господним».

«Светало. Означились кедров стволы.»

Также упоминается о  дубе, который является символом большой жизненной силы.

«Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба…»

Борис Леонидович сравнивает Младенца с лучом месяца, а месяц является символом возрастающей добродетели.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Рождественская звезда» – это Рождество Христово. Данная тема очень светлая, радостная. Многие русские поэты, прозаики обращались к этой теме. «Рождественские» произведения наполнены ожиданием чуда, надеждой, светом. 

Проблематику стихотворения «Рождественская звезда» очень сложно выделить, так как, казалось бы, что может быть проблематичного в таком событии? Что волнует лирического героя произведения? Лирический герой, являющийся рассказчиком, с изумлением рассказывает о стремлении всего живого к свету, о вере, можно сказать, о предчувствии, о следовании зову сердца.

Настроение стихотворения светлое и доброе, наполненное чудесным, теплым духом. По темпу оно достаточно спокойное, распевное.

Основная идея

Смысл произведения «Рождественская звезда» — это единство всех, единство всего в стремлении к свету. Удивительно, что общая «цель» не вносит разлад, дух конкуренции в ряды следующих, а напротив, объединяет. 

Также главная мысль стихотворения сосредотачивается на чуде, его присутствие в повседневной жизни. 

«Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды…
По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.»

Эти строки напоминают читателю про ежедневное, повсеместное чудо. Христос посреди нас! 

Анализ стихотворения «Рождественская звезда» по плану завершается разделом, посвященным тропам.

Средства выразительности

Стихотворение «Рождественская звезда» богато разнообразными средствами выразительности. Некоторые тропы представлены ниже.

  1. Эпитеты: «домашние звери», «теплая дымка», «постельная труха», «смотрели спросонья», «горящая скирда», «целая вселенная», «новая звезда», «небывалые огни», «странное виденье», «грядущая пора», «затепленные свечки», «цветная мишура», «злей и свирепей дул ветер», «золотые шары», «видно отлично», «хорошо разглядеть», «яркая поляна», «морозная ночь», «входил незримо», «предутренняя мгла», «несметный сброд», «месяца луч», «едва подбирая», «немного налево».
  2. Сравнение: «пламенела, как стог…, как отблеск поджога, как хутор в огне и пожар на гумне», «возвышалась горящей скирдой», «на эти следы, как на пламя огарка», «морозная ночь походила на сказку», «средь серой, как пепел, мглы», «последние звезды, как пылинки золы», «он спал, как месяца луч», «стояли в тени, словно в сумраке хлева», «как гостья, смотрела звезда Рождества».
  3. Метафоры: «полночная даль», «звезда застенчивей плошки», «она (звезда) пламенела», «зарево рдело», «вставало вдали все пришедшее после», «босые следы», «мысли веков», «будущее галерей и музеев», «листами слюды», «навьюженная гряда», «толпилась орава», «неба послы».
  4. Олицетворение: «дымка плыла», «вселенная встревожена», «растущее зарево», «шаг оставлял отпечаток стопы», «рассвет сметал».
  5. Градация: 

«Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.»

  1. Архаизмы: «вертеп», «плошка».
  2. Историзм: «кожух».
  3. Диалектизм: «доха».
  4. Просторечье: «хибара», «орава», «сброд».
  5. В произведении часто встречается анафора – единоначатие (в основном звуковая).
  6. В стихотворении можно заметить противопоставление (антитезу) рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.
  7. Инверсия: «стояла зима», «дул ветер из степи», «холодно было младенцу», «его согревало дыханье», «вдали было поле в снегу и погост» и другие (в произведении активно используется инверсия).
  8. Бессоюзие: «все мысли веков, все мечты, все миры, все будущее галерей и музеев, все шалости фей, все дела чародеев, все елки на свете, все сны детворы».
  9. Прямая речь: 

     «— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,-
Сказали они, запахнув кожухи.

Автор: Кристина Асаулова

  • Сочинение по произведению первая любовь
  • Сочинение по произведению прощание с матерой распутин
  • Сочинение по произведению путешествие из петербурга в москву 9 класс
  • Сочинение по произведению повелитель мух
  • Сочинение по произведению полтава 7 класс сравнение петра 1 и карла 12